Мосгоризбирком утвердил порядок проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) на выборах мэра столицы в 2023 году. Дистанционное электронное голосование в 2023 году пройдет в 25 регионах России. В ЦИК рассказали, как будет проходить дистанционное голосование на выборах в сентябре. Подробно рассказываем и показываем, как проголосовать в общероссийской тренировке дистанционного электронного голосования. Территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования в здании Центральной избирательной комиссии России.
ВС отклонил иск из-за электронного голосования
Установили порядок действий Администратора первого онлайн голосования. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) на выборах президента России в 2024 г. пройдет в тех регионах, где оно уже было опробовано. В сентябре 2021 года правила ДЭГ ЦИК уже регламентировала в «Постановлении о порядке дистанционного электронного голосования (ДЭГ)». Чтобы выбрать удобный участок для голосования или принять участие в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ), нужно заранее подать заявление. Существует также определённый порядок, который должен соблюдаться: • Необходимо уведомить членов товарищества о проведении голосования и указать, на какой площадке оно будет проводиться, порядок подтверждения участия и направления решения.
Как проголосовать онлайн на выборах в 2024 году: пошаговая инструкция
Порядок проведения дистанционного голосования на предстоящих выборах в Государственную Думу обсуждают во вторник в Центральной избирательной комиссии. Чтобы провести дистанционное заседание участников, акционеров или членов органов юридических лиц, нужно заранее предусмотреть такую возможность в уставе или единогласным решением гражданско-правового сообщества. Госдума приняла закон с поправками в избирательное законодательство о голосовании на выборах и референдумах по почте и дистанционно, а также сборе подписей избирателей за кандидата с использованием сайта «Госуслуги». Детальный порядок дистанционного голосования и случаи его использования на федеральном уровне пока не определены.
Выборы-2024: как проголосовать онлайн с компьютера или смартфона
Ответчики не доказали, что электронные бюллетени были заполнены в пределах срока голосования, а не в те 8 дней, которые формировался протокол». При голосовании в иных информационных системах органы жилищного надзора могут сомневаться в легитимности собраний, а собственники могут бояться предоставлять свои данные для регистрации в системе. Большинство иных информационных систем берет плату, если не за собрание и не абонентку, то как минимум за реестр собственников. С другой стороны, пользователи ГИС ЖКХ сообщают о технических сложностях, при этом техподдержка стандартная, юридической поддержки нет вовсе. При выборе иной информационной системы можно поискать вариант с гибкой техподдержкой, личным менеджером, юридической помощью и дружелюбным интерфейсом. После этого опробовать эту иную систему для не самых острых вопросов, чтобы сравнить и понять, что конкретному дому больше подходит. Если собственники не спешат выбирать систему, то за них это часто делает управляющая компания — подбирает подходящий вариант, включает нужную ей систему в повестку собрания голосов нужно немного — простое большинство от голосов участников , а себя предлагает в качестве администратора.
Так она сможет проводить собрания без каких-либо очных частей с недовольными собственниками. Несколько рекомендаций тем, кто выбирает иную информационную систему Они заключаются в юридической стороне, технической и экономической. Юридические моменты - внимательно почитать договор оферту , правила использования сервиса, политику конфиденциальности, положение об обработке персональных данных, если такие имеются; - убедиться, что организация-создатель сервиса числится в Реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных; - спросить у менеджера повестку, необходимую для выбора конкретной информационной системы, так как сервисы могут отличаться между собой по внутренним правилам использования. То есть может случиться так, что собственники просто утвердят систему без ее согласия и без утверждения ее правил, а потом просто не смогут ее использовать. Еще можно поискать судебную практику по оспариванию решений, принятых через систему, которую хочется выбрать. Технические моменты Например, может ли собственник переголосовать в электронном виде, что будет, если собственник проголосует онлайн, а потом передаст бумажный бюллетень и т.
Как мы уже указывали, это решается в каждом сервисе по-разному. Если такие нюансы принципиальны, то стоит уточнить порядок до того, как собственники выберут информационную систему. Можно посмотреть ролики или изучить демоверсию, если таковая доступна. В некоторых иных информационных системах собственники со стороны могут следить за ходом голосования и фиксировать аномалии. Множество собственников обратилось в суд с иском об оспаривании принятых решений. Они указали, например, что данные онлайн-голосования через табло онлайн-голосования предоставлялись иные, чем указаны в протоколе; голосование проводилось с перерывами; администратор собрания несвоевременно вносила данные голосования, в том числе после окончания голосования.
Также администратор внесла данные за тех, кто не голосовал на собрании. А еще было сформировано три варианта протокола с результатами этого собрания. Что на это возражал ответчик: собрание с использованием системы проводилось впервые, администратору пришлось столкнуться с техническими проблемами, в этой связи допускалась незначительная задержка при внесении бюллетеней голосования в систему; существует не три, а два варианта протокола; протокол, сформированный системой, не отвечал обязательным требованиям, поскольку в нем отсутствовало указание на то, принято ли решение по вопросу повестки дня или нет, а формулировки, предложенные системой, являлись неоднозначными. Поэтому администратор был вынужден сообщить владельцам информационной системы, что подписание отложено до получения юридической консультации и внесения исправлений для приведения протокола в соответствие с требованиями закона в части, не затрагивающей численные итоги голосования; первоначально сформированный протокол хранится в системе вместе с протоколом, который подписан администратором. Итоговый протокол дополнен лишь итоговыми выводами по каждому вопросу повестки дня, то есть указано, принято решение по вопросу или нет. Суд не стал вдаваться в эти детали, а заключил, что на собрании отсутствовал кворум, и именно по этой причине признал принятые решения недействительными.
Он вычел голосование: - представителей собственников, чьи полномочия на голосование не подтверждались документально; - тех собственников, голосование которых администратор внесла в систему, но чьи бюллетени не предоставила; - и тех собственников, чьи бюллетени были датированы числом более поздним, чем официально завершилось голосование. На этом примере опять видно, как важно выбирать надежного администратора. Экономическая или финансовая сторона И здесь нужно внимательно изучить договор или оферту. Бывает, что сервис берет плату и за факт проведения собрания, и абонентскую плату в год, и еще деньги за обновление реестра собственников. Кто-то предлагает доступ на квартал или год, а туда уже все включено, и собранийможно проводить сколько угодно. Можно спросить у менеджера про скидки и помощь в проведении традиционного бумажного собрания для выбора информационной системы.
Иногда если собственники хотят выбрать какой-то сервис для онлайн-голосований, то этот сервис бесплатно или с большой скидкой выгружает реестр собственников и предоставляет возможность подготовить документы для собрания по выбору этой системы. Это тоже зависит от конкретного сервиса. Хоть в ЖК РФ и предусмотрена возможность использования иных информационных систем, но внятных требований к системам не содержится. Поэтому некоторые думают, что онлайн-голосование — это почти любой опрос с использованием интернета. Так думать не надо. Пример [12] В Чебоксарах собственники на обычном общем собрании приняли решение «Использовать системы или иные информационные системы и мобильные приложения при проведении в дальнейшем общего собрания собственников, а именно использование мобильного приложения Viber — путем создания группы — и присоединения всех собственников дома через контактный телефон в данную группу».
По иску управляющей компании это решение было признано недействительным. Мотивировка такая: ЖК РФ допускает при проведении голосования использование иных информационных электронных систем. При этом должны учитываться порядок и сроки, которые кодекс предусматривает для онлайн-голосования. Информационная система — это совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих ее обработку. Мессенджер Viber является лишь электронным средством связи, с помощью которого пользователем информационно-телекоммуникационной сети передается либо получается информация через интернет. Этот вид связи не обеспечивает сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации, касающейся процедуры проведения общего собрания МКД.
Также он не позволяет достоверно определить, что тот или иной документ исходит именно от того, кто вправе принимать решения. Поэтому мессенджер Viber не может быть отнесен к иным информационным электронным системам в понимании Жилищного кодекса. Примерную повестку можно взять у самого сервиса или согласовать с ним свою. Может, они что-то добавят типа утверждения правил использования системы. Обязательные вопросы: об использовании при проведении общего собрания собственников в форме заочного голосования иной информационной системы. Здесь обычно прописывается название или адрес системы; об определении лиц, которые от имени собственников уполномочены на использование иной информационной системы при проведении общего собрания собственников в форме заочного голосования администратора ; о порядке приема администратором сообщений о проведении общих собраний собственников, решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Это то, как и когда администратору удобно принимать собственников с их бюллетенями и инициатора с его сообщением о собрании. Например, по такому-то адресу, в рабочие дни с 19 до 21 часов, а в выходные — по предварительной договоренности по такому-то телефону; о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников в форме заочного голосования с использованием. Надо продумать число дней не меньше 7 и не больше 60. При выборе информационной системы надо учитывать изменения в продолжительности голосования. Потому что раньше был срок от 3 до 5 дней, и увеличенная продолжительность появилась лишь в 2020 году. Что делать тем, кто раньше, до 2020 года, утвердил короткую продолжительность голосования, законодатель не указал.
Хотя мог бы просто увеличить максимальную продолжительность, и все было бы нормально. В общем, правовое регулирование онлайн-собраний оставляет желать лучшего. Пример [13] Пример про продолжительность. В Самаре суд признал недействительным решение обычного собрания, на котором собственники проголосовали про возможность онлайн-голосования. Они проводили собрание уже после поправок в Жилищный кодекс РФ. Может, инициаторы не читали про изменения или воспользовались готовыми шаблонами из интернета, но в итоге собрание утвердило продолжительность онлайн-собраний с 3 до 5 дней.
Суды признали это решение недействительным, так как оно не соответствует текущим требованиям ЖК РФ. Что еще включить в повестку Можно включить в повестку вопрос об упрощенном порядке уведомления собственников о собрании сообщениями на информационных досках , если раньше такое решение не принималось, а уведомлять через ГИС ЖКХ по каким-то причинам проблематично. Еще — о размещении итогов собрания в общедоступном месте МКД. Если система платная для собственников, то надо заранее продумать и решить вопрос финансирования и оплаты сколько стоит, кто оплачивает, как собирать с собственников. Плату часто собирает управляющая компания, поэтому надо договориться с ней, чтобы не было сюрпризов. Иногда собственники решают, что оплачивает собрание тот, кто его инициирует.
В таком случае можно обойтись без управляющей компании. Если система бесплатная, то вопрос, разумеется, не нужен. Собрание членов ТСЖ в иных информационных системах Проведение общего собрания членов ТСЖ ТСН с использованием информационной системы возможно в случае, если такая возможность предусмотрена уставом товарищества ч. То есть до проведения онлайн-собрания нужно внести изменения в устав товарищества не забыть зарегистрировать изменения в налоговой и направить в ГЖИ. Несколько собственников посчитали, что собрание проведено с нарушениями, и обратились в суд. В системе не размещен реестр сведений о голосовании, что лишило возможности принять участие в собрании.
Суд отказал в удовлетворении требований. Согласно протоколу, решения по вопросам повестки дня приняты большинством от принявших участие в голосовании. Материалы собрания также переданы в Мосжилинспекцию. Истцы должны были доказать, что при проведении собрания нарушен ЖК РФ, но они не подтвердили доказательствами свои доводы. Также они не доказали, в чем заключаются нарушение их прав. При этом другие собственники решения общего собрания не обжаловали.
Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости. Показать больше.
Как и в прежние годы, всем избирателям страны будет доступна система "Мобильный избиратель", с помощью которой можно внести свое имя в списки для голосования на любом участке в РФ и за ее пределами. В столице у жителей других регионов будут и дополнительные возможности, поскольку здесь ЦИК разрешила использовать терминалы электронного голосования ТЭГ. Желающие проголосовать с помощью ТЭГа могут сделать это на любом участке, где есть такое устройство. Список участков, оборудованных ТЭГами, Мосгоризбирком определит до 20 февраля. Уже известно, что их не будут использовать в местах временного пребывания избирателей больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, и других местах временного пребывания.
Чтобы проголосовать дистанционно на региональных или муниципальных выборах, не нужно посещать избирательный участок, голосование проводится онлайн на специальном портале. Для этого необходим компьютер, планшет или смартфон с доступом в интернет. ДЭГ доступно для пользователей с подтверждённой на портале «Госуслуги» учётной записью и номером телефона. Важно, чтобы на последний из дней голосования участнику дистанционного голосования исполнилось 18 лет.
Госдума приняла во втором чтении законопроект о правилах онлайн-голосования в России
В пресс-службе Госдумы отметили, что ко второму чтению было внесено ряд поправок, в частности для лиц, осуждённых за экстремизм или педофилию. Ошибка в тексте?
Для этого необходим компьютер, планшет или смартфон с доступом в интернет. ДЭГ доступно для пользователей с подтверждённой на портале «Госуслуги» учётной записью и номером телефона. Важно, чтобы на последний из дней голосования участнику дистанционного голосования исполнилось 18 лет. Подробнее об электронном голосовании - на портале vybory.
Не позднее чем за 10 рабочих дней до даты первого онлайн-собрания, инициатор-администратор размещает в информационной системе и направляет через нее собственникам сообщение о проведении собрания и о том, как собственники могут отказаться от такого формата. Тогда же инициатор-администратор размещает это сообщение о собрании и возможности отказа в общедоступных местах — на досках объявлений, размещенных в подъездах или в пределах земельного участка МКД. Там же он должен разместить правила доступа к информационной системе не зарегистрированных в ней собственников.
Другая особенность первого онлайн-собрания — право собственников отказаться от такого формата. Для этого несогласные должны не позднее, чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания, передать в свою УК ТСЖ, кооператив письменные отказы от проведения общего собрания. УК должна зарегистрировать эти отказы, а потом — не позднее чем за два рабочих дня до собрания — представить их инициатору-администратору ну или оставить у себя, если УК и есть инициатор. Сведения об отказах и сами письменные отказы должны размещаться в ГИС ЖКХ [4] — тоже лицом, которое управляет домом и тоже не позднее чем за два рабочих дня до собрания. Если УК недобросовестная и выступает инициатором собрания, то у нее появится закономерное желание скрывать полученные отказы. Дальше УК аннулировала сообщение о собрании, инициированном жителями, и их онлайн-голосование технически прекратилось. Инициатору-собственнику пришлось вручную составлять протокол собрания и прикладывать к нему распечатку из системы. Еще УК отключила лицевые счета собственников, чтобы те не смогли голосовать онлайн, но внесла в систему сведения о голосовании собственников типа «на бумаге».
Десятки собственников путем присоединения к иску обратились в суд. Они указывали, что собрание проведено с нарушениями, они не голосовали, кворума нет. Суды признали решения собрания недействительными. Они пришли к выводу, что кворума на собрании действительно не было. Из подсчета были вычтены бюллетени: - те, что подписаны не собственниками не уполномоченными на то лицами ; - те, которые были подписаны якобы истцами, хотя собственники пояснили, что бюллетени не подписывали, письменные решения являются подложными. Поэтому надо хорошо подумать перед тем, как проводить онлайн-собрание, если возможно какое-то противодействие со стороны управляющей организации. Полное бездействие тоже рискованно для собственников — управляющая организация может сама стать инициатором и администратором первого заочного голосования с использованием информационной системы. В таком случае, скорее всего, она вынесет на голосование вопрос о выборе себя в качестве постоянного администратора.
Тут надо будет либо голосовать против, либо следить, чтобы компания не проголосовала за собственника самостоятельно путем заполнения и последующего внесения в систему бумажного бюллетеня. Здесь мы подошли к вопросу о фальсификациях на онлайн-голосовании, которые обычно происходят путем внесения в информационную систему бумажных бюллетеней тех лиц, кто их не заполнял и не сдавал администратору. Приведем еще несколько примеров из Московской области по голосованию через региональную информационную систему. Инициатором и администратором собрания были муниципальные власти как собственник нескольких квартир. На голосовании решали про заключение договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Истец — другой собственник — настаивал на том, что кворума на собрании не было. Суд указал, что права истца принятым решением не нарушены, и он сам может инициировать свое собрание по таким же вопросам. Про позицию 15 собственников, которые указали на свое неучастие, суд отметил: «Информация о том, что третьи лица не участвовали в оспариваемом общем собрании и не принимали решения по вопросам повестки дня, учтивая идентичность риторики их обращений, с учётом отсутствия их интереса к непосредственному участию в судебном разбирательстве, вызывает у суда недоверие, очевидно, что данные обращения писались одни человеком, который вероятно имеет доступ к их личным кабинетам».
При этом понятно, что по таким делам часто привлекают юриста, который и готовит позиции и документы для истца и тех, кто его поддерживает. Логично, что они будут однотипными. Но даже если предположить, что заявления собственников были сфальсифицированы, то совершенно «прекрасно» выглядит возможность доступа в личные кабинеты собственников, о которых упомянул суд. По жалобе истца Московский областной суд всё же признал решения недействительными: «Ввиду отсутствия оригиналов оспариваемых решений осуществить проверку подлинности подписей собственников жилых помещений на решениях, о фальсификации подложности которых заявлено третьими лицами, путем назначения судебной экспертизы невозможно, в связи с чем, судебная коллегия считает необходимым исключить указанные решения из числа доказательств, в результате чего общая площадь помещений проголосовавших собственников составит 1 352,10 кв. На нем собственники сменили управляющую организацию. Один из собственников — истец — настаивал на отсутствии кворума. Он привел двух свидетелей — других собственников, которые якобы голосовали на бумажных бюллетенях. Они подтвердили суду, что не голосовали на собрании.
Однако суд на это написал: поскольку истец ходатайства о проведении почерковедческой экспертизы на предмет подлинности подписей не заявил, то оснований для исключения бюллетеней из подсчета голосов не имеется. В данном случае свидетельские показания не являются допустимыми доказательствами». Собрание через другие информационные системы «Иные информационные системы» — это, как правило, сервисы разных коммерческих организаций. Это какие-то частные системы, и иногда даже непонятно кто разработчик — на сайте нет никакой информации, а домен зарегистрирован за частным лицом. Возвращаемся к вопросу о первом онлайн-собрании сразу в иной информационной системе. В 2020 году в ст. То есть если ранее нужно было сначала провести традиционное бумажное собрание, принять на нем решения о возможности в будущем голосовать через информационные системы, выбрать администратора и решить другие организационные вопросы, то теперь этот шаг убрали. Создатели и маркетологи иных информационных систем разделились на 2 лагеря: одни по-прежнему предлагают помощь в проведении обычного собрания для выбора себя в качестве информационный системы, а вторые говорят, что поправки касаются всех систем, можно онлайн сразу у них.
Еще есть третьи, которые предлагают клиентам решить самостоятельно, стоит ли рисковать или нет. Минстрой РФ в своих письмах [8] не раз обращал внимание на то, что голосование в иных информационных системах возможно лишь после решения об этом на бумажном собрании: Но письма ведомства не носят обязательного характера, а в законе написано не очень однозначно, поэтому сервисы особенно созданные в 2020 году выбирают наиболее выгодную для себя позицию о возможности первого онлайна сразу в своей системе. Получается, что собственники рискуют за свой счет. Обратите внимание, что иные информационные системы, предлагающие голосовать сразу у них, без предварительного традиционного собрания, обычно никак не обеспечивают право собственников на отказ от такого формата, предусмотренный в ст. Суды поддерживают позицию Минстроя РФ о том, что перед голосованием в иной информационной системе требуется обычное собрание, на котором собственники выберут эту «иную систему», то есть решат о возможности собраний через нее. Пример [9] В Москве суд признал недействительными решения общего собрания, проведенного через ИС «Электронный дом» по инициативе одного из жильцов. Одной из причин такого решения стало как раз отсутствие предварительного выбора этой системы. Это не про портал госуслуг Москвы, а про коммерческую систему из Новосибирской области.
Собственники-истцы указали, что о собрании узнали лишь после размещения его результатов, кворума на собрании нет, а процедура голосования — нарушена. Суд изучил Регламент доступа и использования системы «Электронный дом». Там одним из обязательных условий предоставления собственнику доступа к системе «Электронный дом» являлось предоставление заявления самого собственника. Однако из материалов следует, что собственники 10 квартир не подавали таких заявлений. Кто за них голосовал — неизвестно. Еще две квартиры подали заявления уже после проведения собрания, в котором якобы участвовали. Заявления по 118 квартирам не содержали даты, поэтому невозможно установить, могли ли они голосовать на этом собрании. Собственники 4 квартир смогли предоставить заявления до дня утверждения самого Регламента предоставления доступа и использования системы «Электронный дом».
То есть они не могли знать условия предоставления доступа. Таким образом, из решений и заявлений о предоставлении доступа следует, что необходимого кворума для принятия не имелось. Также суд пришел к выводу, что ответчик нарушил процедуру, предусмотренную ч. Мотивировка подробная и соответствует позиции Минстроя РФ: В соответствии с пунктом 3. Частью 13 статьи 47. Особенностью, установленной в статье 47. Таким образом, для проведения общего собрания собственников с использованием иных информационных систем необходимо предварительное принятие решений, предусмотренных пунктами 3. Предварительного решения о голосовании через информационную систему «Электронный дом» domgolosovanie.
Таким образом, собственники, не принявшие ранее соответствующего решения о выборе данной ИИС, не утвердившие ее, — не могли быть ознакомлены с ней и соответственно, не могли принять участие и голосовать по вопросам повестки дня оспариваемого собрания. Одно из принятых решений на собрании решений — утверждения ИС «Электронный дом» при проведении общих собраний и регламента системы «Электронный дом» — подтверждает, что этот вопрос ранее не ставился на голосование и не утверждался в порядке, предусмотренном ЖК РФ. Интересный момент: в самом Регламенте системы, который предлагает пользователям ее разработчик, указано, что условием использования системы является предварительное принятие решения на обычном собрании. При этом сервис довольно активно продвигался и именно с акцентом на то, что не нужно ничего предварительно решать, а голосовать можно прямо в нем. Возвращаемся к самому собранию в иной системе. Перед использованием такой системы собственники подписывают согласия на обработку персональных данных. Обычно их собирает администратор вместе со списком телефонов собственников, чтобы зарегистрировать их в системе. Иногда собственники регистрируются в системе самостоятельно.
Информация используется для последующей идентификации собственников при голосовании. Как правило, в информационных системах можно посмотреть предварительный статус голосования — сколько голосов за какой вопрос собрано. Сервисы могут использовать разные напоминалки о голосовании электронная почта, СМС. В некоторых системах за отдельную плату можно заказать услугу обзвона непроголосовавших собственников например, 30 рублей за человека, 50 рублей за квартиру.
Об этом на брифинге после пленарного заседания научно-практической конференции, посвященной 30-летию избирательной системы Российской Федерации, в Таврическом рассказали председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Максим Мейксин и председатель избирательной комиссии Ленинградской области Михаил Лебединский. Но на сегодняшний день мы не готовы», — отметил Лебединский. Внедрению дистанционного электронного голосования в Ленинградской области, как добавил Лебединский, пока мешает качество интернета в некоторых районах, также в области есть вопросы к временной потере интернета.
Поэтому мы должны отработать все возможные ситуации и невозможные».
В ЦИК разъяснили порядок электронного голосования
Федеральное голосование в данном формате регулирует ЦИК. Системы и сроки организации ДЭГ будет назначать также избирком. Регистрация для участия в онлайн-голосовании осуществляется на специализированном сайте. В течение пяти лет после погашения судимости в ДЭГ не смогут принимать участие лица, имеющие судимость по экстремистским составам. Минюст определит единый перечень иностранных агентов и аффилированных с ними лиц.
Цитаты данной категории людей должны быть промаркированы сообщениями о статусе иноагента в случае изготовления агитационных материалов в ходе предвыборной кампании.
Такая возможность может быть предусмотрена: законом; единогласным решением участников гражданско-правового сообщества; уставом юридического лица. Эти правила закреплены в новых пунктах 1.
Заметим, что ранее законодатель позволил ООО и АО утвердить бухгалтерскую отчетность за 2020 год заочным голосованием. Установлены единые правила оформления протокола для заседания и заочного голосования Протоколом подтверждается: проведение заседания участников сообщества и результаты голосования на нем; результаты заочного голосования. Протокол составляется в письменной форме в т.
В протоколе указывается: дата и время проведения заседания, место проведения заседания и или способ дистанционного участия членов гражданско-правового сообщества в заседании, а в случаях заочного голосования — дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества, способ отправки этих документов; сведения о лицах, принявших участие в заседании, и или о лицах, направивших документы, содержащие сведения о голосовании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, если подсчет голосов был поручен определенным лицам; сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол; сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если участник гражданско-правового сообщества требует их внести в протокол; сведения о лицах, подписавших протокол. Этот список реквизитов протокола является общим как для протоколов очного в т. Организации должны проанализировать формы протоколов общих собраний и при их составлении после 01.
Дистанционное электронное голосование на территории города Москвы проводится с использованием региональной информационной системы - государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" далее - ГИС ДЭГ , являющейся государственной информационной системой города Москвы, обеспечивающей взаимодействие с государственной информационной системой "Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы" далее - Портал Москвы , интегрированной с автоматизированной информационной системой "Официальный портал Мэра и Правительства Москвы" и предназначенной для автоматизации технологических процессов организации и проведения дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдумах. Принять участие в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы имеет право гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах Президента Российской Федерации, включенный в список избирателей избирательного участка на территории города Москвы, на котором список избирателей составляется и используется в электронном виде, за исключением избирательных участков, образованных в местах временного пребывания избирателей в исключительных случаях иное может быть установлено решением Московской городской избирательной комиссии далее - Мосгоризбирком , имеющий учетную запись в государственной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы" далее - Портал Москвы. Принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке при условии предоставления избирателю доступа к дистанционному электронному голосованию членом УИК , который при необходимости может подтвердить или создать в установленном порядке учетную запись на Портале Москвы для участия в дистанционном электронном голосовании, имеет право: 11. Избиратель, указанный в пункте 11. При несоблюдении условий, указанных в пунктах 11. В случае если избиратель принял участие в голосовании в порядке, предусмотренном статьями 69, 71 Федерального закона N 19-ФЗ, доступ к дистанционному электронному голосованию ему не предоставляется. Избиратель, подавший заявление о включении его в список избирателей по месту нахождения на избирательном участке за пределами территории города Москвы и не аннулировавший его в соответствии с пунктом 2. Условия участия в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы 11. Избиратели, указанные в пункте 11.
Оператор ГИС ДЭГ не ранее 3 февраля 2024 года направляет в Мосгоризбирком информацию о гражданах Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства на территории города Москвы, являющихся пользователями Портала Москвы с полной учетной записью в этой системе, с целью подтверждения активного избирательного права на выборах Президента Российской Федерации и сопоставления с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС "Выборы". Не позднее чем 5 марта 2024 года Мосгоризбиркомом формируются итоговые сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, в том числе с помощью стационарного или переносного терминала электронного голосования, и передаются оператору ГИС ДЭГ для загрузки в базу данных ГИС ДЭГ и информирования избирателей о возможности участия в дистанционном электронном голосовании. Не позднее чем в 18. Сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, уточняются с момента завершения их формирования и до окончания времени дистанционного электронного голосования на основании информации, поступившей в Мосгоризбирком. Сведения также уточняются на основании информации об участии избирателя в голосовании на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, с использованием избирательного бюллетеня на бумажном носителе. При использовании на избирательных участках списков избирателей в электронном виде избиратель, включенный в выписку из списка избирателей, подавших заявления обращения о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, к которому были направлены члены УИК для проведения голосования вне помещения для голосования, не может принять участие в дистанционном электронном голосовании до возвращения членов УИК , выезжавших по заявлению устному обращению данного избирателя, и установления факта, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования, в том числе не получил доступ к электронному бюллетеню на переносном терминале электронного голосования. Порядок составления списка принявших участие в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы 11. В период проведения дистанционного электронного голосования после прохождения избирателем процедур идентификации, аутентификации и получения избирателем доступа к электронному бюллетеню избиратель включается в список принявших участие в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы далее - список принявших участие в ДЭГ. На основании информации о фактическом предоставлении избирателям доступа к электронному бюллетеню в Мосгоризбиркоме в электронном виде формируется список принявших участие в ДЭГ по форме, установленной приложением N 8 к Порядку.
При отображении списка принявших участие в ДЭГ средствами отображения информации СПО ДЭГ Москвы указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, номер мобильного телефона участника ДЭГ, а в поле для отметки о доступе к электронному бюллетеню проставляется серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации - участника ДЭГ. У участников ДЭГ, получивших доступ к электронному бюллетеню с помощью терминала электронного голосования стационарного или переносного , номер мобильного телефона может быть не указан. Сведения об участниках ДЭГ располагаются в алфавитном порядке. Со списком принявших участие в ДЭГ вправе ознакомиться члены Мосгоризбиркома. Избиратель, получивший в соответствии с разделом 11. Электронный бюллетень 11. Не позднее 20. В случае выбытия зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в избирательном бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата и принятия соответствующей избирательной комиссией решения о внесении в избирательный бюллетень данных об указанном кандидате уточненные исходные данные передаются в соответствии с пунктом 11. Отображение электронного бюллетеня производится средствами СПО ДЭГ Москвы с учетом особенностей отображения электронного бюллетеня в ГИС ДЭГ и технических характеристик экрана устройства, используемого участником ДЭГ, в том числе обеспечивается функционал для голосования с использованием электронного бюллетеня для слабовидящих.
Электронные бюллетени становятся доступны участникам ДЭГ в период проведения дистанционного электронного голосования в порядке, установленном подразделом 11. Контроль за подсчетом голосов участников дистанционного электронного голосования на территории города Москвы 11. При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления участников ДЭГ по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в единой распределенной базе данных СПО ДЭГ Москвы. Указанные действия выполняются с использованием СПО ключей шифрования. Ключ расшифрования разделяется на несколько частей, количество которых определяется решением Мосгоризбиркома. При формировании ключа зашифрования и ключа расшифрования, разделении ключа расшифрования на отдельные части вправе присутствовать члены Мосгоризбиркома, представители зарегистрированных кандидатов, представители политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, и представители средств массовой информации, указанные в пункте 1. Запись ключа зашифрования и ключа расшифрования осуществляется на внешние носители информации. Части ключа расшифрования передаются на ответственное хранение лицам, определенным решением Мосгоризбиркома. Доступ иных лиц к частям ключа исключен.
Осуществление дистанционного электронного голосования на территории города Москвы 11. Дистанционное электронное голосование проводится в дни голосования на выборах Президента Российской Федерации. Возможность получить доступ к электронному бюллетеню и проголосовать на выборах посредством СПО ДЭГ Москвы для избирателей, указанных в пунктах 11. Дистанционное электронное голосование на избирательных участках с использованием терминала электронного голосования осуществляется в часы, установленные для проведения голосования на избирательных участках. Дистанционное электронное голосование на Портале Москвы осуществляется с 8. Для всех избирателей обеспечивается возможность ознакомиться с порядком проведения дистанционного электронного голосования на Портале Москвы. Получая доступ к дистанционному электронному голосованию, в том числе с помощью терминала электронного голосования стационарного или переносного , участник ДЭГ соглашается с порядком проведения дистанционного электронного голосования и пользовательским соглашением Портала Москвы. При получении доступа к дистанционному электронному голосованию участнику ДЭГ на Портале Москвы предоставляется возможность ознакомиться с необходимой информацией и техническими условиями дистанционного электронного голосования. Участнику ДЭГ на Портале Москвы после перехода на экранную форму для участия в дистанционном электронном голосовании необходимо подтвердить свою личность с использованием кода подтверждения.
В случае ввода участником ДЭГ на Портале Москвы некорректного кода подтверждения или по истечении времени, установленного для ввода кода, СПО ДЭГ Москвы предоставляет ему код подтверждения повторно не чаще одного раза в минуту. После корректного ввода участником ДЭГ на Портале Москвы кода подтверждения запускается процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ отображается порядок заполнения электронного бюллетеня и предоставляется возможность осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Доступ к электронному бюллетеню для волеизъявления предоставляется участнику ДЭГ на Портале Москвы в ходе его текущей интернет-сессии на срок не более одного часа. По истечении одного часа но не позднее 20. Волеизъявление осуществляется участником ДЭГ на Портале Москвы только на том устройстве, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню. Для избирателей, участвующих в дистанционном электронном голосовании на избирательных участках, доступ к дистанционному электронному голосованию на избирательном участке предоставляется посредством терминала электронного голосования стационарного или переносного. В дни голосования на выборах в часы, установленные для проведения голосования на избирательных участках, избирателям, участвующим в дистанционном электронном голосовании на избирательных участках, обеспечивается возможность получить доступ к электронному бюллетеню и проголосовать на выборах на стационарном или переносном терминале электронного голосования. Избиратель, включенный в список избирателей на том избирательном участке, на который он прибыл для голосования, вправе обратиться к члену УИК , осуществляющему выдачу избирателям избирательных бюллетеней, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, и выбрать, какой бюллетень получить для голосования: избирательный бюллетень для голосования на бумажном носителе или доступ к электронному бюллетеню.
Установлены единые правила оформления протокола для заседания и заочного голосования Протоколом подтверждается: проведение заседания участников сообщества и результаты голосования на нем; результаты заочного голосования. Протокол составляется в письменной форме в т. В протоколе указывается: дата и время проведения заседания, место проведения заседания и или способ дистанционного участия членов гражданско-правового сообщества в заседании, а в случаях заочного голосования — дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества, способ отправки этих документов; сведения о лицах, принявших участие в заседании, и или о лицах, направивших документы, содержащие сведения о голосовании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, если подсчет голосов был поручен определенным лицам; сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол; сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если участник гражданско-правового сообщества требует их внести в протокол; сведения о лицах, подписавших протокол. Этот список реквизитов протокола является общим как для протоколов очного в т. Организации должны проанализировать формы протоколов общих собраний и при их составлении после 01. Законом, единогласным решением участников общества или его уставом можно предусмотреть иной способ подтверждения факта заседания участников и результатов как очного, так и заочного голосования. Если общество выбрало другой способ например, через запись обращения участника подтверждения, оно должно обеспечить хранение и воспроизведение в неизменном виде сведений, обязательных для протокола п.
Госдума приняла закон о дистанционном голосовании
В законопроекте указаны принципы и порядок проведения дистанционного электронного голосования, уточнена структура избирательных комиссий. Также четко прописаны требования к участию в выборах лиц, выполняющих функции иностранного агента и аффилированных c ними лиц.
Эти части записывают на защищённые носители информации. Их передают на хранение независимым держателям до окончания голосования.
Наблюдатели за выборами обычно присутствуют при создании ключей шифрования и дешифровки. Они вправе знакомиться со списками участников голосования. Технически разработчики даже дают возможность избирателю проверить, что его голос есть в блокчейне.
Но посмотреть конкретный бюллетень и узнать, за кого отдан голос, человек не может. ДЭГ сэкономит бумагу и краски, а они сейчас очень нужны.
Смотреть другие новости рубрики » 27 Апреля.
В столице у жителей других регионов будут и дополнительные возможности, поскольку здесь ЦИК разрешила использовать терминалы электронного голосования ТЭГ. Желающие проголосовать с помощью ТЭГа могут сделать это на любом участке, где есть такое устройство.
Список участков, оборудованных ТЭГами, Мосгоризбирком определит до 20 февраля. Уже известно, что их не будут использовать в местах временного пребывания избирателей больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, и других местах временного пребывания. Несмотря на обилие цифровых форм голосования - собственную платформу ДЭГ и ТЭГи на участках, бумажный бюллетень в столице тоже никуда не денется, заверила глава Мосгоризбиркома Ольга Кириллова.
ЦИК утвердила проведение дистанционного голосования в 24 регионах в сентябре
Избиратель, получивший доступ к дистанционному электронному голосованию, не вправе получить бюллетень на избирательном участке. Явка на дистанционном голосовании составила к середине первого дня порядка 40%. ЦИК утвердил проведение дистанционного электронного голосования в 24 регионах в сентябре.