Иосиф Бакштейн. Иллюстрация к статье. Вика Газинская и другие гости открытия выставки в "Гараже". Искусствовед, основатель Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн ушел из жизни в лондонском госпитале, сообщили в пресс-службе Института проблематики современного искусства. Со скорбью сообщаем, что ушел из жизни Иосиф Бакштейн, российский искусствовед, художественный критик, куратор и культуролог, основатель Института проблем современного искусства (ныне — ИСИ ИБ).
Епископ Иосиф Верт: задержанный в Омске за реабилитацию нацизма не является священником
Основатель Московской биеннале современного искусства, советский и российский искусствовед, художественный критик Иосиф Бакштейн умер на 79-м году жизни в Лондоне, сообщается в Telegram-канале выставки. 12 января в возрасте 78 лет умер Иосиф Маркович Бакштейн, советский и российский искусствовед, художественный критик, куратор и культуролог. В госпитале Лондона скончался искусствовед и основатель Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн. С 1991 года Бакштейн работал директором Института проблем современного искусства и ведущим научным сотрудником Российского института культурологии. В Лондоне на 79 году жизни умер искусствовед, основатель Московской биеннале и бывший директор Института проблем современного искусства Иосиф Бакштейн.
Сегодня после продолжительной болезни ушел из жизни Иосиф Маркович Бакштейн
Как часто бывает в мифах, герой не с первого раза выполняет предназначенное: «В 1971 году моя первая жена Катя Компанеец привела меня в мастерскую Владимира Янкилевского. Там я впервые увидел Кабакова, и он мне страшно не понравился. У него был крайне угрюмый и агрессивный вид». Второй раз к Кабакову Бакштейна привел Евгений Шифферс в 1973 году. Подобно хитроумному Улиссу Иосиф Маркович не просто умудрился сдружиться с Ильей Иосифовичем заметим в скобках, что Кабаковы принимали у себя очень избирательно , но и одновременно активно общался с Комаром и Меламидом, которые находились в сложных отношениях с Зевсом отечественного концептуализма. Очевидно, что в то время симпатии Бакштейна были в большей степени на стороне Комара и Меламида: «Они стали первыми художниками, которые начали говорить на современном художественном языке. Можно сказать, что за все последующие десятилетия Бакштейн не особенно изменился. Он всю жизнь был по-юношески любопытен, легко перемещался из одной тусовки в другую, адаптировался, завязывая связи и поддерживая отношения, не терял веры в модные прогрессивные движения и стремление быть в курсе интеллектуальных новинок. Иосиф Бакштейн на Фестивале дилетантской музыки. Фото: Георгий Кизевальтер.
Источник: russianartarchive. Однако Иосиф Маркович любил поговорить о своем еврействе и даже признавался, что всегда с успехом эксплуатировал определенные черты национального характера: «Евреям очень помогало выжить умение понимать интересы другого человека, лучше, чем он понимает их сам. Я тоже всегда умел эксплуатировать эту черту, — улыбался он. Я умею разговаривать, умею говорить то, что хочет услышать собеседник. Я бы не назвал это конформизмом. Если я вижу, что человек меня не понимает, зачем я буду навязывать ему свое мнение, ведь и я, возможно, не прав. Это тоже отчасти еврейская модель мира — все в какой-то степени правы». Как и многие советские евреи, Бакштейн вполне мог эмигрировать за границу и уже там пытаться реализовывать свои амбиции. Впрочем, он этого не сделал, хотя его первая жена Екатерина Компанеец уехала с двумя их детьми сначала в Израиль, а затем в Америку.
Термин образован от обозначения территориальных единиц в Древнем Египте, где по преданию были захоронены части тела расчлененного бога плодородия Осириса в годы расцвета по строгости отбора и снобистской недоступности для посторонних были подобны дзэнской секте или масонской ложе. Впрочем, это не коснулось Иосифа. Его можно увидеть почти на всех фотографиях с акций «КД», он знаком и дружен с большинством концептуалистов. Более того, Бакштейн в качестве имени нарицательного попал в канонический текст — «Словарь терминов московской концептуальной школы» Ad Marginem, 1999. Именно здесь возник термин «Бакштейн-функция»: им описывается универсальный оператор актуальности в кругу московского концептуализма 1990-х годов. Проще говоря, быть «Бакштейном-функцией» значит идти в ногу со временем. Поразительный для нехудожника взлет карьеры внутри узкого и очень строгого круга адептов концептуализма сам наш герой пояснял так: «Я понимал, что я не художник, скорее комментатор или собеседник. Современное искусство требует комментариев, оно элитарно, непонятно, его надо объяснять, поэтому Философ и Художник — каноническая пара эпохи модернизма. Существовала необходимость интеллектуала, спарринг-партнера, который дополняет художника».
И хотя в составленной верховными жрецами «НОМЫ» Андреем Монастырским и Владимиром Сорокиным «Иерархии аэромонаха Сергия» Бакштейну была прилеплена конспиративная кличка Шнырь полностью текст можно прочитать в каталоге выставки «Каталог» 1990 года , его роль в деятельности московской концептуальной школы значительнее, чем даже у некоторых более «высокопоставленных» сектантов-художников.
Президент Московской международной биеннале современного искусства Юлия Музыкантская в Третьяковской галерее на Крымском Валу. О том, что бессменный комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн берет самоотвод по состоянию здоровья, стало известно в мае прошлого года. Уходя, Иосиф Маркович сообщил, что готов передать дело — и бренд он принадлежал Фонду Бакштейна — в хорошие руки.
Сплетники арт-сообщества тут же перевели на татлеровский: лауреат Премии Федерации еврейских общин России имеет в виду в первую очередь финансовый аспект благонадежности своего преемника. Сама Юлия объясняет процесс передачи бренда и власти несколько иначе: — Иосифу Марковичу было важно, чтобы биеннале жила дальше. По нынешним временам это означает перезагрузку отношений с государством и спонсорами. Когда Бакштейн это начинал, министром культуры был Михаил Швыдкой.
Михаилу Ефимовичу не надо объяснять, что такое современное искусство и какие плюсы приносит биеннале городу и стране. Он нам до сих пор помогает.
Кураторы: Иосиф Бакштейн, Дэвид Торп. Calvert 22. Лондон, Великобритания.
Palais de Tokyo, Париж, Франция. Кураторы: Иосиф Бакштейн, Яра Бубнова. В рамках Года России в Болгарии. Национальная Художественная Академия, София, Болгария. Московская ретроспектива.
В рамках программы «Классика современного искусства». Комиссар, куратор и координатор. Йоко Оно. Одиссея таракана. Кураторы: Иосиф Бакштейн, Филипп Додд.
В рамках 2-й Московской биеннале современного искусства. Торговый дом ЦУМ. ГМИИ им. The Origin of Species. Art in the Age of Social Darwinism.
Ангелы истории. Московский концептуализм и его влияние Angels of History. Moscow Conceptualism and its influence. Современное видео искусство. On the Way to the Screen.
Художники: A-K. Dolven, G. Gussin, Soo ja Kim, B. Melhus, S. Neshat, J.
Кураторы: Иосиф Бакштейн, Виктор Мизиано. Центр современного искусства Чувашского государственного художественного музея, Чебоксары.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
Москва, ул.
Читайте также
- Интервью Иосифа Бакштейна «Институт без проблем»
- Умер Иосиф Бакштейн, основатель Московской биеннале
- Умер основатель Московской биненале Иосиф Бакштейн
- Другие новости Общество
- Юбилей Иосифа Бакштейна
- Скончался основатель Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн
Епископ Иосиф Верт: задержанный в Омске за реабилитацию нацизма не является священником
— Иосиф Бакштейн был одним из тех, кто превратил первые десять лет XXI века Москвы в фейерверк мирового современного искусства, — указано в сообщении в Telegram-канале учреждения. «Во всем мире знают его как куратора и искусствоведа: Иосиф Бакштейн был одним из тех, кто превратили первые десять лет XXI века Москвы в фейрверк мирового современного искусства. Афиша Plus - 12 января 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Но Иосиф Маркович не был кабинетным ученым.
Умер знаменитый искусствовед, куратор и критик Иосиф Бакштейн
Иосиф Бакштейн скончался в возрасте 78 лет. Сегодня, 12 января, не стало советского и российского искусствоведа, художественного критика, куратора и культуролога, члена Ученого совета Еврейского музея и центра толерантности Иосифа Марковича Бакштейна (1945–2024). Основатель Московской биеннале современного искусства, советский и российский искусствовед, художественный критик Иосиф Бакштейн умер на 79-м году жизни в Лондоне, сообщается в Telegram-канале выставки. В Лондоне на 79 году жизни умер искусствовед, основатель Московской биеннале и бывший директор Института проблем современного искусства Иосиф Бакштейн. В Лондоне на 79 году жизни умер искусствовед, основатель Московской биеннале и бывший директор Института проблем современного искусства Иосиф Бакштейн.
Скончался основатель Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн
Она проходила с 2005 года в Москве по нечетным годам. Вообще Иосифа Марковича Бакштейна можно смело назвать одним из самых влиятельных и значительных людей в российском современном искусстве. Он создал локальное арт-сообщество.
Искусствовед участвовал в работе многих экспертных организаций. Он был членом-корреспондентом Российской академии художеств, членом Союза художников и Международной ассоциации арт-критиков. Также он работал ведущим научным сотрудником Российского института культурологии. Бакштейн — участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.
Хотя, безусловно, некоторые моменты, что сейчас происходят мне напоминают мою юность, это правда. Московская биеннале с гордостью может похвастаться громкими именами кураторов — Ханс Ульрих Обрист, Питер Вайбель, Жан-Юбер Мартен , в этом году Барт де Баре и другие — это безусловно, констатирует высокий международный статус биеннале, но почему все же принято приглашать зарубежных кураторов, а не взращивать своих? Иосиф Бакштейн: Растим, растим, вы сами ответили на свой вопрос, в будущем я думаю будут на Московской биеннале и русские кураторы, я уверен в этом, но вообще на биеннале приглашают только наиболее известных, престижных кураторов, которые входят в международную кураторскую элиту. Куратор Документы IX Кассель. Стоял у истоков создания биеннале в Йоханнесбурге. С 1999 по 2001 гг. Обидно ведь, что российских художников на Московской биеннале значительно меньше, чем иностранных. Иосиф Бакштейн: Так на всех биеннале, это такое правило — не должно быть большинства художников из страны, проводящей биеннале. Московская биеннале — это муждународный проект, это не русский проект.
Каким образом русский художник может попасть на биеннале?
Его можно было встретить почти на любом арт-событии. Казалось — зачем? Ему было очень важно само искусство.
А еще он «видел» людей.