В некоторых преданиях драконы владеют магией и могут использовать ее для общения с людьми или для защиты своих сокровищ. О пяти местах в Европе, где можно воочию увидеть драконов Средневековья – далее в обзоре. Драконы, включая определенный набор динозавров, были реальными живыми существами и просто вымерли, как и многие другие животные. В реальной жизни с драконами все обстоит сложно, однако, если покопаться в фауне, можно обнаружить вполне реальных земных «драконов». Где живут драконы?
На Земле проснулись древние ДРАКОНЫ, вот настоящая причина общемировой самоизоляции
В реальной жизни с драконами все обстоит гораздо сложнее, однако, если покопаться в фауне, можно обнаружить вполне реальных земных «драконов», рейтинг которых предлагает читателям Live Science. Или фото реальных драконов, от которых захватывает дух. В отличие от Горыныча и прочей нечисти, реальные драконы безобидны. Так или иначе, Фафнир в облике дракона жил в логовище и стерег золото.
Сказочные монстры: могли ли драконы существовать на самом деле
Драконы, включая определенный набор динозавров, были реальными живыми существами и просто вымерли, как и многие другие животные. Приверженцы данной теории аргументируют так: как могли живущие на разных материках люди оставлять похожие описания, если драконы в реальной жизни не существовали? Где живут последние драконы? — Драконы чувствуют кровь на расстоянии до пяти километров. В некоторых преданиях драконы владеют магией и могут использовать ее для общения с людьми или для защиты своих сокровищ.
Драконы правда или вымысел. Драконы в реальной жизни
Неужели драконы реально существуют, а древние мифы и легенды сообщают нам правду о драконах и других мифических существах? Драконы жили в реальной жизни. Где живут драконы в реальной жизни. Живой дом Франции драконы. Прошлая жизнь драконом. 14: Существуют Ли Драконы В Реальной Жизни И Где Их Встретить?, "Как Так?".
Остров, где живут драконы
Шоу устроили в честь ежегодного фестиваля лодок драконов, передает телеканал «Известия». Летающие драконы живут в кронах деревьев и практически никогда не спускаются на лесную подстилку. Относятся драконы к к подсемейству афроаравийских агам. Где живут драконы в реальной жизни?
Как выглядят современные драконы
Или фото реальных драконов, от которых захватывает дух. Там живут чудовища: места в мире, где можно увидеть драконов. Драконы жили в реальной жизни. Где живут драконы в реальной жизни. Живой дом Франции драконы.
Драконы – легенда или реальность?
Вдруг среди травы показалась змеиная голова молодого дракона. Потом она исчезла и через несколько мгновений показалась в другом месте. Сразу вспомнился юркий и коварный дилофозавр из фильма «Парк Юрского периода». Позднее он объяснил, что молодые драконы опаснее взрослых: очень быстро передвигаются, хорошо лазают по деревьям и могут напасть оттуда. Больше никаких драконов сегодня? Эко смеется. Так было всегда! И действительно, два прекрасных огромных и явно сытых, судя по размерам их боков, дракона разлеглись в тени егерского домика. С древних времен драконы острова Комодо сохранили способность наедаться впрок.
Неподалеку пасется небольшое стадо оленей. Сегодня они в безопасности… Комодские вараны хранят множество загадок. Главная их них: как они попали на Зондские острова, к которым принадлежит Комодо, из Австралии? Ведь к долгому плаванью они не приспособлены.
На Земле не существует аналогичного механизма ни у одного существа.
У птиц крыльями служат видоизменённые передние конечности, у насекомых отдельные конечности, у летучих мышей — перепонка, натянутая между пальцев, у летяг — кожанная перепонка между задними и передними конечностями. И только у летучих драконов средством передвидвижения являются крылья, каркас которых образован грудными рёбрами этих удивительных существ. А стабилизатором полёта является кожанная складка на горле, которая хорошо видна на этом фото При максимальной длине 20 см, драконы-малютки способны преодолевать 20 м планирующим полётом, таким образом пролетая расстояние стократно превышающую их размер. Вот такие удивительные создания, с которых я решил начать свою летопись удивительных планетян Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новые статьи о самых удивительных создания нашей планеты Планетяне.
Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Вообще, в кино нам показывают обысно по одному дракону. Как в фильме «Сердце дракона».
Драконы благородны, добры. В указанном фильме дракон может многому научить рыцаря Боуэна. В фильме «Подземелья и драконы» они приходят в мир из параллельной Вселенной. Для того, чтобы вызывать легендарных красных драконов нужно найти жезл Собрила. Злой маг Профьон мечтает получить его , но не может.
Пришлось прибегнуть, путем хитрых манипуляций, к помощи вора Ридли. Парень оказывается сильным магом и способен повелевать жезлом Собрила. При помощи этого артефакта, Профоьн хочет вызвать красных драконов и напасть на свою Императрицу , чтобы захватить власть. Правительница имеет Золотой жезл , который вызывает золотых драконов. Поэтому царственную девушку все боятся.
Но Профьон тверд в желании найти жезл Собрила и совершить государственный переворот. Таков захватывающий сюжет фильма «Подземелья и драконы». Здесь драконы представлены как некие сущности из другого мира. Их как-бы нет.
Заложники «хрустального острова». Где прячутся драконы и кто их охраняет
Комодские драконы всеядны: все, что способно двигаться — потенциальная пища. Дикие свиньи, олени и буйволы, а также и птицы, грызуны, крабы, рыбы, змеи и насекомые… Как правило, любой раненный и беспомощный зверь, а также молодые особи, отбившиеся от стаи — потенциальная добыча дракона. Кроме того, распространён каннибализм, особенно в голодные годы: взрослые особи часто поедают молодых и более мелких. Когда будем фотографироваться можно присесть на минуту, по моей команде, чтобы оказаться на фоне драконов, но потом сразу встать. Как и большинство пресмыкающихся, комодский дракон добычу не преследует, а подстерегает ее. Взрослые комодские драконы питаются главным образом падалью, поэтому, выследив жертву, дракон сбивает ее ударом хвоста и стремится нанести животному рваную рану, в которую со слюной заносится множество бактерий и яд. Рана у жертвы воспаляется, наступает заражение крови, животное постепенно слабеет и через некоторое время погибает. Дракону остаётся только следовать за жертвой, пока она не умрёт.
Насытившись, дракон какое-то время отдыхает, переваривает пищу и снова выходит на охоту. Человек и дракон Вот мы и в обещанном месте, три взрослых дракона отдыхают в тени. Рейнджеры напряжены и собраны и, когда мы продолжаем путь, возникают вопросы о нападении драконов на человека. Егерь оживляется и рассказывает страшную историю о том, как пожилой гражданин Швейцарии отбился от группы. Его долго, но безуспешно искали, но позднее нашли лишь его очки в белой от высокого содержания кальция кучке продуктов жизнедеятельности комодского дракона.
Вдруг среди травы показалась змеиная голова молодого дракона. Потом она исчезла и через несколько мгновений показалась в другом месте. Сразу вспомнился юркий и коварный дилофозавр из фильма «Парк Юрского периода». Позднее он объяснил, что молодые драконы опаснее взрослых: очень быстро передвигаются, хорошо лазают по деревьям и могут напасть оттуда. Больше никаких драконов сегодня? Эко смеется. Так было всегда! И действительно, два прекрасных огромных и явно сытых, судя по размерам их боков, дракона разлеглись в тени егерского домика. С древних времен драконы острова Комодо сохранили способность наедаться впрок. Неподалеку пасется небольшое стадо оленей. Сегодня они в безопасности… Комодские вараны хранят множество загадок. Главная их них: как они попали на Зондские острова, к которым принадлежит Комодо, из Австралии? Ведь к долгому плаванью они не приспособлены.
Драконы - это мистические существа, о которых часто рассказывают в легендах и сказках. Однако, есть мнение, что они существуют на самом деле и живут на определенных территориях. В этих местах температура влажности и температура воздуха удовлетворяют потребности драконов, которые любят жить в сырых местах, где есть достаточный источник воды. Кроме того, они могут найти укрытие в глубине джунглей или в пещерах. Несмотря на то, что наукой не доказано их существование, многие люди продолжают верить в мифических драконов и считают их чудесными существами. Но всегда это быстрое, сильное и опасное существо. Корни легенд о драконах простираются на тысячи лет назад.
Индейский Пернатый Змей Кетцалькоатль весьма похож на славянского бога Велеса, изображавшегося в виде огромного змея и "сочетавшего в своем облике мохнатость и чешую". В Китае легенды о драконах восходят к глубокой древности. Причем в отличие, скажем, от Европы, где драконам приписывалась дьявольская сущность, в Китае они до сих пор символизируют собой доблесть и благородство. Так все-таки, жили когда-нибудь эти невероятные животные? А если нет, что способствовало возникновению такого количества легенд и мифов? Зоолог из университета штата Флорида Уолтер Ауффенберг, например, предполагает, что первый миф о драконе возник 100 тысяч лет назад, в то время, когда примитивный человек наблюдал, как из-под земли весной выползают змеи — "возрождаются" после зимы. Ауффенберг пишет, что первые свидетельства, которые можно точно определить как "драконьи", относятся к шумерской культуре, возникшей 5 тысяч лет назад в междуречье Тигра и Евфрата. Далее, по предположению Ауффенберга, около 1500 года до н. Завоеватели-арии могли принести с собой легенду о драконе в Индию, а затем торговцы могли донести ее до Индонезии и Австралии, где существует миф о Летучем Змее. Отечественные ученые А. Чемохоненко и Я. Чеснов считают, что когда-то дракон выступал в качестве тотемного зверя.
Места обитания драконов
- Что еще почитать
- Где живут последние драконы
- Сказочные монстры: могли ли драконы существовать на самом деле
- Остались ли драконы на земле. Реальное существование драконов уже доказано учеными
- Где проживают?
- Драконы среди нас
Сейчас есть драконы - 85 фото
Древнеримский писатель Плиний описывал сорокаметрового дракона, убитого Регулом во время Пунической войны, шкура и клыки которого еще долго выставлялись в Риме на всеобщее обозрение. О драконах рассказывали кельты и викинги, русичи складывали былины о битвах богатырей со Змеем Горынычем. Индейский Пернатый Змей Кетцалькоатль весьма похож на славянского бога Велеса, изображавшегося в виде огромного змея и "сочетавшего в своем облике мохнатость и чешую". В Китае легенды о драконах восходят к глубокой древности. Причем в отличие, скажем, от Европы, где драконам приписывалась дьявольская сущность, в Китае они до сих пор символизируют собой доблесть и благородство. Так все-таки, жили когда-нибудь эти невероятные животные? А если нет, что способствовало возникновению такого количества легенд и мифов? Зоолог из университета штата Флорида Уолтер Ауффенберг, например, предполагает, что первый миф о драконе возник 100 тысяч лет назад, в то время, когда примитивный человек наблюдал, как из-под земли весной выползают змеи — "возрождаются" после зимы.
Ауффенберг пишет, что первые свидетельства, которые можно точно определить как "драконьи", относятся к шумерской культуре, возникшей 5 тысяч лет назад в междуречье Тигра и Евфрата. Далее, по предположению Ауффенберга, около 1500 года до н. Завоеватели-арии могли принести с собой легенду о драконе в Индию, а затем торговцы могли донести ее до Индонезии и Австралии, где существует миф о Летучем Змее. Отечественные ученые А.
Но люди с ним долго не могли расстаться, наполняя его новыми чертами, делая персонажем мифов и сказок. И вот, мы думаем, что особую роль в разработке внешнего облика дракона сыграло полярное сияние - одно из самых красивых и фантастических явлений природы, связанное, как стало известно в XX веке, с порывами « солнечного ветра » и его воздействием на электроны и протоны у магнитных полюсов [Подробнее о механизме полярных сияний и связанных с ними мифах см.
Кто видел эти величественные светлые, разноцветные сполохи, нередко принимающие форму змеевидных лент, тот может подтвердить: они действительно порой напоминают самых различных существ - и сказочных птиц с горящими перьями и когтями, и рыб с блестящей чешуей, и моллюсков с отливающими перламутром раковинами, и, конечно, змей. Зимой, при безоблачном небе, когда сияния лучше всего видны, бывают сильные морозы, сковывающие воды. Часто сияния концентрируются над берегами крупных водоемов - так называемый «береговой эффект». Тьма долгой полярной ночи, по многим поверьям - обиталища драконов, напоминает о мраке подземных пещер. Вблизи солнца и луны сияния тускнеют, но во время затмений становятся заметными на внезапно потемневшем небе. Ну, как тут не подумать о прожорливом драконе, проглотившем солнце или луну!
Способность же драконов становиться невидимыми а им такая способность приписывалась может найти объяснение в прекрасной и сложной игре сполохов, которые, мерцая и переливаясь, то гаснут, те снова разгораются. В полярных сияниях преобладает зеленый цвет. Светлые лучи - «перья», собирающиеся в длинные ленты и гроздья, напоминают молодые зеленые побеги растений или охапки удлиненных листьев. Это вполне согласуется с необычной судьбой расчлененного тела Вритры. Ведь появляющаяся весной, после гибели дракона-сияния, молодая зелень даст пищу всем живым существам. В то же время «верхние части тела дракона», рассыпавшись по небу, тают среди луны и созвездий, которые начинают казаться более яркими.
Сполохи как бы отдают свой свет звездам и луне, превращаясь в них. Во многих сказках драконы издают ужасающий рев. Тут мы должны вспомнить «родственницу» дракона - сказочную птицу грома. Родство у них весьма близкое. У многих драконов имеются птичьи крылья, перья и когти. В легендах индейцев северо-западного побережья Америки, например, фигурирует птица-громовик, похожая на гигантского орла.
Некоторые из индейских племен верили, что гроза - результат соперничества птицы-громовика и гигантской гремучей змеи или морского чудовища. Вот они где встречаются - фантастическая птица и змея! В этих индейских преданиях рассказывается, между прочим, как гигантская птица грома избрала местом своего зимнего пребывания одно из озер. Однажды взорам двух заночевавших на его берегу охотников предстала зловещая картина: из воды поднималась огромная птица, похожая на орла. Лед, которым было сковано озеро, трескался с ужасным грохотом. Под этот звук птица грома, окруженная вспышками молний, поднялась в заоблачную высь и полетела к морю.
Как уже говорилось, полярные сияния чаще наблюдаются во время сильных морозов , когда гулко лопается лед и даже кора деревьев. В этот период на промерзающих до дна реках образуются ледяные заторы, вызывающие наводнения. Мерзлая земля вспучивается и разрушает жилища. А разбухающие ледяные линзы раздвигают пласты земли и образуют провалы, впадины. Все подобные явления древние люди могли сопоставлять именно с полярными сияниями, а не с холодной погодой. Ведь небесное явление больше поражало их воображение.
И конечно, очень удобно было сваливать на этого дракона-сияние все стихийные явления. А при чем тут зеленый змий? Когда древнеиндийский бог-творец Тваштар, змееподобный отец уже известного нам дракона Вритры, устроил очередной пир, бога грозы Индру приглашением обошли. Однако он явился незваным и выпил все оставшееся зелье. После этого разгневанный Тваштар и создал свое орудие мести - Вритру. Как известно, у предков индийцев был в большом употреблении священный опьяняющий напиток - сома.
Получали они его из лекарственного растения , которое тоже называлось сомой. Легко представить себе такую картину. Осенью племя охотников и собирателей, набрав скудные запасы пищи, отрядило несколько человек для сбора священного растения. Ночи стали уже долгими, начинались заморозки, в небе появляются змеевидные ленты сияния. И сочные растения замерзают - вянут, сохнут на корню. Запоздалая осенняя гроза с градом довершает дело.
Хмурым соплеменникам сборщики объясняют: священную влагу выпила небесная змея, да, к тому же, нежданно-негаданно явился бог грозы и расправился с остатками. Так было на севере. Мифический герой шумеров, древних обитателей междуречья Тигра и Евфрата, Гильгамеш отправляется со своим другом Энкиду в кедровый лес , чтобы сразить чудовищного великана Хумбабу. Этот страж леса имел семь «шейных одеяний», семь «ужасов» или «лучистых сияний». Каждое из них представляло собой самостоятельное полубожественное существо. Приближаясь, чудовище издает страшный рев.
Может быть, шумерам были известны природные условия севера? Уж очень этот Хумбаба похож на полярное сияние, а внезапно онемевшие руки Энкиду напоминают нам о морозах. И ревет чудовище подобно дракону. Шумерский эпос повествует также о других «родственниках» дракона - людях-скорпионах, стерегущих горы на краю обширной области мрака: Людя-скорпионы стерегут их ворота: Грозен их вид, их взоры - гибель, Их мерцающий блеск повергает горы… Лучи, из которых состоят дуги северного сияния, весьма похожи на сегменты скорпионьего хвоста. Неспроста, быть может, легендарные скорпионы, как и драконы, обладают губительным взором? А вот другой древний миф - о Медузе Горгоне.
У этого чудовища вместо волос были шевелящиеся змеи. И, когда ужасная Медуза проносилась по небу, все каменело под ее убийственным взглядом. Мы уже говорили, что змеевидные полосы полярного сияния наряду с голубоватыми светящимися облаками-«медузами» наблюдаются во время сильных морозов, когда все замерзает, «превращаясь в камень». Но разве полярные сияния и северный холод могут иметь отношение к мифам и обычаям народов, живущих в теплых и жарких странах?.. Обратимся к инициациям - обрядам посвящения юношей в полноправные члены племени, бытовавшим, да и сейчас еще бытующим среди коренных жителей Австралии и Новой Гвинеи. Как правило, новичка при этом должно было «проглотить» чудовище, издающее ужасный рев.
Рев имитировали специальным инструментом. У загадочного существа , по представлениям аборигенов, было удлиненное тело. Папуасы даже строили макет такого великана в виде шалаша до 30 метров длиной, причем его позвоночный столб изображала вырытая с корнем пальма, а шерстью служили пучки растущих на пальмовом стволе волокон. Пасть чудовища некоторые племена сооружали в форме челюстей крокодила или клюва казуара - птицы с ярким цветастым оперением. Тела юношей вымазывали белой или желтой краской. Чудовище или злой дух в качестве « визитной карточки » вручало участнику обряда палку, с обеих концов украшенную перьями казуара или петуха, а у некоторых племен Австралии на память о встрече юноше выбивали зуб.
Пройдя целый ряд трудных испытаний и вернувшись в селение, посвященные ходили неверной походкой, делали вид, что не могут есть и говорить, ничего не помнят и не понимают. Этим они как бы показывали, что все еще находятся во власти чудовища. Иногда обряды посвящения заканчивались надрезами и проколами на теле, на языке или распространенным у многих народов обрезанием - операцией небезопасной, приводившей в некоторых случаях к смерти. Надрез на теле рассматривается как укус чудовища или как жертва «великому змею-отцу». В таких обрядах весьма четко выделяются две части. Первая, так сказать, практическая - испытание выносливости, ловкости, терпения, и вторая, символическая - «встречи» с мифическими существами и болезненные операции.
Назначение первой части понятно: юноша должен доказать, что готов быть полноправным членом племени. А вот, смысл второй исследователям не совсем ясен. Но ведь можно предположить, что когда-то давно и в иной природной обстановке она преследовала ту же цель, что и первая. Все эти таинственные операции связывались с мифическими чудовищами. У папуасов племени пасум обряд инициации даже назывался «кон пагаб» - «великий смотр духов». В таких обрядах прослеживается определенная система - выбор «болевых точек» не случаен.
Надрезы и проколы наносятся на кончики пальцев, на кожу, на мочки ушей, то есть на те части тела, которые у северных народов наиболее подвержены… обморожению. Обряд включает в себя и своеобразную имитацию первой помощи - разумеется, на уровне медицины каменного века. Впрочем, и сегодня врачи рекомендуют при загрязнениях прокалывать и удалять пузыри, появляющиеся на коже после сильного обморожения. А единственно возможным оперативным вмешательством при простудном флюсе у первобытных северных охотников могло быть выбивание зуба. Изменение цвета кожи, головокружение, временная потеря памяти, расстройство движений вплоть до невозможности самостоятельно есть и ходить - все это осложнения, вызванные переохлаждением организма. И именно эти признаки имитировали участники обряда, возвращаясь в селение после встречи с «духами».
Как же, все-таки, «воспоминания» о морозе и северном сиянии попали в тропики? Ну, прежде всего, подобные представления вполне могли сложиться и «на месте». Ведь последний ледниковый период, во время которого юго-восток Австралии был покрыт ледяным щитом, закончился 10- 12 тысяч лет назад.
В Китае, как известно, драконы являются неотъемлемой частью мифологии , символизирующей силу, власть и удачу. Поначалу оператор решил, что ведёт съёмку полёта чрезвычайно крупной птицы. Однако рассматривая воздушный персонаж природы поближе заметил — это далеко не обычная птица, но существо, которое устрашающе похоже на дракона. Тем не менее, видео не имеет ничего общего с драконами и не было снято в Китае.
Проверьте видео, выложенное на YouTube с помощью ApexTv, набравшее более 3 миллионов просмотров. Хотя многие люди по-прежнему скептически настроены к предполагаемому открытию , некоторые твердо убеждены, драконы являются реальными существами, и на видеоролике один из них. Но несмотря на оптимизм, очевидное использование графического дизайна усмотрели специалисты, порушив тем самым многие версии. Видео создало хорошие дебаты о реальности Драконов, также затронув область «теории заговора». Люди бросились к социальным сетям, чтобы оставить свои версии в комментариях. Версии полёта живого Дракона.
И ревет чудовище подобно дракону. Шумерский эпос повествует также о других «родственниках» дракона - людях-скорпионах, стерегущих горы на краю обширной области мрака: Людя-скорпионы стерегут их ворота: Грозен их вид, их взоры - гибель, Их мерцающий блеск повергает горы… Лучи, из которых состоят дуги северного сияния, весьма похожи на сегменты скорпионьего хвоста. Неспроста, быть может, легендарные скорпионы, как и драконы, обладают губительным взором? А вот другой древний миф - о Медузе Горгоне.
У этого чудовища вместо волос были шевелящиеся змеи. И, когда ужасная Медуза проносилась по небу, все каменело под ее убийственным взглядом. Мы уже говорили, что змеевидные полосы полярного сияния наряду с голубоватыми светящимися облаками-«медузами» наблюдаются во время сильных морозов, когда все замерзает, «превращаясь в камень». Но разве полярные сияния и северный холод могут иметь отношение к мифам и обычаям народов, живущих в теплых и жарких странах?.. Обратимся к инициациям - обрядам посвящения юношей в полноправные члены племени, бытовавшим, да и сейчас еще бытующим среди коренных жителей Австралии и Новой Гвинеи. Как правило, новичка при этом должно было «проглотить» чудовище, издающее ужасный рев. Рев имитировали специальным инструментом. У загадочного существа , по представлениям аборигенов, было удлиненное тело. Папуасы даже строили макет такого великана в виде шалаша до 30 метров длиной, причем его позвоночный столб изображала вырытая с корнем пальма, а шерстью служили пучки растущих на пальмовом стволе волокон. Пасть чудовища некоторые племена сооружали в форме челюстей крокодила или клюва казуара - птицы с ярким цветастым оперением.
Тела юношей вымазывали белой или желтой краской. Чудовище или злой дух в качестве « визитной карточки » вручало участнику обряда палку, с обеих концов украшенную перьями казуара или петуха, а у некоторых племен Австралии на память о встрече юноше выбивали зуб. Пройдя целый ряд трудных испытаний и вернувшись в селение, посвященные ходили неверной походкой, делали вид, что не могут есть и говорить, ничего не помнят и не понимают. Этим они как бы показывали, что все еще находятся во власти чудовища. Иногда обряды посвящения заканчивались надрезами и проколами на теле, на языке или распространенным у многих народов обрезанием - операцией небезопасной, приводившей в некоторых случаях к смерти. Надрез на теле рассматривается как укус чудовища или как жертва «великому змею-отцу». В таких обрядах весьма четко выделяются две части. Первая, так сказать, практическая - испытание выносливости, ловкости, терпения, и вторая, символическая - «встречи» с мифическими существами и болезненные операции. Назначение первой части понятно: юноша должен доказать, что готов быть полноправным членом племени. А вот, смысл второй исследователям не совсем ясен.
Но ведь можно предположить, что когда-то давно и в иной природной обстановке она преследовала ту же цель, что и первая. Все эти таинственные операции связывались с мифическими чудовищами. У папуасов племени пасум обряд инициации даже назывался «кон пагаб» - «великий смотр духов». В таких обрядах прослеживается определенная система - выбор «болевых точек» не случаен. Надрезы и проколы наносятся на кончики пальцев, на кожу, на мочки ушей, то есть на те части тела, которые у северных народов наиболее подвержены… обморожению. Обряд включает в себя и своеобразную имитацию первой помощи - разумеется, на уровне медицины каменного века. Впрочем, и сегодня врачи рекомендуют при загрязнениях прокалывать и удалять пузыри, появляющиеся на коже после сильного обморожения. А единственно возможным оперативным вмешательством при простудном флюсе у первобытных северных охотников могло быть выбивание зуба. Изменение цвета кожи, головокружение, временная потеря памяти, расстройство движений вплоть до невозможности самостоятельно есть и ходить - все это осложнения, вызванные переохлаждением организма. И именно эти признаки имитировали участники обряда, возвращаясь в селение после встречи с «духами».
Как же, все-таки, «воспоминания» о морозе и северном сиянии попали в тропики? Ну, прежде всего, подобные представления вполне могли сложиться и «на месте». Ведь последний ледниковый период, во время которого юго-восток Австралии был покрыт ледяным щитом, закончился 10- 12 тысяч лет назад. А к этому времени южный континент был уже заселен людьми. Да, и в наше время в австралийских пустынях и в горах Новой Гвинеи по ночам бывает довольно холодно, и человек в «одеянии» папуаса может легко обморозиться при температуре, близкой к нулевой. Что же касается полярных сияний, то они, случается, видны и в Астралии. Аборигены считают их кострами, которые разожгли на небе духи. И это не обязательно северные сияния : в районе южного магнитного полюса они тоже бывают вот, кстати, почему ученые, узнав о них, стали называть их не северными, а более точно - полярными. Стоит ли удивляться тому, что культ «небесной огненной змеи», которую можно сопоставить с радужной лентой полярного сияния, в этой части земного шара распространен очень широко - от Сахалина до Австралии. Кроме того, традиции, подобные тем , о которых мы говорили, например выбивание зуба как мера предосторожности против козней легендарной змеи, - не редкость и в Юго-Восточной Азии.
А именно выходцы из этого района заселили когда-то Новую Гвинею. Приглядимся внимательнее и к африканским легендам о чудовище со змеиной шеей, которое издает рев и производит сильные разрушения, а также об удивительном мбиелу-мбиелу - водном животном, похожем на «несколько вязанок хвороста». Описания заставляют вспомнить о легендарных драконах, сочетающих черты змей и растений. До сих пор в Конго можно найти людей, которые клянутся, что встречались с этими чудищами. Что ж, отчего бы потомкам динозавров не сохраниться в африканских джунглях? Как это ни парадоксально, но объяснить наличие связанных с полярными сияниями легенд у жителей юга легче, чем у жителей севера. Почему жители севера не сопоставляли мифические образы с небесными сполохами? Например, северные славяне, наблюдая полярное сияние, вовсе не связывали его ни с Жар-птицей, ни с огнедышащим Змеем Горынычем. Скорее всего потому, что, привыкшие более южан к этим явлениям, они не видели в них ничего или, вернее, почти ничего сверхъестественного хотя у некоторых народов севера в полярных сияниях «отражались» битвы богов и героев. Образы драконов и змей формировались в далеком прошлом, видимо, на юге, а на север попадали уже в готовом виде.
Можно предположить, что сведения о северном сиянии, о его таинственных цветных сполохах нередко доходили до южан и постепенно стали у них элементом обрядов и мифотворчества. Ведь связи народов севера и юга существовали издревле. Вот, к примеру, один из известных нам сегодня путей, по которым уже в очень далеком прошлом происходило такое общение. В IV-V тысячелетиях до нашей эры в Зауралье обитали племена, изготовлявшие керамику,очень сходную с керамикой так называемой кельтеминарской культуры Средней Азии. А та была связана с высокоразвитыми культурами Южной и Юго-Западной Азии и играла роль «посредника» между севером и югом. Драконы живут в культуре многих народов мира. Но объединяет, своеобразно обобщает представление о них, по нашему мнению, удивительный природный феномен - полярное сияние. Именно оно, во многих своих чертах весьма сходно с легендарными описаниями дракона. Думается, его поразительные сполохи в глубокой древности дали людям стимул к оформлению этого сложного образа. Возник он у древнего человека в силу необходимости как-то объяснить различные непонятные явления окружающего мира в их взаимосвязи.
Образ дракона был удобен тем, что объединял непонятные и разнородные, подчас прямо противоположные стихии - такие, как огонь и вода. Крылатый змей с огненной пастью в землях белорусов именовали «цмоком». Образ белорусского дракона популяризован в легендах и преданиях, которые переосмыслила классика белорусской литературы. И среди символов, которые ассоциируются нынче у иностранцев с Беларусью, местный дракон встал наравне с аистом буслом и традиционным зубром Беловежья. Имя цмок змей получил из-за своей способности подкрадываться тайком к коровам и смоктать их молоко на пастбище. В белорусских преданиях дракон скорее помогает людям, чем вредит. Он хранит в себе некую тайну, оберегая порученное ему сокровище. В крестьянских домах нередко изображали драконов с длинными хвостами на створках ставен, на наличниках. Драконы отпугивали недобрые силы, прогоняли посланцев Дьявола. Белорусские драконы, как свидетельствуют филологи и фольклористы, имели строгую иерархию, напоминавшую социальную лестницу Великого княжества Литовского.
На самой верхней площадке этой иерархии стоял дракон-князь, который повелевал всеми остальными цмоками. Этот драконий повелитель мог превращаться в человека. Иногда под видом странствующего нищего он переходил из деревни в деревню и высматривал праведников и злодеев. Первых щедро награждал за милосердную жизнь, а вторых. Естественно, беспощадно карал, обрекая на муки. Ему служили меньшие дракончики, которые действовали в селениях методами леших и домовых: пугали скот, заставляли селян блуждать по чащам, подражали грому и реву свирепых зверей. Мелкие драконы жили в пруду рядом с усадьбой, в трясине, в ближнем лесу. Фантазия крестьян придавала им удивительные черты: много когтистых лап, перепончатые крылья, ужасные наросты и гребни на спинах. Поселяне точно знали, как следует обходиться с местными крылатыми змеями. Самое главное - задобрить чудище, чтобы не вредило.
Драконы в Беларуси очень любили несоленую яичницу и пареную пшеницу. Миски с этим угощением мужики ставили у порога своих хат. В древние времена всем селом устраивали походы к болоту, уводя с собой быка или барана. По приказу деревенского старосты животное бросали в топь, чтобы драконы могли насытиться и не выходить на сушу. Интересный способ вырастить собственного дракона рекомендовали пособия по колдовству.