Канал специализируется на передачах о русской и всемирной истории, науке, литературе, музыке, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и т.д. В программах канала новости культуры, встречи с интересными людьми, документальные сериалы, лекции. Гайдай Леонид Иович. Смеющийся над собой, над врагом, над болью Всего за неделю до начала войны ещё неизвестный гений советской кинокомедии получил диплом об окончании одной из средних школ Иркутска. О том, что Леонид Гайдай наш, амурский, большинство узнало только благодаря фестивалю «Амурская осень» и его бессменному «локомотиву» — глубокому знатоку кино Сергею Новожилову. Леонид Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне, в 1942 году первоначально проходил службу в Монголии, затем был направлен на Калининский фронт.
Он слишком много знал: гению советской комедии Леониду Гайдаю 100 лет
Одна из площадей на территории «Мосфильма» носит имя Гайдая. В 1999 г. В 2006 г. Свободный установлен памятник Гайдаю скульпторы В. Разгоняев и Н. В 2012 г. Миронов, Л. Сериков, архитектор С. В том же году иркутские кинематографисты создали интернет-проект «ГайдайЦентр». В 2013 г.
Черняховского, дом 5, корп.
Они любили друг друга. Это была чудная пара… — Больше сорока лет вместе? Когда мы втроем сочиняли сценарий, наш одесский кавээнщик Юра Волович начинал дремать в кресле, но в нужный момент просыпался и выдавал гениальную репризу. Для этого мы его и взяли, потому что сами этого делать не умели. Я сидел записывал. Гайдай руководил процессом. Вот мы обо всем договоримся, разойдемся по домам, а на следующий день приходит Гайдай — не каждый раз, но бывало, — и говорит: «Нинок сказала, что здесь мы неправильно сделали».
Он ее Нинок называл. То есть Леонид Иович приходил домой и все, что мы придумали, выкладывал. Если Нинок сказала, что это не так, то мы все начинали придумывать заново. Не подумайте, что Гайдай был подкаблучник. Нина была творческим мотором, руководила семьей. Может быть, ездил отдыхать в недоступные обычным людям места? Иногда они с Ниной Павловной выезжали за границу в составе киноделегаций. За пять лет нашего тесного общения не помню, чтобы он куда-то поехал с семьей, дочкой, внучкой.
У них была дача — советские шесть соток, щитовой домик, который потом сгорел, и уже Нина занималась его обустройством. Дачу Леонид Иович любил. Драматическое воспоминание связано с тем, как он лежал в клинике с воспалением легких. Нина его постоянно опекала. Как-то она сидела у его кровати. Они листали журнал «Шесть соток», увлеченно обсуждали дачные дела — и вдруг Леонид Иович откинулся на подушку и умер… Наталья Варлей и Леонид Гайдай на съемках «Кавказской пленницы. Он их вообще не рассказывал. А юмор у него был такой.
Мы приехали на премьеру фильма «Операция «Кооперация» в Ленинградский Дом кино. После показа кто-то Гайдая обходил стороной, считая, что это комедийная ерунда. Одна критикесса в кожаной юбке и куртке прижала его к стенке и сказала: «Вы такой талантливый! Я обожаю ваше творчество». Гайдай без тени улыбки ответил: «Вы действительно считаете, что это талантливо? А по-моему, это гениально». Повернулся и ушел. Она застыла у стенки со своей папиросой.
Тогда курили прямо в вестибюле. Сейчас смеюсь, когда вижу в советских фильмах, как герои смолят в кабинетах и самолетах. Сегодня это кажется дикостью. Занимаясь подготовкой вечера, я просмотрел множество документального материала и нашел выпуск «Кинопанорамы», где во время интервью Алексею Каплеру Леонид Иович курит. Можете себе такое представить? В оценке своего творчества Леонид Иович не был самоуверенным. Он всегда скромно о себе говорил. Помню, как на премьере в Доме литераторов в Москве мы представили картину и спустились покурить.
Гайдай — нахохлившийся старичок — сидит на гардеробной стойке. Прибегает опоздавшая молодая пара, бросает ему пальто, принимая за гардеробщика. Ни слова не говоря, он берет их одежду, выдает номерки. Они ему суют 10 рублей, на что Гайдай говорит: «Спасибо. Не надо. Я на чай беру сахаром». А когда мы поехали в Израиль с премьерой и отметили это событие, Нина Павловна Гайдая одернула: «Леня, не пей! Какой пример ты подаешь молодому артисту Диме Харатьяну?
И я понимал, что написал бред собачий. В прошлом году широко отмечалось 90-летие со дня его рождения. В данном случае все гораздо скромнее. А ведь они в своих жанрах равновеликие.
Я бывал пару раз у него дома. Лет сорок назад мы жили неподалеку. А моя жена Инна, когда Андрей был простужен, а его жена Лариса отсутствовала, приносила ему мед, что-то еще, и он называл ее «моя спасительница». Но что его сравнивать с Гайдаем?
Есть еще Бергман, Феллини, Герман и Рязанов. Все они примерно одного времени — и совершенно разные. Еще Ломоносов сказал, что комедия — низкий жанр. Разве про Рязанова и Данелию написано столько же книг, как о Тарковском?
Нет, конечно. Но люди в массе своей и не знают, что написаны книги про Тарковского и не написаны про Гайдая. Это все наш интеллигентский междусобойчик. Народ этого не знает, и надо это без пренебрежения признать.
Не в судьбе? При чем тут судьба? Она, конечно, тоже имеет значение. У Гайдая она была непростой.
Он воевал, был ранен. Осколок у него в колене застрял. Я узнал об этом случайно, когда мы поехали в Крым выбирать натуру для съемок. Леонид Иович появился с толстой суковатой палкой, поскольку надо было много ходить по горам по долам, а он хромал.
Если я правильно формулирую, то частицы осколка у него не раз вынимали. Я попытался как-то вывести Гайдая на военную тему, но он не стал ничего рассказывать. Леонид Иович не очень интересен критикам, организаторам тусовок, потому нечего о нем сказать, кроме того, что он был гениальным народным режиссером. Ни один Новый год без них не обходится.
С самого утра идут «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»… Но у культурной элиты свои звезды и вершины. Сколько Гайдая поливали при жизни за фильмы, которые сегодня не сходят с экранов! А как ему за «Инкогнито из Петербурга» присвоили третью категорию! Ну, неудачный фильм, но зачем же унижать человека, который кормил весь советский кинематограф?
Зачем обращаться с ним, как с провинившимся мальчишкой? И никаких призов у него не было. Он был народный артист СССР, слава богу. Если бы и звания не дали, то это было бы совсем уже хамство.
Гайдай был режиссер, о котором говорили через губу. Не народ, конечно, а коллеги. Неужели никто из влиятельных людей во власти ему не симпатизировал? Леонид Иович был малообщительным человеком.
Ну что в очередной раз рассказывать о том, что в жизни он не был похож на режиссера? Гайдай был высоким, сутулым, с седым хохолком, не мрачным, но и не улыбчивым. Он совершенно не был похож не то что на режиссера, а вообще на кинематографиста. Особенно по сравнению с ярким, буйным, фонтанирующим Эликом Рязановым.
Мы жили рядом, и можно было видеть, как Гайдай шел с маленькой собачкой на рынок. Он ничем не отличался от прочих покупателей. Его жена Нина Павловна Гребешкова посылала его покупать мясо и рыбу.
И уж совсем «психоделично» по определению Добротворского выглядит фрагмент из «Не может быть! Грохочут… Сапоги! Однако универсум Гайдая киногеничен настолько, что и цитаты уже из самого режиссера обнаруживаются там, где их не может быть по определению. Но то, что роковые комнаты в гостиницах «Атлантик» в «Бриллиантовой руке» 1969 и «Оверлуке» в кубриковском «Сиянии» носят, соответственно, номера 327 и 237, а усеянный якобы мертвыми телами кафельный склеп кооперативного туалета «Комфорт» неотличим от аналогичных декораций первой «Пилы», воспринимается совершенно естественно. В 80-х Гайдай, помимо нескольких полных метров, снял дюжину сюжетов для «Фитиля».
Смотреть их сейчас совершенно невозможно недурны разве что «Горько! Но даже по этим неказистым коротышкам видно, что Гайдай внимательно присматривался к мутирующему цайтгайсту, терпеливо ожидая, когда «рванет по-настоящему». В своей наделавшей некогда шуму рецензии на «Операцию…» критик Денис Горелов отнес ее к разряду «кино для шестого отряда», имея в виду самую невзыскательную часть публики, памятную по пионерлагерному опыту. Но, честно говоря, в данном случае речь могла идти уже даже не об «отряде», а о «палате» номер шесть. Первую же, еще до титров сцену Гайдай заканчивает крупным планом книжечки Джека Алтаузена господи, почему? Вспоминается вполне рядовой сеанс «Операции» в давно уже несуществующем кинотеатре «Москва» на площади тогда еще Маяковского, осенью 90-го. Народу в зале было много, но фильм шел уже явно не первый день.
Леонид ГАЙДАЙ
В 1947 г. Леонид Гайдай окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре. На протяжении двух лет был актером в этом театре, сыграл более 20 ролей. В 1955 г. Работа в кино В 1955 г.
Леонид Гайдай в качестве режиссера-практиканта принял участие в съемках комедии Бориса Барнета "Ляна", а также исполнил в ней одну из ролей. С 1955 г. Его дебютным фильмом стала драма "Долгий путь" 1956 , снятая совместно с Валентином Невзоровым по мотивам сибирских рассказов Владимира Короленко. Следующая картина Гайдая, комедия "Жених с того света" 1958 , изначально представляла собой полнометражный фильм.
Однако после критики со стороны министра культуры СССР Николая Михайлова, увидевшего в сатире на бюрократию "антисоветчину", режиссер был вынужден осуществить перемонтаж и сократить ленту до короткометражного формата. В 1960 г. Известность режиссеру принесли короткометражные комедии "Пес Барбос и необычный кросс" по фельетону Степана Олейника и "Самогонщики", вышедшие в 1961 г. В них впервые появились персонажи Трус в исполнении Георгия Вицина , Балбес Юрий Никулин и Бывалый Евгений Моргунов , которые впоследствии были главными действующими лицами и в других фильмах режиссера.
В 1962 г.
Эта комическая троица, навсегда полюбившаяся зрителям, ещё не раз предстанет в кинокартинах Гайдая, появится в мультфильме «Бременские музыканты» и будет увековечена в виде памятников. В первый год его посмотрели 69,6 миллиона зрителей. Сначала его звали Владик Арьков, но цензоры узрели аналогию с именем Владимира Ленина, поэтому центральному герою дали имя Шурик. Но Леонид Иович утвердил 27-летнего актёра Александра Демьяненко. Роль тунеядца Феди мог исполнить Михаил Пуговкин, но позже он предпочёл сыграть прораба, сославшись на неподходящее для хулигана телосложение. При съёмках этого фильма режиссёр стал сотрудничать с композитором Александром Зацепиным, без которого позже не обходился ни один фильм Гайдая. В этой ленте оформился фирменный стиль режиссёра. Он стремился к созданию картины, максимально насыщенной действиями.
Сцены без диалогов в первую очередь, погони подвергались ускоренной перемотке. Также Леонид Гайдай поощрял импровизацию актёров. Например, Юрием Никулиным была придумана сцена, где Шурик Балбесу пронзает рапирой грудь, из которой течёт «кровь», оказавшаяся красным вином. Скелет с щелкающими зубами тоже был выдумкой Никулина. На эту ленту было продано 76,5 миллиона билетов, что побило предыдущий рекорд Гайдая. В основу сценария легли газетные публикации о кавказской традиции выкупать и продавать невесту. Трио жуликов к тому времени наскучило режиссёру, и он решил вывести в качестве злодея «восточного сладострастника» из числа районных руководителей. Сначала этот персонаж обладал фамилией Охохов по иной версии — Ахохов. Но эта фамилия была у сотрудника министерства культуры.
Фамилию Саахов тоже хотели отвергнуть — она принадлежала одному из работников «Мосфильма». Поиски политкорректной фамилии прекратила министр культуры Екатерина Фурцева: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить, как есть! А вот имя главной героини выбрано в честь жены Гайдая — Нины Гребешковой. На роль «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» претендовали Лариса Голубкина, Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, но выбрали цирковую артистку Наталью Варлей. В сцене спасения Шурика пришлось делать много дублей, поэтому в эпизоде, где артисты сидят на берегу, они стучат зубами почти по-настоящему.
Кстати, сама жизнь приняла участие в реализации сценария. По ошибке страховщиков Демьяненко в спальном мешке действительно сорвался в реку. В фильм вошли реальные кадры его неконтролируемого движения в потоке. Съёмки проходили на Кавказе, в Крыму и Абхазии. Как и раньше, Гайдай приветствовал актёрскую импровизацию. Экспромтом Вицина стала фраза: «Чей туфля? А, моё. Не было в сценарии и знаменитой реплики Саахова: «Шляпу сними». По идее Никулина был введён в кадр огромный шприц, которым в тело Бывалого ввели снотворное под видом противоящурной прививки в реальности местом для укола послужила подушка.
А идея оставить покачивающийся шприц принадлежит Вицину. Благодаря ей, самый кассовый советский режиссёр побил собственный рекорд. Уже в первый год на киноленту продали 76,7 миллиона билетов, что поставило её на третье место в рейтинге популярнейших советских фильмов первое место — боевик Бориса Дурова «Пираты XX века», второе — мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В 1995 г. А всё начиналось так… Сценарист Яков Костюковский увидел в журнале «За рубежом» информацию о мошенниках, перевозящих через европейские границы драгоценности в гипсовых повязках, наложенных на место ложных переломов. Тогда его озарила идея создать фильм под рабочим наименованием «Контрабандисты». Фамилия главного героя Семёна Семёновича не раз менялась: Павлик, Тимошкин и, наконец, конечный вариант — Горбунков. Эта роль предназначалась для Юрия Никулина. В съёмках участвовали члены семьи Юрия Никулина.
Его жена — цирковая артистка Татьяна Никулина — сыграла гида, проводившего экскурсию для советских туристов. А их сын Максим Никулин исполнил роль мальчика с рыболовным сочком на острове. Музыка для фильма была написана композитором Александром Зацепиным, а слова — поэтом Леонидом Дербенёвым. При этом сначала планировались лишь две песни: «Про зайцев» в исполнении Никулина и «Помоги мне». Предложенную Дербенёвым композицию «Остров невезения» некуда было вставить, но режиссёр нашёл для неё место во время путешествия на теплоходе.
То есть тех, кто вплотную соприкасался с Леонидом Иовичем при съёмках его картин. Энвер Алиев 30 января 2018 Тем, кто захочет больше узнать об этом культовом режиссёре, лучшем постановщике советских эксцентрических комедий, хорошим подспорьем будет документальная лента Евгения Цымбала «Леонид Гайдай: От смешного до великого» 2001 год. Гайдай — фронтовик.
Ради российской съемочной группы развлекательный комплекс, принадлежащий Дональду Трампу, был закрыт на три дня по просьбе собственника. Команда Гайдая могла работать в казино абсолютно бесплатно. Рассчитывающий на благодарность Трамп попросил дать ему эпизодическую роль, однако режиссер был непреклонен. Хитростью обошел цензуру В те времена цензурные органы не пропускали на экраны многие фильмы, вырезали сцены и подменяли диалоги. Дабы сохранить картину «Бриллиантовая рука» в «первозданном виде» Гайдаю пришлось добавить атомный взрыв в конце второй серии. Гайдай согласился, но выдвинул одно требование — он готов удалить взрыв, но лишь в том случае, если остальные спорные сцены останутся без изменений. Цензоры пошли навстречу. Много курил и любил азартные игры По воспоминаниям художника по костюмам Татьяны Белявской, Гайдай мог выкурить четыре пачки в день. Еще одной страстью были азартные игры. Он часами играл в карты со своей дочерью Оксаной. Не мог оторваться и от игровых автоматов, в которых табло показывает выигрышную комбинацию символов. Во время работы над картиной «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» съемочная группа долго не могла найти Гайдая. Оказалось, что режиссер так увлекся игрой в рулетку, что потерял счет времени и остановился только тогда, когда проиграл все имеющиеся деньги. Обманным путем заставил раздеться Наталью Селезневу Гайдай добивался того, чтобы Наталья Селезнева, исполнившая роль студентки Лиды в короткометражке «Наваждение», выглядела естественно.
Гайдай кратко – биография Великого киногения
Афиша Plus - 30 января 2023 - Новости Санкт-Петербурга - На фронте Гайдай Леонид, биография которого гласит, что жизнь этого человека никогда не была простой и безоблачной, уже начал получать заслуженные награды. Окончив театральную студию при Иркутском областном театре, Леонид Гайдай не стал поступать на актерский, а решил штурмовать ВГИК, чтобы стать кинорежиссером. С середины 60-х наступает «золотое десятилетие» Леонида Гайдая.
95 лет назад родился режиссер Леонид Гайдай
Гайдай окончил в Иркутске театральную студию. Здесь он пару лет трудился актером и осветителем сцены. После 6 лет учебы в институте, он устроился работать на киностудию «Мосфильм». В 1956 г. Гайдай совместно с Валентином Невзоровым снял драму «Долгий путь».
Через 2 года он представил короткометражную комедию «Жених с того света». Интересно, что это единственная картина в творческой биографии режиссера, которая была подвергнута значительной цензуре. Стоит заметить, что изначально фильм был полнометражным. В нем иронически обыгрывалась советская бюрократия и крючкотворство.
В результате, когда его просмотрел министр культуры СССР он распорядился вырезать множество эпизодов. Таким образом из полнометражной ленты, фильм превратился в короткометражку. Леонида Гайдая даже хотели отстранить от режиссерской деятельности. Тогда он в первый и последний раз согласился пойти на сделку с «Мосфильмом».
Мужчина снял идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший». Хотя эта работа понравилась цензорам, которые разрешили Гайдаю продолжать снимать кино, сам режиссер до конца своих дней стеснялся этой драмы. В 1961 г. Леонид представил 2 короткометражные комедии — «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», принесшие ему фантастическую популярность.
В этом смысле в высшей степени занимательно, что Леонид Гайдай, человек, заставивший смеяться весь Союз, - родился в городе Свободный Амурской губернии. Уже потом семья передала в Иркутск, где отец Леонида построил знаменитый дом, который цел до сих пор и который, как надеются иркутяне, станет когда-нибудь музеем режиссера. Но связь режиссера и свободы осталась. Дом в Иркутске, где провел детство Гайдай, в начале этого года включили в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Пока строение, в котором одно время обитали гастарбайтеры, находится в плачевном состоянии. Они показывали, что частный человек гораздо важнее, чем коммунизм, чем текущая повестка. И сам Гайдай был свободен до поры.
Его вызывали в высокие кабинеты, бранили за насмешки над чиновничеством. За Саахова, похожего на Сталина, за фразы типа «в соседнем ауле жених украл члена партии». А он - внутренне свободный, отвечал в духе тех самых зайцев из песни: «А нам все равно». Гайдаю повезло. У него был могущественный покровитель. В самом начале пути его заметил Иван Пырьев, мастер кинокомедии и директор «Мосфильма», которого за глаза называли Иваном Грозным. Он взял Длинного как называл Гайдая к себе на «Мосфильм».
Гайдай, кстати, перед тем, как приступить к «Бриллиантовой руке», всерьез собирался экранизировать «Бег» Булгакова. Цензура не сильно придиралась к фильму, но первый телевизионный показ «Бриллиантовой руки» обернулся драмой, похожей на произошедшую с «Женихом с того света». Из фильма без ведома режиссера вырезали 20 минут экранного времени, в частности, сцену в гостинице со Светличной, фразу «наши люди в булочную на такси не ездят» и другие эпизоды. Этим, по слухам, были возмущены не только авторы и простые зрители, но и главный зритель в СССР — Брежнев: он позвонил председателю Гостелерадио Лапину и выразил негодование лично. После этого «Бриллиантовую руку» всегда показывали без купюр. Сцена, снятая в Баку. Улица Асефа Зейналлы, на заднем плане слева видна Девичья башня. На стене одного из домов справа — надпись «Philips» для создания атмосферы заграничного города Конечно, поразительно, что при всех долгих обсуждениях «Бриллиантовой руки» практически никто не придрался к самому вопиющему, совершенно сумасшедшему и фантастическому допущению авторов: за каким чертом вообще сети международных контрабандистов надо было перевозить золото и бриллианты в СССР?
Как писал критик Денис Горелов, «что она рассчитывала получить взамен? Если Георгий Данелия, еще один крупнейший советский комедиограф, говорил, что относился к Гайдаю с большой симпатией и, судя по всему, взаимной , то отношения Гайдая с Рязановым были непростыми. Композитор Александр Зацепин, написавший гениальную горячечную музыку к большинству гайдаевских хитов, в одном интервью выразился прямо: «Гайдай к Рязанову относился очень негативно. Говорил, что это актеры все его фильмы вывозят… Может быть, это у них что-то личное? Показателен такой случай: когда Гайдаю предложили попробовать на роль обоих Иванов Васильевичей Юрия Яковлева, тот поначалу возмутился: «Он же рязановский! Например, у него не очень сложились отношения с Арчилом Гомиашвили, после долгих и мучительных проб утвержденным на роль Остапа Бендера грузинский актер обошел десятки претендентов — от Андрея Миронова до Владимира Высоцкого, от Олега Басилашвили до Олега Табакова. А когда фильм был готов, Гомиашвили, возмущенный тем, что его «лишили голоса» несмотря на то, что актер хорошо говорил по-русски, вся роль была переозвучена Юрием Саранским. Несколько лет они не общались, но в самом начале 1977 года Гайдай неожиданно позвонил Гомиашвили: «Хотите увидеть уголовное преступление?
Тогда включайте телевизор. К телеверсии романа Ильфа и Петрова, снятой худруком «Ленкома», где главные роли исполнили отвергнутые в свое время Гайдаем Анатолий Папанов и Андрей Миронов, Леонид Иович явно испытывал большую ревность. Скульптурная композиция в память о пребывании в городе Чебоксары Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова Впрочем, и его собственные «12 стульев», обожаемые миллионами зрителей, не у всех вызывали восторг. Например, классик советского кино Григорий Козинцев, увидев их, в ужасе записал в дневнике: «Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей. Хамский гогот». Интерес к «серьезным», отнюдь не комедийным картинам сохранялся у него до конца жизни.
Кружили под всем известную песню про зайцев из фильма «Бриллиантовая рука». Она, кстати, приехала к нам не в первый раз.
Осенью Ольга Худякова приходила к дому, где когда-то жил ее знаменитый дед, а еще рассказывала о нем на встрече с иркутянами. Удивительным фактом поделился ректор ВГИК Владимир Малышев — оказывается, начинающего тогда режиссера чуть не отчислили за плохое поведение! После чего встал вопрос об отчислении, — рассказывает Владимир Малышев. Может, он чувствовал себя уже готовым мастером… После этого у него были одни четверки и пятерки. Как хорошо, что его тогда не отчислили! Остается загадкой, откуда берутся комедии. Ведь, детство у него было не очень веселое, а потом — война, где он совершал подвиги.
Леонид Гайдай: биография, личная жизнь, жена, дети, семья
Сегодня, 30 января, исполнился 101 год со дня рождения легендарного режиссера Леонида Гайдая. Леонид Гайдай родился в 1923-м году в городе Свободный. Бриллиантовая рука, Иван Васильевич меняет профессию, Кавказская пленница, Операция Ы. В 1947 г. Леонид Гайдай окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре.
Обвинения в домогательствах и азартные игры: 10 фактов о Леониде Гайдае
Леонид Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне , в 1942 году первоначально проходил службу в Монголии , затем был направлен на Калининский фронт. Получил тяжёлое ранение, подорвавшись на противопехотной мине, после которого его признали непригодным к дальнейшему несению военной службы. В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре ныне — Иркутский академический драматический театр имени Н. Охлопкова , работал осветителем, актёром. В 1949 году поступил на режиссёрский факультет ВГИК , который закончил в 1955 году.
В 1956 году вышел первый фильм Леонида Гайдая — « Долгий путь », поставленный по мотивам рассказов В. Спустя два года на экраны выходит сатирическая картина « Жених с того света », едва не стоившая режиссёру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» И.
Молодоженам удалось снять одну комнату. Так как на тот момент Гайдай получал сталинскую стипендию, а супруга уже начинала сниматься и была востребована. Через некоторое время у четы появилась дочь Оксана, которая спустя годы подарила своим родителям внучку. По воспоминаниям вдовы, Гайдай оказался совершенно неприспособленным в плане быта. Но зато супруга понимала, что в его жизни уже была огромная, всепоглощающая любовь — это кинематограф. И иной он не искал.
Режиссерский дебют С 1955-го Гайдай - режиссер студии «Мосфильм». Его дебютной работой стала картина «Долгий путь», которая была отмечена самим М. Именно он порекомендовал ему присмотреться к юмористическому жанру. Тогда он снял сатирическую комедию, которая называлась «Жених с того света». Однако фильм очень не понравился чиновникам. На длительное время Гайдая отстранили от режиссёрской работы.
А сама лента подверглась жёсткой цензуре и была сокращёна почти в два раза. После следующей работы Гайдай в очередной раз испытал сильное потрясение. Картина «Трижды воскресший» вышла через два года после комедии. Однако и эта героическая киноповесть тоже провалилась с треском... Леонид Гайдай, фильмы которого пока не пользовались успехом, впал в депрессию и отправился к родителям в Иркутск… Образ Шурика был списан с Гайдая Именно в родительском доме Гайдай нашел стихотворный фельетон украинского поэта-юмориста С. Он назывался «Пес Барбос и поучительный кросс».
Это сильно увлекло его. В результате он снял девятиминутный фильм и придумал ему название - «Пес Барбос и необычный кросс». Эта работа стала пользоваться колоссальным успехом. А три персонажа — Балбес, Трус и Бывалый — были задействованы и в следующем фильме. Речь шла о «Самогонщиках». Дело в том, что он всегда хотел создать положительного героя — пусть нелепого, но очень доброго очкарика.
И теперь это ему удалось. Он считал, что это лента — самая лучшая.
Как хорошо, что его тогда не отчислили! Остается загадкой, откуда берутся комедии. Ведь, детство у него было не очень веселое, а потом — война, где он совершал подвиги. Председателем должен был быть большой мастер, который не преподавал во ВГИКе.
Цель — получить пятерку, — вспоминает Карен Шахназаров. Если студент получал четверку, то он отправлялся в эшелон вторых режиссеров. Признается, узнав, что председателем будет Леонид Гайдай, Шахназаров слегка расслабился: ведь в его коротком фильме снималась супруга режиссера Нина Гребешкова. Гайдай сидит мрачнее тучи, — продолжает Карен Шахназаров. Я думал, что провалил.
Генри , в рамках своего фильма « Деловые люди ». Сделав перерыв в три года, Леонид выпускает три фильма, каждый из которых становится всенародно любимым произведением советской кинематографии.
Кинокомедия « Операция «Ы» и другие приключения Шурика », состоящая из трёх киноновелл, занимает первое место в прокате 1965 года. Как и следующие два фильма Гайдая — « Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика » 1966 года и « Бриллиантовая рука » 1968 года которые повторяют это достижение [2]. Детективная комедия Леонида Гайдая — « Бриллиантовая рука » в 1995 году была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет, победив в опросе телезрителей [3]. В 1970-х годах занимался экранизациями классических произведений И. Ильф и Е. Петров , М. Булгаков , М.
Он слишком много знал: гению советской комедии Леониду Гайдаю 100 лет
Свой путь в кино Леонид Иович начинал как актер, но, даже став режиссером, Гайдай продолжал сниматься. Биография[. ] Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в приамурском городе Свободный в семье служащего железнодорожной конторы. Леонид Иович Гайдай (1923-1993) – советский и российский кинорежиссер, актер, сценарист. Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный, Амурской области, в семье железнодорожного служащего.
Гайдай, Леонид Иович
95 лет назад, 30 января 1923 года, родился гений комедии — знаменитый советский режиссер, актер и сценарист Леонид Гайдай. Подростком Леонид Гайдай обожал кино, в первую очередь — комедии с Чарли Чаплиным (потом многие приемы немых комедий он перенесет в свои работы). гений, и все снятое им - априори гениально. Подростком Леонид Гайдай обожал кино, в первую очередь — комедии с Чарли Чаплиным (потом многие приемы немых комедий он перенесет в свои работы). Выдающийся комедиограф Леонид Гайдай – не еврей, но евреи к его комедийному искусству приложили руку весьма значительно.
Леонид Гайдай
Цитаты из гайдаевских комедий знакомы всем. А вот давать интервью Леонид Иович не любил. И моя попытка подготовить о нем материал к 40-летию Победы с первого раза не удалась. Помог случай: в ту пору в столице проходила презентация книги старшего брата режиссера иркутского поэта и публициста Александра Гайдая, в которую вошли стихи его фронтовой журналистской молодости. При этом старший брат, чьим именем был наделен знаменитый гайдаевский «Шурик», заранее предупредил, что младший фронтовую тему воспоминаниями не жалует. И, действительно, из того неспешного разговора больше удалось узнать о начальной кавалерийской службе Леонида Иовича, нежели о его боевой биографии. Направили в Монголию формировать конное пополнение для фронта. За звонкость голоса определили в полковую школу учиться на сержанта. Шашку выдавали только для дежурств по эскадрону. Помню, что всегда хотелось есть, - с долей иронии между затяжками всегдашней сигареты вспоминал он.
Когда осенью стали отбирать добровольцев на фронт, случился эпизод, который потом был комично обыгран в комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», когда персонаж Алексея Смирнова на каждую строку милицейской разнарядки отвечал громким «Я», и решительным шагом вперед. Так вышагивал и сержант Гайдай по каждой строке фронтовой разнарядки в авиацию, танковые войска и кавалерию. А потом - госпиталя, госпиталя, госпиталя…», - боевые воспоминания Леонида Иовича были более, чем лаконичны. И только много лет спустя, когда открылся доступ к засекреченным материалам фронтовой поры, стало возможным понять, что стояло за теми четырьмя месяцами войны Леонида Гайдая, насколько его медаль «За боевые заслуги» наполнена солдатским подвижничеством. Но узнать это довелось не со слов знаменитого режиссера-фронтовика, а из документов военной поры и рассказов близких ему людей.
Первый свой фильм «Долгий путь» он поставил в 1956 году, и это был фильм по мотивам сибирских рассказов В.
Второй фильм был кинокомедией, и в этом жанре Гайдай достиг вершины своего творчества. Каждая его комедия — настоящий шедевр, полный искрометного юмора, и в то же время имеющий социальное звучание. Любимой эпохой режиссера была эпоха 1920-х годов, которую он воспроизвел в фильмах «12 стульев», «Не может быть!
Гайдай окончил в Иркутске театральную студию.
Здесь он пару лет трудился актером и осветителем сцены. После 6 лет учебы в институте, он устроился работать на киностудию «Мосфильм». В 1956 г. Гайдай совместно с Валентином Невзоровым снял драму «Долгий путь».
Через 2 года он представил короткометражную комедию «Жених с того света». Интересно, что это единственная картина в творческой биографии режиссера, которая была подвергнута значительной цензуре. Стоит заметить, что изначально фильм был полнометражным. В нем иронически обыгрывалась советская бюрократия и крючкотворство.
В результате, когда его просмотрел министр культуры СССР он распорядился вырезать множество эпизодов. Таким образом из полнометражной ленты, фильм превратился в короткометражку. Леонида Гайдая даже хотели отстранить от режиссерской деятельности. Тогда он в первый и последний раз согласился пойти на сделку с «Мосфильмом».
Мужчина снял идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший». Хотя эта работа понравилась цензорам, которые разрешили Гайдаю продолжать снимать кино, сам режиссер до конца своих дней стеснялся этой драмы. В 1961 г. Леонид представил 2 короткометражные комедии — «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», принесшие ему фантастическую популярность.
В нее же внесли и сестру — Августу. И ни слова о младшем Леониде. Видимо, лист утрачен. Отец — Иов Гайдай — был до революции сослан на строительство Амурской железной дороги. В 1923-м семья уехала в Читу, затем в Иркутск.
Впрочем, архивисты до сих пор находят нюансы в ее истории. И вдруг, изучая записи о рождении брата и сестры, мы находим — в графе «Постоянное место жительства» родителей указан город Хабаровск. И это документ — с ним не поспоришь. То есть, возможно, это еще одна страничка из биографии известного нашего, любимого режиссера», — рассказывает главный архивист Государственного архива Амурской области Ирина Попова. В «Амурской правде» появилась первая афиша Гайдая как самостоятельного режиссера.
Гайдай кратко – биография Великого киногения
Леонид Гайдай был рожден 30 января 1923 года в провинциальном поселке Свободный, что расположен на территории Амурской области. 95 лет назад, 30 января 1923 года, родился гений комедии — знаменитый советский режиссер, актер и сценарист Леонид Гайдай. Пройдет он в музыкальном сопровождении оркестра композитора Александра Зацепина, поскольку Леонид Гайдай навеки породнен с музыкой, прозвучавшей в его фильмах. Бриллиантовая рука, Иван Васильевич меняет профессию, Кавказская пленница, Операция Ы. Леонид Гайдай скончался 19 ноября 1993 года на 71-м году жизни.