Федорчукова рать. Новость о жестоком убийстве племянника потрясла хана Узбека. Он решил, что вся Русь восстала против Орды.
Нашествия монголо-татар на Русь: сколько их на самом деле было
Стадии Тверского восстания: Расправа над ордынцами «Федорчукова рать» Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем. Федорчукова рать. Для московского князя Ивана Калиты Тверь была сильным соперником, и он любым способом стремился ослабить ее. В ходе кровопролитного набега, известного как Федорчукова рать, объединённое русско-татарское войско уничтожило множество деревень и городов, дойдя даже до Пскова. Этот погром получил название Федорчукова рать.
«540-летия Стояния на Угре». Дмитрий Володихин
К тому же, в 1251 году его настигла тяжелая болезнь, от которой князь едва не скончался. Выздоровев, он отправился к хану, добиваться великого княжения на всей Руси. Выслушав Александра Ярославича, татары его отпустили «…с честию великою, давши ему старейшинство во всей братьи его». К тому времени младший брат успел сделать непоправимую ошибку. Андрей Ярославич не умел уживаться с ордынцами и отказался служить хану. А значит, и выплачивать дань. Прежде рассказа о том, что произошло после этого его шага, следует сделать важное отступление.
Монголо-татарское иго часто воспринимают как сплошное мирное время от нашествия Батыя до битвы на поле Куликовом. Это совсем не так. В 140-летний промежутке от первого события до второго уместились десятки жестоких столкновений между русскими и ордынцами. И сколько было нанесено по Руси ударов, иногда более сокрушительных, чем во времена Батыя! Каждое новое вторжение оставалось в народной памяти в виде сочетания из двух слов: «Неврюева рать», «Дюденева рать», «Ахмылова рать», «Федорчукова рать»… за каждым таким словосочетанием — горящие города, тысячи убитых и угнанных на чужбину русских. Так вот, в 1252 году на Владимирскую Русь за непокорство и строптивость великого князя Андрея Ярославича и его брата Ярослава Ярославича обрушились татарские тумены под командованием полководца Неврюя.
Полки двух братьев были разгромлены в жестоком бою у Переяславля-Залесского, а сам великий князь бежал в Швецию, откуда вернулся лишь несколько лет спустя. Ярослава Ярославича приютила Ладога, а затем Псков. Погибли его супруга и воевода Жидислав. Земля же испытала новое разорение: ордынцы угнали множество пленников, забрали у крестьян скот. Когда Русь исходила кровью от «Неврюевой рати», Александр Невский находился в Орде и не оказал братьям никакой поддержки. В те времена не существовало единой Руси.
И братья являлись равными независимыми властителями в своих землях. Один из них, ранее несправедливо поступив по отношению к другому, вряд ли мог рассчитывать на подмогу от него в трудный час... Историки, настроенные к Александру Невскому недоброжелательно, даже обвиняли князя в том, что он способствовал отправке карательной рати против младшего брата. Однако по сию пору никто не привел сколько-нибудь серьезных доказательств в пользу этой гипотезы. После бегства Андрея сам Александр Ярославич стал великим князем 1252. Он княжил более десятка лет, до самой своей смерти.
Одной рукой ему приходилось отбиваться от западных соседей, другой — улещивать ордынцев, отводя опасность новых набегов и удерживая в повиновении младших князей. Самой тяжелой и, как сейчас говорят, «непопулярной» задачей его правления стало — обеспечить правильное налогообложение в пользу Орды. Только так Александр Ярославич мог избавить Русь от новой «Неврюевой рати». Но именно тот город, который более всего обязан его воинской доблести, хуже всего отнесся к перспективе платить ордынцам дань. Заняв великое княжение владимирское, Александр Ярославич дал новгородцам юного сына Василия.
Началось оно с попытки война из свиты Чолхана забрать коня у некоего дьякона Дудко. Тверяне заступились за дьякона, ударили в набат.
Известие о беспорядках облетела весь город, народный гнев выплеснулся на улицы. Татар начали убивать по всему городу. Чолхан со свитой укрылся в княжеском дворце — в котором и был сожжен заживо со всей своей свитой. Перебили всех татар и ордынских купцов находившиеся в Твери. У историков мнение не однозначно по поводу роли князя Александра. Как считает Карамзин, князь сам собрал вооруженное ополчение и возглавил его. По мнению современных историков, восстание вспыхнуло без вмешательства Александра, но с его молчаливого согласия.
Федорчукова рать Для московского князя Ивана Калиты Тверь была сильным соперником, и он любым способом стремился ослабить ее. Антиордынское восстание в Твери было выгодно Москве. Московский князь воспользовавшись неожиданной удачей отправился в Золотую Орду. Иван Калита заверил хана в преданности и предложил военную помощь против восставших.
Восстание баскака Чолхана.
Подавление Восстания в Твери. Князь Твери в 1327 году. Александр Михайлович Тверской князь. Александр Михайлович 1301 - 1339. Александр Михайлович Тверской князь в Орде.
Александр Михайлович 1326-1327. Иван Калита подавление Восстания в Твери 1327. Причины Восстания в Твери 1327. Федорчукова вать 1327. Восстание в Твери 1327 картина.
Князь Александр Михайлович Тверской князь. Александр Михайлович князь 1326. Александр Тверской 1301-1339. Хан Чолхан восстание в Твери. Восстание в Твери Хан узбек.
Хан Щелкан. Тверское восстание 1327 князь. Восстание в Твери против родственника хана Чолхана. Картина Бортеневская битва Белов. Восстание в Твери против золотоордынцев.
Бортеневская битва 1317. Ерашов Александр Васильевич. Художник Ерашов Александр Васильевич. Александр Ерашов выставка. Иван Михайлович Ерашов.
Восстание в Твери иллюстрация. Тверское восстание 1327 картинки. Восстание в Твери Ханского посла. Щелканова рать. Федорчукова рать участник.
Федорчукова рать картинки.
Спициным более 15 лет и предназначен для учителей истории и преподавателям исторических факультетов. Приведём другую точку зрения: «Заметим при этом, что нет никаких оснований для часто звучащих заявлений о том, что московское войско участвовало в разгроме Тверской земли. Тверская и новгородская летописи вообще не упоминают о московском князе или его воинах: «Безаконный царь на зиму посла рать на землю Рускую, а воевода Федорчюкь, 5 темниковъ; и людей множество погубиша, а иныа въ пленъ поведоша, а Тверь и вся гради огнемъ пожгоша» Тверская летопись. Московская же летопись говорит лишь о том, что Калита сопровождал татар по приказу хана: «Тое же осени князь Иванъ Даниловичь Московскии въ орду пошелъ. Тое же зимы и на Русь пришелъ изъ орды; и бысть тогда великая рать Татарская, Федорчюкъ, Туралыкъ, Сюга, 5 темниковъ воеводъ, а съ ними князь Иванъ Даниловичь Московскии, по повелению цареву…» Симеоновская летопись. По всей видимости, во время похода на Тверь Калита вынужден был находиться при татарском войске на положении полузаложника.
Подтверждение этого предположения можно найти в описании татарского карательного похода против Твери, содержащемся в московской летописи: «[Татары] шедъ ратью, плениша Тферь и Кашинъ и прочия городы и волости, и села, и все княжение Тферское взяша и пусто сътвориша, и бысть тогда земли великая тягость и много томлениа, множества ради грехъ нашихъ, кровь хрестианская проливаема бываше отъ поганыхъ Татаръ, овыхъ въ полонъ поведоша, а другиа мечи изсекоша, а иныа стрелами истреляше и всякимъ оружиемъ погубиша и смерти предаша, а князь Александръ побежалъ съ Тфери въ Псковъ. Того же лета убиша князя Ивана Ярославичя Рязанскаго. Великии же Спасъ милостивыи человеколюбецъ Господь своею милостию заступилъ благовернаго князя нашего Ивана Даниловичя и его ради Москву, и всю его отчину отъ иноплеменникъ, отъ поганыхъ Татаръ» Симеоновская летопись. Напомним, что речь идет о военных действиях против княжества, бывшего тогда злейшим врагом Москвы. Тем не менее симпатии московской княжеской летописи здесь целиком на стороне страдающих тверичей, а отношение к татарам целиком враждебное, хотя они, как казалось бы действуют в интересах московского князя. Однако его собственное положение и положение его княжества при этом оказывается чрезвычайно шатким, несмотря на внешнюю лояльность по отношению к татарам, — летописец приписывает спасение Москвы от татарского погрома только Божьей милости. Необходимо учитывать какие князья одержали верх в борьбе в итоге, а значит по праву сильного могли переписывать и летописные тексты в свою пользу, обеляя себя перед потомками.
По -нашему мнению летописи, доставшиеся Московским князьям могли быть исправлены московскими монахами летописцами. Отметим, что большинство поздних русских летописных списков показывают точку зрения Москвы на события русской истории, и особенно связанные с участием московских князей в расширении Московского княжества и объединение Руси. XIII по кон. ИРЛИ; Отв. Существует мнение о том, что русские летописи достоверны, и точны и написанное в них остается неизменными во времени, выше показана Тверская летопись, состоящая из фрагментов и поздних списков XVII века. Приведем пример о правках и уничтожении фрагментов летописей, российский историк, археограф, исследователь и издатель руссских летописей Насонов А. IV, 214 , разобрал текст отпечатка, согласно которому составителем рукописи был эконом Киево-Печерского монастыря Пантелеймон Кохановский, занимавшийся летописным делом в 1680-1682 гг.
Предпосылки Тверского восстания
- Ход событий
- Предпосылки
- Иван калита 1327 г событие. Антиордынское восстание в твери. Поход объединенных сил | На ксида ру
- Восстание в Твери против баскака Чолхана
Главное меню
- Последствия Федорчуковой рати
- Иван Калита и Федорчукова рать (Томилин Михаил Леонидович) / Проза.ру
- Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области
- Иван калита 1327 г событие. Антиордынское восстание в твери. Поход объединенных сил
Нашествия монголо-татар на Русь: сколько их на самом деле было
Взвешенная политика московского князя, в которой подавление антиордынского восстания сыграло существенную роль, привела к тому, что Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Ему удалось выстроить централизованное государство и оттеснить Тверь. Во второй половине 14-го века тверские князья пытались заручиться поддержкой литовских правителей, чтобы осуществить долгожданный реванш. Так, в 1368 году тверскому князю Михаилу Александровичу удалось договориться с литовским Ольгердом Гедиминовичем , который, собрав войско, двинулся на Москву. Осада города была затруднена построенным недавно белокаменным Кремлём, ставшим надёжной защитой от нападений извне. Немаловажную роль сыграло и вторжение в Литовское княжество крестоносцев, что грозило Ольгерду войной на два фронта. Михаилу Александровичу, однако, удалось вернуть себе тверской престол и восстановить город, укрепив его деревянной стеной.
Опираясь на поддержку литовского правителя, тверской князь в 1370 году получил из рук хана Мамая ярлык на великое Владимирское княжение, что привело к ожесточённому противостоянию с московским князем Дмитрием Ивановичем. Уже в следующем году Дмитрию удалось заключить соглашение с Мамаем, что повлекло за собой очередной поход Ольгерда на Москву. Его удалось остановить после сражения под городом Любутск, входившим тогда в состав Брянского княжества. К началу 15-го века Тверское княжество окончательно лишилось своего былого могущества, а в 1453 году местный князь Борис даже присягнул Москве на верность, отдав свою дочь за будущего наследника московского престола Ивана Васильевича. Взойдя на престол, Иван III подтвердил свои права владения на Тверское княжество, даже несмотря на смерть своей первой жены от распространившейся тогда по Руси эпидемии чумы. В 1483 году последний тверской князь Михаил Борисович овдовел и решил просить руки внучки великого князя литовского Казимира IV.
Через 2 года Иван III объявил Михаилу войну, которая закончилась подписанием мирного договора, ограничивающего, прежде всего, дипломатическую свободу тверского правителя. Этот договор был последним юридическим документом независимой Твери.
Следствием этого стало возвышение Юрия Даниловича, получение им ярлыка Великого князя. Но в 1325 году Юрий, находясь в Орде, был убит сыном вышеупомянутого тверского князя Михаила, Дмитрием по прозвищу Грозные Очи, за что, впрочем, убийца был вскоре и сам казнён. Тем не менее, и после этого великокняжеская власть продолжала находиться в Твери. Хан Узбек отобрал её у тогда ещё живого Юрия Даниловича в 1322 году, после того, как тот вместо отправки в Орду собранной дани пустил её в оборот под проценты. А соперники из Твери не преминули сообщить об этом хану в выгодном для себя ключе. Конечно, заверив при этом, что они сами будут сборщиками дани для хана куда более добросовестными, чем «московские обманщики».
Как известно, всякая власть предполагает и ответственность. Так вышло и с выпросившим себе великокняжеский ярлык тверским князем. В 1327 году в Тверь приехал погостить двоюродный брат хана Узбека Щелкан или Чолхан. Гостем он оказался беспокойным, его свита вела себя в городе излишне по-хозяйски. В результате горожане подняли бунт, спалив и княжеский дворец, где укрылся Щелкан со своими людьми, при этом погибли почти все монголы. Был ли причастен к этому бунту князь Александр Тверской — историки спорят до сих пор. В отместку хан Узбек собрал довольно большое войско в 5 туменов 50 тысяч человек. Считается, что постоянный состав, например, армии Батыя, с которой он завоевал Русь, составлял всего 4 тумена 40 тысяч человек.
Впрочем, вопреки распространяемым в Твери слухам о чуть ли не религиозной войне для ниспровержения православия и утверждения ислама, главнокомандующим этим войском был назначен ханский вельможа христианских убеждений по имени Федорчук. Отчего ханские силы и получили название среди летописцев «Федорчукова рать». Как показали дальнейшие события, дальше обычного разгрома мятежного княжества дело не пошло — на веру его уцелевших обитателей никто не посягал. Сам тверской князь Александр судьбу решил не искушать, понимая, что понесёт ответственность за непринятие достаточных мер по обеспечению безопасности ближних родственников своего сюзерена. Стоит заметить, что великий предок и московских, и тверских князей, святой князь Александр Невский в сходной ситуации сумел принять пусть и жёсткое, но единственно правильное решение, решительно подавив бунт новгородцев, выступавших против переписи их ханскими баскаками для последующего сбора дани.
В отместку хан Узбек собрал довольно большое войско в 5 туменов 50 тысяч человек. Считается, что постоянный состав, например, армии Батыя, с которой он завоевал Русь, составлял всего 4 тумена 40 тысяч человек. Впрочем, вопреки распространяемым в Твери слухам о чуть ли не религиозной войне для ниспровержения православия и утверждения ислама, главнокомандующим этим войском был назначен ханский вельможа христианских убеждений по имени Федорчук. Отчего ханские силы и получили название среди летописцев «Федорчукова рать».
Как показали дальнейшие события, дальше обычного разгрома мятежного княжества дело не пошло — на веру его уцелевших обитателей никто не посягал. Сам тверской князь Александр судьбу решил не искушать, понимая, что понесёт ответственность за непринятие достаточных мер по обеспечению безопасности ближних родственников своего сюзерена. Стоит заметить, что великий предок и московских, и тверских князей, святой князь Александр Невский в сходной ситуации сумел принять пусть и жёсткое, но единственно правильное решение, решительно подавив бунт новгородцев, выступавших против переписи их ханскими баскаками для последующего сбора дани. Иначе альтернативой, при поддержке такого бездумного популизма, было бы жестокое подавление бунта уже ханскими войсками с огромным количеством жертв и разрушением Новгорода. Но Александр Тверской, увы, не унаследовал политический гений своего знаменитого прадеда, как, впрочем, и его полководческие таланты. Будь Александр Невский на месте своего потомка в 1327 году, с приближением 50-тысячной вражеской рати он не стал бы идти против неё в самоубийственную атаку. Этим, как раз, больше отличались братья Александра Невского. Потому значительную часть своей сознательной жизни и провели в эмиграции, после неудачных попыток свергнуть власть мощной монгольской державы своими крошечными силами, пока под влиянием своего куда более умного брата в Орде их не прощали, разрешая возвратиться домой. Александр Тверской предпочёл бежать на границу — сначала в Новгород, потом в Псков, а затем к литовскому князю Гедимину.
Его княжество, закономерно, было изрядно опустошено Федорчуковой ратью, которой, правда, помогали дружины и Московского, и Суздальского князей. Но при этом стоит ещё раз напомнить, что на тот момент Руси как единого государства просто не существовало, а отношения Москвы и Твери были враждебными. Жизненный путь беглого тверского князя закончился в 1339 году после того, как хан Узбек поначалу вроде бы простил его, разрешив вернуться на родину, но потом всё равно казнил за измену. А поддержавшие противников своего давнего соперника, Твери, Московский и Суздальский князья получили от хана Узбека немалые преференции. Статус его суздальского коллеги получился немногим ниже. Владыки Золотой Орды по-прежнему старались блюсти принцип «разделяй и властвуй», а также стремились «класть яйца в разные корзины». Последующая история показала, что победа Ивана Калиты в московско-тверском противостоянии была не просто победой одного князя над другим.
Он отправился в Орду и вызвался помочь монголам восстановить власть над Русью. Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников и велел идти на Александра Михайловича.
К ордынско-московскому войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси этот поход стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Началось бедствие. Москвичи и ордынцы пожгли города и сёла, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом вПсков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви.
Бунт Твери против Орды
А в 1322 году Дмитрий Тверской, воспользовавшись жадностью Юрия вместо того чтобы отвезти тверскую дань в Орду, тот отвёз её к брату в Новгород , где, говоря современным языком, решил «прокрутить» с помощью купцов-посредников , получил в Орде ярлык на великое княжество Владимирское. Казалось бы, не за горами окончательное торжество Твери над Москвой. Однако в конце лета 1327 года в Тверь с большой свитой приехал ханский посол Шевкал Чолхан или Щелкан , двоюродный брат Узбека. Как убедительно показал историк Борисов, татары пришли в Тверь, скорее, в качестве союзников великого князя, тем не менее они повели себя, как в завоеванном городе. Сам посол поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда князя Александра и его семью. После чего, по словам летописца, татары «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Согласно тверской летописи, обиженные и озлобленные горожане неоднократно обращались к князю, прося защиты, однако тот, «видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть». Тверичи, однако, терпеть не захотели.
Последней каплей, переполнившей «чашу народного гнева», стало нападение татар на местного дьякона Дудко, у которого они попытались отобрать приглянувшуюся им кобылу. Дьякон, однако, не пожелал расстаться с лошадью и стал громко звать на помощь. Завязалась драка, почти сразу переросшая в восстание. Если бы в мятеже приняли участие только горожане, то, возможно, многочисленной и хорошо вооружённой посольской свите удалось бы отбиться. Однако, согласно Новгородской первой летописи, к своим подданным присоединился и сам князь со своей дружиной.
Источник: миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в. Этот опустошительный поход остался в истории как Федорчукова рать или еще Туралыкова. Примечательно, что союзником Золотой Орды выступил московский князь Иван Калита. Объединенное войско разгромило и разорило Тверское княжество, причем пострадал не только стольный град на Волге, но и окрестности, в том числе Кашин. Вот только и после окончания ордынского ига беды нашего города не закончились. Возможно, вы слышали словосочетание «Государев разгром». Последнюю царские опричники разорили в декабре 1569 года, и описания зверств, ими чинимых, даже сейчас вызывают оторопь. Грабежи, массовые казни, уничтожение церквей и монастырей — счет погибших шел на многие тысячи. Когда-то здесь кипела жизнь. Фото: Сергей Савинов После «Государева разгрома» в Затьмачье, как и в других частях города, появилось множество пустых мест и пустых дворов. Оправиться Тверь не успела — пришло Смутное время. Череда бедствий вроде голода и польско-литовской интервенции отбросили город назад в развитии. Канули в Лету целые слободы вроде Волкуши , а западная часть Затьмацкого посада использовалась в основном в хозяйственных целях, то есть, к примеру, в качестве пахотной земли. А место, где сегодня располагается стадион «Центральный», еще в XVIII веке было известно как «выгон животинный» — попросту пастбище. Бывший «выгон животинный» в апреле 2024 года. Фото: Сергей Савинов Тьма перед рассветом Шли годы, истерзанная Смутой Тверь восстанавливалась, но долгое время была деревянным заштатным городом Русского царства. Горела в очередных пожарах и получила толчок к развитию, как мы с вами знаем, при Екатерине Великой. Именно тогда Тверь стала вторым в империи городом с регулярной застройкой после Петербурга , а потом и административным центром — сначала наместничества, затем одноименной губернии. Затьмачье же из хаотично застроенной слободы превратилось в регулярный квартал, развивающийся по правилам городских генпланов. Осталось в истории Тверское сражение, прогремевшее в июле 1609 года у стен западного острога — приблизительно в районе нынешних Головинского и Советского валов, а также улиц имени революционера Пухальского и Карла Маркса. Потерялись во времени церкви Параскевы Пятницы, что в Кожевках, и святого Климента. Исчезли затьмацкие монастыри вроде Воздвиженского, который располагался примерно на территории безымянной слободы у западной границы посада. Где-то здесь супостаты атаковали Затьмацкий посад.
Существует мнение о том, что русские летописи достоверны, и точны и написанное в них остается неизменными во времени, выше показана Тверская летопись, состоящая из фрагментов и поздних списков XVII века. Приведем пример о правках и уничтожении фрагментов летописей, российский историк, археограф, исследователь и издатель руссских летописей Насонов А. IV, 214 , разобрал текст отпечатка, согласно которому составителем рукописи был эконом Киево-Печерского монастыря Пантелеймон Кохановский, занимавшийся летописным делом в 1680-1682 гг. IV, 215 , показывающий, что составителем и этой рукописи был тоже П. Ученик М. Присёлкова, А. Заозерского, С. По — нашему мнению нет, приведу пример. По данным А. Куза в XIII веке по летописным источникам на Руси было примерно 300 городов: «по 20-25 в среднем на одно княжество, что не вызывало в принципе сомнений». Но в связи с накоплением и постепенном вводом в научный оборот огромного археологического материала. Оказалось, что: «К трем-четырем сотням летописных городов противостоит около тысячи «безымянных» укрепленных поселений. Куза То есть археологи нашли еще сотни городов, а в летописи они не упоминаются!!! Если полностью доверять летописям, то обнаруженных археологами городов просто не существовало! Это только один пример. Можно привести еще один пример - в летописях нет упоминания городов на месте Сарского городища, на месте Сунгирского городища, на месте археологического комплекса в Тимерово под Ярославлем, Гнездова. О Ростове, Ярославле, Владимире, Смоленске в летописях говорится, но все перечисленные города и городища по данным археологии существовали долго в одно время. Примеров такой избирательности кроме городов в летописях множество. Поэтому не надо к летописям подходить как к догмам, необходимо анализировать события близкие к описываемым в летописях, интересы сторон, князей, других стран, церкви, смотреть на нестыковки летописей так, как летописи переписывались, дописывались и уничтожались в угоду победителей. Завершим статью примером того, что необходима кропотливая работа по анализу исторических событий, а не слепое доверие летописям и другим письменным источникам: «В частности, англо-американские спецслужбы и исторические факультеты некоторых сильных университетов Англосферы уже приступили к подготовке историков нового профиля, по сути — к созданию новых профессий на стыке истории школу истфаков Оксфорда, Кембриджа и Дарэма, кстати, вообще прошла большая часть британской правящей элиты и разведывательно-аналитической деятельности.
С утра до вечера. Пока не валилась с ног и не начинало казаться, что уже вообще не соображаю, что творю. Какой-то мудрец сказал, что к высшему разуму ведут три пути: путь размышлений — самый благородный, путь подражаний — самый лёгкий и путь опыта на своей шее — самый тяжёлый. Вот я видимо и выбирала всегда почему-то самый тяжёлый путь, так как моя бедная шея по-настоящему сильно страдала от моих, никогда не прекращающихся, бесконечных экспериментов… Но иногда «игра стоила свеч» и мои упорные труды венчались успехом, как это наконец-то и случилось с тем же самым «двиганием»… Спустя какое-то время, любые желаемые предметы у меня двигались, летали, падали и поднимались, когда я этого желала и уже совершенно не казалось сложным этим управлять… кроме одного весьма обидно упущенного случая, который, к моему великому сожалению, произошёл в школе, чего я всегда честно пыталась избегать. Мне совершенно не нужны были лишние толки о моих «странностях» и уж особенно среди моих школьных товарищей! Тверское восстание 1327 года - первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено совместными усилиями Золотой Орды, Москвы и Суздаля. Фактически привело к перераспределению сил в пользу Москвы, подведя черту под четвертью века соперничества Москвы и Твери за верховенство в Северо-Восточной Руси. Наиболее подробное изложение событий 1327 года содержится в Тверском сборнике и Рогожском летописце. Щелкановщина Осенью 1326 года тверской князь Александр Михайлович получил от ордынского хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское. Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Шевкал Чолхан или Щелкан , двоюродный брат Узбека. Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце - и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» - ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы. Федорчукова рать Московский князь Иван Калита - давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол - поспешил воспользоваться бедствием в Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и вызвался помочь монголам восстановить власть над Русью. Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников и велел идти на Александра Михайловича. К ордынско-московскому войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси этот поход стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Началось бедствие. Москвичи и ордынцы пожгли города и сёла, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом вПсков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Последствия Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом «разделяй и властвуй». После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Произошедшее в 1327 году антиордынское восстание в Твери стало первым масштабным выступлением русичей против ордынского владычества. Потерпевшее поражение Тверское княжество окончательно потеряло возможность занять позицию лидера и объединителя русских земель. В первой половине 14 века борьба за превосходство среди княжеств северо-восточной Руси перешла в острую фазу. Особо напряженным было противостояние за ярлык на великое княжение между Тверью и Москвой. В Москве к этому времени правил Иван I Калита, предпочитающий, как теперь сказали бы, политические и экономические методы в борьбе за власть. Его миссией, по-видимому, было взимание дани и демонстрация полной власти монгол над русскими подданными. По прибытии ордынский баскак силой вытеснил Александра и его семейство из родового терема и сам поселился в нем. Князь вынужденно подчинился, он понимал, что сопротивление приведет к тяжелым последствиям для всего Тверского княжества. Более того, приходилось оказывать внешние почести и демонстрировать смирение. Подобно Чолхану повсеместно поступали и его члены свиты наместника, притесняя знатных и простых тверитян. Предпосылки и причины мятежа Жители княжества Тверского еще хорошо помнили нашествия неврюевой рати, Кавгадыя и Таянчара. Но Чолхан Дюдентьевич по части жесткости и бесчинств превзошел их всех. Причина недовольства горожан не одна: повсеместное разорение домохозяйств, крайне высокомерное поведение, грабежи, гонения, насилие, поругание, демонстративное поведение завоевателя в покоренном княжестве накалили обстановку до предела. Александр сам показывал пример смирения и призывал к терпению народ, чем были недовольны дружинники и часть решительно настроенного населения. Конфликты и стычки тверитян с бесчинствующими ордынцами за короткое время приняли массовый характер. Недовольство подогревалось слухами о планируемом баскаком убийстве Александра и его родственников, взятии тверского престола самим Чолханом, принудительном введении магометанства. Называлась даже предполагаемая дата — 15 августа, христианский праздник Успения Богородицы. Историки полагают, что такое развитие событий в Твери было бы маловероятным, но подобные слухи характеризуют умонастроения накануне тревожных событий. Ханские подручные привычно попытались отнять кобылу у местного диакона Дудко. Дудко оказал сопротивление и позвал на помощь.
"Летопись" - Поход на Тверь. Федорчукова рать.
И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову. Федорчукова рать.» на канале «Молодость и Красота Кожи» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 4 ноября 2023 года в 22:53, длительностью 00:10:21, на видеохостинге RUTUBE. по имени одного из темников). «Федорчукова рать», карательный поход ордынских войск, направленных ханом Узбеком против Тверского княжества. по имени одного из темников).
Иван Калита и Федорчукова рать
На Русь выдвинулся карательный отряд («Федорчукова рать»). Этому походу позже дали название «Федорчукова рать», так как татарами командовал христианин Федорчук. Его княжество, закономерно, было изрядно опустошено Федорчуковой ратью, которой, правда, помогали дружины и Московского, и Суздальского князей.
Федорчукова рать: за что хан Узбек жестоко наказал жителей Твери
Щелкановщина [ править править код ] Осенью 1326 года тверской князь Александр Михайлович получил от ордынского хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское. Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Щелкан Чолхан , двоюродный брат Узбека. Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам ; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4].
Федорчукова рать [ править править код ] Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси.
Татарская месть ограничилась одним Тверским княжеством. После этого нашествия Москва стала постепенно возвышаться над прочими русскими княжествами. Ярлык на великое княжение Владимирское был отдан Ивану Калите и с тех пор почти всегда, за небольшими перерывами, находился в руках московского княжьего дома. Бежавший князь Александр Михайлович был прощён и смог вернуться на тверской престол, но Тверь больше не могла быть соперником Москвы. Из сообщения, что татарское войско возглавлялось пятью темниками — начальниками над десятью тысячами воинов — должно следовать, что оно могло достигать 50 тысяч человек. Из летописей мы знаем имена только двух из этих пяти военачальников — Туралык и Федорчук. Тенденция к исламизации Руси Имя Федорчук однозначно указывает на происхождение от крещёных предков, а суффикс —чук — на славянское происхождение.
Из этого следует, что он был русским, перешедшим в ислам. Здесь, вероятно, кроется указание на причину, почему миссия Чолхана в Твери вызвала такое противодействие местного населения. Вспомним главные события того времени в Золотой Орде. В 1313 году на ханский престол взошёл Узбек убив своих конкурентов, как это обычно делалось. Поддержку ему оказали мусульмане. Золотая Орда того времени была государством, где ещё боролись разные верования, и ни одно не было государственным.
Именно бывший ханский посланник и выступил главным обвинителем Михаила перед Узбеком. Кавгадый обвинял тверского князя в желании вместе с собранной данью бежать к немцам. На Русь был отправлен посол Ахмыл, который предупредил Михаила, что, если тот не поедет в Золотую Орду, на Тверь будет организован карательный поход. Князь отправился в ставку Узбека, где над ним состоялся суд. Судьей и обвинителем на нем выступил Кавгадый. Михаилу были выдвину-ты следующие обвинения: «цесаревы дани не далъ еси, противу посла бился еси, княгиню великого князя Юрья уморилъ еси». Суд вынес обвинительный при-говор тверскому князю, однако казнь была отложена на два месяца. Подобная задержка, по мнению Э. Клюга, была вызвана борьбой внутри ханского окруже-ния. Однако партия сторонников Юрия одержала верх, и Михаил Ярославич был казнен. Во главе Тверского княжества стал Дмитрий Ми-хайлович 1298—1326. Между Тверью и Москвой состоялись переговоры, в ре-зультате которых установился мир, а тело Михаила было возвращено в родной город. Константин Михайлович оставался в Москве, где вступил в 1320 г. В 1321 г. По всей видимости, посольство было направлено, чтобы собрать задолженность тверичей по дани. Напряженность в московско-тверских отношений сохранялась. В 1322 г. Юрий, находив-шийся в Новгороде, попытался встретиться с послом Узбека , но по дороге был разбит Александром Михайловичем, который смог захватить казну с выходом. Юрий отправился к Узбеку лишь спустя два года в 1324 г. Следом за ним в Золотую Орду устремился и Дмитрий, где в итоге и убил московского князя «без цесарева слова» , за что и был сам казнён. Помимо самоуправства, про-явленного тверским князем, по мнению Р. Почекаева, свою роль могли сыг-рать ордынские суеверия, по которым «пролитие крови в ханской ставке могло навлечь гнев Неба на того, в чьем доме она пролилась». Узбек продержал Дмитрия в заточении 10 месяцев, прежде чем казнить. Чем была вызвана эта за-держка, неизвестно: связано ли это было с борьбой ордынских группировок или же размышлениями самого Узбека о роли Дмитрия в своей политике. После казни Дмитрия хан Узбек в 1326 г. Обычно это решение трактуется как ми-нимум «спорным»: «несмотря на все просчёты и провалы тверских князей» , Узбек продолжал поддерживать тверских князей. Однако, как справедливо от-метил А. Горский , политика Дмитрия каких-либо явных антиордынских признаков не несла. Пожалуй, наоборот, именно тверской князь смог продемон-стрировать себя настоящим слугой хана, в отличие от Юрия, который не выпла-тил ордынский выход. По всей видимости, во время суда над Дмитрием в Орде находился и его брат Александр. По возвращению из ставки хана вместе с ним прибыл ордын-ский отряд, который учинил много «тягот» Низовской земле. В летописях име-ются разногласия по этому событию. В Новгородских 1 и 4 летописях Алек-сандр вернулся из Орды ещё до поездки Дмитрия. В тверском летописании не упоминается об ордынском отряде, учинившем тяжелые «тяготы». В ряде других летописей делается акцент на том, что разорение постигло только Твер-скую землю. Вероятно, что Александр оставался в Твери, когда Дмитрий от-правился в Орду, но после гибели Юрия он последовал в ханскую ставку, дабы повлиять на судебное решение. С этой же целью, но желая обернуть ситуацию в свою пользу, в Орду последовал Иван Калита. Как известно, хан Узбек при-нял решение частично удовлетворившее каждую сторону: Александр получил великое княжение, а московский князь добился смерти убийцы своего брата. Можно предположить, что Александр Михайлович, пытаясь добиться освобож-дения своего брата, наделал много долгов. В связи с этим на Русь прибыли «та-тарове должници». Скорее всего, Александр пытался минимизировать потери Тверского княжества и как великий князь Владимирский позволил ордынцам грабить всю Низовскую землю, тем самым оберегая свою отчину. В 1327 г. Посольство Чолхана обычно не связывают с антитверской политикой хана Узбека. Чолхана считают послом, прибывшего на Русь, чтобы собрать дань. Также существует точка зрения, что посольство было направлено с целью уста-новления контроля над тверским князем. Также возможно, что Чолхан про-должил собирать с тверичей прошлые задолженности за время суда над Дмит-рием. Попытки Александра успокоить население были неудачными. Князь также принял участие в восстании. Именно его новгородские и мос-ковские летописи называют предводителем восставших тверичей. Однако ви-деть Александра зачинщиком восстания не представляется возможным, ввиду его «примиренческой» позиции до уничтожения отряда. Восстание в Твери не могло быть оставлено безнаказанным. Союзники «взяша градъ Тферь и Кашинъ, а прочая грады и волости пусты сотвориша, а людеи изсекоша, а иныхъ в полонъ поведоша», помимо тверских территорий пострадали также и новгородские земли. Александр Михайлович вместе с семьёй бежал в Псков. В 1328 г. Кон-стантин «нача княжити тоды тихо и мирно» , тем самым стремясь восстано-вить свои земли после разорения. Тверскому князю постоянно приходилось ориентироваться на Орду и Москву. В 1332 г. Константин ходил в Орду вместе Иваном Даниловичем , по всей видимости, чтобы подтвердить свой ярлык. Александр Михайлович не желал оставаться в Литве. В 1335 г. Александр отправляет в Золотую Орду своего сына Фёдора, а в 1337 г. Хан Узбек простил князя и разрешил ему снова сесть в Твери. Однако Тверской земле дорого далось возвращение князя: в 1335 г. Возвращение на тверской стол Александра Михайловича не устраивало Ивана Даниловича. Московский князь отправился в Орду и в результате интриг смог добиться перемены в позиции Узбека. К Александру было направлено по-сольство с требованием явиться в Орду. Тверской князь сначала отправил сына Фёдора, а затем поехал и сам. Как и перед казнями Михаила Ярославича и Дмитрия Грозные Очи в ханской ставке происходила борьба между группиров-ками, поддерживающими, с одной стороны, Ивана Калиту, а, с другой, — Алек-сандра Михайловича. С этим связано летописное упоминание: «и инiи глагола-хоу: княженiе ти великое даетъ царь, а инiи глаголахоу; оубиту ти быти». Существует предположение, что столь сильные перемены в отношении Узбека к Александру Михайловичу связаны с желанием хана через посредниче-ство тверского князя урегулировать отношения с набирающей силы Литвой. Ко-гда же тверской князь не оправдал себя в роли посредника, то он был казнён. Учитывая, что в это время литовцы вышли к границам Орды, версия о попытки использовать связи Александра с Гедимином выглядит вполне жизнеспособной. После казни Александра ярлык на Тверское княжение снова получил Кон-стантин Михайлович. Князь продолжил свою политику по избеганию активных действий во внешней политике. Лишь однажды, можно предположить, Констан-тин попытался использовать Золотую Орду против Москвы. В 1340 г. Однако это был единичный случай. В связи с усилени-ем Московского и Литовского княжеств для тверских князей именно отношения с этими государствами выходят на первый план. К тому же к концу правления Константина в Тверском княжестве развернулись междоусобицы. В ханскую ставку князья ездят для получения ярлыка и определения прав наследования. Так, в 1346 г. По мнению Р. Почекаева, какой-либо дальновидной политики со стороны хана не было, а данное решение было продиктовано сложившимся в Золотой Орде обычаем наследования от отца к сыну. Хотя следует отметить, что данная традиция наследования не была обычна для монголов. Подобное решение вызвало междоусобицу в Твери, которая закончилась в 1349 г. Од-нако в скором времени она возобновилась в результате передачи ярлыка Васи-лию Михайловичу, что привело к нарушению устоявшегося равновесия и вы-звало новый виток борьбы между двумя тверскими князьями. Очередная по-пытка Всеволода в 1358 г. Следует отметить, что после смерти Узбека Золотая Орда стала терять свою мощь и былое влияние, всё сильнее погрязая в непрерывных смутах. За междоусобицами были «практически забыты внешнеполитические интересы Зо-лотой Орды. Эпизодические акты внешнеполитического характера в первую очередь были направлены на упрочения той или иной стороны», что было осо-бенно характерно для 1360-х годов. Контроль Улуса Джучи над Русью сла-бел. Показательно, что уменьшилось число поездок князей в степь.
Мог ли князь поддерживать народ? Вряд ли. Он понимал, что это конец его великокняжеской власти и угроза для мирных людей. А мог ли остановить? Наверное мог, князя бы послушались. Вот только совесть и гордость князя из Тверского дома не позволила: сколько можно терпеть и выю гнуть?! Последствия А они были. Не так скоро, ввиду трудностей в распространении новостей, но неотвратимо. Иван Калита поспешил в Орду, предложив хану Узбеку помощь в наказании непокорной Твери. И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову. Тверскую землю по выражению летописца "сделали пусту". А великокняжеский ярлык достался Ивану Калите.
«Федорчукова рать»
Большинство источников, которые выдают интернет-поисковики по запросу «присоединение Костромы к Москве», чаще всего знакомят аудиторию с предельно лаконичной информацией. Дескать, в 1327 году в Твери вспыхнуло народное восстание против монголо-татарских захватчиков, хан Узбек в ответ послал мощное карательное войско, ему в этом помог московский князь Иван Калита, за что последний и получил в благодарность ярлык на Костромское княжение. Правда, дальше даже эти сокращённые источники обычно сообщают, что следствием этого ханского «дара» стало дальнейшее усиление Москвы, получение Иваном Калитой титула Великого князя, который был использован им очень умело — для возрастания не только территорий, но и благосостояния своих подданных, наслаждавшихся с тех пор довольно прочным и доселе небывало продолжительным миром в отсутствии не только татарских набегов, но даже и крупных княжеских междоусобиц. Столь краткие справки способствуют возникновению у многих читателей своего рода чёрно-белого восприятия тех давних событий и их основных действующих лиц. На самом деле ситуация тогда была куда более сложной и многогранной. Первопричиной всех неурядиц Древней Руси, включая и завоевание войсками Батыя, была её раздробленность на отдельные княжества с регулярным выяснением отношений между возглавлявшими их князьями и княжескими кланами. Междоусобицы между сыновьями Ярослава Мудрого, начавшиеся спустя десяток с лишним лет после смерти последнего действительно Великого Киевского князя, правившего единой Русью, очень быстро вылились в то, что века спустя английский философ Джон Гоббс назвал «войной всех против всех». В итоге тумены Батыя достаточно легко разбили дружины отдельных русских князей поодиночке. Причём ещё не разбитые Рюриковичи нередко даже радовались, что их соперников разгромили чужими руками, пока очередь на разгром не доходила уже до них самих. Впрочем, как это ни печально, но нет худа без добра. Монгольское завоевание, по крайней мере, помешало экспансии католического Запада.
Ведь европейские короли и князья были отнюдь не прочь прирастить свои владения землями «восточных схизматиков», как они именовали православных. Невская битва и битва на Чудском озере, блестяще выигранные военным гением великого Александра Невского — только верхушка айсберга этой экспансии. Жертвами агрессии Запада, увы, уже к середине XIII века стали земли Юго-Западной Руси, которые удалось воссоединить с материнской цивилизацией лишь спустя четыре столетия, после восстания Богдана Хмельницкого и помощи восставшим со стороны уже окрепшего Московского царства. Впрочем, в действительно единой и мощной, пусть и подконтрольной Руси не были заинтересованы и монголы тоже. А потому, хотя и санкционировали власть Великого князя часто не только в одном крупном княжестве , на что и выдавали претендентам ярлык, документ на княжение, но, в целом, исповедовали известный ещё с Древнего Рима принцип «разделяй и властвуй», не препятствуя вновь и вновь возникающим княжеским междоусобицам да ещё и принимая сторону то одного, то другого соперника. Зато ханам Золотой Орды практически не приходилось держать на русских землях постоянных наместников, обходясь посылкой баскаков — сборщиков дани. Эту работу нередко соглашались выполнять сами князья, под предлогом сбора дани для хана собиравших с населения куда большие суммы, разницу оставляя себе. На таком фоне в Северо-Восточных княжествах Древней Руси и возникло к концу XIII века соперничество между основными претендентами на великокняжескую власть — княжескими родами Твери и Москвы, которые являлись близкими родственниками.
Избегайте рекламных призывов вида "Подпишись, репостни, переходи по ссылке", чтобы не провоцировать раздражение читателей. Укажите оригинального автора, если у вас копия другой работы или срисовка фото. Посты-повторы запрещены. Публикуйте одну работу один раз. Если это сделали раньше вас, можно выложить её с тегом "повтор". Эротика разрешена в NSFW-сообществах.
Видимо, суздальские князья, как и Иван Данилович, имели претензии к тверским князьям и держались московской ориентации. Согласно Никоновской летописи, "Федорчукова рать" страшно разорила русские земли, прежде всего, тверские: "Татарове возвратишася... Убиша тогда и князя Ивана Ярославича Рязанскаго, и много христиан избиша и плениша". Тогда же повелением Узбека был убит в Орде рязанский князь Василий. Видимо, рязанские князья выразили какую-то солидарность с восставшей Тверью. И только Москва счастливо избежала разорения. В данном случае, Никоновская летопись, как и Тверской сборник, говорит о Божием заступничестве за Москву: "Точию съблюде и заступи Господь Бог князя Ивана Даниловичя, и его град Москву и всю его отчину от пленения и кровопролития татарскаго". Справка Кузьмин А. В начале 1960-х годов по приглашению своего учителя академика М. Затем в конце 1960-х годов по рекомендации академиков Б. Рыбакова и И. Ковальченко Кузьмин стал заместителем главного редактора журнала «Вопросы истории», совмещая эту должность с работой на кафедре истории феодализма исторического факультета МГУ». Спицина «Узнав о восстании в Твери, разъяренный хан Узбек послал на Русь карательную рать темника Федорчука. Расправившись с рязанским князем Иваном Ярославичем, заподозренным в связях с тверским князем, ордынцы двинулись к Коломне, где их ряды пополнили полки московского и суздальских князей. Затем объединенная русско-ордынская рать двинулась к Твери, где учинила страшный погром и «бысть велиа тягость, и томление, и кровопролитие от татар по всей русской земле» …. По мнению одних историков А. Горский , Узбек пошел на столь неординарный шаг, поскольку на примере Юрия Московского и Александра Тверского зримо убедился в том, что безраздельное обладание великокняжеским ярлыком неизбежно ведет к резкому усилению позиций его обладателя и естественным актам неповиновения ханской власти. Их оппоненты А. Насонов, А. Кузьмин полагали, что в этом новшестве Узбека четко просматривалась традиционная политика всех ордынских ханов, нацеленная на сознательное стравливание русских князей» Труд «Древняя и средневековая Русь, IX — XVII веков» по истории Руси создавался историком Е.
К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5]. Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ».
В этот день… 26 марта – 1
«Федорчукова рать». На финальном этапе восстание было жестоко подавлено русско-татарским войском под командованием Федорчука. Каждое новое вторжение оставалось в народной памяти в виде сочетания из двух слов: «Неврюева рать», «Дюденева рать», «Ахмылова рать», «Федорчукова рать». последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. Этому походу позже дали название «Федорчукова рать», так как татарами командовал христианин Федорчук.