РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Южное общество декабристов — одна из двух, наряду с Северным обществом, основных тайных революционных организаций декабристов. 1821 г. — образование Северного и Южного обществ декабристов. В этом видеоуроке расскажем о двух основных обществах декабристов и системе политических взглядов их участников. Идеи Южного и Северного обществ оказали огромное влияние на будущее вооружённое выступление декабристов.
Южное общество декабристов
одна из самых выдающихся фигур среди декабристов. Восстание декабристов продемонстрировало, что крепостное право и самодержавие ненавистны просвещенной части общества. Деятельность общества Южное общество вело переговоры с Северным о согласовании действий и объединении обществ, но безуспешно, т. к. петербургские члены не соглашались с «Русской Правдой» и подозревали Пестеля в диктаторских устремлениях. Значение слова Южное общество декабристов в Большой советской энциклопедии БСЭ.
Восстание декабристов: причины, ход событий, итоги
Пестеля, не смогло выступить заметно и масштабно. В этом видеоуроке расскажем о двух основных обществах декабристов и системе политических взглядов их участников. Историческая справка – Южное общество Южное общество (Южный округ Союза Благоденствия (см. раздел о терминах в справке по Северному обществу)) было образовано весной 1821 года.
ДЕКАБРИСТЫ
Он пользовался огромным авторитетом среди декабристов и был признанным вождем «Южного общества». Значение слова Южное общество декабристов в Большой советской энциклопедии БСЭ. Программный документ Южного общества декабристов. Осенью 1825 года Общество соединённых славян встроилось в структуру Южного общества.
Восстание декабристов | теория по истории 🏺 Россия в XIX веке
Историческая справка – Южное общество Южное общество (Южный округ Союза Благоденствия (см. раздел о терминах в справке по Северному обществу)) было образовано весной 1821 года. По словам Александра Мясникова, все ведущие декабристы были масонами и не скрывали этого, делая карьеру в специфических кругах. В статье подробно разобрано восстание декабристов: начиная от причин и предпосылок, до разбора первых организаций и самого восстания и его подавления.
Движение декабристов
Руководитель Южного общества декабристов, полковник и масон Павел Пестель написал одни из программных документов – «Русскую Правду». Южное общество декабристов, крупнейшая организация декабристов на Украине. Так или иначе, но кризис Южного общества декабристов был еще и кризисом взаимоотношений. Во главе Южного общества декабристов стояла Директория в составе трёх человек, но истинным руководителем являлся полковник Пестель. Скачать презентацию на тему ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО ДЕКАБРИСТОВ можно ниже. Программа "Южного общества" декабристов предусматривала также.
Тайные общества 1810-1825 гг.
Возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом исторического развития России. Бесправное положение народных масс, сопоставление его с виденным в Западной Европе стали одними из главных факторов в формировании освободительной идеологии декабристов. Это событие представляет особый интерес для историографии. Данный фактор можно объяснить тем, что декабристское движение положило начало новому революционно-освободительному этапу.
Целью данной работы является выяснение значения движения декабристов в историческом развитии России. Для этого мною поставлены следующие задачи : 1. Как формировалось мировоззрение декабристов?
Какие организации предшествовали тайным обществам декабристов? Каковы были политические взгляды декабристов и где они были закреплены? Восстание декабристов и их дальнейшая судьба.
Большое количество литературы посвящено деятельности декабристского движения. В ходе работы я использовала литературу различного типа. При изучении темы работы я ознакомилась с мемуарами декабристов.
Они относятся к числу выдающихся памятников особого рода русской литературы, которые содержат в себе большой заряд эстетического и воспитательного воздействия на читателей. Вместе с тем мемуары декабристов являются ценнейшими источниками по истории освободительного движения в России первой половины XIX в. Однако не следует забывать, что мемуары — специфическая форма личностного осмысления событий, они носят в себе неизгладимый отпечаток авторской субъективности.
Заключая в себе важные сведения о декабристском движении и его участниках [1] , которые зачастую отсутствуют в официальных документах, воспоминания участников тайных обществ первой четверти XIX в. Поэтому мемуары вообще, и декабристские в том числе, требуют к себе очень осторожного, аналитического отношения. Совершенно иной взгляд на движение и восстание декабристов раскрывается в книге советского автора Нечкиной М.
Автор пытается объективно взглянуть на деятельность декабристов, предоставляя точные и достоверные факты. Нечкина подробно описывает основные программы декабристов [2] , план государственного переворота [3] , восстание декабристов [4]. Особый интерес представляет книга Йосифовой Б.
Это художественно-документальная повесть о декабристах, с использованием многочисленных и разнообразных документов. Автор пытается со стороны взглянуть на произошедшее событие, в результате чего мы получаем объективную оценку деятельности декабристов [5]. При изучении основных документов декабристов я пользовалась сборником документов по истории СССР под редакцией Федорова В.
В этом источнике приведены статьи «Русской Правды» П. Пестеля [6] и «Конституции» Никиты Муравьева [7]. Чернов Г.
В частности, он подробно рассказывает о детстве и юности П. Пестеля [8]. В ходе анализа этих сведений можно сделать вывод о формировании мировоззрения декабристов, что очень повлияло на дальнейшую деятельность тайных обществ.
Наличие столь разной литературы по данной проблеме свидетельствует о важности декабристского движения в истории освободительного движения России. В конце работы по поставленным задачам сделан вывод , который отвечает на главный вопрос: «Каково значение движения декабристов в истории Отечества? Движение декабристов выросло на почве русской действительности.
Не увлечение западноевропейской передовой философией, не заграничные военные походы, не примеры западноевропейских революций породили движение декабристов, его породило историческое развитие их страны, объективные исторические задачи в русском историческом процессе. Декабристы постепенно осознали борьбу с крепостным правом и самодержавием как главные цели своей деятельности. Они постепенно формировали свои взгляды, вникая в жизнь помещичьих крепостных имений, которую с детства хорошо знали, в события Отечественной войны 1812г.
Объективно движение декабристов порождено кризисом феодально-крепостной общественной формации и уходит своими корнями в ведущий процесс эпохи — разложение стареющего, исчерпавшего себя феодально-крепостного строя и возникновение новых, в то время прогрессивных, — капиталистических отношений. Крепостное право и самодержавие были тормозом развития страны. Они сковывали ее производительные силы.
Новые явления жизни вступали в резкое противоречие с устарелыми общественными формами. Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказал патриотический подъем в Отечественной войне 1812г. Победа русского народа в войне способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России.
Именно война 1812г. Нигде в Европе народ не был так скован жестоким произволом властей и беспросветным рабством, как в России. Крестьянская Россия волновалась.
За первую четверть XIX века вспыхнуло двести восемьдесят восстаний. То тут, то там с кольями и дубинами в руках крестьяне восставали против своих угнетателей и помещиков. На Дону в 1818 — 1820 годах развернулось широкое крестьянское движение, в 1819 году вспыхнуло чугуевское восстание аракчеевских военных поселений.
Они взошли восстанием в Семеновском полку. Чудовищная жестокость нового полкового начальника Шварца стала непосредственной причиной бунта. Офицеры-декабристы ежедневно наблюдали жестокость и несправедливость по отношению к солдатам.
Многие из них пытались отменить наказания в своих полках, выступали против системы рекрутских наборов, военных поселений. Движение декабристов проходило в русле общемирового революционного процесса, составляя его органическую часть. Пестель, - ознаменовывается революционными мыслями.
От одного конца Европы до другого видно одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противуположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать…Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».
Декабристы зачитывались и антифеодальной литературой сегодняшнего дня. Они интересовались новыми книгами, передовыми иностранными газетами и журналами. Идеи Западной Европы и Америки облегчили и ускорили развитие русской освободительной идеологии.
Это идейное общение декабризма и западноевропейского революционного движения обусловливалось общностью происходивших в России и в Западной Европе процессов и, следовательно, общностью задач революционной борьбы. ГЛАВА 2 Ранние преддекабристские организации Созданию тайного общества декабристов предшествовало образование тесных товарищеских групп, в которых можно было постоянно обмениваться мыслями, обсуждать волнующие вопросы. Атмосфера, возникшая после «грозы двенадцатого года», звала к концентрации сил и принятию практических решений, а стало быть — к организации, к сплочению единомышленников.
Первому тайному обществу декабристов предшествовало создание нескольких более ранних организаций, которые послужили школой будущего движения, его непосредственной предпосылкой. После войны 1812г. Создание офицерской артели в гвардейском полку было делом обычным: хозяйственные полковые артели вырастали из общих экономических интересов офицерства, а режим полковой жизни в условиях мирного времени легко соединял офицеров в коллектив с общим распорядком дня и одинаковыми жизненными потребностями.
Новым было присоединение к этим обычным формам полковой жизни общения идейного характера и возникновение признаков политического объединения, тревожившего бдительное начальство. Преклонение перед новгородской вечевой «республикой» — яркая, характерная черта декабризма. Национальное чувство освящало желаемую форму политического бытия воспоминанием о славном историческом прошлом.
Члены общества «Ордена» русских рыцарей были сторонниками нового, борцами против обветшавшего феодально-крепостного строя. Против них начинает объединять свои силы лагерь защитников старого порядка. Процесс поляризации двух лагерей протекал интенсивно.
Человек, примкнувший к сторонникам нового, по-новому осознавал себя и свою роль в истории. Для него понятие чести состояло прежде всего в новом требовании к самому себе: быть деятельным участником исторических событий, быть преобразователем угнетенной Родины. Яркой отличительной чертой все отчетливее формировавшегося и численно возраставшего передового лагеря была любовь к Отечеству, и не просто любовь, а «пламенная любовь».
Она была истинной, а не ложной или внешней любовью, ибо она хотела глубокого преобразования родной страны в духе очередных исторических задач, выросших из глубины ее исторического процесса. Формирующееся революционное мировоззрение звало к действию. Его первым названием было Союз спасения.
Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти — так думали члены возникшего общества. Инициатором создания его был 23-летний полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев. Семья Муравьевых была дворянской и владела поместьями.
До войны 1812 года Александр Муравьев стал масоном, затем объединил вокруг себя офицерский товарищеский кружок — «Священную артель». В члены общества принимались по строжайшему отбору только офицеры гвардейских полков и Генерального штаба. Общество делилось на три степени — «боляр», «мужей» и «братий».
Руководство обществом находилось в руках лиц первых высшей степени — «боляр», составлявших «Совет боляр» или «Думу». При вступлении в общество вновь принимаемый давал торжественную клятву, произносимую на кресте и Евангелии, быть верным обществу и не разглашать его тайн. Союз спасения был малочисленной, замкнутой, носившей заговорщический характер группой единомышленников, насчитывающей даже спустя год после своего основания не более 10 — 12 членов.
Исполнительная власть в стране вручалась Державной думе, состоявшей из 5 членов, выбираемых Народным вече на 5 лет. В «Русской Правде» утверждалось свобода вероисповедования, свобода слова, свобода печати с ответственностью за опубликованные произведения лишь по суду, свобода передвижения и равный для всех суд. Основание Северного общества После ликвидации Союза благоденствия в 1821 году в Петербурге также образовалось тайное общество. В дальнейшем состав общества значительно расширился. В нем явственно была заметная борьба двух течений — умеренного конституционно-монархического, и более радикального, отмеченного республиканскими симпатиями. Ряд членов Северного общества вернулся к лозунгу конституционной монархии и менее радикально, чем члены Южного общества, решал крестьянский вопрос. Но общая борьба с крепостным правом и самодержавием все же тесно объединила оба общества, решившие выступить совместно. Северное общество, как и Южное, приняло тактику военного переворота. Влиятельным членом Северного общества, особенно в первые годы его существования, был один из инициаторов движения декабристов — Никита Муравьев. Он разработал конституционный проект, который весьма оживленно обсуждался среди декабристов.
Конституция Муравьева Проект конституции Никиты Муравьева характеризовался высоким имущественным цензом: полные политические права предоставлялись лишь владельцам сравнительно крупного имущества — 500 рублей в движимости или недвижимости. Лишь при выборах волостного старшины к избранию допускались «все граждане без изъятия и различия». Муравьев вводил особо высокий имущественный ценз и для лиц, которые избирались на выборные должности.
Но у Константина была проблема. Нет, он не болел, не был умалишенным. Он просто влюбился. Константин, который должен был править после Александра I, влюбился в девушку, не равную ему по статусу. Тогда да и сейчас кое-где император должен жениться на девушке высокого происхождения.
Константин же влюбился в дворянку не очень знатного рода. И действительно отрекся от престола ради любви. Лав-стори, к сожалению, закончится грустно: через несколько лет они умрут в Польше от холеры. Зато вместе. Недолго, без престола, но они прожили жизнь вместе. Но Константин забыл сказать о своем решении народу. Да и в целом мало кому сказал. Восстание декабристов 1825 года Пока что, наверное, не очень понятно, как связана любовь Константина и недовольство декабристов.
Но мы сейчас с вами это соединим. Итак, когда умер Александр I, все присягнули Константину. То есть поклялись ему в верности и так далее. И пока он из Польши доехал до Санкт-Петербурга, пока выступил с публичным заявлением, что он влюбился и отрекается от престола, происходит заминочка. Никто не понимает, кто вообще правит и что происходит. Наконец со всем этим разобрались и приняли решение назначить переприсягу в пользу Николая I, следующего по счету претендента на престол. Она была назначена на 14 декабря 1825 года. Декабристы решили, что это очень крутой вариант что-то изменить.
Чего хотят декабристы? Заставить Сенат и Государственный совет принять Манифест к русскому народу. По нему происходит отмена крепостного права, рекрутчины. Если вдруг вы не помните об этой рекрутской повинности, что это, то прочитайте статью «Внутренняя политика Петра I». Также в планах было отменить цензуру. Почему восстание было обречено на провал? Было приготовлено на скорую руку, так сказать. Буквально за пару дней все организовали.
Как вы понимаете, невозможно провести в таких условиях хорошее восстание. Даже последний звонок в школе сложно подготовить за пару дней, а тут собирались государство менять. Декабристы не смогли договориться друг с другом. Не смогли разобраться, кто что делает. Менеджмент подкачал, если по-современному.
Министерство полиции — центральное государственное учреждение Российской империи, существовавший в 1810—1819 годах. Училище колонновожатых — санкт-петербургское и московское военные училища по подготовке колонновожатых юнкеров, готовившихся в офицеры генерального штаба. Московское училище, помещавшееся в доме Н. Муравьёва, среди выпускников которого, значилось не менее двух десятков декабристов. Военные поселения — система организации войск в России в 1810—1857 годах, сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего сельскохозяйственным. Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк — гвардейский полк Российской империи. Образован 19 февраля 1824 года, полковой праздник — 11 июля, в день Св. Блаженной Княгини Ольги. Дислокация: Варшава 1864—? До его формирования в России уже был гусарский полк, называвшийся Гродненский; но он тогда же, в 1824, переименован в Клястицкий гусарский.
Политическая программа декабристов (северное общество, южное общество)
Сергей Муравьев-Апостол называл их «цепными бешеными собаками». Оставалось до начала решительных действий войти в сношение с польскими тайными обществами. Подробности этих сношений и последовавшее соглашение не выяснены с должной ясностью. Переговоры с представителем польского Патриотического общества иначе Патриотического союза князем Яблоновским вёл лично Пестель. Велись переговоры с Северным обществом декабристов о совместных действиях. Соглашению об объединении препятствовали радикализм и диктаторские амбиции лидера «южан» Пестеля, которых опасались «северяне».
В то время, как Южное общество готовилось к решительным действиям в 1826 года, замыслы его были открыты правительству. Ещё до выезда Александра I в Таганрог, летом 1825 года, Аракчеевым были получены сведения о заговоре, посланные унтер-офицером 3-го Бугского уланского полка Шервудом которому впоследствии император Николай даровал фамилию Шервуд-Верный. Он был вызван в Грузино и лично доложил Александру I все подробности заговора. Выслушав его, государь сказал графу Аракчееву: «отпусти его к месту и дай ему все средства к открытию злоумышленников». Муравьёвым и Н.
Его составили несколько управ в Петербурге в гвардейских полках и одна в Москве. Руководящим органом являлась Верховная дума из трёх человек первоначально Н. Муравьёв, Н.
Юшневским , А. Барятинским и рядом других , которые образовали так называемую Коренную думу общества. В состав Директории — высшего органа управления обществом первоначально вошли Пестель и Юшневский.
Вскоре членами Южного общества стали братья С. Муравьёвы-Апостолы при этом первый был введён в состав Директории , , А. Поджио , Ф. Вольф , а также ряд других лиц, бывших офицерами 1-й и 2-й армий, расквартированных в Малороссии. Съезд 1822 года окончательно утвердил создание общества.
Основные идеи организаций: отмена крепостного права, ликвидация самодержавия, принятие конституции. Общества декабристов: Северное в Петербурге 1822-1825. Руководитель: Н.
Программа — «Конституция»: конституционная монархия, федеративное государство, крестьянам — свобода и две десятины земли. Руководитель: П. Программа — «Русская Правда»: республика, унитарное государство, крестьянам — всю землю, которую обрабатывают сейчас.. Общее в программах: отмена крепостного права; равенство граждан перед законом; гражданские свободы. Различия: Северное общество выступало за установление конституционной монархии, ограничение избирательных прав имущественным цензом, крестьян предполагалось освободить почти без земли. Южное общество выступало за установление республики, равенство избирательных прав, крестьяне должны освобождаться с землей. Движение декабристов. Основные события: 14 декабря 1825 г.
Осенью 1825 г.
Поражение испанской революции было поворотным пунктом в истории идеологии декабризма. Обычно в литературе о декабристах вопрос о влиянии испанской революции берется в целом, без учета внутреннего развития революции и того, что ее победное начало и ее трагический конец оказали различное влияние на внутреннюю историю декабристов. Поражение испанской революции вновь с величайшей остротой поставило вопрос о тактике. Почему погибла испанская революция? Как нужно было действовать ее руководителям, чтобы она не погибла? Что нужно изменить в тактике той будущей революции, "на подобие испанской", которую хотели осуществить декабристы? Скудость известий и сложность событий не позволили ответить на этот " вопрос сейчас же - осознание причин гибели революции и проверка собственных планов были вопросом длительной работы. Первым этапом в этом направлении было собрание членов общества в Каменке 24 ноября 1823 г. Основным вопросом, обсуждавшимся здесь, был вопрос о причинах поражения революции в Испании и об уроках этого поражения для декабристов.
Что нужно делать, чтобы "не следовать дурному примеру Испании и оградить себя от возможности неудачи"2 , - именно так ставился вопрос на собрании в Каменке. Следственная комиссия очень заинтересовалась собранием в Каменке, но только потому, что там обсуждался еще раз вопрос о цареубийстве. Присутствовавшие на совещании декабристы: Пестель, Давыдов, Волкон- 1 Ср. Но даже в материале, собранном следствием, можно заметить многое, крайне интересное для нас. Эти данные восполняются соображениями о тех сторонах испанских событий, которые не могли не остановить на себе пристального внимания сторонников военной революции. Фактически ставшая во главе страны Хунта - нечто вроде временного правительства - не только не свергла короля, но даже не сместила его. Она ограничилась только тем, что объявила ему свое недоверие, заявив, что будет зорко следить за тем, выполнит ли король программу своих обещаний. Позиция Хунты оказалась таким образом половинчатой и бесхребетной. Во все время владычества Хунты вплоть до 1823 г. Фердинанд VII носил королевский титул.
Достаточно было французским интервенционистским войскам вступить летом 1823 г. Абсолютная власть Фердинанда VII была немедленно восстановлена, а на участников революции посыпались репрессии. Риэго, глава революции, пытался вновь поднять восстание в войсках. Около месяца вел он упорную партизанскую борьбу в горах Сиерра Морены, но потом был выдан французским властям. Пестель и другие члены Южного общества, собравшиеся в Каменке, хорошо знали обо всем этом из газет, особенно французских. Зачем оставили его в живых, да еще с королевским титулом? Если бы испанцы уничтожили его вместе со всеми его отпрысками, испанская монархия не могла бы быть восстановлена так просто. Ошибка испанцев - сохранение короля и его семьи. Вопрос о цареубийстве стал в глазах декабристов-южан важнейшим моментом тактики военной революции. Лишь полное уничтожение царствующего дома, казалось, обеспечивало успех всей тактики в целом, обеспечивало успех революции "на подобие испанской".
Именно тут Сергей Муравьев и Бестужев-Рюмин согласились с планом уничтожения царской семьи. Сергей Муравьев так и не сознался в этом на следствии, но показания Пестеля и ряда других полностью опровергли его утверждение. Но самая тактика военной революции "на подобие испанской" не ставилась под вопрос правой политической группировкой южан, - эта тактика казалась незыблемо правильной. Сергей Муравьев-Апостол, всячески защищаясь от показаний, уличавших его в согласии на убийство всего царствующего дома, сообщил несколько деталей спора: "На означенных совещаниях в Каменке было действительно говорено об Испании, но не в поддержание необходимости истребления всей царской фамилии, а в доказательство необходимости введения конституционного порядка в России посредством временного правления, ибо рассуждаемо было, что испанцы не в том сделали ошибку, что сохранили жизнь королю и всей королевской фамилии, а в том лишь, что они королю вверили введение опровергнутой им однажды конституции"4. Это утверждение, что из испанских событий якобы не делалось вывода о необходи- 3 О том, кто присутствовал на этом совещании, упоминает Сергей Муравьев-Апостол: "В Каменке... Муравьева вскрывается очень ясно. Волконский показывал, что С. Муравьев первый поднял вопрос об уничтожении всего царствующего дома, и Пестель склонялся к правильности этого показания. Именно в Каменке, по показанию Пестеля, "объявил Сергей Муравьев и Бестужев-Рюмин, что они мнения свои переменили и ныне совершенно так же судят, как и мы прочие судили на контрактах 1823 г. О сем начали говорить они, и кажется, что именно Сергей Муравьев, а потом участвовали и мы все остальные в сем разговоре, продолжая держаться прежних наших суждений контрактов 1823 г.
Пестель, как и другие члены собрания, считал, что уроки испанских событий еще раз подтверждают необходимость полного уничтожения царствующего дома. Пестель показывал, что в связи с этим в Каменке еще раз обсуждался вопрос о создании отряда цареубийц - "cohorte perdue", - и он вновь приводил все доводы о необходимости разделить действие революции на "заговор" и "переворот". Но собрание в Каменке не ограничилось вопросом о причинах неудачи испанской революции. Пестель был слишком проницателен и умен для того, чтобы не заметить еще одной важнейшей стороны вопроса - массового движения. Этот вопрос, повидимому, был поднят самим Пестелем и неразрывно был связан с вопросом о цареубийстве, который по-разному разрешался Пестелем и правой частью общества. В то время как правая группировка С. Муравьев - Апостол, Волконский, Давыдов, Бестужев ставила вопрос об охранении конституции от посягательств оставшегося в живых короля, Пестель думал об овладении массовым движением, о том, что крепостническая контрреволюция попытается, пользуясь именем оставшегося в живых члена царствующего дома, как знаменем, поднять часть народных масс на борьбу с революцией. Ясно одно: самый замысел военной революции революции без участия масс, стал у Пестеля под знак вопроса. Он не отказывался от всей тактики в целом и защищал ее на собрании в Каменке, но разгром испанской революции уже наложил тень сомнения на принятую и обдуманную тактику. Корни внутреннего разлада Пестеля и корни происшедшего в нем перелома нужно искать именно тут.
Рост массового движения внутри страны, поражение испанской революции и отсюда сомнение в правильности избранной тактики действия без масс - вот глубочайшая причина внутренней трагедии Пестеля. В первую очередь она важна для нас по своему значению в жизни тайного общества. Классовый смысл этой трагедии вождя Южного, общества ясен: под напором возраставшего массового движения, лозунги которого не совпадали с лозунгами Южного общества, рушился задуманный утопический "блок" среднего дворянина и крепостного мужика. Ставилась проблема: или против этого мужика в тесном союзе с Никитой Муравьевым во имя сохранения за помещиком и земель, и поли- 5 Дело Пестеля, "В. Против последнего плана восставало все дворянское существо, столь живое в Пестеле, ибо этот план означал кровавое восстание масс, "пугачевщину", гражданскую войну, все, против чего так протестовал Пестель. Оставался лишь первый план. Но испанская революция своим исходом показала его гибельность. Военная революция была разгромлена потому, что она не овладела массовым движением. Третьего выхода не было. Во всей этой "душевной драме" чрезвычайно мало личного, она насквозь социальна.
Дело тут, конечно, не в "теоретичности", "сухости" или "бюрократизме" Пестеля, разочаровавшегося в своих мечтах. Классовая действительность доказывала утописту нереальность его замысла совершить революцию без масс, а решиться на революцию с участием масс он также не мог и не хотел. Либеральная часть южан сделала свои выводы из нового поворота событий. Сергей Муравьев еще раз решительно говорил о необходимости немедленного выступления: нужно было предупредить массовое движение, взять инициативу в свои руки. Выводы из испанских событий стали общим достоянием всех членов Тульчинской управы, вероятно не раз обсуждавших эти вопросы в своей среде, начиная с лагерей и кончая царскими маневрами 1823 г. Центральным событием 1824 г. Это была последняя попытка Пестеля выступить в качестве руководителя всего заговора в целом. Он еще не пришел в тот момент к отказу от действий по обществу, наоборот, развивал лихорадочную деятельность по объединению обществ. Но центром внимания Пестеля становится Петербург; Северное общество тревожит его больше, чем Южное, хотя и в Южном, как увидим ниже, далеко не все обстояло благополучно. Кажется совершенно ясным, что одним из значительных оснований поездки должна была быть необходимость обсудить всем Обществом причины поражения испанской революции.
Тактика военной революции была общей тактикой всего заговора декабристов: Общество соединенных славян, единственная организация не согласная с этой тактикой, влилось в Южное общество лишь осенью 1825 г. Перед отъездом в Петербург в феврале 1824 г. Пестель повидался с Сергеем Муравьевым-Апостолом и подробно изложил ему платформу объединения обществ. Свидание произошло в Киеве и длилось "целые сутки"; в нем участвовал и Бестужев-Рюмин. Муравьев-Апостол уже слегка обрисовался как лицо, тяготеющее к Северу. Основными пунктами платформы были: создание общей директории с диктаторской властью над обоими обществами; разумеется, тут предполагалось основное руководство Пестеля и принятие "Русской правды" всем обществом декабристов в целом. За Пестеля тогда было поражение испанской революции, показавшее, что политика руководителей испанского переворота не была достаточно правильной. Муравьевым, и что сопротивление сие тем более ему неприятно будет, что он не может отступиться от Русской правды, признанной всем Южным обществом, но что во всяком случае употребит он возможное старание для совершенного соединения и введения единодушия между обоими обществами"8. Муравьев-Апостол в тот момент пошел видимо на уступки и, вероятно больше из стратегических соображений, не возражал против плана Пестеля. К тому же он был уверен в силе общества на Севере и в прочности платформы Никиты Муравьева.
Но в том, что этот разговор Пестеля с С. Муравьевым перед отъездом в Петербург уже был первым этапом создания единого фронта, убеждает нас и показание А. Поджио, заявившего, что в 1824 г. Пестель подозревал обоих братьев Муравьевых - Сергея и Матвея последний был, так сказать, южным агентом на Севере - в том, что они хотят отделиться. Приезд Пестеля в Петербург в начале марта 1824 г. Созывались заседания, происходили отдельные встречи и велись длительные споры. Но все это захватывало лишь руководящую верхушку северян. Он упрекал Северное общество в бездеятельности и, по словам Трубецкого, "выхвалял"10 Южное. Лорер в "Записках" передает слова Пестеля, позже обошедшие чуть не всю литературу о нем: "Chez nous au midi les affaires vont mieux"11. Между тем именно в этот момент "южные дела" особенно тревожили Пестеля.
Эти слова Пестеля были обращены к Лореру, будущему секретарю Пестеля, с которым он впервые тогда познакомился. Лорер пишет в своих "Записках", что виделся с Пестелем в Петербурге сейчас же после того, как Пестель туда приехал. Я получил записку от Е. Обол[енского], - пишет Лорер, - в которой он меня уведомлял, что П. Пестель в Петербурге, и советовал мне к нему представиться, вызываясь сам это сделать на другой день. Я согласился и утром отправился в кавалергардские казармы, где Пестель остановился у своего брата, тогда ротмистра этого полка, ныне [он] сенатором в Москве. Оболенский, тут же находившийся, прямо назвав меня, прибавил: из наших. И вот где я в первый раз увидел человека умного, оригинального, игравшего тогда и впоследствии большую роль в нашем тайном обществе и бывшего одним из главных деятелей его. Пестель был небольшого роста, брюнет с чёрными беглыми, но приятными глазами. Он и тогда, и теперь, при воспоминании о нем, очень много напоминает мне Наполеона I.
На нем был длинный, широкий армейский сюртук с красным воротником, штаб-офицерскими почерневшими эполетами, лежавшими на плечах более назад, нежели наперед. Сначала он принял меня холодно, но при известии, что я член общества, Пестель улыбнулся и подал мне руку, и тут же, как бы кстати, сказал Оболенскому: - У вас, в Петербурге, ничего не делается, сидят, сложа руки, chez nous au midi les affaires vont mieux". А об вас я уже давно слышал и много хорошего, а вы теперь только приняты... Это непростительно Северному обществу. Трубецкого, "В. Мы расстались с тем, чтоб свидеться уже в полку как сослуживцам"12.
Предыстория
- Правила комментирования
- Судьба царской семьи
- 14. Северное и южное общества. Програмные документы декабристов
- Движение декабристов их программы, организации, восстание и причины поражения
- Россия XIX века в лицах. Декабристы (Полина Ребенина) / Проза.ру
Предыстория создания
- Правила комментирования
- 14. Северное и южное общества. Програмные документы декабристов
- Ответы : Что такое южное общество кратко? (история)
- Южные декабристы хотели возродить Польшу. За счёт России
- Южное общество декабристов — Карта знаний
- Южное тайное общество