Новости декабрь святки

Святки 2023 года уже начались, что это за праздник и как его отмечают. В России в течение 12 дней проходят Рождественские святки, во время которых согласно славянской традиции принято колядовать и гадать. Контакты. г. Старый Оскол, улица Ленина, 71/12. В дни между Рождеством и Крещением православные верующие отмечают Рождественские святки.

В России проходят Рождественские святки

В минувшие выходные в храм святых благоверных князя Михаила Тверского и княгини и инокини Анны Кашинской г. Конаково по сложившейся традиции пригласили детей-инвалидов и их родителей общества «Надежда». Помощник благочинного по социальной работе иеромонах Августин Пирогов вручил подарки детям, рассказал семьям о празднике Рождества у Вертепа. Дети сами перемещали вертепные фигурки: Девы Марии, Иосифа, пастухов, волхвов и животных.

Рассказ и действие сопровождалось пением тропаря, кондака и колядками, которые исполнил хор храма. На Святках наместник Старицкой Успенской обители игумен Дамаскин Леонов принял участие в богослужении в храме святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси на патриаршем подворье Старицкого Свято-Успенского монастыря в Москве. В этот день воспитанники центра «Образ» поздравили детей, воспитанников воскресной школы и прихожан храма святителя Иова с праздником Рождества Христова и показали им Рождественский спектакль.

После спектакля все дети получили сладкие подарки от Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря. Затем ребята из центра «Образ» посетили спектакль в кошачьем театре Куклачева. По материалам благочиний Тверской епархии Поделиться:.

В вечернее время семья выходила на улицу, чтобы изучать звёзды. Если небо было звездным, то по примете весь год будет плодородным. После того, как в небе появлялась на первая звезда, можно было садиться за стол. Начинать трапезу нужно было с сочива. Также в этот день раньше подбирали особую одежду: одна должна быть новой и светлой. Раньше обязательно устраивали пир, готовили праздничные блюда из мяса в частности, из свинины и устраивали народные гуляния — щедровки. Рекомендовалось в этот день готовить щедрую кутью и накрывать богатый стол. Принято было, чтобы мужчины с утра проводили обряд «посевания».

Хозяйки же старались избавиться от старой и ненужной одежды — сжигали её. Также женщины брали в этот день три свечи и обходили с ними дом, чтобы изгнать из дома все плохое и увести беды подальше. Основные традиции и обряды — запастись в полночь крещенской водой, приготовить голодную кутью, очиститься от грехов, нырнув в прорубь. В этот день завершаются святочные веселья и колядования. Раньше девушки в этот день гадали на замужество с помощью кутьи. Этот день сохранил важную традицию — приготовление кутьи и соблюдение строгого поста. Нельзя заниматься домашними работами и нельзя с кем-либо ссориться. Употребление алкоголя в этот день тоже под запретом. Девушки проводили активно обряд красоты: умывались в освящённой воде, чтобы весь год не было проблем с красотой и кожа оставалась чистой.

Народные приметы и поверья на праздники Святки Существовала раньше примета, связанная с охотой во время Святок: считалось, что того, кто охотился, в ближайшем году будет ждать беда. Пасмурная погода, метель и сильный снегопад на Крещение — знак, что урожай будет хорошим и плодородным. Если же погода в Крещение ясная, то хорошего урожая можно не ждать. Если каша на Старый Новый год получилась особенно вкусной, то считалось, что в семье будет удача и благополучие. Звёздное небо с 13 на 14 число знаменовало предстоящий богатый год. Старинные святочные гадания В это странное время завеса между миром людей и миром сверхъестественного становится тоньше, а магия усиливается. Поэтому раньше во время Святок были распространены всевозможные гадания. Обычно это делали девушки, которые пытались узнать о своем суженом. Существовало много способов узнать будущее: по воску, яблокам, карточкам, глядя в зеркало.

Гадание составляло любимейшее святочное развлечение девушек. Гадали дома, у соседей, на бесёдах и вечеринках, чтобы узнать, скоро ли, куда и за кого выдадут замуж. Одним из стариннейших гаданий было гадание с петухом: «… в избе чертят круг, и в разных местах этого круга положив по горсти овса, на одну кладут — кольцо, на другую — щепку, на третью — монету, на четвертую — горсть земли, на пятую — воду и т.

В центр круга ставили петуха и смотрели, к какой горсти овса он подойдет. Кольцо означало брак, щепка или земля — смерть, монета — богатство. Сделать это нужно тихо, чтобы девушка не слышала.

Бросали за ворота башмачки, подслушивали под окнами разговоры, спрашивали имена встречающихся по дороге… Но самые страшные гадания начинались в ночь под Новый год. В эти вечера, говорит народная легенда, Бог, на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустили чертей погулять. Самыми верными и действенными считались гадания под Новый год и в страшные вечера, если только гадающий не забудет соблюсти все необходимые условия, то есть, будет гадать без креста, без пояса и не благословясь.

В избе она садится к столу, на котором положено зеркало и свечка, и смотрит в зеркало. Иногда гадальщица слышит, что кто-то подъезжает или подходит к дому, поднимается на крыльцо, выходит в сени, отворяет дверь в избу и вот приближается к ней. Девица сидит, обернувшись спиной к дверям, и видеть вошедшего не может.

Если у гадальщицы хватит мужества просидеть молча и не оглядываясь, то пришедший подходит, смотрит через ея плечо в зеркало и затем скрывается. Впоследствии оказывается, что смотревший был точь-в-точь как ея жених и муж».

С давних времен дети и молодые парни и девушки наряжались в смешные костюмы и ходили в гости к соседям. Обычно рядились в нечисть или животных — козу, медведя, барана, петуха или журавля. Маски и наряды делали из того, что было в доме: выворачивали шубы наизнанку, цепляли на себя перья, красились свекольным соком или сажей. В языческие времена ряженые исполняли прохожим и хозяевам домов праздничные песни на зимнее солнцестояние. Затем этим колядкам на смену пришли шутливые и поздравительные песенки с прославлениями Христа, Богородицы и других святых, а также хозяев дома, принимающих Коляду. Было принято желать слушающим достатка, урожая и благополучия.

Коляду с пожеланиями ждали в каждом доме, ведь считалось, что такие своеобразные заклинания определят весь будущий год. Хорошим тоном было отблагодарить ряженых сладостями, печеньями и даже пирогами. Гадания на Святки Время зимнего солнцестояния у древних славян считалось подходящим моментом для гаданий. По поверьям, в это время размывается граница между миром живых и духов. Кроме того, при всей веселости праздника считалось, что в дни Святок наружу выходит нечистая сила — ведьмы, домовые, черти и мертвецы, принимающие образы животных. Гадали в святочные дни как раз для того, чтобы выведать у духов образ будущего и защититься наговорами от нечистой силы. В основном на Святки гадали на будущее и благополучие своей семьи, урожай и любовь. Места обрядов выбирали такие, где, по поверьям, обитали духи и нечистая сила.

Народный календарь: праздники года. Святки

Алена раскрыла основные способы гаданий на Святки, которые йошкаролинцы могут вести в домашних условиях. «Святки» Петра Ильича Чайковского создают атмосферу и настроение этого радостного времени года – ожидания чего-то приятного и волнительного. Он совпадает со Святками — первыми 12 днями после Рождества Христова [3].

Святки: история и традиции праздника

Логично предположить, что традиция петь колядки как раз пошла от песнопений ряженых. Люди верили, что в период Святок, когда ночи особенно длинные, по Земле ходят существа из потустороннего мира, в том числе и предки. Святки считались временем разгула нечистой силы. Наряжаясь в шкуры, маски, распевая песни и устраивая такие погромы, народ уподоблялся нечисти, старался с ней слиться, чтобы иметь возможность пообщаться и попросить потусторонние силы исполнить их заветные желания. Главное, о чем просили — хороший урожай. Однако в числе пожеланий были также материальное благополучие, удачный брак и вообще все, о чем мечтали люди того времени.

Кстати, обычай купаться в проруби на Руси тоже был известен задолго до принятия христианства. Например, арабский путешественник и купец Ибн-Даста примерно в 30-е годы X века описал этот обряд. Словене погружаются в прорубь, ибо они язычники и таким образом почитают суровое ледяное божество своей холодной родины. Как отмечали Святки после принятия христианства Отношение православной церкви к народным святочным гуляниям было негативным. VI Вселенский собор, прошедший в 680—681 годах, постановил запретить гадания, обычаи колядовать и «рядиться».

На смену им по примеру Византии полагалось посещать тюрьмы, помогать бедным и вообще принимать у себя любого гостя, так как считалось, что с ним приходит Божья благодать. Отсюда вытекает и традиция петь тропари на Рождество, то есть прославлять Христа, появившегося на свет. Таким образом, языческие колядки сменились духовными песнями , и обычай ходить по домам, чтобы получить угощения, обрел вполне одобряемую церковью форму. Кондак Рождества Христова, глас 3 Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог. Икос: Едем Вифлеем отверзе, приидите видим, пищу в тайне обретохом: приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа.

Тамо явися корень ненапоен, прозябая отпущение: тамо обретеся кладезь неископан, из негоже Давид пити древле возжадася. Тамо Дева рождши Младенца, жажду устави абие Адамову и Давидову. Сего ради к Нему идем, где родися Отроча младо, Превечный Бог.

На эти праздничные «беседы» собирались всей деревней, без различия пола и возраста.

В назначенную для праздника избу приходили соседи, а также парни и девушки из деревень в округе — и 10, и 15 вёрст не считались за расстояние. Девушки чинно рассаживались на лавках от печки до лицевого угла и от него до красного окна… Молодицы, старухи и женатые мужики, не участвующие в забавах, занимали места на лавках у печи и в само действие не вмешивались, были просто заинтересованными зрителями. Это правило нарушалось только в том случае, если молодёжь, развеселившись, забывала о безопасности — в этом случае кому-то из старших женщин позволялось покинуть своё место в сторонке и остудить горячие головы — надо было следить за тем, чтобы не случилось пожара. Для неженатых молодых тоже было определено своё место: они размещались от красного окна до угла, где висели образа, «почестного», и от него до заднего, «полоненого» угла, направо от входа.

Хозяин стоял у стола и принимал от парней деньги — за право посещения сборных бесед надо заплатить, да это и понятно, ведь дом после таких сборищ а чего только во время этих праздников не случалось! Все эти вечерки, разумеется, к христианскому празднику имели крайне мало отношения. Традиции их куда более древние, сохранившиеся от солярных культов, которых придерживались древние обитатели русской земли. Хотя дохристианский обряд со временем слился с христианским, но полного поглощения так и не произошло, несмотря на все проповеди и порицания церковников.

Не смогли уничтожить народные гуляния и официальные запреты, издаваемые светскими и духовными властями. Наиболее яркие в этом смысле материалы представлены у Преображенского. Можно прийти к выводу, что некоторые игры сводились именно к истязанию присутствующих. Вообще в процессе игрища девушки должны были пережить ряд ощущений.

Вызвать у них определённые эмоциональные переживания и физические состояния было одной из задач ряженых. Не только поведенческая, но и эмоциональная парадигма была запрограммирована для тех, кто включался в игру: в общей атмосфере раскрепощённости, возбуждения, веселья девушки должны были обязательно испытать неподдельные страх, стыд, отвращение и физическую боль». Деревенские зимние сборища продолжали проводиться несмотря ни на официальные гонения, ни на деятельность сельского и городского духовенства, ни на возмущение народными обычаями благонамеренных журналистов. В самой системе и организации рождественских вечерок имеются вариации.

Наши предки разделили Рождественские святки на два периода. Первый длится до Васильева дня Старый новый год , который отмечают 14 января. Это время называли «святыми вечерами». После них до самого Крещения продолжаются «страшные вечера». На Руси Рождественским святкам уделяли особое внимание, так как верили: если святки будут веселыми — с подарками, забавами, шутками, встречей гостей и походами в гости, в дом придут здоровье, деньги, счастье и удача.

Как отмечали Рождественские святки в старину Фото: pixabay. Как только на небе появлялась первая звезда, на улицу выходили ряженые. Переходя от дома к дому, люди, надевшие одежды, сшитые из шкур животных, пели особые песни — колядки. Неизменным атрибутом были маски и рога на головах колядующих. Хозяевам домов, в которые заходили колядующие, полагалось вознаградить ряженых.

В ход шли деньги, сладости, пироги, караваи. Поскольку Рождественские колядки изначально посвящались языческому богу — Коляде, и прославлению Даждьбога, в песнях-заклинаниях упоминались их имена. Главным действующим героем в колядках считали медведя. Как правило, для этой роли старались выбрать самого крупного парня. На него надевали шкуру животного, и пускали впереди шумной процессии.

Ряженые во время колядок были не везде. На некоторых территориях вместо них в дома заглядывал на огонек старик с посохом. Его роль могли исполнять и представители молодежи, и люди среднего возраста, и пожилые.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Главный редактор издания: Авдеева Л. Заместитель главного редактора: Симакина М.

Забайкальский краеведческий музей провёл для школьников рождественские Святки

Необычный сценарий праздника подготовила руководитель фольклорного ансамбля «Народные традиции» Нина Маркова. Она поздравила гостей и пожелала мира и спокойствия в Новом году. Ведущая рассказала об истории празднования Святок. Святки — славянский народный праздник зимнего периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.

Кто ее знает, темную эту силу, особенно беспокойную перед Крещением?

Может, и ответит, а может, и пошутит зло, или вовсе сгубит. Видели в небе на Святках огненных змеев, по улицам бегали крохотные, но злые "кикиморы дети" - шуликуны, опасно было ходить в лес и приближаться к проруби без слова молитвы. Такие они, Святки. Морозные, волшебные, гадательные.

Даже жутковатые. А вечером, на теплой печи, непременно парочку страшных народных быличек бабушка расскажет. О кладах заклятых да душах неупокоенных, да как кикимора забытую пряжу сучит, а банник веником на горячем полке обмахивается...

Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города. Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом. Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун-Монгол и Угады.

У римлян эти праздники назывались «днями Солнца». Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр календ , — обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной. Даже сам Император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить. Известно, что Моисей, как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские. Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию.

Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове. Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак. Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам профессора Снегирева, много славяноруссов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров. Ряженые в деревне У скандинавов Святки были известны под именем Иольского и Юльского праздника Iuul, Ioel как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца.

Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах. Название Iuul происходит от Hjul, по-русски — колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец. У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ.

В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки. Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла. Та же роль представлена на германском севере Филии. На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля, как священное животное. Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх.

Эти Иольские праздники продолжались по нескольку дней. Остатки этого празднества остались еще кое-где на скандинавском севере, к которому присоединились гадания, приметы, суеверия и пр. В это время употребительна свинина и пироги в форме свиней. В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам. В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника ночей страж после возвещения утра прибавляет смешную песню, содержание которой — совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в нее сахарного сиропа, чтобы она была слаще. Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества.

Впрочем, сочельник в России менее весел как день постный, как день приготовления и встречи к празднику. У простого народа всегда найдется бездна смешных преданий по случаю этого дня, и ночь перед Рождеством бывает свидетельницей множества суеверных наблюдений. В целой Англии существует поверье, что будто бы если войти в хлев ровно в полночь, то найдешь весь скот на коленях. Многие убеждены, что в сочельник все пчелы поют в ульях, приветствуя день торжества. Это поверье распространено по всей католической и протестантской Европе. Вечером женщины ни за что не оставят кудели на прялках, чтобы черт не вздумал вместо них сесть за работу.

Молодые девушки дают этому другое толкование: они говорят, что, если не допрясть кудели накануне Рождества, прялка придет за ними в церковь при венчании и мужья их подумают, что они Бог весть какие лентяйки. В этом убеждении девушки недопряженную кудель солят с целью сохранить ее от проделок черта. Если нитки останутся на мотовиле, их не снимают, как обыкновенно, а разрезывают. В Шотландии домашний скот в праздник Р. В Англии в старину был обычай подавать в Рождество к столу кабанью голову в уксусе с лимоном во рту. Причем была пета песня, приличная торжеству.

Есть приметы довольно оригинальные: например, в Шотландии и по сие время многие из простого народа верят, что кто первый отворит дверь в праздник Рождества, тот будет счастлив во весь следующий год, потому что он впустил Юля. Для этого языческого божества иные и по сию пору накрывают прибор и ставят хлеб с сыром и какой-нибудь напиток, как это делали восточные народы, и притом каждый гость должен отведать этой жертвы, а если забудет и уйдет, то это считается дурной приметой в Шотландии. Там же в Рождество, в Новый год, в первый январский понедельник и 3 мая суеверные люди в Шотландии ни за что не дадут угольев соседям, опасаясь колдовства и прочего вреда, как тому верили и римляне. В западных областях Англии оказывают честь яблоням, чтобы они на будущий год были плодородны.

С вечера 6 января начинаются святочные гадания. В рождественскую ночь принято ворожить и загадывать желания. Рождественский сочельник 7 января. Утром в этот день люди возвращаются домой с ночных богослужений.

Те, которые придерживались 40-дневного Рождественского поста, начинают разговение. Хозяйки накрывают праздничный стол, на котором присутствуют скоромные блюда содержащие мясо и яйца. Рождество 13 января. В этот день люди читают молитвы Господу Иисусу Христу. Хозяйки готовят на праздничный ужин кутью, вареники, праздничные мясные и рыбные блюда, пекут блины, пироги, пирожки. В углу комнаты устанавливают сноп из колосьев соломы — дидух, который сжигают после святочных праздников.

Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования

Один известный священнослужитель нашего времени очень метко назвал гадание на святки верным способом испортить отношения с Христом. это двенадцать Святодней, символизирующие собой двенадцать месяцев в году, шесть Светлых — Светлое Полуколо года, и другие шесть Тёмных. 14 января в библиотеке-филиале № 12 имени А. П. Чехова прошел тематический день «Колядки матушки-зимы». двенадцать святых вечеров, символизирующие собой двенадцать месяцев в году (шесть светлых - светлое полуколо года. считалось, что даже сушеная рыба в волшебную ночь ненадолго обретает дар речи.

24 декабря - 5 января: Большие Велесовы святки

14 января в Русском центре Российского общества просвещения, культурного и делового сотрудничества в Стамбуле состоялась встреча «Ох, уж эти святки!». Само слово «Святки» произошло от глагола «святить», так как в праздничные дни народ прославлял («святил») Иисуса Христа и его Рождество. Святки всегда были особым временем, наполненным магией и вание было одним из немногих действ, которое не осуждалось церковью. Святки (зимние святки, коляды) – праздничный период, который начнется в Рождественский сочельник (в ночь на 7 января) и продлится до Крещения (19 января). Наиболее известными.

Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования

Начинаются они с кануна Коляды он не входит в число святочных дней и до Туриц Водокреса. И делятся на две части: Святые вечера - от кануна Коляды до Щедрого вечера — с 25 декабря по 31 декабря, Страшные вечера - от дня Морока до Туриц — с 1 января по 6 января. Это время, когда свет нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать тьму Так было во времена когда Сварог только ковал Земную Твердь - и Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты. Это пора поминовения предков-пращуров, колядования, обрядов, гаданий, народных гуляний и молодёжных посиделок. Источник 2 - языческий, друидский Праздник Йоль Yule , который длится с ночи с 19 на 20 декабря и до Нового года. Немного другие даты, и уже 13 ночей. Когда-то в дохристианские времена у «варварских» народов Европы, в т. Главными праздниками в ней были 4 астрономически важных дня — летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Йоль - самый главный, священный и самый могущественный праздник друидов. У славян Солнцеворот еще назывался Коляда — по имени бога солнца Коляды, чье рождество отмечали в день после ночи зимнего солнцестояния 2-й Ночи Йоля , когда солнце начинало "идти на лето".

Известно, что император Петр I сам любил эти гуляния и заставлял принимать в них участие своих приближенных. Причем причины запрета были не столько богословскими, сколько вызваны практической необходимостью: сами гуляния и связанные с ними разнузданность, анархия рассматривались как общественно опасные. Особенно обратим внимание на следующие слова: «Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков» правило 61 и «Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических» правило 62. Гадания Распространен предосудительный обычай гаданий во время Святок о судьбе, о будущем супруге и пр. Понятно, что любые гадания являются языческими обычаями, связанными с волхованием и общением с нечистыми духами, потому ни в коем случае не приемлемы для христиан. Цитаты о святках «Дух Христов, — по замечанию святителя Филарета Дроздова , — не враг благозаконных радостей»; в невинных играх и забавах отдыхает душа, истомленная: шумом суеты, поддерживается и питается чувство дружбы среди людей; с христианской точки зрения дозволительны игры и развлечения, которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого достоинства.

С самого утра люди начинают готовиться к празднику: приготавливают еду 12 блюд , приводят в порядок дом, кормят скотину если есть , возвращают долги. При этом важно, чтобы в этот день вся семья была в сборе, так как было раньше поверье, что если член семьи в Сочельник отсутствует, то весь год у него будет суматоха. Для умерших ставили блюдца с узваром и сочивом на окно. В вечернее время семья выходила на улицу, чтобы изучать звёзды. Если небо было звездным, то по примете весь год будет плодородным. После того, как в небе появлялась на первая звезда, можно было садиться за стол. Начинать трапезу нужно было с сочива. Также в этот день раньше подбирали особую одежду: одна должна быть новой и светлой. Раньше обязательно устраивали пир, готовили праздничные блюда из мяса в частности, из свинины и устраивали народные гуляния — щедровки. Рекомендовалось в этот день готовить щедрую кутью и накрывать богатый стол. Принято было, чтобы мужчины с утра проводили обряд «посевания». Хозяйки же старались избавиться от старой и ненужной одежды — сжигали её. Также женщины брали в этот день три свечи и обходили с ними дом, чтобы изгнать из дома все плохое и увести беды подальше. Основные традиции и обряды — запастись в полночь крещенской водой, приготовить голодную кутью, очиститься от грехов, нырнув в прорубь. В этот день завершаются святочные веселья и колядования. Раньше девушки в этот день гадали на замужество с помощью кутьи. Этот день сохранил важную традицию — приготовление кутьи и соблюдение строгого поста. Нельзя заниматься домашними работами и нельзя с кем-либо ссориться. Употребление алкоголя в этот день тоже под запретом. Девушки проводили активно обряд красоты: умывались в освящённой воде, чтобы весь год не было проблем с красотой и кожа оставалась чистой. Народные приметы и поверья на праздники Святки Существовала раньше примета, связанная с охотой во время Святок: считалось, что того, кто охотился, в ближайшем году будет ждать беда. Пасмурная погода, метель и сильный снегопад на Крещение — знак, что урожай будет хорошим и плодородным. Если же погода в Крещение ясная, то хорошего урожая можно не ждать. Если каша на Старый Новый год получилась особенно вкусной, то считалось, что в семье будет удача и благополучие. Звёздное небо с 13 на 14 число знаменовало предстоящий богатый год. Старинные святочные гадания В это странное время завеса между миром людей и миром сверхъестественного становится тоньше, а магия усиливается.

Колядовщики наряжаются в шкуры, разрисовывают лица, ходят по домам и поют обрядовые песни, в которых прославляют Иисуса Христа, членов семьи хозяина дома. За это их одаривают сладостями и деньгами. С вечера 6 января начинаются святочные гадания. В рождественскую ночь принято ворожить и загадывать желания. Рождественский сочельник 7 января. Утром в этот день люди возвращаются домой с ночных богослужений. Те, которые придерживались 40-дневного Рождественского поста, начинают разговение. Хозяйки накрывают праздничный стол, на котором присутствуют скоромные блюда содержащие мясо и яйца. Рождество 13 января. В этот день люди читают молитвы Господу Иисусу Христу.

Православные отмечают Святки

Николая Чудотворца с. Отец Сергий поговорил с детьми о евангельских событиях Рождества Христова и его значении в жизни человека. В этот же день настоятель Космо-Дамианского храма г. Королёва протоиерей Виктор Нестеров и преподаватель факультативного предмета "Основы православной культуры" В. Белоногова в группах старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад 20», побывали на тематическом празднике «Рождественское чудо» и вручили детям подарки. Так же клирик Космо-Дамианского храма г. Королев иерей Димитрий Нестеров, в сопровождении преподавателя "Основ православной культуры" Васильевой М. По окончании праздника священник обратился к собравшимся с поздравительным словом и вручил подарки участникам праздника. Был отслужен молебен, после чего детям были подарены сладкие подарки. Любимовка был проведен рождественский концерт. Воспитанники и педагоги воскресной школы показали зрителям театрализованную постановку по мотивам книги Г.

Селин «Маленький ослик Марии». По окончании спектакля перед гостями выступил приходской вокально-инструментальный ансамбль.

Ее верхушку венчала Вифлеемская звезда. Всевозможные фигурные пряники и печенье часто по-прежнему в форме животных сменили обязательные во времена средневековья вафли. Потом все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А еще позже пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла. Рождественские гуляния До революции выходными — не рабочими — днями были 25 и 26 декабря, 1 и 6 января.

Промежуточные дни были рабочими. В первый день Рождества и на 1 января у всех сословий в обычае были походы друг к другу «с поздравлением». В дворянской среде был обычай устраивать торжественные новогодние светские рауты: представители знати «при полном параде» совершали короткие визиты, разъезжая по городу от дома к дому и поздравляя хозяев. И если для одних это был один из вариантов развлечения, то для других такой обычай стал «праздничной повинностью». Эту сторону с юмором и даже сарказмом описал Антон Чехов в своих рассказах «Новогодняя пытка» и «Новогодние великомученики». Отчего вы упали? Вы пили что-нибудь?

Обидишь, коли не выпьешь… Ну, выпил рюмки три… колбасой закусил… Оттеда на Петербургскую сторону к Лиходееву… Хороший человек… — И все пешком? От кофею распарился, оно, должно быть, в голову и ударило… От Пелагеи Емельяновны пошел к Облеухову… Облеухова Василием звать, именинник… Не съешь именинного пирога — обидишь…» К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником — отправить почтовую открытку К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником — отправить почтовую открытку. Сразу возникла традиция дарения открыток. Первая такая открытка появилась в России к Пасхе 1897 года, и уже через пару лет отечественный рынок был заполнен сотнями разнообразных пасхальных и рождественских сюжетов. С выпуском русскоязычных поздравительных открыток отечественный ассортимент становится самым разнообразным в Европе. На Святки, пока высший свет веселился на балах и маскарадах, простые горожане развлекались на катальных горах, которые часто стояли потом до Масленицы, и в балаганах, где давались незамысловатые представления. В Петербурге они располагались в основном на Царицыном лугу или на Марсовом поле, в Москве — под Новинским монастырем район нынешнего Новинского бульвара , потом переместились на Девичье поле сейчас это Хамовники.

В Москве на Соборной площади появлялась традиционная елка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьевых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. Так, если в период новогодних празднеств в Москве гостил император, главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце в первых числах января. Традицию новогодних фейерверков на Воробьевых горах еще в 1891 году завел московский ресторатор Степан Крынкин.

Считалось: если она пришла в ваш дом, значит, год будет плодородным с хорошим урожаем и рождением детей. Всех гостей ждал рассказ и демонстрация старинных древне-русских предметов быта.

Конечно, некоторые из них были гостям знакомы, но некоторые предметы посетители увидели впервые - и были удивлены, как ранее использовались такие странные на вид приспособления. Участники также опробовали традиционные святочные гадания, например, им предстояло проползти в дугу - такая забава была, чтобы определить, насколько скоро у победителя получится найти себе мужа или жену. На примере таких игр гости узнают древние русские традиции - и будут помнить их ещё долго, ведь даже сквозь года и поколения эти обряды радуют и доставляют радость.

Также сотрудники библиотеки знакомили участников тематического дня с народными приметами и обычаями, связанными с январскими праздниками. А их на первый месяц года приходится очень много: это и Новый год, и Старый Новый год, и два Сочельника — Рождественский и Крещенский, и собственно Рождество и Крещение, и Святочная неделя… Вот уж действительно: «Кабы не было зимы в городах и селах, никогда б не знали мы этих дней веселых! Отдельная страничка тематического дня была посвящена зиме как времени года — сколько она длится, какой бывает, чем можно заниматься и развлекаться зимой, какие существуют зимние виды спорта. А сколько всего, оказывается, можно вспомнить о снеге и снежинках!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий