Юрий Бондарев никогда не терял выправки боевого лейтенанта в сочетании с манерами московского интеллигента.
Материалы рубрики
- «Мы не думали о смерти, молодость нас спасала»
- Вечер памяти к 100-летию писателя Юрия Бондарева.
- География полетов по России и миру с расписанием и примерными ценами
- Юрий Бондарев: командир батареи - Статьи - Литература - РЕВИЗОР.РУ
- фотографии >>
- Навигация по записям
Высота справедливости и низость кощунства. Как хоронили Юрия Бондарева
Лучшие и новые книги 2024 автора: Бондарев Юрий Васильевич в интернет-магазине Лабиринт. Для перечисленных писателей и для новых, которые непременно будут создавать художественную летопись СВО, примером является фронтовая проза Юрия Васильевича Бондарева. Юрий Бондарев снова стал курсантом, на этот раз Чкаловского артиллерийского зенитного к этому моменту у него оставалось прежнее, фронтовое: гвардии старший сержант.
Просветительский онлайн-проект «Они прошли по той войне. Писатели-фронтовики»: Юрий Бондарев
И знал, что появляться там следует не ранее второй половины дня: первая — за письменным столом. Причём начиналась эта первая половина рано, после обязательной зарядки, и вторгаться в его сосредоточенность не могла даже любимая Валентина Никитична — жена, с которой были они вместе уже более полувека. Я знал, о чём он пишет. Знал даже первую фразу будущего романа: «…И был тогда октябрь девяносто третьего года». Этот кровавый октябрь, начавшийся расстрелом из танковых орудий Верховного Совета РСФСР, потрясающе отразил бесчеловечность утверждавшейся власти. Вот и услышал я от Бондарева: «Не написать об этом не имею права». Если бывают книги, написанные кровью сердца, то именно таков его роман «Бермудский треугольник».
Впервые он был напечатан на страницах журнала «Наш современник» в 1999-м, а в фонде лучших литературных произведений Отечества останется навсегда. Не важно, что сразу же его постарались замолчать и до сих пор очень многим он неведом. Его время непременно настанет, ибо нет, по-моему, более сильного художественного воплощения жестоких и жутких «лихих 90-х». Поскольку не было сомнений, что от широких масс эту работу Юрия Бондарева будут всячески скрывать, мы в редакции «Правды» решили организовать на страницах нашей газеты читательскую конференцию по «Бермудскому треугольнику». Теперь ещё больше убеждён, что правильно сделали. Ведь выступления самых разных авторов об этом романе привлекли внимание к нему.
Потом они, как и высказывание Бондарева о Сталине, из газеты перешли в книжные публицистические сборники. А значит, и будущих читателей привлекут к роману, который на многое раскроет им глаза. Приведу здесь лишь заключительный абзац из большой и глубокой статьи Юрия Минералова — доктора философских наук, профессора Литературного института имени А. Горького, члена Союза писателей России: «Роман Ю. Бондарева — это повествование одного из крупнейших современных писателей о «русской смуте» новейших времён. Времён образцового мужества и самопожертвования одних, мерзкого предательства и небывалого конформизма других.
Но «Бермудский треугольник» не просто яркий документ эпохи. Это, на мой взгляд, вершинное произведение Юрия Бондарева. С ним писатель уверенно входит в XXI век». А для кого Бондарев «нерукопожатный»? Он действительно вошёл в этот очередной век уверенно и твёрдо, несмотря на продолжающиеся обстрелы влиятельных недоброжелателей и, прямо скажем, настоящих врагов. Но почему всё-таки даже сегодня о них приходится говорить?
Да как раз потому, что до сих пор весьма влиятельны они. Бондарев в главном не изменился, хоть и усиленно пытались сломить его. Написал пронзительную повесть «Без милосердия», ставшую в некотором роде продолжением «Бермудского треугольника». В миниатюрах давно начатой серии «Мгновения» схватывал жизненные ситуации сегодняшнего дня, требующие заострённого осмысления. И публицистика, выходившая из-под его пера, тоже нацелена была на осмысление того, что произошло со страной. Теперь, когда минуло время, даже с властного верха прозвучало: крупнейшая катастрофа века.
Значит, он был прав, стремясь всеми силами её предотвратить и уж во всяком случае не радуясь развалу страны? Казалось бы, ответ очевиден. Но… Поблизости живут, вещают, функционируют те, кто эту катастрофу и учинил. Многие по-прежнему во власти или при власти. Дело их оказалось провальным: страна из-за них не вверх пошла, а вниз покатилась. Ей предписано теперь вставать с колен.
Однако поставившие её на колени, как ни удивительно, по-прежнему нередко задают в обществе основной тон. Отношение к писателю и гражданину Юрию Бондареву — вопиющий тому пример. Вот молодой писатель издал сборник своих бесед со старшими коллегами. Тридцать прозаиков и поэтов, в число которых попал он, Бондарев. И что же? О, такой факт привлёк внимание аж правительственной «Российской газеты»!
Немедленно откликнулся её постоянный автор — колумнист, то есть ведущий свои регулярные колонки в газете, доктор искусствоведения Михаил Швыдкой. А откликнулся он как? Строгим внушением молодому творцу! Бондарева, дескать, недопустимо представлять с таким уважением, как это сделано в книге, да и вообще ничего хорошего писать о нём категорически нельзя. Вы, конечно, спросите: почему? И тут я должен сообщить, что отвечает на этот вопрос автор колонки весьма необычно.
Отвечает, припомнив давний телефонный разговор ещё с одним писателем — Григорием Баклановым, о чём счёл нужным поведать в газете. Поведаю вслед за ним и я — процитирую Швыдкого: «Миша, прошу Вас, никогда не упоминайте моё имя вместе с именем Бондарева! И повесил трубку». Согласитесь, любопытный состоялся разговор. Вы не находите, что просьба писателя Бакланова, обращённая к «популярному театральному критику», была очень странной, как странно и то, что этот критик решил её обнародовать? Ведь звучит она по отношению к писателю Бондареву оскорбительно!
Это что же такое запредельное должен совершить человек, какую крайнюю неприязнь должен у меня вызвать, чтобы недопустимым в любом контексте! То есть Бондарева и Бакланова, двух писателей фронтового поколения. Ключевое здесь слово — «понятно». Оно означает, что система координат, оценки, предпочтения, места в неписаной табели о рангах — всё давно и незыблемо определено, так что говорить на сей счёт, собственно, излишне. Вы спросите: кем определено? Но это как бы само собой разумеется — «между ними».
Так что приговор не только без сомнений и колебаний, но и безо всяких рассуждений: виноват во всём Бондарев.
Бондарев достаточно жёстко оценивал современную российскую действительность. По его словам, мы живём в безвременье, время без больших идей, без нравственности и естественной доброты, без защитительной стыдливости и скромности. Но при этом писатель не терял веры в будущее России, он был убежден в том, что даже в очень страшной трагедии есть место надежде. В мае 2009 года Ю.
Бондарев поддержал решение мэра Москвы о запрете гей-парада [18]. Бондарев подписал обращение Союза писателей России к Федеральному собранию и Президенту России Путину , в котором выразил поддержку действиям России в отношении Крыма и Украины [19].
По ним постоянно ставят спектакли и фильмы. Однако сказать, что его любили абсолютно все, будет неправдой. Человек всегда говорил то, что думал, а таких обычно стараются избегать. В конце 70-х он резко критикует систему либеральных ценностей, в 1988-м — размышляет о перестройке, как о самолете, который взлетел, но почему-то не знает своего маршрута, а в 1994-м публично отказывается принять от Бориса Ельцина орден Дружбы народов. Какая дружба с теми, кто расстрелял свой парламент из танковых орудий?!
И о чем бы он ни говорил — о политике или о культуре, у него всегда было свое собственное мнение… О том, почему в его книгах столько горечи «Я вспоминаю сейчас прекрасные, на грани реальности, а может быть, просто гениальные стихи Исаковского «Враги сожгли родную хату». Солдат вернулся с войны и не застал в живых никого и ничего, только пепелище. И пьет из медной кружки «вино с печалью пополам». Почему я говорю о печали? Я весь остался там, на войне, несмотря на то что написал ряд романов, как говорили критики, с осмыслением современного жития-бытия. Я весь там, в той юности, хоть она и наградила меня не только медалями, но и тяжелыми ранениями». О невозможности все простить «Помню, в предгорьях Карпат первые треугольники журавлей возникли в небе, протянулись в белых, как прозрачный дым, весенних разводах облаков над нашими окопами — и мы зачарованно смотрели на их медленное движение, угадывая их путь в Россию.
Мы смотрели на них до тех пор, пока гитлеровцы из своих окопов не открыли автоматный огонь по этим косякам. Трассирующие пули расстроили журавлиные цепочки, а мы в гневе открыли огонь по фашистским окопам! Грустно или радостно? Для меня в этот день оба чувства неотделимы, но главный аккорд, который слышит вся планета: «Мы победили! Не ради слез, а ради наших улыбок стали они и положили они свои юные жизни на защиту Отечества как воины — гордые, смелые, храбрые, бессмертные». Почему нас не любят «Почему мы все время кому-то мешаем? Главное — зависть.
Огромная страна. Несметные природные богатства. Православная вера. Великая культура. Русские выиграли не одну войну, первыми полетели в космос.
О таких, как преданнейший сын своего Отечества Юрий Васильевич Бондарев, рассыпались в прах и указы президентов, пытавшихся орденами усмирить, приручить тех, кто отстаивал интересы народа и не заискивал перед их предательскими решениями.
И орден с красивым и светлым названием «Дружба народов» он не принял из рук главного разрушителя этой дружбы — Ельцина. Имел право не принять, но ещё больше — имел мужество так поступить, потому что слишком непогрешим и непотопляем казался первый президент России для других, эти ордена принимавших. Он — капитан «лейтенантской прозы». Его батальоны просили огня, потому что был горячим снег. Горячим не только и не столько от огня — от солдатской крови. Он был там, среди пуль и снарядов — сначала школьником на рытье оборонительных рубежей под Смоленском, потом курсантом — командиром миномётного расчёта в Сталинградской битве.
Раненый, обмороженный, после кочевий по госпиталям он вновь и вновь возвращался на фронт. Две медали «За отвагу» — они из окопов, они вручались в передышках между атаками и обстрелами, между форсированием Днепра и освобождением Киева. Ау, соседи! Неужели и это имя, святое имя освободителя вашей столицы, вам ничего не скажет, не прочистит мозги? Это исторический факт: оренбургский парень вошёл в Киев освободителем от фашистской чумы, а не ваш Бандера — захватчиком в Москву. Одумайтесь, вернитесь к понятиям чести и благородства.
Сегодня, в день кончины правофлангового фронтовика и писательского бойца, мы имеем право и обязаны говорить и об этом. Он долгие годы был рядом с нами. Многие из нас дружили с ним, и потому утрата воспринимается в Союзе писателей очень остро. Мои последние с ним рабочие точки соприкосновения оказались крайне знаковыми.
Юрий Бондарев
Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область). Интерфакс: Писатель-фронтовик Юрий Бондарев скончался в воскресенье в Москве на 97-м году жизни, сообщил "Интерфаксу" председатель правления Союза писателей России Николай Иванов. Председатель ГД также отметил, что Юрий Бондарев отстаивал свою гражданскую позицию и был эталоном нравственности для многих поколений читателей. То есть, как ни терзался, на похороны Юрия Бондарева я так и не смог попасть. Перечитывая тома, написанные Юрием Васильевичем Бондаревым, видишь, как и у всех больших писателей, то, что не мог увидеть раньше. Юрий Бондарев был членом Союза писателей СССР и занимал должности в правлении СП СССР и СП РСФСР.
Памяти писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева
Сегодня, 29 марта, на 97-м году жизни скончался известный советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев. Впрочем, Юрий Бондарев стоял в первом ряду русских писателей еще со времен «Батальоны просят огня» (1957). Российский и советский писатель Юрий Бондарев скончался в Москве на 97-м году жизни. На 97-м году жизни в Москве скончался русский советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев. Сегодня пройдут похороны Юрия Бондарева, последего писателя-фронтовика. Юрий Бондарев в составе 2-й гвардейской армии участвовал в отражении этого удара.
Памяти писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева
То есть, как ни терзался, на похороны Юрия Бондарева я так и не смог попасть. К столетию признанного классика, знаменитого писателя-фронтовика Юрия Бондарева в Москве прошёл литературно-художественный вечер. Сегодня пройдут похороны Юрия Бондарева, последего писателя-фронтовика. Сегодня в Москве простились с легендарным писателем-фронтовиком Юрием Бондаревым, которому принадлежат знаменитые романы «Батальоны просят огня» и «Горячий снег».
Лучшие книги Юрия Васильевича Бондарева
О подвиге Свинина писала еще в 1944 году "Красная Звезда". Юрий Бондарев не испытывал проблем с публикацией своих произведений, чем немногие советские писатели могли похвалиться. Было бы упрощением считать, что дело только в священной военной теме. Проза Юрия Бондарева очень далека от понятия "батальный жанр", сводящего бои к приключениям и охотно тиражируемого для юношества. Юрий Васильевич писал пронзительные, правдивые и страшные вещи. Фильм по роману "Горячий снег". Фото: ok. Это была беседа молодого коллеги с классиком в честь 95-летия Юрия Васильевича. Сейчас она превратилась в некролог. В этом материале Шаргунов рассмотрел главные свойства литературного наследия выдающегося писателя: "Проза Бондарева обстоятельна, выразительна, мелодична, полна красок, внимания к тонким движениям тела и души.
С самых первых его вещей — это классическая литература. Пожалуй, главное для фронтовой бондаревской прозы — взятое из пережитого повторение древнего сюжета сражения при Фермопилах: не постояв за ценой, выстоять. Или проиграть, но жизнью пожертвовать". Шаргунов напоминает сюжеты самых известных военных романов и повестей Бондарева. Они все построены не только на противостоянии советских войск захватчикам. Но и на более глубинных проблемах, на том, что в литературе и называется "конфликтом". В относительно ранней, созданной в 1957 году повести "Батальоны просят огня", подразделение, предназначенное "отвлечь противника", остается без огневой поддержки своих, отчего к финалу из нескольких сот человек выживают пятеро. Капитан Ермаков прямо обвиняет в гибели товарищей командира дивизии Иверзева, хотя и боится наказания за эту дерзкую правду. Командир тоже оказывается фигурой не одномерной и не лубочной — он лично ведёт солдат в лобовую атаку и после ранения находит в себе силы освободить капитана-правдоруба из-под ареста.
Окруженные, обреченные на смерть боевые части у Бондарева появляются во многих культовых вещах: в повести "Последние залпы", романах "Тишина", "Горячий снег" и "Выбор", где герою приходится даже застрелить своего командира. А в "Тишине" военный конфликт продолжается спустя много лет с такой же безнадежной диспозицией: в мирное время главный герой оклеветан, его отец арестован, а мерзавец, чья преступная натура проявилась еще на фронте, вполне благополучен. Все это — не "плакатная" война, а "окопная правда", на которую, по большому счету, имеют право лишь те, кто сам прошел окопы. При этом Шаргунов особо отмечает деликатность писателя, избегающего смакования кровавых подробностей: "Он сумел показать ужас войны точно и выпукло, но уклоняясь от натурализма, быть может, так щадя память павших". Книги Юрия Бондарева.
Сейчас со мной вся семья, все здесь", - сказала она. Последнее интервью 15 марта Юрий Васильевич отметил 96-летие. А в преддверии ответил на несколько вопросов ТАСС. Он очень ждал 75-летие Великой Победы, отмечал, что 9 мая всегда встречает со смешанными чувствами. Грустно или радостно?
Для меня в этот день оба чувства неотделимы, но главный аккорд, который слышит вся планета: "Мы победили!
Он отправился на фронт, когда позволил возраст, воевал под Сталинградом, участвовал в освобождении Украины и Чехословакии. Удостоен множеством наград, среди которых два ордена Ленина, орден Отечественной войны I степени, медаль за оборону Сталинграда и другие. Война оставила глубокий след в жизни Юрия Васильевича и стала одним из главных лейтмотивов его творчества.
Во время войны большая часть семьи Бондаревых — мать, брат и сестра — была эвакуирована в Актюбинскую область Казахской ССР, однако сам Юрий отправился добровольцем строить оборонительные рубежи в районе Смоленска и только после завершения работы эвакуировался вслед за родными. Уже в городе Актюбинске после выпуска из школы он прошел ускоренный курс военной подготовки и попал на фронт в звании сержанта. На долю Юрия Бондарева пришлось большое количество боевых испытаний: он сражался в Сталинграде, форсировал Днепр, освобождал Киев и Житомир, в ходе боев был дважды ранен. В 1944 году, когда советские части достигли Чехословакии, Юрия Васильевича перевели в Чкаловское училище зенитной артиллерии, где он встретил окончание войны.
Уже после Победы в 1945 году он был демобилизован из-за полученных в боях ранений.
Юрий Бондарев (1924)
Юрий Васильевич Бондарев, автор знаменитых произведений, входивших в школьные программы, являет собой пример жизненного и творческого долголетия. 29 марта 2020 года ушел из жизни наш земляк, писатель-фронтовик Юрий Васильевич Бондарев. Юрий Васильевич Бондарев — советский писатель, публицист, сценарист, является членом Союза писателей, занимался общественной деятельность, участник Великой отечественной войны. Ведь, кроме того, Юрий Васильевич Бондарев стал в определённом смысле символом непоколебимой гражданской позиции, что колоссально подняло его авторитет в глазах большей части российского общества.