«Аполлинария Суслова прожила странную, парадоксальную, может быть, даже призрачную жизнь. Егор Яковлев рассказывает подлинную историю взаимоотношений Фёдора Достоевского и его «вечного друга» Аполлинарии Сусловой. В своем дневнике Аполлинария Суслова пишет, что она ненавидит Достоевского за то, что он причинил ей страдания, без которых можно было обойтись. В своем дневнике Аполлинария Суслова пишет, что она ненавидит Достоевского за то, что он причинил ей страдания, без которых можно было обойтись.
Орловчанка Анастасия Суслова победила в Национальном чемпионате по профмастерству «Абилимпикс»
Аполлинария Суслова дважды уходила от Василия Розанова, он все ей прощал и просил вернуться обратно. В наличии "Аполлинария Суслова" автора (Сараскина Л.), Эксмо-АСТ в интернет-магазине Book24 со скидкой! Отрывок из книги, отзывы, фото, цитаты, обложка. — Почему Аполлинария Суслова не давала ему развода?
Лекция «Аполлинария Суслова: вечный друг Достоевского»
PRO-ВзлЁт Город и горожане Новости Новости компаний. Черты Аполлинарии Сусловой просматриваются в Настасье Филипповне из романа «Идиот», а её отношения с самим Достоевским стали основной ещё не для одного художественного. В статье рассматривается история Апполинарии Сусловой, возлюбленной Достоевского и жены Розанова. Аполлинария Суслова родилась в 1839 году в крестьянкой семье. Стриженные по тогдашней моде и совершенно между собой несхожие сестры Сусловы — Аполлинария и Надежда, появившиеся в петербургских студенческих кружках.
«СОЛНЦЕ МОЕЙ ЖИЗНИ ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ»
Аполлинария Суслова прожила долгую жизнь (она умерла в охваченном Революцией Крыму в 1918 году). Анна Достоевская в Ялте, Аполлинария Суслова (по мужу Розанова) в Севастополе. Подпишитесь на Первый Севастопольский в ях. В «Современнике» уже вышел рассказ Надежды Сусловой, а Аполлинария всё ещё в задумчивости грызла перо. Polina Suslova (1840–1918) wikidata:Q4446736 s:ru:Аполлинария Прокофьевна Суслова q:it:Apollinarija Suslova. Выпускница Орловского базового медицинского колледжа Анастасия Суслова принесла золотую медаль в копилку Орловской области в компетенции «Медицинский и социальный уход». Аполлинария только ядовито усмехнулась на это требование и показала законному мужу кукиш.
«Инфернальница» Аполлинария Суслова
О бурной судьбе Аполлинарии Сусловой расскажет историк Егор Яковлев, автор проекта «Цифровая история». Образ Аполлинарии Сусловой, своенравной красавицы с дурным нравом, страстной натуры, волевой, противоречивой, для Достоевского оказался источником целой плеяды его героинь. Аполлинария Суслова стала прототипом едва ли не всех инфернальных женщин в произведениях Достоевского: Полины в "Игроке", Катерины в "Братьях Карамазовых", Лизы в ". Да, по моему глубокому убеждению, Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского. Аполлинария Суслова родилась в 1839 году в крестьянкой семье.
Аполлинария Суслова чудо как хороша
Аполлинария Суслова. Аннотация: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений. После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В.
Розанова А. Глинке-Волжскому: «С Суслихой я 1-й раз встретился в доме моей ученицы Ал. Щегловой мне 17, Щегловой 20—23, Сусл. Я же был социалистишко...
На Катьку Медичи она в самом деле б[ыла] похожа. Еще такой русской — я не видал. Умна она была средне; не выдающееся; но всё заливал стиль. Младшая сестра известный врач-ученый Суслова умоляла ее помириться; но она зависть при всяком ее въезде в дом родителей — вылезала с подушкой и одеялом из окна в сад, прокрадывалась на улицу и уходила ночевать к знакомым. И сестра врач , видя, что она выгоняет старшую сестру из дому, мало-помалу перестала ездить к родителям. Я их любил, очень. С сестрой познакомился у умирающей тещи.
Но я его уже разлюбила. И он должен был так же поступить. Он не поступил, и я его кинула. Это ее стиль. Разговор этот у меня с нею был и почти буквален. Тезисы, во всяком случае, эти самые. Обнимались, целовались, — она меня впускала в окно 1-й этаж летом и раз прошептала: — Обними меня без тряпок.
Т[о] е[сть] тело, под платьем... Обниматься, собственно дотрагиваться до себя — она безумно любила. Сараскина, комментируя слова из письма В. Розанова «Она была по стилю души совершенно не русская», пишет: «Впервые письмо В. Розанова к писателю А. Глинке-Волжскому опубликовал — со значительными купюрами и местами в довольно свободном пересказе — Л. Путь Достоевского.
Текст письма приведен Л. Сараскиной по публикации В. Возлюбленная Достоевского: Аполлинария Суслова: биография в документах, письмах, материалах. И всё же, даже соглашаясь с этой, излишне субъективной оценкой поздней Сусловой В. Розанов сам был далеко не ангел по отношению к ней , не будем никогда забывать слова самого Достоевского в передаче его семипалатинского друга барона А. Врангеля , сказанные им, скорее всего, о своем несчастном браке с М. Исаевой А.
Врангель не знал о второй большой любви писателя , но имеющие явно отношение и к Сусловой, тем более, что слова эти относятся к 1865 г. Еще в 1865 г.
Писатель Федор Достоевский Фото: soreal. Она принадлежала к разряду тех женщин, которые назывались эмансипэ и позволяли себе много вольностей в поведении. Она посещала революционные сходки и студенческие демонстрации, после чего нередко оказывалась в полицейских участках. Но еще больше ей нравилось подчинять своей воле мужчин, в обращении с которыми она не церемонилась. Однажды она посетила публичную лекцию известного писателя Достоевского и поставила себе новую цель — бросить его к своим ногам. А к цели она, как правило, шла напролом. Писатель Федор Достоевский Фото: peoples.
Темпераментная барышня без труда обратила на себя внимание писателя — она написала ему пылкое письмо, в котором с присущей ей склонностью к театральным эффектам «раскрыла свое сердце». И решительная девушка своего добилась — вскоре Достоевский стал ее любовником. Аполлинарию не смущало ни то, что писатель был женат, ни то, что он не намеревался уходить от болеющей жены. Писатель, для которого его молодая муза стала злым гением Фото: zhurnalko. Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной», то настаивая на публикации своей повести в журнале «Время». И хотя писательницей она была посредственной, Достоевский шел у нее на поводу и выполнял все капризы. Аполлинария Суслова и Федор Достоевский Фото: archive. После очередной бурной ссоры она уехала в Париж, завела себе там любовника, а когда Достоевский отправился следом за ней, обошлась с ним холодно и заставила утешать ее после расставания с неверным поклонником.
Сразу попала в водоворот студенческого движения: политическая борьба, демонстрации. В 1861 году Аполлинария Суслова впервые услышала Достоевского. Ему было сорок, ей двадцать один. Он — маститый писатель, его лекции имеют успех у молодежи. Любопытен портрет Сусловой той поры в воспоминаниях дочери писателя — Любови Федоровны Достоевской: «Полина приехала из русской провинции, где у нее были богатые родственники, посылавшие ей достаточно денег для того, чтобы удобно жить в Петербурге. Каждую осень она записывалась студенткой в университет, но никогда не занималась и не сдавала экзамены. Однако она усердно ходила на лекции, флиртовала со студентами, ходила к ним домой, мешая им работать, подстрекала их к выступлениям, заставляла подписывать протесты, принимала участие во всех политических манифестациях, шагала во главе студентов, неся красное знамя, пела Марсельезу, ругала казаков и вела себя вызывающе… Полина присутствовала на всех балах, всех литературных вечерах студенчества, танцевала с ними, аплодировала, разделяла все новые идеи, волновавшие молодежь… Она вертелась вокруг Достоевского и всячески угождала ему. Достоевский не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви. Это письмо было найдено в бумагах отца, оно было простым, наивным и поэтичным. Можно было предположить, что писала его робкая молодая девушка, ослепленная гением великого писателя. Достоевский, растроганный, читал письмо Полины…» Объективна ли была дочь писателя, судить не нам. Но то, что у Достоевского и молодой студентки завязался роман, известно доподлинно. Тайные встречи. Литературная помощь. В семейном журнале братьев Достоевских «Время» появляется повесть Сусловой — слабая, претенциозная… Их отношения можно было охарактеризовать как любовь-ненависть. От Аполлинарии Федор Михайлович постоянно слышал упреки, требования развестись со «своей чахоточной женой». Потом Достоевский напишет: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны.
Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой
Апполинария должна была встретиться с Федором Михайловичем в Париже, но дамочку уже соблазнил какой-то жалкий Сальвадор, испанец. Когда же он наигрался ей и бросил, она снова стала звать Достоевского. Не только в ближайшей «Пятерочке» в очереди с макаронами можно найти Апполинарий, но и в истории тоже есть много подобных женщин, общение с которыми ни к чему хорошему не приводило — Жозефина, Наталья Гончарова, Лиличка Брик. Вот что писала Фаина Раневская действительно состоявшаяся личность о Гончаровой: «Загадка для меня, как мог ОН полюбить так дуру набитую, куколку, пустяк…» «Она все пропускала сквозь личную призму, бывшую для нее более важным аргументом, нежели то, что казалось другим» — это невроз. Женщин на планете — большинство, пол ребенка может поменяться, если мать принимала алкоголь. И сама-то Апполинария позиционировала себя как феминистку, то есть собиралась бороться за равенство. Но хорошо, предположим, что это — реализовать свое женское начало. Что же понимается под этим? Обычно женщина — это хранительница очага, заботливая, добрая, теплая, МАМА.
Под определение, кстати, попадает Анна Сниткина — она помогла писателю довести до конца «Игрока» и расплатиться с долгами. Но одновременно закладывал основу будущего. Ибо параллельно роману о русских, путешествующих за границей, уже зарождался другой роман, имеющий непосредственное касательство к его теперешней судьбе.
Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин. Может, благодаря этому браку мы и получили самого парадоксального русского философа, но как человек Розанов был несчастен. Апполинария с возрастом ничуть не изменилась: жизнь в стиле греческой трагедии стала еще насыщенней. Стареющая женщина устраивала Розанову публичные истерики с мордобитием, при этом наставляя ему рога с его коллегами и студентами, она пилила его за безденежье, пилила за то, что тот занят тем, что ей непонятно и не интересно, а ей уделяет мало внимания. Как утверждает в своих воспоминаниях дочь Розанова, Татьяна, «Суслова насмехалась над ним, говоря, что он пишет какие-то глупые книги, очень оскорбляла, а в конце концов бросила его. Это был большой скандал в маленьком провинциальном городе». Суслова дважды уходила от Розанова.
Как ни странно, он все ей прощал и просил вернуться обратно. В одном из писем 1890 года Розанов писал Сусловой: «…Вы рядились в шелковые платья и разбрасывали подарки на право и лево, чтобы создать себе репутацию богатой женщины, не понимая, что этой репутацией Вы гнули меня к земле. Все видели разницу наших возрастов, и всем Вы жаловались, что я подлый развратник, что же могли они думать иное, кроме того, что я женился на деньгах, и мысль эту я нес все 7 лет молча… Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом». Но с другой стороны — возможно, он так любил ее, потому что видел в ней любимых героинь Достоевского? Розанову тоже посчастливилось встретить полюбившую его женщину, Варвару Дмитриевну, которая стала его супругой. Вернее, не супругой, а спутницей жизни, потому что двадцать лет Апполинария не давала Розанову развода. Семья Розанова страдала — но Апполинария страдала и сама. Ее жизнь прервалась в 1918 году, когда ей исполнилось 78 лет. Через год умер и сам Розанов. И знаете, что парадоксально?
Он писал, что не может не вспоминать Апполинарию: «С ней было трудно, но ее было невозможно забыть».
Достоевский незадолго до смерти 1880 г. Источник: Constantin Shapiro, Public domain, via Wikimedia Commons К моменту их встречи Достоевский был четыре года женат на Марье Дмитриевне Исаевой, с которой познакомился в ссылке в Семипалатинске, но этот брак уже изжил себя. Жена была истерична, капризна, страдала эпилептическими припадками, при этом самолюбие Достоевского было непоправимо задето — она, как оказалось, еще и изменяла ему. Однако через некоторое время Марья Дмитриевна перестала быть помехой — тяжело больная чахоткой, она жила отдельно от мужа, то в Москве, то во Владимире. Он же истосковался по любви, по безумствам — в силу характера и драматических жизненных обстоятельств эта сторона жизни открылась для него поздно. Но, как оказалось, в его сердце жила жажда обладать и распоряжаться. Сохранившаяся переписка Достоевского и Сусловой, а также ее дневник дают некоторое представление о том, что между ними происходило. Поначалу это был, видимо, ураган, испепеляющий любовный поединок, не оставляющий времени и сил на размышления. Но постепенно картина менялась… Подобно многим своим сверстницам, Полина думала, что раз она разделяет укоренявшиеся убеждения о женском праве на свободу, то тем самым уже является свободной, и что в ней сами собой уничтожаются предрассудки и прежняя многовековая «семейная» мораль.
Не тут-то было. Полина очень скоро вопреки всем теориям потребовала, чтобы Достоевский развелся с женой! Тот уставился на нее страдальчески-непонимающим взглядом. Больше к этой теме она не возвращалась — слишком была горда. Далее последовали другие, вовсе неожиданные «сюрпризы». Однажды Полина застала Федора Михайловича в гостиной — он, не вставши по обыкновению ей навстречу, сидел сутулый, раздраженный, барабанил пальцами по столу и тяжко молчал, глядя на нее мрачным взглядом. Надо нам все это кончать, Поля! Несколько минут он внимательно разглядывал ее, потом вдруг вскочил, опрокинул стул, бросился на нее, подавляя, оскорбляя и игнорируя ее сопротивление и крик. Чем дальше, тем чаще просыпалась в нем эта темная, зловещая сторона его натуры «сладострастника», о которой она поначалу, разумеется, и не подозревала. Довольно скоро к этому прибавилась еще и грубая, совершенно безосновательная ревность — к студентам, к Полонскому, к брату.
Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Опомнившись, он хватался за голову, извинялся, стоял на коленях, плакал, исповедовался… Несколько лет спустя Аполлинария прочитает в «Идиоте» про настроения Настасьи Филипповны: «Тут приедет вот этот… опозорит, разобидит, распалит, развратит, уедет — так тысячу раз в пруд хотела кинуться, да подла была, души не хватало…» — и узнает себя. И еще больше ее оскорбит то, что он доподлинно, до самых пронзительных деталей знал, что с ней происходило и что она при этом чувствовала. После таких сцен Полина кружила как неприкаянный призрак по угрюмым петербургским улицам и мучительно терзалась, страдая душой. Замкнутая и одинокая, ни с кем, даже с сестрой, не умела она поделиться своими муками — безвозвратно рушился образ «Сияющего», как она называла и воспринимала Достоевского. А ведь для нее, как и для всех почти поклонников писателя, он был прежде всего автором «Бедных людей», «Униженных и оскорбленных», бесчисленное количество раз она слышала его рассуждения об идеалах чистой, возвышенной, самоотверженной любви и прекрасно знала, сколько слез умиления он пролил над этими идеалами в своих книгах! А ведь в каком-то смысле они нашли друг друга, эти две натуры, в чьих душах одинаково таились мрачные бездны, гулкие пропасти, темные и зловещие закоулки неизвестных им самим страстей, а потому потребность в страдании была едва ли не важнейшей для них обоих. В результате Полина с наслаждением кинулась в пучину собственного, только что открытого внутри себя хаоса, как бы приглашая Достоевского разделить с ней эти «впечатления». Так начался период взаимного мучительства, сопровождающийся оскорблениями, претензиями, выворачиванием души наизнанку и уличением друг друга в самых грязных тайных побуждениях. И если он отводил душу в своих романах, в крепнущем внутри христианстве, то ей, атеистке, к тому же лишенной истинного импульса к творчеству, опереться было не на что, и она просто тонула в этом хаосе.
В марте 1863-го Полина, не дождавшись публикации во «Времени» своего второго, не менее слабого рассказа «До свадьбы», спаслась от Достоевского бегством в Париж. Читайте также Кастильская муза: как Хуана Инес де ла Крус вошла в историю литературы Любовь-ненависть В Париж она поехала не только, чтобы сбежать от «мучителя», но и в надежде заняться изучением истории и языков — английского и испанского. Не без труда удалось беглянке умолить отца выделить и ей средства на скромную комнату в парижском пансионе и ежедневные расходы. И первое время Полина действительно посещала какие-то лекции по литературе и истории, общалась с русской политической эмиграцией, встречалась с Тургеневым, к которому у нее были рекомендательные письма от Якова Полонского. Через несколько месяцев она писала Достоевскому из Парижа тот как раз наскреб денег, чтобы наконец настичь беглянку во Франции : «Ты едешь немножко поздно: все изменилось в несколько дней. Ты как-то говорил, что я не скоро смогу отдать свое сердце. Я его отдала в неделю по первому призыву, без борьбы, без уверений, без уверенности, почти без надежды, что меня любят. Я была права, сердясь на тебя, когда ты начинал мной восхищаться. Не подумай, что я порицаю себя, но хочу только сказать, что ты меня не знал, да и я сама себя не знала. Прощай, милый!
Со страстным нетерпением он ждал появления своей нежной, порывистой Полины, открыла же ему дверь Полина незнакомая — надменная, с коварной, мстительной улыбкой на губах, во всяком случае, именно такой увидел ее он. Выяснилось, что она без памяти влюбилась в какого-то парижского врача по имени Сальвадор и с душераздирающими подробностями рассказала Достоевскому о своей страсти. Он понял только, что это «не серьезный человек, не Лермонтов», и что его Полина, чью душу он считал такой требовательной и возвышенной, «пала», влюбившись в «молодого красивого зверя» — самоуверенного и недалекого. Суслова прекрасно отдавала себе отчет в своем падении и каким-то парадоксальным, мучительным образом гордилась этим: теперь не было больше гордой барышни, чьей чистотой помыкал Достоевский, теперь она ему равна. Она ему отомстила. В своем дневнике Суслова утверждает, что Достоевский, выслушав ее признание, «упал к ее ногам, обнял с рыданиями ее колени…» Достоевский же ближе всего воспроизведет свои реальные мучительные перипетии с Полиной в повести «Игрок», в которой он даже дал своей героине такое же имя. Впрочем, подобную же любовь-ненависть испытывала и настоящая Полина к своему недавнему возлюбленному. Слепая низменная страсть к французу открыла ей главный раскол внутри нее самой: собственно женское начало в ней, оказавшееся столь неожиданно мощным, несовместимо с человеческим, иными словами, с духовным.
Она соблазняла писателя и не подпускала к себе, звала и прогоняла. Когда Федор Михайлович после смерти жены предложил Сусловой выйти за него замуж, она рассмеялась ему в лицо. Достоевский ревновал Аполлинарию, у него на глазах она флиртовала с другими. Они выясняли отношения с криками и кулаками. Несколько раз в порыве гнева Достоевский пытался взять любовницу силой. Потом каялся и молил о прощении. Но однажды он осознал, что это не любовь, а безумие, граничащее с сумасшествием. Они оба приняли решение расстаться навсегда. Вскоре после разрыва с Сусловой Достоевский женился на своей поклоннице Анне Сниткиной. Она была милой спокойной женщиной, окружившей писателя любовью и заботой. Вспоминая Суслову, Федор Михайлович признавался, что все еще любит ее, но не хотел бы испытывать этого чувства, потому что Аполлинария его не достойна. Суслова от досады, что Достоевский нашел ей замену, сожгла все его письма и начала менять любовников. Уже после 40 лет она встретила молодого писателя Василия Розанова.
Аполлинария Суслова: кем была муза Достоевского
Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Фёдора Михайловича. Для Сусловой Достоевский был не великим писателем, а всего лишь поклонником, книг которого она почти не читала. После окончания романа с Достоевским Суслова сожгла многие компрометирующие её бумаги, в том числе и письма к ней великого писателя. Тайна их бурных и необычных отношений так и канула в историю, оставив исследователям только догадки и предположения.
В 40-летнем возрасте Суслова вышла замуж за Василия Васильевича Розанова , которому было 24 года. Тут Суслова поменялась ролями с Достоевским по части возрастных различий. Может быть, благодаря Сусловой Розанов и стал знаменитым Розановым, одним из самых оригинальных и парадоксальных русских мыслителей.
Но из-за разницы в возрасте и взбалмошного характера Аполлинарии их семейная жизнь постепенно становилась кошмаром. Она не только «пилила» своего молодого мужа, но и устраивала ему дикие сцены ревности с «публичным мордобитием». И всё это шло параллельно с её собственными «вольностями», флиртом и интрижками с молодыми друзьями мужа.
В воспоминаниях писателя В. Розанова хорошо передана особенность сексуальной жизни Сусловой: «Мы с ней «сошлись» тоже до брака...
Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы. Книжный интернет-магазин «Читай-город» «Читай-город» — сеть книжных магазинов, успешно работающих в Москве и других регионах России. А ещё это — крупный интернет-магазин книг. В нём вы можете заказывать книги в любое время 24 часа в сутки.
Она подошла к писателю на одном из его выступлений, потом написала ему письмо, в котором смело призналась в любви своему кумиру. Достоевский, которого тронула искренность признания, на послание откликнулся. Так завязалось это знакомство. Аполлинария Суслова — крестьянка по происхождению, до 15 лет росла в деревне, а затем вместе с младшей сестрой Надеждой воспитывалась в частном пансионе в Москве, куда дочерей определил отец — Прокофий Суслов, человек незаурядный, начитанный, бывший крепостной графа Шереметева. Сначала он стал писарем у хозяина, потом дорос до управляющего и, в конце концов, главного управляющего всех графских имений. Еще до отмены крепостного права Шереметев дал Суслову, его супруге и детям вольную и поселил в Санкт-Петербурге. Прокофий Суслов зажил в столице на широкую ногу: нанял штат прислуги, а для двух своих дочерей, Аполлинарии и Наде-жды, пригласил гувернанток и учителя танцев. По-видимому, он отличался нестандартным для своего времени мышлением, поскольку с самого начала мечтал, чтобы дочки получили хорошее образование — наравне с мужчинами. Сложно представить более неподходящих друг другу людей, чем Достоевский и Суслова. Она была феминисткой, он же всегда придерживался домостроевских устоев. Она интересовалась революционными идеями, он к моменту их встречи был консерватором и приверженцем монархии. Полине было всего 22, а Достоевскому уже перевалило за 40, но с этой девушкой писатель не чувствовал своих лет и не ощущал разницы в возрасте. Высокая, стройная, Полина Суслова была очень хороша собой. По воспоминаниям ее современников, за сдержанностью манер девушки угадывалась страстная эмоциональная натура. К ней применимы все эпитеты — яркая, незабываемая, талантливая, пустая, надменная, скандальная… Может быть, именно за это "сопряжение несопряжимого" и полюбил Аполлинарию Суслову Федор Достоевский? Достоевский и Аполлинария Суслова вместе путешествовали по Европе, ссорились, расставались и снова встречались, но вскоре поняли, что эти отношения обоим им затрудняют жизнь. После окончательного разрыва Фёдор Михайлович писал сестре Сусловой Надежде: "… Я люблю её ещё до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить её. Она не стоит такой любви. Мне жаль её, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она никогда не найдёт себе друга и счастье. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдёт счастья". Аполлинария Прокофьевна была деятельной натурой. В 1865 году она приехала в матери в Иваново, какое-то время занималась чтением, шила и вышивала и свои изделия отсылала знакомым в Петербург.
This usually means that one of the following conditions is fulfilled. The author of this work died:[1] a before January 1, 1950 or b between January 1, 1950 and January 1, 1954, did not work during the Great Patriotic War and did not participate in it. This work was originally published anonymously or under a pseudonym: a before January 1, 1943 and the name of the author did not become known during 50 years after publication, counted from January 1 of the year following the year of publication, or b between January 1, 1943 and January 1, 1954, and the name of the author did not become known during 70 years after publication, counted from January 1 of the year following the year of publication.
Первые произведения Достоевского
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Людмила Сараскина «Аполлинария Суслова»
- «БЫВШАЯ ДОСТОЕВСКОГО И РОЗАНОВА» — 3
- Ивановские эмансипе
- Описание и характеристики
Аполлинария Суслова
Орловчанка Анастасия Суслова победила в Национальном чемпионате по профмастерству «Абилимпикс» 24. Чемпионат завершился в Москве 23 октября.
Однако она усердно ходила на лекции, флиртовала со студентами, ходила к ним домой, мешая им работать, подстрекала их к выступлениям, заставляла подписывать протесты, принимала участие во всех политических манифестациях, шагала во главе студентов, неся красное знамя, пела Марсельезу, ругала казаков и вела себя вызывающе... Полина присутствовала на всех балах, всех литературных вечерах студенчества, танцевала с ними, аплодировала, разделяла все новые идеи, волновавшие молодежь... Она вертелась вокруг Достоевского и всячески угождала ему. Достоевский не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви. Это письмо было найдено в бумагах отца, оно было простым, наивным и поэтичным.
Можно было предположить, что писала его робкая молодая девушка, ослепленная гением великого писателя. Достоевский, растроганный, читал письмо Полины... Достоевского и молодой студентки завязался роман. Их отношения можно было охарактеризовать как любовь-ненависть. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. После очередной ссоры, вместо запланированной совместной поездки в Европу, Аполлинария Суслова отправилась в Париж одна. Достоевский приехал во Францию чуть позже...
Аполлинария уже не ждала его; у нее появился новый знакомый-француз. Французский возлюбленный обманул, но у нее не хватало сил покинуть его, и она заклинала отца приехать к ней в Париж. Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой - излюбленная угроза русских женщин. Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу. Но так как Полина нашла Достоевского слишком холодным, то прибегла к крайним средствам. В один прекрасный день она явилась к моему отцу в 7 часов утра, разбудила его и, вытащив огромный нож, заявила, что ее возлюбленный - подлец, она хочет вонзить ему этот нож в глотку и сейчас направляется к нему, но сначала хотела еще раз увидеть моего отца... Я не знаю, позволил ли Федор Михайлович себя одурачить этой вульгарной комедией, во всяком случае, он посоветовал Полине оставить свой нож в Париже и сопровождать его в Германию.
После смерти первой жены Ф. Достоевский предложил Аполлинарии Сусловой выйти за него, но она отказалась.
Поначалу это был, видимо, ураган, испепеляющий любовный поединок, не оставляющий времени и сил на размышления.
Но постепенно картина менялась… Подобно многим своим сверстницам, Полина думала, что раз она разделяет укоренявшиеся убеждения о женском праве на свободу, то тем самым уже является свободной, и что в ней сами собой уничтожаются предрассудки и прежняя многовековая «семейная» мораль. Не тут-то было. Полина очень скоро вопреки всем теориям потребовала, чтобы Достоевский развелся с женой!
Тот уставился на нее страдальчески-непонимающим взглядом. Больше к этой теме она не возвращалась — слишком была горда. Далее последовали другие, вовсе неожиданные «сюрпризы».
Однажды Полина застала Федора Михайловича в гостиной — он, не вставши по обыкновению ей навстречу, сидел сутулый, раздраженный, барабанил пальцами по столу и тяжко молчал, глядя на нее мрачным взглядом. Надо нам все это кончать, Поля! Несколько минут он внимательно разглядывал ее, потом вдруг вскочил, опрокинул стул, бросился на нее, подавляя, оскорбляя и игнорируя ее сопротивление и крик.
Чем дальше, тем чаще просыпалась в нем эта темная, зловещая сторона его натуры «сладострастника», о которой она поначалу, разумеется, и не подозревала. Довольно скоро к этому прибавилась еще и грубая, совершенно безосновательная ревность — к студентам, к Полонскому, к брату. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи.
Опомнившись, он хватался за голову, извинялся, стоял на коленях, плакал, исповедовался… Несколько лет спустя Аполлинария прочитает в «Идиоте» про настроения Настасьи Филипповны: «Тут приедет вот этот… опозорит, разобидит, распалит, развратит, уедет — так тысячу раз в пруд хотела кинуться, да подла была, души не хватало…» — и узнает себя. И еще больше ее оскорбит то, что он доподлинно, до самых пронзительных деталей знал, что с ней происходило и что она при этом чувствовала. После таких сцен Полина кружила как неприкаянный призрак по угрюмым петербургским улицам и мучительно терзалась, страдая душой.
Замкнутая и одинокая, ни с кем, даже с сестрой, не умела она поделиться своими муками — безвозвратно рушился образ «Сияющего», как она называла и воспринимала Достоевского. А ведь для нее, как и для всех почти поклонников писателя, он был прежде всего автором «Бедных людей», «Униженных и оскорбленных», бесчисленное количество раз она слышала его рассуждения об идеалах чистой, возвышенной, самоотверженной любви и прекрасно знала, сколько слез умиления он пролил над этими идеалами в своих книгах! А ведь в каком-то смысле они нашли друг друга, эти две натуры, в чьих душах одинаково таились мрачные бездны, гулкие пропасти, темные и зловещие закоулки неизвестных им самим страстей, а потому потребность в страдании была едва ли не важнейшей для них обоих.
В результате Полина с наслаждением кинулась в пучину собственного, только что открытого внутри себя хаоса, как бы приглашая Достоевского разделить с ней эти «впечатления». Так начался период взаимного мучительства, сопровождающийся оскорблениями, претензиями, выворачиванием души наизнанку и уличением друг друга в самых грязных тайных побуждениях. И если он отводил душу в своих романах, в крепнущем внутри христианстве, то ей, атеистке, к тому же лишенной истинного импульса к творчеству, опереться было не на что, и она просто тонула в этом хаосе.
В марте 1863-го Полина, не дождавшись публикации во «Времени» своего второго, не менее слабого рассказа «До свадьбы», спаслась от Достоевского бегством в Париж. Читайте также Кастильская муза: как Хуана Инес де ла Крус вошла в историю литературы Любовь-ненависть В Париж она поехала не только, чтобы сбежать от «мучителя», но и в надежде заняться изучением истории и языков — английского и испанского. Не без труда удалось беглянке умолить отца выделить и ей средства на скромную комнату в парижском пансионе и ежедневные расходы.
И первое время Полина действительно посещала какие-то лекции по литературе и истории, общалась с русской политической эмиграцией, встречалась с Тургеневым, к которому у нее были рекомендательные письма от Якова Полонского. Через несколько месяцев она писала Достоевскому из Парижа тот как раз наскреб денег, чтобы наконец настичь беглянку во Франции : «Ты едешь немножко поздно: все изменилось в несколько дней. Ты как-то говорил, что я не скоро смогу отдать свое сердце.
Я его отдала в неделю по первому призыву, без борьбы, без уверений, без уверенности, почти без надежды, что меня любят. Я была права, сердясь на тебя, когда ты начинал мной восхищаться. Не подумай, что я порицаю себя, но хочу только сказать, что ты меня не знал, да и я сама себя не знала.
Прощай, милый! Со страстным нетерпением он ждал появления своей нежной, порывистой Полины, открыла же ему дверь Полина незнакомая — надменная, с коварной, мстительной улыбкой на губах, во всяком случае, именно такой увидел ее он. Выяснилось, что она без памяти влюбилась в какого-то парижского врача по имени Сальвадор и с душераздирающими подробностями рассказала Достоевскому о своей страсти.
Он понял только, что это «не серьезный человек, не Лермонтов», и что его Полина, чью душу он считал такой требовательной и возвышенной, «пала», влюбившись в «молодого красивого зверя» — самоуверенного и недалекого. Суслова прекрасно отдавала себе отчет в своем падении и каким-то парадоксальным, мучительным образом гордилась этим: теперь не было больше гордой барышни, чьей чистотой помыкал Достоевский, теперь она ему равна. Она ему отомстила.
В своем дневнике Суслова утверждает, что Достоевский, выслушав ее признание, «упал к ее ногам, обнял с рыданиями ее колени…» Достоевский же ближе всего воспроизведет свои реальные мучительные перипетии с Полиной в повести «Игрок», в которой он даже дал своей героине такое же имя. Впрочем, подобную же любовь-ненависть испытывала и настоящая Полина к своему недавнему возлюбленному. Слепая низменная страсть к французу открыла ей главный раскол внутри нее самой: собственно женское начало в ней, оказавшееся столь неожиданно мощным, несовместимо с человеческим, иными словами, с духовным.
И этот раскол Аполлинария так никогда в себе и не примирила, так никогда и не сумела она свести воедино эти две противоположности, из-за чего вся ее жизнь, все ее любови, все ее интеллектуальные и моральные порывы будут казаться ей ложью, лицемерием, грязью… Французик Сальвадор, как водится, обманул Суслову и очень скоро бросил ее, и тогда Достоевский почти силой заставил свою безутешную любовь поехать с ним в Италию — рассеяться, развлечься. Несомненно, он рассчитывал вернуть ее расположение, хотя поклялся перед отъездом, что будет ей только «как брат». Баден-Баден, Турин, Рим, Неаполь.
Федор Михайлович безбожно играл в рулетку, проигрывал и писал умоляющие письма в Россию — брату, родным с просьбой выслать денег, якобы «на писанье романа». Всюду в гостиницах они с Полиной селятся в разных номерах, он сидит с ней допоздна, гладит ее руку, утешает, слушает бесконечные рассказы про неверного Сальвадора — он дожидается, пока она соберется лечь в постель, и терзает себя демонстративными попытками держать слово. Но она тоже кое-чему научилась в Париже — и разоблачается перед ним медленно, расчетливо, глядя прямо ему в глаза недобрым взглядом.
А распалив его чувства — гонит прочь, после чего из соседней комнаты доносятся его плач, вой, досадливые удары тростью в стену В конце концов они срываются, клятвы летят в тартарары, а наутро ненавидят друг друга за «слабость» и едва разговаривают.
На одной из них эпитафия: «Доктор медицины Суслова Надежда Прокофьевна». В наше время, когда женщины занимают в здравоохранении лидирующие позиции, трудно представить, с какими препятствиями столкнулась дочь бывшего крепостного в стремлении доказать обществу свою необходимость.
До середины XIX века российское законодательство не предусматривало возможность получения высшего образования девицами. Их ожидал иной удел: воспитание детей, хранение домашнего очага. Однако с началом реформ Александра II — освобождением крестьян, переводом экономики страны на капиталистические рельсы — стал формироваться новый социальный и психологический образ прекрасной дамы.
Под влиянием возбуждения Сёстры Сусловы оказались в нужное время в нужном месте. Перебравшись с отцом в Санкт-Петербург, Надя и Поля попали в водоворот общественной жизни, заправилами которой выступали студенты. Молодёжь одолевала тяга к самостоятельности, к профессиональной деятельности, которая приносила бы пользу народу.
Окончив институт благородных девиц, Надежда начала посещать лекции в Медико-хирургической академии. Вскоре профессор физиологии Иван Сеченов познакомился с юной «представительницей нового течения, серьёзно и крепко заряженной на подвиг служения женскому вопросу». Под руководством Ивана Михайловича Надежда Суслова подготовила первую научную статью: «Изменение кожных ощущений под влиянием электрического возбуждения».
Следует отметить, что возбуждение касалось не только кожных покровов. Оно безраздельно царило в умах. Общаясь с революционно наэлектризованными товарищами, 18-летняя Наденька и её старшая сестра Поленька прониклись социалистическими идеями.
Последние отразились не только на образе мыслей, но и на облике. Особой неблагонадёжностью отличалась Аполлинария.