США и Япония намерены в июле впервые пригласить Тайвань принять участие в командно-штабных учениях, легенда которых предусматривает кризис в Тайваньском проливе в результате военного конфликта между Пекином и Тайбэем.
Тайваньский кризис. Начнет ли Китай войну после субботних выборов?
Оценки вероятности, сроков и сценариев военных действий в Тайваньском проливе в случае перехода конфликта в горячую фазу звучат в СМИ регулярно. «Тайвань и Китай могут сосуществовать как братья и процветать вместе через Тайваньский пролив», — заявил 23 апреля вице-президент Тайваня Лай Цинде, который будет представлять ДПП на президентских выборах 2024 года. На переднем плане фото — 155-миллиметровая полевая пушка М1 («Долговязый Том»), использовавшаяся в ходе Второго кризиса в Тайваньском проливе (военного конфликта между КНР и Тайванем) в 1958 году. В середине 1990-х гг. в Тайваньском проливе разразился третий по счету кризис. Кризис в Тайваньском проливе поставил в первый ряд потенциальных конфликтов 2023 года Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations, CFR) в своем докладе от 4 января, опубликованном на сайте организации.
Ван И: ситуация в Тайваньском проливе стабильна, но там есть серьёзные вызовы
Начиная со Второго Кризиса Тайваньского пролива Цзиньмэнь стал известным своим производством топориков для разделки мяса, сделанных из бомб. На переднем плане фото — 155-миллиметровая полевая пушка М1 («Долговязый Том»), использовавшаяся в ходе Второго кризиса в Тайваньском проливе (военного конфликта между КНР и Тайванем) в 1958 году. По его словам, именно Вашингтон спровоцировал напряженную ситуацию в Тайваньском проливе и должен нести ответственность за этот кризис, сообщает РИА Новости. При анализе «четвёртого тайваньского кризиса» всё же константой является то, что руководство КНР рассматривает военный путь исключительно в случае провозглашения тайбэйской администрацией независимости и прямого вмешательства третьей стороны.
Клуб «Валдай»
В лучшем случае они таковыми притворяются, либо же их таковыми считают. Фоном этой встречи, несомненно, было недавнее ухудшение отношений между Манилой и Пекином. Они начали последовательно деградировать после инцидента на Отмели Скарборо в апреле 2012 года Отмель Скарборо — остров в Южно-Китайском море, на который претендуют Китай и Филиппины. В 2016 году Гаагский суд решил вопрос о принадлежности спорной территории в пользу Филиппин, но Китай отказался это признавать. После арбитражного иска, поданного [Филиппинами против КНР] в 2016 году, пространство для двустороннего дипломатического диалога с целью решения вопроса Южно-Китайского моря сжалось еще сильнее, обстановка начала накаляться.
В 2024 году отношения между странами резко ухудшились, началось их свободное падение. Более того, она выразила "решительный протест" против действий китайской береговой охраны и морской полиции, предпринятых в ответ на выполняемые Филиппинами миссии в районе рифа Жэньай. В тот же день КНР выполняла там "боевое патрулирование". Если взглянуть на все это как на феномен, получается, что Южно-Китайское море спровоцировало противостояние между Пекином и Вашингтоном с Токио, Канберрой и Манилой.
Согласно совместному заявлению о видении будущего, сделанному японскими, американскими и филиппинскими руководителями, прошедший саммит фокусировался на том, чтобы подчеркнуть обязательства США перед союзниками в области экономических инвестиций и содействия в обороне в целях укрепления доверия соратников к самим Соединенным Штатам. На встрече были определены пять пунктов касательно выстраивания альянса между тремя странами:В целом, международное сообщество считает, что формирование союза между тремя государствами подтолкнуло Соединенные Штаты к еще одному реальному шагу — к созданию азиатской версии "малой НАТО". С тех пор как Соединенные Штаты определили Китай как единственную в мире крупную державу, способную и желающую в глобальном масштабе составить конкуренцию американцам, представляющую для последних угрозу, Вашингтон выстраивает около первой островной цепи Поднебесной Тайвань и второй в Южно-Китайском море минилатералистские центры, которые Пекин также называет "группировками". На сегодняшний день США создали в Индо-Тихоокеанском регионе по меньшей мере семь таких центров:Большая часть этих союзов уже сформировалась, хотя некоторые, как, например, альянс США, Вьетнама и Индии, все еще находятся на стадии зарождения.
Нельзя исключать появление в будущем новых подобных "группировок". В совокупности эти минилатералистские центры можно назвать составляющими частями индо-тихоокеанской стратегии США. Как вытекает из названия, важнейшим звеном этой политики является Индия. Но, исходя из опыта, скажем, что Индия также и самая неопределившаяся часть цепочки.
Это цивилизованное государство со своим дипломатическим мышлением. Несмотря на свои разногласия с Китаем особенно пограничные конфликты и тот факт, что Индия часто использует Соединенные Штаты для противодействия Поднебесной, Дели вряд ли присоединится к альянсам Вашингтона. Он не будет безропотно петь с американского голоса, как это делают более мелкие союзники США. С точки зрения Соединенных Штатов, Индия слишком велика, и у Белого дома недостаточно возможностей, чтобы поддерживать ее на краткосрочной основе, как он поступает с другими, небольшими сторонниками.
В таком положении США переключают внимание на двух других, более выгодных традиционных союзников: Японию и Филиппины. С одной стороны, эти страны решительно настроены не просто сотрудничать с американцами, но даже стать их вассалами. С другой — ввиду уровня технологического и экономического развития Японии и относительно маленьких размеров Филиппин, а также других факторов, США могут сократить свои расходы на "альянс". Япония и Филиппины: сделали свой выбор и встали рядом с "Богом"В течение этих лет Япония по собственной воле играла в "минилатералистской" системе США ведущую роль.
На первый взгляд, главным государством в этом комплексе индо-тихоокеанских группировок являются Соединенные Штаты, но в действительности огромную дипломатическую работу в этом деле взяла на себя Япония. В возглавляемой американцами системе она уже не просто пассивная "помощница", а более инициативный и активный "лидер" в тактическом и стратегическом отношениях. Кроме того, страна отказалась от своей концепции "исключительно обороны", которой придерживалась 70 лет с момента окончания Второй мировой войны. В "Белой книге" Японии ежегодный доклад Минобороны Японии.
ИноСМИ на 2022 и 2023 год говорится о "возможности нанесения ударов по вражеским базам". В марте Токио объявил о создании к концу этого года на территории государства единого американского командования для более эффективного и оперативного реагирования на кризис в Тайваньском проливе. В будущем при поддержке Вашингтона он возьмет на себя больше активных стратегических игр и задач в области безопасности, помогая таким образом США продвигать строительство и совершенствование их "минилатералистской" системы некоторые видят в этих событиях знак того, что Япония встает на ноги, но на самом деле это признак полного ее падения. Политика "держаться одной стороны", которую Филиппины проводят под руководством Фердинанда Маркоса президент Филиппин.
Исторически связи между этими двумя странами очень глубоки: Вашингтон всегда оказывал на Манилу существенное влияние, особенно в плане отношений в области безопасности. Однако это взаимодействие не ускоряло внутреннее развитие Филиппин. С 1970-х годов государство не слишком активно действовало в области экономики, долгое время оно находилось в так называемой "ловушке среднего дохода" ситуация в экономике, когда страна достигла определенной стабильности в развитии, но остановилась на этом уровне и не может двигаться дальше. Ради развития экономики правительство страны также стремилось к углублению торговых связей с Китаем.
Что касается дипломатического курса Филиппин, он часто менялся в зависимости от поведения лидеров островного государства, от обстоятельств и вопросов на повестке дня. Бывший президент Родриго Дутерте придерживался жесткого стиля в управлении: во время пребывания на посту он проводил агрессивную борьбу с наркотиками, за что зачастую подвергался критике со стороны западных правозащитных организаций. Чтобы сохранить собственный политический статус и легитимизировать внутреннюю политику, Дутерте пошел на отдаление от США и Европы и сближение с Россией и Китаем. Однако Маркос, пришедший к власти в конце 2022 года, очень отличается от экс-президента: он ратует за "возвращение к норме" во внутренней политике и проводит дипломатическую стратегию "держаться одной стороны" в отношении Соединенных Штатов.
У Филиппин есть два основных средства противостояния Китаю. Во-первых, это объединение с США во имя борьбы с Поднебесной. В целом, правительство Маркоса отказалось от "равноудаленной дипломатии" времен Дутерте и склоняется к Соединенным Штатам в области безопасности и даже экономики. Манила подписала с Вашингтоном договор о взаимной обороне — из этого очевидно, что она — главный военный союзник американцев в Юго-Восточной Азии.
Филиппины полагали так: если США сильнее вмешаются в вопрос Южно-Китайского моря, заключенное соглашение может оказать сдерживающий эффект на действия Поднебесной в спорном регионе.
Как «политическую провокацию и фарс» Ван И охарактеризовал и визит на Тайвань спикера палаты представителей американского конгресса Нэнси Пелоси. Китай нашел способ переиграть США на Тайване. После визита на Тайвань Нэнси Пелоси китайские власти сообщили, что теперь намерены регулярно проводить учения в Тайваньском проливе.
В теории, при создании системы коллективной обороны Соединенных Штатов, Японии и Филиппин Вашингтону и Токио придется усовершенствовать свой договор о безопасности, чтобы распространить его действие на территории за пределами Страны восходящего солнца. Тогда нападение на Филиппины будет рассматриваться и как удар по американо-японскому альянсу. Но на прошедшем саммите не прозвучало никаких предложений о расширении сферы действия соглашения между США и Японией. На встрече Токио пообещал передать Маниле пять катеров береговой охраны, но, за исключением этого, в совместном заявлении участников саммита не было ничего об увеличении или открытии трехстороннего союза. Отсюда следует, что саммит трех стран олицетворял скорее акцент на индо-тихоокеанской стратегии США, чем выход ее на новый уровень. Ни на самой встрече, ни в совместной заявлении почти не затрагивались реальные меры по модернизации трехстороннего альянса.
Даже экономическая помощь Филиппинам обговаривалась в ограниченных масштабах. Да, государства-участники подчеркнули поддержку ИТЭС, но значимость этой рамочной инициативы с самого начала была лимитированной. Привлекательность Соединенных Штатов в глазах их сторонников обуславливается открытостью американского рынка и инвестициями Вашингтона в союзников. Тем не менее байденовская "дипломатия среднего класса" поставила в центр внимания США саму страну, а значит, их национальный рынок уже не так доступен Восточной Азии, как раньше. Индо-Тихоокеанская экономическая структура американского лидера не равнозначна рынку Соединенных Штатов и потому не обладает реальной притягательностью с точки зрения стран-союзниц. Более того, Дональд Трамп, который снова баллотируется в президенты, уже заявил, что аннулирует ИТЭС после возвращения ко власти. Не стоит воспринимать его высказывания как "детский лепет" — в прошлый раз Трамп разорвал связи в рамках Транстихоокеанского партнерства ТТП сразу после прихода в Белый дом. Обещания США вложиться в инфраструктуру Филиппин, вероятно, окажутся воплощением поговорки "обещанного три года ждут": громкие слова прозвучат впустую. Соединенные Штаты годами говорили различным странам региона, что сделают колоссальные инвестиции в их инфраструктуру в ответ на китайскую инициативу "Один пояс — один путь", но были не в состоянии сдержать слово. Так дело обстоит даже с тайваньским вопросом.
Хотя различные проостровные политические силы в США призывают правительство четко обозначить свою позицию, а не продолжать "туманный" курс предшественников, сегодня американцам тяжело пойти на такие стратегические перемены. Японские политики всегда более радикально. Покойный Синдзо Абэ, бывший премьер-министр страны, говорил: "Чрезвычайная ситуация вокруг Тайваня будет чрезвычайной ситуацией и для Японии". Но Абэ выступил с этим высказыванием в декабре 2021 года, когда уже покинул свой пост, а значит, его точка зрения не отражала официальные взгляды государства. Правительство в Токио никогда не признавало эту позицию. Кроме того, формулировка бывшего премьера всегда вызывала споры и в политических кругах, и в социуме Японии. Но главный фактор тут — Соединенные Штаты. Поскольку американские власти еще не давали Тайваню никаких официальных, юридически обязывающих обещаний, японским политикам и общественности тяжело сформировать прочную позицию по этому вопросу. Сейчас у Страны восходящего солнца нет конкретного ответа на вопрос, стоит ли проявлять инициативу в участии в военных операциях за пределами своей территории вместе с США. Мираж "бога", который не хочет развеиватьсяОдним словом, ни страны, вовлеченные в проблему Южно-Китайского моря, такие как Филиппины или Вьетнам, ни действующая администрация Тайваня не уверены, станут ли — в состоянии ли — Соединенные Штаты поддерживать их в плане обороны в случае конфликта с материковым Китаем.
Придерживаясь неоднозначной стратегии в этом вопросе, Вашингтон все равно что расписывается в объективном признании: да, США больше не всезнающий и всемогущий "бог". Как уже упоминалось выше, американские интересы распространяются на самые разные зоны, так что стране тяжело сосредоточиться на одним лишь Индо-Тихоокеанском регионе, отстранившись от остальных. Это свидетельствует о том, что у Соединенных Штатов не хватит ресурсов на масштабное вмешательство в потенциальный конфликт в ИТР. Хотя американцы по-прежнему занимают первое место в мире по расходам на оборону и мощи военно-морских сил, по размеру флота в западной части Тихого океана они уже отстали от Китая. В случае объявления военного положения им будет тяжело уйти из региона в целости и сохранности, без больших затрат. На самом деле, как считают многие аналитики, непосредственный конфликт между Вашингтоном и Пекином неизбежно ускорит глобальный упадок США, кто бы ни вышел из борьбы победителем. Рассудительные американцы это тоже понимают. Потому они видят, что Соединенные Штаты не в состоянии помочь оборонять все государства, которые нужно защищать, за счет собственной военной силы, неважно, идет речь об украинском кризисе или израильско-палестинской войне. Они скорее подталкивают союзников к самообороне, передавая им военную помощь и технику. Другими словами, США фактически делают из этих стран своих "представителей".
Но в реальности и в Японии, и в Южной Корее, и на Филиппинах, и в текущей администрации Тайваня есть люди, которые осознают, что так называемые обещания "содействовать в обороне" со стороны Соединенных Штатов — это проявление "стратегической двусмысленности", в которой нет ни капли определенности. Вот почему сегодня в Восточной Азии складывается весьма любопытная ситуация. Американская сторона в стремлении сохранить свою репутацию и интересы прикидывается все такой же "всезнающей и всемогущей", хоть и тоже понимает, что уже далека от этого. В связи с этим она переходит к войне восприятия, то есть в когнитивном плане формирует образ Китая как "врага" и зависимость союзников от США. Те же в целях противостояния Поднебесной делают вид, будто верят в прежнее всеведение и всесилие американцев, упорно опираются на Соединенные Штаты, углубляют свои связи с ними и по возможности извлекают из этого выгоду, пусть даже совсем маленькую. Любители голливудских блокбастеров наверняка часто слышали от экранных героев вот такую фразу: "Раньше я не сомневался в существовании Бога. Я благоговел перед ним и сохранял преданность ему, однако в момент нужды его не было рядом. Вот почему теперь я полагаюсь только на себя". В действительности Япония, Филиппины и подобные им государства находятся в аналогичных обстоятельствах. Они уповают на Соединенные Штаты, но в какой мере эта вера способна реально им помочь?
Этого, как он знал, будет трудно достичь. Поэтому для баланса он хотел показать китайским руководителям копию письма, которое он собирался направить Эйзенхауэру. В нем содержалась угроза оказать полную поддержку — не исключая и ядерное оружие — Китаю в случае эскалации кризиса в Тайваньском проливе. В письме подчеркивалось, что «нападение на Китайскую Народную Республику, великого друга, союзника и соседа нашего государства, является нападением на Советский Союз», и содержалось предупреждение: Советский Союз «сделает все возможное… чтобы защитить безопасность обоих государств»[269]. Инициатива провалилась с обоими адресатами.
Письмо Хрущева Эйзенхауэр 12 сентября вежливо отклонил. Приветствуя китайское пожелание возобновить переговоры на уровне послов и повторив требование Вашингтона к Пекину отказаться от использования силы в вопросе о Тайване, Эйзенхауэр побуждал Хрущева рекомендовать Пекину проявлять больше сдержанности. Не обращая внимания на реальность, состоящую в том, что Хрущев играл в пьесе, писанной другими людьми, Эйзенхауэр намекал на тайный сговор между Москвой и Пекином, отметив: «Интенсивные военные действия начались 23 августа — всего через три недели после Вашего визита в Пекин»[270]. В обращении для печати, сделанном почти одновременно, 11 сентября 1958 года, Эйзенхауэр оправдывал американскую вовлеченность в дела с прибрежными островами в расплывчатых выражениях. Обстрелы островов Цзиньмэнь и Мацзу, как он предупреждал, можно сравнить с оккупацией Гитлером бассейна Рейна, или Муссолини — Эфиопии, или сравнение, особенно провокационное для китайцев японским захватом Маньчжурии в 1930-х годах.
Громыко тоже не преуспел в Пекине. Мао Цзэдун отреагировал на проект письма открытыми рассуждениями о возможности ядерной войны и об условиях, при которых Советы должны нанести ответный удар по Америке ядерным оружием. Мао спокойно говорил об угрозах, в то время когда опасность войны уже миновала. В своих мемуарах Громыко вспоминает, как его «ошарашила» бравада со стороны Мао, и цитирует слова китайского вождя, сказанные ему: «Я предполагаю, американцы могут зайти так далеко, что развяжут войну против Китая. Китай должен учитывать эту возможность, и мы это делаем.
Но мы не собираемся капитулировать! Если США нападут на Китай с применением ядерного оружия, китайские армии отойдут от границ в глубь страны. Они должны будут завлечь противника глубоко в пределы страны и зажать его в клещи внутри Китая… Только когда американцы окажутся в центральных провинциях, вы ударите по ним всем, что имеется у вас в наличии»[271]. Мао Цзэдун не испрашивал советскую помощь до тех пор, пока американские войска не будут втянуты в глубь Китая, что, как он знал, не должно было произойти, судя по уже исполненному сценарию. Доклад Громыко из Пекина, как представляется, стал шоком для Хрущева.
Хотя о переговорах на уровне послов Вашингтон и Пекин уже условились, Хрущев предпринял еще два шага, стремясь предотвратить ядерную войну. Рассчитывая успокоить страхи Пекина, как ему казалось, по поводу американского вторжения, он предложил направить советские зенитные подразделения в провинцию Фуцзянь[272]. Пекин помедлил с ответом, а потом, когда кризис уже миновал, согласился, но при условии, что советские войска будут поставлены под китайское командование, — совершенно нереальное требование! Но Китай и Соединенные Штаты фактически уже урегулировали вопрос до получения второго хрущевского письма. На встрече с Мао 3 октября 1959 года Хрущев так подытожил советскую позицию во время тайваньского кризиса: «Между нами, строго конфиденциально, мы говорим, что не будем воевать из-за Тайваня, но для внешнего потребления, так сказать, мы заявляем противоположное, что в случае ухудшения ситуации из-за Тайваня СССР защитит КНР.
Вы точно человек?
Эти же сценарии привели сначала к разделу, а потом к войнам в Корее, Вьетнаме, кризисам в Тайваньском проливе и не только. В марте Токио объявил о создании к концу этого года на территории государства единого американского командования для более эффективного и оперативного реагирования на кризис в Тайваньском проливе. США пытаются использовать Тайвань против Китая, в этом кроется причина кризиса в Тайваньском проливе. Последствием второго кризиса в тайваньском проливе стало укрепление статуса Тайваня как независимого государства на международной арене.
Власти Тайваня выступили за мирное решение проблемы с Китаем
Второй кризис тайваньского пролива — конфликт, произошедший между Китайской Народной Республикой и Тайванем из-за двух спорных островных групп: Цзиньмэнь и Мацзу в Тайваньском проливе. После визита на Тайвань Нэнси Пелоси китайские власти сообщили, что теперь намерены регулярно проводить учения в Тайваньском проливе. Второй кризис в Тайваньском проливе, также называемый кризисом в Тайваньском проливе 1958 года, был конфликтом между Китайской Народной Республикой (КНР) и Китайской Республикой (КНР). «Тайвань и Китай могут сосуществовать как братья и процветать вместе через Тайваньский пролив», — заявил 23 апреля вице-президент Тайваня Лай Цинде, который будет представлять ДПП на президентских выборах 2024 года. В середине 1990-х гг. в Тайваньском проливе разразился третий по счету кризис. Китай расценивает ситуацию в Тайваньском проливе как стабильную, хотя там есть серьёзные вызовы, сообщил китайский министр иностранных дел Ван И.
Названы два сценария захвата Китаем Тайваня: голод и морская операция
Однако глубина этой поддержки и масштаб связанных с ней практических шагов неясен. Даже если позиция России в период кризиса будет в целом пассивной и сведется к риторической поддержке «территориальной целостности КНР» и солидарным с Пекином голосованиям в Совете Безопасности ООН, исход кризиса, как минимум, отразится на структуре внешнеэкономических связей России в Азии и ходе российско-американского противостояния ввиду усиления или ослабления США по итогам кризиса. Подготовка к возможному конфликту в Тайваньском проливе может стать фактором, определяющим китайское поведение в рамках военно-технического сотрудничества с Россией в ближайшие годы. Поскольку ставки в ходе предстоящего кризиса будут крайне высоки, китайское военно-политическое руководство будет все более склонно закрывать имеющиеся слабости национальной промышленной базы за счет импорта. Эти обязательства сохраняют свое действие до сих пор; в последующем на них наслаивались новые политические заявления и законодательные акты как с китайской, так и с американской стороны. Основа для восстановления и развития американо-китайских отношений была заложена тремя американо-китайскими коммюнике 1972, 1979 и 1982 гг. США не ставят эту точку зрения под сомнение и подчеркивают заинтересованность в мирном разрешении тайваньской проблемы коммюнике 1972 г.
Они признают китайскую позицию о том, что есть лишь один Китай, и Тайвань — его часть. Вместе с тем, они будут поддерживать неофициальные культурные и экономические связи с Тайванем 1978 г. Однако вопрос о прекращении поставок увязан с заявлениями КНР о путях решения тайваньской проблемы очевидно, подразумевается, мирного и с созданием политических условий, благоприятствующих такому шагу 1982 г. Вскоре после подписания Третьего коммюнике, 17 августа 1982 г. Основополагающим документом с американской стороны, касающимся острова, является Закон об отношениях с Тайванем [5] , вступивший в силу 10 апреля 1979 г. Закон устанавливал сохранение в силе договоренностей и контрактов с правительством Китайской Республики, несмотря на разрыв с ней дипломатических отношений.
Устанавливалась система поддержания отношений США с Тайванем через квазипосольство — Американский институт на Тайване, куда мог направляться персонал федеральных ведомств США. От президента США требовалось разрешать поставку на остров военной продукции и услуг, необходимых для поддержания у Тайваня военного потенциала для самообороны. Масштаб тайваньских потребностей в самообороне должен был определяться президентом и конгрессом. Что еще более важно, закон подчеркивал, что любые попытки решить будущее Тайваня «немирными средствами», включая бойкоты и эмбарго, должны рассматриваться как угроза миру и стабильности в западной части Тихого океана и предмет серьезной озабоченности США. Закон подчеркивал, что само решение установить дипломатические отношения с КНР было основано на «ожидании, что будущее Тайваня будет решено мирными средствами». Законом устанавливалось, что США должны сохранять возможности противостоять любым попыткам «присоединить Тайвань силой или при помощи других форм принуждения».
При этом президент США обязан немедленно уведомить конгресс о любых угрозах безопасности социальной или экономической системе Тайваня, после чего совместно с конгрессом принять ответные шаги для противостояния этой угрозе. Закон, таким образом, не содержит никаких твердых обязательств для США приходить на помощь Тайваню в случае военной атаки на него, но однозначно указывает на такую возможность. Закон также ничего не говорит о масштабах американского военного вмешательства в случае, если решение о нем будет принято. Подобная «стратегическая неопределенность» strategic ambiguity была создана авторами закона преднамеренно. На протяжении длительного времени она рассматривалась как основа американской политики в тайваньском вопросе [6]. Политика «стратегической неопределенности» позволяла США развивать партнерство с КНР, не заходя слишком далеко в уступках по тайваньскому вопросу.
Вместе с тем, отсутствие жестких обязательств по защите Тайваня в сочетании с дозированными поставками вооружений на остров позволяли удержать Тайбэй от излишне жесткого или провокационного курса в отношениях с Пекином. Легко увидеть, что Три коммюнике, Шесть гарантий и Закон об отношениях с Тайванем формулировались в крайне двусмысленных выражениях, допускавших многочисленные толкования. В известной степени они уже предопределяли конфликт между участниками тайваньской проблемы. Политика «стратегической неопределенности» прекрасно работала в интересах США до тех пор, пока американцы сначала нуждались в сотрудничестве с Китаем для противостояния СССР до 1989 г. Надежды на такую трансформацию были важнейшим фактором, определявшим американскую политику в отношении Китая на протяжении более чем 30 лет с конца 1970-х гг. Подобные взгляды доминировали в американских политических кругах вплоть до середины 2010-х гг.
Обе островные группы расположены у берегов материковой провинции Фуцзянь , но контролируются Тайванем. Конфликт начался в 17:30 23 августа 1958 года , когда артиллерия Народно-освободительной армии Китая начала обстрел острова Цзиньмэнь , расположенного близ города Сямынь , и прилегающих к нему мелких островов. В ответ тайваньские солдаты открыли огонь. Этот конфликт был продолжением первого кризиса Тайваньского пролива , который разгорелся после окончания Корейской войны. Ещё в 1954 году НОАК начала артиллерийский обстрел спорных островов. В свою очередь, тайваньская сторона заявила о том, что в воздушных боях было сбито не менее 25 МиГ-17 , из них 4 — ракетами AIM-9B.
Все это вылилось в гражданскую войну, которая с перерывами продолжалась вплоть до 1950 года. В затяжном противостоянии победили китайские коммунисты. Следствием этого стало провозглашение Китайской Народной Республики. Обе стороны виртуозно балансировали на грани военного конфликта. Гоминьдан вёл вооружённую борьбу с генералами Бэйянской группировки и Коммунистической партией Китая за право управления страной вплоть до поражения в гражданской войне в 1949 году, когда власть в стране полностью взяли в руки коммунисты и гоминьдановскому правительству пришлось бежать на Тайвань. Этот шаг объяснялся попыткой сдерживания военной агрессии. Американские власти надеялись установить тёплые отношения с коммунистическим Китаем, поэтому администрация Трумэна достаточно прохладно относилась к правительству Чан Кайши. Корейская война разрушила все надежды американцев. В этих условиях чаша весов качнулась в сторону Тайваня. Новый лидер США президент Эйзенхауэр отдал приказ флоту впредь не защищать материковый Китай от нападок го-миньдановских войск. С 1950 года Тайвань в полной мере почувствовал дружескую поддержку Америки. Она заключалась в регулярной финансовой помощи в виде грантов и низкопроцентных кредитов. Заокеанские специалисты помогали проводить аграрную реформу, поставляли Тайваню вооружение. Следует подчеркнуть, что в тот период Тайвань получал помощи больше, чем любой другой союзник США. Забегая вперёд, можно сказать, что США и по сей день оказывают серьёзное, иногда определяющее влияние на развитие отношений между КНР и Тайванем. Спор о суверенитете Тайваня приобрёл внешнеполитический масштаб, когда во внутрикитайское противостояние вмешались США. Тайваньский кризис 1954-1955 годов Американские власти стремились сохранить защитный барьер, мешающий распространению коммунизма в Юго-Восточной Азии. Дипломатические отношения стран осложнялись принципиальностью КНР. Правительство этой республики ввело понятие «принцип одного Китая». Это требование означало, что страна, которая готова установить дипломатические отношения с КНР, должна одновременно разорвать дипломатические отношения с Китайской Республикой на Тайване. В 1950-е гг.
Но после приземления самолёта Пелоси Пекин в итоге не решился на применение военной силы, ограничившись довольно грозными заявлениями и недовольством. Ситуация на Тайване Масштабный триллер — приземлится ли спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси в аэропорту Тайваня или нет — закончился, по мнению экспертов, победой Белого дома. А сама конгрессвумен после приземления написала в "Твиттере" о том, что свободу Тайваня надо уважать. До этого местные СМИ анонсировали программу политика, сообщив, что Пелоси прилетит около 11 часов вечера по местному времени, проведёт ночь в отеле Grand Hyatt, а утром посетит Законодательный юань Тайваня, где проведёт встречи с руководством острова, включая его главу Цай Инвэнь. Авианосец "Рональд Рейган". Ситуацию вокруг этого визита Белый дом активно подогревал, нагнетая обстановку противоречивыми сообщениями в духе "да — нет — не знаю": "Спикер Пелоси не подтвердила никаких планов поездки на Тайвань", — а затем: "Пелоси имеет право посетить Тайвань, как и другие законодатели США". Конфликт Китая и Тайваня Ранее власти КНР неоднократно заявляли, что визиты американских политиков и чиновников на остров подрывают "политику одного Китая" и подобные шаги будут расцениваться как нарушение суверенитета Пекина. Китайские журналисты, уже не стесняясь, предлагают готовиться к войне. В Министерстве обороны Японии предполагали, что КНР может провести десантную военную операцию на Тайване на фоне массированного применения реактивных систем залпового огня в Тайваньском проливе, так как применение таких систем было частью внеплановых военных учений НОАК. Население республики более 23 миллионов человек. С момента эвакуации на Тайвань в 1949 году гоминьдановского правительства, изгнанного после Гражданской войны в Китае, остров получил частичное признание в мире. В конце 40-х китайская армия Мао победила войска генералиссимуса Чан Кайши, и тот решил укрыться на Тайване вместе с двумя миллионами переселенцев.
СМИ: в Тайваньском проливе замечены крейсеры ВМС США
Однако спустя три года, в 1958 году, произошел второй вооруженный конфликт – «Война пушек» из-за островов Цзиньмэнь и Мацзу в Тайваньском проливе. Второй кризис тайваньского пролива (Война пушечек) — военный конфликт, произошедший между Китайской Народной Республикой и Тайванем из-за двух спорных островных групп: Цзиньмэнь и Мацзу в Тайваньском проливе. Оценки вероятности, сроков и сценариев военных действий в Тайваньском проливе в случае перехода конфликта в горячую фазу звучат в СМИ регулярно. Американское правительство усиливает военное присутствие в регионе для провоцирования еще более серьезного кризиса в Тайваньском проливе. Второй кризис в Тайваньском проливе из-за двух спорных островных групп: Цзиньмэнь и Мацзу в Тайваньском проливе. Этот конфликт был продолжением первого кризиса Тайваньского пролива, который разгорелся после окончания Корейской войны.