17 января 1991 года вооруженные силы США и стран Международной коалиции ООН начали военную операцию «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm), направленную на уничтожение иракских войск, занявших соседний Кувейт. Эта первая война в Ираке была окончена 28 февраля 1991 года в еврейский праздник мести антисемитам Пурим. Еврейский сайт sem40 сообщает, что премьер-министр Израиля Ицхак Шамир сказал в то утро: «Пурим.
Бахвальство против тактики
- Восстания 1991 года в Ираке - 1991 uprisings in Iraq
- Ловушка для диктатора. Почему Саддам Хусейн решился напасть на Кувейт
- Перечитывая историю войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.)
- Причины войны в Персидском заливе
Нефть как оружие: как Ирак спровоцировал крупнейшую экологическую катастрофу
Война в Персидском заливе (1991) — Война в Персидском заливе Дата 2 августа 1990 – 28 февраля 1991 Место Север Аравийского полуострова Причина Аннексия Ираком Кувейта. Итог Победа международной коалиции; освобождение Кувейта. Вторжение в Ирак (2003) | История на пальцах. Война в Персидском заливе — вооруженная кампания 1990–1991 годов, которую вела военная коалиция из 35 стран в ответ на вторжение Ирака в вляемые Соединенными Штатами усилия коалиции против Ирака проводились в два ключевых этапа.
25 лет после Войны в заливе: очевидец вспоминает, с чего начались потрясения в арабском мире
Так США создали свой силовой кулак в Персидском заливе. Для Запада и, в первую очередь, для США речь шла вовсе не о партнерстве, а о доминировании в регионе, к своему извечному значению «великого водного пути» добавившем значение наибольших в мире разведанных запасов нефти. О том, что США давно и тщательно готовились к защите именно своих нефтяных интересов, а не абстрактных демократических ценностей в этом регионе, свидетельствует, в частности, тот факт, что в основу состоявшейся в 1991 году агрессии против Ирака был положен секретный план «90-1002», разработанный еще в 1970-е годы администрацией тогдашнего американского президента Картера на случай военного вмешательства в Заливе для массированной защиты Саудовской Аравии. При этом план 90-1002 был разработан еще задолго до появления Саддама Хусейна в той роли мирового злодея, которую он получил в 1990 году. Тогда роль «демона» безраздельно принадлежала СССР как «империи зла», две сверхдержавы активно соперничали и на Ближнем Востоке, а потому есть все основания заключить, что план 90-1002, как и гипотетическое нападение на Саудовскую Аравию, предполагал несколько иной сценарий событий и несколько иных действующих лиц. Отказ СССР от роли сверхдержавы о связи между окончанием «холодной войны» и крывающейся для США возможностью действовать свободно в начале войны в Заливе открыто говорил и сам Буш и от своей устойчивой линии поведения в различных регионах мира, в том числе и на Ближнем Востоке, позволил адаптировать старый план не только в военном, но я в политико-идеологическом смысле, для чего региональному внутриарабскому конфликту, далеко не столь разрушительному, как предшествовавшая ему ирано-иракская война, было придано совершенно новое измерение. Вторжение иракских войск в Кувейт. Сопротивление относительно малочисленных вооруженных сил богатого нефтью государства было легко сломлено.
Хусейн объявил Кувейт 19-й провинцией Ирака. Например, «демократический» журнал «Огонек» объяснял конфликт между Ираком и Кувейтом тем, что «в Ираке диктатура, а в Кувейте — демократия». Хотя если Ирак в то время был какой ни есть, но республикой, то в Кувейте чего никогда не бывало, так это демократии. В реальности же вторжение иракских войск в Кувейт и последовавшая за этим аннексия Кувейта вовсе не столь однозначно трактовались в мире, как это подавала американская пропаганда и следовавшая в ее русле советская либеральная печать. Позиции разделились, и хотя сам акт нападения в целом осуждался, Кувейт в объективных исследованиях вовсе не выглядел хрестоматийно наивной овечкой, на которую ни с того ни с сего набросился свирепый волк Саддам. Уже на следующий же день после прекращения огня на фронтах ирано-иракской войны, Кувейт принял решение вопреки соглашению, подписанному с ОПЕК увеличить добычу нефти и, что особенно важно, сделать это на скважинах Северной Румейлы, расположенных в пограничной с Ираком зоне, где существовали территориальные споры, восходящие еще к эпохе пребывания всей этой территории в составе Османской империи. Разумеется, свою роль играла и давняя проблема Ирака: узость полосы выхода к Персидскому заливу с единственным портом Умм-Каср , доставшейся ему при реорганизации западными державами пост-Османского пространства.
Было естественно ожидать, что после ирано-иракской войны, обладая, по общему мнению, сильнейшей армией в регионе, Ирак будет как-то пытаться использовать ее для исправления того, что считал «исторической несправедливостью». Саддам Хусейн, как опытный политик он все же решил прозондировать возможную реакцию США. Такой зондаж и состоялся 25 июля 1990 года во время встречи посла США Глэспи с Саддамом Хусейном, в ходе которой, когда речь зашла о концентрации иракских войск на границе с Кувейтом, был получен ответ Глэспи: «Нам особенно нечего сказать по поводу арабо-арабских разногласий, таких, как ваши разногласия с Кувейтом по вопросу границ». Келли заявил: «Мы не имеем отношений, основывающихся на договорах по обороне ни с одним из государств Залива. Исторически мы воздерживались занимать позицию по пограничным спорам или разногласиям внутри ОПЕК. Все это очень напоминает предысторию корейской войны 1950-53 года, когда США фактически подталкивали оба корейских государства к вооруженному конфликту. Теперь нечто подобное происходило в Персидском заливе.
Совет Безопасности ООН ввел в отношении Ирака экономические санкции и принял серию резолюций, осуждавших действия Багдада. В ноябре 1990 года дипломатические усилия по урегулированию кризиса окончательно провалились. ООН установила срок, в который Ирак должен был уйти из Кувейта, и дала добро на принятие «любых необходимых мер», которые способствовали бы выполнению требований мирового сообщества. То, что целью США было вовсе не урегулирование конфликта, уже в начале 1991 года было совершенно очевидно. Об этом говорили как практическое их неучастие во всех попытках найти мирное решение, так и, в особенности, армада, направленная в зону Залива - самая крупная со времен войны во Вьетнаме. А это могло означать одно: что грядущую операцию США и их союзники изначально моделировали как призванную решать глобальные проблемы, как это было и во Вьетнаме. С той лишь разницей, что если тогда речь шла о противостояний «мировому коммунизму» и СССР как его персонификации, то теперь, ввиду явного ухода СССР и России с арены мировой истории как соперничающего центра силы, на передний план выдвигалась иная задача: овладения высвобождающимися сферами влияния а там и - поэтапно - частями самого советского наследства.
Позже, в дни Косовского кризиса, это отчетливо сформулирует госсекретарь США Мадлен Олбрайт, открыто заявив, что США «хотели бы управлять последствиями распада советской империи». А также - придания новых функций международным организациям, прежде всего ООН и СБ, с целью превращения их во вспомогательные инструменты регулирования, в желаемом направлении, энергоресурсных потоков и обслуживания глобальных проектов США, возникающих в новых условиях. К 17 января 1991 года американская группировка в зоне Залива насчитывала 441 тысячу человек, более 2930 танков, около 1950 орудий и реактивных систем залпового огня, более 1700 современных боевых самолетов и 94 боевых корабля, включая 6 многоцелевых авианосцев. Впервые в реальных боевых условиях были применены крылатые ракеты. Их запускали стоявшие в Персидском заливе американские корабли. Видеокадры, снятые камерами, установленными на головках ракет, направлявшихся к своим целям, обошли телеэкраны всего мира. Экипажи истребителей, бомбардировщиков, боевых вертолетов США, Великобритании и Садовской Аравии получили задания на уничтожение сотен целей.
Но могу сказать: он, по моей оценке, был действительно убежден в этом"12. Пытаясь уловить ход рассуждений С. Хусейна и его соратников о том, что Ирак не проиграл войну в Персидском заливе, К. Вудс дает им такое, не лишенное оснований, объяснение: для С. Хусейна проигрыш означал лишение власти, а поскольку этого не произошло, то, "используя определение С. Хусейна, можно утверждать, что он действительно не проиграл конфронтацию 1990-1991 года" с. В книге приводятся документальные подтверждения того, как в декабре 1991 года С.
Хусейн доказывал генералам, что военные действия США против Ирака привели к смещению глобального баланса сил в пользу Америки, ставшей единоличной, однополярной державой, а это, в свою очередь, косвенно играет на руку Багдаду, ибо усиление США вызвало озабоченность Франции, Китая и СССР, которые теперь извиняются перед Ираком за свою помощь Вашингтону и хотят восстановить с ним отношения с. Кроме того, К. Вудс детально анализирует выступления высокопоставленных иракских советников на совещании, состоявшемся вскоре после поражения Дж. Буша-старшего на президентских выборах 1992 года, которые пестрили сомнительными утверждениями в духе того, что "персональный проект" американского президента свергнуть Саддама Хусейна провалился наихудшим образом и вместо смещения Саддама Буш сам "был свергнут… а Саддам Хусейн остался". Схожим образом сам иракский президент, присутствовавший на этом совещании, утверждал, что Дж. Буш проиграл выборы не из-за внутриполитической ситуации в США, а потому что он "не смог добиться" победы в Персидском заливе с. Для российского читателя особый интерес в исследовании К.
Вудса представляют свидетельства того, что во время войны в Персидском заливе в Багдаде весьма скептически воспринимали как роль Советского Союза, так и его возможность влиять на ситуацию в мире. По мнению иракцев, СССР во многом утратил свои позиции на мировой арене, а его поведение определялось противоборством двух лагерей в окружении Горбачева: "проамериканского" во главе с Э. Шеварднадзе и "проиракского", состоящего из старых партийцев, недолюбливающих США. Руководство Ирака считало, что наиболее сильным являлся "проамериканский" лагерь. В связи с этим в Багдаде возобладало мнение, что не СССР, а только Франция способна предотвратить проведение военной операции США против Ирака, особенно с учетом того, что эта страна имеет давние связи с Ираком и за ней может объединиться вся Европа в противовес США с. К тому же, как отмечает К. Вудс, сам С.
Хусейн не доверял СССР. Он приводит в пример ситуацию, сложившуюся после начала наземной операции США 24 февраля 1991 года, когда С. Хусейн, уверяя в оживленной переписке М. Горбачева в своем полном доверии и вручая честь Ирака и достоинство иракских вооруженных сил в руки СССР, в узком кругу приближенных лиц заявлял: "Я знаю: он [Горбачев] предаст нас, этот лжец" - и риторически спрашивал своих советников: "Возможно ли это, что их [русская] разведка не знала о ней [наземной атаке США]? Вудса приводится еще немало уникальных стенограмм заседаний высшего руководства Ирака, текстов посланий С. Хусейна иностранным лидерам, расшифрованных аудио- и видеоматериалов, пропагандистских листовок, редких фотографий, карт военных действий и других интересных, а главное - ранее не публиковавшихся архивных материалов. Нельзя обойти вниманием и тексты личных интервью автора, полученных у иракских военачальников и политических деятелей, игравших значительную роль при режиме С.
Хусейна, а также использование исследователем документов Конгресса и правительства США. Стоит поддержать надежду К. Вудса о том, что его исследование не только помогло восполнить существующие пробелы в изучении войны в Персидском заливе 1990-1991 годов, но и дает возможность американским политикам оценить свои действия, бросив на них взгляд через "зеркальную перспективу" представлений Саддама и его советников с. В этой связи можно полагать, что книга окажется полезной и для отечественных ученых, занимающихся как ближневосточной тематикой, так и изучением военных операций США.
Однако, общий итог подобные редкие примеры кувейтского народного героизма не изменили. К концу первого дня войны столица государства, Эль-Кувейт, почти полностью превратилась в иракский город. Отцы-командиры, тем временем, лишь улыбались в усы. Тем не менее, не обошлось без фэйлов стратегического масштаба.
Самым эпичным из которых считается то, что брутальный загорелый иракский спецназ не сумел захватить тогдашнего главу Кувейта — эмира Джабера III. И вроде бы всё до определенного момента шло прекрасно, но вот иракцы недооценили упорство обороны дворцовой охраны, евнухов и гарема, а также наличие у них самых настоящих танков. Результатом бездарного вертолётного десанта на территорию дворца стали десятки покойных иракских спецназовцев и убитый младший брат эмира. К 4 августа практически вся кувейтская армия превратилась в тыкву, а сам Кувейт оказался под контролем иракцев. The End? ООН волнуется[ править ] Мировая общественность отнеслась к произошедшей в Кувейте маленькой победоносной войне с ожидаемым непониманием. Уже 2 августа 1990 года ООН потребовало от Ирака немедленно прекратить безобразие, распустить свои войска по домам и уйти из Кувейта. Иракская верхушка, надо понимать, долго и заливисто хохотала, прочитав эти требования.
Тем временем, в самом Кувейте было успешно установлено потешное марионеточное правительство, которое слёзно обратилось к Саддаму с просьбой включить Кувейт в состав Ирака. Сказано — сделано. И в кратчайшие сроки часть Кувейта была включена в состав иракской провинции Басра, а другая часть морфировала в совершенно новую иракскую провинцию девятнадцатую по счету. Эль-Кувейт переименовали в Кадхиму. На всякий случай. Операция «Щит Пустыни»[ править ] После захвата Кувейта, верхушка соседней Саудовской Аравии пересчитала по пальцам своих военнослужащих и поняла, что если Саддам решит позариться и на её нефть, то на защиту государства выйдет лишь пара принцев на конях и с саблями. Прогнозы в связи с этим вырисовывались самые мрачные. Саудовские шейхи решили оперативно сделать звонок другу.
Статному уроженцу Массачусетса в красках поведали об ужасах становления Ирака как восточной империи с бездонными запасами нефти.
Прогнозы в связи с этим вырисовывались самые мрачные. Саудовские шейхи решили оперативно сделать звонок другу. Статному уроженцу Массачусетса в красках поведали об ужасах становления Ирака как восточной империи с бездонными запасами нефти. На последней участники успешно приняли решение задушить иракскую гидру экономическими и политическими санкциями, а заодно и перебросить в четыре этапа в зону конфликта огромное количество юнитов. Так, на всякий случай, чтобы были. В качестве результата в период с августа 1990 по январь 1991 года на границу с Ираком оперативно перебросили хуёву тучу юнитов. Для этого Соединённые Штаты задействовали до OVER 90 процентов своей военно-транспортной авиации, не побрезговав даже резервными самолётами, которые в тот момент юзали гражданские перевозчики.
Этот увлекательный воздушный цирк получил кодовое наименование «Вольный ветер». Итого в район конфликта по воздуху было доставлено 246 тысяч человек личного состава и свыше 240 тысяч тонн грузов. Операция «Буря в пустыне»[ править ] Логичным итогом операции «Щит Пустыни» послужило то, что на границе Саудовской Аравии и Кувейта накопилась гигантская масса юнитов. Дабы юниты не скучали, командование периодически устраивало масштабные учения. Иракское командование в сложившейся ситуации всё прекрасно понимало , но сделать ничего не могло. Им оставалось лишь подвинуть наиболее прокачанных усатых юнитов вперёд, к предполагаемой линии фронта, в надежде выиграть у коалиции достаточно времени для того, чтобы завезти из Ирака побольше пушечного мяса и свежих танчиков. Не фартануло. Прелюдией служило то, что авиация коалиции неделю с переменными успехами старалась забомбить Ирак в каменный век.
Только подумать: 700—800 вылетов в сутки. Горело и планомерно уничтожалось все, что могло гореть и уничтожаться: иракские оружейные склады, позиции войск, аэродромы, штабы, узлы связи. Итогом этого зажигательного веселья послужило то, что авиация смогла обеспечить своим сухопутным товарищам из коалиции максимально диванные условия для раскатывания иракской армии в сверхтонкий блин. Уже через четыре часа после официального начала наступления войск коалиции, на головы несколько удивлённым командирам иракской армии в Кадхиме кто забыл: в бывшем Эль-Кувейте свалились бравые американские десантники. Со стороны Персидского Залива к тому времени на всех парах мчались морпехи и спецназ. А сухопутные силы, летящей походкой, лениво окружая и уничтожая иракские подразделения, забрались аж на тридцать-пятьдесят километров вглубь территории Кувейта.
Перечитывая историю войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.)
Большая их часть была направлена на поражение стационарных объектов ПВО Ирака (это прежде всего радиолокационные станции дальнего обнаружения) и системы государственного и военного управления страной. Война затянулась на 8 лет, в ходе боевых действий Саддам (по версии США) применял химическое оружие против оккупированной иранцами территории Курдистана (провинция в Ираке где живут курды). Новости об издевательствах над иракскими узниками тюрьмы Абу-Грейб подожгли и без того непростую ситуацию в сфере безопасности в Ираке. Общие расходы на войну в Ираке и Сирии, как ожидается, к 2050 году превысят 2,89 триллиона долларов, а потери – полмиллиона человеческих жизней. Предлагаем вашему вниманию доклад-расследование сайта о последствиях проводившихся США бомбардировок Ирака в ходе первой войны в Персидском Заливе (1991). На рассвете 2 августа Ирак вторгся в Кувейт, за пару дней его полностью оккупировал, создал марионеточное правительство и "по просьбе трудящихся" объединил два арабских государства в одно (через полгода, после завершения американской военной операции "Буря в пустыне".
Двадцать лет позора: как США под фальшивым предлогом напали на Ирак
Интерфакс: Ирак завершил выплату более чем $50 млрд компенсации ущерба за незаконное военное вторжение и оккупацию Кувейта в 1990-1991 годы. 3.4.1991 СБ ООН своей резолюцией № 687 предписал Ираку уважать нерушимость границы между Ираком и Кувейтом, ликвидировать все имеющиеся на его территории запасы оружия массового уничтожения и пром. мощности по его произ-ву. Сенат США одобрил рассмотрение законопроекта об отмене разрешений на ведение боевых действий в Ираке, которые приняли в 1991 и 2002 годах. Вторжение в Ирак (2003) | История на пальцах. Статья посвящена анализу публикаций в газете «Нью-Йорк Таймс» на тему войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., а именно первому месяцу операции «Буря в пустыне».
Ошибка Саддама Хусейна. Как американцы вошли на Ближний Восток
В Ираке вновь атакована колонна с американскими военнослужащими. Как сообщает корреспондент НТВ, один человек погиб, двое получили ранения. Война в ираке – былое и думы. После завершения войны в 1991 году ООН потребовала от Ирака избавиться от уже имевшегося оружия массового поражения (химического, бактериологического) и приостановить разработку нового. Для этого в страну была направлена международная комиссия. Большая их часть была направлена на поражение стационарных объектов ПВО Ирака (это прежде всего радиолокационные станции дальнего обнаружения) и системы государственного и военного управления страной. Причем в отличие от Великой Отечественной, война в Ираке в 2003 г. это ценный боевой опыт современного вооруженного конфликта, современного блицкрига. Военная операция сил США и Европы против Ирака началась 17 января 1991 г. №Около 3.00 ночи 17 января силы коалиции нанесли серию мощных авиационных и ракетных ударов по ключевым объектам иракской военной и экономической инфраструктуры.
Саддам Хусейн поверил Америке – и проиграл
На вопрос о том, помогут ли Соединенные Штаты Кувейту, если он подвергнется нападению, Тутвайлер сообщила: «Мы также твердо придерживаемся обязательств в деле оказания помощи нашим друзьям в Персидском заливе, с которыми нас связывают глубокие и давние отношения, в вопросах индивидуальной и коллективной обороны». В личных беседах кувейтские официальные лица называли это заявление пресс-секретаря слишком неубедительным [9]. Стоит отметить, что раньше подобные учения проводились редко. Все тот же пресс-секретарь Пит Уильямс в точности повторил слова, сказанные ранее Тутвайлер об обязательствах в деле оказания помощи в Персидском заливе, в вопросах индивидуальной и коллективной обороны. А Белый дом заявил: «Мы обеспокоены тем, что Ирак наращивает численность войск. Мы просим, чтобы все стороны приложили усилия с целью недопущения насилия» [10]. Однако затем она заявила иракскому лидеру о своей обеспокоенности большим скоплением войск Ирака на границе с Кувейтом. Все это происходило на фоне заявления иракского правительства, назвавшего действия Кувейта «аналогичными военной агрессии» [11]. В материале, который планировался к эфиру, должны были прозвучать схожие по своему содержанию заявления Тутвайлер и Уильямса, что могло бы насторожить политическое руководство Ирака [12]. Хуссейн мог и не знать об одинаковых заявлениях, сделанных американскими официальными лицами.
В то же время в апреле лидер сенатского меньшинства Роберт Доул Robert Dole , находившийся с визитом в Ираке, от имени Президента США довел до сведения иракского президента Саддама Хусейна, что администрация Буша отмежевывается от критических замечаний в отношении нарушения прав человека в Ираке, прозвучавших в эфире радиостанции «Голос Америки». Доул также заявил, что президентская администрация придерживается противоположных взглядов в отношении инициативы Конгресса ввести экономические санкции против Ирака [13]. Однако администрация Буша сразу же повторно выразила свое несогласие с такой мерой. Это точно. Исторически в вопросах урегулирования пограничных споров или каких-либо внутренних разногласиях между государствами — членами ОПЕК мы не занимаем ту или иную позицию». Республиканец Ли Гамильтон Lee Hamilton спросил Келли, правильно ли говорить, что если Ирак «перейдет границу и нападет на Кувейт», то Соединенные Штаты, «не имея договорных обязательств, не смогут применить свои вооруженные силы». Келли ответил, что это так [16]. На следующий день по вашингтонскому времени иракские войска при поддержке танков перешли границу Кувейта. Тотчас Соединенные Штаты Америки выразили свое явное несогласие с действиями иракской стороны.
Несмотря на отрицающие официальные заявления, похоже, что у США действительно была своя позиция в отношении ирако-кувейтского пограничного спора. После вторжения в архивах кувейтской разведки иракцы обнаружили памятную записку, касающуюся встречи главы Государственной безопасности Кувейта и директора ЦРУ Уильяма Уэбстера William Webster , состоявшейся в ноябре 1989 года. В записке, в частности, говорилось: «Мы согласились с американской стороной, что необходимо воспользоваться ухудшающейся экономической ситуацией в Ираке с целью оказания давления на иракское правительство по вопросу установления государственной границы. ЦРУ высказала нам свое видение в отношении приемлемых средств по оказанию такого давления, отметив при этом, что необходимо положить начало сотрудничеству между США и Кувейтом по широкому кругу вопросов при условии, что действия по оказанию давления на иракское руководство должны координироваться на высоком уровне». ЦРУ назвало документ «абсолютной фальшивкой». Однако газета «Лос-Анджелес тайме» написала, что «памятная записка не является очевидной подделкой, в частности потому, что если бы иракские власти стояли за этим документом, то почти наверняка они бы составили его в еще более компрометирующей манере, подорвав тем самым доверие к США и Кувейту» [17]. По всей видимости, памятная записка, которую нашли иракцы в архивах разведслужбы Кувейта, не являлась подделкой и нанесла серьезный удар по репутации Кувейта и США. Иначе как можно объяснить близкое к паническому состояние министра иностранных дел Кувейта, когда глава внешнеполитического ведомства Ирака показал ему эту записку в ходе саммита представителей арабских стран, проходившего в середине августа [18]. Когда посла Ирака в Вашингтоне спросили, почему эта памятная записка противоречит прямому утверждению американского посла Гласпи о нейтралитете по вопросу ирако-кувейтских отношений, он ответил, что высказанная ею ремарка была «неотъемлемой частью расставленной ловушки» [19].
Спровоцировали ли заговорщики вторжение Саддама в Кувейт, полагая, что боевые действия не выйдут за пределы пограничной зоны и что впоследствии Хусейн будет поставлен на место, как того хотели США и Кувейт? В феврале 1990 года Хусейн выступил на саммите лидеров арабских стран. Его речь, безусловно, могла подлить масла в огонь и явиться дополнительным фактором, стимулирующим развитие заговора против Ирака. Выступая с трибуны саммита, иракский президент осудил постоянное американское военное присутствие в водах Персидского залива и предупредил, что «если страны Персидского залива и остальные арабские государства не будут действовать осмотрительно, то регионом Персидского залива будут управлять США». Более того, Вашингтон будет диктовать политику добычи, распределения и образования цен на нефть, «основываясь на особой точке зрения, отвечающей исключительно интересам США, и не станет учитывать интересы других стран» [20]. В поисках ответа на вопрос, а был ли заговор против Ирака и Саддама Хусейна, мы, в дополнение к уже вышеизложенному, должны принять во внимание следующее. Председатель Организации освобождения Палестины Ясир Арафат утверждал, что Вашингтон в ходе саммита Лиги арабских стран в мае использовал шанс мирно урегулировать разногласия между Кувейтом и Ираком после того, как Хусейн предложил провести переговоры о границе, которая была бы приемлемой для обеих стран. У Кувейта, по его словам, были основания думать, что он может полагаться на силу американского оружия [21]. Кроме того, король Иордании Хусейн Hussein рассказал, что незадолго до иракского вторжения министр иностранных дел Кувейта заявил: «Мы не собираемся реагировать [на действия со стороны Ирака]… если им это не нравится, пусть они оккупируют нашу территорию… мы собираемся пригласить американцев».
А эмир Кувейта сказал своим военным, что в случае вторжения они должны будут удерживать иракцев в течение 24 часов. За это время «американские и иностранные войска высадятся в Кувейте и выбьют иракцев из Кувейта». По мнению короля Иордании Хусейна, арабы понимали, что Саддама Хусейна подстрекают к вторжению, загоняя тем самым в приготовленную для него ловушку [22]. Эмир Кувейта отказался удовлетворить финансовые требования Ирака. Вместо этого он предложил Багдаду оскорбительные полмиллиона долларов. В записке эмира, адресованной его премьер-министру перед вторжением, говорится о поддержке проводимой Кувейтом политики со стороны Каира, Вашингтона и Лондона. После войны кувейтский министр нефти и финансов признал: «Но мы знали, что США не позволят Ираку нас захватить. Я провел слишком много времени в Вашингтоне, вел переговоры с большим количеством лиц и мог сам убедиться в своей правоте. Американская политика была ясна.
И только Саддам Хусейн не понимал этого» [24]. Итак, мы ознакомились, вероятно, с достаточным количеством причин, по которым Саддам Хусейн не смог предположить истинную ситуацию. Министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз Tariq Aziz заявил, что Кувейт, инвестировав большие средства в западные страны, мог легко пережить резкое падение цен на нефть. Однако резкое падение цен на нефть лишит Багдад, остро нуждавшийся в долларах, источника дохода. Азиз сказал: «Кувейт мог так рисковать и принять участие в столь масштабном заговоре против такой крупной и сильной страны, как Ирак, только в одном случае — если бы его действия поддерживала сильная держава. И такой сильной державой были Соединенные Штаты Америки» [25]. Действительно, не существует никаких публичных свидетельств того, что Соединенные Штаты, несмотря на свои очень тесные финансовые связи, пытались убедить Кувейт прекратить провокационные действия против Ирака. Так, за неделю до иракского наступления эксперты американских спецслужб настойчиво докладывали в администрацию Буша, что, вероятнее всего, Ирак оккупирует только часть Кувейта. Такие прогнозы, «похоже, не вызвали серьезного отклика со стороны правительственных структур».
В течение этого времени Буш был лично проинформирован о ситуации директором ЦРУ Уильямом Уэбстером William Webster , который показал президенту спутниковые снимки иракских войск, сосредоточившихся вблизи границы с Кувейтом. Буш, как сообщается, большого интереса не проявил [27]. Ирак вторгнется в Кувейт к концу этого дня». Что в действительности и произошло. Но и это сообщение также не вызвало никакой реакции у государственных чиновников [28]. Наконец, кувейтский дипломат, находившийся в Ираке до вторжения, слал своему правительству множество рапортов, пытаясь предупредить его о возможном иракском вторжении. Его сообщения также были проигнорированы. Причем последнее сообщение даже называло точную дату вторжения по кувейтскому времени — 2 августа. После войны этот дипломат провел пресс-конференцию в Кувейте, в ходе которой собирался рассказать о том, как его информация была проигнорирована правительством Кувейта.
Однако пресс-конференция была прервана по распоряжению государственного министра и ряда армейских офицеров Кувейта [29].
Иракцы рассказали о безработице и жизни на грани нищеты, эксперты объяснили, какая форма правления сегодня может объединить страну и вывести её из бедности. Показать больше.
Для США эта операция предопределила развитие внешнеполитической доктрины на годы вперед, нацелив страну на демонстрацию силы и "переформатирование" дальнейшей миссии как глобальной державы. Так как "современные тенденции развития политического мироустройства не содержат даже намеков на его возможную стабилизацию в ближайшие десятилетия"2, весьма поучительным может быть обращение к истокам иракского конфликта, в том числе и для американской стороны. Книга американского исследователя Кевина Вудса "Мать всех битв3: стратегический план Саддама Хусейна для войны в Персидском заливе"4 представляет собой попытку пролить новый свет на американо-иракские отношения той поры, основываясь на иракских документах, захваченных американскими войсками после взятия Багдада в 2003 году. То, что за это дело взялся К. Вудс, совсем не случайно.
Имя его хорошо знакомо американским конгрессменам, перед которыми он неоднократно выступал с докладами о результатах анализа разных источников, добытых в Ираке5. В 2006-2007 годах К. Вудс возглавлял рабочую группу по изучению восприятия американских акций саддамовским режимом, из-под пера которой вышло несколько публикаций на эту тему6. Отдавая должное этому американскому аналитику, подчеркнем, что в одном из исследований К. Вудс не преминул огласить свой вывод об отсутствии прямой связи между Ираком эпохи С. Хусейна и "Аль-Каидой"7. В результате работа с таким выводом в открытой печати опубликована не была. Первоначально Объединенное командование вооруженных сил США объявило о том, что она будет доступна только на CD-диске и по официальному запросу8.
Но на деле на ряде сайтов, в том числе и официальном сайте Объединенного командования, впоследствии была размещена отредактированная версия исследования9. Пытаясь понять логику стратегии С. Хусейна во время войны в Персидском заливе, К. Вудс поставил перед собой четыре главные цели: представить наиболее достоверную картину событий тех лет, подвергнуть их критическому анализу, посмотреть на войну глазами противника и показать, как адаптировались к послевоенной ситуации в США и Ираке с. В этой связи он даже несколько претенциозно уподобляет свой труд работам американских и английских авторов, пытавшихся понять логику Германии во Второй мировой войне как бы изнутри, вникнув в психологию немецких политиков и генералов c. Хотя нельзя не согласиться с мнением К. Вудса о том, что способность уловить оценку ситуации противником позволяет не только найти объяснение принятых врагом решений, но и предвидеть его будущие действия, поэтому является необходимым если не главным компонентом победы над ним с. В подкрепление своих рассуждений автор опирается на изречение легендарного китайского военачальника Сунь-цзы: "Поэтому и говорится что, если знаешь его [противника] и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение" с.
Значительная часть книги посвящена исследованию взглядов иракского руководства на международную обстановку в период войны и рассмотрению факторов, позволивших С. Хусейну воспринимать результаты сражений иракских сил с войсками многонациональной коалиции как весьма удачные для Багдада. Одним из главных оснований для таких оценок послужила оказавшаяся достаточно успешной наступательная операция иракцев 29-31 января 1991 года в районе приграничного с Кувейтом города-порта Аль-Хафджи с. В целом же, как следует из оказавшихся в руках американского аналитика документов, иракское командование допустило в дни войны многочисленные стратегические и тактические просчеты. В их числе автор перечисляет и то, что вплоть до самого начала американского наступления, несмотря на сообщения разведки, иракское руководство не верило, что главный удар в ходе наземной операции американцы нанесут на западном фланге, в глубь территории Ирака, и то, что удар войск коалиции в феврале 1991 года застиг иракские войска врасплох и привел к их беспорядочному отходу, усиленному к тому же противоречивыми распоряжениями С. Хусейна с. Вудс подчеркивает огромный разрыв между оценкой состояния иракской армии в Багдаде и реальным положением дел на фронте, где отрезанные от линий снабжения и испытывающие недостаток продовольствия и воды иракские солдаты были неспособны оказать серьезное сопротивление войскам коалиции с. Свидетельства, обнаруженные К.
Вудсом, позволяют по-новому взглянуть на возможность свержения С. Хусейна, которую американский Президент Дж. Буш не исключал в ходе войны.
Причина: Необходимость поддержки усилий ООН. За нее выступали Буш, Пауэлл и Райс.
Причина: США способны одержать легкую победу в Ираке. Авторы аргумента — Перл и Рамсфелд. Восстановить боеспособность своей армии Хусейн не смог. Результаты известны: если в 1991 году война длилась 43 дня, то в 2003 году об окончании активного периода военных действий было объявлено через 26 дней. В ходе боев с регулярной иракской армией погибло 114 солдат и офицеров антииракской коалиции.
Потери иракских вооруженных сил составили, по различным оценкам, 4. Причина: Чтобы защитить мир во всем мире. Джордж Буш. Причина: Ирак представляет собой уникальную угрозу. Дональд Рамсфелд.
Причина: Необходимость трансформации всего Ближнего Востока. Ричард Перл. Американские неоконсерваторы, в том числе и Перл, считают, что государства и народы Ближнего Востока чувствуют себя аутсайдерами, проигрывающими соревнование с Западом. Эти народы с ненавистью и завистью смотрят на богатый Запад. Однако, по мнению неоконсерваторов, подобная ситуация стала результатом неразвитости демократических институтов в этих государствах — давления религиозных фундаменталистов, засилья диктаторов, несвободы прессы, фактического отсутствия гражданского общества и т.
Создание подлинно демократического иракского государства способно вызвать «цепную реакцию» и полностью изменить весь регион. Причина: Необходимость повлиять на государства, которые поддерживают террористов или пытаются получить оружие массового уничтожения. Этот аргумент был подтвержден на практике. После падения режима Саддама Хусейна, ливийский диктатор Муаммар Каддафи согласился уничтожить и, частично, передать США свои запасы оружия массового уничтожения и полностью прекратить работу над программами создания ОМУ.
Война в Персидском заливе (1991)
Изоляция Ирака Каковы были политические последствия, к которым привела война в Персидском заливе? Кратко говоря, в регионе был восстановлен статус-кво. Кувейт освободили, туда вернулось легитимное правительство. Саддам Хусейн в 2002 году принес свои официальные извинения этой стране, которые, однако, не были приняты. Для Ирака после «Бури в пустыне» началась полоса изоляции. Западные санкции сохранились. После поражения в войне на севере страны начались восстания курдов и шиитов.
Выступления этнических и религиозных меньшинств были жестоко подавлены армией Ирака. Карательные операции привели к гуманитарной катастрофе в регионе. Из-за этого в северные районы были введены войска международной коалиции. Это решение мотивировалось обеспечением безопасности курдов. Кроме того, для прекращения бомбардировок мирного населения были введены бесполетные зоны, куда не могли залетать иракские самолеты. Война в Персидском заливе, причины которой лежали в авантюрных решениях Саддама Хусейна, привела к эскалации напряженности на всем Ближнем Востоке.
Хотя с ее окончанием ситуация относительно стабилизировалось, в регионе осталось много нерешенных противоречий и конфликтов. Из-за них через десять с лишним лет началась вторая война в Персидском заливе. Предпосылки для новой войны После завершения войны в 1991 году ООН потребовала от Ирака избавиться от уже имевшегося оружия массового поражения химического, бактериологического и приостановить разработку нового. Для этого в страну была направлена международная комиссия. Она успешно следила за исполнением решения ООН вплоть до конца 90-х, когда власти Ирака отказались сотрудничать с этой структурой. Проблема наличия у Хусейна запрещенного оружия стала одной из причин очередной войны в Персидском заливе.
Не было других поводов для вторжения сил США и их союзников вплоть до 2001 года. Тогда 11 сентября в Нью-Йорке произошли теракты, устроенные группировкой «Аль-Каида». Позже американское руководство обвинило Хусейна в связях с этими исламистами. Претензии США подвергались сомнению с самых разных сторон. До сих пор распространена точка зрения о том, что американское вторжение было не только ошибочным, но и незаконным. Второе вторжение в Ирак 20 марта 2003 года началось новое вторжение международной коалиции в Ирак.
В союз, помимо США, вошли еще 35 стран. На этот раз, в отличие от Первой войны в Персидском заливе, не было такой тщательной авиационной бомбардировки. Упор делался на сухопутное вторжение, плацдармом для которого стал все тот же Кувейт. Активная фаза операции в марте-мае 2003 года сегодня известна как Иракская война, или Вторая война в Персидском заливе хотя фактически бои шли по всей стране, а не только на побережье. За три недели коалиции удалось захватить все крупнейшие города страны. Битва за Багдад шла с 3 по 12 апреля.
Международные войска почти не встречали сопротивления. Иракская армия была деморализована. Кроме того, значительная часть местного населения была недовольна диктаторской властью Саддама Хусейна и поэтому только с радостью встречала иностранцев.
При том, что подготовка Ирака к войне ни для кого не была секретом. Одновременно, США предоставили Кувейту технологии бурения наклонных скважин, которые и стали поводом Ираку обвинить кувейтских шейхов в воровстве иракской нефти из приграничных районов. Хотя сегодня в Америке стараются об этом не вспоминать, долгое время Саддам был большим другом Вашингтона, и, именно с подачи последнего, развязал войну с ненавистным США Ираном войну, в которой, напомним, погибло до 700 тыс. И американцы в этом его не разубеждали. В декабре 1983-го, во время войны с Ираном, Саддама, по поручению Рональда Рейгана, посетил Дон Рамсфелд, назначенный тогда специальным посланником на Ближнем Востоке. Рамсфелд полтора часа беседовал с Саддамом в его дворце, убеждая иракского лидера во всемерной поддержке Соединённых Штатов, суля помощь, деньги и оружие. Перед началом Ирако-Кувейтской войны, состоялась встреча, не менее знаменательная. Хусейн встретился с американским послом в Ираке, Эйприл Гласпи, которая окончательно утвердила иракского вождя в его иллюзиях. Гласпи уверила Хусейна или же он так интерпретировал её слова , что Америка отнесется к вторжению в Кувейт как внутриарабскому делу и не станет вмешиваться. Однако, случилось то, что должно было случиться. Агрессию немедленно осудила ООН. Ничего страшного для Ирака в этом ещё не было. Однако, немедленно на сторону Кувейта встала Америка. И в течение нескольких следующих месяцев Саддам был полностью демонизирован американской пропагандой. Через пять месяцев, густо наполненных антииракской риторикой, Америка, заручившись санкцией ООН, во главе Международной коалиции вступила в войну. С 17 января по 24 февраля 1991 г. Наземная фаза операции заняла лишь несколько дней с 24 по 28 февраля , а БААСитский режим Хуссейна продолжил свое существование. Слова о «конце истории» полнились всё более грозным религиозным подтекстом, а военная экспансия набирала обороты. С 1991 по 1999 гг. Америку в это время будет возглавлять Буш-младший, склонный к мистицизму и иудео-христианскому мессианству гораздо более своего отца, а его министром обороны будет наш старый знакомый Дональд Рамсфелд. Белый дом и Пентагон будут к тому времени буквально кишеть неоконами, исполненными всё того же страстного ожидания начала мессианского века… Снова в ход пойдут библейские цитаты, призванные убедить мистически настроенного президента в необходимости «священной войны». The Guardian писала , что Рамсфелд и его советники включали в секретные документы, подготовленные для президента в марте 2003 года, в дни, предшествовавшие вторжению в Ирак фотографии американских военных со своеобразными подписями. На одной, например, изображены солдаты США, преклоняющие колени в молитве, а подписью служит отрывок из Исайи: «Кого мне послать и кто пойдет за нами? В 2006-м интенсивные энергии священной войны вынудят Рамсфелда уйти в отставку. Возмущение высших армейских чинов политикой неоконов будет слишком велико, и Дональд станет козлом отпущения. Впрочем, усилиями Ирана и своевременным вмешательством России, вернувшейся на Ближний Восток, этот морок будет возможно, на время рассеян.
До войны 2003 года предполагалось, что в арсеналах Ирака может находиться до 26 тыс. Считалось, что Ирак может сохранять средства доставки оружия массового уничтожения — сотни авиабомб, тысячи артиллерийских снарядов и ракет, несколько баллистических ракет «Скад», а также смог переоборудовать старые боевые самолеты в беспилотные летательные аппараты, способные доставить биологическое или химическое оружие. Ныне установлено, что Ирак прекратил развитие программ создания ядерного оружия после 1991 года и тогда же уничтожил свои запасы химического и биологического оружия. Несмотря на то, что Саддам Хусейн надеялся восстановить иракские арсеналы ОМУ, у него не было конкретной стратегии в этом направлении. Ирак сохранил инфраструктуру, которая могла позволить ему достаточно быстро создать химическое и биологическое оружие. Причина: Необходимость смены правящего режима. О ней говорили те же лица. Саддам Хусейн постоянно входил в неформальные «хит-парады» самых жестоких диктаторов современности. Он развязал две войны. Ирано-иракская война унесла жизни 100 тыс. Вторжение иракской армии в Кувейт и последовавшая операция «Буря в Пустыне» привели к гибели 50 тыс. Хусейн также уничтожил 20—30 тыс. В Ираке отсутствовали гражданские свободы. Хусейн уничтожал политических противников, в тюрьмах Ирака широко применялись пытки. Причина: Для борьбы с международным терроризмом. Те же, кроме Дэшла. Ирак предоставлял условия для подготовки и политическую поддержку многочисленным террористическим группам, в том числе таким как «Муджахеддин Хальк», «Рабочая партия Курдистана», «Фронт освобождения Палестины» и Организация Абу Нидаля. Ирак также предоставлял политическое убежище террористам. Причина: Ирак нарушил многочисленные резолюции ООН. Эта резолюция стала продолжением резолюции N687, принятой в 1991 году, которая обязывала Ирак обеспечить полное и окончательное раскрытие всех аспектов его программ по созданию оружия массового уничтожения и баллистических ракет дальностью более 150 км. Однако Ирак далеко не единственная страна мира, которая не выполняет или не полностью выполняет решения Совета Безопасности.
Ещё Египет эпохи Гамаля Абдель Насера был внесён в «доктрину Эйзенхуаэра», поэтому в 1958 году американцы совершили военное вторжение в Ливан для предотвращения местного народного восстания с целью присоединения к союзу Египта и Сирии. Американцы просто раздавили танками восставших, удержав у власти непопулярный прозападный режим Нимра Шамуна. Обратите внимание, что целями Штатов всегда были страны арабского социализма, вроде Египта до 1970-х годов, ведь после Насера Анвар Садат все повернул «вспять», став американскими протеже , Ирака, Ливии и Сирии, палестинской Организации Освобождения Палестины. А уж про то, чьим поданным был Усама Бин Ладен и где жила семья Бин Ладена, и говорить не приходится. Три приведённые мною фактора и были теми самым «истинными». Я упомянул итоги американского вторжения для Ирака, но хотел бы рассказать об итогах этого для самих американцев, ведь оно обернулось для них большим фиаско. После уничтожения Ирака они выпустили «иранского джина из лампы»: если раньше Ирак успешно сдерживал Иран, то уже после вторжения американцы уничтожили этот противовес, укрепив уже в самом Ираке иранское влияние на развалинах иракской государственности и допустив к власти шиитскую исламистскую партию «Дава», связанную с Ираном. Фактически, американцы дали иранцам мощный карт-бланш, так как «янки» своими же руками устранили конкурента персов, с которым они безуспешно воевали на протяжении 8 лет. Бесспорно, как говорил Николай Чернышевский: «Исторический путь — не тротуар Невского проспекта», и невозможно «обратить» время вспять. Однако не стоит забывать, что с 1990 года баасистский Ирак был под жесточайшими санкциями — это сдерживало его социально-экономическое развитие. Власть Саддам Хусейн, скорее всего, на первую пору без него оставил бы своему заместителю по партийной линии Иззату Ибрагиму ад-Дури. Далее, с высокой долей вероятности, пост президента занял бы его сын Кусай Саддам Хусейн — гордость своего отца. Скорее всего, Ирак был бы более «богатой версией» Ирана экономически, а также производил бы собственную военную технику, так как задатки были уже тогда. Будь Ирак сегодня, у Ирана были бы большие проблемы, впрочем, как и у Израиля. Нельзя забывать и про фактор Турции и Саудовской Аравии. Ибрагим, как можно охарактеризовать последствия американского вторжения в Ирак для ближневосточного региона и системы безопасности в нем? Высокий уровень терроризма в Ираке после вакуума власти дал о себе знать. Они прошли там боевую обкатку, получили «подпитку» оружием из-за слабости новой иракской государственности и коррупции на местах, что вызвало резкий всплеск терроризма в регионе и усиление его возможностей в осуществлении своей деятельности. Конечно же, кратное повышение влияние Ирана, создавшего на территории Ирака мощный военный альянс проиранских шиитских группировок, вроде «Сил народной мобилизации» «Кувват аль-Хашд аш-Шааби» численностью более 100 тысяч человек. Также благодаря американскому вторжению в Ирак Ирану удалось создать свой «шиитский полумесяц». Так, иранцы сумели связаться через иракскую территорию с союзной Сирией, хотя до американского вторжения в Ирак иранцы были лишены хоть какой-либо возможности связи со своим единственным арабским союзником. Тем самым они наладили логистику поставок оружия, военных и наемников для поддержки Башара Асада в Сирии, а также ливанской «Хизбаллы».