Новости в советскую эпоху нормой стало

Подборка советских новостей 70х. Знаете, стоит погруженно посмотреть минут 15-20 эти редкие кадры, и в душе само пробуждается прозрение, которым хочется поделиться, высказать. Вот этот-то период фанаты СССР часто показывают как "нищету девяностых" — мол, в СССР было всё отлично, а потом стало плохо и появились талоны. 8 апреля 1987, «Литературная газета» По словам молодого московского инженера, «культ силы становится нормой для подростков».

4 вещи, за которые в СССР стыдили, а теперь считают нормой

11 мая 2023 года на базе МБУДО-РДДиЮ состоялся Слёт Советников Советского Района – СССР. Распад Советского Союза, образование отдельных государств спровоцировала фактически распад всей системы журналистики, которая существовала в рамках СССР. В перестроечную эпоху «Время» стали обвинять в тенденциозности, но сейчас стало ясно – так или иначе, любая программа на ТВ, имеющая отношение к политике, не является нейтральной и выражает ту или иную точку зрения. Обзор теленовостей, журналов и газет за май 1979 года в СССР.

Новости СССР listen online

Ностальгируем по Советскому Союзу на информационно-развлекательном портале новости онлайн, события, происшествия в СССР, ЧП, ДТП. Новости / Люди и события. 4 действия, которые сегодня являются нормой, а в советские времена считались постыдными. В межвоенный период радиовещание в СССР, как и в других странах, переживало время своего становления и поисков формы. Главная» Новости» Новости из ссср. Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости» (АПН). Распад Советского Союза, образование отдельных государств спровоцировала фактически распад всей системы журналистики, которая существовала в рамках СССР.

Продуктовый заказ

  • 25 лет спустя
  • Противоречия оттепели и их влияние на развитие духовной жизни
  • На сайте ведутся технические работы
  • Сайт об истории и не только
  • Содержание
  • Новости СССР listen online. Music

Была ли свобода информации в СССР?

Через четыре дня Горбачев обнародовал Указ об усилении рабочего контроля в целях наведения порядка в хранении, транспортировке и торговле продовольствием и товарами народного потребления. Умалатова была "зашикана" депутатами и на все время работы съезда превратилась в постоянный объект для иронических выпадов. Отметим, что это "зашикивание" было следствием не сервилизма, а изменения общественных настроений — время обвинений Горбачева "снизу" прошло. И не потому, что люди стали к нему относиться лучше: просто многие интуитивно ощутили или осознали в результате размышлений , что в развертывающейся игре он — уже не решающая фигура. При этом массовом "разбегании" люди, кажется, уже мало обращали внимание на протесты аналитиков, предупреждавших о катастрофических последствиях курса правительства: "Наша страна впервые подошла к тому рубежу, за которым лежит экономический хаос. Дефицит составит 250 млрд. А это сигнал приближающейся катастрофы, для описания последствий которой у нас не хватает слов. Поток пустых денег затопит нас, разрушив экономику окончательно"65.

Призывы к чрезвычайным мерам и предупреждения либеральных экономистов, похоже, доносятся до читателей как будто из другого мира. Если раньше на страницах газет разворачивались целые дискуссии, связанные с "острыми" выступлениями специалистов, то теперь газеты не публикуют никаких откликов читателей на "страшные" прогнозы. Более того, и сами журналисты, штатные аналитики избегают комментариев. Первая причина этой отстраненности — неверие людей в то, что правительство СССР способно хоть что-то исправить и что его поэтому есть смысл в чем бы то ни было убеждать. Приходится с глубокой горечью признать, что духовная мощь России погибла"66. Но такой "похоронный звон" для страны откровением не был: к осени подобные настроения, видимо, были приняты людьми как новые условия жизни. В октябрьской статье журналист и депутат Верховного Совета СССР Алла Ярошинская задается вопросом: что происходит в стране, есть ли хоть какая-то власть?

Торжество центристского сознания — наш завтрашний день"68. Это не очень аргументированное в статье положение можно рассматривать как реакцию на всеобщую индифферентность, угасание массовой политической активности. Удобное понятие "центризм" является эвфемизмом для обозначения общей апатии. Волки и овцы Именно осенью на страницах уральских районных газет появляются заявления о том, что "народ" вновь приносится "начальством" в жертву неведомой идее. Сутью этих заявлений была идея возвращения в утраченное и потому казавшееся прекрасным и хорошо приспособленным для жизни социалистическое прошлое. При этом "начальство" выглядело враждебным этой идее именно потому, что "попустительствовало" "перестроечному мусору" — например, в СМИ. Манипулятивные технологии, которые можно "вычислить" по публикациям осеннего времени, не очень отличаются от хорошо проверенных временем и эпохой "коллективных протестов" брежневской эпохи.

Сложность анализа в таком случае связана именно с "неразличимостью" самой материи таких выступлений. Кто это писал — "волки" или "овцы"? Сочинена публикация полностью по заказу в редакции либо искренне написана реальными "простыми людьми" но тоже по заказу или, лучше сказать, по "наущению"? Приведем в качестве примера текст, во многом подхватывающий идеи известного письма Н. Подобная программа не должна преобладать в нашей стране, пропагандирующей братство, солидарность людей всех национальностей, за лучшую жизнь трудящихся, за мир и счастье". Коммунисты просят ЦК КПСС — минуя руководство Гостелерадио — противопоставить этой "вакханалии" другие передачи, "правдиво", "документально" отражающие "жизнь страны". В финальной части обращения сказано: "Да, коммунисты делали все возможное для преодоления сложившихся обстоятельств в процессе построения социализма.

И не вина партии в том, что отдельные ее члены допускали ошибки. Ведь путь, по которому развивалось общество, неизведан. Любая цивилизация имела свои ошибки. В целом же КПСС вела массы на борьбу за лучшую жизнь народа. На современном этапе коммунисты в авангарде за стабилизацию хозяйства с последующим переходом к рыночным отношениям, за углубление процесса, дающего возможность быть хозяином страны каждого гражданина СССР". Редакция, кажется, не подвергла это обращение никакой правке — многочисленные грамматические ошибки оставлены в неприкосновенности. Несогласованность общего строя обращения, косноязычие изложения мыслей могут рассматриваться как знак поверхностности усвоения риторических фигур.

Но сам протест "простых сельских тружеников", проявившийся в одном конкретном требовании — транслировать передачи, альтернативные "Взгляду", наводит на размышления. Вероятно, обращение в "Советском селе" могло быть инспирировано челябинским обкомом по негласному указанию из Москвы или по собственной инициативе недаром же оно напечатано на первой странице в первую очередь для поддержки государственного давления на программу "Взгляд" и на поддерживавшие ее общественные круги. Связано это с тем, что в ноябре 1990 года после того, как главой Гостелерадио стал Л. Кравченко, резко усилилось давление на "Взгляд" и на историческую программу "Веди", которую делал "взглядовец" Дмитрий Захаров отчасти это было связано с тем, что все "взглядовцы", кроме Захарова, избрались в Верховный Совет РСФСР и выступали со все более антикоммунистических позиций, то есть превратились в политические фигуры; напомню, что "Взгляд" в декабре 1990 года фактически закрыли — до августовского путча 1991 года. Стиль обращения подтверждает, что авторство могло принадлежать самой редакции скорее всего, реальное письмо подверглось бы хотя бы минимальной правке. Но заметим, что "труженики села" кто-то из активистов — колхозников или пенсионеров могли написать такое обращение вполне искренне. Три главных "объекта" критики в письме — нападки на КПСС, "выигравшую войну", "секс" и "дикая музыка" — были беспроигрышными аргументами.

Тогда не так уж важно — кто писал и по чьему заказу. Важна нацеленность такого документа, определяемая как "сбор подписей" против "неуправляемых" и не подавляемых административно в силу отсутствия прежних механизмов "демократов". Для административного вмешательства нужны были аргументы. Обращение в "Советском селе" было одним из них. Несколькими днями раньше передовая статья, посвященная 73-й годовщине Октябрьской революции в том же "Советском селе" завершалась утверждением: "И есть основания утверждать, что в СССР, в частности, мы имеем дело с кризисом, обещающим не закат, а обновление и возрождение общества на основе современного понимания сущности социализма как великой идеи"71. Упрямое представление о том, что "мы живем при социализме", правда, немного трансформирующемся, можно рассматривать как один из главных способов адаптации к изменившимся условиям. Морковь вы не узнаете Чем локальнее статус газеты, тем она ближе к проблемам своих читателей и дальше от правительственного кризиса.

Поэтому в районных газетах ярче прослеживается массовый переход к тактике выживания, резкое снижение политической активности и падение доверия людей к властным институциям. И вновь директор к зданью новой школы Спешит взглянуть — растут ли этажи? Душа звенит, играя каждой стрункой, Как дышится спокойно и легко! На сонной ферме белопенной струйкой Ударилось в бидоны молоко72. В той же газете через неделю с небольшим опубликована заметка директрисы сельской школы: "73-ю годовщину Великого Октября ученики Лейпцигской средней школы здесь Лейпциг — село в Челябинской области. Накануне мы провели школьный праздник урожая. А это действительно было праздником всей школы, так как наши ученики летом работали комбайнерами, занимались ремонтом школы, выращивали овощи на школьном огороде.

Все они станут в ноябре уже не просто школьниками, а октябрятами. Идет в школе репетиция праздничного концерта. С ним наши дети выступят на торжественном собрании колхозников, посвященном Октябрю…"73 Общая риторика этого сообщения как и стихотворения Пряникова неотличима от риторики брежневских времен. Кажется, что и поэт, и директор, и даже средняя школа села Лейпциг живут в условиях развитого социализма. За этим стоит самая распространенная адаптивная реакция второй половины 1990 года — закрыть глаза на все перемены, создать себе условный неизменный мир, тем самым сохраняя устойчивость реакций и ощущение стабильности. В таком случае перемены признаются, признается и сложность условий жизни, однако в противовес этому выдвигается чувство гордости за советский режим, отражающее модели поведения, зафиксированные в стихах Маяковского "у советских — собственная гордость…". В таком случае врагом оказывается новый строй и его представители, которые объявляются "буржуями".

Так, в Свердловске 8 октября начинается всеобщее обсуждение проекта смены названия города — за возвращение исторического имени Екатеринбург. Противники переименования апеллировали к чисто "хозяйственному" возмущению "что, не знаете, куда миллионы потратить? Более развернутая мотивировка высказана в письме читателя газеты "Рабочее слово" М. Он отмечает, что не понимает, какая именно Екатерина будет увековечена в названии, но точно знает, что одна из них продала Аляску, а другая известна своим легким поведением. Какая именно Екатерина "продала Аляску" составлявшую, видимо, предмет национальной гордости М. Другой пример отторжения новой реальности — рассказы о поездках за границу. Рассказы путешественников, вновь открывавших для себя мир после десятилетий закрытости, — обширные очерки, газеты отдают под них иногда несколько подвалов, так как интерес к другим странам очень велик.

В "Советском селе" тоже печатается такой "многосерийный" очерк, отметим реакцию жителя российской провинции на продуктовое изобилие: "Хорошо вам готовить пищу при таком выборе. А вот вы попробуйте из одной серой вермишели так приготовить, что пальчики оближешь! Обычно смягчается мотивами трагической вины обреченности на ошибки. Избавление от прошлого позволяет человеку приспосабливаться к среде по правилам, игнорирующим прежние идеалы как иллюзии. Так, "Златоустовский рабочий" 7 ноября на полутора полосах печатает поэму Владимира Суслова "Сказ без прикрас о партийных вождях и немножко о нас: Точка зрения". Поэма прерывается фрагментами статьи И.

Собаки рычат, воют, детишки плачут, кричат... Одно недоразумение... Несмотря на это, суд нашел иск доказанным и постановил: выселить собак ответчика. Рекламные объявления в газете "Правда. В ней еще уживались рядом бурлящая Сухаревка, с ее бесконечными палатками, ларями и лавками и комсомольские клубы в бывших купеческих особняках, сверкавшие свежим лаком вывесок магазины и конторы первых нэпманов и аудитории рабфака имени Покровского на Моховой, где вчерашние токари, слесари и машинисты спешно готовились к поступлению в университет; огромная черная вывеска московского клуба анархистов на Тверской "Анархия - мать порядка" и замысловатая живопись в кафе "Стойло Пегаса" на углу Страстной площади, где читали очень разношерстной и не очень трезвой публике свои стихи поэты-имажинисты. Лев Шейнин, писатель, 1923 г. Кустарная промышленность Из доклада А. Рыкова на XIII Всероссийском съезде Советов По отношению к кустарной промышленности у некоторых товарищей установилась совершенно неправильная точка зрения, характеризующаяся недооценкой значения и роли этой промышленности в системе народного хозяйства. Я помню, на какой-то выставке одно время висел плакат: кустарь - враг - не помню хорошо, - не то народа, не то промышленности. То и другое утверждение - величайшая глупость. Кустарные промыслы кормят громадные массы крестьянского населения. Если мы недостаточно помогаем кустарям, то это результат неправильной точки зрения... Отпуска предоставлялись на 1,5-3 месяца заключенным, представившим ходатайство исполкомов об отпуске их на с.

Мы много бегали по улицам. Весенние ручьи, которые бежали по дорогам, были такие чистые, что в них пускали кораблики и даже мыли руки. Не представляю, как это можно делать сейчас", — добавил пенсионер. Отношения между людьми, по мнению Соколова, тоже были более теплыми, открытыми. Граждане той эпохи до сих пор дружат со своими бывшими одноклассниками. Они общаются искренне, с неподдельным интересом, стараются по мере возможностей поддерживать друг друга. Таким товарищам можно в любое время позвонить и излить душу. Женщины не употребляли бранных слов и вели себя весьма скромно. Пенсионерка Эльвира Крицына также считает, что культура поведения во второй половине XX века была гораздо выше, чем теперь. В присутствии женщин и детей в общественных местах не принято было использовать нецензурную лексику. Подростки не употребляли грубых слов прямо на улице, как это происходит сейчас. Эльвира Крицына пенсионерка При этом люди, разумеется, не были идеальными, но старались соблюдать нормы приличия, не выставляли напоказ худшие стороны своего характера. О правилах поведения часто говорилось на собраниях в школах и трудовых коллективах, доклады на эту тему звучали в лекториях.

Какие объявления о знакомствах давали в советские газеты «Любовь к песне, искусству характерны для привлекательной блондинки 48 лет рост 158 см , живущей в Москве с мамой в однокомнатной квартире, но это не мешает ее увлечению вязанием, кулинарией, что должно быть оценено будущим супругом, желательно мужественной профессии». Так, в 1926 году писали , что если в семье нет одного из родителей, государство берет на себя его финансовые обязательства. А уже в 1936 году скрывающиеся от алиментов превратились в настоящих монстров и героев сатиры. То есть у одного человека первый ребенок мог родиться, когда о его судьбе можно было не беспокоиться, а второй — когда из-за такого же отношения к детям он становился преступником. У людей просто не существовало такого понятия, как неприкосновенность частной жизни. Власть вмешивалась абсолютно во все ее аспекты и находила этому объяснение: удовлетворяй мужа раз в 7—10 дней , потому что коммунистка; роди , потому что этого требует партия; воспитывай, как сказал Макаренко; отпусти ребенка на войну, потому что это твой долг. Право на сексуальность существовало только в первые годы СССР, затем отобрали и его. Из прессы исчезают темы о менструации, а разговоры о «половой жизни» полностью поглощаются медицинскими статьями о том, «как жить, чтобы быть плодоноснее». Будут приняты во внимание также письма из Житомира». В 1984 году в Москве треть мужчин и женщин в возрасте от 18 до 30 лет оказались одинокими. А в целом по стране людей брачного возраста, не состоящих в браке, стало более 40 миллионов. Молодые люди СССР перестали строить отношения, а разведенные не заводили новых. Люди не умели говорить друг с другом об ожиданиях и потребностях, а также мало кто получал удовольствие от секса и прорабатывал свои детские травмы. Разорвать брак, который не приносит ничего хорошего, стало самым простым решением. В 80-х годах о психологических проблемах населения стали писать психотерапевты в отдельной рубрике «Работницы», где разбирали «типичные» обращения граждан. Правда, разговор с обществом через прессу велся в консервативном традиционалистском ключе: «Психологический климат семьи — это главным образом женское дело»«В поисках совместимости», «Работница», 1987 год. По сравнению с этим «мужской разговор» выглядит откровением: «Что ж, девушки, жены, матери — они вправе предъявить нам свой счет. Но они ведут разговор со своей позиции: какими ОНИ хотят нас видеть, как ИМ хотелось бы, чтобы мы себя вели. Что ж, наверное, и вправду настало время для серьезного мужского разговора. Чего МЫ сами, мужчины, ждем от себя? Что считаем достойным своего мужского имени, что — нет? Для тех, кто не мог пойти к только набирающим популярность и еще малочисленным психотерапевтам, открылся телефон доверия. По телефону доверия обращались с тысячами вопросов: «Почему жена не избавит меня от гиперопеки моей матери? В целом психотерапевты были настроены оптимистично, они пришли в выводу, что повальное одиночество — это нормальная эволюция взаимоотношений: «Было время, когда вне семьи человеку трудно было прожить. А психологические потребности супругов — в моральной и эмоциональной поддержке, в тесном общении, в развитии личности — жизнь отодвигала на задний план. В наши же дни житейские проблемы уже не так сплачивают людей. Прожить можно и друг без друга. Но зато в каждом современном человеке необычайно возросла потребность быть понятым». Теперь журнал дает домашнюю работу — просит ответить на вопросы анкеты и «подумать, зачем вы друг другу». Как менялось отношение к сексу в России за последние 100 лет Письмо вместо психотерапии Пока малочисленная часть населения решила все-таки заняться психотерапией, чтобы разобраться в себе, остальные люди стали просто писать в газеты: о ссорах с партнерами, о детях, о счастье, об одиночестве. Опубликованное письмо, в котором девушка рассказывает о ссоре с парнем и просит совета, собирает 2000 отзывов.

"Ихние собаки едят, видите ли, котлеты..."

Оно принимало самые разные формы и масштабы: от массового вооруженного сопротивления крестьянских восстаний 1920-х — начала 1930-х, партизанских войн в Западной Украине и балтийских республиках во второй половине 1940-х — начале 1950-х до «катакомбного» инакомыслия одиночек, реализовывавшегося в тайном литературном творчестве, в частной переписке, в дневниковых записях и приватных разговорах, от отказа ряда религиозных общин подчиняться диктату атеистической власти до деятельности оппозиционных группировок внутри самой правящей партии. Мы склонны полагать, что между какими-либо коллективными формами сопротивления государственному насилию сталинской эпохи и возникновением диссидентского сообщества в 1960-е не прослеживается никакой заметной преемственности. Истоки диссидентства следует искать в иных историко-культурных контекстах. На наш взгляд, таким контекстом является интеллектуальное, культурное, а иногда и политическое свободомыслие, распространившееся среди интеллигентной молодежи в 1940-е и особенно заметно проявлявшееся в студенческой среде. Значительная часть послевоенного советского студенчества уже не принимала «советскую действительность» либо отдельные ее аспекты. Свободомыслие 1940-х особенно интересно тем, что его носителем стало поколение, уже полностью сформированное советским воспитанием, советской литературой, советской политической пропагандой. Оно возникло автохтонно, без видимых внешних влияний кроме, быть может, краткого опыта знакомства с Европой у фронтовиков, — но какой набор европейских ценностей могла представить победителям страна поверженного нацизма? Оно зародилось внутри замкнутого и, казалось бы, самодостаточного мифа, порвавшего всякую связь и с внешним миром, и с прежней культурно-исторической традицией. Иногда оно продуцировалось культурными или нравственными семейными традициями, но чаще возникало спонтанно, в результате индивидуальных духовных исканий и критического переосмысления пресловутой «советской действительности». Но это уже было не то «инакомыслие одиночек», о котором говорилось выше. Оно вышло из катакомбного разъединения и требовало каких-то форм самореализации.

Крайним проявлением вольномыслия молодежи 1940-х стали подпольные политические кружки. Кое о каких из них мы знаем из мемуарной литературы или из случайных упоминаний в современной печати. Можно с уверенностью говорить о десятках таких кружков численностью от двух-трех до десяти-пятнадцати человек. А это уже социальное явление. Кто были эти молодые люди? Студенты или даже школьники-старшеклассники, по преимуществу дети из интеллигентных семей, в том числе и из партийной интеллигенции; иногда но не обязательно дети репрессированных. Идеология этих «подпольщиков» могла быть разной, но большинство из них, по-видимому, определяли себя как «истинных ленинцев» и мечтали освободить страну от сталинской тирании, чтобы вернуть ее на «ленинский путь». Для этого они изучали труды классиков марксизма: писали конспекты, сочиняли рефераты, устраивали обсуждения прочитанного и сочиненного. Придумывались политические программы, детские, наивные — сегодня их даже неловко читать; но за эти полудетские игры жестоко сажали, и известны случаи расстрелов по таким делам. Однако подпольные кружки — это крайний и нечастый случай.

Гораздо более серьезную роль в становлении инакомыслия сыграло этическое и эстетическое неприятие режима, складывавшееся в послевоенный период как реакция на «завинчивание гаек», предпринятое Сталиным в политико-культурной сфере после окончания войны Постановление Оргбюро ЦК ВКП б от 14. Это неприятие проявлялось в отношении к официальным мероприятиям, в дружеских разговорах, неортодоксальных литературных увлечениях, бытовом поведении. Новое мировоззрение рождалось в той же среде, что и подпольные группы, но центрами кристаллизации этого мировоззрения были не законспирированные кружки, а стихийно складывавшиеся студенческие компании. И признаком принадлежности к этим компаниям было не конспектирование «Государства и революции», а культурные предпочтения: «своего» отличали от «чужого» не по политическим взглядам, а по отношению к запрещенным или полузапретным поэтам, современной живописи и т. Отношение к официозу выражалось не столько в прямой полемике с ним, сколько в отторжении от него, иронии, скепсисе, осторожных шутках, интересе к иным философским системам например, к эзотерическому знанию. Если же прямая полемика и возникала, то она чаще всего принимала художественную форму. Это, разумеется, не гарантировало от ареста в случае, если вольнодумные литературные упражнения становились известными госбезопасности: так случилось с Аркадием Белинковым, Борисом Чичибабиным, Наумом Коржавиным, Александром Есениным-Вольпиным и некоторыми другими молодыми литераторами. Может быть, уместнее говорить даже не о наследии, а о продолжении судеб: многие из людей, вокруг которых складывалось диссидентское сообщество в те годы, когда «диссидентство» переставало быть судьбой немногих одиночек и становилось заметным культурным, социальным и политическим явлением, — не те ли же самые вольнодумцы послевоенной эпохи, только на 10—20 лет старше? Да, это так, конечно, но в течение этих 10—20 лет в жизни страны происходили важные процессы, сформировавшие или изменившие менталитет не одного этого поколения.

К этому времени центральное телевидение вещало по четырем каналам. Свои телевизионные центры были открыты и в союзных республиках. Они не только ретранслировали центральные передачи, но и организовывали вещание местных каналов на языках титульных народов. Первоначально телевидение передавало журналы, развлекательные и спортивные передачи, кинофильмы и мультфильмы, новости, потом перешло к специализированным выпускам для детей, любителей музыки, женщин, сельских жителей, обзоры культурной и научной жизни. Первоначально телевизионные фильмы были односерийными, по-существу, съемками телекамерой небольших пьес, с минимумом декораций и костюмов. Такими были фильмы «Моцарт и Сальери» 1962 , «Аппасионата» 1963 , «Душечка» 1966 , «Юрий Гагарин» 1969 , «Безумный день, или женитьба Фигаро» 1974 , «Соломенная шляпка» 1974 , «Здравствуйте, я ваша тетя! Многие телефильмы снимали по произведениям классиков зарубежной литературы, знакомя таким образом с ними широкую телеаудиторию. После 1967 г. Именно тогда появились такие сериалы, как «Адъютант его превосходительства» 1969 , «Семнадцать мгновений весны» 1973 , «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979-1986. Эти фильмы были любимы советскими зрителями, их с удовольствием просматривали не один раз. Развитие техники позволило делать телевизионные репортажи с прямым включением, телевизионные концерты. Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. Основной передачей, которая несла идеологический заряд, были непродолжительные последние новости, которые шли около 10 минут в формате зачитывания диктором новостей. В 1968 г. Отдельно готовилась аналитическая передача, обычно она шла раз в неделю, и главное в ней было уже комментарии ведущего. Это тоже была недоступная для кинематографа форма коммуникации со зрителем. Он мог себе позволить только документальные хроники с закадровым комментарием, и выпуски делались раз в месяц, редко раз в две недели. На советском телевидении практически все передачи давались в записи, что позволяло контролировать их содержание. Однако это существенно снижало интерес к передачам, которые приобретали характер отыгранных спектаклей. Удачными идеологическими проектами на телевидении были документальные фильмы: 50-серийная лента «Летопись полувека» и 60-серийный фильм «Наша биография». Формальный, тяжелый формат такого рода передач удачно дополняли живые авторские передачи. Эти передачи вели: ученый П. Капица, литературовед И. Андроников, писатель А. Каплер, журналистка А. Мелик-Пашаева, ведущая «Музыкального киоска» Э. Беляева, режиссер В. Шнейдеров, рассказчик С. Смирнов, дикторы И. Кириллов, Н. Бодрова, В. Они поддерживали привлекательность телевидения, делали его одним из центральных институтов формирования советского человека.

Предыстория: Вдруг завалялось? Эту технику из СССР сейчас купят за бешеные деньги В советскую эпоху было множество слов, которые использовала молодёжь, стремясь выделиться и быть непонятой старшим поколением.

На сонной ферме белопенной струйкой Ударилось в бидоны молоко72. В той же газете через неделю с небольшим опубликована заметка директрисы сельской школы: "73-ю годовщину Великого Октября ученики Лейпцигской средней школы здесь Лейпциг — село в Челябинской области. Накануне мы провели школьный праздник урожая. А это действительно было праздником всей школы, так как наши ученики летом работали комбайнерами, занимались ремонтом школы, выращивали овощи на школьном огороде. Все они станут в ноябре уже не просто школьниками, а октябрятами. Идет в школе репетиция праздничного концерта. С ним наши дети выступят на торжественном собрании колхозников, посвященном Октябрю…"73 Общая риторика этого сообщения как и стихотворения Пряникова неотличима от риторики брежневских времен. Кажется, что и поэт, и директор, и даже средняя школа села Лейпциг живут в условиях развитого социализма. За этим стоит самая распространенная адаптивная реакция второй половины 1990 года — закрыть глаза на все перемены, создать себе условный неизменный мир, тем самым сохраняя устойчивость реакций и ощущение стабильности. В таком случае перемены признаются, признается и сложность условий жизни, однако в противовес этому выдвигается чувство гордости за советский режим, отражающее модели поведения, зафиксированные в стихах Маяковского "у советских — собственная гордость…". В таком случае врагом оказывается новый строй и его представители, которые объявляются "буржуями". Так, в Свердловске 8 октября начинается всеобщее обсуждение проекта смены названия города — за возвращение исторического имени Екатеринбург. Противники переименования апеллировали к чисто "хозяйственному" возмущению "что, не знаете, куда миллионы потратить? Более развернутая мотивировка высказана в письме читателя газеты "Рабочее слово" М. Он отмечает, что не понимает, какая именно Екатерина будет увековечена в названии, но точно знает, что одна из них продала Аляску, а другая известна своим легким поведением. Какая именно Екатерина "продала Аляску" составлявшую, видимо, предмет национальной гордости М. Другой пример отторжения новой реальности — рассказы о поездках за границу. Рассказы путешественников, вновь открывавших для себя мир после десятилетий закрытости, — обширные очерки, газеты отдают под них иногда несколько подвалов, так как интерес к другим странам очень велик. В "Советском селе" тоже печатается такой "многосерийный" очерк, отметим реакцию жителя российской провинции на продуктовое изобилие: "Хорошо вам готовить пищу при таком выборе. А вот вы попробуйте из одной серой вермишели так приготовить, что пальчики оближешь! Обычно смягчается мотивами трагической вины обреченности на ошибки. Избавление от прошлого позволяет человеку приспосабливаться к среде по правилам, игнорирующим прежние идеалы как иллюзии. Так, "Златоустовский рабочий" 7 ноября на полутора полосах печатает поэму Владимира Суслова "Сказ без прикрас о партийных вождях и немножко о нас: Точка зрения". Поэма прерывается фрагментами статьи И. Сталина "Головокружение от успехов", речи Н. Хрущева на XXII съезде партии и др. Издевки автора, как и в поэме "По праву памяти" 1969 76 Александра Твардовского, густо сдобрены саморазоблачительным "мы". Автор не противопоставляет себя "врагам-коммунистам", он ощущает вовлеченность всех в одно общее деяние. Единственный выход — разрыв этой дурной бесконечности, отказ от надежд на возвращение социализма в любом обличье. Анализируя современную ситуацию, автор замечает: Все испробовали в жизни, Все как есть, ни дать ни взять. И чего на коммунизме Нас заклинило опять? Очевидно, что этот пассаж продиктован прочно витающими в воздухе идеями "возврата к прошлому" вопреки лозунгу-заклинанию "возврата к прошлому нет и не будет" — под прошлым в этом заклинании подразумевалась советская, "административно-командная" система. Поэтому задача его — предотвратить такой возврат, остановить людей, заставить их взглянуть на прошлое без идеализации и приукрашивания. Эту тактику можно было бы прокомментировать как надежду на "изгнание" коммунистической идеологии из общества если убрать всех коммунистов и перестать надеяться на них, то можно чего-нибудь добиться. Действия Суслова соотносимы с "пропедевтическими" целями Достоевского в "Бесах" — показать обществу ту бездну, куда зовут новые идеологи, отринуть этих идеологов от своего сознания, очиститься. Только у Суслова "бесы" "старые", хорошо известные, предсказуемые, а потому и стоит только удивляться, по мысли автора, почему люди все еще верят им, на что-то надеются. Кстати, материалы о демонстрации 7 ноября в Златоусте вышли под общей "шапкой" "Серый Октябрь". Это полное исключение из жизни политических тревог и "проклятых вопросов бытия" и сосредоточение на физическом выживании. Например, в "Советском селе" в связи с кризисом табачных изделий печатается заметка врача о прекрасном поводе бросить курить, воспользовавшись этим дефицитом. Тот же "Златоустовский рабочий" выпускает в декабре приложение под лозунгом: "Ни слова о политике! Редактор отмечает, что раньше журналисты газеты стремились рассказать читателям об интересных рецептах иностранной кухни, объясняли значение неизвестных слов — например, "брокколи" или "авокадо", а теперь "дай бог, как говорится, такие слова, как молоко, мясо, сахар не забыть". Поэтому читателям предлагаются рецепты только из тех продуктов, которые они могут раздобыть. Например, морковный торт. Приготовление: Разотрите сахар с яйцами. Растопите маргарин. Смешайте все продукты, замесите тесто, но некрутое. Испеките три-четыре коржа, смажьте их сметанным кремом или вареньем. Морковь вы не узнаете". К новогоднему столу предлагается также салат из сырого лука: одна луковица средних размеров, большое яблоко или средний соленый огурец, лимонный сок по вкусу, 3 столовых ложки подсолнечного масла или 5 ложек сметаны , половина чайной ложки горчицы… ИТОГИ ГОДА. Газетный текст превращается в документ, фиксирующий главные этапы разочарования и, наконец, распространившуюся в обществе политическую апатию. Остается ответить на вопрос, почему газета не превратилась в грамотного помощника "перестраивающегося" читателя, готового к новому типу жизни, расстающегося с социалистической коллективистской моделью. Ответ прост: газеты, ориентированные на советскую модель отражения действительности, в принципе не могли освоить тему богатства и возможных путей к достижению собственного благополучия. Правда, и всеобщая разруха — не лучшая площадка для личных инициатив. Рассказы о кооператорах и арендаторах, скорее, печально констатируют безуспешность этих попыток, а формы труда на большинстве предприятий остаются на уровне "планового хозяйства". В "Известиях" М. Петров пишет: "Каждый новый шаг к экономической самостоятельности предприятия ли, кооператива или частного хозяина приближает нас всех к достатку. Когда в результате трудов праведных богатеет один человек — богаче становится и страна"77. Эти заявления странно выглядят в голодном ноябре 1990-го, но само появление такой статьи симптоматично. Именно в 1990 году развивается столь тонкая и случайная в предшествующие три года сфера отечественного капитализма. Но для миллионов читателей газет богатство прочно ассоциируется с воровством. Поэтому дорога к утверждению грамотных механизмов в экономике оказывается слишком трудной и извилистой. Богатая и процветающая страна — мечта каждого — должна, согласно чаяниям, возродиться из пепла по мановению чьей-то умной руки. При этом богатство это должно быть равномерно распределенным, равновеликим. Газеты не берут интервью у предпринимателей, не рискуют нервировать своего читателя, предпочитают обсуждать тему талонов на масло и яйца, стиральный порошок и мыло. Устремленность газетного текста к бедным, муссирование темы падения жизненного уровня и может рассматриваться как главный итог 1990 года. Консервация тактики выживания, возведение ее в единственно возможный образец — это и есть срез общественных настроений и во многом сценарий дальнейшего развития страны. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 1917-1922 гг. Цитаты приводятся с сохранением грамматических особенностей источника. На трубе так называемого продуктопровода "Западная Сибирь — Урал — Поволжье", по которому транспортировали сжиженную газобензиновую смесь, образовалась узкая щель длиной 1,7 метра. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий идущий из трубы газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль в 11 километрах от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирии. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным, погибло 573 человека по другим данным — 645 , 623 стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения. Мощность взрыва была оценена экспертами в 300 тонн в тротиловом эквиваленте. Было разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 гектаров. Продуктопровод был сдан в эксплуатацию в 1985 году.

ВОПРОСЫ СССР

Не карточки, так талоны: как жили в СССР в эпоху вечного дефицита 22 апреля) стал Днём советской печати.
В советскую эпоху нормой стало строительство жилых домов егэ ответы уверяют нас со страниц газет, интернет сайтов и в телевизионном эфире граждане с.
Цифровые архивы газет Гласность в СССР, политический курс периода перестройки, направленный на повышение открытости в отношениях власти и общества, реализацию свободы.
Советские газеты В советскую эпоху было множество слов, которые использовала молодёжь, стремясь выделиться и быть непонятой старшим поколением.

"Ихние собаки едят, видите ли, котлеты..."

Он стал очень популярным в конце 1980-х годов как в Советском Союзе, так и за рубежом. Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. На одного советского гражданина выделялась определенная норма, которую превысить было нельзя.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий