СВЯТКИ — время от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью — в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе. Святки отмечаются в период между Рождеством Христовым и Крещением, длятся они 12 дней и в 2022 году пройдут в период между 6 и 19 января. Святки начинаются не утром или днем 6 января, а только с наступлением сумеречного периода и первой на небосклоне звезды.
Сообщить об опечатке
- Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать
- Святки – что это за праздник
- История празднования Святок
- Святые дни между праздниками Рождества и Крещения
Сегодня начинаются Святки:что это - традиции празднования
Отлучение от Причастия - наказание жестокое, особенно если оно на шесть лет, но, похоже, это мало кого останавливало. В народе придумали поверье: если на Крещение окунуться в прорубь, вырубленную в форме креста, то с тебя будут смыты все грехи святочного загула. И все же Церковь пыталась не запретить, а просто обуздать неуемное желание радоваться, понимая, что безграничное веселье приводит к разнузданности. А от разнузданности один шаг до непотребства. В своем идеале Церковь всегда защищает человека - в том числе и от самого себя, от тех страстей и стихий, которые в нем живут. Ведь она и знает-то об этих страстях и стихиях гораздо больше, чем сам человек - еще бы! При этом, как заметил знаменитый святой XIX века митрополит Московский Филарет, "Дух Христов не враг благозаконных радостей", но именно "благозаконных". Смотрите, как была организована жизнь верующего: сначала мы готовимся телесно, духовно к празднику Рождества долгим сорокадневным постом.
Так человек вводится в духовное напряжение праздника. Потом вот он, праздник - Рождество Христово, кульминация духовного и физического движения человека туда, вверх, максимальная высота напряжения. Что дальше? Церковь не бросает человека наедине на этом пике. Понимая, что даже очистившись покаянием в пост, он все равно всегда игрушка страстей. Поэтому Церковь, тоже постепенно, выводит человека из праздника. Ведет человека и в его радости.
Подписаться Святки - веселый народный праздник, который длится с Рождества до Крещения Господня У православных Святки начинаются 7 января и заканчиваются 18 января - в Крещенский Сочельник — в этот период, по церковному уставу, поста нет. Какие обычаи и приметы связаны с праздником, а также что можно и нельзя делать на Святки, читайте в материале Sputnik Грузия. Традиции и обычаи В старину, на Святки помогали бедным и немощным, а также, по традиции, обменивались подарками. Обычай на Святки дарить подарки восходит к событиям Вифлеемской ночи, когда волхвы в дар новорожденному Спасителю принесли золото, ладан и смирну. На Святки, по обычаю, готовили вкусные угощения и накрывали праздничные столы.
Блюд обязательно должно было быть 12 — по числу апостолов. В праздник дети и молодежь занимались колядованием — наряжаясь в различные костюмы, ходили в гости к односельчанам с большой самодельной рождественской звездой и распевали колядки — духовные песенки, посвященные Рождеству. Со Святками связано много обычаев и примет, в том числе и подкладывать монетку в праздничный пирог - кому попадется счастливая монетка, тот весь год будет удачлив.
День, когда следует провести уборку и приготовить 12 блюд на ужин, символизирующих 12 апостолов и месяцы в году.
В этот день принято посещать храм и устраивать пышный праздничный стол. Время для приготовления мясных блюд, символизирующих изобилие. День для избавления от старого и проведения ритуалов по очищению дома. Верующие запасаются святой водой и купаются в проруби.
День, когда особенно важно избегать споров, ссор и тяжелой работы. Первое упоминание о Святках датируется IV веком нашей эры. О них в своих трудах писал богослов Ефрем Сирин. Во время Святок важно, чтобы хорошее настроение было у всех, поэтому в древности верующие приносили угощения в тюрьмы и больницы, а также помогали бедным.
Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей!
Борис Зворыкин. Рождественская открытка. Источник: wikimedia. Как отголоски язычества сохранились колядки и гадания. Церковь не одобряет обращение к потусторонним силам, готовым открыть тайны будущего. Однако запреты и по сей день не останавливают девушек, желающих узнать имя суженого. Ряжение также считалось предосудительным. Так, в 680 году на VI Вселенском соборе в Константинополе постановили отвергать «пляски и обряды» и осуждать тех, кто наряжается и надевает маски. За гадание и вовсе предлагалось отлучать от таинства причастия на шесть лет. На Руси первое время церковь пыталась бороться с колядой.
Но молодежь продолжала из года в год на Святки надевать маски, льняные бороды, вывернутые наизнанку старые тулупы и ходить по домам. Колядующие в наши дни. Служители церкви даже сочинили особые колядные песни во славу Христа. Днем дети и подростки ходили по домам с самодельной звездой и славили Рождество. Ряженые при этом никуда не делись — их выход начинался с заходом солнца. Так соседствовали языческие и христианские обычаи. Святочные увеселения на Руси Во время святочных игр и забав парни и девушки нередко находили себе пару. На Святки венчаться запрещалось, но после Крещения свадьбы играли одну за другой. Вечерами обычно собирались в просторной избе. Хозяева посылали нарочных, обычно пожилых женщин, ходить по селу и приглашать девушек на посиделки.
Заходя в дом, они говорили: «Если милости вашей не оскорбительно, просят пожаловать с братцем». Гостей угощали, наливали им чарку вина, старались разузнать, кто еще приглашен из молодых. Если подходящей избы не находилось, собирались по очереди в домах девушек. Подходили часам к 5-6 вечера. Парни и девушки водили хороводы, пели, играли. Веселье продолжалось до ночи. В какой-то момент в избе появлялась компания ряженых. Они устраивали забавы, в которые вовлекали всех присутствующих.
Запреты во время Святок:
- Рождественские святки: когда, сколько длятся, традиции. Что можно и нельзя делать в Святки?
- Что такое Святки и когда они начинаются? Традиции, гадания на суженого на Святки
- Святки — Карта знаний
- У россиян начинаются Святки
- 2. Ряженые, середина 1910-х гг. Сергей Судейкин.
- Рождественские Святки-2024: в каких числах, история, традиции и гадания: Общество: Россия:
Святки: что это за праздник, традиции и обычаи
«» рассказывает, на какие даты приходятся рождественские Святки в 2024 году, какие традиции и обряды связаны с этими днями, и почему именно на Святки на Руси было принято гадать. Мы расскажем, когда начинаются Святки в 2023 году и как их принято праздновать согласно традициям наших предков. Когда начинаются Святки в 2023 году По церковному календарю Святки начинаются 6 января, накануне Рождества Христова. Время Святок – это пограничный период, когда солнце поворачивается с зимы на лето, световой день начинает прибавляться, а ночь убывать. В дни между Рождеством и Крещением православные верующие отмечают Рождественские святки.
Святки (Святочная неделя)
Рождественские Святки-2024: в каких числах, история, традиции и гадания: Общество: Россия: | Праздник зимние Святки: что это такое, когда начинается и что значит название. |
Святки — Карта знаний | Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать" в ленте новостей на сайте |
Когда начинаются Святки в 2023 году | | Когда начинались и заканчивались святки на Руси. |
Что такое Святки и когда они начинаются? Традиции, гадания на суженого на Святки | Как на Руси отмечали Святки. У православных христиан начинается святочный период, который продлится до 19 января. Это время необычных традиций. О самых популярных — в материале РИА Новости. |
Что нельзя делать на Святки 2022: приметы и обычаи праздника
Святки изобилуют народными традициями, приметами и запретами, которые передаются из поколения в поколение и призваны привлечь удачу, здоровье и благополучие в новом году. Подробнее о том, что нельзя делать с 7 января по 19 во время Святок, — в материале в Крещенский Сочельник – в этот период, по церковному уставу, поста нет. Узнайте, какого числа будут Святки в 2024 году, историю и точную дату праздника, традиции, приметы и поверья, что принято делать в это время в каждый из дней. Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника (с 7 по 17 января 2025 года включительно).
Святки после Рождества: когда будут в 2022 году и можно ли гадать и играть свадьбы в это время
Причем причины запрета были не столько богословскими, сколько вызваны практической необходимостью: сами гуляния и связанные с ними разнузданность, анархия рассматривались как общественно опасные. Особенно обратим внимание на следующие слова: «Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков» правило 61 и «Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических» правило 62. Гадания Распространен предосудительный обычай гаданий во время Святок о судьбе, о будущем супруге и пр. Понятно, что любые гадания являются языческими обычаями, связанными с волхованием и общением с нечистыми духами, потому ни в коем случае не приемлемы для христиан.
Цитаты о святках «Дух Христов, — по замечанию святителя Филарета Дроздова , — не враг благозаконных радостей»; в невинных играх и забавах отдыхает душа, истомленная: шумом суеты, поддерживается и питается чувство дружбы среди людей; с христианской точки зрения дозволительны игры и развлечения, которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого достоинства. Но нужно твердо помнить, что «где нега и роскошь, как учит св.
Есть мнение, что на Руси это слово имело особое значение — "душа предков". Первое упоминание о Святках встречается в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в 373 году. А в 567 году церковь официально объявила следующие 12 дней от Рождества Христова праздничными. В это время принято славить Рождество и Господа, пославшего людям Спасителя.
Во всем мире верующие посещают богослужения, раздают подаяния нуждающимся и дарят подарки детям. Древний славянский бог Коляда олицетворял начало новой жизни и обновление природы. С приходом православия в колядках стали упоминать Иисуса Христа и восхвалять его. В ночь на Коляду на Руси устраивали шумные пляски, пели песни, разжигали костры и катили с горы горящее колесо. Дети и взрослые, наряженные в костюмы медведя, кикиморы или бродяги, ходили из одной избы в другую, пели праздничные колядки и требовали угощений. Свечи В период Святок дома украшали свечами, их свет символизировал самого Христа.
Крестьяне раскладывали по полу солому, а в красный угол избы ставили сноп. Если во дворе росли фруктовые деревья, их обвязывали праздничными ленточками. Славяне верили, что эти нехитрые обряды принесут в дом счастье и достаток. Гадания В пору Святок было принято гадать на любовь, урожай, семью и будущее. В древности этим занимались языческие жрецы, а со временем гадание стало, в основном, девичьей забавой. В православном мире гадание всегда считалось грехом.
Несмотря на это, люди не оставляли попыток приоткрыть завесу будущего. Были распространены такие виды гадания: На Святки молодые девушки гадали на любовь по воску, яблокам и зеркалу.
Пришедши под окны дома, сперва поют они тропарь и кондак празднику, а затем виноградье; между тем звезда беспрестанно круговращается. Пропев виноградье, поздравляют хозяина и хозяйку с праздником, наконец восклицают: на славу Божию; этим они просят себе подачи. Тогда хозяин приказывает одному из славильщиков войти к себе и дает ему денег». Колядовщиков нередко сопровождала толпа любопытствующих.
Остроты, пение, сценки исполнителей, как и реакция хозяев, их угощение — все подлежало оценке зрителей, а значит, и общественного мнения селения. Оценивалось мастерство исполнителей, их юмор, щедрость или скупость хозяев, разъяснялись намеки или прямые выпады, прозвучавшие в импровизациях. В обстановке колядования раздвигались границы допустимого в поведении: нельзя было обижаться на упреки, насмешки или озорство колядовщиков. Дополнительное оживление в обходы вносили встречи разных групп участников. Традиция вводила в определенные художественные формы и эту ситуацию. Встретившиеся партии останавливались; начинались взаимные загадки, исполнявшиеся в виде коротких песен.
Ряженые появлялись на молодежных посиделках или обходили дома. Готовили костюмы и маски заранее. Вот, например, описание Святок в селе Шельбове Юрьевского у. Владимирской губ. В течение первых трех дней празднеств, то есть на самое Рождество, когда никто не работал, молодежь здесь «рядилась». Парни — солдатами, офицерами, цыганами, стариком, бабой, а «натуральные бабы и девицы» — птицами журавлем, курицей.
Популярны были также костюмы животных — медведя, волка. Ряженые «слонялись по всему селу». Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нем деревянная коза». Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивалась попоной, так что зрители видели только ноги парней.
На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя. Ближе к вечеру забавы с ряжеными сменялись играми в избе — начинались собственно посиделки. Здесь, как и в других местах, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящего определяли, перехватываясь на ухвате. Завязывали ему глаза и отводили к двери; к водящему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью — пока не поймает замену себе.
Игра «сижу-посижу» были здесь исключительной принадлежностью только святочных посиделок. По нашим материалам, это положение может быть распространено на всю территорию расселения русских. Наряжались животными и птицами, бытовыми типами и персонажами социальной сатиры, цыганами, свадебными чинами, стариками и старухами, скоморохами, калеками, разбойниками и полицейскими, женщины — мужчинами, а мужчины — женщинами. Ряженье сливалось с игрой и представлением. Традиции народной карнавальной культуры проявлялись уже при подготовке к святочным увеселениям, когда молодежь собиралась, чтобы делать костюмы и маски. Общие принципы изготовления непременных атрибутов привычных образов повторялись в разных районах, но местная специфика и индивидуальное творчество накладывали свой отпечаток в деталях.
Вывороченная шуба и голова, обернутая овчиной, — постоянные части костюма «медведя». Нелегко было носить костюм «журавля»: вывороченная шуба набрасывалась так, чтобы рукав торчал на макушке, в него продергивалась кочерга, служившая головой и клювом, а спину надо было выгибать, подражая птице. При этом журавль выделывал смешные коленца. В иных местах в это же время готовились и к представлениям кукольного театра — делали «Микиту» и «Хавронью». Из тряпок сворачивали две большие куклы, разрисовывали им углем глаза, брови, рот и нос, одевали в зипуны. На Хавронью повязывали красный платок, на Никиту надевали шапку.
На святочных посиделках «какой-нибудь искусный парень берет эти куклы в руки, ложится на пол, накрывается так, чтобы его не было видно, и начинают Микита и Хавронья выделывать такие штуки, что не только молодые, старые со смеху умрут». Куклы кланялись, дрались, обнимались, целовались. В Карачевском у. Орловской губ. В ход шли «худые зипуны и полушубки, поддевки». Разъезжавший на кобыле мальчик-подросток гримировался горбатым старичком с «предлинной» бородой.
Медведя в этих местах водил на веревке цыган или солдат. В Тюменском у. Своеобразием ряжения отличалась вся связанная с «лошадью» группа в Сольвычегодском уезде. На голову одного из двух исполнителей роли коня укладывали прялку таким образом, что лопасть ложилась вдоль, по спине, а копыл — на затылок и темя, выступая надо лбом и придавая некоторое сходство с лошадиной головой. Вывернутый полушубок закрывал лопасть прялки на спине, на лицо надевалась маска, на шею — хомут, набрасывались узда и шлея. Второй исполнитель, тоже закутанный в вывороченный тулуп и в маске, стоял сзади первого и соединялся с ним палкой, лежавшей на плечах.
На палку усаживался верхом парень, одетый старухой сарафан и платок , в соответствующей маске. А впереди «лошади» шел четвертый участник — вожак, одетый в два сшитых вместе полушубка мехом вверх и с двумя масками — «одна — на лице, другая — на затылке». В таком виде группа вступала в избу, где проходили посиделки. Надо сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества. В избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по избе, приветствуя хозяев и пугая девушек. Затем «лошадь» и вожак пускались в пляс, а «старуха» при этом с трудом удерживала равновесие, придавая комедийность и остроту всему зрелищу.
Закончив свое представление, группа направлялась к хозяевам с вопросом: «Пригласите ли завтра потанцевать с вами? Это относится прежде всего к «чучеле», которую «носили по игрищам».
Святки 2024: что нельзя делать Во время двенадцати праздничных дней, до Крещения, было принято гадать на будущее. Действовали в праздники и особые запреты. Что нельзя делать в святки? Нельзя работать, этот запрет действовал во все большие праздники.
Не разрешалось рукодельничать: прясть, ткать, вязать, шить, потому что можно пришить к себе болезни. Не стоит в это время пользоваться острыми и режущими предметами: рубить, резать, колоть, иначе, по поверью, несчастья не миновать. Запрещалось на святки что-либо скручивать и связывать, так можно притянуть беды. По примете не стоит в праздники выбрасывать из дома мусор, чтобы не вынести свою удачу. Лучше не убирать со стола на ночь остатки ужина, иначе потом будешь голодать. Не поднимали с пола упавшую ложку.
Считалось, что вещи с земли могут налечь порчу. Нельзя мыть посуду сразу после праздничного ужина, потому что в доме начнутся ссоры и скандалы. Нельзя плакать и печалится, иначе весь год таким будет.
Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать
Святки в 2024 году: история, традиции, гадания | Святками издавна называют период, который начинается от Рождества Христова и заканчивается протяжении нескольких дней проходят массовые гуляния с песнями, танцами, шутками и забавами. |
Святки в 2025 году - что это за праздник, какого числа святки, традиции | Святки завершатся девятнадцатого января, сообщает РИА «Новости». Время начала Святок на Руси называли «от звезды до воды», потому что они начинаются в день прихода Иисуса, а завершаются в день крещения сына Божьего в реке Иордан. |
Рождественские Святки 2024. Время праздновать, гадать и колядовать
Числа января Что делают 6 Подготавливают ритуальную трапезу: варят кутью, пекут блины, готовят другие постные блюда к столу. Выпекают печенье в виде фигурок животных, дарят его близким, друзьям. В праздничный вечер всей семьей ужинают с появлением первой звезды на небе. Девушки гадают на любовь, на суженого, на замужество 7 Устраивают праздничное торжество, к столу приглашают всех, кто зайдет в дом. Посещают богослужения, поздравляют родных и близких людей с праздником С 8 по 12 Занимаются ворожбой, проводят магические ритуалы, чтобы узнать, как скоро женятся или выйдут замуж. Делают обереги от сглаза и порчи 13 Вечером собираются вместе, ходят по дворам, поют песни-щедровки, поздравляют хозяев с праздником, желают добра и благополучия.
Те же в ответ щедро одаривают пришедших деньгами, угощают выпечкой 14 Готовят праздничный стол. На нем должно присутствовать как можно больше блюд. К застолью приглашают родственников, друзей. Чтобы привлечь в дом достаток, мужчины ходят по комнатам и в каждой из них рассыпают рис. Убирать его сразу нельзя, надо оставить до восхода солнца 15 Гадают.
Сила ворожбы в этот день Святок очень большая. Все, что будет предсказано, обязательно сбудется 16 Проводят ритуалы на избавление от порчи. В течение дня от всех трапез собирают крошки 17 Кормят птиц теми остатками хлеба, что собрали в предыдущие сутки. Угощают пернатых зерном. Это помогает избавиться от собственных проблем 18 Отмечают Крещенский сочельник.
В течение всего дня держат строгий пост нельзя есть и пить. Вечером готовят и проводят ритуальную трапезу, основой которой является сочиво — блюдо из зерен пшеницы, меда и орехов. За час до полуночи выносят на улицу или на балкон ведро с водой, оставляют до утра. С заходам солнца и до рассвета усердно молятся. Любая просьба, обращенная в это время к Богу, обязательно будет им исполнена На протяжении всех Святок принято помогать больным, подавать милостыню нуждающимся, угощать детей, сирот.
Если все это делать от чистого сердца и с хорошими помыслами, то в течение года не придется терпеть нужду, получится сохранить здоровье и привлечь в свою жизнь счастье и достаток. Весь период, пока длятся Святки, нельзя ничего покупать и продавать.
Были и другие развлечения во время Святок, например, переодевания. Женщины шили красивые сарафаны, мужчины подготавливали форму солдатов, начищали ботинки. В Рождественскую ночь начиналось великое переодевание — мужчины облачались в женскую одежду, а девушки в форму. Действо было актуально для поездки в соседние деревни, где можно было одурачить простоватых парней или завлечь романтичных особ. Зачастую девушкам в военной форме удавалось соблазнить доверчивых барышень из соседнего села и даже уговорить выйти замуж. Шутки заканчивались на следующий день, однако целый год молодёжь потом вспоминала свои достижения и успехи в переодевании во время Святок. Одинокие женщины частенько сдавали свои избы для молодых парней и барышень, которые желают весело провести время во время гуляний. Чтобы подростки не беспредельничали, в такие домишки подсылали пожилых людей, задачей которых было следить за порядком.
Но молодежь изворачивались, поила старших и устраивала веселье на полную, с песнями и плясками до утра. Церковь никогда не одобряла подобные забавы, но запрещать было бесполезно. Она боролась с излишним весельем, напоминая о смирении в период между Рождеством Христовым и Крещением, но полностью искоренить народные гулянья не смогла. Пост проходил в самом начале Святок, тогда было принято молиться всей семьей и готовить кутью, зерновую кашу, в качестве основного постного блюда для трапезы, зерно которой символизирует вечность. Субботники - это обычные смотрины для незамужних девушек и свободных юношей.
Они считались временем рождественских чудес и исполнения заветных желаний. Последующие 6 вечеров — «страшные». В это время нечистая сила бурно предавалась разгулу и могла повстречаться человеку в любом месте. Подражая разыгравшейся нечисти, парни устраивали всевозможные озорные проделки: опрокидывали поленницы дров, заваливали ворота, так что хозяева не могли выйти на улицу, закладывали досками печные трубы. Люди снисходительно относились к праздничным проказам молодежи, тем более что сразу после Крещения они прекращались.
Девушки посвящали «страшные» вечера разнообразным гаданиям на суженого. Одним из самых распространенных было гадание с петухом. На полу или на столе раскладывали горсть крупы, кусочек хлеба, различные предметы, ставили зеркало и миску с водой.
Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет, 2006 Рождественские святки — это период сплошных ежедневных праздников от Рождества до Крещения. До принятия христианства Святки были праздником одного из языческих верховных богов Святовита. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Но практически все зимние праздники не только шумные, карнавальные, особенно веселые, но и таинственные, волшебные. Все они так или иначе связаны с переходом в будущее. Рождество и Крещение — начало новой эпохи, Новый год — начало нового времени.
Диана Хорсанд-Мавроматис, Православный календарь на 2018 год, 2017 Веря в загробную жизнь, славяне считали, будто души умерших бродили по земле и населяли поля, леса и воды. Отсюда появились лешие, водяные и русалки. Вся природа казалась язычнику живой и одухотворенной. Он вступал с ней в общение, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождал их различными обрядами. Так появились языческие праздники: коляды, купалы, радуницы и другие. Праздновались также наступление лета, проводы зимы, встреча весны. Одновременно отмечались и дни воспоминания об умерших, которые в целом назывались тризнами. Свои торжества были у семей — свадьбы, например. Обряды, сопровождающие языческие праздники, пережили само язычество. Даже после принятия христианства в X веке на Руси сохранялись многие языческие традиции и суеверия.
Единственное отличие — старые, дохристианские обряды приурочивались к праздникам христианского календаря: например, коляда — к святкам, проводы зимы — к Масленице, купала — к Иванову дню. Очень долго славяне верили в леших, русалок, домовых. Шалаева, Кто есть кто в мире мифологии и религии, 2010 Среди календарных праздников выделялись дни зимнего солнцестояния, названные впоследствии святками, предназначенные для влияния с помощью потусторонних сил на будущий хозяйственный год. Две недели, с 24 декабря по 6 января, запрещалось работать особенно по вечерам и следовало произвести ряд магических ритуалов особенно в первый и последний дни, а также 1 января , гаданий, отследить ряд прогностических примет. В первый день встречали хлынувших на землю через открытую временную границу «гостей» с того света — умерших предков и нечистую силу, а в последний день их провожали домой, на тот свет. Хождение по домам с пением колядок — самый известный сегодня элемент праздника, но далеко не самый важный. Ряженые приносили в дом пожелание богатого урожая, здоровья, благополучия; задача хозяев была как следует, не скупясь, угостить пришельцев, представителей того света. Встреча на границе года с умершими предками особенно с теми, кто ушел из жизни за последний год , а также с нечистой силой, заявившейся непосредственно во двор «под окошко» , и составляла смысл основного обряда святок. Людмила Алексеевна Черная, Антропологический код древнерусской культуры, 2008 А самые любимые из праздников называли, «святки» или «святые вечера». Это был довольно долгий праздник.
Он начинался в праздник Рождества, а заканчивался в праздник Крещения. А значит, святки длились целых 12 дней. Но Рождество и Крещение славяне стали праздновать только после того, как стали христианами. А до этого во время святок они пели песни, посвященные Коляде. Коляда — это было у древних славян божество, которое заведовало временем. У них вообще было очень много всяких божеств, и каждое чем-нибудь заведовало: одно устраивало дождь, другое гремело громом. А Коляда следила, чтобы времена года сменяли одно другое. Марина Корнева, Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней русский фольклор в рассказах для детей. У белорусов и украинцев более известен как Щедрый вечер или Щедрец; в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично — Воронежская, Белгородская и Курская был известен как Овсень, у болгар — Сурва. У славян-католиков канун Нового года называется День Святого Сильвестра...
Народные гулянья гулянка — исторически распространённая и широко практикуемая традиция отмечания праздников у славян, а также у других европейских народов. Представляет собой массовое празднество под открытым небом, сопровождавшимися играми, хороводами, песнями, плясками, ряжением, игрой на гармошках, сопелках и дуделках, зажиганием костров. В этот день заканчивались Святки, совершалось освящение водоёмов, купались в проруби и начинали готовиться к зимнему свадебному сезону малая свадебница.
Святки 2024: гадания, суть, традиции, что можно и нельзя делать
Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно | В Святки, которые начинаются на Рождество Христово, нужно проявлять свои лучшие качества – помогать нищим, больным, обездоленным, подавать милостыню. |
Святки (Святочная неделя) | 7 января у православных христиан начинаются Рождественские святки. |
Рождественские святки: когда, сколько длятся, традиции. Что можно и нельзя делать в Святки?
Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Православный календарь на январь 2024 года" в ленте новостей на сайте Красное знамя. в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды. Святки 2022, когда проходят. В 2022 г., как и традиционно, начало Святок приходится на ночь с 6 на 7 января. Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать" в ленте новостей на сайте
Рождественские святки: история, традиции, приметы, описание праздника
Но самым опасным и страшным обрядом на суженого был зеркальный коридор. Девушка ставила два зеркала напротив друг друга и ждала в появившемся зеркальном коридоре образ суженого. Некоторые девушки сходили с ума после этого обряда, так как неизвестно, кого они видели в зеркальной глубине. Читайте также: Лучшие гадания на Рождество и Святки Дни святок Раньше в дни Святок были определенные традиции, которые соблюдало все население от мала и до велика. Дети тоже зачастую участвовали во многих обрядах. С самого утра люди начинают готовиться к празднику: приготавливают еду 12 блюд , приводят в порядок дом, кормят скотину если есть , возвращают долги. При этом важно, чтобы в этот день вся семья была в сборе, так как было раньше поверье, что если член семьи в Сочельник отсутствует, то весь год у него будет суматоха. Для умерших ставили блюдца с узваром и сочивом на окно. В вечернее время семья выходила на улицу, чтобы изучать звёзды. Если небо было звездным, то по примете весь год будет плодородным.
После того, как в небе появлялась на первая звезда, можно было садиться за стол. Начинать трапезу нужно было с сочива.
Девушки старались привлечь к себе внимание яркими праздничными нарядами, умением петь, танцевать, поддерживать беседу. Идеалом девичьего поведения в народных представлениях считалась способность вести себя весело и бойко, но в то же время скромно, не развязно. По улицам на Святки ходили ряженые, да и сама молодежь вечерами нередко «машкаровалась» и обходила свою деревню, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.
На Святках же проходили зимние смотрины невест, ведь после Крещения Господня наступал «мясоед» — время свадеб.
Однако некоторые уверены, что первый день святок приходится именно на сочельник, ведь испокон веку в этот день хозяйки готовили особые святочные блюда: ячменную кашу с медом и изюмом — кутью, сушеные яблоки, вареные в меду, овсяные печенья в форме человечков как символ поклонившихся Богомладенцу Христу пастухов и волхвов и домашнего скота вспоминая о животных, обитавших в том самом вифлеемском вертепе. За стол с этими угощениями по традиции садились после появления на небе первой звезды. Когда заканчиваются святки? Святки заканчиваются 17 января. Первый день воздержания — Навечерие Крещения 18 января, когда Церковный Устав предписывает соблюдать пост, тем самым готовясь к еще одному Господскому двунадесятому празднику — Крещению. Святки длятся от Рождественского сочельника до Крещенского сочельника, или, как еще говорят, «от звезды до воды». Почему эти двенадцать дней называются «святками», что в них святого?
Они освящены великими Евангельскими событиями. Праздники Рождества Христова и Крещения Господня — одни из главнейших торжеств богослужебного года. Христианский философ и учитель веры Климент Александрийский в третьем веке описывает обычай праздновать Явление Господне. В первые века христианства это торжество, в отличие от известного нам праздника Богоявления, посвящалось воспоминанию целого ряда событий, связанных с пришествием в мир Богочеловека Иисуса Христа — начиная от Рождества в Вифлееме и до Крещения на реке Иордан. Впервые эти ключевые эпизоды Священной истории стали отмечать в разные даты только в середине четвертого века. Это произошло на христианском Западе при папе Юлии около 354 года. На Востоке, в Антиохии, отдельное празднование Рождества Христова было благословлено святителем Иоанном Златоустом приблизительно в 386 году. Таким образом период между торжествами получил название святых дней или, реже, святых вечеров.
Мы можем найти упоминания об этом в проповедях св. Ефрема Сирина, св.
При этом журавль выделывал смешные коленца. В иных местах в это же время готовились и к представлениям кукольного театра — делали «Микиту» и «Хавронью». Из тряпок сворачивали две большие куклы, разрисовывали им углем глаза, брови, рот и нос, одевали в зипуны. На Хавронью повязывали красный платок, на Никиту надевали шапку. На святочных посиделках «какой-нибудь искусный парень берет эти куклы в руки, ложится на пол, накрывается так, чтобы его не было видно, и начинают Микита и Хавронья выделывать такие штуки, что не только молодые, старые со смеху умрут». Куклы кланялись, дрались, обнимались, целовались.
В Карачевском у. Орловской губ. В ход шли «худые зипуны и полушубки, поддевки». Разъезжавший на кобыле мальчик-подросток гримировался горбатым старичком с «предлинной» бородой. Медведя в этих местах водил на веревке цыган или солдат. В Тюменском у. Своеобразием ряжения отличалась вся связанная с «лошадью» группа в Сольвычегодском уезде. На голову одного из двух исполнителей роли коня укладывали прялку таким образом, что лопасть ложилась вдоль, по спине, а копыл — на затылок и темя, выступая надо лбом и придавая некоторое сходство с лошадиной головой.
Вывернутый полушубок закрывал лопасть прялки на спине, на лицо надевалась маска, на шею — хомут, набрасывались узда и шлея. Второй исполнитель, тоже закутанный в вывороченный тулуп и в маске, стоял сзади первого и соединялся с ним палкой, лежавшей на плечах. На палку усаживался верхом парень, одетый старухой сарафан и платок , в соответствующей маске. А впереди «лошади» шел четвертый участник — вожак, одетый в два сшитых вместе полушубка мехом вверх и с двумя масками — «одна — на лице, другая — на затылке». В таком виде группа вступала в избу, где проходили посиделки. Надо сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества. В избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по избе, приветствуя хозяев и пугая девушек. Затем «лошадь» и вожак пускались в пляс, а «старуха» при этом с трудом удерживала равновесие, придавая комедийность и остроту всему зрелищу.
Закончив свое представление, группа направлялась к хозяевам с вопросом: «Пригласите ли завтра потанцевать с вами? Это относится прежде всего к «чучеле», которую «носили по игрищам». Огромную куклу выдалбливали из бревна, лицо раскрашивали красками. Одевали ее в сарафан, кофту и «бабью морхатку», на ноги — катаники валенки. Там же, под лентами головного убора, подвешивали колокольчик, к язычку которого привязывалась веревочка. Эту рождественскую куклу сберегали до следующего года, а иногда и дольше. Судя по описанию Н. Иваницкого, главный эффект от появления «чучелы» на святочных посиделках состоял в том, чтобы произвести переполох.
Расписывая лицо куклы, старались придать ему устрашающее выражение. Нередко молодежь извлекала ее для летних шалостей. Когда на заливные луга собирались девушки из окрестных деревень для сбора дикого чеснока, то парни, задумав попугать чесноковок так называли сборщиц , укладывали «чучелу» на телегу и везли на луга: при виде ее девушки разбегались. В приангарских русских селениях святочные «рожи» нечисти делались из бересты, к ним прикреплялись бороды из шерсти сохатого. В Нижнеудинском у. Тулуновская вол. Однако нарядиться нечистью с надеванием на лицо «чертовой рожи» считалось здесь, как и во многих районах России, тяжелым грехом, от которого надо было очиститься омовением в «Иордани» — проруби, где на Крещение совершалось водосвятие. Успенский, писавший «О обычаях Россиян в частной жизни», отмечал: «По прошествии Святок, в день Богоявления Господня, простолюдины, а наипаче те, кои в продолжение Святок надевали на себя хари, несмотря на суровость зимы и лютость морозов, купаются...
Такое же отношение к ношению масок, как делу греховному, описано в ряде ответов на программы научных обществ в самом конце XIX в. Местами оно распространялось и на ряженье как таковое. Так, информатор из Костромской губернии, сообщавший, что на Святки рядятся во всевозможные костюмы, подчеркивал, что на Крещение купаются в освященной реке, «чтобы очиститься от греха ряженья». Купанье в «Иордани» считалось здесь необходимым для всех, кто рядился. Маска не была обязательным атрибутом ряженого, как полагали некоторые авторы. Более того, в некоторых местах крестьянская этика запрещала употребление масок при сохранении традиции ряженья. Об этом свидетельствует, например, описание, относящееся к Зарайскому у. Рязанской губ.
Это наблюдения крестьянина с. Верхний Белоомут В. Материал он собрал в 1880—90-х в бывших дворцовых с. Дединово, Любичи, Ловцы, Белоомут и др. Во время Святок девушки наряжались здесь старухами, стариками, солдатами, но маски не надевали, так как это считалось грехом. Таким образом, для части крестьянской молодежи с ряженьем была связана определенная религиозно-нравственная проблема: ношение масок нечисти в первую очередь, а также масок вообще и, наконец, любое переодевание — принятие несоответствующего своей сути образа — воспринималось как грех, требующий очищения в освященной воде. Молодежь из семей со строгим религиозным воспитанием совсем не принимала участия в карнавальной части развлечений. Ряженые обычно ходили не по дворам, как славильщики, а по домам.
Праздничные песнопения и колядки ряжеными, как правило, не исполнялись. Зато ими давалось театральное представление, развернутое в большей или меньшей степени. Обойти стремились дома побогаче; «за потеху» выпрашивали угощенье. Тогда допускались но тоже в определенных рамках озорство, напористость, даже развязность. Человек под маской, да и просто в карнавальном костюме, на время праздничных обходов дворов как бы выводился за рамки обычных норм поведения не только в силу исполняемой им роли, но и на основе традиционного отношения к ряженым, как лицам, исполнявшим некогда особую функцию. Ритуальный характер этой функции исчез, но обособленность, право на исключительные этические мерки сохраняется за ряжеными и при выполнении чисто развлекательной задачи.