В прошлом году масленичные гуляния из-за карантина отменили, но за год до этого ряженых на московских улицах было особенно много. В Перми набережную Камы на Масленицу наводнят скоморохи и ряженые.
Блины и чучело. Что означают главные символы Масленицы
В последнее время в России все более популярным становится колядование и переодевание в ряженых на Рождество и в Масленицу. Лид — 25 февраля в Измайловском парке прошел праздник для детей из многодетных и приемных семей «Масленица Добра». Масленица в 2022 году началась в понедельник, 28 февраля, а закончится 6 марта. На Масленой неделе рооссиян ждут народные гулянья. На Пушкинской поляне гостей развлекали ряженые. ВСЕМ Ряженым за участие в конкурсе вручаются вкусные поощрительные призы, а самых-самых ожидают СУПЕР-призы от партнеров Вселенской Масленицы.
Ряженые и скоморохи из разных стран приехали на "Московскую Масленицу"
Масленичные куколки Ярослав Чингаев Московская область. Лазание на столб Ярослав Чингаев Московская область. Игра на колоколах Ярослав Чингаев Московская область. Битва сеном Ярослав Чингаев Московская область. Обучение кузнечному делу Весь праздник на сцене выступали местные фольклорные коллективы. Также можно было послушать дуэт братьев Бондаренко на баянах, группу «После 11». С главным концертным номером, которого с нетерпением ждали слушатели, выступила Надежда Бабкина и коллектив «Русская песня».
Выступление дуэта братьев Бондаренко Ярослав Чингаев Московская область. Гости Масленицы гуляют Ярослав Чингаев Московская область. На концерте, фото на память Ярослав Чингаев Московская область. Фото на память Ярослав Чингаев Московская область.
В ряде случаев смеховая ситуация создавалась необычностью самого действия. В некоторых селениях Боровичского и Устюженского уездов пожилые женщины, глядя на катающуюся молодежь, вывозили ручные санки и для шутки тоже начинали «катание»: одна садилась в них, а другая везла ее. В Демянском у. Сведения о подобных катаниях в корыте имеются по Псковской губ. В некоторых местах мы видим ряженых, имитирующих боронование и сев, процесс ткачества и др.
В ряде мест ритуально-смеховой обряд проводов масленицы и встречи поста переходил на первый день Великого поста — «Чистый понедельник». Так, в Череповецком уезде Новгородской губ. В таком виде — «с блинами» — они разъезжали по деревне, вызывая общий смех и шутки [33, л. В северо-восточной части Новгородского у. Грузинская вол. Случаи ряжения в Чистый понедельник отмечаются и в соседней Вологодской губ. Сходные и несколько отличные сценки масленичного ряженья с самоваром и угощением чаем, «пиво цедить», имитацией пахоты сохой и др. Нельзя согласиться с тезисом, высказанном рядом исследователей, что роль главного ряженого в Масленице «исполнял какой-либо крестьянин, специально выбранный для этого обществом» и «участие в обряде не унижало, а даже возвышало» [3, с. На самом деле, ряжеными среди пожилых крестьян выступали самые веселые, артистические натуры, а не самые уважаемые напр.
В силу своего характера они «самовыдвигались» на выполнение этой роли или шли на это ради «даровой» выпивки. Смешливость, шутовство, хотя и привлекали к себе всеобщее внимание, имели в иерархии православного общества низкий статус [36, с. Причиной завышенной оценки учеными статуса ряженого является приписывание этим персонажам исключительно магической обрядовой, жреческой функции, что не отвечает действительности. В реальности обрядовая функция, по крайней мере на протяжении последних столетий, сочетается с развлекательной, игровой, профанической, что и приводит к обозначению таких самодеятельных артистов «чудными», «потешными» и др. Соколова видит прототип живого ряженого, то подавляющее большинство новгородских информантов отрицают присутствие на масленичной неделе этого атрибута: «чучело, куклу — не делали», «чучела, куклы — не было», «чучело, куклу — не помню», «чучело не делали», «чучело у нас только на огороды ставили», «чучело — это только на огороде» [5, Т. В некоторых случаях мы имеем сомнительные данные об этом атрибуте, что является следствием неопытности и предвзятости собирателей [37]. Лишь в отдельных селениях Боровичского, Демянского и Устюженского уездов этот атрибут присутствовал при катании ряженых. В частности, о нем рассказывают старожилы юго-западной части Перелучская вол. Боровичского у.
А на лошадь поставим пук с соломы, верьхом на седелке — соломенную бабу — и как голову сделаем, тряпкой обвяжешь. Покатаются, потом солому положишь — солома ведь всегда надо» [5, Т. Сходная картина дается по юго-западу Демянского у. Куклу делали, [если] мужчина — «Касатик», если женщина — Софья Никитична что она сохла. Чево докатаются, она и ростреплется. Особняком стоит описание женского чучела-куклы на юге Устюженского у. Даниловское Никифоровской вол. Ну, народ-то бежит-то гледеть-то, как ёна выряжёна: кофта какая-нибудь одета — сноп дак. Юбка — [чтобы] там не видать на коле — ткнута.
Голова какая-нибудь привязана, накутана» [38]. К сожалению, информация страдает некоторой неясностью где сжигалась , неполнотой где находилась при перевозке и не подтверждена другими информантами. Данные факты вместе с вышесказанным свидетельствуют о том, что в новгородском регионе существовала устойчивая очаговая традиция масленичного ряжения в виде конной запряжки с санями и возницами возможно, иногда и просто всадник на лошади как элемента катаний на лошадях, имитирующая образ уходящей зимы и наступающего Великого поста ср. Эпизодически встречающиеся материалы по масленичным куклам отражают особый вариант этого масленичного атрибута на коне, небольшого размера, слабо оформленные фигуры разного пола, имеющие вспомогательное значение и хорошо вписывающийся в вышеназванную новгородскую традицию. Образ этой куклы разительно отличается от «центрально-поволжской» масленичной кукольной традиции, где присутствует одетая в сарафан женская и большая по размерам фигура, которую возят на санях, которую затем разрывают, хоронят или сжигают как самостоятельный символ Масленицы [3, с. Устюженский вариант, судя по описанию, лучше согласуется с «центрально-поволжской» масленичной кукольной традицией и если он действительно существовал, мог быть занесен из смежных районов Тверской или Ярославской губ. Отметим, что сходный вывод о том, что сведения о масленичных ряженых в регионе «устойчиво связаны с катаниями», делают и авторы исследования псковского праздничного календаря [18, с. Причем в д. Гоголево Холмского у.
Как показывают материалы, образ ряженого человека в санях или верхом на лошади вариант: без саней охватывает не только Северо-Западный регион, но и более восточные территории Европейской России и Сибири. Правда, здесь наряду с ним широко представлено, а в ряде поволжских регионов доминирует, женское чучело на санях [3, с. В Новгородской и соседних северо-западных губерниях почти не встречается распространенный в ряде районов Европейской России и в Сибири обычай изготовления особого масленичного поезда с ряжеными, описываемого многими дореволюционными и советскими исследователями, в котором ощущается явное влияние западноевропейского карнавала [42, с. В этой связи трудно согласиться с позицией Л. Ивлевой, считающей более близким аналогом употреблявшейся в таком масленичном поезде лодки не привнесенный в Россию западно-европейский «carrus navalis», а древневосточный «корабль Исиды» [1, с. Если следовать логике исследователей-семиотиков, самой близкой для нас будет погребальная ладья Древней Руси, а не древневосточный аналог. Подобный карнавальный вариант масленичного поезда активно использовался с петровской эпохи как центральный элемент праздника-маскарада, организуемого для царского двора, когда использовавшиеся сани связывались вместе, имитируя корабль или на сани устанавливалось судно с помостом или мачтой с площадкой-марсом для ряженого [3, с. Наиболее приближенным к классическому варианту и единственным случаем подобного рода в Новгородской губ. Лошадей запрягали гуськом в две, иногда три пары.
На переднюю лошадь сажали мальчика, садились в закрытый балаган и разъезжали по деревне, при этом колотили в доску, заслонку, колокол и бубен» [16, с. Исчезновение без видимых причин такого поезда еще в 1880-х гг. Явно заимствованным из столичной карнавальной культуры элементом является зафиксированный в Старорусском у. Это для смеху» [8, Т. Еще один вариант с намеком на карнавальную форму — с использованием «полога» или палатки на санях — эпизодически встречался в западной и южной части губернии. В частности, он указывается на масленичном катании в одной из деревень Старорусского у. Сходный вариант зафиксирован в с. Бель Валдайского у. Последний вариант масленичной карнавальной формы — с палаткой-балаганом на дровнях — встречался в Ярославской, Вятской, Московской губ.
Как указывает В. Соколова, в употреблявшихся в различных частях России карнавальных масленичных представлениях наряду с заимствованными городскими традициями ряженья присутствуют и «традиционные народные персонажи и элементы»: образы старика и старухи, соломенная кукла, колесо на шесте, веники и др. По нашему мнению, колесо на верху шеста не является исконным народным элементом масленичного поезда, поскольку отражает морскую тематику — мачту с наблюдательной площадкой-марсом, под которую приспособили тележное колесо. Свидетельством этого является использование шеста с колесом только в масленичных поездах городского типа, в то время как оно отсутствует в традиционном сельском масленичном ряженье с использованием саней см. Кибитка-катафалк отсутствует в народной культуре, не было его и в петербургских карнавальных поездах. Даже в карнавальном корабле можно увидеть при желании не только западноевропейские истоки явления, но и местный элемент — корыто или даже ладью, в котором катались или ставили на сани см. Однако с точно такой же доказательной базой а точнее, ее отсутствием можно говорить о том, что корыто может представлять народную версию адаптации и включения в народную культуру новации — карнавального корабля петровского времени.
Программа праздника: 12:00, 13:00, 14:00, 15:00 музыкальное выступление на старинных музыкальных инструментах: волынка, лютня, свирель, барабан 12:15, 13:15, 14:15, 15:15 масленичные игры 12:45, 14:45 потешный бой на мечах Территория музея 12:00 — 16:00 исторический тир, сражение на мечах, ряженые, «угадайка», фотозоны Зал «Классика» 12:00 — 16:00 «Масленичное солнышко» мастер-класс фойе зала 12:30, 13:30, 14:30 «Петрушка на масленице» кукольное представление Площадка у библиотеки 12:30 — 15:30 «молоДЕТСКИЕ забавы»: кидаем валенки, скачем на коне, бегаем с коромыслом, катаемся на гусенице Программа клуба «Молодая семья» центра «Молодость» Площадка рядом с пространством исторических игр «Бирюльки-холл» 12:30 — 15:30 «Уходи, зима, ко сну, присылай весну!
От самого Солнца все участники карнавала полетят малым ходом до планеты Земля, залетая на другие космические объекты и поздравляя всех встречных с праздником Масленицы. На планете Земля на главной сцене Масленицы жюри выберет три лучших костюма и три лучших блинолета! Вселенская Масленица в парке 300-летия Санкт-Петербурга — это феерическое путешествие по планетам, румяные блины, весёлая ярмарка, безудержное веселье, кружение на карусели, состязания по «блиноболу», катание с ледниковой горы Урана, стрельба из луков на Марсе, космический фристайл на собачьих упряжках, прыжки до Луны на батутах, пленэр известных художников, баня, прощание со снеговиками, неземные угощения и подарки от Партнеров, масленичное шествие и сжигание чучела надоевшей зимы Морены. Блинов хватит всем! Регистрация участников конкурсов с 11. Организаторы праздника: ТС «Солнце» 812 240-31-61 Приморский культурный центр.
Актуальное
- В Мурманской области чиновники извинились перед верующими за сожжение чучел Масленицы | Пикабу
- В России готовятся к кулачным боям, блинам и другим событиям Масленицы
- Надоела зима? Сожги ее, разорви или утопи
- Надоела зима? Сожги ее, разорви или утопи
Чучело Масленицы
- Блины с куском молока и ряженые мужики: костромичам рассказали о местных традициях на Масленицу
- С копьями и баяном: Бабкина развлекала гостей на Масленице в Захарово
- 3500 вёдер водки и женские бои: как гуляли масленицу в Царицыне
- В Яранске Масленицу отметили Шествием ряженых
- В России готовятся к кулачным боям, блинам и другим событиям Масленицы
«Подраться любя»: как в Ростове и Нахичевани-на-Дону праздновали Масленицу
Как это чучело называется? Зачем его сжигают? Как правильно это делать? Какие обычаи с ним связаны?
На эти и многие другие вопросы отвечает 5-tv. Зачем сжигают чучело на Масленицу? Кульминация Масленицы — это вовсе не поедание блинов, как многим хотелось бы думать, а сжигание чучела.
Кукла символизирует ушедшую зиму — период, когда природа увядает и земля не плодоносит. Для наших предков зима ассоциировалась со смертью, которую олицетворяет чучело.
С приходом христианства Масленица стала предшествовать Великому посту. Часть обрядов сохранилась с глубокой древности: выпечка блинов, пиршество, кулачные бои, посещение кладбища, сожжение чучела и обычай просить прощения. Есть традиции, которые появились намного позднее: взятие снежной крепости, воздержание от мяса. При этом Масленица всегда была неделей для общения.
Телефонов и скоростного транспорта не было — встретиться с близкими было не так легко, как сейчас. Первый день Масленицы называется «Встреча». В понедельник готовились к предстоящим увеселениям, пекли блины, делали чучело, лепили снежные укрепления. Первый блин всегда отдавали нищим, чтобы они молились за души усопших близких. Питер Артсен, «Пекарня», 1560 год Второй день — «Заигрыши». В деревнях устраивали смотрины.
Следующие 60 дней свадьбы не играли, и у молодёжи была возможность после заигрышей лучше узнать друг друга. В этот день люди всех возрастов катались со снежных горок. В ход шли перевёрнутые скамьи, старые корыта. Для детей делали специальные салазки с рулём-коньком.
Все они пройдут бесплатно на 29 площадках по всему городу. В блинной кулинарной студии на Школьной улице с 12:00 до 18:45 будут готовить блинчики с гречкой и мясом, блинные рулетики с рыбой и румяные масленичные оладушки. На Тимирязевской улице в эти же часы покажут, как готовить воздушные блинчики с заварным кремом и малиной, фруктово-сырные блинные роллы и блины с апельсиновым соусом. На Манежной площади в шале «Хлебный дом» с 13:00 до 17:00 гости смогут поучаствовать в конкурсах, викторинах, разгадать загадки и, конечно же, попробовать приготовить блины.
На центральных площадках фестиваля на Манежной, площади Революции и пространстве между ними выступят ряженые артисты, которые приехали на «Московскую Масленицу» из Италии и Венгрии. Самое яркое событие дня — карнавальное шествие с танцами и играми — пройдет с 15:00 до 17:00. На окружных площадках фестиваля в течение дня будут выступать творческие коллективы. Главное музыкальное шоу пройдет в субботу на площади Юности в Зеленограде. Там с 14:00 до 18:00 состоится большой праздничный концерт. А еще для гостей этой площадки готовят конкурсы с подарками. На Сиреневом бульваре в Троицке в 16:00 выступят артисты детского эстрадного театра «Альт». В 17:00 здесь же пройдет шоу ростовых кукол, а в 18:00 — фолк-концерт ансамбля народной песни «Любо-мило».
На улице Хачатуряна в 16:00 гостей фестиваля будут развлекать веселые ростовые куклы, а в 17:00 и 18:00 тут покажут спектакли — сказку «Чучелко» театра «Седьмой лепесток» и детектив «Колобок. История одного похищения» театра «Заячий стон». На Тимирязевской улице в 16:00 тоже приглашают на шоу ростовых кукол. В 17:00 здесь выступят артисты детской студии «Премьера», а в 18:00 театр Parabasis покажет сказку «Кот и Масленица». Старинные танцы и сценки из жизни средневековых персонажей ждут гостей площадки на Ореховом бульваре.
Детский парк им. Николаева анонсировал «Масленичный разгуляй».
Гуляния, соревнования, концерты, угощения и фотозона - гостям будет чем заняться в праздник, заверили в госпаблике Парка. Ровно в полдень 17 марта посетителей встретят артисты Чувашского государственного театра кукол.
У усадьбы Гальских пройдет Масленица с балаганами и ряжеными
Перья символизируют семь недель Великого поста. По окончании каждой недели поста вытаскивалось по одному перу. Эта луковица, то есть мырмырас, помогала отсчитывать недели Великого поста до Пасхи. Кстати, почему-то мырмырасом пугали детей, которые себя плохо вели. Донские армяне во время масленичной недели любили ходить в гости к соседям вместе с ряжеными друзьями. Мужчины переодевались в женскую одежду и наоборот. Возможно, сегодня такие переодевания нам показались бы странными, как и кулачные бои. Но тогда люди от души веселились, не вкладывая во все эти переодевания никаких подтекстов. Конечно, Масленица донских армян несколько отличалась от казачьей. Она не была столь военизированной.
А вот казаки относились к празднику серьезно. Устраивали соревнования по джигитовке. И даже выбирали себе гулебного атамана. Кстати, им мог стать любой уважаемый человек. Гулебный атаман играл еще одну важную роль. Он следил за спиртным. Масленица и сегодня остается любимым праздником ростовчан. Возможно, еще и потому, что олицетворяет собой Весну, пробуждение жизни и надежды на лучшее. Георгий Багдыков.
А кончается тем, что "все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья". Широкая масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достатки, о которых судили по нарядам и угощению; и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте и радостной поэзии бытия. Максимов писал: "Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка... Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники...
Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны. Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу. Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году. Она записала в дневнике: "Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой.
У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня - четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину". Дорога против Зимнего дворца была занята непрерывной линией карет, которые тянулись, точно в процессии, и были преимущественно наполнены детьми. В общем это было красивое и веселое зрелище, словно большая ярмарка. Во время масленицы люди всех классов, казалось, совсем теряли голову, думая только о том, как больше наполнить эту неделю удовольствиями и развлечениями". Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и делали визиты родным и знакомым. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест.
В "Записках" А. Болотова есть любопытный эпизод, относящийся к времени правления Екатерины II. Великий князь Константин Павлович, только что женившийся, последовал народному обычаю и, "подхватив свою молодую и посадя в открытые сани, один, без кнехта, без всяких дальних сборов и церемоний, ну по городу масленицею ездить и кататься и всем свою молодую показывать; а народу то и любо было. Сказывают, что сие узнала императрица и ей было неугодно, что он нарушил этикет, так что она не приказала ему без своего ведома давать лошадей". Главное угощение на масленице - блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник - встреча масленицы, во вторник - заигрыши.
В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу - тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось "прощеным днем". Француз Ж. Маржерет, служивший в России в начале XVII века, рассказывал, что русские в этот день "ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: "Простите меня, прошу вас", - на что отвечают: "Бог вас простит, и меня простите тоже". В XVII веке в этот день цари вместе со своими приближенными приходили "прощаться" к патриарху.
А тот, исполнив необходимые церемонии, потчевал высоких гостей креплеными медами и рейнским вином. Впрочем, в каждой местности складывались собственные традиции распорядка масленой недели. Так проводы масленицы в одних губерниях начинались уже с пятницы, в других откладывались до воскресного вечера. По деревням с песнями и приговорами двигалась процессия с соломенным чучелом Масленицы, которую чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу, где сжигали на костре. В некоторых местах во время проводов возили сани с укрепленным на столбе колесом; на колесе восседал румяный крепкий мужик, держа в одной руке штоф вина, а в другой - калач. Колесо, вероятно, символизировало круговорот годового солнечного движения.
Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России". Главный редактор: Игнатенко В. Адрес электронной почты Редакции: internet otr-online.
Причем стартуют они еще до начала Масленой недели. Поэтому ярославцам отметить праздник можно будет хоть несколько раз в разных местах. Посмотреть на Маслениц можно будет в парке на Даманском острове; 21 февраля в Пошехонском краеведческом музее пройдет программа «Масленица идет — веселье несет». Гостей будут ждать мастер-класс «Банченый веник», традиционные забавы и угощения; 23, 25 и 26 февраля в музее-заповеднике Н. Некрасова «Карабиха» запланированы интерактивные занятия «Традиции празднования Масленицы», соревнования команд Зимы и Весны, мастер-классы по изготовлению масленичной куклы, театрализованная игровая программа на свежем воздухе и многое другое. Продолжительность программы — 2,5 часа.
Развлекательная программа для населения «Ряженые-наряженные»
Масленицу в Санкт-Петербурге готовятся отпраздновать гуляниями с ряжеными, кулачными боями и джигитовкой, игровыми экскурсиями, а также программой с. Масленичные гулянья прошли в воскресенье 6 марта в поселке Воронцовка Свердловской области. Хозяйка праздника расскажет о значении каждого дня Масленичной недели, ряженые пригласят принять участие в народных играх и забавах. В последнее время в России все более популярным становится колядование и переодевание в ряженых на Рождество и в Масленицу.
Организаторы Масленицы в Петербурге рассказали о предстоящих мероприятиях в городе
Сегодня в парке на острове Даманский открылась выставка масленичных кукол «Краса Масленица – 2023». В столице 21 февраля стартовал фестиваль «Московская Масленица». Так как Масленица была связана с поминовением усопших родственников и характеризовалась ритуальными бесчинствами ряженых, нет ничего удивительного в том, что вплоть до конца XIX. это яркое и веселое мероприятие, которое проводится во время празднования этого древнего славянского обряда. устраивать ряженые шествия.
Масленица. Ряженые
Взрослые, дети и ряженые перетягивают канат на ярмарке в честь празднования традиционного русского зимнего праздника Масленица (Масленичная неделя). Так как Масленица была связана с поминовением усопших родственников и характеризовалась ритуальными бесчинствами ряженых, нет ничего удивительного в том, что вплоть до конца XIX. — Приближается Масленица, а значит, следующие выходные мы проведем с блинами и сжиганием чучела из танка!». Ряженые крестьяне за основу сюжета брали сам праздник и какие-то эпизоды из повседневной жизни.
«В человека вселяется дух»: кто в России делает самые необычные маски для ряженых
Гостей этих четырех площадок также ждут ежедневные концерты и спектакли. В эту Масленицу будем слушать особенно много фолк-музыки! Всего за первые четыре дня фестиваля пройдет более 110 концертов. В пятницу на Матвеевской улице, в 17. Группа «Аргемония» сыграет для гостей площадки на бульваре Дмитрия Донского, в 18.
Ее репертуар составляют известные средневековые мелодии, испанские, балканские, бретонские, еврейские и северно-европейские народные песни! Если вы уже побывали на площадках «Масленицы» в пятницу, то можете смело возвращаться — участвовать в других мастер-классах и смотреть новые представления. В «Блинный цех» на улице Хачатуряна стоит заглянуть за рецептами миндальных блинов в 12. На «Соляном рыбном дворе» на Манежной площади в 11.
На Митинской улице будем мастерить игрушки в виде символов праздника — куклы-масленицы в 13. Аттракцион открыт для посетителей с 12. В субботу советуем посетить с детьми концерты юных артистов! На улице Хачатуряна в 17.
На Матвеевской улице в 17. Артисты подготовили для гостей фестиваля специальную масленичную программу! На площади Славы в 16. На Профсоюзной улице для гостей приготовили большую тематическую концертную программу.
Она начнется уже в 12. Самой необычной частью концерта станут показы исторической мужской моды. Еще одной изюминкой станет шуточный командный конкурс на лучший мужской костюм: его нужно будет смастерить прямо на площадке из реквизита, который выдадут участникам. Кроме того, 23 февраля — отличный повод посетить самые «мужественные» площадки фестиваля: «кузнечную» на Святоозерской улице и «морскую» на Ореховом бульваре.
По мнению исследователя Б. Рыбакова «Язычество древних славян», 1981 , в древности празднование Масленицы могло являться составной частью мистерий, посвящённых весеннему равноденствию, которое для народов, живущих по солнечному календарю, являлось ещё и началом нового года. Это как раз совпадало по срокам с пробуждением после зимы медведя, который был для язычников тотемным зверем. Тот же Фрезер рассказывает, что древние славяне практиковали ритуал сожжения на Масленицу медвежьего чучела. Похороны Масленицы А вот сведений о том, что людей в древности сжигали на масленичных кострах, нет.
В дошедших до нас источниках фигурирует чучело Масленицы, символизирующее божество Зимы. Сожжение — также символический акт: Зима уступает место Весне. Не стоит также забывать о том, что древние славяне сжигали своих мёртвых, веря, что так их душа сможет возродиться вновь. Известно, что во времена культа Ярилы осуществлялись символические «жертвоприношения»: роль Масленицы исполняли ряженые, которых в ходе церемонии «убивали». В более позднюю эпоху людей стали заменять чучелами, которых лепили из снега вот откуда взялись снеговики , скручивали из соломы или связывали из древесных веток.
В обязательном порядке такому чучелу рисовали углём глаза, рот, приделывали морковку вместо носа. Заканчивалось все, как правило, сожжением.
Приглашение усопших за стол и угощение для них После ужина на столе оставляли еду на ночь, чтобы умершие тоже могли откушать. Называлась она родительским днём. Блины, испеченные для усопших, оставляли в разных местах — на божнице, на крыше или окне. Иногда раскладывали на могиле поминаемого человека. Масленица была и остается одним из любимых народных праздников. К примеру, в Калужской губернии это было принято делать в родительскую субботу, утром и вечером. Покойников вежливо звали позавтракать или поужинать вместе со всеми. Если от вечерней трапезы что-то оставалось, то еду оставляли на столе до утра.
Говорили, что усопшие, прикрываясь ночной тьмой, выходят из-за печки, чтобы как следует подкрепиться. Потому во время праздника широко применяли обряды, называемые «очищение от скоромного». Так как во время Масленицы люди вовсю гуляли, много ели, то есть чревоугодничали. Некоторые ритуалы были весьма смешными. Например, в Архангельской губернии при наступлении последнего дня масленичной недели по деревне возили старые дровни, на которых была установлена шлюпка. В ней лежал мужчина с оголенной спиной, которая щедро была измазана краской-суриком. А в районе реки Тавды было еще веселее: выбирались ряженые, чтобы изображать Масленицу и Воеводу, и в последний день они скидывали одежду, раздевались догола и начинали имитировать перед праздничной толпой мытье в бане. А в отдельных местностях выбранный главным на празднике мог не только сказать торжественную речь, но и раздеться донага это в морозные-то дни , начать кривляться и даже оголить те части тела, которые в обычной жизни люди стараются не показывать окружающим. Так весело, на грани фола, провожали Масленицу.
Блины, испеченные для усопших, оставляли в разных местах — на божнице, на крыше или окне. Иногда раскладывали на могиле поминаемого человека. Масленица была и остается одним из любимых народных праздников. К примеру, в Калужской губернии это было принято делать в родительскую субботу, утром и вечером. Покойников вежливо звали позавтракать или поужинать вместе со всеми. Если от вечерней трапезы что-то оставалось, то еду оставляли на столе до утра. Говорили, что усопшие, прикрываясь ночной тьмой, выходят из-за печки, чтобы как следует подкрепиться. Потому во время праздника широко применяли обряды, называемые «очищение от скоромного». Так как во время Масленицы люди вовсю гуляли, много ели, то есть чревоугодничали. Некоторые ритуалы были весьма смешными. Например, в Архангельской губернии при наступлении последнего дня масленичной недели по деревне возили старые дровни, на которых была установлена шлюпка. В ней лежал мужчина с оголенной спиной, которая щедро была измазана краской-суриком. А в районе реки Тавды было еще веселее: выбирались ряженые, чтобы изображать Масленицу и Воеводу, и в последний день они скидывали одежду, раздевались догола и начинали имитировать перед праздничной толпой мытье в бане. А в отдельных местностях выбранный главным на празднике мог не только сказать торжественную речь, но и раздеться донага это в морозные-то дни , начать кривляться и даже оголить те части тела, которые в обычной жизни люди стараются не показывать окружающим. Так весело, на грани фола, провожали Масленицу. И то чучело, которое сжигают в ожидании весны - лишь одно из множества. В мировой культуре куклы используются очень часто в различных обрядах.
☀ Масленица в Даровом: кто такие ряженые?
Но прежде чем зажечь чучело и попрощаться с зимой, ряженые скоморохи и барыни собрали у зрителей записки, которые положили к подножию чучела Масленицы. По словам представителей оргкомитета фестиваля “Московская Масленица”, на Сырную неделю впервые в этом году в столицу приехали 100 реконструкторов из Болгарии. Но прежде чем зажечь чучело и попрощаться с зимой, ряженые скоморохи и барыни собрали у зрителей записки, которые положили к подножию чучела Масленицы. По улицам города прошли ряженые, скоморохи, сказочные персонажи. В столице 21 февраля стартовал фестиваль «Московская Масленица».