Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности рассказал о том, возможно ли ее расширение и как будут строиться отношения с НАТО. Юбилейный саммит, посвящённый 30-летию подписания Договора о коллективной безопасности и 20-летию создания Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), состоявшийся в Москве 16 мая, подтвердил сенсацию. Саратовская область) состоялось заседание Совета Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. Планируется принятие решения КССБ ОДКБ «О составе Координационного совета уполномоченных органов государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам биологической безопасности». Делегация Организации Договора о коллективной безопасности прибыла в Дагестан для участия в открытии памятника воинам, павшим в Великой Отечественной войне.
Саммит Организации Договора о коллективной безопасности
Всё это позволяет сопоставить опыт и спрогнозировать, как могут развиваться отношения, в частности, с НАТО, и сделать соответствующие выводы. В стремительно меняющемся мире суверенитет обретает дополнительную ценность и, на мой взгляд, становится одним из ключевых критериев эффективного союзничества. С этой точки зрения ОДКБ представляет собой объединение, где этот фактор учитывается в полной мере. То, что мы называем мягким союзничеством — имеется в виду прежде всего отсутствие так называемой жесткой блоковой дисциплины, — это сильная сторона нашей организации. И государства — члены ОДКБ, конечно, принимают это во внимание, выстраивая свою политику в сфере обеспечения национальной и региональной безопасности. Насколько блок готов к их отражению? Каждой из упомянутых угроз ОДКБ уделяет повышенное внимание и на уровне анализа, и на уровне выработки практических мер по их нейтрализации, отработки этих мер на практике в ходе учений и тренировок. В целом я могу оценить степень готовности к отражению угроз как высокую. При этом представляется, что дополнительных усилий со стороны организации требует выработка мер нейтрализации угроз гибридного характера.
В настоящий момент мы активно занимаемся этим направлением. Насколько сложности в двусторонних отношениях способны повлиять на устойчивость блока?
Отмечена необходимость постоянной модернизации и профилировании средств защиты информационных сетей государств — членов ОДКБ.
Выступающие отметили повышение квалификации атакующих, массовое увеличение количества атак с использованием цепочки поставщиков, интенсивное задействование различных взаимодействующих организаций и структур при их проведении. Особую озабоченность участники заседания выразили в отношении угроз, связанных с утечками значительных массивов данных физических и юридических лиц.
Причины такого решения не уточняются.
Учения должны были пройти 10—14 октября. В рамках учений планировалось отработать обеспечение режима прекращения огня. На момент публикации в пресс-службе не смогли уточнить, состоятся ли учения в другом месте или они отменены полностью.
В частности, Генассамблея периодически принимает обновленные резолюции, касающиеся развития двустороннего сотрудничества — именно этой теме было посвящено состоявшееся в феврале текущего года и прошедшее с участием генеральных секретарей двух организаций заседание Совета Безопасности ООН. Есть ли страны, с которыми ведутся такие переговоры? В соответствии со статьей 19 устава любая страна, разделяющая цели, задачи и принципы ОДКБ и готовая взять на себя соответствующие обязательства, может подать заявку на членство.
Также оформлен правовой институт партнеров и наблюдателей ОДКБ: государства и международные организации, разделяющие наши взгляды и цели, имеют возможность получить такой статус и участвовать в реализации общих задач по обеспечению безопасности с учетом своих интересов. В настоящее время мы не ведем ни с кем таких переговоров. При этом мы организовали работу внутри организации и алгоритм сотрудничества с внешними партнерами так, что уверенно контролируем обстановку в зоне своей ответственности.
Ранее сообщалось, что организация много лет препятствовала участию миротворцев ОДКБ за пределами зоны ее ответственности. Как будет сейчас? ОДКБ не имеет полномочий, да и никогда не стремилась влиять на такого рода решения, принимаемые в столицах.
Другое дело, что в странах ОДКБ существует ясное понимание — коллективное участие в политических и военно-политических процессах, в том числе миротворческих миссиях, зачастую дает дополнительные преимущества. Именно по этой причине миротворческие подразделения ОДКБ регулярно проводят совместные учения и теоретические занятия, осваивая передовые методы выполнения задач по своему профилю. А то, каков уровень выучки и слаженности этих подразделений, было продемонстрировано в январе текущего года в Казахстане.
При этом в ОДКБ по-прежнему рассматривается возможность задействования миротворческого контингента организации за пределами зоны ее ответственности при согласии всех государств-членов и по мандату ООН. Сегодня же с сожалением можно констатировать кризис мировой системы безопасности как таковой: существовавшие десятилетиями договоренности фактически перестают действовать, уровень недоверия между рядом ведущих игроков достиг критической отметки. При этом упомянутые выше региональные вызовы и угрозы не только не утратили своей остроты, но и, в силу нарастающей глобальной неопределенности, имеют тенденцию к обострению.
Принципиальная позиция ОДКБ остается прежней: мы убеждены в необходимости политического урегулирования всех существующих противоречий и призываем к этому все силы, от которых зависит состояние международной безопасности.
Лидеры ОДКБ приняли заявление о коллективной безопасности
Затем на базе Центра кризисного реагирования развертывается усиленная дежурная смена ЦКР ОДКБ и осуществляется контроль перегруппировки и развертывания воинских контингентов в районах проведения учений. Следующий этап — активная фаза учения, которая завершается по выполнению учебно-боевых задач практическими действиями Войск Коллективных сил. Учение продолжается до возвращения всех войск в пункты постоянной дислокации. В сентябре-октябре 2022 года в формате ОДКБ проведено четыре учения. На территории Республики Казахстан проведено три учения. В ходе командно-штабного учения с КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2022» отработаны вопросы организации совместной операции по локализации вооруженного конфликта, подготовки подразделений КСОР ОДКБ к выполнению задач, ведения совместной операции по уничтожению противника и восстановлению положения по Государственной границе. В качестве наблюдателей на активной фазе учения присутствовали представители Антитеррористического центра СНГ, региональной антитеррористической структуры ШОС и военно-дипломатического корпуса, аккредитованного в Республике Казахстан. Учебная обстановка была смоделирована с учетом опыта современных вооруженных конфликтов. Наращивание обстановки позволило максимально приблизить ее к реальным действиям.
На завершающем этапе учения войсками силами отработаны практические действия с выполнением мероприятий по уничтожению обходящего отряда противника, ведению воздушной разведки, нанесению огневого поражения противнику с комплексированием различных средств разведки и поражения, отражению ударов средств воздушного нападения противника, ведению маневренных боевых действий, удержанию основного оборонительного рубежа, уничтожению вклинившегося противника, завершению разгрома группировки войск противника с высадкой тактических воздушных десантов. С участием представителей базовых научно-исследовательских организаций и государств — членов ОДКБ проведена исследовательская работа апробация по вопросам организации: противовоздушного прикрытия национальных контингентов КСОР ОДКБ на этапах их оперативного развертывания и применения, а также взаимодействия Командования КСОР ОДКБ с силами и средствами Сил воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан и Российской Федерации при подготовке и проведении совместной операции в Единой региональной системе противовоздушной обороны; управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения в том числе специальных видов материально-технического обеспечения Коалиционной авиационной группировки ОДКБ при подготовке и проведении совместной операции КСОР ОДКБ. Отработаны вопросы практических действий совместного формирования по ликвидации вспышки особо опасной инфекции в контингенте КСОР ОДКБ в ходе операции. Исследованы вопросы развертывания перегруппировки совместного формирования в регионе возникновения кризисной ситуации и порядка организации взаимодействия с национальными органами, уполномоченными на реагирование при масштабных и быстрых распространениях опасных инфекционных заболеваний. Формирование продемонстрировало эффективность применения и подтвердило способность выполнять задачи по предназначению. Работа по созданию этого нового формирования велась с учетом опыта Минобороны России по участию военных медиков и химиков в мероприятиях по борьбе с пандемией как на территории Российской Федерации, так и при оказании помощи другим государствам. Документом предусмотрено развертывание совместного формирования при необходимости на территории одного из государств — членов ОДКБ в целях: обеспечения защиты Войск Коллективных сил ОДКБ и создания безопасных медико-биологических условий для их развертывания и применения; участия в обеспечении коллективного реагирования в случае масштабного и быстрого распространения опасных инфекционных заболеваний. Комплектование данного формирования предусматривается осуществлять на коалиционной основе представителями от всех государств — членов ОДКБ в соответствии с решением глав государств, исходя из конкретно складывающейся эпидемиологической обстановки, с учетом потребностей принимающего государства и возможностей направляющих сторон.
Это направление признано важным, перспективным и в развитие этого нового компонента системы коллективной безопасности оборонным ведомством Республики Беларусь инициирован вопрос о проведении в 2023 году специального учения «Барьер-2023».
Астана никогда не собиралась выходить из ОДКБ. Чиновники в стране всегда демонстрируют дружбу с Россией, которая является гарантом безопасности Центральной Азии, и при этом, умело защищают собственные интересы. Например, республика в период объявленной в России мобилизации приняла 300 тысяч россиян. В том числе, сократить сроки пребывания иностранных граждан. В итоге тысячи россиян, покинувших родину в период мобилизации, вернулись обратно. Массовая миграция в прошлом году зафиксирована и по направлению Казахстан-Украина. В Киеве живут многочисленные представители республиканской оппозиции и крупного бизнеса.
В том числе и богатейший казахстанский бизнесмен Даулет Нуржанов. На Украине он арендует 24 тысячи гектаров земли, на которых развивает аграрный бизнес. Казахстанский предприниматель выделил деньги на покупку и установку так называемых «юрт несокрушимости» в Киеве, Буче, Одессе и во Львове. Подобную акцию гуманизма на территории кризисной страны едва ли возможно представить без поддержки друга Нуржанова — Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстана на Украине Дархана Калетаева. На родине он известен весьма своеобразной гражданской позицией. Поэтому это естественный процесс. Люди ищут свою языковую среду, свои корни и выезжают из страны. Это нормально, и какой-то трагизм мы не должны испытывать», — заявил Дархан Калетаев еще в 2019 году, будучи министром общественного развития Казахстана, при обсуждении массовой убыли населения из республики.
Немного смущает тот факт, что раскормленный политик, имея весьма специфические и спорные убеждения, на протяжении десятка лет вращается в высших политических кругах республики. Хотя на официальном уровне из Казахстана регулярно слышатся слова о необходимости сохранения мира и заинтересованности в тесных интеграционных связях с Россией. Все бы ничего, но самих россиян, особенно живущих в приграничных областях, несколько смущает тот факт, что в соседней стране расположены американские биологические лаборатории. Вред от этих объектов может легко сказаться не только на самих казахстанцах, но и жителях Сибири, Южного Урала или Южном федеральном округе России. А при помощи инструкторов из США и Великобритании даже был организован специальный миротворческий военный батальон «Казбат». Который оказался совершенно беспомощным, когда в стране едва не началась гражданская война. В условиях жуткого алматинского хаоса оперативно продемонстрировали свою мощь и потенциал только военные из стран-участниц ОДКБ. Казахстан, как и все, заинтересован в обеспечении безопасности на своей территории.
Компетенций Имангали Тасмагамбетова должно хватить, чтобы прекратить подобную «многовекторную» практику. Ведь для России стратегически важно сформировать надежную систему безопасности на всей контролируемой территории. Для этого партнеры Москвы в регионе должны стать более прогнозируемыми, без оглядок на национальные интересы и выгодные предложения от западных партнеров.
Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения. Совет состоит из постоянных и полномочных представителей, назначаемых государствами - членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами. Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Местом нахождения Секретариата является Москва.
Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных региональных группировок войск сил и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой. Местом нахождения Объединённого штаба является Москва. Высшим административным должностным лицом Организации является Генеральный секретарь. Для решения задач, стоящих перед ОДКБ, могут создаваться на постоянной или временной основе вспомогательные органы и рабочие группы, функционирующие по отдельным направлениям деятельности. В 2016 году на октябрьской сессии Совета коллективной безопасности в Ереване была принята Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года, раскрывающая концепцию дальнейшего укрепления совокупного потенциала ОДКБ с целью её превращения в один из эффективных инструментов международной политики, обеспечивающих мир и безопасность в обширном евразийском регионе в тесном взаимодействии и диалоге со всеми партнерами, разделяющими цели и принципы нашей Организации. Для парирования существующих и вновь возникающих вызовов и угроз безопасности государств — членов в рамках ОДКБ создана действенная системы коллективной безопасности, основанная на трех дополняющих друг друга областях приложения коллективных усилий: политическое, военное сотрудничество и сотрудничество в сфере противодействия вызовам и угрозам. Политическое сотрудничество. В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления.
Сформирован механизм внешнеполитической координации. Его нормативной основой является принятое 19 ноября 2003 года Положение о порядке функционирования механизма координации внешнеполитической деятельности государств - членов ОДКБ. С 2011 года в Организации активно действует механизм Коллективных указаний представителям государств — членов ОДКБ при международных организациях, предусматривающих формирование общих подходов по актуальным проблемам международной политики безопасности. В соответствии с Перечнем тем совместных заявлений, утверждаемым СМИД ОДКБ на ежегодной основе, продолжается практика выступлений на различных международных форумах с совместными заявлениями государств-членов Организации. Важнейшим и приоритетным направлением деятельности ОДКБ является сотрудничество с международными организациями и третьими странами в интересах объединения усилий ради поддержания стабильности и укрепления мира. Расширяется сотрудничество с третьими странами. В рамках этого сотрудничества осуществляется согласование подходов к решению таких важных и представляющих взаимный интерес тем, как противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному распространению наркотиков, обеспечение пограничной безопасности. Важной сферой деятельности ОДКБ является кризисное реагирование.
В октябре 2016 года в Ереване СКБ ОДКБ принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ, на который будут возложены задачи по информационно-аналитическому и организационно-техническому сопровождению принятия уставными органами ОДКБ соответствующих решений в целях кризисного реагирования. Военное строительство Цель военного сотрудничества — обеспечить коллективную и национальную безопасность государств — членов Организации путем поддержания в рамках необходимой достаточности и готовности оборонного потенциала каждого государства — члена, сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ к выполнению задач по предназначению в соответствии со статьями 4 и 6 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и своевременного реагирования на возможные вызовы и угрозы национальной и коллективной безопасности государств — членов ОДКБ. Основу военного потенциала ОДКБ составляют созданные Коллективные силы оперативного реагирования, региональные объединенные группировки войск сил , Коллективные авиационные и Миротворческие силы, объединенные совместные военные системы и объекты военной инфраструктуры.
Он добавил, что считает отсутствие реакции главной неудачей председательства Армении в организации.
Премьер-министр напомнил, что во время массовых протестов в Казахстане в январе 2022 года ОДКБ потребовался один день на выработку решения, что во многом помогло погасить беспорядки и избежать госпереворота. Пресс-служба правительства Армении также опубликовала объяснение Пашиняна, почему он отказался подписывать два итоговых документа. По мнению премьера, в декларации и проекте решения о помощи отсутвует необходимая и логичная с точки зрений союзнических отношений политическая оценка действий Азербайджана. О том, что сохраняется риск новой агрессии со стороны Азербайджана против территориальной целостности Армении, докладывал генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась на внеочередном заседании СКБ 28 октября текущего года.
В этих условиях отсутствие четкой политической оценки ситуации и непринятие вышеупомянутого решения может означать не только отказ ОДКБ от союзнических обязательств, но и может интерпретироваться Азербайджаном как зеленый свет со стороны ОДКБ для дальнейшей агрессии против Армении», — заявил Пашинян.
ОДКБ: Белоруссия может обратиться за помощью в случае внешней угрозы
Организация договора о коллективной безопасности не рассматривается нами в качестве военного блока. Саратовская область) состоялось заседание Совета Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. Как НАТО, так и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) работают по принципам устава ООН, имеют военные базы союзников на своей территории, борются с [ ].
Станет ли саммит ОДКБ водоразделом для Казахстана?
Ереван на этом фоне попросил ОДКБ снять с повестки вопрос о помощи стране, а сам Пашинян сообщил президенту Белоруссии Александру Лукашенко, что в Минск ехать не намерен. В то же время в Ереване заявляют, что выходить из объединения не собираются.
С некоторыми странами альянса у России уже есть подобные соглашения. Среди других тем саммита в Минске — военно-техническое сотрудничество, развитие сил коллективного реагирования, борьба с терроризмом и экстремизмом, биологическими угрозами и наркотрафиком. По итогам встречи лидеров ОДКБ подписано полтора десятка документов.
В этот день, выступая на саммите, президент РФ Владимир Путин особенно отметил совместные усилия государств — членов организации в оборонной сфере. В своем выступлении российский лидер упомянул о мероприятиях по повышению боевой готовности военных кадров блока, таких как маневры в Белоруссии и миротворческие учения в Киргизии. При этом он добавил, что совместные системы противовоздушной обороны ПВО стран — членов организации продолжают укрепляться и усиливаться.
Вместе с тем, на мой взгляд, нет необходимости постоянно говорить о растущих угрозах безопасности государств—участников ОДКБ, даже если таковые существуют. В конце концов, угрозы существовали всегда. Такова сущность международного сообщества. Частые заявления на эту тему порождают иллюзию, будто мы кого-то боимся. Подобные заявления могут также получить и, похоже, уже получают совершенно неверную интерпретацию. Риторика организации должна быть жёсткой, но предельно корректной, с учётом собственного достоинства государств-участников и их объединенного военно-политического потенциала и мощи. ОДКБ показала свои успехи как авторитетная военно-политическая организация, но впереди стоят новые задачи, которые должны соответствовать конструктивному настрою её государств-участников», — сказал Касым-Жомарт Токаев. Напряжённая ситуация складывается на евразийском континенте и по периметру зоны ответственности ОДКБ.
Особую тревогу вызывают события на Ближнем Востоке. Мириться с этим невозможно. Конфликт на Ближнем Востоке раскрутил спираль фактически глобального по своим масштабам информационно-идеологического противостояния. События вокруг сектора Газа поделили мировое сообщество, как минимум, на два лагеря. Нужно остановиться, пока пожар войны не опалил все страны и континенты», — убеждён президент Казахстана.
Авторитетная организация. Казахстан готовится председательствовать в ОДКБ
В Дагестан прибылА делегация Организации Договора о коллективной безопасности. Вопрос участия Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в зоне российско-украинского конфликта в повестке не стоит. Будущее крупнейшего после НАТО оборонного альянса определено: Западу не удалось расколоть Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
ОДКБ настоящее и будущее
В своем выступлении российский лидер упомянул о мероприятиях по повышению боевой готовности военных кадров блока, таких как маневры в Белоруссии и миротворческие учения в Киргизии. При этом он добавил, что совместные системы противовоздушной обороны ПВО стран — членов организации продолжают укрепляться и усиливаться. Организация Договора о коллективной безопасности — военно-политический союз, созданный государствами СНГ для стабилизации обстановки в странах-партнерах в случае ЧП.
В ходе заседания СМИД, СМО, КССБ планируется принятие ряда важных политических заявлений, в том числе заявления министров иностранных дел государств — членов ОДКБ по вопросам укрепления архитектуры международной и региональной безопасности и контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, а также заявления секретарей советов безопасности с осуждением попыток героизации нацизма, неонацизма, экстремизма, шовинизма, всех форм ксенофобии. СКБ ОДКБ по результатам внеочередного заседания в режиме видеоконференции 28 октября принял решение в конце ноября вернуться к обсуждению ситуации на армяно-азербайджанской границе, где 13—14 сентября произошла масштабная эскалация, приведшая к продвижению подразделений ВС Азербайджана вглубь территории Армении.
Реклама Главы государств — членов ОДКБ заявили о готовности и впредь обеспечивать безопасность рубежей в зоне ответственности организации, суверенитет и территориальную целостность стран-участниц. Лидеры отметили, что ОДКБ накопила потенциал для противодействия широкому спектру вызовов и угроз и стала фактором стабильности на евроазиатском пространстве. ОДКБ осудила любые попытки фальсификации истории, связанные с общим вкладом в борьбу с нацизмом.
Другим очагом угроз является Афганистан. Президент Казахстана считает важным оказание гуманитарной помощи афганскому народу и интеграцию этой страны в региональную экономику. В нынешнем году Казахстан отправлял в Афганистан продовольствие, товары первой необходимости и медикаменты. В связи с землетрясением в октябре на западе Афганистана туда были направлены спасатели, кинологи и медики. Что же касается собственно ОДКБ, то президент Казахстана считает, что в течение нынешнего года была проделана большая работа по развитию потенциала организации и повышению эффективности механизмов противодействия вызовам и угрозам. В связи с этим Касым-Жомарт Токаев сформулировал приоритеты деятельности своей страны в рамках военного альянса. Казахстан заинтересован в его поступательном развитии, в укреплении коллективной безопасности с учётом национальных интересов государств-членов. Вторым важным направлением является взаимодействие по вопросам военного сотрудничества. По мнению президента Казахстана, в доработке нуждается нормативно-правовая база обеспечения оперативного развёртывания Коллективных сил ОДКБ, это касается беспрепятственного и беспосадочного транзита контингентов, полётов военной авиации и др. Не менее важна подготовка военных кадров и развитие военно-научного потенциала государств ОДКБ. Ключевая роль в этом отводится деятельности специального представителя генерального секретаря ОДКБ по вопросам миротворчества», — сказал Касым-Жомарт Токаев. Ещё одним приоритетом было названо развитие сотрудничества по противодействию международному терроризму и экстремизму, то есть укрепление антитеррористической составляющей системы коллективной безопасности. Важно задействовать механизм по розыску, задержанию и экстрадиции лиц, причастных к терроризму и экстремизму.
Делегация Организации Договора о коллективной безопасности прибыла в Дагестан
Путин в Минске примет участие в сессии совета коллективной безопасности ОДКБ. Фото с сайта Казахстан возглавил ОДКБ С 1 января 2024 года председательство в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) перешло к Республике Казахстан. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) сделала еще один шаг в рамках противостояния общим внешним угрозам. Армения была и остается союзником Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), нет смысла делать категоричные выводы из отсутствия Еревана на сессии в Минске. Соглашение о сотрудничестве между Секретариатом Совета МПА СНГ и Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности заключено 16 апреля 2004 года.
В Белоруссии заявили о попытках Запада повлиять на ОДКБ
Обстановка в зоне ответственности Организации Договора о коллективной безопасности характеризуется как сложная и напряженная. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) может направить миротворцев в Донбасс в случае необходимости, если будет достигнут международный консенсус по этому поводу. Объединенному штабу Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) исполнилось 20 лет. Планируется принятие решения КССБ ОДКБ «О составе Координационного совета уполномоченных органов государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам биологической безопасности». Ереван прежде неоднократно предъявлял претензии к договору о коллективной безопасности. © РИА Новости. «Целенаправленная политика стран Запада в отношении Организации Договора о коллективной безопасности, Союзного государства, других международных организаций и межгосударственных образований, участницей которых является Республика.
Подключатся ли войска ОДКБ к спецоперации в Украине
Использование материалов в печатных изданиях согласовывается по почте welcome russiancouncil.
Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Местом нахождения Секретариата является Москва.
Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных региональных группировок войск сил и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой. Местом нахождения Объединённого штаба является Москва. Высшим административным должностным лицом Организации является Генеральный секретарь.
Для решения задач, стоящих перед ОДКБ, могут создаваться на постоянной или временной основе вспомогательные органы и рабочие группы, функционирующие по отдельным направлениям деятельности. В 2016 году на октябрьской сессии Совета коллективной безопасности в Ереване была принята Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года, раскрывающая концепцию дальнейшего укрепления совокупного потенциала ОДКБ с целью её превращения в один из эффективных инструментов международной политики, обеспечивающих мир и безопасность в обширном евразийском регионе в тесном взаимодействии и диалоге со всеми партнерами, разделяющими цели и принципы нашей Организации. Для парирования существующих и вновь возникающих вызовов и угроз безопасности государств — членов в рамках ОДКБ создана действенная системы коллективной безопасности, основанная на трех дополняющих друг друга областях приложения коллективных усилий: политическое, военное сотрудничество и сотрудничество в сфере противодействия вызовам и угрозам.
Политическое сотрудничество. В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Сформирован механизм внешнеполитической координации.
Его нормативной основой является принятое 19 ноября 2003 года Положение о порядке функционирования механизма координации внешнеполитической деятельности государств - членов ОДКБ. С 2011 года в Организации активно действует механизм Коллективных указаний представителям государств — членов ОДКБ при международных организациях, предусматривающих формирование общих подходов по актуальным проблемам международной политики безопасности. В соответствии с Перечнем тем совместных заявлений, утверждаемым СМИД ОДКБ на ежегодной основе, продолжается практика выступлений на различных международных форумах с совместными заявлениями государств-членов Организации.
Важнейшим и приоритетным направлением деятельности ОДКБ является сотрудничество с международными организациями и третьими странами в интересах объединения усилий ради поддержания стабильности и укрепления мира. Расширяется сотрудничество с третьими странами. В рамках этого сотрудничества осуществляется согласование подходов к решению таких важных и представляющих взаимный интерес тем, как противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному распространению наркотиков, обеспечение пограничной безопасности.
Важной сферой деятельности ОДКБ является кризисное реагирование. В октябре 2016 года в Ереване СКБ ОДКБ принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ, на который будут возложены задачи по информационно-аналитическому и организационно-техническому сопровождению принятия уставными органами ОДКБ соответствующих решений в целях кризисного реагирования. Военное строительство Цель военного сотрудничества — обеспечить коллективную и национальную безопасность государств — членов Организации путем поддержания в рамках необходимой достаточности и готовности оборонного потенциала каждого государства — члена, сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ к выполнению задач по предназначению в соответствии со статьями 4 и 6 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и своевременного реагирования на возможные вызовы и угрозы национальной и коллективной безопасности государств — членов ОДКБ.
Основу военного потенциала ОДКБ составляют созданные Коллективные силы оперативного реагирования, региональные объединенные группировки войск сил , Коллективные авиационные и Миротворческие силы, объединенные совместные военные системы и объекты военной инфраструктуры. В рамках реализации Основных направлений развития военного сотрудничества государств — членов ОДКБ на период до 2020 года планомерно совершенствуются созданные на двусторонней основе российско-белорусская и российско-армянская группировки войск сил , которые развернуты соответственно в Восточноевропейском и Кавказском регионах коллективной безопасности. В рамках совершенствования управления силами и средствами системы коллективной безопасности в ходе ежегодных деловых игр, совместных учений и тренировок осваиваются и практически реализуются требования Решения СКБ ОДКБ «Об организации управления Войсками Коллективными силами ОДКБ» от 15 сентября 2015 года.
Подготовка Войск Коллективных сил Организации к выполнению поставленных задач осуществляется в соответствии с ежегодными планами совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки.
Чем все закончилось — расширением НАТО на Восток, учебной отработкой в 2016 году сценария нанесения ядерного удара по Беларуси. Заметьте, по инициативе администрации так называемого лауреата Нобелевской премии мира Барака Обамы», — обратил внимание Александр Лукашенко. Причем по замыслу тех учений Беларусь даже не была вовлечена в конфликт. Я уже не говорю про открытую демонстрацию готовности подключить к этой цели силы НАТО. Зачем в августе 2020 года рядом с белорусской границей кружили стратегические бомбардировщики Б-52?
Кому посылали сигнал? Не только Беларуси. Понятно кому. На этом фоне упреки о размещении в нашей стране, на нашей территории российского тактического ядерного оружия просто абсурдны, — заявил Президент. Мы просто учимся так называемому дипломатическому этикету у тех, кто сделал язык силы мировым трендом». Глава государства констатировал, что это реалии сегодняшнего дня — только наличие мощного оружия гарантирует безопасность в регионе и дает право голоса на международной арене.
Президент Беларуси подчеркнул, что государства — члены ОДКБ адекватно оценивают вызовы времени и готовы противостоять им сообща. То, что некоторых наших партнеров штормит и в публичных высказываниях, и в поступках, носящих провокационный характер, — прежде всего их проблемы. Я скажу одно: если есть претензии, то надо озвучивать их, глядя в глаза друг другу, а не разговаривать через вбросы в средства массовой информации», — сказал Александр Лукашенко. Президент подчеркнул, что встречи на высшем уровне и проводятся именно для того, чтобы обсудить все острые вопросы и найти решения. Это безответственно и недальновидно», — заявил Глава государства. И мы это делаем.
Пусть не в полном объеме, но делаем много, особенно в последнее время», — добавил белорусский лидер. На заседании в узком составе Президент сказал: «Мы приветствуем прогресс в урегулировании конфликта на Южном Кавказе. Надеемся, что предпринятые шаги заложат основу для устойчивого и долгосрочного мира в этом регионе, где проживают дружественные нам народы — армяне и азербайджанцы. Подчеркиваю: дружественные нам народы». Александр Лукашенко также коснулся ситуации на таджикско-кыргызской границе. Глава государства напомнил, что в основе белорусского председательства в организации лежал девиз «Через солидарность и сотрудничество к миру и безопасности».
Но этого мало.
И в целом ОДКБ с этими задачами справляется. При этом у нас определенно есть вопросы, требующие особого внимания, о чем говорили лидеры наших стран в ходе московского саммита в мае 2022 года. Они касаются, в частности, большей согласованности в подходах и действиях. Из конкретных направлений — это усиление функций анализа и прогноза. Дополнительные усилия на этих треках позволят нам глубже понимать нюансы обстановки, более оперативно прорабатывать меры реагирования. Кроме того, более активных действий от ОДКБ требуют проблемы биологической безопасности. Эта структура выполняет большую работу по сближению и гармонизации законодательств государств-членов.
Кстати, 6 июня в Ереване с моим участием пройдет заседание Совета Парламентской ассамблеи, состоящего из руководителей парламентов палат парламентов. В ходе встречи планируется рассмотреть ряд важных вопросов, касающихся деятельности нашей организации. В этом смысле сотрудничество с международными силами, способными внести вклад в укрепление безопасности в Евразии, для нас, безусловно, очень ценно. ОДКБ поддерживает интенсивный диалог с большим количеством объединений и отдельных государств. В свою очередь, в ООН рассматривают нашу организацию в качестве важного регионального партнера. В частности, Генассамблея периодически принимает обновленные резолюции, касающиеся развития двустороннего сотрудничества — именно этой теме было посвящено состоявшееся в феврале текущего года и прошедшее с участием генеральных секретарей двух организаций заседание Совета Безопасности ООН. Есть ли страны, с которыми ведутся такие переговоры? В соответствии со статьей 19 устава любая страна, разделяющая цели, задачи и принципы ОДКБ и готовая взять на себя соответствующие обязательства, может подать заявку на членство.
Также оформлен правовой институт партнеров и наблюдателей ОДКБ: государства и международные организации, разделяющие наши взгляды и цели, имеют возможность получить такой статус и участвовать в реализации общих задач по обеспечению безопасности с учетом своих интересов. В настоящее время мы не ведем ни с кем таких переговоров.
Делегация Организации Договора о коллективной безопасности посетила Дербент
Лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) подготовили совместное заявление. Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности рассказал о том, возможно ли ее расширение и как будут строиться отношения с НАТО. С 25 по 28 апреля 2024 года Республику Дагестан посетит делегация Организации Договора о коллективной безопасности.