Новости название операции по прорыву блокады ленинграда

«18 января – День прорыва блокады Ленинграда – мы отмечаем в непростое для страны время. Продолжается специальная военная операция, и важно еще раз вспомнить подвиги героев Великой Отечественной войны, защитников и жителей блокадного Ленинграда. Операция по прорыву блокады Ленинграда под названием «Искра» началась 12 января 1943 года.

Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда

Что способствовало прорыву и полному освобождению Ленинграда? За все время осады было предпринято несколько операций для деблокады города и освобождения занятых врагом районов Ленобласти: две Синявинские операции в сентябре и октябре 1941 года, Любанская наступательная операция с января по апрель 1942 года и третья Синявинская операция в августе-октябре того же года. Пусть они и не помогли добиться поставленной цели, но способствовали недопущению штурма осажденного города. С 12 по 30 января 1943 года прошла операция "Искра", благодаря которой удалось переломить ход событий.

Силы врага ликвидировали по всему южному побережью Ладожского озера. Красная Армия смогла перехватить инициативу ведения боевых действий в этом направлении. Осада Ленинграда после прорыва продолжалась вплоть до января следующего года.

Начало блокады На карте боевых действий лета — осени 1941 года заметно, что на Ленинград, второй по значимости город СССР, наступала финская армия с северо-запада и группа армий «Север» со стороны Эстонской ССР. Блокада Ленинграда. В начале 1941 года в городе проживало около 3 млн человек, из которых 565 тыс. В нём также действовало около 300 учебных заведений и НИИ. В ходе боёв в августе 1941 года на Лужском рубеже командованию Красной армии удалось сорвать попытку немцев с ходу штурмовать город, противник был задержан на несколько недель. К концу лета к городу также был переброшен Балтийский флот из Таллина. Это позволило к началу сентября создать плотную систему ПВО. Организацией обороны города руководили адмирал Трибуц, маршал Ворошилов, генерал Жуков и первый секретарь обкома и горкома Жданов. Впервые Ленинград был обстрелян немцами 4 сентября 1941 года со стороны занятого ими города Тосно.

Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса.

Если на севере линия фронта в отдельных местах проходила в 50 километрах от него, то на юге передний край находился всего в нескольких километрах от городской черты. Не сумев взять Ленинград сразу, германское командование приняло решение стереть его с лица земли вместе с жителями. С 4 сентября 1941 года город стал подвергаться интенсивным артобстрелам, а с 8 сентября воздушным бомбардировкам за время блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных авиабомб. Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года в ходе военной операции под кодовым названием «Искра», к которой привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов, часть сил Балтийского флота и авиация дальнего действия. Утром 12 января 1943 года навстречу друг другу началось наступление войск Волховского и Ленинградского фронтов. Их отделял 15-километровый коридор шлиссельбургско-синявинского выступа между городом Мга и Ладожским озером , замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. Наступление поддерживали часть сил Балтийского флота, а также авиация дальнего действия.

Информация

  • Операция "Искра": 18 января советские войска прорвали блокаду Ленинграда - Толк 18.01.2022
  • Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы
  • «Никто не забыт и ничто не забыто». 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда
  • Баир Иринчеев: Освободить Ленинград от блокады пытались пять раз
  • «Никто не забыт и ничто не забыто». 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда
  • Блокада Ленинграда – краткая информация для подготовки доклада

Блокада Ленинграда: прорыв и снятие в 1944, операция "Искра", дороги Жизни и Победы

Три месяца 2-я армия удерживала позиции. А потом немцы отрезали её от основных сил, перекрыв, таким образом, возможность Волховскому фронту прислать подкрепление. Из группировок Ленинградского фронта пробиться не удалось никому. Солдаты оказались в окружении. Прорвать кольцо они не смогли. В течение четырёх месяцев 2-ю армию полностью истребили. Летом поставили другую задачу, уже не настолько грандиозную. Войска должны были пробить небольшой коридор, чтобы стало возможным восстановить сухопутные связи с блокадным городом. На этот раз действовать начал Ленинградский фронт. Как казалось — безуспешно. Однако по плану, это продвижение должно было лишь отвлечь противника.

Через восемь дней началось наступление Волховского фронта. На этот раз его удалось приблизить на половину расстояния до соединения с Ленинградским. Но и в этот раз немцам удалось отбросить советские войска на исходные позиции. В результате этой операции по прорыву вражеской осады, как и прежде, погибло большое количество людей. Немецкая сторона потеряла в этих боях 35 тысяч человек. СССР— 160 тысяч человек. Битва за Ленинград Прорыв блокады Следующая попытка была предпринята 12 января 1943 года. Выбранный для наступления участок был очень сложным, а ленинградские солдаты страдали от истощения. Противник укрепился на левом берегу реки, который был выше правого. На склоне немцы ярусами установили огневые средства, которые надёжно прикрывали все подступы.

А сам склон предусмотрительно обильно залили водой, превратив его в неприступный ледник. Участвовавшие в наступлении ленинградские бойцы несколько месяцев напряжённо тренировались, буквально репетируя всё что, им предстоит выполнить во время атаки. В назначенный день утром одновременно с обоих фронтов грянули артиллерийские залпы, которые продолжались более двух часов. Как только смолкла артиллерия, начались прицельные авиаудары. А сразу вслед за ними вперёд пошли штурмовые группы. С помощью «кошек», багров и штурмовых лестниц они успешно преодолели ледяное заграждение и бросились в бой. Прорыв блокады Ленинграда На этот раз сопротивление удалось сломить. Хотя немецкие группировки сражались отчаянно, им пришлось отступать. Наиболее жестокие бои были на флангах прорыва. Даже после того, как немецкие группы оказались там в окружении, они продолжали вести бой.

Германское командование стало спешно посылать к месту прорыва резервы, стремясь заделать брешь и восстановить кольцо окружения.

Для исполнения приказа на Ленинград посыпался мощный шквал артиллерии, длившийся до 22 января 1944 года. За время блокады по городу было выпущено 148 тысяч снарядов, которые унесли жизни около 10 тысячи мирных граждан. Что способствовало прорыву и полному освобождению Ленинграда? За все время осады было предпринято несколько операций для деблокады города и освобождения занятых врагом районов Ленобласти: две Синявинские операции в сентябре и октябре 1941 года, Любанская наступательная операция с января по апрель 1942 года и третья Синявинская операция в августе-октябре того же года. Пусть они и не помогли добиться поставленной цели, но способствовали недопущению штурма осажденного города. С 12 по 30 января 1943 года прошла операция "Искра", благодаря которой удалось переломить ход событий. Силы врага ликвидировали по всему южному побережью Ладожского озера.

К 18 января 1943 года в городе оставалось около 800 тысяч человек. Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден.

Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года , а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Пробитый вдоль берега коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной.

Еще две операции были проведены в 1942 году, но и они не увенчались успехом. В конце 1942 года военный совет Ленинградского фронта подготовил планы двух наступательных операций — Шлиссельбургской и Урицкой.

Первую планировалось провести в начале декабря, среди ее задач было снятие блокады и постройка железной дороги. Шлиссельбургско-Синявинский выступ, превращенный противником в мощный укрепленный район, замыкал кольцо блокады с суши и разделял 15-километровым коридором два советских фронта. Во время Урицкой операции предполагалось восстановить сухопутную связь с Ораниенбаумским плацдармом, областью на южном побережье Финского залива. От Урицкой операции в итоге было решено отказаться, а Шлиссельбургская была переименована Сталиным в операцию «Искра» — она была назначена на начало января 1943 года.

Ленинград, к исходу января 1943 г. Далее предполагалось закрепиться прочной обороной на линии реки Мойка, в поселках Михайловский и Тортолово, обеспечить коммуникации Ленинградского фронта, после чего войскам дать 10-дневный отдых. В первой половине февраля 1943 года планировалось подготовить и провести операцию по разгрому противника в районе поселка Мга и очистить Кировскую железную дорогу. Подготовка операции и обучение войск длились почти месяц.

Учитывая все эти обстоятельства, при подготовке операции мы много внимание уделяли обучению войск умело и быстро форсировать широкую водную преграду в зимних условиях и прорывать сильную оборону противника». Всего в операции было задействовано более 300 тыс. Со стороны захватчиков — лишь около 60 тыс.

1.4. Прорыв блокады.

Благодаря его решениям Ленинградский фронт был, по сути, возрожден к зиме 1942-1943 годов. Во-первых, уже с июля в город стало активно прибывать пополнение. Во-вторых, командующий приложил огромные усилия, чтобы заодно еще и улучшить физическое состояние личного состава Ленинградского фронта. Ведь, согласно сохранившимся документам, еще осенью 1942 года примерно 12 процентов военнослужащих страдали от дистрофии. В-третьих, Говоров сумел подготовить части к выполнению поставленной боевой задачи. К примеру, на полигоне в Токсово отрабатывались приемы взаимодействия во время атак, а на Неве в районе Рыбацкого — действия по штурму обледенелых крутых берегов.

Ну и в-четвертых, командующий сумел обеспечить частям мощное артиллерийское прикрытие. А для обеспечения ее «питанием» командующий настоял на том, чтобы в городе резко повысилось производство боеприпасов. Железный поток К началу операции «Искра» соотношение сил было следующим: Ленинградский и Волховский фронты смогли сконцентрировать примерно по 100 000 человек, немцы — около 40 000. Но при этом вермахт располагал мощной системой обороны, которая возводилась не один год, а нашим войскам предстояло форсировать Неву, преодолевая открытые пространства. И все же уже в первый день наступления Ленфронт добился колоссального успеха, с ходу преодолев крутой обледенелый берег Невы и захватив плацдарм шириной и глубиной в несколько километров и взяв в плен несколько сотен немцев — больше, чем за все время обороны Ленинграда с 1941 года.

А вот дальше началось уже настоящее прогрызание вражеской обороны.

Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H. К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра. К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта. Последние за 13 января продвижения практически не имели. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки.

На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом. Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада. На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом.

В ходе разведки были уточнены карты. Большое значение в операции имело взаимодействие сил армии, авиации и флота. Для эффективного уничтожения наземных вражеских целей и прикрытия сил фронтов с воздуха был разработан челночный способ действия авиации. Так, самолёты 13-й воздушной армии Ленинградского фронта вылетали на боевое задание и, поразив цели, приземлялись на аэродромы Волховского фронта, где заправлялись и пополняли запасы снарядов. Оттуда они вылетали для нанесения нового удара и возвращались на свои аэродромы. На Ленинградском фронте наступала 67-я армия под командованием генерал-майора М. Она должна была форсировать Неву и, двигаясь на восток, прорвать оборону противника на рубеже Шлиссельбург — Московская Дубровка. В 16 километрах к востоку навстречу 67-й армии наступила 2-я Ударная армия Волховского фронта под командованием генерал-лейтенанта В. Девять дней воины Красной Армии в ожесточенных сражениях продвигались метр за метром, выбивали противника из траншей, отбивали вражеские контратаки.

В городе не было эпидемий, страшных заболеваний, была организована нормальная хозяйственная жизнь, даже производилось оружие, которое вывозили по Ладожскому озеру, по пробитому в результате операции "Искра" коридору", — рассказал военный историк. Он подчеркнул, что прорыв блокады Ленинграда спас не десятки, а сотни тысяч мирных жителей от голодной смерти, и позволил нашим войскам накопить силы для последующего прорыва блокады в 1944 году. Блокада Ленинграда была прорвана 18 января 1943 года. Но только через год, 27 января 1944 года, город был полностью освобожден.

"Спас сотни тысяч людей от голодной смерти": военный историк о прорыве блокады Ленинграда

В выступе немцы называли его «Flaschenhals» — бутылочное горло противник имел около 5 дивизий, численность каждой достигала 10—12 тыс. Личный состав был обучен действиям в лесисто-болотистой местности, треть его участвовала в осаде Севастополя. В составе этой группировки насчитывалось до 450 орудий и 250 минометов различных калибров плотность — около 28 орудий и минометов на 1 км , до 50 танков и штурмовых орудий. Действия сухопутных войск могла поддержать часть сил 1-го воздушного флота до 450 самолетов. В западной части выступа к югу от Шлиссельбурга перед войсками Ленинградского фронта передний край обороны противника проходил по левому берегу реки Невы. По верху крутого берега был сооружен земляной вал шириной до 1 м и высотой до 1,5 м. Крутые обледенелые скаты были минированы и находились под перекрестным огнем всех видов оружия. На каждый километр приходилось 30—40 огневых точек, укрытых в каменных строениях и блиндажах.

Хорошо просматривалась противником и река Нева. Опиралась оборона на мощные узлы сопротивления, созданные в населенных пунктах. Между собой эти узлы были связаны тремя линиями траншей полного профиля. Мощный узел сопротивления противник оборудовал в глубине своей обороны в Синявино, от которого, пересекая выступ, шли две линии траншей. Не менее сильной была оборона противника и перед войсками Волховского фронта. Там также были созданы мощные опорные пункты, соединенные в единую систему двумя дерево-земляными валами высотой до 1,5 м и толщиной до 2 м. С наступлением морозов гитлеровцы облили валы водой, превратив их в ледяные.

Передний край был насыщен большим количеством огневых средств. Свыше 400 пулеметных точек и артиллерийских орудий, сплошная сеть проволочных заграждений, минные поля делали оборону противника труднопреодолимой. Лесистая местность с большим количеством незамерзающих болот затрудняла наступавшим войскам маневр и использование тяжелой боевой техники. Мерецков, — менее удобную для наступления. У меня навсегда остались в памяти лесные дали, болотистые топи, залитые водой торфяные поля и разбитые дороги. Оборону усиливали противопехотные и противотанковые препятствия, сплошные минные поля, изрезанные глубокими канавами торфоразработки». Оценивая оборону противника, можно сделать три вывода: — шлиссельбургско-синявинский выступ представлял собой один из важнейших участков кольца вражеской блокады, и командование противника правильно оценивало его роль и место в системе сухопутной обороны; — это было наиболее сильное место в обороне противника, и по своему характеру оборона представляла полевой укрепленный район; — в то же время это был участок кольца блокады города, где расстояние между войсками Ленинградского и Волховского фронтов было наикратчайшим.

Именно этот фактор был положен в основу замысла операции по прорыву блокады, и в начале декабря 1942 года Ставка ВГК утвердила предложения военных советов Ленинградского и Волховского фронтов на проведение наступательной операции с целью прорыва блокады. Операция получила кодовое наименование «Искра». Утвердив план операции, Ставка для координации действий войск фронтов назначила двух своих представителей — Маршала Советского Союза К. Ворошилова и генерала армии Г. Замысел операции сводился к тому, чтобы одновременными ударами войск Ленинградского и Волховского фронтов навстречу друг другу разгромить группировку противника в шлиссельбургско-синявинском выступе и таким образом прорвать блокаду Ленинграда. В дальнейшем развивать наступление на Мгу и обеспечить сухопутные коммуникации Ленинграда и Ленинградского фронта. Проведению операции должны были способствовать действия Краснознаменного Балтийского флота, 13-й и 14-й воздушных армий, Ленинградской армии ПВО, партизанских отрядов в тылу врага и нанесение вспомогательного удара с плацдарма в районе Невской Дубровки.

Начало наступления устанавливалось на 1 января 1943 года, но в связи с погодными условиями было перенесено на 12 января. Таким образом, непосредственно на подготовку к операции имелось 33 дня. По разработанному плану, в операции должны были участвовать со стороны Ленинградского фронта войска 67-й армии командующий — генерал-майор М. Духанов , со стороны Волховского фронта — войска 2-й ударной армии командующий — генерал-лейтенант В. Романовский и часть сил 8-й армии командующий — генерал-лейтенант Ф. Так как на других участках фронтов активные действия не планировались, то командующие направили в состав ударных группировок дополнительные силы и средства. Это позволило сделать эти группировки довольно внушительными.

Ударная группировка Ленинградского фронта, усиленная артиллерией Краснознаменного Балтийского флота, в своем составе имела более 103 тыс. В составе 2-й ударной армии насчитывалось 165 тыс. В 8-й армии, обеспечивавшей левый фланг ударной группировки Волховского фронта и наносившей удар частью своих сил, привлекалось две стрелковые дивизии, стрелковая бригада, 679 орудий и минометов, 92 танка. Таким образом, путем привлечения стратегических резервов, осуществления внутрифронтовых перегруппировок удалось создать превосходство над противником по дивизиям 2 : 1 20 советских против 10 немецких: пяти, находившихся в обороне, и пяти, которые могли быть переброшены вражеским командованием в район прорыва. По артиллерии и минометам соотношение было 7 : 1 около 5000 против 700 , по танкам — 10,3 : 1 539 против 50 , по самолетам с учетом авиации КБФ — 3,3: 1 829 против 250. Для согласования действий фронтов, наносивших встречные удары, был разработан и 27 декабря 1942 года представителем Ставки ВГК Маршалом Советского Союза К. Ворошиловым утвержден план взаимодействия фронтов.

Учитывая трудности прорыва сильно укрепленной обороны, сложные географические условия района предстоящих действий, недостаточный опыт наших войск в ведении наступательных действий, неудачи предыдущих попыток прорыва блокады, средний темп наступления планировался от 2 до 4 км в сутки. При этом в плане взаимодействия фронтов указывалось, что если какая-либо ударная группировка не успеет подойти к рубежу установленной встречи, то другая группировка должна продолжать решительное наступление до установления фактической встречи. Войска 67-й армии должны были преодолеть по льду реку Неву, прорвать оборону противника на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург шириной 13 км, разгромить его группировку в западной части выступа и, развивая наступление, соединиться с войсками Волховского фронта. Перед войсками 2-й ударной и 8-й армий ставилась задача взломать оборону противника на участке Липка, Гайтолово шириной 12 км, разгромить его группировку в восточной части выступа и, развивая наступление, соединиться с войсками ударной группировки Ленинградского фронта. При подготовке наступательной операции большое внимание было уделено организации надежного огневого поражения противника. Основная роль в нем отводилась артиллерии.

Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами.

Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники.

Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость! Брошенный немецкий танк в населенном пункте в районе прорыва блокады Ленинграда Фото: waralbum. Наступил переломный момент в битве за Ленинград, которая продолжалась почти всю войну, втягивая в свою воронку десятки дивизий. Синявинские высоты больше не топтали немецкие сапоги. Но дальнейшее наступление Красной армии могло обернуться поражением, на фронте установилось временное равновесие. Только через месяц защитники Ленинграда овладели Пулковскими высотами.

Коридор между Ленинградом и Большой землей постепенно расширялся, но дорогой ценой, в жестоких боях. Когда в Ставке узнали об успехе «Искры», без промедлений вышел приказ о присвоении Жукову звания маршала Советского Союза. Он первым получил это звание во время войны. Эшелоны Победы Теперь нужно было незамедлительно воспользоваться итогами наступления. Железную дорогу от станции Поляна до Шлиссельбурга предполагалось соорудить за 20 дней. Задание чрезвычайной важности выполнили быстрее — за 17 суток. Одновременно через Неву перебросили временный мост. Эту ветку назвали «Дорогой Победы» — и она стала для ленинградцев самым очевидным результатом операции «Искра».

Строительство потребовало от воинов-железнодорожников не только профессионализма, но и доблести. Ведь работать пришлось не только круглосуточно, но и под обстрелами. Большинство господствующих высот оставались в руках оккупантов. После прорыва блокады перед войсками оставалась постоянная задача — отвоевывать у гитлеровцев землю, примыкающую к новой железнодорожной ветке. Утром 7 февраля ленинградцы с ликованием встретили первый железнодорожный эшелон, пришедший с Большой земли и доставивший в блокадный город 800 т самого настоящего сливочного масла. Это был подарок ленинградцам от рабочих Челябинска. Советский регулировщик у дорожного указателя в Ленинградской области Фото: waralbum. Десятки раз немецкие снаряды разрушали путь, но полотно оперативно приводили в порядок.

Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. Продолжала действовать и легендарная Дорога жизни по льду Ладоги. Железнодорожный низководный мост через Неву у Шлиссельбурга Фото: waralbum. Уже 19 января на улицах и площадях Ленинграда появились красные флаги — как и положено в праздничные дни. У людей даже нашлись силы, чтобы выйти на улицы и вместе порадоваться долгожданной победе... Многим запомнился и плакат «Блокада прорвана! Через две недели в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для крупнейших промышленных центров страны: рабочие стали получать по 600—700 г хлеба в день, служащие — по 500, дети и иждивенцы — 400. Выживать в окруженном Ленинграде всё равно было непросто.

Была очередная попытка Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда. Успех ей не сопутствовал, однако идея взять Ленинград штурмом была окончательно похоронена. С этого момента ни один гений немецкого военного планирования вплоть до конца войны не ставил перед собой задачу по одновременному наступлению на двух и более участках Восточного фронта.

Фронтовики-ленинградцы зло шутили: «В 1941 году прорвать блокаду не сумели, зато от Москвы немцев отвлекли. В 1942 году не прорвались, зато Ленинград от штурма избавили». Настроение было такое, что медлить с прорывом блокады было уже никак нельзя.

И неудачи быть просто не могло: предел для человека существует; и жителями, и защитниками города он был перейден не единожды. Немцы занялись укреплением своих оборонительных сооружений, а Ставка ВГК перешла к планированию решающего сражения по прорыву блокады. Это была операция «Искра».

Как всегда бывало в переломные моменты войны, руководить «Искрой» Сталин поручил Жукову. Вообще же все военачальники-мемуаристы сходятся в том, что в замысел операции до ее начала было посвящено не более 15 человек. Даже в переписке с Черчиллем Сталин не позволил себе ни одного намека по поводу намечающегося под Ленинградом мощнейшего деблокирующего удара.

Два часа двадцать минут советская артиллерия Ленинградского фронта вела непрерывный огонь по левому берегу Невы.

Соотношение сил перед прорывом

  • Прорыв блокады Ленинграда: как проходила операция «Искра» в январе 1943-го
  • Прорыв блокады Ленинграда: день прорыва, операция "Искра" — 17.01.2024 — Статьи на РЕН ТВ
  • Как высекали «Искру» и спасали Ленинград
  • Почему так долго не могли прорвать блокадное кольцо

Три четверти века назад: попытки прорыва блокады Ленинграда

По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. Этот прорыв получил название – военная операция «Искра». Полное же снятие блокады Ленинграда состоялось только 27 января 1944 года. Это была так называемая 1-я Синявинская операция, по названию села, под которым происходило действие, – Синявино. День прорыва блокады стал особенно важной датой для всего народа. Стратегическая наступательная операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л. А. Говоров) и Волховского (командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов.

Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год

18 января – 80 лет прорыву блокады Ленинграда. Часть I. Прорыв сухопутной блокады Ленинграда. 18.01.2020 18 января 1943 года произошел прорыв блокады Ленинграда. Стратегическая наступательная операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л. А. Говоров). Начало операции по прорыву блокады Ленинграда под кодовым названием «Искра». 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет.

Читайте также:

  • Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта
  • Приемная комиссия
  • Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны
  • Как пробили брешь в блокаде Ленинграда | ИА Красная Весна
  • 18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
  • Как пробили брешь в блокаде Ленинграда | ИА Красная Весна

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. В этот день 81 год назад в ходе наступательной операции «Искра» войска Красной Армии полностью освободили город Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера, что дало возможность восстановить с. Смотрите онлайн видео «18 января – День прорыва блокады. Прорыв Блокады Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда имел решающее значение для исхода битвы за Ленинград.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий