Цветной телевизор был на порядок сложнее своего черно-белого предшественника: если в черно-белом было 200 комплектующих, то в цветном — уже около комплектующие были сделаны в СССР, импортных среди них не было. Когда появился первый советский телеприемник?
Правила комментирования
- История возникновения телевизоров
- Первые непечатные средства массовой информации - Советское радио и телевидение
- Цветное телевидение появилось в СССР на рубеже 1950–1960-х годов
- Система цветного телевидения — История создания, понимание цвета
- Эпоха цветного телевидения
С 1884 до наших дней: история цветного телевидения
Первое цветное телевещание было произведено Ленинградским телевидением в 1952 году. Цветное ТВ в Советском Союзе. Итак, первый сеанс телепередачи и телевещания в Советском Союзе состоялся в 1931 году. Раннее телевидение в СССР не было полностью основано на электричестве и использовало технологию механического ТВ. Первый серийный цветной телевизор выпуск которого был налажен в СССР — «Рубин 401» и появился он только в 1967 году.
«Есть сигнал!» Как к нам пришло телевидение
Тогда У. Санабриа начал при помощи радиоволн передавать звук и картинку. Как работало телевидение тех времен — изображение проецировалось на светочувствительную пластину, размещенную в электронно-лучевой трубке. ЭЛТ долго совершенствовали — повышали качество картинки, увеличивали экранную поверхность. Когда появилось цифровое вещание, необходимость в кинескопе с лучевой трубкой отпала. Принцип проецирования изображения поменялся — оно сперва кодируется, а уже потом, через цифровые каналы или интернет, передается. История создания Споры о том, кто и когда изобрел телевизор, продолжаются и сегодня. Объясняется это тем, что в основе было 2 технологии и шли они независимо друг от друга. Первая — механический ТВ, вторая — электронный. Механический телевизор Немецкий инженер П.
Нипков в 1884 году придумал устройство механического сканирования. Это был диск, имеющий спиральные отверстия, за счет которых картинка раскладывалась на отдельные элементы. В ходе вращения диск пропускал свет, в результате чего последовательно формировалось изображение. Изобретателю из Шотландии Д. Бэрду приглянулся «диск Нипкова». Он взял его как основу, развил и создал полноценный механический ТВ. Возможностей усилить сигнал в то время уже было достаточно, и в 1925 году Бэрд продемонстрировал динамическую картинку. В 1926 он начал передавать сигнал по радио с последующей демонстрацией изображения на экранной поверхности. Это событие стало считаться первой телевизионной связью, первой телепередачей.
Механический телевизор. Электронный телевизор Первым в этом направлении был российский ученый Б. Механический принцип работы он сразу отмел как бесперспективный. Он занимался исследованием безинерционного электронного луча. У созданного им телеприемника отсутствовала механическая передача, и такой прибор стал прототипом привычного всем ТВ. На этом изыскания не закончились — в 1911 году он разработал кинескоп. Также к электронному устройству причастен ученый А. Арчибальд, который занимался теоретическими изысканиями. В 1908 году, публикуясь в издании «Nature», он обосновал ограниченность механики.
Его интересовала технология ЭЛТ. Впоследствии была разработана схема, но она была идентична созданной Рогозиным. Выделился и японский ученый Т. Кэндзиро, который в одном устройстве скрестил ЭЛТ и диск Нипкова. В 1920 году он представил ТВ, имеющее разрешение 40 строк.
Продавать цветные телевизоры начали в тот же день. Однако все без исключения передачи Центрального телевидения стали цветными лишь к 1977 году. Первое время цветные программы не были сильно востребованы из-за того, что подходящая техника была слишком дорогой для многих. Широкое распространение цветные телевизоры получили уже ближе к 80-ым.
Каждая страна выбирала свой. Советско-французский стандарт назвали SECAM, по французским словам, обозначающим цветную систему с запоминанием. Снимали в Москве цветную картинку на Шаболовке, транслировали через Останкино.
В основу телекинопроектора легла четырехтрубочная видиконная камера КТ-104. Это был первый отечественный видеозаписывающий аппарат, специально разработанный для цветного вещания. Видеомагнитофоны "Кадр-3" многие годы исправно работали на советских телецентрах, но их первые образцы не были до конца отработаны и нам пришлось с ними повозиться. У меня к этой аппаратуре довольно ревнивое отношение, поскольку многое пришлось "прокрутить" лично.
Но должен сказать, что самые большие трудности, почему-то, были связаны с цветными видеомониторами. Не секрет, что первые годы цветное вещание шло буквально в пустоту. Число цветных приемников было ничтожно и большей частью они были у специалистов и начальников. Первая зона цветного вещания - это только Москва. Такое положение естественно - невозможно в одночасье сдвинуть такую махину, как цветное вещание огромной страны. Как же проходило расширение зон цветного вещания? Когда был завершен переход на цветное вещание?
Этот процесс начался в 1967 г. Замечу и то, что уже в 1968 г. Мне кажется, что цветное вещание стартовало у нас достаточно резво. А вот растянулся этот процесс, думаю, где-то лет на десять. Примерно в 1977 г. Центральное телевидение прекратило выпуск черно-белых программ. Однако на периферии еще оставались черно-белые аппаратные.
Если говорить полностью о стране, то этот процесс занял лет двадцать и еще в середине восьмидесятых годов кое-где работали черно-белые аппаратные. Процесс расширения зон цветного вещания тормозился очень многими факторами и, главным образом, экономикой. В частности, не хватало цветных телевизоров. Хотя они продавались по льготным ценам, но были очень дороги для советского покупателя. Да и качество их было не очень высокое. При этом люди в связи с наступлением эры цветного телевидения перестали приобретать черно-белые приемники, но еще не были готовы материально купить цветные телевизоры. Кажется, лет десять прошло при взаимных упреках создателей программ и производителей телевизоров.
Они упрекали нас в том, что создается слишком мало программ цветного телевидения, мы их - в том, что наши цветные программы некому смотреть. Конечно, было ясно, что программная сторона должна опережать приемную. У нас были большие сложности с аппаратурой производства программ. Многие виды необходимой аппаратуры в нашей стране не производились. В частности, это репортажная техника, аппаратура повтора сюжетов. Если приводить какие-то аллегории, то могу сказать, что мясо и гарнир на нашем телевизионном столе были советскими, а специи приходилось везти из-за моря. Были большие трудности с распространением программ по каналам связи.
Кабельные и радиорелейные каналы не соответствовали уровню требований, которые предъявляет цветное телевидение. Выходом из трудного положение стала система "Орбита", обладавшая прекрасными для того времени показателями. У нас возникали многие забавные парадоксы. Например, для передачи из Москвы в Омск сначала надо было доставить по системе космической связи сигнал в Новосибирск, а потом вернуть по радиорелейной линии на Запад. Все выходило очень по-советски! Было много трудностей и в создании самих передач. Следовало привыкать к работе в цвете.
Режиссерам - понять особенности цветного телевидения. Например, тремя цветами окрашиваются только крупные и средние детали изображения, а мелкие - нет. Поэтому было опасно злоупотреблять, скажем, общими планами. Так, картинки красочного парада физкультурников на крупных планах радовали глаз, а на общих превращались в такие же серые, как брусчатка на Красной площади! Оказались не готовыми к цвету костюмеры и декораторы Центрального телевидения. Очень многие детали костюмов и декораций по соображениям экономии были серыми, а не цветными. Потребовались цветные рояли.
Я помню споры, шедшие вокруг передачи "Поет Александр Ведерников". Черный инструмент, черный фрак, аристократически бледное лицо - ни одной по настоящему цветной детали! Зачем его передавать по цветному телевидению? Надо было объяснять творческим бригадам, что цвет на экране появляется тогда, когда он присутствует в кадре. Короче, проблем было довольно много - и не все они были смешными! Разработкой цветных систем вещания советские специалисты занялись, отнюдь не отставая от зарубежных коллег. Почему же мы опоздали?
Об этом уже говорили, но должен повторить, что российским и советским специалистам принадлежит множество запатентованных идей, в том числе реализованных в цветном телевидении. Но все же создание цветной системы и комплекса аппаратуры требует чрезвычайно высоких затрат. Когда федеральная комиссия связи в Америке только отбирала решения, которые потом вошли в стандарт NTSC, было истрачено около миллиарда долларов, тысяча человеколет инженерного труда. А если подсчитать затраты фирм-разработчиков и, прежде всего, RCA, создавшей этот стандарт, то все это выльется в гигантские суммы, для нас вообще немыслимые. В нашей стране и прежде, в советские времена, и ныне мы никогда не располагали такими средствами, которые обеспечили бы выход на передовые рубежи. Мы могли поддерживать только отдельные разработки. Идей у нас действительно было много, а вот аппаратные решения большей частью были американскими, в немногих случаях - европейскими.
В 1948 г. Позже выяснилось, что это - второй мировой стандарт телевизионного разложения. Выбор стандартов цветного кодирования внес свой вклад в многостандартность телевизионного вещания - три системы кодирования и множество их модификаций. Это серьезно осложнило и международный обмен программами и стало определенным тормозом в самом развитии глобальных мировых систем вещания. Лишь относительно недавно были, благодаря методам цифровой обработки, сняты многие проблемы, порожденные многостандартностью аналогового телевидения. Наступит ли успокоение с переходом к цифровым системам? Я хочу напомнить, что черно-белых систем в послевоенном мире было не две, а четыре.
До 1964 г. Я помню, как французы на московской выставке в 1959 г. Но к 1964 г. Тогда они и перешли на вещание с разложением на 625 строк. Тем не менее, еще 5 или даже более лет в той и другой странах основные программы в эфир передавались параллельно по двум стандартам. Сейчас мы имеем три системы цветного кодирования и хотелось бы, чтобы с переходом на цифровое вещание возник бы единый мировой стандарт, поскольку Земля, как оказалось, не столь велика, чтобы иметь несколько телевизионных стандартов. Телевидение в наше время стало глобальной системой.
Но очень тревожит печальный опыт цифровой видеозаписи, где единого стандарта так и нет! Многие пытаются предложить единый цифровой формат видеозаписи, но ни Sony, ни Panasonic, ни другие участники этого процесса не соглашаются объединиться, и воюют за свою долю рынка. А ведь вариаций в цифровых системах значительно больше, чем в аналоговых. Скажем, Рекомендация MPEG-2, которую иногда именуют стандартом, хотя строго это и не так, позволяет иметь многие варианты с различными полосами частот, но еще больше - с алгоритмами кодирования. Сейчас принимаются меры к тому, чтобы не оказаться связанными каким-то "стандартом де-факто". Так, коллегия министерства Связи весной этого года по просьбе Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию приняла решение о разработке временных технических норм на компрессированные телевизионные сигналы и каналы для компрессированного сигнала. Мировой стандарт, если он будет, появится, как я понимаю, вслед за американским стандартом.
Этому не стоит удивляться. Если Япония - лидер в разработках и производстве аппаратуры профессионального телевидения, то Америка - лидер в потреблении такой аппаратуры. Именно потребитель диктует на рынке. Японцы ничего серьезного не сделают без уверенности, что это будет принято американским рынком. И только потом появляются вариации профессиональной аппаратуры для Европы или для России. Конечно, хотелось бы надеяться на единый цифровой стандарт, но что-то мало в него верится. А что в связи с этим можно сказать о проекте DVB?
Это европейский ответ на американские усилия. В США сейчас идет разработка стандарта цифрового вещания. К этой работе привлечены все гиганты. Но пока не ясно, когда эта работа будет закончена. Безусловно, этот стандарт должен будет предусматривать и теперешнее вещание, и какие-то варианты ТВЧ В публикации С. Новаковского, стр. Я полагаю, что DVB - проект интересный.
В любом варианте следует иметь альтернативу американским усилиям. У американцев свои интересы, и мы не можем полностью следовать за ними. У японцев, в основном, интересы производителей. Все свои проблемы они оптимизируют по отношению к интересам производства телевизионной техники, а не, скажем, к интересам компаний-операторов. Американцы нас в свои игры не приглашают, а европейцы - принимают. Поэтому мы участвуем в исследованиях по DVB, и надеюсь, что сможем сказать свое слово. Этот вопрос все чаще звучит в письмах, приходящих в редакцию.
Авторы многих писем высказываются за немедленный переход к вещанию по системе PAL - и выдвигают достаточно убедительные аргументы. Считаю, что будущего нет, но есть настоящее, которое может быть довольно долгим. Пока эти телевизоры работают, мы не можем перейти на какую-либо иную систему вещания. В частности, система SECAM, если должным образом применить современные технических решения и использовать вполне реализуемый запас по качеству, больших проблем, на деле, не создает. Я должен сказать, что самые большие сложности, связанные с SECAM возникают при производстве программ, а не при вещании. Сейчас уже многие телецентры России во внутреннем производстве используют систему PAL.
История советского телевидения: от первых опытов до «Останкино»
Человек активно использует их не только для приятного времяпрепровождения, но и во многих других сферах деятельности. История изобретения и развития телевидения насчитывает более чем сто лет, на протяжении которых телеприемники становились все более совершенными и функциональными. Предпосылки к появлению телевидения По мнению большинства историков, своеобразным прародителем телевизора стало радио. Примечательно, что мнения о создателе первого радиоприемника разнятся. В нашей стране лавры первенства приписывают знаменитому физику - Попову, тогда как на Западе эту честь приписывают Тесле, Маркони и Бранли. Интересно, что историки также не могут дать однозначный ответ на вопрос, кто создал первый телевизор. Над разработкой этой технологии на протяжении многих лет трудились лучшие умы своего времени, периодически, заимствуя инновационные разработки, друг у друга. Чаще всего изобретение телевизора приписывают гениальному технику Паулю Нипкову. В далеком 1884 году он представил миру уникальную по многим параметрам технологию, впоследствии получившую его имя.
Нипкову удалось создать специальный диск, который позволил считывать изображение и передавать его на экран. Через несколько лет, другой изобретатель - Джон Берд на основании разработки Нипкова и был создан первый в мире телеприемник. В считанные годы проект получил невероятную популярность и начал реализовываться во всех развитых странах мира. Аппарат работал без звука, при этом позволял передавать четкую и вполне детализованную картинку. Первый озвученный видеоряд был продемонстрирован телезритель после изобретения электронно-лучевой трубки. Когда был изобретен первый механический телевизор? Принято считать, что механический телеприемник был создан в Германии, однако, реализовать идею на практике смог шотландский исследователь Джон Брэд. В тридцатых года прошлого столетия он даже создал фирму под собственной фамилией, которая занималась изготовлением и продаже телевизоров.
Электронная пушка представляет собой специальный прожектор, который концентрирует и направляет электроны на принимающее устройство. Пушка способна осуществлять сканирование светочувствительной мишени, которая в свою очередь накапливает электрические заряды, передаваемые от изображения, спроецированные на нее. Создание электронной пушки ознаменовало начало эры современного телевидения. Принцип работы ЭЛП заключается во взаимодействии катодов и фотокатодов. Итак, катод - это электрод, проводящий электричество в электронно-лучевой пушке. Отрицательные катоды получили название фотокатодов. Для их создания используются специальные чувствительные к свету вещества, которые отличаются высокими токопроводящими свойствами. Принцип взаимодействия катодов и фотокатодов основан на внешней фотоэффекте, изобретателем которого является Генрих герц.
Впервые катодные лучи были открыты в пятидесятых годах прошлого века.
Хрущева Президиум ЦК КПСС принял постановление "О сотрудничестве с Францией в области цветного телевидения, о создании сверхзвукового пассажирского самолета и организации совместных советско-французских обществ для продажи металлообрабатывающих станков"1. Каналы телевизионные и дипломатические 9 января 1965 года в Москву на переговоры прибыл министр информации Франции А. Его советник Ф. Оливье изложил французскую стратегию по цветному телевидению: "Во-первых, связать СССР с проектом SECAM, что во вторую очередь автоматически привлечет к нему и социалистические страны, среди которых и ГДР, что в качестве третьей цели привлечет ФРГ, а дальше, уже в-четвертых, приведет к ослаблению позиций немецкого стандарта PAL и как минимум к исключению американского стандарта из европейских стран"2. Громыко 1909-1989. Советскую сторону привлекала возможность совместной разработки цветных кинескопов телевизоров , в то время как предлагавшие альтернативу американцы за свои готовые технологии требовали феноменальную для того времени сумму - 150 млн долларов. Но, конечно, не в последнюю очередь выбор в пользу французского SECAM был сделан по политическим соображениям. В итоге в марте 1965 года было принято постановление Совмина "О сотрудничестве с Францией в области цветного телевидения" и подписан договор, по которому французы на безвозмездной основе передавали техническую документацию, патенты и право на эксплуатацию, а также предоставляли кредит на 40 - 50 млн руб.
Нельзя сказать, что реализация проекта полностью удовлетворила стороны. Страны соцлагеря присоединяться к проекту не спешили, Западная Европа предпочла систему, предложенную ФРГ, так что единая общеевропейская сеть цветного телевещания на базе SECAM осталась французской мечтой. СССР же, отдав предпочтение французской системе, окончательно похоронил идею отечественного цветного телевидения, хотя его опытная версия по своим характеристикам ничуть не уступала импортной. Что касается совместного с французами производства цветных телевизоров, оно так и не началось. Косыгина с министром информации Франции А. Пейрефитом на приеме в Кремле и Записку министра иностранных дел А. Громыко и председателя Госкомитета по науке и технике В. Из записи беседы А. Косыгина с А.
Пейрефитом Прием тов. Косыгиным А.
Диктор Всесоюзного радио Ю. Левитан регулярно зачитывал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. В эфире появились выступления простых людей с фронта, писателей. Велись регулярные передачи для жителей оккупированных территорий и партизан.
Немцы даже конфисковали у населения оккупированных советских территорий радиоприемники, чтобы уменьшить влияние коммунистической пропаганды. Однако и советские власти конфисковали радиоприемники, опасаясь вражеской пропаганды, и вещание шло только по проводным системам одного существующего канала. В 1945 году радиовещание в России стало двухпрограммным — была запущена «2-я программа Всесоюзного радио» с 1964 года — Радиостанция «Маяк». В 1947 г. В 1960 в Москве году была запущена 4-я программа Всесоюзного радио. Это была переориентация на более широкий круг слушателей эфирного вещания, которых не удовлетворяла простота однопрограммного радио.
Это сопровождалось проникновением зарубежных «радиоголосов», которые подрывали идейное единство советской нации. Тем более, что промышленность выпускала радиоприемники, принимавшие КВ сигналы. С этой бедой стали боролись с помощью «радиоглушилок», которые размещались на границах страны и у крупных городов. Проблема снабжения всего населения радиоприемниками была еще не решена и в 1962 г. Официоз первой программы радиовещания в 60-70-е гг. Тем не менее основной тональностью передач было высвечивание позитивных моментов советской жизни, критика Запада.
В следующие три десятилетия уверенный прием трех программ Всесоюзного радио был обеспечен на всей территории СССР, четвертая программа вещала в УКВ диапазоне на Москву и область. В послевоенное время радиопередачи стали более разнообразны и насыщены. В лучшую сторону выделялось радио «Маяк». Появились радиорепортажи с производства, спортивные репортажи, передачи для детей и юношества, наряду с классической музыкой, передавали советские песни и популярную музыку, специальные радиопостановки, выступления юмористов. Радиостанции «Голос Америки», ВВС, «Немецкая волна» в последние годы советской власти слушала в основном интеллигенция и молодежь. Передачи этих радиостанций отличались более оперативной подачей новостного материала, критической точкой зрения на советскую действительность, на них транслировали западную популярную музыку, читали произведения советских диссидентов, сообщали о фактах сопротивления режиму.
Большого влияния на советскую общественную жизнь «вражеские голоса» не оказывали, хотя ослабляли веру в коммунистические идеи. Первые регулярные телепередачи передачи в СССР начались в начале 60-х гг. В стране производились собственные телевизионные передатчики, ретрансляторы и приемники. Начинали с трех передатчиков, а к 1970 г. В 1957 г. В 1967 г.
В этом же году началось телевизионное вещание со спутника, что позволило охватить сигналом отделенные регионы и сделать возможным практически полный охват населением телевещанием. К этому времени центральное телевидение вещало по четырем каналам. Свои телевизионные центры были открыты и в союзных республиках. Они не только ретранслировали центральные передачи, но и организовывали вещание местных каналов на языках титульных народов.
Хорошего понемногу После запуска телевизионного вещания в Москве, Ленинграде и Одессе, эфиры проводились не так уж часто.
Например, в Москве передачи выходили всего лишь 12 раз в месяц, а их продолжительность составляла 60 минут. Уже после войны, в декабре 1945 года, московских зрителей первыми в Европе порадовали регулярным вещанием. А ежедневным оно стало с начала 1955 года. Затянувшиеся перерывы В первой половине XX века телевизионный сигнал нередко прерывался на достаточно продолжительное время. В конце 1933 года остановилось на два месяца вещание в Москве - в это время велись эксперименты по переходу на электрическое телевидение.
Ленинградское телевидение отключалось во время блокады, а Московский телецентр прерывал эфир на полгода в 1948-1949 годах в связи с реконструкцией. Программа телепередач Советское телевидение практически не использовало распространенный ныне термин "канал".
Изобретения телевизора
23 июля 2021 Леонид Мастер ответил: 7 ноября 1967 года на советском телевидении показали первую цветную передачу — парад на Красной Площади в Москве. Цветное телевидение появилось в СССР, тогда же, когда и у всех. В 1967 году в СССР появилась первая цветная передача стандарта SECAM, и на полках магазинов появился первый советский цветной телевизор, назывался он «Рубин-401». Когда появились первые цветные ТВ-устройства, передовые стандарты передачи сигнала и цветное вещание — вы узнаете обо всем из нашей статьи.
Как в СССР появилось цветное телевидение
История советского ТВ формально закончилась вместе с переименованием Центрального телевидения СССР в Телевидение «Останкино». О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 7 октября с помощью межпланетной станции "Луна-3" на Землю впервые было передано изображение обратной стороны Луны.
Этот день в истории: 1951 год — создана Центральная студия телевидения СССР
Основным сооружением Общесоюзной радио телевизионной передающей станции в Останкино - является свободно стоящая башня, имеющая общую высоту 540 метров. Она превышает высоту знаменитой Эйфелевой башни в Париже на 240 метров. Конструктивно она состоит из фундамента, железобетонной части высотой 385 метров и стальной трубчатой опоры для антенны высотой 155 метров. Ввод в действие телевизионной башни в Останкино обеспечил: увеличение одновременно действующих телевизионных программ до четырех; увеличение радиуса уверенного приема всех телевизионных программ от 50 до 120 км и обеспечивает уверенный прием всех программ на территории с населением более 13 млн. Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция в Останкино располагает мощным современным техническим оборудованием, позволяющим транслировать телевизионные передачи в черно-белом и цветном изображении в эфир и по кабельной, радиорелейной и космической сетям СССР. Одновременно с началом работы Общесоюзной радиотелевизионной передающей станции в Москве в Останкине начал работать Общесоюзный телевизионный центр, оснащенный совершенным телевизионным оборудованием.
Общая площадь помещения телевизионного центра составляет 155 тыс. Он имеет в своем составе 21 студию: две студии площадью по 1 тыс. Все телевизионное оборудование рассчитано на создание передач, идущих как непосредственно на передатчики, так и для записи на магнитную ленту. Телевизионный центр в Останкино насыщен комплексом совершенной аппаратуры, позволяющей художественно оформлять передачи любых программ. Технический комплекс обеспечивает видеозапись цветных и черно-белых программ, производство телевизионных художественных фильмов и выпуск хроникально-документальных программ на кинопленке и в видео записи.
Телецентр оснащен техническими средствами записи монтажа, озвучивания и тиражирования видеомагнитофильмов. Прием цветного телевидения производился на телевизоры «Радуга» с вращающимся светофильтром. Однако такая система требовала значительного расширения спектра видеочастот и была не совместима с существовавшей системой черно-белого телевидения. В 1956 г. Бонч-Бруевича разработали и изготовили под руководством П.
Шмакова установку цветного телевидения с одновременной передачей цветов. В январе 1960 г. В это же время для приема передач цветного телевидения были изготовлены опытные телевизоры. В марте 1965 г. Первые передачи по совместной советско-французской системе начались в Москве с 1 октября 1967 г.
В день 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1967 г. Внедрение цветного телевидения открыло широкую возможность для повышения качества передач и позволило значительно повысить эмоциональность восприятия телевизионных передач и увидеть изображения в естественных красках. До создания спутников связи, телевизионный сигнал от центра вещания, который находился в Москве, передавался по всему СССР по кабельным и радиорелейным связным линиям.
Однако тогда изобретателю не удалось добиться передачи полутонов, и на экране были видны лишь силуэты вместо лиц. В 1926 году неутомимый шотландец сделал повторную попытку. На сей раз публика, присутствовавшая на первом публичном телесеансе в истории, была потрясена. Спустя еще два года, в 1928 году, Бэрд впервые создал действующую модель цветного телевизора — за 30 лет до его широкого практического использования.
Союз с французами Тем временем Европа и США окончательно «насытились» черно-белым изображением и требовали цветной картинки. Вновь начались эксперименты с форматом передачи изображения. К началу 1960-х годов более 10 стран мира разработали свои форматы трансляции цветного изображения. Всего было на тот момент около 30 различных систем цветного телевидения — неописуемый хаос. Советские телевизионщики резонно подумали — «Зачем изобретать велосипед? В этот же день стартовала и продажа цветных телевизоров советскому населению. Принятие французского формата было вынуждено — наши разработчики сильно затянули с созданием собственного и неизвестно сколько бы еще продолжалась его разработка. Единственный пункт в французско-советском соглашении об эксплуатации формата, который долго обсуждался — французы требовали разрешить продажу их цветных телевизоров в СССР, но наши переговорщики настояли, что в СССР будут только телевизоры отечественных разработок.
За то, что мы принимаем французский формат цветного телевидения, президент Франции Шарль де Голль на определенное время откладывал вступление своей страны в НАТО. И не только потому что не хватало непосредственно цветных телевизоров. Выяснилось, что для работы в цвете необходимо переучивать практически всех телевизионщиков — операторов, режиссеров, редакторов, телеведущих, осветителей, гримеров. Процесс переучивания усложнялся отсутствием специалистов, которые могли показать-объяснить, все шло «методом тыка».
Автор: Виталий Воловатов фото: pexels. Её транслировали через радиостанцию европейской акционерной компании, основанной шотландским ученым Джоном Лоуги Бэрдом. Телевизионная система Бэрда разительно отличалась от телевидения в современном понимании. Она была основана на механической системе сканирования с использованием металлического диска с отверстиями — изобретения Пауля Нипкова.
1 октября — день рождения цветного ТВ-вещания на территории СССР
По мнению ветерана завода и начальника конструкторского бюро «Электросигнал» Алексея Корчагина, выпуску цветных телевизоров предшествовало важное событие — СССР купил лицензию на производство кинескопов по американской технологии, которые давали качественную цветную картинку. Новинку по западному образцу стали выпускать на базе завода электровакуумных приборов, с тех пор предприятие воронежцы прозвали кинескопным заводом. В то же время руководство Воронежской области справедливо задумалось: если налажен выпуск кинескопов, то почему бы их не использовать для выпуска цветных воронежских телевизоров? Поэтому в обком вызвали нашего директора, Николая Александровича Потапова, перед которым поставили задачу - наладить выпуск телевизоров с воронежскими кинескопами. Алексей Корчагин начальник конструкторского бюро завода «Электросигнал» Цветной «Рекорд» был собственной разработкой «Электросигнала».
Но для Алексея Корчагина работа над новой моделью была довольно прозаичной. Он вспоминает: первый цветной «Рекорд» делали «в аварийном порядке». За основу «Рекорда» конструкторы завода взяли модель цветного телевизора «Фотон», выпускавшегося на Симферопольском заводе телевизоров имени 50-летия СССР. По словам Алексея Корчагина, схемотехника внутри телевизора была унифицированной, она не отличалась от других цветных моделей, выпускавшихся по Союзу.
Ее образец телевизионные заводы получали из Московского научно-исследовательского телевизионного института. Left Right Надо сказать, что цветные телевизоры в стране делали еще в 1960-е и 1970-е годы, среди них — телевизоры «Радуга», выпускавшиеся на ленинградском заводе имени Н. Козицкого и московские телевизоры «Рубин» и «Темп». Но все же внутри воронежского «Рекорда» был ряд секретов, которые впоследствии сделали его самым желанным телевизором в Союзе.
Первым его конкурентным преимуществом по сравнению с предшественниками стал сравнительно небольшой вес. Если первые цветные телевизоры весили 70 кг, то воронежский «Рекорд» — всего 20 кг. Теперь его можно было при необходимости переставлять из комнаты в комнату. На цветном «Рекорде» появились ручки регулировки насыщенности цвета.
Если в черно-белом телевизоре был так называемый ПТК — переключатель телевизионных каналов в виде барабана, то в цветном «Рекорде» появились шесть кнопок для переключения каналов. В телевизоре также был разъем для подключения наушников и разъем для подключения магнитофона на запись. Если нам понравилась какая-то музыка, ее нужно было где-то искать: либо у кого-то спрашивать и перезаписывать, либо записывать концерт, который шел по телевизору. Алексей Корчагин начальник конструкторского бюро завода «Электросигнал» Кроме того, воронежские телевизоры были надежнее, имели высокое качество изображения и потребляли гораздо меньше электроэнергии.
Секрет был в новой элементной базе. Если до этого телевизоры выпускали на лампах и транзисторах, то цветные «Рекорды» стали делать на интегральных микросхемах. Внутри телевизора был новый и легкий трансформатор блок питания. Кинескопы производили на Воронежском заводе электровакуумных приборов.
У новых кинескопов были улучшенные характеристики. Они показывали натуральные цвета и потребляли меньше электроэнергии. По словам Алексея Корчагина, если московский «Рубин» потреблял 500 Ватт, то воронежский телевизор — 80 Ватт, как обычная электрическая лампочка. Старые цветные телевизоры включаешь — в одном месте красное пятно, на лице человека одна щека — зеленая, другая — желтая.
В телевизорах с несведенным кинескопом по контуру лица у человека шло три цветных линии — красная, желтая и зеленая. Изображение на наших телевизорах было четким, как на цветной фотографии. Кроме того, черно-белые фильмы на цветных «Рекордах» показывали в цветном качестве. Поэтому наши цветные «Рекорды» были революционным прорывом.
Алексей Корчагин начальник конструкторского бюро завода «Электросигнал» - На наших телевизорах белое было белым, а черное — черным. На других телевизорах такого качества изображения достичь было невозможно, - отметил ветеран «Электросигнала» Леонид Гончар Цветной телевизор был на порядок сложнее своего черно-белого предшественника: если в черно-белом было 200 комплектующих, то в цветном — уже около 1000. Все комплектующие были сделаны в СССР, импортных среди них не было. Труд слепых и заключенных Ветераны предприятия вспоминают: поначалу телевизионное производство цветных «Рекордов» шло на маленьком опытном участке.
Первой опытной моделью стал предшественник серийного «Рекорда 311» - телевизор «Рекорд 310».
Хлеба и цветных зрелищ! Простые обыватели со времен Древнего Рима жаждали двух вещей — хлеба и зрелищ. Так что после изобретения черно-белого телевидения, появление цветного было лишь вопросом времени. Первые опыты по передаче цветного изображения в России стартовали еще в 1925 году. Отечественный инженер-электрик Оганес Адамян на протяжении нескольких лет ставил эксперименты по трансляции цветных картинок.
Однако, ради справедливости следует отметить, что опыты и методы Адамяна сильно отставали по времени от наработок американских инженеров. Американцы уже в 1928 году имели на руках прототипы цветных телевизоров, когда в СССР только искали методы трансляции. Но к тридцатым годам прошлого века эксперименты с цветным телевидением во всем мире несколько заглохли — нужно было сначала развить и доработать черно-белое телевидение, а потом началась Вторая Мировая война и вся мировая радиоэлектронная промышленность работала на «оборонку» и военные нужды. Все изменилось с окончанием Второй мировой войны. В США радиоэлектронные корпорации, лишившись оборонных заказов, оказались в кризисе. Тогда и вспомнили о довоенных разработках в области цветного телевидения, решив, что продажа цветных телевизоров — реальнаый шанс оживить стагнирующую отрасль.
Американская загвоздка и советские метания В 1940-м году американцы под руководством русского эмигранта Владимира Зворыкина разработали на основе прототипов 1920-х годов промышленный образец цветного телевизора.
Оказалось, что передавать цветное изображение возможно несколькими способами. Каждая страна выбирала свой. Советско-французский стандарт назвали SECAM, по французским словам, обозначающим цветную систему с запоминанием.
А теперь представьте.. Вся семья в сборе. Каждый занял любимое место — кто в кресле, кто на диване. Пришли соседи, некоторые со своими стульями или табуретками. Глава семьи аккуратно снимает ажурную вязаную салфетку с телевизора, поворачивает ручку и … Если вы спросите своих бабушек и дедушек, они наверняка расскажут вам, как смотрели телевизор в их время. И не удивляйтесь, что было всего два канала, что семья, имеющая телевизор, считалась в СССР обеспеченной. И что картинка на экране была черно-белой, поэтому комментаторы состязаний по фигурному катанию описывали зрителям цвета костюмов, в которых выступают спортсмены. Пультом для переключения каналов был самый младший член семьи, и иногда для этой нехитрой процедуры нужны были плоскогубцы - чтобы захватить и провернуть рычажок, с которого отвалилась собственно ручка… Техника развивается быстро и за несколько десятилетий телеприемники — телевизоры — прошли огромный путь. И сейчас те аппараты, которые в 70-80-х годах ХХ века считались суперсовременными — заняли свои места на полках магазинов для коллекционеров и антикваров.