Хорошая новость в том, что сформированный гештальт не значит, что он неизменен, так как психика вся целиком очень пластична и переменчива. Гештальт-терапия зародилось в 1950-х годах и получило большое распространение начиная с 1960-х.
Закрыть гештальт — что это такое простыми словами
И ему предлагают самому разобраться с тем, что у него есть, с чем он пришёл. В активном присутствии терапевта, как напарника и проводника с фонариком. Давай вот это попробуем! А если так повернуть, что ты видишь? А что внутри происходит в ответ на то, что видишь? Когда клиент находит в терапевте какой-то костыль для себя и ходит его укреплять. Нет, тут наоборот, отрастает самостоятельность. Навыки определять проблемные ситуации, понимать их и справляться с ними. Это кайф. И видеть формирование этих штук — двойной кайф, лично для меня, как для терапевта.
Холистический подход и эмерджентность А ещё это холистический подход. Человек там воспринимается как целостная система, которая больше, чем сумма её частей. Да ещё и находится эта система во взаимосвязи со средой и с ней вместе тоже образует целостную систему, хе-хе. То есть, гештальт по сути работает над восстановлением целостности личности. Над устранением противоречий или внутренних конфликтов, как хотите , которые там накопились за время её развития. Травмы, косяки воспитания, социально-навязанные установки, какой-то всратый опыт, выученные реакции — всё это может формировать в нас так называемые «интроекты» — убеждения, установки, они есть во всех подходах, но могут иметь разные названия , которые могут вступать между собой в конфликт хочу, но не делаю, например. Травма может отщепить кусок личности, который в моменте защитил и помог выжить, а теперь мешает, как гипс, который давно пора бы снять Почитайте «Мои разные я» Ричарда Шварца на эту тему, интересно. И «Тело помнит всё», конечно. Всё это создаёт «точки напряжения», с которыми ведётся работа.
И после проработки это напряжение расслабляется и часть энергии, которая вертелась там, возвращается в общую систему. Появляется способность действовать в соответствии со сделанным выбором, чему раньше мешал внутренний конфликт. Проблемы понимания Основная проблема — в том, что подход этот происходит напрямую от психоанализа, то есть во многом опирается на его теоретическую базу. И мало того, что её саму достаточно сложно изучить и усвоить, так ещё и на практике она не проявляется слишком явно. То есть, терапевт что-то делает, опираясь на эту базу, но снаружи видно только «что-то делает». Отсюда появляются корявые интерпретации, мифы и стереотипы. Естественно, и сами обучающиеся в процессе могут не всё правильно понять и усвоить. Но ведь это в любом образовании так работает: правильное понимание и применение освоенного навыка переходит в отвественность его применяющего. Студент может сам поработать над углублением своего понимания, для этого есть и список литературы, и практикующие опытные коллеги-преподаватели.
Затем он будет сдавать экзамены, проходить практику и проверки, получать супервизии, как раз для того, чтобы свои навыки отработать, и понять, где ещё чего подтянуть. Или, что он уже готов к работе. И именно поэтому практический подход к обучению в МГИ я считаю топовым: сразу пробудешь, и сразу задаёшь вопросы, и потом снова пробуешь — усвоение информации и навыков идёт сразу на всех уровнях. А на практике отработали? А теперь — поняли? Именно поэтому у любой профессии существует система оценки качества и критерии оценки специалиста. Да, и у психотерапевтов — тоже. Но я не хочу сейчас углубляться в технические дебри, потому что это усложнит картинку и не даст практической пользы, а лучше дам: Понятные критерии оценки непонятного Здесь считаю важным упомянуть критерии, на которые имеет смысл обращать внимание клиенту в терапии любой : Соблюдает ли терапевт Этический кодекс есть ещё свой отдельный у гештальтистов , по стандартам Европейской ассоциации? Сюда входит и соблюдение границ, и сеттинг, и конфиденциальность.
Почитайте, это поможет лучше ориентироваться в процессе. И да, при нарушении предусмотрена возможность обращения в Этический комитет. Но сейчас об этом не будем. Определён ли запрос, над которым вы работаете? Да, он может видоизменяться, развиваться, уточняться, но он должен быть. И его изменение и трансформация тоже обсуждаются. Может ли терапевт в моменте ответить, что он делает, и зачем? Какая у него стратегия и тактика? Нормально, когда не называются точные сроки этих планов, но сами планы должны быть.
Хотя бы ответ на «Какую задачу мы сейчас решаем? Выстроен ли процесс «присваивания результата»? Субъективное тоже имеет значение: Насколько вам комфортно и доверительно? Подходит ли вам лично этот человек? Возможно, вы что-то на него проецируете, что может помешать работе, хотя и не будет иметь лично к нему никакого отношения. Оценивая работу по этим критериям, не обязательно погружаться в дебри глубокого понимания метода любого. Можно, конечно, погрузиться. Но зачем? Ведь в том посте, который поджёг мой зад, основной замес непонимания пошёл из того, что клиент думал, что он понимает, как работает метод при этом имея искажённое понимание , и повесил неудачи в работе именно на метод не «этот специалист мне не подходит», а «этот ваш гештальт — лажа, и мне не подходит».
В то время как вышеупомянутые объективные критерии вообще остались за кадром. И осталось непонятным, что именно в работе пошло не так, и как участники процесса разделили ответственность. Особенности обучения гештальту в России на примере МГИ Московский Гештальт Институт , если смотреть на него снаружи, выглядит довольно мутно. Кто-то даже говорит «секта». Нихрена непонятно, какие-то странные ступени, что вообще происходит. Но, если отойти от условностей, то становится понятно, почему оно так, как есть. То, что они делают, я даже не представляю, как можно легализовать в образовательной системе нашей страны. Помимо легализации необходимо было соответствовать стандартам международной ассоциации ГТ. Но как-то они это легализовали, и на том спасибо.
В самые подробные подробности вдаваться не буду, и так большая статья получается. Требуйте у автора отдельный материал по теме. Преподают матёрые гештальтисы с горами опыта за плечами сертифицироваться на тренера довольно сложно, там куча требований и критериев, плюс вредная неподкупная комиссия. Первая ступень Практика начинается с первых же дней первой ступени, которая длится около года. Да, первая ступень по идее «клиентская», и проходит в формате терапевтической группы, но и там уже дают часть теории по групповой и личной терапии посмотрите, вот сейчас происходит то-то и то-то, а после мы будем делать вот это, для вот этого. Подача идёт плотно, и время между трёхдневками как раз нужно для того, чтобы как следует у себя всё в голове и психике разложить.
В 1936 г на собственном самолете пилотом был он сам! Перлз прилетел на конгресс в Прагу, чтобы встретиться с Фрейдом, которого считал своим учителем.
Фрейд до Перлза не снизошел, поэтому разговора не получилось. Свои мысли и идеи Перлз изложил в книге, получившей название «Эго, голод и агрессия» и подзаголовок «Ревизия теории и метода Фрейда». В 1966 году книга была переиздана. На этот раз подзаголовок был иным: «Начало гештальт-терапии». В 1946 году Перлз бросил дом, работу и семью в Южной Африке. Он перебрался в Нью-Йорк, где вместе с единомышленниками создал институт гештальт-терапии. Знакомство с гештальт-терапией лучше всего начинать именно с этой книги: она дает прекрасное представление о личности Перлза и потому является ключом ко всему его научному наследию. Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать, репетировать, пытаться обеспечить свое будущее.
Каждый раз, когда вы играете беспомощного, вы создаете зависимость, вы играете в зависимость. Другими словами, мы делаем себя рабами. Особенно если это зависимость от самоуважения. Если вы нуждаетесь в одобрении, похвале, обратной связи от каждого, тогда вы каждого делаете своим судьей. Зрелость — это переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя. Жалость — участие наиболее отдаленное, и мы утверждаем, что по большей части то, что называется жалостью, на деле есть замаскированное злорадство. Вербальное общение обычно лживо. Настоящее общение находится за пределами слов.
Чем меньше мы уверены в себе, тем меньше мы соприкасаемся с собой и с миром, тем больше мы хотим контролировать. Гнев, который не вышел наружу, не вылился свободно, превращается в садизм, в стремление к власти и другие виды пыток. Избегая осознания своей агрессивности, вы вносите в свою жизнь страх. Контролирующий себя человек всегда обладает диктаторскими наклонностями. Мазохист — это человек, который боится боли и приучает себя терпеть ее. Одиночество — это быть одному, плюс поток дерьмовых мыслей. Заповедь Фредерика Перлза Фридрих Перлз, безусловно, был выдающейся личностью.
Немецкий психолог Курт Левин, в частности, применил его для объяснения того, как люди принимают решения, учатся и мыслят. А его коллега Фредерик Перлз первым начал практиковать гештальт-терапию. Основные принципы гештальт-подхода По мнению гештальт-терапевтов, психика человека саморегулируется и стремится к целостности. Мозг «вылавливает» некие образы и формирует целостные картины — гештальты, при этом может упрощать, отсекать лишнее. Если картина не целостная, не завершена, это начинает беспокоить людей. Такое явление называют эффектом Зейгарник. Его описала в 1920-е годы советская литовская учёная-психолог Блюма Зейгарник. Она заметила, что мозг лучше фокусируется на недоделанном, а не на том, что удалось довести до конца: например, официанты в деталях помнят заказы до тех пор, пока их не оплатят — а после закрытия счёта быстро забывают. Прерванная задача может создавать навязчивые мысли, направленные на то, чтобы снова взяться за неё и доделать. Человек может раз за разом возвращаться к тому, чтобы закрыть гештальт. Называют такое эффектом Овсянкиной по имени описавшей его психолога Марии Овсянкиной. Принципы гештальт-терапии «Здесь и сейчас» или «здесь и теперь». Специалист пытается сосредоточить человека на текущем моменте, помочь ему осознать и прожить то, что происходит не в прошедшем или будущем, а в настоящем. Принцип осознания. Гештальт-терапевты часто задают вопросы «Что ты сейчас чувствуешь? Перлз, например, предлагал своим клиентам стать своими же глазами, горлом или чем-то ещё и вести диалог с этой частью себя. Терапевт направляет человека к диалогу с другими людьми, даже если физически их рядом нет. Таким образом говорящий получает возможность высказаться искренне, прямо и недвусмысленно, не подбирая слова. То есть, если человек говорит: «Меня бесит мой коллега», — гештальтист предлагает представить его рядом и высказать напрямую, на что именно человек злится. Часто люди говорят о себе как бы со стороны, например: «Это мешает моей карьере». В гештальт-подходе предлагается изменить форму высказываний на более прямую: «Я не могу решить этот вопрос». Таким образом пациента сталкивают с его проблемами.
Партнер, которого внезапно оставили, будет постоянно проживать разрыв, пытаясь найти его причины. Так, мужчина может приняться менять партнерш одну за другой, доказывая бывшей, что он еще ого-го, чтобы она пожалела, что ушла от него. Женщина начнет окружать себя внешними атрибутами успешной жизни, показывая бывшему или разлучнице, что она устроилась еще лучше, счастлива еще больше. Все это говорит о том, что ситуация не прожита, не отпущена, а гештальт в отношениях не завершен до конца. Можно ли построить новые, эмоционально оставаясь в старых? Как закрыть гештальт Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит. Скорее, время тут только усугубляет, укрепляет эту самую рану, а иногда так засыпает песком, что докопаться до нее можно только посредством длительной терапии. Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит. Как здесь можно помочь? Закрыть тот самый пресловутый гештальт. В абсолютном большинстве случаев будет эффективна работа с психологом. Кому-то удастся справиться со своей ситуацией и за один сеанс, а кому-то потребуется гораздо больше времени, ведь далеко не сразу удается выявить, что на самом деле стало причиной дискомфортного состояния.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Можно легко объяснить, что такое гештальт простым языком – это завершенная ситуация. Что такое гештальт Основные законы Опасность незакрытых гештальтов Как самостоятельно закрыть гештальт Гештальт-терапия. Пример незавершенного гештальта — выступление, к которому человек долго готовился, но так и не рискнул выйти и показать себя.
Что такое гештальт и зачем его закрывать
Гештальт это простыми словами целостный образ, который хоть и состоит из нескольких компонентов, но воспринимается единым целым. В статье рассматривается психологическое понятие "гештальт", его происхождение и перевод с немецкого языка. Во время сеансов гештальт-терапевт уделяет внимание интонации, речевым оборотам, языку тела.
Что такое гештальт-терапия?
Понятие ввёл австрийский философ и психолог Христиан Фон Эренфельс 1890 год в своей статье «О качестве формы». Далее тему гештальта как целостного образа развивали гештальт-психологи Макс Вертхаймер, Курт Коффка, Вольфганг Келлер, исследуя особенности человеческого восприятия. Этот год считается годом рождения гештальт-подхода, а сам Фриц Перлз — его основателем. Тем не менее понятие прижилось, получило популярность и стало официальным названием отдельного направления психологии — гештальт-терапии. Когда была открыта наука? В 1942 году Фриц Перлз, будучи изначально психоаналитиком, выпустил свою первую книгу «Эго, голод и агрессия» и уже в ней начал описывать то, что, спустя девять лет сформировалось в полноценную гештальт-терапию: важность телесных проявлений, работу с настоящим моментом — в «здесь и сейчас», ценностный подход, развитие ответственности клиента, ценность чувств, прямой контакт и так далее. В 1951 году вышел труд «Гештальт-терапия», уже более полно описывающий новый подход в психотерапии. И в 1952 году Перлз с единомышленниками основал Институт гештальт-терапии. С тех пор подход успешно развивается и постоянно набирает популярность. Как относятся к методу нейрофизиологи?
Основные задачи гештальт-терапии — это развитие осознанности клиента и стимулирование его творческого приспособления к окружающей среде, приобретению нового опыта. Повышение осознанности и новый опыт неизбежно активируют работу головного мозга, увеличивая количество нейронных связей. Поэтому гештальт-терапия является важным дополнением и помощью в решении задач, стоящих перед нейрофизиологами. В данном случае речь идет об эффекте Зейгарник — прерванного действия. В начале выполнения какого-либо поступка у человека возникает напряжение, которое стимулирует его на поиск решений для завершения начатого. Как только действие завершается, оно разряжается, и человек получает удовлетворение. Если действие не закончено, психика будет стремиться это сделать, расходуя энергию, чтобы получить целостный образ или логически завершённое действие. И именно поэтому мы продолжаем додумывать и фантазировать о резко разорванных отношениях, непрожитых обидах, невыраженном гневе, невысказанных претензиях, несовершённых поступках. Высказывания, которые смогут поменять образ мысли: Чтобы изменить жизнь и стать счастливым: 50 мотивирующих цитат на каждый день Если человек склонен прерывать себя сам или не умеет противостоять, когда останавливают другие, у него накапливаются незавершённые ситуации.
Выделенная и неизрасходованная на них энергия будет держать его в постоянном напряжении и направлять фокус внимания именно на незавершённые дела, мешая полноценно жить в сегодняшнем дне. Но у эффекта Зейгарник есть и положительная сторона. Если вам сложно приступить к какому-то делу, то можно использовать метод малых первых шагов. Речь о том, чтобы разбивать сложное на мелкие детали. И потом, даже если вы отложите это дело, фокус внимания, мысли будут постоянно возвращаться к этому процессу, стимулируя продолжить и уже наконец-то завершить начатое. Сам Фриц Перлз, основатель гештальт-терапии, тоже имел свой незакрытый гештальт.
Закон подобия относится к группированию подобных вещей воедино, чтобы составить образ предметов, относящихся друг к другу. Близость означает группирование вещей в соответствии с их пространственной близостью. Непрерывность — это способ группировки вещей на основе шаблонов для создания целостной фигуры.
Инклюзивность предполагает, что мы видим изображение целиком, прежде чем заметим его различные части. Закрытие предполагает способность, видя только часть изображения, мысленно заполнить пробелы тем, что, как мы предполагаем, также должно быть. Прагнанца подразумевает полноту явления, что означает, что мы продолжаем думать о чем-то, пока оно не станет «законченным». Как развивалась гештальт-психология? Гештальт-теория возникла в Австрии и Германии, как реакция на развитие школ мышления, ассоциаций и структурализма. Теория ассоциативности предполагает, что пары мыслей соединяются на основе опыта. Структурализм рассматривается как одна из первых школ психологии. Предпосылкой структурализма является разложение умственных процессов на основные компоненты. Гештальт-теория фокусируется на изучении сознания, объектов непосредственного опыта и понятий о явлениях.
Ранние исследователи были обеспокоены тем, что тогда считалось стерильным подходом к научному изучению процессов психического здоровья. Гештальт-психология была разработана отчасти, чтобы добавить гуманистический элемент к изучению восприятия. Исследователи в гештальт-психологии внесли в свою теорию понятия формы, значения и ценности, тогда как предыдущие исследователи их игнорировали. Кто является основателем гештальт-психологии? Гештальт-психология была предметом изучения многих известных исследователей, поэтому невозможно назвать одного человека ее основателем. Макс Вертгеймер написал работу «Экспериментальные исследования восприятия движения» в 1912 году, ставшую началом школы гештальт-мысли. Вертгеймер показал, как гештальт-принципы могут быть использованы для изучения и объяснения проблем этики, природы истины и политического поведения. Трио психологов применило теорию гештальта к вопросам восприятия, включая изучение проблем обучения и мышления. В середине 30-х годов Вертгеймер, Келер и Коффка переехали в Соединенные Штаты к и стали профессорами.
Позже в первую очередь Куртом Левиным гештальт-принципы были также применены к мотивации, социальной психологии личности, эстетике и экономическому поведению. Гештальт-психология сегодня Сегодня в мире насчитывается более 60 учебных заведений, обучающих гештальт-терапии, и их число растет.
Все это говорит о том, что ситуация не прожита, не отпущена, а гештальт в отношениях не завершен до конца. Можно ли построить новые, эмоционально оставаясь в старых? Как закрыть гештальт Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит. Скорее, время тут только усугубляет, укрепляет эту самую рану, а иногда так засыпает песком, что докопаться до нее можно только посредством длительной терапии.
Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит. Как здесь можно помочь? Закрыть тот самый пресловутый гештальт. В абсолютном большинстве случаев будет эффективна работа с психологом. Кому-то удастся справиться со своей ситуацией и за один сеанс, а кому-то потребуется гораздо больше времени, ведь далеко не сразу удается выявить, что на самом деле стало причиной дискомфортного состояния. Чем поможет психолог в этой ситуации?
Во-первых, под его руководством станет намного легче понять, что именно тревожит человека. Во-вторых, он точно поможет правильно идентифицировать чувства, связанные с этой ситуацией.
В Соединенных Штатах почти во всех крупных городах есть, как минимум, один гештальт-институт.
В России гештальт-теория развивается с небольшим отставанием. На сегодняшний день не существует национальных организаций, занимающихся гештальт-психологией. Нет стандартов, которым должны соответствовать институты, а также стандартов для преподавателей и терапевтов.
Каждое учреждение разрабатывает свой учебный план и имеет различные критерии аттестации студентов. В настоящее время отсутствуют и четкие стандарты гештальт-терапии. Потенциальным клиентам, желающим пройти курс гештальт-терапии, необходимо самим прийти к решению, что им поможет именно этот метод и самим выбрать для себя специалиста.
Примеры гештальт-психологии Найти примеры гештальт-психологии в нашей повседневной жизни очень просто. В 1912 году Вертгеймер открыл «феномен фи». Что это такое?
У вас когда-нибудь был флипбук книжка с картинками с анимированными рисунками, когда вы перелистывали страницы маленькой книги пальцами? Каждый рисунок — это отдельный рисунок, но когда мы переворачиваем их в быстрой последовательности, у нас возникает иллюзия, что объект движется. Это пример фи-феномена, который стал основой для кинофильмов.
Если вы нарисовали круг на листе бумаги, затем стерли половину круга и смотрите на него снова, ваш ум все равно будет пытаться увидеть круг в целом. Это пример преемственности. Если вы когда-либо присматривались к масляной или акриловой пейзажной живописи, вы могли заметить, что картина состоит из различных мазков кисти, которые, кажется, не имеют смысла сами по себе.
Однако, если вы отойдете от картины, увидите мазки кисти как траву, деревья и твердую почву. Это пример сходства. Мы воспринимаем мазки как сходные с природой образы.
Когда вы заходите в ресторан и в холле находится группа людей, вы можете предположить, что все эти люди пришли вместе, потому что в пространственном отношении люди стоят очень близко друг к другу. Это пример близости. Кто основал гештальт-терапию?
Немецкий психиатр и психоаналитик Фриц Перлз, отправился во Франкфурт, чтобы стать помощником Курта Гольдштейна в Институте, изучающем солдат с повреждением мозга.
Что такое открытый гештальт?
В статье рассматривается психологическое понятие "гештальт", его происхождение и перевод с немецкого языка. Сегодня мы доступным простым языком расскажем вам о гештальт-терапии, о том, кому она поможет и в каких ситуациях целесообразнее выбрать именно ее. Гештальт в таком случае не закрыт, он постоянно о себе напоминает, и проработать проблему бывает очень сложно даже со временем. Понятие «закрыть гештальт» уже давно стало не просто устойчивым выражением, а мемом. Пример незавершенного гештальта — выступление, к которому человек долго готовился, но так и не рискнул выйти и показать себя. Что такое гештальт, как появился этот термин, что он означает и какое значение он имеет в современной гештальт психотерапии.