По мнению Воланда, героя Михаила Булгакова, квартирный вопрос испортил москвичей. По мнению Мариэтты Чудаковой, самой знаменитой исследовательницы творчества Булгакова, Эммануил Жуховицкий стал прообразом Алоизия Могарыча. Экскурс и обзор недалёкого будущего укрепили Воланда в первоначально сделанном им выводе, что несмотря ни на что, ни на какие экономические и политические реформы власть денег будет непобедимой, пока не изменится, оставаясь прежним, внутренний мир людей. Такой же делает вывод и Воланд о москвичах. И жилищный вопрос в итоге испортил не только москвичей, если вспомнить Булгакова», — сказала Николаева.
"Я - часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо".
- Вопрос 5 из 5.
- Чем же искушает сатана москвичей? Булгакова «Мастер и Маргарита» - Универ soloBY
- VOPROSIOTVET.COM
- По мнению Воланда, москвичей испортил квартирный вопрос. А рижан что портит? :-)
- Мы в соцсетях
- Почему москвичей испортил «квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
По мнению Воланда, москвичей испортил квартирный вопрос. А рижан что портит? :-)
Визит Воланда, как и гениальный роман Мастера, угадавшего события двухтысячелетней давности, ничего не смог ли изменить в современной Москве. Он любой ценой был готов претендовать на квадратные метры и его смогла остановить только магия Воланда и Азазелло. Визит Воланда, как и гениальный роман Мастера, угадавшего события двухтысячелетней давности, ничего не смог ли изменить в современной Москве. Знаменитая фраза Воланда о москвичах — «квартирный вопрос только испортил их» — это буквально вопль души Булгакова, который страдал от отсутствия нормального жилья, был одержим мечтой переселиться в хорошую квартиру (так и писал в дневнике.
Москвичей испортил квартирный вопрос
Если вспомнить раннюю биографию Булгакова, то можно понять, что в годы жизни в Киеве он вместе со своей большой семьей занимал целый этаж в доме на Андреевском спуске. Годы до революции были для него счастливым временем, после чего его ждали фронт, работа врачом в Вязьме, зависимость от морфия, долгие скитания и, наконец, попытки закрепиться в Москве. Музей "Булгаковский дом" Музей "Булгаковский дом" За 13 лет Булгаков сменил много комнат, пока в 1934 году ему, наконец, не дали отдельную квартиру в доме жилищно-строительного кооперативного товарищества «Советский писатель». Для него квартирный вопрос, наконец, решился, но и тут, по воспоминаниям его супруги Елены, квартиры сперва получали самые хитрые и изворотливые: например, гражданин Б-н, доставший для кооператива 70 унитазов. Схожие мотивы присутствуют и в романе, где писатели делят квартиру покойного Берлиоза и спорят, кому она должна достаться. Но в чем же причина столь крепко вставшего квартирного вопроса? В 1917 году население Москвы составляло 1.
На сцене появляются роскошные витрины, и вот уже одна из дам, показывая, что ей совершенно безразлично мнение других, проходит на сцену. Возле нее суетятся кот, Фагот и рыжая девица со шрамом на шее. Дама выходит из-за витрин в новом наряде, необыкновенно похорошевшая, Коровьев просит ее принять в подарок духи. После этого все женщины спешат на сцену, слышны реплики в адрес мужей, пыгающихся их удержать. Начинается свалка. Женщины переодеваются, хватая первое попавшееся. В этот момент голос из ложи требует, чтобы состоялось разоблачение фокусов. Говорит Аркадий Аполлонович Семплеяров, председатель акустической комиссии московских театров. В ответ Фагот разоблачает Семплеярова, выставляя на посмешище его самого, его дородную, богато одетую и полную достоинства супругу и молоденькую родственницу. Выясняется, что последняя находится в любовной связи с Семплеяровым, надеясь сделать артистическую карьеру. Однако тот имеет еще близкие отношения с актрисой по фамилии Покобатько. Прошлым вечером председатель находился именно у нее, в то время как супруга и родственница были уверены, что Аркадий Аполлонович на заседании комиссии. В ложе разыгрывается сцена: девушка бьет Семплеярова зонтиком по голове, кричит, что понимает, почему эта « бездарность» Покобатько получила роль; супруга называет родственницу негодяйкой. Так происходит настоящее разоблачение.
В чем проблема Именно из-за этой проблемы москвичи становятся слепыми к общественным ценностям, утеряв здравый смысл и нравственные принципы. Воланд, в виде романтического искусителя, приходит в Москву исследовать эту проблему и показать людям истинное лицо их страстей и желаний. Мнению Воланда соответствует и фраза Мастера из произведения, который говорит, что «мысль нам дороже крыши над головой». Это подчеркивает, что москвичи, зачарованные своими амбициями, готовы стать рабами своих желаний, лишь бы оправдать свои поступки и достичь успеха в глазах общества. Таким образом, вопрос, который испортил москвичей по мнению Булгакова, заключается в их неумеренных амбициях, которые лишают их нравственности и дарят иллюзию счастья и успеха. Эта проблема стала центральным мотивом произведения «Мастер и Маргарита», где Воланд выступает в качестве символического персонажа, открывающего людям их ошибки и иллюзии. Первопричины проблемы По мнению Михаила Булгакова, одним из главных вопросов, который испортил москвичей, был вопрос о верности Онегина. В романе «Мастер и Маргарита» Воланд подчеркивает, что этот вопрос стал началом их моральной деградации и потери способности к размышлению. Булгаковский Воланд критикует москвичей за то, что они переключили свое внимание на пустые споры и пренебрегли истинными ценностями и проблемами. Читайте также: Какими словами благодарить клиента за отзыв Как красиво ответить на отзыв Ключевые фразы для выражения благодарности Вопрос, испортивший москвичей По мнению Воланда, один из вопросов, испортивших москвичей, был описан в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд, являющийся одним из главных персонажей этого произведения, считает, что этот вопрос раскрывает многие проблемы современного общества и влияет на характер и поведение москвичей. Воланд утверждает, что вопрос, испортивший москвичей, заключается в том, что они стали забывать о жизни после смерти и о ценностях бессмертной души. Автору романа удалось передать мысль Воланда о том, что суета и материальные достижения перевешивают стремление к духовной гармонии и вечным ценностям.
Лишь когда уже будет поздно, на мертвом лице Маргарита вдруг увидит «живые, полные мысли и страдания глаза». В «Мастере и Маргарите» Воланд, оставаясь оппонентом Иешуа, в сущности, играет роль чудесного помощника из волшебной сказки или благородного мстителя из народной легенды — «бога из машины», спасающего героев в безнадежной ситуации.
Остались вопросы?
Svechka Semper Idem, Басилашвили и Гафт практически одногодки, на момент съёмок сериала обоим было в районе 70 , отчего же Вы называете первого «старым пнём». Безусловно, Гафт - талантище, но зачем же так оскорблять Басилашвили? Тем более, Воланда в сериале сыграл Басилашвили, он и произнёс фразу, о которой речь в вопросе.
А ведь художник должен быть голодным, а не смотреть томным взглядом из-под пелены сытой жизни и разврата. Интересно, что в качестве своей московской резиденции Воланд со свитой выбирают квартиру номер пятьдесят, где жили с семьями директор Варьете Степан Лиходеев и безвременно погибший под трамваем Берлиоз. Соседство развратного руководителя и именитого литератора образно являют собой тесное сосуществование в Москве того времени пороков и сферы литературного искусства. Связь города с Ершалаимом Московские главы «Мастера и Маргариты» у Булгакова гармонично перекликаются с религиозной линией романа. Казалось бы, эти два города несопоставимы, но великий писатель и здесь находит тончайшую параллель и представляет ее читателю.
Москва реальна и порочна, Ершалаим — плод фантазии автора, символизирующий библейский мир, и тем не менее они связаны. Толпа зевак, сопровождающая несчастного Иешуа, конечно же, являющаяся аллюзией на новозаветный путь на Голгофу Иисуса, по замыслу Михаила Афанасьевича ничем не отличается от толпы москвичей, выстроившихся решать квартирный вопрос. Описание Москвы в «Мастере и Маргарите» также содержит еще одну длинную очередь из людей — ту, что собралась у дверей варьете на представление черной магии профессора Воланда. Все три эти скопления — гиперболическое олицетворение общества, пороками которого выступает жажда легкой наживы и зрелищ. И то, что годы, даже тысячелетия, прошли, не меняет уровня массовой приземленности в булгаковском видении. Еще одним примером связи между столицей и Ершалаимом является подлое предательство Мастера Алоизием Могарычем, который втерся к достаточно замкнутому по натуре писателю в доверие, а затем донес на героя и оклеветал с целью присвоить себе его коморку в подвальчике. Не только элитное жилье толкало москвичей на такую низость, значит, Могарыч олицетворяет собой не кого иного, как Иуду, предавшего Иисуса за какие-то тридцать серебряников.
Бог ведь всесилен, зачем бы он обращался к помощи нечистого? Весь роман нацелен на развенчание величия Христа и превозношение дьявола. Это не только мое мнение. А чтобы убедить пытливого читателя в неординарности Воланда, ему практически нет противопоставления. Именно Воланд - главный герой романа. А Мастер, Маргарита, Бездомный, Иешуа и прочие - второстепенные герои.
Еще одна цель книги - обыграть величие темных сил.
Московские женщины, оказывается, непрочь носить красивую одежду, а не одинаковую униформу. Чудеса, демонстрируемые свитой Воланда, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество ответил 20 Окт, 18 от амирка Связанных вопросов не найдено Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.
VOPROSIOTVET.COM
По мнению тёмного мага Волонда со сцены театра «Варьете» на которой он сидел и рассматривал московский народ, именно «квартирный вопрос» испортил их. Почему Воланд сказал, что москвичей испортил "квартирный вопрос"? Что, по мнению Воланда, испортило москвичей? 6. Воланд Азазелло Берлиоз Стравинский 6. 7. о Мастере о Понтии Пилате об. По мнению Воланда, человек не может управлять «распорядком на земле», поскольку не знает, что его ждёт.
1 Воланд в сериале "Мастер и Маргарита", 2005 г. критика Воланда на его поэму об Иисусе Христе. почему именно квартирный вопрос испортил москвичей. Воланд с помощью свиты наказывает людей только за серьезные пороки. Такой же делает вывод и Воланд о москвичах. Получи верный ответ на вопрос Мнение Воланда о москвичах? мастер и маргарита.
Цена квартирного вопроса
Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне. Соль в идее, ее можно доказать документально: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. А сову эту я разъясню». Булгаков в шутку процитировал слова Шарика из «Собачьего сердца».
Но было очевидно, что «разъяснять» атеистическую сову в Советской России ему никто не даст. Он писал роман в стол, и однажды, осознав это, в отчаянии сжег один из черновиков к счастью, сохранилось много других рукописных вариантов. Несчастному Булгакову очень не везло при жизни: его повести не печатались, а пьесы либо не ставились, либо снимались с репертуара после нескольких спектаклей. Сталин, правда, любил «Дни Турбиных» и смотрел их около двадцати раз считается, что он наслаждался зрелищем бедствий белой гвардии.
Но этот спектакль шел только во МХАТе, его не разрешали ставить ни в одном другом театре страны. Граффити-портрет Михаила Булгакова на фасаде дома в Афанасьевском переулке. Фото: globallookpress Периодически писателя охватывала безумная надежда, что роман все же опубликуют. Он читал отрывки своим знакомым например, Анне Ахматовой или Любови Орловой , мелькали мысли «выправить книгу и представить ее наверх» — то есть Сталину.
Но, конечно, это было утопическими мечтами. И Булгаков писал жене: «Что будет? Не знаю. Вероятно, ты уложишь [роман] в бюро или в шкаф, где лежат убитые мои пьесы, и иногда будешь вспоминать о нем.
Впрочем, мы не знаем нашего будущего. Работа над «Мастером и Маргаритой» заняла 12 лет. Изначально Булгаков видел книгу комической повестью, которая называлась то «Копыто инженера», то «Жонглер с копытом», то «Великий канцлер», то «Князь тьмы», то «Черный маг», то просто «Роман». Причем в первых вариантах не было ни Мастера, ни Маргариты — их романтическая линия появилась позже.
Черновики эти неравноценны: по ним заметно, что вдохновение периодически покидало Булгакова. Но читать их все равно страшно интересно. На страницах он оставлял пометки: «Дописать раньше, чем умереть» и «Помоги, Господи, кончить роман! Но он умер, не закончив книгу.
Тот роман, который мы все знаем многие — буквально наизусть , появился благодаря труду его вдовы Елены Сергеевны, проделавшей большую редакторскую работу. И именно Елена Сергеевна в середине 60-х хитростью подсунула рукопись «Мастера и Маргариты» Константину Симонову, который связываться с книгой не желал. Симонов как раз уезжал на отдых в Венгрию, уже там обнаружил в багаже рукопись, все-таки прочел и через неделю позвонил Елене Сергеевне в слезах со словами «Это гениально!
Максимилиан Андреевич Поплавский, киевский дядя Берлиоза, так мечтал о квартире в Москве, что «его не радовали весенние разливы Днепра.. Он не замечал красоты окружающего мира, не думал о вечных ценностях, одержимый желанием иметь московскую квартиру. И гибель племянника взволновала его меньше, чем возможность прописаться в столице. Рыдания Коровьева по поводу смерти Берлиоза поражают Поплавского: «Вот, говорят, не бывает в наш век сердечных людей! Beдь сам Поплавский наверняка так бы и сделал! Да, «квартирный вопрос...
Они жадны, любят деньги. Вспомним Никанора Ивановича Босого, который получил взятку от иностранца; буфетчика Сокова, торговавшего «осетриной... Людям чужды высокие моральные принципы. Например, председатель акустической комиссии Семплеяров обманывает жену, уезжая не на заседание, а к любовницам. Степа Лиходеев «... Пьянствует, вступает в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делает, да и делать ничего не может». Самое же страшное состоит в том, что в Москве процветают наушничество и доносы. Берлиоз, встретив подозрительного «немца», тут же решает позвонить в «бюро иностранцев» и сообщить о странном поведении незнакомца.
Иное дело, когда взгляд его падает на тех, кто отлично приспособился к этим условиям: на взяточников и мошенников, шпионов и доносчиков, бюрократов и очковтирателей. Исполнителями воли Булгакова, карателями, выступают высшие силы: Воланд и его свит, а это: Коровьев-Фагот, кот-Бегемот, Гелла и Азазелло. Он не обращает людей во зло, а, скорее, наоборот, открывает зло в людях. В то же время Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, барона Майгеля и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ни черта не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Без чересчур тяжелых последствий обходится встреча с Воландом и взяточнику Никанору Ивановичу, и дяде Берлиоза, хитроумному охотнику за московской квартирой племянника, и руководителям Зрелищной комиссии, типичным бюрократам и бездельникам. Зато крайне суровые наказания выпадают тем, кто вроде бы ни за чем этим не замечен. О бароне Майгеле мы знаем очень мало, однако все его описание можно выразить двумя словами: наушник и шпион. В романе право карать или решать чью-то судьбу имеют только высшие силы, и всех, кто преступает этот закон, Булгаков сурово карает. Доносами и шпионажем Майгель, фактически, взял на себя право решать судьбу других людей, и за это он умирает. Та же ситуация и с Берлиозом. Будучи директором МАССОЛИТА, он навязывал молодым писателям свои взгляды и мнения, хотя на самом деле они были даже и не его, а просто следствия из сложившихся догм и установок. Он решал судьбы многих людей, не имея на это никакого морального права, ведь вместе с верой в Бога он отрицал возможность существования чего-либо загадочного и таинственного, старался все законы природы выстроить в собственную схему и навязать эту схему остальным. Совершенно иная судьба предназначена Ивану Бездомному, который в споре с сомнительным иностранцем, вторя Берлиозу, осмеивал возможность существования и Христа и дьявола. Однако в самом начале романа Булгаков подробно описывает диалог редактора и поэта.
Наиболее простым способом отдельного проживания, без сомнения, является съём жилья в аренду. Людей, сдающих квартиры, можно найти как самостоятельно, так и прибегнув к услугам риэлторских агентств. На сегодняшний день такая жилплощадь обойдется от четырёх с половиной до шести тысяч рублей в месяц. Цена зависит от района, числа комнат и состояния квартиры. Немногим дешевле будет снять неблагоустроенную квартиру или дом. Неоспоримым минусом такого решения «квартирного вопроса» становится неопределённость: никто точно не скажет вам, как долго вы проживете в этой квартире. Она может понадобиться хозяевам, их родственникам, может немилосердно вырасти цена, и вы сами откажетесь от такого жилья. И все, кто изначально снимали квартиру, рано или поздно задумываются о собственной недвижимости. Конечно, чтобы найти необходимую сумму на покупку квартиры или дома, можно продать что-то ненужное, как это советовал герой одного из мультфильмов. Но у подавляющего большинства молодых семей это ненужное попросту отсутствует, поэтому приходится принимать более радикальные меры. Например, взять ссуду в банке. И тут есть два варианта. Можно стать участником ипотечной программы, а можно попытаться получить обычный кредит на приобретение недвижимости. В первом случае, полноправным собственником купленного жилья вы становитесь после полного погашения кредита. Во втором случае купленная квартира не обременена обязательствами перед банком, но условия кредитования, как правило, жестче. В разных банках свои правила, но в любом случае нужно быть готовым к достаточно высокой процентной ставке сегодня она колеблется от 15 до 18 процентов годовых, в зависимости от банка, срока и условий кредитования , а также к тому, что кредит вам могут попросту не дать. Это может произойти при недостаточной платёжеспособности заёмщика, например, если человек при реально неплохом достатке получает «серую» заработную плату. Итак, вы нашли подходящее жильё, а банк даёт ипотеку. Можно вселяться и жить долго и счастливо, не забывая при этом платить основной долг и долг по процентам… Елена в апреле прошлого года покупала однокомнатную квартиру. В то время цены были на порядок выше, и квартира обошлась ей в один миллион 350 тысяч рублей.
Остались вопросы?
Пострадавший: Григорий Данилович Римский, финдеректор театра Наказан за: лень, жадность, подлость Чудеса в зрелищной комиссии Глава 17 Оставшийся без начальства бухгалтер театра Василий Степанович Ласточкин едет в зрелищную комиссию чтобы отчитаться и сдать выручку. Он становится свидетелем странных событий — председатель комиссии исчез, а вместо него документы подписывает пустой костюм. После этого он отправляется в филиал комиссии, где все сотрудники поют хором и не могут остановиться. Все же, Ластчкину удается сдать деньги в кассу, но они превращаются в валюту. Ласточкина принимают за гипнотизера и арестовывают. Тут были пачки канадских долларов, английских фунтов, голландских гульденов, латвийских лат, эстонских крон… — Вот он, один из этих штукарей из Варьете, — послышался грозный голос над онемевшим бухгалтером. И тут же Василия Степановича арестовали. Костюм чиновника и без своего владельца справляется с бездушной работой По словам заплаканной секретарши его начальника забрали черти после визита толстяка с «кошачьей мордой». После появления милиции, председатель возвращается в костюм и как ни в чем не бывало продолжает работу. Ну, тут уж, конечно, терпение Прохора Петровича лопнуло, и он вскричал: «Да что ж это такое? Вывести его вон, черти б меня взяли!
А что ж, это можно! Беспокойный день Пострадавший: Прохор Петрович, председатель зрелищной комиссии Наказан за: бюрократию, хамство, «чертыхание» Кружок пения Глава 17 Коровьев организовывает в филиале зрелищной комиссии кружок хорового пения, и чтобы угодит директору, все работники приняли в нем участие. Когда «специалист-хормейстер» исчез, участники кружка продолжали петь не имея возможности остановиться. На трех грузовиках их увозят в лечебницу. Беспокойный день Пострадавший: Работники филиала зрелищной комиссии Наказаны за: подхалимство Неудачливый визитер из Киева Глава 18 Дядя покойного Берлиоза, экономист Поплавский , прибывает в Мосскву как только узнал о смерти племянника. Он надеется заполучить квартиру, но кот Бегемот называет Поплавского мошенником, а Азазелло грубо выставляет его за дверь, предупредив, чтобы тот и не помышлял о жилье в столице. Мужчина тут же уезжает домой в Киев. Все понятно! Через несколько минут троллейбус уносил экономиста-плановика по направлению к Киевскому вокзалу. Воланд указывает, что буфетчик подсовывает клиентам некачественные продукты, а Коровьев упоминает огромную сумму которую скопил буфетчик.
Московские женщины, оказывается, непрочь носить красивую одежду, а не одинаковую униформу. Чудеса, демонстрируемые свитой Воланда, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество ответил 20 Окт, 18 от амирка Связанных вопросов не найдено Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.
Но читать их все равно страшно интересно. На страницах он оставлял пометки: «Дописать раньше, чем умереть» и «Помоги, Господи, кончить роман! Но он умер, не закончив книгу. Тот роман, который мы все знаем многие — буквально наизусть , появился благодаря труду его вдовы Елены Сергеевны, проделавшей большую редакторскую работу. И именно Елена Сергеевна в середине 60-х хитростью подсунула рукопись «Мастера и Маргариты» Константину Симонову, который связываться с книгой не желал.
Симонов как раз уезжал на отдых в Венгрию, уже там обнаружил в багаже рукопись, все-таки прочел и через неделю позвонил Елене Сергеевне в слезах со словами «Это гениально! Именно благодаря ему состоялась первая публикация книги в журнале «Москва». Почему Воланд в романе — не дьявол и с кого списали вампиршу Геллу Все знают, что Елена Сергеевна — непосредственный прототип Маргариты, а Мастера Булгаков списал с самого себя. Но чем он руководствовался, создавая других персонажей? Известно, что он был страстным любителем оперы. Дьявол для него ассоциировался прежде всего с Мефистофелем из оперы Шарля Гуно «Фауст». Естественно, он хорошо знал и шедевр Гете, на котором опера основана — именно оттуда взято имя Воланда Мефистофель во время Вальпургиевой ночи сам себя так называет: «Дворянин Воланд идет! В первых редакциях книги он был более «традиционным» демоном, искусителем и, кстати, носил имя Азазел, а персонаж из его свиты, к которому это имя перешло потом, звался Фиелло.
Но постепенно образ становился все более сложным. Лосев писал: «Важно отметить, что Воланд творит расправы в «красном Ершалаиме» по согласованию с высшими силами света или по указанию : у Булгакова их расстановка строго регламентирована — «силы тьмы» жестко подчинены «силам света». В ранних вариантах романа он носил имя Вельяр Вельярович Воланд, потом — Теодор Воланд, потом Булгаков решил не давать ему первого имени вовсе. Воланд не столько искушает людей, сколько с грустью и иронией наблюдает за ними, наказывая их за проступки. Священник Александр Мень вообще отказывался видеть в нем сатану, он говорил: «Вот пришли некие гости из космоса, из духовного мира какая разница? Они в маскарадных костюмах, один — под Мефистофеля, другой — под кота, и они провоцируют нас, москвичей, и выявляют нашу пошлость. И даже Воланд, который выступает в маске дьявола, — какой он дьявол? У него нравственные понятия нормальные, он же не Варенуха, не Лиходеев — вот кто дьяволы-то, а он нормальный».
Прототипом Коровьева-Фагота, как ни странно, может быть великий итальянский поэт Данте Алигьери. В финале книги, когда Коровьев снимает личину гаера и превращается в мрачнейшего рыцаря, Воланд говорит: «Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал». В последней песне «Ада» использована строка из католического «Гимна кресту»: когда Вергилий и Данте подбираются к Люциферу, звучит фраза «Близятся знамена владыки», но к ним добавлено слово «ада». Возможно, именно эту «непочтительную» иронию по отношению к тексту, в котором Бог подменяется Дьяволом, Булгаков и имел в виду. Кот в музее им. Фото: Иван Вислов Имя Азазел упоминается в Талмуде, там так называют падшего ангела, «демона безводных мест».
Недаром эпиграфом к книге служит выдержка из «Фауста» Гете — советская власть раздавала такие щедрые подарки далеко не просто так. Лишаясь духовности в прямом и переносном смыслах, столичные жители становились винтиками в системе, напрочь забывая о цели, с которой пришли на эту землю, помня лишь то, что нужно делать ради мещанских благ и пресловутой жизненной стабильности. Отдельно автор романа выделяет элитное жилье членов Массолита: дом литераторов; квартира Латунского. Именно роскошную московскую квартиру номер восемьдесят четыре, принадлежащую критику Латунскому, так яростно разгромила обнаженная Маргарита, прилетевшая в нее через окно на метле. Символика сцены разгрома шикарного жилища успешного литературного деятеля, который, преследуя свои личные низменные выгоды, буквально растоптал талантливый труд Мастера, гротескна, что присуще для творения Булгакова. Так же, как беспощадно и цинично литератор-бюрократ разнес в пух и прах роман главного героя, доведя последнего до отчаяния и тяжелейшей депрессии, рассвирепевшая Маргарита, а в ее лице истинно и преданно любящая женщина, до неузнаваемости разгромила квартиру недруга. Изображение в тексте того, как героиня разбивает молотком клавиши фортепиано, украшающего жилище Латунского, несет в себе образ деградации, происходящей с искусством в литературном обществе, отражает реалии духовного упадка общества в целом. Красочным является в книге момент с похоронами племянника Поплавского, ради московской квартиры которого дядя и прибыл в столицу. Потерявшие всякий намек на духовность, необходимую людям искусства, мастерам слова, именитые писаки в книге в беседе о литературе вспоминают то, какие деликатесы они вкушали по членскому привилегированному билету. Как по закону злого рока, по сюжету романа, как и во все времена, мнение такого важного и именитого литературного критика, как Латунский, может преобразить или испортить робкое вступление интеллигентного талантливого Мастера в мир большого искусства. Как трагично, что от бездуховного, сытого, напрочь забывшего истинный смысл творчества корыстолюбца и обывателя зависит то, как будет строиться судьба одаренного, но пока еще никому не известного писателя, не стремящегося уподобляться общим настроениям, благородного и честного. Ярким представителем московского мира литераторов в книге также выступает несчастный и вызывающий сочувствие в первых главах Берлиоз.