Великий Владимирский князь Юрий Всеволодович погиб в битве с монголо-татарами 785 лет назад.
Битва на Сити
На Сить под знамёна великого князя Юрия Всеволодовича подошли с дружинами брат Святослав Всеволодович и племянники— сыновья Константина: Всеволод князь Ярославский, Владимир князь Угличский и Василько князь Ростовский. Битва на реке Сити (Ситская битва) — сражение которое произошло 4 марта 1238 года на р. Сити между войсками великого князя владимирского Юрия Всеволодовича и монголов под предводительством Бурундая, темника Батыя. Сегодня, 17 февраля, Православная Церковь совершает память благоверного князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, Владимирского (1238). Великий князь Юрий Всеволодович, бросив город на произвол судьбы, бежал. Битва на реке Сити (Ситская битва) — сражение которое произошло 4 марта 1238 года на р. Сити между войсками великого князя владимирского Юрия Всеволодовича и монголов под предводительством Бурундая, темника Батыя. Накануне исполнилось 785 лет битве на реке Сить, в котором татаро-монгольское войско разбило русскую дружину великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. В бою погиб и он сам.
Зима близко. Как Русь проиграла битву за независимость
Битва на реки Сити, ее предпосылки, подготовка и ход битвы, а также главные итоги сражения. Битва на реке Сити, или Ситская битва, — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. В поход на реку Сить, расположенную на территории нынешних Тверской и Ярославской областей, владимирский князь Юрий (Георгий) Всеволодович отправился в середине января 1238 года, когда стало очевидно, что сражаться в одиночку против Орды невозможно.
2 комментариев к “Битва на реке Сити”
- Ход событий
- Голова приросла обратно: что поразило учёных, вскрывших гробницу великого князя Юрия Всеволодовича
- Битва на реке Сити - Энциклопедия России
- Ход событий
- Ответы : Какова была роль Юрия Всеволодовича в борьбе с татарами?
Был ли у русских шанс на победу в битве на реке Сити?
Одна из ярких страниц истории Сонковской земли – битва на реке Сить объединенных русских дружин с монголо-татарскими завоевателями 4 марта 1238 года. Битва на реке Сить, произошедшая 4 марта 1238 года ― битва монгольского нашествия на Русь, фактически завершившая разгром монголами Владимиро-Суздальского княжества. Битва на реке Сить, или Ситская битва[1] — эпизод Западного (кипчакского) похода монголов (1236—1242) и монгольского нашествия на Русь (1237—1240), в частности, одно из ключевых сражений монгольского похода на Северо-Восточную Русь (1237—1238).
Ситская битва
Последствия монголо-татарского ига стали для Руси почти фатальными. Вместо Гардарики — «страны городов» имастеров она превратилась в страну пепелищ и братских могил. Даже к началу XXI в. Россия не смогла полностью преодолеть возникшее после нашествия значительное отставание от Западной Европы не только в развитии промышленности, но и общественных институтов. Историки до сих пор не смогли осознать, что из-за ига в России мутировала или даже была утрачена полностью изначальная, естественная для славян модель управления обществом. Вместо демократического совещательного принятия решений князьями, элементов народного управления вече, правовой кодекс «Русская правда» в стране сложился самодержавный абсолютизм, заимствованный порабощенной Русью у Золотой Орды. Она же переняла его в завоеванном Китае своих государственных институтов у кочевых племен не было. Во время и после монголо-татарского ига мы стали жить в другой стране и, по сути, проживать не совсем свои предназначенные нам жизни… Сегодня с высоты исторической перспективы очевидно, что борьба и победа Руси над Золотой Ордой была первым, но далеко не последним примером, когда наши предки пресекли деструктивный глобальный проект.
Миссия России впервые проявила себя… Реконструкция битвы на фестивале «Арт-деревни Кой» Непреходящее историческое значение битвы на реке Сить требует от нас — потомков погибших в ней героев снова и снова возвращаться к этому событию.
К тому же русский лагерь находился в лесной глуши, со всех сторон окружённый не только дремучим и практически непроходимым лесом, но и болотами, реками, которые не замерзали даже зимой… Складывается ощущение предательства — кто-то, кто хорошо знал эту местность, специально навёл монгол на русский лагерь, да ещё так, что вражеская конница подошла к русским практически незаметно для сторожевых застав. Вопрос — кем был этот предатель? Увы, стоит признать, им тогда на Руси мог быть кто угодно.
Напомню, что это были времена феодальной раздробленности, когда понятия единого отечества и единой родины практически не существовало. Городские жители ощущали себя прежде всего рязанцами, нижегородцами, владимирцами, киевлянами и т. Даже христианская православная вера ещё не играла той великой объединительной роли, каковую она станет играть позже. Христианство, несмотря на формальное крещение Руси ещё в Х столетии, тогда было делом прежде всего феодальной элиты да части горожан.
В народные же массы оно широко проникнет лишь к концу XV столетия, к моменту образования централизованного Московского государства, и бывшие смерды станут именоваться крестьянами то есть христианами. А в XIII веке, во времена Батыева нашествия, деревенский народ по большей части исповедовал язычество и был глубоко равнодушен к любым княжеским делам. Так что найти в этой массе «изменника» для пришлых татар не составляло большого труда — а не всё ли равно, кому тяжёлую дань платить, единоплеменному князю или чужакам? Как говорится, хрен редьки не слаще… Ещё новости по теме Просто не игрушки: к чему может привести неосторожное обращение с историей Ученик дьяволов: из каких духовных корней вырос феномен Адольфа Гитлера Первые жертвы: как на самом деле начиналась война в Афганистане Когда хата точно была с краю Впрочем, и элита была не более «патриотичной».
Напомню, что во времена феодальной раздробленности удельные русские князья, будучи даже близкими родственниками, с большим удовольствием воевали друг с другом, вплоть до полного уничтожения конкурирующих городов, подсылали к родичам наёмных убийц и отравителей, не стеснялись пользоваться даже услугами внешних врагов, включая кочевников. Можно привести десятки удручающих примеров — причём так было и до Батыева нашествия, и после! И вообще понятие «отчизна» выросло из древнерусского понятия «отчина и дедина» — то есть вовсе не из обозначения единой Руси, а из понятий конкретных феодальных владений, вотчины, принадлежавших отцу и деду. То есть, вот это мой вотчинный город Кострома, его и буду защищать и драться за него, а остальное меня или не колышет вовсе, или колышет только в десятую очередь!
Откуда ополченцы взяли грамотных командиров? Чем порадует туристов Суздаль в год своего тысячелетия? Что уничтожило бизнес купцов Крохоняткиных? И от кого они бежали?
И тут убит был князь Юрий, а Василька взяли руками безбожные и повели в станы свои. Зло же это произошло месяца марта в 4 день, на память святых мучеников Павла и Ульяны. И тут убит был князь великий Юрий, на Сити на реке, и дружины его много убили. Блаженный же епископ Кирилл взял князя мертвого, идя из Белоозера, и принес его в Ростов, и, пев над ним обычные песни с игуменами и с клирошанами, и с попами, со многими слезами вложили его в гроб у Святой Богородицы.
А Василька Константиновича вели с многой нуждой до Шернского леса и, когда стали станом, принуждали его много проклятые безбожные татары к обычаю поганскому, быть в их воле и воевать с ними. Но он никак не покорился их беззаконию и много ругал их, говоря: О, глухое царство оскверненное!
Сражение на реке Сить
Летопись Суздальская по Академическому списку. Завязалась долгая и кровопролитная битва. Летописи писали: «Битва была великая и сеча злая, и лилась кровь, как вода». Не сохранилось подробного описания хода сражения и точного места, где оно состоялось. Это породило спор между историками. Часть из них — А. Преображенский, Н.
Надеждин, С. Мусин-Пушкин, Л. Сабанеев указывают место её около селений Юрьевское, Красное, Лопатино в среднем течении Сити на территории Некоузского района Ярославской области. Но мы, сонковчане, более склонны считать верным утверждение о том, что битва была в верховьях Сити — у селений Божонка и Могилицы. В своём «Хронологионе», составленном в середине XVIII века, он отметил, что битва на реке Сить «во время пленения России от безбожного царя Батыя» произошла «в пределах Бежецких, возле крепости Божни где нынче село Боженки ». Здесь же сообщаются сведения о смерти великого князя Георгия Всеволодовича.
Позднее, спустя почти сто лет, версию П. Воинова поддержал известный русский историк, академик Российской академии наук, профессор Михаил Петрович Погодин. В 1848 году он совершил путешествие по реке Сить. Начал его от села Сабурово, останавливался в селе Богоявленское, посетил красивую церковь Богоявления в этом селе. Достигнув Божонки, Михаил Петрович не мог не выразить своего восхищения от открытия. В своих «Путевых заметках» он записал: «Найдя село Божонка, я как будто лег на лавры и не мог ничему уделять внимания».
Мнение профессора Погодина о месте Ситской битвы разделили ученые М. Иванин, А. Гацисский, А. Кисловский, Н. Овсянников и другие. Вероятно, сражение сразу же разделилось на несколько очагов, которые перемещались по реке и зимним лесным дорогам от Божонки в глубь болот.
Под напором численно превосходящего противника русские стали отступать: они уходили вниз по Сити и по гатям через болото. Трагически сложилась судьба князя Юрия. Накануне битвы на него обрушилось большое личное горе: он получил весть о том, что в разорённом татарами Владимире погибли его жена Агафья, трое сыновей и дочь. В битве на Сити дружина великого князя приняла на себя основной удар монголов. В этом сражении погиб сам Юрий Всеволодович. Предполагают, случилось это недалеко от Сидоровского ручья, впадающего в Сить, но точное место гибели князя неизвестно.
В ходе битвы был взят в плен любимый племянник Юрия — Василько Константинович, князь ростовский. Летописи донесли до нас образ молодого князя: «Красив лицом, с очами светлыми и грозными, Василько был храбр, добр сердцем и ласков с боярами». Было ему 28 лет.
Монгольский корпус Бурундая в 30 тысяч азиатов атакует великокняжескую рать князя Юрия Владимирского в 8 тысяч мечей. И бой главного полка Севера подходит к концу. Давят русские вои монголов отчаянной контратакой. Подоспела на помощь армия Юрьев-Польского и два князя-брата повели рати вперед. Яростным натиском владимирцы, суздальцы, юрьевцы, ополченцы малых городов и селений, опрокинули половцев и уйгуров. Вот-вот побегут монголы, впервые в истории Монголии и Руси! Чтобы остановить русских, Бурундай ввел в битву отборный монгольский тумэн Чтобы остановить русских, Бурундай ввел в битву отборный монгольский тумэн Но показался на льду третий тумэн Бурундая, это темник бросает в бой свой главный резерв - 10 тысяч джеуредов родного племени нирун!
Снова у монголов трехкратное превосходство и князь Юрий трубит отход, прекращая атаку. Северяне медленно отступают в узкое место реки, огрызаясь залпами стрел, ощерившись копьями, как злобный ёж. В сужении Сить, где через век возникнет село Красное, кресты и памятник битве, встанет насмерть Северная Русь. Все меньше русских, все больше монголов, липким от крови стал речной лёд.
До сих пор нет ясного ответа на вопрос, что же произошло на северо-западе Владимиро-Суздальского княжества в 1238 году? Одним из ключевых сражений монгольского похода на Северо-Восточную Русь 1237-1238 гг. Знаменитое сражение описано скудно и противоречиво. Предания и местные легенды туманно освещают те давние времена. Основной источник — летописи.
Составители Лаврентьевской и Новгородской летописей крайне смутно описывают этот период, немного к их сведениям добавляет Ипатьевская летопись и Рашид-ад-Дин. По словам Лаврентьевской летописи «здесь бысть сеча зла, к вечеру одолели безбожные…и побегоша наши пред иноплеменникы». Никоновская летопись вторит: «И ту убиен бысть князь велики Юрьи Всеволодичь Владемерский, и многие воеводы его и боаре, и воиньство его избиено бысть». В общей сложности сражение продлилось два дня. А Новгородская первая летопись утверждает, что никакой битвы на Сити не было: «И нача князь полк ставити около себя, и се внезапу Татарове приспеша; князь же не успев ничтоже, побеже; и живот свои сконча ту». Русские были разбиты. Обстоятельства смерти Юрия до конца не прояснены. Много вопросов и споров как об обстоятельствах гибели князя Юрия, так и странностей, и несуразностей в освещении события. Но всё же скудные летописные сообщения дают нам возможность логической реконструкции событий.
Вернемся к основному — к тайне гибели князя Юрия на реке Сить. Отрубленная голова Обезглавленное тело Юрия Всеволодовича будто бы было обнаружено спустя некоторое время епископом Ростовским Кириллом, который возвращаясь в Ростов «пожелал видеть место битвы и увидел — в топком болоте у Сидоровского ручья. И нашёл обезглавленное тело в княжеском одеянии. И принес он тело Юрия в Ростов, и положил его со многими слезами в церкви святой Богородицы». Епископ находит обезглавленное тело. В 1239 году года останки были торжественно перенесены Ярославом Всеволодовичем во Владимир и положены в Успенском соборе. В «Книге Степенной царского родословия» описано, что «Святая глава его тако совокупно прильпе к честному телеси его, яко ни следа видети отсечения на выи его, но вся составы целы и неразлучьны». Но вернемся к епископу Кириллу. Ехал архиерей по рекам, искал по болотам тело князя Юрия.
Милостью Божьей оказался в нужном месте. И озадачимся вопросом. Сколько дней Кириллу понадобилось из Белоозера добраться до Красного на Сити? Растояние от Белоозера до Брейтова: 366 км по правой стороне и от Брейтова до Красного ещё 41 км. Всего 407 км. Это 17 дней плюс 4 дневки, итого 21 день. Весть о гибели князя Юрия шла в Белоозеро тоже не менее 20 дней. Епископ Кирилл мог прибыть к месту битвы не ранее середины апреля. Это самый разгар весны в тех краях.
Трудно себе представить епископа Кирилла, отыскивающего тело князя Юрия в топком болоте у Сидоровского ручья среди разлагающихся, растерзаных дикими зверями тел погибших воинов.
Князь же Юрий послал Дорожа на разведку с 3 000 воинов; и прибежал Дорож, и сказал: «А уже, князь, обошли нас». И начал князь полк ставить; и внезапно татары пришли, князь же не успел ничего, побежал, и был на реке на Сити, и догнали его, и живот свой скончал тут. Бог же весть, как скончался; много говорят о нём иные.
Ростов же и Суздаль разошлись порознь [235]. Услышав об этом, князь Юрий с братом своим Святославом, и с племянниками своими Васильком, и Всеволодом, и Владимиром, и с мужами своими, пошли против поганых. И встретились оба, и была сеча зла, и побежали наши пред иноплеменниками. И тут убит был князь Юрий, а Василька взяли в плен безбожные и повели в станы свои.
Князь северорусский Ярослав Всеволодович и собирание земель Южной Руси
Великий князь Юрий Всеволодович ранее начал новый сбор войск на реке Сити. Лишь великий князь владимирский Юрий Всеволодович решился дать монголам генеральное сражение на реке Сить и проиграл эту битву. 773 года назад произошла известная битва на реке Сити между князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая.