Правительство Великоморавской Державы более не могло игнорировать настроения народа.
Что значит великоморавская держава
Великая Моравия (или Великоморавская держава) — раннефеодальное[источник не указан 1231 день] славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на низменности. Объединение славянских племен Великоморавская держава была создана в конце VIII века как результат объединения нескольких славянских племен. Великоморавская держава: основные события и история Период существования Великоморавской державы можно разделить на несколько основных этапов. ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА. добавлена сегодня в 18:15. В результате венгры откочевали на север, в район Среднедунайской низменности и заняли часть территории, входившей в состав Великоморавской державы. Expand Menu. Контакты. Великоморавская держава карта. Фото 13. Великоморавская держава карта. Метки: фото.
Российские силы освободили посёлок Ягодное под Артёмовском
Великоморавская держава была одной из первых славянских государств и имела большое влияние на формирование национальной идентичности этих народов. Великоморавская держава оказала значительное влияние на формирование средневековой Европы и включение славянского этноса в мировую историю. Expand Menu. Контакты. Великоморавская держава карта. Фото 13. Великоморавская держава карта. Метки: фото. раннее государство западных славян, сложилось на территории Южной Моравии в IX-X вв. Великоморавская держава Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией.
KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов
Крупнейшие ядерные державы, пусть и опосредованно, но уже фактически воюют на ее территории. Великоморавская держава — Великая Моравия VIII век — 907 Столица Микульчицы Преемственность ← Аварский каганат Венгрия → Великая Моравия во времена Святополка Великая Моравия — славянское государство. Быстрая гибель Великоморавского государства и утверждение немецкого и римо-католического влияния на родине святого князя на долгие столетия отсрочили прославление его святых трудов. Быстрая гибель Великоморавского государства и утверждение немецкого и римо-католического влияния на родине святого князя на долгие столетия отсрочили прославление его святых трудов.
Великая Моравия - первая в истории держава славян
Velká Morava) (или Великоморавская держава) — раннефеодальное[источник не указан 1264 дня] славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на низменности Среднего Дуная. Великоморавская держава Великоморавская держава далее сокращённо ВМД — раннефеодальное славянское государство, существовавшее на Среднем Дунае во главе с. Кирилл и Мефодий были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу, где создали независимую от германского епископата славянскую церковь.
ВЕЛИКОМОРА́ВСКАЯ ДЕРЖА́ВА
Основываясь на своем богатом культурном наследии и геополитическом значении, Великоморавская держава оказала значительное влияние на развитие современной Европы. Ее культурные и образовательные центры стали прародителями многих научных и культурных достижений, которые отразились на последующих поколениях и направлениях развития. Причины распада и последствия Великоморавская держава, основанная в IX веке, стала существенным политическим и культурным центром в Средней Европе. Однако, в конце IX века, держава столкнулась с рядом причин, которые привели к ее распаду.
Одной из основных причин распада Великоморавской державы были внутренние конфликты и политические разногласия между правителями. Противостояние между моравскими князьями и их борьба за власть ослабили единство державы и привели к ее раздроблению. Другой причиной был конфликт с Восточной Франкской империей.
Император Людовик Германский провел успешную кампанию против Великой Моравии и принудил ее князей признать его власть. Это ослабило политическую и военную мощь Великоморавской державы и дало начало ее упадку. Распад Великоморавской державы имел долгосрочные последствия для региона.
После раздробления державы, моравское государство прекратило свое существование, а его территории были вовлечены в политические и культурные сферы других государств. Кроме того, распад Великоморавской державы повлек за собой потерю единой культурной и религиозной идентичности для этого региона. Таким образом, причины распада Великоморавской державы включали в себя конфликты внутри страны, а также недовольство внешних сил.
Распад державы оказал долгосрочное влияние на политическую и культурную карту Средней Европы. Значение Великоморавской державы в истории Великоморавская держава, существовавшая в IX-XI веках на территории современной Словакии, Чехии и Венгрии, имеет особое значение в истории Европы. Она стала одним из самых значимых политических и культурных центров Средневековья и оказала влияние на формирование европейской истории и культуры.
Великоморавская держава была мощным и прогрессивным государством, смогшим объединить множество различных этнических групп под своей властью. Здесь формировались основы единого славянского письменного языка — глаголицы, которая затем стала основой для развития исторических славянских письменностей. Великоморавская держава стала также центром распространения христианства в регионе.
Благодаря активной деятельности моравских князей Константина и Методия, здесь создались свои алфавиты — глаголица и кириллица, которые способствовали распространению глаголического и кириллического письма на всей территории Великоморавской державы, а также на прилегающих землях. Кроме того, Великоморавская держава играла важную роль в политическом развитии Европы. Здесь осуществлялись активные дипломатические контакты с соседними государствами, что способствовало укреплению органических связей между различными архитектурными и культурными школами, что оказало влияние на развитие архитектуры и искусства.
Великоморавская держава оставила неизгладимый след в истории Европы. Ее значимость заключается в формировании единого славянского письменного языка, распространении христианства, активном развитии политических и культурных связей с соседними государствами. Она стала полигоном для экспериментов и развития новых идей, которые в дальнейшем повлияли на развитие не только региона, но и всей Европы.
Вопрос-ответ Какая роль играла Великоморавская держава в истории Средней Европы? Великоморавская держава, существовавшая в IX-X веках, играла значительную роль в истории Средней Европы. Она была одним из самых мощных государств своего времени и оказывала влияние на соседние территории.
Держава просуществовала около ста лет и имела собственную сложную административно-территориальную структуру, основанную на признании власти великого князя. Великоморавская держава занимала значительную часть современных территорий Словакии и Чехии, а также небольшую часть Венгрии и Польши. Каковы основные факторы развития Великоморавской державы?
Образование Великоморавской державы Когда именно возникло Моравское княжество неизвестно. Столицей был Велеград, однако его местоположение не установлено. Первым исторически достоверным правителем княжества является Моймир I 818—846 годы правления , которого принято считать основателем правящего рода Моймировичей. В 833 году Моймир I подчинил Нитранское княжество, это событие считается датой появления Великоморавской державы. Историческая справка. Князь Прибина, правитель Нитранского княжества, бежал в земли восточных франков. На берегу Прибина построил Блатноград, ставший центром Блатенского княжества. Восточно-Франкское королевство далее сокращённо ВФК — государство восточных франков, существовавшее в 843—962 годах, ставшее предшественником Священной Римской империи и современной Германии. Главный политический и военный противник ВМД. В 845 году 14 князей из Богемии, решив принять христианство, прибыли в Регенсбург к королю Людовику II Немецкому и были крещены.
Король ВФК обвинил моравов в невыполнении договорённостей по распространению христианства вероятно, лишь предлог , вторгся в ВМД, сверг Моймира I и поставил новым князем его племянника Ростислава. Сведений о дальнейшей судьбе Моймира I нет. Когда Людовик II возвращался из похода на ВМД, славяне Богемии под руководством тех же князей, которые крестились год назад, напали на войско короля и нанесли ему весомое поражение. Крещение князей не имело никакого значения и не привело к основанию христианской церкви в Богемии. Князь Ростислав. Первые четыре года Ростислав проявлял лояльность, пока был занят укреплением своей власти, а также заключением союзов с Болгарским царством и Византийской империей. Однако следующие 20 лет Ростислав будет проводить самостоятельную политику. Начиная с 850 года Ростислав порвал тесные отношения с королём ВФК и стремясь к максимально возможной независимости, изгнал из ВМД баварских священников и отправил послов в Рим к папе Николаю I с просьбой прислать учителей или священников для обучения собственных церковнослужителей в его государстве. Этим Ростислав хотел ослабить влияние ВФК. Однако Папа даже не принял послов.
Тогда в 862 году Ростислав отправил новых послов с аналогичным предложением, на сей раз в Константинополь Византийская империя. Великоморавская держава при Ростиславе Мефодий и Кирилл. Обретение письменности Миссионерская деятельность Мефодия и Кирилла имела основополагающее значение для культурного развития не только ВМД, но и всего славянского мира. Осознавая, что распространение христианства среди местного населения будет напрямую зависеть от понимания языка богослужения, братья решили сделать переводы церковных книг, но столкнулись с отсутствием у славян письменности. Поэтому они создали азбуку алфавит для солунского диалекта праславянского языка. Количество букв — по разным источникам от 42 до 48. Солунский диалект — говор южных славян, распространённый в городе Солуни ныне Салоники и его окрестностях. Этим диалектом хорошо владели Мефодий и Кирилл, так как сами были родом из Солуни. Важно отметить, что в это время все славяне хорошо понимали друг друга и считали, что они говорят на едином языке, с чем согласны и многие современные лингвисты, утверждающие, что о единстве праславянского языка можно говорить до XII века. Однако годом позже Ростислав вновь восстал и миссия братьев продолжилась.
Занимаясь переводами церковных книг на солунский диалект Мефодий и Кирилл использовали греческие слова в тех случаях, когда не находили славянских аналогов. Братья существенно обогатили словарный запас солунского диалекта, создав тем самым литературный язык, который в наше время известен как старославянский язык. Старославянский язык, основанный лишь на солунском, одном из диалектов южных славян, не следует путать с праславянским языком, более древним языком, ставшим основой для всех современных славянских языков. Важно отметить, что с самого начала старославянский был языком книжным литературным и церковным, но никогда не использовался в качестве средства бытового общения. К концу X века, под влиянием других славянских диалектов, он претерпел изменения, поэтому рукописи, написанные позже этого периода, считаются написанными уже на церковнославянском языке. Главная сложность в создании азбуки Мефодия и Кирилла — работа по вычленению звуков праславянского языка. Современные учёные отмечают высокий уровень этой работы, давшей обозначения практически для всех научно выделяемых праславянских звуков, чему мы обязаны, видимо, выдающимся лингвистическим способностям братьев. Мефодий и Кирилл распространяли христианство по восточному византийскому обряду, набрали учеников и занимались их обучением. Также братья организовали независимую от восточно—франкского епископата славянскую Церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности ВМД. Мощи святого Климента После пяти лет результативной работы 863—867 годы Мефодия и Кирилла вызвали в Рим.
Официальный повод — богослужения на варварском языке, что считалось святотатством. На самом деле, вероятно, Западная Церковь осознала, сколь существенный вред наносит деятельность братьев для всего региона. В то время среди римских богословов доминировала так называемая трёхъязычная ересь — точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем — еврейском, греческом и латинском. Братья привезли в Рим и передали Папе мощи святого Климента, которые обрели в Крыму во время хазарской миссии 860—862 годов. Сакральная важность этого события была колоссальной. Братья были удостоены роскошных чествований, их авторитет серьёзно вырос. Кроме того, в религиозных диспутах Мефодий и Кирилл, хорошо владеющие риторикой и знанием христианских догматов, смогли доказать безосновательность тезиса о трёхъязычии. Климент — четвёртый епископ Папа Римский в конце I века нашей эры. Сослан из Рима в Инкерманские каменоломни Крым , где проповедовал.
Великоморавская держава при Моймире I Ранее, в 829 году, Моймир I под давлением Людовика II Немецкого согласился принять христианских миссионеров и способствовать распространению христианства. В 831 году епископ Регинар из Пассау крестил Моймира I и «всех мораван». Восточно-Франкское королевство далее сокращённо ВФК — государство восточных франков, существовавшее в 843—962 годах, ставшее предшественником Священной Римской империи и современной Германии. Главный политический и военный противник ВМД. В 845 году 14 князей из Богемии, решив принять христианство, прибыли в Регенсбург к королю Людовику II Немецкому и были крещены. Король ВФК обвинил моравов в невыполнении договорённостей по распространению христианства вероятно, лишь предлог , вторгся в ВМД , сверг Моймира I и поставил новым князем его племянника Ростислава. Сведений о дальнейшей судьбе Моймира I нет. Когда Людовик II возвращался из похода на ВМД , славяне Богемии под руководством тех же князей, которые крестились год назад, напали на войско короля и нанесли ему весомое поражение. Крещение князей не имело никакого значения и не привело к основанию христианской церкви в Богемии. Князь Ростислав. Первые четыре года Ростислав проявлял лояльность, пока был занят укреплением своей власти, а также заключением союзов с Болгарским царством и Византийской империей. Однако следующие 20 лет Ростислав будет проводить самостоятельную политику. Начиная с 850 года Ростислав порвал тесные отношения с королём ВФК и стремясь к максимально возможной независимости, изгнал из ВМД баварских священников и отправил послов в Рим к папе Николаю I с просьбой прислать учителей или священников для обучения собственных церковнослужителей в его государстве. Этим Ростислав хотел ослабить влияние ВФК. Однако Папа даже не принял послов. Тогда в 862 году Ростислав отправил новых послов с аналогичным предложением, на сей раз в Константинополь Византийская империя. Великоморавская держава при Ростиславе Мефодий и Кирилл. Обретение письменности Миссионерская деятельность Мефодия и Кирилла имела основополагающее значение для культурного развития не только ВМД , но и всего славянского мира. Осознавая, что распространение христианства среди местного населения будет напрямую зависеть от понимания языка богослужения, братья решили сделать переводы церковных книг, но столкнулись с отсутствием у славян письменности. Поэтому они создали азбуку алфавит для солунского диалекта праславянского языка. Количество букв — по разным источникам от 42 до 48. Солунский диалект — говор южных славян, распространённый в городе Солуни ныне Салоники и его окрестностях. Этим диалектом хорошо владели Мефодий и Кирилл, так как сами были родом из Солуни. Важно отметить, что в это время все славяне хорошо понимали друг друга и считали, что они говорят на едином языке, с чем согласны и многие современные лингвисты, утверждающие, что о единстве праславянского языка можно говорить до XII века. Однако годом позже Ростислав вновь восстал и миссия братьев продолжилась. Занимаясь переводами церковных книг на солунский диалект Мефодий и Кирилл использовали греческие слова в тех случаях, когда не находили славянских аналогов. Братья существенно обогатили словарный запас солунского диалекта, создав тем самым литературный язык, который в наше время известен как старославянский язык. Старославянский язык, основанный лишь на солунском, одном из диалектов южных славян, не следует путать с праславянским языком, более древним языком, ставшим основой для всех современных славянских языков. Важно отметить, что с самого начала старославянский был языком книжным литературным и церковным, но никогда не использовался в качестве средства бытового общения. К концу X века, под влиянием других славянских диалектов, он претерпел изменения, поэтому рукописи, написанные позже этого периода, считаются написанными уже на церковнославянском языке. Главная сложность в создании азбуки Мефодия и Кирилла — работа по вычленению звуков праславянского языка. Современные учёные отмечают высокий уровень этой работы, давшей обозначения практически для всех научно выделяемых праславянских звуков, чему мы обязаны, видимо, выдающимся лингвистическим способностям братьев. Мефодий и Кирилл распространяли христианство по восточному византийскому обряду, набрали учеников и занимались их обучением. Также братья организовали независимую от восточно—франкского епископата славянскую Церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности ВМД. Мощи святого Климента После пяти лет результативной работы 863—867 годы Мефодия и Кирилла вызвали в Рим.
Декан и академики Я. Бём и Я. Айзнер хотя их мнения далеко не во всем совпадали 4. Но первоначально они располагали сравнительно небольшим и малоубедительным материалом, 1 J. Slovane na Morave a rise Velkomoravska. Risa Velkomoravska. Slovenske dejiny, II. Pokus o periodisaci dejin Ceskych zemi v obdobi feudalismu, I. Dejiny venkovskeho lidu v cechach v dobe predhusitske. Внимание марксистской историографии к социально-экономическому строю и историческим судьбам Великой Моравии, освещение которых, в частности, позволяет объективно обрисовать некоторые ранние этапы агрессивного германского курса "Drang nach Osten", вызвало отклике буржуазной науке. Исходя из столь же старого, сколь и несостоятельного тезиса о неспособности славян к самостоятельной государственной жизни, немецкий историк Г. Прейдель сделал попытку изобразить Великую Моравию не в качестве славянского государства, а в виде своеобразного наследия, пережитка или порождения Аварского каганата, от которого моравские славяне получили якобы свою знать и политический строй5. Появилась, таким образом, еще одна "теория" военно-миграционистского толка. Как беден и однообразен, однако, арсенал буржуазной науки! Дискуссия чехословацких историков о Великой Моравии по своему содержанию и задачам напоминает нам дискуссию советских историков о характере Киевского государства, происходившую в конце 20-х - начале 30-х годов. В распоряжении советских историков имелся, однако, обширный фактический материал - многочисленные и разнообразные известия русских, восточных, византийских и западных авторов, а также археологические данные по экономике и культуре. Чехословацкая историческая наука таким богатством источников не располагала. Поэтому в качестве первоочередной здесь встала задача получения новых фактических данных о Великоморавской державе, какими могли быть лишь археологические материалы. В связи с этим на территории Чехословакии были проведены в течение последнего десятилетия большие исследования остатков культуры великоморавского времени и смежных столетий. Результатам этих исследований посвящена обширная литература6. Свои последние открытия в данной области чехословацкие археологи продемонстрировали на сессии Международного славянского археологического семинара, состоявшегося в Чехословакии в октябре 1960 года. Начнем с истории моравских городов. В исторических источниках о них не имеется никаких сведений, за исключением упоминания о княжеской резиденции Велеграде. Оставалось неизвестным, однако, шла ли здесь речь о городе или о замке Велеград, являлось ли это слово собственным именем населенного пункта или на языке того времени оно соответствовало слову "столица". Заслугой чехословацкой археологии является открытие руин великоморавских городов. Оказалось, что в IX в. Исследование всех этих остатков дает богатый материал для характеристики не только экономики и быта, но и социально-политического строя Великоморавской державы. Еще в конце 40-х годов чехословацким археологом В. Грубым были начаты исследования остатков обширного великоморавского города, находившегося на правом берегу Моравы, на месте современного Старого 5 H. Die vor-und fruhgeschichtliche Besiedlung Bohmens und Mahrens. Grafelfing bei Munchen. Stare Mesto - velkomoravske pohrebiste "Na valach". Zaklady kostela na staroslovanskem pohrebisti ve Starem Meste "Na valach". XLVI, 1955, c. Nilez kostela z dobi rise Velkomoravske v trati "Spitalky" ve Starem Meste. Vysledky vyzkumu na velkomoravskem hradisti "Valy" u Mikulcic. Praha, 1959; F. Die grossmahrische Burgwallstadt Breclav-Pohansko. Угорске Градиште. Там были обнаружены руины фундамент тов двух отстоящих друг от друга на значительном расстоянии каменных церквей IX в. Вокруг церквей располагались обширные кладбища, на которых исследовано в общей сложности свыше 2 тысяч могил; однако эти исследования далеко не охватывали всей площади кладбищ. Среди погребенных отчетливо выделяется группа явно знатных лиц: в погребении обнаружены меч, шпоры, дорогие пояса, украшения из золота и серебра. Большинство таких погребений расположено около церковных стен или внутри церквей, что еще более подчеркивает особое социальное положение этой группы лиц. Подобные погребения археологи обычно называют "дружинными" то есть погребениями членов княжеской дружины. В России подобные погребения хорошо известны по киевским, черниговским и гнездовскому некрополям X в. Найденные при раскопках различные изделия, в частности из драгоценных металлов, отличаются не только техническим совершенством, но и выдержанностью форм, как бы "стандартностью". Многие изделия представлены большими однообразными сериями, что свидетельствует о наличии массового ремесленного производства. Позднее В. Грубым был раскопан участок городской территории с остатками нескольких построек, принадлежавших некогда простому городскому люду, в том числе ремесленникам: резчику по кости, кузнецу, ювелиру. О международной торговле свидетельствуют найденные в богатых могилах остатки дорогих шелковых и шерстяных тканей сложного плетения, возможно, византийского происхождения. Руины двух каменных церквей, обширность древней городской территории, погребения знати с драгоценными украшениями - все это позволило В. Грубому высказать предположение, что именно здесь находился Велеград - главный город Великоморавского государства. Косвенным свидетельством в пользу этого предположения является и то, что в нескольких километрах от Старого Места имеется поныне небольшое селение, носящее имя Велеград. В 1954 г. Микульчицы вблизи г.
Великоморавская держава
В 623—624 годах славяне восстали. В восстании принял участие франкский купец из Сенонской области Само. Единственный источник об этих событиях — хроника Фредегара , датируемая приблизительно 660 годом — повествует о поражении авар и избрании Само вождём славян. В 631 году начался конфликт между Само и франкским королём Дагобертом I. Славяне нанесли поражение франкам и их союзникам лангобардам и алеманнам , вторглись во франкские владения и привлекли на свою сторону князя лужицких сербов Дервана [14]. Государство Само располагалось частично на территории Чехии и лужицких сербов. Оно представляло собой племенной союз, как оборонявшийся против врагов, так и совершавший грабительские набеги на соседей.
По хронике Фредегара, Само правил в течение 35 лет. В настоящее время высказывается мнение, что ядром территории державы Само была Южная Моравия и смежные с ней части Нижней Австрии [14]. После разгрома Аварского каганата на Средний Дунай стали возвращаться бежавшие оттуда ранее славяне и, судя по археологическим материалам Моравии и Словакии, Нижней Австрии и округа Балатон, бассейнов Дравы и Савы, стали основным населением Среднедунайского региона [15]. Наиболее обжитой стала Южная Моравия, где были созданы укреплённые грады и целые округи. Округа с центром в Микульчицах стала княжеским центром. Большое значение также приобрела Нитра в Словакии.
Между территориями Чехии и Словакии имелся широкий пояс незаселённых земель. В чешской области также возникали укреплённые грады, в частности Пражское укреплённое городище в IX веке. В бассейне реки Морава выявлено огромное количество селищ, городищ, крепостей, могильников эпохи существования Великоморавской державы. Это свидетельствует о стабилизации заселения территории и дальнейшем развитии производительных сил. Согласно данным археологии, в VII—IX веках высокого уровня достигло земледелие славян, что обеспечивалось и развитием ремесла столярного, ткаческого, гончарного, кузнечного и других , которое к тому времени вышло на высокий уровень. Во время раскопок археологами были обнаружены 24 печи для выплавки стали.
В градах развивались кузнечное ремесло и обработка дерева, из которого также строились жилища. Получили распространение бондарное и гончарное производство. Существовало и производство украшений из золота, серебра, стекла, которое было сосредоточено в основных центрах. Исследователи обнаруживают огромное количество серебряных, бронзовых и золотых украшений, выполненных в технике зерни и скани контакт с византийскими мастерами , оригинальные изделия из цветных металлов микульчицкого типа. Украшения и мелкие предметы бытового назначения делались из кости и рога, ткани — изо льна, конопли, шерсти. В IX веке развивалось строительное дело.
Известно 18 каменных церквей той эпохи [14]. Действие происходит на фоне столицы Великой Моравии Велеграда , местоположение которой не установлено [16] Карта Великой Моравии с центром в Микульчицах Археопарк Микульчице Впервые название Моравия упоминается в западных источниках в 822 году, когда послы мораван, среди других послов славян, прибыли ко двору императора Франкского государства Людовика I Благочестивого [17] [18]. Карта Великой Моравии при Моймире I Первым исторически достоверным правителем Моравского княжества является Моймир I , основатель династии Моймировичей , объединивший под своей властью славянские племена севернее Дуная в бассейне реки Моравы на части современной Чехии. В 833 году он присоединил к своему государству Нитранское княжество , а в 846 году — распространил свою власть на территорию Чехии. Моймир I поддержал христианских миссионеров и в 831 году епископ епархии Пассау Регинар [en] крестил его и всех мораван [19]. Его столицей стал Блатенград Мосабург в бассейне реки Зала [20].
Великая Моравия в 846—870 гг. В то время как Людовик был занят борьбой против своих родственников, Ростислав строил в большом количестве крепости, укрепляя и расширяя своё государство. Он заключил союзы с Болгарским царством и Византией , а с Восточно-Франкским королевством порвал отношения и даже стал предоставлять убежище противникам Людовика вплоть до его сыновей Карломана и Людовика.
Славяне селились по берегам рек, которые были лучшими «дорогами», и торговали. Занятия и образ жизни славян В середине первого тысячелетия нашей эры образ жизни славян был сходен с тем, который мы знаем по истории древних германцев. Славяне делились на множество племен. Все важные вопросы в племени решало народное собрание — вече от слова «вещать» — говорить со знанием дела. Занятия и образ жизни славян Во главе племен стояли военные вожди князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности Князь с дружиной Болгарское государство Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоеваны кочевниками - болгарами , тюрками по происхождению.
Болгарское государство Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон. Он был образованным, энергичным, честолюбивым мечтал о подчинении всего Балканского полуострова, о захвате императорского трона Византии. Симеон I Великий Болгарское государство Ему удалось отвоевать часть земель, населённых славянами, подчинил сербов. Но долгие годы войны истощили страну и разорили население.
Будет ли реализована стратегия собирания русских земель? Отдельная сессия о происходящих актуальных интеграционных процессах новых российских регионов позволит сделать прогнозы о создании макрорегионального пространства Большой России. В форсайт-форуме примут участие более 200 представителей федеральных и региональных органов власти, экспертных и научных сообществ, масс-медиа, общественных объединений, студенческая молодежь. Освещение форсайт-форума будет осуществляться с участием ведущих российских средств массовой информации.
Грубого, И. Поулика, Ф. Калоусека на территории Моравии свидетельствуют о высокой культуре земледелия в В. Судя по археологическим находкам, существовали тесные торговые связи В. Экономическая и политическая жизнь В. Важнейшие из них: Старе-Место у г. Угерске-Градиште, Микульчице у г.
Возникновение славянских государств
В рамках этого плана он связался с византийским императором Михаилом III и попросил прислать миссионеров для обучения христианству на славянском языке. Михаил с готовностью послал братьев Кирилла и Мефодия, которые оказали неизгладимое влияние на язык и алфавит, на котором он был написан. Во время своего правления Ростислав также построил множество укреплений. В 855 году он отразил нападение франков, и пока он находился у власти, Великая Моравия обладала достаточной экономической и военной мощью, чтобы сравняться с Восточной Франкией.
В 870 году Святополк перешел на сторону франков и сверг Ростислава. Ростислав был отдан франкам, которые ослепили его. Однако Святополку было нелегко избавить страну от своих бывших союзников.
Когда Святополк возразил против того, чтобы франки заняли часть его территории, они взяли его в плен. Восстание Священник по имени Славомир взял дело в свои руки и возглавил восстание против франков. Он был избран новым правителем Великой Моравии.
Франки освободили Святополка и отправили его обратно в Моравию в сопровождении большого баварского отряда.
Так всегда бывало и будет. Пошли в политику и начали втягивать в свои разборки бандитов и народ. Понеслись майданы. А к ним уже подключились западные спецслужбы и стали разыгрывать национальную карту.
Правительство Великоморавской Державы более не могло игнорировать настроения народа. Большинство организаторов восстания в Брно было помиловано, а часть из тех, кто не боролся против моравских войск, была представлена к наградам.
Спустя месяц после описанных событий, в Великоморавской Державе прошёл референдум о выборе государственного устройства. Большинство жителей Королевства проголосовали за упразднение монархии и создание социалистической республики, по российскому образцу. Коммунистическая партия, ставшая к тому времени второй по численности в стране, объявила себя главной силой будущего государства, но заявила, что плюрализм будет сохранён.
В 906 Великоморавская держава разгромлена кочевниками венграми … Большой Энциклопедический словарь Великоморавская держава — Великоморавское, Богемское княжество , государство западных славян в IX X вв.
В 906 Великоморавская держава разгромлена кочевниками венграми. Возникло в долине р. Моравы, на терр. Южно Моравской обл.
Великоморавская держава: распад, обзор и последствия
Великоморавская держава и создатели славянской письменности сообщение | Важное значение в Великоморавской державе имела крепость Девин, стоящая у места впадения реки Моравы в Дунай. |
Возвращение русинского этнического очага, или Теория «создания» малых наций | Кирилл и Мефодий были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу, где создали независимую от германского епископата славянскую церковь. |
Православная Церковь Божией Матери Державная | Великоморавская держава, Великоморавское государство, Моравское княжество, раннефеодальное государство западных славян в 9 — начале 10 вв. |
Великая Моравия — колыбель славянской азбуки и литургии | Великоморавская держава: происхождение и территория Великоморавская держава была создана в IX веке на территории современных Словакии, Чехии и Австрии. |
Репортаж из-под Работино, где российские военные отбивают атаки элитных частей врага | «Великая Моравия (или Великоморавская держава) — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. |
Социальные сети
В отличие от всех предыдущих, эта церковь оказалась в плане не прямоугольной, а круглой, то есть ротондой. По предварительным данным, ротонда в Микульчицах отнюдь не являлась единственным каменным храмом на территории "предградья". Имеется еще 2 - 3 места с руинами каменных построек, скорее всего церквей, ожидающих исследования. В действительности их было, вероятно, еще больше.
Несомненно, что в этом городе христианство являлось господствующей религией. Исследования городища у с. Микульчицы будут продолжаться в течение еще многих лет.
Но и сейчас, на основании уже имеющихся данных, можно сказать, что перед нами, бесспорно, картина большого феодального города. Примерно таким же в основных чертах являлся Киев при Владимире I и Ярославе Мудром, хотя выглядел он, конечно, великолепнее, да и время было несколько иное Й. Поулик полагает, что город у с.
Микульчицы являлся великоморавской столицей, резиденцией князя и, что очень возможно, именно он носил имя Велеград. Городище у с. Микульчицы представляет собой первоклассный археологический памятник еще и потому, что, кроме основного великоморавского слоя, там имеется более древний культурный слой, относящийся к VII - VIII векам.
В то время город, обладавший меньшими стр. Каменных зданий в городе не было; повсюду - ив "граде" и на территории довеликоморавского "предградья" - обнаруживаются остатки деревянных построек срубного типа, несколько врытых в землю, с глинобитными полами и такими же печами. В этих жилищах найдена глиняная посуда, изготовленная на ручном гончарном круге; предметы, свидетельствующие о наличии кузнечного и ювелирного ремесла, в том числе маленькие тигли; в большом числе железные шпоры с крючками и петлями; бронзовые украшения.
Замечательной находкой является жертвенник с маленькими глиняными фигурками животных - следы какого-то своеобразного языческого культа. Остатки укрепленного поселения VIII в. Брно , где также производятся археологические раскопки.
В более ранние века поселений такого рода Моравия не знала. В середине I тысячелетия н. Рядом с поселениями находились могильники, содержащие остатки трупосожжений, причем коллективный, "семейный" характер курганов свидетельствует о наличии патриархальных отношений в обществе.
Таким образом, на основании археологических данных можно считать установленным, что великоморавские города и их культура возникли отнюдь не на пустом месте и не внезапно, а развивались постепенно, в течение не менее одного-двух столетий. Они явились результатом исторического развития местного славянского общества, порывающего с патриархально-родовым строем и вступающего в классовое общество. Следует отметить при этом, что таким характерным элементам материальной культуры, какими являются жилища и украшения одежды как из слоев VII - VIII вв.
Это относится, в частности, к украшениям одежды и другим бытовым деталям, принадлежащим великоморавской знати. Люди, похороненные в богатых гробницах около великоморавских церквей или внутри них, являлись славянами местного, моравского, происхождения, а не пришельцами из каких-либо соседних стран. В 1959 г.
Городище носит имя "Поганско", то есть "Языческое". Но к какому времени относится это эффектное наименование, остается неизвестным. Скорее всего, оно позднего происхождения.
Во времена Великой Моравии город назывался, вероятно, иначе, так как при первых же исследованиях на его территории были наедены руины христианской церкви IX века. Площадь Поганско, окруженная валом и рвом, равняется 28 гектарам. По соображениям археолога Ф.
Калоусека, все это огромное пространство являлось "градом"-детинцем, вокруг лежало несколько больших посадов, составлявших вместе с детинцем городскую территорию размером до 100 гектаров. Эти данные, выдвигающие Поганско в число претендентов на имя Велеград, являются, впрочем, предварительными; городище и местность вокруг него в значительной части заняты лесом, что затрудняет исследование. Возможно, что за "предградье" Ф.
Калоусеком были приняты окружавшие город сельские поселения; валом была окружена вся территория города, поэтому "град" детинец , некогда окруженный тыном или каменной стеной, позднее стр. Но и в этом случае городище Поганско следует рассматривать как остатки весьма значительного города. Кроме раскопанных на городище остатков прямоугольной церкви с одной абсидой, окруженной большим кладбищем IX в.
Вблизи раскопанной церкви открыты остатки деревянных жилищ со следами ремесленного производства. Помимо Старого Места, городища у с. Микульчицы и Поганско, в пределах коренной территории Великой Моравии известно еще несколько городищ, представляющих собой остатки значительных городских центров.
Брно; Петрова Лоука под Страхотином; еще одно Поганско, под г. Великоморавский слой имеется на известном городище Девин, расположенном на высокой скале при впадении Моравы в Дунай, изучением которого занимался словацкий археолог Я. Владение Прибины противника князя Моймира Нитра, вошедшее в 833 г.
Таким образом, на сравнительно небольшой территории, составлявшей, по-видимому, основное политическое ядро Великоморавской державы, существовало не менее десяти крупных городов, расстояние между которыми равнялось в среднем 40 - 60 километрам. Моравия IX в. Облик великоморавских городов, обрисованных на основании археологических данных, служит, несомненно, веским аргументом в пользу того, что Великая Моравия была государством с довольно развитыми классовыми отношениями.
Но ведь главной чертой феодализма являются не города определенного характера, а наличие феодальной земельной собственности и определенные формы зависимости крестьян-земледельцев от собственника-феодала. Большим достижением чехословацкой археологии является то, что она сумела пролить некоторый свет и на эту сторону исследования, обрисовав облик не только великокняжеского города, но и некоторые черты великоморавской деревни. Как известно, наличие княжеской дружины - главной опоры раннефеодальной государственной организации - всегда было связано с формированием ленной системы.
Но на основании приведенных выше археологических данных, а именно богатых "дружинных" погребений на великоморавских кладбищах, говорить о ленной системе, конечно, еще нельзя. Имеются, однако, другие, более существенные факты, свидетельствующие о ленной системе и помогающие значительно конкретизировать социальный состав великоморавской знати. Интересные данные об этом получены В.
Вы также можете поддержать проект, оставив комментарий или разместив у себя на сайте или блоге ссылку на энциклопедический словарь. Ссылки на энциклопедический словарь допускаются без каких-либо ограничений. Ссылка на словарную статью.
Ссылки на энциклопедический словарь допускаются без каких-либо ограничений. Ссылка на словарную статью.
Украшения и мелкие предметы бытового назначения делались из кости и рога, ткани — изо льна, конопли, шерсти. В IX веке развивалось строительное дело. Известно 18 каменных церквей той эпохи [14]. Действие происходит на фоне столицы Великой Моравии Велеграда , местоположение которой не установлено [16] Карта Великой Моравии с центром в Микульчицах Археопарк Микульчице Впервые название Моравия упоминается в западных источниках в 822 году, когда послы мораван, среди других послов славян, прибыли ко двору императора Франкского государства Людовика I Благочестивого [17] [18]. Карта Великой Моравии при Моймире I Первым исторически достоверным правителем Моравского княжества является Моймир I , основатель династии Моймировичей , объединивший под своей властью славянские племена севернее Дуная в бассейне реки Моравы на части современной Чехии. В 833 году он присоединил к своему государству Нитранское княжество , а в 846 году — распространил свою власть на территорию Чехии. Моймир I поддержал христианских миссионеров и в 831 году епископ епархии Пассау Регинар [en] крестил его и всех мораван [19]. Его столицей стал Блатенград Мосабург в бассейне реки Зала [20]. Великая Моравия в 846—870 гг.
В то время как Людовик был занят борьбой против своих родственников, Ростислав строил в большом количестве крепости, укрепляя и расширяя своё государство. Он заключил союзы с Болгарским царством и Византией , а с Восточно-Франкским королевством порвал отношения и даже стал предоставлять убежище противникам Людовика вплоть до его сыновей Карломана и Людовика. В 855 году Людовик вторгся в пределы Великой Моравии и пошёл на крепость Ростислава наиболее вероятно в сегодняшнем пригороде Братиславы Девине. Мораване не только успешно отразили натиск рати Людовика, но и, преследуя противника, разорили пограничные земли Баварии. В 861 году он поддержал войско Карломана, воевавшего с отцом. Стремясь к максимально возможной независимости от восточно-франкского короля, Ростислав изгнал из Великой Моравии баварских священников и отправил послов в Рим с просьбой к папе Николаю I прислать учителей для подготовки собственных священников. Получив отказ папы, Ростислав в 862 году отправил послов в Византию к императору Михаилу III , прося об учителях, священниках или епископе, которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления. В 864 году Людовик вновь вторгся в Великую Моравию и вынудил Ростислава подчиниться Восточно-Франкскому королевству и допустить возвращение восточно-франкских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал против Людовика и миссия Кирилла и Мефодия продолжилась.
Пробыв в Моравии по 866 год, они организовали независимую от германского епископата славянскую церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности государства. После этого их вызвали в Рим. Там многие считали богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы святотатством, однако Папа одобрил миссию Кирилла и Мефодия. Фактически это означало раздел Великой Моравии на две части. И Ростислав, и Святополк были вынуждены обороняться от продолжавшихся вторжений восточно-франкского короля. Святополк предпочёл заключить союз с Людовиком II Немецким, признав его верховенство над Нитранским княжеством. Ростислав попытался убить своего племянника, но тот сумел пленить Ростислава и передал его восточным франкам. Ростислав был осуждён, приговорён к ослеплению и вскоре умер в монастыре, а в Великой Моравии началась борьба за власть. Достоверно Великоморавские земли выделены тёмно-зелёным.
Вероятно Великоморавские — светло-зелёным. Святополк же, правивший в восточной части, претендовал на власть во всем государстве и отказался соглашаться с восточно-франкским сюзеренитетом. За это немцы заточили его, а новым князем был избран Славомир. Под его предводительством поднялось народное восстание против власти немцев. Посланное Людовиком для подавления восстания войско было разбито. Людовик организовал второй поход против повстанцев. При этом он освободил Святополка I, справедливо рассчитывая, что тот заинтересован в возвращении себе власти в Великой Моравии.