В регионе уже достигли следующих показателей: сортировка 100% отходов и отправление на утилизацию 50% отходов.
Новости и пресс-релизы
Отвечать за нарушения должны не только граждане, но и компании, которые сваливают отсортированные отходы в одну машину. При этом штрафы юридических лиц должны быть в сотни раз больше, чем у физических. Однако вводить подобную ответственность следует не раньше 2028-2030 года. Пока силы нужно направить на просвещение населения и проводение специальных уроков.
Общественные организации, такие как «Собиратор», занимаются образовательной деятельностью. Но основная масса не готова тратить на это время, поэтому доносить информацию нужно в удобной, комфортной и лаконичной форме. Сейчас же у людей полное непонимание. Кроме того, всегда найдутся те, кто будет говорить: «Мне удобно выбрасывать в мусоропровод». Что бы я сделала прямо сейчас?
Один урок в каждой московской школе. Школьники более восприимчивы к таким вещам. Сортировка мусора — это своеобразная игра. Дети гораздо быстрее, нежели государство, научат своих родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер думать об этом. Кроме того, мы должны не просто правильно сортировать, но и заранее думать о том, что будет с продуктами и вещами, которые мы покупаем.
Об этом должны думать и производители.
К таким отходам относится стеклянная тара и металлические банки. Термическая переработка мусора путем сжигания, по версии Росприроднадзора, гораздо лучше подходит для российских условий. Из мусора, который используется в качестве топлива, можно произвести пар, который применяется для существенной экономии природных энергоносителей, например таких как: Уголь Нефть Газ Это объясняется тем, что когда бытовые отходы используются в роли альтернативного, постоянно возобновляемого энергоносителя сокращается необходимость в традиционном топливе. Таким образом, каждый мусоросжигательный завод не только вносит значительный вклад в экологически чистое устранение отходов, но также способствуют сокращению выброса парниковых газов, тем самым, внося свою лепту в борьбу с глобальным потеплением. Какая же технология утилизации ТБО более выгодна в наших условиях Подводя итог своего доклада, Росприроднадзор утверждает, что технология сжигания несортированных ТБО на специализированных мусоросжигающих заводах сегодня является наилучшей доступной технологией, которую необходимо рекомендовать для широкого использования на территории Российской Федерации, как для решения такой проблемы как утилизация ТБО, так и для решения задач энергосбережения и повышения энергоэффективности. Однако, Гринпис России, равно как и многие другие независимые эксперты, выступают категорически против строительства новых мусоросжигательных заводов, утверждая, что завод по переработке твердых бытовых отходов получающий вторичное сырье из мусора гораздо эффективнее и наносит меньший вред окружающей среде. Это объясняется тем, что в результате процесса сжигания мусора образуются токсичные вещества, которые нужно складировать на специально предназначенных для этих целей полигонах.
После разработки терсхемы в 2016 году в феврале 2018 года была разработана ее электронная модель. Модель позволяет планировать и формировать потоки ТКО с учетом действующих и вновь создаваемых объектов полигонов, мусоросортировочных станций и комплексов , выбирать оптимальную логистику транспортирования ТКО, проводить оценку экономической составляющей при реализации терсхемы. Таким образом, с помощью электронной модели были разработаны наиболее выгодные транспортные маршруты на вывоз ТКО на 23 полигона Кировской области, часть из которых стали межмуниципальными. При этом необходимо было предусмотреть пункты временного накопления отходов сроком на 11 мес. Например, в Верхнекамском районе отходы логистически оправдано собирать на временной площадке в пгт Рудничный, который расположен в центре района, а затем вывозить в соседний район на полигон. При этом количество вывозимых на полигон отходов можно уменьшить путем создания в Рудничном мусоросортировочной станции для сортировки отходов , а также производств по переработке вторичного сырья. Документы и ссылка для доступа к электронной модели размещены на сайте министерства priroda. В связи с изменениями в конце 2018 года в природоохранном законодательстве терсхема в 2019 году будет корректироваться, а также согласовываться с 5-ю федеральными органами: Минпромторг России, Росприроднадзор Москва , Минстрой России, ФАС, РСТ. Откорректированный проект терсхемы должен быть размещен на сайте министерства до 01. Первая корректировка терсхемы должна быть проведена до 01. Что планируется построить и имеющиеся проблемы В соответствии с территориальной схемой в Кировской области до 2022 года планируется построить 12 объектов обработки ТКО мусоросортировочных станций и комплексов далее — МСС и 2 мусоросортировочных завода. В территориальную схему обращения с отходами вошли 23 полигона, все они внесены в государственный реестр и имеют лицензию на работу. На этих полигонах устанавливается весовое оборудование, проводится электричество. В рамках терсхемы необходимо также строительство последующих очередей карт ряда действующих полигонов в Нолинском, Зуевском, Лебяжском, Куменском, Слободском районах, которое планировалось осуществить за счет внебюджетных источников, однако в настоящее время источников финансирования строительства очередных карт не найдено. Если полигоны исчерпают свой ресурс в более короткий срок, чем предусмотрен территориальной схемой, то поток отходов будет перенаправляться на другие объекты. Временным выходом может стать размещение отходов на свалках, которые в настоящее время не эксплуатируются, но фактически имеют такую же инфраструктуру, что и полигоны: наблюдательные скважины, обвалочные дамбы, нагорные канавы, административно-хозяйственные здания, но могут отсутствовать противофильтрационные экраны. Сейчас это разрешено изменениями в федеральном законе «Об отходах производства и потребления». Речь идет о 7 объектах в Санчурском, Яранском, Омутнинском, Опаринском, Арбажском, Тужинском и Унинском районах, которые ранее эксплуатировались. В настоящее время прорабатывается вопрос по каждому объекту резервы объемов захоронения, экономика затрат регионального оператора и операторов действующих полигонов и транспортных расходов, чтобы не нарушить ранее принятую логистику территориальной схемы обращения с отходами и не увеличивать тариф. Но есть и сложности: возобновленные объекты должны быть оборудованы дорогостоящим весовым оборудованием, устройством ограждений, но при непродолжительном сроке эксплуатации — три года — эти затраты могут не окупиться. О мусороперерабатывающем заводе Оптимальным решением проблемы переработки отходов является строительство мусороперерабатывающего завода. Но для строительства мусороперерабатывающего завода нужен инвестор. На протяжении ряда лет министерство ведет его поиск, но до настоящего времени желающих не нашлось. В нашем регионе бизнесу это не очень выгодно — большая рассредоточенность населения в районах области, недостаточные объемы коммунальных отходов для строительства крупного высокотехнологичного завода. Подробнее — см. Поэтому сейчас предлагается другой путь решения проблемы. На первом этапе планируется создание сортировочных станций с отбором «полезных» фракций, которые можно будет направить на переработку в другие регионы. Сейчас ведется проектирование 6 таких станций вблизи полигонов в Слободском, Зуевском, Кикнурском, Нолинском, Вятскополянском, Шабалинском районах за счет средств областного бюджета 9,48 млн рублей. За счет областного бюджета, а также инвесторов будут проводиться необходимые экспертизы, строительство объектов и обеспечение их коммуникациями. Федеральные субсидии на закупку оборудования для объектов обработки мусороперерабатывающие комплексы, станции планируется привлечь в рамках регионального проекта «Комплексная система обращения с ТКО», который вошел в национальный проект «Экология». Планируемая сумма инвестиций на создание объектов обработки ТКО составляет 896,3 млн рублей. В федеральном бюджете для Кировской области запланированы средства на приобретение мусоросортировочного оборудования для строительство мусоросортировочных станций в объеме 196,4 млн рублей на 2020 год и 212,5 млн рублей на 2021 год. Вторым этапом станет строительство линий по переработке отсортированных фракций в нашем регионе. И здесь нужны добросовестные инвесторы со своими инициативами. Строительство должно начаться с 2020 года. Контейнеры и контейнерные площадки, площадки накопления отходов Выделяют 2 типа мест накопления ТКО — это контейнерные площадки и площадки временного накопления ТКО сроком до 11 мес. Чаще спросом пользуются баки объёмом 750 литров. Баки для мусора должны быть снабжены плотно прилегающими крышками. Модели с педалью, откидывающей крышку, удобны и гигиеничны. Минприроды России разъясняет письмо от 18. Контейнерная площадка — место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства РФ. Площадки под контейнеры для сбора ТКО должны соответствовать следующим санитарным нормам: свободный проезд к бакам для мусоровозов; контейнеры закрытого типа располагают на ровной асфальтовой или бетонной платформе с уклоном для легкого перемещения; забор закрывает контейнерную площадку с трёх сторон; вокруг высаживают кустарники, деревья; установлен навес для контейнеров ТКО , защищающий от осадков; накопительные баки закрывают плотными крышками при отсутствии навеса. Число контейнеров для многоквартирного дома рассчитывают исходя из количества потребителей и вместимости контейнеров, но не больше 5. Расстояние до зданий и прочих объектов находится по возможности, в пределах 20-100 метров. При невозможности его соблюсти решение принимается специальной комиссией, созданной по этому поводу. Существующие правила установки мусорных контейнеров предлагают принимать в расчёт также: заборы вокруг строений; источники, откуда берут питьевую воду; подземные инженерные сети и коммуникации с условием согласования с владельцем сетей. Министерством энергетики и ЖКХ Кировской области в настоящее время разработан типовой проект контейнерной площадки единого типа: с твердым покрытием, ограждением с трех сторон, навесом если на площадке размещаются выкатные контейнеры. Кто отвечает за контейнерную площадку Создание и содержание контейнерных площадок, определение схемы их размещения, ведение реестра относится к полномочиям органов местного самоуправления районов, городских округов или городских поселений. Также такие места накопления вправе создавать юридические лица, физические лица индивидуальный жилой сектор и региональный оператор. Если это многоквартирный дом, то собственники жилых помещений, или по их поручению управляющая компания. Если у дома не выбран способ управления, то за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. На управляющие организации возложена обязанность убирать контейнерные площадки. Кроме того, по решению общего собрания жильцов управляющие компании могут от имени собственников заключать договоры с регоператором на приобретение контейнеров. Где должна быть контейнерная площадка Места создания контейнерных площадок должны определять органы местного самоуправления на местах во взаимосвязи с населением — при этом необходимо учитывать возможность подъезда техники, требования СанПИН. В регионе в 2018 году была проведена инвентаризации контейнерных площадок, определены потребности в местах накопления отходов, затраты на их создание и содержание в разрезе каждого муниципального образования. По состоянию на 12. На существующих местах накопления ТКО установлено 21359 контейнеров. Необходимо создание более 8,5 тысяч площадок, приобретение более 20 тысяч контейнеров, общие затраты составляют более 947 млн рублей. Субсидия распределена между 39 районами и двумя городскими округами. Кроме того, районами Кировской области предусмотрено софинансирование в размере 1,9 млн рублей. На сегодняшний день все районы области заключили соглашения с поселениями на предоставление субсидии на создание площадок. Работы должны быть завершены в октябре. Всего в Кировской области появится 963 новых площадок для накопления твердых коммунальных отходов. Общие затраты на обустройство планируемых контейнерных площадок и приобретение контейнеров на территории региона в настоящее время составляют более 1 млрд рублей. Региональным оператором по обращению с ТКО совместно с операторами по транспортированию приобретено более 1600 евроконтейнеров и 64 единиц мусоровозной техники. Кроме того, на момент утверждения тарифа федеральным законодательством в составе единого тарифа регионального оператора не включались расходы на приобретение контейнеров и уборку мест погрузки ТКО. В рамках тарифа АО «Куприт» эта сумма ежегодно может составлять порядка 20 млн руб. Все необходимые места площадки накопления заносятся в автоматизированную систему управления отходами, которая используется региональным оператором для осуществления постоянного контроля в режиме онлайн за движением мусоровозов, вывозом ТКО со всех согласованных с региональным оператором и внесенных муниципальными образованиями в реестр мест накопления ТКО. Площадки временного накопления ТКО сроком до 11 мес. Площадки временного накопления целесообразно создавать для удаленных и труднодоступных населенных пунктов. На территории области — в ряде районов, имеющих заречные части, в которых транспортное сообщение налажено посредством понтонных мостов и носит сезонный характер Котельничский, Кильмезский, Верхнекамский, Малмыжский. Это позволит решить сезонные проблемы вывоза ТКО, а также транспортировать отходы экономически оправданными партиями, снижая холостые поездки «полупустых» мусоровозов. Потребность составляет около 20 таких площадок. Затраты на их создание составят порядка 20 млн рублей, но пока средства в областном и местных бюджетах не предусмотрены. К таким площадкам должны быть установлены отдельные требования, но проблема в том, что вопрос на федеральном уровне не урегулирован и требования отсутствуют. Реестры и схемы мест площадок накопления В настоящее время реестры базы данных о площадках не сформированы, не актуализируются. Схемы размещения мест площадок накопления ТКО должны отражать не только существующие места накопления контейнерные площадки , но и содержать информацию о местах расположения таких площадок, планируемых к созданию.
Превращаем отходы в ресурсы!
Так что, можно признать, что "мусорная реформа" в России, начатая в 2019 году и в рамках которой власти обещали добиться больших объемов сортировки и переработки мусора вместо его захоронения, забуксовала. новость о рынке недвижимости от 2022-06-30 - Россиян обяжут сортировать отходы. один из важнейших этапов развития мусорной реформы.
Компьютерное зрение для фандоматов
- Сортировка бытового мусора в России достигла 50%
- Что происходит с мусором в Москве и почему раздельный сбор не работает
- Реформа закона об обращении с отходами
- Другие новости
- Даём отходам новую жизнь
- Абрамченко: в России по итогам 2023 года сортируется 52,7% мусорных отходов
Москва все засекретила
- В Совфеде рассказали о негативных последствиях мусорной реформы
- Что происходит с мусором, который отправляют на переработку?
- «Мы накапливаем мусор с большой скоростью»
- Что такое мусоросортировочный завод и чем он опасен?
- сортировка мусора — последние новости сегодня | Аргументы и Факты
- Какие способы утилизации твердых бытовых отходов наиболее актуальны для России
Что происходит с мусором в Москве и почему раздельный сбор не работает
Аналогичная участь постигла в прошлом году Каспийск и Махачкалу — столицу Дагестана, кстати, родину того самого Керимова. Примеров масса. О том, что в каждом втором регионе отходы не вывозятся в срок, заявлял даже генпрокурор РФ Игорь Краснов , по оценке которого мусорная реформа в России проходит с системными нарушениями. Счетная палата охарактеризовала ситуацию в обращении с твердыми коммунальными отходами в России как неблагополучную, а реформу в этой сфере назвала безуспешной. Читайте также Согласно нацпроекту «Экология», рекультивировать землю, которая находится под 191 несанкционированной свалкой, изначально планировалось к 2024 году, но уже сейчас можно предположить, что этого сделано не будет. Больше того, число и площадь так называемых полигонов увеличатся, поскольку мусора становится все больше, и его надо куда-то сваливать. Ведь утилизировать и перерабатывать мусор мы, судя по всему, еще и не начинали. Как мы помним, так называемая мусорная реформа идет в России уже три года, но положительные результаты ее найти очень сложно, особенно на бытовом уровне.
В большинстве регионов они сводятся к ликвидации конкуренции в этой сфере, создания так называемых региональных операторов и введения повсеместной платы за обращение с твердыми бытовыми отходами, независимо от объема, качества и самого наличия этой «услуги». По всей стране собираются миллиарды рублей, а пользы стране от этих денег не видно. Напомним, толчком к «реформе» послужили скандалы с мусорными полигонами, в частности в Московской области, где жители выходили на массовые акции протеста. Пришлось, как всегда, вмешаться лично президенту России. Тогда-то и было решено переходить на современные методы утилизации отходов, начать раздельный сбор мусора, строить мусоросжигательные и утилизационные заводы и постепенно ликвидировать мусорные полигоны. Но, судя по всему, из этого плана реализовано немного. Главное, что сделано, так это был создан так называемый единый экологический оператор, который собирает плату за обращение с твердыми коммунальными отходами через свои региональные структуры, которые почему-то имеют форму ООО.
Также принято законодательство, которое обложило практически всех владельцев недвижимости и бизнес налогом, по факту не имеющим ничего общего с услугой. Как можно понять из разговора президента с министром природных ресурсов, к ликвидации мусорных полигонов еще и не приступали. Это и не удивительно, поскольку для этого нужна утилизация и использование мусора на основе его разделения, а также его сжигание на специальных заводах и электростанциях. Но как мы наглядно видим в Москве и других регионах, ни о каком раздельном сборе речь не идет, точнее остались одни разговоры. Даже там, где имеются соответствующие контейнеры, никакого разделения ТКО не происходит. Даже если жители и проявляют сознательность и бросают отходы в соответствующие емкости, они все равно затем сгружаются в один резервуар мусоровоза и отправляются на те же мусорные полигоны, в просторечии — свалки. Читайте также «Русня, вон!
Робкое замечание Специального представителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова о необходимости ликвидировать эти мусоропроводы не было услышано ни обществом, ни ответственными за реформу людьми.
О чем говорится в статье: Что такое мусоросортировочный завод и как он работает? Что изготавливают из переработанного сырья? Что планируют строить в Кировской области?
Действительно ли опасны такие заводы? Что такое мусоросортировочный завод и как он работает? Мусоросортировочный завод — это предприятие для сортировки твёрдых бытовых отходов и выделения тех, которые могут быть переработаны и использованы в качестве вторичного сырья. Благодаря такому комплексу оно поставляется на переработку, отходы используются в качестве дополнительного источника энергии на местных промышленных предприятиях, снижается негативное воздействие мусора на окружающую среду, а также сокращаются объёмы и площади полигонов.
На заводе во время сортировки мусор проходит шесть этапов: взвешивание, проверка уровня радиации и подачи твёрдых бытовых отходов ТБО на конвейер; разрывание мешков с мусором; измельчение — отходы измельчаются до фракции необходимого размера с помощью промышленных шредеров; грохочение — сортировка отходов на фракции; сепарация — выделение из отходов сырья, пригодного для вторичной переработки; прессование — вторсырьё прессуется в кубы или брикеты. После этого несортируемые остатки могут сжигаться на мусоросжигающем заводе, а органические отходы компостируются.
В Лямбирском муниципальном районе Мордовии создадут межмуниципальный комплекс по обработке ТКО мощностью 258 тысяч тонн в год. В Кумторкалинском районе Дагестана появится комплексный объект размещения и утилизации не пригодных для переработки ТКО производительностью 300 тысяч тонн в год. Работа ведётся в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами» нацпроекта «Экология». Поделиться новостью Нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Экологи били тревогу, говоря о том, что вся округа отравлена. Проект был очень сложный, но он реализован, ущерб окружающей среде полностью устранен, — сообщил Олег Ступин. Несколько крупных свалок закроют в июле — в Круглово и под Гвардейском которая несколько раз горела за последние полгода. Уже сейчас идет подготовка к рекультивации этих полигонов.
Сегодня почти полностью реализован проект по полигонам в Советске, Черняховске. Также в этом году ликвидируют свалки в Гусеве и Светлом. Говорили во время прямого эфира и о преобразовании участка старого короотвала в районе «Дариты». Один из подписчиков поинтересовался: «Если все свалки рекультивируют, то куда будут свозить мусор?
Полезная информация о «мусорной» реформе
- Раздельный сбор мусора: отвечаем на основные вопросы / Новости города / Сайт Москвы
- Матвиенко: ситуация с отходами за пять лет мусорной реформы только ухудшилась, 26 апреля 2024 года
- Борьба с отходами выходит в России на новый уровень
- Сортировка мусора в России
- Мнение эксперта
Искусственный интеллект и роботы скоро заменят человека на сортировке мусора
Россиянам предложили давать скидки за правильно выброшенный мусор: Климат: Среда обитания: | Это завод, где мусор сортируется, часть полезных фракций отправляется на переработку, часть отходов превращается в РДФ-топливо. |
Реформа закона об обращении с отходами | Кстати, региональный оператор по утилизации отходов уверяет, что для жителей сортировать мусор еще и выгодно. |
В Совфеде рассказали о негативных последствиях мусорной реформы
Зампредседателя Комитета Госдумы по экологии Александр Коган рассказал в интервью «Парламентской газете», что россиянам нужно дать время, чтобы привыкнуть к сортировке. Ведь инфраструктуру для этого начали внедрять в регионах только последние три-четыре года. Отвечать за нарушения должны не только граждане, но и компании, которые сваливают отсортированные отходы в одну машину. При этом штрафы юридических лиц должны быть в сотни раз больше, чем у физических.
На федеральном уровне подобные поручения уже были даны, эта работа началась, добавила Матвиенко. Мероприятия Совета законодателей проходят в Таврическом дворце в Петербурге с 25 по 26 апреля.
Включение таких лиц в реестр утилизаторов предполагается осуществлять без проведения дополнительной проверки Росприроднадзором. Если производитель или импортер будет намерен обеспечивать утилизацию отходов с использованием собственной инфраструктуры по сбору, накоплению, обработке и утилизации, ему тоже предстоит пройти процедуру включения в реестр утилизаторов. В противном случае самостоятельная утилизация не будет признаваться выполненной. Возможность передачи обязанности по обеспечению выполнения нормативов утилизации посредникам в виде, например, ассоциаций производителей или импортеров законопроектом не предусматривается. Обязанность по обеспечению утилизации будет считаться исполненной, если осуществлена она будет путем использования отходов для производства товаров продукции — при условии соответствия видов утилизированных отходов и видов произведенной из них продукции перечням, которые установят совместно Минприроды России и Минпромторг России. Нужно отметить, что ППК "Российский экологический оператор" уже разрабатывает так называемый конвертер, который позволит сопоставлять различные виды товаров с видами отходов, которые получаются в результате переработки, и видеть, какая продукция может быть произведена из них в результате утилизации то есть фактически система будет показывать переход из товарного кода ОКПД коды продукции по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности в коды отходов по ФККО коды по федеральному классификационному каталогу отходов и затем — в коды ОКПД новой продукции 3. Дифференциация ставок экологического сбора в зависимости от степени негативного воздействия отходов от использования товаров на окружающую среду.
Базовую ставку, размер которой будет определять Правительство РФ по им же утвержденной методике , предлагается умножать на коэффициенты, зависящие от сложности извлечения отходов для дальнейшей утилизации, наличия технологической возможности утилизации отходов с учетом возможных циклов их переработки и востребованности получаемого вторичного сырья для использования при производстве товаров. Значения этих коэффициентов также будет устанавливать кабинет министров. В конечном счете мы должны создать такую систему стимулов, чтобы производить неперерабатываемую упаковку было невыгодно", — подчеркнул Алексей Макрушин. Гарантирование обеспечения утилизации импортерами. Предлагается обязать импортеров при ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, которые не являются членами ЕАЭС, до дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления либо уплатить экологический сбор, либо представить в Росприроднадзор уведомление о намерении самостоятельно утилизировать отходы с приложением банковской гарантии уплаты денежных сумм в размере экологического сбора или договора поручительства по этому обязательству, заключенного с включенным в реестр утилизаторов лицом. Норма, устанавливающая такую обязанность, как предполагается, должна вступить в силу с 1 января 2026 года. До указанной даты Правительству РФ нужно будет провести эксперимент по ее применению в отношении отдельных групп товаров, в том числе упаковки. МНЕНИЕ Алексей Макрушин, заместитель генерального директора по правовым вопросам и аналитическому сопровождению работы с федеральной схемой ППК "Российский экологический оператор": "Система РОП должна была создать стимулы, механизмы для переработки упаковки и товаров, которые требуют каких-то специальных систем сбора, будь то шины, электроника и подобные виды продукции.
Но результаты ее работы незаметны не только широкой публике, но и профессиональному сообществу. Мощности по утилизации отходов, которые должны были быть построены, имеются только в отдельных областях. Поэтому нужно было понять, почему так получилось, почему эта система не заработала именно как система управления утилизацией отходов и что требуется для ее настройки. Начиная эту реформу, мы анализировали более удачные примеры работы механизма РОП в других странах, в том числе опыт наших ближайших соседей — Беларуси, понимая, что та система контроля, отчетности, которая изначально у нас была построена, не позволяет наладить взимание экологического сбора, схему, по которой финансируются предприятия, утилизирующие отходы. В законопроекте сделан акцент на повышение контроля в этой сфере, на создание реестра утилизаторов, на модернизацию информационной системы. Наверное, главный регуляторный момент — это перенос ответственности за утилизацию упаковки. Если раньше компания, которая, например, разливала газировку в бутылки, должна была заниматься их утилизацией или платила экосбор, то теперь утилизировать упаковку будут те компании, которые ее производят. Таких компаний гораздо меньше, с ними гораздо проще выстраивать отношения, именно они замыкают цикл переработки упаковки.
Тот, кто производит стекло, собирает стеклобой и повторно использует его в производстве своей продукции. Поэтому получается более естественный механизм, который, с одной стороны, упрощает контроль, с другой — создает стимулы к тому, чтобы при производстве упаковки использовалось все больше и больше вторичных ресурсов.
Гораздо больших успехов удалось добиться в мегаполисах. В 2022 году началось проектирование 8 экопромышленных парков в Краснодарском, Приморском, Ставропольском краях, а также в Московской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Челябинской областях. Кстати Чем отличаются отходы разных классов опасности и как с ними правильно обращаться Проблемы «мусорной» реформы Несмотря на определенные достижения в сфере обращения с отходами, остаются проблемы, которые тормозят решение «мусорного» вопроса в нашей стране. Плохо развитая инфраструктура Мусороперерабатывающие комплексы, в большинстве случаев, только планируются к возведению или находятся в начальной стадии строительства.
Но дело не только в этом. Во многих городах жители отмечают нехватку площадок для сбора мусора, самих контейнеров и специальной техники для транспортировки. Особенно остро этот вопрос стоит в небольших муниципалитетах. Даже если дома организовать раздельный сбор отходов, то чтобы их сдать, придется куда-то ехать, ждать акций по сбору вторсырья. Все это сильно тормозит запуск переработки отходов. Фото: Matthis Volquardsen, pexels.
Например, в Германии, одной из стран-лидеров по переработке отходов, в каждом дворе стоит по 5-6 разных контейнеров для сбора мусора. Разные тарифы на вывоз ТКО Поскольку формирование платы за вывоз ТКО отдано региональным властям, то и тарифы в разных субъектах различаются. А это, в свою очередь, вызывает определенную напряженность среди населения. Остаются незаконные свалки Далеко не все незаконные свалки удалось ликвидировать. Власти предлагают вводить новые штрафы, в некоторых случаях даже приостанавливать деятельность организации, устроившей несакционированное хранение мусора. Если вы обнаружили незаконную свалку, отправьте сообщение в природоохранную прокуратуру.
Единый тариф При переходе на раздельный сбор отходов плата за услугу по обращению с ТКО должна рассчитываться исходя из фактического объема произведенного мусора. Тем не менее, например, в Москве — лидере по разделению мусора в нашей стране — тариф до сих формируется исходя из количества проживающих лиц в жилом помещении. На заметку Отделяем пластик от бумаги: как начать сортировать мусор Отзыв эксперта о «мусорной» реформе — Катастрофическая ситуация с переработкой отходов производства и потребления в России ни для кого не секрет, но разрешение ситуации пока происходит недостаточными темпами, — рассказывает наш эксперт, Екатерина Анисимова, юрист, кандидат юридических наук.
Искусственный интеллект и роботы скоро заменят человека на сортировке мусора
Уже к 2010 году стало ясно, что существующие мусорные полигоны «трещат по швам», а нелегальные свалки растут и множатся. Все предлагаемые решения сводились к тому, что надо сделать просто больше контейнеров, мусоровозов и полигонов. Стало понятно, что это не выход. Основной идеей стала передача работы с отходами в частные руки — ранее этим занимались МУПы и ГУПы, унаследовавшие советскую инфраструктуру. Как задумывало государство, именно передача в частные руки решит сразу две проблемы — снимет с муниципалитетов заботу о мусоре и поможет решить эту проблему качественно. Как надеялись чиновники, предприниматели будут строить заводы по переработке мусора, создавать новую инфраструктуру для вывоза и раздельного сбора. Со своей стороны государство обещало помогать — ставить целевые показатели, давать льготные кредиты, выделять землю для строительства, сгладить бюрократические барьеры.
А самое главное — государство обещало централизованно обязать всех граждан платить по новым тарифам за вывоз мусора, который с началом реформы выделялся в отдельную квитанцию и возрастал сразу в несколько раз. Подразумевалось, что именно повышение тарифов позволит создать новую систему обращения с отходами — нанять специалистов, обновить парк машин, создать площадки для раздельного сбора, построить заводы по сортировке и переработке, рекультивировать старые свалки. Право определять тарифы и нормативы отдали региональным властям.
Вместе с тем Росприроднадзор планирует много профилактических визитов в угольные, нефтяные, золотодобывающие компании. Среди них «Татнефть», «Газпром нефть», «Газпром», частично «Норникель». Как это повлияет на сумму в коммунальных счетах — Решилась ли проблема с нехваткой инспекторов Росприроднадзора и повышением их зарплат? Для нас это неплохой показатель. Зарплаты не изменились — средняя составляет около 34 тыс. Надеюсь, что работа у нас станет престижнее.
Все ли они поступят в бюджет? Суд поддержал службу и вынес решения о взыскании порядка 9 млрд рублей. Из них 1,2 млрд — это плата с предприятий за негативное воздействие на окружающую среду. И более 7,8 млрд — непосредственно за ущерб, нанесенный экологии. Что касается поступления взысканных сумм в казну, то это зависит от самих нарушителей. Кто-то платит сразу, за некоторыми вынуждены бегать долго. Они, в частности, отражают то, как компания реализует экологическую миссию? Упал ли интерес российского бизнеса к ESG после ухода зарубежных инвесторов в 2022 году? Решение Верховного суда касается участков, на которых нет капитальных строений — Честно говоря, мы не видим подтверждения этих рейтингов.
На самом деле те, кто занимался экологией и ответственным природопользованием, тот так и продолжает это делать. Кто вкладывал деньги в свою модернизацию, тот и не остановился. А для кого это была только веселая картинка для привлечения инвестиций, те, наверное, и испарились. То есть мыльную пену сдуло, ну так и хорошо. Какие функции она подразумевает, есть ли уже кандидатура? Но эта должность — это такое единое окно, куда граждане смогут обратиться в случае проблем с животными — и не только краснокнижными, но и всеми остальными. По словам специалистов, такие случаи происходят почти ежегодно, причем именно в ноябре—декабре. С чем это связано?
Чтобы решить экологические задачи АПК и добывающих предприятий, приняты законы, позволяющие использовать отходы этих отраслей для удобрения почв. Как сообщила Виктория Абрамченко на ПМЭФ-2023, правительство России утвердило три базовые программы по вовлечению отходов обратно в экономику. К 2030 году 50 процентов отходов АПК должны вовлекаться в промышленный оборот, 40 процентов отходов строительства и 30 процентов отходов промсектора должны участвовать в экономике замкнутого цикла. Для этого необходимо запустить современные мощности по переработке, создать инфраструктуру. Всего будет объектов восемь, по одному в каждом федеральном округе", - сообщила Виктория Абрамченко. Первый флагманский экотехнопарк экономики замкнутого цикла появился в Ставропольском крае. Отобраны шесть компаний-резидентов. Создана инфраструктура, предусмотрены налоговые льготы. Перерабатывать здесь планируют пластик, стекло, ПЭТ-тару, а также производить из отходов технический грунт и РДФ-топливо. Если вернуться к ТКО, то по разным оценкам, в год мы накапливаем от 50 до 60 миллионов тонн такого мусора.
Тарифы для регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кировской области утверждены впервые. На момент утверждения тарифа федеральным законодательством в выручку регионального оператора не включались расходы на приобретение контейнеров и уборку мест погрузки ТКО. В тариф не включается стоимость всей «мусорной реформы». В него входят исключительно расходы оператора на транспортировку, обработку и захоронение отходов. В состав единого тарифа на услугу регионального оператора на 2019 год на территории Кировской области включены расходы на размещение захоронение ТКО на 23 полигонах и затраты операторов в муниципальных образованиях, расходы на реализацию инвестиционных программ, расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду. А также дополнительные расходы на сбор и транспортирование ТКО, включая инвестиции на приобретение спецтехники мусоровозов ; на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций, расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО. В то же время в результате проведенной в августе 2019 г. Есть 2 категории потребителей. На первое полугодие 2019 года тариф был установлен в размере 949,62 руб. С учетом предписания ФАС России тариф регоператора с 1 сентября 2019 составляет 809,20 руб. Для них размер единого тарифа составляет: — на 1 полугодие 2019 года — 791,35 руб. Информация по тарифам размещена на сайте региональной службы по тарифам Кировской области. Вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений и после субботников? Отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений, в том числе на придомовой территории жилых домов опиловка древеснокустарниковой растительности, покос травы, отходы сельскохозяйственных культур при уборке приусадебных участков, отходы опавшей листвы в период листопада и т. Обращение с такими видами отходов должно осуществляться на основании отдельных договоров; оно не относится к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором. Таким образом, законодательством Российской Федерации не запрещено обеспечение обращения региональным оператором с иными видами отходов, однако оно должно осуществляться по нерегулируемой цене не за счет единого тарифа на услугу регионального оператора. Вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений, а также во время субботников, могут осуществлять операторы по обращению с отходами в муниципальных образованиях. Оказание услуги по сбору и вывозу ТКО Плату за обращение с мусором должны платить все. Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора. В соответствии с Правилами обращения с ТКО, если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора. Заключить договор с регоператором обязаны также все организации, в том числе садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан, у которых образуются твердые коммунальные отходы. Социально-незащищенные категории граждан получают региональные субсидии. Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами малоимущим. Для получения компенсации необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства. По словам руководителя ППК «Российский экологический оператор» Дениса Буцаева, нынешние нормативы установлены путем расчета, новые, фактические нормативы, будут определены лишь после года работы региональных операторов. Большинство регионов рассчитывают тарифы на ТКО исходя из количества проживающих в квартире, методику взимания платы с квадратного метра используют реже. Если жилец долго не живет в квартире, например, уехал в отпуск, то он может попросить перерасчет. Дважды в год — в январе и июле — тариф на обращение ТКО будет индексироваться, так же как тарифы за отопление, воду и свет. На сегодняшний день услуга по сбору и вывозу ТКО полностью оказывается в областном центре, во всех городских округах, районных центрах, а также в крупных населенных пунктах области. На остальной территории области услуга по сбору и вывозу ТКО будет оказываться по мере создания мест накопления отходов и оснащения их контейнерами. Квитанции населению в данном случае должны выставляться только после начала оказания данной услуги. В настоящее время региональный оператор осуществляет перерасчет платы гражданам, которым выставлены квитанции, но при этом услуги по вывозу мусора не оказывалось. На территории Кировской области по состоянию на 01. Работа по заключению договоров продолжается. Региональным оператором по обращению с ТКО АО «Куприт» разработан и реализуется график выездных дней в районы области. Почему увеличилась плата за мусор? При этом ранее взимаемая плата за обращение с ТКО исключена из состава жилищных услуг, что позволяет исключить двойную оплату населением одних и тех же услуг. С 2019 года плата за обращение с ТКО стала коммунальной услугой как отопление, водоснабжение, электричество , и поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам осуществляется индексация, услуга регулируется специальными правилами формирования стоимости и пр. У регионов есть право вводить субсидии на плату за обращение с отходами для определенной категории граждан малоимущие и т. Как платить за отходы — с человека или с площади? Проблема в том, что в Кировской области у регоператора нет актуализированной и полной базы граждан, постоянно и временно проживающих в жилых помещениях. Это влечет за собой выставление квитанций за оказанную коммунальную услугу по обращению с ТКО с кВ. В сельских поселениях на местном уровне ведутся журналы учета проживающих по конкретным адресам. Один из вариантов решения проблемы — создание на федеральном уровне единой актуализированной и полной базы данных граждан, постоянно и временно проживающих в жилых помещениях и предоставление к ней доступа региональным операторам по обращению с ТКО через внесение изменений в законодательство. В соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах утверждены постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 и Жилищным кодексом ЖК , если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает. Перерасчет платежа Можно сделать перерасчёт, например, если человек находился в отъезде. Регоператору предоставляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет сумма с учетом этого вычета. Перерасчёт возможен, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах. При заключении договора с регоператором по обращению с ТКО нужно предоставить документ, подтверждающий, что зарегистрированный в доме или квартире человек проживает в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения. В то же время при начислении платы за обращение с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя. Законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен. Если некорректно выставлены квитанции? Если плата за вывоз и утилизацию ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться в офис регионального оператора. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы. Например, если в квартире прописан один человек, а плата выставлена за двух, то нужно предоставить справку о количестве прописанных. Нормативы определяются в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04. В соответствии с требованиями федерального законодательства, согласно Правилам определения нормативов накопления ТКО, утвержденным ПП-269 от 04. Нормативы накопления ТКО в субъектах РФ различаются: в одних субъектах РФ нормативы накопления устанавливаются исходя из расчета на одного человека, в других — исходя из расчета на квадратный метр, в-третьих — возможны оба случая. Кроме того, в некоторых субъектах РФ нормы накопления установлены для всей территории субъекта, а в некоторых — устанавливаются отдельно для каждого из городов, вплоть до самого небольшого муниципального района. Есть случаи, когда нормативы накопления в разных субъектах РФ указаны в различных единицах измерения. Аналогичная ситуация выявлена в случае анализа единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО. Нормативы накопления ТКО устанавливаются в м3 или кг на расчетную единицу. Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий. В перспективе нормативы должны быть откорректированы с учетом работы новой системы обращения с отходами и реального более точно понимания объектов образования отходов, которые на сегодняшний день в стране отсутствуют, так как данная работа раньше не велась. Коммерческий учет ТКО в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. В отношении потребителей в жилых помещениях жилой дом, квартира коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае, если введено раздельное накопление сортированных ТКО — расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО. При этом для городов Кирова и Кирово-Чепецка для жителей многоквартирных домов норматив накопления установлен с 1 кв. Планируется установление новых нормативов накопления ТКО, для этого проводится на конкурсной основе работа по проведению замеров и определению нормативов ТКО предварительно до середины 2020 года. В настоящее время министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области заключило с Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области «Экология региона» договор государственный контракт на выполнение работ по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории региона.
Не фантастика. Искусственный интеллект сортирует мусор
Интерфакс: Ситуация с утилизацией отходов в РФ ухудшилась за пять лет реализации мусорной реформы, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Хотя объемы производимого мусора в России постоянно растут, способы его утилизации долгое время не менялись — и сейчас на свалки отправляется до 95% твердых коммунальных отходов (ТКО) в стране, говорится в недавнем исследовании КБ Стрелка. В России сортируется более половины отходов, утилизируются почти 13%.
Точно нет: 5 причин, почему сортировать мусор нет смысла
экология, коммунальные отходы, утилизация, мусорная реформа Решение проблем с отходами в РФ может растянуться на десятилетия. Ответственность за неправильную сортировку отходов в России могут ввести после 2030 года. Когда говорят о сортировке и утилизации мусора, чаще речь идет о твердых коммунальных отходах (ТКО). Система раздельного сбора мусора и его переработка действительно работает в России. Главная Пресс-центр Новости Обновление нацпроекта «Экология» и реализацию общественных экологических проектов обсудили на выставке «Россия». Лишь 7% отходов в России уходит на переработку, остальное отправляется на полигоны.
Что происходит с мусором в Москве и почему раздельный сбор не работает
Штрафы за неправильную сортировку мусора планируют ввести через семь лет ⋆ НИА "Экология" ⋆ | Интерфакс: Ситуация с утилизацией отходов в РФ ухудшилась за пять лет реализации мусорной реформы, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. |
В Карелии сортировать мусор в шаговой доступности может уже половина жителей – СампоТВ 360° | Сортировка мусора в России сегодня практически не развита относительно стран западной Европы. |
В России изменятся механизмы обращения с отходами
Экология нацпроект сортировка мусора сортировка отходов экология. По плану, к 2030 году в России должны будут сортировать 100% всех отходов, при этом количество отходов, не подлежащих повторному использованию и вывозимому на полигоны должно сократиться в два раза. * первый класс отходов – чрезвычайно опасные материалы, при попадании такого мусора в окружающую среду отмечается отсутствие возможности её восстановления.
Мусорный коллапс в стране: почему важно сортировать и термически перерабатывать отходы
На вторичную переработку будет направляться картон, бумага, пластмасса и полимеры, стекло, лом чёрных металлов и алюминия, а также пищевые отходы на биокомпостирование для приготовления почвогрунта. Однако в мае 2022 года жители Слободского района начали собирать подписи против строительства мусоросортировочного комплекса в деревне Скоковы. По данным на 4 июля, под документом подписалось около семи тысяч человек. В Слободском проживает 32 тысячи человек. Слобожане бьют тревогу. Их мнения никто не спросил, ничего не объяснил, — пишут местные жители. Обращение направили президенту страны Владимиру Путину, врио губернатора Кировской области Александру Соколову и председателю региональной Общественной палаты Сергею Улитину. При этом он отметил, что это временные меры, так как мусоросортировочный комплекс необходим региону. Мусоросортировочные заводы, безусловно, имеют важное значение для сохранения благоприятной окружающей среды, так как благодаря таким предприятиям уничтожается огромное количество мусора, занимающее обширные территории, производятся значительные объёмы сырья, которое необходимо в производстве, а жителям региона предоставляются новые рабочие места.
Как власти решают проблему?
Проблема с мусоросжигающими заводами и полигонами, от которых исходит едкий запах и опасные испарения, в 2018 году привела к митингам против свалок в Московской и Архангельской областях, породив масштабное протестное движение. В итоге власти убедили бунтовщиков в перспективности мусоросжигающих заводов, а полигоны пообещали модернизировать. В 2019 году правительство запустило «мусорную реформу», по которой должна была заработать новая система обращения с отходами. Ее смысл заключался в снижении объемов мусора и увеличении темпов переработки с включением отходов во вторичный оборот. К 2024 году в рамках нацпроекта «Экология» планируется построить 220 новых комплексов по обработке, размещению и утилизации отходов. В рамках «мусорной реформы» власти также внесли поправку в закон «Об отходах производства и потребления», которая приравняла сжигание мусора к переработке отходов с выделением энергии. Новый справочник по наилучшим доступным технологиям определил сжигание как приоритетное решение для утилизации. Поэтому субсидии стали выделять на обустройство новых полигонов и строительство дополнительных мусоросжигательных заводов. Проанализировав предпринятые меры, Счетная палата признала реформу «безуспешной».
Тем не менее в рамках реформы последовали и полезные изменения по сортировке отходов. С 2019 года российские регионы кроме 11 субъектов постепенно начали запускать раздельный сбор мусора и закупили для этого специальные контейнеры двух типов. На улицах городов стоят синие баки для сухих отходов и серые баки — для смешанных. В 2021 году премьер-министр Михаил Мишустин в своем ежегодном отчете обратил внимание на переход к экономике замкнутого цикла и сообщил, что правительство будет стимулировать бизнес отказываться от продукции, не подлежащей переработке, и увеличивать долю экоупаковок. Как я могу помочь с сортировкой мусора?
Понятно, что пока отрасль только формируется, но проблему надо решать. На данный момент институт региональных операторов позволил декриминализировать отрасль обращения с отходами. Теперь то же самое необходимо проделать с утилизаторами. Увы, основная проблема не в этом. Это связано с ручными сортировками — люди просто не справляются с таким объемом работы. А еще задачу им затрудняет ваш пакетик, заботливо завязанный узлом. Первым, что вы увидите на любой сортировке, будет пакеторазрыватель. Для того чтобы рассортировать мусор, надо каждый пакет либо развязать, либо его разорвать. Мусор едет по ленте, где, если это ручная сортировка, человек отбирает свою фракцию — картон, стекло и так далее. Дальше смотрят на качество продукта: если он, например, загрязнен органикой, то возвращается обратно на полигон. Пластик, который вы планируете отдать на переработку, надо мыть. Многие просто не хотят сортировать мусор: гораздо легче думать, что всё это окажется в одном баке. И мне кажется, что надо водить экскурсии по свалкам, чтобы люди увидели, что там происходит. Потому что даже пять копеек вашего вклада — больше, чем ноль. Опрокиньте пакет в бак, если вы дома уже отсортировали мусор. А сам пакет бросьте следом. Под них подпадут около 400 добывающих предприятий по всей стране, которые в таком внимании нуждаются. На остальные проверки мораторий сохраняется — как нам кажется, оправданно. Вместе с тем Росприроднадзор планирует много профилактических визитов в угольные, нефтяные, золотодобывающие компании. Среди них «Татнефть», «Газпром нефть», «Газпром», частично «Норникель». Как это повлияет на сумму в коммунальных счетах — Решилась ли проблема с нехваткой инспекторов Росприроднадзора и повышением их зарплат? Для нас это неплохой показатель. Зарплаты не изменились — средняя составляет около 34 тыс.
С помощью федеральных субсидий в Палкинском районе Псковской области будет построено предприятие по обработке, утилизации и размещении ТКО мощностью 385 тысяч тонн в год. В Лямбирском муниципальном районе Мордовии создадут межмуниципальный комплекс по обработке ТКО мощностью 258 тысяч тонн в год. В Кумторкалинском районе Дагестана появится комплексный объект размещения и утилизации не пригодных для переработки ТКО производительностью 300 тысяч тонн в год. Работа ведётся в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами» нацпроекта «Экология».
Искусственный интеллект и роботы скоро заменят человека на сортировке мусора
В Карелии сортировать мусор в шаговой доступности может уже половина жителей | Мировой опыт показывает, что сортировка и переработка мусора при наличии правильных экономических механизмов может не только улучшить состояние экологии в стране, но и стать источником дополнительного заработка. |
РЭО рассказал о цифровой экосистеме отрасли обращения с ТКО на выставке-форуме «Россия» | Так что, можно признать, что "мусорная реформа" в России, начатая в 2019 году и в рамках которой власти обещали добиться больших объемов сортировки и переработки мусора вместо его захоронения, забуксовала. |