мать Ларисы, хочет найти дочери хорошего жениха. «Жестокий романс» (1984) кадр из фильма. Безжалостен и жесток мир, в котором правят деньги, где все продается и покупается, в том числе совесть, красота, любовь. «Жестокий романс» (1984) кадр из фильма. Драма, история, мелодрама. Режиссер: Эльдар Рязанов. В ролях: Алиса Фрейндлих, Лариса Гузеева, Никита Михалков и др. Описание. События картины «Жестокий романс» разворачиваются в провинциальном городке под названием Бряхимов.
Жестокий романс сюжет
- Краткое содержание фильма «Жестокий романс»
- Жестокий романс: чему учит, оценки, рецензии, отзывы - КиноЦензор
- Критика[ | ]
- Жестокий романс краткое описание
- Упомянутые книги
Краткое содержание жестокий романс островский.
Критики разнесли «Жестокий романс» в пух и прах. Вечная история мезальянса между бедностью и богатством. Рассказ о красоте, на которую смотрят как на товар, о предательстве, разбитых надеждах и гордыне ничтожного человека. Главной чертой жестоких романсов была простота и трагичность, которая доходила до крайностей. Мелодрама. «Жестокий романс» — художественный фильм режиссёра Эльдара Рязанова, снятый в 1983 году в Костроме по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Ранее пьеса уже экранизировалась в 1936 году. «Жестокий романс» (1984) кадр из фильма. Фильм "Жестокий романс" решила посмотреть только из-за того.
Разгульные банкеты и охота на медведя. Как снимали «Жестокий романс»
«Бесприданница»: краткое содержание - ReadRate | «Жестокий романс» тот самый фильм, после просмотра которого хочется крикнуть: «Что же вы сделали, нелюди!». |
Как нарциссы играют чувствами: разбираем с психологом советский фильм «Жестокий романс» | Главная» Капилляры, вены и артерии» Краткое содержание жестокий романс островский. |
Жестокий романс: краткий пересказ фильма | «Жестокий романс» тот самый фильм, после просмотра которого хочется крикнуть: «Что же вы сделали, нелюди!». |
Рецензия на фильм Жестокий романс (продолжение 3): lilyaschik — LiveJournal | Фильм «Жестокий романс» был восторженно принят зрителями и получил почетные награды и премии. |
Фильм «Жестокий романс» смотреть онлайн | Вечная история мезальянса между бедностью и богатством. Рассказ о красоте, на которую смотрят как на товар, о предательстве, разбитых надеждах и гордыне ничтожного человека. |
История песни «А напоследок я скажу» (к/ф «Жестокий романс»)
Мне кажется, потому, что Эльдар Рязанов почувствовал трагическую историю бесприданницы как печальную, пронзительно-болезненную песнь, иными словами, романс о безжалостном и жестоком тогдашнем мире. Впрочем, возможно, мелодраматизм, избыточность чувств «жестоких романсов», столь часто звучащих в фильме, и были отправной точкой замысла экранизации? Содержание фильма «Жестокий романс» не полностью соответствует пьесе Островского “Бесприданница”, однако на смысл произведения это не повлияло. Режиссер: Эльдар Рязанов. В ролях: Алиса Фрейндлих, Лариса Гузеева, Никита Михалков и др. Красавица Лариса Огудалова, дочь обедневшей вдовы-дворянки, проживающей в одном из небольших приволжских городков, без памяти влюблена в барина Сергея Сергеевича Паратова. Жестокий романс: женские и мужские стратегии. Главная» Капилляры, вены и артерии» Краткое содержание жестокий романс островский.
Когда и где снимали «Жестокий романс»? История съемок, интересные факты
«Жестокий романс» стал дебютом и визитной карточкой для актрисы Ларисы Гузеевой, которая исполнила роль Ларисы Огудаловой. Фильм «Жестокий романс» был восторженно принят зрителями и получил почетные награды и премии. Фильм Жестокий романс (1984) смотрите онлайн на Триколор Кино и ТВ: Овдовевшая дворянка Огудалова готова на всё, чтобы устроить жизнь своих дочерей. «Бесприданница» – трагическая история девушки, которая искала настоящую любовь, но на самом деле любила выдуманный ею образ – Самые лучшие и интересные новости по теме: Знания, краткое изложение, краткое содержание на развлекательном портале
Жестокий романс
Смотрите онлайн фильм Жестокий романс на Кинопоиске. одна из лучших экранизаций пьесы Александра Островского «Бесприданница» за всю историю. Состоялась премьера художественного фильма режиссёра Эльдара Рязанова "Жестокий романс", снятого на киностудии Мосфильм. Эти романсы являются завязкой эпизодов жизни Ларисы (знакомство с Паратовым, любовь к нему и разочарование) Меня поразило, насколько идеально романсы 20 века отразили проблемы 19 века.
«Жестокий романс»: что на самом деле случилось с Ларисой Огудаловой
Вожеватов и Паратов сговариваются повеселиться на обеде у Карандышева. Третье действие — в кабинете Карандышева, убранном бедно и безвкусно, но с большими претензиями. На сцене тётка Карандышева, смешно жалующаяся на убытки от обеда. Появляется Лариса с матерью. Они обсуждают ужасный обед, унизительное непонимание Карандышевым своего положения. Огудалова говорит, что гости нарочно подпаивают Карандышева и смеются над ним. После ухода женщин появляются Кнуров, Паратов и Вожеватов, жалуясь на дрянной обед и ужасные вина и радуясь, что Робинзон, способный пить что угодно, помог подпоить Карандышева. Появляется Карандышев, который важничает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посылают за коньяком. В это время цыган Илья сообщает, что все готово для поездки за Волгу. Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису, Паратов берётся её уговорить.
Появившуюся Ларису просят спеть, но Карандышев пытается ей запретить, тогда Лариса поёт «Не искушай». Гости в восторге, Карандышев, собираясь сказать давно заготовленный тост, уходит за шампанским, остальные оставляют Паратова наедине с Ларисой. Он кружит ей голову, говоря, что ещё несколько таких мгновений, и он бросит все, чтобы стать её рабом. Лариса соглашается поехать на пикник в надежде вернуть Паратова. Появившийся Карандышев произносит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его. Карандышева посылают ещё за вином. Вернувшись, он узнает об отъезде Ларисы на пикник, понимает, наконец, что над ним посмеялись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает. Четвёртое действие снова в кофейной. Робинзон, не взятый на пикник, из беседы со слугой узнает, что видели Карандышева с пистолетом.
Тот появляется и расспрашивает Робинзона, где его товарищи. Робинзон отделывается от него, объяснив, что это были случайные знакомые. Карандышев уходит. Появляются вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов, полагающие, что «драма начинается». Оба понимают, что Паратов дал Ларисе серьёзные обещания, которые не намерен выполнять, а потому она скомпрометирована и положение её безвыходное. Теперь может осуществиться их мечта поехать с Ларисой в Париж на выставку. Чтобы не мешать друг другу, они решают бросить монету. Жребий выпадает Кнурову, и Вожеватов даёт слово устраниться. Появляется Лариса с Паратовым. Паратов благодарит Ларису за удовольствие, но она хочет услышать, что теперь стала его женой.
Паратов отвечает, что не может порвать с богатой невестой из-за страстного увлечения Ларисой, и поручает Робинзону отвезти её домой. Лариса отказывается. Появляются Вожеватов и Кнуров, Лариса бросается к Вожеватову с просьбой о сочувствии и совете, но тот решительно уклоняется, оставляя её с Кнуровым, который предлагает Ларисе совместную поездку в Париж и содержание на всю жизнь. Лариса молчит, и Кнуров уходит, прося её подумать. В отчаянии Лариса подходит к обрыву, мечтая умереть, но не решается покончить с собой и восклицает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь…» Появляется Карандышев, Лариса пытается прогнать его, говорит о своём презрении. Он упрекает её, рассказывает, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали её в орлянку, как вещь. Лариса потрясена и, подхватывая его слова, говорит: «Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой». Она просит прислать к ней Кнурова. Карандышев пытается её остановить, кричит, что прощает её и увезёт из города, но Лариса отвергает это предложение и хочет уйти. Его словам о любви к ней она не верит.
Взбешённый и униженный Карандышев стреляет в неё. Умирающая Лариса с благодарностью принимает этот выстрел, кладёт револьвер около себя и говорит сбежавшимся на выстрел, что никто не виноват: «Это я сама». За сценой слышно цыганское пение. Паратов кричит: «Велите замолчать! Стоит большой город на реке Волге. Красуется открытая площадка, которая располагается возле кафе на приволжском бульваре. За столиком, заказав шампанское, сидят два клиента. Кнуров - пожилой человек и с огромным состоянием, и Вожеватов - представитель торговой фирмы. Они обсуждают последнюю новость в городе. Лариса Огудалова, которая слыла в обществе красавицей и бесприданницей, выходит замуж за бедного чиновника Карандышева.
Раньше Лариса была увлечена богатым барином Паратовым, который вскружил ей голову, а затем уехал. Лариса объявила, что выйдет за того, кто первый к ней посватается, а тут Карандышев и кстати. Подходят Огудаловы и Карандышев, который как равный обращается к Кнурову, приглашая его на обед. В разговоре о Паратове Карандышев относится недоброжелательно, зато Лариса считает его идеальным мужчиной. Паратов продаёт Вожеватому свой пароход «Ласточка» и не жалеет об этом, так как ему чуждо слово «жаль», и если будет выгодно, то всё продаст. Ещё говорит, что женится на богатой невесте. В дом к Огудаловым приезжает Кнуров, упрекая мать, что выдаёт Ларису за бедного человека. По сути дела, она не выдержит бедной мещанской жизни, и им нужен будет богатый друг и предлагает себя. Лариса хочет как можно быстрее уехать в деревню, и говорит, что не любит Карандышева, а только надеется на это. Цыган Илья говорит, что все ждут барина.
На это Карандышев бранит город, который так слепо внимателен к развратному и промотавшему кутиле. Входит Паратов, где его знакомят с Карандышевым, но между ними происходит ссора ввиду неприязни друг друга. Все отправляются на обед к Карандышеву, а тётка его жалуется на убытки от обеда. Появляется Карандышев и начинает важничать и хвастать, не замечая, что над ним смеются. Паратов, Кнуров и Вожеватов собираются ехать на пикник. И пока Карандышев уходил за вином, они уезжают и с ними Лариса. Карандышев решает за обиду отомстить. Он подходит к Ларисе и говорит, что её разыграли, как вещь, но она не верит ему. Униженный, он стреляет в неё. Умирающая Лариса принимает этот выстрел, как благодарность под громкий цыганский хор.
Сочинения В чем причина драмы героини пьесы А. Островского «Бесприданница»? Островского "Бесприданница" Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Островского «Бесприданница». Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой по пьесе А. Островского «Бесприданница» Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? Островского "Бесприданница" Мать и дочь в драме А. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А.
Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А. Островского «Бесприданница» Образы жестокого мира в драматургии А. Островского на примере пьесы «Бесприданница» Образы купцов в пьесах А. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев по пьесе А. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? Островского «Бесприданница» Психологизм драмы А. Сравнение произведений А. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.
Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" Пьеса А. Островского "Бесприданница" Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" по пьесе А. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А. Н Островского.
Мотив денег оказывается первостепенным, мотивы любви и свободы — его рабы и жертвы в то время. Работа над ней продолжалась в течение четырёх...
Известно, что режиссер решил взяться за экранизацию после первого прочтения драмы. Но почему же название фильма не осталось идентичным названию книги? Мне кажется, потому, что Эльдар Рязанов почувствовал трагическую историю бесприданницы как печальную, пронзительно-болезненную песнь, иными словами, романс о безжалостном и жестоком тогдашнем мире.
Двух старших дочерей она уже выдала замуж, осталась младшая Лариса. В нее влюблен богатый пароходчик барин Сергей Сергеевич Паратов. Девушка тоже безумно влюблена в красавца Паратова, и он, по предположению Огудаловых и их знакомых, должен сделать Ларисе предложение.
Впрочем, там каждый мужчина по-своему подлец, а потому страшен. Менее всех, как ни странно, местный олигарх, богатый купец Мокий Пармёнович. Хотя не пытается врать, а прямо говорит, что ему надо... Очень грустный фильм, конечно. Но ситуация-то распространенная. Может быть, и во времена Островского, но по-новому обострившаяся для поколения, искавшего честного счастья в частной, личной жизни.
История песни «А напоследок я скажу» (к/ф «Жестокий романс»)
Огудалова, не имея приданого, понимала, что составить хорошую партию ей вряд ли удастся, тем более после такой истории, поэтому решила, выйти замуж за первого, кто пожелает ее в жены. Карандышев является давним и неудачливым поклонником Ларисы и не упускает шанса. Бесприданница краткое содержание, к сожалению, не позволяет передать всю глубину разочарования, постигшего Ларису после истории с Паратовым принимает предложение. Вожеватов все за тем же шампанским сообщает, что в скором времени Паратов должен пригнать купленный у него пароход «Ласточка», чем вызывает оживление среди присутствующих.
Приходят Огудалова с матерью и Карандышев. Жених горд своим положением и важно приглашает Кнурова на обед в честь Ларисы. Вожеватов — давний друг Ларисы, поэтому девушка позволяет себе обращаться к нему запросто по имени, чем вызывает негодование будущего супруга и получает выговор.
Заходит разговор о Паратове, Карандышев негодует, Лариса же защищает обманувшего ее мужчину, называет его идеалом. Прибывает «Ласточка», о чем возвещают пушечные выстрелы, жених и невеста поспешно уходят. Появившийся Паратов сообщает, что растерял остатки состояния и вынужден жениться на девушке с золотыми приисками в качестве приданого.
Его сопровождает Аркадий Счастливцев по прозвищу Робинзон — провинциальный бесперспективный актер. Барин приглашает присутствующих мужчин на пикник, посвященный последним свободным денькам своей жизни, однако они вынуждены отказаться, так как приняли ранее приглашение на обед в честь Ларисы.
В планах было заниматься драмой «Дорогая Елена Сергеевна», но с ней так и не сложилось. Как раз в это время супруга режиссера предложила ему прочитать пьесу «Островского» — все с этого и началось. У соседа по дачному поселку сценариста Эдуарда Володарского нашлась книга. Я прочитал. Словно в первый раз.
И понял: буду снимать», — вспоминал знаменитый режиссер. Рязанов сразу решил, что его фильм будет называться иначе. Во-первых, уже существовала одна экранизация «Бесприданницы», которая выходила на экраны в 1936 году. Во-вторых, режиссер планировал взять за основу пьесу Островского и построить свое произведение. Вся драма фильма и проблемы, которые там подымаются, напоминают типичный сюжет простонародных песен. Главной чертой жестоких романсов была простота и трагичность, которая доходила до крайностей. В подобных песнях финалом часто становилось смерть от горя или неразделенной любви, что как раз и видим в фильме Эльдара Александровича.
Финал картины да и сама суть фильма жесток: если женщина позиционируется в обществе только как вещь неважно, дорогая или дешевая , то участь ее в любом случае незавидна. Андрей Мягков в роли Юлия Капитоновича Карандышева. Картина Рязанова отличается неторопливым темпом и даже некоторой велеречивостью. Есть в ней и что-то наиграно-театральное и этот эффект, честно говоря, портит удовольствие от просмотра. Трагическая история юной Ларисы Огудаловой поделена на 2 часовых отрезка с разной насыщенностью событий и одновременно с одинаковой важностью. Каких-либо актуальных мыслей и, тем более, скрытого смысла в фильме нет, однако он не лишен своеобразного очарования.
Безусловным его плюсом является атмосфера. Она получилась благодаря натуральным съемкам, и остается только удивляться, как авторам ленты удалось достоверно воссоздать совершенно иную историческую эпоху. Но о чем это кино? Стоит только раз увидеть Ларису и заглянуть в ее тоскующие глаза, чтобы понять, что ничего хорошего здесь не будет. Она — удивительная одни называют ее чистой, другие — наивной и чересчур сентиментальной. Она не может без любви, она ищет ее… но не находит.
Впрочем, доставалось от него не только изуродованному обществу, но и самим женщинам. Что представляет собой Лариса? Это очень наивная, воспитанная в домашних условиях молодая девушка. В течение всего фильма она только и делает, что поет и вздыхает. Да, под давлением обстоятельств. Но, на минуточку, мать, помнящая о своем происхождении, хотя и кокетливо заискивающая перед новыми хозяевами жизни, не заставляет ее выбрать Карандышева.
Паратов, этакий молодящийся франт с томным взглядом состарившегося Роберта Лавлейса, берет ее не силой. У Ларисы были еще варианты — в конце концов, она могла пойти работать или уйти в монастырь, но она предпочла выбрать жизнь куклы… По мнению некоторых рецензентов, картина Рязанова — это фильм о жестокой любви. Однако, любви, в подлинном значении этого слова, в этом фильме нет и близко — она сводится здесь только к страсти и томлению.
Этот обед - первый шаг к свадьбе, и на нем он оглашает тост за Ларису. При этом мужчина упоминает, что девушка отнеслась к его особе крайне отзывчиво, в отличие от других людей. Вскоре появляется сам Паратов, который обещал заехать к Харите Огудаловой. Он называете ее «тетенькой», рассказывает об удачной помолвке и упрекает Ларису из-за того, что так быстро забыла о нем. Бывший судовладелец в разговоре с главной героиней узнает, что она все еще имеет чувства к нему. После этого мужчина специально ссорится с Карандышевым и обещает наказать бедного чиновника за дерзость.
Приходят другие гости, а Юлий под давлением приглашает Паратова. Барин соглашается, но только из-за возможности отомстить жениху Ларисы. Обед от жениха Краткое содержание в пьесе «Бесприданница» в третьем действии начинается с оскорбления гостей. На обеде было поставлено дешевое вино в дорогих бутылках, сигареты с низшими сортами табака и минимум пищи. Высокопоставленным купцам не понравился еще и тот факт, что Карандышев уже успел напиться. Паратов утешается подобным обстоятельством дел, а потому рассказывает, что послал своего друга Аркадия к жениху Ларисы. Именно из-за этого он находится в таком состоянии. После этого все гости и цыгане решают, что следует отправиться на прогулку по Волге. Вожеватов расщедрился и пообещал оплатить гребцов.
Он же соврал Аркадию о будущей в поездке Париж и необходимости отдыха перед трудным путем. Все прибывшие на обед люди, в том числе Паратов, соглашаются с тем, что нужно с собой брать Ларису для полного веселья. Остается только уговорить девушку и окончательно напоить Карандышева. Эта затея была успешно реализована. Продолжение рассказа В кратком содержании «Бесприданницы» Островского по действиям продолжается рассказ с обеда в доме Карандышева. Харита Огудалова начинает с ним ссору из-за его состояния. Бедный чиновник парирует это тем, что в своем доме может быть каким угодно. После этого вдова приходит к Паратову, чтобы тот не продолжал издеваться над будущим женихом Ларисы. Сергей соглашается выпить с ним ради примирения, но только коньяка.
Карандышев окончательно пьянеет, а бывший судовладелец идет к Ларисе Дмитриевне. Он просит спеть что-то, но девушка слишком удручена поведением Юлия. Вмешивается жених в нетрезвом состоянии с запретом на пение для будущей жены. Это задевает Ларису, которая тут же начинает исполнять романс. Цыган Илья на радости подхватывает песню и вторым голосом дополняет представление. Когда героиня заканчивает петь, все гости расхваливают ее талант. После этого они уходят, а Лариса остается вместе с Сергеем Паратовым наедине. Разговор влюбленных людей Если начать читать краткое содержание «Бесприданницы» Островского, то в третьем действии можно узнать о признании Сергея Паратова Ларисе. Он говорит о том, что пение девушки заставило его пожалеть об отказе когда-то от свадьбы.
Барин упомянул, что едва сумел сдержаться, чтобы не бросить свой договорной брак и вернуться к этой красавице. Мужчина зовет героиню с другими гостями на прогулку по Волге. Лариса долго не могла решиться, а тогда вспомнила о мстительном тосте Карандышева. Она смогла откинуть сомнения и согласиться. Возвращаются гости, и Паратов говорит тост за жениха Юлия, которому так сильно повезло с невестой. Все гости улучают момент, когда жених пошел за бутылкой вина, и убегают через заднюю калитку. Лариса сказала матери Харите, что ей стоит либо радоваться, либо искать девушку после этого дня в Волге. Карандышев возвращается и понимает поступок гостей. Эту огромную обиду мужчина не собирается прощать, а потому берет пистолет и выходит из дома.
Начало четвертого действия В кратком содержании «Бесприданницы» по главам Юлий Карандышев в последнем действии отправляется в кофейню. Помощник Иван видит у него пистолет. Тем временем будущий жених расспрашивает друга Паратова Аркадия о том, куда пропали гости. Тот обижен из-за поведения Вожеватова и рассказывает об их прогулке по Волге. В кофейню вскоре возвращаются цыгане, а с ними купцы Вожеватов и Кнуров. По дороге богатые мужчины говорят, что Лариса Дмитриевна снова поверила хитрому Паратову. Этот барин никогда не променяет на нее свою богатую невесту. Они разговаривают о брошенном Юлии и о том, кто возьмет девушку на содержание из них двоих. Купцы желают поехать с прекрасной дамой на выставку в Париж.
Окончание произведения Краткое содержание пьесы Островского «Бесприданница» в конце произведения поведает о ситуации между Ларисой и Паратовым. Сергей говорит ей идти домой, а она требует ответа о том, кем является для него. Барин ошарашивает героиню тем, что уже обручен с другой девушкой. Он винит во всем минутную страсть, которая заставила его отвлечься. Лариса прогоняет его, а сама желает покончить жизнь самоубийством, хоть не может решиться. Появляется Кнуров и предлагает ей стать содержанкой у этого женатого купца. Он сыграл в «орлянку» с Вожеватовым на нее и выиграл. Возвращается Карандышев и умоляет Ларису вернуться к нему, ведь он сумеет все простить. Девушка отвечает, что чувствует себя уже простой вещью.
Она зовет Кнурова, но Юлий стреляет в нее. Смерть главная героиня воспринимает в качестве спасения. Цыгане начинают напевать разные мелодии, прибежавшим людям Лариса говорит, что выстрелила в себя самостоятельно. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огромным состоянием», как сказано о нем в ремарке и Вожеватов «очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы , по костюму европеец , заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Карандышева. Вожеватов объясняет скромный брак желанием Ларисы, пережившей сильнейшее увлечение «блестящим барином» Паратовым, который вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал. После скандала, когда очередной жених за растрату был арестован прямо в доме Огудаловых, Лариса и объявила, что выйдет замуж за первого, кто посватается, а Карандышев — давний и неудачливый поклонник — «и тут как тут». Вожеватов сообщает, что ждёт Паратова, который продал ему свой пароход «Ласточка», чем вызывает радостное оживление владельца кофейни. К пристани поскакала лучшая в городе четверня с хозяином на козлах и цыганами в парадной одежде.
Появляются Огудаловы с Карандышевым. Огудалову угощают чаем, Карандышев важничает и, как равный, обращается к Кнурову с приглашением на обед. Огудалова поясняет, что обед в честь Ларисы, и она присоединяется к приглашению. Карандышев выговаривает Ларисе за фамильярность с Вожеватовым, несколько раз осудительно упоминает дом Огудаловых, чем обижает Ларису. Разговор заходит о Паратове, к которому Карандышев относится с завистливым недоброжелательством, а Лариса — с восторгом. Она возмущена попытками жениха сравнить себя с Паратовым, заявляет: «Сергей Сергеич — идеал мужчины». Во время разговора раздаются пушечные выстрелы, Лариса пугается, но Карандышев объясняет: «Какой-нибудь купец-самодур слезает со своей баржи», между тем из разговора Вожеватова и Кнурова известно, что пальба — в честь приезда Паратова. Лариса с женихом уходят. Второе действие происходит в доме Огудаловых, главная примета гостиной — рояль с гитарой на нем.
Приезжает Кнуров и упрекает Огудалову, что она отдаёт Ларису за бедного человека, предрекает, что Лариса не вынесет жалкой полумещанской жизни и, вероятно, вернётся к матери. Тогда им потребуется солидный и богатый «друг» и предлагает себя в такие «друзья». После этого он просит Огудалову, не скупясь, заказать Ларисе приданое и подвенечный туалет, а счета прислать ему. И уходит. Появляется Лариса, говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Огудалова рисует деревенскую жизнь в мрачных красках. Лариса наигрывает на гитаре и напевает романс «Не искушай меня без нужды», но гитара расстроена. Увидев в окно содержателя хора цыгана Илью, она зовёт его наладить гитару. Илья рассказывает, что барин приезжает, какого «весь год ждали», и убегает на зов других цыган, сообщивших о приезде долгожданного клиента.
Огудалова беспокоится: не поторопились ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию? Появляется Карандышев, которого Лариса просит как можно скорее уехать в деревню. Но он не хочет спешить, чтобы «повеличаться» выражение Огудаловой Ларисой, удовлетворить своё самолюбие, которое так долго страдало от пренебрежения им, Карандышевым. Лариса упрекает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только надеется полюбить. Карандышев бранит город за внимание к развратному, промотавшемуся кутиле, приезд которого всех свёл с ума: рестораторов и половых, извозчиков, цыган и горожан вообще, и на вопрос, кто же это, раздражённо бросает: «Ваш Сергей Сергеич Паратов» и, выглянув в окно, говорит, что он приехал к Огудаловым. Испуганная Лариса вместе с женихом уходит в другие покои. Огудалова ласково и фамильярно принимает Паратова, спрашивает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынужден жениться на невесте с полумиллионным приданым. Огудалова зовёт Ларису, между ней и Паратовым происходит объяснение наедине.