Новости где похоронен чингиз хан

Версию российских ученых косвенно подтверждает тот факт, что согласно одному из преданий, охрану местности, где похоронили Чингисхана, осуществляли воины из племени урянхит.

Где похоронен Чингиз Хан история и место захоронения великого вождя

В конце концов, похоронный процесс, включающий могильщиков и 300 охранников, достиг озера на правом берегу Енисея, где планировалось похоронить тело Чингисхана. Согласно рассказам и записям современников, Чингиз Хан был похоронен вместе с богатым нагробием и многочисленными ценностями. По народным поверьям Джучи-хан, старший сын Чингиз-хана, похоронен в мавзолее (Казахстан, Улытау). По монгольской легенде, основатель монгольской империи умер в 1227 году на севере Китая и был тайно захоронен его окружением в родном городе.

Могила Чингисхана: почему не могут найти последнее пристанище великого завоевателя

2011 – 242 просмотра, продолжительность: 44:58 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Лифалии Меликчановой в социальной сети Мой Мир. По другой легенде великий Хан приказал похоронить себя у горы Бурхан-Халдун. По другим версиям, хан скончался от ранения стрелой (так считал Марко Поло) и даже от удара молнии (этой версии придерживался Плано Карпини). Смотрите видео онлайн «Монголы нашли гробницу Чингиз хана??» на канале «Кулинарная Картинка» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 15 июля 2023 года в 12:08, длительностью 00:06:46, на видеохостинге RUTUBE. Очень интересно,интересно так же где похоронен Батухан,вроде бы с ним были захоронены золотые статуи лошадей в натуральном размере. Согласно этой сказке, молодой верблюд был похоронен вместе с ханом, и позже мать верблюда была найдена плачущей на могиле своего детеныша.

Страшилки c Байкала: тайна могилы Чингисхана

Во главе правого крыла он поставил Боорчу, во главе левого - Мухали, двух своих наиболее верных и испытанных сподвижников. Должность и звания старших и высших военачальников - сотников, тысяцких и темников - он сделал наследственными в роду тех, кто своей верной службой помог ему овладеть ханским престолом. В 1207-1211 годах монголы завоевали землю лесных племён, то есть подчинили себе практически все основные племена и народы Сибири, обложив их данью. Перед покорением Китая Чингисхан решил обезопасить границу, захватив в 1207 году государство тангутов Си-Ся, которое располагалось между его владениями и государством Цзинь. Захватив несколько укреплённых городов, летом 1208 Чингисхан отошёл к Лунцзиню, пережидая нестерпимую жару, выпавшую на тот год. Он захватил крепость и проход в Великой Китайской стене и в 1213 году вторгся непосредственно в китайское государство Цзинь, пройдя до Няньси в провинции Ханьшу.

Чингисхан провёл свои войска вглубь континента и установил свою власть над провинцией Ляодун, центральной в империи. Несколько китайских полководцев перешли на его сторону. Гарнизоны сдавались без боя. Утвердив своё положение вдоль всей Великой Китайской стены, осенью 1213 года Чингисхан послал три армии в разные концы Цзиньской империи. Одна из них, под командованием трёх сыновей Чингисхана - Джучи, Чагатая и Угэдея, направилась на юг.

Другая под предводительством братьев и полководцев Чингисхана двинулась на восток к морю. Сам Чингисхан и его младший сын Толуй во главе основных сил выступили в юго-восточном направлении. Первая армия продвинулась до самого Хонана и, захватив двадцать восемь городов, присоединилась к Чингисхану на Великой Западной дороге. Армия под командованием братьев и полководцев Чингисхана захватила провинцию Ляо-си, а сам Чингисхан закончил свой триумфальный поход лишь после того, как достиг морского скалистого мыса в провинции Шаньдун. Весной 1214 года он вернулся в Монголию и заключил с китайским императором мир, оставив ему Пекин.

Однако не успел предводитель монголов уйти за Великую Китайскую стену, как китайский император перевел свой двор подальше, в Кайфын. Этот шаг был воспринят Чингисханом как проявление враждебности, и он снова ввёл войска в империю, теперь обречённую на гибель. Война продолжилась. Войска чжурчжэней в Китае, пополнившись за счёт аборигенов, сражались с монголами до 1235 года по собственной инициативе, но были разбиты и истреблены преемником Чингисхана Угэдеем. Вслед за Китаем Чингисхан готовился к походу в Среднюю Азию.

Особенно его привлекали цветущие города Семиречье. Осуществить свой план он решил через долину реки Или, где располагались богатые города и правил ими давний враг Чингисхана - хан найманов Кучлук. Походы Чингисхана Пока Чингисхан завоевывал все новые города и провинции Китая, беглый найманский хан Кучлук попросил давшего ему убежище гурхана помочь собрать остатки армии, разбитой при Иртыше. Заполучив под свою руку довольно сильное войско, Кучлук заключил против своего сюзерена союз с шахом Хорезма Мухаммедом, до этого платившим дань каракитаям. После короткой, но решительной военной кампании союзники остались в большом выигрыше, а гурхан был вынужден отказаться от власти в пользу незваного гостя.

В 1213 году гурхан Чжилугу скончался, и найманский хан стал полновластным правителем Семиречья. Под его власть перешли Сайрам, Ташкент, северная часть Ферганы. Став непримиримым противником Хорезма, Кучлук начал в своих владениях гонения на мусульман, чем вызвал ненависть оседлого населения Жетысу. Правитель Койлыка в долине реки Или Арслан хан, а затем и правитель Алмалыка к северо-западу от современной Кульджи Бу-зар отошли от найманов и объявили себя подданными Чингисхана. В 1218 году отряды Джэбэ совместно с войсками правителей Койлыка и Алмалыка вторглись в земли каракитаев.

Монголы завоевали Семиречье и Восточный Туркестан, которыми владел Кучлук. В первой же битве Джэбэ разгромил найманов. Монголы разрешали мусульманам публичное богослужение, запрещенное ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук, не сумев организовать сопротивление, бежал в Афганистан, где был пойман и убит. Жители Баласагуна открыли ворота монголам, за что город получил название Гобалык - «хороший город».

Перед Чингисханом открылась дорога в пределы Хорезма. После взятия Самарканда весна 1220 года Чингисхан отправил войска для захвата хорезмшаха Мухаммеда, бежавшего за Амударью. Тумены Джэбэ и Субэдэя прошли через Северный Иран и вторглись на Южный Кавказ, приводя города к покорности переговорами или силой и собирая дань. Узнав о смерти хорезмшаха, нойоны продолжили поход на запад. Через Дербентский проход они проникли на Северный Кавказ, разгромили аланов, а затем половцев.

Весной 1223 года монголы разбили объединённые силы русских и половцев на Калке, но при отходе на восток потерпели поражение в Волжской Булгарии. Остатки монгольских войск в 1224 году вернулись к Чингисхану, который находился в Средней Азии. Согласно Рашид-ад-дину, осенью 1225 года, откочевав к границам Си Ся, во время охоты Чингисхан упал с лошади и сильно ушибся. К вечеру у Чингисхана начался сильный жар. Вследствие этого, наутро был собран совет, на котором стоял вопрос «отложить или нет войну с тангутами».

На совете не присутствовал старший сын Чингисхана Джучи, к которому и так было сильное недоверие, по причине его постоянных уклонений от приказов отца. Чингисхан приказал, чтобы войско выступило в поход против Джучи и покончило с ним, однако поход не состоялся, так как пришла весть о его кончине. Чингисхан проболел всю зиму 1225-1226 гг. Весной 1226 Чингисхан вновь возглавил войско, и монголы перешли границу Си-Ся в низовьях реки Эдзин-Гол. Тангуты и некоторые союзные племена были разбиты и потеряли несколько десятков тысяч убитыми.

Мирное население Чингисхан отдал на поток и разграбление войску. Это было начало последней войны Чингисхана. В декабре монголы форсировали Хуанхэ и вышли в восточные районы Си-Ся. Под Линчжоу произошло столкновение стотысячной армии тангутов с монголами. Тангутская армия была полностью разгромлена.

Путь на столицу Тангутского царства теперь был открыт. Зимой 1226-1227 гг. Весной и летом 1227 года тангутское государство было уничтожено, а столица была обречена. Падение столицы Тангутского царства связано непосредственно со смертью Чингисхана, который скончался под её стенами. Согласно Рашид-ад-дину, он умер до падения столицы тангутов.

По данным «Юань-ши», Чингисхан умер, когда жители столицы начали сдаваться.

Благодаря сочетанию выдающейся военной тактики и беспощадной жестокости он отомстил за убийство своего отца, разгромив армию татар. Монголы Темучжина затем победили племя иайчиут. К 1206 году Темучжин также победил могущественное племя найманов, после чего под его властью оказалась центральная и восточная Монголия. После серии побед лидеры других племен согласились на мир. Он принял имя Чингис и получил титул кагана хана.

Ведущий шаман объявил, что Чингисхан - это представитель Монгке Коко Тенгри «Вечно синего неба» , верховного бога монголов. Основные завоевания В 1207 году он повел свои войска против королевства Си Ся, которое спустя два года сдалось Чингисхану. В 1211 году его войска одержали победу над династией Цзинь, соблазнившись в первую очередь огромными площадями, засеянными рисом, и возможностью собирать богатства страны. Несмотря на то что эта кампания длилась почти 20 лет, войска Чингисхана также активно воевали на западе, выступив против пограничных империй и мусульманского мира. Первоначально Чингисхан пытался при помощи дипломатии установить торговые отношения с государством Хорезм, в которую входили Туркестан, Персия и Афганистан. Но из-за дипломатического скандала в 1219 году Чингисхан возглавил поход на Хорезм, положив в 1221 году конец этой объединению стран.

Правление Ученые описывают период после Хорезмской кампании как Pax Mongolica. С течением времени благодаря монгольским завоеваниям были соединены крупные торговые центры Китая и Европы. Империя управлялась юридическим кодексом, известным как Ясса. Разработанный Чингисханом, кодекс был основан на монгольском общем праве, но содержал указы, которые запрещали кровную месть, прелюбодеяние, воровство и лжесвидетельство. Также были включены законы, отражающие уважение монголов к окружающей среде, например, было запрещено купаться в реках и ручьях, а любой солдат должен был поднимать все, что упало у идущего перед ним. Нарушение любого из этих законов обычно каралось смертью.

Продвижение в военных и правительственных рядах основывалось не на традиционных чертах наследственности или этнической принадлежности, а на заслугах. Существовали налоговые льготы для религиозных и некоторых профессиональных лидеров, а также достаточная степень терпимости, которая отражала давнее монгольское убеждение невмешательства. Эта традиция имела практическое применение, поскольку в империи было так много разных религиозных групп, что было бы дополнительным бременем навязывать им одну религию. С уничтожением королевской династии Хорезма, Чингисхан снова обратил свое внимание на восток к Китаю. В череде побед против городов империи тангутов Си Ся Чингисхан победил вражеские армии и разграбил столицу Нин Хия. Также Чингисхан приказал казнить императорскую семью, положив конец тангутской линии.

Смерть Нет достоверных данных о том, как окончилась жизнь великого завоевателя.

При этом большинство версий о местонахождении могилы так или иначе ведут к горному массиву Хэнтэй. Поиски могилы Веками историки и кладоискатели пытаются найти место, где похоронен Чингисхан, но эта тайна остается по-прежнему нераскрытой. В 1923-1926 годах экспедиция географа П. Козлова, путешествуя по Алтаю, наткнулась на интересную находку. В Хангайских горах, у подножия Хан-Кокшун, были обнаружены руины китайского городка, который, судя по оставленной надписи на плите, был построен в 1275 году войсками Хубилая внука Чингисхана. Среди больших камней была сокрыта усыпальница, где покоились 13 поколений потомков монгольского хана, но его самого там не оказалось. В 1989 году монгольский краевед Сэр-Оджав провел глубокое исследование историографического памятника "Сокровенное сказание монголов". В результате проделанной работы он предположил, что прах великого хана покоится в "Их газар" с монгольского «кладбище великих» , находящемся в районе возвышенности Бурхан-Халдун. Основываясь на многолетних трудах, профессор назвал два места, где могут быть захоронены останки Чингисхана: южная сторона горы Хан-Хэнтэй и подножие горы Ногоон-нуруу.

Экспедиция немецкого археолога Шуберта, опираясь на эти данные, исследовала хребты Хан-Хэнтэй, но ничего там не обнаружила. Поиски могилы продолжаются, исследователи и историки, несмотря на вереницу промахов, не думают сдаваться. По сей день разрабатываются различные версии о захоронении Чингисхана, и некоторые из них вполне достойны внимания. Легенды Забайкалья В России распространенной гипотезой о местонахождении могилы Чингисхана, где истинно покоится его прах, является ононская. Надо отметить, что край Забайкалья весьма богат легендами о монгольском правителе, и во многих из них популярны рассказы о том, что его останки покоятся на дне реки Онон, вблизи села Кубухай. Бытует мнение, что при захоронении река была отведена в сторону, а затем возвращена в первоначальное русло. В сказаниях захоронение хана часто связано с неисчислимыми богатствами, причем, по некоторым версиям, он похоронен не иначе как в золотой ладье. Жигжитжаб Доржиев, уважаемый агинский историк, говорит о существовании одной легенды, дошедшей до наших дней. На нее тоже стоит обратить внимание. В ней говорится, что Чингисхан сам определил место своего захоронения — урочище Делюн-Болдок, где он появился на свет.

Усыпальница на дне реки Селенга Еще в одной легенде передается, что усыпальница Чингисхана была размещена на дне реки Селенга. Близкое окружение императора согнало в долину реки множество рабов, чтобы возвести дамбу и изменить курс течения воды. Гроб с прахом был помещен в нишу, выдолбленную на осушенном дне водоема. Ночью дамба умышленно была развалена, и все, кто находились в долине рабы, каменщики, воины , погибли. Те же, кому удалось выжить, пали жертвой меча подосланного отряда, который, в свою очередь, также был уничтожен. В результате никого из тех, кто мог бы рассказать, где похоронен Чингисхан, не осталось. Для сохранения тайны местонахождения могилы по берегам Селенги многократно прогоняли табуны лошадей. Затем обряды погребения полководца были демонстративно проведены в нескольких разных местах, окончательно запутывали всякие следы.

Вот такие противоречивые сведения сохранились о месте захоронения Чингисхана. Ясно только одно: делалось все в глубокой тайне, чтобы скрыть смерть грозного владыки от врагов и уберечь его останки от надругательства. Сопровождавшие гроб воины действительно убивали всех, кого встречали на своем пути, а завершив погребение, прогнали по степи большой табун лошадей, копыта которых сровняли с землей могилу великого полководца. И память о ней исчезла, казалось бы, навсегда. Шмидт, монголовед и тибетолог XIX века, основываясь на том, что монголы не умели бальзамировать трупы, считает, что тело Чингисхана от тангутского царства до Монголии не довезли, а в Монголии похоронили только какие-то вещи и реликвии великого хана. А Огодой, взойдя на престол, принес в жертву духу полководца монголов 40 красивых девушек и много породистых лошадей. В конце XIX века эти места посетил русский путешественник и этнограф Г. Потанин, который записал легенду о гибели великого хана и составил описание святыни монголов. Ордос имеет три святыни — Великую, Среднюю и Малую ставки, которые представляют собой войлочные юрты. В Великой юрте покоятся останки Чингисхана, Средней — останки его жены-монголки из рода Далат, а в Малой — платье той жены, которую он отнял у какого-то другого хана. Пленница отвергла любовь повелителя монголов, бросилась в Желтую реку и утонула, труп ее искали, но не нашли, а нашли только платье… Великая ставка, располагавшаяся на правом берегу речки Чжамхак, состояла из двух белых войлочных юрт, которые стояли между двумя песчаными барханами на искусственной насыпи высотой около 60 сантиметров. Короткие стороны прямоугольной насыпи были обращены к северу и югу. Задняя юрта примыкала вплотную к передней, и потому дверей ее не было видно; вход был только один — через южную юрту. В том месте, где юрты соприкасались, был устроен тайный проход. На юртах сверкали золотые маковки; войлоки, покрывающие своды юрт, по нижней кромке были вырезаны фестонами в виде языков, свисающих вниз. Внутри передняя юрта представляла собой комнату с деревянными стенами и плоским деревянным потолком. У задней стены южной юрты, где должна была бы располагаться дверь в северную юрту, стоял стол и на нем 5 или 7 светильников. Этот жертвенник и закрывал вход в северную юрту, куда входить никому не разрешалось, кроме одного только ламы. В этой юрте и хранилась медная или серебряная рака, в которой покоились останки Чингисхана. Все святыни Ордоса находятся под присмотром дархатов — очень уважаемого сословия, которое избавлено от всех налогов и повинностей. Каждый год, в 21-й день 3-го месяца по лунному календарю, ордосские монголы устраивали большой праздник Тайлга жертвоприношение в честь Чингисхана. Празднество совершается на другом, левом, берегу речки Чжамхак, куда к этому дню свозят все три святыни Ордоса. Каждая из них разбирается и укладывается на отдельную телегу, в которую впрягают трех белых верблюдов. На новом месте юрты вновь ставятся в ряд дверями к югу, в центре — Великая ставка с останками Чингисхана. Перед ней расстилают войлок, на который садятся ламы, чтобы читать молитвы в честь великого полководца монголов. Около юрты ставят стол, а на него — серебряную посуду и чаргун.

Могила Чингисхана: почему не могут найти последнее пристанище великого завоевателя

По другой легенде великий Хан приказал похоронить себя у горы Бурхан-Халдун. Чингис, однако, пожелал, чтобы его похоронили в секретном месте в безымянной могиле. Чингиз хан (монг. Даже Хубилай-хан не знал, где находится гробница Чингисхана, и на то были веские причины.

Чингисхан - биография, новости, личная жизнь

Однако Поло не объяснил, где хану Монгольской империи удалось найти столько добровольцев, согласившихся покончить с собой. Современные историки сходятся во мнении, что хан был похоронен в окрестностях горы Бурхан Халдун. Это священное для монголов место, где традиционно покоились самые знатные правители кочевников. Однако точное местоположение могилы Чингисхана археологам до сих пор неизвестно.

Джучи-хан не являлся мусульманином и возведение исламского мавзолея произошло значительно позже Сембин, 1988, 42—43 б. Реставрация мавзолея Джучи-хана выявила два этапа строительства Хорош, 2009. На основании письменных и археологических данных строительство мавзолея было отнесено к XIV в. Смаилов, 2001, с. Сооружения исламской архитектуры над захоронениями ханов и знати появляются после принятия ислама как официальной религии в Золотой Орде в начале XIV в. Зиливинская, 2016, с. Второй этап строительства мавзолея надстройка внешнего купола , скорее всего, относится к тимуридскому времени Хорош, 2009. Комплексные исследования представили новые знания по архитектуре и обрядовости мавзолея. Календарный возраст элементов. Возраст ящика оказался старше конструкции мавзолея, но моложе даты смерти Джучи. Сопряжённый анализ калибровки 14С дат и мавзолея выделяет два строительных этапа в XIV в. Ранняя дата, возможно, относится к возведению здания, а поздняя дата к достройке фасада. Значительный разрыв в хронологии памятника между возрастом погребального ящика и здания указывает на их разновременность. Деревянный ящик. Изготовлен из сосны, традиционного материала в изготовлении погребальных предметов Соловьева, 2021. По информации местного краеведа В. Крюкова, сосна не произрастает в гористой местности Улытау, скорее всего, древесина была привозной. Предметы погребальной церемонии: носилки и череп верблюда. Погребальные носилки в мавзолее относятся к мусульманскому обряду Байгабатова, 2008, с. Они могли использоваться при захоронении. На носилках доставляют умершего к месту погребения и после завершения обряда их оставляют. Этот обычай до сих пор сохранился у казахов южного региона и каракалпаков. Верблюд в традиции народов Центральной Азии, как животное с «холодным» дыханием, связан с миром мертвых и является символом смерти Содномпилова, Нанзатов, 2013, с 42—43. Где садится верблюд, там образуются кладбища и места паломничества Ураева, 2013, с. Райымбек-батыр был похоронен на том месте, где остановился верблюд с навьюченным на него телом батыра Аргынбаев, 1975, с. Выводы С датирование деревянных конструкций определило два этапа строительства мавзолея в XIV в. Скорее всего, захоронение Джучи-хана отсутствует в мусульманском мавзолее. Представители «золотого рода» борджигинов, к которому относился Джучи, хоронились тайно, по языческим ритуалам Юрченко, 2008, с. Можно предположить, что по прошествии времени костные останки Джучи были перенесены с первоначального места погребения и перезахоронены в мавзолее. Но перезахоронение — это нарушение имперского погребального канона, смысл которого — в сохранении сакральной силы предка. В Золотой Орде практиковалось строительство мавзолея над языческой могилой предка Бартольд, 1966, с. Однако в данном случае следы раннего надмогильного сооружения отсутствовали Смаилов, 2001, с. Над его погребением был выстроен мавзолей, который назван именем «Джучи». Memoria мавзолея до сих пор выражается в форме поклонения его сакральному пространству. Букетова Караганда, Казахстан ; emmadervish2004 mail.

Чингисхан считал себя Сыном Неба, получал силу непосредственно от бога Тенгри и все свои приказы начинал словами: «По воле Предвечного Неба…». Перед великими сражениями он на три дня затворялся в юрте и молил Великое Небо даровать ему победу, а окружающий её народ всё время коллективная медитация взывал: «Тенгри! Возможно, в этом и скрыт ключ к пониманию побед монгольских орд и созданию самой большой по масштабам мировой империи за все время существования человечества. Главная причина победы любой армии кроется в силе духа полководца, возглавляющего армию и вдохновляющего своим примером простых воинов. Его войско язычников, спаянных железной дисциплиной, громило армии мировых религий — мусульман, христиан и буддистов. Невероятная жестокость Чингисхан провозгласил монголов высшей расой, которой должны были служить другие народы. Все захваченные страны он предавал огню и мечу и тотальному разграблению. Копыта монгольских коней втоптали в пыль цивилизации, цветущие города, которые они называли загонами для скота, предназначенного на убой. Историк тех лет Рашид-ад-Дин писал, что после взятия города Хорезма в Средней Азии его население «разом вывели в поле, по обыкновенному заведению разделили солдатам и всех предали смерти. На каждого воина досталось 24 человека, а число солдат превышало 50000». То есть убили сразу более 1,2 миллиона человек! Монголы в буквальном смысле пролили реки людской крови, на этих местах годами не росла даже полынь. На их пути оставались пепелища, развалины и трупы людей. Обширные пространства земли пришли в запустение на века.

Ранее считалось, что могила легендарного завоевателя находится в Монгольском Алтае, между двух озер, соединенных искусственным каналом. Теперь же выяснилось, что могила находится в Уйгурии - на севере Синьцзян-Уйгурского автономного района, в.

Где находится могила Чингисхана — загадка возрастом 800 лет

Каждый ждет от этих захоронений какую то информацию. Для того и производят археологические раскопки, чтобы сделать очередное открытие. Археология больше всех наук может рассказать нам о нашем прошлом. Одно могу сказать с уверенностью: судя по знакам солнца и полумесяца — это кият-кипчакские захоронения.

Мухтар Ауэзов в своих литературных исследованиях так и называл племя Чингис хана — кият-кипчак. А академик Алкей Маргулан называл кият-конырат. Фотосъемки из космоса, и фотосъемки с аэродрона показывают нам на месте захоронения знаки и кипчаков, и коныратов.

Это действительно феномен. Кайрат Даукеев Историк-этнограф. Исследователь шежире.

А так же научно-популярных статей «Русь создали варяги-кыпчаки», «Эргене хон — затерянный рай кыпчаков». От редакции. Могила Чингисхана до сих пор так и не найдена, хотя прошло почти 800 лет после его смерти 1227 год.

На этот счет существуют разные теории, не единожды заявляли, что захоронение обнаружено, но потом выяснялось, что это ошибка. Поиск могилы великого полководца и правителя огромной империи — одна из загадок истории и археологии. Что касается возможного скептического отношения к ясновидению, как источнику археологических открытий, в этом случае полезно вспомнить историю знаменитого археолога Генриха Шлимана.

Он был археологом — самоучкой. Прочитав в детстве «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, он буквально заболел этими книгами, и решил обязательно найти Трою — древнегреческий город. А ведь никаких сведений о Трое, кроме книги Гомера, являющейся художественным произведением, легендой, больше не было!

И Шлиман уже в зрелом возрасте начал раскопки именно там, где и были обнаружены остатки Трои!

Завернув гроб Потрясателя Вселенной в войлок и положив на двухколесную повозку, запряженную двенадцатью быками, монголы направились в Коренную орду… По завещанию Чингисхана, рабов заставили углубить протоку Онона и перекрыть основное русло реки. Работы велись день и ночь.

Множество рабов утонуло и было истреблено охранниками. Когда вода ушла от подножья скалы, рабы углубили подводную пещеру до огромного зала. В пещеру уложили гроб с Чингисханом и несметные сокровища со всех захваченных монголами земель". Затем реку вернули на прежнее место.

Где здесь историческая правда, а где художественный вымысел, судить вам читатель. Со своей стороны название реки Онон, в современном варианте может звучать иначе. Да хотя бы — Бухтарма! Несколько лет назад, мне на глаза, попалась информация о поисках могилы Чингисхана одним немецким ученым к сожалению, фамилию не помню с помощью особых приборов улавливающих большое скопление золота.

Применяя методы наземной и аэрокосмической разведки, он затратил на это большое время, но так ничего и не обнаружил. Лично мне, ближе к сердцу версия… о традиционно скромном погребении Чингисхана без несметных сокровищ. А если нет "золота", то ослабевает и интерес…. Если кто и знает истинное место захоронения, - так это сам Господь Бог.

Наверное, правильно он не указывает путь блаженным изыскателям, усматривая в порыве каждого не только интересы первооткрывателя. Приведу выводы, к которым пришел в эмиграции доктор Эренжен Хара-Даван, издавший в 1929 году в Белграде книгу "Чингис - хан как полководец и его наследие". Место это заросло густым лесом… Умер он в походной обстановке так же просто, как и прожил всю жизнь. Вывод о том, что может быть, а, точнее, чего не может быть в его могиле, по мысли этого автора, настолько очевиден, что он о нем даже и не пишет.

Обратите внимание на необычайный способ похорон. С одной стороны — роскошь и уважение к сановитому покойнику, а с другой, безвестность и забвение. При всей своей дикости нравов, люди того времени не склонны были к фантазиям и легенды не зарождались на пустом месте. Поэтому опираясь на зыбкие факты легенды, рискну предположить, что первоначально тело Чингисхана было заключено в долбленный кедровый гроб.

Кедровые деревья растут и сейчас в пределах Катон — Карагайского района, кстати, они есть и в окрестностях Риддера. А как же золотой гроб? И здесь по моему легенда не обманывает нас. Вспомните трилогию Яна, там послы Чингисхана снабжались особенными знаками — тонкими пластинками из золота или серебра.

Самый высокий статус пластина — пайзаца, имела если была сделана из золота. Можно предположить, что в обозе хана был запас таких золотых «пропусков» и вот ими то и был украшен гроб великого кагана. Скрыть смерть от ближайшего окружения, было невозможно и скорей всего этот гроб увидели многие приближенные, я уже не говорю о женах и наложницах, которые всегда находились в обозе. Да, им надо было показать сам факт смерти и может даже похороны правителя, но от них надо было скрыть факт его позорной смерти.

Подведем итог: за сутки можно было подготовиться менее чем наполовину к похоронному ритуалу, спилить и доставить к месту назначения кедр, выдолбить гроб, украсить его золотом и дорогими тканями, найти место захоронения. Пусть этим местом будет холм на окраине Шилова луга. Предположим даже, что на склоне этого холма было естественное углубление, которое можно было еще за сутки расширить и углубить под погребальную камеру. По какой-то причине размер этой камеры не столь велик, как это должно соответствовать похоронам хана.

Максимум четыре лошади, четверо слуг, оружие и утварь. Как не уменьшай, а углубление должно быть не менее 6 на 5 метров. Но гроб нужно отделить от всего остального, это может быть бревенчатый сруб или каменная кладка, поверх которой, нужно уложить влагозащитный слой. Заготовить бересту в пойме Ульбы не составляла труда, кошма найдется в обозе.

Почему я так тщательно подсчитываю сборы к церемонии похорон и определяю затраты на её проведение? Время, время в течении которого можно было держать умершего в жарких августовских днях и время в течении которого осиротевшая свита могла тронуться в путь. Выходит, что более трёх суток у родственников хана просто не было, а тронуться караван должен был не позднее двадцати, тридцати суток, иначе власть могла оказаться не в тех руках. Поэтому погребальный курган не мог быть высоким.

Представим, что двести человек меняя друг друга трудились по восемь часов светлое время суток какой высоты курган они могли насыпать? Метров шесть, учтите что у них не было специальных приспособлений для раскопки и переноски грунта, а сроки насыпки кургана, были ограниченны. В сборнике летописей Рашид ад-Дина говорится: «После смерти Чингисхана его дети со своей тысячью охраняют запретное, заповедное их место с великими останками Чингисхана в местности, которую называют Буркан-Халдун. Из детей Чингисхана великие кости Тулуй-хана, Менгу-хана и детей Кубилай-каана и его рода также положены в упомянутой местности.

Другие же потомки Чингисхана, вроде Джочи, Чагатая, Угэдэя и их сыновей, погребены в другом месте. Утверждают, что однажды Чингисхан пришел в эту местность; в той равнине росло очень зеленое дерево высокая пихта, или кедр? Ему весьма понравилась свежесть и зелень этого дерева. Чингис провел часок под ним, и у него появилась некая внутренняя отрада.

В этом состоянии он сказал эмирам и приближенным: «место нашего последнего жилища должно быть здесь! Говорят, что в том же году эта равнина из-за большого количества выросших деревьев превратилась в огромный лес, так что совершенно невозможно опознать то первое дерево, и ни одно живое существо не знает, которое же оно». В другом месте этой рукописи сказано: «В Монголии есть большая гора, которую называют Буркан-Халдун гора Белуха? С одного склона этой горы стекает множество рек.

По тем рекам бесчисленное количество деревьев и много леса. В тех местах живут племена тайджиутов. Летние и зимние кочевья Чингисхана находились в тех же пределах, а родился он в местности Булук-булдак, булак — ключ, родник авт. Исследователи текста склоняются к тому, что речь здесь может идти о горах Хэнтэйского хребта.

Следующая цитата из летописи Рашид ад-Дина: «Тимур-хан сделал изображения покойных предков Чингисхана , там жгут постоянно фимиам и благовония на Бурхан-Халдуне. Камала его брат тоже построил там для себя капище».

Где садится верблюд, там образуются кладбища и места паломничества Ураева, 2013, с. Райымбек-батыр был похоронен на том месте, где остановился верблюд с навьюченным на него телом батыра Аргынбаев, 1975, с. Выводы С датирование деревянных конструкций определило два этапа строительства мавзолея в XIV в. Скорее всего, захоронение Джучи-хана отсутствует в мусульманском мавзолее.

Представители «золотого рода» борджигинов, к которому относился Джучи, хоронились тайно, по языческим ритуалам Юрченко, 2008, с. Можно предположить, что по прошествии времени костные останки Джучи были перенесены с первоначального места погребения и перезахоронены в мавзолее. Но перезахоронение — это нарушение имперского погребального канона, смысл которого — в сохранении сакральной силы предка. В Золотой Орде практиковалось строительство мавзолея над языческой могилой предка Бартольд, 1966, с. Однако в данном случае следы раннего надмогильного сооружения отсутствовали Смаилов, 2001, с. Над его погребением был выстроен мавзолей, который назван именем «Джучи».

Memoria мавзолея до сих пор выражается в форме поклонения его сакральному пространству. Букетова Караганда, Казахстан ; emmadervish2004 mail. Народные обычаи и поверья казахов, связанные со скотоводством. Байгабатова Н. Бартольд В. Валиханов Ч.

Собрание сочинений в пяти томах. Алма-Ата: Гылым, 1985. Джамал ал-Карши. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. История завоевателя мира. Егинбайулы Ж.

Еремина В. Книга В. Исторические корни волшебной сказки. Затаевич А. Оренбург: Киргизское гос. Зиливинская Э.

История Казахстана в персидских источниках. Алматы: Дайк-Пресс, 2007. Киргизская степная газета: Литературные образцы. Алма-Ата: Гылым, 1990. Кырыми Абдулгаффар. Умдет Ал-Ахбар.

Казань: Институт истории им.

Могилу Чингисхана ищут давно Виктор Степаненко неоднократно бывал на Рытом, участвовал в обрядах, которые проводил здесь знаменитый шаман Валентин Хагдаев. Степаненко долго размышлял о загадках мыса, и на ум ему пришло следующее предположение: На Рытом или близ него и мог быть захоронен великий Чингисхан, чью могилу уже много лет ищут в самых разных местах — в Монголии, Китае, Туве, на острове Ольхон, в Баргузинской котловине. Ученых и археологов интересуют не только останки правителя, но и сокровища, которые по преданию он унес с собой в могилу. И моя версия ничуть не лучше и не хуже прочих, она вполне имеет право на существование. На достоверность этой версии указывают следующие обстоятельства.

Согласно воле Чингисхана, во избежание разграбления могилы он был похоронен без всяких указателей. Значит, воины должны были зарыть тело правителя и его богатства в труднодоступном месте, таком, чтобы никто не мог отыскать их ни через сто лет, ни через тысячу. Можно предположить, что в качестве могильника был выбран остров Ольхон, но против этой версии говорит тот факт, что монголы как степняки настороженно относились к воде и льду и вряд ли стали бы пересекать озеро, чтобы захоронить тело своего правителя на острове. К тому же путь по воде мог стать опасным и для богатств Чингисхана. Разумнее было везти тело хана вдоль маломорского побережья с тем, чтобы найти труднодоступное и в то же время неприметное место и похоронить его там. И мыс Рытый с этой точки зрения идеально подходил для захоронения.

По поверью, сразу после похорон над могилой забили верблюжонка. А само место сравняли с землей.

Мавзолей Джанике-ханым на Чуфут-Кале

Даже на эту тему написал книгу. Например, в одном из сказаний говорится, что Чингис хан похоронен на горе Кюнгей за горой Алтай. Это сказание пришло с монгольской стороны. Кюнгей как раз-таки сторона Зайсана. Знаете, у казахов в древности была примета — похоронить там, где залег верблюд. Любое сказание имеет скрытый смысл, какой мы, исследователи шежире, стараемся разгадать. Например, в одном сказании говорится, что колесо телеги с саркофагом тела Чингис хана застряло в яме. Подумайте, как может застрять колесо телеги? Это ведь не автомобиль. Возможно, это и есть скрытый смысл в сказании.

Стало быть, тело Чингис хана на его Родину не довезли. Похоронили там, где застряла телега. Правда, все это только предположения. Что касается фактов, скажу лишь то, что вам скажет любой археолог: курганы в виде полумесяца являются феноменом. Второй курган в виде солнца. Солнце и Луна — это генеалогический миф казахов-кипчаков. Я более чем уверен, что это захоронение времен Чинис хана. А кто там лежит? Как говорится, вскрытие покажет.

Серик обладает даром ясновидения с юных лет. Он рассказывал мне, что еще в детстве, когда он смотрел на эту сторону, им овладевала необьяснимая тоска.

В «Сокровенном сказании монголов», выдающемся литературном памятнике истории и культуры монголов, сказано, что тело Чингисхана положили на колесницу и повезли к подножию горы Бурхан-Халдун, находившейся на родине повелителя монголов. С одного склона этой горы стекает множество рек, по берегам которых растут густые леса. Чингисхан сам заранее выбрал это место для погребения, когда, охотясь на Бурхан-Халдун, заметил одиноко растущее дерево. Оно понравилось великому хану, и он долго просидел под ним в приятной задумчивости, а потом повелел: «Это место прилично для моего последнего упокоения. Пусть его заметят: наше место для погребения и нашего уруга будет здесь». Как обстоятельства смерти Чингисхана остаются таинственными, так и местом его захоронения называется не только гора Бурхан-Халдун.

Есть сведения, что повелитель монголов был захоронен или на южном склоне Кэнтай-хана, или в местности, которая называется Йэхэ-Утек. Марко Поло утверждает, что местом захоронения Чингисхана и других монгольских государей был северный склон Алитай-хана: И где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за 100 дней пути до той горы, его привозят туда хоронить… И когда тела великих ханов несут к той горе, всякого дней за сорок, побольше или поменьше, убивают мечом провожатые при теле да еще приговаривают: «Иди на тот свет служить нашему государю! Вот такие противоречивые сведения сохранились о месте захоронения Чингисхана. Ясно только одно: делалось все в глубокой тайне, чтобы скрыть смерть грозного владыки от врагов и уберечь его останки от надругательства. Сопровождавшие гроб воины действительно убивали всех, кого встречали на своем пути, а завершив погребение, прогнали по степи большой табун лошадей, копыта которых сровняли с землей могилу великого полководца. И память о ней исчезла, казалось бы, навсегда. Шмидт, монголовед и тибетолог XIX века, основываясь на том, что монголы не умели бальзамировать трупы, считает, что тело Чингисхана от тангутского царства до Монголии не довезли, а в Монголии похоронили только какие-то вещи и реликвии великого хана. А Огодой, взойдя на престол, принес в жертву духу полководца монголов 40 красивых девушек и много породистых лошадей.

В конце XIX века эти места посетил русский путешественник и этнограф Г. Потанин, который записал легенду о гибели великого хана и составил описание святыни монголов. Ордос имеет три святыни — Великую, Среднюю и Малую ставки, которые представляют собой войлочные юрты. В Великой юрте покоятся останки Чингисхана, Средней — останки его жены-монголки из рода Далат, а в Малой — платье той жены, которую он отнял у какого-то другого хана. Пленница отвергла любовь повелителя монголов, бросилась в Желтую реку и утонула, труп ее искали, но не нашли, а нашли только платье… Великая ставка, располагавшаяся на правом берегу речки Чжамхак, состояла из двух белых войлочных юрт, которые стояли между двумя песчаными барханами на искусственной насыпи высотой около 60 сантиметров. Короткие стороны прямоугольной насыпи были обращены к северу и югу. Задняя юрта примыкала вплотную к передней, и потому дверей ее не было видно; вход был только один — через южную юрту. В том месте, где юрты соприкасались, был устроен тайный проход.

На юртах сверкали золотые маковки; войлоки, покрывающие своды юрт, по нижней кромке были вырезаны фестонами в виде языков, свисающих вниз. Внутри передняя юрта представляла собой комнату с деревянными стенами и плоским деревянным потолком. У задней стены южной юрты, где должна была бы располагаться дверь в северную юрту, стоял стол и на нем 5 или 7 светильников. Этот жертвенник и закрывал вход в северную юрту, куда входить никому не разрешалось, кроме одного только ламы.

Это место он выбрал за много лет до смерти, когда решил отдохнуть во время охоты. Считается, что Чингисхан завещал, чтобы о месте его могилы никто не знал. По словам Рашид-ад-Дина, всех, кто встречался на пути похоронного кортежа Чингисхана, убивали, а после его погребения курган сровняли с землей, прогнав по нему тысячи лошадей. Также, согласно легендам, всех могильщиков казнили на месте, а у гробницы Чингисхана выставили постоянную стражу. Современные монгольские этнографы считают, что великого хана могли похоронить по древнему обычаю племен хунну. Эти кочевники населяли степи более двух тысяч лет назад, от защиты от их набегов император Цинь Шихуадни приказал построить Великую китайскую стену. Хунну хоронили своих правителей на глубине около 20 метров и клали в гробницы предметы их земной славы: серебряные украшения, дорогие ткани, утварь, туши лошадей. Если Чингисхана погребли согласно такому обычаю, его могила должна хранить несметные сокровища, привезенные со всех уголков его великой империи. Где искали гробницу Чингисхана? Знаменитый путешественник Марко Поло в молодости три года прослужил при дворе внука Чингисхана, великого хана Хубилая. Он утверждал, что завоевателя похоронили у «великой горы» к северу от столицы, Каракорума. По его словам, гора носит название Алхай, а за ней простираются «бескрайние степи Баргу». Если верить этой подсказке путешественника, гробница Чингисхана может находиться на территории современной России — в Забайкалье.

Труп либо сжигали, раскидав пепел по ветру, либо привязывали его к необъезженной лошади, которая убегала от страшного груза до тех пор, пока от последнего ничего не оставалось. Кроме того, Чингис Доржиевич также проигнорировал заветы Хаана, касающиеся «вершины горы» и «одинокого дерева». Это либо южный склон горного хребта Хентэй, либо северный склон водораздела Алтай, либо местность Йэхе Отог, либо вершина горы с названием Бурхан Халдун. Цель вышеприведённой игры слов, например «либо-либо» и «попробуй-угадай» - запутать незадачливых искателей приключений. На самом деле, автором четко указаны такие географические ориентиры, как символическая гора под названием «Лысый Бог», а такую форму в 13 веке имела северная граница империи, местность «Великий Шалаш», то есть култук северной оконечности озера, сходный по своей форме с лесным балаганом. Кроме того, это название имеет ещё одно значение, такое как «Великая Семья» или «Великий Род», что наиболее ярко отражает обозначение территории родового могильника Чингизидов. О настоящем же предназначении северных и южных склонов гор Хэнтэя и Алтая читатель познакомится в ходе дальнейшей «беседы». В 2003 году казахский писатель Хамза Коктанди издал в Москве книгу на родном языке с «точнейшим» указанием места захоронения Императора, которое, якобы, расположено на юге этой республики. Однако все экземпляры данного произведения добросовестно хранятся у него в квартире, и он пока не намерен пускать их в продажу, так как опасается, что Великое погребение будет сразу же найдено и разграблено вандалами. Возникает вопрос, для чего вообще ему нужно было что-то издавать? Чтобы потом в течение десятка лет сидеть и охранять свой фолиант от авантюристов и искателей сокровищ? В нем говоилось о том, что в монгольском аймаке Хэнтий близ горы Биндер найдено погребение сразу шестидесяти воинов и одним из них, якобы, является сам Чингис Хаан! Уже 3 августа, опять же на весь мир, прозвучало опровержение предыдущей сенсации, и знатный покойник, чье имя не называлось, был обозначен всего лишь как один из потомков императора. Кравиц начал поиски в 1960 году еще на заре своей молодости, и я осмелюсь предположить, что спустя 10 лет после начала раскопок его инвестор наконец-то поинтересовался у археологов, на какие именно цели были потрачены его денежки и где результаты их работы. Тем более, что ровно через год, то есть 15 августа 2002 года Кравиц сообщил о приостановке всех работ и их полной консервации. В июле 2002 года о своей версии громогласно заявил профессор из города Кызыл Орда Николай Абаев. Он называет местом своего открытия село Сосновка, расположенное в центральной части Тувы, где был обнаружен большой надгробный камень с описанием обряда захоронения Чингис Хаана, но каких-либо иных подробностей этим ученым по чему-то не приводится. Лично я сомневаюсь, что монголы, похоронив своего вождя, могли оставить сообщение о том, кто именно покоится под этим валуном. В декабре 2002 года торжественно объявляет о «великой находке» китайский профессор Цан-ху и называет регион, расположенный неподалеку от города Чин-Чинь, что в Уйгурском автономном округе. Зачем это было сделано, никому неясно. В китайские варианты никто и никогда из ученых не верил еще и потому, что данную версию эта страна всегда тесно увязывала со своей геополитикой постепенного захвата чужих территорий. В тоже время скрытно похоронить Правителя монголов вблизи довольно большого города было бы просто невозможно. На основе обнаруженных ими фундаментов учёные подробно описали устройство довольно большого мавзолея, но о том, куда подевался его «владелец», они ничего не сообщают и намерены искать тело в радиусе аж 12 километров на протяжении ещё не менее трех лет… Данное сообщение было показано в новостях 1-го и 2-го каналов Российского телевидения, где было хорошо видно, что раскопки вновь ведутся в ровной степи, а это означает, что о последнем наказе нашего героя искатели опять «позабыли» и по этой причине снова, мягко говоря, «грубо прокололись». Думаю, что настало время подвести некоторые предварительные итоги, из которых явствует, что все вышеперечисленные легенды и рассказы дошли до нас из глубины веков, и были либо специально в целях дезинформации грабителей «пирамид» придуманы хранителями Великой тайны, либо несут в себе отдельные достоверные сведения, смысл которых не только нужно суметь понять, но и, словно разноцветные паззлы различной формы , сложить всю информацию в единую мозаичную картину. Либо же они хитроумно зашифрованы с использованием древнего секретного кода , абсолютно неизвестного современному человеку. Всё то, о чем узнал читатель, взято мною из достоверных источников, которые при желании можно быстро и легко проверить, открыв публикации указанных выше авторов или «войдя» во всемирную сеть. Может быть, главной причиной этих неудач явилось то, что искатели приступили к работе исключительно на территории нынешней Монголии и имели на руках короткие и разрозненные по своему содержанию обрывки легенд и сказаний, которые «по секрету» им любезно поведали местные старожилы? В настоящей же, действительно развернутой и полномасштабной ГИПОТЕЗЕ должен соблюдаться принцип научности, включающий в себя постановку проблемы, подробный анализ её состояния на начало разработки, планирование путей её логического решения и, в итоге, достижение конкретных, неоспоримых результатов исследования. В своей основе версия обязана опираться на фундаментальный исторический письменный первоисточник, обязательно учитывать геополитическую обстановку того времени, а также народные традиции и обычаи, религиозные верования и обряды древних кочевников. Не меньшее значение имеют практические находки и открытия памятников или древних сооружений. В 1999 году, благодаря счастливой случайности, в мои руки попало древнее монгольское сказание «Алтан Тобчи» под авторством Лубсана Данзана. Прочитав его, я неожиданно понял, что Чингис Хаан, отвечая на вопросы сыновей о месте своего будущего погребения, описывает уникальные места , расположенные исключительно на берегах Северного Байкала. В этих строках узнаётся и 17-километровый песчаный остров Ярки, названый «переправой в широком море», и огромный байкальский сор, в целях конспирации умышленно именуемый «маленьким болотцем», и единственная тогда сухопутная дорога в наши края, обозначенная «горным проходом». Данную летопись, наверняка, не раз и не два прочитывали и вновь перечитывали самые различные ученые и писатели, но они не имели возможности посещать и видеть воочию, а тем более длительное время проживать здесь и изучать северное побережье священного моря. Кроме того, в этих местах мною были обнаружены десятки комплексов гигантских искусственных каменных сооружений. Согласно легенде, Великий Хаан похоронен рядом со своими любимыми сыновьями Тулуем и Угэдеем. Остальные Великие Ханы Монголии и члены их семей покоятся в некотором отдалении, в других местах, но все они объединены одним «Запретным Местом» под названием «Великое мертвое Царство Золотого Рода Чингизидов», сравнимым по своему величию лишь с Долиной Царей Древнего Египта. После самой первой публикации в газете «Молодёжь Бурятии» ко мне подошёл житель города Северобайкальск Иванов Аркадий, бурят по национальности, по комсомольской путёвке приехавший на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали из Ольхонского района Иркутской области и поведал мне такую историю. Его старенькая бабушка была шаманкой и долго не могла понять, куда это собрался и уезжает её любимый внучек? Когда же до неё дошло, то на её голове моментально все волосы встали дыбом, она забилась в истерике и громко закричала:«Аркадий, что ты делаешь, нашему народу в тех местах жить категорически запрещено! Это объясняется довольно просто: в границы Монгольской империи 13 века входили все вышеперечисленные регионы, не была исключением и северная часть озера Байкал. В целях создания удобных условий для выполнения простым народом священного обряда поклонения ДУХУ усопшего Вождя, правители Империи наметили ещё восемь различных территорий, расположенных поблизости от мест их постоянных кочёвок, на которых были объявлены, организованы и успешно проведены не менее величественные и пышные, но уже фиктивные похороны. Всё предыдущее время на протяжении двух лет факт смерти Великого Хаана тщательно скрывался, а страной управлял его младший сын Тулуй «Зеркало». В итоге тункинцы «хоронили» Повелителя под курганом в Орлике, борджигины «провожали» своего земляка в последний путь под холмом на Хентэе, уйгуры ставили белые юрты в Эджин Хоро, и так далее, и тому подобное… Всё выше перечисленное позволило ввести в заблуждение охотников за черепами и алчных грабителей «пирамид», которые существовали во все времена. Память же об этих событиях навсегда сохранилась в устных преданиях жителей соответствующих степных долин, а позднее нашла своё отражение в различных письменных источниках, в том числе и в рукописи под авторством Лубсана Данзана. Александр Клементьев. Могилу Чингисхана в последнее время находят с завидной регулярностью. Уже несколько мест в мире претендуют на то, чтобы считаться местом последнего упокоения правителя. Даже описание внешности хана вызывает удивление. В некоторых летописях утверждается, что имел он нехарактерные для монголов черты — голубые глаза и светло-рыжие волосы.

Похожие материалы

  • Навигация по записям
  • Могила Чингисхана
  • 2. Письменность в Монголии
  • Конец пути

Как был похоронен Чингисхан

  • Мировое ОТКРЫТИЕ на Северном Байкале!
  • Чингисхан — биография
  • Тайна рождения
  • Где захоронен чингиз хан. Где находится могила Чингисхана? Находка близ Биндэра
  • Где находится могила Чингисхана?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий