В марте Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ начинает предзапись на курс доктора психологии Виктории Шиманской «Эмоциональный интеллект. Развитие эмоционального интеллекта обеспечивает более гармоничные отношения с другими людьми, лучшее управление стрессом и повышение качества жизни.
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
Слушайте лучшие подкасты и аудио выпуски Эмоциональный Интеллигент бесплатно. Если говорить максимально просто и обобщенно, эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI) — это способность осознавать свои и чужие эмоции. Человек с высоким эмоциональным интеллектом поймает эмоцию на этапе её зарождения и сможет её проконтролировать, направить куда-то. Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях.
Почему это не работает: 5 мифов об эмоциональном интеллекте
Развитие эмоционального интеллекта обеспечивает более гармоничные отношения с другими людьми, лучшее управление стрессом и повышение качества жизни. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации. Отсюда напрашивается вывод, что эмоциональный интеллект — это то, что способствует лучшему понимание самого себя, окружающих, а значит и помогает состояться эффективной. Участники обсудили важную связь между эмоциональным интеллектом и успехом в школе и социальной сфере.
Как я прокачала свой эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств
Хотя «эмоциональный интеллект» – понятие достаточно новое, оно уже приобрело большую популярность и успело обрасти значительным количеством мифов. В этой статье я постаралась собрать основные характеристики эмоционального интеллекта. Эмоциональная интеллектуальность включает в себя умение распознавать, понимать и реагировать на чувства людей в онлайн-среде. Таким образом, эмоциональный интеллект играет ключевую роль в развитии личных качеств и навыков, которые существенно влияют на качество жизни и успех в различных сферах. Способность человека понимать и управлять своими чувствами и поведением современная психология называет эмоциональным интеллектом. Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе.
Новый уровень осознанности: психолог Роман Едавкин про эмоциональный интеллект и его развитие
Из чего состоит эмоциональный интеллект, как его развивать. Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей. Отсюда напрашивается вывод, что эмоциональный интеллект — это то, что способствует лучшему понимание самого себя, окружающих, а значит и помогает состояться эффективной. – Эмоциональный интеллект возможно развивать в абсолютно любом возрасте: как у пятилетних детей, так и у людей пятидесятилетнего возраста. Термин приобрел известность благодаря американскому психологу и спикеру Дэниелу Гоулману, который опубликовал в 1995 году свою книгу «Эмоциональный интеллект.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
Важный вопрос, который лежит в области эмоций: почему на самом деле происходит ссора? Считается, что профессионалы — «взрослые люди», а значит, они не должны обижаться или поступать из духа противоречия. Но не тут-то было! Мы до последнего будем отпираться и рационализировать, утверждая: «Я вовсе не расстроен, просто моя стратегия лучше». Однако часто за этими словами скрывается разочарование из-за того, что наши идеи а значит — нас самих не оценили по достоинству. В результате человек не замечает, как начинает подтасовывать факты, чтобы оказаться правым. Поэтому для каждого участника дискуссии важно: 1 спрашивать себя, где заканчивается то, в чём он уверен как профессионал, и начинается то, что он отстаивает, чтобы победить в споре; 2 понимать, где эта граница проходит у оппонента. Эти «мягкие навыки» помогут перевести обсуждение в продуктивное русло и выработать общую стратегию вместо того, чтобы спорить.
Заказчик хочет странного Проблема. Можно ли осуществить желания клиента и в то же время создать качественный продукт, если условия кажутся странными и трудно выполнимыми? Чтобы удачно провести переговоры, нужно быть немного психологом: все мы часто не отдаём себе отчёт в том, чего действительно хотим. Допустим, клиент пришёл с образцами, показывая их как пример удачного исполнения, однако разработчикам очевидно, что есть куда более современные и интересные решения. Можно согласиться и сделать продукт, за который будет стыдно, либо вступить в спор, отталкиваясь от конкретных деталей, и, возможно, лишиться клиента. Однако главное — понять, что именно нравится другой стороне в приведенных примерах, и помочь верно сформулировать запрос. Велика вероятность, что самым ценным является вовсе не устаревший дизайн или неудачное техническое исполнение, а нечто совсем другое.
Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации. На практикум были приглашены дети в возрасте от 13 до 16 лет. Для них были подготовлены таблицы чувств и методики для работы с ней.
Зубы чистим мы два раза в день, а некоторые после каждого приема пищи. С этой практикой надо поступать так же? Точно так же, минимум два раза в день, а лучше после каждой встречи, после каждых переговоров. Сейчас мы много работаем с врачами над темой выгораний.
Мы их прямо тренировали, чтобы после каждого пациента они проводили такие минутные практики —эффект выгорания практически уходит. Есть еще одна практика — уже в отношении управления. Как только мы такой блок проработали в отношении себя, дальше его надо проработать в отношении других. Вот тут поможет моя любимая практика. Поначалу она звучит странно. Называется «Намерение всегда позитивно». Суть в том, что нам надо понять, хотя поначалу это сложно признать, что намерения всех людей всегда позитивны.
Многие сперва не верят, как по Станиславскому. Действия и поступки людей могут быть просто ужасные, отвратительные. Давайте рассмотрим пример, с которого мы начали. Руководитель раздражается на сотрудника, может быть, даже повышает на него голос — действие неправильное. Не отвратительное, но все равно деструктивное. Некоторые подумают: «Что тогда, всех прощать, пусть дальше делают ошибки, опаздывают, тупят? Понятие позитивного намерения вовсе не означает, что мы должны все прощать, но оно позволяет нам не уйти в ответное эмоциональное раздражение, а вовремя распознать причину поступков другого человека.
Например, человек сдал отчет с ошибками. Это классический кейс, который мы разбираем почти на всех МВА программах. Какие есть позитивные намерения в том, чтобы сдать отчет с ошибками? Начинаем искать. Первое — он хотел его сделать вовремя, поэтому торопился. Но его намерение было позитивно — сдать отчет вовремя. Вторая гипотеза — он хотел все успеть.
Вот во многих компаниях, и это не секрет, есть свои задачи, то есть ты готовил этот отчет, а тут прибежал начальник и сказал: «Вот это срочно сделай». Возможно, человек недостаточно умеет управлять этими составляющими. Но его позитивное намерение было — успеть сделать все. Третье позитивное намерение —человек хотел выспаться или посидеть вечером с друзьями. Это суперпозитивное намерение, но только в отношении себя. В соответствии с тремся этими гипотезами наши действия будут абсолютно разными. Если мы просто взбесимся на человека, накричим, сами этот отчет переделаем, то он не научится правильно работать, не поймет, в чем глобальная причина.
Ситуация скорее всего повторится, мы потратим свои ресурсы — этот сценарий нас не устраивает. Раздражение показывает, что этой ситуацией нужно заняться — оно действует как сигнал. В первом сценарии мы садимся с этим работником и просто разбираем ситуацию. Но обязательно произносим: «Спасибо, что сдал отчет. Я понимаю, что ты старался сделать его вовремя. Это очень ценно». Сотрудник, когда это слышит, готов слушать дальше, как исправить ситуацию.
Если же в его картине мира важнее посидеть с друзьями вечером, тогда нужно четко обозначить границы, ценности компании и сказать: «Не уверен, что твой подход к отдыху и работе состыкуется с подходом нашей организации». Как я иногда говорю, вовремя уволенный человек — это спасенная судьба. И это нормально. Иногда людей нужно увольнять, но только это должно быть не на эмоциях, когда не выспался или кто-то что-то не вовремя сдал, а потому что, оказывается, человек не разделяет корпоративные ценности. Но видите: намерение всегда позитивно. Оно может быть позитивно в отношении работодателя, организации, или в отношении самого человека. Говоря не на языке ошибок, наказаний, упреков, а на языке изначального намерения, докопавшись до него, разобравшись, мы можем решать системные проблемы.
В организациях просто происходят невероятные прорывы, когда люди перестают надумывать друг на друга в духе: «Она мне специально документы не дала» Да, действие было неправильное, но мы уже работаем над решением. Простите за некорректный вопрос, но бывают ли эмоционально тупые люди? Мы много говорим про то, как слово влияет на нашу телесную и эмоциональную реакцию. Слово «тупой» имеет оценочную окраску, поэтому у меня сразу происходит ступор. Я бы сказала, что бывают эмоционально глухие люди. Мы много про это говорим, но в реальности стоит пройтись мимо детских площадок, где слышны фразы «Ты что, тупой? Ты что, не понял?
Есть огромное количество психологически и эмоционально травмированных людей. Так что наше общество еще не достигло высокой степени развития эмоционального принятия. Развивать эмоциональный интеллект может только человек сам развитый, с навыком принятия своих эмоций, когда он уже в этом разобрался. Я даже скажу больше, счастливый человек. К сожалению, не все люди себя ощущают счастливыми. Но это то, с чем, благодаря вашей передаче, я думаю, многие начнут работать. Некоторые модели закладываются вместе с родительскими установками — это отдельная тема.
Часто бывает опыт, когда человек понимает в подростковом возрасте, что проще не проявлять эмоции, не чувствовать — защитная реакция, которая работает и имеет позитивное подкрепление: «Зато меня не обижают, я сижу тихо, я сам по себе». У современных цифровых технологий две стороны: они, безусловно, развивают наш мир, но в то же время влияют на развитие эмоционального интеллекта, коммуникации, потому что люди все меньше общаются друг с другом — я имею в виду физический контакт. Я не вижу человека и могу распознавать его эмоции только по кратким сообщениям. При этом могу спокойно выживать: сидеть у себя дома, что-то делать, общаться только через чаты и, в принципе, нормально жить. В таком случае полноценный эмоциональный интеллект вряд ли будет развиваться. Работа над собой — это сложно. Но пусть это будет всего 2-3 минуты в день.
Формирование нейронных связей происходит за счет того, что мы просто выделяем на это внимание. Не надо думать, что все, моя жизнь должна с завтрашнего дня измениться. Прямо сегодня, как только услышали этот подкаст. Можно, конечно, сейчас остановиться, включить пять чувств, подумать, что я чувствую и почему. А можно вечером или просто сегодня к кому-то подойти, улыбнуться и искренне, осознанно подарить эмоцию. Это точно может сделать каждый.
А затем — выбирать цель сложнее. Так будет сохраняться постоянное движение не просто вперед, но и наверх. Зачем нужен эмоциональный интеллект в современных цифровых профессиях? Чтобы взаимодействовать с разными людьми Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми, в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно. Приведу несколько примеров. Первый — это так называемое коридорное тестирование, когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте. Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время. Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям. Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги. Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов. Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию. Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы. Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма. В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы.
Наша рассылка
- Эмоциональный интеллект: после 20 еще не поздно
- 15 лучших статей об эмоциональном интеллекте | Журнал Вестник Психологии
- Эмоциональный интеллект с Анной Сечкиной
- Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект. Почему все говорят о его важности?
Зрители вебинара особенно заинтересовались вопросами диагностики. А по поводу исследований, посвященных кибервиктимизации, суицидальному поведению и психопатии, состоялась небольшая дискуссия. Видеозапись вебинара доступна по ссылке.
Он позволяет художникам и ученым глубже понимать человеческую природу и творчески выражать свои идеи.
Пример работы над собой в творческом процессе, описанный Константином Станиславским, показывает, как важно развивать внимание, воображение и чувства для достижения подлинности и искренности в любом виде деятельности. Эмоциональный интеллект — это не просто модный термин, а фундаментальный инструмент для развития личности и успешного взаимодействия в обществе. Он требует постоянного саморазвития и самопознания, но взамен открывает бесконечные возможности для личностного роста и улучшения качества жизни.
В мире, где успех часто зависит от умения общаться и сотрудничать с другими, эмоциональный интеллект становится ключевым навыком, который помогает строить мосты между людьми, преодолевая различия и недопонимание.
Разбираемся в природе эмоционального мозга 5 января 2021 4 840 просмотров Лиана Хазиахметова Каникулы — время поразмышлять и узнать новое. Поговорим сегодня о строении мозга. Почему эмоции часто побеждают разум? Достаточно ли острого ума, чтобы добиться успеха в жизни? Американский психолог, признанный эксперт в области эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект» отвечает на эти и другие вопросы, а также доходчиво объясняет, чем отличается «обычный» интеллект от «эмоционального» и почему обладатели первого зачастую уступают место под солнцем обладателям второго. У нас два ума: один думает, другой чувствует. Из взаимодействия этих двух процессов складывается наша психическая деятельность. Процесс, осуществляемый рациональным умом, более заметен по результату полученное знание , насыщен мыслями, он отражает способность рацио обдумывать и размышлять. Наряду с этим есть и другая система познания, мощная и импульсивная, хотя порой и нелогичная, — ум эмоциональный.
В большинстве случаев эти умы строго скоординированы: чувства необходимы для мышления, а мышление — для чувств. Но если страсти бушуют, равновесие нарушается. Значит, эмоциональный ум взял верх и подавил рациональный. Развитие мозга Чтобы лучше понять, насколько сильным бывает влияние эмоций на мышление — и почему чувство и разум так легко приходят в состояние войны, — посмотрим, как происходило развитие головного мозга. Самая примитивная часть мозга у всех видов с более простой нервной системой — мозговой ствол, являющийся продолжением спинного мозга. Первичный мозг управляет главными жизненными функциями, например дыханием и метаболизмом, а также стереотипными реакциями и движениями. Простейший мозг не способен думать или учиться. Из ствола мозга возникли эмоциональные центры. У первых млекопитающих образовались новые жизненно важные слои эмоционального мозга. Данная часть мозга находится на границе между стволом и новой корой, поэтому ее назвали лимбической системой лат.
Новая область добавила эмоций в нашу палитру чувств. И когда мы оказываемся во власти страстного желания или ярости, по уши влюблены или содрогаемся от ужаса — все это результат действия лимбической системы.
Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо модель способностей [ править править код ] Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана см. Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон. Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта [10] : Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека главным образом неосознанно активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность , используя эмоции как фактор мотивации.
Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные амбивалентные, неоднозначные чувства. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения. Смешанная модель[ править править код ] Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.
Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении.
Зачем человеку эмоции
- Фото по запросу Emotional Intelligence
- В чём опасность развития эмоционального интеллекта
- Вебинар «Эмоциональный интеллект» в рамках проекта «Полезный вторник»
- EMOTIONAL INTELLIGENCE AS COMPONENT OF SUCCESS IN LIFE
- Другие сюжеты
- Об эмоциональном интеллекте и не только – в интервью с Федором Шаньковым
Иллюстрации
- Почему «эмоциональный интеллект» не просто модная тема | Вести образования
- Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
- Влияние эмоционального интеллекта на личность
- Как эмоциональный интеллект влияет на жизнь и карьеру: статистика и тренды 2023 года
- Эмоциональный интеллект: россиянам объяснили, что это такое и как он поможет найти работу
- Эмоциональный интеллект: для чего он нужен и как его развивать - СНЕЖАНА ЗАМАЛИЕВА