Есть в такой форме обучения и минусы: у ребенка куда больше свободного времени, чем было в школе, а значит, родителям нужно придумывать новые способы интересно и полезно проводить время (раньше они смело могли тратить это время на свои дела). Образования школа не дает, мы по качеству скатились с 3-го места на 35-е. Образования школа не дает, мы по качеству скатились с 3-го места на 35-е.
В школу можно не ходить. Что должны знать и уметь родители, чтобы организовать обучение на дому
И кое-кто уже подумывает: так, может, стоит сохранить этот режим и когда все наладится и вирус отступит? Фото: pixabay. За сверхкомфортное домашнее обучение на регулярной основе есть своя плата, причем довольно высокая. Выпадая из коллектива, «надомники» не могут приобрести важнейшие навыки - налаживать общение с другими людьми и подчиняться распорядку жизни, не зависящему от их желания. В итоге, закончив школу, возможно, даже лучше основной массы своих сверстников, посещавших школу, они сталкиваются с проблемами в вузе. Да с такими серьезными, что в ряде случаев оставляют мысль о получении высшего образования и идут работать на должности, не требующие квалификации и не предполагающие высоких окладов. Оказалось, что государственные мужи, люди во власти, не понимают базовых вещей: школа обеспечивает не интерес, а социализацию! Ну а в самом деле: так ли уж необходима ребенку эта самая «социализация», и можно ли без нее обойтись? В начальную школу она пошла. Но после небольшого конфликта со сверстниками мы перевели Веру на домашнее обучение: так было спокойнее по словам специалистов, правильнее называть этот вид обучения не домашним, а семейным, заочной или очно-заочной формой, но сути дела это не меняет - «МК». Был и другой фактор, который сыграл в пользу домашнего обучения: нас не очень впечатляла классная руководительница.
В итоге учеба дома у дочки шла отлично, программу мы осваивали даже шире, чем в школе, и заметно быстрее. К Вере приезжала сначала одна учительница, которую выбрала мама. Затем - преподаватели по различным дисциплинам. Учеба продвигалась прекрасно, мы все не могли на это нарадоваться, а. Вера очень гордилась, что ее результаты ЕГЭ были такими высокими, что она без проблем поступила в отличный вуз, который выбрала. Увы, дальше все пошло намного хуже, вздыхает мама. В конце концов, накопив академических «долгов», она ушла из-за нервного срыва и не захотела учиться! Чем эта история закончилась? Работой с психологом, а затем восстановлением через два года на вечернем отделении. Психолог, работавший с Верой, вскоре понял: девушка привыкла ко вниманию со стороны репетиторов и, столкнувшись в вузе с самостоятельностью, не справилась.
Здесь ее никто не контролировал, не спрашивал, как у нее дела, не объяснял. Вернее, чтобы преподаватель объяснил, надо было сначала его найти, попросить о помощи. А Вера к этому не привыкла. Правда, ребята-сокурсники общались друг с другом, пересылая в чатах не только приколы, но и полезные ссылки, лекции, события, информацию о переносах занятий. Но Вера была вне этой коммуникации, а потому, бывало, пропускала занятия. Таким образом, первый курс, время активной адаптации в новом образе жизни, у нее он был крайне сложным. И девушка не выдержала этого испытания. И это был запрограммированный кризис, поскольку даже самый слабый класс обеспечивает главное: социализацию ребенка,- разъяснила «МК» суть проблемы Светлана Симоненко.
Но, к сожалению технически не всегда это можно реализовать, тогда есть вариант использования видео-уроков. Школьный урок снимается на камеру и демонстрируется ученику дома.
Кроме депривации и отрыва ребенка от коллектива, есть еще одна причина по которой родители не хотят переводить ребенка на надомное обучение. В сравнении с обычными школьниками «надомники» учатся мало. Но если учесть, что работа с ними ведется индивидуальная сравнимая, по сути, с репетиторством, но оплаченным школой , то часы, проведенные с учителем, по эффективности и продуктивности смело можно удвоить. Но их все равно недостаточно для освоения программы в полном объеме. В идеале у ребенка должно быть несколько вариантов получения образования, чтобы можно было выбрать лучший именно в конкретном случае. Для кого-то на самом деле и 8 часов может быть достаточно. А кому то и 20 мало. Возможно, нужно лучше изучать имеющиеся возможности и персонально работать с каждым ребенком, выбирая для него оптимальные формы, методы и траектории получения образования. Особенностью организации образовательного процесса на дому является включение в образовательную деятельность родителей обучающегося. Педагог, обучающий ребенка на дому, проводит индивидуальные консультации с родителями, согласует с ними программу обучения, формирует у родителей адекватную оценку возможностей ребенка.
В работе с родителями есть много трудностей. Родители могут сотрудничать, могут безучастно требовать результатов обучения, а могут и вовсе быть равнодушными ко всему образовательному процессу. Участливые родители выполняют все рекомендации, домашнее задание, помогают учителю в изготовлении дидактических пособий для своего ребенка. Такая совместная работа учитель-ученик-родитель, конечно же, дает хорошие результаты, и мы видим хорошую динамику развития ребенка. Хочу обратить внимание и на то мой опыт работы это подтверждает , что дети с заболеваниями, но посещающие школу, развиваются, обучаются, социализируются успешнее, чем их ровесники, находящиеся дома. Хотелось бы рассказать о своем опыте работы учителем надомного обучения. Учеников у меня трое.
Это называется первичной социализацией.
Любой класс в школе - это коллектив, где собраны дети с разными ценностями, полученными в семье. Хорошо, конечно, когда ребенок взаимодействует с разными детьми. Но стоит помнить, что не каждый готов к этому, не каждому комфортно сталкиваться с ценностями других. Еще одно возможное явление в школе - буллинг. Причем как от одноклассников, так и от учителей. Но если в начальной школе подобную проблему можно решить с педагогом и школьным психологом, перевести ребенка в другой класс, то в средних и старших классах придется отправлять сына или дочь в другую школу. Буллинг в подростковом возрасте говорит о том, что скорее всего класс уже давно педагогически запущен и внутри коллектива наладить обстановку практически невозможно. В секциях и кружках все-таки неблагоприятная атмосфера встречается в разы реже.
Там собираются дети с общими интересами, и они обычно учатся делать одно дело вместе. Подобное взаимодействие не только благоприятно для социализации и психики, но и больше напоминает рабочий процесс во взрослой жизни. Дети, которым точно нужно учиться дома Если ваш ребенок робкий и стеснительный, если он с трудом переносит чей-то крик и строгий голос, то ему лучше дать возможность учиться дома. Но не посадить его там, а начинать социализировать через кружки, секции, игру во дворе с другими ребятами. Хочу еще отметить одаренных или нестандартно мыслящих детей. Есть малыши, подростки с очень пытливым умом, с нестандартными вопросами, умеющие делать свои выводы или имеющие свое мнение. Очень часто они подвергаются давлению со стороны учителей. Случаи из моей практики говорят о том, что это случается не так уж и редко.
Таких детей я бы тоже советовала переводить на домашнее обучение, чтобы сохранить их уникальность. Если же ребенок очень общительный и рад быть в любых коллективах, если это доставляет ему удовольствие, то школа может стать для него комфортным местом. И здесь домашнее обучение можно исключить. Как решиться на домашнее обучение Принимая решение о домашнем образовании, родителю стоит оценить свои силы, наличие свободного времени, финансовое положение. Нужно поговорить с ребенком на эту тему, узнать его мнение, объяснить, как и что будет происходить на домашнем обучении, продумать, как он будет общаться со сверстниками, чем будет заниматься в свободное время и т. Также можно всегда пообщаться с родителями, у которых уже есть такой опыт, узнать о сложностях, с которыми они сталкиваются. И помните, учиться дома можно разными способами: Есть образовательные площадки, где детей официально прикрепляют к школам, где можно учиться, как в обычной школе, только в своем темпе. Есть школы, в которых можно проходить только аттестации, а обучаться самим.
Но самое важное - прислушаться к своему ребенку, понять, что ему будет полезнее. И если это школа, то выбрать подходящую: системы тоже могут сильно отличаться.
Какие документы нужно собрать? Если переход на домашнее обучение осуществляется по состоянию здоровья, то нужно получить заключение медкомиссии и отнести её в школу. После директор обязан подписать договор. В случае с семейным обучением необходимо первым делом сообщить в администрацию города. Если вы живете в Питере, уведомляем отдел управления образованием, если в Москве — сообщаем в адрес управы района. После этого необходимо выполнить следующие шаги: Всё. После этого учиться можно будет дома. Если администрация школы отказывает вам в переходе на домашнее или семейное обучение, потребуйте письменный отказ, чтобы вы могли ссылаться на него.
Если на директора это не повлияло, то нужно написать заявления в местное управление образования. Любой ребёнок имеет право учиться дома, согласно федеральному закону. Кстати, перейти на домашнее обучение можно даже по одному предмету — закон допускает сочетание нескольких форм образования. Как будет проходить мое обучение? На домашнем обучении администрация школы и родители составляют расписание, по которому учителя будут заниматься с ребенком. Осваивать нужно ту же образовательную программу, что и одноклассники, но в индивидуальном порядке. Если же вы перешли на семейное образование, то школа никак не будет участвовать в учебном процессе, а только лишь проводить аттестацию. Ответственность за учёбу лежит на родителях.
Как организовать домашнее обучение ребенка
Домашнее или семейное обучение: в чем разница, плюсы и минусы | Разбираем плюсы и минусы домашнего обучения, говорим о его видах и особенностях, кому это удобно. |
Как я перевела дочь на семейное обучение и стоило ли это делать | Все плюсы и минусы домашнего обучения: принимаем взвешенное решение о смене формы образования. |
Домашнее или семейное обучение: в чем разница, плюсы и минусы | Как перевести ребенка на домашнее обучение, как оно проходит и сколько стоит домашнее образование — узнайте в материале Forbes Life. |
Домашнее и семейное обучение. Рассказываем, как устроены эти модели образования | Обучение на дому имеет свои плюсы и минусы, и чтобы не выбрали родители (хотя не так часто у них есть выбор) необходимо в полной мере использовать все преимущества индивидуального обучения, и максимально сгладить минусы. |
Как перевести ребенка на домашнее обучение и в чем его плюсы и минусы?
Предоставление документа о зачислении в течение двух рабочих дней. Выдача официального аттестата по государственному образцу. Возможность сдать аттестацию сразу за два класса в течение одного года. Как начать домашнее обучение Что нужно, чтобы начать семейное домашнее образование? Если вы приняли окончательное решение, тогда изучите пошаговую подробную инструкцию.
В ней изложен процесс перехода на домашнее обучение по всем правилам. Нельзя просто прекратить ходить в школу. В этом случае руководство организации должно выяснить причины пропусков, а при их отсутствии сначала встретиться с родителями ученика, а потом оповестить органы опеки о невыполнении отцом и матерью прямых родительских обязанностей, в перечень которых входит обеспечение условий для получения образования. Отчисление из школы Первый шаг — отчисление из учреждения, в котором ребёнок учится.
Родитель должен на имя директора написать соответствующее заявление по образцу либо с заполнением готового бланка. Желательно составить два экземпляра, чтобы первый вручить лично руководителю школы или его секретарю, а второй оставить у себя, предварительно попросив принимающего сотрудника поставить пометку об успешно осуществлённой регистрации документа. После обработки полученного заявления выходит приказ об отчислении будущего хоумскулера. Родители забирают медицинскую карту своего ребёнка, а также его личное дело.
Вместо отчисления можно попробовать заключить со школой отдельный договор о получении образования в семейной форме. В таком случае соглашение о традиционном обучении, заключенное ранее, расторгается. Но с хоумскулерами работают немногие заведения. Если ребёнок в школу ещё не ходит, то этот шаг пропускается.
Оповещение департамента по образованию Согласно действующему закону, в течение максимум пятнадцати календарных дней с даты выхода приказа об отчислении ученика из школы либо не более чем за пятнадцать дней до начала очередного учебного года родители должны обязательно оповестить о планируемом переходе на домашнее обучение местное отделение департамента по образованию. Уведомление данного органа — официальное. Можно оповестить департамент лично либо дистанционно. В первом случае по бланку или образцу составьте заявление и передайте его в учреждение, расположенное в вашем городе.
Дистанционно можно уведомить орган письмом, причём лучше заказным, с оповещением о состоявшемся вручении, а также с описью вложения это подтвердит, что документ был получен. Если местный департамент владеет онлайн-приёмной либо официальной электронной почтой, то можно выслать файл с заполненным бланком на e-mail. Но в таком случае, скорее всего, потребуется электронная цифровая подтверждённая подпись. Выбор места аттестаций Подробно об аттестациях написано ниже.
И для их прохождения нужно выбрать место. Вариантов несколько: Прежняя школа, из которой ребёнок отчислился. Другая государственная школа, которая в большей мере подойдёт для семейного образования. Частная школа.
Ребёнок может учиться в ней или только аттестоваться. Такой вариант часто выбирают родители, которые не могут учить детей самостоятельно и не хотят нанимать репетиторов. Специализированная платформа для аттестаций, которая сотрудничает со школой именно на её базе проводятся тестирования. Пример — «СОнариум».
Тут ребёнок может аттестоваться сразу за два учебных года, быстро и без проблем. Сайт платформы имеет удобный интерфейс. После регистрации и зачисления, которое осуществляется в течение двух рабочих дней, учащийся получает доступ к персональному кабинету с материалами для самостоятельной подготовки, а также с тестами. Аттестации проходят удобно: без видеофиксации, с возможностью нескольких попыток.
Все вопросы соответствуют школьным программам и федеральным государственным образовательным стандартам ФГОС. Чтобы пройти аттестацию, можно прикрепиться к организации на неопределённый, длительный срок в том числе на постоянной основе или же только на время тестирования. При выборе места проверок знаний нужно учесть наличие разрешающей деятельности лицензии и аккредитации, график тестирований и их правила, а также возможность подготовки к вопросам. Если вам удалось найти место аттестаций, которое подходит по всем параметрам, то нужно заключить с организацией договор о зачислении на период тестирований или на более долгое время.
Для этого необходимо предоставить три основных документа: заявление на прохождение промежуточной аттестации, паспорт заявителя, а также свидетельство о рождении будущего хоумскулера. Могут потребоваться бумаги, которые родители забрали в прошлой школе: медкарта, личная дела. Но обычно достаточно основной документации.
Да и педагоги часто не заинтересованы в посещении «надомников» ни материально, ни лично, и относятся к своим обязанностям более чем равнодушно. О плюсах надомного обучения рассуждать сложно потому, что предпосылкой к нему всегда является беда одной семьи.
Однако можно говорить о том, что оно позволяет ребенку получать знания в меру сил и возможностей и не отрываться от учебного процесса при длительном лечении либо реабилитации. Семейное обучение Эта форма подразумевает, что родители осознанно забрали ребенка из школы и учат дома. Предпосылки могут быть любыми — от психологических до религиозных. К такому решению может прийти семья, которая часто переезжает или в которой дети профессионально занимаются спортом, то есть постоянно ходят на тренировки и участвуют в соревнованиях. А еще семейное обучение порой выбирают родители, считающие, что их ребенок опережает сверстников и нуждается в индивидуальной программе.
Иногда причиной может служить недовольство школой и серьезные конфликты ребенка с одноклассниками. Учителя к детям, находящимся на семейном обучении, не ходят — родители занимаются с ними сами, приглашают репетиторов или подключают онлайн-школы. Ученик имеет право на бесплатные учебники из школьной библиотеки и консультации педагогов. В школе он появляется только на промежуточных и итоговых аттестациях — они проходят по индивидуальному плану или в то же время, что и у сверстников. Плюсы очевидны: ребенок не привязан к школьному расписанию, может получать знания в удобном темпе, с учетом личных потребностей и планов.
Кроме того, семейное образование при желании доступно любому. Вопрос в том, достаточно ли ребенок дисциплинирован и способны ли родители грамотно наладить учебный процесс. А еще, скорее всего, членам семьи придется терпеть косые взгляды и неуместные вопросы: «Почему не в школе? Что-то со здоровьем? Домашнее образование как осознанный выбор в России пока не прижилось.
Перевести сына или дочь на семейную форму обучение родители могут по заявлению в департамент образования и договору со школой. Подробнее о том, что такое семейное обучение , порядке перевода и о том, как организовать занятия дома, читайте в нашей статье. Кстати, решение о форме обучения можно изменить: по закону ребенка имеют право перевести обратно в школу в любом классе. Кроме того, в некоторых регионах РФ родители могут получать компенсацию за семейное образование — им выплачивают деньги, которые государство тратит на обучение каждого ученика в школе. Сумма может разниться в зависимости от субъекта Федерации.
Дистанционное обучение Юридически самостоятельной формой домашнего образования не является. Ребята, обучающиеся таким образом, осваивают обычную школьную программу с применением дистанционных образовательных технологий ДОТ. Под таковыми, согласно закону, понимаются «технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных сетей при опосредованном на расстоянии взаимодействии» учеников и педагогов. Дети и учителя общаются по видеосвязи, ученики отправляют готовые задания преподавателям в электронном виде. Аттестации в основном очные.
Формы аттестаций бывают разными: Письменные. К ним относят выполнение заданий, написание самостоятельных и контрольных работ, эссе, сочинений, изложений, диктантов, а также прохождение тестов с вопросами. Такие аттестации предполагают беседы с учителями, во время которых учащиеся отвечают на вопросы, выступают с подготовленными рефератами. Это может быть прочтение текста с последующим пересказом и письменными ответами на вопросы. Такой формат актуален для физики, биологии, химии: по этим предметам могут проводиться лабораторные работы. Удалённо учащийся может проходить тесты, отправлять выполненные задания по электронной почте или другими способами, например, в мессенджерах. Для такого формата нужен выход в интернет. Как часто проводят промежуточные аттестации?
Общей для всех периодичности нет, она определяется конкретной организацией. В младших классах желательно аттестовать учеников чаще, та как редкие проверки больших объёмов знаний — это значительная нагрузка. Если аттестация пройдена, ребёнок получает справку со списком дисциплин и с оценками. Если учащийся не аттестован без веских причин, возникает академическая задолженность, которую нужно в установленные образовательной организацией сроки ликвидировать. На это даётся две попытки, причём при последней присутствует специальная комиссия. Если задолженность не устранена, то, согласно 58-й статье регламентирующего сферу образования закона 273-ФЗ, ребёнок с домашнего обучения переводится на образование в школе. Аттестации промежуточного типа чаще всего устраиваются по всем главным дисциплинам и второстепенным предметам. Это русский и иностранный язык английский, французский , история, математика, биология, география, литература, химия, физика, обществознание и прочие.
Если ребёнок посещает спортивную секцию, то он может взять там справку об успешной сдаче нормативов, которую засчитают, как аттестацию по физкультуре. Также можно подтвердить тестирование по ИЗО или музыке, взяв соответствующий документ в музыкальном или художественном кружке. Во время прохождения промежуточных аттестаций учащийся считается экстерном и получает право пользоваться ресурсами организации: брать учебники и книги из школьной библиотеки, получать консультации психологов и педагогов. Также он может участвовать в олимпиадах и конкурсах, посещать тренажёрный зал, ходить на кружки. Итоговые экзамены Аттестации итоговые — это обязанность каждого учащегося, в том числе ребёнка, который находится на домашнем образовании. Обучение в 9 классе завершается основным государственным экзаменом — ОГЭ. В 11 классе выпускники сдают единый государственный экзамен, называемый сокращённо ЕГЭ. Все государственные итоговые аттестации ГИА проходят только в муниципальных общеобразовательных учреждениях, с обязательным личным присутствием учащихся, включая хоумскулеров, которые обязаны соблюдать единый для всех график.
Стоимость домашнего образования Сколько стоит домашнее обучение? Это зависит от того, как оно организуется. Теоретически оно может быть бесплатным, если родители обучают ребёнка сами, без привлечения частных учителей. Но фактически избежать расходов сложно. Сколько стоит домашнее обучение с репетиторами? Цена зависит от стоимости услуг педагогов и их количества. Можно нанимать преподавателей не по всем предметам, а по самым сложным. Сколько стоит домашнее обучение в онлайн-школе?
Это зависит от её расценок, пакета услуг, уровня подготовки, программы и прочих особенностей. Например, закончить 7 класс наверняка стоит дороже, чем пройти 5 класс, так как программа включает больше предметов. Домашняя школа, которая работает в онлайн-режиме, может предлагать разные тарифы. Прохождение аттестаций — это, как правило, бесплатно. Государственные школы не могут требовать от родителей переводить или сдавать деньги за тестирования. Всё должно быть устроено без оплаты. В частных заведениях и онлайн-школах аттестации входят в стоимость всего обучения. Если вы планируете использовать аттестационную платформу, то этот вариант платный, но предполагает не только тесты, но и подготовительные мероприятия.
Достоинства, недостатки обучения дома Что лучше: домашнее образование или школа с регулярными посещениями уроков? Чтобы понять это, нужно проанализировать существующие плюсы и минусы обучения дома. Сначала изучим преимущества домашнего формата образования: Максимально комфортный режим семейного обучения. Если в школе длится урок стандартные 40-45 минут, то дома можно заниматься как дольше, так и меньше, в зависимости от возраста, усидчивости, темперамента ребёнка.
Можно было бы остаться и в районной, по прописке, но Анна рассудила, что проще будет получать образование там, где уже знакомы с таким подходом. Постоянно рядом с сыном Анна не сидит — их день, как мозаика, состоит из небольших дел. Сначала мама объясняет сыну новый материал, а затем дает возможность работать самостоятельно. Пока Алеша учится, по возможности отвлекаю младших — у меня еще две дочки, 4 и 1,5 года. После обед и тихий час, потом мы можем доделывать домашнюю работу, что-то читать, обсуждать или смотреть образовательные фильмы. В день мы берем для изучения не больше двух предметов — скажем, сегодня это русский и чтение. Сначала мы пробовали заниматься по-школьному —3-4 предмета ежедневно, но скоро я поняла, что удобнее сосредоточиться на одной или двух темах, но проработать их основательно». Главная цель Анны — дать ребенку ту самую «удочку», с помощью которой он сам сможет добывать знания. Сейчас это сложно, потому что он еще маленький, поэтому многое мы делаем вместе. Но я стараюсь постепенно передавать ему часть контролирующих функций: например, Алеша ведет дневник, где записывает задания и предметы по дням недели». Экзамены за первый класс мальчик сдал успешно — по всем предметам зачет. Оценки начинаются со второго класса, и теперь уже будет не одна — финальная, а две аттестации, осенью и весной. Сдавать их можно будет полностью удаленно: нужен только компьютер, с помощью которого ребенок проходит тесты онлайн и пересылает сканы страничек, написанных от руки. Такой подход, кстати, здорово экономит время и не привязывает семью по территориальному признаку — скажем, зиму можно проводить в теплых краях. Анна пока что справляется с обязанностями мамы и педагога, но в настоящий момент пребывает в поиске репетитора по английскому языку — это тот предмет, в котором она, увы, не сильна. О том, останется ли Алеша дома до 11 класса, или пойдет в школу, она говорит осторожно. Меня не пугают физика и химия, потому что сейчас полно видео и курсов в интернете. Было бы желание, а возможности найдутся! Как перейти на семейное обучение Есть различные формы: заочная и очно-заочная, родители также рассматривают различные дистанционные программы. В первом случае ребенка обучают родители, и в школе он появляется один или два раза в год в зависимости от требований образовательного учреждения , чтобы пройти аттестацию. Впрочем, теперь можно и не приходить вовсе — все экзамены при наличии технического оснащения легко сдать по интернету. При очно-заочной форме обучения ребенок может посещать занятия по трудным для него предметам, проходить консультации перед экзаменами, а то, что кажется понятным и простым, осваивать самостоятельно. Дистанционные программы подразумевают онлайн-образование с помощью скайпа и других современных технологий. При любой форме обучения необходимо подать документы на зачисление ребенка в учебное заведение. Если вы уже учитесь в обычной школе — можно попробовать договориться с администрацией и написать заявление о переводе на семейное обучение. Если же ребенок идет в первый класс или меняет школу, лучше выбрать ту, что знакома и активно поддерживает этот формат обучения — так будет проще и родителям, и ребенку, и педагогам. Это может быть как государственная, так и частная школа. Расходы в этом случае разнятся — от бесплатного госшкола до примерно 15000 рублей в месяц частная школа. Часто учебники и пособия можно получить бесплатно. Первой была старшая дочь Аня — после 9 класса она приняла решение уйти из школы, чтобы сосредоточиться «на поисках себя». В результате девочка решила готовиться к ЕГЭ по английскому языку, а «неважные» предметы прошла удаленно, записавшись с помощью онлайн-платформы «Экстерн-офис». В свое время этот проект была пионером интернет-образования и собирала учеников со всей России.
О плюсах и минусах домашнего обучения
В этом случае вы имеете право получать консультации учителей. А можно учиться по семейной форме и, когда понадобится аттестат, нужно будет сдавать в школе все предметы. Как узнать, подойдет ли ребенку домашнее образование? Этот вариант обучения подойдет всем детям, если оно компенсируется родителями.
Родители должны быть ответственными и иметь ресурсы, чтобы организовать ребенку полноценную среду как обучения, так и в социальном смысле. Если вы считаете, что кто-то другой без вашего непосредственного участия должен будет это организовать, то вашей семье домашняя форма обучения не подойдет. Также может не подойти вариант обучения дома детям-общественникам, которым просто необходима власть, общественная и организаторская деятельность.
В этом случае школа может быть чуть ли не единственным местом для реализации этих амбиций. Но таких детей — единицы… Как ребенок, находящийся на домашнем обучении, будет учиться взаимодействовать со сверстниками? Как проходит социализация?
Если мы посчитаем, что 24 часа в сутки три месяца во время летних каникул, еще месяц осенних, зимних и весенних каникул, плюс субботы и воскресенья, плюс праздничные дни и время вне школы — столько времени в году ребенок находится вне школьного коллектива. Затем нужно учитывать, что эта самая социализация в школе проходит во время школьных перемен, которые длятся по 10 минут. Сколько времени ребенок может свободно общаться со сверстниками в школе?
Можем ли мы быть уверены, что это мизерное время обеспечит социализацию ребенка? Самая лучшая социализация происходит в компаниях, за которыми нет присмотра взрослых, так сказать, в неструктурированном обществе. Идеальный вариант — дворовая компания.
Либо в объединениях по интересам: кружках и секциях. Есть различные оздоровительные лагеря и санатории. Этого более чем достаточно для того, чтобы научиться взаимодействовать с людьми.
Когда в помещение школы согнали детей одного возраста без каких-либо общих интересов — это неправильная модель для социализации. В реальной взрослой жизни модели другие. Общие цели и интересы встречаются у людей совершенно разного возраста.
Поэтому я считаю, что школьная модель даже ухудшает или уменьшает социализацию. Если взять определение социализации из Википедии, что это способность достичь успеха во взрослом обществе, то вероятность взрослого успеха после школьной модели снижается. Во многих школах педагоги не следят за воспитанием детей.
Мы можем наблюдать травлю со стороны одноклассников, даже преступления детей друг против друга… И приобретение привычки угождать асоциальным личностям в школе совсем не является правильной социализацией ребенка.
Мне было страшно рассказать своим новым знакомым о том, что я не хожу в школу. Я видела непонимание и очень смущалась. Фотография из личного архива автора В 14 лет в первый класс Так продолжалось несколько лет, а к 9 классу я, наконец, осознала, что можно рискнуть и попробовать учиться, как большинство: вставать рано утром и ходить в школу со всеми вместе. Маме сказать было не страшно, было страшно решиться на это самой. Я очень верила в то, что не справлюсь, что я слабая, что не потяну, ударю в грязь лицом и миллион других подобных мыслей съедали меня изнутри.
Мама удивилась моему решению, так как за 4 года мы ни разу не обсудили с ней эту тему. Она искренне верила, что мы совпадаем во взглядах на домашнее обучение и обе думаем, что ничего приятного в ежедневых походах в школу нет. И вот я пошла в школу. Словно в первый класс, только в 14 лет. Мама предложила пойти в самый слабый класс, чтобы я точно справилась. В этом классе почти каждый день пили водку, начиная с первого урока передавая её под партами, а не пили только несколько беременных девочек.
В грязь лицом я не ударила, хоть и не пила водку и не была беременной, а ведь снова была «не как все». Но класс был хороший, несмотря на их образ жизни, и мне там было комфортно. Училась я лучше всех, всем подсказывала и меня все быстро полюбили. Мне очень не хватало знаний, как вести себя в школе. Я не понимала местных шуток, не умела хитрить, незаметно дать списать или ответить обидчику.
Устоявшаяся десятилетиями классическая система школьного образования не гарантирует удачного определения своего места в жизни и успешной самореализации. Сегодня домашнее обучение — отличная альтернатива, позволяющая дать ребенку качественное образование и необходимые в современном мире знания и навыки. Автор текста: Анна Баркова.
Другие не сталкиваются с жизнью больших систем и необходимостью подстраиваться под них, что дает много плюсов прямо сейчас — например, не надо рано вставать, но откладывают эту задачу адаптации. Это не значит, что обязательно караул, может быть, он в 17 лет пойдет и быстро адаптируется. Почему так трудно учить своего ребенка Может быть, какие-то дети в старших классах могут учиться сами, но не все. Я знаю таких детей. Семейное обучение требует больших ресурсов, не всякая семья на это способна. Если ребенок не в самых старших классах, это значит, что кто-то должен этим заниматься. Либо это должен быть педагог домашний, либо кто-то из родителей — это огромный объем работы. Еще есть риск смешения отношений. Все-таки отношения «ребенок и родитель» и отношения «ребенок и наставник» — разные.
Например, в отношениях с наставником много оценочности. От родителя оценочность на порядок болезненнее воспринимается, и ребенок более уязвим. Учительница что-то сказала — это она такая.
Домашнее обучение: за и против
Поэтому какое-то время мы пробовали общаться, но всё быстро сошло на нет. Таким образом, мои мысли, что я «не такая, как все» очень прочно укоренились в моей голове. Что у меня за болезнь такая? Мне даже не приходило в голову спросить у мамы, что вообще произошло. Почему я сижу дома. Что у меня за болезнь такая. Почему это лучше, чем быть «как все». Я верила, что мама лучше знает, и раз мои оценки изменились — значит всё правильно. Я ходила в музыкальную школу, на танцы, занималась биатлоном. У меня была довольно насыщенная жизнь помимо домашнего образования, появились друзья. Но мысль о том, что я, к сожалению, не такая, как все, продолжала меня мучить.
Мне было страшно рассказать своим новым знакомым о том, что я не хожу в школу. Я видела непонимание и очень смущалась. Фотография из личного архива автора В 14 лет в первый класс Так продолжалось несколько лет, а к 9 классу я, наконец, осознала, что можно рискнуть и попробовать учиться, как большинство: вставать рано утром и ходить в школу со всеми вместе. Маме сказать было не страшно, было страшно решиться на это самой. Я очень верила в то, что не справлюсь, что я слабая, что не потяну, ударю в грязь лицом и миллион других подобных мыслей съедали меня изнутри.
Классная комната Необходимость домашнего обучения обуславливается несколькими факторами — образом жизни родителей и особенностями ребенка.
Семье из мегаполиса, в которой и папа, и мама работают в офисах «с девяти до пяти», практически невозможно, да и бессмысленно переводить ребенка на экстернат — нанять ему педагога по всем предметам достаточно сложно. Для такой формы учебы нужен взрослый, который сможет выделять хотя бы несколько часов в день для занятий с ребенком, контакта с образовательным учреждением и контроля самостоятельных уроков. Домашнее обучение — оптимальный вариант для семей, которые вынуждены много путешествовать, переезжать из города в город, жить за границей, в небольших удаленных поселках вдали от приличных школ. Индивидуальные занятия или неполное посещение школы необходимы тяжелобольным детям, при некоторых особенностях развития аутизм, СДВГ или ограниченных возможностях, усыновленным детям с тяжелой педагогической запущенностью. Временное домашнее обучение на один учебный год — часть реабилитации после тяжелых стрессов и психотравм, опасных заболеваний и т. В некоторых ситуациях на экстернат имеет смысл переводить одаренного ребенка с аутичными чертами личности.
Индивидуальное обучение вряд ли подходит общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине малышам. Формы домашнего обучения Анскулинг — отказ от школы и школьной программы вообще. Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т.
Возможность семейного образования в нашей стране законодательно закреплена с 1992 года и предусматривает три формы: надомное для детей с проблемами здоровья ; семейное; дистанционное.
Причины перехода на домашнее обучение Недовольство родителей современной системой образования, содержанием школьных учебников, уровнем преподавания, перегруженностью программы ненужной информацией, неэффективностью школьного обучения побуждает их все чаще выбирать домашнее обучение для своих детей. Основные причины перехода на домашнюю форму образования: частые пропуски школы, связанные с профессиональными занятиями ребенка спорт, музыка ; высокий уровень умственных способностей дети-вундеркинды, опережающие своих сверстников в развитии ; характер работы родителей, связанной с постоянными переездами; религиозные убеждения родителей, желание вырастить ребенка в своей системе ценностей, обезопасить от негативного влияния; недостаточное знание русского языка и уровень готовности к школе у детей эмигрантов, желающих получить российское образование; потребность в восстановлении эмоционально-психологического равновесия ребенка, желание оградить его от предвзятого отношения учителей, нападок и травли со стороны сверстников; состояние здоровья ребенка. Плюсы домашнего обучения Практика доказала, что домашнее обучение эффективнее классического: школьная программа изучается в несколько раз быстрее, полученные знания глубже и качественнее.
Проказы во время урока — это попытки самовыражения и бунт против системных требований». А еще, как говорит Виктория, в школе ребенок получает опыт положительных взаимодействий, тандемов и социальных успехов, публичных выступлений, ораторских навыков. Впрочем, дети, которые активно занимаются спортом или музыкой и из-за этого находятся на домашнем обучении , все же частично получают социализацию и реализуют свой потенциал. Другая проблема семейного обучения — сложность его организации. Иногда родители объединяются в семейные школы: арендуют помещение и делят расходы на репетиторов.
Дети посещают «классы» один-два раза в неделю, а остальное время занимаются дома. Но иногда недостатки домашнего обучения могут оказаться настолько весомыми, что ребенок или родители решают вернуться к обычной школьной схеме. Юлия Шувалова Историк, писатель, переводчик, член Всероссийского общества «Знание», руководитель творческо-образовательного сообщества «Гуманитария» «Домашнее обучение не освобождает от выполнения школьных аттестационных работ. В прошлом учебном году ученица 10-го класса переходила на домашнее обучение, но все закончилось тем, что ее постоянно вызывали в школу на олимпиады, МЦКО, ВПР и прочие контрольные работы. В этом году она учится в 11-м классе очно». Есть ли перспективы у семейного обучения В 2021 году, по данным Минпросвещения, на семейном обучении находились 16 500 детей. По неофициальным данным на 2023 год их может быть 90 000. Это капля в море от общего числа детей школьного возраста в России, но динамика показывает, что семейное обучение в России становится востребованнее.
Повышается осведомленность родителей о существовании такого формата и его плюсах, все больше взрослых начинают работать удаленно — а это позволяет проводить больше времени с детьми. Но домашнее обучение вряд ли станет по-настоящему массовым. Оно требует либо огромных финансовых вложений из-за количества необходимых репетиторов, либо высокой подготовки родителей. Им нужны и педагогические навыки, и понимание актуальной школьной программы. Наталья Фадеенко Эксперт в области эффективного обучения, ведущий педагог в семейной школе «Семейное обучение предоставляет множество преимуществ, но также требует готовности со стороны родителей держать процесс в поле своего зрения. Вообще семейное обучение видится как промежуточная стадия перехода к иной форме образования, которая совмещает в себе дистанционные технологии и наставничество для учеников».
Восемь вопросов о семейном обучении школьников
Временное домашнее обучение на один учебный год — часть реабилитации после тяжелых стрессов и психотравм, опасных заболеваний и т. В некоторых ситуациях на экстернат имеет смысл переводить одаренного ребенка с аутичными чертами личности. Индивидуальное обучение вряд ли подходит общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине малышам. Формы домашнего обучения Анскулинг — отказ от школы и школьной программы вообще. Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т. Фатальное следствие анскулинга — к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения сколь-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен. Собственно домашнее обучение — индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т. Оформляется по медицинской справке при невозможности посещать школу.
Частичное домашнее обучение — посещение нескольких уроков в день или в неделю.
Ведь муж все чаще будет с тоской вспоминать, что женился вроде не на «наседке», а на талантливом, например, музыканте, дети заразятся беспросветной депрессией мамы, а мама возненавидит всех и вся за свою «испорченную жизнь». Если вы понимаете, что, как и в моем случае, «домашнее детство» можно совместить с любимой работой — тогда про садик можно забыть. Если уверены, что ваше призвание — именно учительство в кругу семьи, вам можно не ломать голову, в какую школу поступать. Если же дважды ответ «нет» — лучше еще раз оценить силы. Да, достойное воспитание детей — одна из главных целей для родителя.
Но не единственная. В конце концов, каждый из нас не только родитель, но и просто христианин, и супруг, который должен сохранять в себе искры радости и интереса к жизни и своей семье, а не только стиснув зубы «исполнять свой долг». Более того, если нет призвания к роли учителя, то воспитание и образование дома — вообще под угрозой. Я знакома с одним взрослым мужчиной, который овладел греческим языком и неплохо выучил латынь — зато никак не может освоить хотя бы пять фраз на английском. Просто в детстве его очень серьезно «натаскивал» на знание английского хорошо владеющий языком отец... Кстати, я тоже тот еще «учитель английского».
Могу наглядно и доходчиво объяснить математику мне она сложновата, а потому — интересна , спокойно помогаю ребенку делать уроки по русскому ну это же жуть как захватывает! Мне кажется, что это просто, но скучно, и я начинаю вскипать, если дочь «тормозит» над домашним заданием. Слава Богу, мои педагогические провалы в школе компенсирует учитель! А если бы не? Эти трудности ждут не всех: есть женщины, чье призвание — именно педагогика, именно домашний уют и творческое налаживание быта. Для них семейное обучение — это воздух, радость и творчество!
Так что почему бы не реализовать подобные таланты во всей полноте? Базовые материнские и педагогические навыки мы все в себе можем раскопать, но вот серьезная, планомерная и многолетняя учительская деятельность — это все-таки отдельное призвание, мне кажется. А если его нет, не опасно ли «браться за гуж»? Если мама — «авральщик» Второй, но самый заметный камень преткновения для родителя, чьи дети всегда дома — это режим и самоорганизация. Это одновременно и плюс, и минус домашних занятий с детьми. Плюс в том, что жесткий режим, на самом деле, не так уж хорош для маленького ребенка.
Базовые элементы режима очень важны отбой в одно время, ежедневная прогулка , а вот чрезмерно регламентированный день — нет.
Какие учебные материалы выбирают родители? Будет ли он посещать кружки в частных школах? И так далее. В итоге переход на домашнее обучение может вам обойтись как и очень дёшево, так и доходить до сотен тысяч российских рублей. Лучше предварительно подсчитать необходимые траты и свои возможности, а уже после рассматривать разные варианты обучения.
Особенности домашнего образования в России Федеральный закон об образовании допускает семейное обучение, напоминая родителям про ответственность за высокую успеваемость ребёнка, которая полностью ложится на их плечи, и о необходимости проходить обязательную аттестацию. Идея перейти на семейное образование в России на бумаге выглядит довольно просто. Однако в реальности родители могут столкнуться с разными сложностями: не все школы хотят брать к себе учеников-экстернов; перевод может затянуться из-за оформления документов; органы опеки могут усилить контроль за семьей. При переводе ребёнка на семейное домашнее обучение стоит помнить, что он лишается льгот, предусмотренных для российских школьников. Так, за проезд в общественном транспорте придётся платить в полном объёме.
Индивидуальные занятия или неполное посещение школы необходимы тяжелобольным детям, при некоторых особенностях развития аутизм, СДВГ или ограниченных возможностях, усыновленным детям с тяжелой педагогической запущенностью. Временное домашнее обучение на один учебный год — часть реабилитации после тяжелых стрессов и психотравм, опасных заболеваний и т. В некоторых ситуациях на экстернат имеет смысл переводить одаренного ребенка с аутичными чертами личности. Индивидуальное обучение вряд ли подходит общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине малышам.
Формы домашнего обучения Анскулинг — отказ от школы и школьной программы вообще. Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т. Фатальное следствие анскулинга — к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения сколь-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен. Собственно домашнее обучение — индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т. Оформляется по медицинской справке при невозможности посещать школу.
Плюсы и минусы домашнего обучения детей
Все плюсы и минусы домашнего обучения: принимаем взвешенное решение о смене формы образования. Семья как школа: о плюсах и минусах домашнего обучения. Что ждет в следующем году родителей России, которые учат своих детей дома? Современная домашняя школа Фоксфорда может стать для вашего ребенка отличным вариантом получения базового образования по ряду причин. В школе, к которой прикрепится ученик, сообщат, какие дисциплины нужно сдать для аттестации. Подытожим: в чем плюсы и минусы обучения вне школы? Однако недавнее исследование показало, что у домашнего обучения (как и у всего на свете) есть как неоспоримые плюсы, так и серьезные минусы.
Что дает и что отбирает домашнее обучение
Приверженцы домашнего обучения считают, что получение знаний вне школы дает следующие преимущества. Имеет ли такая форма обучения право на существование, в чём её плюсы и минусы — об этом дискуссия родителя и педагога. о том, какую форму образования выбрать. Плюсы и минусы > Образование > Стоит ли переходить на домашнее обучение?
Надомное, семейное и дистанционное обучение: чем отличается, сколько стоит и как перевести ребенка
Сколько стоит домашнее обучение ребенка | Это одновременно и плюс, и минус домашних занятий с детьми. |
Домашнее или семейное обучение: в чем разница, плюсы и минусы ✅ Блог | Домашнее обучение – это форма обучения, при которой ребёнок получает образование дома, а не в школе. |
Домашнее обучение | Плюсы и минусы образования на дому | Плюсы и минусы домашнего задания при обучении. |
Домашнее образование в школе: плюсы и минусы, за и против индивидуальной формы обучения | Домашнее обучение в заочном формате предполагает, что ученик посещает школу раз в месяц или в несколько месяцев. |
Надомное, семейное и дистанционное обучение: чем отличается, сколько стоит и как перевести ребенка | Общественная служба новостей выяснила, в чем плюсы и минусы домашнего обучения ребенка. |
Как я перевела дочь на семейное обучение и стоило ли это делать
Обучение в домашних условиях позволяет подстраиваться под способности ребенка к усвоению информации, выбирая тот темп обучения, при котором ученику легче усвоить полученную информацию. В школе, к которой прикрепится ученик, сообщат, какие дисциплины нужно сдать для аттестации. Подытожим: в чем плюсы и минусы обучения вне школы? А вот плюсы и минусы обучения на дому, по словам специалиста, индивидуальны для каждого ребенка. Рассмотрим плюсы домашнего обучения и узнаем, сколько это стоит. О плюсах и минусах учёбы дома и в школе «Секрету» рассказала психолог Анастасия Екушевская.