Урочные годы, будь то 5 летний срок возврата беспроцентной ссуды, или 40 летний срок выкупа родовых вотчин, всякий раз начинали отсчитываться от момен та совершения сделки. Были определены так называемые «урочные лета» По истечении 5-ти летнего срока бежавшие работники закреплялись за новым владельцем. А пришла это выражение к нам из далекого 16 века, после того как царем Федором Иоанновичем 4 декабря 1597 года был подписан “Указ об урочных летах”. Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. На писцовые книги ориентировались составители Указа 1597 г., установившие так называемые «урочные годы» («урочные лета») — срок сыска беглых крестьян, определённый в пять лет.
Что такое «урочные лета»?
Первый "заповедный" год. Указ Федора Ивановича Все "добровольные" холопы, служившие "без крепости" и имевшие право свободного ухода, превращались в кабальных холопов. Лишение кабальных холопов права возвращать себе личную свободу до смерти их господина. Ноябрь 1597 г. О сыске и возвращении беглых и насильственно вывезенных крестьян в течение пяти лет.
Болотникова и С. Разина , Соляного бунта 1648 г. Хованщина в Москве.
Податное население — в России XV — первой половины XIX веков группы населения крестьяне и мещане , платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности. Старообрядчество — приверженность часта русского православного духовенства и мирян к старым церковным обрядам Русской Православной Церкви, существовавшим до реформы, предпринятой в сер. Ярмарка рынок, регулярно организуемый в определенном месте; место периодической торговли; сезонная распродажа товаров одного или мн.
Основные статьи: Новгородская земля, Новгородская республика В 1136 году Новгород вышел из-под контроля киевских князей. В отличие от других русских земель, Новгородская земля стала феодальной республикой, её главой был не князь, а посадник. Посадник и тысяцкий избирались вечем, в то время как в остальных русских землях тысяцкого назначал князь.
Новгородцы заключали союз с одними русскими княжествами для защиты своей самостоятельности от других, а с начала XIII века и для борьбы с внешними врагами: Литвой и католическими орденами, обосновавшимися в Прибалтике. Отпуская старшего сына Константина на новгородский престол в 1206 году, великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо произнес речь: «сыну мой, Константине, на тобе Бог положил переже старейшиньство во всей братьи твоей, а Новгород Великий старейшинство имать княженью во всей Руськой земли». С 1333 года Новгород впервые пригласил на княжение представителя литовского княжеского дома.
В 1449 году по договору с Москвой польский король и великий князь Литовский Казимир IV отказался от претензий на Новгород[2], в 1456 году Василий II Тёмный заключил с Новгородом неравноправный Яжелбицкий мирный договор, а в 1478 году Иван III полностью присоединил Новгород к своим владениям, упразднив вече. В 1494 году в Новгороде был закрыт ганзейский торговый двор[3]. XIII века — «великим княжением Владимирским».
В историографии обозначается термином «Северо-Восточная Русь». Вскоре после того, как ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий в результате многолетней борьбы утвердился на киевском княжении, его сынАндрей уехал на север, взяв с собой икону Божьей Матери из Вышгорода 1155. Андрей перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества воВладимир и стал первым великим князем Владимирским.
В 1169 году организовал взятие Киева, и, по выражению Ключевского В. Старшинство Андрея Боголюбского признавали все русские князья[ источник не указан 25 дней ] , кроме галицкого и черниговского. Победителем в борьбе за власть после гибели Андрея вышел его младший брат Всеволод Большое Гнездо, поддержанный жителями новых городов юго-западной части княжества «холопы-каменщики» против ставленников старого ростово-суздальского боярства.
К концу 1190-х годов он добился признания своего старшинства всеми князьями, кроме черниговского и полоцкого. Незадолго до смерти Всеволод созвал съезд представителей различных социальных слоёв по вопросу престолонаследия 1211 : Князь великий Всеволод созва всех бояр своих с городов и волостей и епископа Иоанна, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и вси люди [1]. Переяславское княжество находилось под контролем владимирских князей с 1154 года за исключением короткого периода 1206—1213[4].
Также они использовали зависимость Новгородской республики от подвоза продовольствия из земледельческого Ополья через Торжок, чтобы распространить на неё своё влияние. Также владимирские князья использовали свои военные возможности для защиты Новгорода от вторжений с запада, и с 1231 до 1333 года неизменно княжили в Новгороде. В 1237—1238 годах княжество подверглось опустошению монголами.
В 1243 году владимирский князь Ярослав Всеволодович был вызван кБатыю и признан старейшим князем на Руси. В конце 1250-х годов была проведена перепись и началась систематическая эксплуатация княжества монголами. После смерти Александра Невского 1263 Владимир перестал быть резиденцией великих князей.
На протяжении XIII века образовались удельные княжества с собственными династиями: Белозерское, Галицко-Дмитровское, Городецкое, Костромское, Московское, Переяславское, Ростовское, Стародубское, Суздальское, Тверское, Углицкое, Юрьевское, Ярославское всего до 13 княжеств , причём в XIV веке тверские, московские и нижегородско-суздальские князья стали титуловаться «великими». Собственно владимирское великое княжение, включавшее в себя город Владимир с обширной территорией в зоне суздальского ополья и право сбора дани для Орды со всех княжеств Северо-Восточной Руси, кроме великих[5], получал по ярлыку от ордынского хана один из князей. В 1299 году митрополит всея Руси переехал из Киева во Владимир, а в 1327 году в Москву.
С 1331 года владимирское княжение закрепилось за московским княжеским домом, с 1389 года фигурировало в завещаниях московских князей наряду с московским доменом. В 1428 году[3]произошло окончательное слияние владимирского княжества с московским. В 1201 году он был приглашён на великое княжение киевскими боярами, но оставил княжить в Киеве младшего родственника, превратив Киев в форпост своих владений на востоке[6].
Роман принял у себя изгнанного крестоносцами во время четвёртого крестового похода византийского императора Алексея III Ангела. Получил предложение королевской короны от римского папы Иннокентия III. По версии «первого русского историка» Татищева В.
Их княжества передавались бы по наследству старшему сыну[1]. В летописи Роман назван «самодержцем всея Руси».
Правительство, видя недовольство масс, решило упростить налоговую политику. Некоторые налоги были заменены на косвенные. В 1645 году налоги резко возросли, особенно на товары первой необходимости, в числе которых была соль. Цена на соль поднялась насколько, что "простые смертные" уже не могли позволить себе ее покупку. Соль была основным консервантом, и увеличение налога затронула все слои населения.
Особенно пострадали крестьяне и купцы, чей товар начал быстро портиться. Пошлина на ноль была отменена в 1647 году, однако волнения на этом не прекратились. Власть наоборот увеличила и вернула отменные прямые налоги, чтобы восполнить недостаток в казне. Толпа расправилась с судьей Земского приказа Л. Плещеевым, начальником Пушкарского приказа П. Траханиотовым, разгромила двор боярина Б. Морозова - свояка и воспитателя царя Алексея Михайловича Романова.
Ухудшение положения народа Смута, вызванная резким ростом социальной несправедливости, разложением боярства элиты и вмешательством внешних сил, заинтересованных в ослаблении и гибели Руси, не завершилась пришествием к власти Романовых и серьёзными уступками Москвы Польше и Швеции Столбовский мир и Деулинское перемирие. XVII столетие стало «бунташным». Романовы шли по пути вестернизации России перелом произойдёт при Петре Первом ; почти все крупные боярские семьи, которые были причастны к организации Смуты, сохранили свои позиции; происходило оформление крепостного уклада — крестьяне становились собственностью помещика, дворяне укрепляли свои позиции в государстве; происходило увеличение налогов; казаков начали лишать их привилегий, ограничивать. Таким образом, предпосылки Смуты начала столетия никуда не делась — происходило ухудшение экономического и социального положения населения России, то есть социальная справедливость была нарушена и как следствие шёл рост недовольства народа. Русское государство было разорено Смутой, борьбой со шведами, поляками и крымскими татарами. Казне требовались большие средства для укрепления государственности, обеспечения обороны, восстановления и содержания армии. При этом старые источники пополнения казны были подорваны.
В частности, некоторые крупные города получили временную льготу от уплаты налогов из-за их полного разорения в годы Смуты. Среди был ранее один из самых богатых русских городов — Новгород, который шведы вернули по Столбовскому миру в 1617 году. В результате вся тяжесть ликвидации последствий Смуты и интервенции перекладывали на простой народ. Часто стали прибегать к чрезвычайным сборам «пятинных денег». Это был чрезвычайный налог, введенный правительством царя Михаила Федоровича. Пятина представляла собой налог в размере пятой части с чистого годового дохода или с наличного движимого имущества, или с оклада, который устанавливался с учетом движимой и недвижимой собственности. Первый запрос на основе добровольности был назначен Земским собором в 1613 году с монастырей, крупных светских землевладельцев и крупных торговцев, но не дал значительных средств.
Поэтому в 1614 году Земский собор назначил сбор пятины, которая падала на торгово-промысловое население города и уезда. В 1614 - 1619 гг. В январе 1642 года был созван Земской собор по проблеме Азова, захваченного донскими казаками в 1637 году. Дворяне воспользовались случаем и потребовали укрепления и расширения своих прав на землю, обеспечение поместий рабочей силой, защиты от произвола властей и крупных землевладельцев бояр. Также дворяне, монастыри и другие землевладельцы жаловались на бегство и насильственный увод крестьян другими феодалами. Многие требовали отмены урочных лет - срок, в течение которого владельцы могли требовать возвращения им беглых крестьян. В 1637 году правительство Михаила Фёдоровича издало указ об увеличении срока урочных лет до 9, в 1641 году оно увеличило срок до 10 лет для беглых крестьян и до 15 лет для уведённых другими феодалами.
В 1645 году служилые люди, собранные под Тулой для возможного отражения нападения крымской орды, снова попросили отменить урочные лета. При составлении в 1646 году переписных книг было отмечено, что впредь «по тем переписным книгам крестьяне и бобыли, и их дети, братья, и племянники будут крепки и без урочных лет». Это было закреплено в Соборном уложении, и приблизило полное оформление крепостного права.
Указ находится в составе наказа переписчикам города Тотьмы от февраля 1646 г. Сохранился также в наказах писцам Московского и Каргопольского уездов. Указ подтверждает предписание статейного списка 23 июля 1641 г.
Решению по челобитной предшествует приказная справка с выпиской из указов об урочных годах 1597, 1637 и 1641 гг. Правительство не решилось отменить урочные годы и закрепостить крестьян на основании старых писцовых книг, но намеревалось провести укрепление крестьян на основании новой переписи, которая была начата в 1646 г.
Почему устанавливался сначала именно 5-летний сыск беглых крестьян
Вышел указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах» | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина | Указ об урочных летах 5-летний срок сыска беглых крестьян. |
Введение урочных лет 1597 г. | | Урочные годы, будь то 5 летний срок возврата беспроцентной ссуды, или 40 летний срок выкупа родовых вотчин, всякий раз начинали отсчитываться от момен та совершения сделки. |
Введение урочных лет 1597 г. | Лжедмитрий 1 издал указ, продлевающий урочные лета ещё на полгода, таким образом, общий срок стал равен 5,5 годам. |
Кто отменил Юрьев день — Кириллица — энциклопедия русской жизни | Урочные лета, как важный этап закрепощения российского крестьянства просуществовали свыше полувека, послужив причиной многих крестьянских выступлений против полного закабаления, а их отмена. |
Урочные лета
Урочные лета на Руси, в исторической литературе — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных. урочные лета это срок розыска беглых крестьян. - урочные лета заповедные годы когда появляются эти понятия и что означают. Об "урочных летах" и о продолжении срока сыска беглых крестьян на 10 лет. Введение заповедных лет Дата. Датой введения урочных лет стал 1597 год, то есть последний в правление Федора Иоанновича.
Заповедные и Урочные лета | ЕГЭ История | Эля Смит | 2020
По уложению 1607 он был увеличен до 15 лет, но в связи с Крестьянской войной начала 17 в. При царе Михаиле Федоровиче снова действовал 5-летний срок. В 1639 У.
Якуб Мустафаев Знаток 288 5 лет назад Заповедные лета от «заповедь» — повеление, запрет — срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день предусмотренный ст. Заповедные лета начали вводиться правительством Ивана IV с 1581 года одновременно с мероприятиями по всеобщей переписи земель, проводившейся для определения размеров тяжёлого хозяйственного разорения в 70—80-х гг. Общегосударственного указа о заповедных летах в распоряжении исследователей нет. Краткие известия о заповедных летах содержатся лишь в некоторых грамотах 80—90-х гг. В общегосударственном масштабе заповедные лета были введены указом царя Фёдора Ивановича около 1592—93. Этот указ запрещал крестьянский выход и объявлял писцовые книги, начатые в 1581 и законченные в 1592—93, юридическим основанием крестьянской крепости закрепощения.
По указу 24 нояб. По Уложению 1607 был введен 15-летний срок сыска. При пр-ве царя Михаила Федоровича снова действовал сравнительно короткий 5-летний срок, выгодный не только крупным землевладельцами но и рядовым служилым людям юж. Согласно нормам законодательства об У. Старый владелец не терял права на возврат своего крепостного и по истечении У. Для беглого крестьянина проживание за новым владельцем в течение У.
Указами пр-ва это правило иногда нарушалось напр. В 1-й пол. По Соборному уложению 1649 У. Во 2-й пол. Грекову ко дню семидесятилетия, М.
Содержавшиеся в этих книгах сведения определяли принадлежность крестьян землевладельцу. Таким образом, проводилась перепись населения, позволявшая прикрепить крестьян к месту их жительства и возвращать их в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам. На писцовые книги ориентировались составители Указа 1597 г. По истечении пятилетнего срока бежавшие крестьяне подлежали закрепощению на новых местах, что отвечало интересам крупных землевладельцев и дворян южных и юго-западных уездов, куда направлялись основные потоки беглых. Поэтому спор из-за рабочих рук между феодалами центра и южных окраин стал одной из причин потрясений начала XVII в.
По Уложению 1607 г.
Заповедные и Урочные лета | ЕГЭ История | Эля Смит | 2020
«Заповедные» и «урочные лета» продолжили цепочку превращения крестьян в крепостных и складывания в стране крепостного права. «Урочными летами» называли срок давности, до истечения которого владельцы беглых крестьян на Руси XVI-XVII века могли подать иск об их принудительном возвращении. Важнейшие даты. Срок давности по сыску крестьян менялся со временем: 5-летний срок введён в 1597 году после введения заповедных лет; Лжедмитрий I издал указ, продлевающий урочные лета ещё на полгода, таким образом, общий срок стал равен 5.
1597 год: Введение "урочных лет" и Пятилетний Срок Сыска Беглых Крестьян
Какие еще события повлияли на положение крестьян в обществе? Урочные лета: причины закрепощения крестьян Для чего же проводилась эта политика? Почему нужно было делать зависимым и без того слабое население? Во-первых, экономическая зависимость крестьян от феодалов требовала законодательного закрепления. Во-вторых, суровые природно-климатические факторы позволяли феодалам пользоваться рабочей силой в обмен на хорошие жилищные условия. В-третьих, малая производительность индивидуальных крестьянских хозяйств и, как следствие, снижение эффективности и стабильности экономической системы государства. Закрепощение должно было привести к обеспечению господствующего слоя, то есть феодалов, бесплатной многочисленной рабочей силой за счет прикрепления крестьянского населения законом к феодалу. Урочные лета и другие этапы рассматриваемого процесса Закрепощение крестьян было необходимо для того, чтобы сделать государство сильным, а экономику — стабильной. Крестьяне были лишены всего, их зависимость должна была быть законодательно закреплена.
Уложение о крестьянах 1607 года издал Василий Шуйский ; 5-летний срок действовал при царе Михаиле Федоровиче 9-летний срок был установлен в 1637 году; в 1642 году срок был увеличен до 10 лет для беглых крестьян и 15 лет для крестьян, увезённых новым владельцем.
Владимирский-Буданов впервые использовал термин «урочные лета» для обозначения сыскных ограничений, введённых в 1597 году. Окончательно установил такое использование термина Б. Греков в книге «Крестьяне на Руси». Несмотря на возражения А.
Бой со шведами у деревни Лялицы произошел в феврале 1582 года. Очевидно, именно в это время Гавриловы и покинули помещичью деревню Крутцы. Через несколько месяцев в поместье прибыли государевы «большие» писцы. Они описали барскую усадьбу и пустые крестьянские дворы, но ни словом не обмолвились о беглых Гавриловых. Кажется, они сами не подозревали о том, что проводят описание в «заповедном» году. Предположительно царь Иван издал закон против выходов незадолго до того, как писцы приступили к делу. Явившись в поместье Непейцына, писцы обязаны были записать имена по крайней мере тех крестьян, которые покинули помещика буквально у них под носом, грубо нарушив только что изданный государев указ. Если писцы не сделали этого, значит, у них не было инструкций насчет «заповедных лет» в деревских поместьях. Из двух противоречивых показаний предпочтение следует отдать более раннему и более авторитетному показанию — писцовым книгам. Запоздалые «речи» Непейцына, очевидно, отразили реальность более позднего времени. Использовать их для характеристики времени Ивана IV было бы опрометчиво. Определяя географию «заповедных лет» при Грозном, С. Веселовский указывал на Деревскую пятину и вотчины Иосифо-Волоколамского монастыря как сферу действия ранней «заповеди». Свидетельства об иоснфо-волоколамских крестьянах бесспорно заслуживают внимания. Историки извлекли их из подлинных приходо-расходных книг монастыря за 70—80-е годы XVI века. Самые ранние книги пестрят записями о выходах монастырских крестьян. На период с 7 апреля 1579 года по 29 марта 1580 года расходные книги зафиксировали 96 крестьянских переходов, на период с 1 мая 1581 года по 18 мая 1582 года — всего один. Итак, к весне 1580 года число «выходных» записей достигло максимума, а с весны 1581 года такие записи за единичным исключением навсегда исчезли со страниц монастырских расходных книг. На основании этого факта можно заключить, что нормы выхода крестьян в Юрьев день перестали действовать в пределах волоколамских вотчин по крайней мере с мая 1580 года, то есть с того времени, когда гипотетический указ о «заповедных» годах не был и не мог быть издан. Можно ли приобщить эту новую улику к делу о «заповедных летах»? Если монахи знали о царском «заповедном» указе, почему они ни разу не упомянули о «заповедных летах» ни в приходных книгах, ни в прочей монастырской документации? Чтобы оценить достоверность свидетельского показания, надо прежде всего выяснить степень осведомленности свидетеля. Бесполезно спрашивать его о том, чего он не знает. Монахи вели учет крестьянского населения с помощью писцовых книг, которые не сохранились до наших дней. В приходных книгах они фиксировали не крестьянские передвижения, а оборот денег в монастырской казне. По этой причине в их финансовых ведомостях фигурировали лишь те переходы, при которых крестьяне выплачивали монастырю предусмотренную законом рублевую пошлину — «пожилое». Таким образом, исчезновение записей о переходах из приходных книг свидетельствовало не о прекращении крестьянских переходов, а лишь о прекращении денежных операций, связанных с выплатой «пожилого». Это заключение подтверждают другие документы. Попробуем заглянуть к соседям волоколамских крестьян — тверским крестьянам, жившим в вотчинах Симеона Бекбулатовича Тверского. Обеспокоенный повальным бегством крестьян, служилый хан в 1580 году послал в свои вотчины писцов, чтобы выяснить причины бедствия. Описание обнаружило любопытные факты. Оказалось, что из 200 отсутствовавших крестьян лишь считанные единицы покинули свои деревни с уплатой «пожилого» в Юрьев день. В подавляющем большинстве крестьяне сбежали из вотчины в голодные весенние месяцы, не заплатив пошлины. Многих свезли к себе соседние феодалы, также без соблюдения правил Юрьева дня. К началу 80-х годов значительная часть сельского населения либо разбежалась, либо вымерла. Деревня напоминала огромный пустырь. Крестьяне пахали лишь малую часть той пашни, которая кормила их прежде. Под тяжестью катастрофы старый порядок перехода в Юрьев день полностью разладился. Этот сдвиг и запечатлелся в документах о волоколамских крестьянах. Никаких следов законодательной отмены Юрьева дня в них не обнаруживается. При царе Василии Шуйском в 1607 году Поместный приказ издал пространное Уложение о крестьянах, в текст которого была включена своего рода историческая справка. Компетентность составителей Уложения не вызывает сомнения. Уложение вышло из стен того самого Поместного приказа, который издавал и хранил все законы о крестьянах. Этот источник имеет первостепенное значение. Он окончательно разрушает представление о том, что крестьяне утратили выход при Грозном. Предполагали, что царь Иван, введя «заповедь», провел перепись земель, чтобы закрепить крестьян за землевладельцами. По Уложению, перепись провел не Иван, а Федор. Факты целиком подтверждают эту версию. При Грозном писцы побывали лишь в Новгороде. Общее описание государства было сделано после его смерти. Справку Поместного приказа 1607 года можно проверить с помощью более ранних документов. В 1595 году старцы Пантелеймонова монастыря Де-ревской пятины в своем прошении напомнили царю Федору, что ныне по его царскому указу «крестьяном выходу нет». Поместный приказ, принявший челобитную, не только не опротестовал это заявление монахов, но и процитировал его в своем судном решении. И челобитная, и решение суда сохранились в оригинале, что придает им особую ценность. Подлинные документы 1595 года, таким образом, полностью подтверждают справку Поместного приказа 1607 года и тем самым дают в руки исследователя неопровержимые доказательства того, что у истоков крепостного режима стоял не Грозный, а Годунов. Но как объяснить тогда другой документ, найденный В. Корецким,— краткую летопись, сообщавшую, что «законный и благочестивый царь» Иван Васильевич наложил «заклятие» на крестьянский выход, а узурпатор Борис нарушил его волю и возобновил Юрьев день во время сильного голода в 1601 —1603 годах? Прежде всего попробуем ответить на вопрос: кем был этот новый свидетель, решительно опровергший заявления Поместного приказа? Может быть, это современник Грозного, непосредственный очевидец событий тех лет? Нет, это не так. Ее составил безвестный провинциальный дворянин-крепостник, апеллировавший к памяти «благочестивого царя» ради оправдания установившегося режима. Нет и намека на то, что летописец имел под руками подлинные документы о закрепощении: заметка носит чисто литературный характер. Иски помещиков Деревской пятины и записи монахов Иосифо-Волоколамского монастыря очень невнятно рассказали о «заповедных летах».
Ученые ищут решения проблемы закрепощения уже более 200 лет. В ходе дискуссии были выдвинуты две основные- концепции. Одна воплотилась в теории «указного» закрепощения крестьян, другая — в теории «безуказного» закрепощения. Известный русский историк В. Татищев считал, что крестьян закрепостил Годунов специальным законом 1592 года. После смерти злосчастного Бориса текст его закона был затерян, да так основательно, что никто не смог его разыскать. Слабость «указной» теории заключалась в том, что она опиралась не на строго проверенные факты, а на догадки. Отметив это обстоятельство, В. Ключевский назвал исторической сказкой мнение об установлении крепостной неволи Годуновым. Не правительственные распоряжения, утверждал он, а реальные условия жизни, задолженность крестьян положили конец крестьянским переходам. Талант Ключевского доставил его концепции общее признание. Но это признание было поколеблено, когда в архивах обнаружились документы о «заповедных летах». Известный французский источниковед Ш. Ланглуа заметил, что историкам по необходимости приходится пользоваться такими материалами, от которых с презрением отвернулся бы любой исследователь в области точных наук. Скудные источники, повествующие о «заповедных летах», служат, пожалуй, лучшей иллюстрацией этого замечания. Под «заповедью» в Древней Руси подразумевали всякого рода запреты. Власти воспрещали торговать заповедным товаром, охотиться в заповедном лесу. Несколько найденных в архиве помещичьих грамот свидетельствовали о том, что в «заповедные лета» власти возвращали помещикам ушедших от них крестьян. Проанализировав эти грамоты, историки высказали предположение, что, возможно, именно указ о «заповеди» аннулировал Юрьев день. Такая догадка неизбежно привела к пересмотру всех возникших ранее концепций. Новая теория закрепощения обрела стройность и законченность формы в исследованиях академика Б. Грекова, обобщившего историю крестьянства в книге «Крестьяне на Руси». Вместе с академиком С. Веселовским Б. Греков всесторонне аргументировал мнение о том, что Иван IV воспретил крестьянские переходы в 1581 году за три года до своей смерти. Веселовский считал, что при жизни Грозного его указ действовал лишь в отдельных небольших районах. По мнению Б. Грекова, вся страна разом оказалась под пятой крепостного режима. Его взгляд стал преобладающим в науке. Последующие годы принесли новые архивные находки. Советский ученый В. Корецкий впервые обнаружил не косвенные как в документах о «заповедных летах» , а прямые указания на тот самый закон, который тщетно разыскивался в течение 200 лет. В правление царя Федора Ивановича монахи одного из новгородских монастырей обратились к нему с такими словами: «Ныне по твоему царскому указу крестьянам и бобылем выходу нет». Итак, если искомый крепостной закон исходил от Федора, за которого фактически правил Годунов, как быть с гипотезой о «заповедном» указе Ивана IV? Пересмотр теории «заповедных лет» казался неизбежным. Но он не был осуществлен из-за новых архивных открытий. Найденная В. Корецким летописная заметка XVII века не упоминала о «заповедных летах», однако из нее следовало, что Юрьев день был уничтожен не царем Федором, а его отцом, «благочестивым государем» Иваном Васильевичем. Пока подлинный текст царского указа не разыскан, любые суждения о нем останутся не более чем гипотезами. Научное же значение каждой гипотезы будет зависеть от того, насколько она согласуется со всеми имеющимися фактами и источниками. Случается так, что источники находятся в очевидном противоречии между собой. Тогда историк ищет пути к наилучшему их истолкованию и объяснению. Его труд начинает напоминать кропотливый труд следователя. И тот и другой не должны верить на слово своим свидетелям. Легко сбиться с пути при излишней доверчивости. И тот и другой не должны быть излишне скептичными. Расследование может зайти в тупик. Учитывая все это, попробуем заново выслушать речи немногих уцелевших свидетелей введения в России крепостного права. Эти речи невнятны и противоречивы, но иных данных у нас нет. Чем значительнее историческое явление, тем больше вероятность того, что оно отразится в источниках и в памяти современников. Утрата, быть может, самого значительного из указов Грозного удивительна сама по себе. Отсутствие каких бы то ни было ссылок на него в документах последних лет царствования Ивана совсем необъяснимо. Первые упоминания о «заповедных летах» появляются в документах периода правления Годунова. Число их ограниченно. Это грамоты нескольких помещиков, живших близ Новгорода, в так называемой Деревской пятине. Через пять лет после смерти Грозного трое помещиков обратились в суд с требованием вернуть беглых крестьян. Большая часть крестьян ушла от них при царе Федоре, несколько человек — еще в последние три года правления Ивана IV. Эти годы как и последующие названы в помещичьих исках «заповедными». Что скрывалось за помещичьими претензиями, помимо алчности? На какие законы они ориентировались? В источнике нет материала для решения этих вопросов. Время пощадило лишь отдельные, наименее важные фрагменты из деревских судных дел о крестьянах. Пропали и дворянские челобитные, и решения приказных судей.
Учреждение урочных лет
* ГИПОТЕЗА Урочные лета это срок, на который вольная крестьянская община, впавшая в долги, прикреплялась к заимодавцу. В 1597 г. вышел Указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах», которым впервые устанавливался пятилетний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. Датой введения урочных лет стал 1597 год, то есть последний в правление Федора Иоанновича. Термин закрепился к 1642 году, когда указ об установлении десятилетней давности сыска уже исключительно пользуется словосочетанием «урочные лета». Современные историки под «урочными летами» подразумевают 5-летний период розыска беглых, год введения которых – 1597.
Урочные лета определение егэ
период, в течение помещик может подать на крестьянина в суд, требуя его возврата. В 1597 г. вышел Указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах», которым впервые устанавливался пятилетний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. урочные лета это срок розыска беглых крестьян. - урочные лета заповедные годы когда появляются эти понятия и что означают. срок, в течение которого пойманных беглых крестьян возвращали владельцам.
Урочные лета
Если условия такого договора выполнялись до поздней осени, у крепостного крестьянина была возможность в течение двух недель до и после Юрьева дня пойти работать к другому помещику. До этого момента у крепостных крестьян практически не было возможности поменять помещика. До введения урочных лет условия выполнения договора были слишком тяжелы, и выполнить их удавалось очень немногим работникам. Более того, в старинных записях указано, что до 1580 года никто из крестьян своим правом выбрать другого помещика так и не воспользовался. Первыми стали двое крепостных из уезда Московской Руси, они единственные из 60 крестьян выполнили трудный договор.
Тем не менее, отсутствие до урочных лет возможности перейти к другому хозяину не мешало крестьянам активно сбегать от помещиков с плохими условиями работы.
Read the Privacy and Cookie Policy I accept Отмена урочных лет Другой правительственной уступкой дворянству в крестьянском деле была отмена урочных лет, давности для исков о беглых крестьянах. С начала XVI в. Но после Смуты воротились к прежнему пятилетнему. При таком коротком сроке беглый легко пропадал для владельца, который не успевал проведать беглеца, чтобы вчинить иск о нем. В 1641 г. В 1645 г. Наконец, в 1646 г. Это обещание и было исполнено правительством в Уложении 1649 г.
Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ; При обращении указывайте id этого вопроса - 16528.
В 1607 году вышло новое Уложение, согласно которому возврату подлежали крестьяне, бежавшие в течение 15 лет. В 1640 годах установили 9-ти летний срок. А Соборное уложение 1649 года гласило, что установлен бессрочный сыск бежавших, что означало полное закрепление крепостного права.
Отмена урочных лет
В 1607 году Василий Шуйский по Соборному уложению официально ввел урочные лета. Урочные лета Урочные лета – термин, который используется в российской исторической литературе для обозначения срока давности поиска и возвращения беглых. Указ об урочных летах 5-летний срок сыска беглых крестьян.