Новости чин соборования текст

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по Уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Елеосвящение (Соборование) – одно из 7-ми церковных священнодействий, сущность которого превосходно выразил протоиерей Александр Гаврилов: «Для чего собороваться?

Чин елеосвящения полный текст

Краткий чин соборования текст — чинопоследование елеосвящения Снемше же Евангелие с главы больнаго, дает целовати е. И начинает чин, егда случится вскоре вельми больному дати Причастие.
Таинство Соборования Иерусалимский устав предписывал прохождение чина елеосвящения в равной мере здоровым и больным.

Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору

По Требнику чин Елеосвящения совершается над одним человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Для таких нужно было облегчить возможность удостоиться Елеосвящения, – другими словами-приспособить чин Елеосвящения к совершению его в частном доме. В Елеосвящении участвую несколько священников, поэтому это Таинство носит название соборования — от слова «собор». Елеосвящение, также соборование — одно из семи таинств Православной и Католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем (отсюда и название таинства). На сайте публикуются последования воскресных и праздничных богослужений наряду в Изначально сайт задумывался в помощь духовенству и клирошанам небольших приходов.

Что такое Соборование?

Таинство Елеосвящения (Соборование) - Чинопоследование Таинства Елеосвящения В Елеосвящении участвую несколько священников, поэтому это Таинство носит название соборования — от слова «собор».
Please wait while your request is being verified... Последование таинства елеосвящение (соборования) на русском языке.
Последование таинства Елеосвящения (Соборования) - Переводы богослужений В пастырской практике встречаются случаи невозможности совершить над больным полный чин Елеосвящения — например, в условиях реанимационного отделения.

Соборование: как, где, когда и для чего?

Далее следуют молитвы: «Слава, и ныне»; «Приидите, поклонимся... Псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою... Услышь молитву мою... Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое». Продолжается чинопоследование Таинства темой покаяния и сознания своей немощи. Звучит Аллилуйа, ее покаянные стихи: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» и тут же поются покаянные тропари «Помилуй нас, Господи» и псалом 50-й — вершина покаянного псалмотворчества царя Давида.

После покаянных тропарей и 50-го псалма поется канон о елее. В нем священники просят Господа «елеем благоутробия утешить души... В «молитве елея» звучат прошения: «Неизреченною любовию, Преблагий Господи, ущедри раба Твоего, покровом славы Твоея подай здравие ему и недугов избавление». Далее следуют стихиры, в которых выражена та же мысль: «Помазанием елея Твоего и священников, Человеколюбче, осязанием раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевныя скверны очисти... Оканчивается молебное пение молитвами: Трисвятое по «Отче наш» и пением тропаря «Скорый в заступлении...

Освящение елея для помазания Возглашается ектенья: «Миром Господу помолимся», в которой звучит прошение: «О еже благословитися елею сему, силою и действом и наитием Святаго Духа». Елей для освящения вливается в пустой сосуд кандило , стоящий в пшенице; вино доливают туда же и смешивают их лжицей. Вино, добавляемое в елей, символизирует Кровь Христову, пролитую Им на Кресте. Затем возжигаются семь свечей, расположенных вокруг елея, и все те свечи, что держат присутствующие. Первенствующий иерей начинает читать «молитву елея», а сослужащие священники вторят ему вполголоса, читая ту же молитву.

В молитве они просят, чтобы Господь Сам освятил этот елей во исцеление помазующегося и в очищение всякой страсти и скверны плоти и духа, и всякого зла. После молитвы поются тропари — Христу Спасителю, святому апостолу Иакову, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребреникам, святому Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице.

Руки символизируют дела человека, грудь — чувства и т. Соборование в храме Всего читается семь текстов из посланий Апостолов и Евангелия. Перед каждым помазанием священник читает один из отрывков. Во всех них говорится о том, как христианину подобает переносить тягости жизни. В конце Таинства, когда будут читать последний отрывок из Писания, священник возложит руку на голову соборуемых и прочтет молитву о прощении грехов. По традиции Православной Церкви, Соборование проводят два раза в год, во время Рождественского или Великого поста. В Таинстве участвуют все желающие христиане: здоровые и не тяжело больные.

Собороваться можно только один раз в год, кроме особых случаев. Иная ситуация, когда человек тяжко болеет. В таком случае собороваться можно в любой день года. Тогда Таинство обычно проводят на дому или в больнице. Соборование в Донском монастыре Соборование на дому Если Соборование будут проводить дома, то следует заранее подготовить жилище к приходу священника. Первым делом необходимо в комнате, где находится больной, поставить перед иконами стол с чистой скатертью. На стол поставьте тарелочку с зернами пшеницы или других злаковых, например риса. В центр блюдца устанавливают стаканчик или сосуд для елея. В зерно нужно воткнуть семь свечей и столько же ватных палочек.

Иные сосуды стаканы наполняют елеем растительное масло , красным вином и ставят на стол рядом с тарелкой. На скатерть нужно положить Евангелие и Святое Распятие. После завершения Таинства ватные палочки сжигают, получившийся пепел закапывают в том месте, где не будут ходить люди. Оставшиеся масло можно сжечь в лампадке. Также масло можно употреблять в пищу, но делать это нужно с крайним благоговением. Соборование для тяжелобольных Если больной находится в бессознательном состоянии, важно знать хотел ли он собороваться до того, как потерял сознание. Если человек церковный и намеревался Собороваться, то проведение Таинства возможно. В любом случае, окончательное решение должно приниматься в совете со священником.

Болящего в таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь. Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутренее содержание таинства — молитву веры и отпущение грехов. Отпущение грехов является неотъемлемым аспектом таинства Елеосвящения. Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» Иак. Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Это соотносит Елеосвящение с таинством Покаяния — первое восполняет второе, особенно для тяжелобольных, но не отменяет его. Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью. В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остается единственным средством разрешения его от грехов. Но если прощение грехов также составляет содержание таинства Елеосвящения, то позволительно ли прибегнуть к нему и тем, кто не является тяжелобольным? Церковное предание свидетельствует в пользу подобной практики, хотя и с оговорками. По причине благодатного действия таинства не на тело лишь, но и на душу человека, отцы Церкви находили возможным совершать его не только над страждущими телесными недугами. По свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это таинство совершалось над кающимися и было одним из средств присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов. Как писал еще в III веке Ориген, «существует отпущение грехов... В этом исполняется то, что говорит апостол: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя... По словам святителя Иоанна Златоуста, священники «не только возрождают нас [в Крещении], но и имеют власть прощать грехи, сделанные после того: Болит ли кто в вас — сказано, — да призовет пресвитеры церковныя... Святитель Симеон Солунский свидетельствует, что в его эпоху — начало XV века — в Византии «всякому, впавшему в грехи и исполнившему правило покаяния, готовящемуся к приобщению [Святых Таин] и получившему прощение от [духовного] отца», грехи оставлялись «через священнодействие и помазание Елеосвящения, как пишет [Иаков,] брат Господень» Вопросоответы Гавриилу Пентапольскому, 72. Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с ней. Краткая история развития чинопоследования Истоки чина Елеосвящения — в апостольской практике помазывать больных освященным елеем, совершая усиленную молитву о них. В ранней Церкви освящение елея обычно происходило во время Евхаристии. В рукописях древних редакций богослужебных книг сохранился целый ряд молитв над «елеем больных», освящаемым на литургии или вне ее. Нередко елей предписывалось освящать вместе с водой. Еще одним священнодействием, совершавшимся над болящими, было возложение рук епископа или священника см. Существовало также множество отдельных молитв о больных — в том числе, предназначенных для чтения в той или иной конкретной болезни.

О таинстве Соборования В Церкви есть Таинство, которое связано с телесным здоровьем — это Соборование. Великим постом во всех храмах происходит Таинство Елеосвящения или Соборования. В чем смысл этого Таинства? Как оно совершается? Почему не всех больных людей священники благословляют собороваться. Кому можно и нужно прибегать к Соборованию? Основание Таинства Соборования мы находим в соборном послании апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» Иак. Как и всякое Таинство, в котором благодатно действует Сам Господь, Соборование требует серьезного отношения. Нельзя собороваться, не осознавая смысла происходящего, только потому, что все так делают. Среди православных бытует мнение о том, что собороваться обязательно нужно каждый год Великим постом независимо от состояния здоровья. Магическое и потребительское отношение к любому Таинству недопустимо. Елеосвящение от греческих слов «масло» — «элайоа» и «милость» — «элеос» — Таинство помазания освященным маслом елеем.

О Соборовании тяжко болящего человека

Елеосвящение, или Соборование – это Таинство, в котором при помазывании определенных частей тела освященным елеем (растительным маслом), больному испрашивается благодать исцеления от недугов, от болезней телесных. Подготовка к таинству соборования в Троице-Владимирском соборе. Елеосвящение по православному чину должно совершать над верующими при их старости и дряхлости в тех лишь случаях, когда их постигает определенная тяжелая болезнь или тяжкое болезненное состояние.

Чинопоследование Таинства Елеосвящения

В этом елеосвящение напоминает чины освящения меда и яблок. Третья часть чинопоследования Таинства Елеосвящения включает в себя семикратное помазание освященным елеем частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук). В пастырской практике встречаются случаи невозможности совершить над больным полный чин Елеосвящения — например, в условиях реанимационного отделения. Сегодня поговорим о чине Соборования (Елеосвящения). Текст книги "Таинство елеосвящения (соборование)". Текст добавлен: 28 мая 2022, 04:01. В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

Успенский листок: «О таинстве Соборования»

Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах; скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя; правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей: яко аз раб Твой есмь. Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды Диакон же глаголет ектению: Паки и паки миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенну ю, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи.

Священник: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Абие же поют, Аллилуиа, на глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь. Таже тропари: Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом, не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших: Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго. Посем псалом 50: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей.

Еще одна благочестивая традиция -- брать себе освященного масла с вином после соборования.

Как сказано выше, им уже ничего нельзя помазывать, но его можно сжечь в лампадке дома. Выходя из храма, так приятно вдыхать воздух, уже напоенный весенними запахами и чувствовать обновление не только в природе, но и в самой душе Елеосвящение, от греческих слов «масло» -- «элайоа» и «милость» -- «элеос» — таинство помазывания освященным маслом елеем. Еще его называют соборованием от слов «собор», «собрание», потому что таинство это должно совершаться семью священниками, как сказано в Требнике, составленном Петром Могилой в середине XVII века. Таинство может совершать и один священник, но только в случае крайней необходимости.

Вообще-то елеосвящение может совершаться не только в пост. Над больным человеком оно может быть совершено в любое время, так как основная цель Елеосвящения — исцеление от болезни. Как и всякое Таинство Церкви, елеосвящение берет свое начало в Евангельской истории, в деяниях Иисуса Христа и Его апостолов. В Евангелии мы читали о том, как Иисус Христос исцелял больных.

Его ученики, апостолы, по Его завету тоже исцеляли больных. Например, в одном из путешествий, апостол Павел гостил в доме у человека по имени Публий. Первоначально таинство исцеления совершалось через возложение рук. В современном чине таинства Елеопомазывания есть напоминание о том, что когда-то для исцеления больных Иисус Христос и апостолы, принявшие от Него благодать Духа Святого, исцеляли через возложение рук на голову больного.

Но уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Постепенно возложение рук заменилось помазыванием святым маслом. Напоминание о возложении рук в конце современного чина соборования на голову больного кладется Евангелие, как бы рука Самого Господа.

Помимо исцеления от болезней в таинстве Елеосвящения, как сказано в том же послании апостола Иакова, прощаются грехи: «И восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Поэтому, и здоровые физически люди, во время поста, во время особой борьбы с грехом, перемены жизни не только с особым усердием приступают к таинству исповеди, но и восполняют его таинством елеосвящения. Таким образом, соборование во время поста помогает каяться в своих грехах с особым усердием. Отсюда традиция приурочивать таинство Елеосвящения для здоровых людей к времени Великого Поста.

Какие грехи прощаются в Таинстве елеосвящения? Не обычные, которые больной и так уже исповедовал, а особые, разрешение которых, он не мог получить в таинстве покаяния. Какие это могут быть грехи?

Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях — бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние — то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых помимо нашей воли на исповеди грехов. Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Из глубины веков Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова 5-я глава, стихи 14-15.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин то есть порядок совершения таинства видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным. Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Иногда спрашивают — а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг...

Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе. Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет Дроздов настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления — что и произошло в Русской Церкви.

В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси. Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим. Вси языцы, елики сотворил еси, приидут, и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят Имя Твое, яко велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един. Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися Имене Твоего. Яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго. Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою и не предложиша Тебе пред собою.

И Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый, и многомилостивый, и истинный, призри на мя и помилуй мя, даждь державу Твою отроку Твоему и спаси сына рабы Твоея. Сотвори со мною знамение во благо, и да видят ненавидящии мя и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. И ныне и присно и во веки веков. Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь. Господи помилуй.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Именем Господним, святейший владыко, благослови. Иерей: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны. Чтец: Аминь. Владыко Господи, Иисусе Христе, Боже наш, долготерпевый о наших согрешениих и даже до нынешняго часа приведый нас, воньже, на Животворящем Древе вися, благоразумному разбойнику иже в рай путесотворил еси вход и смертию смерть разрушил еси: очисти нас, грешных и недостойных раб Твоих, согрешихом бо и беззаконновахом и несмы достойни возвести очеса наша и воззрети на высоту Небесную, зане оставихом путь правды Твоея и ходихом в волях сердец наших. Но молим Твою безмерную благость: пощади нас, Господи, по множеству милости Твоея, и спаси нас Имене Твоего ради святаго, яко исчезоша в суете дние наши, изми нас из руки сопротивнаго, и остави нам грехи наша, и умертви плотское наше мудрование, да, ветхаго отложивше человека, в новаго облецемся и Тебе поживем, нашему Владыце и Благодетелю. И тако, Твоим последующе повелением, в вечный покой достигнем, идеже есть всех веселящихся жилище. Ты бо еси воистинну истинное веселие и радость любящих Тя, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу. Псалом 103 Благослови, душе моя, Господа; Господи, Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века. Бездна, яко риза, одеяние ея, на горах станут воды. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы, и нисходят поля в место, еже основал еси им.

Предел положил еси, eгоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас.

Чин елеосвящения полный текст

Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема. Навигация по записям.

Молебное пение Молебное пение — первая часть чинопоследования — есть сокращение утрени, совершаемой во дни поста. Совершающие Таинство священники или священник становятся перед столом лицом к иконам, держа в руках незажженные свечи. Один из священнослужителей совершает каждение икон, стола, на котором лежит Святое Евангелие, и всех принадлежностей, а также больного. Начинается служба возгласом священника: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков». Затем читается обычное начало: Трисвятое по «Отче наш». Далее следуют молитвы: Господи, помилуй 12 раз , Слава и ныне, Приидите, поклонимся… трижды. Псалом 142-й помогает человеку осознать свое нынешнее положение и то состояние, в котором он прибегает к этому спасительному Таинству: «Господи! Услышь молитву мою… Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое». Продолжается чинопоследование Таинства темой покаяния и осознания своей немощи. Поется Аллилуиа с покаянными стихами: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь», и поются покаянные тропари «Помилуй нас, Господи» и 50-й псалом. После покаянных тропарей и 50-го псалма поется канон о елее. В нем священники просят Господа «елеем благоутробия утешить души и телеса человеческие» и «подать люте страждущему благодать свыше». В молитве елея есть прошения: «Неизреченною любовию, Преблагий Господи, ущедри раба Твоего, покровом славы Твоея подай здравие ему и недугов избавление». Далее следуют стихиры, в которых выражена та же мысль: «Помазанием елея Твоего и священников, Человеколюбче, осязанием раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевныя скверны очисти… соблазнов избави, обстояние отжени, скорби потреби…» Оканчивается молебное пение молитвами: Трисвятое по «Отче наш» и пением тропаря «Скорый в заступление…» Освящение елея для помазания В мирной ектении есть прошение: «О еже благословитися елею сему, силою и действом и наитием Святаго Духа». Елей для освящения вливается в пустой сосуд кандило , стоящий в пшенице; вино доливают туда же и смешивают все лжицей. Вино, добавляемое в елей, символизирует Кровь Христову, пролитую Им на Кресте. Затем возжигаются семь свечей, расположенных вокруг елея, и все те свечи, что держат присутствующие. Первенствующий иерей начинает читать молитву елея, а сослужащие священники вторят ему вполголоса, читая ту же молитву. В молитве они просят, чтобы Господь Сам освятил этот елей во исцеление помазующегося и в очищение всякой страсти и скверны плоти и духа и всякого зла. После молитвы поются тропари — Христу, святому апостолу Иакову, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребреникам, святому Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице. Помазание болящего елеем Третья часть чинопоследования Таинства Елеосвящения включает в себя семикратное помазание освященным елеем частей тела больного чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук. Причем каждое из этих семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектенией и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов. Дьякон, чтец или сам священник после возглашения прокимна начинает первое чтение из Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения см. Затем первенствующий пресвитер читает первое Евангелие см. Вслед за тем тот же пресвитер в молитве просит Господа сделать его достойным служителем Нового Завета и сотворить елей, приготовленный для больного, елеем радования, одеждой царской, броней силы, в отгнание всякого диавольского действия, ненаветной печатью, вечным веселием. После этого произносится сугубая ектения, а затем священник читает первую молитву. Совершается первое помазание больного освященным елеем. Это делает иерей, читавший первое Евангелие. Взяв в руку стручец, он обмакивает его в елей и крестообразно помазывает лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки с внутренней и тыльной стороны. При этом читается тайносовершительная молитва: «Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего рабу Твою, имярек от обдержащия его ея телесныя и душевныя немощи и оживотвори его ю благодатию Христа Твоего, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, предстательствы Честных Небесных Сил бесплотных, силою Честнаго и Животворящаго Креста, честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и целителей бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых. Эта молитва повторяется каждым из семи священников после очередного чтения Апостола и Евангелия. Если Таинство совершает один иерей, то он один читает ее при каждом помазании. Как только помазание завершено, гасится одна из свечей, стоящих на блюде. Во время второго чтения читается следующее зачало из Апостола, и затем — Евангелия. Апостольское чтение Рим. Во втором Евангелии Лк. Далее следует молитва «Отче святый…» и второе помазание больного. Третье чтение 1 Кор. Третье Евангелие Мф.

Сколько длится чин В среднем около 2 часов, но все зависит от количества участников Таинства — если оно проходит в храме. Если Соборование проходит индивидуально, продолжительность его, конечно, несколько меньше. Однако, и в таком случае это далеко не короткий чин — не менее часа. Как проходит Таинство в храме Пришедшие принять Елеосвящение обычно становятся рядами — так, чтобы священники, которые будут помазывать каждого, могли свободно идти между стоящими. С началом Таинства зажигают свечи и внимательно слушают то, что читается и поется. Вот что происходит во время Соборования: сначала совершается общее молебное пение о болящих: читаются псалмы, диакон произносит о них краткие моления, затем следует канон; после этого звучит молитва священника над елеем — маслом, принесенным верующим; оно, а также вино, пшеница, стоят на столе посреди храма; этот освященный елей, смешанный с вином будет нужен для помазания верующих; во второй части Таинства происходит семикратное чтение Апостола, Евангелия и молитв о болящих; читаемые фрагменты писания подобраны так, чтобы приводить на память присутствующих все, что известно из него о помазании маслом больных и исцелениях; например, в первом Апостольском чтении звучат слова св. Иакова о помазании больных от «пресвитеров Церкви», а Евангелие читается о человеке «впавшем в разбойники» и израненном, которому «возливая масло и вино» помогает самарянин Лк. Во время соборования в храме не совершается помазывание елеем ног, даже если они болят — это возбраняется Уставом. Не стоит также просить священника особо помазать маслом другие места тела, пораженные болезнью. Но это можно сделать самостоятельно дома, после Таинства, взяв из храма освященное масло. Но, как говорит священник Александр Мартыненко, «важно только при этом молиться и помнить, что это — не мазь из аптеки, не волшебное средство. Механически освященное масло не лечит, всё даётся только по вере вашей». После седьмого помазания, согласно Уставу, происходит следующее: «… Больный приемляй елеосвящение, аще может, сам входит посреде священников, или держимь от своих си стоит, или седит. Аще же не может сам, священницы сами обстоят его на одре лежащаго. Настоятель же взем святое Евангелие, и разгнув е, возлагает писмены на главе больнаго, придержащим всем священником». При этом читается особая молитва, в которой Господа еще раз просят об исцелении. Если Соборование общее, то два священника, держащие раскрытое Евангелие, обходят с ним всех участников Таинства, возлагая на главу каждого, в то время как старший из священников читает молитву. Наконец, следует заключительная ектения — и отпуст, то есть благословение от священника всем, принявшим Таинство: и каждый, «приим от них благословение и прощение, отходит благодаря Бога». Как после Соборования использовать масло Этим маслом можно помазываться с молитвой, призывая Божию Благодать на себя и родных: можно помазать освященным маслом детей, близких, если они сами того желают. Особой молитвы при этом Церковью не определено — современные пастыри советуют чаще всего читать «Отче наш». Что касается салфеток, которыми стирали излишки масла, их сжигают в печи. Если дома нет такой возможности, можно оставить их в храме — как правило, его служители собирают их для последующего сожжения.

Иногда соборование происходит сразу над несколькими людьми в храме. Для совершения этого таинства предварительно ставится стол, а на столе полагается святой крест, Евангелие и блюдо с пшеницей, в которую ставятся 7 свечей, как прообраз семи даров Св. Духа, и 7 спичек, обернутых на концах ватой для помазания. Также в пшеницу ставятся сосуды с маслом и вином. Пшеница служит утешением для больного. Выставляя ее на вид больному, св. Церковь в утешение его как бы так говорит: «как в этой иссохшей по виду пшенице есть начало жизни, и оно может в свое время дать от себя росток, так и в иссохшем от болезни теле твоем есть начало жизни, которая, по воле Божией, может расцвести теперь же на земле или после всеобщего суда и воскресения». Больной помазуется не только маслом, но и вином, по примеру милосердного самарянина, который врачевал раны избитого разбойниками иудея маслом и вином Лк. Важное значение в этом таинстве имеет седмеричное число: его совершают 7 священников однако в реальной жизни такое число клириков удается собрать крайне редко, поэтому, как правило, таинство совершается одним или двумя священниками , читается 7 евангелий, 7 посланий апостольских и 7 молитв, в которых испрашивается больному разрешение от грехов и исцеление от болезней; больной 7 раз помазуется. Все это имеет отношение к ветхозаветному событию с Иерихоном.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий