Низкий поклон всем ветеранам – защитникам и жителям блокадного Ленинграда, труженикам тыла. Еще одна церемония в день 80-летия прорыва блокады прошла сегодня у Монумента героическим защитникам Ленинграда.
«КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» О ПРОРЫВЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
Нам помнить это время долго надо. Пусть ужас никогда не повторится, Пусть смерть и голод в дверь не постучится. Желаем неба чистого родного, Пусть будут близкие всегда на связи, дома, Пусть страшные военные раскаты.
Видео: Под Дусьево «русская сила солдатская» готова «гнать немцев за Волхов» 13:47 15. Как стало известно 47news, в два часа дня 15 января у деревни Дусьево около сотни петербургских и областных исторических реконструкторов приступят к воссозданию боя под условным названием "Штурм высокого берега и укреплений". Мероприятие приурочено к 80-летию проведения операции "Искра" и прорыва блокады Ленинграда. Изначально планировалось, что о юбилее прорыва энтузиасты военно-исторических хроник напомнят сразу тремя мероприятиями, которые были запланированы на трёх площадках. Однако в итоге деревня Дусьево стало единственной площадкой, где в третье воскресенье января смогли воссоздать прорыв.
Как рассказал 47news директор музея "Кобона.
Ларенкова, совмещающих кадры одного и того же места в годы блокады Ленинграда и в наши дни. Шолохова к этой знаменательной дате оформлена тематическая книжная выставка «872 дня блокады». Книги на выставке представлены в трех разделах. В первом разделе «Блокада Ленинграда. Второй раздел «Защитники Ленинграда» рассказывает о борьбе за освобождение Ленинграда из блокадного кольца. Третий раздел «Жизнь в осажденном городе» представляет книги — воспоминания, посвященные страшным дням блокады, где были голод, холод и разруха. Кроме того, вниманию посетителей библиотеки представлены художественные книги известных писателей, посвященные блокаде.
Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Зиничева Основные сведения.
Видео: Под Дусьево «русская сила солдатская» готова «гнать немцев за Волхов»
Блокадное кольцо вокруг Ленинграда было разорвано ровно 79 лет назад, 18 января 1943 года. прорыв блокады Ленинграда 1 мин 24 с. Видео от 12 января 2023 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! Ровно 80 лет назад начался прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
80 лет прорыва блокады Ленинграда
Сегодня отмечается годовщина прорыва блокады Ленинграда | Таким образом после семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда. |
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда | Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. |
Новости и события Российского исторического общества | По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. |
Ленинградская «Искра»: 5 фактов о начале прорыва блокады - Православный журнал «Фома» | Мероприятие приурочено к 80-летию проведения операции "Искра" и прорыва блокады Ленинграда. |
18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием.
Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава.
Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции.
Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно.
План предполагал одновременный удар Ленинградского и Волховского фронтов между Шлиссельбургом на юге Ладожского озера и поселком Мга. Именно здесь была ахиллесова пята фашистов - расстояние между силами Красной армии было всего 12-16 километров. Немецкое командование это понимало, так что части 18-й армии вермахта превратили небольшой участок земли в настоящую крепость. Салют в Ленинграде с крейсер «Киров», 27 января 1944 года. Источник: militera. К концу дня красноармейцы сумели захватить на левом берегу Невы плацдарм размером примерно шесть на три километра. После этого с 13 по 17 января шли ожесточенные бои за каждый метр земли. Советским бойцам было нелегко штурмовать эшелонированную оборону неприятеля. Но надежда на скорую встречу со своими придавала сил: войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. В тот же день от немецких захватчиков освободили Шлиссельбург. Таким образом, 18 января стало переломным - блокада Ленинграда была прорвана. Продолжить успешное наступление и расширить пробитый коридор не удалось.
По ней срочно, менее чем за три недели, протянули новую железнодорожную ветку и автодорогу параллельно ей — для бесперебойного снабжения города. В мероприятии представлен фотоколлаж «Путешествие во времени» по фотоработам петербуржца С. Ларенкова, совмещающих кадры одного и того же места в годы блокады Ленинграда и в наши дни. Шолохова к этой знаменательной дате оформлена тематическая книжная выставка «872 дня блокады». Книги на выставке представлены в трех разделах. В первом разделе «Блокада Ленинграда. Второй раздел «Защитники Ленинграда» рассказывает о борьбе за освобождение Ленинграда из блокадного кольца.
Цветы легли к основанию памятника катерным тральщикам, а также на воду, в память о погибших. Сегодня также были вручены почетные награды ветеранам. Среди награждённых Николай Спиридонов. В 1943 году он пришел работать на Балтийский завод, строил и испытывал минные тральщики.
Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года глазами ленинградцев
Части армии за два дня боёв освободили Красный Бор , станцию Поповку , Старую Мызу , Мишкино и сумели продвинуться вперёд до 5 километров. Однако, противостоящие советским войскам на этом участке фронта части 250-й испанской дивизии и полицейской дивизии СС сумели продержаться до подхода подкреплений и наступление 55-й армии было остановлено [43]. К 27 февраля части армии продвинулись всего на 4—5 километров на участке фронта шириной 14—15 километров и основную задачу не выполнили. Наступление 54-й армии в районе Смердыни[ править править код ] 10 февраля соединения 54-й армии 10 стрелковых дивизий, 3 стрелковых бригады, 3 танковых полка — более 70 000 человек при 60 танках после артподготовки перешли в наступление севернее реки Тигода на 9-километровом участке фронта Макарьевская пустынь — Смердыня — Кородыня [43]. Ударная группировка армии состояла из 4 стрелковых дивизий 116-я, 198-я, 311-я, 378-я , 2 стрелковых бригад 14-я, 140-я , 6-й бригады морской пехоты и 124-й танковой бригады. На данном участке фронта оборону держала 96-я пехотная дивизия при поддержке 69-й и 132-й пехотных дивизий на флангах [43]. Командование 54-й армии сосредоточило до 80 орудий и миномётов на километр фронта, но этого оказалось недостаточно — только на второй день совместными усилиями сапёров и артиллерии удалось проделать брешь во вражеской полосе обороны. Однако развить успех не удалось. Не изменил ситуацию и ввод в бой 14 февраля подвижной группы 7-я гвардейская танковая и 58-я стрелковая бригады , которая сумела лишь немного потеснить противника [44].
Усилив оборону боевыми группами из состава 61-й, 121-й и 217-й пехотных дивизий, немецкие войска остановили наступление 54-й армии [43]. Безуспешные попытки продолжить наступление предпринимались частями 54-й армии до 27 февраля. В итоге соединения армии продвинулись на 3—4 км на 5-километровом участке фронта и не выполнили главную задачу, что не помешало К. Мерецкову в своих мемуарах положительно оценить результаты наступления: «54-я армия проводила операцию, направленную на то, чтобы не позволить врагу создать под Мгой сильную группировку с целью ликвидировать только что созданный коридор к югу от Ладоги. Армия нанесла удар в сторону Чудова, сумела отвлечь на себя фашистские войска, предназначенные для прорыва к Шлиссельбургу, и свою задачу выполнила». На службе народу [8]. Продолжение наступления 67-й и 2-й ударной армий[ править править код ] В ходе продолжения операции «Искра» в феврале 67-я армия и 2-я ударная армии должны были решить несколько задач: взять штурмом немецкий узел обороны в районе 1-го, 2-го Городков и 8-й ГРЭС , захватить Синявинские высоты и во взаимодействии с 55-й и 54-й армиями разгромить мгинско-синявинскую группировку противника. Таким образом, была восстановлена сухопутная связь с Невским «пятачком» и небольшой выступ во фронте в этом районе был срезан.
Всего части 67-й армии сумели продвинуться на 5 километров, но из-за значительных потерь дальнейшее наступление были вынуждены прекратить [44]. Бои сразу же приняли крайне ожесточённый характер. Так, в течение 10 дней части 2-й ударной армии силами 35 батальонов штурмовали высоту 43. Одновременно 73-я морская стрелковая бригада, 80-я и 364-я стрелковые дивизии, а затем и 64-я гвардейская стрелковая дивизия, усиленные значительной артиллерийской группировкой, штурмовали высоту с отметкой 50. Высоты несколько раз переходили из рук в руки, но в конечном итоге части 21-й немецкой пехотной дивизии и 540-го штрафного батальона при поддержке нескольких танков «Тигр» сумели удержать их в своих руках. После нескольких дней относительного затишья 12—13 февраля атаки частей 2-й ударной армии на Синявинские высоты возобновились и продолжались до конца февраля, но вновь успеха не достигли [46] [47] [45]. Таким образом, наступление 2-й ударной армии успеха не имело и было прекращено [44]. В результате части 128-й, 18-й и 11-й советских стрелковых дивизий попали в окружение и понесли тяжёлые потери, а линия фронта сместилась севернее дороги Синявино — Гонтовая Липка [48].
Войскам всех четырёх армий 54-й , 55-й , 67-й и 2-й ударной было предписано временно прекратить наступление и закрепиться на занимаемых рубежах, а командующим фронтов к 3 марта представить соображения по проведению очередной совместной наступательной операции [49]. Несмотря на то, что наступление Северо-Западного фронта в феврале, так же, как и под Ленинградом , не достигло поставленных целей, советское командование всё-таки рассчитывало осуществить план «Полярная Звезда» в марте, но уже с более скромными целями [50]. Согласно очередному плану Ставки ВГК Северо-Западный фронт переходил в новое наступление 4 марта в направлении Старой Руссы , а 55-я армия Ленинградского фронта и 8-я армия Волховского фронта — 14 марта, получив прежнюю задачу — окружить и уничтожить мгинско-синявинскую группировку противника. Обескровленные 67-я и 2-я ударная армии должны были присоединиться к наступлению только в случае успеха на флангах [50]. В начале марта 1943 года из-за резко изменившейся обстановки на южном фасе советско-германского фронта операция «Полярная Звезда» была фактически отменена. Войска Северо-Западного фронта всё-таки начали наступление 5 марта. Войска Ленинградского и Волховского фронтов не сумели подготовиться к наступлению к 14 марта и начало операции было перенесено на 5 дней. К этому моменту войска Северо-Западного фронта, не добившись успеха, уже завершали операцию, которая была окончательно прекращена 17 марта.
Продолжение наступления, 19 марта — 2 апреля 1943 года[ править править код ] 19 марта 55-я армия начала наступление из района Красного Бора в направлении Ульяновки. В начале операции войска армии сумели прорвать фронт на участке в 6,5 километров и продвинуться вперёд до 2,5 километров. В дальнейшем, после ожесточённых боёв, передовые части армии продвинулись на 8—10 километров и достигли северо-западных окраин Саблино и Ульяновки [52]. Соединения 55-й армии до начала апреля неоднократно пытались возобновить наступление, но успеха так и не достигли. Одновременно с началом наступления 55-й армии 8-я армия начала наступление на Мгу из района южнее Вороново. На участке фронта от Гонтовой Липки до района Погостья советским войскам противостояли части 1-й, 223-й, 69-й пехотных и 285-й охранной дивизий [50]. После трёх дней боёв первый эшелон 8-й армии 256-я, 265-я, 286-я, 374-я и 378-я стрелковые дивизии при поддержке 35-го, 25-го, 33-го и 50-го танковых полков прорвал немецкую оборону на участке Вороново — Лодва шириной 8 километров и продвинулся вперёд до 2—5 километров. Подвижной группе в составе полка 64-й гвардейской стрелковой дивизии и танкового батальона 122-й танковой бригады удалось обойти с севера мощный узел обороны Карбусель и перерезать железную дорогу Мга — Кириши восточнее станции Турышкино.
Однако командование немецкой 18-й армии сумело перебросить 21-ю, 121-ю пехотные дивизии, 2 полка 11-й пехотной дивизии, которые сумели остановить продвижение 8-й армии. Ввод в бой 1 апреля 14-й стрелковой дивизии и 1-й стрелковой бригады для поддержки успеха 64-й дивизии результата не принёс [53]. Таким образом, и вторая попытка окружения мгинско-синявинской группировки противника закончилась провалом. Подготовка[ править править код ] К началу операции войска Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия , ВВС Краснознамённого Балтийского фронта, 7-й истребительный корпус ПВО и смешанные авиаполки 42-й , 67-й и 23-й армий. Все эти силы находились в оперативном подчинении командующего 13-й воздушной армией. К началу операции в 13-й воздушной армии и в 7-м истребительном авиакорпусе насчитывалось 287 самолётов: 26 бомбардировщиков, 40 штурмовиков, 171 истребитель, остальные 50 самолётов — самолёты-разведчики, корректировщики, транспортные, связь. В основном это были новые типы самолётов — бомбардировщики Пе-2 , штурмовики Ил-2 , истребители Як-7 , Ла-5 [55]. В ВВС Балтийского флота было 238 самолётов.
Войска Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия , 2-й истребительный авиакорпус , 232-я штурмовая авиадивизия. Эти силы оперативно подчинялись командующему 14-й воздушной армией. В составе этой группировки насчитывалось 374 исправных самолёта. Таким образом в составе двух фронтов и флота было 899 самолётов [55]. Со стороны немецко-фашистских войск перед Ленинградским и Волховским фронтами базировалось около 150 самолётов, выделенных из состава 1-го воздушного флота , поддерживающих с воздуха 18-ю немецкую армию. Вражеская авиация вела в основном разведку наших войск, коммуникаций, небольшими группами пыталась бомбить перевалочные базы на Ладожском озере и в ночное время Ленинград и особой активности не проявляла [55]. В период подготовки к операции лётчики 13-й воздушной армии провели тщательную разведку оборонительных полос врага. Особенно подробно изучался передний край, аэродромы и коммуникации.
Разведку и перспективно-панорамное аэрофотографирование обороны противника провели 5-я дальнеразведовательная эскадрилья и специально выделенные экипажи в авиаполках армии. По данным фоторазведки создавались топографические карты с впечатанной обстановкой. Было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрованными целями. Ими обеспечивались сухопутные войска и авиационные части [55]. Для улучшения взаимодействия авиации Ленинградского, Волховского фронтов, ВВС Балтийском флота с сухопутными войсками развернули вспомогательный пункт управления командующего 13-й воздушной армией с командующим 67-й армией, наносившей главный удар в полосе Ленинградского фронта. В стрелковые дивизии первого эшелона были направлены офицеры-авиаторы со средствами связи, в задачу которых входило принимать от наземного командования заявки на уничтожение войск и объектов противника и передавать их на КП авиационных соединений и частей, а также информировать авиационное командование об изменениях на линии боевого соприкосновения с противником [55]. Подготовку к проведению операции провела инженерно-авиационная служба. Были полностью укомплектованы личным составом, инструментом и оборудованием полевые авиаремонтные мастерские.
Каждая ремонтная база и авиамастерская подготовила бригады специалистов по ремонту самолётов в полевых условиях с необходимыми запасами материалов и запчастей [55]. Большую работу проделали и специалисты авиационного тыла. К началу операции было построено 375 укрытий для самолётов на аэродромах, отремонтированы подъездные пути и дороги, дооборудованы старые аэродромы и построены новые, отремонтированы взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки. Создавалась сеть ложных аэродромов, оборудовались узлы связи, строились землянки, мастерские, столовые. До начала операции частями авиационного тыла были завезены боеприпасы, необходимое авиатехническое имущество, горюче-смазочные материалы [55]. Наступление[ править править код ] 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м.
Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей.
А советские войска основной удар со стороны Невы нанесли севернее. Им удалось прорвать немецкую оборону и выйти к Синявинским рабочим поселкам. Шлиссельбург все-таки удалось отрезать и зачистить. Затем выдвинулись вдоль ладожских каналов и наткнулись на группу вооруженных людей в советской форме. Оказалось, свои — Волховский фронт. Надо пережить три страшных блокадных года, чтобы понять ту радость бойцов.
Фашистов удалось отжать к Синявинским высотам, и появилась возможность для снабжения города всем необходимым. Виталий Бондарь, специалист научно-просветительского отдела Музея обороны и блокады Ленинграда: «Это было начало перелома, поэтому для нас, для ленинградцев, для петербуржцев этот день и даже 80 лет спустя — это начало победы нашего народа в Великой Отечественной войне». До полного освобождения города от блокады оставался еще год, а затем, когда блокада была полностью снята, прозвучал тот самый салют в честь Ленинградского Дня Победы. Его сделали возможным участники операции «Искра», в числе которых была секретарь военного трибунала второй ударной армии Екатерина Ивановна Карпова.
Не кажется ли тебе, что кто-то нарочно открывает немцам дорогу на этом решающем участке?.. Чем, собственно, занят Ворошилов и в чём выражается его помощь Ленинграду? Я пишу об этом, так как очень встревожен непонятным для меня бездействием ленинградского командования...
По приезде в Ленинград на совещании с Ворошиловым, Ждановым и членами Военного совета Ленинградского фронта, секретарями обкома и горкома подвергли резкой критике ошибки, допущенные Ворошиловым и Ждановым... В течение первого дня при помощи приехавших с нами товарищей мы занимались приведением в ясность дел в отношении имеющихся здесь артиллерии и авиации, возможной помощи со стороны моряков, особенно по морской артиллерии, вопросам эвакуации, выселения 91 тыс. Также по теме «Моим оружием была музыка»: 75 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича 9 августа 1942 года в Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Музыка композитора транслировалась... По мнению историков, оснований обвинять Ворошилова в измене нет. В июле и первой половине августа 1941 года, будучи главнокомандующим войсками Северо-Западного направления, Ворошилов провёл несколько успешных контрударов, регулярно выезжал на фронт. Причины, по которым один из первых маршалов СССР неожиданно потерял контроль над ситуацией, остаются до сих пор неясными, считают эксперты.
Новым командующим стал Георгий Жуков. Плотное вражеское кольцо вокруг Ленинграда замкнулось 8 сентября 1941 года. Связь с Северной столицей можно было поддерживать только через Ладожское озеро и по воздуху. В первые дни ленинградцам о блокаде ничего не сообщали. Более того, об осадном положении города местное командование решило не докладывать и в Ставку, надеясь в течение двух недель прорвать блокаду. Газета «Ленинградская правда» опубликовала 13 сентября сообщение руководителя Совинформбюро Лозовского: «Утверждение немцев, что им удалось перерезать все железные дороги, связывающие Ленинград с Советским Союзом, является обычным для немецкого командования преувеличением». О блокаде ленинградцы узнали только в начале 1942 года, когда из города начали массово эвакуировать население по Дороге жизни.
Наперекор врагу В осаждённом Ленинграде оказалось более 2,5 млн жителей, в том числе 400 тыс. Воспоминания о первом дне блокадного ада оставил в своих записях юный ленинградец Юра Рябинкин: «И тогда-то началось самое жуткое. Дали тревогу. Я и внимания не обратил. Но затем слышу — на дворе поднялся шум. Я выглянул, посмотрел сперва вниз, затем вверх и увидел... Загремели разрывы бомб.
Один за другим оглушительные разрывы, но стёкла не дребезжали.
Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для победы все силы.
От имени войск Ленинградского фронта поздравляю вас со знаменательным днём великой победы под Ленинградом! Улицы, площади и мосты в городе были заполнены ликующими горожанами, а вечером, точно вовремя, в небе над Ленинградом прогремел торжественный салют. Конечно, даже столь знаменательное событие не означало прекращения наступления Красной Армии. К началу февраля 1944 года основной задачей немецких войск была оборона Луги.
Именно туда были брошены все силы Волховского фронта. Боевые действия Ленинградского фронта в Красносельско-Ропшинской наступательной операции 14—30 января 1944-го и боевые действия Волховского фронта в Новгородско-Лужской наступательной операции 14 января-15 февраля 1944-го. Чтобы отрезать противника от западных рубежей, 2-я армия Ленинградского фронта присоединилась к наступлению, обходя город с тыла. Немецкое командование требовало удержать линию коммуникаций Луга — Псков любой ценой.
В результате почти двух недель ожесточенных боёв, 12 февраля город Луга был освобождён от захватчиков. Признаюсь, что мне очень хотелось этого, и я даже кое-что прикидывал заранее, — вспоминал командующий войсками Волховского фронта маршал Советского Союза К. На следующий день после освобождения Луги фронт расформировали, распределив входившие в его состав армии между Ленинградским и 2-м Прибалтийским фронтами; маршал Мерецков возглавил Карельский фронт, успешными наступлениями которого будет руководить летом и осенью 1944-го. В то же время войска Ленинградского фронта продолжали движение в сторону Нарвы.
Немецкое командование считало этот участок фронта особо важным. Войска противника прочно закрепились вдоль реки, стянув туда дополнительные силы из состава группы армий «Центр». Весь февраль вдоль Нарвы шли тяжёлые бои, однако советским войскам все же не удалось взломать оборону противника. Нарва будет освобождена в июле 1944 года, в ходе отдельной наступательной операции на данном направлении.
Пока же немцы после потери Луги отступили к оборонительной линии «Пантера», а войска Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов были чрезвычайно изнурены полутора месяцами боёв в тяжелых условиях. К началу весны 1944 года наступление было остановлено, но год крупнейших наступлений Красной Армии только начинался. Узнать больше о Ленинградско-Новгородской наступательной операции, а также получить боевые задачи можно по этой ссылке. Вас ждёт фронтовой дневник, который в январе 1944-го вполне мог вести боец Красной Армии.
Источники и литература Развернуть Архив Lesta Games. Арутюнян Б. Роль артиллерии Красной Армии в битве за Ленинград 1941 — январь 1944 г. Гланц Д.
Блокада Ленинграда.
Годовщина прорыва блокады: 79 лет назад было разорвано вражеское кольцо вокруг Ленинграда
В рамках акции «Ленточка Ленинградской Победы» в течение года планируется провести встречи по всей Ленинградской области,собрать автографы всех участников боевых действий и жителей блокадного ленинграда. Цель проекта -патриотическое воспитание детей и молодёжи!
Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления.
Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т.
Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава.
Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор.
За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель.
А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно.
Начальник Генштаба Гальдер возражает, поскольку считает, что Сталинград важнее, и через несколько недель Гитлер его убирает со всех постов. Манштейн прибывает на рекогносцировку на линию соприкосновения гитлеровских и советских войск. Это было в районе Колпино. И на расстоянии прямой видимости, без всякого бинокля, наблюдает дымящие трубы Ижорского завода. После взятия Севастополя, он планировал начать штурм Ленинграда 1 сентября, но уже через несколько дней войска под его командованием были втянуты в тяжелейшие оборонительные бои. Была очередная попытка Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда.
Успех ей не сопутствовал, однако идея взять Ленинград штурмом была окончательно похоронена. С этого момента ни один гений немецкого военного планирования вплоть до конца войны не ставил перед собой задачу по одновременному наступлению на двух и более участках Восточного фронта. Фронтовики-ленинградцы зло шутили: «В 1941 году прорвать блокаду не сумели, зато от Москвы немцев отвлекли. В 1942 году не прорвались, зато Ленинград от штурма избавили». Настроение было такое, что медлить с прорывом блокады было уже никак нельзя. И неудачи быть просто не могло: предел для человека существует; и жителями, и защитниками города он был перейден не единожды. Немцы занялись укреплением своих оборонительных сооружений, а Ставка ВГК перешла к планированию решающего сражения по прорыву блокады.
За это время советские войска успели занять несколько поселков и захватить немецкий танк. Вечером 15 января противник был уже отброшен к Шлиссельбургу, но продолжал удерживать город и несколько поселков, отвечая яростными контратаками.
Однако советские войска продолжали наступление. Утром 18 января между войсками Ленинградского и Волховского фронтов оставалось несколько километров. Противник решил оставить Шлиссельбург и путем контратак прорываться на юг. Удары эти были отбиты, а Шлиссельбург освобожден от немецких войск об этом подробно можно узнать на экскурсии в крепость Орешек. Ценой огромных потерь блокада была прорвана, но бои продолжались. К концу января ширина пути, соединяющего Ленинград с остальной частью страны, составляла около 10 километров. Лишь через год, 27 января 1944, года блокада Ленинграда была снята полностью. И именно операция «Искра» стала первым шагом к этому успеху. Обо всех этих событиях с применением современной графики и архивных фотографий и повествуют видеоролики в первом зале музея.
После их окончания экскурсовод приглашает группу во второй зал, и мы попадаем на воссозданный в реальном размере Невский пятачок — так назван небольшой участок земли, ставший плацдармом для военных действий по освобождению Ленинграда. Перед нами второй день операции «Искра». Советский танк БТ-5 Мы двигаемся по траншее, усыпанной гильзами и остатками оружия. В глаза бросаются советский танк и подвешенный в воздухе немецкий самолет. Мы увидим здесь и лодки, на которых увозили раненных, и немецкие укрепления, внутри которых отдыхали фашисты, а после их отступления — уже советские воины. Блиндаж Внутрь блиндажей можно заглянуть и увидеть там оружие, одежду, кухонную утварь и даже гитару. Все предметы на экспозиции реальные, найденные поисковиками. Почти ко всему можно подойти и даже потрогать. По-настоящему впечатляют фигуры бойцов: они стоят перед нами в полный рост, а их лица воссозданы по архивным фотографиям.
Юные мужчины и девушки замерли в боевых позах. Константин Непоклонов, гвардии старший лейтенант С изображенными героями нас знакомит экскурсовод. Вот 18-летний Владимир, взявший на себя смелость командования отрядом.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда. В Музее обороны и блокады Ленинграда Путин встретился с ветеранами Великой Отечественной войны и жителями блокадного Ленинграда, экскурсию по новой экспозиции для него провел губернатор Петербурга Александр Беглов. Еще одна церемония в день 80-летия прорыва блокады прошла сегодня у Монумента героическим защитникам Ленинграда.
Освобождение Ленинграда от прорыва до снятия блокады
Минобороны к 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда опубликовало архивные документы по операции «Искра». 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. В среду, 18 января, исполнится ровно 80 лет со дня прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда
Поэтому прорыв блокады Ленинграда для меня – не просто календарная дата. 24 января 1944 года силами Ленинградского и Волховского фронтов был совершён прорыв блокады Ленинграда. Частично блокада была снята 18 января 1943 г., а полностью — 27 января 1944 г. Почти тысяча дней и ночей, 4 страшных зимы.
Годовщина прорыва блокады: 79 лет назад было разорвано вражеское кольцо вокруг Ленинграда
Вот некоторые из них: Президентская библиотека имени Б. Ельцина подготовила подборку материалов «Первая «Искра» победы». Посетители сайта библиотеки могут ознакомиться с кадрами кинохроники «Оборона Ленинграда. Блокада Ленинграда», официальными документами, периодические издания, воспоминаниями, дневниками и материалами из личных архивов ленинградцев. Музей обороны и блокады Ленинграда пройдет презентация просветительского мультимедийного проекта «Ленинград, мы помним». Мероприятие пройдет 20 января 2022 года в 13. Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии представит спектакль-концерт «Песни памяти» , посвященный 78-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих. Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные. При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком. А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там. Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин. Однажды в его смену на крышу попали сразу две зажигательные бомбы, прожгли кровлю и упали на чердак. Мальчик схватил их за стабилизаторы и бросил в бочку. Однако от осколков перекрытия чердака оказались охвачены огнем. Паша бросился тушить их, но на крышу упали еще две бомбы. Получивший сильные ожоги мальчик все равно встал на ноги и потушил все бомбы.
На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду.
Участие в ней приняли ветераны, вице-губернатор Петербурга Олег Эргашев, курсанты военно-морских учебных заведений, судостроители. Цветы легли к основанию памятника катерным тральщикам, а также на воду, в память о погибших. Сегодня также были вручены почетные награды ветеранам. Среди награждённых Николай Спиридонов.
18 января – День прорыва блокады Ленинграда
80-летие прорыва блокады Ленинграда | 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда. |
18 января. День прорыва блокады Ленинграда - ЛЕНТА НОВОСТЕЙ » Школа №5 | Еще одна церемония в день 80-летия прорыва блокады прошла сегодня у Монумента героическим защитникам Ленинграда. |
«КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» О ПРОРЫВЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА | За проявленные при прорыве блокады героизм, смелость и мужество орденами и медалями были награждены около 19 тысяч советских воинов, 25 из них стали Героями Советского Союза. |
РАБОТАТЬ, РЕШАТЬ, ПОМОГАТЬ!
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году | 5. Прорыв блокады Ленинграда обошелся почти в 70 000 убитых, раненых, пропавших без вести и заболевших бойцов и командиров трех армий из состава двух фронтов. |
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны | 18 января 2023 года отмечается 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда, ставшей одним из самых трагических этапов Великой Отечественной войны. |
Баир Иринчеев: Освободить Ленинград от блокады пытались пять раз | Сегодня, 18 января, отмечается 74 годовщина прорыва Блокады Ленинграда. |
День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны | «Отражение темы прорыва блокады и полного освобождения Ленинграда от блокады на страницах послевоенной ленинградской прессы (на примере «Ленинградской правды» 1945-1946 гг.)». |
К 80-летию прорыва блокады Ленинграда опубликованы рассекреченные архивные документы
В январе 1943 года прорыв блокады ЛЕНИНГРАДА по плану операции «Искра» должен был заложить начало частичному, а далее полному снятию блокады города. Надо отметить, что прорыв блокады Ленинграда стал серьёзным ударом по престижу Третьего рейха в мире. Советские солдаты в атаке во время операции по прорыву блокады Ленинграда, январь 1943-го. В январе 1943 года прорыв блокады ЛЕНИНГРАДА по плану операции «Искра» должен был заложить начало частичному, а далее полному снятию блокады города.