В 1930 году он написал своей возлюбленной об идее новой книги – «Маленький Принц». Самая известная книга Экзюпери, философская сказка «Маленький Принц», впервые была издана с рисунками автора 5 апреля 1943 года в Нью-Йорке. Большая часть истории вращается вокруг отношений таинственного звездного принца с розой — деликатной и требовательной, — за которой он ухаживает.
Вышла новая книга телеграмм и писем автора «Маленького принца»
Вышла новая книга телеграмм и писем автора «Маленького принца» | А сам автор "Маленького принца", летчик, погибший во Второй мировой войне, запомнился обаятельным и добродушным. |
Опубликована переписка автора «Маленького принца» | Посол Сальвадора в Москве Юрий Павел Сантакрус Пердомо передал в дар книгу "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери на языке коренных индейцев своей страны. |
Во Французской академии рассказали о секрете успеха "Маленького принца" | А сам автор "Маленького принца", летчик, погибший во Второй мировой войне, запомнился обаятельным и добродушным. |
7 фактов о Экзюпери и его «Маленьком принце» | самым пожилым боевым летчиком "Сражающейся Франции", которому пришлось едва ли не впервые использовать свою всемирную славу, чтобы добиться разрешения воевать в боевой части. |
Рукопись «Маленького принца» впервые представили на выставке в Париже
Он совершает вынужденную посадку в пустыне Сахара, где встречает одного необыкновенного и загадочного мальчика — Маленького принца с астероида Б-612. Оригинальная рукопись «Маленького принца» хранилась в библиотеке в Нью-Йорке, до сих пор ее не представляли французской публике. 2 Свое любопытство Маленький принц позаимствовал у сына приятеля Сент-Экзюпери.
80 лет со дня выхода книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
7 апреля 1943 года первое издание книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 29 июня исполняется 120 лет со дня рождения автора "Маленького принца". |
Басинский: Даже если мы узнаем правду о гибели Экзюпери, мы в нее не поверим | Книга "Маленький принц" уже давно стала его визитной карточкой, благодаря ей писатель смог прочно вписать свое имя в память человечества. |
7 фактов о Экзюпери и его «Маленьком принце» | Писатель создал свое произведение в Нью-Йорке, куда отправился после оккупации Франции фашистами. |
Басинский: Даже если мы узнаем правду о гибели Экзюпери, мы в нее не поверим | Повесть-сказка «Маленький принц» была впервые опубликована издательством «Рэйнал-энд-Хичкок» 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке. |
Рукопись «Маленького принца» Сент-Экзюпери представят в музее в Париже | Автор сопереживает Маленькому принцу, проникается его острыми впечатлениями и страданиями, идёт вместе с ним искать наугад колодец и даже баюкает своё подсознание на руках, как «хрупкое сокровище». |
Главное произведение Экзюпери, без которого писателя не понять
Или ты называешь свободой блуждание наугад в пустоте? Поверь, принуждение новой дороги увеличит твою свободу». Глупость, зависть, закостенелость в праздности — вот с чем борется мудрый правитель. Скудные пески Юга из года в год взращивают племена, жаждущие жить, — наступает день, и эти племена завладевают мертвыми сокровищами мертвого народа. Я не люблю людей с омертвелым сердцем». Главной задачей правителя становится создание условий для самореализации народа и поиск объединяющей идеи. Но если ты хочешь, чтобы они возненавидели друг друга, брось им маковое зерно». Поражает разнообразие лиц и сюжетов, чередой сменяющих друг друга в выдуманном царстве. Шаги к Господу Цитадель — это крепость, защищающая город от набегов беспощадных завоевателей.
Помните евангельскую притчу о злых духах? И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» Мф. Пожалуй, «Цитадель» Экзюпери — это та крепость, которую он воздвигал в защиту души от происков врага рода человеческого. Эта удивительная книга, конечно, не может претендовать на догматичность и бесспорность. Это не свод вероучительных истин. Но для христианского сердца она безусловно даст богатую пищу для размышлений. Сквозь неспешное течение мысли на страницах «Цитадели» отчетливо проступают слова молитвы. Легко представить себе, как они зарождались в долгих полетах над поверхностью такой маленькой и такой уязвимой Планеты людей.
Я хочу преисполнить моих воинов благородством, а храм, на который люди тратят себя и который для них смысл их жизни, переполнить красотой. Но сегодня вечером, когда я шел с пустыней моей любви, я увидел маленькую девочку. Она плакала. Я повернул ее к себе и посмотрел в глаза. Горе ее ослепило меня. Если, Господи, я пренебрегу им, я пренебрегу одной из частичек мира, и творение мое не будет завершено. Я не отворачиваюсь от великих целей, но не хочу, чтобы плакала и малышка. Только тогда мир будет в порядке.
Маленькая девочка — тоже крупица Вселенной». Экзюпери никогда не искал места поуютнее и поспокойнее, где бы можно было «отсидеться» и переждать «бурю». Напротив, везде он был в самом эпицентре событий, там, где труднее всего. И когда началась война — ни у кого не было сомнений, что Сент-Экс не окажется в стороне. И не потому, что был авантюристом или сорвиголовой. Просто он не мог находиться вдали от страданий, от слез «маленькой девочки». Ведь и мне случается не спеша спуститься по ступеням моего замка в предрассветный сад и навестить свои розы. Я оглядываю их так внимательно, наклоняюсь к неловко изогнувшемуся стеблю, я, который в полдень будет решать: казнить или миловать, воевать или жить в мире.
Быть или не быть царствам. И, с трудом разогнувшись, потому что я уже стар, я говорю в своем сердце слова, что слышны и понятны всем садовникам на свете, живым и мертвым: «Этим утром и я подрезал мои розы» … Я окончу свой труд, облагородив душу моего народа. Мой возлюбленный враг окончит свой и облагородит свой народ. Я думаю о нем, и он думает обо мне, хотя нет у нас общего языка, чтобы мы с ним встретились, ибо по-разному мы с ним и милуем, и казним, разные у нас уклады и разные суждения, но мы можем сказать, он мне, я — ему: «Этим утром и я подрезал мои розы…» Ибо Ты, Господи, общая для нас мера.
Мальчик, прибывший на нашу Землю с другой планеты, — это маленький Тони, которого Сент-Экс однажды потеряет и по которому будет сильно скучать. Но я, к сожалению, не умею видеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверное, я старею.
В 12 лет он впервые поднялся на самолете в воздух. Машиной управлял знаменитый летчик Габриэль Вроблевски, и Антуан сразу полюбил это ощущение невесомости и волнения, которое испытываешь на высоте. Пройдет еще 10 лет, и он с успехом сдаст экзамен на гражданского летчика, а чуть позже — и на военного. На своем первом самолете с серийным номером А-612 он будет перевозить почту на участке Тулуза — Перпиньян, а затем — в Испанию и Дакар. У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц прилетел с планетки, которая называется «астероид Б-612». Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, одним турецким астрономом. Можно сказать, что летная карьера Экзюпери шла вверх. В октябре 1927-го его назначили начальником аэродрома в Кап-Джуби — ныне это городок Тарфая на окраине Марокко.
В общей сложности в Западной Сахаре он тогда прожил три года. Добавить в корзину В корзину Этот дикий мир бескрайних песков, населенный змеями и миниатюрными лисичками фенек, которых Экзюпери с восторгом описывал в письмах к сестре Диди, совсем не был похож на пустыню, созданную людьми. Именно в те годы, наполненные одиночеством, будущий литератор проникся безграничной любовью к Сахаре. Мне всегда нравилось в пустыне. Сидишь на песчаной дюне. Ничего не видно. Ничего не слышно. И все же в тишине что-то светится.
В марте 1929 года срок службы Экзюпери в пустыне закончился. Вскоре он получил должность технического директора отделения авиакомпании «Аэропосталь» позже вошла в состав «Эир Франс» в Аргентине. Это назначение стало для него судьбоносным: на жаркой латиноамериканской земле уже выросла Роза, которая однажды станет для него единственной на всей земле. Ее звали Консуэло Суэнцин. Предпочитавший обычно высоких блондинок, в тот вечер он не сводил глаз с миниатюрной брюнетки. На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы — у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки.
С вечеринки они ушли вместе: на закате солнца он посадил ее в кресло второго пилота в свой самолет, а после полета над залитым электрическими огнями Буэнос-Айресом всю ночь напролет читал ей главы из еще недописанного «Южного почтового». Спустя годы в книге «Воспоминания розы» Консуэло напишет об этой встрече: «Ночью я проснулась, и он напоил меня горячим бульоном. Потом показал фильм, который снял сам. Образы сменяли друг друга под аккомпанемент странных индейских песен. Я больше не могла — слишком сильное впечатление производил этот человек, слишком богат был его внутренний мир». Через несколько дней она дала согласие стать его женой.
Всем советую Влад, 4 мая 2020 в 16:55 Книга очень интересная советую прочитать лиза, 11 мая 2020 в 15:15 Мне и маим сестрам очень понравилась эта книга Левчик, 13 мая 2020 в 12:24 книга крутая,советую почитать Валя, 17 мая 2020 в 22:13 Читайте Маленького принца! Каждый раз - новое открытие!!! Всем советую эту сказку прочитать. Очень интересная. Настя , 20 мая 2020 в 18:40 Очень хорошая сказка Альбина, 29 мая 2020 в 10:33 Сказка очень интересная и захватывающая Артём, 29 мая 2020 в 10:35 Сказка очень интересная 376 147 Виктория, 31 мая 2020 в 02:18 Плакала почти на всех главах. Я рада что прочитала эту книжку, она очень душевная и с глубоким смыслом, всем советую Дмитрий , 1 июня 2020 в 16:30 Классная сказка, каждую ночь по три главы читал детям, они каждую ночь с интригой ждали продолжения Виола, 9 июня 2020 в 10:35 Очень интересная сказка Настя, 9 июня 2020 в 17:08 Я на 26 главе плакала. Сказка очень прикольная советую прочитать!! Михаил , 15 июня 2020 в 11:24 Очень понравилась книга советую прочитать 319 111 Кристина Пивоварова, 19 июня 2020 в 16:14 Очень душевнная книга. Читать легко и интересно. Детям и взрослым любого возраста точно понравится. Эта книга впитывает только хорошие чувства.
Очевидно, журналист не принял во внимание, что эта «банальность» — порождение популярности «Маленького принца», текст которого давно разошелся на цитаты. В критических текстах о Сент-Экзюпери поэтика и политика непрестанно сталкивались, накладывались друг на друга. Потому-то вслед за разрушением легенды о великом писателе стала разрушаться и легенда о его жизни. В одном случае великий гуманист стал превращаться в реакционера, отстаивающего милитаристскую мораль. И тут немалую роль сыграли признание близости мировоззрения Сент-Экзюпери к Ницше и репутация Ницше как философа, прославляющего «волю к власти» и подчинение других Сверхчеловеку, утверждение сродства этой философии с некоторыми аспектами фашистской идеологии. В другом — писатель рассматривался как своего рода пессимистический конформист, в конце концов лишь красиво обставивший свой уход из жизни. Если обратиться к ключевым эпизодам биографии Сент-Экзюпери, можно заметить, что наибольшие вопросы у разных специалистов вызывает его позиция в период оккупации Франции: он не стал сотрудничать с правительством Петэна, но он был и противником де Голля — фигуры, олицетворяющей для многих французов сопротивление фашизму. То, что критики Экзюпери, поспешили назвать конформизмом, было стремлением передать свою позицию «противника немцев, но не французов», оспорить желание де Голля объявлять истинными борцами с фашизмом только тех, кто становился его сторонником, не одобрять напрасные жертвы, на которые шел де Голль в стремлении не только добиться победы над Германией, но и политической власти во Франции. Отвергая всякое неуважение к человеку, Сент-Экзюпери стоял на позиции солидарности, объединения и примирения всех людей. Именно поэтому он не попал в силки ни одной тоталитарной системы. Он не стал, подобно французскому поклоннику фашистов Дриё Ла Рошелю восторгаться первомайской демонстрацией в Москве 1936 года, отмечая «чудо возвращения к человечности» лишь в тот момент, когда людская толпа распалась и в ней показались индивиды. Он был одним из первых западных журналистов, критически отнесшихся к сталинскому правлению. В то же время, в отличие от многих известных интеллектуалов своего времени, он не стал защищать испанских республиканцев в период Гражданской войны, поскольку стал свидетелем и описал их жестокие действия — например, расправу с монахинями во время нападения на один из монастырей. Если учесть этот историко-социальный контекст, станет, пожалуй, понятно, отчего самое ницшеанское произведение писателя — «Цитадель», создававшееся в тот же год, оказалось незавершенным: опыт столкновения Экзюпери с тоталитарными режимами посеял сомнение в привлекательности той тоталитарной утопии, которую он начал было воображать в этом произведении. В самой биографии Экзюпери можно было найти сходство с теми ценностями, которые отстаивал Ницше и которые были присвоены, хотя и в утрированном, едва ли не карикатурном виде фашизмом: он был аристократом, он прославлял активное действие и героизм и осуществлял героические действия на фронтах войны, он мечтал о Человеке, подобном ницшевскому Сверхчеловеку. Однако восхищаясь Ницше, Сент-Экзюпери не только остался чужд тому биологическому детерминизму, который, надо признать, был присущ немецкому мыслителю вспомним его слова «подлинная знать есть знать по крови» , но и, стремясь возвыситься над банальным, не жаждал подавлять других, а ощущал свою ответственность за них, стремился открыть родство с ними и проявить толерантность к ним. К тому же он одновременно обращался к идеям религиозных мыслителей — в первую очередь, к Тейяру де Шардену. Вряд ли стоит называть такую позицию «розоватым ницщеанством, смешанным с религиозностью» Ж.
Рисунки Сент-Экзюпери к «Маленькому принцу» ушли с молотка за полмиллиона евро
Прототипами для Маленького принца могли стать французский политик Пьер Сюрдо и сын друга Сент-Экзюпери Шарля де Коненка из Квебека. Эпистолярия Сент-Экзюпери будет представлена на выставке в честь 75-летия с момента публикации самого известного произведения писателя – повести «Маленький принц». А сам автор "Маленького принца", летчик, погибший во Второй мировой войне, запомнился обаятельным и добродушным.
Во Франции впервые продемонстрируют рукопись «Маленького принца»
После войны, вслед за «Маленьким принцем» и «Цитаделью» (1948), были изданы его юношеские письма и записные книжки (1953), эссе «Смысл жизни» (1956), «Письма к матери. Каким был брак с автором «Маленького принца»? Сегодня, в первый день работы XVII Санкт-Петербургского международного книжного салона, автор книги «Маленький принц» Марина Казарина рассказала, как в современное турбулентное время обрести точку опоры.
В Израиле в новой версии сказки Сент-Экзюпери главный герой стал маленькой принцессой
Возможно, здесь и кроется причина того, о чем удивленно спрашивал Ален Вирконделе в 2014 году: почему самый читаемый писатель не только во Франции, но и во всем мире не изучается в университете? Ведь не только в последней трети ХХ века, но и в начале ХХI столетия мы сталкиваемся с пренебрежительными оценками сочинений Экзюпери. И это касается в том числе и «Маленького принца»: в июне 2016 года в газете «Экспресс» известный журналист Батист Лижер заявил, что эта сказка ничуть не трогает его, поскольку представляет собой китч, заполненный общими местами, банальными суждениями. Очевидно, журналист не принял во внимание, что эта «банальность» — порождение популярности «Маленького принца», текст которого давно разошелся на цитаты. В критических текстах о Сент-Экзюпери поэтика и политика непрестанно сталкивались, накладывались друг на друга. Потому-то вслед за разрушением легенды о великом писателе стала разрушаться и легенда о его жизни. В одном случае великий гуманист стал превращаться в реакционера, отстаивающего милитаристскую мораль. И тут немалую роль сыграли признание близости мировоззрения Сент-Экзюпери к Ницше и репутация Ницше как философа, прославляющего «волю к власти» и подчинение других Сверхчеловеку, утверждение сродства этой философии с некоторыми аспектами фашистской идеологии. В другом — писатель рассматривался как своего рода пессимистический конформист, в конце концов лишь красиво обставивший свой уход из жизни. Если обратиться к ключевым эпизодам биографии Сент-Экзюпери, можно заметить, что наибольшие вопросы у разных специалистов вызывает его позиция в период оккупации Франции: он не стал сотрудничать с правительством Петэна, но он был и противником де Голля — фигуры, олицетворяющей для многих французов сопротивление фашизму.
То, что критики Экзюпери, поспешили назвать конформизмом, было стремлением передать свою позицию «противника немцев, но не французов», оспорить желание де Голля объявлять истинными борцами с фашизмом только тех, кто становился его сторонником, не одобрять напрасные жертвы, на которые шел де Голль в стремлении не только добиться победы над Германией, но и политической власти во Франции. Отвергая всякое неуважение к человеку, Сент-Экзюпери стоял на позиции солидарности, объединения и примирения всех людей. Именно поэтому он не попал в силки ни одной тоталитарной системы. Он не стал, подобно французскому поклоннику фашистов Дриё Ла Рошелю восторгаться первомайской демонстрацией в Москве 1936 года, отмечая «чудо возвращения к человечности» лишь в тот момент, когда людская толпа распалась и в ней показались индивиды. Он был одним из первых западных журналистов, критически отнесшихся к сталинскому правлению. В то же время, в отличие от многих известных интеллектуалов своего времени, он не стал защищать испанских республиканцев в период Гражданской войны, поскольку стал свидетелем и описал их жестокие действия — например, расправу с монахинями во время нападения на один из монастырей. Если учесть этот историко-социальный контекст, станет, пожалуй, понятно, отчего самое ницшеанское произведение писателя — «Цитадель», создававшееся в тот же год, оказалось незавершенным: опыт столкновения Экзюпери с тоталитарными режимами посеял сомнение в привлекательности той тоталитарной утопии, которую он начал было воображать в этом произведении. В самой биографии Экзюпери можно было найти сходство с теми ценностями, которые отстаивал Ницше и которые были присвоены, хотя и в утрированном, едва ли не карикатурном виде фашизмом: он был аристократом, он прославлял активное действие и героизм и осуществлял героические действия на фронтах войны, он мечтал о Человеке, подобном ницшевскому Сверхчеловеку.
При этом «Маленькая принцесса» — лишь начало. В дальнейшем издательство планирует выпуск и других литературных произведений для детей, в которых также будет менять половую принадлежность персонажей с учётом борьбы за гендерное равенство.
Ранее преподаватель Московского городского педагогического университета МГПУ Екатерина Асонова рассказала , как заинтересовать ребёнка литературой. Ошибка в тексте?
Красочное аэрошоу закрывало церемонию. В нем участвовали три французских многоцелевых истребителя Mirage-2000, транспортный самолет Noratlas и самолет Lightning P-38, представляющий собой прототип самолета, на котором совершил свой последний полет Сент-Экзюпери. По его словам, Экзюпери был символом для всех тех, кто служил на благо Франции.
Красочное аэрошоу закрывало церемонию. В нем участвовали три французских многоцелевых истребителя Mirage-2000, транспортный самолет Noratlas и самолет Lightning P-38, представляющий собой прототип самолета, на котором совершил свой последний полет Сент-Экзюпери. По его словам, Экзюпери был символом для всех тех, кто служил на благо Франции.
Неожиданный Экзюпери: интересные факты о писателе
Однако книга настолько многогранна, что каждый открывает ее для себя по-своему. Экзюпери было дано уникальное умение: максимально просто говорить о самых сложных вещах — любви, дружбе, верности, преданности, предательстве. Трогательная, честная, неподкупно наивная в лучшем смысле этого слова манера письма — главные черты прозы Экзюпери. Он всю жизнь летал и наблюдал за нашей планетой сверху, а потом рассказывал об этом в книгах. Первую сказку Экзюпери написал, когда ему исполнилось всего 6 лет.
Учась в школе, он продолжал творить и создал целую драма в стихах. В ней разбойники, преисполненные желанием спасти мир, боролись с силами зла и, конечно, одержали победу. Будущий писатель с удовольствием читал первое произведение своим друзьям и одноклассникам. Несмотря на тягу к литературе, главным хобби Антуана оставалось конструирование.
Он даже собрал ни на что непохожее транспортное средство: из прутиков ивы сплел экран, похожий на щит, к нему привязал простыню и привязал эту конструкцию к велосипеду. По мнению маленького изобретателя, она должна была полететь.
На службе молодой человек прослыл отважным, бесстрашным, смелым, так как не боялся аварий и не раз спасал товарищей. В 1927 году Антуану доверили руководство аэропорта Кап-Джуби. Здесь, на краю Сахары, будущий писатель впервые почувствовал целительную силу тишины и спокойствия. Ещё через два года исправный служащий стал возглавлять филиал «Аэропостали» в Буэнос-Айресе. Оставаясь лётчиком-испытателем, этот отважный человек множество раз бывал в авариях. Однажды, едва выжив, он решил стать журналистом, хотя штурвал не бросил. В 1931 году выходит в свет роман «Ночной полёт», за который писатель получает престижную награду «Фемина». Следующие несколько лет Экзюпери пишет меньше, но совершает поездки в Москву, попадает во Вьетнам и Испанию.
Консуэло — роковая женщина в судьбе Экзюпери В 1931 году временно налаживается личная жизнь Антуана. Он женится на южноамериканской девушке Консуэло, которую обожает без памяти, но со временем выясняется, что супруга постоянно лжёт и часто не может отличить правду от вымысла. К этой её болезненной страсти лжи добавились променады вне дома и пристрастие к спиртному. В 1935 году из-за этой женщины Антуан попадает в новую авиакатастрофу, но уже на своём самолёте «Симун». Пока другие женщины только мечтали о таком заботливом, терпеливом и известном супруге, Экзюпери еле-еле удерживал семью от разрушения, забывая о своём горе за письменным столом. Так появляется его «Планета людей», за которую писателя наградили Большой премией Французской академии. От душевного надрыва и неурядиц на личном фронте мужчина оказывается в объятиях новых женщин, а друзья уговаривают его уйти от Консуэло, но Экзюпери так и не может порвать с этой дикой, весёлой, необузданной и странной женщиной.
Все герои сказки имеют своих прототипов. Образ самого принца глубоко автобиографичен, это как бы сам Экзюпери, только в детстве. Роза, которую маленький принц любит и охраняет, - его красивая, но капризная жена, латиноамериканка Консуэло. А лис — хороший друг Экзюпери Сильвия Рейнхардт, которая помогала ему в трудные времена. В сказке множество афоризмов и фраз, ставших впоследствии известными. Вот некоторые из них: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Я не отворачиваюсь от великих целей, но не хочу, чтобы плакала и малышка. Только тогда мир будет в порядке. Маленькая девочка — тоже крупица Вселенной». Экзюпери никогда не искал места поуютнее и поспокойнее, где бы можно было «отсидеться» и переждать «бурю». Напротив, везде он был в самом эпицентре событий, там, где труднее всего. И когда началась война — ни у кого не было сомнений, что Сент-Экс не окажется в стороне. И не потому, что был авантюристом или сорвиголовой. Просто он не мог находиться вдали от страданий, от слез «маленькой девочки». Ведь и мне случается не спеша спуститься по ступеням моего замка в предрассветный сад и навестить свои розы. Я оглядываю их так внимательно, наклоняюсь к неловко изогнувшемуся стеблю, я, который в полдень будет решать: казнить или миловать, воевать или жить в мире. Быть или не быть царствам. И, с трудом разогнувшись, потому что я уже стар, я говорю в своем сердце слова, что слышны и понятны всем садовникам на свете, живым и мертвым: «Этим утром и я подрезал мои розы» … Я окончу свой труд, облагородив душу моего народа. Мой возлюбленный враг окончит свой и облагородит свой народ. Я думаю о нем, и он думает обо мне, хотя нет у нас общего языка, чтобы мы с ним встретились, ибо по-разному мы с ним и милуем, и казним, разные у нас уклады и разные суждения, но мы можем сказать, он мне, я — ему: «Этим утром и я подрезал мои розы…» Ибо Ты, Господи, общая для нас мера. Ты — узел, что связал воедино несхожие деяния! Мир, в котором люди лишь винтики в огромном государственном механизме — не для Экзюпери. И вместе с тем он убежден: для того, чтобы «сбыться», человек должен преодолеть свою обособленность и стать частью того, что больше него. И тогда все события и совпадения, казавшиеся случайными, обретут истинный смысл. Антуан де Сент-Экзюпери «Цитадели» не суждено быть законченной никогда. Но это не говорит о ее неполноценности или недоработанности. О такой незавершенности очень точно сказано в самой книге. Когда правитель говорит: «Стихотворение я написал. Осталось его поправить», мудрый отец ему отвечает: «Поправки и есть мои шаги к Господу». Такие поправки, дополнения и уточнения вносит каждый, соприкасающийся с «Цитаделью». С чем сравнить силу слова, находящуюся в нераздельной связи с жизнью? Тем, кто читал его, кажется, и рассказывать не о чем. Все есть в его строках. Или между ними. Как проницательно заметил К. Кедров, «трудно найти писателя, который был бы так похож на самого себя. На свою рыцарскую родословную и на свою рыцарскую, героическую жизнь. Но прежде всего — на свою принципиальную прозу». В истории литературы были писатели более плодотворные и более титулованные. Но сдвинуть мир с мертвой точки злобы и безразличия способны лишь единицы. Экзюпери это удалось. Перейдут времена, Ты станешь складывать в житницу сотворенное. Ты отворишь дверь болтливому человеческому роду, чтобы навек поместить его у Себя в хлеву, и, как от болезни, разрешишь нас от всех вопросов.