Таким образом, «Азиломарский моратории» по Ирану можно считать прототипом проявления учеными своей ответственности перед лицом опасности, могущей достичь размеров широкого народного бедствия, масштабов кризиса. 4. В чём проявляется нравственная ответственность учёных?
Ответы и объяснения
- ГДЗ Стр. 79 Обществознание 8 класс Боголюбов | Учебник
- Доклад на тему «Социальная и нравственная ответственность ученого»
- В чём проявляется нравственная ответственность учёных? 🤓 [Есть ответ]
- Развернутый ответ:
Информация
Важное значение при этом имеет моральный уровень мотивации деятельности ученого. Одно дело, когда эта деятельность побуждается бескорыстной приверженностью науке, жаждой познания истины, желанием принести людям пользу и другими высокими мотивами. Иное дело, когда доминирующими мотивами выступают тщеславное желание блестящей карьеры, единоличной славы любыми средствами, например, путем присвоения чужой интеллектуальной собственности и т. Нравственная ответственность ученого возникает с того момента, когда устанавливается ценность его деятельности, как и вообще науки в целом с точки зрения потребностей и интересов людей, общества, человечества.
Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса.
К концу жизни он стал одним из самых ярких правозащитников. В подобных случаях перед ученым встает серьезная нравственная проблема: продолжать ли исследования той области реальности, познание законов которой может нанести вред отдельным людям и человечеству в целом. Научно-технический прогресс, связанный с деятельностью ученых последних десятилетий, не только развивает общество, но и является одной из главных причин развития экологического кризиса в мире. Например, в России имеется 10 атомных электростанций АЭС , которые в основном размещены в наиболее населенной европейской части страны. В 30-километровой зоне этих атомных станций проживает более 4 млн.
На территории Европы расположены наиболее мощные АЭС в мире. Всего с момента начала эксплуатации атомных станций в 14 странах мира произошло более 150 аварий различной степени сложности. А в 1986 году произошла трагедия, последствия которой до сих пор не забыты человечеством и наводят ужас на мировую общественность - это катастрофа на Чернобыльской АЭС. Суть нравственной проблемы, которая стоит перед ученым сегодня, хорошо передает предание, рассказывающее, как в эпоху Средневековья пражский раввин Лёв создал из глины могучего исполина Голема, вдохнул в него жизнь, но забыл внушить ему десять нравственных заповедей. Получив свободу, Голем стал творить такие страшные разрушения, что его создателю пришлось уничтожить свое детище.
Поэтому сегодня ученый, которому подвластны более значительные и грозные, чем прежде, силы природы, должен уметь оценить потенциальные возможности своего открытия, показать как экономическую и социальную его пользу, так и возможный вред. Поэтому долг ученого заключается в том, чтобы информировать общественное мнение как о благах, которые принесет внедрение его открытия, так и об опасностях, которые могут возникнуть при злоупотреблении им. В современном обществе существуют и многие другие угрозы: поток новых лекарственных средств, которые не прошли должной апробации и имеют серьезные побочные эффекты, превосходящие пользу от их применения; развитие генной инженерии; вопросы клонирования; развитие психологии манипулирования; проблема пересадки органов; проблема эвтаназии и т. Наверное, сложно найти ту грань, где может заканчиваться ответственность ученого за реализацию своего таланта. Об этом задумывались многие писатели, когда создавали героев своих произведений: это профессор Керн из научно-фантастического романа «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева; это Виктор Франкенштейн, создавший живое существо из неживой материи, которое оказывается чудовищем и возлагает на Франкенштейна ответственность за своё существование; это и хирург Сальватор, спасший ребенка Ихтиандра от смерти, пересадив ему жабры акулы, но при этом лишив родителей и изменив его жизнь.
Тем не менее наша действительность стремительно меняется. В связи с теми изменениями, которые вносит и в среду обитания человека, и в природу самого человека научно-технический прогресс, перед наукой встают новые вопросы, непосредственно заключающие в себе нравственную проблематику: - может ли наука, и до каких пределов, вмешиваться в биологию, генетику и психику человека? Ряд ученых ставит вопрос о социально-этическом регулировании исследований, касающихся человека, о необходимости запрета исследований, угрожающих человеку и человечеству. Однако в этом случае возникает другой вопрос: возможно ли такое регулирование, не ограничит ли оно свободу научного творчества ученого? Молекулярная биология и генетика открыли большие возможности для манипуляций с генетическим фондом человека: стало возможным ис- правлять генетические дефекты или вводить новую генетическую информацию в хромосомы человека.
Многие из этих достижений направлены во благо человека. Но существует опасность и другого их использования: создания людей с заранее заданными свойствами люди-ученые, люди-роботы и т. Именно это заставляет некоторых ученых требовать запрета исследований в области генной инженерии.
Во-вторых, создание и развитие качественно новых технологий например, биотехнологий, информационных технологий. В-третьих, открытие и внедрение новых видов и источников энергии, использование новых видов материалов с заданными свойствами.
В-четвертых, широкое развитие автоматизации производственных процессов, что сопровождается внедрением новых форм организации труда и производства.
Этика науки и профессиональная ответственность ученого
- Предметы за 8 класс
- Доклад на тему «Социальная и нравственная ответственность ученого»
- Ответственность ученого — Студопедия
- В чём проявляется нравственная ответственность учёных? - Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ »
- Нравственная ответственность ученых: важность для общества
в чём проявляется нравственная ответственность учёных
Новости Новости. В данной статье вы рассмотрите основные положения этики науки и сущность понятия "социальная ответственность ученого". Сегодня предельно остро стоит проблема нравственной ответственности ученых за свои открытия. Косвенно ученые несут ответственность за свои открытие, в том числе, когда они используются во вред. Но ученые и специалисты не могут не думать и об опасностях неконтролируемого прогресса, в частности неконтролируемого промышленного роста, и в особенности об опасностях военного применения достижений науки. Истинными учёными являются не просто интеллигентные и профессиональные люди, добившиеся фурроров в научных исследовательских работах.
Социальная и нравственная ответственность ученого
В чём проявляется нравственная ответственность учёных? | Нравственная ответственность ученых заключается в том, чтобы при получении знаний не причинять никакого ущерба или вреда как участникам эксперимента. |
В чем проявляется нравственная ответственность ученых ? | Главная ственность учёных стоять на страже науки и научного прогресса. |
Информация | Проблема нравственной ответственности ученого особенно остро встает в таких областях научного знания как генная инженерия, биотехнологии, биомедицинские и генетические исследования человека. |
В чем проявляется нравственная ответственность ученых в современном мире
Нравственная ответственность ученых – требовательность отношения к чести своего имени; им небезразличен способ получения истины. 1) Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Развернутый ответ на вопрос: В чём проявляется нравственная ответственность учёных? по предмету Обществознание. Нравственная ответственность ученых также проявляется в публичном обсуждении и анализе результатов исследований.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых в современном мире
Я считаю, что развитие науки и техники, привело к серьезным изменениям в жизни людей и религиозных общин. И однозначно нельзя сказать, пришли ли в упадок вместе с этим наши нормы нравственности и воспитание. Сегодня нравственность образованного человека, может не опираться ни на религию и ни на государство. Ничто не помешает ему быть порядочным по отношению к женщинам, детям, предкам или окружающей среде. Поэтому подводя итог свим рассуждениям, мне бы хотелось заметить, что существование нравственности, независимой от религии, возможно только в условиях хорошей образованности населения. Такие качества, как доброта, честь и справедливость, могут формироваться в условиях уличного двора, а подкрепляемые хорошими знаниями, они разовьются в нравственность и гражданскую позицию. Джефф Кунс Американец, р. Возможна ли нравственность, независимая от религии?
Не соответствует действительности отождествление ученого с неким абстрактным субъектом «чистого познания». На самом деле ученый — не компьютер, он не может быть «запрограммирован» на узко когнитивную деятельность. Профессия ученого — многопланова; он выступает не только как исследователь, но и как преподаватель, эксперт, просветитель, общественный деятель и т. Никто не освобождает его от «общечеловеческих» обязанностей гражданского и нравственного характера. Сама попытка выстроить концепцию ценностной нейтральности не только в науке, но и в любой области человеческой деятельности—т. На самом деле она всегда маскирует собой попытку добиться какого-то привилегированного положения в виде некоей ограниченной, суженной ответственности перед обществом 6. Инструментальное мышление не может быть строго изолировано от рассмотрения целей и ценностей. Если даже допустить, что это возможно в отношении достаточно узких вопросов, то применительно к столь широкому предприятию, каким является научная деятельность в целом, это допущение не срабатывает. В ходе научного познания происходит взаимное вовлечение различных уровней обсуждения, в том числе и ценностного уровня, и их взаимная корректировка о чем говорилось в связи с моделью «сетевой рациональности» Л. Кроме того, позиция которая пытается изолировать чисто инструментальное мышление, неявно опирается на определенные ценностные суждения например, на такое: вполне оправданно то, что, разрабатывая. Научный и этический разум не отгорожены непреодолимой стеной. Именно разум является их общим знаменателем. Принципы и предпосылки любого рационального рассуждения универсальны вне зависимости от того, обсуждается ли теоретическая или фактическая проблема; моральные вопросы, как и когнитивные, тоже подлежат рациональному обсуждению и обоснованию. Эту точку зрения обосновывают К. Апель, Дж. Роллз, Ю. Хабермас, Р. Хеар и многие другие. Поэтому рациональность в расширенном смысле совмещает как обсуждение познавательных вопросов, так; и их этического контекста. Этические нормы не только регулируют применение научных результатов, но и содержатся в самой научной деятельности. Норвежский философ Г. Скирбекк отмечает: «Будучи деятельностью, направленной на поиск истины, наука регулируется нормами: «ищи истину», «избегай бессмыслицы», «выражайся ясно«. В этом смысле этика содержится в самой науке, и отношения между наукой и этикой не ограничиваются вопросом о хорошем или плохом применении научных результатов. Наличие ценностей и норм, воспроизводящихся от поколения к поколению ученых и являющихся обязательными для человека науки, очень важно для самоорганизации научного сообщества. Отдельные нарушения этических норм науки в общем чреваты большими неприятностями для самого нарушителя. Этическая оценка науки должна быть дифференцированной, относящейся не к науке в целом, а к отдельным направлениям и областям научного знания. На самом деле объективная логика развития науки реализуется не вне ученого, а в его деятельности. В 1970-е ученые объявили мораторий на опасные исследования. В связи с результатами и перспективами биомедицинских и генетических исследований группа молекулярных биологов и генетиков во главе с П.
Поэтому именно в наше время вопрос о нравственной ответственности ученых стоит очень остро. Наука сейчас не просто область знаний, которая как любое знание совершенно нейтрально в этическом плане, наука сейчас это система человеческих отношений, профессиональная деятельность человека, целый социальный институт. Поэтому, любой ученый должен четко представлять к чему может привести его открытие, тема, которую он разрабатывает. Понятно, что ученый прежде всего печется о достижении истины, но при этом он должен видеть возможные негативные способы использования его открытия и информировать общество об этих возможностях, предупредить человечество, что его открытие должно быть использовано только так, а не иначе.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых? В чем проявляется рост влияния науки на современное общество? Чехов называл науку самым важным, самым прекрасным и нужным в жизни человека. Согласен ли ты с писателем?
§ 2. Этические проблемы науки и ответственность ученого
В чем проявляется нравственная ответственность ученых в нашем обществе? | 4. В чем проявляется нравственная ответственность ученых? 5. В чем проявляется рост влияния науки на современное общество? |
В чем проявляется нравственная ответственность ученых в нашем обществе? | Цель этого издания – прояснить ответственность ученых в отношении проблем, связанных с освобождением ядерной энергии. |
Духовно-нравственная и социальная ответственность учёного - YouTube | это прежде всего ответственность перед людьми (обществом в целом): их новые разработки влияют на качество жизни людей. |
в чём проявляется нравственная ответственность учёных | про то, как тема ответственности учёного вошла в интеллектуальный оборот. |
В чем проявляется нравственная ответственность ученых в современном обществе и почему она так важна
Это принцип, ставший непререкаемым законом: «прежде всего не вреди». Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал другой принцип: «прежде всего приноси пользу». Ясно, что они выходят далеко за рамки одной лишь медицинской науки, имеют самое широкое общее значение. Такие проблемы встают многократно, и здесь нет абсолютного рецепта. Каждый раз ученые должны взвешивать «за» и «против» и брать на себя ответственность, как поступать.
На другой чаше — многообещающее, но до конца неизведанное лечебное средство с опасностью вторичных, быть может, тяжелых побочных явлений.
Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции. Этот вопрос был обсужден на специально созванной в Азиломаре США. Это принцип, ставший непререкаемым законом: «прежде всего не вреди». Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал другой принцип: «прежде всего приноси пользу». Ясно, что они выходят далеко за рамки одной лишь медицинской науки, имеют самое широкое общее значение.
Особенно, учитывая тот факт, что научно-технический прогресс создают потенциальную опасность для всего человечества ядерная физика, биотехника ит. Похожие вопросы.
Например, многочисленные дискуссии порождает проблема вмешательства в процесс передачи наследственной информации внутри человеческого организма. Детали проблематики выражены в вопросах клонирования, внутриутробного развития ребенка с целью формирования у него определенных свойств. Определение 6 Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Современное общество называют информационным. В нем сохраняются ценностные установки науки и возникает необходимость корректировки и конкретизации системы социального потребления научного знания. Эти коррективы связаны с выявлением и осознанием перечня социальных детерминант развития всех областей научного знания, что, в свою очередь, является предпосылкой получения объективного знания и ключевым условием продуктивной научной деятельности. Тем самым социально ответственная позиция современного ученого предполагает максимально широкое и гласное компетентное обсуждение конкретных технических и научных направлений, которых в современном мире достаточно много. Также социальная ответственность ученых включает стремление предвидеть и своевременно и доступно оповестить общественность о нежелательных последствиях проведенных исследований, а также возможности их ликвидации или частичной минимизации.
Предметы за 8 класс
- В чем проявляется нравственная ответственность настоящих ученых?
- В чем проявляется нравственная ответственность ученых в нашем обществе?
- Ответственность ученого
- В чём проявляется нравственная ответственность учёных?...
- ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов. §9. Проверим себя Номер 4
Остались вопросы?
Нравственная ответственность ученых заключается в том, чтобы при получении знаний не причинять никакого ущерба или вреда как участникам эксперимента. Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Нравственная ответственность ученых проявляется также в учете долгосрочных последствий своих исследований для общества и окружающей среды. В чём проявляется нравственная ответственность учёных? Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Новости Новости.
Нравственная ответственность ученого.
Ответ на вопрос Ответ на вопрос дан famabro 1. В отличие от личного опыта и здравого смысла наука имеет дело с научными фактами. Особенность этой системы в сборе , обновлении систематизации, критическом анализе научных фактов и, на этой базе происходит синтез новых научных знаний или обобщений. Черты, которые отличают науку, как систему государственных организаций, вырабатывающих и хранящих научные знания: Закономерность каждая наука имеет свои закономерности. Чёткость в каждой науке всё четко, это достигается благодаря теоретическим и практическим знаниям. Цели науки в каждой науке есть цель. Теоретический характер в любой науке, которая только есть на Земле, присутствуют теоретические знания.
Проникновение в суть явлений каждая наука старается найти причины возникновения того или иного явления. В заключение я могу сказать, что наука — это очень страшная сила. Все предметы, которые мы только видим, существуют и работают в соответствии с теми или иными законами, которые открыла наука.
Именно тогда были заданы первые вопросы, о возможности существования человека, без опоры на религию. Именно тогда, для многих исчез религиозный страх и обязательства перед институтом церкви. Многие ученые до сих пор работают основываясь на эту школу, при этом оставаясь людьми высокой нравственности. Две эти теории существуют до сих пор. Отсюда возникает еще один вопрос.
Как нравственность и религия, могут влиять, например, на гражданскую позицию человека? Или может ли человек с активной гражданской позицией быть безнравственным? Я считаю, что развитие науки и техники, привело к серьезным изменениям в жизни людей и религиозных общин. И однозначно нельзя сказать, пришли ли в упадок вместе с этим наши нормы нравственности и воспитание.
Именно таким образом осуществляется преемственность принципов нормативно-ценностной системы научного сообщества. Нетрудно представить, что выполнение ученым роли преподавателя требует от него весьма существенных затрат времени и сил, которые приходится отвлекать от собственно исследовательской деятельности. Необходимо отметить также роль консультанта, которую сегодня часто приходится выполнять ученым.
При этом следует подчеркнуть различие между ролью эксперта-рецензента и ролью эксперта-консультанта в данном случае. И хотя ученые могут не знать, каковы будут практические последствия того или иного открытия, они слишком хорошо знают, что «знание - это сила», и притом далеко не всегда добрая, а потому должны стремиться к тому, чтобы предвидеть, что принесет человечеству то или иное открытие. Ведь при наличии такого стремления больше шансов своевременно распознать возможные нежелательные эффекты применения результатов научной деятельности.
Talk 0 Свобода и социальная ответственность ученых как фактор определяющей тенденции развития науки. Рано или поздно приходится решать вопрос о правильном применении достижений науки. Оно не является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экологическом, ни в моральном плане. Недаром теперь рядом с каждым значимым научным открытием разгораются, общ дискуссии - применять или запретить?
Конкретные достижения науки, затрагивающие интересы и ныне живущих, и будущих поколений, - требуют широкого, гласного, демократического и вместе с тем компетентного обсуждения, вот что люди могут принимать, либо отвергать своим волеизъявлением. Этим и определяется сегодня социальная ответственность ученого. Опыт истории убедил нас, что знание — это сила, что наука открывает человеку источники невиданного могущества и власти над природой. Мы знаем, что последствия научно-технического прогресса бывают очень серьезными и далеко не всегда благоприятными для людей. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные эффекты, которые потенциально заложены в результатах его исследований. Ведь он благодаря своим профессиональным знаниям подготовлен к такому предвидению лучше и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо другой. Наряду с этим социально ответственная позиция ученого предполагает, чтобы он максимально широко и в доступных формах оповещал общественность о возможных нежелательных эффектах, о том, как их можно избежать, ликвидировать или минимизировать.
Только те научно-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и морально оправданными. Все это показывает, сколь велика роль ученых в современном мире. Ибо как раз они обладают теми знаниями и квалификацией, которые необходимы ныне не только для ускорения научно-технического прогресса, но и для того, чтобы направлять этот прогресс на благо человека и общества. Прогресс - не самоцель человечества, а средство развития человека, улучшения его материальных условий, и никто не отменял ценность таких понятий, как свобода, справедливость, счастье. Одним из необходимых условий и особенностей развития науки является свобода научного творчества. Во всех своих аспектах - в психологическом свобода воли , гносеологическом свобода как познанная необходимость , социально-политическом свобода действий , связанных между собой, свобода в области науки проявляется в особых конкретных формах и выступает, как необходимое основание ответственности не только ученого, но и человечества в целом. Свобода должна проявляться не только во вне и при помощи науки, но и внутри нее самой во всех формах свободы мысли постановка научных проблем, научная фантазия, предвидение и т.
Одним из проявлений свободы научного творчества, а следовательно, и ответственности, является способность ученого освободится от предвзятых мнений, умение практически проанализировать свою работу и доброжелательно отнестись к работе другого, увидеть в ней зерна истины. Постоянное сомнение в правильности и достоверности выводов и открытий, является одним из оснований научной добросовестности, чувства ответственности ученого за истинность научных взглядов. Победа сомнений, которой предшествовала интенсивная работа мысли по проверке выводов и выражает подлинную свободу творчества. Одной из особенностей современной науки является ее все большее сближение с производством, уменьшается дистанция от момента научного открытия до его практического воплощения, ответственность ученого увеличивается. Появляется необходимость того научного риска, без которого невозможно претворение лабораторных результатов и научных выводов в производство в широком масштабе.