Наконец окончив все возможные на тот момент курсы, Чкалов получил желанное направление — в Ленинградскую эскадрилью, названную в честь другого прославленного русского летчика, Петра Нестерова. Самым легендарным рекордом Чкалова было выполнение первого в истории беспосадочного перелета из Москвы через Северный полюс на Американский континент.
Чкалов Валерий Павлович
Валерий Чкалов родился 20 января (2 февраля по новому стилю) 1904 года в селе Василево в семье Павла Григорьевича Чкалова, крестьянина Балахнинского уезда деревни Высоково и жены его Арины Ивановны. В честь Чкалова названы планета, остров, мыс, две горы в Антарктиде, город, улицы, кинотеатры, летные школы, минерал чкаловит, установлены памятники выдающемуся летчику-испытателю, созданы мемориалы. названа в 1938 году в честь Валерия Павловича Чкалова, советского летчика, Героя Советского Союза, погибшего в 1938 году при испытании самолета. В 1938 году город Оренбург был переименован в город Чкалов (историческое название возвращено в 1957 году). Мини – опрос «Знаете ли вы в честь кого названа ваша улица» прошел с жителями улицы Чкалова.
Рыльский, Ковшова, Лукманов: В честь кого названы улицы Сипайлово
Там он показывает с себя с хорошей стороны и ему даже доверяют совершить полет на аэроплане. С этого момента начинается страсть Чкалова по небу. В 17 лет Валерий идет учиться на пилота. По окончании обучения он получает квалификацию летчика-истребителя. В 1924 году Чкалова отправляют в Ленинград работать пилотом. Валерий проявляет все свои навыки в пилотировании, однако его дисциплина оставляет желать лучшего. За выход на работу в нетрезвом виде летчик получает год лишения свободы, но выходит через 6 месяцев.
Валерий Чкалов Валерий Чкалов Вернувшись к работе, Чкалов в 1928 году решает пролететь под электропроводами, что приводит к катастрофе. За свое лихачество и порчу самолета, Чкалов получает год лишения свободы. Однако, благодаря влиятельным друзьям, освобождается через месяц, но с увольнением из армии. После этого инцидента Валерий Чкалов возвращается в Ленинград, устраивается на работу по обучению подростков пилотированию, и вновь грезит о небе. Вскоре ему поступает предложение поработать летчиком-испытателем, и Валерий с радостью соглашается. За время своей работы в этой должности он сделал немыслимое количество полетов.
А однажды совершил перелет из Советского Союза в Америку, через Северный полюс!
Скажем больше: подвиг комсомольца Александра Чекалина сравним с широко известным подвигом Зои Космодемьянской. Сын охотника с малых лет научился метко стрелять, хорошо знал окрестные леса. В 1932 году поступил в сельскую школу, а в 1938-м семья переехала в город Лихвин, куда в райисполком перевели работать его мать Надежду Самойловну. До этого она была активисткой колхозного движения, председателем сельсовета. Мальчишка был живым и неугомонным, всегда в центре ватаги сверстников. Это не мешало ему хорошо учиться в школе. Больше всего интересовался физикой, техническим конструированием и природоведением: знал латинские названия многих луговых трав и цветов.
А еще он играл на мандолине, увлекался фотографией и, конечно, спортом. Родные звали его Сашей-непоседой, а для друзей он был просто Шура— заводила в разных интересных делах и надежный, верный товарищ. В мае 1941 года Саша окончил 8 классов средней школы. А через несколько недель грянула война... Немецко-фашистские захватчики быстро продвигались в глубь страны. Уходила на фронт призывного возраста молодежь, но подросткам, околачивавшимся у военкомата, давали неизменный «от ворот поворот». Несмотря на юный возраст, Александра Чекалина в июле приняли в истребительный отряд. Эти отряды представляли собой добровольческие формирования, куда шли, в первую очередь, партийные, хозяйственные, комсомольские активисты, трудящиеся, не подлежавшие первоочередному призыву в Вооружённые Силы СССР, — для борьбы с диверсантами, парашютистами, шпионами, ставленниками и пособниками гитлеровской Германии, а также с дезертирами, бандитизмом, спекулянтами и мародёрами.
То есть для поддержания государственного, внутреннего и общественного порядка в период режима военного времени в тылу Красной Армии. Чуть позже, при отступлении советских войск с территории области в ходе Тульской оборонительной операции, Шура с отцом ушёл в партизанский отряд «Передовой». Там юный патриот стал разведчиком — занимался сбором сведений о дислокации и численности немецких частей, их вооружении и маршрутах передвижения. На равных с другими членами отряда участвовал в засадах, минировал дороги, нарушал связь противника и пускал под откос эшелоны. Командование отряда отмечало, что «особая страсть была у него к оружию.
Его уважали за прямоту, за твёрдость характера, за чуткость, отзывчивость, за стремление помочь товарищам, когда они в этом нуждались.
В аттестации Валерия было записано: «Чкалов являет пример осмысленного и внимательного лётчика… Он быстро соображает и действует с энергией и решительностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет. Хорошо чувствует самолёт и скорость полёта». В октябре 1923 года в числе десяти лучших учеников, Чкалова отправляют в Московскую школу высшего пилотажа. Здесь он уже слушатель, а не «учлёт», и самолёты здесь боевые, немецкие «фоккеры» и английские «мартинсайды», на которых будут обучать фигурам высшего пилотажа. Его учителем и наставником, в Московской авиашколе, стал Александр Иванович Жуков. В мае 1924 года Чкалов окончил московскую школу и получил направление в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя.
Его определили в группу лётчика-инструктора Михаила Михайловича Громова , великолепнейшего лётчика, прекрасного педагога и душевного человека. В своих воспоминаниях о тех далёких днях бывший инструктор Серпуховской школы, М. Громов так характеризовал Чкалова в своем рассказе «Самородок»: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано — сделано. Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха.
В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения. Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений … Чкалов просто не умел бояться. Виртуозным маневром ошеломлял «противника», сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы». В ноябре 1924 года Чкалов получил звание лётчика-истребителя, распростился с Серпуховом и убыл в строевую часть.
В 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье, созданной из отряда легендарного лётчика Нестерова, Валерия Чкалова назначили в звено лётчика Москвина, выделив для первоначальных тренировочных полётов французский самолёт «Ньюпор-24-бис», много раз ремонтированный во многих мастерских…. Трудно сказать, как сложилась бы служба Валерия Павловича в эскадрилье, если бы не её командир Иван Панфилович Антошин впоследствии ставшим начальником Одесской лётной школы или «Батя», как называли его подчинённые. Связанный рамками устава, указов свыше, Антошин понимал неординарность молодого лётчика Чкалова, уступал его просьбам совершить ту или иную фигуру в воздухе. Побеспокоился Иван Панфилович и о безопасности своего «подопечного» — пересадив его на более прочный самолёт — «Фоккер Д-7». Благодаря А. Белякову, штурману Чкаловского экипажа, до нас дошел один из эпизодов, случившийся в Гатчине, куда Чкалов вновь вернулся после курсов усовершенствования, весной 1927 г.
На аэродроме шли очередные полёты, и командир предложил Чкалову показать то, чему научили его на курсах. А Чкалову показалось, что ему приказали показать все те фигуры, которые мог делать только он один. Вначале за полётом с земли наблюдали довольные командир и офицеры. Потом вдруг самолёт в крутом пике понёсся с рёвом к земле, к ангару. Самолёт стремительно падал, до земли оставалось около 50 метров. В кабине хорошо был виден лётчик.
Потом машина пошла круто вверх, явно намереваясь совершить петлю. Идти на такой риск при такой высоте — самоубийство! Но Чкалов, чуть набрав высоту, показав зрителям «спину», чётко перевернул самолёт на 180 градусов, продолжив полёт на той же высоте. Какие чувства были у стоящих на земле? Все знали, что самолёт при попытке совершить переворот, чаще всего сваливается в штопор, а Чкалов эту фигуру повторил ещё не один раз и пошёл на посадку. Но и тут он оказался верен себе и подготовил для зрителей сюрприз: у границы аэродрома лётчик перевернул машину вверх колёсами, продолжая полёт.
Когда до земли оставалось несколько метров, самолёт совершил второй переворот и тут же приземлился на три точки. Замедленная «бочка», выполненная при планировании на посадку! Вот чему Чкалов научился на курсах! Такого гатчинский аэродром не видел. Счастливое состояние Чкалова померкло после приземления. Комэск сделал ему положенные по инструкции замечания по целому ряду пунктов, но поблагодарил за технику полета.
А от комбрига лётчик получил 20 суток гауптвахты и 20 дней отстранения от полётов….
В свободное время он увлекался футболом, участвовал в художественной самодеятельности. Всюду успевал этот энергичный, подвижный и общительный волжанин. Если на теоретических занятиях Чкалов учился хорошо, то во время практического обучения он сразу же показал незаурядные способности, напористость, неукротимую жажду в освоении лётного мастерства. У Чкалова было много друзей.
Его уважали за прямоту, за твёрдость характера, за чуткость, отзывчивость, за стремление помочь товарищам, когда они в этом нуждались. Здесь он уже слушатель, а не «учлёт», и самолёты здесь боевые, немецкие «фоккеры» и английские «мартинсайды», на которых обучались фигурам высшего пилотажа. В мае 1924 года Чкалов окончил московскую школу и получил направление в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Его определили в группу лётчика-инструктора Михаила Михайловича Громова, который так характеризовал Чкалова в своем рассказе «Самородок»: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано — сделано.
Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения.
Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений … Чкалов просто не умел бояться. Виртуозным маневром ошеломлял «противника», сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы». В ноябре 1924 года Чкалов получил звание лётчика-истребителя, распростился с Серпуховом и убыл в строевую часть. В Ленинградской истребительной эскадрилье был летчиком, старшим летчиком-истребителем, командиром звена. Получил известность как пилот, в совершенстве овладевший мастерством высшего пилотажа.
Валерий Чкалов
Сталин подарил Чкалову личный самолёт и предлагал стать наркомом НКВД | Проспект Чкалова назван в честь выдающегося советского летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова. |
Валерий Чкалов | На самом деле улица названа в честь отца Владимира Ильича, который был, действительно, великим человеком! |
В честь героя Чкалова названа улица в Домодедово
Проект Улицы Владивостока: Валерий Чкалов | В честь Чкалова названы планета, остров, мыс, две горы в Антарктиде, город, улицы, кинотеатры, летные школы, минерал чкаловит, установлены памятники выдающемуся летчику-испытателю, созданы мемориалы. |
Чкалов Валерий Павлович — краткая биография, жизнь и творчество | Узнай Москву | Улица Валерия Чкалова. Валерий Павлович Чкалов (1904-1938) – известный летчик-испытатель, Герой Советского Союза. |
Эксперимент редакции: знают ли рязанцы в честь кого названы улицы города? | Внизу современной улицы Чкалова в конце 60-х годов XVII века воевода Елисей Лачинов поселил драгун, которых затем переформировали в казаков. |
В честь кого в Перми назвали улицы Героев Хасана и Бакинских Комиссаров - 19 августа 2023 - 59.ру | Валерий Чкалов, напомнил российский губернатор, стал летчиком в те времена, когда полеты на самолете были подобны орбитальным полетам. |
На грани риска: жизнь и смерть воздушного хулигана Чкалова
В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком — истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием. Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции. Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова. В 1928 г. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас. Но его летная биография на этом не закончилась.
В 1929 г. В 1930 г. За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях.
После окончания школы поступил в ремесленное училище в Череповце, куда его направил отец.
Затем работал молотобойцем и кочегаром в Волжском пароходстве. Именно в это время 15-летний Чкалов познакомился с авиацией, которой «заболел» на всю жизнь. По совету односельчанина, работавшего слесарем по ремонту и сборке самолетов в Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде, юноша пошел в ученики в том же авиапарке. Тогда многие молодые люди мечтали связать свою жизнь с авиацией, новой и стремительно развивающейся отраслью. Но именно Чкалов получил направление на учебу в Егорьевскую военно-теоретическую школу военно-воздушных сил ВВС. Ему было всего 17 лет.
После окончания обучения он был направлен в Борисоглебскую авиационную школу. А затем как один из лучших курсантов — в Московскую школу высшего пилотажа. Сто лет назад был совершен первый пассажирский рейс из Москвы 120 лет Валерию Чкалову — самолеты Свой первый самостоятельный полет Чкалов совершил в августе 1923 года на учебном самолете «Авро-504». С этого момента он начинает всё больше времени проводить в воздухе, осваивая различные типы самолетов — от «Юнкерса» до «Мартинсайда». Лихому и самоотверженному пилоту легко давалось освоение любой авиационной техники. Это позволило ему очень быстро стать одним из ведущих летчиков-испытателей.
Трибунал приговорил его к году заключения. Однако там он провёл лишь несколько недель. Однако он не мог восстановиться в армии, откуда его уволили во время суда. Почти два года он проработал в Осоавиахиме инструктором, прежде чем его восстановили в звании. Но в действующей части восстановиться не удалось. Зато ему подыскали работу, которая лучше подходила его темпераменту.
Работа была связана с риском, поскольку летали на новейших самолётах. Это отлично подходило темпераменту Чкалова. Вскоре ему вновь удалось показать себя высокопоставленной публике. Чкалов совершал демонстрационные полёты на новом истребителе на глазах у приехавшей государственной делегации, в числе которой был и Сталин. Тем не менее в 1933 году Чкалова в очередной раз уволили из армии после нескольких дисциплинарных проступков. Это был один из первых в мире монопланов большинство самолётов были бипланами , и его появление должно было стать революцией в советской промышленности и обеспечить превосходство советских ВВС как минимум на несколько лет.
Но самолёт был крайне тяжёл в управлении, и мало кто из пилотов решался сесть за его штурвал. К его испытаниям было приковано большое внимание, для инспекций регулярно прибывали важные вельможи, в один из таких визитов Чкалов и познакомился со Сталиным лично. В 1935 году конструктор Поликарпов и лётчик-испытатель Чкалов награждаются орденами Ленина за И-16. Газеты пестрят портретами Чкалова. Тогда же ему предлагают принять участие в важном пропагандистском деле — полёте из Москвы на остров Удд в Охотском море и обратно. Лётчики должны были лететь над Северным Ледовитым океаном, добраться до острова и вылететь обратно в Москву.
Полёт имел важное значение. Менее десяти лет назад американец Линдберг перелетел Атлантику, проделав путь в 5800 километров, и стал главной мировой звездой. Советским лётчикам предстояло пролететь 9374 километра. Первоначально планировалось лететь в Америку, но Сталин не разрешил. Полёт прошёл успешно и стал значимым событием, все советские газеты писали о нём, а лётчики стали общесоюзными знаменитостями. Когда они возвращались в Москву, Сталин встречал их лично.
Все трое членов экипажа получили звание Героев Советского Союза. Летом 1937 года та же команда в составе Байдукова, Чкалова и Белякова вылетела с подмосковного аэродрома, взяв курс на Ванкувер. Через 63 часа самолёт благополучно приземлился в Америке. После возвращения Чкалов получает звание комбрига, мандат депутата Верховного Совета, орден Красной звезды, а его родной посёлок Васильево переименовывают в его честь. Его начинают приглашать на кремлёвские банкеты. Однажды Сталин даже лично провозгласил тост в честь Чкалова, назвав его "талантливым человеком, каких мало не только в СССР, но и во всём мире".
Несколько месяцев Чкалов отдыхал от полётов, выполняя обязанности депутата. Тем временем к испытаниям готовился новый самолет И-180, который должен был стать более совершенным продолжением уже начинавшего устаревать И-16. Самолёту уделялось первостепенное внимание, однако на заводе не успевали подготовить новинку к полётам. Тем не менее летом 1938 года нарком оборонной промышленности Каганович настоял на том, чтобы провести испытания до окончания года. В начале декабря Чкалова вызвали из отпуска для испытаний. При этом заводской технический контроль отказывался подписать акт о готовности, ссылаясь на множество дефектов.
Однако боявшийся выволочки сверху директор завода настаивал.
Президент США Ф. Рузвельт принял Валерия Чкалова с экипажем в Белом доме. Валерий Чкалов испытал 70 типов самолётов. Легендарный летчик погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя. На тот момент ему было всего 34 года.
Похоронен Валерий Чкалов на Красной площади у Кремлевской стены. Его имя вошло в историю отечественной и мировой авиации. Герою Советского Союза В.
Валерий Чкалов
Это случилось в 1919 году. Во время Гражданской войны в Нижнем Новгороде располагался авиационный полк. Изредка самолеты пролетали над рекой. Услышав шум мотора, Чкалов выбегал из кочегарки и любовался «невиданными птицами». Тогда он и сделал свой выбор. Мои детские мечты совершить что-нибудь особенное, дерзкое и отважное свелись теперь к одному — летать! Валерий Чкалов«Высоко над землей», 1939 год Небесный хулиган Осенью 1919 года Чкалов вступил добровольцем в Красную армию, получив направление в IV авиационный полк, расположенный в Заречной части Нижнего Новгорода. Работал слесарем, затем — сборщиком самолетов. Присматривался к летчикам, изучал матчасть. В 1921 году Чкалову удалось, наконец, получить рекомендацию для поступления в Егорьевскую авиашколу.
Курсанты называли ее «терка», что означало теоретическая школа. Самолетов в «терке» было мало, все они были старые, изношенные и постоянно ломались. За два года Чкалов поднялся в воздух всего несколько раз и лишь в качестве пассажира. В апреле 1923 года Чкалова направили учеником-летчиком в Борисоглебскую авиашколу, потом перевели в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа. Молодой Чкалов обучался там искусству боевых разворотов, петель, штопоров, переворотов и других сложнейших воздушных фигур После этого была Серпуховская школа стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Наконец-то он добился того, о чем так мечтал, и здесь ярко проявились противоречия его характера. С одной стороны, ему не было равных в умении управлять самолетом. Из старых, исчерпавших свой ресурс машин Чкалов умудрялся выжимать максимум, выделывая на них фигуры высшего пилотажа. Но одновременно с этим он оказался человеком своевольным, плохо поддающимся военной дисциплине.
Мне хотелось неожиданно ринуться вниз, к земле, или сделать на глазах у изумленных товарищей какую-нибудь замысловатую фигуру. Часто я уходил в сторону от аэродрома и накручивал одну фигуру за другой». Я ставил машину в трудные, рискованные положения. Однажды в течение сорока минут я сделал пятьдесят мертвых петель Валерий Чкаловиз посмертного сборника «Моя жизнь принадлежит Родине» Самым дерзким и демонстративным нарушением дисциплины был трюк, проделанный Чкаловым на спор в Ленинграде , где он пролетел под Троицким мостом, едва не коснувшись колесами воды. В другой раз, увидев два дерева, расстояние между которыми было меньше размаха крыльев, он поставил машину на ребро и проскочил между ними. Старенькая техника не выдерживала яростного молодого напора, и зачастую после чудесного приземления самолеты буквально разваливались на куски. Чкалова наказывали за разбитые машины и пренебрежение воинской дисциплиной. За год он просидел на гауптвахте едва ли не больше времени, чем провел на службе. Но все равно каждый раз, оказываясь за штурвалом, не мог удержаться от лихачества.
Не все было гладко и на земле. Вот какую характеристику дал в то время Чкалову его непосредственный командир, инструктор Николай Шелухин: «Чкалов — хороший летчик, но исключительно недисциплинированный человек, не хочет выполнять распоряжений, требований и приказов… Он злостно нарушает приказы, увлекается выпивкой и морально-отрицательно влияет на окружающих товарищей». В конце концов после очередного загула, когда пьяного летчика пришлось вытаскивать из самолета силой, Чкалов был отдан под трибунал и приговорен к году заключения. Однако за решеткой он провел лишь три месяца и был досрочно освобожден. За него ходатайствовало руководство части, которое не было готово терять талантливого пилота и надеялось, что этот урок пойдет ему впрок. Но этого не случилось: Чкалову вновь не было равных в мастерстве управления самолетом, но не было равных и в недисциплинированности. Оказавшись в воздухе, он забывал обо всем, что порой приводило к большим неприятностям. Так, во время одного из учебных боев Чкалов настолько увлекся, что уронил самолет своего товарища. Любимец Сталина О Чкалове вождь народов Иосиф Сталин, скорее всего, услышал во время воздушного парада в честь десятой годовщины Октябрьской революции, на котором присутствовало высшее руководство страны.
Показав несколько сложных фигур высшего пилотажа, Чкалов вызвал восхищение зрителей, а нарком Ворошилов распорядился выписать ему за мастерство денежную премию. Сталин запомнил храброго летчика, и с этого момента за Чкаловым стали приглядывать «высшие силы». В следующем году во время тренировочных полетов Чкалов угробил два новеньких самолета, купленных за границей. В одном случае он, зацепившись за телеграфные провода, разбил самолет, но сам почти не пострадал. И хотя отчасти в этом был виноват командир звена, разбиравшая причины аварий комиссия сочла, что авария стала следствием грубого нарушения устава, невнимательности и хулиганства Чкалова. Сказалась его дурная репутация и тянувшийся за ним шлейф нарушений дисциплины и наказаний. Чкалова вновь отдали под трибунал, который приговорил его к году тюрьмы.
Отец — Павел Чкалов — первоклассным мастером-котельщиком из Нижнего Новгорода лучше всех облицовывавшим турбины, делавшим варные топки и клепку. Зарабатывал Павел Григорьевич весьма недурно, в слободе Василёво, куда его позвали чинить речные суда, он приобрел дом с резным крыльцом и садом вокруг. Валерий окрещенный Валерианом, а дома прозывавшийся попросту Аверьяном родился 2 февраля 1904 года. Мать Валерия, Арина Ивановна, скончалась в 1910 году. Спустя год мальчик отправился учиться в местную начальную школу, которую окончил в 1916 году. Валерий хотел пойти по стопам отца, интересовался обработкой металлов и даже прошел обучение работе на токарном станке. Видя это, Павел Григорьевич отправил сына в Череповецкое ремесленное техучилище. Однако время было неспокойное, и в 1918 году ресмесленное училище закрыли, а Валерий, так и не окончив его, возвратился домой. Четырнадцатилетний широкоплечий невысокий парнишка был не по годам силен, и отец устроил его подсобным рабочим к себе на завод. Проработав полгода молотобойцем, молодой Чкалов устроился на должность кочегара в Волжское пароходство. Самолет он впервые увидел в 1919 году на Волге. Любуясь кружившимся в небе летательным аппаратом, у него возникло непреодолимое желание пережить ощущения полета, почувствовать себя в небе. После этого Валерий Чкалов всерьез «заболел» авиацией. Изначально его желание казалось несбыточным. Уволившись с работы, он отправился в Новгород и вступил в ряды Красной Армии. Через некоторое время ему удалось получить направление в местный авиационный парк на должность слесаря-сборщика самолётов. Чкалов покрывал фюзеляжи и самолетные плоскости лаком, плел тросы и наблюдал за опытными мотористами, ремонтировавшими летную технику. Работа ему нравилась, он успевал и свои задания выполнять, и помогать другим, параллельно изучал техническую документацию. За любознательность и усердие Валерия полюбили механики и летчики. Иногда его даже брали в полет. Побывав в небе, Чкалов ясно понял, что иной жизни быть у него не может. И, наконец, его мечта осуществилась — в 1921 году он добился направления в Егорьевскую авиашколу. Там начался трудный перид, Валерию необходимо было изучить не только специальные предметы, но и общеобразовательные, такие как физика, математика, русский язык, политграмота. Чкалов учился упорно и настойчиво, старался не отставать от своих товарищей. Весной 1923 теоретическая школа ВВС была им успешно окончена, все выпусники получили звание краскома красного командира и были сразу же направлены в Борисоглебскую военную авиашколу для практических занятий. В Борисоглебск Чкалов прибыл 16 апреля 1923 года. В числе преподавателей и летчиков-инструкторов школы было немало участников гражданской войны. От них курсанты узнали много интересного и поучительного о славных делах первых красных летчиков, самоотверженно боровшихся с врагами на Южном фронте, под Царицыном, у Каховки, в Туркестане и других местах. Чкалов слушал рассказы о воздушных боях с белогвардейцами и интервентами с огромным интересом. Подобные беседы имели большое значение, способствуя формированию характера, патриотических чувств и любви к своей Родине у будущего авиатора. Все свободное время Чкалов отдавал работе. Он участвовал в перестройке кавалерийского манежа, помогал на аэродроме и в ангаре, трудился в мастерской на сборке самолетов, занимался в библиотеке. Кроме того энергичный и общительный волжанин успевал поучаствовать в художественной самодеятельности и поиграть в футбол. Инструктором его группы был Очев Вениамин Алексеевич — требовательный и строгий летчик. Занятия по летному мастерству начались с рулежки на самолете «Моран-Парасоль». Курсанты учились управлять аппаратом при разбеге на земле, имитировали взлет и посадку. Чтобы самолеты не могли взлететь, с плоскостей у них была снята обшивка. Чкалов с упражнением справился на отлично, закончив рулежку в числе первых в группе и получив допуск к самостоятельным полетам. Дальнейшие занятия лишь подтвердили его незаурядные способности, неукротимую жажду летать, напористость в достижении поставленных целей. Первый выпуск летчиков новой авиационной школы состоялся 9 октября 1923 года. В аттестате Валерия стоит запись: «Чкалов являет собой пример внимательного и осмысленного летчика… Быстро соображает, действует энергично и решительно, умеет раскрывать причины ошибок и удачно их исправлять. Хорошо чувствует скорость полета и самолет…». Осенью 1923 десять лучших летчиков из первого выпуска отправились в Москву в военно-авиационную школу. Инструктор Александр Иванович Жуков на боевых немецких «фоккерах» и английских «мартинсайдах» обучал Чкалова фигурам высшего пилотажа. Здесь же будущий авиатор учился командовать группой. В мае 1924 Чкалов успешно окончил и это учебное заведение, получил свидетельство военного летчика и тут же был направлен в Серпухов в высшую авиашколу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Он попал в отряд Михаила Михайловича Громова — прекрасного педагога, великолепного летчика и просто душевного человека. В своих воспоминаниях бывший инструктор М. Громов так характеризовал Валерия Павловича: «На всех стадиях обучения он постоянно был первым. Чкалов не знал колебаний: сказал — сделал. Шел, как говорится, напролом. В решительную минуту отбрасывал все, мешавшее ему достигнуть успеха… Чкалов не умел бояться. Самые смелые планы исполнял раньше, чем могло бы возникнуть чувство страха. Быстрота действий у него равнялась быстроте соображения». В ноябре 1924 Чкалов стал летчиком-истребителем, попрощался с Серпуховом и убыл в первую Краснознамённую истребительную эскадрилью, созданную из отряда прославленного летчика Нестерова. Валерий был направлен в звено Москвина, получив для первых тренировочных полетов потрепанный и повидавший множество мастерских французский «Ньюпор-24-бис». Упорядоченная повседневная служба вскоре начала угнетать Чкалова. Молодому летчику было не под силу ограничиться подчинением приказу — в воздухе он ловил вдохновение, страстно нуждался в творчестве, проявлении себя. Несмотря на имевшиеся в те годы запреты, он самостоятельно начал отрабатывать фигуры высшего пилотажа, а кроме того совершенствовать методику обучения личного состава. Уже через неделю двадцатилетний Чкалов за рискованные полеты на стареньком «ньюпоре» оказался на гауптвахте — в первый, однако далеко не в последний раз. Необходимо отметить, что огромную роль в его судьбе сыграл командир эскадрильи Иван Панфилович Антошин, ставший впоследствии начальником Одесской авиашколы. Подумал Иван Панфилович и о безопасности Чкалова, пересадив его на более современный и прочный немецкий истребитель «Фоккер Д-7».
История Валерий Чкалов родился в 1904 году в небольшом селе Василёво Нижегородской губернии в семье котельщика. Мать умерла, когда Валерий еще не пошел в школу. В школе Валерий хорошо учился и был физически развит. После школы Валерий поступил в училище, но оно закрылось. Валерий рано начал работать. В 1919 году Валерий впервые увидел самолет и сразу захотел летать. Во что бы то ни стало. Он уехал в Нижний Новгород, вступил добровольцем в ряды Красной Армии и устроился работать учеником слесаря-сборщика по сборке самолетов. Валерию Чкалову в то время было 15 лет.
Однажды он так прямо и сказал сыну: «Я хочу тебя видеть живым». Взял с него слово не идти в пилоты. Игорь стал военным инженером и прослужил в авиации более 40 лет. По словам сына, отец излучал колоссальную положительную энергию. Он очень хорошо разбирался в людях, мог безошибочно разглядеть плохие и хорошие стороны в человеке. У тебя есть дар — видеть насквозь человека. Ты вспомни, сколько людей ты спас от тюрьмы и расстрела и сколько мы на этой почве ругались». Игорю было тринадцать лет, когда началась война. Он сел за рычаги трактора и стал работать в Чкаловском районе Горьковской области, на родине отца. Здесь получил первую награду — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. После окончания с отличием Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского работал начальником специальной летающей лаборатории, оборудованной на Ил-12. Летал очень много, но не за штурвалом. Был момент дьявольского соблазна, когда сам генерал Каманин позвал его в формирующийся отряд космонавтов. Скрепя сердце Игорь удержался — не посмел нарушить отцовский запрет. Между тем характером обладал отцовским — прямым и острым. Если «воздушный хулиган» Валерий Чкалов трижды попадал в тюрьму, то его сына Игоря дважды исключали из партии. С приходом к власти Хрущев резко сократил армию, авиацию и флот. Как известно, Хрущеву было ненавистно все, что связано со Сталиным. Невзлюбил и его любимца Валерия Чкалова, от которого однажды получил жесткую отповедь. Вернувшемуся из отпуска Игорю сообщили: «Твою лабораторию ликвидируют». Он пошел работать в газету «Советская авиация» которая прежде называлась «Сталинский сокол» , где занимался всеми авиационными новинками, отслеживал испытания самолетов. Эту же тему стал вести и в «Красной звезде». Люди, вернувшиеся из США, с удивлением рассказывают об американских традициях. Например, о такой типичной картинке: по утрам отец с сыном поднимают на флагштоке перед своим домом национальный флаг. И попробовал бы кто-нибудь назвать это «прибежищем негодяев». Вырвали бы поганый язык, и суд присяжных признал бы справедливой такую меру. Это только в России позволено глумление над национальными святынями, над проявлениями патриотизма. Попытки «демократов» умалить славу отца Игорь Валерьевич переносил с болью в сердце, но сдержанно. Когда Гавриил Попов переименовал улицу Чкалова в Земляной Вал, хотя эта улица раньше называлась не Земляным Валом, а Садово-Земляным Валом, американцы сказали сыну великого летчика: «Игорь, приезжай к нам, мы улицу Чкалова переименовывать не будем».
В память о Валерии Чкалове: топонимика в названии улиц
Названа в 1971 году в честь лётчика Валерия Чкалова, т. к. до 1978 года этом районе располагался витебский аэропорт (первоначально военный, а с 1950 года гражданский). Чкалова называли «разбойником» и злостным нарушителем дисциплины, но в то же время признавали, что он был лучшим летчиком подразделения. И в голове Чкалова словно что-то щелкнуло, он стал мечтать связать свою жизнь с летательными аппаратами.
В её честь названа улица в станице Раздорской
Одна из улиц в городе Крымске и станице Нижнебаканской названа в честь советского лётчика-испытателя, комбрига, Героя Советского Союза Валерия Чкалова. Одна из них – улица Чкалова. Названа она в честь легендарного летчика В.П. Чкалова. Когда-то его имя гремело по всему необъятному Советскому Союзу. 316. Земляной Вал (улица Чкалова) Земляной вал, сооружённый в 1592-1593 годах при Борисе Годунове, со временем утратил оборонительные функции, в окрестных слободах стали селиться ремесленники, а затем и купцы, а вместо вала образовалась. испытателю, автору новых фигур высшего пилотажа обязана своим названием улица Чкалова в микрорайоне Авиационный. На траурном митинге актер Иван Москвин назвал Чкалова русским самородком, а писатель Алексей Толстой — богатырем советской земли.
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь
В 1930 г. Валерия Чкалова снова зачислили летчиком-испытателем в штат Московского НИИ ВВС. Установлена на пересечении Первомайского проспекта и улицы Чкалова, названной в честь лётчика. Установлен в начале улицы, которая названа в честь В. П. Чкалова. В ноябре 1927 года Чкалова как лучшего летчика эскадрильи направляют в Москву для участия в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции.
ИСТОРИЯ УЛИЦЫ КАЛИНИНА? В ЧЕСТЬ КОГО НАЗВАНА?
Соответствующее решение приняли на заседании комитета по увековечению памяти выдающихся личностей и исторических событий, сообщает пресс-служба Гордумы. Заседание под руководством председателя Олега Лавричева состоялось 18 сентября. Сквер расположен на пересечении ул. Чкалова и ул.
Протяженность рекордного маршрута составила 9375 километров. Кроме того, ему был подарен личный самолет У-2. Полёт проходил в более сложных условиях, чем предыдущий. Дальность полёта составила 8504 километра.
Чкалова встречено трудящимися Оренбурга с чувством великой скорби. Курсанты авиационного училища имени Ворошилова скорбят в связи с гибелью Валерия Чкалова. И заявляют, что борьба за овладение высотами авиации будет продолжена нами - его соратниками». Это решение было поддержано на митингах и собраниях трудящихся в городе Соль-Илецке, селе Гавриловка, поселках Саракташ, Ново-Сергиевка, на заводе им. Куйбышева в Бузулуке, паровозоремонтном заводе в Оренбурге, сотрудников Управления НКВД по Оренбургской области, в других трудовых коллективах, в городах и районах.
В 1930 г. Совершил более 800 испытательных полетов. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы "Звено-1" бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях. В 1931 г. В январе 1933 г. Летчик-испытатель В 1933-1936 гг. Валерий Чкалов был летчиком-испытателем Московского авиазавода им. Провел испытания истребителей И-15 и И-16, а также опытного истребителя И-17. Придумал и первым выполнил новые фигуры высшего пилотажа - восходящий штопор и замедленную бочку. Всесоюзную известность получил как командир экипажа самолета АНТ-25 второй пилот - Георгий Байдуков, штурман - Александр Беляков , совершившего в 1936-1937 гг. Удд ныне - о. Чкалова в Сахалинском заливе Охотского моря. Протяженность полета составила 9 тыс. Ванкувер США, шт. Вашингтон; до Сан-Франциско долететь не удалось из-за нехватки топлива , ставший первым в истории трансарктическим перелетом из Европы в Америку. Экипаж за 63 ч 16 мин преодолел 9 тыс.
Эксперимент редакции: знают ли рязанцы в честь кого названы улицы города?
Именем Чкалова названа улица, спуск к набережной Волги, поселок на берегу реки Самары и переулок. Когда Ольга Чкалова шла по улице, Валерий Павлович, заметив её, специально резко снижался и кружил над ней. В 1938 году город Оренбург был переименован в город Чкалов (историческое название возвращено в 1957 году). Улица названа в честь Валерия Павловича Чкалова (1904–1938), лётчика испытателя, Героя Советского Союза.