Евгений ХАКНАЗАРОВ, Санкт-Петербург.
На выставке Сурикова в Петербурге побывали 250 тысяч человек
Для правнука Сурикова, режиссера Никиты Михалкова открывшаяся выставка словно семейный альбом. Выставка его работ, приуроченная к 175-летию мастера, явно метит в разряд «блокбастеров», ставших привычными для московских и петербургских музеев в последние годы. 1 декабря 2023 года в Русском музее начинает работу масштабная выставка «Василий Суриков. Государственный Русский музей представил в Санкт-Петербурге первую за 90 лет масштабную выставку картин Василия Сурикова, на которой собрано 120 произведений художника из коллекций нескольких музеев России. Мария Голубкова (Санкт-Петербург).
Выставка работ Василия Сурикова в корпусе Бенуа Русского музея
На выставке представят такие известные картины Сурикова из коллекции Русского музея и Третьяковской галереи, как «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Сибирячка» и другие. В Русском музее Петербурга решили продлить выставку работ Василия Сурикова. Выставка Сурикова стала отличной причиной, чтобы вместе с мужем посмотреть ее и Михайловский дворец. К 175-летию со дня рождения» в Санкт-Петербурге побывали более 250 тыс. человек.
Гигантские картины Сурикова можно увидеть на выставке в центре Петербурга
В том числе, после сложной реставрации представлены знаменитые монументальные произведения «Степан Разин» и «Покорение Сибири Ермаком». Организаторы выставки отмечают, что именно эти исторические этюды и выразительные портреты близких художнику людей лучше всего раскрывают аспекты русского национального характера. Отдельный раздел экспозиции посвящен библейским и церковным сюжетам. Например, масштабные полотна «Милосердный самаритянин», «Благовещение» и «Исцеление слепорожденного».
В последний раз Петербург видел такую полную коллекцию суриковских работ почти 90 лет назад в 1937 году. Но тогда, как поясняют организаторы, практически не экспонировались картины с религиозными сюжетами, отмечает «Российская газета». Всего покажут более 120 работ, включая отреставрированное специально к выставке масштабное полотно «Степан Разин» и «Боярыню Морозову», которая более 80 лет не покидала Третьяковскую галерею.
Как туда попало из столицы полотно размером четыре на четыре метра, неизвестно. Зато на юбилейной выставке Сурикова можно увидеть живописные эскизы, которые он выполнил для храма. А еще - "Благовещение", которое до 1980-х годов хранилось в семье потомков художника, а после было передано в Красноярский художественный музей. Здесь же представлена последняя значительная работа Сурикова "Посещение царевной женского монастыря", на которой он изобразил девушку, "к которой имел душевную склонность", по выражению заведующего отделом живописи второй половины XIX - XXI веков Павла Климова. То есть эта работа тоже имеет отношение к судьбе самого Сурикова, как и картина "Исцеление слепорожденного" из коллекции Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Ее мастер создал под влиянием потрясения, вызванного ранней смертью жены, в которой Суриков винил себя, и в силу "прописки" это полотно практически неизвестно широкой публике. Суриков с ранней молодости отказывался работать на заказ: и сюжеты, и героев, и моделей для обширнейшей галереи портретов он всегда выбирал сам. Порой требовал от них поведения на грани стоицизма: например, для "Боярыни Морозовой" выводил полураздетыми на мороз, чтобы увидеть, как на холоде сбегают краски с лица. Эта картина более 80 лет не покидала стен Третьяковской галереи, но сегодня она занимает отдельный зал Корпуса Бенуа. С ней связано множество легенд: например, что сюжет пришел автору во время наблюдения за раненой вороной на снегу, волочившей крыло. Боярыня Феодосия Морозова, которая была ярой противницей никонианских церковных реформ, одета в черное, рука ее воздета, пальцы сложены в двоеперстие - так крестились старообрядцы. Тем же жестом отвечает ей нищий - поддерживает. Зеваки - кто сочувствует, кто зубоскалит. Эскизы Сурикова, которые были сделаны к "Боярыне" и другим масштабным полотнам, можно рассматривать как отдельные произведения искусства. Русский музей дополнил выставку живописи предметами декоративно-прикладного искусства, позволяющими полнее погрузиться в тот мир, который художник считал исконным, глубинным, истинно русским.
Разина, а также современников живописца, которые зачастую служили прообразами для персонажей его картин. Специальный раздел экспозиции посвящен уникальным картинам, написанным на библейские и религиозные темы. Отдельное внимание уделено большим произведениям автора - картине «Милосердный самаритянин» и полотну «Благовещение». Эти произведения переданы на выставку из Красноярска, родного города живописца. Из Москвы привезена картина «Исцеление слепорожденного» - неповторимое глубокое произведение, незнакомое зрителю. Художник написал картину в период эмоциональных переживаний, связанных со смертью супруги.
Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения»
Великое историческое видение и характеры переданы с помощью образности, цветового богатства и выразительного композиционного решения. Не смотря на то, что художник был открыт для новых идей и экспериментов в искусстве, он продолжал вдохновляться историческими событиями. Картина изображает предводителя крестьянского восстания возвращающегося из успешного похода. Суриков сосредоточил внимание на самом Разине, который, несмотря на веселье и богатство, задумчив и серьезен.
В работе есть некоторая недосказанность и загадочность: отсутствие похищенной персидской княжны и одиночество лидера. Картина символично показывает непреодолимый ход времени и трудности предстоящего будущего. Несмотря на то, что он редко писал заказные портреты, он находил моделей среди своих родных, друзей и знакомых.
Многие из его женских портретов имеют обобщенные названия и иллюстрируют определенный типаж, связывая прошлое и настоящее. В этих портретах художник смог передать особую русскую красоту и силу, оживляя своих идеалов на полотне. Одним из таких примеров является портрет «Сибирячка», который изображает молодую, здоровую женщину, любующуюся своим отражением в зеркале.
Гармоничная гамма коричневого и синего цветов в этом портрете отсылает к тициановской «Венере перед зеркалом». Суриков «Портрет О. Детский портрет редок в истории искусства из-за сложностей с позированием у детей.
Суриков выбрал композицию, близкую к парадному портрету, чтобы выразить серьезность своей дочери. На портрете Оля стоит без тени кокетства, смотря большими карими глазами на зрителя. В одной руке девочки — любимая кукла, а другой рукой она касается печки.
Суриков создал живой и непосредственный образ. Портрет был написан в сентябре 1887 года в Москве.
В Петербурге собрали всего Сурикова Дата публикации: 29 ноября 2023 Русский музей 1 декабря открывает самую масштабную в новейшей истории выставку Василия Сурикова к 175-летию со дня рождения художника. Произведения из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, красноярского Музея-усадьбы Сурикова, Московской духовной академии, Московской галереи Ильи Глазунова будут выставлены в Корпусе Бенуа.
В последний раз Петербург видел такую полную коллекцию суриковских работ почти 90 лет назад в 1937 году.
Отдельный раздел экспозиции посвящен библейским и церковным сюжетам. Например, масштабные полотна «Милосердный самаритянин», «Благовещение» и «Исцеление слепорожденного». Часть работ была привезена из родного города Василия Сурикова — Красноярска. Подробнее о жизни художника и выставке можно узнать в обзоре Timy Режим работы выставки: до 13 мая 2024 года, Пн 10:-00-18:00, Чт 13:00-21:00, Ср, Пт-ВС 10:00-18:00, Вт - выходной Адрес: Русский музей, корпус Бенуа, ул.
Кто в наибольшей мере смог схватить и выразить истинно русское в своих полотнах. Илью Репина, например, для многих грех не упрекнуть в стяжательстве и экономии на качественных, долговечных пигментах. Про Айвазовского, посвятившего свой дар в том числе и военному флоту России, вполне серьезное издание позволяет выразиться с небрежной элегантностью: «его любят армяне и крымчане». Даже пасторальному Левитану как-то досталось за «излишнюю» русскость: негоже совсем уж забывать свои этнические корни, даже если пишешь пейзажи. Что уж говорить о Сурикове, одном из самых русских художников. Выставка его работ, приуроченная к 175-летию мастера, явно метит в разряд «блокбастеров», ставших привычными для московских и петербургских музеев в последние годы. Но называть ее этим определением, пришедшим из массовой культуры, и не хочется, и не имеет смысла.
В Корпусе Бенуа ведется подробный, местами сложный рассказ, требующий от посетителей вовсе не восторженных ахов а монументальные работы Сурикова не могут не произвести впечатления , но вдумчивого восприятия, способности к логическим сопоставлениям и, в конце концов, знания отечественной истории. Конечно, очень трудно не сделать свой автопортрет на фоне «Боярыни Морозовой», но еще сложнее заставить себя потрудиться вместо совершения увеселительной прогулки на фоне шедевров. Впрочем, к чести российской музейной публики, легкие пути не для нее. Первый признак удачного проекта — внушительная очередь на вход. Глядя на вереницу страждущих, выстроившихся у Корпуса Бенуа на семнадцатиградусном морозе да еще и на ветерке, лишний раз хочется прокричать об удобстве приобретения электронных билетов. С другой стороны, это так по-нашему: проявить сопричастность, например, с теми, кто раньше стоял на таком же холоде, чтобы проводить в тяжелый путь опальную боярыню, или чтобы для пущей убедительности и достоверности взять штурмом снежный городок во дворе художника — именно так писалась знаменитая картина Сурикова. После закалки холодом ценители искусства быстро разоблачались и устремлялись в пять залов, отведенных для экспозиции.
И здесь я столкнулся с первой неожиданностью: людской поток вовсе не устремился полностью к главным точкам притяжения, а рассредоточился у стены, на которой в виде временной оси подробно представлены биография и творческий путь Сурикова.
Суриков: заказчики, приёмы, недоброжелатели. На выставку с Серафимой Коломейцевой.
Игорь Акимов, "Metro" Фото: Пошли иным путём Выставка для Русского музея достаточно революционная, впервые в организации выставочного пространства, кроме концептуального, присутствует и дизайнерское решение. Очень большое значение мы уделяем раскрытию личности самого Сурикова, влиянию его биографии на его творческий выбор. Он был истинным живописцем, и нам хотелось показать, что Василий Иванович являлся поборником красоты в искусстве. Картину "Переход Суворова через Альпы" доставили в корпус Бенуа из Михайловского дворца на специальном валу. Игорь Акимов, "Metro" Фото: В каждом зале своя история — Первый зал начинается с того, что мы широко подаём личность Сурикова, — продолжает Павел Климов. Мы начинаем с его поздних работ: в центре зала достаточно автопортретная вещь, "Степан Разин", и его последняя крупная историческая работа — "Посещение царевной женского монастыря". Кстати, "Степан Разин" будет экспонироваться после сложной реставрации, произведённой специалистами Русского музея. Как рассказали в музее, при снятии картины с подрамника специалисты обнаружили надпись "Реставрировалась в июле 1962 года". И теперь первая за 60 лет крупная научная реставрация представит картину такой, какой её видел сам художник и его современники.
Кроме картин маслом здесь можно увидеть и многочисленные акварели. Картина «Покорение Сибири Ермаком» фото Нины Князевой Наибольший интерес у публики вызывают, конечно, знаменитые гигантских размеров картины на известные исторические сюжеты российской истории.
Их можно будет увидеть в музейном центре «Площадь Мира». Видео распаковки картин появилось в телеграм-канале издания « Наш Красноярский край ». В Красноярск привезли полотна, среди которых «Взятие снежного городка» и «Покорение Сибири Ермаком» — эта картина не покидала Русский музей в Санкт-Петербурге со времен Великой Отечественной войны.
Но ведь произведения великого художника всегда больше, чем те идеи, которые он хотел сам отразить. Выставка включает свыше 120 живописных и графических произведений. Их привезли из разных музеев страны, в том числе из учреждений Москвы и Красноярска. Одним словом, классику. Отдельный раздел отдан под произведения на сюжеты из Библии и истории Церкви. Здесь стоит обратить внимание на такие картины как «Милосердный самаритянин», «Благовещение», «Исцеление слепорожденного». Последнее произведение хранится в коллекции Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии и почти неизвестно широкой публике. Уникальное трагическое по звучанию полотно создано Суриковым после потрясения, вызванного безвременной кончиной его жены. Отметим, что «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин» впервые предстают после реставрации, благодаря которой у вас есть возможность увидеть их такими, какими их создал художник. Часы работы выставки В. Сурикова Билеты продаются на определенный сеанс. Приводим базовое расписание сеансов выставки его изменения смотрите на сайте Русского музея.
Суриков: заказчики, приёмы, недоброжелатели. На выставку с Серафимой Коломейцевой.
Рефреном ее вполне и без всяких преувеличений может быть слово "впервые". Впервые почти за 90 лет мы видим выставку полноформатную, масштабную, которую условно можно назвать "Весь Суриков". Впервые почти за 90 лет - потому что последняя выставка в 1937 году была одновременно и в Москве, и в Ленинграде", - сказала на открытии экспозиции директор Русского музея Алла Манилова В корпусе Бенуа представили более 120 произведений художника. Примерно 40 работ предоставила Третьяковская галерея, также экспонатами поделились Красноярский художественный музей, музей-усадьба Сурикова, Московская духовная академия, галерея Ильи Глазунова и частные коллекционеры. По словам Маниловой, на выставке впервые столь полно показали не только историческую живопись, но и религиозную, а также графическое наследие художника.
Экскурсия на юбилейную выставку Василия Сурикова. Мероприятие организовала специалист по социальной работе Пономаренко Татьяна. До середины мая 2024 года в Русском музее в корпусе Бенуа выставляется собрание полотен гениального Василия Сурикова. В состав выставки включены свыше 120 живописных и графических произведений Василия Ивановича Сурикова из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска.
Экспозицию дополнят произведения народного и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея, которые помогут зрителю ощутить предметный и духовный мир полотен художника, а также медиаконтент, адаптированный к восприятию посетителями всех возрастов. В процессе комплексной реставрации находится колоссальное историческое полотно «Степан Разин» 1906 , которое станет одним из ключевых произведений выставки Василия Сурикова в Корпусе Бенуа Русского музея. При снятии картины с подрамника реставраторы Русского музея обнаружили надпись «реставрировалась в июле 1962 года». Первая за 60 лет крупная научная реставрация представит картину такой, какой ее видел сам художник и его современники.
В состав выставки включены свыше 120 живописных и графических произведений В. Сурикова из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска, в том числе знаменитые исторические картины «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Боярыня Морозова» Третьяковская Галерея , «Меншиков в Березове» Третьяковская Галерея , выдающиеся по художественному уровню портреты, картины на религиозные сюжеты, мастерски исполненные акварели, прекрасные образцы книжной иллюстрации. На выставке зрителей ждет встреча не только со знаменитыми персонажами прошлого — Александром Меншиковым, Александром Суворовым, Степаном Разиным, но и современниками Сурикова, которые нередко выступали прототипами героев его полотен. Этюды Сурикова к историческим картинам фиксируют портретные черты конкретных моделей и передают их эмоциональное состояние в экстремальных ситуациях воплощаемых сюжетов. Эти этюды, как и выразительные портреты близких художнику людей, являют собой уникальную галерею, раскрывающую разные аспекты русского национального характера. Отдельный раздел выставки посвящен выдающимся полотнам, исполненным на сюжеты из Библии и истории Церкви.
Не только собрать шедевры вместе: как создаются выставки-события
Государственный Русский музей организовал в Санкт-Петербурге первую за 90 лет масштабную выставку картин Василия Сурикова, на которой собрано 120 произведений художника из коллекций нескольких музеев России. Масштабная выставка картин художника Василия Сурикова проходит в Корпусе Бенуа Русского музея в Санкт-Петербурге. На выставке представят такие известные картины Сурикова из коллекции Русского музея и Третьяковской галереи, как «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Сибирячка» и другие. Грандиозная выставка произведений Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) приурочена к 175-летию со дня рождения прославленного живописца.