Осмотр и вскрытие трупа на предмет выявления повреждений и скрытых заболеваний, для определения причин смерти могут проводить патологоанатом и медицинский эксперт.
Проведение судебно-медицинской экспертизы
Предлагаем вашему вниманию статью на тему: Вы этого не знали: 8 фактов о работе судмедэксперта. о смерти во всех деталях. Много ли мы знаем о судебной медицине, все ли могут ответить, чем судмедэксперт отличается от патологоанатома? о смерти во всех деталях.
Судмедэксперт из морга рассказал о своей работе и дал советы, как не попасть к нему на стол
Сроки проведения судмедэкспертизы зависят от сложности поставленной задачи, а также от набора и характера необходимых исследований. Измерив содержание этанола в крови, хороший судмедэксперт сможет сделать выводы об степени опьянения человека на момент смерти, что, в свою очередь, может сильно повлиять на предположения об обстоятельствах смерти: например. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Много ли мы знаем о судебной медицине, все ли могут ответить, чем судмедэксперт отличается от патологоанатома? Многих студентов, рассматривающих работу в области уголовного права, интересует, как стать судмедэкспертом.
1. Что такое судмедэкспертиза и для чего она проводится?
- Кто такой судмедэксперт - где учиться этой профессии и что нужно сдавать
- Судмедэксперт - это кто такой? Описание профессии, где учат
- Судмедэксперт о своей работе: Привыкнуть к запахам и виду изуродованного тела невозможно
- Судмедэксперты: секреты профессии
Судебно-медицинская экспертиза в уголовном процессе
Чем различается работа судмедэксперта и патологоанатома? - Патологоанатом занимается вскрытием тех, кто умер в больницах от заболеваний. Отмечу, что при проведении судмедэкспертизы необходимо учитывать следующее. Пока я ожидала, когда судмедэксперт освободится, то стала свидетелем телефонного разговора.
Профессия: судмедэксперт. «Я тоже думала, что к запаху трупа сложно привыкнуть»
Как эксперт подтверждает свою экспертность? Вот несколько вопросов, на которые мы постараемся ответить в нашей статье. Судебная экспертиза — это процессуальное действие, которое состоит из двух этапов: исследования и дачи заключения по вопросам, которые требуют специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла. Основаниями для производства экспертизы являются: определение суда, постановление лица, производящего дознание, следователя. ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Как только было вынесено определение или постановление, судебную экспертизу считают назначенной.
Судебный эксперт — это человек, обладающий специальными познаниями в конкретной экспертной области. Основная функция эксперта — это проведение исследования, а основной результат его деятельности — дача заключения. Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать россиянин с высшим образованием и дополнительным профобразованием по конкретной экспертной специальности. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в ОВД может занимать россиянин со средним профессиональным образованием в области судебной экспертизы. Экспертом в негосударственном учреждении может быть человек, у которого есть сертификат компетентности судебных экспертов посмотреть список сертифицированных экспертов можно на сайте профессиональных ассоциаций.
Такая сертификация является добровольной. Уровень их квалификации проверяют экспертно-квалификационные комиссии. Эксперт сдаёт квалификационный экзамен каждые 5 лет. Эти комиссии также выдают аттестат на право самостоятельного производства судебной экспертизы. Одним из обязательных условий для назначения судебной экспертизы конкретному эксперту является наличие у него специальных знаний в том или ином роде виде судебной экспертизы.
Этих знаний должно быть достаточно для решения поставленных перед ним задач. То есть эксперт должен быть компетентен см. Судя по фильмам и сводкам новостей, экспертов привлекают только к делам, где есть погибшие. Это не так. Еще чаще экспертов путают с патологоанатомами.
Действительно, судмедэксперты о которых мы слышим чаще всего являются врачами и работают в моргах. Бывает даже, что они делят один кабинет с патологоанатомами. Однако задачи и объекты их исследований разнятся. Эксперты исследуют не только трупы. Объекты экспертизы самые разные: вещественные доказательства, документы, предметы, животные, образцы для сравнительного исследования, материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.
Если человек умер вне больницы или если в больнице ему не успели поставить точный диагноз — работаем мы. В других случаях вскрытием занимается патологоанатом, который подробно разбирается в истории болезни и в том, какое лечение проводилось. Если есть подозрение на криминал или несчастный случай, в том числе ДТП и отравление, то тела направляют к нам.
Бывает, что тело извлекают из воды. Если произошел пожар, приходится пробираться до объекта по обломкам. Экспертиза потерпевших и подозреваемых входит в обязанности сотрудников другого отдела.
Работа, видимо, накладывает свой отпечаток: с людьми общаться мне морально достаточно тяжело. Особенно, в тяжелых ситуациях. Для меня это сложнее, чем работать с мертвыми.
В последнее время девушки приходят. Туберкулез, ВИЧ. Естественно, мы используем средства защиты.
Но главное — формалин. Он используется в больших количествах и вызывает аллергические реакции, которые могут развиться до бронхиальной астмы. Через два года работы у меня началась аллергия, я уже обследуюсь и лечусь.
Например, что люди, которые работают в морге, могут спокойно есть рядом с телом. Как на самом деле? Да, к работе своей мы относимся спокойно.
Если принимать близко к сердцу любую ситуацию и сам факт смерти, то это, как минимум, помешает работе. Во-вторых, долго не выдержишь. Если реагировать на каждый случай, то эмоционально выгоришь и получишь нервный срыв.
Эмоции уходят на второй план, остается только работа. Не каждый выберет себе такую специальность, не каждый захочет находиться в морге даже короткое время. Но сказать, что судмедэксперты бесчувственны, нельзя.
Если эксперт в чем-то сомневается, он может указать предварительную причину смерти, а после более глубокого исследования — уточнить. Например, если есть признаки отравления, проверяем кровь, мочу и органы. К такой работе невозможно привыкнуть Я учился в Астраханской медицинской академии. С детства хотел быть врачом. На втором курсе пришел на студенческий научный кружок на кафедру судебной медицины, мне понравилось. Вскоре стал старостой кружка, потом устроился санитаром в бюро судебно-медицинской экспертизы, прошел интернатуру и так и остался. Работаю уже 11 лет. Наша работа не для каждого. И к ней невозможно привыкнуть. Часто спрашивают: «А как долго вы привыкали к запаху, виду?..
У нас были интерны, ординаторы и санитары, которые пробовали, а через несколько дней уходили и больше не возвращались. Работа не вызывает у меня отвращения. Если бы вызывала — зачем этим вообще заниматься? У нас есть спецодежда, специальная маска, благодаря которым можно работать с любыми телами. Поверьте мне, запахи в перевязочной гнойной хирургии гораздо хуже, чем у нас. Тело — как головоломка Мне нравится то, чем я занимаюсь.
В работе с живыми людьми в обязанности судмедэксперта входит проведение специальной экспертизы, необходимой для судебной тяжбы по уголовному делу. В таком случае специалист дает на руки пострадавшему заключение о тяжести полученных в результате противоправных действий травм.
Судебно-медицинская экспертиза в уголовном процессе
Однако закон не запрещает обращаться не в государственное экспертное учреждение, а в частное или к экспертам, работающих «на себя». В настоящее время деятельность судебно-медицинских экспертов не лицензируется. Вопросы судебно-медицинской экспертизы Вопросы эксперту готовит инициатор исследования — следователь. Если решение о проведении судмедэкспертизы принято в судебном заседании, вопросы предлагают участники судебного разбирательства, а председательствующий судья утверждает финальный список. Эксперт отвечает только на те вопросы, которые не выходят за пределы его специальных знаний.
Запрещена постановка перед экспертом правовых вопросов, которые относятся к компетенции органов расследования, прокурора и судьи. Перечень вопросов эксперту для судебно-медицинской экспертизы открытый. Главное — соблюдать правила о невозможности задавать вопросы, не относящиеся к делу и компетенции эксперта. Экспертные учреждения, как правило, публикуют на своих электронных ресурсах типовые вопросы и обстоятельства установления, которые исследуют их эксперты.
Например, если судмедэкспертиза назначается в связи с причинением вреда здоровью, обязательными будут вопросы: Какие повреждения имеются у потерпевшего? Каков их характер, количество, локализация и давность? Каковы свойства предмета орудия, оружия , причинившего повреждения? Наблюдается ли утрата трудоспособности?
Каков ее процент? У эксперта есть право не отвечать на вопросы, которые выходят за пределы его компетенции, или, наоборот, дать ответы на вопросы, которых нет в сопроводительных документах о назначении судмедэкспертизы, но на которые они считают важным для дела ответить. Закон не содержит конкретного перечня вопросов судебно-медицинской экспертизы.
Мне предстояло изучить тему изменений в органах иммунной системы при длительном употреблении наркотиков и острых отравлениях запрещёнными веществами. Тема была в конце 90-х очень актуальной, так как молодые люди массово гибли от этой зависимости. Даже с точки зрения инфекциониста мне было интересно заняться этим исследованием, так как наркоманы часто страдали инфекционными заболеваниями, особенно те, кто употреблял их внутривенно. В итоге я ушла в бюро для сбора научной информации и работать, потому что кушать хочется тоже. Это было сложно, в каких-то моментах неприятно, но безумно интересно. Это не может нравиться.
Есть понятия, которые навсегда останутся с нами, мы же в первую очередь люди. Но это всё уходит на второй план, потому что каждое вскрытие — это научное исследование. Мы последние, кто говорит за этих людей. Кто попадает на судебно-медицинскую экспертизу: смерти от внешних причин все, что не связано с заболеваниями, насильственная смерть, куда относятся пожары, переохлаждения, ДТП, отравления, падения с высоты и т. Часто к нам попадают люди, тела которых нашли в лесу, на улицах города, на дороге, в подъезде. И что было с этим человеком — никто не знает. Иногда даже внешних повреждений никаких нет. И вот работа судебно-медицинского эксперта как раз и состоит в том, чтобы рассказать, почему и как человек умер. Есть случаи, когда человек поступает к нам с ножом в груди.
Казалось бы, очевидно, от чего он погиб. Но органам следствия необходимо выяснить, в какой временной промежуток произошло преступление, какой рукой нанесён удар и т. Есть масса вопросов, которые могут быть нам заданы судом, следствием. Судебно-медицинский эксперт не только трупы вскрывает. У нас в бюро работает целая лаборатория, куда поступают различные объекты с места преступления. Это могут быть орудие или оружие, любые личные вещи, предметы обстановки - все, что может иметь отношение к совершенному преступлению. В этом случае нашим работникам необходимо установить, чьи биологические следы кровь, слюна, потожировые следы и т. Первый свой вскрытый труп я не помню, даже не помню половую принадлежность. Никакие кошмары меня ночами не мучают!
Не важно, в каком подразделении ты работаешь, от работы сотрудников всех экспертных подразделений зависит, восторжествует ли Закон. Практически все дела — уголовные, гражданские, административные, где речь идёт о жизни и здоровье гражданина, не обходятся без судебной медицинской экспертизы. Вещественное доказательство — это предмет или объект, который сохранил на себе следы преступления, или он был применён с целью совершения преступления.
За редким исключением, когда нам приносят постановления от следователя, где есть хоть какая-то информация об обстоятельствах произошедшего, но чаще всего мы ничего не знаем, как порой и следователь. Просто на улице или в другом месте обнаружен труп человека, и никакой информации нет. Поэтому эксперт, идя на вскрытие, должен быть готов ко всему», — отметила Александра Голубева.
Исследовать трупы морально тяжело, но пропускать всё через себя нельзя Она добавила, что привыкнуть к запахам и виду изуродованного тела невозможно, но ты всё равно ставишь какой-то барьер, потому что, если каждый случай, особенно в судебной экспертизе, будешь пропускать через себя, то, наверное, понадобится помощь психиатра. Очень тяжело исследовать трупы детей, особенно, когда ты понимаешь, что смерть этого ребёнка наступила по недосмотру взрослых», — подчеркнула врач. Читайте также:Врачей екатеринбургской больницы хотят наказать за якобы ненадлежащий уход за пациенткой Очередей на вскрытие нет Судмедэксперт рассказала, что часто ритуальные компании пытаются заработать на родственниках умерших.
Здесь, в условиях абсолютной стерильности вычеркивай еще одно киношное клише, в котором судмед, не отходя от трупа, жует бутерброд, запивая кофейком , производится более детальное исследование тела погибшего. Это невероятно сложный процесс, сопряженный с рядом совершенно непонятных для несведущего человека действий. Например, эксперты подробно изучают состав содержимого желудка покойника. Последняя трапеза может рассказать о многом: не только о времени, прошедшем с момента смерти, но и о ее причинах. Одним из самых специфических способов исследования является проверка запаха трупа, в особенности именно содержимого желудка. Так что натереть ноздри ментоловой мазью, как в сериалах про криминалистов, не выйдет. Приятного не то что мало — его тут нет совсем: очень многие студенты-медики и будущие юристы, которые обязаны посещать вскрытия, падают в обморок и бледнеют от тошноты. Ну а что поделать — в работе судмедэксперта значение имеет каждая деталь.
Как показывает практика, криминал — одна из самых редких причин смерти в практике судебно-медицинской экспертизы. На первых позициях уверенно закрепилось бытовое насилие. Если покопаться в профессиональной литературе, можно найти невероятное количество очень странных исследовательских работ на эту тему. Например, статья под названием «Морфологические особенности повреждений мягких тканей головы штыковой лопатой» — как тебе заголовочек? В аннотации сказано: лопата — довольно популярное орудие убийства из-за своей бытовой доступности. Стоит отметить, что писавшие исследование судмеды не искали трупы убитых лопатами людей, а подошли к задаче весьма… «творчески»: Было нанесено 15 экспериментальных повреждений в теменную область трупов лицам, скончавшимся скоропостижно от различных заболеваний. Повреждения причинялись вручную, условия эксперимента были максимально приближены к реальным условиям нанесения ударов. Разумеется, первое, о чем ты подумаешь, представив такое, — насколько это вообще этично?
Шерлокоманы вспомнят сцену из сериала, в которой эпатажный Кембербетч в прозекторской задорно хлещет труп стеком. А тут еще жестче: какой-то воплощенный сатанизм с лопатой. Однако, как бы нас не шокировали подобные истории, эти исследования проводятся исключительно в научных целях и вряд ли приносят удовольствие экспертам. Результаты проделанного труда помогают облегчить работу профессионалам. Профессиональный цинизм Вот что, пожалуй, общего у образа судмедэксперта из кино и реальности — это цинизм. Абсолютно нормальная защитная реакция человека на психологически тяжелую работу, которая связана с человеческими страданиями.
«Это тоже должен кто-то делать». В чём заключается работа судебного эксперта?
Основное отличие патологоанатомов от судмедэкспертов в том, что первые работают в больницах и подчиняются главврачам и если вскрывают трупы, то только тех людей, которые умерли после болезней от ненасильственной смерти. Именно судмедэксперт составляет и подписывает заключения, которые порой являются основополагающими в судебном разбирательстве. Проще говоря, должность судмедэксперта не предусматривает функционирование только в качестве патологоанатома.