Новости соловецкое восстание против церковной реформы

СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ, (1668–1676) («Соловецкое сидение») – противостояние сторонников старой веры церковной реформе Никона, эпицентром которого стал Соловецкий монастырь.

Островок благочестия

  • Островок благочестия
  • Материал по теме
  • Дата начала Соловецкого восстания, причины восстания старообрядцев / Справочник :: Бингоскул
  • Соловецкий бунт
  • Соловецкое восстание (сидение) в монастыре 1668-1676 годов

Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.

Возглавлял стрелецкий отряд стряпичий Игнатий Волохов. Он распорядился взять монастырь в осаду, но этот план практически сразу провалился. Обратите внимание Соловецкий монастырь был достаточно крепко укреплён и при этом располагал большими запасами продовольствия. Также важно отметить, что численность стрелецкого отряда составляла чуть более 100 человек, что было мало как для штурма, так и для эффективной осады. Ситуация оказалось патовой и такой она оставалась на протяжении 4 лет, так как царь Алексей Михайлович не имел лишних войск для ускорения осады. Изменения случились в 1672 г.

Он ужесточил блокаду Соловецкого монастыря, но это также не помогло достичь существенного прогресса. Монахи продолжали держать осаду и отказывались отрекаться от своих убеждений. В 1673 году Алексей Михайлович надоедает сложившаяся ситуация и он отдаёт указание — прекратить осаду и брать Соловецкий монастырь штурмом. Для проведения штурма в Соловки был направлен опытный воевода Иван Мещеринов. Мещеринов сумел добиться увеличение стрелецкого отряда до 1,5 тысяч человек и начал беспощадно бросать их в штурм на укрепления монастыря.

На протяжении всего 1674 г. Сторонники царя были изгнаны из монастыря и силы осаждённых существенно сократились.

Герасим написал «Послание к брату о сложении перстов», которое явилось первой попыткой обосновать двуперстие с помощью церковной литературы, сочинение это впоследствии получило широкое распространение и признание у староверов. Хотя на Соборе 1666 г. Герасим пересмотрел свои убеждения и принес покаяние, которое, кажется, не было искренним, сочинение это сохранило свой авторитет у староверов. Герасим был выслан в Иосифов монастырь, где, по постановлению Собора, должен был составить опровержение на свое «Послание к брату», но он медлил, вероятно, ему не хотелось этого делать, и такого опровержения он не составил до самой своей смерти в 1667 г.

Братия направила на имя царя пять «челобитий о вере» 990. Особенно замечательно последнее челобитье, от 23 сентября 1667 г. Это челобитье было, так сказать, пространным объяснением причин, по которым братия не может принять ни новых книг, ни распоряжений об изменении богослужебных обрядов. По своему содержанию челобитье от 23 сентября — это не научно-богословская критика, а скорее изложение эсхатологически окрашенной идеологии, которая начала тогда формироваться в среде противников реформ Никона, чтобы потом стать характерной особенностью всего религиозного мировоззрения раскола. Приближаются последние времена, когда должен появиться антихрист, говорится в этом челобитье. Во всем мире происходит оскудение веры, везде появились отступники и предатели христианской веры, только Русь до недавнего времени хранила ее в незапятнанной чистоте, но пришел Никон со учениками своими.

Теперь они пытаются навязать православным христианам Московского царства «неведомую новую веру», они испортили «настоящие» старые книги, сделав в них исправления, заимствованные у отступников греков, ввели греховные повреждения в богослужение. Когда видишь все это, вспоминаешь слова Христа об оскудении веры перед Вторым Его Пришествием: Глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре. Обаче Сын Человеческий пришед убо обрящет ли си веру на земли? Но Русь и православный ее народ еще могут удержаться от погибели и возвратиться на истинный путь, если царь, по примеру своих предшественников, угодивших Богу, отменит «никонианские новшества» и восстановит неповрежденную «старую веру». Братия Соловецкого монастыря не признает приговоров и клятв Собора 1666—1667 гг. Братия монастыря будет верна истинной вере до крови, и, если понадобится, они готовы души свои положить и умереть в старой вере 992.

Перед духовным взором составителей этого послания стояла реальная возможность крушения идеи «Москва — третий Рим», а значит, и конца света. Это было для них не иллюзией, но твердым, непоколебимым убеждением. Идея о том, что Московское государство — это последний оплот чистого христианства, глубоко укоренилась в народном сознании, а для противников Никона она была еще убедительней, чем для ее творца инока Филофея, поскольку за время, протекшее после провозглашения этой идеи, она пронизала все сферы жизни, как частной, так и культурно-политической, — жизни Церкви, государства и народа. Сам царь Алексей, Никон, епископы Собора 1666 г. Монахи Соловецкого монастыря не учли только одного момента. Они рассматривали эту идею как чисто религиозную или с одной только религиозной стороны, царь же и Никон видели всю сложность этой церковно-политической конструкции, которая не допускала отрыва от Византии.

Весьма тонкое различие в истолковании содержания этой идеи заключалось не в одной только грекофилии царя или патриарха Никона , оно связано было с тем, какое место отводила им эта идея. Каждый из них был хранителем, оплотом, источником жизненной силы этой идеи — один как православный царь, другой как первосвятитель Церкви. Спор между царем Алексеем и Никоном показал, однако, что и они не одинаково интерпретировали эту идею. Государственно-политический элемент этой идеи был, разумеется, для Алексея важнее, чем для Никона, который хотя и не отрицал его значения, но стремился играть более важную роль в утверждении этой идеи, чем та, которую мог и хотел отвести ему царь. Итак, одна и та же идея виделась по-разному с трех сторон. Позиция Алексея укрепилась и нашла себе оправдание в том, что Восточные патриархи встали на сторону царя, правда, скорее по практическим, чем по принципиальным соображениям, ибо, с одной стороны, вопрос о взаимоотношениях между государством и Церковью после 1453 г.

Приговоры Собора 1666 — 1667 гг. Теперь для Алексея прошло время сомнений и колебаний, которые он переживал в первые годы реформ, например в связи с Аввакумом. За 20 лет правления с 1646 по 1666 г. Нельзя забывать и еще об одном моменте, а именно о западных влияниях на царя и о связанном с ними понимании того, что в государстве не хватает образованных людей. Проведение реформ Никона царь рассматривал и как свидетельство некоторых успехов в деле богословского образования, что не только не противоречило его представлениям о «Москве — третьем Риме», но и придавало самой идее внутреннее совершенство. В этом и заключается ответ на вопрос, почему царь и деятели раскола стали противниками.

Кратко все это можно, наверно, сформулировать так: обе стороны исповедовали одну и ту же идею «Москва — третий Рим», но в то время как царь Алексей видел в этой идее живой организм, который не может оставаться в застывшем виде, в оцепенении, другая сторона, раскольники, выступали за сохранение этой идеи в том точно виде, в каком явилась она во время ее провозглашения, и на попытки оживить ее смотрели как на вероотступничество. Это заставило государственную власть принять, наконец, меры в связи со слишком далеко зашедшей оппозицией Соловецкого монастыря. Положение обострилось еще и потому, что приговор Собора от 13 мая 1667 г. На своем последнем заседании 13 мая 1667 г. Собор изрек приговор, повлекший за собой весьма серьезные последствия: новшества Никона были не только окончательно утверждены, более того — те, кто не принимал их, были отлучены от Церкви и прокляты. Вслед за категорическим требованием принять богослужебные книги, исправленные и напечатанные в 1654—1666 гг.

Этим приговором приверженцы старой веры или, лучше сказать, старого обряда отлучались от православной Церкви, таким образом, 13 мая 1667 г. Хотя после этого приговора царь Алексей мог считать вполне оправданными свои меры против братии Соловецкого монастыря, не признавшей правомерности приговора, правительство все же медлило с мерами против монастыря. Были проведены дополнительные переговоры с братией. Новый архимандрит Иосиф прибыл в монастырь 166869 в сопровождении стрельцов, чтобы принудить братию признать его своим настоятелем. Монахи же, располагавшие большими запасами продовольствия и 90 пушками, установленными на крепостных стенах и башнях, заперлись в монастыре и открыли огонь по стрельцам 995. В 1672 г.

Когда эти попытки провалились, Иевлев приказал обстрелять монастырь, но у монастыря было больше пороха и пушечных ядер, чем у стрельцов, кроме того, стрелецкий лагерь был плохо устроен, и осада монастыря велась вяло. Вспышка цинги среди стрельцов заставила, наконец, Иевлева снять осаду и возвратиться в Москву. Осенью 1674 г. Опять монастырь подвергся обстрелу, монахи, в свою очередь, тоже открыли огонь по московскому отряду, и не без успеха. Осада продолжалась до начала 1676 г. Началась настоящая битва; множество монахов было убито.

Зачинщики возмущения, например игумен Никанор, были приговорены к смерти, тех, кто не желал подчиниться приговору Собора от 13 мая 1667 г. Большое число братии сумело спастись бегством. Рассеявшись по лесам русского Севера, странствуя из пустыни в пустынь, эти монахи-странники стали главными носителями раскола и поборниками старой веры, в своих рассказах они поносили Никона, называли его «сыном преисподней», «вероотступником», «предтечей антихриста» и не без успеха призывали народ держаться древлего благочестия. Осада и падение Соловецкого монастыря произвели глубокое впечатление на приверженцев старой веры и сочувствующих им, монахи-ратники обрели ореол и славу мучеников за веру, и эту славу странствующие иноки с великой ревностью понесли в самые удаленные уголки страны. В известном стрелецком бунте 15 мая 1682 г. Хованского староверам 996.

Но для распространения раскола и для его внутреннего развития, для становления его идеологии, в особенности его отношения к государству, к формирующейся империи, много значили меры, принятые Церковью при патриархе Иоакиме 1674—1690. Патриарх Иоаким был решительным врагом раскола, хотя его собственные религиозные воззрения не многим отличались от воззрений староверов, и борьбу с расколом он вел самыми крутыми мерами. Указ грозил разными карами раскольникам и сочувствующим расколу, вплоть до сожжения староверов как бунтовщиков и государственных изменников. Так обе эти даты, 13 мая 1667 г. Первая дата обозначила религиозное обособление староверов, вторая — гражданско-правовое обособление раскольников на очень долгое время 998. Для монашества раскол имел разные, в том числе и весьма тяжелые последствия.

Участие монахов в расколе как зачинщиков оппозиции против реформ Никона разорвало узы, связывавшие монашество с церковной иерархией, и поставило его в эпоху Петра Великого под подозрение во вражде к государству, что, в известном смысле, имело свои основания; наконец, нельзя забывать, что в расколе приняла участие та часть монашества, которая наименее подвержена была процессу обмирщения. В расколе коренится причина того, почему в эпоху империи монашество чувствовало себя не на своем месте и не сумело найти какую-то определенную задачу для себя. Лекции 1915. История России. Мюнхен, 1922. Пути русского богословия.

Париж, 1937. История раскола свидетельствует, что это было очень сложное явление в русской религиозной жизни, многоплановость которого, к сожалению, невозможно раскрыть здесь с исчерпывающей полнотой. Сошлемся на сочинения, которые могут помочь в этом: Мельников П. Письма о расколе 1862 также в: Северная пчела. Логика раскола. Письма к Ивану Аксакову, в: Русское обозрение.

Русский раскол и вселенское православие, в: БВ. К нашей полемике со старообрядцами 1905 ; Розанов В. Психология русского раскола, в: Религия и культура 1901 ; Бороздин А. Русское религиозное разномыслие 1907 ; Правда старой веры сборник 1916 ; Карташов А. Смысл старообрядчества, в: Сборник в честь П.

Позже, во время допросов бежавших или высланных из монастыря монахов и бельцов, одним из главных был вопрос о «заводчиках», т. В «роспросных речах» 1674 г. А стрелба… зачалась от Никанора архимарита да от служки Фадюшки Бородина с товарищи; и он… Никанор, по башням ходит безпрестанно, и пушки кадит, и водою кропит, и им говорит: «Матушки-де мои галаночки, надежа-де у нас на вас; вы-де нас обороните» …а Геронтей о стрелбе запрещал и стрелять не велел». Так же вел себя и послушник Геронтия старец Манассия.

Иеромонах Павел повторил показания Митрофана, в том числе и слова Никанора о «пушечках-галаночках», а начало «бунта» и «мятежа» отнес ко времени приезда архимандрита Сергия, т. Это подтверждается и показаниями стрельцов, сопровождавших архимандрита Сергия: они слышали, как в монастыре «мирские люди» говорили о том, что находящихся вне монастыря стрельцов надо захватить и каменьем побить [22]. Согласно новым данным, стрельцы сообщали, что среди мирских сторонников сопротивления были «ис тюрем утеклецы и от смертной казни беглецы», возможно, «московские бунтовщики», т. Все допрошенные выходцы из монастыря 1674 г. Среди этих же «роспросных речей» особенно интересны показания Геронтия, автора последних соловецких челобитных. Он был среди тех, кого «мятежники» выпустили из тюрьмы и выслали из монастыря после «черного Собора» 16 сентября 1674 г. На вопрос об организаторах мятежа он ответил иначе, чем другие: мятеж учинился «от всей братьи и от служебников»; заявил, что «челобитную писал по братскому велению», братия и служебники ее одобрили. Если в показаниях других допрашиваемых он предстает как противник лишь «стрелбы», т. Слова Геронтия о том, что он «не велел» не только стрелять, но и «в монастыре запираться», подтвердил «трудник» Василий Карпов сын Кириловщина.

Эта позиция «непротивления», занятая в самом начале восстания группой сторонников Геронтия ее состав и количество неизвестны , отчетливо предстает и в той части показаний Геронтия, которая относится уже к 1674 г. Геронтий признал себя виновным «а перед великим государем он во всем виноват» , однако заявил, что в немолении не участвовал «и будучи в Соловецком монастыре, за него, великого государя, Бога молил, и ныне молит, и впредь молить должен» ; заявил о своей преданности Церкви «и соборной и апостольской Церкви по соборному и святых отец преданию последует». Однако он не отказался от прежних убеждений: «А новоисправленых печатных книг, без свидетелства с древними харатейными книгами, слушать ему и треми персты крест на себе воображати сумнительно, и боится Страшнаго суда Божия, и хочет он о тех новоисправленых книгах и о кресте достоверное уверение и свидетелство с древними харатейными книгами восприяти от преосвященнаго Иоакима, митрополита Новгородскаго и Великолуцкаго»; митрополит якобы призывал к себе Геронтия, но его не отпустили из монастыря [24]. Геронтий, как и прежде, надеялся на мирное разрешение конфликта путем прений и переговоров, отказывался от сопротивления и призывал к тому других. Так же думали и многие другие священники монастыря. Рознь между двумя сторонами, отсутствие единства среди остававшихся в монастыре насельников, т. Так, в царском указе И. Волохову 1 сентяря 1668 г. Предписывалось по возможности переправиться непосредственно к монастырю с Заяцкого острова, а также подробно узнавать у пришедших, задавать вопросы, «кто имяны в том монастыре ныне пущие непослушники и их советники, и которые в совете с ними быть не хотят, и по сколку их человек на обе стороны, и в чом меж ими рознь, и есть ли у них хлебные и иные какие съестные запасы, и сколко и на сколко им того будет, и от чего им чаять скудость и вскоре ль?

В декабре 1668 г. Они оказались в Сумском остроге [26]. Новые документы дают еще больше свидетельств о существовании в монастыре значительного числа лиц, преимущественно рядовых монахов и священников, которые были против восстания и вооруженной борьбы О.

В эту группу входили: боярин Фёдор Михайлович Ртищев, архимандрит Никон 1605—1681 , протопоп Аввакум 1620—1682 и другие. Участники кружка так и не сумели достичь согласия между собой в вопросе реформирования церковной жизни. Аввакум считал, что России следует опираться на старые традиции, отказаться от иностранного влияния и изолироваться от остального мира.

Никон, а также Алексей Михайлович и его приближённые, наоборот, придерживались мнения, что возвышения не достичь без опоры на знания и опыт других народов и государств. Протопоп Аввакум Реформа патриарха Никона Новгородский митрополит Никон, которому покровительствовал царь Алексей Михайлович, в 1652 г. В 1653—1655 гг. По новым правилам верующим следовало креститься тремя пальцами вместо двух. Земные поклоны, при которых человек припадал всем телом к земле, заменялись поясными, а крестные ходы — торжественное церковное шествие — проводились в обратном направлении, против солнца. Кроме того, вводилось троекратное пение торжественного церковного возгласа «аллилуйя» вместо двукратного и иначе стало писаться имя Христа — Иисус вместо Исус.

Богословские книги и иконы, которые были написаны не по греческим образцам, уничтожались. Многие верующие восприняли реформу Никона как нарушение правильных церковных традиций и богохульство, ведь греческая церковь запятнала себя в 1439 г. Тем не менее Церковный собор, созванный в 1654 г. Отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем испортились, так как царь не желал делить ни с кем свою власть. Государь перестал приглашать патриарха на государственные приёмы, а сам не посещал патриаршие богослужения в Успенском соборе. Самолюбивый Никон не мог стерпеть пренебрежительного отношения к себе, поэтому в 1658 г.

Никон надеялся, что царь одумается, забудет о противоречиях и пригласит его обратно в Москву. Однако эти надежды не сбылись: напротив, Алексей Михайлович решил созвать Церковный собор, чтобы судить Никона за самовольное отречение от сана. Церковный собор состоялся в 1666 г. На соборе был установлен приоритет светской власти над духовной — православные патриархи из других стран, присутствовавшие на суде, полностью поддержали Алексея Михайловича. Никон был признан виновным в самовольном оставлении церкви, поэтому по итогам суда его окончательно лишили сана и пожизненно заточили в Ферапонтовом монастыре. Противников церковной реформы стали называть старообрядцами.

Руководителям старообрядцев за неповиновение полагалась смерть на костре.

Читайте также

  • Островок благочестия
  • Раскол: религиозное и социальное явление - Русский Север
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Соловецкий мятеж в 1668 году: как подавили бунт монахов - Русская семерка
  • Соловецкое восстание 1668-1676 гг. – отчаянный эпизод раскола

Соловецкое восстание (1668–1676). Соловецкое сидение

Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона. Соловецкое восстание — предпосылки вооружённого конфликта, дата начала, ход, потери участвующих сторон, итоги. Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Народные восстания против реформ Петра I.

340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь

Вскоре внутри Соловецкого монастыря начался раздор: одни монахи настаивали, что следует продолжать молиться за царя Алексея Михайловича, другие же считали правителя иродом, недостойным молитвы. Из-за этих разногласий несколько мятежников покинули крепость и стали на сторону Мещеринова. Предательство и конец осады К 1675 году число стрельцов значительно увеличилось, а воевода Мещеринов усилил свои попытки усмирить мятежников, однако все они вновь оказались тщетными. Тогда из Соловецкого монастыря к царским войскам пришел чернец Феоктист, предавших своих товарищей. Феоктист взялся отвести отряд стрельцов внутрь крепости. В ночь на 22 января 1676 года 50 стрельцов вместе с соловецким предателем проникли в монастырь через заложенное кирпичами окно под сушилом у Белой башни.

Царские войска начали расправу над восставшими. Исследователи старообрядчества Елена Юхименко и Наталья Понырко пишут: В настоящее время мы не располагаем достаточными сведениями, чтобы указать точное число казненных, но факт многочисленных и жестоких казней, надолго сохранившийся в народной памяти, не вызывает сомнений. Согласно проведенной в сентябре 1668 года переписи, в самом начале осады в Соловецком монастыре было около 670—700 человек, к концу «сидения» в обители, по одним сведениям, оставалось 300 человек, по другим — 500 следует принимать во внимание и потери среди осажденных, и случавшиеся перебежки. После захвата монастыря, к июню 1676 года, когда Мещеринов подавал «роспись» новоприсланному архимандриту Макарию, в живых значилось лишь 14 чернецов, взятых в монастыре. По старообрядческим источникам, в монастыре погибло от 300 до 500 человек; 500 соловлян, пострадавших за старую веру, поминаются в старообрядческом синодике.

После 1676 года монастырь был заселен новой братией, составленной из иноков разных русских обителей. Современники писали, что кровожадный Мещеринов «увесил трупами монахов все деревья вокруг монастыря».

Голгофа В 1646 году при дворе царя Алексея Михайловича сложился кружок «боголюбцев», или «ревнителей» благочестия, во главе с настоятелем Благовещенского собора в Московском Кремле Стефаном Вонифатьевым. Главная цель кружка состояла в оздоровлении церковной и духовно-нравственной жизни русского общества после Смутного времени. Хотя русское благочестие и живая вера XVII века достойны были всякого восхищения, однако невежество помрачило чистоту нашего древнего вероучения изобретением новых, неизвестных Церкви, догматов; обезобразило величественный чин богослужения искажением богослужебных книг и обрядов, многогласием в пении и чтении. Причём быстро обнаружилось, что установить верное и отбросить нелепости и ошибки, противоречащие уставу и духу Церкви, в России чрезвычайно трудно. После того как 25 июля 1652 года Новгородский митрополит Никон, «собинный друг » царя Алексея Михайловича, был поставлен Патриархом Московским и всея Руси, правильное устроение церковной жизни в России стало его непосредственной обязанностью. Из грамот Константинопольского Патриарха Иеремии и Собора Греческого на имя первого русского Патриарха Иова, Патриарх Никон знал, какое страшное осуждение грозит за каждое нововведение в чине православной Церкви. Поэтому, когда на древнем саккосе митрополита Фотия, присланном из Греции, он прочел подлинный Символ веры, то ужаснулся, увидев, что с ним не сходен Символ в Русских печатных книгах, а равно и чин тогдашней Литургии разнился с древнейшими списками оной.

Никон, как предстоятель Церкви, не мог не считать себя ответчиком перед Богом за эти несоответствия, — вот исходная точка его ревности по приведению всего богослужебного чина Русской Церкви в согласие с чином Вселенской Церкви. Патриарх Никон совершил то, на что был призван и что до него не смогли сделать все бывшие митрополиты и патриархи Московские с 1464 по 1652 год. В августе 1657 года на Соловки были присланы новоисправленные служебники. Под влиянием архимандрита Илии черный собор, не вникая в существо исправлений и опасаясь якобы содержавшихся в них «многих ересей и новшеств лукавых », определил их как «писание слуг антихристовых, ересь латинскую» и приговорил: новые служебники отставить, а службу править по-прежнему, как при чудотворцах правили. В отсутствии Патриарха царь Алексей Михайлович по существу возглавил управление церковными делами. Предшествующая его деятельность: принятие Соборного Уложения 1649 , ограничивавшего монастырское землевладение и уничтожавшего церковную юрисдикцию церковных людей по гражданским и уголовным делам; активное участие царя в никоновской реформе и жестокие преследования ее противников; набиравшая силу тенденция к секуляризации общественной жизни; активизация международных контактов Руси общение с еретиками — латинянами и лютеранами , — все это давало соловецким монахам повод к недоверию царю в вопросах благочестия. Поэтому смута в Соловецком монастыре, не будучи подавленной в самом начале, набирала силу. Тому было несколько причин: во-первых, сохранение древнего благочестия для Соловецких монахов означало строгое и неуклонное следование уставу, завещанному святыми основателями, то есть к любым переменам отношение было подозрительное; во-вторых, малообразованное духовенство не желало служить по новым книгам: «старики и по старым книгам едва читают, а по новым, сколько ни учиться, не навыкнуть будет »; в-третьих, в начале XVII века для соловецких монахов военное дело было «за обычай », и они могли взяться за оружие, отстаивая своё право независимо решать свои духовные и мирские дела; в-четвертых, в то время в монастыре находилось множество ссыльных как раз по делу исправления книг и обрядов начальник печатного двора при Патриархе Иосифе князь Львов, Арсений Грек, бывший царский духовник и архимандрит Саввино-Сторожевского монастыря Никанор, беглые сообщники волжского разбойника Разина. Между прочим, ещё будучи митрополитом Новгородским апрель 1649 - июль 1652 гг.

Развитие событий показало, что неисполнение последнего распоряжения имело особенно печальные последствия. Заметим, что реформа не затрагивала основ православного вероучения: она лишь приводила форму обряды в соответствие с содержанием догматикой. К числу наиболее значительных преобразований относились: замена двоеперстия троеперстием при совершении крестного знамения; перемена формы креста: вместо «трисоставного » восьмиконечного с изображением Распятия — «двоечастный » четырехконечный ; перемена хождения по солнцу «посолонь » на хождение против солнца при совершении чинов крещения, венчания, во время крестных ходов и т. Из книжных исправлений: изменение написания имени Христа Иисус вместо Исус. Архимандрит Илия скончался в 1659 г. На место его братия избрала постриженника своего же монастыря - иеромонаха Варфоломея, который жил тогда в звании приказного старца на Соловецком подворье в Вологде. В марте 1660 г. Но и новый настоятель Соловецкого монастыря ничего не мог сделать против общего приговора братии, состоявшегося 8 июня 1658 г. В начале 1663 г.

Особенно нападали все на уставщика иеромонаха Геронтия, обвиняя его, будто он приходил к келарю и просил новых Служебников, все еще находившихся в монастырском казнохранилище, чтобы по ним служить. И грозили его камением побить, несмотря на клятвенные уверения Геронтия, что у него «ни в уме, ни в помышлении того никогда не бывало, чтобы желать новых Служебников: кое мне приобретение спасению, что желати нового? Довлеет мне на спасение последовать преданию преподобных чудотворцев ». Сохранилось письмо иеромонаха Геронтия в Москву к строителю Иосифу об учиненных на него, Геронтия, наветах от 15 февраля 1663 года. Для нас это письмо — замечательное свидетельство о духовной обстановке в монастыре, показывающее, с какой легкостью возникают слухи и смуты через тех, кто небрежет бороться против козней врага рода человеческого и первого клеветника. Тон письма тёплый и искренний, так как адресовано оно духовному отцу: «Государю моему батюшку, священноиноку Иосифу, сын твой духовной убогий поп Геронтий... Пономарь Игнатий Драницын не приготовил заранее покрывала на аналой. И того ж дня приходили к келарю слуги: Григорей Чорной, Сидор Хломыга со товарищи, били челом на меня, будто я тою Божественную Литургию служил по-новому... И я у келаря и у казначея милости просил со слезами, чтоб муЖикам-мятежникам не поверили, велели сыскать допряма, а они порадовались моему безвременью...

От их неправедного сыску учинился о мне мятеж и гил великой, и говорят, что я служил по-новому, и за то хотели меня побить камением, и окошко сенное заклали калом человечьим. И не выходил из келий до возвращения архимандрита Варфоломея... И ныне за грехи своя не по делу всем монастырем возненавиден, аки враг Божий. И ныне, Государь, от безмерныя кручины и печали я слег, свету Божия не могу видети, и молю твое преподобие, помолися обо мне всещедрому Богу, чтоб Господь Бог такую вражию бурю на мя восстающую укротил, и тех мятежников и убийц сердца на кротость преложил ». Смута была прекращена тем, что архимандрит, получив известия о происшедшем и от келаря, и от Геронтия, поспешил возвратиться с дороги в обитель и учинил сыск. В результате разбирательства невиновность иеромонаха Геронтия была доказана. Пономарь признался, что все изменения в служении Литургии произошли из-за его нерасторопности, а когда стоявшие в Благовещенском храме стали его о том спрашивать, он сказал, что уставщик Геронтий велел ему так служить. В этой лжи он каялся и просил прощения. Келарь же Савватий, имевший какое-то неудовольствие на Геронтия, дал ход этой лжи.

То есть из-за мелких человеческих страстишек вспыхнул огонь мятежа, о котором архимандрит Варфоломей пишет с опасением: «неведомо, чему было бы и быть; только Бог умирил на колико время». Главной жертвой смуты оказался иеромонах Геронтий, который вел себя истинно по-монашески и о главном своем преследователе келаре писал: «помилуй его Бог и должен я за него молити Бога ». Наказав, по расследовании дела, виновников смуты, архимандрит Варфоломей составил вместе со всеми священниками и диаконами монастыря приговор 16 февраля 1663 г. После такого приговора о введении в Соловецком монастыре новых Служебников вместо доселе употреблявшихся старых нечего было и думать, хотя приговор, не без намерения изложенный в таких общих чертах, по букве вовсе не касался новых Служебников. В 1666 году архимандрит Варфоломей был вызван в Москву для участия в соборе, низложившем Патриарха Никона, но, как ни парадоксально, непреложно утвердившем плоды пастырских трудов его. С Варфоломеем была послана челобитная первая, от 14 февраля 1666 года , которую подписали келарь Савватий с братией и приключившиеся на острове миряне, просившие царя «церковных чинов не переменять», а подписи архимандрита под челобитной не было. Зато архимандрит Варфоломей подписался под соборным деянием, в котором служение по новым книгам признавалось обязательным. Когда об этом узнали на Соловках, оппозиционная Варфоломею группа монахов и мирян отстранила от дел ставленников его — келаря Савватия и казначея Варсонофия, мотивируя это тем, что «они нас оскорбляют всяким жестоким и бесчеловечным оскорблением, священников и диаконов и рядовую братию напрасно плетьми бьют без милости, и в тюрьмы глухие в цепях сажают, и голодом морят, и, вынув из тюрьмы, ограбят донага, и, платье сняв, безмилостивно и бесчеловечно высылают из монастыря вон напрасно ». Мятежники били челом царю утвердить настоятелем бывшего Саввинского в Звенигороде архимандрита Никанора32.

Однако же в Москве челобитчиков посадили под стражу а в монастырь по велению царя и Вселенских патриархов было послано «Соборное повеление о приятии новоисправленных книг и чинов». Его вез архимандрит Спасо-Ярославского монастыря Сергий. О нем в. Жизнеописании патриарха Никона» И. Шушерин пишет: «Сергий был муж гордый якоже древний фараон, и велеречивый ». Поэтому он не только не смог умирить Соловецкую братию, но и даже усилил смуту. Когда в Преображенском храме он зачитал братии царский указ и наказ освященного Собора раздались крики: «мы указу великого государя послушны и во всем ему повинуемся, а повеления о Символе веры, о сложении трех перстов для крестного знамения, о трегубой аллилуйе, о молитве "Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас" и о новоисправленных печатных книгах не приемлем, и слышать не хочем, и готовы все пострадать единодушно». Тут бывший архимандрит Саввы Сторожевского монастыря Никанор, подняв высоко руку со сложенными тремя перстами, стал говорить, что учение о сложении трех перстов для крестного знамения есть предание латинское, что это печать антихристова и что он готов ехать в Москву и за всех пострадать. Поднялся неистовый крик.

Архимандрит Сергий едва уговорил братию выбрать кого-нибудь, с кем можно было бы говорить благочинно о деле. Братия указали на черного попа Геронтия, который, не участвуя в борьбе за власть в монастыре, твердо придерживался старых обрядов.

Последующие события Соловецкое восстание показало, что старообрядцы могут организованно выступать против правительства.

Избранный в 1674 году патриарх Иоаким повел серьезную борьбу с раскольниками. В этом патриарх постоянно прибегал к помощи государственной власти. По царскому указу 1685 года старообрядцев надлежало жечь в срубе за хулу на церковь и уговоры к самосожжению; казнить перекрещивающихся в старую веру; бить кнутом тайных раскольников и тех, кто их укрывает; конфисковать имения казненных и ссыльных.

В ответ на это старообрядцы совершали новые массовые «гари» и бежали не только в отдаленные места страны, но и за границу. Соловецкое восстание в культуре Восстание нашло большое отражение в старообрядческой литературе. Самым известным трудом на эту тему является «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее время великодушно пострадаша» Семена Денисова, написанная в XVIII веке.

В Русской Православной Старообрядческой церкви 29 января 11 февраля совершается память великомучеников и исповедников: архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших. Одним из наиболее значимых событий 17 в. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа.

Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение. В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых, Михаил. Он и, позже, его сын, Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты.

Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но, в то же время, оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе. Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной.

Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших не территории Восточной Европы и Балкан. Это поставило царя и патриарха, уже в период присоединения Левобережной Украины, перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами.

По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром. Алексей Михайлович и патриарх Никон, избрали второй вариант.

Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире , «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия.

Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими. Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши.

Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г.

Но, переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах.

Старые священные книги , по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г.

Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Однако свое влияние на Алексея он слишком переоценил. Никон был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести.

На соборе 1666 г. И бывший патриарх был отправлен в ссылку, в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах.

Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, но делом церкви. Не подчинившиеся нововведениям были объявлены еретиками. Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 — 1676 гг.

Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть. Поводом к восстанию послужило снятие сана патриарха с Никона.

Число участников восстания достигало 450-500 человек.

Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа. По старым книгам Против реформ Никона активно выступали монахи Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Они спрятали новые служебники Никона и продолжили проводить богослужения по старым книгам. Архимандрит Илья стал инициатором масштабной пропаганды старообрядчества, однако спустя несколько лет он скончался, а его должность занял Варфоломей, стоявший на стороне патриарха-реформатора.

Варфоломей попытался ввести в обиход книги и иконы Никона, однако религиозная община Соловецкого монастыря раскритиковала нового архимандрита. Вскоре Варфоломей прибыл в Москву, где рассказал о непослушных монахах. В то же время в столицу из Соловецкого монастыря было отправлено несколько челобитных. В одной говорилось, что Варфоломей — пьяница, которого немедленно нужно сместить, а во второй сообщалось, что в монастыре затеваются мятежи. Московский собор решил разобраться в ситуации и отправил в Соловецкий монастырь ярославско-спасского архимандрита Сергия в сопровождении стрельцов.

Возвратившись в столицу, Сергий доложил, что местная братия поднимает крик против новых книг и обрядов. Тогда Московский собор назначил в непокорный монастырь архимандрита Иосифа, который сразу заявил соловецким старообрядцам, что намерен проводить богослужения в соответствии с новыми канонами. Монахи снова не покорились и выгнали Иосифа из своей обители. Однако монахи с находившимися у них на богомолье мирянами вооружились, сели в осаду и не подпускали к себе царские войска.

Соловецкое восстание 1668—1676 гг.

Один из важнейших столпов Русского Севера, Соловецкий монастырь не желал подчиняться церковной реформе. Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона. Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676 гг. и было религиозным вооруженным восстанием монахов Соловецкого монастыря и примкнувшим к ним мирян против церковных реформ патриарха Никона. Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году». Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году».

Соловецкое восстание — почему стрельцы устроили расправу над монахами?

Причины, по которым братия Соловецкого монастыря не приняла церковную реформу, были отчасти объективные, отчасти они были вызваны пристрастным отношением соловецких иноков к патриарху и царю. церковная реформа патриарха Никона. Итоги Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. 1 февраля 1676 г.) восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году». Соловецкое восстание 23 июля 1667 года власти назначили настоятелем Соловецкого монастыря сторонника реформ Иосифа, который должен был провести реформу в Соловецком монастыре.

Соловецкий бунт (1668-1676 гг.)

Их главной задачей было прервать сообщение монастыря с материком. Зимой участники блокады, в основном лучники, возвращались домой или служили в Сумском остроге на территории современной Карелии. Прошло четыре года с начала осады, и в 1672 году место стряпчего Игнатия Волохова занял воевода Иевлев. Количество подчиненных ему войск превысило 700 человек. Они продолжали осаду до лета 1673 г. В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога Иван Мещеринов. Он перешел к активным действиям, то есть вместо стояния у стен монастыря стал стрелять по ним из пушек. В течение первых пяти лет осады власти сочли необходимым мирным путем решить проблему непослушания монахов монастыря, поэтому артиллерию они не использовали. Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а в мае 1675 года количество лучников увеличилось почти вдвое, превысив 1000 человек.

Во время осады монахи Соловецкого монастыря молились за здоровье царя.

Однако тот, проявляя осторожность, не торопился оглашать петицию в Москве. И, как выяснилось, не напрасно: собор планировал устроить судилище старообрядчеству с целым букетом обвинений и проклятий. Вовремя сориентировавшись, Варфоломей предъявил челобитную уже как улику против оппозиции в Соловках. Но там тоже не дремали и доставили еще одно заявление с целью дискредитировать перед центральными властями самого архимандрита. В Москве постановили разобраться в этой ссоре на месте и направили в монастырь специальную комиссию, которая уяснила, что сама собой ситуация не уляжется.

Сводить все только к личностной неприязни основных действующих лиц, как это делали ранее, было признано ошибкой. Смена настоятеля и удаление его противников ровным счетом ничего не давали: конфликт отражал глубинные противоречия в оценке самой реформы. К середине 1667 года все осознали, что открытого противостояния избежать не удастся. Островок благочестия Началом восстания стал отказ принять нового архимандрита Иосифа, присланного из Москвы. К его приезду монастырская братия на общем собрании приняла еще одну челобитную на имя царя. В ней уже в крайне резкой форме говорилось о дьявольском происхождении новых книг, проводилась идея страдания за веру.

Рим, Константинополь, Москва пали, а потому единственным местом, где обитает истинное благочестие, остаются Соловки. Примечательно, что челобитная взывала к авторитету не только соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, но и вспоминала Михаила Романова с Филаретом. Правительство расценило послание как ультиматум и в ответ выслало войска, запретило подвоз продовольствия: началась блокада обители, произошли первые вооруженные столкновения. Однако установить блокаду при благожелательном настрое крестьянства оказалось довольно трудно. Местные жители постоянно подвозили припасы, крестьян периодически вылавливали, но те ссылались на хозяйственные дела, связь же с мятежниками отрицали. Некоторые просто перебегали к ним, вливаясь в ряды обороняющихся, чье количество достигало 700 человек.

По деревням и селениям зачитывали указ, отписывающий вотчины монастыря на царя, но крестьяне продолжали снабжать осажденных. Огромный духовный авторитет старинной обители, складывавшийся столетия, уничтожить росчерком пера было невозможно. Сочувственно относилась к восставшим и часть царского войска, состоявшего на первых порах преимущественно из стрельцов — архангельских, холмогорских, кемских, вологодских, — все они не отличались желанием воевать с монастырем. Продолжавшаяся в течение нескольких лет осада не приносила ощутимых результатов. Соловецкий монастырь превращался в дестабилизирующий фактор для обширного северного региона. Оттуда потоком лилась пропаганда против церковных новшеств, раздавались призывы сжигать новые книги, ломать четырехконечные кресты, кои называли «латинским крыжем», уничтожать даже утварь с их изображением.

Вместо царя и патриарха начали молиться за здравие православных архиепископов, т. Осажденные также впервые ввели не только религиозные, но и бытовые разграничения между «верными» и «неверными», вплоть до выделения последним особой посуды. Требовали перекрещивать греков и киевлян, а находившихся в монастыре ссыльных украинцев изолировали от остальных.

Разина включая атаманов Ф. Кожевникова и И. Сарафанова, что стало причиной более решительных действий. Весной 1674 г. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царем было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 г. Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. До конца 1674 г. Насельники монастыря, не согласные с таким решением, были заключены в монастырскую тюрьму. Летом 1675 г. Тем не менее, и в этом году поставленные правительством задачи решены не были. Выполняя приказ царя, воевода остался на зиму около Соловецкой крепости. Выстроены раскаты и городки. Сделаны подкопы под Белую, Никольскую и Квасоваренную башни. Выход в море из Глубокой губы перегорожен 14 брусами на цепях. Но несмотря на усилия Мещеринова попытка взять крепость приступом 23 декабря 1676 г. В конце мая 1676 г. Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами. Были сооружены 13 земляных городков батарей вокруг стен, начали вестись подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, был отбит и понес потери. Воеводой было принято решение о проведении круглогодичной блокады. Темной снежной ночью 1-го февраля 22-го января старого стиля , 50 стрельцов во главе с Мещериновым, направляемые Феоктистом, подошли к окну, назначенному для ношения воды и слегка заделанному кирпичами: кирпичи были разломаны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырех человек. Монастырь был взят. Насельники монастыря, заключенные мятежниками в монастырскую тюрьму, были освобождены. В монастыре, как считают современные историки, находилось от 300 до 500 человек. Началась расправа над християнами: «…иных пущих воров воевода Иван Мещеринов перевешал, а многих чернецов, выволоча за монастырь на губу, заморозил». В живых осталось 14 монахов. К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его стен почти не оставалось монахов: большая часть братии монастыря либо покинула его, либо была изгнана мятежниками. Более того, по меньшей мере несколько монахов были заключены мятежниками в тюрьму при монастыре. После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. Посреди Белого моря на Соловецких островах находится одноименный монастырь. На Руси он прославлен не только, как величайший среди монастырей, поддерживающих старые обряды. Благодаря сильному вооружению и надежному укреплению Соловецкий монастырь во второй половине 17 века стал важнейшим постом для военных, отражающих атаки шведских захватчиков. Местные жители не оставались в стороне, постоянно поставляя его послушникам провиант. Знаменит Соловецкий монастырь и иным событием. В 1668 году его послушники отказались принять новые церковные реформы, утвержденные патриархом Никоном, и дали отпор царским властям, организовав вооруженное восстание, именованное в истории Соловецким. Сопротивление длилось вплоть до 1676 года. В 1657 году верховная власть духовенства разослала религиозные книги, по которым требовалось теперь вести службы по-новому. Это распоряжение Соловецкие старцы встретили однозначным отказом. После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего. Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество. Но монахи не сдались военным. На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений. До последнего Московское правительство надеялось на тихое урегулирование конфликта и запрещало атаковать Соловецкий монастырь. А в зимнее время полки вообще оставляли осаду, возвращаясь на большую землю. Но в итоге власть все же решилась провести более сильные военные атаки. Произошло это после того, как Московское правительство узнало о сокрытии монастырем недобитых некогда отрядов Разина. Было решено атаковать стены обители из пушек. Воеводой, возглавившим подавление восстания, назначили Мещеринова, который немедленно прибыл в Соловки для выполнения распоряжений. Однако, сам царь настаивал на помиловании виновников мятежа в случае их раскаяния. Нельзя не отметить, что желающие покаяться царю нашлись, но были немедленно схвачены другими послушниками и заточены в темницу в монастырских стенах. Не раз и не два полки пытались захватить осажденные стены. И лишь после продолжительных штурмов, многочисленных потерь и доклада перебежчика, который указал неизвестный до тех пор вход в крепость, полки наконец заняли ее. Отметим, что на тот момент на территории монастыря осталось очень мало бунтующих, а тюрьма была уже пуста. Предводители мятежа в количестве примерно 3 десятков человек, старавшихся сохранить старые устои, были немедленно казнены, другие монахи сосланы в остроги. Как итог, Соловецкий монастырь - теперь лоно новообрядчества, а его послушники - исправные никониане. Оцените новость В период 50-х и 60-х годов XVII века предстоятелем Русской православной церкви патриархом Никоном и государем Алексеем Михайловичем активно проводилась в жизнь церковная реформа, направленная на внесение изменений в богослужебные книги и обряды с целью приведения их в соответствие с греческими образцами. Несмотря на её целесообразность, реформа вызвала протест в значительной части общества и послужила причиной церковного раскола, последствия которого ощущаются и поныне. Одним из проявления народного непокорства стало восстание монахов обители, вошедшее в историю как Великое Соловецкое сидение. Монахи, ставшие воинами В первой половине XV века на Соловецких островах в Белом море святыми Савватием и Зосимой их икона открывает статью был основан монастырь, ставший со временем не только крупным духовным центром Севера России, но и мощным форпостом на пути шведской экспансии. Ввиду этого были предприняты меры по его укреплению и созданию условий, позволявших защитникам выдерживать длительную осаду. Все насельники монастыря имели определённый навык ведения боевых действий, при которых каждый из них по тревоге занимал определённое, предназначенное ему место на стенах крепости и у башенных бойниц.

Предыстория[ править править код ] К началу XVII века Соловецкий монастырь превратился в важный военный форпост для борьбы с шведской экспансией Русско-шведская война 1656—1658. Монастырь был хорошо укреплён и вооружён, а его насельники 425 человек на 1657 год владели воинскими навыками. Соответственно монастырь обладал съестными припасами на случай неожиданной шведской блокады. Его влияние широко распространялось по берегам Белого моря Кемь , Сумский острог. Поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря. Причины восстания[ править править код ] С. Милорадович «Чёрный собор». Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны в монастырской казённой палате, а богослужение продолжали проводить по старым книгам. В 1666—1667 годах соловляне Геронтий Рязанов написали царю пять челобитных в защиту старых богослужебных чинов. В 1667 году состоялся Большой Московский собор , который анафематствовал старообрядчество , то есть древние богослужебные чины и всех тех, кто их держится. Иосиф был приведён в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря [1] , позже настоятелем был избран архимандрит Никанор. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как бунт. Соловецкий монастырь фото Сергея Прокудина-Горского , 1915 3 мая 1668 года царским указом для приведения обители в повиновение на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня.

Соловецкое восстание (1668–1676)

Савич, характеризуя политику вокруг монастыря, начинал издалека, с середины и даже начала XVI в. Особенно большой урон он нанес монастырю, увезя в 1652 г. Позднее Н. Барсуков уделил большое внимание хозяйственно-экономическим порядкам в монастыре накануне восстания и возможным причинам недовольства патриархом Никоном[5]. Однако следует обратить внимание на то, что исследователи почти не располагают какими-либо прямыми свидетельствами того, что и накануне, и в ходе восстания существовали какие-либо иные мотивы, кроме религиозных, за исключением приобретавшего политический оттенок «немоления за царя», хотя и в нем сохраняется значительный религиозный момент, эсхатологическая основа. Лишь в «роспросных речах» 1674 одного из монастырских «выходцев», где сообщается об укреплении стен монастыря и обеспечении его запасами «дров навозили лет на десять» , сообщается о таких настроениях среди восставших: «... Называют Соловецкий монастырь своим монастырем, а великого государя землю называют только по монастырь»[6]. По-видимому, высказывания подобного рода находятся в основе утверждения А.

Щапова, видевшего в восстании «антагонизм Поморской области против Москвы»[7]. Однако мы не знаем, передавался ли здесь один из многочисленных «толков», или это была позиция какой-то части сторонников вооруженной борьбы. Но даже и в этом случае надо учитывать многочисленные показания источников о насильственном навязывании ими своей позиции вооруженной борьбы той части, которая оставалась в рамках религиозных требований. По мысли митрополита Макария, «почин возмущения» был положен, когда в монастырь были присланы новоисправленные книги[8]. Но трем из подписавших приговор священников, которые хотели сохранить верность Церкви — использовать вновь присланные Служебники, удалось отправить челобитную патриарху Никону, вопреки запрету архимандрита Илии богомольцам и другим лицам выносить из монастыря какие-либо послания. В челобитной сообщалось, что многие священники поставили свои подписи по принуждению со стороны архимандрита: «... И почал он нас к тому своему приговору насилу нудить руки прикладывать».

Одного из них, отца Германа, «дважды плетьми били за то лишь, толко обедню пропел против[10] тех Служебников в пределе с Евфимьем архидьяконом, и его было хотели бить за то»; после этого «наша братья, попы, убояся ево, архимарита, руки приложили, как он велел, что не служить по новым Служебникам». Подписанию соборного приговора предшествовали прения в монастыре, когда священники пытались убедить архимандрита принять церковную реформу: «И говорили ему, архимариту, все, чтоб он сам почал по тем Служебникам служить, и мы с ним; и он, архимарит, со своими советники про те Служебники и слышать не хочет, не токмо чтоб служить»[11]. Такое же отсутствие единомыслия по отношению к неприятию новых книг и другим вопросам будет проявляться и в дальнейших событиях в ходе восстания. В течение долгого времени подача челобитных была главной формой «борьбы» соловецких монахов и бельцов. В них еще не было «противления» Церкви, но присутствовала жажда диспута, религиозного прения, стремления убедить и переубедить государственную власть, прежде всего царя Алексея Михайловича, в необходимости сохранения древней традиции. Никаких иных «лозунгов» они не содержали. Многие поборники старых книг и старых обрядов исходили из того, что между царем и патриархом существуют разногласия, и хотели «помочь» царю.

Однако внутри монастыря, как уже говорилось, не было единства. Значительный отпечаток на своего рода «раскол» внутри монастыря накладывало соперничество между назначенным сюда после смерти архимандрита Илии Варфоломеем и бывшим архимандритом Савво-Сторожевского монастыря Никанором, проживавшим здесь «на покое». Расхождения внутри монастыря отмечены еще в феврале 1663 г. Уставщик Геронтий, будущий автор соловецких челобитных, нарушил обычный ход богослужения — монахи заподозрили, что он служил литургию по никоновским книгам. Геронтий писал архимандриту Варфоломею, находившемуся тогда в Москве, что «вся братия и миряне» хотели его «камением побити» и грозились предать смерти. Варфоломей встал тогда на защиту Геронтия. Архимандрит не разделял целиком настроений братии и мирян против новых обрядов, сохранял связи с Москвой и освященным Собором, пытался смягчить позицию монастыря по отношению к церковной иерархии, но не имел значительной поддержки в монастыре.

На Соборе 1666 г. Варфоломей хотя и подал челобитную о сохранении «старой веры» в Соловецком монастыре, но сам ее не подписал[12]. В монастыре «самовольством» был избран и поставлен в келари простой монах «будильщик» Азарий, а в казначеи — черный поп, уставщик и книгохранитель Геронтий. Это было нарушением правил, т. В Москву направлялись челобитные с жалобами на архимандрита Варфоломея и с просьбой о назначении вместо него архимандрита Никанора или кого-либо другого. Никанор фактически уже вел себя как настоятель следует напомнить, что его назначение предполагалось еще после смерти архимандрита Илии, но тогда не состоялось. Человек властный и честолюбивый, он продолжал добиваться того, чтобы встать во главе монастыря, используя усиливавшиеся из-за никоновских реформ разногласия.

В июле—августе 1666 г. Но его миссия потерпела неудачу, в ответных челобитных Собор, братия и миряне во всем обещали покориться царской власти, просили лишь «веры не переменять» и вновь жаловались на архимандрита Варфоломея[13]. В феврале 1667 г. Он вызывал сюда для допроса старцев и слуг, но они на допрос не прибыли[14]. Новые материалы по истории восстания, введенные в научный оборот О. Чумичевой, показали обнаруженные в ходе следствия уже в Москве слухи о появлении в монастыре эсхатологических настроений: патриарх Никон является антихристом и желает стать «папой» и Алексей Михайлович — последний царь, т. Первоначально московские церковные и светские власти пытались разрешить конфликт мирным путем: вызванного в Москву в том же феврале 1667 г.

Никанора встретили как настоящего архимандрита, он отказался от прежних взглядов, однако притворно, т. Архимандритом же назначили Иосифа, «келейного брата» и единомышленника Варфоломея.

Перебив полусонных стражей, стрельцы открыли монастырские ворота. В обитель ворвалось царское войско во главес воеводой.

Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь Начался ночной бой, неравный и скоротечный. Старообрядческий писатель Семен Денисов в «Истории об отцах и страдальцах соловецких» подробно рассказывает о мученической гибели непокорных. Первым воевода вызвал на допрос сотника Самко Самуила Васильева, организовавшего оборону обители. Сотник вызывал особую ненависть воеводы, ведь именно умелая оборона привела к большим потерям среди стрельцов.

Лубок Вторым на страшный суд Мещеринова предстал архимандрит Никанор. От старости и многолетних молитвенных подвигов Никанор сам не мог идти, поэтому воины привезли его к воеводе на маленьких саночках. Мещеринов начал допрос: «Скажи мне, Никанор, чего ради противились государю? Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске в 1682 году.

На эту брань Никанор тихо отвечал: «Что величаешься,что превозносишься? Не боюсь тебя, ибо и душу самодержца имею в своей руке! Бил до тех пор,пока не выбил старцу зубы. Потом приказал воинам тащить Никанора за монастырскую ограду, кинуть в ров и стеречь, пока не умрет.

С грубым хохотом и непристойными шутками стрельцы тащили за ноги беспомощного старика,голова которого билась о камни. Окровавленного страстотерпца в одной нательной сорочке швырнули в глубокий ров,где он мученически скончался от ран и лютого мороза. Твердость и мужество староверов побудили воеводу казнить всех без разбору: стрельцы рубили головы, вешали кого за шею, кого за ноги, а кого на острых крюках за ребра. Из нескольких сотен человек, сидевших в осаде, лишь четырнадцать иноков остались в живых — все остальные либо погибли при штурме, либо были казнены.

Впоследствии он был уличен в хищении монастырского имущества, был предан суду и тюремному заключению. Кроме различных ценностей, воевода присвоил себе «восмь котлов болших медных монастырских» и даже «часы железныя боевыя з гирями». По приказу Мещеринова Феоктист и несколько уцелевших иноков «подносили ему Ивану на многия праздники и на ево имянины из соборныя церкви окладныя иконы». Так воеводе удалось заполучить 18 икон в серебряных окладах с жемчугами и каменьями из монастырского собора.

Из прочих монастырских церквей и келий Мещериновым было взято множество других икон и складней. Послушайте мя и ослабите ми поне мало, да покаюся!

Чумичевой, показали обнаруженные в ходе следствия уже в Москве слухи о появлении в монастыре эсхатологических настроений: патриарх Никон является антихристом и желает стать «папой» и Алексей Михайлович — последний царь, т. Первоначально московские церковные и светские власти пытались разрешить конфликт мирным путем: вызванного в Москву в том же феврале 1667 г. Никанора встретили как настоящего архимандрита, он отказался от прежних взглядов, однако притворно, т. Архимандритом же назначили Иосифа, «келейного брата» и единомышленника Варфоломея. Когда он вместе с архимандритами Варфоломеем для сдачи и приема дел и Никанором которому было определено «здесь жить на покое» прибыл в монастырь, Иосифа и Варфоломея не приняли и подвергли заточению. В Москву была отправлена четвертая челобитная, в которой монахи просили не принуждать их к перемене «предания и чина» прп. Зосимы и Савватия; они обращались к царю: «…Не вели, государь, больши того к нам учителей присылать напрасно… а вели, государь, на нас свой мечь прислать царьской и от сего мятежнаго жития преселити нас в оное безмятежное и вечное житие». Так же заканчивается и пятая челобитная [16].

Мотив «непротивления» — важная составляющая религиозной мысли и древней, и новой России — звучит здесь с полной отчетливостью. Пятая, самая известная соловецкая челобитная, широко распространенная в старообрядческой книжности, носила уже скорее пропагандистский характер; не вполне ясно, была ли она сразу же получена царем [17]. Ответ последовал на четвертую челобитную. В указе предписывалось «Соловецкого монастыря вотчинные села, и деревни, и соляные и всякие промыслы, и на Москве и в городех дворы со всякими заводы и с запасы, и соль отписать на нас, великого государя, и из тех сел, и из деревень, и ото всяких промыслов денег, и хлебных всяких запасов, и соли, и всяких покупок с Москвы и из городов в тот монастырь пропускать не велели» [18]. Эти же предписания были повторены и в апреле 1668 г. Когда весной 1668 г. В ответ монастырь «заперся», что было началом его «сидения» [20]. По-видимому, в первый период царь Алексей Михайлович надеялся взять монастырь измором и устрашением, блокировав доставку продовольствия и других необходимых запасов, однако ее полному осуществлению препятствовали и природные условия, и связи монастыря с населением, оказывавшим поддержку прежде всего доставкой продовольствия. Блокада затягивалась, разрушение хозяйственно-экономических связей приводило к уменьшению добычи соли, упадку других промыслов; казна терпела убытки. Стрелецкие начальники допускали всяческие злоупотребления, разоряли население незаконными поборами и повинностями, вели себя высокомерно, в том числе и по отношению к духовным властям, превышали свои полномочия, что отмечено в ряде царских указов.

Позже, во время допросов бежавших или высланных из монастыря монахов и бельцов, одним из главных был вопрос о «заводчиках», т. В «роспросных речах» 1674 г. А стрелба… зачалась от Никанора архимарита да от служки Фадюшки Бородина с товарищи; и он… Никанор, по башням ходит безпрестанно, и пушки кадит, и водою кропит, и им говорит: «Матушки-де мои галаночки, надежа-де у нас на вас; вы-де нас обороните» …а Геронтей о стрелбе запрещал и стрелять не велел». Так же вел себя и послушник Геронтия старец Манассия. Иеромонах Павел повторил показания Митрофана, в том числе и слова Никанора о «пушечках-галаночках», а начало «бунта» и «мятежа» отнес ко времени приезда архимандрита Сергия, т. Это подтверждается и показаниями стрельцов, сопровождавших архимандрита Сергия: они слышали, как в монастыре «мирские люди» говорили о том, что находящихся вне монастыря стрельцов надо захватить и каменьем побить [22]. Согласно новым данным, стрельцы сообщали, что среди мирских сторонников сопротивления были «ис тюрем утеклецы и от смертной казни беглецы», возможно, «московские бунтовщики», т.

Старообрядческий писатель Семен Денисов в «Истории об отцах и страдальцах соловецких» подробно рассказывает о мученической гибели непокорных. Первым воевода вызвал на допрос сотника Самко Самуила Васильева, организовавшего оборону обители. Сотник вызывал особую ненависть воеводы, ведь именно умелая оборона привела к большим потерям среди стрельцов. Лубок Вторым на страшный суд Мещеринова предстал архимандрит Никанор. От старости и многолетних молитвенных подвигов Никанор сам не мог идти, поэтому воины привезли его к воеводе на маленьких саночках. Мещеринов начал допрос: «Скажи мне, Никанор, чего ради противились государю? Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске в 1682 году. На эту брань Никанор тихо отвечал: «Что величаешься,что превозносишься? Не боюсь тебя, ибо и душу самодержца имею в своей руке! Бил до тех пор,пока не выбил старцу зубы. Потом приказал воинам тащить Никанора за монастырскую ограду, кинуть в ров и стеречь, пока не умрет. С грубым хохотом и непристойными шутками стрельцы тащили за ноги беспомощного старика,голова которого билась о камни. Окровавленного страстотерпца в одной нательной сорочке швырнули в глубокий ров,где он мученически скончался от ран и лютого мороза. Твердость и мужество староверов побудили воеводу казнить всех без разбору: стрельцы рубили головы, вешали кого за шею, кого за ноги, а кого на острых крюках за ребра. Из нескольких сотен человек, сидевших в осаде, лишь четырнадцать иноков остались в живых — все остальные либо погибли при штурме, либо были казнены. Впоследствии он был уличен в хищении монастырского имущества, был предан суду и тюремному заключению. Кроме различных ценностей, воевода присвоил себе «восмь котлов болших медных монастырских» и даже «часы железныя боевыя з гирями». По приказу Мещеринова Феоктист и несколько уцелевших иноков «подносили ему Ивану на многия праздники и на ево имянины из соборныя церкви окладныя иконы». Так воеводе удалось заполучить 18 икон в серебряных окладах с жемчугами и каменьями из монастырского собора. Из прочих монастырских церквей и келий Мещериновым было взято множество других икон и складней. Послушайте мя и ослабите ми поне мало, да покаюся! Бояре же пославше гонца скорого по повелению цареву. А царь Алексей Михайлович умер 29 января 1676 года. Церковное почитание В Русской Православной Старообрядческой Церкви чтут память святых мучеников и исповедников: архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших.

Соловецкое восстание против церковной реформы. Соловецкое восстание (1668–1676)

В 1673 г. К стоящим под стенами монастыря стрельцам стали прибывать подкрепления. А за стенами монастыря монахи уже не определяли стратегию обороны. Инициатива постепенно переходила к мирянам, что привело к еще большему ожесточению боевого противостояния. С этого времени положение в обители сильно ухудшилось. Новый царский военачальник полностью блокировал крепость, перекрыв все пути связи с внешним миром, осада монастыря стала круглогодичной. Таким образом, Соловецкие «сидельцы» потеряли важные каналы своего обеспечения. Штурмы, предательство и падение крепости Воевода Мещеринов, кроме искусной осады и грамотной организации артиллерии, устраивал подкопы и предпринимал попытки штурмовать бастионы беломорской твердыни. Потери несли обе стороны, но Мещеринов постоянно пополнял свои войска, а осажденные были лишены такой возможности. Наступивший 1676 год поначалу не предвещал серьезных перемен. Но 18 января чернец по имени Феоктист указал Мещеринову потайной ход в монастырь.

Воевода немедля направил 50 стрельцов в крепость.

Возникавшие повреждения крепостной стены, образовывавшиеся после непрерывных обстрелов, быстро ликвидировались монахами. Небольшой отряд стрельцов проник внутрь монастыря и открыл ворота осаждавшим. За штурмом последовала жестокая расправа над осажденными январь 1676 , ознаменовавшая заключительный этап борьбы. Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены. Лишь немногим была сохранена жизнь, они были разосланы по другим монастырям.

Соловецкий монастырь был ослаблен репрессиями на долгие годы. Свидетельством «прощения» опального монастыря стало посещение обители Петром I почти через 20 лет после описываемых событий. Тем не менее, монастырь восстановил свое значение лишь в конце 18—19 вв. Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Тексты многочисленных списков Повести и истории об отцах и страдалицах соловецких писателя-самоучки старообрядца Семена Денисова, рассказывавшие о жестокостях и репрессиях царских усмирителей, бытовали по всей России.

Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром. Алексей Михайлович и патриарх Никон, избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия.

Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими. Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г. Но, переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах. Старые священные книги, по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса.

При дворе сформировалось оппозиционное движение.

Иевлев подал в отставку, а на его место был назначен стольник Иван Мещеринов. Кровавая развязка За годы осады около 200 человек по разным причинам покинули монастырь. Многие считали недопустимой вооруженную борьбу. Но в крепость стекались беглые крестьяне, стрельцы и казаки. Поморы несмотря на царский запрет поставляли в монастырь продовольствие. В 1674 году братия приняла решение не молиться за царя-ирода.

Архимандрит Никанор ходил с кадилом между пушек, кропил их святой водой и приговаривал: «Матушки галаночки, на вас де у нас надежда». Вялая борьба с монастырем и бесчисленные столкновения раскольников с никонианами, массовые самосожжения, зверские расправы противников друг с другом заставили царя проявить политическую волю. В декабре 1674-го он повелел Мещеринову под страхом смерти не покидать остров и прибавить рвения в борьбе с бунтовщиками. А в июне повторил угрозу: "А есть ли ты вскоре к Соловецкому монастырю на остров не пойдешь и промысл учнешь чинить нерадетельно, и тебе, Ивану, быть за то в смертной казни". И Мещеринов подошел к выполнению задачи с усердием. Беглец из монастыря инок Феоктист указал слабое место в оборонительных укреплениях. Ему сначала не поверили, но потом за неимением других средств борьбы решили воспользоваться его советом.

Снежной ночью 1 февраля крепость была взята. Затем чинили суд.

Соловецкое восстание против церковной реформы. Соловецкое восстание (1668–1676)

Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Причинами восстания стали: реформа церкви патриарха Никона. Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича.

Соловецкое восстание (1668–1676). Соловецкое сидение

Один из важнейших столпов Русского Севера, Соловецкий монастырь не желал подчиняться церковной реформе. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году». Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий