Ректор Московского государственного университета. Ректору Московского государственного университета имени Ломоносова Виктору Садовничему сегодня, 3 апреля, исполняется 75 лет. Свой 80-летний юбилей сегодня отмечает ректор Московского государственного университета имени сова, академик Виктор Садовничий.
День рождения ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего
Садовничий: Да. Они сейчас привлекли очень известную старую английскую рейтинговую компанию, и в данные дни, буквально сегодня мы подаем новые данные по расширенным критериям, которые более-менее адаптированы уже к образованию и у нас, и в других странах. И подождем до осени. По крайней мере, нас обнадеживает то, что приняты.
Более того, они согласились, что данные подходы неприемлемы для английской системы и для европейской системы. Поэтому в целом мы достигли понимания по очень крупному вопросу. Познер: По тому рейтингу, я читаю, МГУ оказался на 155-м месте.
Во-первых, можете ли сказать, какие критерии не подходят для МГУ, а зато подходят для Гарварда, я не знаю? Что там такое? Садовничий: В основном там, где побеждают, это количество нобелевских лауреатов.
Ну, мы знаем, что так мы жили, что у нас… В. Познер: То есть это тоже учитывается? Садовничий: Это основной критерий, один из основных.
И затем цитируемость на английском языке. Ну, тоже история. Мы сейчас это наверстываем, но все-таки история была такова, что мы не хотели или не могли.
Познер: И надо ли полагать, что довольно скоро выйдут новые рейтинги и возможно совершенно другое? Садовничий: Убежден, убежден. Более того, я абсолютно не подтверждаю и не согласен с тем, что МГУ на 155-м месте.
Я профессионал, знаю все университеты. Кстати, у нас буквально неделю назад был MIT. Познер: А вы бы сказали, что где, скажем, МГУ в этом списке?
Садовничий: Я думаю, в пятерке. Познер: В первой пятерке? Садовничий: В пятерке, безусловно.
В пятерке, максимум в десятке. Если правильно делать рейтинг. У нас был MIT, человек десять, буквально три дня назад.
И надо сказать, что они были просто впечатлены. Причем они дважды приезжали — один раз, потом второй раз. Большинству преподавателей на нашем факультете далеко за 60, а молодых можно пересчитать по пальцам одной руки.
Успешные филологи, закончившие аспирантуру, не хотят оставаться на факультете. Почему это происходит? И можно ли изменить сложившуюся ситуацию?
То есть они досрочно стали доцентами или профессорами в зависимости от научной степени, которая у них. Что получается? В итоге мы, конечно, возраст стабилизировали, сейчас средний возраст по МГУ — 52 года.
Если бы не было этих программ, он бы был гораздо выше. Но, видимо, коллега прав, что многие молодые люди, в том числе и получившие эти звания, уходят. По разным причинам.
Это серьезный разговор. Условия лучше. Познер: Материальные условия?
Познер: И возможности профессиональной работы. Садовничий: Университеты все-таки требуют повседневной работы. Но делается много.
Но теперешний вклад российской науки в мировую довольно незначителен. Прокомментируйте, почему такое, скажем, не очень заметное представительство? Садовничий: Я хочу защитить нашу науку.
Если посмотреть финансирование на одного человека в Академии наук и продуктивность по статьям, то мы здесь лидеры. Вопрос еще и в финансировании науки, той, которая бы была такой же, как наука, скажем, в США или в Германии. Это существенный вопрос.
И сейчас делаются попытки — может быть, не всем фронтом, но по отдельным направлениям — это финансирование дотянуть до приемлемого уровня. И тогда многие вопросы будут решаться. Утечка умов, безусловно, остановится, приборная база улучшится.
Вот самое главное — научная среда, школа должна быть. Познер: Внимание на экран, следующий вопрос. Зритель: Добрый день, Виктор Антонович.
Такой вопрос. Как вы оцениваете состояние отечественной математики в мировой сфере? И какие вы видите перспективы наших, отечественных, российских ученых?
Садовничий: Вопрос профессиональный и ко мне. Известно, что сейчас в США есть несколько университетов, где семинары по математике идут на русском языке. Потому что нет необходимости на этом семинаре говорить на английском.
И, конечно, многие выдающиеся наши математики как раз с мехмата уехали в девяностые годы за рубеж. И были открыты все барьеры, созданы все условия. Многие уехали.
Из Московского университета с мехмата уехала до трети молодых. Познер: Треть? Садовничий: Треть молодых ученых.
Поэтому, безусловно, мы подпитывали другие страны нашими талантами. Это, может быть, не так трагично, поскольку наука интернациональна, но все-таки нельзя допустить потери тех же научных школ. Что касается сейчас.
Несколько дней назад мы проводили в путь выдающегося математика Владимира Игоревича Арнольда, моего товарища, с которым мы учились вместе. У меня были с ним многие беседы. Надо сказать, что он однозначно считал, что в России, в Московском университете условия для роста математиков лучшие.
Здесь есть та начальная школа, которая формирует базис. Это начальные курсы, матанализ, алгебра, геометрия. И нигде так не подготовят базового математика, как у нас.
Другое дело, что потом возникает вопрос: вот он вырос, а куда? И многие уезжают. Но тот же Арнольд имел позицию и в России.
Новиков, второй выдающийся наш математик, работая в США, имеет позицию в Московском университете. И школа Гельфанда сохранилась и в Московском университете. В целом у нас в октябре съезд учителей математики.
Мы соберемся всей Россией, учителя математики, в Московский университет. Приедет более тысячи. И мы посмотрим на школьную среду, потому что оттуда все.
Несколько лет назад в вузе была закрыта военная кафедра. Как, по-вашему, доктора должны ходить в караул? А другие специалисты?
Вы вообще как к этому относитесь, в принципе? Садовничий: Вообще говоря, сейчас студент освобожден пока от службы в армии до окончания вуза, не призывают. Садовничий: В специальных вузах по перечню есть военная кафедра.
В том числе в МГУ она есть. Но, правда, наборы туда уже не такие большие. В МГУ где-то 600 человек на весь университет — это мало.
Но тем не менее есть. Сейчас возникла идея, чтобы студентов призывать в армию, прерывая учебу. Познер: Да, и такая идея есть.
Садовничий: Есть такая. И сокращается число военных кафедр. Вообще говоря, я выскажу мысль, которая, может быть, и не всем понравится, но я считаю, что студент должен окончить университет, не прерывая.
Потому что неизвестно, где он принесет пользы больше. И мне кажется, что потом ничто не мешает отдать свой долг Родине — это святое. Но был опыт, когда прерывалась учеба.
Хорошего было мало. Познер: Вот именно. Внимание на экран.
Это просто метод учесть затраты, но это не метод учесть знания. Когда его отменят? Вы, по-моему, должны делать все, чтобы его отменили.
Есть ли надежда? Садовничий: Это вопрос, конечно, для меня сложный. Но что я могу сказать?
Я, безусловно, считаю, и сейчас считаю, что единый государственный экзамен не должен быть единственной, абсолютизированной формой и оценки, и поступления в высшее учебное заведение. Особенно при поступлении. И, как известно, я предлагал другие методы, и нам кое-что удалось.
Мы создали сейчас сесть школьных олимпиад, и в этом году через эти школьные олимпиады прошло 450 тысяч школьников. Это очень большое количество. Я считаю, что олимпиады — это хороший способ поиска талантливых ребят.
И вот здесь как раз, может быть, не так важно ошибиться в числе, а важно, что в тебе есть изюминка. Познер: Но она не является заменой ЕГЭ? Садовничий: Нет, льготы, которые предоставляются отдельным олимпиадам, исключают ЕГЭ.
Познер: Ах вот так даже! Садовничий: Да, конечно. Он поступает по результатам олимпиады.
Причем это российские олимпиады, всероссийские олимпиады, международные олимпиады. То есть это стало понятным, что в таком виде его нельзя держать, его надо совершенствовать. Я вхожу в эту комиссию, и многие идеи принимаются.
Возглавляет комиссию Нарышкин Сергей Евгеньевич. Но, в частности, например, я думаю, будет два раздела в ЕГЭ по математике: профильный, для тех, кто хочет поступать дальше, и общий, если ты хочешь просто. Я думаю, что есть проблемы с преподаванием и в смысле ЕГЭ по истории, по русскому языку.
И вот в этом направлении должно идти совершенствование. В общем, поживем-увидим, но, безусловно, совершенствование идет. Познер: Было много вопросов — я не буду перечислять авторов этих вопросов — по поводу того, что… Много противников ЕГЭ, очень надеются на то, что вам все-таки удастся, ну и людям, которые придерживаются вашего мнения в сфере образования, каким-то образом с этим справиться.
Что это натаскивание, что это, на самом деле, ничего хорошего не дает. Кроме одного человека. Как известно, вы являетесь отчаянным противником ЕГЭ.
В процессе учёбы был лидером в студенческом комитете МГУ, занимался общественной работой. Поступает в аспирантуру и досрочно ее заканчивает. В 1974 году Виктор Садовничий успешно защищает диссертацию, становится доктором наук, а через год, в 1975, становится профессором МГУ. С 1981 по 1982 год был главой кафедры функционального анализа на факультете вычислительной техники и математики. С 1982 года и по сегодняшнее время занимает пост заведующего кафедрой математического анализа на механико-математическом факультете.
На протяжении всей научной деятельности являлся активным членом КПСС. В марте 1992 года был избран ректором МГУ и переизбирался на эту же должность в 1996, 2001 и 2005 годах.
Под его руководством число факультетов увеличилось с 16 до 43, а также были созданы десятки современных НИИ. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил выдающиеся черты и успехи Садовничего. Мы сейчас с Виктором Антоновичем опять готовим большую программу по развитию математики», — отметил он. За годы работы Виктор Садовничий написал больше почти 200 книг, стал наставником для тысяч студентов и по сей день легко находит общий язык с молодежью. Поздравительная телеграмма опубликована на сайте Кремля. Ломоносова является настоящим центром притяжения для талантливой и целеустремлённой молодежи», — говорится в телеграмме.
Путин отметил, что МГУ славится поколениями профессоров и преподавателей. Ранее, 25 марта, Садовничего наградили медалью Столыпина П.
В узком кругу была разработана новая схема. Вот как она выглядит. Эта схема подтверждается многочисленными рассказами, так сказать очевидцев. Абитуриентка К.
За весь ответ ее ни разу не исправили и даже ничего не записывали. Экзаменатор после вопросов по грамматике протянула девушке экзаменационный лист с четверкой. И назвала следующую фамилию. Вузам были даны все карты в руки, и к этому году они создали универсальную систему незаконного зарабатывания денег. Если избрать неверный путь - взятку через репетитора, то поступить невозможно. Хотя это, пожалуй, самый простой и недорогой способ.
Вот история абитуриентки Н. Родители наняли ей репетиторов по всем предметам из приемной комиссии. За эту цену гарантировалось с помощью множества связей принять экзамен у Н. После сочинения она пришла на экзамен по английскому, полностью уверенная в своем будущем. Она немного удивилась, когда репетитор отправил ее отвечать к совершенно незнакомой женщине. Выслушав вскоре после этого мнущегося историка, она просто не пошла на следующий экзамен.
Репетиторы объяснили это несвоевременной пропажей всех связей. Причина происшедшего довольно проста. Ее я узнала от одного историка, не так давно преподававшего в Университете. Он знал педагогов, набиравших себе большое количество частных учеников с договорами наподобие описанного. Репетиторы брали большие деньги, но если сложить всех учеников у всех репетиторов факультета, то их получалось гораздо больше возможного количества первокурсников. И чем ближе к экзаменам, тем чаще задумывались профессора: кого из абитуриентов обеспечить оценкой, а кого нет.
Схема выстроена, надо сказать, крайне грамотно. По крайней мере, с юридической стороны к высоким чинам ВУЗа теперь никак не подберешься, — деньги у них оказываются в самый последний момент и передаются они крайне осторожно, через третьи, а то и через пятые руки. Делят деньги следующим образом: большая их часть достается ректору примерно половина , вторая половина делится между дочерней фирмой именно она подвергается опасности со стороны правоохранительных органов , деканами и принимающими экзамены педагогами. Как происходит само зачисление? Понятно, что в основном, поступающие за деньги — это дети богатых родителей. И большинство таких детей совсем не являются гениями, к тому же благосостояние родителей обычно негативно сказывается на их детях — они чаще других становятся наркоманами, алкоголиками.
Плохо учатся они уже в школе, так как знают, что родители дадут деньги кому надо, и они поступят в любой институт. Если вы зайдете в общественный мужской туалет здания на Моховой, то обнаружите в урнах огромное количество использованных шприцев. Это оставляют студенты, будущие журналисты. Процент наркоманов среди студентов журфака очень высок. Один из преподавателей так ответил автору этого материала на вопрос о том, стоит ли ребенку поступать на журфак: «Если хотите лишиться своего ребенка, пускай поступает в МГУ! С этого момента фамилия абитуриента ставится на специальный контроль — преподаватели на всех экзаменах ставят этому абитуриенту не ниже тройки.
Так он доходит до конца экзаменов. Естественно, что сразу троечника зачислить не могут, поэтому ректором издается приказ о дополнительном наборе, под который выделяются места. И на эти места как раз принимают тех самых абитуриентов, а родители отдают вторую половину суммы. Согласитесь, все гениальное - просто! Точно такая же ситуация с платным приемом сложилась и в других государственных ВУЗах. Разница лишь в ценах, которые часто ниже, чем в МГУ.
Мориса Тереза — от 6 тысяч. А вот, например, для того, чтобы стать слушателем экономического отделения МГИМО надо выложить около 17 тысяч «зеленых». Тут, как говорится, действует вечный престиж марки дипломатической школы. Кроме вышеперечисленных сумм родителям приходится нести значительные расходы по подготовке к экзаменам. Так час занятий с репетитором сегодня стоит от 50 до 100 долларов за час. Теперь подведем итог.
Для того, чтобы ваш сын или дочь гарантировано поступили в высшее учебное заведение вам, в среднем придется выложить 10-15 тысяч долларов. У вас есть такие деньги? Глава 2. Гамлет 2000: давать или не давать? Непременный «участник» школьной программы Родион Раскольников, подобно многим, нуждался в деньгах. Намереваясь поправить свое финансовое положение и удостовериться попутно в собственной исключительности, он совершил то, что в нынешней криминальной хронике называют двойным убийством.
Согласно классику, молодой человек был студентом юридического отделения Петербургского Университета, временно прервавшим занятия по причине денежных затруднений. Достоевский, описывая сомнения своего персонажа, упоминает разнообразные доводы, которыми Родион Романович оправдывает запланированное мероприятие. Единственное, пожалуй, что не приходило бедняге в голову - это необходимость оплатить обучение. Ибо требуемая сумма была незначительной и вполне покрывалась несколькими десятками рублей в год, присылаемыми из дома. Ныне просвещение не столь доступно для небогатых дарований. Разумеется, официально оставаясь бесплатными, государственные Вузы вынуждены устраивать ежегодные экзамены.
Но передовым преподавателям МГУ, МГИМО и других престижных учебных заведений, путем многолетних экспериментов удалось разработать поистине не имеющую мировых аналогов систему отсеивания «посторонних» абитуриентов. Основной целью, преследуемой составителями экзаменационных вопросов, является превращение их в хитроумно спланированные минные поля. Пробраться через такую полосу препятствий, не обладая специальной подготовкой и поддержкой «с тыла» практически невозможно. Бывает, что иной выпускник школы, опрометчиво размахивая своей золотой медалью, несется напролом. Но прогрессивные преподаватели не верят в разнообразные талисманы и обереги, которые для них всего лишь предрассудок. На противника сбрасывают вопросы небывалой сложности, обычно не имеющие отношения к теме его билета и, в целях маскировки, называемые общими.
Если же абитуриенту, всю сознательную жизнь засыпавшему под шуршание учебников и словарей, удается уйти от обстрела, то, сообразуясь с тактической обстановкой, применяются вопросы, запрещенные всеми правилами здравого разума. Они способны озадачить даже академика. Выживают лишь единицы. Психика их навеки искалечена подобными испытаниями. Встречая любого, в ком наблюдается малейшее сходство с экзаменатором, «счастливые студенты» начинают рыдать или неестественно смеяться. Многие, помня об участи этих несчастных, предпочитают неформальные методы поступления, давно уже являющиеся основной дорогой в любой приличный вуз.
Зачем, казалось бы, требуется столь утомительная формальность, как экзамены, если списки почти всех первокурсников большинства престижных факультетов можно составлять за год до их фактического поступления по рейтингу взяток. Конечно, попасть в Лесотехническую академию или областной пединститут имени Крупской не представляет особой сложности для каждого школьника, слегка знакомого с модными ныне сборниками сочинений и шпаргалок. Если такие люди станут студентами, а затем аспирантами, то они, чего доброго, могут потеснить нашу геронтократическую профессуру, большая часть которой давно перевалила за 70 и чрезвычайно близка к маразму. Ведь мало того, что и денег-то для оплаты репетиторов то есть на прибавку к жалованию тем же преподавателям у них нет. Такие люди оказываются способны спорить с нашей, почти столетие неподвижной, «передовой» мыслью. Вспомним, например, слова Льва Толстого: «Дело университетов состоит в том, чтобы оправдывать отжившие основы жизни, это хуже для молодого человека, чем для девушки — проституция».
К слову. Однажды ректор МГУ заглянул на кафедру, где справлялся день рождения одного из профессоров. Самому юному участнику посиделок как раз исполнилось 65 лет. Ведь разве есть у молодежи уважение к титулам и бирюлькам, полученным еще при коммунистическом царе горохе, она даже и на собственное мнение способна, а всем известно, что подобная вольность позволительна лишь после шестидесяти. Лучше уж пусть все эти подозрительные молодые люди сразу увязнут в нашей системе. Поэтому, принимать их следует только по знакомству и непременно за деньги.
Дрожащие родители ожидают своих «отличников», пишущих сочинение в зашторенных изнутри аквариумах аудиторий первого гуманитарного корпуса. Неподалеку от них университетский шпиль, завершающийся аляповатой пентаграммой в оправе из металлических колосьев, щекочет влажные шеи московских облаков, смешавших с ливнями полную таблицу Менделеева. Виктор Антонович Садовничий, бессменный ректор с 1992 года, c высоты своего стометрового «графина», усеянного окнами, благодушно наблюдает за новыми поступлениями. Недавних выпускников школы в этот момент вряд ли способны тронуть привычные увещевания Садовничего, обещающего всем кристальную честность экзаменаторов, «нравственность которых непоколебима». О беспрецедентной коррупции на вверенной ему государственной территории ректорат предпочитает не распространяться. Несчастные подростки в этот момент переживают сильнейший стресс.
Силы их стремительно улетучиваются, память, несмотря на все попытки вспомнить что-нибудь по теме билета, подло снабжает несчастных словами популярных песенок. Вспоминаются скорее картины в квартирах многочисленных репетиторов и изрядные суммы, уплаченные родителями за обучение, но только не описание этого чертового дуба в «Войне и Мире», около которого стрелялись Онегин с Ленским… или они там принимали Базарова в декабристы… все перепуталось… и сладко повторять… вот дьявол! Но это лишь в художественной литературе бесы обычно за все в ответе. Значительная часть преподавателей вынуждена заниматься подготовкой поступающих, поскольку средняя зарплата преподавателя или научного сотрудника, вполне достаточная для прокорма пары кошек, не устраивает взрослого человека, тем более семейного. Уровень которых сообразуется со связями и средствами поступающего. Простейший и наиболее обширный слой — многочисленные курсы, которыми обильно облеплен любой институт или университет.
Некоторые курсы представляются как официально созданные при ВУЗе, другие о своем происхождении скромно умалчивают. Определенный прок от таких новообразований все-таки возможен, поскольку заведениям с катастрофически низким конкурсом приходится порой засчитывать экзамены курсов за вступительные. Но средний уровень подобной подготовки обычно невысок, ибо основная цель не дать необходимый объем знаний, а заставить раскошелиться небогатое большинство. Один мой знакомый, по недомыслию связавшийся с одной из этих контор, рассказывал про оригинальную манеру чтения лекций преподавателем истории. Тот, совершенно позабыв о своем предмете, увлеченно делился со студентами подробностями из брошюры, повествующей о разнообразных способах казней в Древнем Китае. На следующем занятии историк обнаружил немалую осведомленность в устройстве парников.
На третью лекцию никто не пришел. Второй круг — занятия с репетитором. Здесь многое зависит от степени близости вашего знакомства с преподавателем а также от его личного положения во внутреннем табеле о рангах. Разумеется, заниматься следует с работником того вуза, в который Вы намерены поступать. Это может быть и библиотекарь или младший научный сотрудник, главное — его связи поскольку неприметный лаборант порой оказывается сыном заведующего кафедрой. Ведь отнюдь не преемственность поколений способствует тому, что дети самих сотрудников вуза обычно проходят курс наук на том же факультете, где работает их родственник.
Однажды дочь известного университетского историка, по странному стечению обстоятельств обучавшаяся именно на истфаке МГУ, сдавала курсовой экзамен. Принимавший, опрометчиво не посмотрев в зачетку, громко возмущался ее незнанием предмета: «Вы же ничего не выучили, девушка! Как Вам только не стыдно! Назовите свою фамилию, и я Вас отправлю на пересдачу». Бедолага преп поперхнулся и вышел из аудитории. Как правило, репетитор набирает группу из 4-10 человек.
Количество учеников определяется им путем деления желаемой суммы вознаграждения на приличествующую должности стоимость урока. Пристроить ребенка к действительно «полезному специалисту» довольно сложно, поскольку спрос, увы, превышает предложение. В первую очередь принимаются родственники и дети хороших знакомых, дабы можно было спокойнее обсуждать финансовые тонкости экзаменационного процесса. Профессора и прочие «члены комиссий» дерут втридорога, однако если Вы желаете получить серьезные гарантии поступления своего чада, придется оплачивать подобную услугу дополнительно. Так как сдавать приходиться 3-4 экзамена, необходимо наличие у репетитора устойчивых межфакультетских связей. Вас интересует прейскурант?
Поскольку «расценки» постоянно меняются и сильно зависят от степени родства с оказывающим «протекцию», не станем составлять прайс-лист. Приведу лишь пару примеров, дабы ознакомить интересующихся с общим уровнем цен. Борис Пастернак, выбрал юридический факультет МГУ «ввиду его легкости». В 1908 году, он был зачислен туда без экзаменов, что было «при царизме» естественно для любого выпускника гимназии. В 1997 году за поступление через «черный ход» просили 15 тыс. Другого пути на этот факультет, кстати, не предусмотрено.
Недавно цены выросли. Мой друг детства, Алексей П. Узнав о его желании учиться на одном из престижных отделений Университета, отец обрадовался: «Давай, сын, я тебя поддерживаю». Благо, их дачным соседом был декан факультета, смежного с избранным. Можно заменить на: «чуть ли не сам ректор». С ним состоялась беседа, после которой друг мой возмущенно рассказывал: «Представляешь, экспонат этот «полтан» 50 тыс.
Личная жизнь
- Навигация по записям
- Ректору МГУ Виктору Садовничему исполняется 85 лет. Новости. Первый канал
- Ректору МГУ Виктору Садовничему - 80 лет!
- Сады для Садовничего: элитная недвижимость ректора МГУ
- Ректор МГУ Виктор Садовничий отмечает 75-летие
Садовничий виктор антонович биография национальность. Университеты садовничего
Тогда жена друга, сотрудница почты, перехватила поданные в вуз документы по пути в Белоруссию источник. Виктор с Николаем отправились в столицу. На вступительном экзамене на мехмат МГУ Садовничему попался вопрос о логарифме. Ответить на него абитуриент не смог, о самом существовании логарифма он впервые узнал незадолго до того от обитателей студенческого общежития. Однако благодаря наводящим вопросам экзаменатора самостоятельно вывел логарифмическую функцию и получил отличную оценку источник.
На первом курсе его выбрали старостой. По словам самого Виктора Антоновича, однокурсники и в особенности однокурсницы руководствовались чувствами благодарности: накануне группа возвращалась из похода и заблудились в лесу под дождем. Садовничий взял командование на себя и случайно вывел товарищей на станцию источник. Виктор Садовничий быстро поднимался по партийной лестнице: председатель студкома, секретарь комсомольской организации курса, потом факультета.
Однако учебе общественная деятельность не мешала.
Муж одной из учительниц организовал в школе кружок «Сделай сам». Вместе с другом Витя Садовничий смастерил модель линкора, которая впоследствии попала на выставку на ВДНХ и была отмечена медалью. В первые годы все предметы в классе вел один учитель, который не очень-то хорошо разбирался в математике. Бывали случаи, когда преподаватель просто вызывал юного ученика — будущего ректора МГУ — к доске, чтобы тот вел урок вместо него.
Однако затем учителем математики к ним приехал работать талантливый выпускник Харьковского пединститута Николай Гаврилович Лилитко. Виктор Антонович до сих пор помнит, как уже в 8;м классе прорешал с учителем все задачи Моденова, которые сейчас предлагают при поступлении в Московский университет. А попасть куда-то учиться или работать без документов было практически невозможно. Тогда трое мальчишек решили поехать искать свою судьбу в прямом смысле слова куда глаза глядят. Зайцами они сели в первый попавшийся проходящий поезд и ехали на нем, пока не увидели за окном шахты.
Удивительно, что на первой же шахте, куда заявились отважные путешественники, их взяли на работу без проблем. Первое время приходилось жить в землянке. Садовничего определили на работу рубильщиком угля, а его товарищей — крепильщиком и коногоном. Через некоторое время будущий ученый поступил в вечернюю школу и каждый день после работы корпел над книгами. Соседями по общежитию ему достались зэки, правда, по его словам, оказались они весьма душевными людьми, всегда с пониманием относились к вечерним занятиям юноши и старались не мешать ему.
А впоследствии даже на память о знакомстве подарили Садовничему часы, которые ходили потом много лет, уже в те времена, когда Виктор Антонович стал профессором МГУ. После окончания школы Садовничий отправил свои документы в Белорусскую сельхозакадемию. Но тут один из товарищей по шахте рассказал, что собирается поступать в МГУ, и предложил попробовать с ним за компанию. Находчивый приятель на спор, на пол-литра, пообещал вернуть документы, уже отправленные в Белоруссию. Выяснилось, что его жена работала начальником местной почты, поэтому ей удалось остановить отправку бумаг.
Так что бутылку Садовничий таки проиграл, правда, и выиграл от этой ситуации очень многое.
В узком кругу была разработана новая схема. Вот как она выглядит. Эта схема подтверждается многочисленными рассказами, так сказать очевидцев. Абитуриентка К. За весь ответ ее ни разу не исправили и даже ничего не записывали.
Экзаменатор после вопросов по грамматике протянула девушке экзаменационный лист с четверкой. И назвала следующую фамилию. Вузам были даны все карты в руки, и к этому году они создали универсальную систему незаконного зарабатывания денег. Если избрать неверный путь - взятку через репетитора, то поступить невозможно. Хотя это, пожалуй, самый простой и недорогой способ. Вот история абитуриентки Н.
Родители наняли ей репетиторов по всем предметам из приемной комиссии. За эту цену гарантировалось с помощью множества связей принять экзамен у Н. После сочинения она пришла на экзамен по английскому, полностью уверенная в своем будущем. Она немного удивилась, когда репетитор отправил ее отвечать к совершенно незнакомой женщине. Выслушав вскоре после этого мнущегося историка, она просто не пошла на следующий экзамен. Репетиторы объяснили это несвоевременной пропажей всех связей.
Причина происшедшего довольно проста. Ее я узнала от одного историка, не так давно преподававшего в Университете. Он знал педагогов, набиравших себе большое количество частных учеников с договорами наподобие описанного. Репетиторы брали большие деньги, но если сложить всех учеников у всех репетиторов факультета, то их получалось гораздо больше возможного количества первокурсников. И чем ближе к экзаменам, тем чаще задумывались профессора: кого из абитуриентов обеспечить оценкой, а кого нет. Схема выстроена, надо сказать, крайне грамотно.
По крайней мере, с юридической стороны к высоким чинам ВУЗа теперь никак не подберешься, — деньги у них оказываются в самый последний момент и передаются они крайне осторожно, через третьи, а то и через пятые руки. Делят деньги следующим образом: большая их часть достается ректору примерно половина , вторая половина делится между дочерней фирмой именно она подвергается опасности со стороны правоохранительных органов , деканами и принимающими экзамены педагогами. Как происходит само зачисление? Понятно, что в основном, поступающие за деньги — это дети богатых родителей. И большинство таких детей совсем не являются гениями, к тому же благосостояние родителей обычно негативно сказывается на их детях — они чаще других становятся наркоманами, алкоголиками. Плохо учатся они уже в школе, так как знают, что родители дадут деньги кому надо, и они поступят в любой институт.
Если вы зайдете в общественный мужской туалет здания на Моховой, то обнаружите в урнах огромное количество использованных шприцев. Это оставляют студенты, будущие журналисты. Процент наркоманов среди студентов журфака очень высок. Один из преподавателей так ответил автору этого материала на вопрос о том, стоит ли ребенку поступать на журфак: «Если хотите лишиться своего ребенка, пускай поступает в МГУ! С этого момента фамилия абитуриента ставится на специальный контроль — преподаватели на всех экзаменах ставят этому абитуриенту не ниже тройки. Так он доходит до конца экзаменов.
Естественно, что сразу троечника зачислить не могут, поэтому ректором издается приказ о дополнительном наборе, под который выделяются места. И на эти места как раз принимают тех самых абитуриентов, а родители отдают вторую половину суммы. Согласитесь, все гениальное - просто! Точно такая же ситуация с платным приемом сложилась и в других государственных ВУЗах. Разница лишь в ценах, которые часто ниже, чем в МГУ. Мориса Тереза — от 6 тысяч.
А вот, например, для того, чтобы стать слушателем экономического отделения МГИМО надо выложить около 17 тысяч «зеленых». Тут, как говорится, действует вечный престиж марки дипломатической школы. Кроме вышеперечисленных сумм родителям приходится нести значительные расходы по подготовке к экзаменам. Так час занятий с репетитором сегодня стоит от 50 до 100 долларов за час. Теперь подведем итог. Для того, чтобы ваш сын или дочь гарантировано поступили в высшее учебное заведение вам, в среднем придется выложить 10-15 тысяч долларов.
У вас есть такие деньги? Глава 2. Гамлет 2000: давать или не давать? Непременный «участник» школьной программы Родион Раскольников, подобно многим, нуждался в деньгах. Намереваясь поправить свое финансовое положение и удостовериться попутно в собственной исключительности, он совершил то, что в нынешней криминальной хронике называют двойным убийством. Согласно классику, молодой человек был студентом юридического отделения Петербургского Университета, временно прервавшим занятия по причине денежных затруднений.
Достоевский, описывая сомнения своего персонажа, упоминает разнообразные доводы, которыми Родион Романович оправдывает запланированное мероприятие. Единственное, пожалуй, что не приходило бедняге в голову - это необходимость оплатить обучение. Ибо требуемая сумма была незначительной и вполне покрывалась несколькими десятками рублей в год, присылаемыми из дома. Ныне просвещение не столь доступно для небогатых дарований. Разумеется, официально оставаясь бесплатными, государственные Вузы вынуждены устраивать ежегодные экзамены. Но передовым преподавателям МГУ, МГИМО и других престижных учебных заведений, путем многолетних экспериментов удалось разработать поистине не имеющую мировых аналогов систему отсеивания «посторонних» абитуриентов.
Основной целью, преследуемой составителями экзаменационных вопросов, является превращение их в хитроумно спланированные минные поля. Пробраться через такую полосу препятствий, не обладая специальной подготовкой и поддержкой «с тыла» практически невозможно. Бывает, что иной выпускник школы, опрометчиво размахивая своей золотой медалью, несется напролом. Но прогрессивные преподаватели не верят в разнообразные талисманы и обереги, которые для них всего лишь предрассудок. На противника сбрасывают вопросы небывалой сложности, обычно не имеющие отношения к теме его билета и, в целях маскировки, называемые общими. Если же абитуриенту, всю сознательную жизнь засыпавшему под шуршание учебников и словарей, удается уйти от обстрела, то, сообразуясь с тактической обстановкой, применяются вопросы, запрещенные всеми правилами здравого разума.
Они способны озадачить даже академика. Выживают лишь единицы. Психика их навеки искалечена подобными испытаниями. Встречая любого, в ком наблюдается малейшее сходство с экзаменатором, «счастливые студенты» начинают рыдать или неестественно смеяться. Многие, помня об участи этих несчастных, предпочитают неформальные методы поступления, давно уже являющиеся основной дорогой в любой приличный вуз. Зачем, казалось бы, требуется столь утомительная формальность, как экзамены, если списки почти всех первокурсников большинства престижных факультетов можно составлять за год до их фактического поступления по рейтингу взяток.
Конечно, попасть в Лесотехническую академию или областной пединститут имени Крупской не представляет особой сложности для каждого школьника, слегка знакомого с модными ныне сборниками сочинений и шпаргалок. Если такие люди станут студентами, а затем аспирантами, то они, чего доброго, могут потеснить нашу геронтократическую профессуру, большая часть которой давно перевалила за 70 и чрезвычайно близка к маразму. Ведь мало того, что и денег-то для оплаты репетиторов то есть на прибавку к жалованию тем же преподавателям у них нет. Такие люди оказываются способны спорить с нашей, почти столетие неподвижной, «передовой» мыслью. Вспомним, например, слова Льва Толстого: «Дело университетов состоит в том, чтобы оправдывать отжившие основы жизни, это хуже для молодого человека, чем для девушки — проституция». К слову.
Однажды ректор МГУ заглянул на кафедру, где справлялся день рождения одного из профессоров. Самому юному участнику посиделок как раз исполнилось 65 лет. Ведь разве есть у молодежи уважение к титулам и бирюлькам, полученным еще при коммунистическом царе горохе, она даже и на собственное мнение способна, а всем известно, что подобная вольность позволительна лишь после шестидесяти. Лучше уж пусть все эти подозрительные молодые люди сразу увязнут в нашей системе. Поэтому, принимать их следует только по знакомству и непременно за деньги. Дрожащие родители ожидают своих «отличников», пишущих сочинение в зашторенных изнутри аквариумах аудиторий первого гуманитарного корпуса.
Неподалеку от них университетский шпиль, завершающийся аляповатой пентаграммой в оправе из металлических колосьев, щекочет влажные шеи московских облаков, смешавших с ливнями полную таблицу Менделеева. Виктор Антонович Садовничий, бессменный ректор с 1992 года, c высоты своего стометрового «графина», усеянного окнами, благодушно наблюдает за новыми поступлениями. Недавних выпускников школы в этот момент вряд ли способны тронуть привычные увещевания Садовничего, обещающего всем кристальную честность экзаменаторов, «нравственность которых непоколебима». О беспрецедентной коррупции на вверенной ему государственной территории ректорат предпочитает не распространяться. Несчастные подростки в этот момент переживают сильнейший стресс. Силы их стремительно улетучиваются, память, несмотря на все попытки вспомнить что-нибудь по теме билета, подло снабжает несчастных словами популярных песенок.
Вспоминаются скорее картины в квартирах многочисленных репетиторов и изрядные суммы, уплаченные родителями за обучение, но только не описание этого чертового дуба в «Войне и Мире», около которого стрелялись Онегин с Ленским… или они там принимали Базарова в декабристы… все перепуталось… и сладко повторять… вот дьявол! Но это лишь в художественной литературе бесы обычно за все в ответе. Значительная часть преподавателей вынуждена заниматься подготовкой поступающих, поскольку средняя зарплата преподавателя или научного сотрудника, вполне достаточная для прокорма пары кошек, не устраивает взрослого человека, тем более семейного. Уровень которых сообразуется со связями и средствами поступающего. Простейший и наиболее обширный слой — многочисленные курсы, которыми обильно облеплен любой институт или университет. Некоторые курсы представляются как официально созданные при ВУЗе, другие о своем происхождении скромно умалчивают.
Определенный прок от таких новообразований все-таки возможен, поскольку заведениям с катастрофически низким конкурсом приходится порой засчитывать экзамены курсов за вступительные. Но средний уровень подобной подготовки обычно невысок, ибо основная цель не дать необходимый объем знаний, а заставить раскошелиться небогатое большинство. Один мой знакомый, по недомыслию связавшийся с одной из этих контор, рассказывал про оригинальную манеру чтения лекций преподавателем истории. Тот, совершенно позабыв о своем предмете, увлеченно делился со студентами подробностями из брошюры, повествующей о разнообразных способах казней в Древнем Китае. На следующем занятии историк обнаружил немалую осведомленность в устройстве парников. На третью лекцию никто не пришел.
Второй круг — занятия с репетитором. Здесь многое зависит от степени близости вашего знакомства с преподавателем а также от его личного положения во внутреннем табеле о рангах. Разумеется, заниматься следует с работником того вуза, в который Вы намерены поступать. Это может быть и библиотекарь или младший научный сотрудник, главное — его связи поскольку неприметный лаборант порой оказывается сыном заведующего кафедрой. Ведь отнюдь не преемственность поколений способствует тому, что дети самих сотрудников вуза обычно проходят курс наук на том же факультете, где работает их родственник. Однажды дочь известного университетского историка, по странному стечению обстоятельств обучавшаяся именно на истфаке МГУ, сдавала курсовой экзамен.
Принимавший, опрометчиво не посмотрев в зачетку, громко возмущался ее незнанием предмета: «Вы же ничего не выучили, девушка! Как Вам только не стыдно! Назовите свою фамилию, и я Вас отправлю на пересдачу». Бедолага преп поперхнулся и вышел из аудитории. Как правило, репетитор набирает группу из 4-10 человек. Количество учеников определяется им путем деления желаемой суммы вознаграждения на приличествующую должности стоимость урока.
Пристроить ребенка к действительно «полезному специалисту» довольно сложно, поскольку спрос, увы, превышает предложение. В первую очередь принимаются родственники и дети хороших знакомых, дабы можно было спокойнее обсуждать финансовые тонкости экзаменационного процесса. Профессора и прочие «члены комиссий» дерут втридорога, однако если Вы желаете получить серьезные гарантии поступления своего чада, придется оплачивать подобную услугу дополнительно. Так как сдавать приходиться 3-4 экзамена, необходимо наличие у репетитора устойчивых межфакультетских связей. Вас интересует прейскурант? Поскольку «расценки» постоянно меняются и сильно зависят от степени родства с оказывающим «протекцию», не станем составлять прайс-лист.
Приведу лишь пару примеров, дабы ознакомить интересующихся с общим уровнем цен. Борис Пастернак, выбрал юридический факультет МГУ «ввиду его легкости». В 1908 году, он был зачислен туда без экзаменов, что было «при царизме» естественно для любого выпускника гимназии. В 1997 году за поступление через «черный ход» просили 15 тыс. Другого пути на этот факультет, кстати, не предусмотрено. Недавно цены выросли.
Мой друг детства, Алексей П. Узнав о его желании учиться на одном из престижных отделений Университета, отец обрадовался: «Давай, сын, я тебя поддерживаю». Благо, их дачным соседом был декан факультета, смежного с избранным. Можно заменить на: «чуть ли не сам ректор». С ним состоялась беседа, после которой друг мой возмущенно рассказывал: «Представляешь, экспонат этот «полтан» 50 тыс.
Почетное звание ректору МГУ присвоили за «выдающиеся заслуги в области науки», подготовку специалистов и активную общественно-политическую деятельность. Виктор Антонович Садовничий родился 3 апреля 1939 года в семье рабочего и колхозницы. В 1958 году он поступил на механико-математический факультет МГУ.
Истинный украинец. К юбилею Виктора Садовничего
В 1963 г. Доктор физико-математических наук 1974 г. Действительный член Российской академии наук 1997г. С 1996 г. С 1992 г.
Глава государства поблагодарил Садовничего за работу и поздравил его с юбилеем. Владимир Путин, президент РФ: «Хочу уже неформально вас еще раз поблагодарить за вашу работу на благо российской науки, на благо российского образования. Вы и как ученый много сделали для России, и как организатор науки и школы высшего образования. В самые сложные времена Московский государственный университет под вашим руководством не только выжил, но и развивался». Ломоносова: «Владимир Владимирович, я тронут вашими словами поддержки и той оценки, которую вы дали.
Я отказался.
Я его не передаю никому», —отмечал Садовничий. Главный ректор страны махиной МГУ управляет с 1992-го — и это абсолютный рекорд. Даже в лихие годы он нашел свой Архимедов рычаг, новые факультеты росли в геометрической прогрессии — от 16 до 43. Были созданы десятки современных НИИ, и куда бы не вел вектор их исследований, без математики никак «Мы два центра мирового уровня возглавляем — центр математики, я его курирую, и центр сверхзвука. У нас очень мощный потенциал в области математических наук. И компьютеров, и вычислительных дел», —подчеркнул Садовничий. Этот стеллаж в библиотеке МГУ дает лишь некоторое представление о вкладе Садовничего в окрепшие и не очень умы — в сумме 190 книг и пособий, по которым учатся далеко за пределами одной шестой. И не только в развитии науки, но и в развитии высшего образования. Мы сейчас с Виктором Антоновичем опять готовим большую программу по развитию математики», —поделился министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Виктор Антонович замечательный человек, внимательный ко всем, начиная от студента и до академика», —отметил бывший президент Киргизии, заведующий кафедрой прикладной механики и управления мехмата МГУ Аскар Акаев.
RU - Госдума приняла поправку к законодательству о снятии возрастных ограничений для нахождения в должности ректоров Московского государственного университета МГУ и Санкт-Петербургского государственного университета СПбГУ. Сейчас, согласно Трудовому кодексу, предельный возраст для пребывания в должности ректора вуза - 65 лет.
Садовничий Виктор Антонович
Он получил звания почетного члена Академии Наук РФ и Академии художеств, а также почетного профессора и доктора многих российских и зарубежных вузов, в том числе Монгольского, Белорусского, Казахского, Вьетнамского, Ноттингемского, Сока и Суни Япония , Стамбульского и др. В 1997 и 2005 годах он был награжден орденами Почетного легиона Франция. Довольно часто его имя связывают с бывшим мэром Москвы Согласно некоторым из них, по приказу градоначальника использовались в личных целях территории, принадлежащие государственному университету. Есть также материалы о том, что с легкой руки ректора якобы продавались дипломы, причем не только бакалавра или магистра, но и кандидатов, и докторов наук. Была даже несуразная публикация о том, что математик Садовничий не способен вычислить процент из того или иного числа. Но на то она и желтая пресса, способная только очернять людей. Верить этим байкам или нет, каждый решает самостоятельно. Учёная степень: доктор физико-математических наук Ученое звание: профессор участника энциклопедии "Известные Ученые" Родился 3 апреля 1939 года в с. Краснопавловка, Харьковской области. Закончил Московский университет им.
Ломоносова в 1963 г. Доктор физико-математических наук 1974 , профессор 1975. Действительный член Российской академии наук 1997. Садовничий работает в МГУ с 1966 года, сначала в должности ассистента, затем доцента, профессора, заместителя декана, заместителя проректора, проректора, первого проректора. С 1992 г. Садовничий создал крупную научную школу, ведет активную научную и педагогическую работу. Он - автор более 300 научных работ , ряда монографий и учебников. Заведует кафедрой математического анализа механико-математического факультета, возглавляет Институт математических исследований сложных систем МГУ. Садовничий - известный специалист в области информатики и прикладной математики.
Ему принадлежат фундаментальные труды в математике, механике, ряд важных результатов прикладного характера. Математические труды относятся к области теории дифференциальных операторов, математическому обоснованию ряда подходов в релятивистской теории гравитации. Им получены важные результаты теоретического и прикладного характера, связанные с проблемами динамической имитации управления движением, в частности, космического корабля , летательного аппарата. На их основе впервые в мире удалось создать тренажер, имитирующий невесомость в земных условиях. Садовничий около 30 лет читает основные курсы по математике "Математический анализ", "Функциональный анализ" и др. Семья В. Садовничего тоже близка к математике. Его супруга, сын и две дочери выбрали эту нелегкую, но красивую научную дисциплину. Садовничий является президентом Российского союза ректоров высших учебных заведений и президентом Евразийской ассоциации университетов, в которую входят все ведущие университеты стран СНГ.
Заслуги В. Садовничего в научной, педагогической, научно-организационной и общественной деятельности высоко оценены как у нас в стране, так и за рубежом. Ломоносова 1973. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. Ленина", медаль "В память 850-летия Москвы". Ломоносова родился 3 апреля 1939 года в селе Краснопавловка Харьковской области Украина. В 1963 году окончил механико-математический факультет МГУ по специальности "математика". Кандидат физико-математических наук 1967 , доктор физико-математических наук 1974. Трудовую деятельность начал в 1956 году грузчиком, крепильщиком шахты "Комсомолец" Горловка, Донецкая область, Украина.
После окончания аспирантуры работал в МГУ ассистентом, доцентом, c 1975 года являлся профессором механико-математического факультета, позднее занимал должность заместителя декана механико-математического факультета по научной работе. В 1981-1982 годах был заведующим кафедрой функционального анализа факультета вычислительной математики и кибернетики. В 1982-1988 годах - и. В 1980-1982 годах занимал должность первого заместителя первого проректора МГУ. В 1982-1984 годах являлся проректором по учебно-научной работе естественных факультетов. В 1984-1992 годах был первым проректором МГУ. Переизбирался в 1996, 2001 и 2005 годах. В 1995 году организовал и возглавил Институт математических исследований сложных систем при МГУ. Виктор Садовничий - известный специалист в области математики, механики и информатики.
Около 30 лет он читает основные курсы лекций по математике "Математический анализ", "Функциональный анализ" на механико-математическом факультете МГУ. Основатель и руководитель общемосковского семинара по спектральной теории 1967. Под его научным руководством разработаны математические методы обработки космической информации, позволившие существенно продвинуться в разрешении проблемы расшифровки распознавания образов космических съемок. За работы, посвященные проблемам динамической имитации управления движением, в частности, космического корабля, летательного аппарата, Садовничий был отмечен Государственной премией РФ. На основе полученных ученым данных впервые в мире удалось создать тренажер, имитирующий невесомость в земных условиях. Виктор Садовничий подготовил более 65 кандидатов и 15 докторов наук, под его руководством написано свыше 100 дипломных работ. Автор более 450 научных работ, в том числе 60 монографий и учебников, среди которых неоднократно переиздававшийся учебник по функциональному анализу "Теория операторов", классический учебник по математическому анализу: "Математический анализ" в соавторстве , "Курс математического анализа", трехтомный задачник по курсу математического анализа и два задачника с материалами математических олимпиад студентов университетов, монографии "Математические задачи динамической имитации полета", "Спектральный анализ многочастичного оператора Шредингера" и другие. С 1992 года Виктор Садовничий - член правления, с 1994 года - президент Союза ректоров России. Глава Евразийской ассоциации университетов, член Постоянного комитета Конференции ректоров университетов Европы CRE , сопредседатель Форума творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ.
Член Президиума Российской Академии Наук 1996 , действительный член РАН по Отделению математических наук, секция прикладной математики и информатики 1997. Является председателем Российского совета олимпиад школьников, президентом Московского общества испытателей природы. Член Высшего совета Партии "Единая Россия". Член Попечительского совета Государственного академического Малого театра России. Член Попечительского совета благотворительного фонда Олега Дерипаски "Вольное дело".
А мой товарищ, уже начальник участка, говорит: "Ты ведь математик. Поехали в МГУ", - вспоминает Садовничий. Старший товарищ был женат на заведующей почтовым отделением, благодаря чему за ночь документы Садовничего были перенаправлены в МГУ. Успешно сдав вступительные экзамены на механико-математический факультет университета, абитуриент обнаружил, что в списке зачисленных значится "Садовничий Виктор Анатольевич", тогда как его отчество - Антонович.
Но это, по его словам, была "приятная ошибка". Мы серьезно поддержали людей, сохранили научную школу, не снизили планку приема и обучения, добились собственного диплома.
Отец ушел рядовым на фронт, а я и мой старший брат с мамой остались дома, и самое страшное, что мы жили в ста метрах от железной дороги. Когда немцы бомбили ее, мама хватала нас и бежала в степь. Мне было три года, но я очень хорошо это помню», — рассказывал о своем детстве В. Садовничий корреспонденту портала «Научная Россия». Юношество будущего ректора МГУ не было простым. И только потом, получив документы и достаточно денег, он по совету друга подал документы в МГУ. Начав свой путь в МГУ им.
Ломоносова как студент, В. Садовничий затем стал заведующим кафедрой, проректором и, наконец, ректором. За 30 с лишним лет своей работы в университете он внес огромный вклад в развитие науки и образования в России. Благодаря его усилиям МГУ им.
Он окончил мехмат с отличием, досрочно защитил кандидатскую диссертацию, стал самым молодым профессором МГУ. За 20 лет В. Садовничий проделал стремительный административный путь от заместителя декана мехмата до главы университета. Избран ректором в 1992, переизбирался в 1996, 2001, 2005.
Редактировать Научная деятельность Вел исследования в области теории дифференциальных операторов, математически обосновал ряд подходов в релятивистской теории гравитации. Решил задачу теории следов для обыкновенных дифференциальных операторов, получил формулу регуляризованных следов для общих классов дискретных операторов, в том числе операторов с частными производными. Занимался вопросами динамической имитации управления движением летательных аппаратов, в частности, космических кораблей. Принимал участие в создании первого в мире тренажера, имитирующего невесомость в земных условиях. Руководил разработкой математических методов обработки космической информации. Автор учебников «Теория операторов» и «Математический анализ», двух сборников задач по математическому анализу, монографий «Спектральный анализ многочастичного оператора Шрёдингера», «Математические задачи динамической имитации полета».
Ректор МГУ Виктор Садовничий отмечает 85-летие / События на ТВЦ
А я возглавлял союз ректоров университетов. Мы очень много делали и собирались на большие собрания, чтобы отстоять вот эти ранние образования ребят по интересам, которые хотят что-то делать, быть технологами, мастерами. Но, к сожалению, был перегиб на мой взгляд, и легкое поступление в университет, диплом университета, он как-то... Виктор Лошак: В том числе и в так называемые университеты?
Виктор Садовничий: И в так называемые. И это как-то немножко возбудило общественное мнение, все рванули туда. И мы начали включать обратную скорость: из трех тысяч университетов осталось 800, шло сокращение, объединение.
Ну и сейчас большая проблема поднятия уровня специального уровня образования, техникумов. Одно решение за другим принимаются и все регионы, все губернаторы стараются связать... Виктор Лошак: Но идет это трудно?
Виктор Садовничий: Ну, сейчас труднее, потому что есть общественное мнение, его надо повернуть. Виктор Лошак: Когда идет конкуренция между ВУЗами, в том числе университетами, за что главная конкуренция: за ресурсы, за кадры или за абитуриентов? Виктор Садовничий: В целом конкуренция — это позитивно.
Но я за честную конкуренцию. К сожалению, пусть мои коллеги услышат, очень часто применяются приемы, которые в зарубежных университетах крупных, сильных, именитых, неприемлемы. Ну, когда какому-то профессору предлагают заведомо завышенный оклад, и он тайком или не тайком работает в двух-трех университетах.
Это, конечно, идет в ущерб основному. Потому что есть договор работать на свой университет. Любить свой университет, а не вот...
Раньше это было нельзя. Виктор Лошак: Но что главное? Выиграть профессора или выиграть абитуриента?
Или выиграть ресурсы, которые распределяет государство? Виктор Садовничий: Ресурсы и абитуриенты, потому что они связаны. Если абитуриентов много, и они идут по новейшим направлениям, это подается как успех; отсюда идут ресурсы, и университет как бы растет, расширяется.
Еще раз хочу сказать, что, конечно, когда это добросовестная конкуренция, вот покажем — это да. Но бывают случаи, когда абитуриентов какими-то названиями привлекают. Это нечасто, но это есть.
Виктор Лошак: Ну да, быстро реагируют на спрос на профессии, другое дело качество... Виктор Садовничий: На спрос на профессию, да, устроиться на работу потом гарантировано — это применяется. Я думаю, что мои коллеги не обидятся, но Московский университет это не применяет ни в одном случае.
Виктор Лошак: Виктор Антонович, я хотел о вас поговорить. Вот если смотреть с точки зрения справки на вашу карьеру, она очень гладко-гладко шла вверх. Вы были комсоргом, вы были замдекана, вы были проректором, секретарем парткома, первым проректором.
А вот если посмотреть на кардиограмму ваших личных переживаний, какой был самый трудный момент? Ведь наверняка были такие моменты? Виктор Садовничий: Были.
Несколько слов скажу. Я родился до войны в небольшом селе, несколько хат. Через два года началась война.
Нас двое, братик и я с мамой остались. Отец воевал, он прошел всю войну, был четыре раза ранен. Стрелок, штурмовик, рядовой, брал все эти города Западной Европы, освобождал.
Вернулся в сентябре 1945; в сентябре, уже война закончилась. Мама считала, что он погиб, а их держали, видимо, для других дел, еще не окончилась война на других направлениях. Ну вот.
Сельская школа — это хата; одна изба и один класс. Вот так я начинал. Учителей не было.
И помогло уже в шестом-седьмом классе, когда приехал учитель математики. Говорит: «Давай кружок организуем». Это он и я; иИ мы с ним вдвоем математический кружок организовали и решали задачи Моденова.
Но была история. Окончив школу, нельзя было поступить в высшие учебные заведения; были определенные ограничения — надо было оставаться в селе. Виктор Лошак: Паспорта не давали?
Виктор Садовничий: Не было паспортов, и было ограничение при приеме. Неформально, но оно было. Виктор Лошак: Ну понятно.
Виктор Садовничий: И я решил разорвать это кольцо. Мы вчетвером договорились сесть на ночной поезд и ехать до первой шахты. Так мы и сделали, без билета приехали, всю ночь, увидели первую шахту, вышли.
Это была Никитовка. Подошли к отделу кадров, там говорят: «Таких мы не берем. Ну куда вам в шахту?
Мы пошли пешком на эту шахту. Пришли, там говорят: «Хорошо, берем». Определили меня в забой, а других — коногонами.
Дело в том, что шахта была сверхкатегорна по взрывам метана, и там только лошади возили вагонетки. И я работал два года в забое, 600 метров под землей. Впечатления хорошие.
Мы были семьей. Вот если посмотреть на нас после смены, выходило полторы тысячи шахтеров из одной шахты: черные все шли в столовую перекусить. Но я думал все-таки учиться; надо учиться, надо разрывать круг.
Пошел в вечернюю школу при шахте, так называемая учеба там была. Ну и отработав два года, подал документы в Белорусскую сельскохозяйственную академию. Ну, наверное, потому, что я вырос в деревне и любил комбайн, трактор.
А товарищ, начальник участка, тоже в школу вечернюю ходил со мной, говорит: «Ты же математик, куда ты подал? Он говорит: «А если я заберу и перешлю, ты согласен? Ну, поспорили на шахтерскую дозу.
Утром он приходит, говорит: «Я твои документы переслал в МГУ на мехмат». И показывает мне квитанцию. Оказывается, его супруга была начальником почты.
И так мы с ним вдвоем приехали, он на юрфак, я на мехмат. Учиться было страшно трудно. После первого курса я решил, что там олимпиадники, я им был не ровня, плохо был подготовлен.
Но сын Колмогорова, попечитель группы, сказал, что «ты талантлив, ты упрись и работай». И я, по сути, ночами весь первый курс, до 10 библиотека открыта, с 10 до 12 в аудиторию стулом закрывал дверь и работал. И вы знаете, произошел взрыв, полет.
Я окончил МГУ на отлично, стал первым кандидатом, первым доктором и, наверное, единственным академиком и даже ректором. Думаю, что сработало и упорство, и труд, и, наверное, все-таки то, что я говорю: талант или гены заложены. Все-таки это, наверное, так.
Когда я уже вырос, стал заметным, конечно, на меня рассчитывал и деканат, я был замдекана по науке, мне было 29 лет. Моими подчиненными были академик Колмогоров, академик Александров, академик Ильюшин, академик Седов. Я их собирал, они очень уважительно относились.
Потом я был зампроректора и фактически уже тогда стал вести университет, потому что ректор Анатолий Алексеевич Логунов, он летал выше, в своем Протвино установки; он физик, там была крупная установка. А университетом руководил я; какая должность — первый заместитель первого проректора. Виктор Лошак: Когда вам было тяжелей всего?
Виктор Садовничий: Вот это становление. Я переболел, переболел. Это на самом деле почти болезнь.
Потому что я математик, защитил докторскую, я был самым молодым профессором в МГУ, у меня пошли книги. А здесь вот административная работа, общественная работа. Это так тяжело было мне.
Поэтому я ходил ночами, вечерами и в голове доказывал теоремы. Главный результат я доказал в походах. Виктор Лошак: Ну вот ректором ведь вас выбрали?
Виктор Садовничий: Были трудные выборы, было четыре кандидата. Причем администрация и президент тогда был против моих выборов. Ну и прислал министра, чтобы меня снять.
Но выбирал коллектив. Моя позиция была: надежда на университет. Некоторые конкуренты говорили, что Сорос нам поможет; в то время это было модно.
Виктор Лошак: Да, да, это были трудные времена. Виктор Садовничий: Трудные времена.
По мнению члена студенческой инициативной группы Полины попросившей не называть ее фамилию , академическое и студенческое сообщество университета должно само определять вектор его развития и выбирать того ректора, который "будет стоять во главе их интересов и защищать права вуза, гарантировать его рейтинги, позиции, отвечать научным интересам и трендам". Виктор Садовничий как ректор, по словам Полины, вызывает у нее неоднозначные чувства: Человек делает всё, чтобы просто оставаться на удобном для него месте — Некоторые его решения очень странные: например, разрешить во время чемпионата мира или других празднеств открывать фанзону напротив университета. Там же есть общежития, там люди занимаются по вечерам, фанзона мешала людям вести их обычный образ жизни. В принципе, никто не против того, чтобы какой-нибудь один человек долго был на одном месте, если он переизбирается законно: проводятся выборы, он представляет программу, он заинтересован в том, чтобы университет процветал, и он опять переизбирается, переизбирается и переизбирается.
В данном же случае человек делает всё, чтобы просто оставаться на удобном для него месте. По мнению Полины, за последние года в МГУ не произошло никаких глобальных улучшений. По мнению Александры, атмосфера в университете недостаточно свободная. Девушка напоминает о случаях, когда студенты подвергались давлению со стороны университетской администрации за свою гражданскую и политическую активность: — Студентки журфака собирали поручительства за политического заключенного, аспиранта МГУ Азата Мифтахова, и им сейчас угрожают отчислением. Их принудили к созданию поддельных справок, они пытались уйти в академический отпуск, но сейчас их по политическим мотивам пытаются отчислить. Скоро у них будет комиссия на сдаче экзаменов, о дальнейшем развитии событий мы пока что не знаем.
Несколько лет назад было жестко разогнано полицией мирное собрание студентов около университета. Мне кажется, что принцип управления также влияет на эту ситуацию. Тем временем тема выборов и студенческого самоуправления сейчас активно развивается на механико-математическом факультете МГУ.
Образование Спецпроекты 85 лет ректору МГУ им. Ломоносова, академику Виктору Садовничему Под руководством Виктора Садовничего Московский университет получил статус российского самоуправляемого автономного высшего учебного заведения 1992 , возобновилась деятельность Татианинской церкви 1995 , был принят новый устав МГУ 2008 и Федеральный закон, закрепляющий особый статус МГУ как уникального научно-образовательного комплекса 2009. Ломоносова Виктор Садовничий в Главном здании университета во время выступления перед студентами в День знаний. Нигде больше я не был. У меня одно место работы. Всю жизнь.
Зинченко, студенты и аспиранты поздравляют ректора с юбилеем 3 апреля ректор МГУ имени М. Декан факультета психологии, академик РАО Ю. Зинченко поздравил ректора с праздником: «Долгие годы Виктор Антонович делает все возможное, чтобы традиции нашей высшей школы и фундаментальной науки не только сохранялись, но и развивались.
Владимир Путин присвоил звание Героя Труда ректору МГУ Садовничему
Ректор Московского государственного университета имени Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ, директор Института математических исследований сложных систем при МГУ. Сегодня ректору МГУ имени М. В. Ломоносова Виктору Антоновичу Садовничему исполнилось 80 лет. Лауреат Государственной премии СССР 1989 года, Госпремии РФ в области науки и техники (2002), премии им. М. В. Ломоносова (1973).
Более 30 лет у руля: ректор МГУ Виктор Садовничий празднует свое 85-летие
Ректору Московского государственного университета Виктору Садовничему 3 апреля исполнилось 85 лет. Виктор Садовничий с 1992 года руководит главным университетом России. Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (с 1992). Виктор Садовничий с 1992 года руководит главным университетом России.
Комментарии:
- Лентапедия/Садовничий, Виктор/Полная версия — Викитека
- Ректору МГУ Виктору Садовничему присвоено звание Героя Труда
- "Шахтерский характер"
- 85 лет ректору МГУ им. М. В. Ломоносова, академику Виктору Садовничему
- Биография. Садовничий Виктор Антонович. Биография Где живет ректор мгу
- Ректор МГУ Виктор Садовничий отмечает 75-летие
Садовничий виктор антонович биография национальность. Университеты садовничего
Более 30 лет у руля: ректор МГУ Виктор Садовничий празднует свое 85-летие. САДОВНИЧИЙ Виктор Антонович Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Садовничий, Виктор Ректор МГУ, вице-президент Российской академии наук Ректор Московского государственного университета имени Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ. ↑ САДОВНИЧИЙ Виктор Антонович — Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.