Первая неделя Великого поста носит название «Торжество православия» и посвящена победе Православной Церкви над различными ересями. Понедѣльникъ первыя седмицы Великаго поста. Душе, да не разлѣнишися: аще тебѣ приложится врагъ, молитвою же и постомъ отъ ногъ твоихъ да отразится. Полное последование "Служб первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы", представленное в 4 книгах. Среди других постов церковного года Великий пост выделяется в первую очередь своими богослужениями. Что читают в понедельник первой седмицы Великого поста? Первое чтение канона святого Андрея Критского начинается в понедельник на первой седмице Великого поста.
Календарь Великого поста-2023: первая седмица
Вина же испиваем по красовулю чаша — мера жидкости, около 200 гр ». Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста. В прочих седмицах Типикон глава 32 предписывает в будние дни с понедельника по пятницу воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, то есть около 15. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. Дорогие друзья! Хочется обратить внимание, что Типикон - это всего лишь ориентир для мирян!
Не нужно начинать пост по Типикону без опыта пощения.
Вербное Воскресение служат либо в золотых как и Лазареву субботу , либо в белых ризах, т. Что касается золотых, или желтых, риз, то в них служатся службы святительские, а также, по установившейся традиции, обычные будничные службы. Вообще, как правило, цвет риз соответствует тому или иному празднованию только начиная от полиелейной службы: если полиелей или бдение, то по цвету праздника; если служба до славословия включительно, то в золотых ризах. В частности, воскресные службы служатся в золотых ризах. Мученические службы — в красных ризах.
Каждая из служб суточного круга претерпевает некоторые изменения в своем чине. Наиболее характерной особенностью является чтение в конце каждой службы суточного круга молитвы прп. Ефрема Сирина с поклонами. И вообще одной из характерных особенностей Богослужений Великого Поста является обилие земных поклонов. Между прочим, земные поклоны полагаются отнюдь не только на «Господи, Владыко живота моего…» Вопрос: каков смысл совершения Литургии Василия Великого в воскресные дни, а в субботние — Литургии Иоанна Златоустого? Почему не наоборот?
Ответ: не надо забывать, что, согласно церковному преданию, Литургия Иоанна Златоустого есть некоторое сокращение Литургии Василия Великого. Поэтому в те дни, когда от нас требуется сугубая молитва, совершается Литургия Василия Великого. Понятно, что воскресный день во всех отношениях превосходит день субботний, поэтому по воскресным дням Великого Поста совершается Литургия Василия Великого, а по субботним — полная «обычная» Литургия, т. Литургия Иоанна Златоустого. Потому что Вербное Воскресение ни при каком исчислении не причисляется к Великому Посту. Еще одна важная особенность, относящаяся не к данной службе суточного круга, а ко всему суточному кругу в целом: особый устав чтения Псалтири.
Пока скажу лишь, что Великим Постом прочитывается в течение седмицы не 20, а 40 кафизм, т. Псалтирь прочитывается не единожды, а дважды за седмицу. Это достигается вследствие двух причин: — на великопостной утрени прочитывается не две, а три кафизмы; — кафизмы читаются почти на всех Часах. Между прочим, в субботние и воскресные дни устав о кафизмах не изменяется, что тоже подтверждает отсутствие в субботу и воскресение великопостных особенностей. Следующая особенность заключается в изменении чинопоследования каждой из служб суточного круга. Об этом мы будем говорить более подробно, а пока скажу лишь, что Великим Постом вечерня совершается ранее, чем в дни Великого Поста.
Она присоединяется к Часам, согласно установившейся у нас практике впрочем, дозволяемой Типиконом. А поскольку вечерня совершается днем, а не вечером, то вечером в седмичные дни служится не малое, а великое повечерие. В пятницу вечером также совершается великое повечерие, но уже без великопостных особенностей. Устав называет это повечерие «повечерием великим без поклонов». В воскресенье вечером Великим Постом в первые пять воскресений, а также в неделю сыроспустную совершается вечерни со входом и великим прокимном. Два великих прокимна глаголятся поочередно.
Вопрос: откуда появилась традиция служить в воскресение пассию? Ответ: оттуда же, откуда и традиция служить в черных ризах. Собственно, «пассия» латинское слово означает «страдание». Это служба не уставная, она распространилась у нас в синодальный период. Между прочим, чина пассии нигде нет и в разных храмах она совершается по—разному. Есть редкие храмы, где она не совершается, а совершается уставная служба.
Собственно говоря, пассия — это великопостная понедельничная вечерня со входом и великим прокимном, с молебном по отпустительных тропарях, с каноном иногда акафистом и чтением Евангелия. Причем пассии совершаются четыре раза: во второе, третье, четвертое и пятое воскресение Великого Поста. Почему четыре? Потому что четыре евангелиста: на первой пассии читаются страсти по Матфею, на второй — страсти по Марку, на третьей — страсти по Луке, на четвертой — страсти по Иоанну. В прошлый раз мы охарактеризовали общие особенности всех великопостных Богослужений. Сегодня мы будем изучать конкретные особенности тех или иных служб суточного круга, отправляемых во время Св.
Великого Поста. Надо сказать, что Типикон посвящает великопостному Богослужению довольно значительную часть своего объема — это глава 49—я, занимающая несколько десятков страниц. Глава эта называется «Последование Святыя Четыредесятницы». Я буду излагать особенности служб суточного круга не в порядке следования богослужебного дня, а в порядке следования дня астрономического. Полунощница вседневная Напомню, что полунощницы делятся на вседневные, субботние и недельные воскресные. И если мы говорим об особенностях великопостной полунощницы, то относиться они могут только к вседневной полунощнице, поскольку в субботу и воскресение никаких великопостных особенностей нет.
По возгласе священника: «Боже, ущедри ны и благослови ны…» — молитва Ефрема Сирина с 16—ю поклонами.
Яко Моисей великий египтянина, ума, уязвивши, окаянная, не убила еси, душе; и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием? В пустыню вселися великий Моисей; гряди убо, подражай того житие, да и в купине Богоявления, душе, в видении будеши. Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити. Аарон приношаше огнь Богу непорочный, нелестный; но Офни и Финеес, яко ты, душе, приношаху чуждее Богу, оскверненное житие.
Волны, Спасе, прегрешений моих, яко в мори Чермнем возвращающеся, покрыша мя внезапу, яко египтяны иногда и тристаты. Неразумное, душе, произволение имела еси, яко прежде Израиль: Божественныя бо манны предсудила еси безсловесно любосластное страстей объядение. Кладенцы, душе, предпочла еси хананейских мыслей паче жилы камене, из негоже премудрости река, яко чаша, проливает токи богословия. Свиная мяса и котлы и египетскую пищу, паче Небесныя, предсудила еси, душе моя, якоже древле неразумнии людие в пустыни. Яко удари Моисей, раб Твой, жезлом камень, образно животворивая ребра Твоя прообразоваше, из нихже вси питие жизни, Спасе, почерпаем.
Испытай, душе, и смотряй, якоже Иисус Навин, обетования землю, какова есть, и вселися в ню благозаконием. Кивот яко ношашеся на колеснице, Зан оный, егда превращшуся тельцу, точию коснуся, Божиим искусися гневом; но того дерзновения убежавши, душе, почитай Божественная честне. Слышала еси Авессалома, како на естество воста, познала еси того скверная деяния, имиже оскверни ложе Давида отца; но ты подражала еси того страстная и любосластная стремления. Покорила еси неработное твое достоинство телу твоему, иного бо Ахитофела обретше врага, душе, снизшла еси сего советом; но сия разсыпа Сам Христос, да ты всяко спасешися. Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него; емуже ты проклятым твоим житием, душе, уподобилася еси.
Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен и странен от Бога: егоже ты подражала еси умом, о душе, сладострастьми скверными. Ровоаму поревновала еси, не послушавшему совета отча, купно же и злейшему рабу Иеровоаму, прежнему отступнику, душе, но бегай подражания и зови Богу: согреших, ущедри мя. Ты Озии, душе, поревновавши, сего прокажение в себе стяжала еси сугубо: безместная бо мыслиши, беззаконная же дееши; остави, яже имаши, и притецы к покаянию. Ниневитяны, душе, слышала еси кающияся Богу, вретищем и пепелом, сих не подражала еси, но явилася еси злейшая всех, прежде закона и по законе прегрешивших. В рове блата слышала еси Иеремию, душе, града Сионя рыданьми вопиюща и слез ищуща: подражай сего плачевное житие и спасешися.
Иона в Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов, разуме бо, яко пророк, Божие благоутробие: темже ревноваше пророчеству не солгатися. Даниила в рове слышала еси, како загради уста, о душе, зверей; уведела еси, како отроцы, иже о Азарии, погасиша верою пещи пламень горящий. Ветхаго Завета вся приведох ти, душе, к подобию; подражай праведных боголюбивая деяния, избегни же паки лукавых грехов. Христос искушашеся, диавол искушаше, показуя камение, да хлеби будут, на гору возведе видети вся царствия мира во мгновении; убойся, о душе, ловления, трезвися, молися на всякий час Богу. Горлица пустыннолюбная, глас вопиющаго возгласи, Христов светильник, проповедуяй покаяние, Ирод беззаконнова со Иродиадою.
Зри, душе моя, да не увязнеши в беззаконныя сети, но облобызай покаяние. В пустыню вселися благодати Предтеча, и Иудея вся и Самария, слышавше, течаху и исповедаху грехи своя, крещающеся усердно: ихже ты не подражала еси, душе. Брак убо честный и ложе нескверно, обоя бо Христос прежде благослови, плотию ядый и в Кане же на браце воду в вино совершая, и показуя первое чудо, да ты изменишися, о душе. Разслабленнаго стягну Христос, одр вземша, и юношу умерша воздвиже, вдовиче рождение, и сотнича отрока, и самаряныне явися, в дусе службу тебе, душе, предживописа. Кровоточивую исцели прикосновением края ризна Господь, прокаженныя очисти, слепыя и хромыя просветив, исправи, глухия же, и немыя, и ничащия низу исцели словом: да ты спасешися, окаянная душе.
Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. От юности, Христе, заповеди Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие. Темже зову Ти, Спасе: поне на конец спаси мя. Повержена мя, Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща, но прежде конца, яко Человеколюбец, даждь ми прегрешений оставление. Богатство мое, Спасе, изнурив в блуде, пуст есмь плодов благочестивых, алчен же зову: Отче щедрот, предварив, Ты мя ущедри.
В разбойники впадый аз есмь помышленьми моими, весь от них уязвихся ныне и исполнихся ран, но, Сам ми представ, Христе Спасе, исцели. Священник, мя предвидев, мимо иде, и левит, видя в лютых нага, презре, но из Марии возсиявый Иисусе, Ты, представ, ущедри мя. Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше промышления избежати страстей омрачения и пети усердно Твоего, Марие, жития красная исправления. Поползохся, яко Давид, блудно и осквернихся, но омый и мене, Спасе, слезами.
Ни слез, ниже покаяния имам, ниже умиления. Сам ми сия, Спасе, яко Бог, даруй. Погубих первозданную доброту и благолепие мое и ныне лежу наг и стыждуся. Дверь Твою не затвори мне тогда, Господи, Господи, но отверзи ми сию, кающемуся Тебе. Внуши воздыхания души моея и очию моею приими капли, Спасе, и спаси мя.
Человеколюбче, хотяй всем спастися, Ты воззови мя и приими, яко благ, кающагося. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Пречистая Богородице Дево, Едина Всепетая, моли прилежно, во еже спастися нам. Ирмос: Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою и крепостию Моею. Видите, видите, яко Аз есмь Бог, внушай, душе моя, Господа вопиюща, и удалися прежняго греха, и бойся, яко неумытнаго и яко Судии и Бога.
Кому уподобилася еси, многогрешная душе? Вся прежде закона претекши, о душе, Сифу не уподобилася еси, ни Еноса подражала еси, ни Еноха преложением, ни Ноя, но явилася еси убога праведных жизни. Едина отверзла еси хляби гнева Бога Твоего, душе моя, и потопила еси всю, якоже землю, плоть, и деяния, и житие, и пребыла еси вне спасительнаго ковчега. Всем усердием и любовию притекла еси Христу, первый греха путь отвращши, и в пустынях непроходимых питающися, и Того чисте совершающи Божественныя заповеди. Слава: Безначальная, Несозданная Троице, Нераздельная Единице, кающася мя приими, согрешивша спаси, Твое есмь создание, не презри, но пощади и избави огненнаго мя осуждения.
Благословения Симова не наследовала еси, душе окаянная, ни пространное одержание, якоже Иафеф, имела еси на земли оставления. От земли Харран изыди от греха, душе моя, гряди в землю, точащую присноживотное нетление, еже Авраам наследствова. Авраама слышала еси, душе моя, древле оставльша землю отечества и бывша пришельца, сего произволению подражай. У дуба Мамврийскаго учредив патриарх ангелы, наследствова по старости обетования ловитву. Исаака, окаянная душе моя, разумевши новую жертву, тайно всесожженную Господеви, подражай его произволению.
Исмаила слышала еси, трезвися, душе моя, изгнана, яко рабынино отрождение, виждь, да не како подобно что постраждеши, ласкосердствующи. Содержим есмь бурею и треволнением согрешений, но сама мя, мати, ныне спаси и к пристанищу Божественнаго покаяния возведи. Рабское моление и ныне, преподобная, принесши ко благоутробней молитвами твоими Богородице, отверзи ми Божественныя входы. Тело осквернися, дух окаляся, весь острупихся, но яко врач, Христе, обоя покаянием моим уврачуй, омый, очисти, покажи, Спасе мой, паче снега чистейша. Тело Твое и кровь, распинаемый о всех, положил еси, Слове: тело убо, да мя обновиши, кровь, да омыеши мя.
Дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю. Соделал еси спасение посреде земли, Щедре, да спасемся. Волею на древе распялся еси, Едем затворенный отверзеся, горняя и дольняя тварь, языцы вси, спасени, покланяются Тебе. Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, вкупе и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса. Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, из нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума во образ древняго и новаго, двоих вкупе заветов, Спасе наш.
Наг есмь чертога, наг есмь и брака, купно и вечери; светильник угасе, яко безъелейный, чертог заключися мне спящу, вечеря снедеся, аз же по руку и ногу связан, вон низвержен есмь. Яко тяжкий нравом, фараону горькому бых, Владыко, Ианни и Иамври, душею и телом, и погружен умом, но помози ми.
Все тексты соответствуют ныне действующей редакции Постной Триоди, Часослова, богослужебной Псалтири.
Книги аналойного размера 207х284мм в твердом переплете с тиснением, напечатаны в две краски традиционным церковнославянским шрифтом крупного кегля на тонированной офсетной бумаге. По принципам публикации богослужебного текста и по полиграфическому исполнению они составляют единство с предыдущим изданием — «Службами на каждый день Страстныя седмицы», которое вышло в 2013 году. Новое издание будет полезно не только священнослужителям и певчим, но и мирянам, которые интересуются богослужебным уставом и хотели бы яснее усвоить, как устроено великопостное богослужение.
Издание подготовлено Отделом богослужебных книг Издательства Московской Патриархии. Заведующий отделом — священник Иоанн Нефёдов. Редакторы — В.
Скибицкая, священник Иоанн Нефёдов, Т. Левшенко, священник Святослав Малкин, В.
Канон Андрея Критского в понедельник первой недели Великого Поста
- ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
- ПОСТ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПО ТИПИКОНУ.
- Даты Страстной недели в 2024 году
- Службы на каждый день первой седмицы Великого поста: В 6-ти томах на церковнославянском языке
- Даты Страстной недели в 2024 году
- Последование в Неделю Православия
Календарь Великого поста-2023: первая седмица
в четверг Первой Седмицы Великого Поста. Последование Великаго повечерия. Старший: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ, глас 1. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ. Неделя ваий — древнейшая из всех недель Великого поста и единственная из них, непосредственно связанная с евангельскими событиями.
Великий Покаянный канон преп. Андрея Критского (1-я седмица Великого поста)
В субботу на пятой неделе совершается "Похвала Пресвятой Богородице". Читается торжественный Акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист "Похвала Богородице" совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми. В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая неделя Великого поста. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних. Эта суббота называется Лазаревой субботой. На утрени в этот день поются воскресные "тропари по Непорочных": "Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим", а на Литургии вместо "Святый Боже" поется "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Шестое воскресенье Великого Поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания.
Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется "Воскресение Христово"... Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при возженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью воскресение. С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами: "Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш"... Седьмая неделя Великого поста Страстная Седьмица. Седьмая, последняя неделя перед Пасхою называется Страстною Седмицею. Эта неделя посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя. Его страданиям, смерти на кресте и погребению. Все дни Страстной Недели называются Великими. И это связано с величием воспоминаемых событий.
Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня. Страстная Седмица — это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост — это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница первые 40 дней — это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица — это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога. Диакон Андрей Кураев Богослужения Страстной отличаются целым рядом глубоко знаменательных служб, которые совершаются только в эту седмицу. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Все эти три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров , с чтением Евангелия.
Евангелие читается и на утренях. Служится Литургия Св. Василия Великого и соединяется с вечернею в память того, что Господь установил вечером Таинство Причащения. Чин Омовения Ног, совершенный Патриархом Кириллом. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне, при пении тропаря: "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое"....
Церковнославянский язык гражданским шрифтом с ударениями, двуцветный. Тексты подготовлены по изданиям «Службы на каждый день первыя седмицы Святаго Великаго поста», изд. Канон Великий, творение святаго Андрея Критского, Иерусалимского, чтомый в первую неделю поста.
В конец о изменяемых, сыном Кореовым, в разум, песнь о возлюбленнем, 44. В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом 45. Псалом 50. От зде начинаем стихи держати на 14. И чтется канон Минеи прилучившемуся святому со ирмосом на 6. Аще же в Минеи на ряду случатся два святых, тогда глаголем каноны обоим святым на 6. Перваго святаго поется ирмос единожды, и по нем глаголются два тропаря 1й и 2й за един, и тропарь пред Богородичным, Богородичен же оставляется. Таже, втораго святаго подобне два тропаря 1й и 2й за един, и тропарь пред Богородичным, и Богородичен. И поет лик ирмос канона Минеи святаго. И 1й тропарь канона Минеи святаго. И паки 1й тропарь канона Минеи святаго. И 2й тропарь канона Минеи святаго. И 3й тропарь канона Минеи святаго. И Богородичен канона Минеи святаго. За един.
Креста Твоего Господи, сила великая: ибо образующе сего в себе, абие демонов крепость отражаем. Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Посреди пламени, как в прохладной воде, святой мученик Феодор радовался: ибо, сгорев в огне, стал подобным сладкому хлебу для Троицы. Его молитвами, Христе Боже, спаси души наши». Тропарь святому Феодору Тирону Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противные силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый. Кондак святому Феодору Тирону Грехи оплаканные, исповеданные и разрешенные, уже не в нас, или не на нас. Они тоже, что сучья, отрубленные от дерева: когда любили грехи, они были на дереве жизни нашей живыми ветвями и питались от него; когда же мы отвратились от них, стали мерзить ими, раскаялись и исповедались, — этим действием мы отсекли их от себя. В минуту разрешения они отпали от нас. Теперь это сухие ветки, и Господь идет попалить в нас сие терпение прегрешений. Чрез разрешение грехов Он Себе приготовляет в нас достойную Себя обитель. Фото: А. Ru Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра. Хорошо делают те, которые, готовясь к исповеди в первый раз после долгого пребывания во грехах, находят случай предварительно переговорить с духовным отцом и рассказать ему всю историю жизни своей греховной. Таким нет опасности забыть или пропустить что-либо в смятении во время исповеди. Всячески стоит позаботиться о полном открытии грехов своих. Господь дал власть разрешать не безусловно, а под условием раскаяния и исповеди. Если же не будем достодолжно об грехах исповедоваться, то во время исхода нашего страх некий неопределенный найдем в себе. А нам, любящим Господа, надлежит желать и молиться, чтобы в то время оказаться непричастными никакому страху, — ибо кто тогда будет находиться в страхе, тот не пройдет свободно мимо князей адских, потому что эту боязливость души они считают за признак соучастия ее в их зле, как это в них самих есть. Когда согрешашь ты, не плачь и стенай не о том, что будешь наказан: это еще не важно; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, который столько благ, столько тебя любит; столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в этом состоит исповедание. Пост почитай оружием, молитву — стеною, слезы — банею. Преподобный Нил Синайский Всякий грех совершается для наслаждения, и всякое прощение грехов получается через злострадание и печаль. Преподобный авва Фаласий Кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать или здесь — добровольно, или там — от мучений. Преподобный авва Арсений Коливо. Фото: iliya-monastery. Согрешил я пред Господом и Спасителем моим неблагодарностью, маловерием и неверием. Согрешил вероломством и неверностью, непостоянством в добродетели, легкомыслием, суетностью, тщеславием, боязливостью, ропотом, унынием, малодушием. Согрешил я Господи: самолюбием, гордостью, унижением других, завистью, ненавистью, злобою, ехидством, грубостью, дерзостью, жестокостью. Согрешил объядением, пьянством, курением, леностью, похотью, блудом, нечистотою. Согрешил своенравием, самочинием, непослушанием, неповиновением, строптивостью нрава. Помилуй, прости и спаси! Согрешил корыстолюбием, скупостью, жадностью, лживостью, лукавством, клеветою, придирчивостью, божбою, лицемерием. Согрешил похищением, татьбою, присвоением чужого, утаением найденного, обвешиванием и обманом в купле и продаже, поблажкою и потворством грехам и преступлениям. Согрешил я, Господи: суетным провождением времени, пустословием, празднословием, сквернословием, игрою в карты, страстью и чтению пустых книг, нерадением к чтению Священного Писания и других духовных и душеполезных книг. Читайте так же: Сильная молитва на учебу сына Согрешил недоброжелательством, зложелательством, злорадством, злопамятством… Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси! Согрешил небрежностью к молитве как к церковной , так и домашней, суеверием, гаданием. Согрешил недобросовестным исполнением служебных обязанностей, роскошью, неуважением к старости, оскорблением родителей, придумыванием извинения своим грехам и самооправданием вместо самоосуждения и самообличения…, подстрекательством на зло, проклятием на ближнего, ругательством, убийством … … — Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси! Каюсь во всех беззакониях своих, горько сокрушаюсь о согрешениях и впредь, при Божией помощи, буду от них блюститься. Видео удалено. Видео кликните для воспроизведения. Прости меня, отче честный, и будь мне свидетелем в день суда против обличителя моего диавола, что все сие я исповедал и, по данной тебе от Бога власти прощать кающимся грехи, разреши от них, и помолися, да управит Господь путь мой во спасение. Житие святого великомученика Феодора Тирона Вмч. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых Святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма, и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Привезенный к правителю, Святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте. Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник 361 — 363 , желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого Поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо кутью или сочиво. В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого Поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный Святому Великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого Поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий 381 — 397. Настольная книга священнослужителя, Т. Святитель Василий Великий Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями. Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной из стихир: «Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…». Чтение канона прп. Ru Первая великопостная неделя седмица — наиболее строгая.
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
По изданию: Службы первой седмицы Великого поста. Так богослужение первой седмицы вводит нас в Великий пост, воспитывает, вдохновляет, увещевает, направляя на постный подвиг. Службы первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы: в 4-х кн (Сретенский м.). Проповедь во вторник первой седмицы Великого поста.
Особенности Богослужения Великого Поста
Службы утром понедельника, вторника и четверга первой седмицы Великого поста в нашем храме начинаются в 8 часов утра и состоят из Утрени, часов, изобразительных и вечерни. Ссылки на тексты приведены ниже. Литургия Преждеосвященных Даров В среду и пятницу, 20-го и 22-го марта, начало Утрени в 8 часов утра, затем следуют часы, изобразительны и вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
После этого канон стали читать во время бедствий, а затем и в дни Великого поста, сопровождая его коленопреклоненным чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина. В этой молитве говорится: «Господи, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего». Андрей в покаянном каноне показывает образ такого видения своих грехов, когда на корню исключается осуждение других людей. Главная тема канона — признание себя самым грешным среди людей: «Согрешил аз, Господи, пред Тобою, помилуй мя, ибо несть иного человека, паче мене согрешившего» Песнь 3, стих 2. Вторник первой седмицы Великого поста. Великий канон прочитывается во время Святой Четыредесятницы дважды.
Первые четыре дня поста — по частям, а на утрене четверга в среду вечером пятой седмицы, посвященной преподобной Марии Египетской, его читают полностью. Вместе с ним на этом богослужении читается житие преподобной Марии. Церковь постановила читать жизнеописание Марии Египетской и канон в один день, чтобы призыв архиепископа к покаянию был проиллюстрирован наглядным примером. Пройдя путь от распутной женщины до святой, Мария стала ярким образом раскаявшейся и исправившей свою жизнь христианской души [8]. В среду и пятницу Первой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров. В субботу — Литургия свт. Иоанна Златоуста, в воскресенье — свт. Василия Великого.
Мануил Панселин. Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Роспись соб. Протата в Карее. В субботу первой седмицы совершается память великомученика Феодора Тирона и вспоминается его чудесная помощь христианам Константинополя в 362 году. Шла первая седмица Великого поста. Император Юлиан Отступник приказал градоначальнику тайно кропить идоложертвенной кровью все продаваемые на рынках продукты. Но св.
Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедание Христа, явился в сновидении константинопольскому епископу Евдоксию и открыл замысел Юлиана. Он повелел христианам в течение всей недели ничего не покупать на рынке, но питаться своими припасами пшеницы и других злаков с добавлением меда.
Вместе с тем Приложение имеет удобные дополнения для отдельных дней: На случай, если совершается память двух святых, приводятся стихи великопостных библейских песней от пометы «на 8» для стихословия в песнях без трипеснца.
В Приложении к книге «Суббота» дополнительно печатается текст библейских песней в праздничной редакции, поскольку составители Богослужебных указаний оставляют за настоятелем право выбора редакции библейских песней будничной или праздничной для стихословия в этот день см. В приложении к книге «Пяток» помещены избранные из Октоиха стихиры мученичны и догматики, необходимые для пения стихир на «Господи, воззвах…». Все тексты соответствуют ныне действующей редакции Постной Триоди, Часослова, богослужебной Псалтири.
Книги аналойного размера 207х284мм в твердом переплете с тиснением, напечатаны в две краски традиционным церковнославянским шрифтом крупного кегля на тонированной офсетной бумаге. По принципам публикации богослужебного текста и по полиграфическому исполнению они составляют единство с предыдущим изданием — «Службами на каждый день Страстныя седмицы», которое вышло в 2013 году. Новое издание будет полезно не только священнослужителям и певчим, но и мирянам, которые интересуются богослужебным уставом и хотели бы яснее усвоить, как устроено великопостное богослужение.
Издание подготовлено Отделом богослужебных книг Издательства Московской Патриархии. Заведующий отделом — священник Иоанн Нефёдов.
И псалмы 5, 89, 100. И псалмы 16, 24, 50. И чтется кафисма 7-я. В конец, о сынех Кореовых, псалом 46. Псалом, песни сынов Кореовых, вторыя субботы, 47. В конец, сыном Кореовым, псалом 48. Псалом Асафу, 49.
В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану, пророку: егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве, 50. В конец, разума Давиду, внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов, 51. Беззаконие весь день.
Последование в Неделю Православия
На протяжении первых четырех дней Первой седмицы Великого поста в храме на вечерней службе читают Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Проповедь наместника Троице-Сергиевой Лавры епископа Сергиево-Посадского Парамона после Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в понедельник 1-й седмицы Великого поста. Первая неделя Великого поста — время особой молитвы и строгого воздержания.
Службы первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы
СЛУЖБА ВЪ СУББОТУ ПЕРВЫЯ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКАГО ПОСТА. ВЪ ПЯТОКЪ ВЕЧЕРА, ВО СВѢТИЛЬНИЧНОЕ, По обычномъ стихословіи, на Г осподи воззвахъ., поставимъ стиховъ 10 и поемъ стихиры, самогласенъ дне, дважды, гласъ 5. Предлагаем к ежедневному прочтению молитвы и духовные наставления на каждый день 1-й седмицы Великого поста. Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью, церковь в первые два дня рекомендует и вовсе отказаться от пищи. Вечером 19 марта 2024 года, во вторник первой седмицы Великого поста, епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершил. Последование великого повечения в четверг первой седмицы Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Службы первой седмицы Великого Поста: в 6-ти книгах (комплект).
Великий Пост.
Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой пятницы — дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели поста — сораспятии со Христом. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист — Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание. Неотъемлемой частью этого богослужения является проповедь священника, посвященная великой и страшной, спасительной жертве Господа нашего Иисуса Христа.
Темже чертога изринешися вон, рыдающи. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем.
Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем. Поэтому Тебя, как Богоневесту-Матерь мы, все роды, православно величаем. Темже, моя окаянная душе, что сотвориши, егда приидет Судия испытати твоя? Что же сделаешь ты, несчастная душа, когда придет Судия исследовать дела твои? Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих молитвами и постом. Под Твоею защитою он царствует с верою, и от Тебя получает крепость, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, берет в плен врагов и держит их в подчинении. Андрее честный и отче преблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. Перевод: [Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился.
Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми. Рожденный Тобою обновляет законы природы, а девственное чрево рождает; когда хочет Бог, то нарушается порядок природы, ибо Он творит, что хочет. Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй. Зри, душе моя, да не увязнеши в беззаконныя сети, но облобызай покаяние. Но ты, душа, не подражала им. Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. От юности, Христе, заповеди Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие.
Темже зову Ти, Спасе: поне на конец спаси мя. Поэтому и взываю к Тебе, Спаситель: хотя при кончине спаси меня. Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше Промышления избежати страстей омрачения и пети усердно Твоего, Марие, жития красная исправления. Сам ми сия, Спасе, яко Бог, даруй. Пречистая Богородице Дево, Едина Всепетая, моли прилежно во еже спастися нам. Ирмос: Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою и крепостию Моею.
По бyдням Великого Поста Великое славословие никогда не поется — даже на праздник Благовещения. А вот полиелей может быть, хотя и крайне редко. Начальное Трисвятое. Приидите, поклонимся…» и двyпсалмие. Великим Постом добавляется Трисвятое по Отче наш. Затем — возглас священника и продолжение общего начала до двyпсалмия. Далее все идет обычным порядком: двyпсалмие с каждением, тропари, малая и сyгyбая ектения, шестопсалмие. Согласно yставy, священник исходит на чтение yтренних молитв не в начала 4—го псалма шестопсалмия, а в начале 5—го. Отсюда вывод: Великим Постом шестопсалмие читается более неспешно, растяжно, чем вне Великого Поста, так что yспевают прочитать 12 yтренних молитв во время чтения всего лишь двyх последних псалмов. Далее — великая ектения, как обычно. А дальше — важнейшая особенность. Вместо «Бог Господь» со стихами поется «Аллилyиа» со своими стихами. Стихи эти взяты из книги пророка Исаии, глава 26. На самом деле они являются частью 5—й пророческой песнью, которyю, согласно yставy, положено соединять с 5—й песню канона всякой yтрени. Почемy не поется «Бог Господь и явися нам», а поется «Аллилyиа»? Возглас «аллилyиа» можно перевести как хваление Господy, «слава Богy». Слyжба на «Бог Господь» предполагает вершиной своего совершения Божественнyю литyргию. Великим же Постом Литyргия по бyдням не совершается о Литyргии Преждеосвященных Даров разговор особый. А раз не совершается Божественная литyргия, то Бог и Господь не явится нам Своим Пречестным Телом и Кровию, поэтомy пение «Бог Господь» на yтрени было бы не вполне yместно. Поется иное славословие, более общего характера. Соответственно стихи аллилyария носят более покаянный, нежели радостный характер: «От нощи yтренюет дyх мой к Тебе, Боже…» На полиелейной yтрени бывает «Бог Господь», но там вообще изменяется весь строй слyжбы. Божественная литyргия Преждеосвященных Даров назначается там ради святого, она внеочередная. Как есть апостольское евангельское чтение рядовое, а есть праздничное. Ради праздничного чтения назначается дополнительный прокимен, так же и здесь: ради дополнительной, внеочередной Литyргии Преждеосвященных Даров назначается чтение «Бог Господь». Кроме того, всякая слyжба целостна и было бы нелогично петь на yтрени покаянные стихи Исаии, а потом полиелей. То есть полиелей как бы идет в одной связке с «Бог Господь и явися нам» — псалом 118 перекликается с полиелейныйми псалмами 4 и 135. Но это скорее исключение — таких слyжбы бывает постом всего две, когда на «Бог Господь» полной Литyргии нет: 40 мyчеников и Обретение главы, и то не всегда. Вместо тропарей на «Бог Господь» поются Троичны гласа. По сyществy это тоже тропари, но несколько особенного характера. Указывается, что Октоих Великим Постом, вообще говоря, не отменяется, хотя расхожее мнение говорит о том, что во время Великого Поста по бyдним дням Октоих не поется. Это так и не так. Действительно, для совершения Богослyжения книга, именyемая Октоихом, не понадобится. Но это не значит, что Октоих не поется — некоторые его тексты все равно использyются за Богослyжением. Во—первых, это Троичны гласа, во—вторых, седальны по первом стихословии yтрени т. Но посколькy этих текстов мало, то целесообразно было бы их заключить в Постнyю Триодь, что и сделано: они напечатаны в виде приложения в Постной Триоди. Иными словами, некоторые тексты Октоиха использyются, хотя сама книга на великопостном Богослyжении не нyжна. В каждом гласе три Троична. Первый поется просто, второй на «Славy», третий — на «И ныне». Первый Троичен имеет переменное окончание, которое определяется текyщим днем седмицы. Впонедельник Троичен оканчивается: «Предстательствyет бесплотных, помилyй нас», во вторник: «Молитвами Предтечи Твоего помилyй нас». В средy и пяток: «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Понятно, что окончание первого Троична любого гласа зависит от дня седмицы. Во втором Троичне молитвенно призываются все святые: «Молитвами всех святых, помилyй нас» в любом гласе, в любой день седмицы. То есть соблюдена обычная логика: последнее песнопение данной yтрени так или иначе обращено ко Пресвятей Богородице или хотя бы Пресвятая Богородица yпоминается в этом песнопении. Так что третий Троичен справедливо было бы назвать «Троичнобогородичном» по типy Крестобогородична , хотя такого термина и нет. То есть это некое песнопение, в котором прославляется и Пресвятая Троица, и Пресвятая Богородица. Почемy не поются тропари на «Бог Господь»? Обычно на yтрени на «Бог Господь» поется тропарь святого дня дважды , «Слава, и ныне», тот или иной Богородичен.
Иоанна и четвертая неделя Великого поста могут приходиться на один день. Вполне возможно, что однажды из-за этого совпадения было решено отмечать его память в четвертую неделю Великого поста. Икона "Лествица Райская". Написана на заказ в иконописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря Неделя преподобной Марии Египетской У преподобного Зосимы, который сподобился общения с Марией Египетской, был ученик, ныне известный Церкви как преподобный Иоанн Лествичник. Зосима поведал о святой Марии Иоанну, и тот сделался её большим почитателем. Со временем, когда к Иоанну также начали относиться как к старцу, весть о святой Марии распространилась через его духовных чад. О том, что прп. Марию вскоре начали широко почитать, говорит тот факт, что её житие было составлено самим Патриархом Иерусалимским Софронием. При этом, прп. Мария отошла ко Господу около 522 года, а патриарх Софроний жил в 560-638 годах. Учитывая уровень развития средств коммуникаций раннего Средневековья, это крайне малый промежуток времени для распространения почитания. Вполне возможно, что еще в VII в. Марии и было решено посвятить неделю воспоминанию подвига покаяния святой подвижницы, вполне соответствующего великопостному настроению. Но наиболее вероятно, что неделя в честь прп.
Как и когда читается канон святого Андрея Критского?
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 18 марта – 21 марта) вечером в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Первая седмица Великого Поста по монастырскому Уставу самая строгая в отношении трапезы. Настоящее издание содержит чинопоследование богослужений первой седмицы Великого поста, включая последования утрени, часов, вечерни и великого повечерия.