К раннему периоду творчества относится и опера «Не только любовь», которую Щедрин закончил в 1961 году. первая опера а, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. Кстати, именно ее колхозники из оперы Щедрина смотрели на широком экране, роняя слезы в финальной сцене объяснения в любви. Даже на сцене Мариинского театра, собравшего всего оперного Щедрина, «Не только любовь» поставили последней, словно смущаясь ее лирико-производственной игривости в изящной песенно-частушечной форме на грани водевиля и психодрамы. Опера Щедрина "Не только любовь", написанная в 1961 году, и по сей день остается довольно сложной музыкой ХХ века.
Популярное в разделе
- МАМТ представляет оперу об изломанных душах сильных людей
- Спасибо за обращение
- Полюбил бы, коли захотела | Музыкальная жизнь
- Родион Щедрин -- лирическая опера "Не только любовь"
- Вы владелец сайта?
Спектакль «Не только любовь» в Санктъ-Петербургъ Опера
Спектакль привлекает свободным вокалом, «открытостью» драматической игры и обилием танцев. В нем есть светлая лирика и ирония, «сочный» жанровый юмор и высокий драматизм. А искушенные меломаны смогут угадать в сюжетных коллизиях параллели с «Онегиным» и даже «Кармен». Родион Щедрин, посетивший премьеру постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера», вспомнил о разгромном спектакле 1961 года: «Знаете, почему провалился тот спектакль?
Действие происходит в советском колхозе после Великой Отечественной войны и повествует о взаимоотношениях жителей села и трудном сельском быте. Родион Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки, в которой есть что-то глубинное, зарытое в национальном подсознании.
Сочинение получилось очень живым, жанровым, по-настоящему очаровательным и полным ярких лирических мелодий.
Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» Постановка народного артиста России Юрия Александрова Театр «Санктъ-Петербургъ Опера», продолжая свои традиции, вновь обратился к малоизвестному на сегодняшний день произведению — «Не только любовь» Родиона Щедрина. Щедрин, в 2012 году отметивший свой 80-летний юбилей, — один из самых крупных и известных советских композиторов второй половины ХХ века. Владея острым современным музыкальным языком, он создал произведения, доступные широким кругам слушателей. Все его оперы и балеты созданы исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей: Гоголя, Чехова, Толстого, Набокова, Лескова. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Несмотря на то, что опера изначально предназначалась для Большого театра, Щедрин стремился уйти от принятых тогда на этой сцене монументальных массовок со знаменами в камерную сферу, к переживаниям обыкновенных людей. Но хотя, премьерный спектакль оформлял художник Александр Тышлер, а дирижировал Евгений Светланов, переломить обычаи академического театра композитору, все же, не удалось.
Несколько лет опера неоднократно исполнялась в Москве и провинции, но постепенно исчезла с репертуарной страницы и в дальнейшем была незаслуженно забыта. Сегодня художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» — Юрий Александров «Золотая маска», «Золотой софит» вдохнул новую жизнь в эту оперу. Родион Щедрин и Майя Плисецкая, которые присутствовали на премьере, были восхищены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных зрителей, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене. Опера «Не только любовь» стала лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». На концерт еще осталось несколько билетов. Их можно приобрести на сайте филармонии, а также в кассе БКЗ на улице Некрасова, 24. В этом году организаторы решили расширить аудиторию фестиваля, и, помимо классики, на нем будут представлены другие направления музыкального искусства.
Лирическая опера в двух действиях
- МАМТ представил новую постановку оперы Родиона Щедрина «Не только любовь»
- Отзывы о «Колхозная любовь: о постановке оперы Щедрина в МАМТ»
- Другие сюжеты
- Наши проекты
- Премьера оперы Щедрина «Не только любовь» прошла в МАМТе - Обзорник
Не только любовь. Родион Щедрин и Мариинка, театральный роман
первая опера а, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. Родион Щедрин Самую первую оперу Щедрина – «Не только любовь» (1961) – в Мариинском поставили последней. Сразу после «Адрианы Лекуврёр» в Большом театре драматический режиссер Евгений Писарев предлагает зрителям свою версию оперы «Не только любовь».
Колхозная любовь: о постановке оперы Щедрина в МАМТ
Красивая, высокая, сильная, она, скорее, напоминает образ жрицы, царицы или богини, которая запрещает себе человеческие слабости во имя долга. Максим Обрезков и Ася Мухина нарисовали тревожную картину, сознательно лишив ее буколических красот: голая земля, готовая к посевной, высоковольтная линия электропередач, уходящая к горизонту, тяжелые тучи в небе и бесконечный ливень, не дающий возможность сева. И это не просто бытовая проблема неких далеких от нас советских колхозников. Тема поднимается до уровня языческого мифа, в котором люди живут в абсолютной гармонии и единстве с природой. Не будет сева, не будет урожая. Не будет урожая, не будет жизни. Классический оперный любовный треугольник здесь тоже демонстрирует удивительное слияние бытового реалистического конфликта с высотами истинной трагедии. Молодой паренек Володя, легкомысленный балабол, избалованный вниманием девок, появляется перед более чем скромными односельчанами, как Сергей Сергеевич Паратов — в белом костюме и элегантных туфлях. Кирилл Матвеев создает очень яркий характер обаятельного пустомели, который своей асоциальностью рушит шаблоны жесткой системы деревенского сообщества. Варвара влюбляется в Володю.
И эта любовь — не что иное, как страсть, «химия», эротическое влечение. Музыка буквально захлебывается от страстных интонаций, сочных гармоний, выразительных мелодических оборотов. Варвара уже готова подчиниться своему чувству, хотя у Володи есть юная невеста Наташа — ее партию исполняет нежная и женственная Мария Макеева, обладательница очень красивого сопрано. Впрочем, здесь каждый солист демонстрирует великолепные вокальные качества.
Самое раннее из них — сюита из музыки первой оперы Щедрина «Не только любовь». Будет исполнен и созданный в те же годы искрящийся концерт для оркестра «Озорные частушки», в восторге от которого в числе многих был Леонард Бернстайн. Написанный по заказу Лорина Маазеля и Чикагского симфонического оркестра к 100-летию коллектива, впервые он прозвучал в 1990-м году. В этой яркой, полной юмора музыке особое оживление и публики, и исполнителей неизменно вызывает фрагмент пения оркестром романса «Очи черные».
И все же стоит иногда побороть стереотипы и вслушаться в те великие интонации, которые рождены талантом современного композитора.
Впрочем, «современность» партитуры «Не только любовь» весьма относительна: она написана в 1961 году на либретто Василия Катаняна мужа Лили Брик , которое основано на рассказах писателя — деревенщика Сергея Антонова, известного по сценарию культовой советской мелодрамы «Дело было в Пенькове». Однако музыка Щедрина вовсе не похожа на песню Кирилла Молчанова «Парней так много холостых, а я люблю женатого…». Стилистика этого композитора — совершенно иная, особая, ярко-индивидуальная. Масштабность и подробная проработка драматургии соединяется с потрясающим чувством времени, идеальной расстановкой кульминаций. Как в хорошем голливудском фильме ты ни на минуту не расслабляешься и следуешь за непрерывно развивающейся композиторской мыслью. И, конечно, огромная заслуга в этом принадлежит маэстро Коробову, который уверенно и вдохновенно ведет за собой оркестр, хор, солистов и зрителей, не давая отвлечься. Сюжет оперы на первый взгляд кажется вполне бытовым. Но лишь на первый. Новое поколение мужчин, на месте выкошенных войной, еще не взросло.
Колхозом руководит 28-летняя Варвара, одинокая, сильная, как будто лишенная эмоций, взявшая на себе бремя колоссальной ответственности. Лариса Андреева в этой роли не копирует типажи из советского кино про колхозы. Красивая, высокая, сильная, она, скорее, напоминает образ жрицы, царицы или богини, которая запрещает себе человеческие слабости во имя долга. Максим Обрезков и Ася Мухина нарисовали тревожную картину, сознательно лишив ее буколических красот: голая земля, готовая к посевной, высоковольтная линия электропередач, уходящая к горизонту, тяжелые тучи в небе и бесконечный ливень, не дающий возможность сева.
Что-то из опереточных мотивов, что-то из знакомых песенок. Он вальяжный, немного нахальный, мнит себя столичным парнем, удачливым!
Выбился в люди! Стал городским резонером. Потому и от тяжелой и грязной работы крестьянской пытается отлынивать. Но и это ширма! За душой тоже ничего нет. Все бедны, никому никто ничего дать не может, кроме душевного тепла деньги и богатство - ничто, любовь - это всё!
Даже мужчин нет, кроме совсем молодых. Этот сюжет не может быть встроен в современность. Разве что в апокалиптическую антиутопию. В опере герои живут вопреки обстоятельствам. Любят, и радуются, и шутят, и надеятся. Не лежат в депрессии, как делали бы сегодняшние хлюпики, и не ноют, как слабаки, а ищут способ жить и радоваться.
Музыка танцев - тому доказательство. Кадриль - главный хит оперы. Ее слушать без слез невозможно! Веселье сквозь слезы. Если осознать, как длинен и тяжел путь к хорошей жизни, его никак не пройти! Только, если об.
Главная героиня Варвара Васильевна Екатерина Сергеева безумно, исступленно хочет любви, мечтает сама любить. Ее не вдохновляет влюбленный в нее Федот Петрович, бригадир трактористов. Она поначалу позволяет себе искать ответного чувства у фасонистого и легковесного Володи Гаврилова.
Не только любовь. Родион Щедрин и Мариинка, театральный роман
Петербургская премьера оперы "Не только любовь" всемирно известного композитора Родиона Щедрина, посвященная супруге и музе, великой балерине Майе Плисецкой, стала знаковым событием. попытку прописать у себя оперу Щедрина «Не только любовь». Купить билеты на оперу «Не только любовь» в театре «Санктъ-Петербургъ Опера». 13, 15 и 24 февраля на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге впервые покажут оперу Родиона Щедрина «Лолита», написанную по сюжету романа Набокова. легендарной балерине Майе Плисецкой.
«Убить ее я не мог. Я, видите ли, любил ее». Опера Родиона Щедрина «Лолита» на сцене Мариинки
удьба первой оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» долгое время складывалась неудачно. Купить билеты на оперу Не только любовь в Санкт-Петербурге, билеты по цене от 300,00 руб. 18 мая 2024 г. в 19.00, Санктъ-Петербургъ Опера Не только любовь, официальные электронные билеты на оперу на сайте Самое раннее из них – сюита из музыки первой оперы Щедрина «Не только любовь».
Опера «Не только любовь» в Концертном зале Мариинского театра
Певцы здесь именно поют, а не рвут связки скачками на резкие интервалы, как этого часто требуют современные композиторы, которые не любят ни певцов, ни слушателей. Щедрин любит и тех и других. И потому даже самая неискушенная публика готова ответить ему тем же. Отдельная история — хоровые сцены. Хоры у Щедрина всегда завораживающе прекрасны. Здесь они просто запредельно небесные, ангельские. Считается, что опера построена на частушках и что партитура имеет некие фольклорные корни. Вряд ли это так. Народность важна для этой оперы, не в этническом аспекте, а скорее, в мифологическом. Знаменитые частушки из второго акта он весь построен на развернутой стилизованной кадрили никакой «фольклорности» в себе не несут. А если она и присутствует, то примерно в той же версии, что у Стравинского.
Это, пожалуй, самая модернисткая часть оперы, которая, на самом деле, и вся — ярчайший пример модернизма, а может быть, даже и начала постмодернизма. И удивляться здесь нечему: русская музыка с средины XIX определяла самые авангардные течения в искусстве. Сразу после «Адрианы Лекуврёр» в Большом театре драматический режиссер Евгений Писарев предлагает зрителям свою версию оперы «Не только любовь». И снова достигает огромного успеха, что очевидно не случайно.
Все его оперы и балеты созданы исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей: Гоголя, Чехова, Толстого, Набокова, Лескова. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Несмотря на то, что опера изначально предназначалась для Большого театра, Щедрин стремился уйти от принятых тогда на этой сцене монументальных массовок со знаменами в камерную сферу, к переживаниям обыкновенных людей. Но хотя, премьерный спектакль оформлял художник Александр Тышлер, а дирижировал Евгений Светланов, переломить обычаи академического театра композитору, все же, не удалось. Поэтому важной вехой стало появление оперы «Не только любовь» на новой театральной сцене — Московского камерного музыкального театра режиссера Бориса Покровского, в качестве первого спектакля этого театра 1972.
Тем не менее постановщик действительно убрал многие непонятные для современного слушателя производственные диалоги, очистил оперу от неудачных ходов малоталантливого либреттиста Василия Катаняна, которого в этот раз даже в программку не вписали. К тому же действия назвали картинами, поэтому их количество от авторских трёх сократилось до двух. Действительно, именно музыка спасала, но не оправдывала скучные и наивные мизансцены, отсутствие логики и ясности в рисунках актёрских ролей. Надо признать, перед музыкантами стояла сложнейшая задача: опера соединяет и противопоставляет две линии: бравурный праздник и трагическую любовь. К тому же эти линии ещё и жёстко разведены по действиям, после антракта уже нет задорных танцев и разудалых частушек, и заканчивается опера многозначной разомкнутой сценой. Центральная героиня оперы — Варвара Васильевна. Она влюбляется в приехавшего из города Володю Гаврилова, но считает, что как председатель колхоза не имеет права на проявление сердечных чувств. Тем более у Володи есть невеста Наташа. Исполнительница партии Варвары Лариса Поминова выполнила все формальные требования, ответственно отработала спектакль, но многогранный образ героини, похожей сразу и на Кармен, и на Татьяну Ларину, и на Любашу, и даже на Нонну Мордюкову в кинофильме «Простая история» и Екатерину Фурцеву министра культуры СССР , передать не удалось.
Весьма рыхло артистка прозвучала в первой картине, когда унимала драку и влюбилась в Володю. Была более органична в неожиданном для всех и для себя самой участии в художественной самодеятельности, удачно выстроив трансформацию образа от неприступного начальника до звезды сельского клуба. И совсем неудовлетворительным в актёрском плане стал финал, где трагические сцены смятения, к сожалению, выглядели комично. Скованность и плохая пластика были свойственны почти всем участникам постановки. Хотя это можно объяснить, например, стилизацией или желанием передать именно такие черты советского народа.
А он просто написал оперу на рассказы Сергея Антонова. Родион Щедрин, народный артист СССР, композитор: «Наоборот, я и в этой постановке и в этих артистах, которые это исполняют, ощущаю огромную порцию любви и симпатии к людям той поры». Считается, что постановочная судьба оперы неудачна именно из-за либретто. Ничего не выходило. Первый делал Тышлер художник. Ничего не вышло. Дирижер был Светланов. И ничего не получалось. Плохое либретто».
Не только любовь. Родион Щедрин и Мариинка, театральный роман
Владея острым современным музыкальным языком, он создал произведения, доступные широким кругам слушателей. Все его оперы и балеты созданы исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей: Гоголя, Чехова, Толстого, Набокова, Лескова. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Несмотря на то, что опера изначально предназначалась для Большого театра, Щедрин стремился уйти от принятых тогда на этой сцене монументальных массовок со знаменами в камерную сферу, к переживаниям обыкновенных людей. Но хотя, премьерный спектакль оформлял художник Александр Тышлер, а дирижировал Евгений Светланов, переломить обычаи академического театра композитору, все же, не удалось.
На нее автор приехал с супругой Майей Плисецкой. Опера написана в 1961 году, в ее основу легли рассказы Сергея Антонова о деревенской жизни российской глубинки. Произведение Родиона Щедрина ставили не часто, но и не запрещали: партийная элита его не приняла. Не принимают оперу коммунисты и сегодня. Спустя 50 лет после первой постановки, среди зрителей премьерного показа нашлись недовольные. Юрий Александров договорился с коллекционерами винтажа, чтобы в его постановке было восприятие этого времени буквально на ощупь. Если можно так сшить, то материал сапог середины 60-х , платьев и даже ватника не повторить. Частушки с классическими вокальными интонациями у Родиона Щедрина не простое облечение фольклора в такую форму, а передача оперными приемами сельского быта.
Это сегодня в творческом багаже композитора произведения, созданные на сюжеты крупнейших русских писателей.
Для дирижёра Феликса Коробова эта работа — исполнение давней мечты; саму оперу он считает вещью чрезвычайно значительной. Вот, как он её характеризует: «Внутри этой оперы, которая идёт около двух часов, заложен громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, спектр от иронии, шуток и настоящего искреннего надрыва до большой трагедии. Хореографию разрабатывает Сергей Землянский. Состав исполнителей пока не объявлен. Фото: соцсети МАМТа Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать дайджест новостей, событий и материалов журнала Ваш адрес электронной почты Я согласен на обработку моих персональных данных и с политикой конфиденциальности контакты издательства гитис.
В ее основе деревенская проза автора "Дело было в Пенькове" Сергея Антонова. Либретто по его повестям и рассказам "Тетя Луша", "Дожди" и "Поддубенские частушки" написал Василий Катанян муж Лили Брик, заботившийся о многих знаменитых "шестидесятниках", в том числе о Майе Плисецкой и Родионе Щедрине. Родион Щедрин подчеркивал, что народное искусство "впитывал, поглощал в натуральном, корявом виде.
Без грима". Вот и герои его первой оперы, которую он написал в 28 лет, не поют арии или развернутые дуэты, а ведут разговор на языке частушек и кадрили. Деревенские будни и, кажется, вечная распутица с нескончаемыми дождями становятся фоном для трагедии античного накала. Главная героиня - бойкая председатель колхоза Варвара Васильевна командует большим хозяйством и множеством людей.
Тут и инвалид войны бригадир Федот да не тот , трактористы и крестьянки, ищущие своего простого человеческого счастья. Начальница у них баба что надо: она и "в беде не сробеет - спасет; коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!
Контакты издательства ГИТИС
- Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером
- Премьера оперы Щедрина «Не только любовь» прошла в МАМТе | Джи Ньюс
- Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером. Новости | «Музыкальная карта»
- Опера Не только любовь 2021 в Концертном зале Мариинского театра, Санкт-Петербург
- Вы владелец сайта?
- Опера «Не только любовь» | Путеводитель Подмосковья
Статьи | Премьера
Сразу после «Адрианы Лекуврёр» в Большом театре драматический режиссер Евгений Писарев предлагает зрителям свою версию оперы «Не только любовь». Родион Щедрин написал оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Сразу после «Адрианы Лекуврёр» в Большом театре драматический режиссер Евгений Писарев предлагает зрителям свою версию оперы «Не только любовь». Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» назначена на 6 марта.
Главное в этой опере - совсем не любовь, а воля к
Самое раннее из них – сюита из музыки первой оперы Щедрина «Не только любовь». Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене – великой русской балерине – Майе Плисецкой. С 6 по 8 марта в Московском академическом Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко пройдут премьерные показы оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке Евгения Писарева. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Эта первая опера Щедрина, сочиненная им в 1961 году, стала музыкальным отображением «деревенской прозы» – целого явления в советском искусстве.