Валерий (имя при рождении Валериан) Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января) 1904 года в селе Василёво Нижегородской области. Отряд им. Валерия Чкалова ВВС (1984) сторона АВозвращение к звездамФионаКоролева МаргоСверхпроводимостьАэлитаРазбитый компасТехнология любви (I)сторона ВТехнология любви (II) Ты не царица Грязные руки Как сообщила сегодня газета Мальчики. Чкалов трагически погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта нового истребителя И-180 на Центральном аэродроме. Статья автора «Русская Семёрка» в Дзене: 15 декабря 1938 года произошла трагедия: во время испытания истребителя И-180 погиб прославленный лётчик Валерий Чкалов.
Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова
РИА Новости Самолет Валерия Чкалова пролетает над Исаакиевским собором во время перелета Москва – Далекий Восток, 20 июня 1936 года. Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого вылета на самолёте И-180 на Центральном аэродроме. Более 13 тысяч человек погибли в Судане за год вооруженного конфликта, рассказал министр здравоохранения страны Хейсам Мухаммед Ибрагим, сообщает РИА Новости. Валерий Чкалов и явился главным демиургом пролетарского флота.
Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова
Такой перелет занимал 137 часов. Все прежние попытки проложить короткий маршрут через Северный полюс срывались. Но у Чкалова и его команды получилось. Его детство Валерий Чкалов родился в 1904 году прошло на Волге, в небольшом селе в Нижегородской губернии. Он рано остался без матери. В слободе слыл отчаянным и задиристым. Никто не мог так быстро переплыть Волгу или так ловко уцепиться за руль идущей по реке полным ходом баржи. Одной из опасных игр слободских ребят было ныряние под проходящие по Волге плоты. Нужно было проплыть под плотом как можно дальше и после каждой пары бревен выпускать ртом пузырьки воздуха.
Это называлось «сигнализация». Игра требовала силы, ловкости, смелости и знания подводных течений. Обычно ребятам удавалось отсчитать двадцать-тридцать бревен. Чкалов отсчитывал до сорока. В то время на Волге был обычай драться стенка на стенку. Бились на кулаках и взрослые, и ребята. Валерка Чкалов был предводителем самой сильной в селе группы ребят. В 12 лет он начал работать помощником молотобойца в затоне, где ремонтировал суда его отец — котельщик Павел Чкалов.
Каждый день по десять-двенадцать часов я поднимал и опускал молот. От непосильной работы ломило руки, спину, кружилась голова. А потом привык. Привык к чертовски тяжелой работе, за которую получал гроши Валерий Чкалов«Высоко над землей», 1939 год В 14 лет Валерий устроился кочегаром на землечерпалку, а через год уже плавал на пароходе «Баян». Об авиации он тогда еще не думал. Более того, пройдет еще долгих пять лет, прежде чем он первый раз в жизни увидит самолет — гидроплан. Это случилось в 1919 году. Во время Гражданской войны в Нижнем Новгороде располагался авиационный полк.
Изредка самолеты пролетали над рекой. Услышав шум мотора, Чкалов выбегал из кочегарки и любовался «невиданными птицами». Тогда он и сделал свой выбор. Мои детские мечты совершить что-нибудь особенное, дерзкое и отважное свелись теперь к одному — летать! Валерий Чкалов«Высоко над землей», 1939 год Небесный хулиган Осенью 1919 года Чкалов вступил добровольцем в Красную армию, получив направление в IV авиационный полк, расположенный в Заречной части Нижнего Новгорода. Работал слесарем, затем — сборщиком самолетов. Присматривался к летчикам, изучал матчасть. В 1921 году Чкалову удалось, наконец, получить рекомендацию для поступления в Егорьевскую авиашколу.
Курсанты называли ее «терка», что означало теоретическая школа. Самолетов в «терке» было мало, все они были старые, изношенные и постоянно ломались. За два года Чкалов поднялся в воздух всего несколько раз и лишь в качестве пассажира. В апреле 1923 года Чкалова направили учеником-летчиком в Борисоглебскую авиашколу, потом перевели в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа. Молодой Чкалов обучался там искусству боевых разворотов, петель, штопоров, переворотов и других сложнейших воздушных фигур После этого была Серпуховская школа стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Наконец-то он добился того, о чем так мечтал, и здесь ярко проявились противоречия его характера. С одной стороны, ему не было равных в умении управлять самолетом. Из старых, исчерпавших свой ресурс машин Чкалов умудрялся выжимать максимум, выделывая на них фигуры высшего пилотажа.
Но одновременно с этим он оказался человеком своевольным, плохо поддающимся военной дисциплине. Мне хотелось неожиданно ринуться вниз, к земле, или сделать на глазах у изумленных товарищей какую-нибудь замысловатую фигуру. Часто я уходил в сторону от аэродрома и накручивал одну фигуру за другой».
Окончил сельскую школу, затем техническое училище в Череповце. В 1919 году вступил в ряды Красной Армии, где был мастером по ремонту самолетов.
В 1921-1924 годах обучался в Егорьевской, а затем в Борисоглебской школе военных летчиков. После этого проходил обучение в Серпуховской высшей школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя и Московской военной авиационной школе высшего пилотажа. В 1924 году Чкалов начал службу в авиации.
Сталин лично встречал возвращающиеся самолеты и очень благоволил дерзкому летчику. В браке с Ольгой Эразмовной у Чкалова родились трое детей. А Ольга Александрова, по рассказам Надежды Николаевны, так и не нашла в браке свое счастье. Ее муж рано умер — упал с лестницы и разбил голову. Замуж она больше не вышла. Всю жизнь проработала портнихой на швейной фабрике. Когда Надежда Николаевна вошла в их семью, Ольга Ивановна была уже на пенсии.
Жила отдельно, но часто заходила к брату Георгию в гости. Чкалова вспоминала редко и лишь однажды рассказала своей невестке о его полете под мостом. Возможно, она до конца жизни жалела о неправильном выборе. Как-то она обронила горькую фразу: «За деньгами погонишься — ничего не получишь». Ольга Александрова скончалась в 1990 году в возрасте 84 лет от сердечного приступа в своей квартире — всего в 15 минутах ходьбы от того самого моста, который навсегда развел ее с Валерием Чкаловым. Досье Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года. За пьяную драку и нарушения дисциплины несколько раз приговаривался военным трибуналом к лишению свободы. Но каждый раз восстанавливался в рядах Красной Армии. Его первый беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, стартовавший 20 июля 1936 года, длился 56 часов. Второй полет, из Москвы в Ванкувер, состоявшийся год спустя, продолжался 63 часа.
Погиб Чкалов 15 декабря 1938 года во время испытаний. Причина — неисправный самолет. Но, по версии родных, это было преднамеренное убийство.
Самолет сделал один круг над летным полем, а затем ушел далеко за границы Ходынки, пролетев над ближней дачей Сталина напомним, что испытания И-180 проходили в канун дня рождения вождя и первый полет был своеобразным подарком для него. Кроме того, вместо предписанной высоты в 600 метров во втором круге Чкалов набрал 2000 метров, что являлось еще одним нарушением полетного задания. Наконец, пилот зашел на посадку и, сбросив обороты двигателя, стал издали снижаться на полосу.
Поняв, что с выпущенными шасси, самолет слишком быстро теряет высоту, Чкалов прибавил «газу», переведя мотор во взлетный режим, но тот не слушался летчика — стал «чихать» и вскоре заглох. Летчик боролся за жизнь экспериментальной машины и пытался дотянуть до аэродрома с неработающим двигателем. Во время аварийной посадки И-180 врезался в опору линии электропередачи. От страшного удара пилота вместе с креслом выбросило из кабины на расстояние 15 метров. По разным свидетельствам после этого он прожил от 40 минут до двух часов и умер в страшных мучениях в Боткинской больнице Москвы. Спору нет — во время самого первого вылета И-180, как и многие другие машины, действительно имел множество недоработок, но ни одна из них напрямую не вела к катастрофе.
Если кто-то действительно и пытался убить Чкалова, подстроив аварию именно в этом полете, то он сделал это дело очень плохо.
Как погиб легендарный летчик Чкалов: тайна, о которой спорят уже много лет
Если что-то случится, не убивайся с горя, береги девочек дочек Елену и Галину. Личную свою жизнь устраивай, как посчитаешь нужным… Что-то слишком траурное письмо получается. Надеюсь, ты его никогда не увидишь». Валентина Ивановна нашла письмо через несколько лет после 1968-го… Завет любимого выполнила, старшая дочь стала кандидатом наук, искусствовед, младшая - доктор экономических наук, а сама женщина, ушедшая три года назад, до последнего была верна Юрию Гагарину… Свой, как оказалось, последний день рождения, 9 марта 1968-го, первый космонавт отмечал в Крыму. Как вспоминал ушедший 5 апреля 2010-го космонавт, дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Севастьянов, разработавший систему ориентации для корабля «Восток», в Евпатории они наблюдали за полётом беспилотного корабля «Зонд», облетавшего Луну.
В СССР планировали отправить туда и людей. С группой был и Юра Гагарин, в день возвращения «Зонда» у него как раз был день рождения. В назначенное время «Зонд» вошёл в атмосферу, возвращение оказалось успешным. И тогда на радостях собрались отметить его вместе с днём рождения Гагарина.
А Юрий Алексеевич «подарил» тогда городу дворец спорта, что ныне носит его имя. Штопор МиГа Обычная тренировка. На выполнение задания отводилось не менее 20 минут, но уже в 10. После связь с самолётом прервалась.
В иллюминаторе Гагарин увидел ее возгорание. Он даже сообщил на Землю: «Я горю! Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин… Академик Черток также сообщил, что Гагарин перелетел расчетное место приземления на 600 км. По его словам, при спуске космонавта на парашюте после катапультирования из корабля также случились нештатные ситуации: космонавт не сразу смог открыть воздушный клапан в скафандре, из-за чего он мог задохнуться... Черток отметил, что Гагарин при спуске на парашюте был вынужден перерезать ножом носимый аварийный запас, чтобы снизить скорость спуска и не угодить в реку Волгу... Кроме того, никто не мог позволить себе тогда даже мысли о том, что первыми в космосе могут быть американцы, все очень спешили, чтобы обеспечить полет вовремя, и в результате мы победили», — заключил патриарх отечественной космонавтики академик Борис Черток.
В 1967 году Гагарин стал дублером Владимира Комарова во время полета космического корабля «Союз-1». При возвращении на Землю из-за нештатно сработавшей парашютной системы Комаров погиб. На его месте мог быть Гагарин, если бы Комарова по каким-либо причинам пришлось отстранить от полета. Кто виноват Споры об истинной причине происшедшего продолжаются до сих пор. Например, космонавт Алексей Леонов винил в гибели Гагарина летчика-испытателя с аэродрома Летно-исследовательского института им. Громова ЛИИ.
Имени этого летчика Алексей Архипович не называл. Миронов входил в комиссию по расследованию катастрофы самолета Гагарина и Серегина. И эти воспоминания опровергают версию А. Первым летал заслуженный летчик-испытатель Аркадий Павлович Богородский. Он выполнил полет для испытания нового двигателя на высоте 18 000 м. Взлетел в 9 ч 45 мин, произвел посадку в 10 ч 24 мин.
Полет на втором самолете Су-15 выполнил заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Александр Александрович Щербаков на высоте 14 000 м. Анализ хронометража показывает, что Богородский произвел посадку, когда Гагарин еще только набирал высоту. В 2011 году были опубликованы материалы расследования, хранившиеся в архиве президента РФ. Сенсации они не содержали: наиболее вероятной причиной катастрофы был назван резкий маневр уклонения от метеорологического шара-зонда, который внезапно оказался на пути самолета Гагарина и Серегина. Это привело к переходу самолета в закритический режим полета. Машина вошла в штопор и сделала три-пять витков.
Экипаж при этом испытывал 10—11-кратные перегрузки, но не переставал бороться, пытаясь спасти самолет. Опытные летчики-испытатели считают, что Гагарин и Серегин в этой ситуации сделали максимум возможного. Для того чтобы спастись, им не хватило 200—300 м высоты. Арсений Дмитриевич Миронов же полагал, что версия с шаром-зондом, столкновение с которым и привело к гибели Гагарина и Серегина, просто устроила всех. Первопричиной же трагедии он считал недостатки в организации полетов на аэродроме Чкаловский и в самом «космическом» авиаполку. Эти недостатки действительно могли привести к опасному сближению, но не с Су-15, а с еще одним МиГ-15УТИ, вылетевшим уже с аэродрома Чкаловский.
Всего 34 года прожил первый космонавт Земли Юрий Гагарин.
Однако в те годы, как мы знаем, зафиксированные в протоколе показания, как правило, не совпадали с тем, что допрашиваемый говорил в действительности. Не найдете вы в материалах дела и ответов на такой вопрос: почему директор завода М. Усачев с таким завидным упорством игнорировал все протесты и предупреждения, в том числе по линии НКВД, а С. Беляйкин преднамеренно не явился на аэродром 15 декабря?. В обвинительном заключении указывалось, что он "не явился в день полета 15. Не будем забывать, что эти "отчаянно смелые" поступки Усачев и Беляйкин предприняли в 1938 году, в самый разгар массовых репрессий.
А нагнетание нервозности и штурмовщины, царившей тогда на заводе, было делом рук сотрудников НКВД, активно работавших над искоренением вредительства. Потому-то нельзя сегодня исключить того, что действия погибших в лагерях Усачева и Беляйкина кем-то все же направлялись. И этот кто-то, если он был, обладал немалой властью… "Следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию" Истина может лежать где-то посредине. Приведенные версии гибели Валерия Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга. Многие знали, что самолет сырой. Но многие знали и о том, что Чкалов, всегда нацеленный на то, чтобы выжать из самолета максимум возможного, наверняка наплюет на установленные полетным заданием ограничения. Его ведь в этом стремлении не пугали и не останавливали ни аресты, ни осуждения.
Кто-то ведь, хорошо знавший Чкалова, вполне мог использовать предоставленную возможность, надеясь, что Чкалов обязательно нарушит ограничения и в этом случае одна или несколько из более чем сорока недоделок должна "сработать". Весь вопрос в том, кто это мог быть? Вряд ли это был Сталин. А тем более Берия, которого только накануне назначили наркомом внутренних дел. Да, по некоторым данным Сталин действительно предлагал эту должность Чкалову. Поскольку от таких предложений нельзя было прямо отказываться, Чкалов попросил тогда время на обдумывание, мотивировав это сроком, необходимым для проведения испытаний нового истребителя. Весьма вероятно и то, что Чкалов делился со Сталиным своими сомнениями в обоснованности осуждения "врагов народа", и ходатайствовал перед ним об освобождении некоторых людей, необоснованно, по его мнению, арестованных.
Мог он и дверью хлопнуть, выходя из кабинета вождя. Но все это не повод для столь изощренной расправы над ним. Чкалова оперативные материалы о его причастности к контрреволюционной деятельности, которые докладывались вождю. В этом случае убрать Чкалова "обычным" для того времени путем, то есть "пропустив через суд военной коллегии" было нельзя. Чкалов ведь не Н. Бухарин, который был любимцем партии. Чкалова любил весь народ, и простые люди никогда бы не поверили в то, что он "враг".
Чкалова, пока в архивах не обнаружено. Между тем, нельзя исключать, что расправиться над Чкаловым, таким образом, мог кто-то из недоброжелателей рангом пониже. И не обязательно при этом гибель легендарного летчика связывать с политическим заказом. Мотивы могли быть иными — месть или зависть. А недоброжелателей у Чкалова было немало. К сожалению, следствие все расследование перевело в плоскость контрреволюционного вредительства и эту версию практически не отрабатывало. Порай в этой связи писал: "следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию".
Судьба осужденных М. Усачев и С. Беляйкин были осуждены 20 июня 1939 года по ст. Порай осужден в тот же день по этому делу по ст. Усачева от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости — "за успешное выполнение ряда заданий оборонного значения". В своем заключении от 10 ноября 1956 года следователь ГВП капитан Терехов, не усматривая контрреволюционного вредительства в действиях осужденных, предлагал дело в отношении С.
Похоронен Чкалов у Кремлевской стены. Как сказала корр. По словам дочери пилота, в книге содержатся новые материалы, которые нигде ранее не публиковались. Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС».
Последний полет Чкалова: кто на самом деле был виновен в его гибели
Советский лётчик Валерий Павлович Чкалов выступает перед избирателями города и области в местной радиостудии. Валерий Чкалов родился десятым ребенком в семье мастера-котельщика волжского речного пароходства Павла Григорьевича Чкалова 2 февраля 1904 года. 15 декабря 1938 года во время испытаний самолета И-180 погиб легендарный летчик Валерий Чкалов. Дети Валерия Чкалова – Игорь, Валерия и Ольга, родившаяся через семь месяцев после гибели отца, – считали, что катастрофа была спланированным убийством.
Кто убил Валерия Чкалова?
Погиб 15 декабря 1938 года в Москве при выполнении первого вылета на опытном истребителе И-180. Валерий Павлович погиб в ходе испытательного полета 15 декабря 1938 года на истребителе И-180 конструкции Поликарпова. Советский лётчик Валерий Павлович Чкалов выступает перед избирателями города и области в местной радиостудии. погиб легендарный летчик Валерий Чкалов. Полярный летчик Валерий Чкалов не терпел монотонности и рутины, игнорировал приказы и ненавидел дисциплину.
75 лет назад погиб Герой Советского Союза Валерий Чкалов
Программу полетов с инструктором к концу марта 1968 года Гагарин практически завершил. Предполагалось его выпустить в самостоятельный полет уже на истребителе МиГ-17. Перед этим было принято решение проверить 27 марта технику пилотирования у Гагарина на спарке МиГ-15. В случае если полет прошел бы без замечаний, планировалось разрешить Юрию Алексеевичу самостоятельный вылет. Погода в этот день не была идеальной, однако и сложности для опытных летчиков она не представляла. Задание тоже не представляло сложности. На работу в пилотажной зоне отводилось 20 минут. Но уже в 10. Больше самолет Гагарина и Серегина на связь не выходил. Двигатель и передняя кабина ушли в землю на 6—7 м. Крылья, хвостовое оперение, баки и кабины разрушились на мельчайшие части, которые были разбросаны в полосе 200 на 100 м.
Многие детали самолета, парашютов, одежды пилотов мы находили на высоких сучьях деревьев. Через некоторое время обнаружили обломок верхней челюсти с одним золотым и одним стальным зубом. Врачи по этим останкам идентифицировали Серегина. На следующий день около восьми утра генералы Кутахов и Каманин почти одновременно заметили на высоте 10—12 м на одной из берез кусок материи. Он оказался частью куртки Гагарина. В грудном кармане куртки нашли талон на завтрак на имя Юрия Алексеевича Гагарина, а также фото академика Королева. На нем он выглядит по-фронтовому: в шинели, подпоясанной офицерским ремнем, фуражке. Космонавт Алексей Архипович Леонов однажды сказал, что Сергей Павлович подарил Гагарину групповое фото, а Юрий вырезал из него фрагмент с Королевым и носил его всегда с собой. Дело в том, что снимок сделан в октябре 1947 года на полигоне после первых удачных пусков баллистических ракет. Везунчик Не секрет, что Гагарин мог погибнуть гораздо раньше.
Свой первый полет он совершил на советском космическом корабле «Восток», предназначенном для пилотируемых полетов по околоземной орбите. Из пяти совершенных полетов этого корабля, предшествующих полету Ю. Гагарина, удачными были только три. Перед своим историческим полетом в космос 10 апреля 1961 года Юрий Гагарин на всякий случай написал прощальное письмо родным. Долгое время родные и близкие не знали о письме. И только после авиакатастрофы под Киржачом письмо вручили супруге первого космонавта — Валентине Гагариной. Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос!
И почему его слова пропали из уголовного дела? Гибель прославленного летчика породила массу слухов. Была ли катастрофа случайной или кто-то убил Чкалова? Его сын утверждает, что на отца было совершено восемь покушений. Кто совершил девятое — роковое?
Он не знал, что такое сомнение в своих силах…. Он был не только храбр — он был дерзко и напорист необычайно. В решительную минуту он умел отбрасывать все, что могло ему помешать добиться победы, все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе».
Летчик В 1924 году Чкалов был направлен как летчик истребитель в город Ленинград в 1-ю Краснознаменную истребительную эскадрилью. Эта эскадрилья родилась из авиаотряда, которым в свое время командовал П. После прибытия в эскадрилью, он целыми сутками просиживал на аэродроме, все возился со своим стареньким самолетом — «Ньюпор-24 бис».
Чкалов быстро осваивал самолет. Штаб и летный состав Ленинградской авиаэскадрильи. Чкалов — в центре.
Фото из книги Вячеслава Федорова «Бессменный флагман». Валерий Павлович был включен в число участников праздника 7 ноября 1927 года, посвященного 10-й годовщине Великого Октября. По просьбе Чкалова ему было разрешено делать фигуры высшего пилотажа на низкой высоте, но осторожно.
По погодным условиям воздушную часть парада перенесли на 8 ноября. В это день летчик показал ни с чем не сравнимый «классический пилотаж на самолете «Фоккер Д-11». В апреле 1928 года Чкалов был переведен в Брянск, в 15-ю истребительную авиабригаду, под командованием Лопатина.
Это был очень трудный для него период. Перегоняя самолеты из Гомеля в Брянск, он вел группу бреющим полетом и врезался в телеграфные провода, сломал машину. Это было квалифицировано как воздушное хулиганство.
Чкалов был отстранен от полетов. Его осудили и посадили в Брянскую тюрьму 3 января 1929 года. С 1929-го и до середины 1930 года Чкалов работал летчиком в Ленинградском Осоавиахиме в должности начальника планерной школы в Дудергофе под Ленинградом.
Кроме этого, он возил на «Юнкерсе» — пассажирском четырехместном самолете всех желающих посмотреть Ленинград с птичьего полета. Он просил командира эскадрильи Антошина разрешить ему полеты при любой погоде и в полдень, когда воздух неспокоен. Тренировки в любую погоду позволили ему выполнить задание командования в больших маневрах Балтийского флота в 1924 году.
По заданию он должен был сбросить вымпел на линкор «Марат». Выполнив задание в тяжелейших условиях, при дожде и низкой облачности, летя и читая надписи на ботах кораблей. Чкалов проявил все замечательные качества боевого летчика: силу воли, настойчивость, чувство ответственности за порученное дело, прекрасное знание самолета, владение ситуацией и точный расчет.
Он один только смог выполнить это задание. Чкалов прослужил в эскадрильи под руководством Антошина до марта 1925 года. В мае командиром был назначен Шелухин.
Он уже сам обучал летный состав очень сложному, групповому воздушному бою», — вспоминал Шелухин. Самолет «Лакм», в испытаниях которого участвовал Валерий Чкалов. Истребитель И-16.
По ходатайству многих людей, которые его хорошо знали, Чкалов был восстановлен в армии и командирован в НИИ ВВС летчиком-испытателем в ноябре 1930 года. В НИИ испытывал не только истребители, но и тяжелые бомбардировщики. В институте испытывались самолеты А.
Туполева ТБ-1 с дальностью полета 1500 километров и позднее ТБ-3, дальность полета которого была уже 2500 километров. Такие самолеты могли наносить удары по глубокому тылу противника. В НИИ состоялось его знакомство с Г.
За свою короткую летную жизнь от летал на 70 типов самолетов. Через руки Валерия Павловича прошли десятки образцов новейшей техники. Полеты были экстремальными, а потому очень опасными.
Только слаженная работа конструктора Поликарпова и летчика-испытателя Чкалова позволила довести и принять самолет И-16 на вооружение. Чкалов обосновал и практически доказал возможность выполнения целого ряда новых фигур высшего пилотажа, не предусмотренных прежними уставами. Фигура иммельман.
Вот, что говорил сам летчик: «Сначала я отвязываюсь и сажусь как можно глубже в кабину, чтобы «ногу больше дать». Газ на разгоне даю за защелку. Потом ловлю момент и даю рули до отказа».
К новшествам, внесенным Чкаловым в технику пилотирования, относятся также выполнение фигур высшего пилотажа вблизи земли, пилотаж на малых высотах и большой скорости, ведение воздушного боя на малых высотах, разработка методов воздушного боя в вертикальной плоскости у земли, повышение вертикальной маневренности самолетов, бреющие полеты, которые получили общее признание. Им изобретены восходящий штопор, замедленная модельная управляемая «бочка», над созданием которой он долго работал, выполнены впервые четвертная и пятерная «бочки». Ему принадлежит открытие такой боевой фигуры пилотажа, как атака с перевернутого самолета полет вверх колесами.
Бой на низких высотах был разработан им задолго до Великой Отечественной войны. Чкалов ввел замедленный пилотаж. Все эксперименты, которые проводил Чкалов в воздухе, все его новшества и изобретения подчинялись одной цели: повысить до совершенства боевую подготовку летчика, подготовить его к положительному исходу в предстоящих воздушных боях.
Вершинин в газете «Комсомольская правда» писал: «Велики заслуги Чкалова перед авиацией. Он был не только непревзойденным летчиком, выдающимся мастером своего дела, но и создателем школы высшего пилотажа и школы испытания новых самолетов, автором тактики истребительной авиации и творцом новейших фигур высшего пилотажа». Туполева и П.
Сухого для сверхдальних перелетов.
Усачева о наличии дефектов и неподготовленности самолета И-180 к пробному полету. Получив такое сообщение т. Чкалов, Беляйкин и Усачев решили провести повторную рулежку самолета на земле. Во время производства рулежки сломалась тяга нормального газа. Поломка тяги в воздухе, по словам самого тов. Чкалова и заместителя начальника летной испытательной станции завода 156 тов. Соловьева привела так в тексте. Эта поломка была исправлена 14 декабря и пробный полет был назначен директором завода тов.
Усачевым на 15 декабря 12 часов дня. Необходимо отметить, что 12 декабря, когда т. Беляйкину и Усачеву стало известно мнение отдела технического контроля, возглавляемого тов. Яковлевым, сигнализирующее о неподготовленности самолета к полету, Беляйкин и Усачев обвинили т. Яковлева в перестраховке и в том, что он об этом поставил в известность НКВД. Усачев позвонил Наркому Оборонной Промышленности тов. Кагановичу М. Чкалова в 12 час. Каганович дал согласие.
Ведется следствие". С учетом всего, что изложено выше, события, которые происходили 12--15 декабря, приобретают особенно зловещий характер. Вспомним: в первом письме Берия отмечается, что под давлением Усачева Яковлев, хотя и неохотно, но все-таки подписал паспорт на крылья самолета, который предстояло испытать Чкалову. Почему речь идет только о крыльях самолета? Снова сошлюсь на Г. Он постоянно недоумевал, почему Чкалову был разрешен первый вылет без уборки шасси с ограничением скоростей? Ведь пилот в критической ситуации мог убрать шасси и дотянуть 500 метров до поля аэродрома. Ясность пришла лишь после того, как Байдуков обнаружил, по его словам, "самый страшный документ", раскрывающий все секреты странных ограничений по скоростям и перегрузкам в первом полете И-180. Для замены их надлежит изготовлять крылья 318Д, как летные".
Так вот почему Яковлева, как следует из письма Берия, заставили для страховки подписать паспорт именно на крылья. Но крылья, изготовленные по этим чертежам, поставлены на самолет, и Чкалова заставляют совершить на нем первый полет. И снова вернемся к письмам Берия. Весьма странным кажется, что его сотрудники, откомандированные за завод, предупредили Усачева: самолет имеет 48 дефектов. Что, директор завода об этом не знает? А насколько правдоподобна сама ситуация, при которой бдительные представители НКВД приезжают на завод, чтобы разобраться в причинах многочисленных неполадок в подготовленном к испытаниям самолете, поступает суровое указание из Секретариата ЦК ВКП б о запрещении полета, а Усачев упорно пытается поднять машину в воздух вопреки всем этим директивам? И все это происходит в 1938 году, когда в стране свирепствует террор, продолжают сажать и убивать без суда и следствия все новых "врагов народа и шпионов иностранных разведок"! Почему вообще не отменили испытания самолета? Почему Кремлем или кем-то из секретариата ЦК полет явно негодного самолета был запрещен только на один день -- 12 декабря, а не вообще снят с испытаний?
Есть и другие вопросы. Так, из письма Берия от 15 декабря следует, что Усачев позвонил М. Кагановичу, чтобы испросить разрешения на полет в 12 час. Еще одна прямая нелепица. Но самое поразительное заключается в том, что, невзирая на вмешательство НКВД и секретариата ЦК, 14 декабря акт о готовности самолета И-180 к первому вылету был все-таки подписан. Байдуков называет его "наглым документом", и я с ним полностью согласна. Благодаря публикации Николая Добрюхи в "Комсомольской правде" 19 декабря 1994 г. В нем говорится: "... Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полетами, комбриг В.
Чкалов, погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен; больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, тов. Сталин лично дал указание о запрещении тов. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее, комбриг Чкалов на этом самолете с неустраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но и начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился, и комбриг Чкалов погиб". Цинизм поистине поразительный: Чкалов погиб, и поэтому можно взваливать вину на него и беспардонно врать.