Где родился Юрий Гагарин? Что предшествовало полёту Гагарина в космос? Когда состоялся полёт и как сложилась жизнь Гагарина после него? Как прежде назывался город Гагарин? Позже Гагарин об этом периоде своей жизни скажет: «Учился я в две тяги».
Гагарин мог стать литейщиком
- Поделитесь статьей с друзьями
- Гагарин мог и не дожить
- Свадебные фото и воспоминания земляков: малоизвестные факты из жизни Юрия Гагарина
- Учился в «две тяги». Малоизвестные страницы из жизни Юрия Гагарина
- Юра, мы всё. Что происходит в Гагарине, на родине первого космонавта
Юрий Гагарин
Никак только не давалась ему правильная посадка самолёта, машина всё время клевала носом. Руководство училища приняло решение об отчислении Гагарина. У парня по щекам текли слёзы, он умолял не подписывать приказ об отчислении, ведь жизнь без неба Юра уже себе не представлял. В последний момент начальник училища обратил внимание, что у парня маленький рост и понял, в чём причина такой неверной посадки самолёта. У Гагарина просто получался изменённым угол обзора. Ему предложили подложить на сидение подушку, и тогда он справился с заданием. Осенью 1957 года Юра с отличием окончил училище. Полёт в космос После училища Гагарина направили в Мурманскую область, где он в течение двух лет служил в военно-воздушных силах Северного флота.
Осенью 1959 года у него уже было воинское звание старшего лейтенанта и квалификация «Военного лётчика 3-го класса». В 1959 году руководство Советского Союза издало ряд постановлений и поручило военно-воздушным силам страны заняться отбором и подготовкой космонавтов для полёта в космос на корабле «Восток-1». Специально назначенная для этого группа специалистов планировала отобрать 20 кандидатов. Узнав об этом, Гагарин написал рапорт, где просил зачислить его в кандидаты. Жёсткая конкуренция, многочисленные проверки, но Юрий всё-таки попал в двадцатку лучших претендентов. В начале 1960 года медицинская комиссия признала Гагарина пригодным для полётов в космос. Весной этого же года он приступил к тренировкам по подготовке космонавтов.
Юра был настолько открытым и доброжелательным человеком, что во время подготовительных тренировок сумел завоевать симпатии даже своих соперников. Сильный и надёжный юноша не знал такого чувства, как зависть, среди других никого не считал лучше или хуже себя. Он настолько любил небо, что занятиям отдавался полностью. Когда среди кандидатов провели анонимный опрос, кто должен лететь в космос первым, большинство назвали Гагарина. Комиссия также признала его идеальным для такого путешествия. Начался 1961 год, появились сведения, что во второй половине апреля американцы планируют запустить ракету с человеком на борту. Соперничество между СССР и США подтолкнуло к тому, чтобы быстрее определиться с выбором первого космонавта и совершить полёт в начале апреля.
До полёта оставалось меньше месяца, когда назвали первого человека, который полетит в космос.
Город Гагарин бывший Гжатск. Слайд 15 Юрий Алексеевич Гагарин 1949 — 1951 гг. Слайд 16 В 1951 — 1955 гг. Слайд 17 1955 г.
Чкалове, где Гагарина назначили помощником командира взвода ; 25 октября 1957 г. Слайд 19 Юрий Алексеевич Гагарин с 1957 г. Слайд 20 В 1960 г. Юрий Гагарин начал готовиться к полету в космос в Центре подготовки космонавтов. Слайд 21 Первый полет в космос 9 апреля 1961 г.
Слайд 23 Первый полет в космос: ход миссии 03:00 н а стартовой площадке начались заключительные проверки космического корабля ; п рисутствовал главный конструктор Сергей Павлович Королёв. Ракета Р-7 на стартовой позиции Слайд 24 Первый полет в космос: ход миссии 06:50 доклад о готовности председателю Государственной комиссии; з аявление Юрия Гагарина для печати и радио; прощание с теми, кто оставался на Земле; Гагарин приветственно поднял обе руки, потом скрылся в кабине. Кабина, в которой летел Юрий Гагарин Слайд 26 Первый полет в космос: ход миссии 08:50 объявлена 10-минутная готовность. Переговоры: Гагарин: Вас понял — объявлена десятиминутная готовность. Гермошлем закрыт.
Все нормально, самочувствие хорошее, к старту готов. Пульт управления стартом Слайд 27 Первый полет в космос: ход миссии 09:00 объявлена минутная готовность. Переговоры: Королев: Минутная готовность, как вы слышите? Гагарин: Вас понял — минутная готовность. Занял исходное положение… Сергей Королев на связи с Юрием Гагариным Слайд 28 Первый полет в космос: ход миссии 09:07 Зажигание включено.
Переговоры: Королёв: Даётся зажигание, «Кедр ».
Вместе с тем трезво-рассудителен. Наделён беспредельным самообладанием. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Любит повторять: «Как учили!
Смущается, когда «пересолит» в своих шутках. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам. Уверенно манипулирует формулами небесной механики и высшей математики. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. Похоже, что знает жизнь больше, нежели некоторые его друзья.
Отношения с женой нежные, товарищеские». И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Юрий Гагарин и его дублёр Герман Титов. Одним из важных критериев отбора именно Юрия Гагарина на эту миссию, стал его рост, некогда ему так мешавший. Космический корабль не располагал достаточным местом и даже для мужчины среднего роста был маловат. Также руководство проектом понимало, что будущий космонавт станет лицом всей страны и поэтому невербально должен вызывать позитивные эмоции и уметь располагать к себе заранее. Только за несколько дней до полёта Госкомиссией был окончательно утверждён будущий пилот-космонавт — Юрий Алексеевич Гагарин. Часто можно слышать о том, что было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос, в том числе одно «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым.
На самом деле первое сообщение ТАСС сообщало о выходе космического корабля с человеком на борту на околоземную орбиту в случае необходимости это сообщение облегчило бы быструю организацию спасения и исключило объявление каким-либо иностранным государством космонавта разведчиком в военных целях. Второе сообщение информировало о благополучном возвращении космонавта на землю. Оба сообщения были опубликованы. В случае невыхода корабля-спутника на орбиту в связи с недобором скорости и приводнением в океане для облегчения спасения космонавта был подготовлен проект ещё одного сообщения ТАСС. Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля Восток был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля Восток-1 была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180—200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю.
На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения. Позывной Гагарина был «Кедр». Ракета-носитель Восток проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма таймера , но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой апогей оказалась на 100 км выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней. Когда космический корабль «Восток-1» начал снижаться, Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время молчали: «Я горю, прощайте, товарищи! Поэтому Юрий Гагарин, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль горит, а самому ему осталось жить считаные секунды. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу - рабочий момент, который происходит при каждом полете.
Зато теперь каждый космонавт готов к огненному шоу за бортом.. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать. С первым полетом человека в космос всё было не так гладко. Например, известно, что суммарный вес Юрия Гагарина, его скафандра и кресла превысил максимально допустимую нагрузку на 13,6 кг, поэтому инженеры демонтировали часть внутренней аппаратуры «Востока», чтобы сократить вес. Юрий Гагарин привез на Землю почти пустой бортовой журнал.
Он смог сделать только одну-единственную запись. В условиях невесомости во время полёта, плохо закреплённый карандаш уплыл из его рук. Юрий Гагарин упомянул этот эпизод во время доклада на заседании Государственной комиссии после космического полета. Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить, или потуже завернуть.
В саратовской глубинке до сих пор живы те, кто Гагарина и его спускаемый аппарат видели и даже трогали. Виктор Солодкий, житель с. Узморье: «Дотрагивались, а он теплый. С одной стороны серебристый, с другой черный обгорелый». Тот самый гагаринский гостиничный номер — теперь резиденция губернатора, экскурсии сюда не водят. Именно здесь первый космонавт планеты провел двое суток после полета. Комната, как и обеденный зал, где заслушивался доклад о полете, до сих пор остаются закрытой территорией. Самарские краеведы выяснили в деталях, что происходило здесь в те дни, например, узнали малоизвестную историю о том, как Юрий Алексеевич сразу после полета отдыхал на острове посреди Волги. Глеб Алексушин, краевед, доктор исторических наук: «Развели костерок, по русскому обычаю отметили пребывание на куйбышевской земле, после чего Гагарину дали порулить катером. Раз человек управлял космическим кораблем, уж катер ему можно доверить». Акции по сбору неизвестных фотографий и памятных вещей провели во многих городах страны. В городе Энгельсе собрали коллекцию иностранных газет, рассказывающих о первом полете. В Оренбурге сотрудники госархива открыли выставку неофициальных фотографий с рыбаками и пчеловодами, женами обкомовских работников и сотрудниками местного телецентра незадолго до гибели.
Содержание
- Состоянием училища, где учился Гагарин, озаботились на федеральном уровне
- Какими были детство и юность первого космонавта Земли Юрия Гагарина
- "Я – простой советский человек"
- Каким он парнем был… Первую любовь Гагарин встретил в ремесленном училище
Детство Гагарина: арифметика на патронных гильзах
И лишь немногим известно, что в Люберцах расположено училище, где учился Юрий Гагарин. После комсомольской свадьбы Гагарины отправились в Гжатск, где жили родители Юрия Алексеевича. Но далеко не все знают о том, что Юрий Гагарин не планировал становиться лётчиком-космонавтом. Когда Юрий Гагарин погиб, его жене Валентине было всего 33 года. Юрий Гагарин учился в Саратове в 1951-1955 годах в индустриальном техникуме, который окончил с отличием. На старте Юрий Гагарин произнёс фразу "Поехали! ", ставшую впоследствии знаменитой.
Юрий Гагарин
Юрьева тень: неизвестная жизнь Гагарина | Когда Юрий Гагарин погиб, его жене Валентине было всего 33 года. |
Юрий Гагарин — Первый человек в космосе. Интересные факты | Со своей будущей женой Валентиной Юрий Гагарин познакомился в Оренбурге, когда приехал учиться в Военно-авиационное училище. |
Юрий Алексеевич Гагарин: биография первого человека в космосе — 12.04.2024 — Статьи на РЕН ТВ | Окончив в 1949 шестой класс, Юрий поступил в Люберецкое ремесленное училище под Москвой, где учился на формовщика-литейщика. |
Роскосмос выпустил репортаж о «гагаринской летке» в Оренбурге | Но речь идет не просто о вещах, а о подлинных предметах, которые принадлежали Юрию Алексеевичу Гагарину, тому самому, который 60 лет назад совершил знаменательный полет в космос. |
Детство Юрия Гагарина в оккупации
"В "личное дело" Юрия Гагарина вложена анкета, заполненная в авиационном училище со слов Юрия Гагарина и дополняемая в ходе службы. Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур первым в мире он отправился в космос и, пробыв за пределами Земли 108 минут, вернулся обратно Героем Советского Союза, навсегда вписав свое имя в историю. Ещё в советское время я вступал в пионеры в техникуме, где учился Юрий Алексеевич Гагарин, и он носил его имя.
Роскосмос выпустил репортаж о «гагаринской летке» в Оренбурге
— В свое время Юрий Гагарин очень сожалел, что во время службы в Корзуново ему не пошили парадную форму морских летчиков, — рассказал «Известиям» начальник Музея авиации Северного флота Сергей Чечеров. Юрий Гагарин Юрий Гагарин «В кабинете Гагарина тихо Тихо-тихо, часы не идут» – я слушаю Юрия Визбора под видеоряд из хроники и фотографий. Два дня спустя, 14 апреля Юрий Алексеевич Гагарин приехал в Москву, где ему был оказан грандиозный прием.
Эксперт рассказала, как проходила подготовка Гагарина к полёту в космос
Вернусь, возьму пропуск. Ты иди». Пройдя медосмотр, он был допущен к полетам. Начальник штаба авиаполка Евгений Ремизов отмечал: Выглядел Гагарин бодро, улыбался. Мы прошли к синоптикам. По их докладам погода к этому времени была следующей: облачность с разрывами, нижний край — 900 метров, верхний — 4000 метров, но ожидалось ухудшение метеоусловий. Генерал Кузнецов согласился с моим предложением, и было принято решение: Юрия Алексеевича в этот день проверить, а самостоятельно выпустить в следующий летный день после предварительного контрольного полета Впрочем, окончательное разрешение на самостоятельный полет первого космонавта должен был дать лично сам Каманин. Утром 27 марта 1968 года учебно-тренировочный самолет МиГ-15УТИ с бортовым номер 18 и позывным «625-й» был готов к взлету с подмосковного аэродрома Чкаловский. Гагарин занимал переднее место. На заднем, инструкторском кресле находился командир Отдельного исследовательского тренировочного авиационного полка, созданного в 1967 году при ЦПК, Герой Советского Союза полковник Владимир Серегин.
Этот вылет был для Гагарина последней проверкой перед самостоятельным пилотированием — впервые за много лет ему затем предстояло одному лететь на реактивном истребителе МиГ-17. В тот день погода была по-весеннему оттепельной: от пяти до семи градусов тепла, с низкой облачностью и переменным дождем. Метеоусловия не самые простые для полетов, но Серегин был спокоен. В его служебной характеристике было отмечено: «Способен выполнять в воздухе испытания любой сложности». Серегин дважды подтверждал квалификацию военного летчика 1-го класса, его общий налет составлял более четырех тысяч часов. Гагарин к тому момент провел в воздухе примерно 385 часов. Он имел практику «слепого» полета по приборам и в облаках. С 13 марта 1968 года офицер ВВС сделал несколько учебных вылетов с инструкторами авиаполка — от командира звена до командира эскадрильи. Экипаж спарки имел право в зависимости от погоды сократить количество элементов программы.
В 10:08:00 Гагарин запросил у руководителя полетов разрешения начать запуск двигателя, в 10:15:10 доложил о готовности занять взлетно-посадочную полосу. В тот момент на посадку заходил транспортный самолет, и разрешение для МиГ-15 последовало лишь в 10:17:33. В 10:18:42 последовала команда на взлет. Получив одобрение, пилот сказал: «Понял, выполняю». Это были его последние слова. В 10:32:00 с земли запросили экипаж: «625-й, почему ваш курс 220, почему вы в зоне 21? Локатор наблюдал за самолетом до 10:43, но на все вызовы командного пункта летчики молчали. В 10:50 о ситуации доложили помощнику главнокомандующего ВВС по космосу генералу Каманину, подчеркнув, что через 10 минут у Гагарина и Серегина закончится горючее. На их поиски были немедленно подняты два самолета Ил-14 и четыре вертолета Ми-4.
В 14:50 командир одного из вертолетов майор Валерий Замычкин сообщил, что наблюдает обломки МиГ-15УТИ в 64 километрах от аэродрома Чкаловский и в трех километрах от деревни Новоселово Владимировской области. Каманин писал: Самолет упал в густом лесу, скорость в момент удара о землю была 700-800 километров в час. Двигатель и передняя кабина ушли в землю на 6-7 метров. Крылья, хвостовое оперение, баки и кабины разрушились на мельчайшие части, которые были разбросаны в полосе 200 на 100 метров. Многие детали самолета, парашютов, одежды пилотов мы находили на высоких сучьях деревьев. Через некоторое время обнаружили обломок верхней челюсти с одним золотым и одним стальным зубом. Врачи доложили, что это челюсть Серегина. Поскольку быстро темнело, поиски отложили до утра, доложив руководителям страны Леониду Брежневу и председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину о смерти Серегина и отсутствии информации по Гагарину. В 8:30 28 марта Вершинин связался по радио с Каманиным, который находился на месте катастрофы, и попросил его сказать только одно слово: «Один или два?
Сомнений больше не было: Гагарин погиб. Ему же вместе с космонавтами Быковским, Леоновым и Поповичем было поручено выступить по телевидению и проинформировать общественность о случившейся трагедии. В ходе своего выступления Каманин ответил на вопрос, который мучил многих, — надо ли было Гагарину летать: «Гагарин не мог не летать, для него жить — означало летать. Вопрос о том, нужно ли летать космонавту, звучит неестественно. Это все равно что спросить: нужно ли пловцу плавать, а моряку выходить в море? Не каждый летчик может быть космонавтом, но космонавт не может не летать». Титов вспоминал: «Жуткую весть я услышал, находясь в Италии. Первым мне сказал об этом местный шофер, когда я выходил из Помпеи. Я не поверил, и мы с товарищами решили срочно ехать в Сорренто, где располагалось наше консульство.
Уже в Сорренто мы увидели телевизионную передачу». В этот день с Гагариным и Серегиным простились около 40 тысяч человек. На всем протяжении скорбного пути стояли сотни тысяч москвичей, удрученных тяжелой утратой. От Дома Советов печальное шествие направилось на Красную площадь. Для расследования причин трагедии была создана Государственная комиссия. Каманин внимательно следил за работой всех ее подкомиссий. Госкомиссия в июле 1968 года пришла к выводу: «Вероятной причиной катастрофы является выполнение резкого маневра для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности или отворота от шара-зонда с последующим попаданием самолета в закритические режимы полета в усложненных метеоусловиях». Каманин был возмущен тем, что крайними сделали погибших пилотов: Факты говорят о том, что летчики по какой-то причине были выведены из рабочего состояния: 1 отсутствие попыток установления радиосвязи; 2 за несколько минут полета самолета почти в горизонтальном положении ни один из летчиков не пытался катапультироваться; 3 в момент прекращения связи самолет был в 30 километрах от аэродрома и летел к аэродрому, а упал в 64 километрах от аэродрома и курсом на юго-запад. Гагарин и Серегин были отличными летчиками и крепкими, волевыми людьми — находясь в сознании, они делали бы все для спасения своей жизни, но борьбы за жизнь не было, что может быть объяснимо только их бессознательным состоянием В августе 1968-го генерал подготовил письмо на имя секретаря ЦК КПСС Дмитрия Устинова, которое подписали космонавты Беляев, Быковский, Николаев, Попович и Титов.
В послании подчеркивалось: «Исходя из результатов исследований и экспериментов, мы считаем, что наиболее вероятной причиной катастрофы является столкновение самолета с падающим или летящим воздушным шаром или взрыв на самолете, что привело к разрушению фонарей кабин самолета и, как следствие, к созданию сложной аварийной обстановки и временной потере работоспособности летчиками». Инфаркт, бомба или НЛО? Вердикт Госкомиссии стал известен широкой общественности только спустя несколько десятилетий. Секретность привела к тому, что за это время появилось большое количество версий, вплоть до самых фантастических, пытавшихся объяснить, что же произошло в одиннадцатом часу утра 27 марта 1968 года. Говорили, что у 45-летнего Серегина случился инфаркт как вариант, сильные боли в желудке , он потерял сознание, навалился на штурвал и тем самым помешал во время выполнения фигуры высшего пилотажа Гагарину выйти из пике но уровень адреналина в крови погибших не был повышен, летчики были спокойны. По другой версии, сознание потерял сам Гагарин вследствие травмы головы, полученной в октябре 1961-го Высказывалось объяснение, что полет на МиГ-15УТИ выполнялся с полуоткрытым вентиляционным краном, что привело к разгерметизации кабины, после чего экипаж потерял сознание. Считали, что авиакатастрофа случилась из-за того, что двигатель самолета внезапно заглох. Гагарина подозревали в воздушном лихачестве в стиле Валерия Чкалова но зачем ему было хулиганить в последнем проверочном полете? Предполагалось, что спарка была уничтожена бомбой, подложенной КГБ по приказу Брежнева, который якобы завидовал популярности первого космонавта планеты.
Либо взорвались гидроаккумулятор или кислородный баллон. Выдвигалось предположение, что Гагарин и Серегин были сбиты ракетой ПВО, поскольку залетели в запрещенную для полетов зону Подмосковья или Владимирской области.
Причем к нему не имел доступ даже сам работник. В ней есть интересные детали биографии, которые по неизвестной причине умалчивались советским официозом", — сообщают российские СМИ. Многие факты биографии Гагарина широко известны, но в его личном деле присутствуют некоторые подробности, которым не уделялось много внимания. Больше не секретны данные о семейном положении и наградах Гагарина.
Более того, в начале войны его сразил тиф. Супруга считала, что здоровье Алексея Ивановича было подорвано от обиды, что он остался в тылу. Юрий Гагарин в детстве. А уже в октябре в Клушино вошли немцы в серо-зелёных шинелях. Учёба остановилась — началось выживание в условиях оккупации. Гагариным пришлось покинуть свой дом и вырыть землянку размером четыре на четыре метра. Отапливалось жилище печкой-буржуйкой, освещалось — лучиной. Немцы заставили отца работать на мельнице. Иногда ему удавалось проносить домой горсть муки — такой день становился праздничным. В первую зиму оккупанты забрали у местных жителей овёс и ячмень для лошадей, но оставили рожь и пшеницу. На следующий год уже стали отбирать и резать скот. Сельчане ели мясо лошадей, убитых снарядами. У младших Юры и Бори была работа — они обрывали по канавам крапиву, из которой варили щи. Подкармливались щавелем, кореньями лопуха. В доме Гагариных немцы разместили мастерскую по ремонту аппаратов связи и зарядке аккумуляторов. Заведовал ею баварец Альберт, который за свой садизм получил прозвище Чёрт. По воспоминаниям Валентина, однажды Чёрт озлобился на маленького Бориса и повесил того за шарф на сук дерева. Юра прибежал домой и в слезах рассказал об этом матери. Анна Тимофеевна выскочила из землянки, оттолкнула немца и забрала почти безжизненного сына. После этого Борис месяц не мог ходить. В другой раз эсэсовцы упражнялись в стрельбе по бутылкам, которые держал в руках Валентин. Наконец, однажды высекли на конюшне Алексея Ивановича.
Его, гордость страны, можно сказать, лицо страны, пытались максимально оградить от риска. А он, обожавший чувство полета, полной свободы, очень страдал от этого. Настаивал, требовал, добивался. Его последний полет в жизни был тренировочным, необходимым для подтверждения летной квалификации. Без неба Гагарину было никак. Это самое небо появилось в жизни Гагарина так: летом 1941 года, еще до оккупации, вся детвора деревни Клушино наблюдала воздушный бой. Все увидели, что самолет упал. Конечно, мальчишки все туда ринулись. Летчик выпрыгнул из самолета, не разбился, не поломался. Рядом сел второй летчик, приземлился. И всю ночь они провели так, как они сами вспоминают, что кимарили около этого самолета, но от летчиков так и не ушли», — рассказывает племянница Юрия Гагарина Тамара Филатова. В тот день у Юры Гагарина появилась мечта. У людей его поколения основным правилом для мечтателя считалась желание во что бы то ни стало достичь цели. Вот он и достиг.
Детство Гагарина: арифметика на патронных гильзах
Гагарина Юля Вдовина Знаток 353 10 лет назад Гагарин, Юрий Алексеевич 1934—1968 , советский летчик-космонавт, первый человек, совершивший орбитальный космический полет. Родился 9 марта 1934 в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области в крестьянской семье. В 1941 пошел в первый класс, однако в октябре Смоленщина была оккупирована фашистской Германией, школа закрылась, и занятия возобновились только в 1943, после освобождения деревни. Окончив в 1949 шестой класс, Юрий поступил в Люберецкое ремесленное училище под Москвой, где учился на формовщика-литейщика. В 1951 с отличием окончил училище и одновременно — 7-й класс школы рабочей молодежи. Как один из лучших учеников был направлен для продолжения учебы в Саратовский индустриальный техникум. Во время учебы начал заниматься в Саратовском аэроклубе и по окончании техникума в 1955 решил посвятить себя авиации. По рекомендации комиссии аэроклуба поступил в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище в Оренбурге, которое окончил в 1957. Служил в Заполярье.
Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты. С 23 мая 1961 года Юрий Гагарин командир отряда космонавтов. Осенью 1961 года он поступил в Военно воздушную инженерную академию имени Н. Жуковского, чтобы получить высшее образование. С 20 декабря 1963 года по 1968 год Юрий Гагарин был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он принимал непосредственное участие в обучении и тренировке экипажей космонавтов, в руководстве полётами КК "Восток", "Восход", "Союз". К летной подготовке Юрий Гагарин вернулся в 1963 году, в 1966 году приступил к тренировкам для полета на новом космическом корабле "Союз". Он был назначен дублером Владимира Комарова, который совершил первый полет на новом корабле. Полет закончился трагической гибелью космонавта. В 1968 году полковник Юрий Гагарин с отличием окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Ему была присвоена квалификация "Летчик инженер космонавт".
Но сейчас можно легко найти запись доклада Юрия Гагарина 13 апреля 1961 года, где он подробно рассказывает специальной комиссии о своем полете и отвечает на вопросы. Доступна полная аудиозапись. А ее расшифровка приводится и во множестве печатных изданий, и в Интернете. Я остановлюсь лишь на нескольких моментах и замечу, что некоторые нештатные ситуации, возникшие в ходе первого полета человека в космос, вполне могли привести к трагедии. В автобусе по дороге на стартовую площадку Итак, началось все с того, что сам старт был задержан примерно на 2 часа. Гагарин уже сидел в кабине «Востока», когда выяснилось, что не срабатывает датчик герметичности. Пришлось срочно откручивать крышку и ставить ее обратно. Томительное ожидание. Но Юрий спокоен, шутит по рации с переживающим Королевым, напевает песенки. Момент старта. Знаменитое «Поехали! К Гагарину были прикреплены датчики — для медиков. Так вот, его пульс, до того нормальный, при объявлении пятиминутной готовности: 108, в момент старта и подъема — 130-150 и больше, на орбите — 97, при посадке — 112 ударов в минуту. А внешне он был спокоен и абсолютно ровным, спокойным голосом докладывал на Землю о том, как идет полет. Только восхищения иногда не мог скрыть: «Какая красота! Кстати, информация о том, что СССР отправил в космос человека, буквально сразу же оказалась в распоряжении наших главных конкурентов в космической гонке, американцев. США имели станции наблюдения, оснащенные аппаратурой, способной перехватывать телеметрию, идущую с советских спутников. Таким образом, перехват данных с «Востока» начался, как только корабль попал в зону видимости американских станций. Данные были получены и расшифрованы. Перед стартом В первом полете управление решили доверить автоматике, поскольку медики не знали, как организм человека отреагирует на невесомость. Тогда всерьез опасались, что человек может повредиться рассудком и потерять адекватность. Переход на ручное управление осуществлялся по специальному коду, который хранился в запечатанном конверте. Правда, Гагарину несколько человек «по секрету» этот код сообщили заранее. Ручное управление он знал отлично и был готов в любой момент на него перейти, если автоматика на каком-то этапе не сработает. Гагарин производил на орбите какие-то простейшие эксперименты, которые ему были поручены. Тщательно фиксировал, записывал происходящее на магнитофон. Следующая неприятность после задержки старта заключалась в том, что орбита оказалась выше расчетной, так как не выключился вовремя двигатель третьей ступени. Это было чревато тем, что корабль в случае нештатной ситуации не сможет вовремя сойти с орбиты. Об этом Гагарину с Земли решили не сообщать. На орбите все было нормально. Но вот ТДУ — тормозное двигательное устройство — сработало вовремя, но нештатно. Корабль начал кувыркаться — вращаться с большой скоростью, «голова-ноги». А так же не произошло отделения спускаемого аппарата от приборного отсека. Это могло привести к катастрофе при вхождении в плотные слои атмосферы. Гагарин понимает: что-то пошло не так, ситуация опасная, но, подумав, решает: «панику не стоит поднимать». Так он потом сказал в своем докладе. Разделение все же произошло минут через десять, и тогда прекратилась эта карусель, вращение. Спускаемый аппарат вошел в плотные слои земной атмосферы. Из-за совокупности проблем спуск осуществлялся по более резкой траектории, чем предполагалось. Как следствие, перегрузки возросли запредельно, они достигли 12 g вместо ожидаемых 8-9 g. Юрий был тренирован переносить и такие перегрузки, но в какой-то момент у него потемнело в глазах, все поплыло, и только большим усилием воли он не дал себе отключиться. Шар горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору После этого Гагарина ждало еще одно испытание. Шар — спускаемый аппарат — горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору, было видно пламя, слышалось потрескивание, улавливался запах гари. Было непонятно: так должно быть или нет. Когда после полета отец спросил Юру, было ли ему страшно, тот вспомнил именно этот эпизод — когда он летел в огненном пылающем шаре. На этом проблемы не кончились. Первые космонавты приземлялись отдельно от спускаемого аппарата — в нужный момент происходило катапультирование. Спускаемый аппарат приземлялся на своем парашюте, а космонавт на своем. Так вот, когда произошло катапультирование, у Гагарина не открылся клапан дыхания в скафандре — Юрий стал задыхаться. Оказалось, что тросик, по которому должен был поступать воздух, попал под одежду, когда Гагарина облачали в скафандр. Гагарин после полета Но и это было еще не все. Внезапно открылся запасной парашют, что тоже опасно, было много случаев, когда в такой ситуации запасной парашют запутывался в стропах основного, тот схлопывался — и человек камнем летел вниз. Но, к счастью, второй парашют раскрылся. И, хотя спуск на двух парашютах тоже, как говорят, достаточно опасен, но все же это не критично. Следующая неприятность заключалась в том, что Гагарин летел прямо в ледяные воды Волги. Управлять этими двумя парашютами было практически невозможно, но, к счастью, оторвался достаточно тяжелый неприкосновенный запас, который был прикреплен к скафандру на случай возможного приземления в различных условиях там был запас еды, надувная лодка, еще что-то , и Гагарина ветром отнесло от Волги. Он приземлился на пашню. Приземление ожидали в Казахстане, но из-за совокупности нештатных ситуаций Гагарин приземлился в районе Саратова, по интересному совпадению, именно там, где он начинал путь летчика. Примерно через 2 часа после приземления были сделаны первые фотографии первого космонавта. На его лице можно разглядеть следы пережитого. Усталость, какая-то отрешенность, а вместе с тем — та же светлая улыбка… Ты выдержал... Обнимаешь А в сердце и в глазах остался, знаешь, След звездного, но трудного пути. Ты счастлив, что ты выполнил заданье, Остался жив и воплотил мечту: Подняться к звездам, к тайнам мирозданья, Увидеть неземную красоту. А впереди фанфары и литавры, Но ты о том не думаешь пока, Пусть славы суету, венки и лавры — Все унесет смирения река. А ты останешься простым и скромным. Людей любить, служить им, согревать; И на Земле, и в Космосе огромном Улыбки светом тьму одолевать Ты будешь, как и прежде. А победа Всего сложнее, знаешь, — над собой… И жизнь твоя осталась звездным следом Над нашею планетой голубой… [18] Потом О. Ивановский напишет: «Тысячу раз прав оказался Королев, говоривший, что в Гагарине удивительно сочеталось все то, что должно быть у первооткрывателя. Он все, что надо, заметил, все сделал, как надо, ничего не упустил, не потерял самообладания. Он был тем, кем должен был быть первый землянин, взлетевший в космос» [19]. Опустела без тебя земля… После полета Гагарин больше не принадлежал себе. Он не ожидал этого. Не ждал и не искал славы, ему это вообще в голову не приходило. Он вообще не считал, что совершает нечто выдающееся или особенное, он просто выполнял свою работу. А когда эта фантастическая, невероятная слава на него обрушилась, то совершенно его не задела. Скорее, тяготила его, смущала, мешала. Он терпел ее как данность. Где была возможность, старался избежать пышных встреч и приемов. Это известно. Но Гагарин и это испытание выдержал с честью. Вот его слова: «Я самый обыкновенный. Я обыкновенный русский человек, которых множество. Мои товарищи более опытные и способные, и поэтому их приберегли для более сложных задач, поскольку последующие полеты сложнее, чем первый. А меня отправили первым, как менее способного». А еще он говорил: «Мы никак не можем позволить себе остановиться, расслабиться, почить на лаврах. Лавры прибережем для супа…» [20]. Любя людей, он радовался вместе с ними и дарил им радость. А мир не просто восхищался подвигом первого космонавта, люди ответили любовью на его любовь и свет его души. Его носили на руках — не в переносном, а в буквальном смысле слова, в его честь называли детей в разных странах, за автографом к нему выстраивались очереди… А он умел быть всем для всех, умел найти общий язык со всеми — от простых людей до королевы Англии, растопить лед предубеждения, не терялся ни при каких вопросах на пресс-конференциях и интервью. С ним фотографировались, обнимались, ему дарили цветы, вручали ордена, провозглашали почетным гражданином больших и малых городов… Взвесьте — легко ли в 27 лет оказаться на виду у всей планеты? Если бы меня попросили назвать основное в нем, я ответил бы так: посидишь с ним минут десять и забываешь, что рядом с тобой живой Гагарин, человек, который нес на своих плечах такую славу, какой не было, не ошибусь, ни у кого их живых за всю историю нашей планеты. Наверно, непросто нести ее, такую всемирную. И еще: «Природа, наделив его многими хорошими качествами, дала и дипломатическую жилку. Сколько доброго он сделал для Родины за рубежом уже после того, как своим подвигом обратил внимание к нашей стране даже тех, кто почти ничего не знал об СССР. Он подружил с нами целые государства и народы. Семь лет его невероятной славы и около тридцати стран, которые он посетил, были не только для того, чтобы мир посмотреть и себя показать, хотя и это имело значение. Не было у нас дипломатических отношений с Бразилией — послали не государственного деятеля, не дипломата, а первого космонавта. Когда Гагарин вышел из самолета и сел в машину, тысячи жителей бразильской столицы подняли автомобиль с ним и несли на руках до президентского дворца. После этого визита наши страны обменялись послами…» [23]. Он сделал очень много за свою короткую жизнь, и очень о многом можно еще рассказать. Я приведу здесь еще только несколько штрихов, несколько мгновений, запечатленных в памяти знавших Юрия Гагарина и составляющих драгоценный узор на полотне его жизни. С женой Валентина Гагарина: «Я и сейчас помню все дни, когда он бывал грустным и усталым, расстроенным и даже злым. Но я не помню его равнодушным, безразличным… Он жил для людей…».
Нас построили колоннами, студенты и преподаватели пошли на площадь Революции. Это центральная площадь в Саратове, где проходили демонстрации. Мы были очень возбуждены, нас всех объединяло чувство гордости за наш советский народ. Мы не скрывали радости, что первым человеком в космосе оказался советский человек. Общее время полёта вокруг Земли составило 1 час 48 минут. Хрущева и других руководителей государства. Пока продолжались речи, Юрий Гагарин успешно приземлился на Саратовской земле. За 1 час 48 минут он облетел всю Землю и вернулся на неё уже в звании майора.
Лётчик-космонавт СССР, первым из землян побывавший в космосе, Герой Советского Союза
- «Каким он парнем был». Юрий Гагарин в Люберцах
- «Каким он парнем был». Юрий Гагарин в Люберцах
- Детство Гагарина: арифметика на патронных гильзах
- Эксперт рассказала, как проходила подготовка Гагарина к полёту в космос
- Юрий Гагарин — биография
- Детство Гагарина в оккупации
Эксперт рассказала, как проходила подготовка Гагарина к полёту в космос
Юрий Гагарин учится летать на самолете Як-18 в Саратовском аэроклубе. Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Смоленской области. Парадокс: спустя годы космонавт Гагарин где учился, там и приземлился, изрядно напугав местную колхозницу. Но речь идет не просто о вещах, а о подлинных предметах, которые принадлежали Юрию Алексеевичу Гагарину, тому самому, который 60 лет назад совершил знаменательный полет в космос.
Юрьева тень: неизвестная жизнь Гагарина
Курсант Гагарин отлично учился, но ему плохо удавались посадки самолета. Юрий Гагарин обучался у известного в те времена лётчика-испытателя Я. Ш. Акбулатова. премьер-министру России Дмитрию Медведеву с просьбой помочь спасти объект культурного наследия федерального значения — здание Оренбургского высшего военного авиационного училища, где учился Юрий Гагарин. После окончания войны семья Гагариных перебралась в город Гжатск, где Юрий снова смог приступить к учебе.