Основное изменение акцентов, отраженное в новой книге, состоит в сдвиге соотношения между работами по социальному интеллекту и эмоциональному интеллекту в пользу последнего.
Статьи и полезные материалы для HR
Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. «Эмоциональный интеллект» представлял собой конструкт, состоящий из способностей. Гоулман доказывает, что эмоциональный интеллект важнее интеллекта умственного. Как развить эмоциональный интеллект у детей? Игры, упражнения и советы для развития эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ
«Эмоциональный интеллект» представлял собой конструкт, состоящий из способностей. На практике эмоциональный интеллект – это комплекс навыков, состоящий из умения распознавать эмоции свои и окружающих, проживать их, понимать причинно-следственные связи их возникновения. Авторы разработали структуру эмоционального интеллекта, которая состоит из трех компонентов (рис.1). это способность личности распознать собственные эмоции, а также умение их контролировать (управлять).
Юлия Кондратьева
- Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
- Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
- Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
- Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
- Что такое эмоциональный интеллект?
- 9 ступеней эмоционального интеллекта и 8 способов его «прокачать» - Inc. Russia
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
Гоулман уделил особое внимание практическому применению теории ЭИ в жизни и на работе. Он предложил внедрять программы обучения ЭИ в школах и на предприятиях, заявляя, что эмоциональный интеллект более значим, чем академический интеллект. Модель эмоционального интеллекта по Гоулману принято относить к смешанным моделям ЭИ. В своей модели эмоционального интеллекта он соединил когнитивные способности и личностные характеристики и выделил 5 основных составляющих эмоционального интеллекта: Самосознание — способность называть эмоциональные состояния, способность понимать взаимосвязи между эмоциями, мышлением и действием, способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны; Саморегуляция — способность контролировать эмоций, умение изменять нежелательное эмоциональное состояние, способность в кратчайшие сроки восстанавливаться после стресса. Мотивация — способность входить в эмоциональные состояния, которые способствуют достижению успеха, посредством использования глубинных склонностей проявлять инициативу. Эмпатия — способность читать эмоции других людей, умение ставить себя на их место. Социальные навыки — способность вступать удовлетворяющие межличностные отношения и поддерживать их. Позднее Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта. В сегодняшний день она состоит из четырех компонентов: Самосознание;.
Слушайте активно и внимательно, задавайте открытые вопросы, выражайте уважение и поддержку. Улучшайте коммуникативные навыки. Научитесь общаться с другими людьми, используя как вербальные, так и невербальные средства. Выбирайте подходящий тон и стиль речи в зависимости от ситуации и аудитории, используйте ясный и понятный язык, избегайте агрессивных или обидных выражений, поддерживайте контакт глазами.
Давайте и принимайте конструктивную критику, делитесь своим мнением и учитывайте мнение других, договаривайтесь, всегда стремитесь к компромиссу. Инструменты развития Существует множество ресурсов, которые могут помочь вам развить этот навык и стать более эмоционально грамотными. Первым инструментом является специальная литература, которая посвящена повышению навыков общения и эмпатии. Такие книги, как «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана или «Собственные эмоции.
Умение слушать себя» Джастина Барисо, предлагают практические советы и стратегии для развития эмоционального интеллекта. Кроме того, прохождение курсов актёрского мастерства может стать отличным инструментом для прокачки ЭИ. Такие курсы позволяют лучше понять и осознать свои эмоции, проявлять их и эффективно выражать через различные роли и ситуации. Они способствуют развитию эмоциональной открытости, умению насыщать эмоциями свои выступления и улучшают способность к коммуникации.
Наконец, получение обратной связи от других людей также является важным инструментом развития ЭИ. Общение с окружающими позволяет лучше понять и оценить свои реакции и поведение, а также развивает способность к эмпатии и пониманию чувств других людей. Определяем уровень развития эмоционального интеллекта Для того, чтобы определить свой уровень развития интеллекта в эмоциональной сфере, вы можете применять разнообразные методы. Один из них — это самооценка.
Задайте себе ряд вопросов, чтобы оценить, насколько хорошо вы осознаете, регулируете и проявляете эмоции, а также насколько хорошо вы понимаете окружающих: близких, друзей, коллег. Примеры вопросов: Как часто вы замечаете свои эмоции? Можете ли вы их назвать? Как часто у вас меняется настроение?
Как хорошо вы способны справляться со стрессом и фрустрацией? Как часто вы слушаете свою интуицию? Как хорошо вы можете адаптироваться к новым ситуациям? Как часто вы проявляете сочувствие к другим людям?
Как хорошо вы понимаете невербальные сигналы других людей? Насколько развита ваша способность к командной работе? Часто ли вы проявляете лидерские качества? Другой метод — это обратная связь от других людей.
Вы можете попросить своих друзей, родственников, коллег или начальников оценить уровень вашего эмоционального интеллекта по разным параметрам.
Это необходимо для достижения больших целей, когда может не хватать усидчивости и силы воли. Также — при высокой загруженности семейными делами и в сложных жизненных ситуациях, когда близким нужны помощь и поддержка. Достаточно пересмотреть свой список задач, заменить «должен» на «хочу», и настроение сразу же меняется, а это автоматически даёт ресурс на выполнение задач. При этом человек с высоким EQ не манипулирует другими, а действует из позиции взрослого. Он не винит в ошибках окружающих и не перекладывает на них ответственность за неудачи. Такой человек — автор своей жизни.
Даже отрицательный результат он воспринимает как опыт, из которого можно извлечь полезные уроки. Фото: istockphoto. Опасность неразвитости эмоционального интеллекта в том, что при отсутствии установленного контакта с собой, в критической ситуации когда срабатывает триггер, стресс , человек «падает» в «маленькую часть себя». Это приводит к невозможности сделать выбор, принятию ошибочных решений, перекладыванию ответственности за свои неудачи на других. EQ может быть не развит по нескольким причинам. Например, связь с эмоциями бывает нарушена у людей с психологической травмой. Здесь же идут последствия сильных переживаний, утраты, трагических событий.
Если в роду принято «отключать» эмоции — о них не разрешалось говорить, делиться переживаниями, то чувственная сфера также блокируется. Мужчинам в некоторых культурах запрещено проявлять то, что у них на душе, делиться своими чувствами. Как всё это связано с мозгом? Юлия Самойлова руководитель Академии смысла Андрея Курпатова Когда мы говорим про эмоции, то часто подразумеваем, что они сами по себе живут в нас.
Чтобы взаимодействовать с разными людьми Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми, в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно. Приведу несколько примеров. Первый — это так называемое коридорное тестирование, когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте. Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время. Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям. Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги. Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов. Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию. Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы. Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма. В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы. И первые — это про уважительное отношение каждого члена команды друг к другу, обмен опытом, помощь и поддержку. Безусловно, внутри любой команды есть явные и скрытые лидеры, есть мыслители и есть «делатели», есть те, кто хорошо выполняет механическую работу, и те, кто генерирует идеи, — в этом нет ничего страшного, главное, чтобы каждый находился на своем месте и понимал, что рядом с ним работает не меньший, а может быть, и больший профессионал, чем он сам. Чтобы суметь поставить себя на место другого человека Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс.
Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта
Таким образом, чтобы удержать необходимые компетенции и не спалить себя на костре профессиональных достижений, нужно вписывать в жизнь новые аспекты. И всё это на базе старых привычек, но в новом времени, которое так торопит жить, и его бешеной акселерации. На высокой скорости ещё сложнее отлавливать и анализировать свои поведенческие скрипты, выявлять триггеры тех или иных реакций. Но я иду дальше и хочу разобраться в том, где эти шаблоны лежат и откуда берутся. Где рождаются паттерны?
Паттерн — синоним привычки, шаблона поведения, который не нуждается в рефлексии. С этой точки зрения, базовые эмоциональные реакции — тоже паттерны. Неплохо бы понимать, какие у нас есть возможности, чтобы управлять всем этим, и какие есть риски просадки производительности. Разберёмся на примере такого софт-скилла как адаптивность.
Вспомним, как мы пускаем изменения в жизнь? Я — с большим скрипом. Вот пара кейсов. Годами банк плотно работал с почтовым клиентом Lotus.
Эстетика его интерфейса — сугубо дело вкусовщины, его недолюбливали. Скажем прямо, многие коллеги с нетерпением ждали перехода на Outlook. Но не я. Я привыкла, освоилась, завела себе папочки, подписи и даже не следила особо за этим милым внутрикорпоративным холиваром.
Но в одно прекрасное утро меня без обратного билета перевели в Outlook с радостным тезисом: «Поздравляем, вы в пилотной группе тестирования перехода». И всё, в Lotus письма больше не приходят, так и живи. И тут разрыв нарратива: новый UI, кнопочки новые, нет папочек, подписей. Ну, спасибо!
Другой пример. Я люблю комфортный и красивый тулинг. У меня не было привычки работать с IDE, я с универа писала в Sublime Text, компилировала из консоли, всё классно. В Альфе я научилась работать с эклипсовской проприетарной IDE, знаю перспективы, где что ломается, как это чинить.
Да, Eclipse, да, поговаривают, что даже тёмную тему можно как-то включить, но я привыкла, освоилась. Всего делов — взять и перенастроить ВЕСЬ свой рабочий сетап. Я добрых два квартала смотрела на это и думала: «Не сегодня». Опять переделывать, опять привыкать.
И так много с чем. Мы все проходили через трансформации: меняли рабочий мессенджер, меняли протоколы, меняли стандарты, меняли приоритеты, едва поспевая за директивами бизнес-заказчиков. Тенденция налицо: мой развитый эмоциональный интеллект сопровождает изменения. Система динамических критериев моего жизненного опыта соотносит усилия и результат, и решает: мы так хорошо поработали в прошлый раз, у нас есть изученный путь, зачем нам новый?
А теперь представьте команду таких: «Зачем нам ретроспектива, у нас нет вопросов, зачем нам чат в Telegram, зачем переезжать на другой фреймворк, зачем новый X, весь прошлый год Y работал нормально»… Почему новое мы воспринимаем через недовольство и отрицание? Откуда берётся это раздражение? Итак, знакомьтесь, мозг! Наука и кибернетика 1970-1990-ых годов рассматривала мозг как централизованный компьютер, телефонную станцию, универсальный диспетчер, распознающий инпут и генерирующий аутпут.
В общественном сознании, нон-фикшн литературе и медиаполе надолго закрепился этот образ — утрированный и далёкий от реальности. Мозг — сложнейшая самосозидающая и самосознающая инстанция. С одной стороны, это наше произведение, мы за него отвечаем. С другой, мы — его субъект.
Почему же концепция мозга-компьютера не состоялась? Первое — мы интуитивно понимаем, что это что-то сложнее, чем просто обработка информации. Второе, хронологически мы упёрлись в кризис центричности. Это как Web 2.
Описать архитектуру мозга нам поможет новое слово...
В частности, эмоции помогают: смотреть на вещи под разными углами зрения: эмоции нередко противоречат рациональному восприятию и это расширяет наши представления о вещи; фокусировать внимание на определенном предмете, действии, человеке — чем больше эмоций они у нас вызывают, тем дольше мы искренне интересуемся ими; лучше запоминать информацию: эмоции играют важную роль в работе памяти, поэтому все, что связано с ними, мы запоминаем быстрее — и помним дольше. Понимание эмоций. Оно включает в себя способность воспринимать эмоции во всей их полноте и сложности, улавливать мельчайшие нюансы в них, видеть взаимосвязь эмоций друг с другом. Это дает возможность: предсказать поведение человека в будущем на основе его текущего эмоционального состояния; верно определять ситуации, которые могут вызвать бурную эмоциональную реакцию.
Управление эмоциями. Оно подразумевает способность: контролировать свои эмоции для достижения результата; включать положительные и отключать отрицательные эмоциональные реакции; принимать и проживать негативные эмоции; влиять на эмоциональное состояние окружающих. Человеком с высоким эмоциональным интеллектом считается тот, у кого хорошо развиты все четыре его компонента. На основе концепции Мэйера — Сэловея — Карузо появились и другие модели эмоционального интеллекта. Одну из них предложил журналист Дэниел Гоулман, который и популяризировал это понятие, серьезно его расширив.
С его подачи к эмоциональному интеллекту начали причислять любые социальные навыки и личностные черты, например: душевную теплоту, способность к командной работе, инициативность, — многие из которых напрямую не относятся к интеллектуальной обработке эмоциональной информации. Мэйер, Сэловей и Карузо критиковали такой подход за недостаточную научную обоснованность. Смысл их концепции состоял в четком взаимодействии между интеллектом и чувствами. Все, что выходило за рамки этой взаимосвязи, по их мнению, не могло относиться к эмоциональному интеллекту. Кроме того, концепция Гоулмана не была подкреплена исследованиями.
Но ключевым отличием успешных топ-менеджеров от менеджеров среднего звена является именно способность использовать эмоции в работе и управлять ими. Область применения в бизнесе эмоционального интеллекта практически безгранична! Воодушевить команду; понять истинные эмоции ценного сотрудника и выбрать правильный стиль общения с ним; предотвращение и минимизация последствий конфликтов; проведение переговоров и совещаний и др. Ярким примером повышения производительности после развития эмоционального интеллекта является эксперимент, проведенный МЦ «КТК». В рамках исследования российским бизнесменам было предложено пройти курс обучения для себя и сотрудников. Первым этапом было тестирование на текущий уровень развития ЭИ. Далее шли курсы обучения для руководителя и персонала и фиксировались результаты. Одним из участников эксперимента был Сергей Колякин, основатель и владелец строительной компании «Стройтэк», туристической фирмы «Джунгли Камбоджи» и компании «Аурион Даймонд». Свои впечатления и результаты он описал в статье «Как повысить интерес топ-менеджеров к работе, чтобы они перевыполняли KPI».
По словам Сергея, результаты после обучения были видны не вооруженным взглядом и повлияли как на него самого, так и на бизнес в целом. Стало легче понимать сотрудников и выстраивать с ними отношения, вести переговоры, контролировать свои реакции и избегать манипуляций. В итоге у него появились новые возможности, а процесс ведения дел стал протекать легче и эффективнее. Опыт был полезный, но его можно было приобрести и в офисе». Например, один из моих сотрудников на совещании всегда по поводу и без вставлял реплики. Ему хотелось поумничать или поспорить. Раньше я быстро заводился, потому что время уходило впустую. Теперь понял, что это всего лишь привычная сотруднику с детства, неосознанная манера поведения — так он привлекает к себе внимание. Я стал давать ему возможность высказаться в самом начале планерки, и он перестал перебивать всех.
Теперь совещания укладываются в один час». Кроме того, достоверный факт, что развитие эмоционального интеллекта влечет за собой повышение креативности. Ваше мышление меняется, вы начинаете видеть ситуацию с разных сторон и находить новые не стандартные решения. Еще одним моментом, говорящим в пользу развития своего и корпоративного эмоционального интеллекта является факт лучшего усвоения информации и упрощения процессов обучения. Наверняка вы замечали, что в хорошем настроении процесс понимания и запоминания новой информации происходит быстрее и качественнее.
В целом, эмоциональный интеллект играет важную роль в нашей жизни, помогая нам лучше понимать себя и других людей, улучшать наши отношения и достигать успеха в различных сферах жизни. Компоненты эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект состоит из нескольких компонентов, которые взаимодействуют между собой и влияют на наше эмоциональное состояние и поведение.
Рассмотрим основные компоненты эмоционального интеллекта: Распознавание эмоций Этот компонент относится к способности распознавать и понимать свои собственные эмоции, а также эмоции других людей. Важно уметь определить, какие эмоции мы испытываем в определенный момент времени, и как эти эмоции могут влиять на наше поведение и принятие решений. Управление эмоциями Этот компонент связан с умением эффективно управлять своими эмоциями. Включает в себя способность контролировать и регулировать свои эмоции, а также умение выражать их адекватно и конструктивно. Управление эмоциями помогает нам справляться со стрессом, конфликтами и сложными ситуациями. Мотивация Этот компонент относится к нашей способности устанавливать цели, мотивировать себя и находить внутреннюю мотивацию для достижения успеха. Включает в себя умение управлять своими эмоциями и использовать их в качестве источника энергии и вдохновения.
Эмпатия Этот компонент связан с нашей способностью понимать и сопереживать эмоции других людей. Включает в себя умение воспринимать и интерпретировать невербальные сигналы, эмоциональные выражения и настроение окружающих нас людей. Эмпатия помогает нам строить глубокие и качественные отношения с другими людьми. Социальные навыки Этот компонент относится к нашей способности эффективно взаимодействовать с другими людьми. Включает в себя умение устанавливать и поддерживать положительные отношения, слушать и понимать других, решать конфликты и сотрудничать в команде. Социальные навыки помогают нам успешно взаимодействовать с окружающими и достигать совместных целей. Все эти компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Развитие каждого из них помогает нам стать эмоционально умными и успешными в различных сферах жизни. Развитие эмоционального интеллекта Развитие эмоционального интеллекта является важным аспектом саморазвития и позволяет нам лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также эффективно взаимодействовать с другими людьми. Вот несколько способов, которые помогут вам развить свой эмоциональный интеллект: Самоанализ Первый шаг в развитии эмоционального интеллекта — это осознание своих эмоций и их влияния на вас. Постарайтесь быть внимательными к своим эмоциям и анализировать их причины и последствия. Задавайте себе вопросы: почему я чувствую так, как я чувствую? Как эти эмоции влияют на мои решения и поведение? Это поможет вам лучше понять себя и свои реакции.
Развитие самосознания Самосознание — это способность осознавать свои сильные и слабые стороны, свои ценности и убеждения. Развивайте свое самосознание, задавая себе вопросы о своих целях, мотивах и предпочтениях. Это поможет вам принимать более осознанные решения и действовать в соответствии с вашими ценностями. Управление эмоциями Умение управлять своими эмоциями — это ключевой аспект эмоционального интеллекта. Научитесь распознавать свои эмоции и находить способы их регулирования. Это может включать в себя использование техник релаксации, таких как глубокое дыхание или медитация, а также поиск здоровых способов выражения эмоций, например, через искусство или физическую активность. Развитие эмпатии Эмпатия — это способность понимать и сопереживать чувствам и потребностям других людей.
Эмоциональный интеллект: зачем он нужен и как его развивать
Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. Чтобы активно и эффективно развивать эмоциональный интеллект, нужно прежде всего понять, что включает в себя это понятие. Говорим о том, что такое эмоциональный интеллект: книга Гоулмана, измерение эмоционального интеллекта, модели эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность воспринимать, контролировать и подвергать критической оценке эмоции. Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. Чтобы развить эмоциональный интеллект (ЭИ), нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности.
Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции
Умение следить за своими эмоциями, управлять ими — важный навык как в повседневной жизни, так и в карьере. Также в рабочей среде высоко ценится способность считывать эмоции других людей и правильно реагировать на них. Все это тесно связано с эмоциональным интеллектом и помогает людям строить более успешную карьеру и жизнь. Почему эмоциональный интеллект так важен?
Потому что EQ используется в разных сферах жизнедеятельности. Повышенный эмоциональный интеллект может влиять на успехи человека в обучении и в работе. Он позволяет проявить лидерские качества, находить контакт с разными людьми и вести их за собой.
А также убеждать их в своей правоте. Стабильно развивающийся эмоциональный интеллект благоприятно сказывается на физическом здоровье. Он помогает прорабатывать стрессовые ситуации и снижать их влияние на тело.
Также неконтролируемые эмоции могут привести к проявлению психологических заболеваний. Чаще всего неправильная работа со своими чувствами ведет к тревожности и депрессии. Развитый EQ помогает избежать таких последствий.
Имея развитый эмоциональный интеллект, проще понимать других людей, воспринимать их эмоции, выражать сочувствие, подбирать подходящие слова и т. Вкупе это помогает строить более тесные и надежные отношения с коллегами и близкими. Комьюнити теперь в Телеграм Подписаться Составляющие эмоционального интеллекта EQ — это сущность, состоящая из нескольких отдельных навыков.
Они взаимосвязаны, но развиваются отдельно. Они также могут присутствовать в одном человеке, но в разных пропорциях. Задача человека — анализировать каждый компонент и регулярно подвергать его критической оценке.
Коммуникативные навыки Как я уже сказал выше, эмоциональный интеллект помогает налаживать и поддерживать контакты. Это особенно важно в профессиональной деятельности при создании новых деловых связей, общении с партнерами и т. Также развитые коммуникативные навыки помогают выстраивать более продуктивные взаимоотношения между сотрудниками в одном офисе.
Они могут просить о помощи и словесно решать любые конфликты. Начальник с повышенным EQ может поднимать серьезные вопросы и поддерживать обсуждение в команде, добиваясь положительных результатов этого обсуждения например, принятия решения по вопросу, волнующего весь офис. Мотивация Эта сущность тесно связана с EQ и часто включается специалистами в состав эмоционального интеллекта.
Мотивация подразумевает под собой возможность ставить цели и достигать их.
Как всё это связано с мозгом? Юлия Самойлова руководитель Академии смысла Андрея Курпатова Когда мы говорим про эмоции, то часто подразумеваем, что они сами по себе живут в нас. Словно достаточно знать список всех чувств, их признаки и иметь инструкцию о том, что с ними делать. На самом деле всё чуть сложнее. Для развития EQ важно понимать механику возникновения эмоций в мозге человека. Наш эмоциональный фон определяют скрытые в подкорке базовые потребности.
Их три: потребность в безопасности, социальная и половая. Если мы строим социальные отношения, увеличиваются шансы на продолжение рода. Как итог — образуются положительные эмоции. И наоборот — если жизнь оказывается под угрозой, есть негатив со стороны социальной группы, а наша сексуальная чувствительность лишена встречного интереса, мы будем страдать. Например, во время страха учащаются сердцебиение и дыхание, из-за стыда или злости краснеют щеки. Эти реакции мы не можем контролировать сознательно. Здесь идут желание доминирования, сексуальное возбуждение, чувство боли и поисковый интерес.
В случае страха появляются пугающие картины того, что может случиться. При сексуальном возбуждении — мысли о любви. При чувстве боли — картины смерти. Таким образом, эмоции проявляются на трёх уровнях: телесном, поведенческом и когнитивном.
Алена Алешина Совладелец тренинговой компании EQuator , автор книг про эмоциональный интеллект Начать можно с наблюдения четырех базовых эмоций: гнева, страха, грусти, радости. Они встречаются в жизни человека чаще всего, поэтому их проще заметить. Если начать с отслеживания более широкого спектра, можно легко запутаться и бросить это. Чтобы сформировать привычку, рекомендуем начинать с этих четырех эмоций, а потом добавлять к ним другие. Как внедрить постоянную привычку У каждой базовой эмоции есть оттенки.
Когда научились замечать базовые эмоции, можно наблюдать за оттенками Например, можно завести будильник на каждые три часа. Как только он прозвучит — спросить у себя, какую эмоцию испытываете в этот момент, и записать в блокнот. Так делать один месяц. Затем вернуться к записям и проанализировать, какие эмоции испытываете часто, а какие не испытываете вовсе. Это поможет в дальнейшей работе над EQ. Как вести дневник, чтобы увидеть связь между эмоциями и реакцией «Я несколько месяцев наблюдала за эмоциями и увидела, что иногда веду себя агрессивно, особенно с близкими. Я обратилась с этим к психологу, и в ходе работы мы выяснили, что причина такой реакции у меня — неумение видеть раздражение и на этом этапе решать проблему. Я не искала выход из ситуации, раздражение росло и сначала превращалось в гнев, а потом в агрессию. Теперь я отслеживаю раздражение.
Как только его замечаю, стараюсь понять причины и, если это возможно, сразу решить проблему. Сначала это было сложно, но со временем стало получаться замечать раздражение в моменте. Сейчас я вижу, что у меня почти нет гнева и агрессии, так как практически все проблемы можно решить, если сразу их заметить». Юлия Маркевич Автор статьи, работает с психологом над развитием эмоционального интеллекта Не обязательно фиксировать эмоции на бумаге. Есть специальные приложения, в которых можно отмечать эмоции, а если есть желание, еще и вести мини-дневник — записывать обстоятельства и свои мысли. Например, это скрин из приложения Thera Шаг 2. Управлять своими эмоциями, то есть проживать их и отпускать. Например, у некоторых людей есть запрет на проявление эмоций, которые они считают негативными. Чтобы в этом разобраться, как раз и понадобится список.
Допустим, вы заметили, что у вас никогда не бывает страха, это повод задуматься и понаблюдать. Возможно, вы запретили себе его чувствовать. Вспомните, почему вы решили, что страх — это плохо. Так можно работать с любой эмоцией.
Значит, таким я и буду. Во-первых, не хочу расстраивать маму, ведь я люблю ее. Во-вторых, ей виднее, она же взрослая, и лучше меня знает. В большинстве случаев родители прикрываются фразами типа: Не буду я с ним сюсюкаться.
Еще не хватало, чтобы нюней вырос. Потом с ним никто не будет так нянчиться, жизнь очень сурова. То есть в большинстве случаев они делают это как бы из лучших побуждений. Но по факту это является отражением их слабости, недоразвитого эмоционального интеллекта, педагогической неподготовленности. От этого дети не начинают вести себя лучше. Как мы уже сказали, наоборот, они в совершенстве усваивать то клише, которое им дали самые близкие люди. Ребенок вырастает, но голос родители все еще звучит внутри него. Теперь он сам себе контролирующий и строгий, оскорбляющий родитель.
Он сам себя критикует, упрекает, ругает.
Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить / Skillbox Media | Развивая эмоциональный интеллект, мы стремимся к осознанному проживанию эмоций, но не к их контролю и подавлению. |
Эмоциональный интеллект | Журнал Вестник Психологии | Его книга «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» (Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ), вышедшая в свет в 1995 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы. |
Применение эмоционального интеллекта в жизни
- Что есть что: разберемся с понятиями
- Эмоциональный интеллект: что это такое и как он помогает в работе
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
- EQ: постройте карьеру на чувствах
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
Эмоциональный интеллект (EQ)
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих | Основная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы критичес ки проанализировать круг вопросов, обсуждаемых в современных научных работах по эмоциональному интеллекту, прежде всего пред ставления о его природе и структуре. |
Пять составляющих эмоционального интеллекта. | Если говорить максимально просто и обобщенно, эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI) — это способность осознавать свои и чужие эмоции. |
8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте | С понятием «эмоциональный интеллект» я познакомилась в этом году, когда участвовала во Всероссийском конкурсе РДШ «Большая перемена». |
8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте
Это происходит, когда нам запрещают чувствовать то, что мы чувствуем, потому что эти чувства не вписываются в картину мира наших родителей, «не входят в их планы». Эти установки мешают нам научиться понимать свои эмоции. Чувства ребёнка сталкиваются со страхами и комплексами родителей. Сознание ребенка блокирует эмоции, ведь это чувствовать нельзя так происходит потому, что родители не могут эмоционально отвязать себя от своих детей. Как результат — мы все становимся одинаковыми, живем с искусственными шаблонами восприятия мира и поведения. Человек вырастает с болезненным раненым эмоциональным состоянием.
Чтобы исправить это, не нужно придумывать ничего нового, нужно лишь вспомнить своё детское состояние. Что мы чувствовали и кем мы были, когда были детьми. Из чего состоит эмоциональный интеллект? Самоанализ Краеугольный камень эмоционального интеллекта — умение осознавать, понимать свои эмоции и их последствия. Только когда вы научитесь понимать себя и свои эмоции, вы сможете взять над ними верх.
Также важно распознавать ваши сильные и слабые стороны и, как следствие, иметь адекватную самооценку и уверенность в себе. Самоконтроль Самоконтроль основывается на самоанализе, поскольку, только осознавая свои эмоции, мы можем их контролировать. Это умение выстраивать стену между вами и эмоцией, которую вы хотите пережить. В моменты наибольшего напряжения брать паузу, чтобы задать себе вопросы, которые помогут лучше понять ситуацию, эмоции и правильную тактику поведения. Эмпатия Способность понимать желания, нужды и чувства окружающих даже тогда, когда это не очевидно.
Избегать стереотипов и осуждения, не вешать ярлыки. Быть чутким к нуждам окружающих: что им нужно, чтобы расти? Как можно помочь развитию их способностей? Навыки общения Искренне интересоваться каждым человеком, которого вы встречаете. Вы можете не одобрять его поведение или образ жизни, но нужно быть открытым в общении, потому что, когда в вас есть хоть немного негатива по отношению к человеку, он это чувствует.
Также это способность найти подход к любому человеку вне зависимости от пола, расы, религии и других факторов. Быть командным игроком. Фокусироваться не только на личном успехе, но и помогать развиваться другим. Как развить эмоциональный интеллект? Для того, чтобы повышать свой уровень эмоционального интеллекта, нужно в первую очередь максимально принимать себя — это важнейшее условие, фундамент.
Нужно позволить себе быть максимально уязвимым — быть самим собой. При общении люди чувствуют то, что чувствуете вы. И если вы не верны себе, если вы обманываете себя или не принимаете себя, это откликается в другом человеке.
Межличностные отношения или социальные навыки Хорошие отношения с другими людьми важны для собственного счастья и эмоционального здоровья. При этом важна не только способность сопереживать, но и другие социальные навыки — ассертивность, активное слушание и т. Узнайте, как развить коммуникативные компетенции.
Виды эмоционального интеллекта Как мы уже упомянули выше, говоря об эмоциональном интеллекте, мы имеем ввиду два вида интеллекта: межличностный и внутриличностный интеллект. Под межличностным интеллектом подразумевается способность устанавливать отношения с другими людьми. Внутриличностный интеллект, напротив, относится к самопознанию и связанным с ним процессам, таким как доверие к самому себе и самомотивация. Внутриличностный или интраперсональный интеллект Его составляют ряд характеристик, определяющих отношение человека к самому себе. Речь идёт о следующих компонентах: Самосознание: осознание себя и своих способностей сильных и слабых сторон , эмоций и импульсов, а также того, как наши эмоции и поведение влияют на окружающих. Саморегуляция или регулирование собственных эмоций: способность управлять своими эмоциями и импульсами и фокусировать их.
Для этого важно осознавать свою ответственность, дать себе время, чтобы ответить окружающим бездействие — реакция , находить решения, справляться с ситуациями и т. Самомотивация: мотивация себя на выполнение необходимых задач, достижение поставленных целей, то есть способность достигать и поддерживать состояние постоянного поиска решений и настойчивости при достижении целей. Самоподкрепление: доброта по отношению к самому себе и умение вознаграждать себя в определённых ситуациях и таким образом поддерживать мотивацию, адекватное настроение и т. Межличностный или интерперсональный интеллект Состоит из ряда других компетенций и навыков, определяющих наши взаимоотношения с окружающими: Эмпатия: способность понимать чувства других людей и причины их поведения. Этот навык позволяет нам предотвращать серьёзные конфликты. Человек не рождается эмпатичным, он приобретает эту способность во время эмоционального и социального развития, начинающихся в детстве.
Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих: Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализует причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе. Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил.
Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас. Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях. Управление отношениями Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты.
Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты. Квадрант эмоций помогает определить, какое эмоциональное состояние преобладает у вас или ваших сотрудников, чтобы направить энергию и настроение на пользу Квадрант эмоций помогает определить, какое эмоциональное состояние преобладает у вас или ваших сотрудников, чтобы направить энергию и настроение на пользу Как это работает. Например, вы не сделали презентацию для нового клиента и из-за этого переживаете. Уровень настроения оцените на 3 балла. При этом у вас еще много сил, поэтому уровень энергии будет 7 баллов. Так вы попадаете в красный квадрат «беспокоюсь».
В таком состоянии лучше заняться активной работой, которая не требует эмоционального настроя: прибраться в доме, вынести мусор, приготовить еду. В зеленом квадрате у вас хорошее настроение, но мало энергии. В таком случае, изучайте новое: погружайтесь в проект или задачу, собирайте информацию. Делайте то, что не требует физической нагрузки. В желтом квадрате настроение и энергия на максимуме. Это хорошая возможность для мозгового штурма.
Придумывайте новые идеи и проекты, смешивайте форматы и ищите другие решения обычных проблем. В синем квадрате мало энергии и нет настроения. Здесь следует искать ошибки и недочеты. Разобрать, как можно улучшить повседневную рутину и придумать, над чем еще можно поработать. Квадрант эмоций поможет направить свободные ресурсы на подходящие задачи. Вы сможете грамотно расставлять приоритеты и давать четкие распоряжения сотрудникам.
Кроме того, под вопросом находится эффективность обучения эмоциональному интеллекту, основанная на описанных выше моделях. Главная проблема в том, что существует много разных программ обучения, у которых отсутствует объединяющий принцип. Каждая из моделей основывается только на личных соображениях ее создателя. К примеру, Гоулмен считает, что к эмоциональным способностям относятся регулирование эмоций и их распознавание. При этом способности могут быть нацелены как на чужие впечатления, так и на свои собственные. На основе этого взгляда в ЭИ входит осознание общественных взаимодействий, самоуправление, контроль отношений, самосознание. И все перечисленные компоненты изучаются с помощью опросников ECI. Концепция моделей способностей Разработана Майером, Сэловеем и Карузо. Ученые дали следующее определение эмоциональному интеллекту — умение вызывать и воспринимать эмоции, распознавать их, повышать с их помощью эффективность мыслительных процессов, а также на уровне рефлекса регулировать эмоции, чтобы развиваться умственно и эмоционально.
Первая категория включает в себя компоненты выражения и оценивания личных чувств и чувств окружающих людей. В свою очередь, компоненты оценки собственных чувств подразделяются на вербальный и невербальный подтип, в то время как оценка чужих чувство — на эмпатию и невербальное восприятие. Вторая категория ЭИ включает в себя регулирование чувств — как собственных, так и чужих. Третья подразумевает использование эмоциональной составляющей в деятельности и мыслительных процессах — гибкое построение планов, творческое мышление, элементы контроля мотивации и внимания. С этой моделью тесно связаны когнитивные и социальные составляющие, но также уделено большое внимание использованию и контролю эмоций. Со временем к 1997 году модель эмоционального интеллекта Майера и Сэловея была существенно расширена и усовершенствована. В ней акцентировано внимание на когнитивных компонентах, которые связаны с обработкой мозгом информации, полученной об эмоциях. Кроме того, добавился компонент, касающийся роста человека как личности, расширения его эмоционального диапазона. В связи с этими корректировками, сформировалось и новое определение ЭИ: теперь это способность обрабатывать данные, заложенные в эмоциях — распознавать значение чувств, определять, как они друг с другом связаны, принимать решения на основе полученных сведений.
Получается, что эмоциональный интеллект очень схож с обычным, однако ключевыми понятиями у него считаются эмоции и настроение. В состав ЭИ входят четыре способности: Идентификация и правильное восприятие своих и чужих чувств, их выражение. Помогает определить эмоциональное состояние человека по косвенным признакам: звуки, внешний вид, общее поведение и даже создаваемые другими людьми произведения искусства. А также относительно точно выражать потребности и эмоции, основанные на испытываемых чувствах; определять, какие выражения эмоций правдивы, а какие ложны. Всё это служит для верного осознания окружающего мира. Он постоянно посылает сигналы, и чем точнее нам удастся их расшифровывать, тем более адекватным будет наше поведение в различных жизненных ситуациях. Отчасти на это направлен тренинг развития эмоционального интеллекта. Фасилитация мышления. Это использование эмоциональных компонентов для помощи в размышлениях и принятии решений.
Методика эмоционального интеллекта позволяет научиться в нужный момент вызывать нужную эмоцию и затем эффективно управлять ей, так как чувства относятся к когнитивной системе и влияют на когниции. Нужный эмоциональный настрой нацеливает внимание человека на наиболее важную информативную составляющую, помогает логично рассуждать. Разные настроения могут помочь посмотреть на проблему с разных сторон, чтобы выбрать правильный подход к решению той или иной задачи. Суть в том, чтобы отслеживать чувства, которые содержат особо ценные сведения, после чего пользоваться ими в решении конкретных проблем. Анализ и понимание. Способность анализировать — одно из главных умений, на которые направлены упражнения по эмоциональному интеллекту. Понимание эмоция включает в себя способность их классификации, определения связей между чувствами и вербальным общением; интерпретация значения эмоциональных выражений в отношениях между людьми, осознание переходов от одного чувства к другому.
Эмоциональный интеллект
Согласно данной модели, эмоциональный интеллект состоит из 4 составляющих. Эмоциональный интеллект рассматривается как подструктура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями [39]. Про «эмоциональный интеллект» слышали все, но что конкретно скрывается за этим понятием? В модели Гоулмана эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов. Эмоциональный интеллект состоит из нескольких компонентов, которые взаимодействуют между собой и влияют на наше эмоциональное состояние и поведение.
Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия
из чего состоит эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов: самосознания, саморегуляции, социальных навыков и эмпатии. Эмоциональный интеллект Психология, Психотерапия, Эмоции, Эмоциональный интеллект, Нормы, Любовь, Критика, Чувства, Длиннопост. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence Quotient или EQ) — это способность распознавать и контролировать свои и чужие эмоции. Как развить эмоциональный интеллект, почему он важен, по каким признакам можно определить уровень EQ, что относится. Из чего состоит эмоциональный интеллект, как его развивать. Сегодня эмоциональный интеллект в основном рассматривается как метод достижения определенных высот в карьере благодаря развитому навыку коммуникации, пониманию окружающих и главное — себя.
Эмоциональный интеллект: понятие, развитие и применение в жизни
TTISI разработала также программу развития эмоционального интеллекта «TTI Professional», включающую 10 тренинговых модулей, видео, упражнения и пособия. Благодаря этому мы не только тестируем EQ, развиваем его с помощью коучинга и тренинга, но и передаем эту технологию бизнес-тренерам на основе франшизы. Показателями качества диагностики являются надежность — насколько надежно этот метод работает, насколько он воспроизводим и валидность — насколько метод измеряет именно то, что он на самом деле должен измерять. Одним из цифровых показателей надежности является коэффициент альфа Кронбаха. Он показывает внутреннюю согласованность опросника и является достаточно чувствительным учитывает влияние даже одного вопроса на общую достоверность. Коэффициент альфа Кронбаха колеблется в пределах от 0 до 1 и позволяет убедиться, что ни один вопрос не «выбивается» из критериев инструмента. Таблица ниже иллюстрирует возможные показатели коэффициента альфа Кронбаха и надежность тестирования, соответствующую данному показателю.
И если ты не до конца понимаешь своё текущее состояние, не до конца понимаешь, на что он воздействует в тебе, то ты можешь сделать то, о чём потом пожалеешь, то, что будет не в твою пользу. Ирина — Мошенники очень часто пользуются этим, когда звонят от чужого лица. Сергей — Да, они торопят, нагнетают эмоции, давят, стрессируют специально, чтобы создать какое-то особое состояние у тебя, в котором ты меньше думаешь, больше делаешь того, что им нужно. И человек, способный свои эмоции отловить, просто понимает, что его явно загоняют в угол сейчас, что он чувствует себя дискомфортно, и из этой ситуации надо выходить. Или другой пример. Первые годы семейной жизни моей с моей супругой проявлялась такая моя черта: с утра я очень угрюмый. Я настолько угрюмый, что это выглядит просто агрессивно, как будто я конкретно по отношению к жене своей что-то имею негативное, как будто я недоволен. И она первое время не понимала, что происходит. То есть она не могла понять, что происходит, я тоже не понимал, что происходит, потому что утром мне было не до того — я был в своем состоянии, не очень его осознавая. И потом, когда эта ситуация разрешилась, когда я стал понимать, что утром надо бы быть поприветливее и быстрее приходить в себя, и она поняла, что это у меня не по отношению к ней всё происходит, ситуация стала намного проще. И это тоже касается эмоционального интеллекта. Собственно говоря, когда наш голодный ребёнок начинает капризничать, он не понимает, что он голоден. Он думает, что с ним поступают несправедливо, что ему не дают то, что ему причитается, что его мама или папа злые, или плохо себя ведут, что мир несправедлив. Он не понимает, что источник внутри него. Он не осознает своего состояния. И развитие эмоционального интеллекта означает, что он начинает эти вещи понимать. Он понимает, что сейчас он уставший, что мир, в общем-то, не так плох, что надо просто отдохнуть и перекусить, а не капризничать и просто разбрасывать вокруг еду, например, как это часто бывает. Следующий компонент этой модели — «саморегуляция»: способность контролировать свои импульсы, сдерживать импульсы, разряжать их в ту или иную активность. И вот пример с конфликтным поведением, с поведением в конфликте — это как раз навыки саморегуляции. Когда человек либо способен понять, что сейчас его начинает заносить, и дать себе возможность отступить, успокоиться. Или человек продолжает набирать обороты, и ситуация самоиндуцируется и развивается. Есть еще такая интересная составляющая как «поддержание позитивного базового состояния». Ты наверняка сталкивалась в жизни с людьми, которые более позитивные и менее позитивные. Люди, которые в целом большую часть времени улыбаются, и люди, которые большую часть времени в сдержанно угрюмом состоянии. Или даже всем недовольны. Ирина — Всё время позитивные люди вызывают у меня опасения. Сергей — Психи какие-то. Умеренно позитивные люди, наверное, вызывают желание с ними общаться, а люди ворчливые, скептичные и желчные, наверное, вызывают меньше такого желания. Но, что самое важно, людям, которые в целом настроены нейтрально-позитивно, живётся лучше. Они своей жизни больше довольны, чем люди, которые постоянно ворчат, чем-то недовольны, и в целом в таком угрюмом состоянии большую часть времени. И это базовое состояние — «базовое эмоциональное состояние» — оно складывается из каких-то индивидуальных предпосылок и из навыков саморегуляции. И эти навыки саморегуляции, навыки поддерживать себя в позитивном состоянии даже сложных ситуациях — это тоже часть эмоционально интеллекта.
Попробуйте говорить о своих чувствах напрямую — это может помочь. Оставшиеся четыре ступени в пирамиде эмоционального интеллекта — это уже уровень «про», которого достигают далеко не все даже осознанные и рефлексирующие люди. Начинается он с экспертизы: человек с такими навыками ЭИ может учить других распознавать свои эмоции, выступать медиатором в спорах или, к примеру, стать психологом. Дальше идет самоактуализация самореализация — этот этап совпадает с верхней ступенью в пирамиде Маслоу. Исследователи ЭИ подчеркивают, что максимально реализовать свой потенциал можно только тогда, когда человек достиг гармонии со своими эмоциями и научился обходиться с чужими, — именно поэтому для достижения самореализации важно развивать эмоциональный интеллект. Последние две ступени — трансцендентность и эмоциональное единство — уже находятся на уровне духовных гуру: человек, достигший таких высот ЭИ, помогает реализоваться другим, живет в гармонии с людьми, природой, не разделяет страдания и радости на свои и чужие. Упражнения для «прокачки» эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект — это, как минимум отчасти, навык. А значит, его можно тренировать. Это подтверждают и исследования: уже после шести месяцев занятий люди отмечают , что стали лучше распознавать свои эмоции и управлять реакциями на них. Какие именно упражнения в этом помогут? Ориентироваться можно на программы , разработанные для развития ЭИ у детей. Самое базовое упражнение на распознавание собственных эмоций: остановитесь в любой случайный момент времени, обратите внимание на тело и чувства. Что вы испытываете? Где эта эмоция находится в теле? Повторять регулярно, чтобы наладить контакт с самим собой. Доставайте из подсознания чувства, которые уходят от вашего внимания. Для этого можно, например, писать «утренние страницы» или делать какие-то другие письменные практики подобного типа, вести дневник. Или, как дети в тель-авивских школах, рассказывать свои сны — в них могут таиться скрытые и подавляемые эмоции. Используйте творчество и воображение. Пишите стихи, рассказывайте, придумайте сказку своему ребенку или сценарий для онлайн-игры — главное, чтобы у героев были узнаваемые эмоциональные реакции. Старайтесь не проецировать на всех свой взгляд на мир, а учесть, что кто-то может — и будет — думать, чувствовать и вести себя по-другому. Активно слушайте. Не отвлекайтесь на телефон и собственные мысли, погрузитесь в то, что вам рассказывает собеседник, задавайте вопросы. Позвольте себе не знать.
Петридеса и А. Опросник Д. Люсина ЭмИн состоит из двух шкал — межличностного и внутриличностного ЭИ, каждая из которых включает по 3 субшкалы, соответствующие способностям, связанным с пониманием эмоций и управлением ими. Примечательно, что шкалы этих опросников не очень похожи друг на друга. Например, EQ-i включает шкалы, соответствующие всем кластерам ECI, хотя осознание социальных взаимодействий и социальные навыки объединяются в один фактор межличностной компетентности. Гоулмена, ни друг другу например, «адаптация» и «общее настроение». Сейчас появляются эмпирические исследования степени сходства этих опрос- ников, что может привести к возникновению более четких смешанных моделей, однако пока смешанные модели недостаточно соотносятся друг с другом Matthews, Roberts, Zeidner, 2004. Психометрические свойства. Техника конструирования опросников хорошо отработана, поэтому можно было бы легко оценить качество предлагаемых методик. К сожалению, необходимые данные доступны далеко не всегда. Гоул-мен Goleman, 2001 при описании ECI часто ссылается на неопубликованные данные. В главе учебника по ЭИ, посвященной ECI, упоминаются трудности с эмпирическим воспроизведением его гипотетических кластеров Boyatzis et al. Таким образом, необходима работа по изменению и усовершенствованию пунктов ECI. Относительно EQ-i существует больше информации, хотя основные данные тоже не опубликованы Bar-On, 1997; 2000. Внутренняя согласованность и ретестовая надежность его шкал вполне удовлетворительны. В то же время Дж. Мэттьюс с соавт. Внутреннюю согласованность шкал ЭмИна а Крон-баха равна 0. В целом надежность опросников на ЭИ оказывается более или менее удовлетворительной, однако обоснованность их внутренней структуры и точная интерпретация шкал, как правило, не вполне ясны. Вместе с тем методики для измерения ЭИ, основанные на самоотчете, демонстрируют хорошую критериальную валидность. Например, получены связи ECI с размером зарплаты и восприятием собственного жизненного успеха у группы менеджеров, работающих в финансовом секторе Sala, 2002. В этом же исследовании на других выборках получены положительные корреляции ECI с успешностью на работе у телефонистов и руководителей колледжей. Однако в каждом случае корреляции довольно низки примерно 0. Кроме этого, в результатах содержатся некоторые противоречия. Например, несмотря на положительную корреляцию между зарплатой и ECI у финансовых менеджеров, количество продвижений по службе и собственное восприятие финансовой успешности коррелирует с ECI отрицательно. Подход Р. Бар-Она Bar-On, 1997 основывается на идее, что ЭИ должен способствовать адаптации человека к реальной жизни. Действитель- но, в исследованиях показано, что его опросник EQ-i положительно коррелирует с приспособленностью, субъективным благополучием и социальным успехом. Высокие баллы EQ-i связаны также с более частым использованием стратегий совладания, направленных на проблему, по сравнению с использованием стратегий совладания, направленных на эмоции. Однако результаты этих исследований поднимают вопросы конструктной валидности. Возможно, EQ-i измеряет не столько способность, позволяющую преодолевать жизненные трудности, сколько последствия встреч с этими жизненными трудностями. Тесная корреляция с психопатологическими симптомами может свидетельствовать о проблемах с конструктной валидностью, особенно если учесть, что одной из шкал опросника является «общее настроение». Опросник SSRI показывает неплохую критериальную валидность. В первом исследовании с использованием SSRI обнаружены корреляции с оптимизмом, контролем побуждений, ясностью чувств и другими показателями эмоциональной адаптации Schutte et al. В последующих исследованиях обнаружены связи с навыками межличностного общения, склонностью к сотрудничеству, удовлетворенностью отношениями Schutte et al. Однако почти все критериальные показатели были получены с помощью самоотчетов и на слишком незначительных выборках, иногда менее 30 человек. С учетом этих ограничений остаются сомнения в том, что SSRI измеряет ЭИ как особую индивидуальную характеристику, а не просто как набор личностных черт. Связи со способностями и с личностными особенностями. Многие данные свидетельствуют о том, что опросники на ЭИ не коррелируют с баллами интеллектуальных тестов. Такие данные получаются на разнообразных выборках с применением разных методик. Принято считать, что любые когнитивные способности должны умеренно положительно коррелировать с интеллектом. Отсутствие таких корреляций у опросников на ЭИ свидетельствует об их низкой конвергентной валидности. В совокупности эти данные позволяют поставить вопрос о том, измеряют ли опросники на ЭИ нечто имеющее отношение к интеллекту Matthews et al. Вместе с тем неоднократно показано, что опросники на ЭИ коррелируют с известными личностными чертами. Особенно существенно пересечение этих методик с фактора- ми модели «Большая пятерка» — нейротизмом, экстраверсией, открытостью опыту, доброжелательностью, сознательностью. Наиболее сильная связь наблюдается с нейро-тизмом; корреляции часто бывают настолько велики, насколько позволяют коэффициенты надежности. В этих случаях можно говорить о том, что измеряется эмоциональная устойчивость, а не отдельный новый конструкт Newsome, Day, Catano, 2000. Связи у разных опросников на ЭИ с личностными чертами весьма разнообразны. Это свидетельствует о том, что эти методики измеряют разные аспекты ЭИ. Кроме этого, возникает подозрение, что опросники на ЭИ измеряют не что иное, как некоторую комбинацию личностных черт. В настоящее время методики для измерения ЭИ, основанные на самоотчете, сталкиваются со многими трудностями. Различные концептуализации конструкта ЭИ недостаточно согласуются друг с другом, и нет внятных оснований для того, чтобы утверждать, что люди способны адекватно оценить свои способности в области понимания эмоций и управления ими. В частности, по определению люди с низким ЭИ должны плохо осознавать свои способности в этой области. Эмпирические исследования позволили разработать достаточно надежные шкалы с приемлемой критериальной валид-ностью. Однако эти шкалы пересекаются с методиками, измеряющими личностные черты, что свидетельствует о недостаточной дивергентной валидности. Дальнейшие исследования могут прояснить вопрос о связи личностных черт с ЭИ, однако пока нет данных, подтверждающих, что опросники на ЭИ измеряют характеристики, имеющие отношение к интеллекту. Измерение эмоционального интеллекта на основе решения задач объективные тесты Основная модель ЭИ как способности была предложена Дж. Мэйе-ром и П. Сэловеем например, Mayer, Salovey, 1997.