это большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, К разновидностям социального поведения относятся социальные движения. Действующая толпа подразделяется на несколько подвидов. Обычно выделяют: агрессивную толпу, движимую гневом и злобой, стремящуюся к разрушению и «жаждущую крови»; паническую толпу, движимую чувством страха и стремлением избежать некой опасности. интеллектуальную; - стяжательскую; - демонстративную. Обоснование: Действующая толпа - это толпа, которая настроена на активное действие и достижение определенных целей.
Психология толпы, виды толп. как управлять толпой
— Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стяжательскую и паническую, в зависимости от ее поведения и целей. Аффективно-действующая толпа психологически заражена на групповые действия. Аффективно-действующая толпа психологически заражена на групповые действия.
Толпа это в обществознании
Действующая толпа в свою очередь подразделяется на следующие подвиды: Агрессивная. Действующая толпа. 4) действующая, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую — возмущающуюся действиями властей. Также активными считают спасающиеся толпы, которые легко превращаются в стяжательные и панические.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
интеллектуальную; - стяжательскую; - демонстративную. Обоснование: Действующая толпа - это толпа, которая настроена на активное действие и достижение определенных целей. — Действующая толпа подразделяется на: просмотровую; протестующую; стяжательскую; демонстрационную. — Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное; коллективное поведение; групповое. 1. Дать определения понятиям: социальный конфликт, народные массы, социальное поведение, социальные движения, масса, толпа, поведение, социальное поведение личности, публика, коллективное поведение, девиантное поведение. Среди подвидов действующей толпы можно выделить и стяжательскую толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями. это большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, К разновидностям социального поведения относятся социальные движения.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательную и так называемую агрессивную. Так называемая действующая толпа отличается активными действиями делинквентно-го характера и подразделяется на агрессивный и стяжательский подвиды [11; 12; 13]. — Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стяжательскую и паническую, в зависимости от ее поведения и целей.
Курс лекций по социологии. Массовое социальное поведение, его субъекты и разновидности
Действующая толпа подразделяется на спасающуюся стяжательскую. Действующая толпа. Действующая, которая подразделяется на: агрессивную, движимую гневом и злобой, стремящуюся к разрушениям и убийствам; спасающуюся; паническую (стихийно спасающуюся от реального или воображаемого источника опасности); стяжательскую (мародерскую). Действующая толпа подразделяется на типы: 3.
Вы точно человек?
Им может выступать событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т. Тард называл публикой читателей одной и той же газеты. В отличие от толпы у публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений. Субъектами массового социального поведения являются и индивиды. Это объясняется тем, что их действия, формально не согласованные во времени и пространстве, приводят к серьезным социальным последствиям. Например, решение отдельных семей по поводу того, иметь или не иметь детей, может привести к демографическому взрыву или катастрофе. Решение вкладчиков о доверии или недоверии банкам неизбежно отразится на состоянии финансовой системы государства. Единичный поведенческий акт может и не быть предметом изучения социологии.
Однако если такие действия принимают массовый характер, то речь идет о массовой поведенческой реакции.
Психология толпы Толпа — явление столь же древнее, как и сам человек, она представляет собой прототип первого примитивного общества. Первобытные люди сбивались в толпы общины перед лицом опасности, будь то угроза нападения, голода, холода, стихийного бедствия, и т. Там, где один человек наверняка бы погиб, община демонстрировала чудеса силы и стойкости, многократно повышая шансы на выживание вида. Инстинкты толпы, превращающие ее в примитивный, но единый и слаженный организм, формировались на протяжении сотен тысяч лет эволюции, вот почему они сильны даже сегодня. Из каких бы людей ни была сформирована толпа, ее восприятие и реакции всегда остаются одинаково примитивными.
По мнению французского социолога Г. Лебона, одного из первых исследователей данного феномена, человек в толпе быстро утрачивает идентичность вместе со способностью к самоконтролю на сознательном уровне. То есть, отдается во власть инстинктов, становится внушаемым, эмоционально восприимчивым, импульсивным, способным на поступки, которые никогда не совершил бы вне толпы. Психическое заражение Чтобы понять, как это работает, понаблюдайте за стайными птицами. Если одна птица срывается с места, то вся стая моментально взлетает следом, так как воспринимает ее поведение, как сигнал об опасности. Рефлексы и инстинкты социальных животных работают превентивно: если тревога ложная, то стая ничего не потеряет, лишь потратит несколько секунд на перестраховку.
Но если опасность настоящая, то выживание стаи может оказаться в прямой зависимости от скорости реакции на угрозу. У людей феномен психического заражения особенно наглядно проявляется во время паники. Если группа людей попадает в экстремальную ситуацию, то один запаниковавший создает угрозу для всех сразу, так как паника очень быстро распространяется. Так на войне один бегущий солдат может спровоцировать стихийное бегство с поля битвы, даже если войска еще не терпят поражение. Кроме паники, таким же образом может распространяться любая простая эмоция, например, гнев, ярость, восторг и т. Действующая толпа и ее разновидности Действующая толпа может предпринимать действия в отношении конкретных объектов.
Она включает несколько разновидностей: Стяжательская толпа представляет собой процесс развязывания неупорядоченного непосредственного конфликта, причиной которого является обладание какими-либо ценностями. Подобные толпы формировались во времена тотального дефицита в организациях торговли при реализации продуктов или товаров, которые пользовались большим спросом. Также такая толпа характерна для касс, где происходит реализация билетов на стадионы, спортивные соревнования, зрелищные мероприятия и транспортные средства. Стяжательская толпа может быть спровоцирована властью, которая игнорирует жизненные интересы граждан или покушающаяся на них. Крайний вариант толпы такого типа представлен сообществом мародеров, которые громят продовольственные склады, квартиры, грабят живых и мертвых лиц в местах крупных катастроф, военных нападений, стихийных бедствий и др. Спасающаяся толпа возникает при появлении состояния паники, а также в случае спасения от реального или воображаемого источника опасности.
Формирование повстанческой толпы происходит под воздействием несправедливых действий властей, которые характерны для общего возмущения. Среди характеристик агрессивной толпы можно выделить высшую степень эмоционального возбуждения. Она объединяется через слепую ненависть к конкретному объекту например, в отношении государственного деятеля, религиозного или политического движения, управленческой структуры. Максимальный вред поведение агрессивной толпы способно нанести в такой ситуации, когда её действия приобрели характер массовых беспорядков групповых эксцессов. Агрессивная толпа характеризуется наличием противоправных действий, включая избиения, погромы, поджоги и др. Источник Искусственная толпа В век развития научно-технического процесса и информационно-коммуникационных технологий эта дилемма становится невероятно актуальной.
Логично предположить, что при использовании СМИ это становится лишь вопросом времени. Сознательный накал социального беспокойства в массах, спровоцированный новостными каналами, может сформировать невротические установки, которые станут поводом для создания толпы. Чтобы закрепить позиции, необходимо какое-либо событие, даже созданное искусственно, вызывающее у созданной группы людей неподдельный интерес и волнение. Удовлетворение возникнувшего интереса становится главной потребностью толпы, что может привести к потере самоконтроля сначала отдельно взятых ее членов, а потом и всех представителей, формирующих толпу. Совокупность людей, потерявших самоконтроль, становится идеальной жертвой для любого манипулятора, которым может быть как и известный политический деятель, так и индивидуум, закрепившийся в толпе, как явный лидер в продвижении идеи. Главной проблемой искусственно созданной толпы является снижение общего порога цензуры для каждого отдельно взятого человека, что прямо пропорционально снижает и уровень критического восприятия информации, которую он получает из внешних источников.
Результатом вышеизложенного становится внушаемость. Любое скопление людей, созданное искусственно, можно классифицировать, как агрессивное. Умелый манипулятор может использовать эту агрессию в качестве двигателя социальных изменений, но только в том случае, когда выработано чувство уважения к ее лидеру и методам его воздействия. Чтобы резюмировать, каким будет поведение каждого отдельного индивидуума, заключенного в искусственно созданную толпу, необходимо выделить несколько тезисов: сознание личности каждого человека постепенно стирается; способность к различению и индивидуальная воля отсутствуют; чувства, начинания и идеи направлены только на то, на что указывает манипулятор. Для всей группы будет характерно следующее: Спонтанность. Любая группа людей живет только настоящим.
Непостоянность, безответственность и внушаемость массы. Направление действия определяет эмоциональный порыв, а не четко сформулированный план. Виды толпы и их характеристики Каждому из нас прекрасно знакомо понятие толпы. Говоря простым языком, это большое скопление людей. Хаотичное, хотя и не лишённое некоторой организации, которая возникает по причине общего объекта внимания, события, традиции, обстоятельств. Но не только это объединяет людей, оказавшихся в толпе.
Их сплачивают эмоции, некое напряжение, общее психологическое состояние. Это сложное понятие и явление, поэтому обо всём, что его касается, стоит рассказать чуть более подробно. Феномен массового сознания Основная гипотеза этого явления была предложена еще самим Фрейдом.
Паника делится на массовую и индивидуальную. В обоих случаях общим является страх и ужас, лишающий индивидов возможности действовать осознанно и последовательно. Паника является отражением реальных или мнимых угроз. Поводы к возникновению паники бывают разнообразными и далеко не всегда предсказуемы.
Паника может выражаться в разных формах: массовое бегство и панические настроения. Динамика паники выглядит следующим образом: 1 Для возникновения паники необходим стимул. Например, крик «Пожар! Как правило, это психологически тревожные и беспокойные люди. Они начинают кричать, метаться. Беспорядочное их движение активизирует чувства страха, ужаса, отчаяния. Переломный момент сопровождается криками, воплями тех, кто погибает в давке или паническом бегстве.
В силу этих причин толпа начинает редеть, после чего восстанавливается спокойствие. Знание динамики паники позволяет выработать рекомендации и приемы, направленные на ее остановку, предотвращение: 1 На первом этапе, когда паника только начинается, ее помогает остановить громкое и властное убеждение.
Бехтерева — «коллективные рефлексы». Однородные, единообразные оценки и действия соединяют людей в монолитную массу и резко увеличивают энергию их одноактного импульсивного действия. Однако такие действия становятся неадаптивными в тех случаях, когда возникает необходимость сознательно организованного поведения. Феномен толпы, импульсивные стереотипы поведения широко используются тоталитарно ориентированными политиками, экстремистами и религиозными фанатиками. Возобладание в социальной общности одностороннего интереса может вызвать толпообразные схемы поведения, резкое размежевание на «мы» и «они», примитивизацию социальных отношении. По поведенческим особенностям различают четыре вида толпы: случайную оказиональную ; экспрессивную совместное выражение общих аффективных чувств ликования, страха, негодования, протеста ; конвенциональную основанную на некоторых стихийно сформулированных позициях ; действующую, которая подразделяется на агрессивную, паническую спасающуюся , стяжательскую, экстатическую действующую в состоянии экстаза , повстанческую, возмущающуюся действиями властей. Любая толпа характеризуется спонтанно возникающей направленностью поведения и общностью эмоционального состояния. Ее поведение характеризуется нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением — распространением повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта.
Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы превращают ее в объект манипуляций.
6.2. Социальное поведение
Но признаки организованности нестабильны. Как только происшествия окончится, толпа расходится. Образование с нечеткими границами. Отличается от толпы более высоким уровнем организации. Ее главный признак — сознательность участников. Характеризуется неустойчивостью.
Роль организатора более важна, чем в толпе. Обычно он не выбирается спонтанно, а известен заранее. Отличительная черта — люди собираются с определенной целью для кратковременного совместного времяпрепровождения. Цель сбора — зрелище. Публику объединяет психическая связь.
Из-за наличия общей цели публикой проще управлять, чем толпой или массой. Но любой инцидент может сделать ее практически неуправляемой бойня, ссора. Публика собирается из-за желания потребления одинакового духовного или информационного продукта. В отличие от толпы или массы, формируется не на территориальной, а на духовной базе. Поведение человека в толпе Оно тоже представляет собой определённый интерес.
Поведение человека, находящегося в толпе, меняется из-за окружающих его обстоятельств. И вот что наблюдается в подавляющем большинстве случаев: Снижение интернальности. Пропадает самоконтроль — у индивида усиливается зависимость от толпы, он бессознательно подчиняется влиянию толпы. Способность регулировать собственное поведение пропадает. Утрата индивидуальности.
Все участники толпы постепенно приходят к одинаковому уровню психолого-поведенческих проявлений. Какими бы разными они ни были — каждый в итоге становится похож друг на друга. Неспособность концентрироваться на одном объекте. Проявляется некритичность мышления, внимание легко переключается. Быстрое усвоение и последующее распространение полученной информации.
При этом человек может ещё и непроизвольно исказить, преувеличить услышанное. Так в толпе появляются слухи. Под влиянием внешних обстоятельств человек легко верит в то, что при другом раскладе счёл бы бредом. Сюда относится ложь, дезинформация, заведомо невыполнимые обещания, абсурдные лозунги, призывы и т. Повышенная активация.
Когда человек находится в толпе, все его ресурсы мобилизуются. Именно поэтому нередко люди в таких условиях проявляют такие физические и психологические качества, которые казались ему недоступными. Иными словами говоря, человек сам удивляется тому, на что он, оказывается, способен. Нетипичность поведения. Иногда человек, находясь в толпе, может начать делать то, чего никогда бы ни совершил.
А потом, вспоминая случившееся, будет отказываться в него верить. И это — лишь некоторые причины, по которым феномен толпы представляет интерес для изучения специалистами. Ведь это не просто скопление людей. Толпа представляет реальную опасность — причём как для окружающих, так и для тех, кто находится внутри неё. Психология толпы явные и скрытые угрозы Массовые мероприятия — форма социального общения между людьми и способ выработки единства установок личности Любое массовое мероприятие обладает тремя признаками: большое количество людей, степень организованности действий и наличие цели.
При любом массовом мероприятии большое значение имеет организация его проведения, чтобы оно не привело к нарушению общественного порядка, не создало угрозу общественной безопасности, не помешало бы деятельности органов власти и управления, не повлияло бы на нормальную работу транспорта и систем жизнеобеспечения граждан. Другими словами, важно, чтобы организованное массовое мероприятие не превратилось в скопление большого количества людей со всеми признаками толпы. Есть определенное противоречие между необходимостью обеспечивать силами органов внутренних дел личную и общественную безопасность при проведении массовых мероприятий и недостаточными знаниями сотрудниками ОВД психологии толпы и специфики её разновидностей. Недостаток таких знаний может привести к неправильному принятию решений в экстремальных ситуациях и к неверному выбору стратегии профессионального поведения при обеспечении общественного порядка. Разновидности толпы с точки зрения психологии Рассмотрим основные положения, касающиеся психологии толпы и её разновидностей, как с точки зрения классической психологической науки, так и с позиции современных научных подходов к классификации и сущности данного феномена.
Под толпой в психологии понимают временное бесструктурное скопление в большинстве случаев незнакомых между собой людей, как правило, не имеющих конкретно осознаваемой общей цели, но взаимосвязанных сходным эмоциональным состоянием и общими объектами внимания. Первые и до настоящего времени наиболее точные теоретические подходы к пониманию психологии толпы представили в своих работах французский психолог, антрополог и социолог Г. Лебон и австрийский психиатр, создатель психоанализа З. В частности, Г. Лебон характеризовал толпу как «психологическую массу», способную растворить в своей среде любую индивидуальность: «В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие её индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятие, их характер и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы».
В этой же работе Г. Лебон приводит утверждение, которое стало известным афоризмом «Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится её повелителем; кто же стремится образумить её, тот всегда бывает её жертвой». Фрейд, разделяя такие сходные феномены, как «психологическая масса» и «толпа», отмечал, что толпа — просто бесструктурное сборище людей, в то время как психологическая масса представляет собой сообщество индивидов, где существует либидозная привязанность к вождю лидеру , личность которого подменяет собственные сознание, интеллект и ответственность. Фрейд считал, что индивиды, составляющие психологическую массу, регрессируют к более ранней ступени развития цивилизации, «… которую мы привыкли находить у дикарей». Лебон и З.
Фрейд впервые в науке описали такие характеристики толпы, как «заражаемость» и «внушаемость», которые рассматривались ими как феномены суггестивного порядка: «Заражаемость есть… феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом». Анализ современной научной литературы отечественных и зарубежных авторов позволяет заключить, что психологическая наука также исходит из того, что толпа образуется из совокупности индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу, не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных какими-либо общими более или менее постоянными интересами. Таковыми оказываются массовые увлечения спортивные и развлекательные мероприятия, распродажи , массовые миграции, митинги, патриотические, религиозные или идеологические мероприятия, демонстрации и т. Как и все иные социальные феномены, толпу можно классифицировать по различным основаниям.
В современной психологии толпа классифицируется по управляемости и характеру поведения. По управляемости толпа делится на следующие типы: — стихийная неуправляемая ; — ведомая; — организованная. Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретных лидеров, организаторов и иных физических лиц. Отличается абсолютной непредсказуемостью и неуправляемостью.
Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее организатором и или лидером. Поведение толпы с определённой вероятностью можно предсказать, если заранее известны цели организаторов. Ведомая толпа образуется вокруг «ядра» — организаторов зачинщиков и увеличивается за счёт людей, которые ранее ничего общего друг с другом не имели. Ведомая толпа характеризуется наличием циркулярной реакции или эмоциональной контаминации , побуждающей проявлять схожие эмоции и поведенческие проявления.
Организованная толпа возникает за счёт спланированного организаторами объединения индивидов, которые могут быть незнакомы между собой, но действуют по известному заранее плану или предварительным объявлениям, рекламным кампаниям или политическим акциям. К таким видам толпы можно отнести флэшмобы, заранее объявленные распродажи, митинги и т. Кроме того, отдельно выделяют четыре основных вида толпы: — толпа окказиональная; — толпа экспрессивная; — толпа действующая. Толпа окказиональная от лат. Окказиональная толпа, спонтанно образуясь, может также спонтанно и расформироваться при исчезновении объекта интереса.
Изначально пассивно-нейтральная и не представляющая по своей психологической природе какой-либо опасности окказиональная толпа в некоторых случаях может превратиться в иной, более агрессивный подвид. Такие превращения возможны в ситуациях, когда толпу пытаются разгонять неадекватно жесткими методами, или она становится объектом манипуляций со стороны каких-либо заинтересованных лиц. Кроме того, окказиональную толпу может охватить паника, если объект спонтанного интереса начнёт представлять мнимую или реальную угрозу. К примеру, паническую атаку в окказиональной толпе может вызвать информация, что пожар явившийся причиной формирования скопления людей в ближайшее время вызовет сильный взрыв или распространение отравляющих веществ. Толпа конвенциональная от лат conventio — договор, объявление.
Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. К примеру, конвенциональной толпой можно считать народные гуляния, карнавалы, масленицы, городские праздники, массовые спортивные состязания и т. Конвенциональная толпа, как правило, следует диффузным нормам поведения. Как и окказиональная, конвенциональная толпа по психологической природе изначально не представляет угрозы, но диффузность её структуры также оставляет вероятность перерождения в другие, несущие угрозу виды. Известны случаи, когда объявленные распродажи, рекламные акции ритейлеров при неправильной организации недостаточное количество товаров, на которые были объявлены скидки, отсутствие охраны оканчивались актами воровства, мародёрства и даже погромами.
Нередки случаи пьянства, массовых драк в местах проведения массовых праздников при ненадлежащем обеспечении подобных мероприятий необходимым количеством сотрудников ОВД или профессиональной охраны. Конвенциональная толпа способна оказывать эффект эмоциональной контаминации или синдрома заражающего поведения как и все иные виды толпы, что необходимо учитывать при организации и проведении любых массовых мероприятий, даже культурного или патриотического характера. Толпа экспрессивная от лат. Часто формируется как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию радость, энтузиазм, возмущение, социальный протест и пр.
Очевидно, что наибольшую потенциальную угрозу заключает в себе экспрессивная толпа, в которой преобладают негативные эмоции и агрессия. Общеизвестны случаи, когда политические митинги, стачки, забастовки переходили в акции гражданского неповиновения, в нападения на представителей закона, а нередко и в вооружённые попытки свергнуть действующую власть. Особым подвидом экспрессивной толпы является толпа экстатическая от греч. В пространстве экстатической толпы у образующих её индивидов интеллектуальные, волевые, а в большинстве случаев и сознательные составляющие психики полностью растворяются в поле массового экстаза. Толпа превращается в «либидозную массу влекомую стадным инстинктом».
В таких ситуациях способность контролировать свои действия, нести личную ответственность за собственные поступки и поведение у людей утрачивается полностью. Действующая толпа отличается наличием активных действий и включает в себя подвиды: — агрессивная толпа — характеризуется слепой ненавистью к конкретному объекту какому-либо религиозному или политическому движению, структуре ; обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т. Необходимо отметить, что любая толпа характеризуется общностью эмоционального состояния и спонтанно возникающей направленностью поведения; нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением —распространением повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта. Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы может превратить ее в объект манипуляций или в инструмент давления и противоправных действий. Пресечение массовых беспорядков приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность для органов внутренних дел и требует совершенствования существующих технологий профессиональной подготовки сотрудников ОВД для успешного выполнения задач обеспечения правопорядка, личной и общественной безопасности.
Таким образом, можно сделать заключение, что в системе существующих профессионально важных компетенций сотрудников ОВД, одними из приоритетных должны быть научные знания, касающиеся психологических особенностей толпы и её разновидностей, а также практические умения и навыки эффективной нейтрализации угроз при возникновении массовых беспорядков.
Распространенное отождествление массового социального поведения с какими-либо потрясениями методологически неверно. Это прежде всего образ жизни и действий миллионов людей, которые не участвуют ни в войнах, ни в революциях, ни в уличных беспорядках. Категория "поведение" с трудом поддается определению. Это тончайшая смесь самоограничения и импульса, идеализма и эгоизма, руководимое перспективной целью, с одной стороны, и навязанное повседневным давлением, с другой. Поведение- процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованный их внешней двигательной и внутренней психической активностью. Массовое социальное поведение- это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения семью, микрогруппы, круги межличностного общения. Термин "массы" употребляется тогда, когда мы имеем дело с людьми, которых в силу их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих этих факторов нельзя объединить ни в какую организаций, основанную на общем интересе: политические партии, профессиональные и иные организации.
Массы в таком понимании существуют в каждой стране. Они состоят из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединятся ни к одной партии, ни к одному социальному движению, а также в большинстве своем не ходят к избирательным урнам. В социологии чаще всего употребляется термин "народные массы". Народные массы- это социологическая категория, означающая наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса. Толпа - контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма то есть приспособленчества, пассивного принятия господствующих мнений составляющих ее индивидов, связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания.
Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов.
В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. Особенность толпы состоит и в специфике социально-психологических явлений, определяющих единообразие поведения ее участников. Дело в том, что толпа создается главным образом на базе противопоставления данной общности объекту недовольства. Толпу делает общностью нередко именно то, что «против них». Это, конечно, не слепая ненависть ко всему, с чем люди себя не идентифицируют.
Тем не менее, в толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины. У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». Толпа считается только с силой, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта — одна из форм слабости. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными.
В темпераменталъной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности и диффузности. Физическая активность. Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны — этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида или подвида в другой.
Такие превращения часто происходят спонтанно. Знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения ее особо опасных действий. В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности. Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству. Толпа нуждается в религии, так как все верования усваиваются ею лишь в том случае, если они облечены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания. Верования толпы всегда имеют религиозную форму.
В различных условиях могут складываться неодинаковые общности, характеризуемые как толпа, а их поведение может принимать разнообразную направленность. Массовое общение, обладая свойством психологического воздействия, влияет на поведение и деятельность участников толпы. Данное свойство общения сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия. Что касается чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности или в силу биологических факторов эпидемии или природных стихийных бедствий, то массовое общение, как правило, в данном случае строится стихийно, непроизвольно, хотя и не всегда. В настоящее время эффект, наблюдаемый в условиях толпы, можно сравнить с эмоциональным ускорителем, эффектом «снежного кома», цепной реакцией, резонансом, процессом индуцирования. Основным средством психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: крик, свист, призывы, междометия, например, типичный крик «Наших бьют». Внушение есть один из основных способов информационного психологического воздействия личности или группы на других участников с помощью передачи различных по содержанию сообщений уговоров, угроз, слухов, шантажа , формирования больших групп, целей направленности и решимости. Внушение всегда вербализовано. Оно — сознательная деятельность со стороны субъектов воздействия. В самом общем виде психическое заражение представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или группы определенным психическим состоянием, возникающим в толпе в результате воздействия неречевых и речевых средств общения.
В связи с тем, что психическое состояние гнев, испуг и т. В условиях толпы имеет место особая реакция заражения, когда психическое состояние, настроение и поведение личности или группы резонируют, усиливаются путем многократного отражения по моделям образцу цепной реакции, разгоняются как частицы в ускорителе и тонизируют группу. Нагляднее всего природа психического заражения проявляется в эффекте «снежного кома». Эффект заражения проявляется по-разному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и групповых особенностей участников. Здесь существенную роль играют традиции, обычаи. Заражение передается через речевые и неречевые средства общения: мимику, жесты рук и т. Но не следует заблуждаться, что толпа возникает всегда только случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или умышленно создается.
Виды толпы — Типы толпы и модели поведения
В состав конвенциональной толпы обычно включены болельщики на стадионе. Они могут быть не просто любителями спорта, а такими людьми, которые испытывают чувство привязанности к определенной команде. Такие толпы могут только временно следовать принятым нормам поведения. Психология толпы Толпа — явление столь же древнее, как и сам человек, она представляет собой прототип первого примитивного общества. Первобытные люди сбивались в толпы общины перед лицом опасности, будь то угроза нападения, голода, холода, стихийного бедствия, и т. Там, где один человек наверняка бы погиб, община демонстрировала чудеса силы и стойкости, многократно повышая шансы на выживание вида.
Инстинкты толпы, превращающие ее в примитивный, но единый и слаженный организм, формировались на протяжении сотен тысяч лет эволюции, вот почему они сильны даже сегодня. Из каких бы людей ни была сформирована толпа, ее восприятие и реакции всегда остаются одинаково примитивными. По мнению французского социолога Г. Лебона, одного из первых исследователей данного феномена, человек в толпе быстро утрачивает идентичность вместе со способностью к самоконтролю на сознательном уровне. То есть, отдается во власть инстинктов, становится внушаемым, эмоционально восприимчивым, импульсивным, способным на поступки, которые никогда не совершил бы вне толпы.
Психическое заражение Чтобы понять, как это работает, понаблюдайте за стайными птицами. Если одна птица срывается с места, то вся стая моментально взлетает следом, так как воспринимает ее поведение, как сигнал об опасности. Рефлексы и инстинкты социальных животных работают превентивно: если тревога ложная, то стая ничего не потеряет, лишь потратит несколько секунд на перестраховку. Но если опасность настоящая, то выживание стаи может оказаться в прямой зависимости от скорости реакции на угрозу. У людей феномен психического заражения особенно наглядно проявляется во время паники.
Если группа людей попадает в экстремальную ситуацию, то один запаниковавший создает угрозу для всех сразу, так как паника очень быстро распространяется. Так на войне один бегущий солдат может спровоцировать стихийное бегство с поля битвы, даже если войска еще не терпят поражение. Кроме паники, таким же образом может распространяться любая простая эмоция, например, гнев, ярость, восторг и т. Действующая толпа и ее разновидности Действующая толпа может предпринимать действия в отношении конкретных объектов. Она включает несколько разновидностей: Стяжательская толпа представляет собой процесс развязывания неупорядоченного непосредственного конфликта, причиной которого является обладание какими-либо ценностями.
Подобные толпы формировались во времена тотального дефицита в организациях торговли при реализации продуктов или товаров, которые пользовались большим спросом. Также такая толпа характерна для касс, где происходит реализация билетов на стадионы, спортивные соревнования, зрелищные мероприятия и транспортные средства. Стяжательская толпа может быть спровоцирована властью, которая игнорирует жизненные интересы граждан или покушающаяся на них. Крайний вариант толпы такого типа представлен сообществом мародеров, которые громят продовольственные склады, квартиры, грабят живых и мертвых лиц в местах крупных катастроф, военных нападений, стихийных бедствий и др. Спасающаяся толпа возникает при появлении состояния паники, а также в случае спасения от реального или воображаемого источника опасности.
Формирование повстанческой толпы происходит под воздействием несправедливых действий властей, которые характерны для общего возмущения. Среди характеристик агрессивной толпы можно выделить высшую степень эмоционального возбуждения. Она объединяется через слепую ненависть к конкретному объекту например, в отношении государственного деятеля, религиозного или политического движения, управленческой структуры. Максимальный вред поведение агрессивной толпы способно нанести в такой ситуации, когда её действия приобрели характер массовых беспорядков групповых эксцессов. Агрессивная толпа характеризуется наличием противоправных действий, включая избиения, погромы, поджоги и др.
Источник Искусственная толпа В век развития научно-технического процесса и информационно-коммуникационных технологий эта дилемма становится невероятно актуальной. Логично предположить, что при использовании СМИ это становится лишь вопросом времени. Сознательный накал социального беспокойства в массах, спровоцированный новостными каналами, может сформировать невротические установки, которые станут поводом для создания толпы. Чтобы закрепить позиции, необходимо какое-либо событие, даже созданное искусственно, вызывающее у созданной группы людей неподдельный интерес и волнение. Удовлетворение возникнувшего интереса становится главной потребностью толпы, что может привести к потере самоконтроля сначала отдельно взятых ее членов, а потом и всех представителей, формирующих толпу.
Совокупность людей, потерявших самоконтроль, становится идеальной жертвой для любого манипулятора, которым может быть как и известный политический деятель, так и индивидуум, закрепившийся в толпе, как явный лидер в продвижении идеи. Главной проблемой искусственно созданной толпы является снижение общего порога цензуры для каждого отдельно взятого человека, что прямо пропорционально снижает и уровень критического восприятия информации, которую он получает из внешних источников. Результатом вышеизложенного становится внушаемость. Любое скопление людей, созданное искусственно, можно классифицировать, как агрессивное. Умелый манипулятор может использовать эту агрессию в качестве двигателя социальных изменений, но только в том случае, когда выработано чувство уважения к ее лидеру и методам его воздействия.
Чтобы резюмировать, каким будет поведение каждого отдельного индивидуума, заключенного в искусственно созданную толпу, необходимо выделить несколько тезисов: сознание личности каждого человека постепенно стирается; способность к различению и индивидуальная воля отсутствуют; чувства, начинания и идеи направлены только на то, на что указывает манипулятор. Для всей группы будет характерно следующее: Спонтанность. Любая группа людей живет только настоящим. Непостоянность, безответственность и внушаемость массы. Направление действия определяет эмоциональный порыв, а не четко сформулированный план.
Виды толпы и их характеристики Каждому из нас прекрасно знакомо понятие толпы. Говоря простым языком, это большое скопление людей. Хаотичное, хотя и не лишённое некоторой организации, которая возникает по причине общего объекта внимания, события, традиции, обстоятельств. Но не только это объединяет людей, оказавшихся в толпе.
Формируется и проявляется под воздействием,влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица,являющегося в данной толпе ее лидером.
Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон,рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно.
Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа. Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов. Окказиональная толпа.
Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию дорожная авария, пожар, драка и т. Конвенциональная толпа.
Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Стяжательская - это мародерствующая, грабящая толпа, а экстатическая - доведенная до исступления в результате каких-либо религиозных ритуалов. В этот вид толпы может превратиться и молодежная аудитория в ходе концертов рок-групп. Под термином "публика"понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания.
Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т. Тард называл публикой читателей одной газеты. В отличие от толпы у публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений. Субъектами массового социального поведения являются и индивиды. Это объясняется тем, что их действия, формально не согласованные во времени и пространстве, приводят к серьезным социальным последствиям. Например, решение отдельных семей по поводу того, иметь или не иметь детей, может привести к демографическому взрыву или катастрофе. Решение вкладчиков о доверии или недоверии банкам неизбежно отразится на состоянии финансовой системы государства.
Щепань-ским, утверждавшим, что собранная публика может выступать в нескольких видах1. Прежде всего, он выделял публику, собравшуюся случайно, или «сборище».
Другой вид — публика, собравшаяся преднамеренно, которая тоже может выступать в двух различных формах: как публика отдыхающая, ищущая развлечений и как публика, ищущая информации в том числе на митингах и политических собраниях. В целом же, «собранная публика — это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Это общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того же предмета или события — основа ее обособления. Следующей чертой является готовность к реагированию некоторым сходным образом. Это сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики» Щепаньский Я, Элементарные понятия социологии. Механизм психологического объединения, в общем, вполне очевиден. После внешнего, физического соединения в одном помещении публика редко действует на улице , под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов среди публики образуются определенные сходные или общие реакции, переживания или устойчивые ориентации. Такая публика обычно быстро осознает рождающиеся у нее настроения, что усиливает впечатления, вызванные действием общего стимула. Однако Щепаньский делает вынужденное признание: «Таким образом, в публике могут возникнуть такие же явления, как и в толпе, а именно общее эмоциональное напряжение, утрачивание рефлексивности, ощущение единства, солидарности.
Поэтому некоторые виды публики, как, например, сборища, собрания или митинги, могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу» Щепаньский, 1969. Значит, при наличии определенных различий между толпой и «собранной публикой» есть и немало общего. Особое значение разных видов толпы и собранной публики проявляется в периоды социальных волнений, развития революционных настроений, войн, забастовок, когда любое собрание или сборище может превратиться в агрессивную толпу, а она, в свою очередь, в толпу повстанческую, если ею овладеют организованные группы, которые сумеют направить ее действия в желательном для них направлении. Примеров единства такого рода со стороны элитной «публики» и «низких» массовых толп в истории было очень много. Из последнего времени — в ходе целой серии «бархатных революций» в Восточной Европе на рубеже 80-х-90-х гг. XX века. Несобранная публика. По мнению Я. Щепаньского, несобранной публикой являются, например, читатели одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телевизионных программ, читатели одних и тех же журналов.
Не без причины в Польше укоренился термин «культура "Пшекруя"» «Kultura "Przekroju"» , имеющий в виду способы выражения, поведения, мышления и деятельности, созданные этим популярным еженедельником. Примером российской действительности 1990-х гг. Однако развитие прогресса порождает все новые общности. Сегодня уже необходимо всерьез рассматривать в качестве несобранной часто уже достаточно единую публику «жителей Интернета». С внешней точки зрения, несобранная публика — это всего лишь «поляризованная масса», т. Это сходство может проявляться не только в бытовых, но и в более социально важных вопросах — в идеологии и политике. В несобранной публике внешне не проявляются феномены, характерные для толпы или собранной публики. Не проявляется в таком объеме «эмоциональное заражение», не исчезает полностью рефлексивность и не развивается в полном объеме процесс деиндивидуализации. Хотя заражение и идет, но это — заражение со стороны радио или телевидения.
Разумеется, и электронные, и печатные средства массовой информации активно способствуют снижению рефлексивности и деиндивидуализации аудитории, однако в полной мере, как в толпе, для них это трудно достижимо. Всякие виды «поляризованных масс», несобранной публики, представляют собой базу для выработки сходных взглядов, готовности к некритичному восприятию определенной информации, базу для создания мнения по некоторым вопросам, готовности к реагированию сходным образом на идентичные стимулы. Следовательно, они являются готовой базой для возникновения мнений и настроений — макроформ массового сознания и соответствующего поведения. Особым примером такой эволюции несобранной публики является действие избирательных кампаний и возникающее в результате массовое электоральное поведение. Данной проблеме посвящено множество специальных исследований. Однако общие механизмы электорального поведения достаточно просты. Несмотря на все разговоры о «новых технологиях», массовое электоральное поведение в целом продолжает оставаться в значительной степени стихийным, подчиняясь общим закономерностям. В конечном счете, электорат делится на две неравные части. Первая, меньшая часть — это организованный электорат, действующий на основе индивидуального или группового сознания и подчиняющийся управляющим этим сознанием структурам и институтам.
Вторая, значительно большая для любой современной демократической страны часть, представляет собой неорганизованный электорат. Общим механизмом поведения несобранной публики являются массовые настроения, возникающие на основе веры в завышенные обещания. На этом всегда играли и продолжают играть до сих пор основные политические игроки — политические партии, движения и отдельные кандидаты на выборные посты. Как писал в свое время Г. Лебон, «избиратель требует невозможного, и поневоле приходится обещать требуемое. Отсюда появляются сплошные реформы, утверждаемые без малейшего понятия об их возможных последствиях. Всякая партия, желающая добиться власти, знает, что это возможно только превзойдя обещаниями своих соперников» Лебон, 1908. Соответственно, основной инструмент массовой демократии по Лебону — это воздействие на массовые настроения и целью побуждения определенного поведения людей.
Курс лекций по социологии. Массовое социальное поведение, его субъекты и разновидности
Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым толпе моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу легко входят люди с определенными этнокультурными особенностями, импульсивные и эмоционально лабильные. Такая толпа легко увлекается ритмическими воздействиями — маршами, речевками, скандированием лозунгов, ритмичной жестикуляцией. Примером поведения такого рода толпы может быть и поведение болельщиков на стадионе. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками. Стихийное поведение людей провоцируется в ряде случаев стихийной информацией — слухами. Слухи охватывают события, не освоенные средствами массовой информации, являются специфическим видом межличностной коммуникации, содержанием которой овладевает аудитория, подверженная определенным ситуативным ожиданиям и предрассудкам. Регулятивный механизм поведения толпы— коллективная бессознательность — особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика Карла Густава Юнга, заключен инстинктивный опыт человечества. Всеобщие априорные поведенческие схемы, надличностные схемы поведения подавляют индивидуальное сознание людей и вызывают генетически архаичные поведенческие реакции, "коллективные рефлексы", по терминологии В.
Ограничимся лишь несколькими из них. Щепаньский, акцентируя прежде всего социологические признаки, полагал, что толпа в первую очередь представляет собой «временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом» Щепаньский, 1969. Согласно очень близкому, но все-таки психологически более точному определению Ю.
Шерковина, толпа — это прежде всего «контактная внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно» «Социальная психология», 1975. Среди общих психологических факторов существования толпы практически всеми исследователями обычно отмечается устойчивая и подчас просто жесткая психологическая связь, объединяющая входящих в толпу людей. Образовавшаяся из сходных или идентичных эмоций и импульсов, вызванных одним и тем же стимулом, толпа не обладает установленными организационными нормами и каким-либо комплексом моральных норм.
Влияние толпы на своих членов вытекает из природы возникшей между ними эмоционально-импульсивной связи. В толпе проявляется примитивные, но сильные импульсы и эмоции, не сдерживаемые никакими этическими или организационными нормами. В толпе, как и во всех иных формах массового стихийного поведения, мы встречаемся с проявлениями частичного исчезновения индивидуальных черт личности.
Вследствие этого у людей сильно возрастает готовность к заражению и, одновременно, склонность к подражанию. Реакция на внешние стимулы направляется не рефлексией, а первым эмоциональным импульсом или подражанием поведению других людей. Исчезновение рефлексивности, деиндивидуализация усиливают чувство общности со всей толпой.
Это влечет за собой ослабление ощущения важности этических и правовых норм. Толпа создает сильное ощущение правильности предпринимаемых действий. Обусловленные эмоциями способы действия не оцениваются критически.
Господствующая в толпе эмоциональная напряженность увеличивает ощущение собственной силы и уменьшает чувство ответственности за совершаемые поступки. Особую силу толпе придает наличие конкретных оппонентов. Поршнев писал: «Толпа — это иногда совершенно случайное множество людей.
Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. Словом, толпу подчас делает общностью только то, что она "против", что она против "них"» Поршнев, 1966. Один из героев У.
Фолкнера так воспринимал толпу, собравшуюся у тюрьмы, где держали негра, обвинявшегося в убийстве белого. Он видел перед собой «бесчисленную массу лиц, удивительно схожих отсутствием всякой индивидуальности, полнейшим отсутствием своего "я", ставшего "мы", ничуть не нетерпеливых даже, не склонных спешить, чуть ли не парадных в полном забвении собственной своей страшной силы... В результате воздействия всех названных выше феноменов члены толпы часто действуют как бы под влиянием гипноза.
Однако, критикуя идеи Г. Лебона и 3. Фрейда, писавших о «гипнотической сущности толпы» и «психозе толпы», Я.
Щепаньский писал: «... Этот "гипноз" действует сильнее или слабее в зависимости от характера стимулов, вызывающих реакцию толпы, от конкретной общественно-исторической ситуации, в которой собралась толпа, и от индивидуальных черт ее членов» Щепаньский, 1969. Выделяют ряд условий действия такого «гипноза».
Во-первых, это предварительно существующие устойчивые установки и убеждения. Легко вызвать возникновение терроризирующей толпы, например, направленной против давно ненавистных ей социальных групп или институтов. Во-вторых, это убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, побуждающим толпу к действиям.
В-третьих, это молодой возраст и отсутствие достаточного социального опыта. Наконец, в-четвертых, это низкий уровень умственного развития и недостаточная развитость интеллектуальных элементов психики, отсутствие привычки анализировать свое поведение, недостаточно сильная воля, нетвердость социально-политических взглядов, отсутствие устойчивых убеждений. Выражаясь метафорически, Б.
Поршнев утверждал, что условия формирования толпы — «это своего рода "ускоритель", который во много раз "разгоняет" ту или иную склонность, умножает ее, может разжечь до огромной силы» Поршнев, 1965. В этом, собственно, он и видел реальную конкретность того, что прежние авторы считали «гипнотической сущностью» толпы. Хотя, разумеется, мысль о «разгоне» тех или иных «склонностей» неизбежно приводила к пониманию многоликости и неоднородности толпы.
Проблема типологии толпы всегда представляла собой значительный интерес. Психологическая наука и практика давно научились выделять отдельные виды толпы и даже воздействовать на них. Однако проблема заключается в возможности и реальности быстрой трансформации толпы из одного вида в другие.
Существуют четыре основных вида толпы: случайная, экспрессивная, конвенциональная и действующая. Случайную толпу каждый может легко наблюдать на улице, где произошло, допустим, дорожно-транспортное происшествие. Столкнулись два автомобиля.
И, естественно, вокруг сразу же остановилось несколько любопытных прохожих.
Камерон попытайся обосновать идею ролевой детерминированности психических расстройств, полагая, что психическое заболевание - это неправильное исполнение своих социальных ролей и результат неспособности больного исполнять их так, как это нужно обществу. Бихевиористы утверждали, что во времена Э. Дюркгейма успехи психологии были незначительны и поэтому функционал истекая парадигма отвечала требованиям времени, но в XX в. Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения.
Эти различные действия акторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Следовательно, социальное поведение -это форма и способ проявления социальными актёрами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. Поэтому социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия. В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям своего существования. Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения - естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами.
Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов. Ритуальное поведение «церемонное» - индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм - от этикета до церемонии - настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь , что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы , и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.
Общество заинтересовано в том, чтобы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, которое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение. Поэтому общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания. На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens человека разумного направлены такие формы социального поведения, как: кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения - помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта; родительское поведение - поведение родителей по отношению к потомству. Агрессивное поведение представлено во всех своих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных - начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн. Человеческое поведение исследуется многими направлениями психологии - в бихевиоризме, психоанализе, когнитивной психологии и др. Термин «поведение» выступает одним из ключевых в экзистенциальной философии и применяется при исследовании отношения человека к миру.
Методологические возможности этого понятия обусловлены тем, что оно позволяет выявить несознаваемые устойчивые структуры личности или существования человека в мире.
Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка. Нормальному функционированию общества и установлению в нем социального порядка помогает социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы правила и санкции поощрения и наказания. Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт.