В основе сюжета — всепоглощающая любовь баядерки Никии, верность и измена, искренность и коварство. Трагическая история любви индийской храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора оживает в удивительных танцах балета «Баядерка».
Постановщики
- «Баядерка»
- Об этом событии пишут
- Мариинский театр Шедевр Мариуса Петипа Балет "Баядерка"
- Л. Минкус, "Баядерка" (балет): содержание
Баядерка. Спектакль театра "Кремлевский балет"
не только танцевальной, но и актерской. Коварный раджа приказывает служанке вынести баядерке корзинку с цветами, внутри которой спрятана ядовитая змея. Сюжет рассказывает о воине Солоре, который влюблен в прекрасную баядерку Никию. Балет «Баядерка», созданный композитором Людвигом Минкусом в 1877 году, стал одним из шедевров Мариуса Петипа. *** Балет «Баядерка» стал «мостиком» между эпохами романтизма и классицизма в балете.
Л. Минкус, Баядерка (балет): содержание
- Балет Баядерка : содержание, авторы, отзывы |
- Читайте также:
- Триумфальная премьера балета «Баядерка» в Красноярском оперном
- «Баядерка»
- Действие второе
- Страстная и непреклонная: 28 января выходит телеверсия балета «Баядерка»
Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки"
Балет в России достиг истинного расцвета,[1] став одной из визитных карточек страны и русского искусства. На сцене Театра оперы и балета имени С. Санкт Петербург. С середины 30 х гг.
Если же говорить о танцевавших премьерный спектакль Наталье Сомовой Никия и Эрике Микиртичевой Гамзатти , то в этом хореографическом поединке они выступают на равных. Сказать, что кто-то из них блеснул на первом представлении пока нельзя, но и не увидеть того, что у обеих исполнительниц есть все данные к тому, чтобы эти партии зазвучали сильно и выразительно, было бы несправедливо. Зато у Солора-Полунина партия «заблистала» с первого же стремительного выхода на сцену. Его танец уже и сейчас можно назвать безупречным, а актерское исполнение — страстным и точным. Московский комсомолец «Замок красоты» Натальи Макаровой 31 октября 2013, Павел Ященков Афиша Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко пополнилась знаменитым классическим балетом, который в своем полном виде никогда ранее не шел здесь. С одной стороны является самой популярной в мире версией этого балета и входит в репертуар 15 именитых компаний включая Королевский балет и театр Ла Скала. С другой, негласно считается, что Макарова своим вмешательством сильно подпортила шедевр Мариуса Петипа.
В ситуации разбирался обозреватель «МК». Главное ноу-хау балета — утраченный в советские времена предполагают, по вине петербургского наводнения 1924-го года и реконструированный Макаровой финал. Не только брачующиеся — предавший баядерку клятвопреступник Солор и его невеста, дочь раджи принцесса Гамзатти, но и сам раджа, а также все гости, на свадьбе под «громы и молнии» по воле богов оказываются погребенными под руинами храма. У Макаровой вместо землетрясения, которое прежде устраивали на сцене силами машинерии 19-го века, задействован нехитрый кинематографический эффект: на натянутой перед авансценой сетке высвечиваются лишь летящие булыжники. А хореография придуманная Макаровой для последнего действия стилистически не слишком хорошо вписывается в сохранившийся хореографический текст Петипа из других актов. Добавив финал, Макаровой пришлось объединить первое и второе действие, и выбросить архаичные по её мнению танцевальные и пантомимные эпизоды. Об одних сокращениях жалеть не приходится например, о «танце с корзиночкой» — быстром канканирующем галопе, переводящем трагизм сцены предсмертного танца баядерки в сущий анекдот. Других зажигательный «Индусский танец» с барабанами — не достает. Делая купюры, балетмейстер, намеренно адаптировала свой спектакль, созданный для Американского балетного театра ABT в 1980 году, для «малочисленных» по нашим меркам зарубежных компаний и не слишком больших западных сцен. Так, считается, что в «Царстве теней» у Петипа в петербургском Большом театре, где впервые прошла премьера этого балета в 1877 году, имелся специальный двухмаршевый наклон, состоящий из двух пандусов, в одну и другую сторону так до сих пор идет эта сцена и в Мариинке.
Григорович, в своей редакции осуществленной для Большого театра в 1991 году сделал этот спуск даже ещё более витиеватым. Макарова, видимо опять же из-за размеров сцены и немногочисленности балетного коллектива использовала лишь наклонную подставку без этих красивых изгибов, что сильно снизило специально запланированный главный эффект спектакля. Но вменяющиеся Макаровой в вину прегрешения против канонического текста, и прегрешениями то совсем не являются. Наоборот, делают постановку более компактной, адаптируя её для таких компаний средней лиги, к которым наравне с ABT, Ла Скала и Королевским балетом, Стасик как раз и относится. Этому театру постановка подошла словно влитая. У Петипа, напомним, первоначально в разбираемой нами сцене было занято 64 тени, что не потянут сейчас даже такие современные гиганты, как Большой и Мариинка. Стасику, чтобы соответствовать именитым компаниям, канонические 32 тени утвердившиеся в более поздних редакциях Ла Скала выставляет вообще 24 , пришлось добирать из балетных училищ. По сравнению с тем, как «Тени» в этой труппе танцевались всего несколько лет назад в постановке Михаила Лавровского в театре шел лишь этот акт прогресс кажется разительным. Справились и исполнители центральных партий: роль Гамзатти подошла Наталье Сомовой, Дмитрий Загребин стал великолепным Золотым божком. Необыкновенно красивый абрис фигуры Кристины Шапран Никия , её удлиненные линии как бы истаивающие в пространстве сцены, были настолько впечатляющи, что придавали акту «Теней» мистический отсвет.
И тут даже безупречный Солор Сергея Полунина участие этого танцовщика в спектаклях театра, собственно и придало труппе дополнительный стимул отступал на второй план. Что же до пресловутых недостатков постановки, то они с лихвой перекрываются несомненными достоинствами. Например, отличным оформлением спектакля: в сценографии Пьера Луиджи Самаритани, и особенно в костюмах Иоланды Соннабенд балетные условности вполне сочетаются с древнеиндийскими реалиями. А сам спектакль становится тем самым балетным «замком красоты», о котором Иосиф Бродский написал в известном стихотворении. Культура «Баядерка» по евростандарту 24 октября 2013, Елена Федоренко Премьера «Баядерки» Мариуса Петипа в Императорском Мариинском театре состоялась в 1877 году, соавтором многих идей балета по мотивам баллады Гёте «Бог и баядерка» и эпоса Калидасы «Шакантула» выступил Сергей Худеков. Два спектакля — оригинал и его версия — наглядно демонстрируют пропасть, что пролегла меж нравами и вкусами России XIX века и современной западной цивилизацией. Роскошь танцев с любованием подробностями уступила место рассказу, живому и человечному, быстрому и ясному. Дабы зритель не утомился, ненужными объявлены не только пантомимные объяснения героев на «Празднике огня», но и танец «Ману», где кокетка играет с девочками, то протягивая, то отнимая у них кувшин; заводной «Индусский танец» с барабанами изгнан вон — как и танец с попугаями и веерами. Балетная мелодрама оказалась похожей на наивный детский пересказ печальной сказки о предательстве. Зрители, не подозревающие об истинных страстях и старинном декоре «Баядерки», подмены не ощущают.
Обрусевший француз Мариус Иванович Петипа и в любовных страстях, и в соответствующем им балетном декоре знал толк. Он задумывал свою «Баядерку» как любовный треугольник. Храмовую танцовщицу Никию и воина Солора связывает любовная клятва, и ровно тогда, когда отважный герой решает соединить свою судьбу с Гамзатти — дочерью могущественного раджи, баядерка погибает и является мученику совести в тяжелом сне тенью преданной любви. Под занавес драмы боги карают виновных и безвинных, все погибают под руинами обрушенного храма. Финал, давно утраченный отечественным театром, восстановлен Макаровой. В оставшемся винегрете из Петипа и номеров давних советских времен обидно, что в программке не указано их авторство выжила картина «В царстве теней». Хореографические капризы примы оставили в неприкосновенности ирреальный мир белого балета. Преуспели Ксения Рыжкова и Оксана Кардаш. Мистический акт теней, о который разбивались амбиции многих трупп, в Театре на Большой Дмитровке вышел истинным шедевром и гвоздем премьеры. В остальном успешны мужчины.
Начиная с дирижера Антона Гришанина, под чьим руководством непривычно оркестрованная партитура Людвига Минкуса звучит выразительно. Сам маэстро акценты каждой балерине и танцовщику подбирал штучно. Актерски точны Никита Кириллов в роли сжигаемого соблазном мести Великого брамина и Михаил Пухов, сразивший жесткой вседозволенностью своего Раджи. Уникален Золотой Божок Дмитрия Загребина, бесстрастно зависавший в воздухе в позе сидящего будды. И уникален Сергей Полунин — Солор со своими воздушными прыжками и совершенным танцем. Балеринам же, увы, роли пока велики. Обе — жертвы, и обе страдают от отчаянной муки: одна — от предательства, вторая — от ревности.
Тем не менее «Баядерка» не была только лишь вариантом французского балета.
Содержание, образы, направленность спектакля в целом, талантливое хореографическое воплощение самостоятельны. Петипа использовал заимствованный материал таким образом, что сделал его своим. На первый план вышла характерная для русского искусства эпохи романтизма тема стремления к счастью, свободе и любви. Музыку к балету Петипа заказал у Минкуса, с которым ранее уже работал над рядом других балетных шедевров. Музыка балета Премьера «Баядерки» — балета в четырех действиях и семи картинах — состоялась 23 января 1877 года в петербургском Большом Каменном театре. Музыка Минкуса в балете способствовала успеху этого яркого спектакля за счет своей эмоциональности, ритмического разнообразия, подчеркнутой театральности. В этом сочинении получил наиболее полное выражение мелодический талант Минкуса. В «Баядерке» композитор смог убедительно противопоставить полярные образные сферы, что подтверждает театральность мышления Минкуса — прежде всего в противопоставлении мелодичной музыкальной характеристики Никии с ее прозрачной мелодией и оркестровыми массовыми сценами.
Петипа удалось сохранить баланс между эффектными характерными танцами и драматичной историей любви Никии и Солора. В содружестве с талантливым композитором ему удалось мастерски соединить радужное зрелище и повествование о несчастной любви: трагическая линия судьбы баядерки. Образ Никии на протяжении становления балета меняется за счёт тонких решений Минкуса: от светлых, лиричных интонаций первого акта, к эмоциональным кульминациям конца второго действия. В этой работе во всей полноте проявился лирический дар Минкуса. Ещё при жизни композитора критики отмечали, что никогда такое роскошное создание как «Баядерка» не умрёт в летописях хореографического искусства. И действительно: вот уже более 100 лет спектакль привлекает внимание зрителей всего мира и пользуется интересом среди постановщиков ведущих театров России и других стран. О спектакле: Премьера в Воронежском государственном театре оперы и балета состоялась 16 октября 2021 года. Еще сложнее и ответственнее сохранять то лучшее, что было создано великими творцами и их последователями, бессмертное наследие М.
Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и других, — и сделать при этом спектакль современным, понятным и близким зрителю. Однако именно такие цели преследовали мы, создавая балет «Баядерка» на воронежской сцене. Непревзойденный шедевр, который сегодня должен быть в репертуаре каждой классической труппы — по ряду причин. Во-первых, это разнообразие пластического материала, дающее возможность проявить, раскрыть себя каждому танцовщику: классических, характерных танцев, психологически тонких актерских ролей, разноплановых массовых сцен кордебалета. Во-вторых, великая хореография Мариуса Петипа организует труппу и повышает ее профессиональный уровень. И наконец, в сюжете балета заложены вечные темы и проблемы, актуальные во все времена: любовь и верность, ревность и предательство, преступление и наказание.
В партитуру постановки Воронежского театра оперы и балета включены музыкальные отрывки из произведений Минкуса, которые прежде никогда не исполнялись в спектакле на российской сцене, и те фрагменты, что со временем исчезли из первоначальной редакции балета. Естественно, это потребовало создания новых хореографических фрагментов, призванных, сохраняя стилистику Петипа, привнести в спектакль больше динамики — и драматизма, и лирики. Для этого я воссоздаю забытую финальную сцену разрушения храма и возвращаю оригинальный музыкальный материал финала Минкуса, что потребовало, в связи с моим режиссёрским замыслом его адаптации, в чем мне помог дирижёр-постановщик спектакля Данила Серганин.
Следующей моей новой партией была партия Баядерки Никии в «Баядерке», поставленной Петипа для моего бенефиса в начале 1877 года. Из всех балетов, которые мне довелось создать, этот был моим любимым. Мне понравился его красивый, очень театральный сценарий, его интересные, очень живые танцы в самых разных жанрах и, наконец, музыка Минкуса, с которой композитор особенно хорошо справился в плане мелодичности и ее согласованности с характером сцен и танцев. С «Баядеркой» у меня ассоциируется воспоминание о столкновении с Петипа на репетиции... Мы пришли на репетиции последнего действия.
В нем Солор празднует свадьбу с принцессой Хамсатти, но их союз прерывается тенью баядерки Никии, убитой по желанию невесты, чтобы она не смогла помешать им жениться. Петипа начал создавать что-то абсурдное для моего входа в качестве тени, состоящей из каких-то тонких, занятых маленьких шагов. Не задумываясь, я отверг хореографию, которая не соответствовала музыке и не соответствовала общей концепции танца - для появления тени Никьи, которая появляется посреди свадебного торжества, требовалось нечто более внушительное, чем эти минимально эффективные. Петипа был возмущен - в целом последний номер у него не получился, и он хотел в тот день закончить постановку балета, несмотря ни на что. Он в спешке приготовил для меня кое-что еще, еще менее удачное. Я снова спокойно сказал ему, что не стану танцевать. При этом он совершенно потерял голову в припадке гнева: «Я не знаю, что тебе нужно танцевать?! Тис не может танцевать один, тис может танцевать другой!
Какие таланты у тисов, если тис может танцевать» noseeg?! На следующий день, как ни в чем не бывало, я снова обсудил с Петипа вопрос о моем выступлении в последнем акте. Было ясно, что его творческое воображение совсем иссякло. Спеша закончить постановку, он объявил мне: «Если тис может танцевать еще что-нибудь, то делай то, что делает мадам Горшенкова». Горшенкова, танцующая принцессу Хамсатти, отличалась необычайной легкостью, а ее выход состоял из череды высоких грандиозных жет от задней части сцены до рампы. Предложив мне танцевать ее шаги, Петипа хотел меня «подколоть»: я была «земной» балериной, специалистом по сложным виртуозным танцам и вообще не обладала способностью «летать». Но я не отступил. Это было намного сложнее, потому что невозможно было воспользоваться наклоном сцены который был покрыт граблями , чтобы усилить эффект прыжков.
Петипа ответил: «Как тис, мадам, как тис». Надо добавить, что на подготовительных репетициях я никогда не танцевал, ограничиваясь приближениями своих танцев или «разметкой» , даже не будучи одетым в балетные тапочки. Так было и сейчас - во время репетиции я просто ходил по сцене среди танцоров. Настал день первой репетиции с оркестром в театре. Здесь, конечно, пришлось танцевать. Петипа, словно желая снять с себя всякую ответственность за мои шаги, снова и снова говорил артистам: «Я не знаю, что мадам Вазем будет танцевать, она никогда не танцует на репетициях». Ожидая своего появления, я стоял в первом крыле, где внутренний голос побуждал меня к великим делам - я хотел преподать этому тщеславному французу урок и ясно продемонстрировать ему прямо на его глазах, каким талантом я был на самом деле.. Пришел мой выход, и при первых звуках музыки Минкуса я напряг все мышцы, а нервы утроили мою силу - я буквально перелетел через сцену, прыгая мимо голов других танцоров, которые стояли там на коленях группами, пересекая сцену с помощью всего трех прыжков и твердой остановки, как если бы он прижался к земле.
Вся труппа на сцене и в зале разразилась бурными аплодисментами. Петипа, который был на сцене, сразу же убедился, что его отношение ко мне было несправедливым. Он подошел ко мне и сказал: «Мадам, простите меня, я дурак». В тот день ходили слухи о моем «трюке». Все, кто работал в театре, старались попасть на репетицию «Баядерки», чтобы увидеть мой прыжок. О самой премьере и говорить нечего. Прием, оказанный мне публикой, был великолепен. Помимо последнего акта, нам всем аплодировали за сцену «Царство теней», с которой Петипа очень хорошо справился.
Здесь группировка и танцы были проникнуты настоящей поэзией. Балетмейстер позаимствовал рисунки и группировки из иллюстраций Гюстава Доре из Данте Божественная комедия. У меня был большой успех в этой сцене из «Танца вуаля» для скрипки Минкуса, которую сыграл Леопольд Ауэр.
Баядерка. Спектакль театра "Кремлевский балет"
Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания. В статье рассматривается сценическая история балета Мариуса Петипа «Баядерка», подчеркивается значение сохранения этого балетного шедевра в Мариинском театре на протяжении всего ХХ века. Действие балета, который впервые показали в Петербурге в 1877 году, происходит в Индии: знатные воины охотятся на тигра; у священного огня совершают ритуал храмовые танцовщицы — баядерки; во главе многолюдного праздничного шествия идет слон. Действие балета, который впервые показали в Петербурге в 1877 году, происходит в Индии: знатные воины охотятся на тигра; у священного огня совершают ритуал храмовые танцовщицы — баядерки; во главе многолюдного праздничного шествия идет слон.
Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви
Коварный раджа приказывает служанке вынести баядерке корзинку с цветами, внутри которой спрятана ядовитая змея. В отличие от других классических балетов, «Баядерка» долгое время шла только на сцене Кировского театра. Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января 1877 года в Мариинском театре в Петербурге и стала поворотным моментом для его создателя Мариуса Петипа и всего русского балетного театра. Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада Гёте «Бог и баядерка» (нем. Сюжет балета "Баядерка", созданного в далеком 1877 году, переносит нас в экзотическую Индию, где происходят страстные и трагические события. В 1876 году знаменитого хореографа Мариуса Петипа привлекла идея балета «Баядерка».
Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви
В 1877 году плод совместной работы Мариуса Ивановича и Людвига Федоровича был представлен на суд избалованной петербургской публики. Публика была в восторге: красивая музыка и сложная хореография, роскошные костюмы и удивительные декорации, захватывающий сюжет, яркие характеры и немного волшебства. После премьеры спектакль выдержал много постановок, как в России, так и за рубежом, и стал одним из наиболее популярных балетов.
Кто такая баядерка? Прежде всего, для лучшего понимания содержания балета "Баядерка" поясним значение этого слова. Баядерками баядерами , как сообщает нам словарь Брокгауза и Эфрона, называли девочек, которые по обету родителей или при рождении посвящались божеству и жили при храме до конца жизни. Родителям, пожертвовавшим свое дитя богам и отрекшимся от всех прав на него, жрецы обещали их благосклонность. Впрочем, девадаси или "девадази", что в переводе означает "божья рабыня" могли попасть в храм и иначе. Кого-то продавали викрита , были такие, кто самостоятельно решил посвятить себя служению богам датта , кто-то танцевал просто из преданности божеству бхакта , хритами называли сирот, попавших в храм.
Иногда баядерами становились и взрослые девушки, по каким-либо причинам ставшие обузой для собственных семей. По своему происхождению баядерки - это девочки из знатных семей купцов или уважаемых ремесленников. Девадаси обычно обучались пению и владели приемами и различными стилями искусства ритуального танца Древней Индии. Также они прислуживали при храме и плели венки и гирлянды для празднований. Баядерки не имели права покидать стен храма без разрешения брамина. Они либо оставались девственницами, либо избирали себе любовником мужчину из высшего сословия, если старший жрец давал на то свое разрешение. Известно, что нередко баядеры становились любовницами браминов. Не все баядерки жили при храме, существовали и странствующие.
Они кочевали по всей стране и иногда приглашались в гостиницы для развлечения иностранцев здесь явный отсыл к древнегреческим гетерам. Назывались они накни или кутани. Либретто балета "Баядерка". Первый акт А теперь вернемся к истории, рассказанной нам посредством балетной постановки. В священном лесу кшатрия знатный воин по имени Солор охотится с друзьям на тигра. Желая поговорить с факиром Магедавеем о прекрасной баядерке Никии, живущей при местной пагоде, он отстает от остальных охотников. В храме, который виден на задней части сцены, тем временем идут приготовления к празднованию Огня.
Также на купальник артистка балета надевает эту красивую юбку и получается красота. Конечно, интересно посмотреть на свою работу. Как только открывается занавес, и они в этих костюмах — гордость! Заведующая мастерской Наталья Гребенешникова показывает платья баядерок. Говорит, работы было очень много — скрупулезной и кропотливой. Ведь костюмы должны быть не только красивые, но и удобные. Все сделаны заботливыми и профессиональными руками швей воронежского театра оперы и балета. На одну такую пачку уходит от 12 до 15 метров сетки. Швеи трудились несколько месяцев — потребовалось сшить более 200 костюмов. Не менее сложная работа и у модерьера по головным уборам Любви Борищенко. Художник-модельер Воронежского театра оперы и балета Любовь Борищенко: — Это у нас Брамин будет, тут еще будут камни и будет добавляться всякая красота. Сначала из марли на болванке несколько слоев клеится, потом уже обрезается по голове форма, затягивается сеточкой, с художницей вместе думаем, оформляем. Мы каждый раз, как в первый класс.
При всей наивности сюжета в «Баядерке» в полный голос прозвучала тема, существенная для литературы и искусства второй половины ХIХ века — тема борьбы за внутреннюю свободу и счастье, борьбы против насилия и несправедливости. Балет «Баядерка» интересен также тем, что дает представление об определенном типе спектаклей второй половины ХIХ века, об определенном типе зрелищности. Здесь чрезвычайно существенна «обстановочность», живописность как декорационная, так и воплощенная танцевальными и театральными средствами. Торжественные выходы жрецов, красочные шествия участников празднества, эффектный дивертисмент со знаменитым «индусским танцем» — всё это создает особую атмосферу действия и, как будто оттягивая драматургически важные моменты, на самом деле контрастно оттеняет и выгодно подает другие эпизоды, где главное — сосредоточенность на внутреннем мире героев, разработка психологических характеристик и нюансов. Балет «Баядерка» требует очень высокой исполнительской культуры — не только танцевальной, но и актерской. На протяжении своей долгой сценической жизни спектакль обогащался актерскими находками, впитывал опыт следующих поколений танцовщиц и танцовщиков. Постепенно складывалась исполнительская традиция, но каждый новый талантливый актер обычно искал и близкий себе поворот темы, и современное звучание ее. Петипа сочинил балет для бенефиса известной русской балерины Е. Вазем, ориентируясь на виртуозность и отточенность ее безупречно академического танца. Актерские же возможности исполнительницы были ограниченны. В дальнейшем в трактовку центральной партии было внесено много нового — и, прежде всего, в актерском отношении. Усложнился в соответствии с общим ростом танцевальной техники, изменением представления о виртуозности и хореографический текст роли. В партии Никии крупнейшие русские балерины А. Павлова, М. Кшесинская, О. Спесивцева открывали новые драматические интонации, обогащая и собственную палитру выразительных средств, и диапазон выразительности данной роли. В советское время тема внутренней независимости человека, противостоящего обстоятельствам и посягательству на его исконные права любить и быть счастливым, приобрела в исполнении замечательных балерин М. Семеновой, Н. Дудинской героический характер. В 1941 году на сцене Театра имени С. Кирова была осуществлена новая редакция балета. Пономарев и В. Чабукиани задались целью приблизить спектакль к требованиям времени, избавив его от явных архаизмов и длиннот. Лучшее из хореографии Петипа было тщательно воссоздано Пономаревым, часть танцев была заново сочинена Чабукиани. Танец Золотого божка 3-я картина сочинил для себя Н. Чабукиани завершали спектакль «Тенями», отказавшись от финального четвертого акта. В нем на свадьбе Солора с Гамзатти, соединению которых мешала тень Никии, осуществлялось возмездие богов за то, что Солор нарушил данную баядерке клятву в верной любви. Дворец разрушался, погребая под обломками участников свадебного празднества. Утрата четвертого акта с трио Солора, Гамзатти и Никии-тени вызывала немало возражений. Тем не менее, произведенные изменения имели свою логику, а предложенная версия, как показало время, подтвердила свою жизнеспособность. Спектакль, отпраздновавший свой более чем вековой юбилей, и сегодня притягивает, впечатляет, искренне волнует. Недаром по сей день «Баядерка» принадлежит к числу самых любимых спектаклей — любимых и зрителями, и самими исполнителями. Перед тем как углубиться в лес, Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать ее у храма. Из храма торжественно выходят Великий брамин и жрецы.
Либретто балета Баядерка
Фото с представления Мариинского театра содержатся в статье. Премьера состоялась в январе 1877 года на сцене Большого Каменного театра в Петербурге. Первые партии на премьере исполняли Екатерина Вазем и Лев Иванов. Автором балета «Баядерка», вернее, музыки к нему, стал австрийский композитор, имя которого для нас неразрывно связано с балетом. Это Людвиг Минкус. Обратите внимание Известно, что спустя несколько лет по причине закрытия Большого театра постановка переехала в Мариинку, и там в новой редакции балета, которую осуществил все тот же Петипа, партию Никии исполняла уже знаменитая Матильда Кшесинская.
Постановки балета до сих пор успешно осуществляются во многих театрах. С течением времени в спектакль вносились новые номера и мизансцены, но в целом классическая хореография и содержание балета «Баядерка» оставались неизменными. Возникновение Идея написать балет на эту тему высказал сам Петипа, а автором либретто выступил С. Худеков, историк балета, пробующий свои силы в драматургии. Апофеоз финальная торжественная сцена произведения был написан самим хореографом.
Литературным источником содержания балета «Баядерка» послужила драма «Шакунтала» «Сакунтала» , написанная древнеиндийским поэтом Калидасом. Это было одно из первых произведений Древнего Востока, переведенных на европейские языки. Вторым же источником, благодаря которому главная героиня стала баядеркой, называют балладу Гете «Бог и баядерка». Есть моменты, которые свидетельствуют о том, что постановка была осуществлена не без влияния парижской постановки балета «Сакунтала». Этот спектакль по драме Калидаса был поставлен в Париже братом хореографа Люсьеном Петипа в 1858 году.
Однако верно и то, что, позаимствовав некоторых персонажей, Мариус Петипа полностью изменил суть и идею произведения. По своему сюжету балет — это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. Кто такая баядерка? Прежде всего, для лучшего понимания содержания балета «Баядерка» поясним значение этого слова. Баядерками баядерами , как сообщает нам словарь Брокгауза и Эфрона, называли девочек, которые по обету родителей или при рождении посвящались божеству и жили при храме до конца жизни.
Родителям, пожертвовавшим свое дитя богам и отрекшимся от всех прав на него, жрецы обещали их благосклонность. Впрочем, девадаси или «девадази», что в переводе означает «божья рабыня» могли попасть в храм и иначе. Кого-то продавали викрита , были такие, кто самостоятельно решил посвятить себя служению богам датта , кто-то танцевал просто из преданности божеству бхакта , хритами называли сирот, попавших в храм. Иногда баядерами становились и взрослые девушки, по каким-либо причинам ставшие обузой для собственных семей. По своему происхождению баядерки — это девочки из знатных семей купцов или уважаемых ремесленников.
Девадаси обычно обучались пению и владели приемами и различными стилями искусства ритуального танца Древней Индии. Также они прислуживали при храме и плели венки и гирлянды для празднований. Важно Баядерки не имели права покидать стен храма без разрешения брамина. Они либо оставались девственницами, либо избирали себе любовником мужчину из высшего сословия, если старший жрец давал на то свое разрешение. Известно, что нередко баядеры становились любовницами браминов.
Не все баядерки жили при храме, существовали и странствующие. Они кочевали по всей стране и иногда приглашались в гостиницы для развлечения иностранцев здесь явный отсыл к древнегреческим гетерам. Назывались они накни или кутани. Либретто балета «Баядерка». Первый акт А теперь вернемся к истории, рассказанной нам посредством балетной постановки.
В священном лесу кшатрия знатный воин по имени Солор охотится с друзьям на тигра. Желая поговорить с факиром Магедавеем о прекрасной баядерке Никии, живущей при местной пагоде, он отстает от остальных охотников. В храме, который виден на задней части сцены, тем временем идут приготовления к празднованию Огня. Никия танцует священный танец. Великий брамин претендует на сердце баядерки, но та влюблена в Солора и отвечает ему отказом.
С наступлением ночи юноша подходит к храму и ждет Никию. Во время свидания он клянется над священным огнем вечно любить девушку и умоляет ее бежать с ним. Нарушает уединение влюбленных Великий брамин. Разгневанный и отвергнутый, он замышляет отомстить Солору и Никии. Солор уходит вслед за охотниками, несущими убитого тигра.
Второй акт Следующее действие переносит нас во дворец раджи Дугманты. Он объявляет своей дочери Гамзатти, что собирается выдать ее замуж за Солора. Тот пытается противиться навязанному союзу, но тщетно — день свадьбы уже назначен. Появившийся Великий брамин тайно сообщает радже о возникшей любви между Солором и баядеркой. Он настаивает на мести — надо убить воина, поскольку Никию убить нельзя — она принадлежит богу Вишну, ее смерть может навлечь его гнев.
И все же, взбешенный Дугманта решает послать танцовщице корзину цветов. Между стеблями будет скрываться ядовитая змея, ее-то укус и убьет девушку. Подслушавшая этот разговор дочь раджи просит Никию станцевать на завтрашней свадьбе. Показав ей портрет своего суженого и вызвав потрясение Никии, Гамзатти просит также ее покинуть страну, пообещав награду за эту услугу. Но девушка не в силах оказаться от любимого.
Разгневанная Никия пытается заколоть соперницу кинжалом, но верная служанка спасает жизнь дочери раджи. Гамзатти тоже рассержена — в ее лице Никия приобрела себе нового врага. В следующей картине начинается праздник. Раджа Дугманта действует по своему плану — приказав Никии танцевать, по окончании танца он посылает ей цветочную корзину со змеей. Великий брамин предлагает ужаленной и умирающей девушке противоядие, но та предпочитает смерть.
Третий акт В заключительном действии либретто балета «Баядерка» повествует, что Солор поглощен грустными мыслями об ушедшей Никии. Он засыпает, и ему снится царство теней, где обитает теперь душа прекрасной баядерки. Приход слуг будит его — они пришли, чтобы подготовить Солора к свадьбе. Тот вынужден идти с ними во дворец. Ему кажется, что его преследует тень Никии, которая обвиняет его в измене.
Во дворце Гамзатти хочет развлечь юношу, но тот весь во власти мрачных видений. Наконец начинается свадьба. Великий брамин соединяет руки будущих супругов. И в тот же момент стены дворца содрогаются от подземного толчка. От начавшегося землетрясения здание рушится — так совершается месть богов Солору за то, что он нарушил клятву.
Под развалинами дворца погибают и все присутствовавшие на свадьбе. В апофеозе, уже в царстве теней, на небесах, души Никии и Солора соединяются. Таково краткое содержание балета «Баядерка». О балете Анализ постановок и отзывы о балете «Баядерка» Минкуса, ставшем шедевром русского театрального искусства и вершиной творчества самого композитора, оставили многие искусствоведы и хореографы.
Пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти. Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своего горя.
Взор ее устремлен к любимому. По распоряжению Дугманты невольница вручает Никии от имени Солора корзину цветов. Но неожиданно из цветов выползает змея и смертельно жалит Никию. Баядерка понимает, что виновница ее смерти — мстительная дочь раджи. Великий брамин обещает Никии противоядие, если она забудет Солора. Но баядерка остаётся верна своей любви и умирает. Третье действие Солор безутешен.
Его мучит раскаяние. Перед ним из мрака возникают тени. Длинной вереницей спускаются они с горных уступов. Среди них Солор видит Никию. Тень прекрасной баядерки зовет его за собой….
Именно такие «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир. Петипа поручил главную партию русской балерине.
А до этого все главные партии танцевали итальянские балерины. Затем спектакль исчез из репертуара на более чем десятилетие. Казалось, что «Баядерка» разделит участь вечного забвения подобно «Дочери фараона» и «Царю Кандавлу». Однако в театре подросли новые солисты, желающех расширить свой танцевальный репертуар. Их выбор пал на «Баядерку». В 1900 году Мариус Иванович перенес свой балет на сцену Мариинского театра, где основные партии исполнили: Никия — М. Кшесинская, Солор — П.
А в 1904 году балет появился в московском Большом театре благодаря А. Горскому и В. Несмотря на огромный талант балерин, исполнявших главную женскую роль, до конца раскрыть все возможности, который дает этот балет балерине как актрисе, им не удалось. Только в 1902 году, когда Анна Павлова выйдет на сцену, публика и профессионалы откроют какой невероятный смысл, какая значительность заключена в этой партии. Анна Павлова, нашедшая ключ к баядерке, расскажет о сердечной муке, о том, как баядерка умеет любить, как она превращается в эту магическую таинственную тень. Эта роль открыла Павлову как великую балерину. Еще один интересный факт - это то, что с 1900 года никто не решился осовременить эти и другие картины балета.
Сохранение классического балета девятнадцатого века вместе с его оригинальными декорациями — уникальное явление в отечественной практике. Только в 1941 году большой знаток классического наследия Владимир Пономарев и молодой премьер и хореограф Вахтанг Чабукиани совместно создали трехактную редакцию старинного спектакля. Когда Чабукиани предложил свою версию, этот спектакль стал не только балеринским, но и роль Солора приобрела новое современное ей звучание. Премьеру танцевали Наталья Дудинская и Вахтанг Чабукиани. В 1948 году этот вариант был несколько пополнен и с тех пор не сходит с подмостков театра. В Москве после не слишком удачных редакций спектакля Александра Горского который, пытаясь приблизить балет к реальной Индии, одевал теней в сари лишь изредка исполнялся акт «Тени». И только в 1991 году Юрию Григоровичу удалось оживить этот балет на сцене главного театра Москв - он взял за основу постановку 1948 года, заменив некоторые пантомимные сцены танцевальными.
В зарубежных театрах этот балет также существовал только в виде акта «Теней», пока бывшая балерина Кировского балета Наталья Макарова не решилась в 1980 году поставить в Американском театре балет «Баядерка» в 4 актах. И хотя публика сегодня намного отличается от зрителей, увидевших первую постановку этого спектакля, балет о несчастной любви храмовой индийской танцовщицы и знатного воина Солора в постановке гения хореографии Мариуса Петипа и по сей день остается одним из самых зрелищных и знаменитых балетов в мировой хореографии.
Различные версии В 1900 году сам М. Петипа отредактировал свою постановку. Она шла в обновлённом варианте в Мариинском театре, и партию Никии танцевала М.
В 1904 году балет перенесли на сцену московского Большого театра. В 1941 году балет был отредактирован В. Чебукиани и В. В 2002 году Сергеем Вихарёвым был вновь отредактирован этот балет. Фото с представления Мариинского театра содержатся в статье.
Премьера состоялась в январе 1877 года на сцене Большого Каменного театра в Петербурге. Первые партии на премьере исполняли Екатерина Вазем и Лев Иванов. Автором балета «Баядерка», вернее, музыки к нему, стал австрийский композитор, имя которого для нас неразрывно связано с балетом. Это Людвиг Минкус. Обратите внимание Известно, что спустя несколько лет по причине закрытия Большого театра постановка переехала в Мариинку, и там в новой редакции балета, которую осуществил все тот же Петипа, партию Никии исполняла уже знаменитая Матильда Кшесинская.
Постановки балета до сих пор успешно осуществляются во многих театрах. С течением времени в спектакль вносились новые номера и мизансцены, но в целом классическая хореография и содержание балета «Баядерка» оставались неизменными. Возникновение Идея написать балет на эту тему высказал сам Петипа, а автором либретто выступил С. Худеков, историк балета, пробующий свои силы в драматургии. Апофеоз финальная торжественная сцена произведения был написан самим хореографом.
Литературным источником содержания балета «Баядерка» послужила драма «Шакунтала» «Сакунтала» , написанная древнеиндийским поэтом Калидасом. Это было одно из первых произведений Древнего Востока, переведенных на европейские языки. Вторым же источником, благодаря которому главная героиня стала баядеркой, называют балладу Гете «Бог и баядерка». Есть моменты, которые свидетельствуют о том, что постановка была осуществлена не без влияния парижской постановки балета «Сакунтала». Этот спектакль по драме Калидаса был поставлен в Париже братом хореографа Люсьеном Петипа в 1858 году.
Однако верно и то, что, позаимствовав некоторых персонажей, Мариус Петипа полностью изменил суть и идею произведения. По своему сюжету балет — это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. Кто такая баядерка? Прежде всего, для лучшего понимания содержания балета «Баядерка» поясним значение этого слова. Баядерками баядерами , как сообщает нам словарь Брокгауза и Эфрона, называли девочек, которые по обету родителей или при рождении посвящались божеству и жили при храме до конца жизни.
Родителям, пожертвовавшим свое дитя богам и отрекшимся от всех прав на него, жрецы обещали их благосклонность. Впрочем, девадаси или «девадази», что в переводе означает «божья рабыня» могли попасть в храм и иначе. Кого-то продавали викрита , были такие, кто самостоятельно решил посвятить себя служению богам датта , кто-то танцевал просто из преданности божеству бхакта , хритами называли сирот, попавших в храм. Иногда баядерами становились и взрослые девушки, по каким-либо причинам ставшие обузой для собственных семей. По своему происхождению баядерки — это девочки из знатных семей купцов или уважаемых ремесленников.
Девадаси обычно обучались пению и владели приемами и различными стилями искусства ритуального танца Древней Индии. Также они прислуживали при храме и плели венки и гирлянды для празднований. Важно Баядерки не имели права покидать стен храма без разрешения брамина. Они либо оставались девственницами, либо избирали себе любовником мужчину из высшего сословия, если старший жрец давал на то свое разрешение. Известно, что нередко баядеры становились любовницами браминов.
Не все баядерки жили при храме, существовали и странствующие. Они кочевали по всей стране и иногда приглашались в гостиницы для развлечения иностранцев здесь явный отсыл к древнегреческим гетерам. Назывались они накни или кутани. Либретто балета «Баядерка». Первый акт А теперь вернемся к истории, рассказанной нам посредством балетной постановки.
В священном лесу кшатрия знатный воин по имени Солор охотится с друзьям на тигра. Желая поговорить с факиром Магедавеем о прекрасной баядерке Никии, живущей при местной пагоде, он отстает от остальных охотников. В храме, который виден на задней части сцены, тем временем идут приготовления к празднованию Огня. Никия танцует священный танец. Великий брамин претендует на сердце баядерки, но та влюблена в Солора и отвечает ему отказом.
С наступлением ночи юноша подходит к храму и ждет Никию. Во время свидания он клянется над священным огнем вечно любить девушку и умоляет ее бежать с ним. Нарушает уединение влюбленных Великий брамин. Разгневанный и отвергнутый, он замышляет отомстить Солору и Никии. Солор уходит вслед за охотниками, несущими убитого тигра.
Второй акт Следующее действие переносит нас во дворец раджи Дугманты. Он объявляет своей дочери Гамзатти, что собирается выдать ее замуж за Солора. Тот пытается противиться навязанному союзу, но тщетно — день свадьбы уже назначен. Появившийся Великий брамин тайно сообщает радже о возникшей любви между Солором и баядеркой. Он настаивает на мести — надо убить воина, поскольку Никию убить нельзя — она принадлежит богу Вишну, ее смерть может навлечь его гнев.
И все же, взбешенный Дугманта решает послать танцовщице корзину цветов. Между стеблями будет скрываться ядовитая змея, ее-то укус и убьет девушку. Подслушавшая этот разговор дочь раджи просит Никию станцевать на завтрашней свадьбе. Показав ей портрет своего суженого и вызвав потрясение Никии, Гамзатти просит также ее покинуть страну, пообещав награду за эту услугу. Но девушка не в силах оказаться от любимого.
Разгневанная Никия пытается заколоть соперницу кинжалом, но верная служанка спасает жизнь дочери раджи. Гамзатти тоже рассержена — в ее лице Никия приобрела себе нового врага. В следующей картине начинается праздник. Раджа Дугманта действует по своему плану — приказав Никии танцевать, по окончании танца он посылает ей цветочную корзину со змеей. Великий брамин предлагает ужаленной и умирающей девушке противоядие, но та предпочитает смерть.
Третий акт В заключительном действии либретто балета «Баядерка» повествует, что Солор поглощен грустными мыслями об ушедшей Никии. Он засыпает, и ему снится царство теней, где обитает теперь душа прекрасной баядерки. Приход слуг будит его — они пришли, чтобы подготовить Солора к свадьбе. Тот вынужден идти с ними во дворец. Ему кажется, что его преследует тень Никии, которая обвиняет его в измене.
Во дворце Гамзатти хочет развлечь юношу, но тот весь во власти мрачных видений. Наконец начинается свадьба.