Некоторые букинисты в Петербурге и в Москве сумели, однако, раздобыть несколько корректурных оттисков «Голубеня» с роковым: «Благоговейно посвящаю».
Есенина дважды вынимали из петли
Существует предание, в котором описано, как Сергей Есенин, подобно простому русскому парню Михайло Ломоносову, из родного села Константинова отправился прямо в своей деревенской одежде в российскую столицу, чопорный и надменный Санкт-Петербург. Смотрите видео на тему «на комиссии прочитал стих есенина» в TikTok (тикток). Там Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. Сергей Есенин читает свои стихи "Я покинул родимый дом". Санкт-Петербург Петербург Сергея Есенина.
Кто слушает стихи Есенина в Петербурге?
Есенин прочитал ему свои стихи и получил рекомендательные письма для поэта Сергея Городецкого и влиятельного журналиста из «Биржевых ведомостей» Михаила Мурашова. Стоит отметить, что в Санкт-Петербурге не так много адресов Есенина. Скульптор писал, что, когда Есенин читает свои стихи, он много жестикулирует, и жесты его по-шаляпински уместны. Есенин в Санкт-Петербурге. 0:00 Монолог Хлопуши из поэмы «Пугачев»1:47 Исповедь хулигана3:19 Разбуди меня завтра рано 5:13 Я покинул родимый дом6:27 Видели ли вы, как бежит по степям. Есенин, действительно, читал в Петербурге стихи Александру Блоку.
Кому есенин читает свои стихи в петербурге
В Санкт-Петербурге команда энтузиастов "оживила" Серея Есенина. Первые стихи Сергея Есенина опубликовали в 1914 году, причем сделали это весьма специфические издания – детский журнал «Мирок» (стихотворение «Береза») и большевистская газета «Путь правды». Сегодня Александр — уже современный поэт из Санкт-Петербурга — гастролирует по России, читает стихи Есенина и свои собственные. 11. Одна из основных тем поэзии Есенина: а) призыв к внутренней революции б). МХАТ имени Горького представил в Петербурге спектакль "Женщины Есенина".
По следам автобиографии Сергея Есенина...
Санкт-Петербург Петербург Сергея Есенина. Поэзия Есенина особо полюбилась Александре Федоровне, по протекции которой литератора и пригласили во дворец вживую познакомить царских особ с творчеством. Читал свои стихи Есенин и перед великой княгиней Елизаветой Романовой. Также поэтическое посвящение Сергею Есенину прочитала его автор – оленегорская поэтесса, руководитель ЛИТО «Жемчуга» Лидия Карпова.
«Рязанский парень со стихами». Петербургские адреса Сергея Есенина
Сергей Есенин зачитал свои лучшие стихотворения. Несмотря на сильное волнение, юноше удалось поразить Блока. Он писал: «Днём у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные». Впоследствии Блок представил Есенина другим литераторам, как «талантливого крестьянского поэта-самородка». Адрес: улица Декабристов, 57 Доходный дом К. Шрандмана - Дом В. Там собиралась вся элита Петербурга: поэты, литераторы, музыканты и другие деятели искусства. Их квартира стала «своего рода психологическим магнитом, куда тянулись философствующие лирики и лирические философы».
Тогда поэт на него опоздал. Его нашли в кабаке, но собрали и отправили на сцену. В начале ничего не клеилось, но вскоре Есенин разоткровенничался: «Блок и я первыми пошли за революцией, а они нас... Александр Блок тогда уже погиб. Зал был в непонимании, Сергей собрался и начал читать свои стихотворения. Зрители слушали как заворожённые, в конце выступления его одежду даже разорвали в клочья. Поклонницы забрали его шнурки, обрывки галстука и штанов.
Известно, что сначала он хотел жить у Вольфа Эрлиха, но что-то пошло не так. Есенин решил поселиться в «Англетере».
Не раз он побывал в Ташкенте, где жила дочь Сергея Есенина, Татьяна, удивительно похожая, по его словам, на отца. Она работала журналистом. Приезжал, а иногда и гостил у Владимира Беспёрстова сын Сергея Есенина — Александр Есенин-Вольпин, который почти не знал отца, стихами интересовался мало. Став диссидентом, он эмигрировал в США, где стал профессором математики Бостонского университета. Умер он в 2016 году в возрасте 91 года. Владимир Беспёрстов входит в Есенинское сообщество Санкт-Петербурга и является подвижником в делах, касающихся творческой судьбы Сергея Есенина. Среди присутствующих на празднике поэзии Есенина был Николай Николаевич Браун, сын известного поэта Николая Леопольдовича Брауна 1902-1975 , считавшего Есенина одним из своих учителей, определивших литературный путь и пронёсшего любовь к Есенину через всю жизнь.
И здесь, у памятника Есенину, его сын Николай Николаевич Браун прочитал отцовские строки, пронзающие душу эмоциональным накалом: А я помню его живого, Златоуста,.
Живите так, как вас ведет звезда» Людмила Алексеева. Его язык и рифмы настолько пластичны и тонки, что музыканты и сегодня легко раскладывают их на любой лад.
Ни одна фотография не передает силу его обаяния так, как эти редкие кадры кинохроники. Вот он живой, жмурясь от яркого солнца, вглядывается в объектив диковинной кинокамеры. Словно смотрит на нас сквозь весь XX век.
Сам Есенин говорил: меня поймут через 100 лет после моей первой публикации. В этом году у поэта появился свой инстаграмм, где учитель из Тюменской области Алия Исалимова пытается понять, каким бы поэт был сегодня. Под каждым постом оставляет стихотворение.
Сохрани мою речь: как звучали голоса литераторов от Толстого до Пастернака?
И говорит мальчику: «Ты боишься, что я тебя съем, а сам ты что же делаешь? Ты ведь любишь цыплят? Зачем же ты их ешь? Ведь они, эти цыплята, такие же живые, как и ты! Каждое утро — пойди, посмотри, как их ловят, как повар несет их на кухню, как перерезают им голову, как их матка кудахчет и плачет о том, видел ты это? Мальчик говорит: «Я не видал! А вот потом… Теперь я тебя съем.
Впоследствии именно Блок откроет перед Есениным двери в литературный мир. Пестеля, 27 и Литейном пр. Здесь проходили литературные вечера, на которых выступал поэт со своими произведениями.
Лермонтова Юлия Стешкина представит Пензенскую область на всероссийском есенинском празднике поэзии «Земля моя, златая! Он пройдет в государственном музее-заповеднике в селе Константиново Рязанской области 30 сентября. Здесь пройдут литературные встречи с поэтами и писателями из разных регионов России.
И он очень любил есть цыплят и очень боялся волков. И один раз этот мальчик лег спать и заснул. И во сне он увидел, что идет он по лесу, за грибами идет… И вдруг из куста выскочил… выскочил волк и бросился на мальчика. Мальчик испугался: «Ай-яй-яй! Он меня съест! И стал волк говорить человечьим голосом. И говорит мальчику: «Ты боишься, что я тебя съем, а сам ты что же делаешь?
«Только скажут: Сергей Есенин – всей России встают черты…»
Наиболее уникальные из них, наверное, рукописи поэмы «Пугачев», потому что там огромное количество правки. Когда стали издавать собрание сочинений, оказалось, что там где-то пятнадцать слоев текста. Есенин работал над каждой строкой, над каждым образом. Когда вы видите рукописи с его правкой, становится понятно, что это не было легкое, спонтанное творчество. И об образовании Есенина не всегда помнят: он окончил земскую школу, потом в Спасс-Клепиках второклассную учительскую школу, то есть мог уже работать учителем начальных классов.
И после этого он приехал в Москву, учился в Народном университете Шанявского, потому что туда можно было поступить, не имея документа об окончании гимназии. Притом учился он на свои деньги. Сейчас много ли таких семнадцатилетних юношей, которые едут в другой город, зарабатывают себе на жизнь и еще учатся? Из интересного можно назвать беловую рукопись поэмы «Пугачев», она с 1935 года хранилась в частной лондонской библиотеке, и о ней никаких сведений не было.
Недавно она была обнаружена благодаря нашим сотрудникам. Есенин подарил ее английскому журналисту здесь, в Москве, он хотел, чтобы его стихи знали. И Есенин действительно был известен, еще при жизни он был переведен на семнадцать языков, его стихи публиковались на японском, французском, английском.
Но даже если Блок и предупреждал Есенина об опасности общения с Мережковскими[170], эти предупреждения весной 1915 года не возымели никакого действия. Это очарование, без сомнения, было взаимным. Везде он был принят с распростертыми объятиями.
Везде он вел себя по уже отработанному сценарию. Только много позже я узнал, что Есенин перед этим уже побывал у Блока и у Городецкого и что простовато он говорит сознательно[175]. Вытащил тут же пачку листков, исписанных мелким, прямым, на редкость отчетливым почерком, где каждая буква стояла несвязно с другой[176]. Тут нужно сделать оговорку: многие недостоверные подробности из биографии Есенина петроградского периода лежат не на есенинской совести, а на совести его современников. Сформированный поэтом образ побуждал их к сотворчеству и, соответственно, как снежный ком, обрастал все новыми легендами и анекдотами. Здесь Есенин познакомился и сразу же подружился с компанией молодых стихотворцев Константин Ляндау, Владимир Чернявский, Рюрик Ивнев, Михаил Бабенчиков , в своем творчестве ориентировавшихся на Михаила Кузмина.
При этом самому Кузмину крестьянский поэт не слишком пришелся по душе. Стихи его о деревне, о леших, о ведьмах, седых тучках, сене, лаптях дышат подлинным поэтическим вдохновением, а не книжностью, как у С. Городецкого, А. Он уже произвел впечатление, к счастью, но и на более полезных для него людей, как: редакторов, авторитетных поэтов и т. Его спутник кажется, это был Городецкий остановился около нашей группы и сказал нам, что это деревенский поэт из рязанских краев, недавно приехавший. Несколько друзей присоединились к нам.
Мы плохо слушали то, что доносилось с эстрады, и интересовались только нашим гостем, стараясь отвечать на его удивительно ласковую улыбку как можно приветливее. Там квартировал молодой библиофил и отчасти поэт К. Казаться улыбчивым и простым — Самое высшее в мире искусство. Тем не менее дружба с поэтами из кружка Ляндау обогатила петроградский образ Есенина чрезвычайно важными для него новыми оттенками. С этими поэтами Есенин не только и не столько изображал простоватого деревенского паренька, одаренного невесть откуда взявшимся стихотворческим мастерством, сколько иронически поглядывал на этого паренька как бы со стороны, впрочем не выходя из создаваемого образа полностью. Выразительный эпизод, относящийся уже к концу 1915 года, находим в мемуарах Михаила Бабенчикова: Я помню, как удивился, впервые встретив его наряженным в какой-то сверхфантастический костюм.
Мне было трудно удержаться от смеха, а он хохотал еще пуще меня, с мальчишеским любопытством разглядывая себя в зеркале. С завитыми в кольца кудряшками золотистых волос, в голубой шелковой рубахе с серебряным поясом, в бархатных навыпуск штанах и высоких сафьяновых сапожках он и впрямь выглядел засахаренным пряничным херувимом[186]. Именно открытость Есенина позволила его ближайшему приятелю из кружка Ляндау Владимиру Чернявскому в своих мемуарах дать проницательный, пусть и ретроспективный, микроанализ поведенческой стратегии поэта. В скобках приведем фрагмент из относящихся к куда более раннему периоду мемуаров И. Публичный поэтический дебют Есенина в Петрограде состоялся 30 марта. Читали стихи О.
Мандельштам признанный достаточно кандидат в мэтры , Г. Иванов, Г. Адамович, Р. Ивнев, М. В таком профессиональном и знающем себе цену сообществе он несколько проигрывал. Большинство смотрело на него только как на новинку и любопытное явление.
Позволим себе не согласиться с мемуаристом: собранные воедино биографические факты показывают, что апрель 1915 года Есенин вполне плодотворно использовал для закрепления достигнутых успехов. И только Блок, любовь к которому в то время граничила у Есенина с обожествлением[194], от личного общения со своим протеже вежливо уклонился. Но и он в письме к Есенину от 22 апреля нашел нужные слова, чтобы ободрить начинающего поэта: Дорогой Сергей Александрович! Сейчас очень большая во мне усталость и дела много. Потому, думаю, что пока не стоит нам с Вами видеться, ничего существенно нового друг другу не скажем. Вам желаю от души остаться живым и здоровым.
Трудно загадывать вперед, и мне даже думать о Вашем трудно, такие мы Алексей Ремизов.
Отметим, весенняя поэтическая программа стартует в 13:00. Поделиться в соцсетях.
Зато у Блока там был круг верных друзей, всегда готовых не только к подростковым шалостям, но и послушать Сашины стихи.
В 16 лет Блок увлёкся театром и хотел стать актёром, посещал театральный кружок. Но успеха на этом поприще не добился и бросил. В 1898-м молодой человек поступил на тот же самый юридический факультет, куда десятью годами позже попал Гумилёв, но, в отличие от Гумилёва, смог продержаться там целых три года. Современник Блока, литературовед Владимир Княжнин, оставивший о нём воспоминания , считал, что юридический факультет ничего не мог дать поэту. Княжнин писал, что, «не будучи юристом в душе», Блок не интересовался ни учёбой, ни студенческой жизнью.
Например, однажды отправился сдавать политическую экономию, не зная, что студенты решили бойкотировать экзамены это было в 1899 году, когда по всей России происходили студенческие волнения. Сидевший в абсолютно пустой аудитории профессор очень обрадовался единственному студенту и поставил ему пять. Кстати, другой поэт — Константин Бальмонт — в предыдущую волну студенденческих беспорядков, случившуюся в 1887 году, стал не только их участником, но и одним из организаторов, за что был исключён из Московского университета. Учился он тоже на юфаке. Блок через три года перевёлся на историко-филологический факультет.
Он учился на славяно-русском отделении, и, опять-таки в отличие от Гумилёва, получил диплом. Однако о том, оказала ли на него какое-то влияние эта учёба, есть разные мнения. Княжнин считал, что непосредственно университет не сыграл в становлении Блока значительной роли — просто в силу обстоятельств. Едва открыв, университет закрывали снова. Нормальные занятия свелись к минимуму.
Можно считать поэтому, что в лучшем случае на долю А. В университетскую работу, как и во всякую иную, нужно войти, учиться же с невольными перерывами, приходящими извне, разумеется, занятие, не обещающее оказаться особенно плодотворным. Отсюда — это полуравнодушное отношение к университету». Источник: Княжнин, В. Александр Александрович Блок, 1922 А другой современник Блока, литературовед Александр Громов, учившийся на том же отделении примерно в одни годы с ним, отзывался об отношениях Блока с альма-матер иначе.
Он писал , что поэт после выпуска продолжал поддерживать связи с университетскими преподавателями и даже одно время серьёзно думал, не остаться ли при кафедре для научно-преподавательской работы. Так или иначе, этого не случилось. Максимилиан Волошин Волошин — ещё один легендарный поэт той эпохи, посещавший занятия на юридическом факультете примерно в те же годы, что и Блок. Учился он в Московском императорском университете. Как и большинство литературных коллег, Волошин не завершил академическое образование.
Об университете он отзывался крайне нелестно, сообщая, что два года студенческой жизни не оставили в нём ничего, кроме «ощущения пустоты и бесплодного искания». Московский императорский университет Фото: МКУК «Музейный комплекс» Ни одним добрым словом он не поминал и свою учёбу в 1-й Московской гимназии, где испытывал «тоску и отвращение ко всему». В третьем классе ему пришлось остаться на второй год — правда, в дореволюционной школе это не считалось редкостью, так как сдать переводные экзамены было трудно, оценки детям не «натягивали». Из университета Волошина отчислили через два года после поступления — за участие в студенческих беспорядках. Он уехал путешествовать в Европу, вернулся, был допущен до экзаменов как сейчас сказали бы — восстановился в университете , перевёлся на третий курс.
Но, не доучившись, снова уехал, по возвращении был арестован и выслан из Москвы. Путешествовал по Средней Азии, а потом поселился в Париже. Какое-то время Волошин слушал лекции в Сорбонне, но вспоминал он впоследствии не о них, а о своих путешествиях, которые заменяли ему учёбу. Автобиография [«по семилетьям»] Марина Цветаева Марина Цветаева сменила несколько школ — это были частные гимназии в России и две школы-пансиона в Швейцарии и Германии. Иностранные школы менять пришлось из-за переездов Марина с сестрой и матерью несколько лет жили за границей, потому что больной туберкулёзом матери требовался особый климат.
Есенинский Петербург В Петербурге немало памятных мест связанных
Дмитрий Сергеевич Мережковский и его жена Зинаида Николаевна Гиппиус жили в этом доме с 1890 по 1912 года. В гостях побывали известные литераторы Серебряного века были Блок, Белый, Есенин. Дом офицеров. Литейный пр. Здесь читал свои стихи С. Учебный театр на Моховой улице, д. На сцене училища выступали самые утонченные и талантливые люди Петербурга — те, кто создавали Серебряный век русской культуры: А. Блок, В.
Маяковский, С. Есенин, А. Куприн, А. Ахматова, О.
Ей он посвятил несколько стихотворений. В ее нежном, акварельном облике, сдержанности, даже в самом имени Августа поэту чудилась прохлада, способная остудить терзавшие его темные страсти. Это золото осеннее, Все явилось, как спасенье Беспокойного повесы. Но спасения не было. На выставке в Новом здании РНБ представлена одна из последних биографий поэта «Есенин: обещая встречу впереди», написанная Захаром Прилепиным и опубликованная в 2019 году в серии «ЖЗЛ». Рекомендую также посмотреть электронную коллекцию цифровых копий книг о поэте, выложенную к 125-летию со дня его рождения на сайте Президентской библиотеки. И двухтомник «Русское зарубежье о Есенине». Она пишет ему о свадебном путешествии на Кавказ, о начале семейной жизни с Сергеем. Но счастье ее длилось, как известно, всего несколько месяцев, осенью поэт ушел в запой, попал в психиатрическую лечебницу, а под занавес 1925 года погиб в нашем городе, в холодном номере гостиницы «Англетер»... Судя по вещам, привезенным поэтом с собой в Ленинград, он все-таки «предполагал жить». Чемоданы модной одежды, купленной в зарубежных поездках, рукописи. Что же случилось в тот роковой день 28 декабря, было ли это самоубийство или убийство? Существует множество версий, но какой из них верить? Сейчас на воссозданном здании гостиницы висит мемориальная доска. На мраморе — надпись: «В бывшей гостинице «Англетер» 28 декабря 1925 года трагически оборвалась жизнь поэта Сергея Есенина».
Кто вы такой? Объясняю, что я такой-то и принес ему стихи. Блок улыбается: — А я думал, вы из Боблова. Ко мне иногда заходят земляки. Ну, пойдемте! Всеволод Рождественский. Воспоминания» 1962 Однако педантичный Блок сохранил иные свидетельства об этой встрече. Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. А во-вторых, комментарий самого Блока к этой записке: «Крестьянин Рязанской губ. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Приходил ко мне 9 марта 1915». Есенин на открытии памятника Алексею Кольцову. Однако наивность отнюдь не была природным качеством Есенина.
В январе 1916 года Есенина призвали на войну. В это время он сблизился с группой « новокрестьянских поэтов » и издал первые сборники «Радуница» — 1916 , которые сделали его очень известным. Был в Крыму в 1916 году вместе с военно-санитарным поездом при поездке туда императорской семьи во главе с Николаем II. В 1915—1917 годах Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером [10] , впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого. Октябрьский переворот 1917 года Есенин встретил восторгом. В начале 1919 года пытался записаться в партию большевиков, но принят не был. Общался, видимо дружил, с Блюмкиным , будущим убийцей графа Мирбаха , германского посла. К 1918 — началу 1920-х годов относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов. В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» оба — 1921 , «Стихи скандалиста» 1923 , «Москва кабацкая» 1924 , поэма «Пугачёв». С 13 мая [11] по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Там Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. Он совершил также короткую поездку в Самарканд [6]. В начале 1920-х годов Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, а также продажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской , что занимало почти всё его время. Последние годы жизни Есенин много путешествовал по стране. Он трижды посетил Кавказ , несколько раз съездил в Ленинград, семь раз — в Константиново. В 1924—1925 годах Есенин посетил Азербайджан , выпустил сборник стихов в типографии «Красный Восток», печатался в местном издательстве. Есть версия о том, что здесь же, в мае 1925 года, было написано стихотворное « Послание евангелисту Демьяну ». В 1924 году Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А. Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группы. В газетах стали появляться резко критические статьи о Есенине, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках. На поэта было заведено несколько уголовных дел — в основном по обвинению в хулиганстве. Советская власть беспокоилась о состоянии здоровья Есенина. Так, в письме Раковского к Дзержинскому от 25 октября 1925 года Раковский просит «спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе», предлагая: «пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ , который не давал бы ему пьянствовать…» [12] На письме резолюция Дзержинского, адресованная его близкому товарищу, секретарю, управляющему делами ГПУ В. Герсону: «М. В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Ганнушкиным о госпитализации Есенина в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. Особые, взаимоуважительные были отношения у поэта с А. Сытина », куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в фактический брак. В 1917 году познакомился и 30 июля того же года обвенчался в селе Кирики-Улита Вологодской губернии с Зинаидой Райх , российской актрисой, будущей женой режиссёра В. Свадьба происходила в здании гостиницы «Пассаж». От этого брака родились дочь Татьяна 1918—1992 , журналистка и писательница [17] , и сын Константин 1920—1986 — инженер-строитель, футбольный статистик и журналист. В конце 1919 или в начале 1920 года Есенин покинул семью, а на руках беременной сыном Константином Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. Впоследствии Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом. В 1920 году Есенин живёт дома у своего литературного секретаря Галины Бениславской. Их периодические личные отношения продолжались вплоть до женитьбы поэта на С. Толстой осенью 1925 года. В 1921 году Есенин с 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга, ташкентского поэта Александра Ширяевца [18]. По приглашению директора Туркестанской публичной библиотеки 25 мая 1921 года Есенин выступил в помещении библиотеки на литературном вечере, устроенном его друзьями, перед слушателями «Студии искусств», которая существовала при библиотеке [19]. В этом поезде он и жил всё время своего пребывания в Ташкенте, затем в этом поезде совершил путешествие в Самарканд , Бухару и Полторацк современный Ашхабад. Есенин в 1924 году Осенью 1921 года в мастерской Г. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан [21] , на которой он женился 2 мая 1922 года. При этом Есенин не говорил по-английски, а Дункан едва изъяснялась по-русски. Несмотря на скандальный антураж пары, литературоведы полагают, что обоих сближали в том числе отношения творчества [22]. Тем не менее их брак был краток, и в августе 1923 года Есенин вернулся в Москву. Запись о рождении Георгия Сергеевича Есенина.
Живые голоса: Маяковский, Бунин, Есенин
У меня, вот знаете, друзья, нет никакого специального такого очень уж четкого плана повествования своего, и я буду делать такие лирические отступления. И сразу вспомню, что в 70-е, 80-е годы прошлого века, двадцатого, современниками тех лет многие из нас были, Лев Шилов, чей голос комментатора вы сейчас слушали, выступал с публичными лекциями, посвященными русской литературе, поэзии Серебряного века. И очень часто, да почти всегда, аранжировал свои выступления звукозаписями из архива Государственного литературного музея. Ровно 40 лет тому назад, осенью 1988 года, по Всесоюзному радио было выпущено в эфир пять программ, в которых Лев Алексеевич Шилов знакомил слушателей с звуковыми автографами Льва Толстого и рассказывал об этих записях, как они делались и так далее. И в те же времена это действительно была совершенно новая история, то есть никогда в жизни люди не слышали — такая большая аудитория не слышала этих звуков, они сами по себе, как вы уже обратили внимание, очень экзотичны. Потому что ведь мы слышим не совсем голос человека, мы слышим, как бы сказать, эхо, вы даже, наверное, слышали, как вращается валик, шелестение такое его. Но тем не менее это произвело очень сильное впечатление. Потому что в этой записи, особенно если слушателя к ней подготовить, — то есть так, как это делал Лев Алексеевич и как теперь это делаю я, сначала прочитав, что люди услышат, подготовив их, — присутствует живое вещество Льва Николаевича Толстого — живое. И конечно, на это не могли не откликнуться поэты.
Я сегодня прочитал уже стихотворение и еще, может быть, прочитаю кое-какие стихи, посвященные нашей теме, их, кстати, не так много, можно было бы в принципе мини-антологию составить, стихотворений, посвященных литературной звукоархивистике, аудиозаписи голосов русских литераторов, давно ушедших. Но в те годы, в 1978 году, замечательный русский поэт Петр Семынин написал стихотворение, две строфы его Лев Алексеевич приводит в одном из изданий своей книги, как раз по строчке из этих стихов «Я слышал по радио голос Толстого». Вот как писал Петр Семынин. И сразу я скажу, о чем он писал. Есть такая очень известная запись Льва Николаевича, которую очень часто крутят и по телевизору, и вообще она так вошла в оборот, это его обращение к яснополянским детям, к школьникам, да не к школьникам — к подросткам, к отрокам. Поскольку она много раз звучала и по телевизору и так далее, я просто прочитаю она очень короткая. Своим замечательным тонким таким немножко голосом Толстой говорит: «Спасибо, ребята, что ходите ко мне, я рад, когда вы хорошо учитесь, только, пожалуйста, не шалите, а то есть такие, что не слушают, а только сами шалят, а то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уж меня не будет, что старик говорил нам добро.
И когда эта запись прозвучала, она, конечно, очень сильно подействовала на слушателей. И вот она подействовала, в частности, и на поэта Петра Семынина. Вот он написал такие строки замечательные: Я слышал по радио голос Толстого, Запечатленный на воске фонографа, — Как мохом, обросшее шумами слово Учило детей величию доброго. И острое чувство любви и печали Пронзило меня: из умершего, давнего, Слова, воскресая, сквозь годы звучали, Заветом оратая правды подавленной. Обратите внимание, что здесь есть это слово «воскресая». И вообще, много раз в разговорах о звукозаписях я сталкивался с тем, что, когда и люди рассуждают об этом, и поэты об этом пишут стихи, а мы сегодня услышим замечательное стихотворение начала 1960-х Александра Кушнера «Магнитофон», присутствует эта тема воскрешения. Потому что, действительно, это чудо: человека нет, он давным-давно умер, а мы включаем кнопочку «пуск», «play», как сейчас, — и слышим его голос. Причем чем ближе к нам этот голос записан, то есть чем качественнее запись, тем реальнее его присутствие рядом с нами, в нашей душе, в нашем сознании и так далее.
Сейчас давайте послушаем одну запись Льва Николаевича, которая связана с темой фонописи. Дело в том, что он решил приспособить фонограф как-то к своей ежедневной жизни. И действительно, на фоновалики — в Ясной Поляне был фонограф — он записывал такие маленькие письма, которые отсылались с человеком адресату в то место, где тоже был фонограф. Там ставили фоновалик на ось, и человек слышал обращенное к нему письмо звукрвое с голосом Льва Николаевича. То письмо, которое мы услышим сейчас, я его очень люблю, это письмо свояченице, сестре Софьи Андреевны Толстой Татьяне Кузьминской, которая прожила удивительную жизнь, дожила до середины 1920-х годов, до 1925 года, по-моему. Известно, что она частично, в очень такой серьезной степени, послужила прототипом Наташи Ростовой в «Войне и мире». Вот что говорит Лев Толстой, обращаясь к своей любимой а он очень ее любил Тане. Я прочитаю сначала этот текст, а потом включу запись, и мы услышим голос Толстого.
Это письмо звуковое было записано 24 марта 1908 года. Опять, видите, на конце восьмерка, и у этой записи есть своя маленькая дата круглая — 110 лет. Рад, как всегда, вспомнить и живо восстановить отношения с тобою. Ты напишешь, как ты верно пишешь, наверно, больше сердцем Кузьминская собиралась что-то писать. Пожалуйста, печатай, и я с удовольствием и, наверно, с большой радостью, прочту это твое писание. Передай мой привет своим. Братски целую тебя. Я расставил ударения так, как их расставил Лев Николаевич.
Фонограф он назвал фоногрАфом, слово новое. Звучит письмо.
Эти мероприятия становились настоящим событием для любителей его творчества. Жители Петербурга с нетерпением ожидали этого момента, чтобы услышать живой голос поэта и погрузиться в его мир. Чтения Есенина в Петербурге проходили в самых разных местах: от кафе и ресторанов до литературных салонов и клубов. Где бы они ни проходили, они всегда привлекали внимание зрителей своей интимностью и искренностью. Есенин читал свои стихи с огромной эмоциональностью и страстью, как будто каждое слово было написано специально для него.
На этих мероприятиях Есенин не только читал свои стихи, но и проводил своеобразные поэтические перформансы. Он приносил с собой кисточки, краски, бумагу и создавал живописные картины, сопровождая их своими стихами. Это создавало неповторимую атмосферу творчества и позволяло зрителям с более глубоким пониманием воспринимать его произведения. Чтения Есенина в Петербурге становились оазисом для всех, кому надоела обыденность и серость повседневной жизни. Здесь каждый мог найти утешение и вдохновение. И хотя Есенин уже не с нами, его стихи продолжают жить в сердцах людей и вспоминаются каждый раз, когда зазвучит его имя. Чтения Есенина в Петербурге — это свидетельство величия поэта и его огромной любви к городу.
Неудивительно, что Петербург так часто становился источником вдохновения для его стихов, а сами чтения оставались яркими и незабываемыми событиями в жизни города на Неве. Места чтений Есенин читает свои стихи в Петербурге в различных местах, создавая уникальные атмосферы для прослушивания его творчества. Литературный салон — одно из самых привлекательных мест для чтения стихов Есенина в Петербурге. Здесь собираются люди, увлеченные литературой и желающие насладиться уникальным исполнением поэта. Книжный клуб — другое место, где можно услышать Есенина, читающего свои стихи. В этом уютном пространстве всегда царит особая атмосфера, способствующая погружению в мир поэзии. Культурный центр — еще одно популярное место, где проходят чтения стихов Есенина в Петербурге.
Здесь вы сможете насладиться поэзией в сочетании с приятной атмосферой и увлекательными обсуждениями. Есенин читает свои стихи в Петербурге, приглашая слушателей на встречи в различные места города. Не упустите возможность окунуться в мир его поэзии и насладиться уникальным исполнением. Впечатления публики Когда Есенин читает свои стихи в Петербурге, зал охватывает атмосфера искреннего восхищения. Сотни слушателей собираются в одном месте, чтобы услышать этого талантливого поэта. Каждое его слово звучит с необыкновенной силой и глубиной, проникая в сердца слушателей.
В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моём были такие полосы». В марте 1915 года Есенин приезжает в Петроград , встречается с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Из 60 принято 51». В том же году Есенин вошёл в группу «крестьянских» поэтов «Краса». Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. Горький писал Р. Роллану : «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники». В начале 1916 года выходит из печати первая книга Есенина «Радуница». В названии, содержании большей части стихотворений 1910—1915 и в их отборе видна зависимость Есенина от настроений и вкусов публики. В этих произведениях представлена его поэтическая концепция мира и человека. Основой Есенинского мироздания является изба со всеми её атрибутами. В книге «Ключи Марии» 1918 поэт писал: «Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов». Избы, окружённые дворами, огороженные плетнями и «связанные» друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей — это и есть Есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами, «затерялась… в Мордве и Чуди». И дальше: Не видать конца и края, Только синь сосёт глаза… Позднее Есенин говорил: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии». Герой лирики молится «дымящейся земле», «на алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине: «Моя лирика, — говорил позже Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве». В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: «задумчивая и нежная», смиренная и буйственная, нищая и весёлая, справляющая «праздники победные». В стихотворении «Не в моего ты бога верила…» 1916 поэт зовёт Русь — «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «весёлой вере», которой теперь привержен он сам. В стихотворении «тучи с ожереба…» 1916 поэт словно бы предсказывает революцию — «преображение» России через «муки и крест», и гражданскую войну. И на земле и на небе Есенин противопоставляет лишь добрых и злых, «чистых» и «нечистых». Наряду с Богом и его слугами, небесными и земными, у Есенина в 1914—1918 годах действует возможная «нечисть»: лесная, водяная и домашняя. Злая судьба, как думал поэт, коснулась и его родины, наложила свою печать на её образ: Не в моего ты Бога верила, Россия, родина моя! Ты, как колдунья, дали мерила, И был, как пасынок твой, я. Адреса Казанская церковь села Константиново, где крестили Есенина, 1890-е гг. Дом, где родился С. В Москве Дом в Замоскворечье , где Есенин жил с 1911 по 1918 год, ныне музей. Строченовский пер. Чернышевского пер. В этом доме Есенин бывал в 1913—15 годах, посещая Суриковский литературный кружок. Тут же рядом находилась редакция журнала «Парус», где печатался поэт. Петровский бывш. Богословский переулок , 5 — здесь поэт снимал три комнаты вместе с товарищем Анатолием Мариенгофом с 1918 по 1921 гг. Большая Никитская ул. Тверская ул. Большая Садовая ул. Пречистенка , 20 — дом-студия Айседоры Дункан, где Есенин жил с 1921 по 1922 гг. Брюсов пер. С 1922 по 1924 год в её квартире жил Есенин. Гагаринский пер. Этот храм объехал трижды экипаж Есенина и Дункан. Померанцев пер. Здесь поэт жил в 1925 году. В Петрограде — Ленинграде 1915 год — квартира С. Городецкого — Малая Посадская улица , 14, кв.
Разговорные интонации, простонародная лексика оживили поэтический текст, приблизили его слово, его личность к пониманию наших современников, поэтому и песни, и стихи Николая Ерёмина были встречены очень тепло и душевно. Среди выступающих были и те, кто тесно прикоснулся к судьбе поэта в своих делах, в своих статьях, и встреча с ними всегда доставляет радость. К их числу принадлежит журналист, есениновед, корреспондент газеты «Полиция» Владимир Беспёрстов, напечатавший статьи о Есенине в альманахе «Остров». В этот раз Владимир Беспёрстов рассказал о детях Сергея Есенина, с которыми он тесно общался. Не раз он побывал в Ташкенте, где жила дочь Сергея Есенина, Татьяна, удивительно похожая, по его словам, на отца. Она работала журналистом. Приезжал, а иногда и гостил у Владимира Беспёрстова сын Сергея Есенина — Александр Есенин-Вольпин, который почти не знал отца, стихами интересовался мало. Став диссидентом, он эмигрировал в США, где стал профессором математики Бостонского университета.