Новости интервью зубаревич последнее

В отборочной комиссии конкурса отметили интервью с профессором МГУ Натальей Зубаревич. Об этом профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич рассказала в среду в ходе интервью Bild. Перед началом лекции Наталья Зубаревич дала интервью журналистам КФУ, в котором кратко охарактеризовала экономику Татарстана в новых экономических условиях.

Наталья Зубаревич о спецоперационном кризисе: «Мы еще летим, дна не видно...»

Высокооплачиваемые места в регионах остаются. Прежде всего, в бюджетном секторе. Но это всегда снижение заработной платы и снижение статуса. Возможно, мы увидим возвращение диковатой формы торговли. Но сначала нужно понять масштабы безработицы. Оценить ситуацию в России можно будет в июне.

Чего ожидать выпускникам этого года? У них есть преимущество: выпускников на треть меньше, чем 7—8 лет назад. Но и экономика сжалась. У них не будет взрывного роста безработицы из-за их малочисленности, но выбора среди профессий будет мало.

При этом, по её словам, «вытащить» экономику региона туризм будет не в состоянии. Цены-то у вас на жилье продолжали расти до последнего», — пояснила Зубаревич.

Например, в Новосибирске и в уральских городах вовсю пашет оборонно-промышленный комплекс, он на подъеме. Соответственно, сервисная экономика проседала, но сейчас восстанавливается. Поуехал народ именно из миллионников.

Рыночные отрасли вообще более адаптивны, но сейчас потребление-то ведь ходит как американские горки то вверх, то вниз. Но то, что они [крупные города] более жизнестойкие — без сомнения, тут вопроса нет, а вот как они этот кризис проходят… да по-разному. Я по городам вам не могу сказать — статистика только по регионам идет. В Приморском крае например, пролетает промышленность — просто идет вниз, в Калининградской области то же самое, а в Татарстане и Башкортостане все существенно лучше, Питер и Новосибирск прут вверх по промышленности, потому что там оказалось немало оборонных предприятий. По инвестициям тоже все очень по-разному. По вводу жилья Приморский край и Новосибирская область дают стране прирост на четверть, а то и больше, чем на треть.

То есть, размер имеет значение, но для некой устойчивости, а мы обсуждаем текущую ситуацию, и тут кто в лес, кто по дрова. Еще одна фишка. Вся страна — я наблюдаю это второй год подряд, но в 2023-м это как-то феноменально круто — заедает и запивает свои проблемы проживания, скажем так, в турбулентных условиях. Именно вот заедает и запивает — это ключевые слова. Вот этот процесс снижения психологического дискомфорта с помощью еды и питья, он, видимо, шире распространен, ну плюс там еще и гости бывают. Либо они не волнуются и турбулентность у них не видна и не слышна, либо столько общепита сидит в тени, что понять, сколько эти ребята производят продукции, довольно сложно.

Мне кажется, это сочетание двух факторов. Потому что плечо перевозок чудовищно огромное, издержки логистики выросли в разы. И мы понимаем прекрасно, что преимущество, которое было у всего Северо-Запада — рядом рынки сбыта — оно утрачено. И дальше все будет зависеть от цены. Если цены на вывозимую продукцию — а это в основном сырье — будут высокими, то тогда как-то логистику подорожавшую можно пережить, а если цены будут снижаться, ну вы ж в убыток-то себе возить не будете, а издержки выросли. Я смотрю дальше вперед и полагаю, что вот эта флуктуация от лат.

История учит, что все когда-то заканчивается, поэтому — сейчас так, а что будет через 5-7-10 лет, я предугадывать не берусь. Но то что через 10-20 лет статус Питера как окна в Европу восстановится, у меня нет ни малейших сомнений, я просто сроков не знаю. В [импортозамещение] относительно несложной продукции. Например, связанной с техникой для добычи нефти. Мы ее производили в советское время, можно расширить, что-то добавить, улучшить. Или, например, с производством каких-то присадок для химической промышленности — мы их тоже производили, но НПЗ стали покупать — нефтехимики — импортное, то, что лучше и дешевле, но заменить сейчас можно.

То, что обыденно и имеет аналоги технологические, сделать можно. То, что абсолютно hitech и новое, тут у меня большие вопросы. С другой стороны, мы видим, как это происходит в грузовом транспорте: замена идет за счет поставок китайских. Поэтому каждый бизнес будет думать: я сейчас вложусь, а на рынке окажутся конкурентами китайцы, я отобью или не очень?

Не знаю. Карелию маленько заденет, чуток Новгородскую, Архангельскую области, и вот он, Тернейский район на Дальнем Востоке, который вывозил щепу и фанерный кряж в Японию, потому что запретили возить в недружественные страны. Ну с Финляндией, видимо, до кучи тоже не дружим. И пойдет это все потихонечку в Китай. Результат предельно понятен. В этой ситуации феноменально выигрывает Китай. Цены на китайские машинки на московском рынке удвоились. Они того вообще не стоят. А возможности покупать в России задешево, как Индия — знаете, что она сказала? Дураков в бизнесе нет. То есть мы будем продавать дешево, а покупать дорого, потому что альтернативных поставщиков становится очень мало. Любое снижение конкуренции всегда ведет к росту цен. Вы все понимаете, поэтому перейдем к выводам. Девальвация прошла, сейчас где-то курс отрихтуется, высокая инфляция не закончилась. Я не макроэкономист, но то, что я читаю, слушаю, мне рассказывали — есть закрытый прогноз Центра развития ВШЭ. Но тот кризис был в режиме: «упал, отжался» — довольно быстро из него вышли. Ну что не смертельно, скажем. Ну как это? Видели, знаем, привыкли, попробуем бороться. В общем, я вас видимо ничем не испугаю, но я покажу масштабы вероятного обеднения. И, не возвращаясь к этой теме, я не знаю цифр я стараюсь без цифр не работать , по разным оценкам, уехало из России уже больше 100 тысяч, по разным оценкам. Но мне сказали, что в каком-то там патриотическом месте ведут учет уехавших и насчитали аж 600 человек. Я за них порадовалась, но это вывешено, за это будут наказывать видимо тех, кто попытался уехать, когда вернутся. Ну, флаг вам в руки. Опять утечка мозгов или это называется очень корректным словом «релокация». Все, кто работает в IT, все прекрасно знают, что за этим словом стоит. Это просто перемещение бизнеса за пределы Российской Федерации. Тут все понятно. Теперь, когда с географией мы маленько разобрались, моя глобальная задача: донести вам следующее. Вы и так понимаете, что инфляция бьет по всей стране, что у нас падение доходов по всей стране. Но у нас с промышленностью и с агросектором получается — тоже по всей стране, немножко по-разному, но результат один: риски безработицы возрастают и спад производства. Вот это надо очень четко понимать, что любая перестройка производственного процесса из-за дефицита чего-то — комплектующих или еще чего-то — ведет к сокращению, остановке, перенастройке производства. Это требует времени и обязательно ведет к ухудшению модельного ряда. Вы возвращаетесь к более старым образцам, которые вы умели производить сами. Ну вот здесь я вам показываю долю занятых в обрабатывающих отраслях. Стрелочка — всегда Тверская область. И вы видите только обрабатывающих, потому что бить в первую очередь будут по ним. И второе, добыча, даже уже угольная, она не трудоемкая. Уголь — самый трудоемкий, в нем на всю страну 100 тысяч, и основная часть расположена в Кемеровской области и Красноярском крае. С углем: на Восток он едет, а японцы, корейцы и китайцы его покупают, азиаты. Европейские рынки для России уже закрываются точно. А вот с обрабатывающими отраслями, мы должны понимать, что в любых, сколь-нибудь продвинутых и живых обрабатывающих отраслях, есть хоть гайка, болт, кусочек агрегата, упаковка и прочее — импортное. Ну вот смотрите риски. Мы понимаем, что Дальний Восток пролетает в этой части — роста безработицы особо не будет, а попадают в облом два кусочка страны: Центральная Россия, где многое сохранилось и появился Greenfield, новое наше машиностроение перестроилось. И конечно же, Волга. Но суть в том, что главный удар — по центру. Тверская область, как бы в тонусе. Но прежде всего это машиностроение, у которого очень сложная организация движения в цепочке, и провал в одном месте останавливать может все производство. Вы под рисками и под очень серьезными рисками. Я очень надеюсь, что власти вашего региона эти риски осознают и пытаются как-то интегрировать. Но у меня есть некоторые сомнения в этом. Я буду предельна аккуратна. Какие еще риски? Теперь то, что я пока понимаю очень плохо, но показываю. Когда мы говорим о безработице в обрабатывающей промышленности, все-таки это в большей мере — крупные и средние предприятия и организации. На собственника легче надавить, объяснив ему, а ему объяснять не надо, он сам это знает, что увольнять не надо. Поэтому массовый переход на двух-, трехдневную рабочую неделю, посадка на тариф, каникулы на предприятии — это будет основным способом прохождения вот этого тяжелого кризиса. А раз так, то эти люди, не безработные ни разу, и в безработицу учитываемую не зарегистрированы. А те уж, которых, по методологии международной организации труда, определяют опросом. Три вопроса задают: вы работаете, вы ищете работу, вы готовы приступить к работе? Если человек говорит, что он работает — все, он не имеет отношения к безработным. Мой внутренний голос говорит, что в обрабатывающих отраслях, большого роста официально показываемой безработицы не будет. Я удивлюсь, честно. Потому что наши власти очень хорошо умеют рихтовать картинку. А вот где эта безработица может концентрироваться с большей вероятностью? Вот я взяла только долю занятых в торговле, а мы с вами понимаем, что автодилерские центры сейчас будут напоминать пустые кубики, они же стоят во всех городах. А мы понимаем, что столько гипермаркетов и столько магазинов косметики уже не надо. Продукцию фабрики «Свобода» советское и российское предприятие, выпускающее косметические изделия, — прим. Будет сжиматься непродовольственная торговля точно. Если у вас ограничения поставок продукции, то зачем вам столько продавцов? Даже столько грузчиков не надо. Вы скажете: ну будем как подорванные все ремонтировать, если новое-то купить не можем. А детальки-то для ремонта, где брать будем? Нет, дядя Вася в гараже вам склепает все, что вы хотите, только не на приличную машинку. Lada Granta — наше все. Дядя Вася с ней справляется идеально. Поэтому, если вы планируете приобрести автомобиль, настоятельно рекомендую два направления: Lada Granta, где почти нет импортных деталей, ну это фактически последние «Жигули», которые красиво переназвали, и вот этот «Хавейл» — тульский китаец, куда идет поставка. Другое дело, что вы купите вдвое-втрое дороже, ну хотя бы вы будете иметь возможность это ремонтировать. Вы скажете: а что с гостиницами, будем ездить по стране, больше ездить некуда. Ну это вопрос ваших доходов, как они изменятся. Но сейчас с этим трудно разобраться, и все знают почему. Заявлены меры поддержки, заявлена индексация, выплаты малоимущим семьям с детьми от 7 до 16 лет, индексация пенсии, индексация зарплат бюджетникам. Пока трудно говорить, в какой мере это замедлит падение доходов, а оно неизбежно. Так вот, гостиницы. Где эти гостиницы? Вы будете мотаться в Москву как подорванные и жить в этих гостиницах? Бизнес там жил, у которого были деньги платить за московскую гостиницу. Вы будете мотаться на юг и жить там в пансионатах гостиничного типа или что там? Да вы к бабе Мане поедете, потому что у бабы Мани хоть как-то для вас подешевле будет.

Газонефтеносные регионы — уже не драйверы

  • Ссылок за год
  • Наталья Васильевна Зубаревич
  • Популярное
  • Наталья Зубаревич

Наталья Зубаревич: «Машиностроение — сложная вещь, кувалдой не заменяется»

Не кричите "Волки! В критических технологиях, которые определяет власть, денег не считают. Но переход к постоянному контролю невозможен, и экономические власти это прекрасно понимают. А надеяться на то, что послезавтра все встанет, это глупость экономическая в полном виде.

Да, экономика изменится. Это упрощение экономики. Это откат назад самых технологических отраслей — и в машиностроении вагоностроение, транспортное машиностроение, энергетическое машиностроение , и в добыче сырья, потому что нет технологий во многом, оборудования тоже, и в нефтепереработке, нефтехимии, потому что очень много импортного оборудования.

Сделают что-то, импортозаместят, но это дороже, нередко — хуже, и не все можно импортозаместить. Поэтому технологическая отсталость будет нарастать. Мир будет идти вперед, а мы будем пытаться заместить то, что уже сделано в других странах, то есть как бы продукцию вчерашнего дня...

При этом они хотят социальной справедливости и вот эту идею поддерживают "отнять и поделить". Когда они поймут, что так не работает, что они просто не дождутся этого, что они будут делать? Наступит ли у них полное разочарование?

У нас очень сильный раскол в обществе. Еще процентов 15 — 20 тех, кто не принимает вот это решение. Все остальное — болото, которое просто закрывается от происходящего.

Надо одобрить — одобрим. Вот отсюда эти 80 процентов.

Гособоронзаказ защитил российскую промышленность от санкций Запада РИА Новости Она сдержанно отнеслась к сравнению, что ситуация в России становится похожей на поздний СССР с разорительной гонкой вооружений. Зубаревич считает, что в рыночной экономике а в России она остается рыночной полная аналогия невозможна, бизнес стремится адаптироваться и даже развиваться. И пока у него это получалось — но получится ли так же в ближайшие годы, в условиях роста издержек и сокращения финансовых ресурсов государства в результате сжатия сырьевой ренты? В ближайшее время ситуация станет более понятной, а для этого важно получать реальную обратную связь из тех же регионов, от людей, которые там живут и работают. По словам Натальи Зубаревич, нужно выверять статистику с помощью диалога с бизнесом: что, почему и как он видит ситуацию. Они внушают ненужные иллюзии, это неправильная позиция.

Сейчас непонятны объёмы будущих доходов федерального бюджета. Не ясно, каковы его возможности поддерживать отрасли, регионы и население одновременно, при том, что финансирование СВО и гособоронзаказа останется приоритетом.

Гособоронзаказ защитил российскую промышленность от санкций Запада РИА Новости Она сдержанно отнеслась к сравнению, что ситуация в России становится похожей на поздний СССР с разорительной гонкой вооружений. Зубаревич считает, что в рыночной экономике а в России она остается рыночной полная аналогия невозможна, бизнес стремится адаптироваться и даже развиваться. И пока у него это получалось — но получится ли так же в ближайшие годы, в условиях роста издержек и сокращения финансовых ресурсов государства в результате сжатия сырьевой ренты? В ближайшее время ситуация станет более понятной, а для этого важно получать реальную обратную связь из тех же регионов, от людей, которые там живут и работают.

Просто ничего. Если молодых мало, то и рожать будут меньше.

А вот доля старшего поколения, которое сейчас готовится к выходу на пенсию, в презентации по словам ученой, она основана на данных Росстата и, отчасти, Федерального казначейства Зубаревич выглядит очень большой. Значит умирать будут больше. Поэтому естественная убыль населения в России запрограммирована в больших масштабах до конца 2020-х годов, — считает профессор. Но им сейчас, извините, еще и 10 лет нет, а средний возраст рождения ребенка у нас — 24,5 года. В отдаленных от Москвы регионах России, за исключением нефтегазодобывающих, ситуация с миграционным оттоком и естественной убылью наиболее плачевна. Отрицательную динамику показал и Приволжский федеральный округ.

Исключением из этого правила стал только Татарстан. Это надо четко понимать. По наблюдениям эксперта, в период коронавируса Москва и Санкт-Петербург перестали показывать большой миграционный прирост, люди в большей степени ехали в Московскую и Ленинградскую области, где жилье дешевле. Пока эта тенденция сохраняется. Притягивать население продолжают регионы юга — Краснодарский край, Адыгея, Крым, а также Калининградская область. Безработица Этот кризис Наталья Зубаревич назвала нетипичным, потому что он не сопровождался ростом безработицы.

Напротив, этот параметр находился на рекордно низком уровне. По мнению эксперта, это отчасти может быть связано с изменением методологии подсчета. Но объективные причины тоже есть — на смену большому поколению, уходящему на пенсию, приходит малочисленное, часть рабочих мест освободилась из-за мобилизации и отъезда части россиян за рубеж после начала СВО и объявления мобилизации. По оценке, которую привела Наталья Зубаревич, в первую, весеннюю волну из России эмигрировали порядка 150 тысяч человек, а во вторую — около 300 тысяч. Для российской экономики, по мнению эксперта, это скорее минус, ведь значительная часть уехавших были платежеспособными представителями среднего класса и активно потребляли товары и услуги. Также эксперт заметила явление перетока кадров в оборонную сферу, поскольку там возник повышенный спрос на сотрудников, а также есть возможность получить бронь от мобилизации.

Еще один тренд в сфере труда — увеличение числа самозанятых, часть из которых ранее формально не была трудоустроена. Уже в 4 квартале пошло восстановление доходов населения и с ними [по статистике] все хорошо.

Что ждет российскую экономику. Наталья Зубаревич

Профессор также пояснила: сейчас наблюдается настоящая «гонка зарплат». Поскольку в бюджетных организациях заработная плата выросла, чтобы сохранить количество занятых, то и бизнесу пришлось раскошелиться, чтобы сохранить своих работников. Но бесконечно, по мнению экономиста, так не будет, потому что работодатель не может без конца продолжать гонку и тягаться с бюджетом РФ. Наталья Зубаревич акцентировала внимание и на эффекте базы, из-за которого нефтяники слабо ощущают рост заработной платы. Так, по ее словам, значительный рост доходов почувствуют в тех регионах, где изначально низкие зарплаты. Если у вас зарплата была 25 тысяч рублей и выросла до 30-33 тысяч рублей, то вы это почувствуете.

Поэтому на северах и в Москве темпы ниже, но это не значит, что хуже.

Красная стрелочка намекает на проблемы в Северо-Западном регионе — Сейчас какой-то тренд увидеть мы не можем, пока что в промышленности идет подстройка и адаптация к новым условиям, переориентация на новые рынки. Но маржа у северо-западного бизнеса в любом случае будет меньше, потому что перевозки в Финляндию дешевле, чем в Африку. С инвестициями Северо-Западу тоже не повезло, основной упор делается на инвестиции в логистику и промышленные предприятия, города получают мало бюджетных денег. Жилищное строительство и розничная торговля. В жилищном строительстве Зубаревич отметила тренд на индивидуальное строительство. Банки перестали бояться давать ипотеку на частные дома. Что касается розничной торговли, то в 2022 году она сильно просела, особенно в центральных регионах, но теперь все потихоньку восстанавливается. Экономист отметила, что на Северо-Западе это восстановление идет медленнее. Рынок труда и уровень безработицы Уровень безработицы в России сейчас минимален, но в этом нет ничего хорошего, так как на рынке мало высококвалифицированной рабочей силы и во многих областях ощущается острая нехватка кадров.

Компании за эти кадры сражаются, предлагая большие зарплаты. Что касается неквалифицированной рабочей силы, то Зубаревич считает, что иностранным гражданам уже невыгодно приезжать в Россию на заработки, в том числе из-за просевшего рубля, поэтому сильно страдает область строительства.

Беседа с Натальей Зубаревич запись разговора есть в распоряжении редакции состоялась на форуме «Города России: новые рубежи», где профессор выступила одним из хедлайнеров мероприятия. Напомним, что форум «Города России: новые рубежи» завершился в Екатеринбурге вечером 17 ноября. В нем приняли участие 5 тысяч человек и десятки ведущих экспертов со всей страны, о чем сообщал «ФедералПресс».

Самым спорным и обсуждаемым вопросом мероприятия стал тезис об экономическом и административном сближении соседствующих крупных городов и регионов. Идею агломерации между Екатеринбургом и Тюменью, озвученную мэром Тюмени Русланом Кухаруком , прокомментировали даже в Кремле. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков был удивлен таким предложением, но потом выяснилось, что речь идет не об административном объединении, а о необходимости дальнейшего экономического сближения. Идея агломерации в той или иной степени обсуждалась на всех секциях VII Общероссийский форума «Города России: новые рубежи».

Вахтовым методом из Новокузнецка? Смешно же. Это пиар, причем неумный.

Молодежь и так переезжает из малых городов в крупнейшие. Правда, чаще едут напрямую в Новосибирск или Томск, где качество образования явно выше. В шахтерских поселках мы и так видим мощнейший миграционный отток, который идет много десятилетий. Даже работать там некому. Проблемы с отгрузкой угля и вероятность нового кризиса — После введения санкций власти Кузбасса неоднократно говорили, что они никак не повлияли на экономику региона, в том числе на добычу угля. Но в начале года отгрузка снизилась не только на Запад, но и в восточном направлении. К чему это может привести в краткосрочной и долгосрочной перспективах?

Вывозить топливо становится труднее, но добыча пока не сократилась. Такой показатель в основном из-за сокращения добычи газа и нефти, с углем пока всё нормально. Вопрос, как это будет вывозиться, поскольку европейский рынок закрыт, а Транссиб не в состоянии перевезти те объемы, которые добывает Кузбасс. Эта проблема уже долгосрочная. Частичное ее решение попытались найти, направив перевозки в порты Черного моря. Что-то кругом везут на мурманский порт. Тут ситуация очень простая.

До тех пор, пока мировые цены на уголь будут благоприятные, [угольщики] могут покрывать этим удорожание логистики. Но если мировые цены пойдут вниз, как следствие, часть экспорта будет нерентабельной, убыточной. Во-вторых, не надо ожидать, что намного больше удастся перевести на Восток, потому что с углем конкурируют другие важные грузы, в том числе контейнерные. RU — Получается, если такая ситуация продолжится, то угольные компании Кузбасса будут вынуждены снизить добычу? Но опять же, [компании] будут искать альтернативные способы перевозки, чтобы не снижать добычу, но только при высоких мировых ценах. Стоимость — ключевая история. Разрешить все проблемы перевозок сейчас невозможно.

Накопление угля на складах до какого-то периода можно продолжать, но тоже не бесконечно. Их, по большому счету, нет. В 2022 году бюджет Кузбасса закончил неплохо, потому что были шикарные цены на уголь. У угольных компаний — большая прибыль, и, как следствие, в казну от них приходили огромные налоги. По 2023 году у меня есть статистика лишь по регионам России в целом, но и здесь цифры в плюсе. Правда, все доходы в бюджет считаются просто в рублях, без учета инфляции, но тем не менее этот рост ее перекрывает. Ущербы в долгосрочной перспективе для Кузбасса очень вероятны, но о них пока говорить рано.

По утвержденному плану в 2023 году доходы в бюджет Кузбасса составят 213,4 миллиарда рублей, расходы — 269,8 миллиарда, дефицит — 56,5 миллиарда. Это рекордные цифры за последние годы. Это чуть больше 15 миллиардов рублей. Кузбасс движется вперед? По сравнению с другими главами регионов, насколько хорошо, по вашему мнению, он выполнил свою работу? Политологи отмечают, что регион при нем сильно изменился... С точки зрения экономики, ее структуры и динамики Кузбасс не изменился совсем.

Последние два года мировые цены на уголь были хорошие, что позволяло генерировать прибыль, платить налоги в бюджет, сохранять рабочие места. Но приписывать это мудрому руководству господина Цивилева я бы не стала. Вспомним 2013 год с дикими провалами стоимости на топливо на мировом рынке. Мы что, это будем списывать на руководство Амана Тулеева? А при чём он здесь? И мало того, он ничего решить не может, потому что все эти выдвижения возможны только с инициации управления внутренней политикой администрации президента. Давайте не фантазировать.

RU — Какой человек, по вашему мнению, нужен Кузбассу, чтобы продолжать движение вперед? Продолжать адаптироваться к изменившимся обстоятельствам, я бы сказала, что это более точная формулировка. Могу вас разочаровать. С той конструкцией власти, которая сформирована в России, фигура первого лица [региона] не имеет такого большого значения. Зависимость от федеральных решений настолько велика, что, в общем, действия губернатора вторичны. Во-вторых, губернаторы сейчас даже не могут создать команду людей, с которыми они вместе работают. Каждый ваш региональный министр утверждается профильным федеральным министерством.

Это не команда, а собрание людей, утвержденных властями: Министерство здравоохранения, обороны, финансов. Личность губернатора, за редкими исключениями, роли не играет. Есть очень хорошие губернаторы, к примеру глава Калининграда Антон Алиханов. Но что он может сделать в условиях перекрытия границ? Функционал губернатора сегодня: правильно взаимодействовать с бизнесом и ставить те задачи, которые помогают населению. Чему мы могли бы у них научиться и чего хорошего перенять? К примеру, у него очень сильная управленческая команда.

Татарстан действительно по структуре экономики очень продвинутый регион. Вопросов нет. А с Узбекистаном — чистый пиар. RU — Некоторые эксперты говорят, что за последние годы Кузбасс вошел в число регионов-любимчиков у федеральных властей.

Зубаревич — о предстоящем нефтяном эмбарго: «Адаптация — не значит расцвел пышным цветом»

Как выглядит милитаризация экономики, почему падает рубль и кто от этого выигрывает — об этом экономист Наталья Зубаревич рассказала в интервью «Правмиру». В интервью новостному порталу Наталья Васильевна рассказала о территориальном неравенстве, коронакризисе и институциональных проблемах России. В последние годы лектор с проникновенным взглядом и печальными интонациями, но жизнеутверждающими формулировками превратилась во всероссийскую медиазвезду, эдакую Екатерину Шульман от экономики. Наталья Зубаревич профессор кафедры экономической и социальной. Перед началом лекции Наталья Зубаревич дала интервью журналистам КФУ, в котором кратко охарактеризовала экономику Татарстана в новых экономических условиях. На рынке РФ появятся авто из Индии и Уганды.

Экономист Зубаревич назвала причины невозможности полной замены человека нейросетью

Нет инструментов, кроме миграционного притока, которые смогли бы увеличить численность населения. RU — Может ли Кузбасс стать привлекательным для жизни регионом? Чего нам не хватает для этого? Слушайте, в Кузбассе какая экология, на минуточку? У вас прекрасный горнолыжный кусок — Шерегеш. Туда съездить и отдохнуть — милое дело.

Но какое счастье сидеть в Новокузнецке, Прокопьевске и Междуреченске? Бешеные деньги нужны на это и другие экологические мероприятия, в том числе на переоборудование базовых производств. Что вы сделаете с угольными шахтами, которые практически подходят к домам жителей? Куча проблем. Это нестабильность.

Значит, угольная отрасль должна уходить. У вас самые грязные отрасли собраны на территории. Это очень сложно изменить, длительный эволюционный процесс. Реальны ли эти планы и как этого можно достичь? А уголь кто будет добывать?

Вахтовым методом из Новокузнецка? Смешно же. Это пиар, причем неумный. Молодежь и так переезжает из малых городов в крупнейшие. Правда, чаще едут напрямую в Новосибирск или Томск, где качество образования явно выше.

В шахтерских поселках мы и так видим мощнейший миграционный отток, который идет много десятилетий. Даже работать там некому. Проблемы с отгрузкой угля и вероятность нового кризиса — После введения санкций власти Кузбасса неоднократно говорили, что они никак не повлияли на экономику региона, в том числе на добычу угля. Но в начале года отгрузка снизилась не только на Запад, но и в восточном направлении. К чему это может привести в краткосрочной и долгосрочной перспективах?

Вывозить топливо становится труднее, но добыча пока не сократилась. Такой показатель в основном из-за сокращения добычи газа и нефти, с углем пока всё нормально. Вопрос, как это будет вывозиться, поскольку европейский рынок закрыт, а Транссиб не в состоянии перевезти те объемы, которые добывает Кузбасс. Эта проблема уже долгосрочная. Частичное ее решение попытались найти, направив перевозки в порты Черного моря.

Что-то кругом везут на мурманский порт. Тут ситуация очень простая. До тех пор, пока мировые цены на уголь будут благоприятные, [угольщики] могут покрывать этим удорожание логистики. Но если мировые цены пойдут вниз, как следствие, часть экспорта будет нерентабельной, убыточной. Во-вторых, не надо ожидать, что намного больше удастся перевести на Восток, потому что с углем конкурируют другие важные грузы, в том числе контейнерные.

RU — Получается, если такая ситуация продолжится, то угольные компании Кузбасса будут вынуждены снизить добычу? Но опять же, [компании] будут искать альтернативные способы перевозки, чтобы не снижать добычу, но только при высоких мировых ценах. Стоимость — ключевая история. Разрешить все проблемы перевозок сейчас невозможно. Накопление угля на складах до какого-то периода можно продолжать, но тоже не бесконечно.

Их, по большому счету, нет. В 2022 году бюджет Кузбасса закончил неплохо, потому что были шикарные цены на уголь. У угольных компаний — большая прибыль, и, как следствие, в казну от них приходили огромные налоги. По 2023 году у меня есть статистика лишь по регионам России в целом, но и здесь цифры в плюсе. Правда, все доходы в бюджет считаются просто в рублях, без учета инфляции, но тем не менее этот рост ее перекрывает.

Ущербы в долгосрочной перспективе для Кузбасса очень вероятны, но о них пока говорить рано. По утвержденному плану в 2023 году доходы в бюджет Кузбасса составят 213,4 миллиарда рублей, расходы — 269,8 миллиарда, дефицит — 56,5 миллиарда. Это рекордные цифры за последние годы. Это чуть больше 15 миллиардов рублей. Кузбасс движется вперед?

По сравнению с другими главами регионов, насколько хорошо, по вашему мнению, он выполнил свою работу? Политологи отмечают, что регион при нем сильно изменился... С точки зрения экономики, ее структуры и динамики Кузбасс не изменился совсем. Последние два года мировые цены на уголь были хорошие, что позволяло генерировать прибыль, платить налоги в бюджет, сохранять рабочие места. Но приписывать это мудрому руководству господина Цивилева я бы не стала.

Вспомним 2013 год с дикими провалами стоимости на топливо на мировом рынке. Мы что, это будем списывать на руководство Амана Тулеева? А при чём он здесь? И мало того, он ничего решить не может, потому что все эти выдвижения возможны только с инициации управления внутренней политикой администрации президента. Давайте не фантазировать.

RU — Какой человек, по вашему мнению, нужен Кузбассу, чтобы продолжать движение вперед? Продолжать адаптироваться к изменившимся обстоятельствам, я бы сказала, что это более точная формулировка.

Людей переманивают на рабочие места, которые надо срочно закрывать специалистами, а это можно сделать, только повышая зарплату. Почему российское автомобилестроение — в депрессии — Едешь по Москве и видишь невиданное количество новых машин с непривычными названиями.

Салоны, продававшие европейские и японские модели, меняют вывески. Люди долго держали паузу, но теперь они морально готовы к переходу на китайские машины. Еще раньше этот выбор сделали автодилеры, потому что, если тащить автомобили параллельным импортом из Европы, цена на них становится такой, что люди отшатываются. Малыми партиями что-то завести можно, но это уже не бизнес.

А из Китая можно системно наладить поставки. Я тут спросила своих студентов: «Вы понимаете, что ваша первая машина будет китайской? Между «китайцем» и «Ладой Гранта» выбор очевиден. Все-таки экономические головы хорошо работают!

Калининград, Елабуга тоже будут переходить на китайскую сборку, идет переналадка линий. Это все не быстрый процесс, к тому же требующий инвестиций. Но если вы в удачные годы выпускали по 200 тысяч автомобилей, то выйдете ли вы на этот же уровень с китайской сборкой? Этого никто не знает, но, по моим ощущениям, до масштаба сборки, которые были у Volkswagen, Renault, Toyota, корейских компаний, дело не дойдет.

И также никто не знает, согласятся ли китайцы поставлять комплектующие для сборки, или им выгоднее сразу продавать готовую продукцию. В общем, автомобилестроительная отрасль пока в тяжелой депрессии. Их увольняют? Но у меня есть четкое понимание, что, например, в Калуге больших проблем не будет, там есть оборонные предприятия, нуждающиеся в рабочей силе.

В Калининграде сложнее — там, кроме судостроительного завода «Янтарь», крупных промышленных предприятий особо и нет. Но в условиях дефицита рабочей силы проблема занятости решится сама собой, даже если надо будет немного переучиться. Синий воротничок, который умеет работать руками, обязательно будет при деле, поэтому большого влияния на безработицу остановка автомобильных заводов не имела даже в 22-м году, а уж сейчас тем более. Когда мы говорим про депрессию в автомобилестроительных регионах, то имеем в виду спад промышленного производства без явных признаков увеличения безработицы.

Расчеты за экспорт в рублях — это хорошо или плохо? Если цены на сырье коррелируют с курсом рубля, то почему он падает? Мы покупаем за твердую валюту, а продаем за рубли, рупии, юани. Россия в свое время настояла на этом, потому что иначе могут быть арестованы платежи, проходящие через банки.

А чистая оплата в рублях, в юанях и в рупиях безопасна. К тому же она дает возможность взаимозасчитывать поставки. Вы туда нефтепродукты, а вам оттуда техника или что-то еще. С Китаем у нас почти баланс экспорта и импорта, и был даже период, когда экспорт из России в Китай превысил импорт в силу резкого удорожания нефтегаза.

Поэтому расчеты что в юанях, что в рублях возможны, эти деньги есть куда пустить. А вот в рупиях расчеты не выгодны, потому что вывозим мы в Индию много, а покупаем мало. Так или иначе, твердой валюты теперь не хватает. Это и есть главный фактор обесценения рубля.

Чтобы компании оставляли нефть в стране, государство должно доплачивать? Из них больше всего экспортируется дизельного топлива — половина всего произведенного в Российской Федерации. Объемы экспорта начали сокращаться только в 2023 году. Его как-то удалось скоординировать с Саудовской Аравией, и нефть стала расти в цене.

Теперь что касается недавнего дизельного и бензинового кризиса. С 2019 года правительство ввело режим обратного демпфера, когда нефтеперерабатывающим заводам доплачивали, чтобы они оставляли продукцию на внутреннем рынке. Этот демпфер рос год от года, и по 2022 году сильно превысил 2 триллиона рублей. Еще весной шли разговоры о том, что его уполовинят, но реально решение созрело в сентябре.

А мировые цены с лета уже начали расти, экспорт становился привлекательным чрезвычайно. На внутреннем рынке стало работать куда менее выгодно. Сейчас принято решение о том, что можно экспортировать только по двум так называемым продуктопроводам, без посредников, причем половину произведенного надлежит оставить на внутреннем рынке. Частично это выровняет ситуацию, да и трубу контролировать несложно.

Но главное-то не это. К чему приводит ручное управление — А что главное? В следующем месяце рванет еще где-то — например, исчезнут лекарства для диабетиков. Когда экономика находится в неустойчивом положении, все время возникают, как в подростковом возрасте, прыщи на лице.

И все это разруливается ручками. Должны же быть какие-то более экономически устойчивые механизмы. Сейчас запретили продавать зерно на глобальных рынках ниже рекомендованной Минсельхозам в 270 долларов за тонну. А мировой зерновой рынок пошел вниз, Франция, Болгария, Румыния предлагают зерно по более низкой цене, и наши трейдеры проигрывают тендер за тендером, зернохранилища затоварены.

Значит, вы: а заплатите намного больше; б совершенно непонятна ситуация с рынком лекарств. Пока он просто встал. Я практически уверена, что по гуманитарным соображениям продажи лекарств в Россию сохранятся, потому что это последнее, что закрывают. Но — логистика, цены… Сколько будет эта пауза, непонятно сейчас никому. Про рубль Рубль обесценивается. Это означает, что бюджетникам проиндексируют зарплату. Но, разумеется, не в тех масштабах, какова инфляция. А, как вы понимаете, рацион пенсионера — это еда и лекарства. Поэтому какая-то индексация будет этими подешевевшими деньгами, но потом их будет просто физически меньше, потому что у России будут меньше покупать. А продаем мы на экспорт прежде всего нефть, газ, уголь, то есть топливо, минеральные удобрения, металлургию, которым сейчас под санкциями будет очень трудно искать альтернативные рынки сбыта, и вооружения.

Уже понятно, что с продажей вооружений это неплохие были деньги, 15 миллиардов долларов в год будет большая напряженка. Потому что решение принимают правительства, а на них будут давить, потому что Россия сейчас под тотальным давлением. Ситуация будет, безусловно, ухудшаться, но это процесс постепенный. Есть свойство человеческой натуры привыкать к постепенному ухудшению.

Я практически уверена, что по гуманитарным соображениям продажи лекарств в Россию сохранятся, потому что это последнее, что закрывают. Но — логистика, цены… Сколько будет эта пауза, непонятно сейчас никому. Про рубль Рубль обесценивается. Это означает, что бюджетникам проиндексируют зарплату. Но, разумеется, не в тех масштабах, какова инфляция. А, как вы понимаете, рацион пенсионера — это еда и лекарства. Поэтому какая-то индексация будет этими подешевевшими деньгами, но потом их будет просто физически меньше, потому что у России будут меньше покупать. А продаем мы на экспорт прежде всего нефть, газ, уголь, то есть топливо, минеральные удобрения, металлургию, которым сейчас под санкциями будет очень трудно искать альтернативные рынки сбыта, и вооружения. Уже понятно, что с продажей вооружений это неплохие были деньги, 15 миллиардов долларов в год будет большая напряженка. Потому что решение принимают правительства, а на них будут давить, потому что Россия сейчас под тотальным давлением. Ситуация будет, безусловно, ухудшаться, но это процесс постепенный. Есть свойство человеческой натуры привыкать к постепенному ухудшению. Если вам уже не кирпич, а железобетонная панель падает на голову сразу, у вас одни ощущения. А если шаг за шагом сужаются ваши возможности, психика человека такова, что он к этому адаптируется.

Профессор экономики Кричевский уличил географа Зубаревич в невежестве

Об этом в интервью РИА Томск рассказала профессор МГУ регионовед Наталья Зубаревич. Перед началом лекции Наталья Зубаревич дала интервью журналистам КФУ, в котором кратко охарактеризовала экономику Татарстана в новых экономических условиях. новости Ярославля. Профессор дала большое интервью ЕАН, которое мы поделили на три части. Главная» Новости» Зубаревич наталья васильевна ютуб последние выступления.

Живой Гвоздь

Полную версию интервью с Натальей Зубаревич смотрите на канале Forbes Russia в YouTube. Экономист-географ Наталья Зубаревич заявила, что большая часть россиян столкнулась с «чудовищным» обнищанием. В интервью новостному порталу Наталья Васильевна рассказала о территориальном неравенстве, коронакризисе и институциональных проблемах России. Специалист по социально-экономическому развитию российских регионов Наталья Зубаревич рассказала в интервью Forbes Capital, какие отрасли и города окажутся среди наиболее пострадавших от санкций и других последствий «спецоперации», как власти, по ее мнению. Зубаревич, Мовчан, Вьюгин и Буклемишев — об экономическом будущем России.

Наталья Зубаревич о спецоперационном кризисе: «Мы еще летим, дна не видно...»

Растут зарплаты и социальные выплаты. Увеличиваются инвестиции на всем Дальнем Востоке, кроме Сахалина. Но показательны будут результаты на конец года. Цены только начали расти. Бизнес распродает товарные запасы, которые сделал из-за проблем с параллельным импортом. Наличие запасов подтверждает рост ввода складских площадей.

Но когда в ход пойдет закупленное наново по другим ценам, инфляция будет усиливаться. Если рубль еще ослабеет, потребительский спрос неизбежно будет сжиматься.

А еще — стоит ли сейчас брать ипотеку и почему со стройкой все будет в порядке. Показать больше.

И пока у него это получалось — но получится ли так же в ближайшие годы, в условиях роста издержек и сокращения финансовых ресурсов государства в результате сжатия сырьевой ренты? В ближайшее время ситуация станет более понятной, а для этого важно получать реальную обратную связь из тех же регионов, от людей, которые там живут и работают. По словам Натальи Зубаревич, нужно выверять статистику с помощью диалога с бизнесом: что, почему и как он видит ситуацию. Они внушают ненужные иллюзии, это неправильная позиция. И так много врать вредно», - сказала Наталья Зубаревич.

Ну и невероятно большой профицит бюджета — 228 миллиардов долларов. Такого в России не было никогда. По словам Натальи Зубаревич, все это, а также ограничения на операции с иностранными валютами, которые устанавливали в 2022-м, привело к укреплению рубля. Еще одной причиной отличий кризисов ученая называет «невероятную активность бизнеса по преодолению того, что случилось» санкции, уход зарубежных компаний, нарушение логистических цепочек и так далее. Очень активно работали в поисках новых рынков сбыта, новых возможностей закупок оборудования, комплектующих, — перечисляет Зубаревич. Также большое влияние на это оказали государственные вливания и меры поддержки бизнеса. Вам понятны перспективы дальнейшего развития? Ведь инвестиции определяют будущее, мы все это прекрасно понимаем. По словам Натальи Зубаревич, больше всего инвестиций пришлось на Москву и Тюменскую область с округами Источник: Мария Плотникова Какие регионы пострадали от кризиса 2023 года сильнее всего? По словам Натальи Зубаревич, ее прогноз оказался верен лишь отчасти. Примерно половина регионов показала рост промышленности, примерно половина — спад. При этом в числе быстро растущих часто оказывались те, где промышленность не развита, поэтому рост промышленности нельзя назвать общим трендом. Я точно знаю, что по калию были бешеные проблемы с экспортом. Они были связаны с санкциями, наложенными на белорусский калий, а поскольку Беларусь пытается вывозить [продукцию] через российские порты, я думаю, рикошетом задело и наших калийщиков. Значительно пострадали российские регионы, где развита автопромышленность, а выросли те, где работает «фырчащая в три смены оборонная промышленность». Наибольший объем промпроизводства в России имеет Москва. По словам Натальи Зубаревич, это связано с тем, что в число промышленных предприятий входят организации, поставляющие воду, теплоэнергию и другие коммунальные услуги, спрос на которые в Москве наиболее велик. Также в Москве зарегистрированы подразделения многих компаний, в том числе нефтедобывающих. Также большой объем промпроизводства сконцентрирован в Ханты-Мансийском автономном округе, Московской области, Татарстане, Ямало-Ненецком автономном округе и Санкт-Петербурге. Наиболее значительные потери были в больших городах, откуда ушли некоторые международные торговые сети. Также падение произошло в объемах продаж автомобилей, а автосалоны преимущественно сконцентрированы в крупных региональных центрах. Четверть — бедные По мнению профессора, доходы россиян с учетом инфляции сейчас находятся примерно на уровне 2012 года, при этом в 2021 году доходы «скромненько росли», в 2022 году «умеренно падали».

«Невероятная живучесть»: Наталья Зубаревич о состоянии российской экономики, бизнесе и санкциях

новости Ярославля. Видео Наталья Зубаревич: об экономике под санкциями, зарплатах, переделе бизнеса и нехватке рабочих рук. Биография российского экономико-географа Натальи Зубаревич: фото доктора экономических наук и профессора МГУ, кафедра экономической географии, выступления, автор «теории четырех Россий».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий