"Имя святого благоверного князя Александра Невского и сегодня живет в тех ратных делах, которые наша страна совершает. Биография Александра Невского: личная жизнь князя, храмы и фильмы, орден, житие, история, «Ледовое побоище», памятник, битвы, икона святого, правление и Чудское озеро. Сегодня в кафедральном соборе Александра Невского прошло праздничное богослужение. В праздник перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, 12 сентября 2023 года, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Благовещенской Церкви, посвященном благоверному князю, в Александро-Невск.
Православный взгляд. Россия и святой Александр Невский. День Святой Троицы
Орден Александра Невского. Жизнь, ставшая житием. История почитания святого благоверного князя. Страховое покрытие раки святого князя Александра Невского, которую Эрмитаж передает церкви, превышает ₽20 млрд, узнал РБК. Святой князь Александр Невский понимал, что нужно заниматься спасением в своем Отечестве веры православной, потому что если ее не будет – не будет на Руси ни народа, ни единой Земли. Святой благоверный князь Александр Невский совершил много важных деяний, одержал немало побед над врагом, который своей возможной оккупацией земли Русской мог принести духовную погибель, изменить духовный, религиозный, культурный код страны. В ноябре исполняется 760 лет со дня завершения земного пути Александра Невского, а в 2024 году в Русская православная церковь будет широко отмечать 300-летие перенесение мощей святого благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру.
Икона святого благоверного князя Александра Невского
Они узнают не только о том, каким полководцем был Александр Невский, но и о его дипломатических способностях и распространению православия на Руси. В Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоялась божественная литургия, на ней присутствовал губернатор Александр Беглов. Святой князь Александр Невский за 42 года своей земной жизни успел создать мощный задел на дальнейшее возрождение Русского государства. Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переяславле-Залесском. Мощи святого Александра Невского были вынесены в центр собора. В Петербурге отмечают День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В честь важного для православных христиан события к горожанам обратился Александр Беглов.
Православный взгляд. Россия и святой Александр Невский. День Святой Троицы
Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси. Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа.
Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром». Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников.
Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения». Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом.
Впоследствии эту политику умиротворения Орды или, если угодно, заискивания перед Ордой продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго. Князь церкви воздвиг, города отстроил …В том же 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол.
После страшного Неврюева разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей.
В 1255 году новгородцы изгнали сына Александра Василия и посадили на княжение князя Ярослава Ярославича, брата Невского. Александр подступил к городу со своей дружиной. Однако кровопролития удалось избежать: в результате переговоров был достигнут компромисс, и новгородцы подчинились.
Новое волнение в Новгороде произошло в 1257 году. Оно было вызвано появлением на Руси татарских «численников» — переписчиков населения, которые были присланы из Орды для более точного обложения населения данью. Русские люди того времени относились к переписи с мистическим ужасом, видя в ней знак Антихриста — предвестие последних времен и Страшного суда.
Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и тысячников, и темников», — записывал летописец. От «числа», то есть от дани, было освобождено только духовенство — «церковные люди» монголы неизменно освобождали от даней служителей Бога во всех покоренных ими странах, независимо от вероисповедания, дабы те могли свободно обращаться к различным богам со словами молитвы за своих завоевателей. В Новгороде, непосредственно не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением.
Волнения в городе продолжались целый год. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков.
На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам. Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя. Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили.
Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж. Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена.
После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия. В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом. В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена.
В этом походе приняли участие дружины младшего брата Александра Невского Ярослава с которым он успел примириться , а также его нового союзника, литовского князя Товтивила, обосновавшегося в Полоцке. Поход завершился крупной победой — был взят город Юрьев Тарту. В конце того же 1262 года Александр в четвертый и последний раз отправился в Орду.
Князь же великий Александр пошел к царю ордынскому хану Берке. Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов Ростове, Суздале, Ярославле вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани. Последние дни Александра Александру, очевидно, удалось достичь своих целей.
Однако хан Берке задержал его почти на год. Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог.
В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг согласно поздним источникам, с именем Алексея и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!
Церковное почитание Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего». Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками.
Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» по внешне парадоксальному выражению Акафиста. Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны.
Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы. Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига.
В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город.
Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя.
Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира 1721 год. Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября.
По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года. Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства.
Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа. Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября 6 декабря по новому стилю и 30 августа 12 сентября. Дни празднования святого Александра Невского: 23 мая 5 июня по нов.
Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что в западных летописях они даже не упоминаются. Эта идея родилась из чистого невежества. Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности, в «Старшей Ливонской рифмованной хронике».
Основываясь на ней, отдельные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего двадцати рыцарей. Но здесь важно понять, что речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров. О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится.
Что касается Невской битвы, то она не нашла никакого отражения в шведских хрониках. Но, по мнению крупнейшего российского специалиста по истории Балтийского региона в средние века Игоря Шаскольского, «…этому не следует удивляться. В средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник».
Иными словами, следы Невской битвы у шведов и искать-то негде. Запад не представлял угрозы для России того времени, в отличие от Орды, которую князь Александр использовал исключительно для усиления своей личной власти. Снова не так!
Возможно, правильнее было бы говорить о мире католицизма, но и он в целокупности был очень пестр, разнороден и раздроблен. Руси реально угрожал не «Запад», а Тевтонский и Ливонский ордена, а также шведские завоеватели. И разбивали их почему-то на русской территории, а не дома в Германии или Швеции, и, стало быть, угроза, исходящая от них, была вполне реальной.
Что же касается Орды, то существует источник Устюжская летопись , который дает возможность предполагать организующую роль князя Александра Ярославича в антиордынском восстании. Князь Александр не защищал Русь и православную веру, он просто боролся за власть и использовал Орду для физического устранения своего собственного брата. Это всего лишь домыслы.
Князь Александр Ярославич в первую очередь защищал то, что унаследовал от отца и деда. Иными словами, с большим искусством выполнял задачу стража, хранителя. Что же касается смерти его брата, то надо прежде подобных вердиктов изучить вопрос о том, как тот, в безрассудстве и молодечестве, положил русские рати без пользы и каким путем вообще приобрел власть.
Это покажет: не столько князь Александр Ярославич был его губителем, сколько он сам претендовал на роль скорого губителя Руси… 4. Повернув к востоку, а не к западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране. Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой.
Это уже и вовсе беспочвенная публицистика. С Ордой контактировали тогда все русские князья. После 1240 года у них был выбор: умереть самим и подвергнуть новому разорению Русь или выжить и подготовить страну к новым битвам и в конечном итоге к освобождению.
Кто-то очертя голову ринулся в бой, но 90 процентов наших князей второй половины XIII века избрали иной путь. И тут Александр Невский ничем не отличается от прочих наших государей того периода. Что же касается «азиатской державы», то здесь сегодня действительно звучат разные точки зрения.
Но я как историк полагаю, что Русь никогда ею не сделалась. Она не являлась и не является частью Европы или Азии либо чем-то вроде смеси, где европейское и азиатское принимает разные пропорции в зависимости от обстоятельств. Русь представляет собой культурно-политическую суть, резко отличную и от Европы, и от Азии.
Точно так же, как Православие не является ни католицизмом, ни исламом, ни буддизмом, ни какой-либо иной конфессией. Митрополит Кирилл об Александре Невском — имени России 5 октября 2008 года в телепередаче, посвященной Александру Невскому, митрополит Кирилл выступил с пламенной 10-минутной речью, в которой попытался раскрыть этот образ так, чтобы он стал доступен широкой зрительской аудитории. Митрополит начал с вопросов: почему благоверный князь из далекого прошлого, из XIII века может стать именем России?
Что мы знаем о нем? Отвечая на эти вопросы, митрополит сравнивает Александра Невского с другими двенадцатью претендентами: «Нужно очень хорошо знать историю и нужно чувствовать историю, чтобы понять современность этого человека… Я внимательно посмотрел на имена всех. Каждый из кандидатов — — представитель своего цеха: политик, ученый, писатель, поэт, экономист… Александр Невский не был представителем цеха, потому что он одновременно был величайшим стратегом… человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России.
Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом.
В предстоящем году на разных площадках состоятся концерты, конференции, выставки и просветительские мероприятия. Основные торжества, по традиции, пройдут 12 сентября. День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского 1724 год - день Ништадтского мира 1721 год закреплен в городском законе «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге». Дополнительное чтение на портале «Культура Петербурга»:.
Вместе с Русской землей он оказался в очень непростых условиях. Тогда говорить о едином государстве было еще нельзя, был конгломерат относительно независимых удельных княжеств, которые периодически находились в междоусобной войне, при этом все князья принадлежали к одной династии, к одному Дому — Рюриковичей. Это было очень важно — родовое понимание власти. Власть воспринималась не как единоличная, принадлежащая какому-то одному князю, а всему роду Рюриковичей. Несмотря на такие представления, которые должны были бы всех консолидировать, страсти человеческие нередко брали верх, и кому-то все равно хотелось быть первым среди равных: киевским князем или, по крайней мере, великим князем. Александр Невский оказался в ситуации, когда раздробленная Русская земля не выдержала натиска страшного противника, который умел воевать и был готов воевать до победного конца, не останавливаясь ни перед чем. Каково бы ни было мужество русских воинов, на одной доблести выстоять было нельзя. Нужны были единство и мудрость, а вот этого как раз не хватило. И приходит человек, в котором объединяются и доблесть, и мужество, и мудрость. Его нельзя обвинить в трусости из-за того, что он не воевал с Золотой Ордой, а, наоборот, следовал указаниям золотоордынских ханов и пресекал попытки не платить дань даже в Новгороде, который во время монголо-татарского нашествия не подвергся разорению.
Новгород лелеял мысли о независимости, чтобы никому ничего не платить. При этом ни его элита, ни обыватели не отдавали себе отчета в том, что это дело времени, что татарам ничего не стоит дойти до Новгорода и разгромить его. Александр Невский, понимая это, будучи более дальновидным, чем новгородцы, подыгрывал политике Золотой Орды, стараясь минимизировать ее отрицательные последствия для будущей России. Он-то как раз смотрел в будущее, понимал: сейчас тяжело, но это еще не конец, не катастрофа, русский народ поднимется, свергнет в свое время это иго и вновь обретет самостоятельность и независимость на качественно новом уровне. Он шел на компромисс с Золотой Ордой, но бескомпромиссно и нисколько не боясь воевал с западными интервентами. Как и положено было князю, он возглавлял эту борьбу, нередко сам бывал в сражениях и, как известно, не проиграл ни одного из них. Ему хватало и мужества, и смелости. И если он считал нецелесообразным воевать с Золотой Ордой, то это было вовсе не делом трусости или поиска личной выгоды. В этом его обвинить точно нельзя. Чтобы кого-то признали именем России, согласитесь, важно это умело преподнести.
В свое время эту кандидатуру предложил будущий патриарх, митрополит Кирилл. Одна из его крылатых фраз — о том, что Александр Невский понимал: Золотой Орде были нужны только наши кошельки, а Западу — наши души. Правильно ли я понимаю, что уже тогда противостояние «Восток — Запад» было настолько глобальным, что Александру Невскому приходилось делать выбор в пользу непосильной дани? Он прекрасно знал о расколе между Церквами в ХI веке, но эта беда могла быть преодолена. А вот разгром в 1204 году христианского Константинополя крестоносцами, вместо освобождения Святой Земли, согласно их намерению, объяснить очень трудно. Да, может быть, у нас разные взгляды на какие-то догматы, но уничтожать, по сути, единоверных братьев, поступать с ними хуже, чем с язычниками, — это было холодным душем для православного мира. А ведь это произошло буквально за несколько десятилетий до того, как Александр Невский вступил на поприще политического деятеля, и воспоминания об этом были очень живы. Кроме того, Александр Невский и сам боролся с интервенционистской политикой Тевтонского ордена и шведского короля, а те шли на Русь по благословению папы. Это были не просто политические интересы, а своего рода крестовый поход. Александр Невский все это прекрасно понимал, поэтому слова Патриарха совершенно точно раскрывают суть тех событий и того, как смотрел на них Александр Невский.
Это, собственно, и объясняет его выбор между Западом и Востоком. В Востоке он не видел, как принято сейчас говорить, экзистенциальной угрозы для будущего Русского мира, несмотря на страшное монголо-татарское иго. Не случайно у русского народа есть расхожая пословица: «незваный гость хуже татарина». То есть в то время татарин был эталоном зла, поэтому это был тяжелый выбор. В западном же мире видели угрозу гораздо более страшную. Объяснить выбор Александра Невского политическими мотивами невозможно, потому что, очевидно, он был духовный. Он потому и сделал правильный выбор, что был святым. Что такое святость Александра Невского? Это ведь не просто красивый эпитет или титул, которым его посмертно наградили, когда прославили, канонизировали на Московском Соборе в XVI веке. Святость — это качество сознания, внутренней жизни, оно проявляется вовне, в делах, это, прежде всего, такое духовное устроение, когда человек старается делать все в соответствии с Божией правдой, ни в чем ее не преступая.
В те же времена народ понимал смертельную угрозу нашествия монголов. Напомним: до битвы на Куликовом поле, когда Орда ослабла, а Русь поднялась, от года смерти Александра Невского оставалось еще более ста лет. Орда могла выставить от 40 до 50 тысяч хорошо вооруженных, закаленных в битвах жестоких всадников. Князь был великим полководцем, его величие еще и в том, что он понимал неизбежность поражения в подобном противостоянии, а вслед за этим — полного разграбления и физического уничтожения Руси.
Именно это надо понимать: Руси бы больше не было. И несмотря на то что его отца, великого князя Ярослава в Орде отравили, Невский едет в Орду договариваться не о войне, а о выплате дани. Смирение и терпение — две великие христианские добродетели, которые в полной мере проявил в этом случае князь, — рассказывает Дмитрий Пономарев. Икона XXI века.
Каждый такой визит — испытание неделями и месяцами. Главным посылом таких поездок было спасти русские города от разграбления и, что не менее важно, — защитить Православную церковь. Ведь на всех завоеванных землях монголы обращали народы в свою веру. Этого не случилось на Руси в первую очередь благодаря политическому дару князя Александра Невского.
При этом мало кто знает, что почти все свои личные средства князь тратил на выкуп в Орде русских пленных.
Мощи святого князя Александра Невского доставлены в алексеевский храм
30 мая 1220 года родился Александр Ярославич Невский, святой Русской православной церкви. Спустя несколько столетий Александр Невский был причислен к лику святых. Рака Александра Невского – одна из самых известных и наиболее почитаемых в православии наряду с мощами святого Сергия Радонежского. Святой благоверный великий князь Александр Невский. 800 лет со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Афиша Plus - 4 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга -
Просветительский онлайн-проект «Путь святых». Святой Александр Невский
Почему князь был причислен к лику святых Александр, сын великого князя Владимирского Ярослава, стал великим князем с 1249 г.. Это было сложнейшее, критическое для Руси время. Земли ее были захвачены, разорены монголами, в руинах лежали города, тяжелая дань завоевателям разоряла людей, новые хозяева Руси — монголы — по своему желанию меняли правителей, устраняли неугодных. В число их попал отец Александра, убитый по приказу хана.
А ведь была еще опасность с запада: к землям бедствующей Руси Литва, Швеция, даже — сам Папа Римский. Казалось, над страной уже произнесен Божий суд, дни ее сочтены. Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера, золото, чеканка Размеры иконы: высота 174 см, ширина 73 см Ростовое изображение святого благоверного князя Александра Невского.
State Museum of Palekh Art. Князь Александр для многих тогда был едва ли не символом надежды. Две победы, которым суждено было обессмертить его имя, одержаны им в юности, когда еще правил Новгородом как старший сын великого князя: в 1240 г.
Ожидали ли от него столь же успешной борьбы с монголами? Скорее всего. Но именно ему чаще всего приписывают фразу: «Даст Бог, Орда переменится».
Означает она совсем иной подход к опасному противнику.
В 1242 году во время Ледового побоища на Чудском озере русское войско во главе с Князем разгромило отряд рыцарей Ливонского ордена. Эта победа не только защитила на долгие годы Русь от посягательств с Запада, но и обеспечила независимость Русской Православной церкви и русского народа от римской католической церкви. В выборе приоритетных направлений внешней политики Князь Александр Невский проявил себя как прозорливый государственный деятель, одаренный полководец и дипломат.
Жестко пресекая попытки западных государств завоевать Русь и уничтожить православную веру, Князь заложил основы приемлемых взаимоотношений с Золотой Ордой, правители которой не посягали на духовное достояние русского народа. Благодаря Александру Невскому Русь была избавлена от жестоких монголо-татарских набегов и это явилось началом пути к освобождению от монголо-татарского ига. Князь Александр Ярославич Невский всегда благоговейно почитался русским народом.
Сегодня в новом храме в честь великих князей владимирских- в историческом центре - прошла торжественная служба. С проповедью к верующим обратился митрополит Владимирский Суздальский Тихон. Подписывайтесь и будьте в курсе всех событий! Опубликовано: 13 сентября 2023 года.
По крайней мере, никаких сомнений нет ни в его победах, ни в его каких-то действиях. Хотя при жизни, конечно же, Александр Невский испытывал колоссальное искушение. Оно было связано с его взаимоотношениями с Золотой Ордой, где он получил ярлык великого князя. Его обвиняли в предательстве — якобы он предал Русь, а он, наоборот, защитил Русь, пройдя через искушения, различные испытания, когда хан всячески издевался, имея своё преимущество, но Александр Невский не сломался. Он не поставил свои личные амбиции выше того, что от него требовала Святая Русь... Это колоссальное вообще качество, которое надо бы привить нашим многим, так сказать, теперешним деятелям. Я имею ввиду не только у нас, но и в целом в мире... В средние века войны начинались из-за женщин и из-за богатства. А сейчас, в основном, [из-за] искушения властью, когда человек считает, что ему всё позволительно, несмотря на то, что это входит в противоречие с историческим развитием или метаисторией страны. Так получилось с князем южнорусских земель Даниилом Галицким. Он прибыл из Орды с ярлыком хана на княжение. Прибыл как великий князь, но он так и не мог простить унижения хану, и из-за этого он пошёл на союз с Папой Римским. В результате этого митрополит Киевский уезжает из Киева во Владимир к святому благоверному князю Александру Невскому в знак протеста против этой фактической унии. Когда он [Даниил] признаёт верховенство Папы, Папа обещает помощь, но, как все иезуиты поступают, он не предоставляет её, надеясь на то, что Даниил Галицкий ослабеет, и спокойно уже его можно будет брать готовеньким в объятья католического мира... Действительно, большие страдания пришли на землю южнорусскую, начиная с Киева, который был сожжён и разорён монголо-татарами. И вот эта вот неустойчивость и непоследовательность до сих пор прослеживается. Это какая-то метаистория, какая-то судьба: никак государственность не складывается. Вроде бы и определились там [на Украине] с тем, что в 18 году впервые государство там год просуществовало украинское... Дальше вот то, что сейчас происходит. Это результат такого непоследовательного и амбициозного, прежде всего, подхода к тому, что свои личные интересы никогда нельзя ставить выше народа, и государства, за которое ты отвечаешь. Это очень важный момент. Святой благоверный князь Александр Невский даёт нам пример такого служения, когда он выстоял. Я представляю, сколько молодому человеку стоило усилий внутри себя победить желание как-то отомстить и так далее. Эта внутренняя борьба, которая происходит внутри нас, она, наверное, самая ценная, потому что мы душу свою закаляем, проходя через испытания, и поэтому это позволило ему — Александру Невскому — правильно принимать решения. Он прожил недолгую жизнь — 43 года и, постригшись в монахи, с именем Алексей предстал пред Господом как воин Христов. Нам всегда кажется, что мы можем как-то по-другому поступить, когда, как нам кажется, нас унизили или достоинство затронули, но важно увидеть, а что впереди, было ли это испытанием... Сегодня гостиная проходила 22 сентября — прим. Перед тем, как родиться Деве Марии, Иоаким прошёл колоссальное испытание: он принёс Богу дар, а ему ангел сказал: «Твой дар не принят. Ты больше заботишься о земном, чем о небесном». Он был достаточно богатый человек. Он рассказывает об этом супруге, и они не озлобляются: нет, они не говорят о том, что мы всё равно будем жить. Они наоборот усиливают молитвы, и наконец наступает тот день, когда они настолько достигают духовной чистоты, что ангел является и говорит: «Скажи Анне, что она зачала». Он находит её у Золотых ворот в Иерусалиме и сообщает об этом. У них рождается Дева Мария.
Православные петербуржцы празднуют День перенесения мощей Александра Невского
“Александр Невский – святой витязь Земли Русской” | Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. |
Святой благоверный князь Александр Невский — Русская вера | Фото: Перенесение мощей Святого Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург при Петре Великом в 1724 году. |
Святой князь Александр Невский собрал в нашем храме сонм духовенства и любящих его христиан | Пятый канал НОВОСТИ19 071 подписчик. |
Православные петербуржцы празднуют День перенесения мощей Александра Невского | В северной столице сегодня прошли торжества, посвященные переносу мощей святого благоверного князя Александра Невского. |
Св. блг. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Так Бог оберегает Своих избранных, что и нечестивым вкладывает в мысли, чтобы они стыдились и почитали их. Потом же отправил князя с его братом Андреем Ярославичем к хановичам». Хождение Александрово в Орду. Миниатюра из Лицевого летописного свода В вопросах веры великий князь также был непоколебим и перед послами папы Иннокентия IV, которые в 1251 году пытались убедить великого его подчиниться римскому престолу, ссылаясь на то, что будто бы его отец обещал это сделать. Но он отверг предложение и сказал, что наставлен в правой вере и их учения не примет. Житийная повесть сообщает: однажды пришли к нему Александру Ярославичу послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших —Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до происхождения израильтян сквозь море, от исхода сынов израилевых до смерти Давыда царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова и до распятия Его и Воскресения, от Воскресения же Его и до Вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до Первого собора и Седьмого — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси. По возвращении на Русь великий князь Александр начал восстанавливать разрушенные храмы и монастыри. Ему пришлось вести борьбу с западными соседями — литовцами, которые были язычниками.
Благодаря его трудам, христианство проникло в пределы, населенные литовскими племенами, и там утвердилось русское влияние. По отношению же к своим собратьям он отличался особым долготерпением и всегда избегал пролития христианской крови. Какая бы вражда не связывала его с князьями-соперниками, он не поднимал против них оружия и не собирал полки. Во время одной из поездок к Батыю св. И поскольку Сартак в то время управлял делами Орды за дряхлостью своего грозного отца, Александр Невский получил старшинство над всеми русскими князьями — это способствовало объединению Руси под единой властью Великого князя. Так был заложен фундамент будущего Московского государства. Мирные отношения с ханом привели к тому, что в 1261 г. Тем самым открылась эпоха великой русской христианизации языческой Евразии. Впоследствии, после освобождения от ига, немало татарской знати приняло Православие и положило начало знаменитым дворянским родам в Российской империи. В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них.
Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, призывая «татар бити». Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства. Святому князю Александру опять предстояло ехать в Орду, чтобы умилостивить хана и спасти Русь от возмездия татар за поднятое восстание. Мирный договор был заключен, но на обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел: по некоторой версии, его тайно отравили татары. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре сорокатрехлетний князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской.
Не будет больше такого князя в Русской земле».
В Орде у князя был друг и побратим христианин Сартак — сын Батыя. Под влиянием св. Александра и Сартака хан отошел от Монголии и стал главной силой во всей Великой степи. Чтобы быть твердым посредником между Ордой и Русью, великий князь усилил свою власть и объединил Русь под единую могущую волю. Новгород тесно примкнул к остальной Руси. Александр видел, что надо терпеть и ждать.
Он силой удерживал удельных князей от выступлений против татар. Умением вести переговоры он достиг того, что Русь, совершенно покоренная монголами, получила права державы почти самостоятельной. Были сохранены: власть своих князей, законы и суд во всех делах, вера и церковное устройство, государство, право войны и мира. После смерти Батыя св. Александр Невский установил мирные отношения с ханом Берке и, мудро направляя события внушил хану отказаться посылать дань в Монголию. Берке объявил Золотую Орду самостоятельным государством.
Князь Александр прославился как умный политик, тонкий дипломат и талантливый военачальник. Имя Александра Невского — одно из самых славных в истории нашей страны. Жизнь князя Александра — полководца и дипломата, выдающегося государственного деятеля и святого — издавна привлекала внимание потомков. Еще Михаил Ломоносов увековечил Александра в мозаике.
Художники Виктор Васнецов, Николай Рерих и Павел Корин создали картины, изобразив князя то в боевом шлеме, то в нимбе святого. Композитор Сергей Прокофьев посвятил ему проникновенную кантату, Константин Симонов — поэму, а режиссер Сергей Эйзенштейн — патриотический фильм. Александр Невский прожил 41 год.
Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой — в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе.
Как стать святым и «именем России»
Санкт-Петербург отметит 300-летие перенесения в лавру мощей Александра Невского | Почему Александр Невский причислен к лику святых | ФОТО из архива редакции. |
Вышла в свет новая книга Александра Воловика «Александр Невский. Святой защитник земли Русской» | Была прочитана молитва святому князю Александру Невскому и молитва о Святой Руси. |
Защищая Отечество. Александр Невский – воин, миротворец, молитвенник | Святой благоверный великий князь Александр Невский. 800 лет со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. |
Санкт-Петербург отметит 300-летие перенесения в лавру мощей Александра Невского | В пятницу, 6 августа, в Александро-Невском районе встретили ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского. |
Святой Александр Невский | "Имя святого благоверного князя Александра Невского и сегодня живет в тех ратных делах, которые наша страна совершает. |
Святой князь Александр Невский – один из самых почитаемых русских святых
Просветительский онлайн-проект «Путь святых». Святой Александр Невский | Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. |
Раскольническая ПЦУ отреклась от Невского, его поменяли на другого Александра | Святой Александр Невский занимает особое место как покровитель нашей страны и законной власти, как великий пример жертвенного служения народу. |
Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой | Почему Александр Невский – один из многочисленных князей рода Рюриковичей – стал чуть ли не главным персонажем отечественного пантеона национальных героев? |
Вышла в свет новая книга Александра Воловика «Александр Невский. Святой защитник земли Русской» | Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. |