Депутаты фракции "Справедливая Россия — За Правду" сегодня внесут межфракционный законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов, который введет |. Законопроект о маркетплейсах вызвал дискуссии между депутатами и продавцами. Обращаем Ваше внимание, что 5 марта 2024 г. в Госдуму был внесен новый законопроект о маркетплейсах, регулирующий их деятел. Законопроект о маркетплейсах коснется всех участников рынка, сообщил первый зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев.
Думе предложили ограничить взимаемые крупными маркетплейсами комиссии и неустойки
свойства рынка, повышающего привлекательность товара с ростом количества его потребителей. Минпромторг подготовил отзыв на законопроект Госдумы о регулировании деятельности маркетплейсов, в котором предложил смягчить ряд требований. Депутат Гусев: законопроект о маркетплейсах затронет всех участников рынка. По новым законам маркетплейсы не смогут требовать от продавцов эксклюзивных прав на реализацию. Соответствующий законопроект от депутата «Единой России» Татьяны Буцкой уже передан на согласование в правительство.
Ozon и Wildberries раскритиковали законопроект об электронной торговле
Помимо регулирования работы маркетплейсов законопроект очерчивает права и обязанности продавцов, сотрудничающих с агрегаторами, а также пунктов выдачи товаров. Законопроект о регулировании работы маркетплейсов готовится в Совете Федерации. Законопроект вызвал возражения у маркетплейсов, которые увидели в нем угрозу бизнес-модели.
Правительство выступило за доработку законопроекта о маркетплейсах
Кроме того, законопроект устанавливает, что в тех случаях, когда маркетплейс является продавцом собственного товара, распространяется требование законодательства о защите прав потребителей. В Госдуму внесли законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов. Закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» и сопутствующие поправки в действующее законодательство приняты Государственной Думой сразу во втором и третьем чтениях.
Новый антимонопольный закон для маркетплейсов: всё, что нужно знать продавцам
Законопроект существенно изменяет сложившиеся отношения между маркетплейсами и их партнерами и предлагает. Статья автора «Парламентская газета» в Дзене: Законопроект о маркетплейсах, который предлагает закрепить права и обязанности интернет-платформ, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. Ассоциации игроков рынка e-commerce просят власти не запрещать платный возврат товаров и отказаться от ряда других положений нового законопроекта о маркетплейсах. Кроме того, закон позволит вписать онлайн-ритейлеры в сегменты торговли и доставки.
В Госдуме настаивают на скорейшем принятии закона о регулировании маркетплейсов
А для малых онлайн-предпринимателей может и вовсе закрыться доступ к каналу продаж», — говорит собеседник РБК. Сергей Беляков отметил, что требование расширить ответственность за некачественный товар «убивает модель маркетплейса как агрегатора товаров сотен тысяч различных продавцов». С этим согласен представитель Wildberries. Он напомнил, что маркетплейсы, в первую очередь, являются информационными посредниками между продавцами и покупателями и «в некоторых случаях даже не видят товар», например, когда продавец сам доставляет заказ. Большой ассортимент позволяет привлекать большее количество покупателей на площадку, в том числе в смежных категориях товаров. Наконец, часть товаров СТМ «Яндекс Маркета» — это продукция российских производителей», — рассуждает он. По словам президента АКИТ, запрет на продажу СТМ «не только противоречит свободе предпринимательства, но и может привести к «товарным ямам», поскольку такие товары появляются именно в тех группах, где слабо представлен ассортимент». Представитель Avito отметил, что хотя компания не является маркетплейсом, ряд положений законопроекта может затронуть и их бизнес, поэтому они также участвуют в обсуждениях. Он напомнил, что у Avito нет собственных складов для хранения товаров и всю ответственность за их качество несут продавцы.
Документ предусматривает введение с 1 марта 2025 года государственного регулирования деятельности маркетплейсов - "агрегаторов информации о товарах". Однако до сих пор отсутствует унифицированное правовое регулирование их деятельности. Это позволяет крупным маркетплейсам в одностороннем порядке менять условия работы для продавцов и владельцев пунктов выдачи, указано в пояснительной записке к проекту закона.
Сейчас таких людей становится все меньше. Собираясь что-то купить, россияне все чаще тянутся к смартфону или ноутбуку. Зачем куда-то ехать, если практически любой товар можно выбрать онлайн, там же почитать отзывы о нем, сравнить цены в разных магазинах — и все это не вставая с дивана. Вот только далеко не всегда товар вам доставят в срок. И нет гарантии, что его качество будет соответствовать заявленному. Все эти проблемы и должен решить новый законопроект о маркетплейсах, который депутаты планируют рассмотреть в первом чтении уже в мае, а окончательно принять осенью 2024 года. Законопроект призван закрепить права и обязанности самих интернет-платформ, а также покупателей и продавцов, которые реализуют свои товары, пользуясь услугами маркетплейсов.
На том же круглом столе управляющий директор OZON Сергей Беляков признал, что регулирование деятельности маркетплейсов необходимо. Конечно же, нужно вводить достаточно понятные правила, определяющие добросовестное либо недобросовестное поведение и ответственность, — подчеркнул Сергей Беляков. Сегодня на рассмотрении Государственной Думы находится несколько законопроектов, регулирующих деятельность маркетплейсов. Речь идёт как о поправках в законы «О торговле» и «О защите прав потребителей», так и об отраслевом законе для электронных площадок. Как это делается в других странах, например в Китае. Доля интернет-торговли в Китае выше, чем в России. При этом там действует довольно жёсткий закон, по которому работают площадки.
Законопроект о маркетплейсах столкнулся с сопротивлением общественников
В результате доставка недорогих товаров в отдаленные регионы и малонаселенные пункты может стать нерентабельной, из-за чего некоторым предпринимателям придется либо менять географию поставок, либо закрыть бизнес. ФАС вернется с проверками… Одновременно с законодателями интерес к контролю за маркетплейсами проявила и исполнительная власть. Глава ФАС Максим Шаскольский заявил в ходе заседания комитета Совета федерации по экономической политике, что из-под действующего моратория на антимонопольный контроль в ближайшее время выведут ИТ-компании, пишет «Коммерсант». По словам чиновника, в первую очередь под проверки могут попасть маркетплейсы и агрегаторы. Глава ФАС сказал, что полномочия ведомства были «немного ограничены» из-за 448 постановления принято в марте 2022 года, запрещает на три года проверку компаний, аккредитованных в реестре организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. В Минцифре уточнили, что в отношении большинства аккредитованных компаний мораторий продолжит действовать и что проверки планируется возобновить для компаний, занимающих доминирующее положение на рынке цифровых платформ. Внимание отраслевой организации привлекла оферта маркетплейса, изменившаяся 4 марта 2024 года. В новой версии документа появился раздел, регламентирующий механизм расчета компенсации продавцам за товары, сгоревшие на складе в Шушарах в январе 2024 года.
Согласно введенным правилам, принятие отчета по сгоревшим товарам предполагает полное безоговорочное согласие продавца по суммам и срокам выплаты без возможности их оспаривания в будущем. Если применить такой подход, то стоимость компенсаций за сгоревший товар будет значительно меньше ожидаемых, полагает юрист: из цены вычтут стоимость хранения, а также будут учитывать оборачиваемость если товар плохо продается, то сумма меньше.
Критика касается положений: по возврату или обмену товара в соответствии с законом о защите прав потребителей, запрете на смену условий оферты и цен чаще раза в год и запрета на блокировку продавцов. В сентябре этого года группа депутатов Госдумы во главе с Сергеем Мироновым, лидером партии «Справедливая Россия — За правду», внесла на рассмотрение законопроект о регулировании дистанционной торговли товарами через маркетплейсы. Пункт об обмене или возврате товара Ozon посчитал некорректным, поскольку маркетплейс не владеет товаром, а лишь предоставляет площадку для размещения объявлений о продаже товара, не являясь при этом собственником. Пункт о фиксации условий и цен оферты на год тоже вызвал возмущение, поскольку, как выразился представитель Ozon, «ни один бизнес не может зафиксировать цены на целый год.
Такое мнение высказал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю Дмитрий Гусев. Отсутствие чётких правил игры ведёт к тому, что предприниматели, сотрудничающие с маркетплейсами, не могут противостоять всё новым и новым санкциям со стороны торговых площадок. Фото: Геннадий Черкасов — Резко увеличились обращения от владельцев пунктов выдачи заказов и тех, кто занимается логистикой.
Этот всплеск касается в основном Wildberries из-за того, что компания стала взимать больше штрафов на всё, что происходит. Например, на брак товаров, на потерю товаров, на подмены товаров, на загрязнение товаров со стороны владельцев пунктов выдачи заказов. Также существуют большие вопросы к введению сервисного сбора со стороны OZON по отношению к владельцам пунктов выдачи. До сих пор идут волнения со стороны владельцев таких пунктов из-за того, что OZON будет взимать с них большие деньги за сервисный сбор, который нигде раньше не был прописан, — говорит Дмитрий Гусев, возглавляющий Наблюдательный совет Ассоциации участников рынка электронной коммерции.
Но в любом случае Делобанк поможем адаптироваться своим клиентам к новым условиям.
Обслуживание торговых площадок — это наша специализация. Мы предоставляем предприятиям торговли интернет-эквайринг , оплату по QR-кодам , а также интеграции с банковским сервисом , для эффективного управления своими финансами. Посмотреть все продукты Делобанка можно здесь. А теперь давайте взглянем на Риски для продавцов Организационные сложности Продавцы могут столкнуться с трудностями в случае несогласия с условиями маркетплейса, так как маркетплейс может отказать в заключении договора по необоснованным причинам. Например, продавец хочет продавать свою продукцию на крупном маркетплейсе, но сталкивается с тем, что маркетплейс устанавливает слишком высокие требования к качеству товаров или условиям доставки, которые продавец не может выполнить.
В результате, продавец может быть исключен с площадки, что приведет к потере потенциальных клиентов Продавцы могут столкнуться с дискриминацией со стороны маркетплейсов, которые могут устанавливать разные цены на один и тот же товар или убирать товар из продажи, что может привести к повышению стоимости. Например, маркетплейс может продавать один и тот же товар по разным ценам в разных регионах, что может вызвать недовольство клиентов и привести к потере продаж. Дополнительные расходы Продавцы могут понести дополнительные расходы в случае необоснованного сокращения или прекращения продажи товара, на который есть спрос. Если маркетплейс без весомых причин сокращает или прекращает продажу товара, на который есть спрос, продавец может быть вынужден искать другие площадки для продажи своего товара, что может повлечь за собой дополнительные затраты на рекламу и логистику. Дополнительные действия Продавцы могут быть вынуждены искать альтернативные площадки для продажи своих товаров или пересматривать свою ценовую политику.
Например, если маркетплейс запрещает устанавливать предельно низкую цену на товар, продавец может быть вынужден увеличить цены, что может отразиться на его конкурентоспособности.
Регулирующий деятельность маркетплейсов законопроект внесен в Госдуму
Увеличение юридических расходов: введение нового закона может привести к увеличению юридических расходов для продавцов и маркетплейсов, поскольку они будут вынуждены привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями. Повышение транспарентности: новый закон может привести к большей транспарентности и справедливости на рынке маркетплейсов, поскольку он направлен на предотвращение антиконкурентного поведения со стороны крупных площадок. Реальные результаты введения закона мы увидим после вступления его в силу. Но в любом случае Делобанк поможем адаптироваться своим клиентам к новым условиям. Обслуживание торговых площадок — это наша специализация. Мы предоставляем предприятиям торговли интернет-эквайринг , оплату по QR-кодам , а также интеграции с банковским сервисом , для эффективного управления своими финансами. Посмотреть все продукты Делобанка можно здесь. А теперь давайте взглянем на Риски для продавцов Организационные сложности Продавцы могут столкнуться с трудностями в случае несогласия с условиями маркетплейса, так как маркетплейс может отказать в заключении договора по необоснованным причинам. Например, продавец хочет продавать свою продукцию на крупном маркетплейсе, но сталкивается с тем, что маркетплейс устанавливает слишком высокие требования к качеству товаров или условиям доставки, которые продавец не может выполнить.
В результате, продавец может быть исключен с площадки, что приведет к потере потенциальных клиентов Продавцы могут столкнуться с дискриминацией со стороны маркетплейсов, которые могут устанавливать разные цены на один и тот же товар или убирать товар из продажи, что может привести к повышению стоимости. Например, маркетплейс может продавать один и тот же товар по разным ценам в разных регионах, что может вызвать недовольство клиентов и привести к потере продаж. Дополнительные расходы Продавцы могут понести дополнительные расходы в случае необоснованного сокращения или прекращения продажи товара, на который есть спрос.
По новым правилам продавцы будут вольны самостоятельно выбирать, на каких площадках выставлять свой товар. По новым законам маркетплейсы не смогут требовать от продавцов эксклюзивных прав на реализацию Фото: wildberries. Продавцы иногда сами заинтересованы в том, чтобы у их товара появилась бирка «Эксклюзив WB», например. Такой маркетинговый ход помогает продвижению продукции.
Запрет на навязывание логистических услуг Некоторые маркетплейсы, например Wildberries, не предоставляют выбора способа доставки. Покупку можно получить или на дому привезёт курьер , или в фирменном пункте выдачи. Теперь депутаты предлагают дать покупателям возможность выбрать способ доставки. Жители малых и удалённых сёл и городов обрадуются: пунктов выдачи у них может и не быть. Но не факт, что это забота о людях. Это также может быть частью мер по финансовому оздоровлению «Почты России». Чиновники планируют, что госкомпания сможет доставлять товары с маркетплейсов в любые уголки страны.
Для продавцов и маркетплейсов такая вариативность — лишние расходы, а в крупных городах собственная логистика маркетплейсов работает куда быстрее почты. Маркетплейс взымает деньги с продавцов, а продавцы — с покупателей.
Поэтому для «недопущения злоупотреблений правом сильной стороны», что «затрагивает не менее 150 тыс. Вот основные дополнения законодательства PDF с текстами дополнений в законы можно скачать здесь : Владелец маркетплейса обязуется предоставлять сведения об условиях договоров, размещая их на сайте маркетплейса.
Условия договоров могут пересматриваться не чаще одного раза в год с уведомлением пересмотра условий за 30 календарных дней. Владелец маркетплейса может списывать денежные средства со счетов продавцов товаров и владельцев ПВЗ только при наличии их письменного распоряжения на это. О наложении штрафов маркетплейс должен уведомлять продавцов и ПВЗ письменно, с объяснением причин наложения штрафа. Владелец маркетплейса не вправе ограничивать доступ к личному кабинету продавца товара на маркетплейсе и владельца ПВЗ.
Вносить изменения в информацию, содержащуюся в личных кабинетах, могут только продавец товара на маркетплейсе и владелец ПВЗ. Владелец маркетплейса с совокупной выручкой более 150 млрд руб. А дальше отношения между маркетплейсами, продавцами, ПВЗ и покупателями будут регулироваться по обстоятельствам — в упрощенном и оперативном порядке, так как законопроект предусматривает еще вот такую правку: «Правительство Российской Федерации будет вправе издавать правила, обязательные при взаимодействии владельцев маркетплейсов , продавцов товаров на маркетплейсе и владельцев ПВЗ».
Между тем в союзе считают, что внимание следует сконцентрировать на другой проблеме: агрегатор не всегда предоставляет покупателям информацию о контактах продавца. Но именно такая информация нужна людям для того, чтобы предъявить претензию в случае необходимости. Опубликовано ИА "Финмаркет".
В Госдуме настаивают на скорейшем принятии закона о регулировании маркетплейсов
Власти не поддержали очередной законопроект о маркетплейсах | Право | Новости | | Законопроект, отмечает РИА Новости, устанавливает требования к договорам, заключаемых владельцами маркетплейсов с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов. |
Законопроект о маркетплейсах планируют рассмотреть в первом чтении в мае | Депутатский закон сильно ограничивал в правах площадки и предполагал существенные послабления для продавцов. |
Маркетплейсы России законопроект | Законопроект также устанавливает запрет на продажу собственных товаров маркетплейсов с оборотом более 150 млрд. руб., если аналогичные товары уже представлены на маркетплейсе. |
ФАС России | ФАС усилит контроль за сделками агрегаторов и маркетплейсов | Законопроект запрещает площадкам взимать деньги за возврат товаров, ужесточает требования к маркетплейсам и даже пытается разделить их на две категории — агрегаторы сведений о товарах и маркетплейсы, реализующие собственную продукцию. |
Обзоры законодательства
Законопроект о маркетплейсах планируют рассмотреть в первом чтении в мае | Как маркетплейсы будут бороться с контрафактом. Почти сразу маркеты начали анонсировать решения для борьбы с контрафактом. Инфоповоды запущены на фоне новости про постановление, только они никак не связаны с маркировкой. |
«Не посредник, а партнер»: в госдуму внесен законопроект о регулировании маркетплейсов | В Госдуму РФ 5 марта 2024 года внесен законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов Читайте последние новости в ленте на сайте New Retail. |