Главная» Новости» Фортепианный концерт 2 рахманинова. Второй концерт Рахманинова входил в репертуар многих ведущих пианистов мира.
Разделы сайта
Второй фортепианный концерт и Вторая симфония Сергея Рахманинова – грандиозные шедевры, воспевающие необъятный, полный драматизма и величия, русский мир – прозвучали в исполнении лауреата международных конкурсов Филиппа Копачевского и оркестра «Русская. Поговорим о Втором концерте Рахманинова и проследим, насколько сильно он отличается от Первого. В 1903 году Рахманинов, до конца жизни хранивший верность эстетике романтизма вопреки всем стилистическим потрясениям XX века, солировал в этом зале, исполняя Второй концерт. Место проведения второго концерта Рахманинова История исполнения второго концерта Рахманинова Местом проведения этого исторического выступления стал Большой зал Московской консерватории.
Слушаем вместе: что мы должны знать о Втором концерте Сергея Рахманинова?
С.В. Рахманинов, Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, соч. Главная» Новости» Второй концерт рахманинова для фортепиано с оркестром мацуев. Второй концерт Рахманинова до минор никогда не выходил за пределы четвертого места, пишет ТАСС со ссылкой на The Times.
Моцарт — Реквием. Рахманинов Концерт №2
- Рахманинов - Концерт для фортепиано с оркестром 2
- Рекомендуем
- Мацуев признался, что Второй концерт Рахманинова подходит полуострову Ямал — РТ на русском
- Исполняет автор
- В ГЭС-2 Юрий Башмет сыграл Рахманинова
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Солист Евгений Кисин (1987)
Сергей Рахманинов написал более 80 романсов, и отличаются они не только хитовыми мелодиями, но и очень интересными и непростыми по исполнению партиями фортепиано. В результате получается не просто голос с аккомпанементом, а равноценный дует вокала и фортепиано. Свою программу Хибла Герзмава символично начала со знаменитой распускающейся «Сирени», а завершила бушующими «Вешними водами». Рахманинова пианист Иван Бессонов.
Вместе с Государственной академической симфонической капеллой России, под предводительством Валерия Полянского. Он исполнил «Рапсодию на тему Паганини. Это одно из поздних произведений Сергея Рахманинова, написанных за границей, представляет собой многоплановую кавер-версию на самый популярный и часто исполняемый 24-й каприз Николо Паганини, сочиненный гениальным итальянцем для скрипки соло.
Марина КОСТЕРИНА фортепиано, Омск В программе прозвучит Второй фортепианный концерт Рахманинова, который является одним из самых популярных произведений композитора, благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. Танеева, ставшая итогом симфонического творчества композитора и наиболее значительной вехой в развитии русского симфонизма.
Разделы музыкальной формы тесно спаяны между собой и даже не переходят, а «перетекают» друг в друга. Но это нигде не вызывает ощущения лирической аморфности и бесформенности благодаря очень точному ощущению Рахманиновым «музыкального времени», верному распределению кульминаций и пропорциональности общей структуры. При своеобразии рахманиновского типа развития, обусловленного господствующей ролью лирически-песенного начала, в трактовке формы композитор остается в достаточной мере «классичным». Не отступая существенно от традиционных конструктивных схем, он переосмысливает их «изнутри». В качестве формообразующего фактора, способствующего прочности сочленений и наполняющего целое стремительной энергией развития, выступает тот специфически рахманиновский упругий, императивный ритм, который обращал внимание современников уже в более ранних произведениях композитора.
Широкий разлив воодушевленно-лирической песенной мелодики сочетается в концерте с неумолимо строгой ритмической дисциплиной, являющейся выражением сдерживающего и организующего волевого начала. Итак, рядом: интенсивнейшие порывы от величия внутренней душевной тревоги и сейчас же мощная организующая сила ритма, как оборона против душевного хаоса и прорыва плотины дисциплинированной воли стихией чувствований» Замечу, что создание романса «Судьба», в основу которого взят «мотив судьбы» из Пятой симфонии Бетховена, могло быть связано с особым интересом Рахманинова к бетховенскому «стучащему» ритму, находящему своеобразное преломление в ряде его произведений. Характерные, индивидуально своеобразные черты мелодики, гармонии, инструментовки Второго концерта становятся определяющими для большого периода рахманиновского творчества. Показательно, что если в предыдущих сочинениях Рахманинова критика обращала внимание главным образом на колоритность гармонии и оркестрового звучания, то теперь во всех отзывах подчеркивался мелодический дар композитора, проявляющийся в изумительной красоте, широте и певучести его тем. И действительно, необычайно рельефные, мелодически широко развернутые, насыщенные по выражению темы концерта раньше всего остального увлекают и захватывают слушателя. Рисунок мелодии становится у Рахманинова гораздо более свободным, ясным и пластически законченным, приобретает широту и гибкость, которой недоставало некоторым более ранним его произведениям, где отдельные экспрессивно заостренные интонации не всегда достаточно органично складываются в единую, непрерывно развивающуюся линию. Во Втором фортепианном концерте Рахманиновым впервые был найден подлинный органический синтез различных принципов мелодического развития, взаимодействием и взаимопроникновением которых определяется своеобразие его мелодики.
В литературе неоднократно указывалось на особый характерный сплав в мелодическом стиле Рахманинова принципов лирически напряженной мелодики Чайковского с методами вариантно-попевочного развития, в большей степени свойственными композиторам петербургской школы, в частности Римскому-Корсакову См. Мазеля «О лирической мелодике Рахманинова». Автор подчеркивает, что Рахманинов отразил в этом отношении исторически закономерный процесс сближения двух основных тенденций русской музыки второй половины XIX века, но если у композиторов меньшего масштаба дарования этот процесс получил эклектическое выражение, то Рахманинов благодаря своему исключительному мелодическому дару сумел достигнуть органического сочетания различных типов русской мелодики. В раннем рахманиновском творчестве соединение этих элементов носило подчас несколько механический характер так, в Первой симфонии иногда ощущается несоответствие приемов тематического развития, идущих от драматического симфонизма Чайковского, интонационному строю мелодики, окрашенной в эпические «кучкистские» тона. Здесь же сочетание их приводит к новому стилистическому качеству. От народной песни идут такие качества рахманиновской мелодики, как широта и плавность дыхания, преобладание диатоничности, ритмическая ровность и размеренность, большая роль поступенного движения и т. Вместе с тем мелодии Рахманинова носят, как правило, лирически обобщенный характер и редко обнаруживают в своем строении непосредственное сходство с определенными жанрами народно-песенного творчества.
Роль и сфера применения различных принципов мелодического развития до известной степени дифференцируются в его творчестве. Так, приемы секвентного развития обычно хотя не исключительно используются композитором в продолжающих построениях, тогда как в основном изложении темы он чаще прибегает к плавному, постепенному развертыванию мелодической линии, как бы вырастающей из первоначального небольшого зерна наиболее яркий образец — тема главной партии в первой части Второго концерта. Особенно характерны в своей неповторимо индивидуальной поэтической прелести и обаянии медлительно развертывающиеся, текучие лирические мелодии узкого диапазона с неизменным возвращением к одному опорному звуку. Казалось бы, в них не происходит никаких «событий». Но при внешней неподвижности и однообразии рисунка накапливается скрытое эмоциональное напряжение, с тем большей силой прорывающееся в одной кульминационной фразе или даже одной ярко экспрессивной, «открытой» по выражению интонации. Не менее своеобразен и другой тип, в котором наиболее выразительный оборот находится в самом начале, а затем мелодия словно застывает на одном уровне или медленно, уступчатым, колышущимся движением опускается к исходной точке. Асафьев, образно характеризуя напевную лирическую мелодику Рахманинова, писал, что она «всегда стелется, как тропа в полях».
Дополняя эту характеристику другими эпитетами и сравнениями, он говорит о рахманиновских «мелодиях-далях», вспоминает слова И. Репина: «озеро в весеннем разливе, русское половодье». В этих, быть может, несколько произвольно выбранных как и всякие, впрочем, образно-поэтические сравнения аналогиях важен один общий момент: невольно возникающие при слушании музыки Рахманинова пейзажные ассоциации, причем это образы именно русской природы, с ее широкими просторами и некоторой однотонностью ландшафта. Характерным складом рахманиновской мелодики в большой мере определяются и другие стороны музыкального языка композитора, в частности — его гармония. Гармонические средства, которыми пользуется Рахманинов, в общем не выходят за пределы норм позднеромантического стиля: основой его гармонии остается развитая мажоро-минорная тональная система с широким применением альтераций, внутритональных отклонений и т. Но характер использования этих средств у него своеобразен, что позволяет говорить если не о совершенно оригинальной «гармонии Рахманинова» подобно, например, гармонии Скрябина , то об особой, индивидуальной манере его гармонического письма. В этой сфере рахманиновского творчества можно наблюдать эволюцию, аналогичную той, которая происходит в его мелодике.
Гармония становится у Рахманинова более плавной, спокойной и, если можно так выразиться, певучей. Он отказывается от преднамеренных колористических эффектов и специфических по выразительности оборотов, которые играют подчас значительную роль в ранних его произведениях. Так, во Втором фортепианном концерте мы почти не встретим так называемый «мнимый» септаккорд, в котором современники усматривали едва ли не самый типичный признак гармонии молодого Рахманинова. Лишь изредка он мелькает в фигурациях, а в открытом виде применяется только один раз, в заключительном построении медленной части такт 8 от конца , причем в мажорном варианте, придающем ему скорее томно-мечтательный, чем элегически-скорбный характер. Как в мелодике Рахманинова, так и в его гармонии богатство и тонкость оттенков выразительности совмещаются с постоянством основного характера. Это проявляется, в частности, в ярко выраженной склонности композитора к длительному пребыванию в одной тональности. Модуляции осуществляются им обычно очень мягко и постепенно, он как бы неторопливо наслаивает широкие гармонические пласты один на другой, избегая неожиданного сопоставления далеких тональностей.
Характерна тенденция к взаимопроникновению мажора и минора, особенно «оминоривание» мажора, достигаемое как посредством понижающих альтераций например, столь излюбленный композитором гармонический мажор , так и путем внутритональных отклонений. При этом в качестве носителя активного, мужественно-волевого начала чаще выступает минор, в лирических же эпизодах Рахманинов предпочитает «смягченный» мажор, окрашенный отдельными элементами минорности. Своеобразие гармонического языка Рахманинова связано и с его аккордикой. Широкое использование септаккордов и нонаккордов преимущественно с малой септимой в основании , часто обильно уснащенных задержаниями, хотя и не колеблет ясно слышимой тональной основы, но повышает удельный вес неустойчивых элементов. Любимые Рахманиновым цепочки аккордов доминантового звучания отдаляют наступление конечного устоя и временами придают гармонии колорит зыбкой текучести. Наряду с этим целые большие построения охватываются иногда тоническим органным пунктом, и функциональная основа их остается по существу неизменной, расцвечиваясь лишь короткими, эпизодическими отклонениями. Таким образом достигается разнообразие оттенков, тонкая выразительная и красочная нюансировка при выдержанности основного тона.
В совокупности элементов, которыми определяется своеобразие зрелого рахманиновского стиля, большое значение имеет самый характер изложения — специфически рахманиновское полнозвучие, плотная насыщенность звуковой ткани и вместе с тем непринужденная широта и свобода фактуры, иногда производящая даже впечатление некоторой импровизационности. Один из первых исследователей творчества Рахманинова, Г. Прокофьев, писал: «... Русское спокойствие, величавая простота и вместе затаенная грусть рахманиновских переживаний передались в этих широких аккордах, выдержанных основных гармонических линиях, плавных, иногда даже малоподвижных мелодиях, на фоне которых так рельефно выступает рисунок проходящих гармонических сочетаний». Пассажная фигурация не имеет у Рахманинова чисто внешнего, украшающего значения. Столь любимые им раскидистые, волнообразные пассажи с постоянными «приливами» и «отливами» динамики составляют непрерывно движущийся текучий фон, на котором рельефно выделяется поющий мелодический голос позволительно напомнить в этой связи асафьевский образ парящего полета птицы над водной поверхностью. Это движение может быть бурным и стремительным или тихо струящимся, но оно обычно не прекращается ни на один момент и сохраняет свою форму на протяжении больших отрезков музыкального развития или даже целого произведения, не очень большого по размеру.
Рахманинов написал две каденции на выбор солиста: абсолютно титаническую аккордовую и страшноватую, с атмосферой «дома с привидениями» — пассажную. На этой записи Марта Аргерих играет вторую: слушайте ее в 10. Сравните интерпретации. Ссылка ведет к каденции, но запись стоит послушать целиком. Ссылка ведет прямо к каденции, чтобы вы оценили разницу. Запись, однако, достойна того, чтобы послушать ее целиком.
2-й фортепианный концерт Рахманинова: история шедевра
Вдохновившись пушкинскими «Цыганами», Рахманинов написал ее в 19 лет, опера стала дипломным проектом композитора при окончании консерватории и очень понравилась Чайковскому. Режиссер Денис Постоев украсил оперное произведение, в котором солировали Роман и Светлана Дюдины, Иван Журавлев, Артем Борисенко, Софья Овчинникова, хореографическими па, превратив ее в настоящий драматический спектакль. Сергей Рахманинов начал писать его во время своего визита в Воронежскую губернию - в селе Красное Новохоперского района в 1899 году. Переложить знаменитый Второй концерт Рахманинова на сценические движения взяли на себя смелость хореографы Софья Гайдукова и Константин Матулевский, которые славятся своими работами в жанре современного танца.
В 1904 году Сергей Васильевич получил Глинкинскую премию за свой Второй концерт, утвержденную известным меценатом М. У Второго концерта очень обширная фильмография. Музыку этого прекрасного произведения можно услышать во многих фильмах: «Рай» 2016 , «Женщина и Мужчина» 2010 , «Частная жизнь» 1982 , «Поэма о крыльях» 1979 , «Весна на Заречной улице» 1956 , «Ветка сирени» 2007 , «Бинго-Бонго» 1982 , «Короткая встреча» 1974 и др.
Встречаемся 24 марта в 18. Концерт пройдёт в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации "Всероссийские филармонические сезоны".
Затем прозвучали «Элегия для виолончели и фортепиано», «Шесть музыкальных моментов», «Салонные пьесы для скрипки и фортепиано».
В завершение музыканты сыграли «Венгерский танец». Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями.
Как и в прошлом году, в концерте примут участие дети и юноши греческой диаспоры Москвы, которые исполнят классические произведения на разных инструментах: фортепиано, скрипка, альт, аккордеон, флейта, кларнет, вокал. Вместе с юными дарованиями по сложившейся традиции в концерте примут участие уже состоявшиеся известные музыканты, лауреаты международных конкурсов: пианист, музыковед, радиоведущий Алексей Сканави; лауреат российских и международных конкурсов, преподаватель фортепиано факультета искусств МГУ им. Ломоносова, концертмейстер в Московской государственной консерватории им.
Чайковского и на факультете искусств в МГУ им.
История одного шедевра: второй фортепианный концерт Рахманинова
Произведение считается первым классическим образцом этого жанра в русской музыке и является, наверное, одним из самых популярных во всем мире. Мощные и "раскатистые" пассажи, эпические мотивы и известные, наверное, каждому звуки духовых в начале — Первый концерт Чайковского отражает широту русской души. Он давно стал одним из символов нашей культуры. Видимо, именно поэтому фрагмент произведения звучал на Олимпийских играх в Токио и Пекине, когда российским спортсменам из-за санкций и допингового скандала запретили использовать гимн. После Чайковского зрители долго не хотели отпускать Дениса Мацуева со сцены. Н а бис он испол нил еще пару произведений, в том числе знаменитую Прелюдию до-диез минор Рахманинова. Когда и этого оказалось недостаточно, маэстро решил немного пошутить.
Скажем, такие как Моцарт, Шопен, Шуберт, Свиридов, Рахманинов и кто-либо из джа зовых музы кантов", — заинтриговал пианист. Той самой мелодией оказалась "В лесу родилась елочка" — Денис Мацуев виртуозно сымпр овизировал е е в нескольких вариантах, подражая узнаваемой стилистике разных музыкантов. Удалось ее соединить даже со знаменитым мотивом "Время вперед" Свиридова. После серьезной и рефлексивной музыки зрители явно не ожидали такого подарка, но получилось весело, смешно и по-новогоднему тепло. Дарья Шаталова.
Тяжелая депрессия позади, а это значит, что за все три года у талантливого композитора накопились творческие силы и идеи. Именно в этот период времени появляются сочинения Рахманинова, которые символизируют собой более высокую ступень его художественного мастерства. Во Втором концерте композитор предстает перед публикой уже как зрелый художник, со своим особым мастерством, стилем, полностью и весьма ярко владеющий всеми доступными выразительными средствами, как настоящий мастер крупной формы. Все яркие события детства, посещение служб в московском Андрониковом монастыре, изучение хоровых произведений А. Кастальского — все это оказало огромное влияние на формирование его индивидуального стиля.
Это произошло на собрании музыкантов у Гольденвейзера в 1901 году. Вот только слушатели не сразу оценили эту прекрасную и самобытную музыку. Однако первое публичное исполнение всего концерта принесло произведению всеобщее признание и любовь слушателей. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был представлен публике 27 октября 1901 года в исполнении самого композитора. Оркестром дирижировал А.
Это сочинение было лидером с 2001-го по 2005-й, а затем с 2011-го по 2013-й. Теперь, спустя десять лет, произведение вновь оказалось на вершине классического хит-парада. Свой легендарный второй концерт Сергей Рахманинов написал в 1900 году и посвятил его психотерапевту Николаю Далю.
Опубликовано 11 апреля 2023, 11:42 1 мин. Топ основан на предпочтениях слушателей, которые выбирают своих фаворитов в традиционном ежегодном опросе «Зал славы Classic FM».
Как отмечает британская газета, почетное место на пьедестале в этом году может быть связано со 150-летием композитора, которое отмечается по всему миру.
Сергей Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркесторм №2 до-минор (С-moll), ор.18.
Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова по праву входит в мировую сокровищницу музыки как один из лучших русских концертов для фортепиано. В программе — Вторая симфония Рахманинова, произведение, ставшее для автора символом творческого возрождения после провала первого опыта в этом жанре. Место проведения второго концерта Рахманинова История исполнения второго концерта Рахманинова Местом проведения этого исторического выступления стал Большой зал Московской консерватории. Во Втором фортепианном концерте Рахманинова эта тема выражена с особой лиричностью и поэтичностью, сопровождаясь теплотой и эмоциональной проникновенностью.