Черниговского полка восстание, вооруженное выступление декабристов на Украине (29 декабря 1825 — 3 января 1826). Началось с того, что офицеры Черниговского полка — члены тайного общества А. Д. Кузьмин, М. А. Щепилло, И. И. Сухинов, В. Н. Соловьев в д. Трилесы. Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 года (10-15 января 1826 г н. ст. Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка Киянская Оксана Ивановна.
Странное восстание: как декабристы обманули солдат Черниговского полка
Восстание черниговского полка в 1825 году | ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА ВОССТАНИЕ, вооруженное выступление декабристов на Украине (29 декабря 1825 - 3 января 1826). |
Бунт на Украине: восстание Черниговского полка | В. — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 г (10-15 января 1826 г н. ст.) в Черниговском полку. |
Ольга Эдельман / Бессмысленный и... | Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года. Однако события в Петербурге и арест С. Муравьева-Апостола привели к тому, что восстание началось раньше, чем предполагалось. |
Глава I. «Человек, опасный для России» . Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка | Черниговского полка восстание, вооруженное выступление декабристов на Украине (29 декабря 1825 — 3 января 1826). Началось с того, что офицеры Черниговского полка — члены тайного общества А. Д. Кузьмин, М. А. Щепилло, И. И. Сухинов, В. Н. Соловьев в д. Трилесы. |
Восстание Черниговского полка 1825 года
Восстание Черниговского полка — это второе восстание декабристов, организованного Южным обществом во главе с Сергеем Муравьевым-Апостолом на Украине в период с 29 декабря 1825 года по 3 января 1826 года, и охватившего такие населенные пункты. Южное восстание (восстание черниговского полка). Восстание 14 декабря послужило сигналом к восстанию на юге. Карта восстания Черниговского полка с указанием занятых им населённых пунктов. Карта восстания. Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 г (10-15. Мятеж Черниговского полка стал примером того, как ни в коем случае не следует устраивать восстание. Грабежи, дезертирство, повальное пьянство — и всё это из-за того, что руководители восстания не имели внятной программы и не могли поставить цель.
Восстание Черниговского полка: предпосылки, ход событий, итоги
Но в любом случае, солдаты не понимали, чего ради их подбивают на бунт. Гренадерская рота полка вообще сбежала от бунтовщиков — ее впоследствии отблагодарили, включив в состав лейб-гвардии Московского полка. Сергей Муравьев-Апостол рассказывал солдатам, что они непременно должны помочь Константину Павловичу удержаться на троне, хотя и знал, что тот давно уже отрекся от престола. Подполковник убеждал подчиненных, что стоит им подойти к другим частям, как те сразу перейдут на сторону восставших. Причем уверял он их в этом даже тогда, когда уже было известно о приближении войск, отправленных на подавление мятежа — дескать, вот идут на соединение с нами. Никакого плана у восставших не было. После нескольких дней хаотичных блужданий по населенным пунктам между Белой Церковью, Фастовым и Житомиром восстание было разгромлено. Собственно, Черниговский полк даже не сопротивлялся. Сергей Муравьев-Апостол был тяжело ранен. Большинство солдат полка были наказаны — подвергнуты телесным наказаниям и отправлены в части на Кавказ.
Никакого плана у восставших не было. После нескольких дней хаотичных блужданий по населенным пунктам между Белой Церковью, Фастовым и Житомиром восстание было разгромлено. Собственно, Черниговский полк даже не сопротивлялся. Сергей Муравьев-Апостол был тяжело ранен. Большинство солдат полка были наказаны — подвергнуты телесным наказаниям и отправлены в части на Кавказ. Муравьев-Апостол был числе пяти декабристов, приговоренных к смертной казни. По легенде, французская гадалка предсказала Муравьеву-Апостолу, что его повесят. Он не поверил, возразив, что в России дворян не вешают. В ответ гадалка якобы сказала, что для него император сделает исключение. Читайте также:.
Раны оказались не опасными для жизни, и Гебелю удалось спаситсь. Вечером 1 13 января восставшие роты двинулись на Житомир, стремясь соединиться с частями, где служили члены Общества соединённых славян, но, избегая столкновения с превосходящими силами правительственных войск, повернули на Белую Церковь. Гренадёрская рота под командованием капитана Козлова в полном составе отказалась продолжать участие в мятеже и покинула восставших. Дисциплина среди мятежных солдат полка начала стремительно падать. Начались грабежи крестьянских дворов. При селе Устимовке 3 15 января 1826 года полк был разбит правительственными войсками под командованием генерал-майора барона Фёдора Гейсмара. Отряд Гейсмара, используя преимущества пересечённо-лесистой местности, ожидали мятежников в засаде. Подпустив полк на расстояние выстрела, артиллерия открыла огонь ядрами без предупреждения. Глава мятежа подполковник Сергей Муравьёв-Апостол отдал приказ продолжать движение прямо на пушки, которые, стреляя теперь уже картечью, нанесли ощутимый урон рядам восставших и рассеяли их колонну. Сергей Муравьёв-Апостол был в этом бою тяжело ранен, а его брат Ипполит — убит картечью по другим данным — застрелился , также погиб Щепилло. Верховный уголовный суд по делу декабристов приговорил Сергея Муравьёва-Апостола и Бестужева-Рюмина, «взятых с оружием в руках», к смертной казни через повешение. Приговор был приведён в исполнение в Петербурге 13 25 июля 1826 года. Вместе с ними казнены лидеры Северного общества Рылеев и Каховский, а также руководитель Южного общества Пестель. Все захваченные в плен мятежники были лишены чинов и, кроме тяжело раненых, подвергнуты телесному наказанию — пропущены сквозь строй. Впоследствии полк был переформирован. Сохранившая верность присяге гренадёрская рота в полном составе была переведена в гвардию — в Лейб-гвардии Московский полк. Восстание Черниговского полка. Декабристы в Мотовиловке Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 26 декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 года 10-15 января 1826 г н. Восстание было организовано Южным обществом. После известия о восстании в Петербурге командующий полком распорядился арестовать подполковника С. Когда Гебель отказался не только освободить братьев Муравьевых, но и дать объяснения их ареста, участники заговора стали колоть его штыками, а сам подполковник Муравьев нанес полковнику рану в живот. Солдаты полка в расправе над полковником участия не принимали, а оставались только зрителями. Полковнику Гебелю с помощью рядового 5-й роты Максима Иванова удалось спастись об декабристов. На другой день, 30 декабря, вступили в город Васильков, где захватили всё оружие и полковую казну. Полковая казна составляла около 10 тыс. В Мотовиловке были часты случаи грабежей жителей рядовым составом декабристской армии. Усиливается пьянство рядового состава. Вечером 1 января восставшие роты выступают из Мотовиловки. Из Василькова повстанцы двинулись на Житомир, стремясь соединиться с частями, где служили члены Общества соединённых славян, но, избегая столкновения с превосходящими силами правительственных войск, повернули на Белую Церковь. Усиливается дезертирство рядовых. У Устимовки 3 января 1826 г были разбиты правительственными войсками. Глава мятежа подполковник Сергей Муравьёв-Апостол отдает приказ своему войску не стрелять, а идти прямо на пушки. Которые картечью наносят ощутимый урон рядам восставших и рассеивают их колонну. Сергей Муравьёв-Апостол был в этом бою тяжело ранен, а его брат Ипполит застрелился, в бою погибли Кузьмин и Щепилла, 895 солдат и 6 офицеров были взяты в плен. Поведение руководителей восстания. У руководителей восстания отсутствовали ясные цели, об этом свидетельствует их странный маршрут движения, напоминающий собой восьмерку. Новые цели и, соответственно, направления движения начинались и тут же бросались. Единственной надеждой на успех было распространение мятежа среди армейских частей по принципу цепной реакции. И эта надежда не оправдалсь. Основная солдатская масса в восстание была втянута несознательно, без полного понимания того, что они совершают, без понимания целей восстания. Для этого декабристами использовались любые средства от простого приказа старшего по званию, до раздач денег примкнувшим к мятежу и сознательной лжи. Уговаривая солдат и колеблющихся офицеров примкнуть к мятежу, Сергей Муравьев-Апостол уверял их, что сам он получил официальное назначение полковым командиром вместо раненного им Гебеля, а все высшее руководсто физически уничтожено. Отправной точкой для обоснования мятежа было утверждение о том, что присягнув Константину Павловичу армия должна сделать все возможное для его сохранения на престоле. Своего младшего брата, Ипполита, прапорщика квартирмейстерской части, он представлял как курьера цесаревича Константина, привезшим приказ, чтобы Муравьев прибыл с полком в Варшаву. Декабристы убеждали солдат, что вся 8-я дивизия восстала в поддержку воцарения Константина Павловича. Вершиной этой пропаганды стало утверждение полковника Сергей Муравьев-Апостола, который за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, убеждал подчиненных, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для соединения с ними. В общественном сознании имена этих людей окутаны романтическим ореолом «рыцарей без страха и упрека», правда, «страшно далеких от народа», «разбудивших Герцена» и т. По означенной схеме о них писались книги, снимались фильмы. Достаточно назвать в этой связи «сказку» «Звезда пленительного счастья», весьма далекую от исторической правды. О том, что все руководители и главные участники неудавшегося декабристского заговора были масонами, попросту замалчивалось. Иначе бы стали понятны истинные причины событий на Сенатской площади в декабре 1825 года. Масонство — это международная сеть официальных и тайных организаций, существующих под разными названиями. Провозглашая официально утверждение всевозможных «общечеловеческих ценностей», в действительности же они тайно ведут борьбу с христианством и готовят условия для соединения всех государств и наций в единую империю, то есть приход и воцарение на земле лжемессии — антихриста. Обычно рядовые члены масонских организаций даже не подозревают об истинных целях этой самой мощной и самой влиятельной тоталитарной секты на планете. Именно масоны были тайной причиной дворцовых интриг, свержения христианских монархических династий в Шотландии, Англии, Голландии, Швеции, Франции, России февраль — март 1917 года — масонами были все члены так называемого Временного правительства. И как только рушилась монархия, в государствах начинались гражданские войны. Таким образом, обманутые народы расплачивались за прогресс и всеобщее братство, духовное совершенство и прочие «общечеловеческие ценности», которые служили и служат лишь ширмой, скрывающей истинные цели масонства — разрушение традиционного уклада жизни государств, развращение народов и уничтожение христианства. К сожалению, не зная всей подоплеки масонского движения, в его организации попадает немало людей умных, честолюбивых, искренне желающих изменения жизни к лучшему. Таковыми были и большинство участников декабристского мятежа. Может быть, не столько вина, сколько беда их заключалась в том, что с раннего детства они воспитывались в развращенной аристократической среде, практически утратив веру в Бога.
Во-первых: П. Пестель был ужасным человеком. То, что он "холодный и жесткий прагматик, поклонник Макиавелли" — не новость; но, оказывается, прагматизм его простирался столь далеко, что — из всех декабристов единственный — он всерьез занялся изысканием денег на революцию, для чего крал их у вверенного ему Вятского пехотного полка, а дабы не быть разоблаченным, давал крупные взятки командиру дивизии князю Сибирскому коему деньги нужны были на излечение от ран, полученных в 1812 году и бригадному командиру генералу Кладищеву. Доказательства: после ареста Пестеля возникли претензии к нему по хозяйству полка из приводимых автором сумм понять ничего нельзя, поскольку автор не подозревает, каким сложным и запутанным было полковое хозяйство в то время , а князь Сибирский на войне был ранен. Более того, узнав о недостачах в подведомственном полку, оба генерала вы знаете, что сделали? Они всполошились!!! На соседней странице сообщается, что как раз в то время Пестель... Вся эта история с золотом партии вызывает оторопь не потому даже, что полковник Пестель оказался столь инфернально иррациональным злодеем, — а потому, что среди современников-то он считался воплощением рассудочной логики. Боже мой, что же теперь думать о его окружении? Второе: никто доселе не подозревал, что командир стоявшего в Киеве 4-го пехотного корпуса князь А. Щербатов мог быть замешан в заговоре. А зря, зря... Из специально отведенной подглавки узнаем: Щербатов из хорошей семьи; у него умерла жена в 1810 году, ужасно переживал ; он герой наполеоновских войн; хорошо известен царю — потому что однажды во время высочайшего смотра его полк промок под дождем подробно описано ; был столь строптив, что однажды отговорил великого князя Константина наказывать палками нескольких польских солдат. Затем автор замечает, что служившему в 1825 г. Трубецкому "вряд ли удалось" принять его в тайное общество. Поэтому ясно, что, поднимая Черниговский полк на восстание, С. Муравьев-Апостол не мог не рассчитывать на помощь Щербатова. От себя добавим, что достоверно известно лишь, что Щербатов проявил некоторую служебную нерасторопность в вопросе подавления восстания, за что имел нахлобучку. Третье: во время восстания Черниговского полка солдаты напились и даже буянили, что было моральным падением мятежных офицеров. Следуют уморительные дамские рекомендации гг. И опять путаные рассуждения о финансовых махинациях Муравьева-Апостола, основанные на невнимании к разнице между полковым ящиком казенные деньги и артельным солдатская складчина для общих нужд — самовар и прочее.
Восстание Черниговского полка - Chernigov Regiment revolt
Применительно к России нижний предел неравенства являли собой бесправные крестьяне. Верхний же — государь император, который мог все. Естественно, что уравнение должно было приближаться к верхней границе, иначе вообще теряло смысл. Однако для того, чтобы столь страстно желаемое юридическое равенство было реальным, необходимо было прежде всего освободить и дать права гражданства крестьянам. По Пестелю, «право обладать другими людьми как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для своей прибыли, выгоды и прихоти есть дело постыдное». Пестель прекрасно понимает, что для истинного освобождения крестьян одних «правильных» законов мало. Освобождение без земли окажется пустым звуком, приведет их к разорению. Между тем как «освобождение сие должно доставить лучшее положение противу теперешнего»[43]. Отсюда напрямую вытекает аграрный проект «Русской Правды» — пожалуй, важнейший и сложнейший для ее автора, вызывавший острую критику со стороны многих декабристов, в том числе того же Николая Тургенева[44].
Этот проект хорошо известен историкам. Пестель исходит из того, что земля «есть собственность всего рода человеческого», но не ставит под сомнение и важнейшее естественное право — право частной собственности, в том числе и на землю. Он планирует разделение всей пахотной земли на две части: «Одна половина получит наименование земли общественной, другая земли частной». Граждане, приписанные к определенной волости, имеют право получить свои наделы из общественной земли — «не в полную собственность, но для того, чтобы их обрабатывать и пользоваться их произрастениями». Подобная система предусматривала и конфискацию значительной части помещичьей земли. Идея всеобщего юридического равенства вполне воплотилась и в национальной программе «Русской Правды». Давно отмечено, что программа эта была крайне жесткой по отношению к населяющим Россию «инородцам»: предлагала «силою переселить во внутренность России» «буйные» кавказские народы, выселить два миллиона русских и польских евреев в Малую Азию, изгнать из России цыган, которые не пожелают принять христианство, истребить древние татарские обычаи многоженства и содержания гаремов. В итоге подобных действий национальности, подобно сословиям, должны быть уничтожены, «все племена должны быть слиты в один народ».
Все обитатели России должны стать русскими. Дело здесь, конечно же, не в том, что Пестель не любил татар, евреев или цыган. Любое национальное своеобразие: культурное, религиозное или политическое, уничтожало принцип равных возможностей. И поэтому народам предоставлялся выбор: либо слиться с русскими, приняв их образ жизни и формы правления, либо испытать на себе много неприятностей — вплоть до выселения из страны. Все части России должны были связаны общностью русского языка, православной веры, законодательства и традиций. Южный лидер прекрасно понимал, что ввести все эти преобразования мирно невозможно. Недовольных будет много: лишающиеся значительной части земли дворяне, почувствовавшие «вольность» крестьяне, не желающие ни становиться русскими, ни покидать Россию «инородцы». И дело вообще может кончиться «ужасами и междоусобиями», которые не пойдут ни в какое сравнение даже с тем, что происходило во Франции в конце XVIII века.
Введение новых законов, по Пестелю, «не должно произвести волнений и беспорядков в государстве». Государство обязано «беспощадную строгость употреблять противу всяких нарушителей общего спокойствия». Именно для того, чтобы предотвратить гражданскую войну, была нужна многолетняя диктатура Временного верховного правления. Опирающаяся на штыки и сильную полицию явную — жандармерию, и тайную — «канцелярию непроницаемой тьмы» диктатура — самый действенный способ обеспечить «постепенность в ходе государственных преобразований». Так и только так Россия сможет избежать «ужаснейших бедствий» и не покориться вновь «самовластию и беззаконию». И диктатура, и сильная государственная идеология должны были, по Пестелю, добиться от всех без исключения граждан новой России «единородства, единообразия и единомыслия»[45]. Многие современные историки видят в Пестеле прежде всего убежденного сторонника «антидемократических» форм правления, а в государстве, которое он замышлял, угадывают «тоталитарную сущность»[46]. Это мнение не вполне справедливо, как несправедливо и утверждение, что только ради воплощения в жизнь идеи диктатуры южный лидер и замышлял военный переворот.
Пестель понимал, конечно, что диктатура, основанная на подавлении всякого инакомыслия, сама по себе не может предоставить людям всеобщее равенство. Согласно его представлениям после того, как будут проведены основные реформы и уйдет опасность гражданской войны, в России должно наступить царство демократии. Единовластию диктаторов придет конец, будет принята конституция и избран двухпалатный парламент. Его нижняя палата «Народное Вече» будет избираться на пять лет на основе всеобщего и равного избирательного права; при этом каждый год должна происходить ротация пятой части палаты. Палата будет осуществлять законодательную власть: она «объявляет войну и заключает мир», принимает законы. Главные же из этих законов, касающиеся конституционных основ жизни страны, выносятся на референдум — «на суждение всей России предлагаются». Верхняя палата «Верховный Собор» должна состоять из 120 членов, которые «назначаются на всю жизнь» и именуются «боярами». Кандидатов в число «бояр» предлагают губернии, а «народное вече» утверждает их.
В руках «Верховного Собора» сосредотачивается «власть блюстительная». В частности, он должен следить за тем, чтобы принимаемые нижней палатой законы строго соответствовали конституции. Исполнительная власть принадлежит «Державной Думе», состоящей из пяти человек, «народом выбранных». Для того чтобы среди этой пятерки не появился новый диктатор, предлагается опять же ежегодная ротация. Собственно, тогда, когда эти органы будут сформированы и заработают, в стране и наступит всеобщее равенство. Христианский принцип «люби ближнего, как самого себя» сможет воплотиться в жизнь, и люди смогут наконец реализовать свои равные права. У «Русской Правды» была и еще одна, так сказать, тактическая функция — она должна была обеспечить организационное единство Южного общества. Поручик Николай Бобрищев-Пушкин описал на следствии одно из своих свиданий с Пестелем, посвященное обсуждению его конституционного проекта.
Речь в данном случае шла о введении к «Русской Правде» — где Пестель описывал «основные понятия» своего проекта. Цитата эта, как и окружающие ее несколько фраз, действительно была написана рукой Бобрищева-Пушкина — и в таком виде дошла до нас. Текст «Русской Правды» сохранил и образцы почерка большинства руководителей Южного общества — они вносили в него правку, делали попытки перевести этот документ на французский язык и т. Тот же Бобрищев-Пушкин показывал на следствии, что, вставив свои дополнения в текст «Русской Правды», «через несколько минут уже догадался, что это были сети, расставленные мне для того, чтобы лишить меня возможности донести, что у него Пестеля. Очевидно, что подобного рода сомнения посещали и Алексея Юшневского. По мнению авторитетного текстолога С. Опасения и «догадки» Бобрищева-Пушкина и Юшневского вряд ли были безосновательными. Пестель недаром просил своих товарищей вносить изменения в свой текст, обсуждал проект на съездах руководителей тайного общества, в 1823 году добился формального голосования за него.
Идея совместной работы над программным документом в целом похожа на ту, которую он преследовал, уговаривая членов Союза благоденствия проголосовать в 1820 году за цареубийство. Те, кто обсуждал «Русскую Правду» и голосовал за нее, чей почерк остался на ее страницах, не могли уже отговориться незнанием о существовании этого документа. И перед лицом власти они становились государственными преступниками. У них оставался единственный выход — содействовать скорейшему осуществлению революции и воплощению «Русской Правды» в жизнь. Пестель недаром подчеркивал на следствии преемственность своей организации с организацией предыдущей, называя ее «Южным округом Союза благоденствия». Помимо идеи установления новой власти посредством военной революции, новое общество унаследовало от старого и организационную беспомощность. Четкий план построения Южного общества не был способен сделать из него структуру, готовую к захвату власти. Еще в начале ХХ века историк М.
Довнар-Запольский писал о том, что «между официальным зарождением Южного общества и началом его деятельности протек небольшой подготовительный период», после которого оно приступило к активным действиям[50]. Споря с ним, М. Нечкина утверждала, что «ни о каком периоде затишья или о перерыве, который якобы установился в начале жизни общества, не приходится говорить. Южное общество возникло и сразу же начало действовать»[51]. Однако как признания на следствии, так и позднейшие мемуары самих участников тайной организации противоречат как Довнар-Запольскому, так и Нечкиной. Судя по всему, в жизни Южного общества не было ни «периода затишья», ни этапа активных действий. Более того, с самого момента образования как цельная организация оно практически не существовало. Задуманные Пестелем жесткое построение заговора, различные степени «посвященности» в его тайны на практике не действовали.
Ни одно из «главных правил» деятельности Южного общества «не было исполняемо», — признавал на следствии руководитель Директории[52]. Две из трех управ нового союза — Тульчинская и Каменская — существовали лишь номинально. Проведя первую половину 1821 года в трудах «по делам греков и турок»[53], Пестель редко появлялся в главной квартире и очень мало времени мог уделять своей управе. Когда же в ноябре того же года он стал командиром Вятского пехотного полка со штабом в Линцах, ему пришлось и вовсе уехать из Тульчина. И Тульчинская управа развалилась. Следы охлаждения к делам тайного общества видны в показаниях и мемуарах большинства ее участников; прекратились даже такие не опасные для правительства формы деятельности заговорщиков, как «тульчинские беседы». Тот же Басаргин утверждал на следствии: с того момента, как Пестель уехал из Тульчина, «общество как бы кончилось»[55]. А один из самых близких Пестелю декабристов, князь Александр Барятинский, утверждал в показаниях, что «в 1822 же году большая часть сего общества отошла от нас».
Юшневский никогда не вмешивался в дела общества и по характеру, и по причине семейства, а только считался в оном», «Крюков занят женитьбой своей, никогда не входил даже и в разговоры. Ивашев уже два года у отца в Симбирске живет, Басаргин, Вольф, Аврамов совершенно отклонилися дажеотразговоров, касающихся до общества»[56]. Подобным же образом обстояли дела и в Каменской управе. Знаменитая Каменка, воспетая Пушкиным, была, конечно, одним из важных центров российской культуры начала XIX века. Парсамов пишет: «Каменка — это место встречи различных эпох и культур», заключавшее в себе, к тому же, «огромные культуропорождающие возможности, которые оказались намного долговечнее тех, кто их создал. Таким образом был подготовлен своеобразный каменский ренессанс 1860-х годов, когда там появился П.
Трилесы, но в тот же день освобожден офицерами Черниговского полка А. Кузьминым, В. Соловьевым, И.
Сухиновым и М. Муравьев-Апостол с 2 ротами вступил в Васильков, где к нему присоединились еще 3 роты. Утром 31 дек. Восставшие двинулись на г. Брусилов, к ним присоединилось еще ок. Но присоединить 17-й егерский полк не удалось, Муравьев-Апостол попытался пробиться к Житомиру на соединение с полками 8-й пех. Устимовки Черниговский полк был встречен правительств. После залпов картечью в упор черниговцы дрогнули и были окончательно разбиты кавалерией. Муравьев-Апостол был тяжело ранен, Щепилла убит, Кузьмин и И.
Муравьев-Апостол застрелились. По приговору Верх. Бестужев-Рюмин были повешены, офицеры Соловьев, Сухинов, Быстрицкий, Мозалевский приговорены к пожизненной каторге. Полк был сформирован заново. Мат-лы, т. Восстание Черниговского полка 15 января 1826 года было подавлено восстание декабристов в Черниговском полку, расквартированном в Киевской губернии. Восстание было организовано Южным обществом декабристов. После известия о восстании декабристов в Петербурге командир полка лично арестовал подполковника С. Муравьёва-Апостола, связанного с заговорщиками.
Раны оказались не опасными для жизни, и Гебелю удалось спаситсь. Вечером 1 13 января восставшие роты двинулись на Житомир, стремясь соединиться с частями, где служили члены Общества соединённых славян, но, избегая столкновения с превосходящими силами правительственных войск, повернули на Белую Церковь. Гренадёрская рота под командованием капитана Козлова в полном составе отказалась продолжать участие в мятеже и покинула восставших. Дисциплина среди мятежных солдат полка начала стремительно падать. Начались грабежи крестьянских дворов. При селе Устимовке 3 15 января 1826 года полк был разбит правительственными войсками под командованием генерал-майора барона Фёдора Гейсмара. Отряд Гейсмара, используя преимущества пересечённо-лесистой местности, ожидали мятежников в засаде. Подпустив полк на расстояние выстрела, артиллерия открыла огонь ядрами без предупреждения. Глава мятежа подполковник Сергей Муравьёв-Апостол отдал приказ продолжать движение прямо на пушки, которые, стреляя теперь уже картечью, нанесли ощутимый урон рядам восставших и рассеяли их колонну.
Сергей Муравьёв-Апостол был в этом бою тяжело ранен, а его брат Ипполит — убит картечью по другим данным — застрелился , также погиб Щепилло. Верховный уголовный суд по делу декабристов приговорил Сергея Муравьёва-Апостола и Бестужева-Рюмина, «взятых с оружием в руках», к смертной казни через повешение. Приговор был приведён в исполнение в Петербурге 13 25 июля 1826 года. Вместе с ними казнены лидеры Северного общества Рылеев и Каховский, а также руководитель Южного общества Пестель. Все захваченные в плен мятежники были лишены чинов и, кроме тяжело раненых, подвергнуты телесному наказанию — пропущены сквозь строй. Впоследствии полк был переформирован. Сохранившая верность присяге гренадёрская рота в полном составе была переведена в гвардию — в Лейб-гвардии Московский полк. Восстание Черниговского полка. Декабристы в Мотовиловке Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 26 декабря 1825 г.
Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 года 10-15 января 1826 г н. Восстание было организовано Южным обществом. После известия о восстании в Петербурге командующий полком распорядился арестовать подполковника С. Когда Гебель отказался не только освободить братьев Муравьевых, но и дать объяснения их ареста, участники заговора стали колоть его штыками, а сам подполковник Муравьев нанес полковнику рану в живот. Солдаты полка в расправе над полковником участия не принимали, а оставались только зрителями. Полковнику Гебелю с помощью рядового 5-й роты Максима Иванова удалось спастись об декабристов. На другой день, 30 декабря, вступили в город Васильков, где захватили всё оружие и полковую казну. Полковая казна составляла около 10 тыс. В Мотовиловке были часты случаи грабежей жителей рядовым составом декабристской армии.
Усиливается пьянство рядового состава. Вечером 1 января восставшие роты выступают из Мотовиловки. Из Василькова повстанцы двинулись на Житомир, стремясь соединиться с частями, где служили члены Общества соединённых славян, но, избегая столкновения с превосходящими силами правительственных войск, повернули на Белую Церковь. Усиливается дезертирство рядовых. У Устимовки 3 января 1826 г были разбиты правительственными войсками. Глава мятежа подполковник Сергей Муравьёв-Апостол отдает приказ своему войску не стрелять, а идти прямо на пушки. Которые картечью наносят ощутимый урон рядам восставших и рассеивают их колонну. Сергей Муравьёв-Апостол был в этом бою тяжело ранен, а его брат Ипполит застрелился, в бою погибли Кузьмин и Щепилла, 895 солдат и 6 офицеров были взяты в плен. Поведение руководителей восстания.
У руководителей восстания отсутствовали ясные цели, об этом свидетельствует их странный маршрут движения, напоминающий собой восьмерку. Новые цели и, соответственно, направления движения начинались и тут же бросались. Единственной надеждой на успех было распространение мятежа среди армейских частей по принципу цепной реакции. И эта надежда не оправдалсь.
Трилесам, рассчитывая сделать бросок на Житомир. Но утром 3 января 1826 г. Муравьев-Апостол схвачен и в кандалах отправлен в Петербург. После подавления восстания в Петербурге и на Украине самодержавие обрушилось на декабристов со всей беспощадностью. Было взято под арест 316 человек некоторых из них арестовали случайно и после первых допросов отпустили. Всего же по "делу" декабристов проходило 579 человек - таково было число лиц, попавших в составленный следствием "Алфавит членам злоумышленного общества, открывшегося 14 декабря 1825 г. Полгода работала Следственная комиссия в Петербурге. Следственные комиссии были образованы также в Белой Церкви и при некоторых полках. Это был первый в истории России широкий политический процесс. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 предан Верховному уголовному суду всего же всеми судами осуждено 173 человека. Из числа преданных Верховному уголовному суду пятеро П. Пестель, К. Рылеев, С.
Более того, политиками, ставившими перед собою цель ниспровергнуть существующий режим, сломать абсолютизм и сословность. Цель определяла средства, в том числе и такие, которые не согласовывались с представлениями о поведении дворянина и офицера: цареубийство, финансовые махинации, подкуп, шантаж и т. Но движение декабристов не сводимо только лишь к «грязным» средствам достижения сомнительной с исторической точки зрения цели. Составляя заговор, декабристы не могли не знать, что по российским законам, в которых умысел на совершение государственного преступления приравнивался к самому деянию, за то, чем они занимались на протяжении почти десяти лет, вполне можно заплатить жизнью. Не могли не знать, что Империя сильна, что сила — не на их стороне и что добиться торжества их собственных идей будет трудно, практически невозможно. Знали — но все же вели смертельно опасные разговоры, писали проекты конституций, выводили полки на Сенатскую площадь и в степи под Киевом. Собственно, члены тайных обществ остались в активной исторической памяти именно потому, что впервые попытались открыто протестовать против ограничения прав. Более того, они стали символом борьбы за человеческие права. Едва ли не каждый, кто мыслил себя в оппозиции режиму монархическому, советскому или постсоветскому , так или иначе ассоциировал себя с декабристами. Декабристы стали символом российской интеллигенции. Мог ли мятеж «кончиться удачей»? Трудно сказать. С одной стороны, бурное «осьмнадцатое столетие» было богато успешными переворотами. Но, с другой стороны, все 10 лет существования тайных обществ лидеры заговора не могли найти общий язык, не могли договориться о том, кто будет главным в новом российском правительстве. Заговорщики не сумели договориться и о совместных действиях, и это значительно уменьшало их шансы на успех. Однако победа императора Николая I над декабристами обернулась для него историческим поражением. Случайный путешественник-француз, пораженный устройством русского государственного механизма, писал о нем: «Россия — империя каталогов; она замечательна, если читать ее как собрание этикеток; но бойтесь заглянуть дальше заголовка!
Глава I. «Человек, опасный для России»
Подавив восстание черниговского полка и бунт в Санкт-Петербурге, Николай I обрушил свой гнев на взятых под арест декабристов. 15 января [ОС 3 января] 1826 года в Украине между Киевом и Белая Церковь. Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка Киянская Оксана Ивановна.
Восстание Черниговского полка. Восстание черниговского полка дата.
Черниговского полка восстание, вооруженное выступление декабристов на Украине (29 декабря 1825 — 3 января 1826). Началось с того, что офицеры Черниговского полка — члены тайного общества А. Д. Кузьмин, М. А. Щепилло, И. И. Сухинов, В. Н. Соловьев в д. Трилесы. 29 декабря 1825 г. началось восстание Черниговского полка, дислоцированного в районе г. Василькова (в 30 км к юго-западу от Киева). Черниговского полка восстание, вооруженное выступление декабристов на Украине (29 декабря 1825 — 3 января 1826). Началось с того, что офицеры Черниговского полка — члены тайного общества А. Д. Кузьмин, М. А. Щепилло, И. И. Сухинов, В. Н. Соловьев в д. Трилесы. Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 года.
Воля, водка, ерунда. Чем обернулось восстание Южного общества декабристов
Декабристы мыслили себя прежде всего политиками. Более того, политиками, ставившими перед собою цель ниспровергнуть существующий режим, сломать абсолютизм и сословность. Цель определяла средства, в том числе и такие, которые не согласовывались с представлениями о поведении дворянина и офицера: цареубийство, финансовые махинации, подкуп, шантаж и т. Но движение декабристов не сводимо только лишь к «грязным» средствам достижения сомнительной с исторической точки зрения цели. Составляя заговор, декабристы не могли не знать, что по российским законам, в которых умысел на совершение государственного преступления приравнивался к самому деянию, за то, чем они занимались на протяжении почти десяти лет, вполне можно заплатить жизнью. Не могли не знать, что Империя сильна, что сила — не на их стороне и что добиться торжества их собственных идей будет трудно, практически невозможно.
Знали — но все же вели смертельно опасные разговоры, писали проекты конституций, выводили полки на Сенатскую площадь и в степи под Киевом. Собственно, члены тайных обществ остались в активной исторической памяти именно потому, что впервые попытались открыто протестовать против ограничения прав. Более того, они стали символом борьбы за человеческие права. Едва ли не каждый, кто мыслил себя в оппозиции режиму монархическому, советскому или постсоветскому , так или иначе ассоциировал себя с декабристами. Декабристы стали символом российской интеллигенции.
Мог ли мятеж «кончиться удачей»? Трудно сказать. С одной стороны, бурное «осьмнадцатое столетие» было богато успешными переворотами. Но, с другой стороны, все 10 лет существования тайных обществ лидеры заговора не могли найти общий язык, не могли договориться о том, кто будет главным в новом российском правительстве. Заговорщики не сумели договориться и о совместных действиях, и это значительно уменьшало их шансы на успех.
Однако победа императора Николая I над декабристами обернулась для него историческим поражением.
Все оные пять человек отправлены в главную квартиру—г. Могилев закованными в железах, каждый порознь, при одном офицере и двух нижних чинах, в разное время, чрез 12 и чрез 24 часа. Прочие офицеры хотя и были принуждены насилием следовать за Муравьевым, но постепенно отставали и являлись к ближайшему начальству; оные все находятся в Киеве, в дежурстве 4-го корпуса, под присмотром. Между жителями оное происшествие никакого волнения не сделало; напротив они старались ловить шпионов, и квартирьеров и доставляли начальству.
Муравьев имел свои катехизисы, наполненные вредными поучениями для жителей, где он, совершенно маскируясь религией, утверждал , что, кроме Иисуса Христа, нет и не должно быть царя, что все служат никому более, как Ему одному. При выходе крестьян из церкви, он им неоднократно читал упомянутые катехизисы, стараясь в них внушить свои вредные правила, на что жители ему отвечали: «Мы ничего не понимаем, нам ничего не нужно». Оные катехизисы были разбросаны в разных местах посылаемыми им шпионами, из коих один Черниговского полка прапорщик Мазолевский пойман и взят в главную квартиру. Нижние чины Черниговского пехотного полка, взятые в плен, находятся теперь в Белой Церкви — все под присмотром, делают им допросы, и участников в замысле Муравьева никого из них не открылось; они были обмануты, им совершенно была неизвестна его цель. Для присмотра за ними выходит ежедневно батальон в караул; кавалерия же делает ночью разъезды.
Поэтому Александр Вадиковский пообещал развернуть в Белой Черкве 17-й маневренный полк. Но вскоре он был арестован, и эта надежда рухнула. В это же время стало известно о поражении Санкт-Петербургского восстания. Там никого не было, ни полка. Все разъехались по домам на Рождество. Затем они отправились в Белую церковь. Схема карты. Восстание Черниговского полка 3 января 1826 года повстанцы встретились с войсками генерала Федора Гейсмара у Белой Черкавы. Муравьев и Бестушев-Рюмин надеялись, что государственные войска перейдут на сторону повстанцев. Но уже после первого залпа стало ясно, что этого не произойдет.
В результате повстанцы были расстреляны: Матвей Муравьев был расстрелян, «славяне» были расстреляны. Сергей Муравьев был ранен в голову и арестован. Остальные были разжалованы и получили вольную на вечное поселение в Сибири. Итоги восстания Восстание декабристов на Сенатской площади и восстание Черниговского полка показали, что гвардия не может считаться опорой режима. В то же время многие историки рассматривают восстание как очередную попытку переворота, которыми был полон весь XVIII век. Однако самодержавие уже окрепло и без труда справилось с этой попыткой. Стало ясно, что крепостное право было красной тряпкой не только для самих крестьян и мыслящей интеллигенции, но и для цветка русского общества — опекунов, которые все были дворянами. Вспышка Смерть Александра сорвала планы декабристов и заставила их действовать немедленно. Он потерпел неудачу и унес жизни 1 271 человека, в основном мирных жителей. Дибич, который не имел к этому никакого отношения, арестовал Пестеля 25 декабря.
Декабристы в Украине запаниковали, но ничего не предприняли, надеясь, что арест был единичным случаем и что их лидер будет молчать. Через десять дней они получили известие о неудачном восстании и массовых арестах в Санкт-Петербурге. Муравьев-Апостол едва избежал ордера на свой арест, который на следующий день был передан Василькову. Бестужев-Рюмин первым связался с Муравьевым-Апостолом и предупредил его о розыске. Оба заговорщика были обескуражены отказом Артамона Муравьева присоединиться к восстанию со своим Актирским полком. Группа задержания следовала за беглецами через Житомир и Любар, и, наконец, задержала их в Трилисах 8 января. Полковник Гебель был ранен в бою на мечах и истекал кровью, но выжил. Солдаты 5-й роты Черниговского полка Кузьмина, расквартированные в Трылицах, поддержали своих офицеров, и на следующий день Муравьев-Апостол принял командование и объявил об открытом восстании.
История тайных обществ, казалось бы, хорошо изучена, но остается не разрешенным главный вопрос: зачем декабристам была нужна революция? Хорошо осознанные истины о «чистоте намерений» членов тайных обществ, о революционном «духе времени», об экономической и социальной отсталости России, о «производительных силах» и «производственных отношениях», об ужасах крепостного права еще не способны объяснить, почему молодые офицеры, отпрыски лучших фамилий Империи, в 1816 году вдруг решили составить антиправительственный заговор. Зачем они избрали для себя скользкую дорогу политических заговорщиков, через 10 лет окончившуюся для некоторых — виселицей, а для большинства — сибирской каторгой? Узнав о 14 декабря, престарелый Федор Ростопчин произнес знаменитую фразу: «Во Франции повара хотели попасть в князья, а здесь князья — попасть в повара». Так же оценивал цели движения и ровесник декабристов князь Петр Вяземский: «В эпоху французской революции сапожники и тряпичники хотели сделаться графами и князьями, у нас графы и князья хотели сделаться тряпичниками и сапожниками» [2]. Подобные формулировки, конечно, никак не объясняют смысл движения. Как не объясняют его и общие фразы о том, что декабристы хотели принести себя в жертву ради дела освобождения крепостных крестьян — действовали «для народа, но без народа». Если бы главной целью декабристов действительно было крестьянское освобождение, то для этого им было вовсе не обязательно, рискуя жизнью, организовывать политический заговор. Тем из них, кто владел крепостными «душами», стоило только воспользоваться указом Александра I от 20 февраля 1803 года — указом о вольных хлебопашцах.
Черниговская восьмёрка
К концу правления от прежнего вольнодумства Александра Павловича не осталось и следа. Молодые дворянские революционеры, разочаровавшиеся в просвещённой монархии, стали задумываться о республике. Впрочем, некоторые из них соглашались и на конституционную монархию. Наиболее радикальных настроений придерживались члены южных организаций в Малороссии, которые предлагали свергнуть самодержавие с помощью мятежа, а потом казнить царскую семью. Лидером радикалов выступал полковник Вятского полка Павел Иванович Пестель, возглавивший южную организацию и написавший «Русскую правду» — один из манифестов декабристов. Неожиданная смерть Александра I и угроза вступления на престол консерватора Николая I внесли смуту в планы декабристов. Они были вынуждены поспешно готовить выступление. Разброд и шатания в лагере дворянских революционеров, предательство некоторых членов общества привели к тому, что 14 декабря на Сенатской площади правительственные войска достаточно быстро разогнали мятежные полки. Разгром петербуржского восстания привёл к тому, что в руках у правительства оказались подробные списки с именами революционеров. Это касалось и деятельности южного общества декабристов.
Бестужев-Рюмин; убиты же: поручик Щепилла и прапорщик свиты его императорского величества Муравьев; по взятии же, поручик Кузьмин самовольно застрелился. Все оные пять человек отправлены в главную квартиру—г. Могилев закованными в железах, каждый порознь, при одном офицере и двух нижних чинах, в разное время, чрез 12 и чрез 24 часа. Прочие офицеры хотя и были принуждены насилием следовать за Муравьевым, но постепенно отставали и являлись к ближайшему начальству; оные все находятся в Киеве, в дежурстве 4-го корпуса, под присмотром. Между жителями оное происшествие никакого волнения не сделало; напротив они старались ловить шпионов, и квартирьеров и доставляли начальству. Муравьев имел свои катехизисы, наполненные вредными поучениями для жителей, где он, совершенно маскируясь религией, утверждал , что, кроме Иисуса Христа, нет и не должно быть царя, что все служат никому более, как Ему одному. При выходе крестьян из церкви, он им неоднократно читал упомянутые катехизисы, стараясь в них внушить свои вредные правила, на что жители ему отвечали: «Мы ничего не понимаем, нам ничего не нужно». Оные катехизисы были разбросаны в разных местах посылаемыми им шпионами, из коих один Черниговского полка прапорщик Мазолевский пойман и взят в главную квартиру. Нижние чины Черниговского пехотного полка, взятые в плен, находятся теперь в Белой Церкви — все под присмотром, делают им допросы, и участников в замысле Муравьева никого из них не открылось; они были обмануты, им совершенно была неизвестна его цель.
Однако став членом иоанновской ложи, Пестель не порвал со шведским масонством, в которое был принят еще на корпусной скамье. К 1816 году он был обладателем высокой степени шведского «мастера», и патенты на свое имя, выданные в подчинявшейся Капитулу Феникса ложе Сфинкса, хранил всю жизнь. Судя по тому, что он не принимал активного участия в деятельности ложи Трех добродетелей, иоанновское масонство интересовало его гораздо меньше, чем шведское. Формы масонской деятельности шведского образца — «разделение» членов общества на «разряды», безоговорочное подчинение «низших» «высшим», сложные «обряды» при принятии в организацию нового участника, клятвы, угрозу смерти за предательство — Пестель положил в основу устава Союза спасения[19]. Обращаясь к истории Союза спасения, историки не могут пройти мимо знаменитого эпизода из мемуаров Сергея Трубецкого — о том, как заговорщики принимали написанный Пестелем «статут». Восстание против этого было всеобщее, и оно оставило невыгодное для него впечатление, которое никогда не могло истребиться и которое навсегда поселило к нему недоверчивость», — вспоминал Трубецкой[21]. Традиционно эти воспоминания Трубецкого комментируют в том смысле, что Пестель уже в Союзе спасения «признавал целесообразность» якобинской диктатуры[22]. При этом исследователи — по традиции, идущей от Б. Сыроечковского, — «поправляют» Трубецкого: по их мнению, «речь у Пестеля шла не о Комитете общей безопасности, охранительном органе, а о Комитете общественного спасения, том самом органе революционной диктатуры, который в 1793—1794 годах исполнял функции революционного правительства. Возглавляемый Дантоном, а потом Робеспьером, он олицетворял, особенно на своем последнем этапе, якобинскую диктатуру во всем ее кровавом безумстве»[23]. Между тем, М. Нечкина справедливо отмечала: «Беря это чрезвычайно любопытное свидетельство по существу, нельзя не отметить, что в 1817 году, когда Пестель читал свой вводный доклад, он еще не был республиканцем, а придерживался идеи конституционной монархии; не был он также еще сторонником диктатуры Временного правительства. Этих идей — республики и диктатуры — он, по его собственному признанию, стал придерживаться позднее». Отвергая мысль о том, что Трубецкой в мемуарах «перепутал» комитеты, Нечкина была убеждена, что Пестель действительно «восхвалял Комитет общественной безопасности». Однако почему именно этот комитет удостоился похвалы Пестеля, «установить», по ее мнению, «не удается»[24]. Правда, еще в 1920-х годах Н. Дружинин «установил», в чем состоял смысл этого «восхваления». Пестель говорил именно о Комитете общественной безопасности — тайной полиции якобинцев. Смысл его фразы состоял в том, что благоденствие государства во многом базируется на способности тайной полиции исполнять свои обязанности. Кроме того, тайная полиция была интересна заговорщику именно как структура, близкая по своему устройству масонским ложам шведского образца, построенная «на началах строгой иерархии, суровой дисциплины и планомерной конспирации»[25]. От шведских лож мысль Пестеля перешла к тайной полиции — ближайшему к ним по форме учреждению. О том же, в чем, по мнению Пестеля, заключалась суть деятельности этой организации, можно судить по любопытному документу — написанной им чуть позже «битвы за устав» «Записки о государственном правлении». Формам деятельности политической полиции — «приказа благочиния», по терминологии Пестеля, — в «Записке» посвящена особая глава. Эта тайная «канцелярия» действует посредством шпионов — «тайных вестников», как называет их Пестель. Уместно предположить — имея в виду свидетельство Трубецкого, — что именно «канцелярией непроницаемой тьмы», подчиняющейся единому лидеру, имеющей разветвленную сеть «тайных вестников» и занимающейся тайными розысками в отношении государственных органов и частных граждан, Пестель представлял тайное общество. Кропотов в исследовании, написанном в 1870-х годах по мемуарам и личным впечатлениям участников «битвы за устав»[28]. Следует признать, что несмотря на эмоциональность этой оценки, она во многом верна. Именно «заговором в заговоре» видел Пестель тайное общество; скорее всего, уже тогда он предложил себя и в руководители подобной структуры. И именно против такого взгляда поднялось «всеобщее восстание» его товарищей, сторонников «демократического» иоанновского масонства, которые, по словам Трубецкого, «хотели действия явного и открытого, хотя и положено было не разглашать намерения, в котором они соединились, чтобы не вооружить против себя неблагонамеренных»[29]. Это была борьба мечтательных увлечений с действительною жизнию, истинного просвещения с ложным, национальных идей с чужеземными и, если угодно, здравого смысла с горячечным бредом»[30]. Естественно, что под «мечтательными увлечениями», «ложным просвещением», «чужеземными идеями» и «горячечным бредом» историк понимает идеи Пестеля. Под нажимом Пестеля и при содействии одного из основателей союза Александра Муравьева устав все же был принят. Однако просуществовал он недолго. Новые кандидаты в заговорщики — Михаил Муравьев, Иван Бурцов и Петр Колошин — «не иначе согласились войти, как с тем, чтобы сей устав, проповедующий насилие и основанный на клятвах, был отменен»[31]. Против идей Пестеля «негодовал» и основатель союза Иван Якушкин. Вообще вся деятельность Пестеля в тайном обществе протекала в двух сферах. С одной стороны — программа реформ, всевозможные планы вооруженных выступлений, наконец, идея цареубийства. Все это хорошо известно из документов следствия, в том числе и из собственноручных показаний самого Пестеля, а также из многочисленных мемуаров. С другой стороны — он реально занимался подготовкой военного переворота: добывал деньги для «общего дела», пытался добиться лояльности к себе своих непосредственных начальников. И об этой его деятельности, о людях, которые помогали ему, нам известно крайне мало. Можно твердо сказать лишь одно: все годы существования тайных организаций «образ действий» Пестеля вызвал недоверие к нему со стороны его товарищей. Пестеля боялись. Впоследствии именно с ним было связано большинство самых серьезных споров в среде декабристов, приводивших чаще всего к расколу и реформированию структуры тайных обществ. В начале 1817 года, буквально через несколько дней после принятия устава, Пестель был вынужден покинуть Петербург. Витгенштейн получил назначение командовать расквартированным в Прибалтике 1-м пехотным корпусом со штабом в Митаве. Естественно, что с собой он увозил своего любимого адъютанта. И практически сразу же после отъезда Пестеля Союз спасения распался. Идея создания боевой, сплоченной организации с единым лидером провалилась. В создании ее уставного документа, знаменитой «Зеленой книги», Пестель участия не принимал. Идея второго союза состояла, как известно, в постепенной «подготовке» общественного мнения к принятию новых законов. Союз благоденствия представлял собой широкую и действующую почти открыто общественную организацию. Единого лидера у общества не было. Руководил обществом Коренной совет Коренная управа, Коренная дума , в который входили учредители организации. Во главе этого органа стоял председатель, который, согласно «Зеленой Книге», переизбирался каждый месяц. Блюститель, секретарь общества менялся один раз в год. Эти новые формы деятельности тайного союза Пестель признал далеко не сразу. И даже формально согласившись с «Зеленой книгой», в практической деятельности он по-прежнему руководствовался собственными представлениями о способах действия тайной организации. К активной деятельности в тайном обществе он вернулся в 1818 году — когда, сопровождая назначенного главнокомандующим 2-й армией Витгенштейна, приехал в Тульчин, в армейский штаб. Именно там он создал Тульчинскую управу Союза. Через год сопредседателем управы стал капитан Гвардейского генерального штаба Иван Бурцов, адъютант начальника армейского штаба Павла Киселева. По прибытии же Бурцова действовали мы вместе», — писал Пестель в показаниях[32]. В конце 1819 года, сопровождая Витгенштейна, Пестель приехал в Петербург. И практически сразу же после его приезда начались известные «петербургские совещания» 1820 года. В беседах со своими сподвижниками Пестель настоял на гласном обсуждении вопросов о будущем устройстве государства и судьбе царствующего монарха. На следствии он будет утверждать, что эта дискуссия происходила на «собрании Коренной думы» — руководящего органа Союза благоденствия. И что «прения» завершились формальным голосованием: «Объявлено, что голоса собираться будут таким образом, чтобы каждой член говорил, чего он желает: монарха или президента; а подробности будут со временем определены. Каждый при сем объявлял причины своего выбора, а когда дело дошло до Тургенева, тогда он сказал по-французски: Le president — sans phrases; то есть: президент без дальних толков. В заключение приняли все единогласно республиканское правление. Во время прений один Глинка говорил в пользу монархического правления, предлагая императрицу Елисавету Алексеевну». Некоторые участники совещаний оспаривали на следствии выводы Пестеля. Наиболее решительно их опровергал активный член Союза благоденствия Федор Глинка: «На вопрос же о каком-то как бы торжественном и важном заседании, где трактовали о правлении для России, я ничего другого сказать не могу, как только то, что такого заседания не было». Трудно однозначно ответить на вопрос, происходила ли эта дискуссия на правильно организованных заседаниях, закончившихся голосованием, — или беседы насчет «выгод» и «невыгод» монархического и республиканского правлений происходили в неформальном, дружеском ключе. Однако независимо от формы дискуссии следует признать: именно в 1820 году Пестель предложил цареубийство как возможный метод введения республики. Впоследствии именно с его именем будет связано большинство радикальных «цареубийственных» проектов. Более того, вскоре цареубийство станет обязательным элементом плана действий возглавляемого Пестелем Южного общества. Чернов обоснованно утверждал, что декабрист пришел к идее цареубийства не столько в результате размышлений над политическими проблемами, сколько в результате «очень сильного и глубокого личного потрясения». Потрясение же это было вызвано громкой отставкой его отца с должности генерал-губернатора Сибири: «Сколько мы знаем характер Пестеля, можно догадываться, что узнав о беде отца, он пережил бурю личного негодования к императору и его советчикам». В глазах Пестеля «император Александр естественным образом очень быстро приобретает характер несправедливого гонителя семьи. И в этот самый момент раздражения и обиды французский революционер убийством герцога Беррийского указывает ему — пусть не совсем новый — путь политической борьбы. И в минуты страстного раздражения Пестель взял предложенное французом средство»[34]. С этим мнением трудно не согласиться. Однако признав, что в основе цареубийственной идеи Пестеля действительно лежит личная обида на царя, необходимо понять, почему он решил ввести цареубийство в программу тайного общества. Ведь согласившись видеть Россию республикой, заговорщики уже сошлись на том, что в будущем государственном устройстве царя быть не должно. Более того, присутствующий одном из совещаний Николай Тургенев произнес свой знаменитый афоризм: «Le president sans phrases», «президент без дальних толков». И заговорщики, по верному замечанию исследователей М. Одесского и Д. Фельдмана, не могли не опознать тут перифраз формулы, использованной французскими радикалами 1793 года в Конвенте, когда на голосование был поставлен вопрос о казни короля: «La mort sans phrases», «смерть без дальних толков»[35].
Они надеялись, что жители деревни и другие полки последуют за ними по дороге. Михаил Бестужев-Рюмин 1801 — 1826 , член Южной компании. Сергей Муравеев придерживается другой точки зрения: нужно подождать и посмотреть, что будет, если к повстанцам присоединится еще несколько полков? Поэтому Александр Вадиковский пообещал развернуть в Белой Черкве 17-й маневренный полк. Но вскоре он был арестован, и эта надежда рухнула. В это же время стало известно о поражении Санкт-Петербургского восстания. Там никого не было, ни полка. Все разъехались по домам на Рождество. Затем они отправились в Белую церковь. Схема карты. Восстание Черниговского полка 3 января 1826 года повстанцы встретились с войсками генерала Федора Гейсмара у Белой Черкавы. Муравьев и Бестушев-Рюмин надеялись, что государственные войска перейдут на сторону повстанцев. Но уже после первого залпа стало ясно, что этого не произойдет. В результате повстанцы были расстреляны: Матвей Муравьев был расстрелян, «славяне» были расстреляны. Сергей Муравьев был ранен в голову и арестован. Остальные были разжалованы и получили вольную на вечное поселение в Сибири. Итоги восстания Восстание декабристов на Сенатской площади и восстание Черниговского полка показали, что гвардия не может считаться опорой режима. В то же время многие историки рассматривают восстание как очередную попытку переворота, которыми был полон весь XVIII век. Однако самодержавие уже окрепло и без труда справилось с этой попыткой. Стало ясно, что крепостное право было красной тряпкой не только для самих крестьян и мыслящей интеллигенции, но и для цветка русского общества — опекунов, которые все были дворянами. Вспышка Смерть Александра сорвала планы декабристов и заставила их действовать немедленно. Он потерпел неудачу и унес жизни 1 271 человека, в основном мирных жителей. Дибич, который не имел к этому никакого отношения, арестовал Пестеля 25 декабря. Декабристы в Украине запаниковали, но ничего не предприняли, надеясь, что арест был единичным случаем и что их лидер будет молчать. Через десять дней они получили известие о неудачном восстании и массовых арестах в Санкт-Петербурге. Муравьев-Апостол едва избежал ордера на свой арест, который на следующий день был передан Василькову. Бестужев-Рюмин первым связался с Муравьевым-Апостолом и предупредил его о розыске. Оба заговорщика были обескуражены отказом Артамона Муравьева присоединиться к восстанию со своим Актирским полком.