БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-1 (ОБЪЕКТ 765) Боевая масса, т. Боевая машина пехоты (БМП-3) предназначена для транспортировки личного состава к переднему краю, а также повышения его защищенности. Самой последней версией БМП-3 является боевая машина пехоты “Манул” с управляемым дистанционным модулем “Эпоха”. модернизированная БМП-3. Основные тактико-технические характеристики и вооружения аналогичны БМП-3.
Российская боевая гусеничная машина пехоты БМП-3: модификации и боевые дистанционные модули
советская и российская боевая машина пехоты, преемница БМП-1 и БМП-2. БМП-3 — советская и российская боевая бронированная гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности. Весьма необычен для машин данного класса комплекс вооружения БМП-3, разработанный КБ Приборостроения (г. Тула). Боевая машина пехоты БМП-3 (Россия).
БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-3 (СССР)
Алексей Рафаенко принимает участие в биатлоне с использованием главного «такси пехоты» российской армии — боевой машины БМП-3. При формировании тактико-технического задания на ее создание учитывались выводы из анализа тенденций развития и боевого применения отечественных и зарубежных БМП, изменения условий использования пехоты в современном общевойсковом бою. это американский M2 Bradley.
БМП-3 - BMP-3
Как и большинство боевых машин, БМП-3 рассчитывалась на войну с применением ОМП и потому оснащена системой коллективной защиты (СКЗ). Боевая машина пехоты БМП-3. Предназначена для транспортировки личного состава подразделений, их огневой поддержки, уничтожения открыто расположенной и укрытой живой силы, противотанковых средств, танков, легкобронированной техники, а также малоскоростных. История разработки боевой машины пехоты (БМП) 3. Первая в мировой истории боемашина пехоты была сконструирована в СССР в 1965, а уже в следующем году впервые построена и после недолгих испытаний поступила в войска.
История. Оружие. Патриотизм
Тактико-технические характеристики БМП-3. Боевая машина пехоты БМП-3 ТТХ. Обзор боевой машины пехоты БМП-3 история создания, задачи, технические характеристики, конструкция, вооружение, модификации, боевое применение. Боевой машиной пехоты нестандартной компоновки с мощным вооружением мы в начале 1990‑х поразили мир.
БМП-3: королева пехоты
Броня БМП-3 лобовой и бортовой проекции — от 30-мм БТ снаряда; бортовая и кормовая проекции — от 7,62-мм бронебойной пули Б-32 с любой дальности под всеми курсовыми углами. Обеспечена защита экипажа и внутреннего оборудования при подрыве мины с массой взрывчатого вещества до 0,3 килограммов под гусеницей и 0,7 килограммов под днищем машины. Моторно-трансмиссионная установка состоит из дизельного двигателя УТД-29 мощностью 500 л. Она может преодолевать водные преграды с волнением до 3 баллов и вести огонь из комплекса вооружения при волнении до 2 баллов.
Ранее в журнале «Армейский сборник» была опубликована статья двух российских офицеров запаса. В материале подробно излагаются тактико-технические характеристики Bradley и проводится сравнение с БМП-3. Авторы пришли к выводу, что в бою БМП-3 оставляет американской машине мало шансов, «так как теоретически она не даст противнику возможности приблизиться на эффективную дальность применения вооружения». Другими ощутимыми преимуществами «тройки» офицеры назвали более низкий силуэт и изменяемый клиренс. Большим подспорьем в бою при стрельбе из 100-мм орудия является применяемый в БМП-3 механизм заряжания МЗ , в котором размещено 22 снаряда. МЗ обеспечивает боевую скорострельность десять выстрелов в минуту», — говорится в статье. Кроме того, БМП-3 приспособлена под установку противотанковых ракет семейства 9М117. Эти боеприпасы способны пробивать 750 мм гомогенной брони и поражать цели на дальностях до 5,5 тыс. Опрошенные RT эксперты также полагают, что по многим ключевым параметрам БМП-3 пока нет равных в мире. Например, российская машина опережает натовские образцы по манёвренности, неприхотливости и огневой мощи. Машина действительно неплохо защищена: её лобовая проекция усилена стальными листами, отдельные уязвимые части прикрыты средствами динамической защиты ДЗ. Однако БМП расплатилась за это массой 34 т. Конечно, американцы работали над повышением мощности двигателя, но значимых результатов это не принесло. По подвижности американская машина полностью проигрывает нашей «тройке» БМП-3. По мнению эксперта, Bradley «перетяжелена и не сбалансирована», в отличие от БМП-3. Кроме того, она гораздо хуже приспособлена к передвижению по вязким грунтам Восточной Европы.
Конструкторско-проектная организация входила в структуру Курганского машиностроительного завода ныне — ПАО «Курганмашзавод» , в советские времена занимавшегося производством боемашин пехоты, и сейчас изготавливающего БМП, а также технику на их базе. Коллектив СКБМ начал разрабатывать «тройку» в 1977 году. Дальнейшие события из истории машины: 1983-1986 г. Сегодня, помимо России, боемашина состоит на вооружении силовых структур двенадцати государств — трех бывших субъектов СССР и девяти стран дальнего зарубежья. Основные задачи и цели Боевые машины пехоты поставляются в войска для дальнейшего перемещения бойцов к месту боя с целью пехотной поддержки танков либо в точку исполнения иной боевой задачи. Применение БМП делает пехоту максимально мобильной и защищенной мощью брони, защитным комплексом бронемашины, ракетами, пушками и пулеметами. БМП отличается от бронетранспортера БТР наличием большего количества защитных систем, способностью вести бой в зоне применения оружия массового поражения, а еще большим огневым потенциалом. БМП-3 рассчитана на десантирование 7 пехотинцев. Состав экипажа — 3 бойца. Конструкция БМП-3 В схемы новой машины были заложены 111 патентованных узлов и деталей, разработанных для конкретной машины. Вся конструкция — это новое слово в боевых машинах этого класса. БМП-3 сильно отличалась от техники этой же линейки, выпускавшейся ранее. Броня выдерживала попадание 30-мм снаряда. Особенностью БМП-3 является использование особого сплава стали с алюминием. Во время испытаний требования к защите новой единицы были очень высоки. Инженеры понимали, если они пойдут на требования военных и установят танковую броню, обеспечивающую необходимую защиту, машина лишится плавучести. Третейское решение использовать новый сплав позволило не обременять машину лишним весом с сохранением защищенности. Это дало минус по обслуживанию и срочному ремонту в боевых условиях, так как металл имел свою специфику.
Двигатель и трансмиссия объединены в невысоком блоке, что позволило сделать упоминавшийся туннель для десантников. Механик-водитель действует штурвалом, переключателем передач и педалями газа и тормоза, а его приборы наблюдения оснащены гидропневмоочисткой. Поскольку двигатель имеет заднее расположение, механик-водитель располагается в центре отделения управления, рядом с ним два десантника. За ними, в боевом отделении, в башне, находятся оператор-наводчик и командир; в десантном, на складных сиденьях размещаются еще пятеро стрелков. Помимо семи десантников в машине можно разместить еще два человека, для чего имеются два дополнительных сиденья. Высаживаются они через двери в корме. Для этого над крышей моторно-трансмиссионного отделения соорудили своеобразный туннель с двухстворчатой дверью сзади и прямоугольными люками сверху. В них проделано по круглому отверстию. Еще два люка с откидными крышками есть в башне и на корпусе — для механика-водителя и десантников. В БМП-3 применено активное размещение десанта. Он имеет возможность вести прицельный огонь из личного оружия через амбразуры — по две на левом и правом бортах, одна в левой кормовой двери — в десантном отделении и из пулеметов в автономных установках. Кроме того, в БМП-3 имеются двенадцать гранат Ф-1, 26-мм сигнальный пистолет 56-Н-574 с двадцатью осветительными и сигнальными ракетами к нему. Предусмотрены меры защиты от пожара и взрыва. Топливные баки, размещенные в носовой части корпуса, имеют перегородки для увеличения жесткости, а все их внутреннее пространство заполнено пористым материалом. Это сделано для того, чтобы избежать разрыва топливного бака вследствие гидравлического удара при попадании в него снаряда осколков в случае пробития брони, выброса из бака топлива, диспергирования последнего и образования взрывоопасной топливо-воздушной смеси. Противопожарное оборудование машины состоит из двух самостоятельных автоматических систем — в обитаемом отделении и в МТО.
Боевая машина пехоты БМП-3 (Россия)
Ночной канал с тепловизионной камерой позволяет эффективно вести разведку и стрельбу не только в ночных условиях, но и в условиях тумана, пыли или дыма. Боевая машина пехоты способна осуществлять движение на плаву при волнении моря до 1 балла и при этом вести стрельбу по наземным и надводным целям. Основные характеристики.
Включаемыми закрывающимися уплотнениями являются клапаны вентиляторов отcoca газов пулеметов ПКТ в автономных установках и крышка воздухозаборной трубы. ФВУ состоит из трассы забора воздуха, нагнетателя с инерционным аппаратом первая ступень очистки , предфильтра ПФТ-200 фильтр кассетного типа — вторая ступень очистки , фильтра-поглотителя ФТП-200К третья ступень очистки , отопителя, трассы раздачи воздуха, трассы выброса пыли и других элементов, обеспечивающих ее работу.
ФВУ включается прибором радиационной и химической разведки ГО-27 или вручную. При высоком уровне радиоактивного излучения сигнал подается не только на исполнительные механизмы узлов герметизации, но и на механизм остановки двигателя, а также на отключение приводов наведения. Возможность длительного нахождения экипажа и десанта в машине повышают «танковые санитарные устройства» под сидениями заднего ряда. Вид сзади.
Люки десантного отделения открыты. Для защиты от пожара и взрыва топливные баки, размещенные в носовой части корпуса, имеют перегородки для увеличения жесткости, а все их внутреннее пространство заполнено пористым материалом. Это исключает детонацию топлива от гидравлического удара при попадании снаряда осколка , выброс из бака топлива и образование взрывоопасной топливо-воздушной смеси. В МТО система ППО состоит из 4 термодатчиков ТД-1, релейной коробки, 2 баллонов вместимостью по 1 л каждый с огнетушащим составом «Хладон» 114В-2, трубопровода с распылителем, приводится в действие автоматически или вручную.
Кнопки ручного включения системы имеются на щитке водителя, на пульте командира и на дополнительном щитке ППО, установленном снаружи у правой кормовой двери. Система ППО обитаемого отделения состоит из пульта управления, 8 оптических датчиков и 2 баллонов вместимостью 2 л «Хладон» 13В-2 каждый с пиропатронным приводом, временем выпуска состава не более 100 мс. Вручную система может быть приведена в действие от одной из трех кнопок — на пульте управления ППО, на пульте командира и на дополнительном щитке ППО на корме машины. Ручной огнетушитель ОУ-2 установлен в отделении управления на левой стойке, 2 огнетушителя ОП-2А применяются для пожаротушения различных горючих веществ, в том числе смесей типа напалм — в десантном отделении справа.
БМП-3 обладает не совсем обычными для машин этого типа качествами. Основное вооружение позволяет ей в ряде случаев работать не только «вместе», но и «вместо» танков. Это особенно интересно с учетом ее авиатранспортабельности. Масса БМП-3 «ужата» в предел 20 т — максимальная грузоподъемность вертолета Ми-26 и парашютно-десантных платформ — на корпусе БМП-3 есть стандартные петли для крепления на такой платформе.
Не случайно, видимо, и сходство компоновки БМП-3 с БМД, а элементов шасси — с опытным авиадесантным плавающим танком «объект 685», созданным в 1978 г. БМП-3 хорошо укладывается в концепцию сильных оперативных маневренных групп ОМГ , действующих на флангах и в тылу противника. БМП-3 отличается хорошей маневренностью, огневой мощью и неплохой бронезащитой. Универсальный характер вооружения позволяет ей вести борьбу с различными целями, включая воздушные.
Однако разнообразие вооружения увеличивает габариты и вес башни, осложняет управление. Проход в десантное отделение из отделения управления невозможен, что заставляет трех человек в отделении управления высаживаться под огнем противника только вверх. Бронепробиваемости ПТУР 9М117 уже недостаточно для борьбы с современными основными танками с динамической защитой. Корпус из алюминиевых сплавов требует наличия в войсковых мастерских специального сварочного оборудования и обучения ремонтников.
Вместе с финансовыми проблемами это привело к сокращению заказа на БМП-3. Число их в Российской армии пока невелико — реально ими оснащен только один мотострелковый полк в Сибирском военном округе. Между тем авиатранспортабельная машина, способная совмещать качества БМП и машины огневой поддержки легкого танка , была бы весьма полезна и в условиях локальных конфликтов, ставших повседневностью для России. Для экспортного варианта предусмотрели установку французской тепловизионной системы.
К началу 2000 г. Отметим факт поставок наиболее мощно на настоящий момент вооруженной БМП прежде всего в исламские государства, в то время, как российская армия, борющаяся с исламским терроризмом, этой машины фактически не имеет. Что же касается экспортных поставок, стоит отметить положительные отзывы, данные БМП-3 не только специалистами стран-покупательниц, но и экспертами из США и Великобритании. Ремонтно-эвакуационная БРЭМ-Л «Беглянка» оснащена крановой стрелой грузоподъемностью 6 т, тяговой лебедкой с усилием 20 тс, бульдозерным отвалом, может оборудоваться автоматической жесткой сцепкой.
Принята также БМП-ЗФ с улучшенными «мореходными» качествами — для морской пехоты здесь машина с подобным сочетанием вместимости, подвижности и огневой мощи может взять на себя задачи как имеющихся БМП-2, так и снятого с вооружения легкого танка ПТ-76. Орудие ведет огонь снарядами из боекомлпекта «Ноны» — осколочно-фугасными обычными и активнореактивными, кумулятивными, всеми типами 120-мм артиллерийских мин. Возимый боекомплект — 70 выстрелов. Дальность стрельбы практически тоже, что и у «Ноны» — до 13 км осколочно- фугасным снарядом активно-реактивным , до 7,2 км миной, корректируемым снарядом «Китолов-2М» — до 9 км.
Орудие снабжено перископическим и телескопическим прицелами, следящими приводами наведения с автоматическим восстановлением наводки после выстрела. Есть командирская башенка с пулеметом ПКТ, дымовые гранатометы. Об актуальности таких разработок свидетельствует внимание Президента России к «Вене» на выставке вооружений в Нижнем Тагиле в июле 2000 г. БРМ-3 «Рысь» «объект 501» принята на вооружение российской армии в 1995 г.
Специальный комплекс приборов разведки, установленных на машине, позволяет экипажу производить поиск, обнаружение и опознавание целей в различных условиях наблюдения, осуществлять обработку и передачу полученной информации пунктам ее приема. Для обнаружения и опознавания целей, определения их координат предназначены установленные в боевом отделении тепловизионный прибор разведки 1ПН71, активно-импульсный прибор ночного наблюдения разведки 1ПН61, лазерный дальномер 1Д14, радиолокационная система 1РЛ133-1. Приемопередатчик РЛС установлен на отдельном карданном подвесе с возможностью подъема на высоту 1 м, может устанавливаться и на треноге вне машины. Управление РЛС могут осуществлять командир или оператор.
На ходовые качества это не сказывалось, однако ресурс двигателя уменьшался сильно. Это отличало новую БМП от первой и второй машины линейки. Минусом в этом случае была меньшая защита экипажа и десанта. Добавило проблем расположение мотора и стрелкам при выгрузке. Правда, в боевых условиях пехота обычно передвигалась «на броне» БМП. В таком положении крышки десантного отделения, расположенные сверху, прикрывали пехотинцев, добавляя любви к машине при неожиданных обстрелах. С ней же в башне установлена 30-мм автоматическая пушка 2А72.
Кроме них вооружение составляют три 7,62-мм ПКТ, один спарен с 2А72, два — курсовые. Новый аппарат можно при желании назвать амфибией. Плавучесть машины большая, водные преграды может преодолевать практически без подготовки. Скорость на воде примерно 10 километров в час. Возможен задний ход при пересечении водных поверхностей, а внутри корпуса стоят помпы-автоматы для откачки воды. Перемещение без участия самой машины, возможно, всеми видами транспорта, воздушными, морскими, железнодорожными и иными способами. Модернизации на основе БМП-3 Новый аппарат, из-за многочисленных вопросов и недостатков при большом потенциале, сразу же получил дальнейшее развитие.
В ходе работы появились следующие машины: БМП-3К, командный вариант, отличается большой насыщенностью средствами управления и связи. Более мощная рация Р-173, действующая до 40 км; БМП-3Ф, машина для морской пехоты и сил, дислоцированных в прибрежной зоне. Способна противостоять волнению до 3х баллов и держаться 7 часов на воде; БМП-3М, усовершенствованная модель, с повышенной огневой мощью и защитой. Распознает технику противника за 4,5 км, броня выдерживает 12,7-мм бронебойные пули; БМП-3 c активной защитой «Штора-1», эффективно противостоящая ПТУРам противника; БМП-3 с боевым модулем «Бахча-У», превращающая БМП в противотанковую систему, поражающую на расстоянии 5,5-6 км; БМП-3М «Драгун», с измененной компоновкой, мотор снова впереди, усиленным двигателем и боевыми модулями с новым орудием 2А75 125-мм; БМП-3 «Деривация», оснащенная необитаемым модулем с 57-мм пушкой.
The Military Balance 2016.
Почему их называли тамплиерами? Конструкция Конструкция корпуса и надстройки По конструкции корабль длиннополубачный, с развитой трёхостровной надстройкой, башнеподобными пирамидальными фок- и грот-мачтами. Для лучшей мореходности и остойчивости шпангоуты имеют сильный развал, а форштевень сильно наклонен. В первом отсеке по носовую таранную переборку располагаются вспомогательные помещения и кладовые. Во втором отсеке ниже ватерлинии находится выгородка ГАС «Платина», выше неё — цепной ящик, кладовые и шпилевое отделение.
Третий отсек занимает подбашенное отделение и погреба АК-130, вентиляторные помещения и боевые посты корабля. Четвёртый отсек отведён под кубрики и каюты личного состава, с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, помимо жилых помещений, расположен погреб боезапаса для РБУ-6000 «Смерч-2». В шестом отсеке размещены боевой информационный центр, БИУС, которые соединены с боевой рубкой командирским лифтом. В шестом отсеке расположены вспомогательные механизмы.
Также в шестом отсеке находятся приводы носовой пары успокоителей качки. В седьмом отсеке располагается носовое машинное отделение НМО с маршевыми турбинами М-21, редукторами, теплоутилизационным контуром и паровыми вспомогательными турбинами на общей раме. Восьмой отсек — вспомогательные механизмы и вторая пара успокоителей качки. Десятый отсек — вспомогательные механизмы, в двенадцатом — подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми установками вертикального пуска револьверного типа, а также погреба и приводы системы постановки помех ПК-2, грузовой лифт. В тринадцатом и четырнадцатом отсеках размещаются кубрики экипажа, имеются вспомогательные и служебные помещения, торпедные аппараты, а в районе 300—310 шпангоутов находятся погреба и пусковые установки зенитных ракет «Оса-М».
Кормовой отсек, в основном, служит для размещения буксируемого антенного устройства и систем для его опускания и подъёма, также в корме выгорожен ахтерпик. На всем протяжении корабля под топливными цистернами имеется двойное дно во избежание разлива ГСМ при аварийных ситуациях. Основные погреба боезапаса разнесены по кораблю, разделены непроницаемыми переборками и снабжены системами орошения и пожаротушения. Все эти меры конструктивно обеспечивают живучесть и непотопляемость крейсера при затоплении любых трёх смежных отсеков, кроме машинных отделений. В конструкции лёгких выгородок внутри корпуса используются наряду со сталью алюминиевые сплавы типа АМГ.
Надпалубные надстройки в районах воздействия пламени от пуска ракет стальные, верхние конструкции изготовлены из алюминиевых сплавов. На нижних ярусах находится флагманский командный пункт, каюты старших офицеров, кают-компания. Блоки надстройки имеют технологические разрезы для исключения повреждений надстройки из-за напряжений изгиба. Дымоходы с системами воздухозабора размещены поперек корабля. За дымовыми трубами установлен кран грузоподъёмностью 8,5 тонн, который в походном положении опускается между дымоходами и закрепляется.
В кормовой части главной палубы в виде отдельного острова размещен вертолётный ангар, который венчает антенна 3Р41 «Волна», служащая для сопровождения и подсветки цели корабельного зенитного ракетного комплекса «Форт», далее в корме вертолётная площадка с системами обеспечения взлёта и посадки. Имеются, помимо набора спасательных средств, разъездной командирский катер проекта 1404 и рабочий катер проекта 1402. Высокое содержание азота около трети по массе в легкоусвояемом растениями виде позволяет широко применять аммиачную селитру в качестве эффективного азотного удобрения в сельском хозяйстве. В этом качестве аммиачная селитра применяется и в чистом виде, и в составе других, комплексных удобрений. Основная масса производимой в мире селитры используется именно в этом качестве.
Физически аммиачная селитра представляет собой белое кристаллическое вещество, в промышленном виде имеющее вид гранул разного размера. Она гигроскопична, то есть хорошо впитывает влагу из атмосферы; при хранении имеет тенденцию к слеживанию, образованию больших плотных масс. Поэтому ее хранят и транспортируют не в виде сплошной насыпной массы, а в плотных и прочных мешках, не позволяющих образовываться большим слежавшимся массивам, которые трудно поддаются разрыхлению. Аммиачная селитра — сильный окислитель. Три атома кислорода, входящие в ее молекулу, составляют 60 процентов массы.
Другими словами, аммиачная селитра — более чем наполовину кислород, который легко высвобождается из ее молекулы при нагревании. А термическое разложение селитры происходит в двух основных формах: при температуре ниже 200 градусов она разлагается на оксид азота и воду, а при температуре порядка 350 градусов и выше одновременно с водой образуется свободный азот и свободный кислород.
Новое русское «боевое железо»: «Мальва», «Птицелов» и «Бородач»
Обращаю ваше внимание, что в этом заявлении нигде не говорится о том, что «Курганмашзавод» перешел на двухсменный режим работы. Часть производственных участков "Курганского машиностроительного завода" КМЗ, входит в холдинг "Высокоточные комплексы" Ростеха , выпускающего боевые машины пехоты и другую военную и гражданскую технику, переведена на круглосуточный режим работы для выполнения гособоронзаказа. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе предприятия. Отмечается, что в целом с конца августа подразделения и вспомогательные службы завода работают пять дней в неделю по двенадцать часов, а в октябре-декабре в графике стоят рабочие субботы, при необходимости переносятся отпуска. Второй вариант умеренно-оптимистический: За первый квартал 2023г. Если же данные, приведенные в обсуждаемом пресс-релизе, соответствуют не реальным стабильным темпам производства, а случайному пику поставок, который случайно пришелся на первый квартал 2023г. А эти возможности указывают уже на существенно более пессимистический вариант.
Поскольку в год максимального производства в 2019г. Что, конечно, является умеренно-пессимистическим вариантом. И, наконец, более серьезная ложка дегтя, чтобы «разбавить» загадочные намеки и полунамеки обсуждаемого пресс-релиза. Дело в том, что контрактные планы «Курганмашзавода» выполняются мягко говоря «далеко не всегда». Так, согласно контракту от 2019г.
Более мощная рация Р-173, действующая до 40 км; БМП-3Ф, машина для морской пехоты и сил, дислоцированных в прибрежной зоне. Способна противостоять волнению до 3х баллов и держаться 7 часов на воде; БМП-3М, усовершенствованная модель, с повышенной огневой мощью и защитой. Распознает технику противника за 4,5 км, броня выдерживает 12,7-мм бронебойные пули; БМП-3 c активной защитой «Штора-1», эффективно противостоящая ПТУРам противника; БМП-3 с боевым модулем «Бахча-У», превращающая БМП в противотанковую систему, поражающую на расстоянии 5,5-6 км; БМП-3М «Драгун», с измененной компоновкой, мотор снова впереди, усиленным двигателем и боевыми модулями с новым орудием 2А75 125-мм; БМП-3 «Деривация», оснащенная необитаемым модулем с 57-мм пушкой.
Представленные изменения далеко не все, что было сделано с момента принятия БМП-3 на вооружение. В разные годы появлялись машины, предназначенные для ремонтно-эвакуационных работ, разведки, разминирования и даже прокладки дорожного полотна. Некоторые образцы признавались удачными и попадали в серию, какие-то остались только прототипами. Потенциал БМП не израсходован полностью. Машина получилась неоднозначная, но удачная по своим характеристикам для выполнения более сложных задач, нежели доставка и поддержка пехоты на поле боя. Боевое применение Доподлинно известно о боевом применении БМП-3 российскими армейскими подразделениями в Первой Чеченской кампании. При использовании бронемашины часто возникали всяческие проблемы, но историки оружия связывают их с очень плохой обученностью личного состава частей. Это, в свою очередь, объясняется тем, что более опытные военнослужащие в тот период были командированы за границу.
Боемашины применялись армией ОАЭ в ходе начатой в феврале 2015 интервенции во время гражданской войны в Йемене, ориентировочно передавались боеформированиям повстанцев. Там и произошла единственная достоверно подтвержденная боевая потеря БМП-3: одна из бронемашин, использовавшихся пехотинцами ОАЭ, выведена из строя подрывом на противотанковой мине, поставленной хуситами. Преимущества и недостатки Офицеры-практики и хорошо поинформированные независимые специалисты сходятся в оценке, что ТТХ БМП-3 вполне отвечают условиям эксплуатации, в которых несут службу сухопутные подразделения ВС РФ. По их отзывам, боемашина: прекрасно плавает, преодолевая водные преграды без специальной предварительной техподготовки; надежна как в жарком, так и холодном климате; обладает отличными ходовыми качествами, по сравнению с предыдущими машинами — «копейкой» и «двойкой», благодаря переносу двигателя в заднюю часть корпуса не распространяется на модификации с мотором спереди — см. Эксперты высоко оценивают вооружение боемашины. Минусом является отсутствие опции выноса ПТРК наружу и работы с переносной пусковой установкой, которая была в предыдущих бронемашинах, но в базовой «троечке» почему-то не предусмотрена. Еще один, более существенный недостаток, — отсутствие в списке характеристик БМП-3 механизма изменения клиренса, что отрицательно влияет на проходимость боемашины и точность огня на пересеченной местности.
На 12 мая был запланирован один из самых важных как тогда казалось пусков в истории всей советской космической программы, а именно шли лётные испытания новейшей многоцелевой сверхтяжёлой ракеты Энергия. О ней вспоминают в связи с единственным полётом советского многоразового орбитального самолёта Буран, который на орбиту выводился именно этой ракетой. Однако первый полёт Энергии должен был состояться с массо-габаритным макетом боевого орбитального лазера Скиф. Макет же назывался Скиф-ДМ или Полюс. Конструкторы ракеты и сотрудники космодрома, понимая риск, приняли решение отложить пуск на 15 мая, когда Горбачёв будет уже в Нью-Йорке, сославшись на технические проблемы. И надо сказать, что это их спасло, но лишь частично. Ракета отработала на отлично, полностью справившись со своей задачей, выведя Полюс на расчётную высоту отстыковки. А вот макет на орбите задержаться не смог — подвели двигатели орбитального маневрирования, которые неправильно отработали, не дав аппарату закрепиться. Он сгорел в атмосфере. Чем-то схожая история случилась и с БМП-3. Разобравший с КПП, он начал знатно гонять машину, постоянно играясь с передачами. После сеанса вождения по неподтверждённой информации он радостно заявил «Объект 688 валит! А заводчане обнаружили под днищем льющееся из КПП тонкой струёй масло. Поиграйся Потапов ещё чуть-чуть с передачами — коробка бы развалилась. Новейшая трансмиссия вообще доставляла целую гору проблем, так как работать с ней попросту в стране не умели. Да и с машиной хватало неприятностей. Одну утопили тоже генеральский эффект — на испытания присутствовали все, в том числе и генеральный конструктор. Однако на сей раз вину свалили на женщин, присутствовавших на испытаниях , одна навернулась с большой высоты на землю и разбилась из-за оторвавшейся стропы парашюта в ходе испытаний десантирования, другая сгорела после того, как «двигатели мягкой посадки» во время приземления подожгли под ней траву, и огонь перекинулся на аппарат. В ходе испытаний ПТУРов выяснилось, что ракеты летят в цель плашмя. Виной тому оказался дульный компенсатор, выполненный в виде скоса на конце ствола. Его убрали. После выяснилось, что в колее и на жёстком покрытии постоянно сбрасывались гусеницы. Оказалось, что траки недостаточно жёстки. Времени на комплексное исправление проблемы не оставалось, так что для упрощения их попросту стягивали специальными зажимами. В марте 1985 года начались госиспытания машины, происходившие по всей стране — от Кубинки до Армении, от Закавказья до Сибири. Шло тяжело, постоянно что-то ломалось, да и присутствие представителей КМЗ требовалось постоянно, ибо необученные экипажи не могли полностью реализовать возможности машины. В ходе испытаний продолжали вносить доработки. Изменили положение воздухозаборника, перенеся его на башню; чуть переделали систему торможения. Одновременно две машины проходили морские испытания. Их проводили в Севастопольской бухте и на специальном полигоне морской пехоты. Во время испытаний на плаву иногда волнение моря доходило до трех баллов. Тем не менее «объект 688» продемонстрировал отменную мореходность и хорошие результаты стрельбы на плаву. Огонь велся из всех видов оружия и всеми типами боеприпасов. В качестве цели использовался танк Т-55 снятый с хранения. После этих стрельб танк пришлось списывать -результаты стрельбы из оружия новой БМП превзошли ожидания, в том числе и тех, кто разрабатывал машин. Так, например, после стрельбы по танку из положения на плаву из 30-мм автоматической пушки с дальности 1500 м, с танка было сметено все, что крепилось снаружи башни и корпуса, приборы наблюдения и прицел были разбиты, 100-мм пушка танка была пробита в четырех местах. Кроме того, на верхнем лобовом бронелисте появились трещины, В общем, комплекс вооружения новой БМП получил одобрение госкомиссии, после чего все основное внимание переключили на испытания и доводку шасси. Количество серьёзных отказов, составившее поначалу 17, сократилось до 5, а потом и до проходного одного. Весной 1987 года на коллегии Министерства обороны было принято решение рекомендовать «объект 688» для приема на вооружение. Варианты В машину был заложен огромный потенциал для модернизации. И модификации начали разрабатывать фактически параллельно. Начали с командирской машины, в которую пихнули радиста, столик для командира, карты. Всё как обычно. БМП-3Ф индонезийцев Для морпехов машину немного доработали, отобрав оборудование для самоокапывания, увеличив волноотражательный щиток и добавив воздухозаборник. Обозвали это БМП-3Ф. Она очень серьёзно отличается от бмпшки. Тут вам и стальной корпус вместо алюминия, и отсутствие 100 мм орудия, и иная ходовая. Отобрали и механизм изменения клиренса. Экипаж — 6 человек. Что интересно, исходная версия боевого модуля БМП-3 с двумя пушками предполагалась как раз для БРМ, которая должна была действовать глубоко в тылу противника, без поддержки артиллерии или авиации. Машина способна полностью обеспечивать БМП-3 топливом, ремонтом вплоть до замены башни , эвакуацией. Да и бульдозером поработать можно. Получилась плавающая самоходка 2С31 Вена. Хотели ещё 152 мм гаубицу сунуть, обозвав это Пат-С, но не срослось. Постепенно разработчики поняли, что машина хоть и остаётся до сих пор самой мощной в классе, всё же начинает устаревать. Начался поиск решений. Решили сделать модульную схему модернизации, дабы заказчик мог улучшать то, что ему нужно. Тут и новая электроника, и увеличен ресурс ствола в полтора раза, и броневые экраны, даже комплекс активной защиты Арена-Э.
Командир БМП получил панорамический прицел с телевизионным и тепловизионным каналами, а также интегрированным лазерным дальномером. Прицел наводчика аналогичен командирскому, хотя в нем отсутствуют обзорный тепловизионный и телевизионный каналы. ЦВС также выполняет функции баллистического вычислителя и устройства обработки видеоизображений. Сведения об установке ВПДУ отсутствуют. БМП «Деривация» в качестве основного компонента силовой установки получила четырехтактный многотопливный двигатель без наддува УТД-29 мощностью 500 лошадиных сил. Он обеспечивает боевой машине массой 19,3 тонны удельную мощность на уровне 25,9 л. Компоновка по сравнению с БМП-3 практически не изменилась. Для более оптимального расположения аппаратуры дистанционного управления модулем два курсовых пулемета ПКТМ демонтированы. Экипаж машины — два человека, десант — 10 человек. Запас хода по шоссе составляет 600 км, по грунтовой дороге машина передвигается без дозаправки не менее 12 часов. Как следствие данная модификация БМП-3 может быть востребована практически во всех климатических зонах, в том числе в песках Ближнего Востока, в джунглях Южной и Юго-Восточной Азии. Данные характеристики делают «Деривацию» весьма конкурентоспособной. БМП-3 состоит на вооружении нескольких стран региона, ее конструкция неоднократно испытывалась в песках при высоких температурах и доказала свою работоспособность. Такая пушка предназначена для уничтожения пехоты, расчётов огневых точек, легкобронированной техники, БМП, беспилотников и прочих низколетящих воздушных целей. АУ-220М — это артиллерийская установка, находящаяся в башне низкого профиля с круговым вращением. Скорострельность достигает 100 выстрелов в минуту, прицельная дистанция огня — до 8 километров. Боезапас состоит из 80 снарядов в автоматизированной боеукладке и ещё 120. В качестве вспомогательного вооружения установлен спаренный пулемёт ПКТМ, обладающий боезапасом в 2000 патронов. Широко применяется современное цифровое оборудование, позволяющее применять «Деревацию» в любых погодных условиях и любое время суток. Благодаря использованию новой необитаемой башни без подбашенного отделения, внутреннее пространство стало больше, что позволило добавить 2 места для десанта. В 1983—1986 годах были проведены испытания и в 1987 году она была принята на вооружение Советской армии. В ходе государственных испытаний в районе мыса Опук два прототипа БМП-3 должны были на плаву на дистанции до 1500 м вести огонь по прибрежным целям из 30-мм автоматической пушки. Целью выступал танк Т-55, в результате прицел и приборы наблюдения танка были выведены из строя, 100-мм пушка была пробита в 4 местах, а на верхней лобовой детали появились изломы с трещинами. Широкой публике впервые была продемонстрирована на параде 9 мая 1990 года. В конструкцию БМП-3 было внедрено 111 изобретений специалистов Специального конструкторского бюро машиностроения. Данные машины были оборудованы тепловизорным прицелом французского производства — такой же прицел используется на основном боевом танке армии ОАЭ — «Леклерк-Тропик». Бронемашина также закупалась рядом других стран. Машина показала после пробега высочайшие показатели на стрельбах, путь в 2000 км БМП-3 прошла в отличие от британских и американских машин. В 1997 году КНР приобрела лицензию на производство боевого отделения БМП-3, которым впоследствии были вооружены китайские боевые машины пехоты Тип 97. В 2019 году ожидается поставка опытной партии БМП-3 с перспективным необитаемым боевым модулем «Эпоха».
Новейшая русская боевая машина пехоты БМП-3 "Деривация": Тактико-технические характеристики
Таким образом, МТО занимает очень малый объем, что благоприятно отражается на компоновке боевого и десантного отделений. К примеру, на одного человека внутри машины приходится 1 м3, что почти в два раза больше, нежели чем у БМП-2. Кроме того, посадочные места размещаются рядом с центром масс, что в плане колебательного режима является благоприятным фактором при преодолении машиной пересеченной местности. На каждом борту можно увидеть по 6 двускатных обрезиненных опорных и по 3 односкатных обрезиненных поддерживающих катка. Для изготовления корпуса и башни машины используются алюминиевые броневые сплавы различной толщины и стальная катаная броня, усиливающая основные проекции.
Логичным следствием стало появление большого количества модификаций, самыми распространенными из которых выступают такие: БМП-3К — командирская. По сравнению с базовой моделью, дополнительно оснащается средствами связи и аппаратурой для навигации, которые позволяют эффективно управлять боеми координировать действия с другими частями армии. БМП-3Ф — для морской пехоты Ф-флотская.
Модифицирована для десантирования с моря. Обладает повышенной плавучестью и соответствующей оснасткой. БМП-3М — модифицированная.
Обладает более мощным двигателем УТД-32Т , более совершенными системами управления огнем, дополнительным бронированием и рядом других новшеств, заметно повысивших технико-эксплуатационные и боевые характеристики техники. Несколько модификаций БМП-3 связано с установкой отдельных систем вооружения или защиты. Некоторые из них — «Кактус», «Штора», «Арена» - уже упомянуты выше.
Также необходимо отметить три боевых модуля — «Бахча-У», «Эпоха» и «Бережок». Каждый обладает собственным набором усовершенствований и преимуществ.
Весь боекомплект размещается в магазинах системы питания пушки 3,25; 3 к 7,62-мм пулеметам ПКТ ПК 2000 патронов в ленте к пулемету ПКТ блока оружия, 4000 патронов к пулеметам ПК в автономных установках по 2000 шт. Кроме того, в машине предусмотрены места для: - двух коробок по 200 патронов для пулеметов ПК 12, 20; одна коробка размещена на моторной перегородке справа в МТО, вторая коробка на моторной перегородке слева на МТО рис. Здесь же хранится и кобура с сигнальным пистолетом. Базовой машины Боевой расчет, чел. Диапазон вводимых дальностей, м Время непрерывной работы, ч 5 5000 6 Датчики - крена 1Б14 - скорости ТГП-5 - курсового угла 2. Базовая машина объект 688 Разделена на четыре отделения: управления, боевое, десантное и моторно-трансмиссионное МТО. Отделение управления расположено в носовой части машины. В нем размещены: сиденья механика — водителя по центру и двух десантников по правому и левому борту для стрельбы из 7,62-мм пулеметов ПК.
На рабочем месте механика-водителя установлены приборы запуска двигательной установки, контроля состояния ее систем, органы управления боевой машиной и другое вспомогательное оборудование. На местах десантников установлены приборы ТНПВВЭО1-01 для ведения прицельной стрельбы из пулеметов, а также магазины с патронными лентами на 2000 патронов. Все рабочие места оборудованы приборами наблюдения за полем боя. Боевое отделение расположено в средней части корпуса машины, ограничено спереди отделением управления и сзади — ограждением сидений десанта. В нем расположены рабочие места командира и наводчикаоператора, элементы артиллерийской части, приборы наблюдения, жизнеобеспечения, вспомогательного оборудования и ЗИП. Десантное отделение ограничено боевым спереди и моторнотрансмиссионным отделением сзади. Для десантников оборудовано семь сидений: два индивидуальных и пять сидений у моторной перегородки. В отделении размещаются: воздуховоды раздачи воздуха десанту, элементы электрооборудования базовой машины, приборы наблюдения за местностью, укладка для дополнительного боекомплекта, амбразуры для стрельбы из личного оружия. Размещение экипажа, десанта и вооружения в БМП-3 показаны на рис. Моторно-трансмиссинное отделение расположено в кормовой части машины и отделено от десантного отделения термошумоизоляционными перегородками.
В МТО расположены агрегаты силовой установки и трансмиссии с обслуживающими их системами. На днище корпуса у бортов расположены водометные движители. Силовая установка является источником механической энергии, приводящей машину в движение. В нее входят двигатель с обеспечивающими системами. Двигатель УТД-29 представляет собой десятицилиндровый V- образный, четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения, многотопливный, с сухим картером, без наддува. Обслуживающими системами двигателя являются: - система питания топливом; - система питания воздухом; - система смазки; - система охлаждения; - система предпускового подогрева и запуска двигателя; - механизм защиты двигателя от попадания воды на плаву. Система питания топливом предназначена для хранения, очистки и подачи топлива в цилиндры двигателя. В систему входят два топливных бака, топливоподкачивающий насос БЦН, элементы очистки и контроля уровня топлива, трубопроводы. Топливные баки размещены в носовой части корпуса машины и в нижней своей части они соединены между собой рукавом. Схема размещения экипажа и орудия в боевой машине пехоты БМП-3 1 — 100 мм орудие 2А70; 2 — 30 мм автоматическая пушка; 3 — спаренный пулемет; 4 — прицелы наводчика; 5 — прицел командира Для заправки системы топливом в правом баке имеется заправочное отверстие.
Для доступа к заправочному отверстию на корпусе боевой машины предусмотрено отверстие, закрываемое пробкой. Система питания топливом оборудована топливоподкачивающим насосом БЦН и двумя кранами. БЦН в сборе закреплен на фланце правого топливного бака и включение его осуществляется со щитка водителя кнопкой БЦН. Один топливный кран предназначен для включения и выключения подачи топлива к двигателю, а другой - для включения и отключения подачи топлива к подогревателю. Контроль за уровнем топлива осуществляется по указателю на щитке водителя. Система питания воздухом предназначена для подачи и очистки от пыли воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Она включает в себя элементы забора и очистки воздуха, а также конечный выключатель. Конечный выключатель предназначен для блокировки включения стабилизатора при поднятой воздухозаборной трубе и запуска двигателя без создания давления масла М3Н. Система смазки двигателя предназначена для подачи масла к трущимся поверхностям деталей двигателя с целью уменьшения трения и износа деталей, отвода от них тепла и удаления продуктов износа. Система смазки двигателя — принудительная, циркуляционная с сухим картером.
В систему входят: масляный бак, один нагнетающий и два откачивающих насоса, радиатор, фильтры, маслозакачивающий насос МЗН, трубопроводы. Минимально допустимое количество масла в баке 20 л. Масляный бак закреплен на левом борту в силовом отделении за корзинами АКБ. В верхней части бака имеется заливная горловина. Для контроля уровня масла рядом с резьбовой крышкой заливной горловины ввернут щуп со шкалой с ценой деления 5 л. МЗН закреплен на задней стенке бака, шестеренчатого типа с приводом от электродвигателя. Он предназначен для подачи масла в двигатель перед запуском последнего. После запуска двигателя начинают работать нагнетающий и откачивающие насосы двигателя. Система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости предназначена для отвода тепла от деталей, соприкасающихся с горячими газами, и для поддержания температуры этих деталей в пределах, допустимых для нормальной работы двигателя. Заправочная емкость системы охлаждения составляет 80 л.
Для охлаждения двигателя применяется летом — вода с трехкомпонентной присадкой, зимой - низкозамерзающая жидкость марки 40 или 65. К системе охлаждения подключены система подогрева и отопители. Система охлаждения состоит из водяного насоса, двух радиаторов, расширительного бачка, термостатов, крана, трубопроводов, сливного клапана. Расширительный бачок с заливной горловиной размещен по левому борту перед корзинами АКБ. Система предпускового подогрева и запуска двигателя — комбинированная, с принудительной циркуляцией жидкости и горячего воздуха. Она предназначена для разогрева охлаждающей жидкости, масла и впускного воздуха перед запуском двигателя при низких температурах окружающего воздуха. Управление системой подогрева осуществляется с места механикаводителя. Механизм защиты двигателя от попадания воды предназначен для предохранения двигателя от попадания в него воды через выпускные коллекторы при преодолении водных преград. Он представляет собой клапанные коробки, гидроцилиндры, патрубки. Работает автоматически.
При работающем двигателе клапаны открыты, а при неработающем они автоматически закрываются и исключают возможность попадания воды через выпускной коллектор к двигателю. Ходовая часть базовой машины состоит из: - гусеничного движителя; - подвески; - механизма натяжения гусениц. Гусеничный движитель предназначен для обеспечения машине поступательного движения за счет крутящего момента, передаваемого силовой передачей от двигателя к ведущим колесам и сцепления гусениц с грунтом. Он состоит из двух гусениц, двух ведущих колес, двух направляющих колес, двенадцати опорных и шести поддерживающих катков. Подвеска служит для соединения корпуса машины с опорными катками и для смягчения ударов и толчков, а также для быстрого гашения колебаний, возникающих при движении машины. Подвеска машины — индивидуальная, с несоосным расположением торсионных валов и гидроамортизаторами. Механизм натяжения гусениц МНГ состоит из двух механизмов, размещенных в отделении управления по бортам в носовой части корпуса машины. Башня Башня конусообразной формы сварена из алюминиевых броневых листов, служит для размещения командира, оператора, основного вооружения, узлов, механизмов и систем боевого отделения, для защиты экипажа и внутреннего оборудования башни. Для усиления броневой защиты передние сектора башни усилены двумя стальными экранами. На корпусе машины башня закреплена с помощью шариковой опоры.
На башне имеются: люк командира, люк наводчика-оператора, люк выброса гильз из орудия 2А70 и люк для загрузки патронных лент в систему питания пушки 2А72. Артиллерийская часть. В состав блока оружия входят рис. Орудие, пушка и пулемет установлены во вращающуюся маску, размещенную в амбразуре башни. В маске установлен лоток для удаления гильз пушки наружу машины. Система автоматического заряжания включает: - механизм заряжания МЗ орудия 2А70; - система питания пушки 2А72; - система питания пулеметов ПКТ. Механизм заряжания — электромеханического бескабинного типа, предназначен для размещения, хранения, транспортирования 100-мм выстрелов, подачи их в ствол орудия и удаления стреляных гильз из боевого отделения. МЗ состоит из конвейера, механизма загрузки, досылателя и механизма выброса. В конвейере размещается 22 выстрела к орудию, что позволяет поддерживать практическую скорострельность 10 выстр. В состав системы питания пушки 2А72 входят: магазины, полик, горизонтальный рукав, раздаточная коробка с механизмом подтяга, опора винтового рукава, горловины гибкого элемента.
В состав системы питания пулемета ПКТ входят: каркас с гильзозвеньесборником, магазины, направляющие кожухов, лотки, гильзозвеньеотвод и поддон. Системы питания пулеметов в автономных установках предназначены для размещения пулеметных лент по 2000 патронов в каждой укладке и подвода патронных лент к пулемету. По устройству системы питания пулеметов аналогична и каждая состоит из двух магазинов, каркаса, крышки и трактов питания.
БМП-3 «Деривация» Пушка калибра 57 мм отличается повышенной эффективной дальностью прицельной стрельбы, которая достигает 8000 метров. В качестве спаренного вооружения выступает ПКТМ. В качестве одного из предполагаемых вариантов рассматривается новейший «Корнет-Д». Объем боекомплекта 57-мм пушки составляет 200 выстрелов включая 80 единиц, подготовленных к стрельбе.
Она может вести стрельбу как по наземным и морским, так и по воздушным целям включая БЛА. Мощности 57-мм противотанкового снаряда вполне достаточно для эффективного уничтожения практически всех современных образцов БТР и БМП. В состав СУО «Деривации» входят прицелы командира и наводчика, центрально-вычислительная система ЦВС , комплекс передачи видеоизображений с оптоволоконным каналом связи, комплексы топопривязки и навигации, средств связи и передачи данных, управления механизмами и стрельбы. Командир БМП получил панорамический прицел с телевизионным и тепловизионным каналами, а также интегрированным лазерным дальномером. Прицел наводчика аналогичен командирскому, хотя в нем отсутствуют обзорный тепловизионный и телевизионный каналы. ЦВС также выполняет функции баллистического вычислителя и устройства обработки видеоизображений. Сведения об установке ВПДУ отсутствуют.
БМП «Деривация» в качестве основного компонента силовой установки получила четырехтактный многотопливный двигатель без наддува УТД-29 мощностью 500 лошадиных сил. Он обеспечивает боевой машине массой 19,3 тонны удельную мощность на уровне 25,9 л. Компоновка по сравнению с БМП-3 практически не изменилась. Для более оптимального расположения аппаратуры дистанционного управления модулем два курсовых пулемета ПКТМ демонтированы. Экипаж машины — два человека, десант — 10 человек. Запас хода по шоссе составляет 600 км, по грунтовой дороге машина передвигается без дозаправки не менее 12 часов. Как следствие данная модификация БМП-3 может быть востребована практически во всех климатических зонах, в том числе в песках Ближнего Востока, в джунглях Южной и Юго-Восточной Азии.
Данные характеристики делают «Деривацию» весьма конкурентоспособной. БМП-3 состоит на вооружении нескольких стран региона, ее конструкция неоднократно испытывалась в песках при высоких температурах и доказала свою работоспособность. Такая пушка предназначена для уничтожения пехоты, расчётов огневых точек, легкобронированной техники, БМП, беспилотников и прочих низколетящих воздушных целей. АУ-220М — это артиллерийская установка, находящаяся в башне низкого профиля с круговым вращением. Скорострельность достигает 100 выстрелов в минуту, прицельная дистанция огня — до 8 километров. Боезапас состоит из 80 снарядов в автоматизированной боеукладке и ещё 120. В качестве вспомогательного вооружения установлен спаренный пулемёт ПКТМ, обладающий боезапасом в 2000 патронов.
Широко применяется современное цифровое оборудование, позволяющее применять «Деревацию» в любых погодных условиях и любое время суток. Благодаря использованию новой необитаемой башни без подбашенного отделения, внутреннее пространство стало больше, что позволило добавить 2 места для десанта. В 1983—1986 годах были проведены испытания и в 1987 году она была принята на вооружение Советской армии. В ходе государственных испытаний в районе мыса Опук два прототипа БМП-3 должны были на плаву на дистанции до 1500 м вести огонь по прибрежным целям из 30-мм автоматической пушки. Целью выступал танк Т-55, в результате прицел и приборы наблюдения танка были выведены из строя, 100-мм пушка была пробита в 4 местах, а на верхней лобовой детали появились изломы с трещинами.
БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-3 (СССР)
Для контроля уровня масла рядом с резьбовой крышкой заливной горловины ввернут щуп со шкалой с ценой деления 5 л. МЗН закреплен на задней стенке бака, шестеренчатого типа с приводом от электродвигателя. Он предназначен для подачи масла в двигатель перед запуском последнего. После запуска двигателя начинают работать нагнетающий и откачивающие насосы двигателя. Система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости предназначена для отвода тепла от деталей, соприкасающихся с горячими газами, и для поддержания температуры этих деталей в пределах, допустимых для нормальной работы двигателя. Заправочная емкость системы охлаждения составляет 80 л. Для охлаждения двигателя применяется летом — вода с трехкомпонентной присадкой, зимой - низкозамерзающая жидкость марки 40 или 65. К системе охлаждения подключены система подогрева и отопители. Система охлаждения состоит из водяного насоса, двух радиаторов, расширительного бачка, термостатов, крана, трубопроводов, сливного клапана.
Расширительный бачок с заливной горловиной размещен по левому борту перед корзинами АКБ. Система предпускового подогрева и запуска двигателя — комбинированная, с принудительной циркуляцией жидкости и горячего воздуха. Она предназначена для разогрева охлаждающей жидкости, масла и впускного воздуха перед запуском двигателя при низких температурах окружающего воздуха. Управление системой подогрева осуществляется с места механикаводителя. Механизм защиты двигателя от попадания воды предназначен для предохранения двигателя от попадания в него воды через выпускные коллекторы при преодолении водных преград. Он представляет собой клапанные коробки, гидроцилиндры, патрубки. Работает автоматически. При работающем двигателе клапаны открыты, а при неработающем они автоматически закрываются и исключают возможность попадания воды через выпускной коллектор к двигателю.
Ходовая часть базовой машины состоит из: - гусеничного движителя; - подвески; - механизма натяжения гусениц. Гусеничный движитель предназначен для обеспечения машине поступательного движения за счет крутящего момента, передаваемого силовой передачей от двигателя к ведущим колесам и сцепления гусениц с грунтом. Он состоит из двух гусениц, двух ведущих колес, двух направляющих колес, двенадцати опорных и шести поддерживающих катков. Подвеска служит для соединения корпуса машины с опорными катками и для смягчения ударов и толчков, а также для быстрого гашения колебаний, возникающих при движении машины. Подвеска машины — индивидуальная, с несоосным расположением торсионных валов и гидроамортизаторами. Механизм натяжения гусениц МНГ состоит из двух механизмов, размещенных в отделении управления по бортам в носовой части корпуса машины. Башня Башня конусообразной формы сварена из алюминиевых броневых листов, служит для размещения командира, оператора, основного вооружения, узлов, механизмов и систем боевого отделения, для защиты экипажа и внутреннего оборудования башни. Для усиления броневой защиты передние сектора башни усилены двумя стальными экранами.
На корпусе машины башня закреплена с помощью шариковой опоры. На башне имеются: люк командира, люк наводчика-оператора, люк выброса гильз из орудия 2А70 и люк для загрузки патронных лент в систему питания пушки 2А72. Артиллерийская часть. В состав блока оружия входят рис. Орудие, пушка и пулемет установлены во вращающуюся маску, размещенную в амбразуре башни. В маске установлен лоток для удаления гильз пушки наружу машины. Система автоматического заряжания включает: - механизм заряжания МЗ орудия 2А70; - система питания пушки 2А72; - система питания пулеметов ПКТ. Механизм заряжания — электромеханического бескабинного типа, предназначен для размещения, хранения, транспортирования 100-мм выстрелов, подачи их в ствол орудия и удаления стреляных гильз из боевого отделения.
МЗ состоит из конвейера, механизма загрузки, досылателя и механизма выброса. В конвейере размещается 22 выстрела к орудию, что позволяет поддерживать практическую скорострельность 10 выстр. В состав системы питания пушки 2А72 входят: магазины, полик, горизонтальный рукав, раздаточная коробка с механизмом подтяга, опора винтового рукава, горловины гибкого элемента. В состав системы питания пулемета ПКТ входят: каркас с гильзозвеньесборником, магазины, направляющие кожухов, лотки, гильзозвеньеотвод и поддон. Системы питания пулеметов в автономных установках предназначены для размещения пулеметных лент по 2000 патронов в каждой укладке и подвода патронных лент к пулемету. По устройству системы питания пулеметов аналогична и каждая состоит из двух магазинов, каркаса, крышки и трактов питания. Система управления огнем рис. Прицел — прибор наведения ППН расположен в башне слева перед рабочим местом наводчика-оператора и сочетает в себе функции прибора наблюдения за местностью и наведения блока оружия в цель, включая и КУВ, как днем, так и в ночное время.
Прибор ППБ-2 размещен правее ППН и служит для обеспечения стрельбы по наземным и воздушным целям в светлое время суток. Прицел 1П3-10 закреплен в крыше башни перед люком командира и служит для обзора окружающего пространства включая и воздушное и наведения блока оружия в цель. Установлен в шахту люка командира. Приборы ТНП3ВЭ01-01 являются приборами наблюдения пулеметчиков-десантников на местах крепления пулеметов в автономных установках. Стабилизатор 2Э52 является стабилизатором вооружения БМП-3 и предназначен для использования в составе СУО для стабилизации и наведения блока оружия в вертикальной и горизонтальной плоскостях и позволяет совместно с другими составными частями системы управления огнем вести Рис. Размещение приборов наблюдения и ориентирования: 1, 9 - зеркала; 2, 8 - приборы наблюдения ТНП3ВЭ01; 3, 4, 5, 6, 11, 15, 19, 20, 22, 24, 27, 30 - приборы наблюдения ТНПО -170А; 7 - приемопередатчик; 10 - осветитель ОУ-5-1; 12 - прицел 1П3-10; 13 - осветитель ОУ-3ГА2; 14 прибор наблюдения ТКН-3МБ; 16, 21 - приборы наблюдения ТНПТ-1; 17, 18 - приборы наблюдения ТНПА-65А; 23 - электроблок дальномера; 25 - прибор ППБ-2; 26 - прицел 1К13-2 ППН ; 28 - блок индикации; 29 - пульт управления эффективную стрельбу неуправляемыми боеприпасами по наземным целям с ходу, с места и на плаву через прицел 1К13-2 режим «Автомат» , по воздушным целям с места через прицелы 1П3-10, ППБ-2 режим «Полуавтомат» и управляемыми боеприпасами с места через прицел 1К13-2 режим «Управляемый» , а также для выполнения ряда других функций, связанных с повышением скорострельности и эффективности боевого использования блока оружия. Представляет собой две функционально разделенные системы следящих приводов электромеханического типа. Дальномер 1Д16 служит для измерения дальности по цели и состоит из приемопередатчика 7, электроблока 23, пульта управления, блока индикации 28, защитного стекла.
Часть элементов дальномера расположена снаружи боевой машины приемопередатчик , а часть внутри боевого отделения. Изделие 1В539 закреплено слева от командира на кронштейне. Представляет собой сложный электромеханический прибор, предназначенный для обеспечения отработки стабилизатором углов прицеливания и боковых поправок при стрельбе из орудия и пушки с учетом баллистических, метеорологических условий стрельбы, а также перемещений боевой машины и относительной угловой скорости перемещения цели. Датчик крена предназначен для выдачи в изделие 1В539 сигнала, величина которого зависит от угла крена оси цапф блока оружия, то есть вырабатывает поправку к углу бокового упреждения на крен оси цапф блока оружия. Датчик крена закреплен на кронштейне крыши башни слева от люка командира. Датчик скорости предназначен для выдачи изделия 1В539 сигнала, пропорционального скорости движения машины. Датчик закреплен на корпусе трансмиссий, вал датчика соединен с валиком привода от выходного вала трансмиссии. Датчик курсового угла потенциометр предназначен для изменения сигнала с датчика скорости по величине и полярности в зависимости от угла поворота башни относительно направления движения машины, то есть для изменения введенной в вычислитель дальности, кинематически связан с редуктором механизма поворота башни.
Основу комплекса управляемого вооружения составляют оптические каналы ППН 1К13-2, которые обеспечивают визуальное наблюдение за целью и формирование информационного кодированного лазерного луча, направленного по линии визирования прицельного канала, и выстрел 3УБК 103 с управляемой ракетой 9М117. Немеханизированная боеукладка предназначена для размещения дополнительного боекомплекта для орудия 2А70 18 выстрелов или для пушки 2А72 250 патронов отрезками снаряженных патронных лент. Укладка размещена под центральными сиденьями десантников около моторно-трансмиссионной перегородки и может находится в двух положениях: рабочем укладка подготовлена к загрузке боеприпасами , транспортном укладка сложена. В состав приводов наведения блока оружия входят: - механизм поворота башни МПБ ; - подъемный механизм. Механизм поворота башни предназначен для вращения башни с помощью электромеханического или ручного привода в пределах 360. Электроспецоборудование рис. Все элементы комплекса соединены электромонтажным кабельным комплектом. Вспомогательное оборудование.
Вспомогательное оборудование представляет собой совокупность функционально не объединенных между собой приборов, систем и комплексов, предназначенных для обеспечения нормальной работы боевых систем машины, а также жизнедеятельности экипажа и десанта. К вспомогательному оборудованию БМП-3 относятся: - приборы наблюдения и ориентирования; - водометные движители и водооткачивающие средства; - электрооборудование базовой машины; - средства связи; - система защиты от оружия массового поражения и обеспечения обитаемости экипажа; - противопожарное оборудование; - средства маскировки; - оборудование для самоокапывания. Приборы наблюдения и ориентирования рис. В машине размещены следующие приборы наблюдения: - двенадцать дневных приборов ТНПО-170А: а четыре прибора перед люком механика-водителя 3,4,5,6; б два прибора — на головке люка командира 27,30 и два прибора слева от люка наводчика-оператора 11,15; в четыре прибора — на рабочих местах десантников в десантном отделении 19, 20, 22, 24. Прибор ТНПО-170А — призменный, перископический с электрообогревом стекол окон; - два дневных прибора ТНПТ —1: один прибор — на крышке люка командира, один прибор — на крыше корпуса за башней 16, 21. ТНПТ —1 — призменный с электрообогревом. Он предназначен для обзора задней полусферы местности без поворота головы наблюдателя назад; -два дневных прибора ТНПА-65А — на крышке люка командира 17,18. Призменный без обогрева стекол.
Для защиты от повреждений снаружи прибор закрыт кожухом, приваренным к шахте; - один дневной прибор ТНП-350Б — в укладке на стенке отсека ФВУ у механика-водителя. Призменный, перископический, с электрообогревом выходного окна. Он предназначен для наблюдения за местностью во время преодоления машиной водных преград при поднятом водоотражательном щитке; - два прибора ТНП3 ВЭ01-01 на рабочих местах десантников отделения управления 2, 8. Он состоит из призменного прибора наблюдения, волоконнооптической системы передачи изображения марки и коллиматора, механизма выверки; - два зеркала заднего вида — впереди слева и справа от люков левого и правого соответственно десантников отделения управления 1, 9; - один комбинированный дневной-ночной прибор ТНК-ЗМБ — на головке люка командира 14; - один прибор ночного видения ТВНЕ-1Б — в укладке устанавливается вместо среднего прибора ТНПО — 170А механика-водителя при вождении машины ночью. Он позволяет наблюдать за окружающей местностью как в условиях естественной ночной освещенности до 5... Подсветка фарой осуществляется при низком уровне освещенности, а также при неблагоприятных условиях окружающей среды низкая прозрачность атмосферы, малоконтрастный рельеф. Для использования при вождении машины ночью прибор ТВНЕ-1Б может устанавливаться в двух положениях: по-боевому и попоходному. Прибор ТВНЕ-1Б представляет собой перископическую бинокулярную систему с электронно-оптическими преобразователями, работающую в пассивно-активном режиме, с обогревом верхней призмы и окуляров.
К примеру, на одного человека внутри машины приходится 1 м3, что почти в два раза больше, нежели чем у БМП-2. Кроме того, посадочные места размещаются рядом с центром масс, что в плане колебательного режима является благоприятным фактором при преодолении машиной пересеченной местности. На каждом борту можно увидеть по 6 двускатных обрезиненных опорных и по 3 односкатных обрезиненных поддерживающих катка. Для изготовления корпуса и башни машины используются алюминиевые броневые сплавы различной толщины и стальная катаная броня, усиливающая основные проекции. В результате получена прочная, жесткая и герметичная конструкция, ничем не уступающая стальному корпусу и имеющая более низкий вес.
Основные тактико-технические характеристики и вооружения аналогичны БМП-3. Машина оснащена навигационной аппаратурой, двумя радиостанциями, приемником, аппаратурой внутренней связи на семь абонентов, автономным генератором и радиолокационным ответчиком. Радиостанция Р-173, дальность связи до 40 км. БМП-3Ф - создана на базе БМП-3 и предназначена для ведения боевых действий подразделениями морской пехоты, пограничными и береговыми войсками в прибрежной зоне, на побережье и при высадке морского десанта. От БМП-3 отличается увеличенным запасом плавучести и остойчивости машины, исключено оборудование для самоокапывания, установлены телескопическая воздухозаборная труба и облегченный водоотражающий щиток, введены водоотражающие щитки на башне. Превосходит базовую версию по подвижности и огневой мощи благодаря установке нового турбированного двигателя УТД-32Т мощностью 660 л.
Ниши в кормовой части корпуса заняты некоторыми элементами систем силовой установки, а также аккумуляторными батареями. Таким образом, МТО занимает очень малый объем, что благоприятно отражается на компоновке боевого и десантного отделений. К примеру, на одного человека внутри машины приходится 1 м3, что почти в два раза больше, нежели чем у БМП-2. Кроме того, посадочные места размещаются рядом с центром масс, что в плане колебательного режима является благоприятным фактором при преодолении машиной пересеченной местности. На каждом борту можно увидеть по 6 двускатных обрезиненных опорных и по 3 односкатных обрезиненных поддерживающих катка.